автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Активизация личности в сфере самодеятельного художественного творчества

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Рахматулина, Альфия Мухитовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Активизация личности в сфере самодеятельного художественного творчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Активизация личности в сфере самодеятельного художественного творчества"

'.".ОСКОВСКИН ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ШШМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНС1ШУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

РАХМАТУЯШ1А Альфия Мухитовна

КТКВиЗАЩЯ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО . ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

пециальность 17.00.08.-теория и история культуры

А В Т О Р Е $ Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1993

Работа выполнена на кафодрэ теории нуавтуры, а т. ¡я и и эстетики Московского ордена Трудового лраснзго Знамени государственного института культуры

Научный руководитель - кандидат философских наук

доцент йриз A.C.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Афасисав ¿LH.

- кандидат философских наук Матвеева С. п.

Ведуцая организация • - Краснодарский кнсткуут

искусств и культуры.

Засигга состоится щ/3 'fib-tt/lZ/lrl г. в/У со в на эасв-внии Опвциалиэир^ваи&гго совете К üy£. 07. Ü3 га присуждения у .diioft степени кандидат.} фидософгдмх Kays вря Московском ордена Трудового Красного Знаиани государственной институте культури С 1414JJ, dqcbosckm оба., Химки-о, ул. Библиотечная, 7).

С диссертаций мокно ознакомиться о iiayvaafl библиотека псковского ордене Трудоього Красного 3 каш ни госудсрат55>ааго института культуры

Автореферат разослан 1993 г.

Ученый секретарь

Специализированного совета,

кандидат философских наук, * . -.

профессор ^ Р.И.ИбрагкьяЕ

- г -

ОЩАЯ ХАРАКГЕРЛСГ>1КА РАЬШ

Актуальность темы исследования. ¿¡свре'-н;тшй этап р лвитня для расдублик, составлявши* Советский Соиэ, ознаменован экономическими и политическими реформами, успех которых зависит от творческой активности трудящихся, ¿е развитие наталкивается на препятствия. Кризисные явления в экономике скизми возможное?;; правления трудовой активности, особенно в таких республиках, ..&«. Узбекистан, где остро обучается недостаток рабочих мест, ¿¿»зо-лось бы, что более благоприятными на современном этапе стали условия для развития поли-аческой активности. ¿Ь £акты св;:де?еД1 -ствувт о том, что подъем этой активности, имвваий место в начале перестройки, прекратился. Все больно становится людей, которые разочаровались, убедившись, что демократические надечды во многом оказались иллюзорными.

Итак, возникло противоречие: с одной сторону, дают о се'^е знать обстоятельства, сдерживаюдке развитие активности л и чей в сферах экономики и политики, а, с другой- мач^этеся преооразоаа-ния требуют ее развития. Ь атих услов/ х особое значение приобретает сфера культуры, особенно те ее области, которое непосредственно связаны с удовлетворением эстетических потребностей населения, Здесь нет тех резких скачков, которые катастрс*«чес1 проявляются в хозяйственной и политической жизни, прочнее традиции. Недаром часто в истории бивало так, что люди искали в искусстве укрытия от социальных бурь, а художественное творчество рассматривали как область, недоступную ударам повседневности.

1*ри всех условиях это - область, стимулируадая творческую активность человека и предоставляющая бользие возможности для аа развития. Л так как основные ¡формы социальной активности - трудовая, политическая и духовная, в частности, эстетическая, не отделены друг от друга китайской стеной, то область искусства мояег выступать как школа социальной активности, формирующая у людей те ее основы, которые необходимы в любой "сфере деятельности. В качества такой школы в советский период нашей истории довольно широко использовалась художествениая самодеятельность. И хотя постоянный недостаток средств для развития ее материальной базы су-кал круг лвдей, которые в ней участвовали, она многим позволяла раскрывать и развивать свои творческие способности, компенсируя в той или иной мере отсутствие возможностей их проявления у тех, кто был занят монотонным трудом и отчужден от политики.

