автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Рабинович, Ольга Тихоновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рабинович, Ольга Тихоновна

Введение.

Глава I. Аксиологическое осмысление процесса социального развития личности.

1.1. Ценности и их роль в становлении и развитии личности.

1.2. Выбор ценностных ориентиров индивидом как способ индивидуализации личности.

1.3. Социально-ценностное содержание современных образовательных учреждений.

Выводы.

Глава II. Социально-профессиональное развитие как постижение высшего смысла человечности.

2.1. Социально-профессиональная деятельность учителя и ее ценностное содержание.

2.2. Социально-ценностные основания реформирования образовательных институтов российского общества.

2.3. Аксиолого-праксиологические аспекты непрерывного образования и самообразования учителя

Выводы.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Рабинович, Ольга Тихоновна

Актуальность темы исследования. Проблема формирования аксиологических основ социально-профессионального становления учителя недостаточно разработана и требует исследования, прежде всего на философском уровне.

Хотя проблема ценностей появилась одновременно с возникновением философии, сегодня вновь ставится вопрос об аксиологическом осмыслении процессов становления и развития личности вообще и учителя в частности. В научной литературе представлены лишь или общие методологические, или специальные, дисциплинарные подходы к социализации личности. Нельзя признать полной изученность аксиологии личности в философии. Это побудило нас к исследованию ценностных аспектов социально-профессионального развития личности на примере профессии учителя. Актуальность избранной темы обусловлена также необходимостью поисков новых философских подходов к изучению динамики и ценностных ориентаций в условиях бурных социально-экономических, информационно-технологических и духовных перемен в судьбе современной цивилизации.

В условиях реформирования общества и всей системы образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов особенно важным представляется изучение аксиологического содержания социально-профессиональной подготовки учителя.

Поиск новых моделей Учителя третьего тысячелетия, обоснование аксиологических ориентиров его развития становятся важнейшим направлением в социальной философии, в удовлетворении потребностей общества на социально востребованную личность грядущих поколений. Но чтобы личность состоялась, необходимо ее взращивать в период накопления человеком жизненно необходимого социального опыта на различных этапах его индивидуальности. Школа материнского, семейного воспитания является основой социализации человека, становления личности и предшествует деятельности различных типов образовательных учреждений. Школа продолжает прививать индивидууму навыки социально-деятельностной адаптации человека через ценностное воздействие на сознание его, обеспечивая тем самым превращение его в личность.

Решение проблемы реформирования образовательных учреждений и всей системы воспитания личности в XXI в. возможно только на основе гуманистических ценностей. Поэтому и представляется злободневным исследование аксиологии социально-профессионального становления и развития учителя. Этот процесс непосредственно связан с характером ценностей и ценностных ориентиров гораздо сильнее, чем в других видах социально-профессионального развития человека. Эти соображения и обусловили выбор диссертационной темы.

Степень разработанности проблемы. Методологические подходы к изучению аксиологии личности были разработаны в трудах таких классиков разных типов, направлений философии, как Аристотель, К. Гельвеций, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Камю, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше, Платон, Ж. Руссо, Ж.П. Сартр, Л. Фейербах, М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс и других, и в работах классиков педагогики и психологии П.П. Блонского, JI.C. Выготского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.

С 30-х и вплоть до начала 60-х годов теория ценности в России всячески игнорировалась. Аксиология характеризовалась как "совокупность идеалистических учений", как апология "идеалистических "ценностей" капиталистического мира", как "ложное, ненаучное направление в понимании общественных явлений"1. Проблематика ценностей в условиях 60-х разрабатывалась в трудах В.П. Тугаринова, в 70-80-е годы - JT.M. Архангельского, М.М. Бахтина, В.А. Василенко, A.A. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, E.JT. Дубко, Г. Ирлитц, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, Е.М. Махарова, Б.Н. Попова, Н.В. Рыбаковой, Л.Н. Столовича, В.А. Титова, А.Ф. Шишкина, К.А. Шварцмана и других. Эти

1 Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов.М.,1960.С.31. труды имели в основном этико-аксиологический и эстетико-аксиологический характер. На них оставили свой отпечаток жесткие идеологические установки былой эпохи

Отдельные аксиологические проблемы освещались в работах разных лет социологов, педагогов, психологов: Ш.А. Амонашвили, A.A. Бодалева, У.А. Винокуровой, В.И. Зверевой, Г.С. Костюка, Е.И. Михайловой, Н.Д. Неуст-роева, Л.Ф. Обуховой, А.П. Оконешниковой, P.E. Тимофеевой и др.

