автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Тахмина Бинте Разаван, 0
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тахмина Бинте Разаван, 0

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. МЕГОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКОЙ ФОРШ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ БАНГЛАДЕШ

§ I. Марксистско-ленинское понимание предмета философии

§ 2. Социально-классовая структура Бангладеш как основа анализа специфики философской формы общественного сознания. а) социально-классовая дифференциация в деревне Бангладеш. б) цроцесс формирования классов и их взаимоотношение в городах Бангладеш.

Глава П. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННОЙ БАНГ

ЛАДЕШСК01 ФИЛОСОФИИ.

§ I. Античная индийская философия и суфизм.

§ 2. Индийско-мусульманская философия (ХУШ-Х1Х вв.). •

§ 3. Философия просветителей (Рам Мохан Рай и Рабиндранат Тагор)

Глава Ш. ФИЛОСОФСКОЕ СОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО

СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ БАНГЛАДЕШ.

§ I. Понимание предмета философии в различных течениях философской мысли современной Бангладеш.

§ 2. Философия и наука

§ 3. Философия и религия.

§ 4. Социальные функции философии и перспектива ее развития

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Тахмина Бинте Разаван, 0

Освободившиеся страны, к которым относится рассматриваемая в данной диссертации Бангладеш, переживают сложный этап своего развития. Главное заключается в том, что после завоевания национальной независимости перед ними во весь рост встали проблемы социального прогресса, выбора путей развития, рост и развитие внутренних социальных противоречий. На ХХУ1 съезде КПСС? отмечалось, что "одни из них после освобождения пошли по революционно-демократическому пути. В других утвердились капиталистические отношения. Некоторые из них проводят подлинно независимую политику, другие идут сегодня в форватере политики империализма"

Для подлинного социального прогресса освободившихся стран важнейшее всемирно-историческое значение имеет постепенный переход их от национально-освободительных и национально-демократических революций на путь некапиталистического развития и социалистической ориентации. Изменение социально-экономических структур развивающихся стран обусловливает соответствующие цроцессы в обществен-? ном сознании.

В этой связи первостепенное значение цриобретает философско-социологическое исследование, во-первых, социально-классовых взаимоотношений в развиващихся странах, во-вторых, специфики общественного сознания, в том числе, философской формы общественного сознания, и ее связи с другими формами общественного сознания.

Результаты исследования данного круга воцрооов дают основы для црогноза тенденций размежевания классовых сил и тем самым да

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М.: Политиздат, 1981, с.II. ют понимание исторической перспективы, помогают определить направление социально-экономического, идеологического и политического развития этих стран.

Данная диссертация посвящена одной из самых отсталых и густо*-населенных развивающихся стран - Народной Республике Бангладеш. Предметом исследования являются проблемы философской формы обществ венного сознания в современной Бангладеш, в их связи с социально-классовыми отношениями.

Для характеристики и для предвидения развития любого общественного организма, согласно материалистическому пониманию истории, необходимо рассмотрение двух диалектических взаимосвязанных сфер общественной жизни - экономического базиса, с одной стороны, и надстройки ойцества (куда входят народу с другими формами общественного сознания и философия), с другой стороны. Базис общества цредставляет собой своеобразный скелет, который, по словам В.И.Ленина, "облекается политико-юридическими формами и известными тет чениями общественной мысли" . Подчеркивая объективную связь между экономическим базисом общества и его надстройкой, Ф.Энгельс отмечал: "Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических у*феж-г дений, равно как и из религиозных, философских и иных воззрений 2 каждого данного исторического периода" . Надстроечные элементы, в том числе такие, как политическая идеология, религия, философия, наука и другие виды общественного сознания активно создей-ствуют на развитие социально-экономической жизни общества. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.429. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.26. am 5 mm

Актуальность исследований названных проблем для Бангладеш заключается в том, что из-за глубокого традиционализма, религиозного консерватизма, с одной стороны, и динамизма современного обг щественного развития Бангладеш, с другой, общественное сознание четко и ясно не дифференцируется. Это,во-первых, наносит ущерб классовой борьбе прогрессивных сил бангладешского общества, поскольку она не может подняться на качественно новый уровень -эдэовень сознательной борьбы за некапиталистический путь развития. Во-вторых, слабая дифференциация форм общественного сознания не дает возможности оцределить реальные сферы их действия, их взаимоотношения друг с другом, роль и значение их в развитии общества. В-третьих, большая путаница в понимании цредмета философии бангладешскими философами подталкивает к различным направлениям мусульманской схоластической и западной буржуазной философии. Однако, в современном мире, в силу исторического развития, перед человечеством все более и более встает вопрос решения любых проблем на основе разума, научного мировоззрения, в связи с этим, объективно повышается роль философии. Бангладешские философ чувствуют это огромное значение философии, но так как большинство их находится под влиянием не научной философии, то при решении современных проблем они не могут освободиться от оков традиционализма и идеализма. В этих условиях, основной задачей развития философии Бангладеш должно быть широкое распространение марксистско-ленинской философии в общественной мысли Бангладеш. Решению данной задачи и должно способствовать утверждение диалектико-материалистического понимания цредмета философии и ее функций.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы опираясь на марксистско-ленинское учение о классах и классовой борьбе, о роли философской формы общественного сознания в социальном прогрессе, показать особенность и специфику классовых взаимоотношений Народной Республики Бангладеш и на этой основе показать социальную роль философского сознания и его место в структуре общественного сознания Бангладеш,