■ - 3 -

Актуально Р. задачей в современных условиях является развитие худскестг^нной самодеятельности, нацеленное на повылжие ее вос-пктатилькмх ¡-у .<ций, ее роли в формировании у л еде Р. не 1^ько оптических вкусов, но и тех нравственных качеств, которые необходим! человеку для участия в соверзенствовании социальных от-иозонкй. Актуальность ятой задачи обусловила выбор темы предлагаемо? диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая и эмпирическая база исследования.- Центральными для выработки теоретической концепции диссертации явились проблемы взаимосвязи личности и общества, детерминации поведения личности и форм реализации ее социальной активности. ^Как известно, ати проблемы занимал» одно из главные мест в трудах мыслителе?- на всех этапах истории цивилизации. мля выявления сущности разных подходов к ис-.ладованж -тк* проблем были мспог.ьзораны труды го истории философии и этики, тексты ряда философов античной япохи, Нового времени и XX веко.

В круг теоретике :ккх 'Источников, проанализированных диссертантам, ооали такте работы по проблемам личности, опубликованные советскими учеными Архангельский ¿.¡А.,ЬекеокишйЙ;Э.,ЦуевоР.*.Д., Гр-.торьннсы е.Т, «хр-.*'? труды, поевкзенные различным аспектам категории "активность*^-.

^с следование-, -итоги которого представлены в диссертации, потребовала обращения к роботам, госвядеиным эстетическому воспитании, методам эстетического воспитания в коллективах художественной самодеятельности - особенно тем, которые знаменуют собой перенос акцентов с предметных результатов их работы на формирование духовтл качеств их участников.4*)

В-ч многих опубликованных работах- например, в труцахТ.Й.Ьа*-лано^(Ч Д.а.Генхина, В.и.Каяачева-,;й.СДадановского, А.С.Каргина, Ю.Д.Красильникова, Е.й,Смирновой. Соколовского, й.А.Соломоних и др. аьторов - затрагивается некоторые аспекты развития творческой актикностк участников самодеятельных художественных коллективов, ко л<я там не являются.предметом специального рассмотрения. Более детально эти проблемы представлены в ряде кандидатских диссертаций-. Однако в них предметом исследования являются лишь познавательна? и художественно-творческие аспекты активности. *то касается аспекта, непосредственно связанного с социальным творчеством, формированием общественных отношений, то он ис~ слсдован только в одной диссертации - на базе вокально-инструыен-

. - 4 -

талыолс ансамблейИменно этому аспекту мы резнли уделить специальное внимание с тем, чтобы восполнить образовавшийся ггробел. причем сделать это на базе более круглы* обт^д^кениГ:, юна-льно-инструмэнтальни'э ансг /бли, на базе сауодеятельнмх оркестроа народ!«« инструментов. Конкретно в качестве пмпкричееко'л баэм для исследования были взяти два спмоделтелыпк коллектива Ташкентского-дема культуры ям.луначарского - орхестр русских п-чрс.;-кых инструментов и оркестр узбекски,* народных инструментов.

«¿этодологической основой исследовании явились :г. .".ж;;:!: единства исторического и логического в подходе к отбору и анализу теоретического материал*. и принцип системности, ориентирувди.к на рассмотрение исследуемого объекта в его целостности, снутренянх и внешних связях. Этому принципу была подчинена и методика га лучения и обработки эмпирического материала. Она включала:

- наблюдение за репетиционной и концертной деятельностью отобранных для изучения самодеятельных коллективов;

- беседы с участниками и руководителями свмсдеятельщг- коллективов, ориентированнее на виявленио их мнений об отношениях внутри коллектива и о задачах его деятельности;

- анкетирование участников самодеятельного коллектива (анкета приводится в приложении к тексту диссертации).

Об-ьект исследования - учебно-репетицнонниГ процесс и концертная деятельность оркестр» народнж инструментов.

Ьт^Ачт исследования - роль участников самодеятельного коллектива в .¡юрмкропанпи взаимоотношений товарищеского сотрудничества.

1<ель исследования - выявление факторов, обуславливающих меру активности участников самодеятельного оркестра в развитии коллективистских и интернационалистских начал в социальных отношениях..

Задачи исследования;

1. Выявить рациональное содержание различных подходов к проблеме -взаимосвязи личности и облества, внешней и внутренней де-Тарнинаци.и поведения.и деятельности личности.

2.-. Уточлить шнятиэ социальной активности личности.