Философско-аксиологические труды, свободные от идеологических догм, вульгаризации, начали в России выпускаться только со П-й половины 90-х годов. Среди них важную методологическую роль в изучении ценностного отношения человека к миру имеют работы О.С. Анисимова, H.A. Бердяева, С.И. Гессена, Б.С. Гершунского, Б.Т. Григорьяна, Н.С. Розова, Е.М. Махарова, В.Д. Михайлова, Ф.Т. Михайлова, А.Г. Новикова и ряд докторских и кандидатских диссертаций1.

Но в этих работах специально не изучены аксиологические проблемы социально-профессионального развития личности, в частности, учителя. Аксиология социально-профессионального развития человека на примере формирования личности учителя еще не стала темой монографического или диссертационного исследования.

Объект исследования: социально-профессиональное становление и развитие учителя.

Предметом исследования выступают аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя образовательных учреждений российского общества.

1 Анисимов О.С. Аксиология мышления. М.,1997; Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. М.,1999; Гессен С.И. Введение в прикладную философию. М.,1995; Гершунский Б.С. Философия образования. М.,1998; Григорьян Б.Т. Философская антропология. Опыт систематики. // Вопросы философии. 1995; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998; Махаров Е.М. Методология комплексного исследования человека. М.,1992; Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М.,1986; Махаров Е.М. Философия человека. Якутск, 1994. Михайлов В.Д. Философия согласия. М.,1995; Михайлов Ф.Т. Философия образования, ее реальность и перспективы. Якутск,1999; Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск,1995.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы методами социально-философского анализа выявить аксиологические основы социально-профессиональной подготовки учителя в процессе реформирования учреждений образования.

Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Провести философско-аксиологическое осмысление процессов социализации человека.

2. Обосновать роль ценностей и ценностных ориентаций в становлении личности.

3. Определить, какие ценности лежат в основе социально-профессиональной подготовки учителя.

4. Раскрыть аксиологические и праксиологические аспекты реформирования образовательных учреждений российского общества.

5. Выявить аксиологический аспект системы непрерывного образования учителя.

Философское и праксиологическое осмысление аксиологических проблем социально-профессионального развития личности позволяет выдвинуть следующую гипотезу: подготовка учителя, как ни в какой другой профессии, нуждается в социально-определенных ценностях и ориентировано на раскрытие высшего смысла Человечности.

Методологические основы исследования. Теоретической основой работы явились классические и современные взгляды по социальной философии и философской антропологии, где в той или иной мере раскрываются аксиологические проблемы сущности и существования человека. Концептуальную основу составили методология диалектического мышления и аксиологии, реализованные в рамках социально-философского анализа.

Основные результаты, полученные соискателем и их научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Прежде всего, осуществлен теоретический и праксиологический анализ проблемы формирования аксиологических основ социально-профессионального развития учителя.

2. Введено новое теоретическое положение о бессознательно-сознательной модели формирования ценности и ценностных ориентаций человека.

3. Обоснована логика изменения системы ценностей образования в период его реформирования и смены цивилизаций.

4. Обоснован ценностный характер сотворчества учителя и ученика в реформировании и развитии как личности ученика, так и профессиональных качеств учителя.

5. Выявлены аксиологические основы непрерывного образования и самообразования учителя.

6. Разработаны пути и способы совершенствования системы послевузовской подготовки учителей на основе ценностных ориентиров гуманизации и образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-философское осмысление ценностей позволяет наиболее адекватно выявить их роль в становлении и развитии социально-профессиональных качеств учителя.

2. Введение нового теоретического положения о бессознательно-сознательной модели формирования ценностей и ценностных ориентаций человека существенно уточняет механизм профессионального становления учителя.

3. Выявлена логика изменения системы ценностей образования в период его реформирования в условиях перехода к новой цивилизации, она способствует конкретизации деятельности учреждений образования.

4. Определение обучения как личностно-центрированное взаимодействие субъектов позволяет выделить аксиологический аспект социализации как учителя, так и ученика.