В соответствии с постановленной целью в работе решаются следующие задачи:

- методологическое обоснование анализа предмета философии в общественном сознании Бангладеш. Эти задачи решаются посредством раскрытия марксистско-ленинского понимания предмета философии, что и выступает методологической основой данной диссертации;

- рассмотрение социальных оснований специфики философской формы общественного сознания Бангладеш. Поскольку классовые разлив чия и классовые конфликты существуют объективно, вне нас, независимо от воли и сознания людей, постольку классовый анализ исторически определенных общественных отношений в основе своей тождествен диалектико-материалистическому методу их исследования;

- анализ историко-философских источников современной бангла-дешской философии. Без их рассмотрения невозможно понимание современного состояния философии Бангладеш;

- на основе всего предыдущего, непосредственно исследуется фалософское сознание в структуре общественного сознания современной Бангладеш. Здесь в первую очередь рассматривается понимание цред-мета философии в различных направлениях современной бангладешской философии. Потому, что без этого невозможно цроанализировать в систематическом виде философское воззрение, соотношение его с другими формами общественного сознания* Затем, анализируется взаимосвязь философии и других форм общественного сознания Бангладеш, црежде всего науки и религии. Наконец рассматривается воцрос о понимании социальных функций философии в Бангладеш.

Рассмотрение данных задач в вышеуказанном порядке обусловлено методологией исследования. Так, очевидно, что без анализа социально-классовой структуры с одной стороны, историко-философских источников, с другой стороны, полностью нельзя понять характер современного состояния общественного сознания, в том числе философ ской мысли современной Бангладеш.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования служили труды классиков марксизма-ленинизма, их учение о классах и классовой борьбе, о цредмете философии и ее роли в общественном развитии, материалы съездов КПСС и Коммунистической партии Бангладеш. Большую помощь при написании диссертации оказали труды советских ученых, занимающихся проблемами цредмета философии, а также исследущих проблемы социального, идеологического и философского развития освободившихся саран. Особенно следует отметить книги, монографии и статьи В.В.Агудова, П.В.Алексеева, Н.П.Аникеева, И.Д.Андреева, И.Л.Андреева, Г.М.Бонгард-Левина, К.Н.Брутенца, С.Н.Григоряна, Д.В.Гурьева, Л.Р.Гордон-Полонской, В.Ф.Голосова, М.В.Желнова, И.Ф.Зубкова, Б.С.Е£асова, Б.Г.Капустина, А.И.Комланейца, Н.С.Кирабаева, В.Ф.Кйма, Б.М.Кедрова, Ф.В.Константинова , В.Й.Цупцова, А.Н.Левковского, В.Ф.Ли, С.Т.Мелюхина, Г.В.Платонова, З.М.Оруджева, Т.С.Сацдбаева, А.В.Сагадеева, М.Т. Степанянц, Р.А.Ульяновского, П.Н.Федосеева, А.П.Шептулина, Е.М.Я6-локова и др., советских бенгаловедов С.С.Баранова, Ю.В.Ганковско-го; Н.П.Ермошкина, В.Цучкова и др. В работе использовались труды, статьи, бангладешских исследователей М.Афсаруддина, М.М.Акаша, А.Х.Бадрула, Г.Ч.Дева, АЛаодхори, А.Матина, С.Рахмана и других. Выполняя свое исследование, автор опиралась на материалы научных конференций и семинаров и материалы, опубликованные в различных журналах по цроблемам социального и идеологического развития Бангладеш, статистические данные, опубликованные правительственными органами Бангладеш,

В работе используются источники и материалы, публикации банг-ладешских ученых, философов и исследователей, как цравило, неизвестные советскому читателю.

Новизна данного исследования состоит в том, что опираясь на идеи марксизма-ленинизма, впервые не только в советской философской литературе, но и в бангладешской цредцринимается попытка раскрытия проблемы предмета философии и ее решения в философской мысли Бангладеш.