Э*';^&'аямияяр&»рт*': геаяожнссФи развития социальной активное" т.'и-каСэЛения иасовременном ятапе и пути использования этих возможностей в разных сферах' деятельности.

Определить зависимость меры социальной активности участников самодеятельного коллектива от форм организации его репетици-

- ь -

онноГ. а ко инертно? деятельности, репертуара, качеств руководителя и других факторов.

¿^работать рекомендации, способствующие повышению роли участников самодеятельного худо*ественного коллектива в укреплении начал товарищеского сотрудничества и интернационализма в социальных отношениях.

Г;:пот<?доП исследования является предположение о том, что для развития социальной активности населения, особенно в условиях ее сшяснил в сферах экономики и политики, могут быть' эффектов!» исгальзоваш коллектив!; :у до явственной самодеятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования •состоит:

- в обосновании дополнительности альтернативных подходов к проблеме взаимосвязи личности, и общества, представленных в истории обществ*.моР. мисли;

- в восстановлении оС^человеческоЙ значимости начал коллективизма и интернационализма, несправедливо принигенных в литерз-

последнего временн;

- .> расширении объема задач гю воспитания творческой активности участников художественной самодеятельности, предполагающем соединение процессов развития познавательной и худокественно-творчеекой активности с социальной активностью - воздействием на социальные отношения;

- в анализе состояния иузыхольной самодеятельности в Узбекистане, тенденции и потребностей ее развития;

- в зндвтю.чии рекомендация, направленных на интенсификацию формирования социальной активности участников самодеятельних иу-зккальнмх коллективов в процессе их эстетичесхой деятельности.

фактическая значимость исследования.' Его результаты иогут:

- способствовать повыаения эффективности воспитательной работы в солоде яте лыс» художественшк коллективах на основе включения в ее задачи сознательной ориентации участников эткх коллективов на совершенствование отнозэний между ними;

- помочь улучшении подготовки руководителей художественной са* деятельности на основе расширения их кругозора и белее глубокого осознания связи эстетического воспитания с другими сторонами формования целостной личности;

- выводы исследования и обосновывавшие их аргументы ыогут найти применение при разработке, тематики лекциГ и семинарских занятий в ку л ь т про с с е туч ил кда х и в вузах культуры и искусства.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе применения его выводов в практическое работе орхзстров '"зродних инструментов дл им.Луначарского г.Ташкента, в оеседэх с председателем Союза композиторе;, музыковедом .чжаббаровиы д.а. , с за-слуяеншм деятелем искусств, художественным руководите".еы анса-сбля "йяла" *>арухом Захировим, известными в республике музыка.,ь-ными деятелями Рано Триповой, Гавхар Акиповой, Тамарой ла.н; ч и другими, в выступлениях на слете народных схазителей Средне*! Аз ум и Казахстана, на конференциях про ^зссорско-препсдйватель-ского состава ТазГ'^^а.

Структура диссертации подчинена принципу восхогденил от абстрактного к конкретному при исследовании рассматриваем Г проблемы. Диссертация включает введение, две главы, список использованной литературы и приложения.

»ХЮЬмОН СЦцЕРЛА11»Е Д|;ССЕРГА1^"'

Во введении обосновывается актуальность избранной тилы, характеризуются степень ее научно?, разработки, теоретическая и эмпирическая база исследования, определяятсд его методологические основы, цель и задачи, выявляется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Глава 1 - "возрастание социальной роли личности на современном этапе" - содержит два параграфа, в первом из которых рассматривается история формирования представлений о личности как активном социальном субт^кте и анализируются условия реализации социальной активности лпдвГ. в производственной и общественно-политической сферах нашей общественной жизни.