5. Аксиолого-праксиологическое осмысление приводит к пониманию путей и способов непрерывного образования и самообразования как процесс постижения высшего смысла Человечности.

Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке новых, философско-аксиологических подходов к социально-профессиональной подготовке учителя, которые будут способствовать постановке конкретных проблем перед педагогическими науками и тем самым содействовать поиску их решения. Материалы, теоретические выкладки, сделанные в работе, могут быть использованы в научных исследованиях для разработки новых подходов в теории личности, при составлении спецкурсов и лекций по данной проблематике.

Апробация исследования осуществлялась в докладах, выступлениях на:

- Саха-Германском симпозиуме "Образование - 2000" в марте 1997 года;

- проблемных, тематических и августовских конференциях педагогических работников 1997, 1998, 1999, 2000 годов.

Обобщенные теоретические и праксиологические материалы по исследуемой теме были представлены автором на Республиканской конференции в ноябре 1999 года руководителям методических служб республики в мастер-классе; в ходе курсовой подготовки учителей в Центре последипломного образования в г. Нерюнгри; на заседании в Министерстве образования по проблеме "Обеспечение качества образования" в октябре 1999 года; в ИПКРО; в Министерстве образования РС (Я), на Международном конгрессе в ноябре 1999 года в г. Новосибирске; в Институте по проблемам социальной политики и работы РАО, а также используются на курсах и семинарах для педагогических кадров.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии ЯГУ в июне и сентябре 2000 года.

Содержание диссертационной работы отражено в 5 научных публикациях автора.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя"

Выводы, полученные в результате исследования методологического аспекта существующих тенденций аксиологических оснований социально-профессиональной деятельности учителя сводятся к следующему:

- во-первых, на основе диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному прослежена закономерность становления и развития личности;

- во-вторых, цель диссертации достигнута и гипотеза исследования обоснована рационально, а в праксиологической части - получила подтверждение;

- в-третьих, прежде всего осуществлен анализ аксиологических основ социально-профессионального развития личности на примере деятельности учителя. Выдвинуто новое теоретическое положение о бессознательно-сознательной модели формирования ценностей, позволяющее с философских позиций рассмотреть ценности как отражение совместной работы и сознательной и бессознательной (подсознательной) структур психики человека. Такое понимание механизма формирования ценностных ориентаций способствовало более продуктивному раскрытию роли ценностей в становлении личности, обоснованию ценностных ориентаций как способа социализации и индивидуализации личности, раскрытию роли образования как одной из высших ценностей, формирующей, воспитывающей, развивающей личность. Показана особая роль философского образования в развитии личности;

- в-четвертых, обосновано, что успешное реформирование образования в Российской Федерации и ее субъектах возможно только при социально-ценностном подходе к преобразованиям, при наполнении обучающих технологий высшими духовно-нравственными смыслами, гуманистическими целями и средствами, при совершенствовании практики и управления непрерывным образованием и самообразованием учителей и специалистов на ценностной основе;

- в-пятых, общечеловеческие ценности добра, истины, красоты, справедливости, свободы, человечности, честности и т.д. - это фундаментальные основы, ядро программы не только реформирования образования, но и всех общественных преобразований. Противоречия техногенной цивилизации могут быть преодолены не только при условии доминирования в мировоззрении и действиях людей высших духовно-нравственных ценностей. Поэтому формирование, закрепление, развитие в сознании, поведении молодежи и всех граждан общезначимых ценностей во всем многообразии их социального, этнического, регионального и индивидуального - это задача судьбоносная для Республики Саха (Якутия) и всей Российской Федерации;

- в-шестых, с позиций ценностного сотворчества обоснована роль учителя в формировании личности ученика как Гражданина, способного участвовать в преобразовании общества;

- в-седьмых, обоснована аксиолого-праксиологическая роль социально-профессионального развития личности в условиях непрерывного образования и самообразования учителя. При этом как ядро всей программы последипломного развития личности выдвигаются общечеловеческие ценности во всем их многообразии социального, этнического, религиозного, индивидуального проявления, на основании которых предлагается методологическое обоснование концептуальных теоретических и праксиологических основ аксиологического развития самосознания личности в ее социально-профессиональной деятельности как системы, обеспечивающей позитивное реформирование российского образования и общества в период смены цивилизаций.