В работе впервые рассмотрены социальные основы анализа специфики философской формы общественного сознания Бангладеш, Впервые также показано, что смешение таких явлений как мистицизм, религиозная схоластика, гуманизм в философской мысли Бангладеш*; обусловлено не только социальными условиями Бангладеш, но и историко-философскими источниками современной философии Бангладеш. Показано, далее, что среди этих источников мировоззрение Р.Тагора является самым плодотворным ибо в нем црисутствует то рациональное философское зерно, творческое усвоение которого поможет отбытию истинной дороги для дальнейшего развития философской мысли Бангладеш. В диссертации цроведено подробное исследование взаимодействия философии, науки и религии, в оценке философов Бангладеш, и дана критика из взглядов. Показан диалектический характер этого взаимодействия. Впервые в марксистской литературе в работе дана критика понимания социальной роли и значения философии Бант-ладешскими философами и предцринята попытка дать диалектико-мате-риалистическое решение этого вопроса в условиях Бангладеш.

Фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы цри цравильной выработке и эффективном решении фундаментальных теоретико-мировоззренческих и методологических проблем современного развития Бангладеш. И тем самым они могут давать определенные основания для разработки стратегии и тактики национально-демократической революции Бангладеш и ее перерастания в народно-демократическую.

Материалы и результаты диссертации могут быть использованы цри цреподавании философии марксизма в Бангладеш и тем самым они могут быть полезными для расцространения марксистско-ленинской философии в Бангладеш.

Результаты работы могут быть использованы для чтения курсов лекций по цроблемам социально-классовой структуры и специфики общественного сознания развиващихся стран. Диссертация может представить ценность для тех, кто занимается общественно^идеологическими проблемами Южной Азии.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. В конце дан список литературы, которая была использована при написании работы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш"

Анализ философской формы общественного сознания Бангладеш, предпринятый в настоящей диссертации, дает нам основание гово рить, что несмотря на происшедшие общественно-политические изме нения в Бангладеш, за годы ее самостоятельного существования, суще ственные перемены в таких ее удаленных от общественного бытия об ластях как философия еще не произошли. Причина этого в глубоком традиционализме, в религиозном консерватизме, во влиянии на об щественное сознание буржуазной идеологии. Б свою очередь все это имеет свои корни в самом общественном бытии Бангладеш, в частнос ти, еще в слабом развитии рабочего класса Бангладеш.В течение 13-летнего самостоятельного существования Бангладеш пережила и переживает противоречивые тенденции своего развитрш.Первый период освободительного движения (I97I-I975 г.) в стране постепенно утверждается капиталистическая ориентация, что спо собствует и ускоряет развитие различных способов общественного производства. Но при этом выигрывает и утверждается прежде всего капиталистический способ производства.В деревнях Бангладеш процесс развития капитализма идет за счет поляризации сельских жителей на две противоположные социальные группы - сельскохозяйственный пролетариат и зажиточное крестьян ство. Но, в результате присутствия феодальных остатков, унаследован ных еще из доколониального периода, развитие капитализма здесь идет очень медленными темпами.Тем не менее, в деревне Бангладеш за счет, с одной стороны, концентрации большого количества земли и богатства во владении помещиков-купцов, а с другой стороны, расширения и пополнения