Анализ взглядов мыслителей античности, средневековья, нового и новеР-шего времени, проведенный в диссертации, показывает, что в истории общественной мысли проявились два подхода к осмыслению источников детерминации социального поведения человека. Цдин из них представлен мыслителями Сот Анаксимандра и Гераклита до представителей ряда современных социологических пкол), которые акцентировали внимание на внеаних факторах, обуславливающих формирование личности и ее жизнедеятельность, рассматривая в качестве таких факторов либо пр..роду, либо "надприродкые", сверхъестественные силы", либо общество. Представители другого подхода (от софистов до экзистенциалистов) подчеркивали суверенность лич юсти. рассматривая ее как существо, которое самостоятельно, по своей воле, Армирует себя и линию своего поведения. Устойчивое сосуце-

У'-

ствовэние этих двух подходов свидетельствует, на наш взгляд, о том, что объективное исследование отноаений между личностью и ее средой требует ,,<ух в з а имо до шл нящих' те о ри й - социологич». кой и антропологической. И фиксируй' односторонность'каждой из них, не следует сбрасывать ее со счетов, как яко'бьг неисткннуи.

ЬоадеГствле среды на личность - лиаь'одна сторона их взаимосвязи. "»тобы представить эту из лосвязь во всей полнота, нужно исследов ть и другую ее сторону: определить позицию личности ш . отноазнин к среде. А в. ори рассматркв&мых 'в' диссертации концепций определяли ее пс-разному. Если' обратиться к античной эпохе» то можно установить, что одни чнапример; Ар'йстипл, Диоген) замыкали личность на себя, освобождая "ее"от общественных обязанностей, а другие (например, Сократ; 1«атон,! Аристотель) настаивали яа выполнения с» этих обязанностей. В учении'и поведении Сократа особенно ярко в' чазилось стремление активно' воздействовать на общество. 1>то установка получила развитие в :Ьпоху Возрождения,' яр-ча^д'.ц ее внразителоы'стап ¿»ордена £руно, в учении которого центральное место занял с раз героического энтузиаста, реааодего задали <"-!г.ьлэго общественного значения. Такое понимание социальной активности утверждалось у прогрессивных мыслителей ло мере созревания предпосылок буржуазии* революций. "Оно',''хотя и по-разному, проявилось в концегсглих просьетителей, классиков немецкой идеалистической философии, соцкмистов-утопистов, 'а затем - в социологических теориях Спенсера. Дэркса и ряда других ученых.

"овейасе время - соврем<з1мая эпоха - принесло с собой небывалое развитие связей между народами, экономического и культурного взаимообмена, систем массовых коммуникаций. Человек стал себя Нйшсредстве.'шо элементом "социального целого, "участвую-

щим в с 'о функционировании, частная жизнь людей сблизилась с их общественной кизньэт, нередко переплетаясь с ней и лиоая человека возможности почувствовать своа индивидуальность. Тоска по этой исчезаюдой возможности породила в сбдественном сознании рост интереса к проблемам личности. В их постановке и ревении нередко дает о свб. знать традиция ландаать леность на себя, отгораживая ре от общества. Ьо даче у таких сторонников этой традиции, как ¿1.Ьсрдярр, сквозь завесу уверений в чуждости обдества пробивается стремление участвовать в его жизни. Это стремление к активному социальному самовыражению оказывается об^им для таких несхожих направлен;;? современной общественной мысли, как ницаеанст-во .! прагматизм, окоистенциализм и теории конвергенции социаль-

- о -

них систем.

Установка на активную социальную деятельность стала характерной для множества работ советских авторов, ващедш'.х з /Л-оЛ годах и посвященных социал.ной активности, » отих работах нередко активность отождествляется с деятельностью, а поло проявления социальной активности ограничивается сферами производственно? и общественно-политической деятельности. Ь диссертация в противовес этому задирается позиция тех авторов (Кремянского В.я., Ьуе-вой и др.), которые рассматривают социальную акт ¡вность либо как свойство социального субъекта, выражающееся а его деятельности, либо как меру деятельности, указывавши на степень проявления в ней отого свойства.

Если обратиться к основной сфере деятельности - производственной, то нетрудно убедиться, что для больаинства работников, занятых однообразным и жестко регламентированным трудом, возможности для проявления творческой активности невелики, .¿ного говорят сегодня о благотворном воздействии, которое оказывает на развитие социальной активности работников переход к рыночным отнода-ниям, расширение предпринимательской деятельности. Но, во-пгрвих, вряд ли можно признать благотворной активность спекулянта, который не стремится реализовать свои способности в чем-то полезном для других, а забогится лига» о том, чтобы "снять пенки" с результатов чужого труда.