Во всем сложнейшем процессе становления и развития ценностных ори-ентаций личности, ценностных отношений в обществе первостепеннейшая роль принадлежит системе образования, призванной стать генератором общественного развития. Ключевой фигурой в формировании и воспитании личности и преобразовании общества является учитель. Учитель, педагог только тогда оправдает социальный заказ общества, будет востребован в нем, если его личпб

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование представляет собой, на наш взгляд, аксиоло-го-праксиологическую теорию осмысления процессов социально-профессионального развития личности учителя, востребованной реформированием системы образования и общества.

Осмысление процессов развития социально-профессиональной деятельности учителя требовало многолетнего изучения методологии развития аксиологического самосознания индивидуума, сфер педагогической деятельности образовательных учреждений российского общества. Исследованы социально-профессиональная жизнедеятельность человека, его духовно-нравственная сфера, сущность и ментальность и т.д. В работе сделана попытка систематизации причин и факторов, обеспечивающих философское осмысление аксиологических процессов деятельностного развития личности учителя как ценностной основы реформируемых социально-бытовых, экономических, духовно-нравственных устоев российского общества, которые способствуют социализации личности в бытии. В исследовании представлены авторские размышления, обобщения, адаптивные методики и технологии, преследующие задачи переосмысления приоритетов общества в ходе реформирования образования и воспитания. Акцентируется внимание на духовно-нравственную направленность образовательных учреждений российского общества, на приоритетность аксиологических основ в развитии самосознания личности и в период ее социализации. Личностно-центрированная система образования, развития и воспитания личности определена автором как перспектива преобразования взаимоотношений участников сотворчества в социально-деятельностном сотрудничестве и взаимообогащении. Ведущая роль в процессе изменения отношений в обществе принадлежит учителю. Учитель своей творческой деятельностью и самосовершенствованием способствует ценностно-центрированному развитию и воспитанию гражданина, способного участвовать в изменениях в обществе на всех этапах взросления, развития и адаптации его.

В исследовании представлены теория и праксиология наиболее эффективных путей, форм, методов и технологий, нормативно-правовых актов, применение которых способствует более профессиональному управлению субъектом в достижении поставленных им целей и задач по развитию потребностей узнавать, познавать, творить, исследовать и приобретать навыки для дальнейшей социализации, ориентации и адаптации.

Таким образом, аналитические итоги работы сводятся к следующему:

1. Вследствие разрушения традиционных стереотипов в укладе жизни человека в период техногенной цивилизации как машины духовно-нравственного подавления "самости" личности в микросоциуме и в мировом сообществе в конечном итоге происходит утрата ценностей и престижа знаний, образованности и культуры. Личностно-отчужденная система образования породила роботообразные отношения взрослых и детей. Современное общество и традиционные образовательные учреждения российского общества утрачивают способность воспроизводить общество молодых людей в условиях конкурентно-развивающейся сферы рыночных отношений. Социально-экономические и духовно-нравственные ориентиры общества находятся на низком уровне оценочных показателей. Дети перестают быть высшей ценностью семьи и общества, появилась угроза обнищания духовно-ценностных и морально-этических ориента-ций, что осложняет социализацию личности, ориентацию и адаптацию её в обществе, выхолащивает из самосознания духовно-нравственные ценности и ориентиры.

2. В сложившейся ситуации переоценки ценностей в социуме, семье и обществе, ослабления социо-культурного окружения личности наиболее здоровым, конструктивным звеном, располагающим необходимыми духовными, материальными и кадровыми ресурсами, научно-методическим обеспечением являются учреждения образования российского общества. Именно они могут оперативно реагировать и осуществлять квалифицированную профессиональную подготовку кадров, овладевать инновационными методиками и технологиями. Способны обновлять и создавать нормативно-правовые инструментарии и механизмы взращивания личности как ценности духовно-нравственной и информационной цивилизации, осуществлять грамотную подготовку педагогических кадров к обеспечению методологических направлений развивающего образования личности. При условии обеспечения государственной поддержки и обновлении статуса Учителя - консолидирующей социально-профессиональной фигуры реформирования общественных отношений. Они способны приостановить морально-нравственное разложение общества, падение престижа образования, разрушение социально-экономических устоев общества и государства.

3. Философское переосмысление предназначения личности учителя новой духовно-нравственной и информационной цивилизации может быть достигнуто при глубокой воспитанности и образованности индивида, при формировании его внутренней информационно-технологической культуры, интеллигентности и ценностно-ориентированного мировоззрения, способности познавать, изучать, и исследовать мир знаний, наук и открытий не по принуждению, в условиях личностно-отчужденной системы образования, а в условиях развивающего образования на основе личностно-центрированного взаимодействия субъектов образовательного пространства, управляемого на основе принципов взаимопроникновения взрослых и детей в управленческий мир сотворчества и сотрудничества.

Учитель, взращивая себя как социально востребованную ценность в ходе непрерывного самообразования, является аксиологическим началом в мире постижения высшего блага общества - человечности.

4. Для решения государственно значимых и социально-педагогических задач развивающего образования и развития мастерства учителя как сущности и высшей сущности, духовно-нравственного возрождения семьи, социума, общества и государства, учреждения образования должны обладать высококвалифицированными кадрами, способными к проблемно-аналитическому осмыслению и исследованию собственного опыта, к самоопределению собственной профессиональной траектории в современном образовательном пространстве, к планированию процессов пошаговых успехов в профессионализме и служебной карьере. На основе соблюдения методологических основ рефлексии и самодиагностики. В образовательной системе учреждений российского общества необходима опережающе специализированная и своевременная научно-методическая помощь по развитию востребованной личности с духовно-нравственными ценностями и ориентациями, способной безболезненно социализироваться и адаптироваться в обществе.

5. Изменяющиеся акценты государственной политики в преобразовании общества относительно образования как ведущей основы духовно-нравственного и социально-экономического возрождения всех сфер жизнедеятельности его должны быть усилены и подкреплены реальными экономическими вложениями, государственными и социальными гарантиями в развитии образованности и культуры личности Учителя - более подготовленной, мобильной и восприимчивой сущности общественного развития к инновационным процессам. Качественно подготовленные педагоги, квалифицированно управляемые в аксиолого-методическом самосовершенствовании в последипломный период, профессионально и социально сориентированные на освоение аспектов развивающего образования, смогут обеспечить обществу воспитание образованной, интеллигентной и культурной личности, способной кардинально изменить духовно-нравственные и социально-экономические устои государства и вывести его в мировое сообщество зарождающейся новой духовно-нравственной информационной цивилизации.

В результате проведенного исследования, автор приходит к следующему заключению:

 

Список научной литературыРабинович, Ольга Тихоновна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989 . №2.

2. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. №5.

3. Аладьин В.Г. Гуманитаризация или гуманизация.? // Вестник Российского философского общества. 2000. №2.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1980.

5. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте в субъекте воспитания. // Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. Т. 2.

6. Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека / Под ред. И.Н. Смирнова. М., 1988.

7. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1969.

8. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. М., 1988.

9. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. М., 1975.

10. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.

11. Артюхович Ю.В. Нормативно-ценностная модель личности: Специфика формирования в современных условиях: Автореф. дис. .канд. филос. наук Ставрополь, 1999.

12. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности // Общее среднее образование России. М., 1993.

13. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 1-2. М., 1993.

14. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социальная наука и техника. М.,1986.

15. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.

16. Бережной Н. М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. 1991. № 1.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,1989.

18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.,1991.

19. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1968.

20. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека. М.: Наука, 1998.

21. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивизации поведения ребенка. М., 1972.

22. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного подхода // Теория и практика социальной работы. М., Тула, 1993. Т. 1.

23. Булкин А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 1997.

24. Василенко В.А. Ценность и оценка. Киев, 1964.

25. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1893.

26. Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск, 1992.

27. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995.

28. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах М., 1999.

29. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. Минск, 1995.

30. Вольтер Ф. Опыт о нравах и духе народов // Хрестоматия по философии / Под ред. Радугина A.A. М., 1998.

31. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека. М., 1988.

32. Гегель Г. Лекции по эстетике // Соч. М., 1958. Т. 14.

33. Гельвеций К. Сочинения: В 2 т. М., 1973.

34. Гердер И.Г. Идеи в философии истории человечества. М., 1977.

35. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.

36. Гессен С.И. Введение в прикладную философию. М., 1995.