Активность может выступать и как положительный, и как отрицательный фактор в зависимости от характера деятельности, в которой она проявляется, лээалось бы, в наии дни большие возможности для проявления социальной активности открылись в сфере политической жизни благодаря демократизации. Но не секрет, что демократия слитком часто принимает у нас нецивилизованный характер, превращается в борьбу за власть между разными политическими группировками, которая нередко порождает в массах агрессивные настроения. 1^олитическая активность, проникнутая этими настроениями, зачастую националистическими по своему характеру, вызвала во многих регионах бывшего СССР кровавые конфликты. Не случайно поэтому возрастает доля населения, теряющая интерес к политической ииэни и желание в н 1 участвовать.

Тем большее значение приобретают возможности развития и реализации позитивной, творческой и созидательной активности в сфере досуговой деятельности,в частности, в такой ее форме, как массовое художественное творчество. Как используются эти возможное-

- b -

ти, что помогает и чтс мешает активизации личности в сфере досуга - оти проблем« рассматриваются во втором параграфе первой главы.

досуг - ото понятие, характеризуемое деятельность чело ее ка в свободное время. & диссертации приводятся данные, показывавшие, что с годами меняется соотношение таких занятий в свободное время, как творческая деятельност: , потребление духовных благ и различнее :'.ды отдыха, liac интересовало, как распределяется свободное время трудящихся сегодня, ¿¡сследуя его в Яу..бгаевскай районе г.Ташкента, ич обнаружили, что очень нала доля выслей группы до-еугогых занятий - творческой деятельности: у мужчин она занимает 6,И свободного Brwwemi, у кекцки е";е ыеньэз. Хуже всего обстоит дело с деятельность«; по создания культурных ценностей, этот вид занятий занимает последи»? место в бедке те свободного времени оп-,о:кнн>« на- ч муччин и фаятичесхи отсутствует в досуге большинства А?чду тем приобщение человека к этому виду занятий особенно еачко для его самореализации, развития его с :ю со С но стер., активизации «го как с .циального субт-екта. Это относится как к iwWf"4»CKOMy. так я к худокесге^гному творчеству, которое позволяет человеку активно осваивать богатства сокрогицницы исхусства, концентриру«.';ке в себе № только аскетический, но и моральный опыт чг/.овечества, а токлз ьюсить а оту сокровищницу свой вклад.

О какие с'ы компонентах худо «ест ьенной с аи о д з я те л ь но с т j ¡ im ела речь, будь то музыкальное, театральной или иное самодеятельное художественное творчество, массовым оно становится отнюдь не автоматически. *ля приобщения масс к художественному творчеству требуется целенаправленная организационная работа учреждений к органов культуры, народшго образования, общественных организаций, " юрческих се»зов. Отвечает ли их' работа современным требованиям? Отрицательный ответ на атот вопрос дают состояние художественных вкусов у нкроких слоев населения, в частности, у молодки, и падение престижа худо «ест венной самодеятельности.

Согласно данным наоего исследования, л::аь один опрезеннуй иэ Iü sai ¡мается в свободное время художественный творчеством. !ю мнению опрошенных, им ые-ает,участвовать в художественной самодеятельности недостаток свободного времени (53,семейно-бытовке обстоятельства (¿W/ЛО, отсутствие желания (16,У^1), отсутствие предложений со стороны работников учреждений культуру к общественных организаций tfe есть и более сОдае факторы,

о. ранкчкваддие численность участников худо*.естве1гной самодеятель-

ности, являющиеся результатом недооценки значения культуры, остаточного подхода к обеспечению ее развития. К этим факторам относятся недостаточность учреждений культуры, их плохая материальная база и низкий профессиональный уровень многих работников этих учретлениР. Так, в учреждениях министерства культура Узбекистана из примерно 2а тысяч этих работников яюь 16,'*% имеют вис-пее, 33,- среднее специальное образование, а 47,7% - практики, имеющие лишь общеобразовательную подготовку. Высока текучесть этих кадров, по республике в целом она составляет оО процентов. 40& культпросветработников не удовлетворены своей профессией, 34,45? выразили желание сменять ее.

И началу 1--Э2 года в республике насчитывалось 4 о£0 культурно-просветительных учреждении. Проверка их состояния показала, • что 36,<',% этих учречсдений требуют капитального ремонта, а находятся в аварийном состоянии.

*юдытоживая анализ состояния культурно-просветительной работы, мо«но указать на следующие условия швъшения ее эффективности, обеспечения активизации творчества людеГ. в сфере досуга:

- преяде Есего преодолеть г.родол-хаадуюсл реализации остаточного принципа в развитии культурно-досуговой сферы;

- повысить внимание к условиям труда и бита работников этой сферы (оплата труда, жилищные условия, материально-техническая база учреждений культуры, организация действенной методической помощи);

- создать четкую тарификацию работников культурно-досуговой сферы по квалификационным группам (специалисты наивнсией квалификации, высокой и средней), с учетом ос^азования, степени творчества, самостоятельности, ответственности и т.-д.;

- перейти к заключении договоров между учебными заведениями культуры и учреждениями культурно-досуговой сферы, обеспечивав-' тцих постоянную связь мекду ними -и взаимную заинтересованность;

- пересмотреть критерии оценки деятельности учреждений культурно-досуговой сферы,,в целях преодоления ее коммерциализации и погони за цифрами для отчета, повышения содержательности этой • деятельности.

Для повышения общественного престижа работников этих учреждений вырисовывается комплекс мер. Некоторые из них таковы:

- проведение один раз в пять лет съездов работников культурно-досуговой сферы с участием руководителей общественных организаций; , '

- издание специального печатного органа;

- регулярное освещение опыта лучших работников культурно-досу-говых учреждений в средствах шссовоР информации, создания специальной республиканской телепередачи "Человек и культура";

- учреждение ежегодных премий работникам культурно-досуговой сферы, добившимся наилучших результатов в активизации творческой деятельности трудящихся.

Сегодня жизнь требует, чтобы работники культуры перешли от < традиционных форм обслуживания к созданию условий, позволяющих | полнее реализовать творческий потенциал людей. ¿1 при зтом так по- ! строить творческую работу в ко-.лективах самодеятельности, чтобы она обеспечивала не только эстетическое, но и нравственное воспитание участников, формирование у них не только худоявственного вкуса, но и высоких моральных качеств.

Глага 11 диссертации - "Развитие социальной активности личности в коллективах самодеятельных оркестров народных инструментов" - посвящена анализу факторов, способствующих укреплению начал творческого сотрудничества и интернационализма во взаимоотношениях членов этих коллективов. В первом параграфе рассматриваются традиции коллективного музыкального исполнительства, формирование оркестров народных инструментов в России и Узбекистане. На' примере двух таких оркестров, функционирующих при Ташкентском Ломе культуры им.А.Б.Луначарского, исследуется организация учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие коллективистских качеств музыкантов на основе их творческого общения.

"Оркестр народных инструментов" - это понятие обобщает все разновидности коллективных (формирований, которые объединяют исполнителей, играющих на инструментах, специфических для данной национальной культуры и непосредственно обусловленных особенностями ее музыкальных традиций, выработанных народом.

Нормирование оркестров русских народных инструментов совпало с общим подъемом общественной жизни в пореформенной России. Падение крепостного права и становление новой общественной формации создали необходимые предпосылки.для.деятельности В.Б.Андреева и его последователей, которые воскресили забытые народные музыкальные инструменты и вернули их в усовершенствованном виде народу. Традиции оркестра В.В,Андреева нашли свое продолжение в творческой деятельности многих профессиональных коллективов, созданных в советское время: Государственного русского народного оркестра им.й.Осипова, оркестров русских народных инструментов ра-

Дно й Телевидения Лосквы, Ленинграда, Новосибирска, филармоний Астрахани, Тулы, Одессы, Харькова и других городов.