37. Гнатюк Г.А. Будущие системы образования Республики Саха (Якутия): Проблемы прогнозирования развития образования республики Саха (Якутия). Якутск, 1993.

38. Гоббс Т. О гражданине // Избр. произв.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

39. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Опыт систематики. // Вопросы философии. 1995. № 2.

40. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М.,1992.

41. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.,1993.

42. Гурджиев Г. Человек есть множественность. Об эволюции человека // Человек. 1992. № 2.

43. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.,1988.

44. Гусейнов A.A., Ирлитц Г. Краткая история этики. М.,1987.

45. Гусинский Э.Н, Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

46. Декарт Р. Рассуждение о методе // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

47. Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941.

48. Дильтей В. Описательная психология // Хрестоматия по философии / Под ред. Радугина A.A. М., 1998.

49. Древнекитайская философия. Т.1. 1972.

50. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

51. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.

52. Дьюи Джон. Школа и общество. М., 1907.

53. Евладова Е.Б, Петракова Т.И. Материалы кафедры дополнительного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 1996.

54. Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. Фрагменты из будущей книги. М., 1997.

55. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1997.

56. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Уч. пособие и практикум. М.,1997.

57. Иллич Иван. Общество без школ // Гусинский Э.Н, Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

58. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М., 1999.

59. Игонина Г.В. Ценностные ориентации учительства на феномен разных политических культур. Международный анализ. Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 2000.

60. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

61. Кабанов П.Г. Методическая культура педагога: проблема уровней и содержания // Образование в Сибири. 1995. №1.

62. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.

63. Кальней В.А, Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель-ученик". М., 1999.

64. Каменецкий С.Е. К вопросу о новой парадигме образования // Наука и школа. 1999. № 1.

65. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

66. Канке В.А. Основы философии: Уч. пособие для студентов ССУЗОВ. М., 1999.

67. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т.4.

68. Карнап Р. Значение и проблемы // Хрестоматия по философии / Под ред. Радугина A.A. М., 1998.

69. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

70. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М., 1989.

71. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политический журнал. 1992. № 4-5.

72. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982. Т. 1.

73. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989.

74. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.

75. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 1999.

76. Концепция довузовской подготовки будущих учителей в школах Республики Саха (Якутия): Приложение №2 к решению коллегии Методического Объединения РС (Я) от 30.03.99 г., № 01-05/04-02.

77. Концепция непрерывного педагогического образования (НПО) в Республике Саха (Якутия). Якутск, 1999.

78. Концепция о правах ребенка. ЮНЕСКО. 1989.

79. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 1989.

80. Краткая философская энциклопедия. М., 1991.

81. Краткий словарь по философии / Под общей ред. В.В. Блауберга, П.В. Копнина, И.К. Пантина. М.: Вогорос, 1970.

82. Культура и цивилизация. М.,1984.

83. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.

84. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1986.

85. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8.

86. Локк Дж. Избр. Философские произведения: В 2 т. М., 1960.

87. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927.

88. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,1969.

89. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

90. Луначарский A.B. Этюды: Сб. статей. М.; Л., 1922.

91. Макаренко A.C. Собрание сочинений: М.: Педагогика, 1956. Т. 8.

92. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

93. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.,1994.

94. Марков В.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб., 1993.

95. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

96. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 121.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

98. Махаров Е. М. Мир философии. Ч. 1-2. М., 1991.

99. Махаров Е.М. Методология комплексного исследования человека. М., 1992.

100. Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М., 1986.

101. Махаров Е.М. Философия человека. Якутск, 1994.

102. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

103. Михайлов В. Д. Философия согласия. М., 1995.

104. Михайлов Ф.Т. Философия образования, ее реальность и перспективы. Якутск, 1998.

105. Михайлова Е.И. Учитель, педагогическая деятельность и новые технологии // Учительский вестник. 1999. №15-16.

106. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Декабрь. 1999.

107. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., 1999.

108. Hey строев В. Д. Методическое пособие по спецкурсу «Учитель как исследователь» для студентов. Якутск, 1995.

109. Hey строев Н.Д. Деятельность сельских малокомплектных школ в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.

110. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1992. Т. 2.

111. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1998. Т. 2.

112. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1995.

113. Новые информационные технологии в универсальном образовании. Новосибирск, 1994. Ч. 1-2.