Оркестры русских народных инструментов создавались и в национальных республиках СССР, ныне ставших суверенными государствами, в том числе в Узбекистан». Одним из первых таких коллективов был ансамбль из г.Андижана, созданный в г. (в данный период не функционирует). Ансамбль из Iii музыкантов разъезжал по республике вмест? с агитаторами. Ь репертуар ансамбля наряду с узбекской музыкой входили русские марай и вальсы, армянские, азербайджанские народны* м»лодии. Однако это начинание не получило должного продолжения. Таких оркестров в настоящее время в республике всего лишь шесть. Два из них в г.Ташкенте, в том числе оркестр русских народных инстру?- чтов Ташкентского Дома культуры им.Луначарского, ставаий одним из объектов нашего исследования, другим объектом данного исследования стал оркестр узбекских народных инструментов. Число таких оркестров в республике значительно, но если профессиональные коллективы этого профиля много делают для пропаганды народной музыки, то о самодеятельных коллективах это далеко ж> всегда можно сказать. Зачастую их деятельность в основном направлена на обслуживание свадеб и других торжеств о целью сбора денег. Это сужает возможности использования тех богатств, которые накоплены за время существования музыкальной • культуры узбекского народа.

Выбирая для исследования оркестры, представлявшие традиции двух музыкальных культур - русской и узбекской, мы исходили из стремления выявить как об:дер, характеризующее их деятельность, так и ее особенности, ^продуктивность такого сравнительного анализа во многом зависит от наличия сходства между исследуемыми объектами, чрезмерны* различия не позволяет их обоснованно сопоставлять. Ь данном случае основания для сопоставления исследве-ыых оркестров обуславливались рядом характеризующих.их сходных черт. Оба орхестра близки по стажу функционирования, позволившему им организационно сложиться и обрести целостность: оркестр узбекских народных инструментов был создан в /о г., оркестр русских народных инструментов - в X&clü году. Оба оркестра успели приобрести известность в республике, обоим просвоено звание "народных". Оба оркестра близки по численности участников, их возрасту, образовании, стажу участия в оркестре. Различия обнаруживаются в национальном составе этих коллективов: в оркестре узбекских народных инструментов участвуют только узбеки, в оркест-

ре русских народ..« инструментов представители тр»х национально-г стей - русской, узбекской и татарской.

интересовало, в чг>м участник., оркестров видят,смысл своей музыкальной деяъ ..ьности, ее цель, каким ценностям, с ней свя-ванннм, отдают•предпочтение, представления об зтом у участников изученных нами оркестров оказались неодинаковыми. Ь обращенным к ним вопросам (в беседах или при анкетировании) били зкделег ! два аспекта деятельности оркестра: во-первых, ее значение для слушателей, во-вторых, ее значение для самих исполнителей, ьз 1** участников оркестра русских народных инструментов только ответили, что ценят свои деятельность как средстьо эстетического воспитания слушателей. 1-юлылинство рассматривает пропаганду музыки как нечто само собой разумеющееся, но отдает предпочтение участию в репетициях. В коллективе узбекских народных инструментов, напротив, предпочтение отдается не репетиционной, а концертной деятельности, но ее задачей участники отого оркестра считают не столько пропаганду музыки, сколько разлечение слушателей. Что касается значения музыкальной деятельности для самих исполнителей, то все участники обоих оркестров yкaэ^ али на ее воспитательное значение со всей определенностью. На какие же духовные качества, по их мнению, распространяется это влияние? Цреждр всего, на эстетические. Участники обоих оркестров единодушно признавали, что больше всего ценят в своих коллегах артистичность, любовь к музыке и исполнительское мастерство, что развитие в себе именно этих качеств они считают главным результатом совместной творческой деятельности в оркестре. Ьыосте с тем почти все опрошенные отмечали, что участие в этой деятельности способствовало развитию товарищеских взаимоотношений, расширило круг друзей.

Исследуя деятельность оркестров, мы ставили своей задачей не просто изучение коллективов, но'и содействие повышению эффективности их воспитательной деятельности, прежде всего, росту влияния самих участников на формирование коллективистских взаимоотношений между собой и - посредством этого - на их нравственное совершенствование. Ь программу нацеленных на это мер, которую мы разработали вместе с руководителями оркестров и которые конкретно освещаются в диссертации, вошли:

- активное привлечение участников оркестра к формированию репертуара;

-воспитание у участников оркестра ответственного отношения к своим Функциям в совместной деятельности - как репетиционной,

так и концертной;

- совершенствование педагогических качеств руководителей оркестров, нацеленное на то, чтобы воспитательные задачи, которые они ставят перед собой, воспринимались участниками как свои.