114. Новые модели общеобразовательных учреждений. М., 1994.

115. Об управлении разумом // Я.К. Коменский, Локк Дж., Ж. Руссо, И.Г. Песта-лоцци. М., 1989.

116. Обухова Л.Ф. Детская психология, М., 1995.

117. Общество, культура, человек. Воронеж, 1993.

118. Оконешникова А.П. Постановка проблемы мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов Республики Саха (Якутия) // Народное образование Якутии. 1995. № 4.

119. Оконешникова А.П. Этнопсихологические проблемы теории и практики обучения // Народное образование Якутии. 1994. № 3.

120. Ортега и - Гассет X. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.

121. Педагогическая технология / Сост. Щуркова Н.Е. М., 1992.

122. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

123. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.

124. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3.

125. Попов Б. Н. Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях. Автореф. дис. канд. фи-лос. наук. Якутск, 1996.

126. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М., 1986.

127. Попов Б.Н. Этика: Курс лекций М., 1999.

128. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1.

129. Поссе В.А. В поисках смысла жизни. Воронеж, 1922.

130. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 1999 года № 423. О совершенствовании системы непрерывного образования в Республике Саха (Якутия).

131. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.

132. Проблемы философии культуры. М., 1984.

133. Радугин A.A. Философия: Курс лекций. М., 1997.

134. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998.

135. Рубенштейн М.М. О смысле жизни. Л., 1927.

136. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. М., 1974.

137. Сартр Ж. Эксистенциализм это гуманизм // Хрестоматия по философии / Под ред. Радугина A.A. М., 1998.

138. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

139. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. Гребенников И.В, Ко-винько Л.В.М., 1990.

140. Словарь иностранных слов / Гл. ред. Ф.Н. Петрова. Изд. 6-е. 1964.

141. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. Изд. 2-е. М., 1975.

142. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. М.,1992.

143. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1, 2-7.

144. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

145. Спиноза Б. Этика // Хрестоматия по философии / Под ред. Радуги-на A.A. М., 1998.

146. Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. №10.

147. Степин B.C. Философия и образы будущего. Якутск, 1999.

148. Стивен Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей. М.,1998.

149. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

150. Столович JI.H. Природа эстетических ценностей. М., 1974.

151. Тимофеева P.E. Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия). Якутск, 1998.

152. Тимофеева P.E. Культура как основа последипломного образования педагогов // Народное образование. 1998. № 4.

153. Толстой JI.H. О народном образовании // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. Петров П.А. М, 1990.

154. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1985.

155. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

156. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.

157. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. №4.

158. Ушаков K.M. Подготовка управленческих кадров образования. М., 1997.

159. Ушинский К.Д. Предисловие к новому тому Педагогической антропологии // Избранные педагогические сочинения. М., 1953.

160. Фельдштейн Д.Ц. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.,1997.

161. Философия / Под ред. Лавриненко В.Н. М., 1998.

162. Философия. Культура. Образование. Якутск, 1999.

163. Философская антропология. М., 1982.

164. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., 1970 Т. 5.

165. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., 1960.

166. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 6-е. М., 1991.

167. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-на-Дону, 2000.

168. Философский словарь. M., 1986.

169. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

170. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1-2.

171. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

172. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.

173. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

174. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989, №2.

175. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

176. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 7.

177. Хрестоматия по философии // Под ред. Радугина A.A. М., 1998.

178. Хьелл 3. Д. Теории личности. СПб., М., Харьков, Минск, 1999.

179. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Полное собр. соч. М., 1950. T. VII.

180. Шамова Т.П. Исследовательский подход в управлении школой. М. 1992.

181. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения / Под ред. Каирова И.А. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. Т. 2.

182. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

183. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

184. Шелер М. О вечном в человеке // Хрестоматия по философии / Под ред. Радугина A.A. М., 1998.

185. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Избранные произведения. М., 1999.

186. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М., 1968.

187. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994.

188. Шулындин Б.П. О понятиях "дух" и "духовность" // Вестник "Российское философское общество". 2000. № 2.

189. Щербаков Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения в школе // Наука и школа. 1999. № 1.

190. Эверт Н.А, Сосновский А.И, Кулиев С.Н. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск, 1991.

191. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. Беляева и др. М., 1989.

192. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.