Вырабатывая рекомендации в помощь руководителям оркестров, мы исходили из необходимости комплексного подхода к определению стоящих «ред ними уч°бно-воспитателькых задач. На наш взгляд, в круг этих задач входят:

- развитие музыкальных способностей участников оркестра, интереса и любви к музыкальному искусству;

. - формирование умения творчески воспринимать и исполнять музыкальные произведения, расширение их общего культурного кругозора;

- воспитание коллективистских нравственных качеств, навыков товарищеского общения в процессе совместного творчества;

- формирование патриотических чувств, уважения к родной национальной культуре;

- привитие уважительного отнооения к представителям других национальностей и их культуре.

Второй параграф второй главы посвящен роли самодеятельных орш»стров народных инструментов в интернациональном воспитании. Анализируется опыт пропаганды народной музыки, накопленный исследованными оркестрами, и выявляются причины, побуждающие оркестр узбекских народных инструментов исполнять преимущественно узбекскую музыку, а оркестр русских народных инструментов последовательно добиваться интернационализации своего репертуара.

В развитии музыки, как и других зицои искусства, проявляется объективная диалектика национального и интернационального. Это в диссертации подтверждается фактами из истории развития музыкального искусства узбекского народа и анализом тенденций, . действующих в его музыкальной культуре сегодня. .

В заключении формулируются выводы исследования, в которых кратко обобщаются результаты анализа рассмотренных а диссертации теоретических и практических проблем.

%бликации то теме диссертации:

1. Узбякистон щухроти/У журн. "Нафосат". -1992. ~№ 10.

2. Тезисы доклада: "Возрождение- национальных традиций в

музыкальной жизни узбекского народа". /Сб. Актуальны© вопросы музыкальной педагогики. - Ташкент: "Гармония", 1992. - С.16-17.

3. Развитие национальных начал в массовой культуре Узбекистана// журн.. "Нафосат". - I^JÜ. -!» J.Ü. (в печати)..

Примечания:

1)

Архангельский Л.*. Социально-этические проблемы теории личности. - Л., ibV4. Ьекеикина Й.Э. Структуре личности ^методологический анализ).

- Киев, h/do.

Ьуева -»i.1). Человек: деятельность и общение. - М., 1977. . Григорян Ъ.Т. Человек. Кго положение и призвание в современном мире. - Л., 1W6. И другие

2)

Кремянский В.И. К анализу понятия активности материальных

систем. // Вопросы философии. - 1У6У. - J? I. Ануфриев F.A. Социальный статус и активность личности. Л., X9d4.

Протосеня li.Q., Ьеляковкч H.H. Социальная активность как общественное явление. // Философские науки. * 19Л1. - » и другие

3)

Ёеледшшк-ий -В;Г. Организационная и воспитательная работа в

гсоляекФивах художественной самодея-тельности. ¿Wtw. •

"¡етадпка - Еоопитател.ьной работы*. - »4.,

^зт&лык*вбраэюиод .м-.воУмштенй» .учащлйся-июлвд»«*«: со-

формы, м«тедИ4 - СадрдаоФек;-, Л. о%зыка • емвг'ем»;^»«»»ичввайдав-'-Ьв'ввиввшл < ига дед«««.

- Ьм-улам, -¿УбЗэ;

vw'Tv-mmam<a швттяшла ерЭДдомш ?т1фыз**\(*тяш19котя • в^юррашш овтёг-иж&к&ёв -.«овш^вшш - щрв» раз,ра-

батки-и реализаций). - , 4.V&0,

Вольфович Т.В. Развитие художественной активности участников самодеятельных коллективов; Дисс.~. канд. пед.наук. -Л.,

Лагутин Й.А. Развитие познавательной творчесхой активности участников детских самодеятельных духовых оркестров: Аисс. канд.тд.наук. - «1.,

Уахонько А. 11. Нормирование художественного вкуса участников музыкальной самодеятельности: Аисс._ канд.пед. наук. -X., 1509.

Вояобуев В.А. Нормирование коллвктивистсхих отношений участников Семе ,еятельных вокольно-инструыантальных ансамблей » учебно-воспитательном процессе; Дисс.«. канд.шд.наук. -