рядов безземельных крестьян, объективно осуществляется развитие сельского хозяйства на капиталистической основе. Господствующее положение в обществе класса помиещиков-купцов дает возможность ему осознать свой классовый интерес. Что же касается классового самосознания эксплуатируемого класса, то продвижение в этой облас ти очень незначительно. Причиной этого является отсутствие консоли дации этого класса и неразвитость его идеологической борьбы. Мас совость люмпенства в деревне Бангладеш, присущая ему крайняя сте пень нищеты, бедности, преобладание радикально-экстремистских настроений и форм протеста, объективно, приводит его на сторону революционно-демократических сил страны.Коммунистическая партия Бангладеш прикладывает много сил для организации деревенских тружеников в активную силу прогрессивного развития страны. Исследование тенденций развития капитализма в городах Бангладеш приводит нас к выводу, что этот цроцесс вдет с очень большими трудностями. Трудности возрастают в результате империалистической политики по отношению к развивающимся странам, в частности, Бангладеш. Они стали лишь рынком сбыта для товаров тшогонациональных корпораций империалистических стран, что объ ективно создает условия для развития бюрократической и компрадор ской бурн^уазии, вместо промышленной.В связи с неразвитостью промышленности рабочий класс Бангла деш развивается очень незначительными темпами.Пролетариат в основном формируется из слоев населения, либо традиционно связанного с деревней, либо из разоряющихся представи телей среднего слоя населения. В результате его опутывают пере житки феодальных отношений, что объективно препятствует форм1фо ванию пролетариата в классическом сьшсле этого слова. Наличие многочисленных переходных социальных слоев, различных групп мелкой буржуазии также оказывает свое вдеологическое воз действие на рабочий класс.Однако все эти объективные и субъективные трудности, связан ные с цревращением рабочего класса Бангладеш из класса "в себе" в laacc "для себя", не являются непреодолимыми. Как отмечается в документах Коммунистической партии Бангладеш, "опыт международно го коммунистического движения убеждает нас в том, что классовая сознательность, единство и наличие революционной партии рабочего класса являются необходимыми предпосылками для успешного построе ния социализма. Рабочий класс Бангладеш еще не созрел до этого уровня. Но он, осознав свою роль, примет участие в револкционных преобразованиях как самый непоколебимый и стойкий отряд" , В общем, весь анализ общественного бытия бангладешского об щества приводит к тому, что , во-первых, поскольку в нем сосущест вуют различные хозяйственные уклады, в том числе докапиталистичес кие, постольку в них находят свои глубокие корни традиционализм, религиозный консерватизм. Во-вторых, несмотря на тот факт, что в бангладешском обществе преобладает тенденция капиталистического способа цроизводства, в силу различных объективных и субъективных факторов, капиталистический путь Бангладеш неустойчив. Возможен переход на путь социалистической ориентации.В этих условиях, необходим решительный поворот к реальным, црактическим проблемам, задачам, которые ставит жизнь перед об ществом. Общественные науки, в частности, философия, в такой же мере, как и естественные должны стать эффективным и верным помощ ником прогрессивных сил страны в решении этих цроблем и задач. В ^ Документы 3-его съезда КПБ. Дакка, 1980, с.36. таком случае, остро встает вопрос о формировании, научной филосо фии. Ибо будучи самосознанием конкретной исторической эпохи, отра йсакщим основные тенденции социального и культурного развития об щества, определяющим важнейшие ее ценности, научная философия выступает не только как теория, объясняющая мир, но и как способ и метод ориентации и жизнедеятельности в мире, как руководство к активному его преобразованию в соответствии с прогрессивными иде алами времени. Короче говоря, она дает истинное знание о мире, указывает пути революционного его преобразования.В таком случае, для формирования научной философии, прежде всего, требуется преодоление ряда отрицательных черт современной философии Бангладеш.Результаты исследования специфики философского сознания Банг ладеш дают основания говорить, что в нем еще не достаточно четко и ясно отражаются тенденции развития общественного бытрш Бангла деш. Все же можно видеть определенные тенденции развития буржуаз ной философии. Больше всего заметно влияние различных религиоз ных реформаторских философских течений.Находясь под воздействием этих течений, философия в бангла дешской философской мысли, в большинстве случаев рассматривается как совокупность высказываний, набор абстрактных,оторванных от практики вопросов о назначении человека, о мире и о духе. .При таком понимании предмета философии философия часто црев ращается в служанку религии или религия выдается за философию.Это все не случайно. Система нашего народного образования такова, что она нацравлена на ознакомление с религиозными взглядами и жиз ненными цринципами, а не с научными проблемами страны. Отсюда, фи лософия также замкнута, полностью оторвана от жизни. Напротив, ^лософия должна быть црагматична, она должна раскрывать пошша ние сущности человека и общества, должна быть связана с жизнью.В противном случае, она препятствует правильному указанию причин социальной несправедливости и в конце |сонцов отождествляется с религией, что объективно создает определенцую неустойчивость в мировоззрении философов.Предмет философии нужно рассматривать в раскрытии и изучении наиболее общих законов развития природы, общества, мышленрш. При этом речь должна идти об исследовании как сознания, так и бытия не отдельно, а в их диалектическом единстве. Тогда и философия может быть связана непосредственно с жизнью.При этом необходимо иметь в виду диалектическую взаимосвязь науки и философии в обществе, союз которых дает возможность ре шать действительные жизненные проблемы.Когда перед философией встанут реальные проблемы общества, действительные проблемы человека, тогда и она сможет полностью отор ваться от религии и найдет свое настоящее место в общественном сознании и будет играть необходимую прогрессивную роль в классовой борьбе бангладешского общества, тогда она сможет превратиться в подлинную научную философию.В таких условиях изменится и отношение бангладешских филосо фов к философскому наследию. Ибо для укрепления и обогащения по зиций научной философ!^ необходимо проанализировать лучшее философ ское наследие, из которого философы черпают мыслительный материал.В настоящей работе мы видели, что историко-философские источники цри всех различиях для своего времени в большинстве случаев были прогрессивными. Но теперь время другое. Человечество осуществля ет переход от капитализма к коммунизму. Поэтому, не поняв дух времени, слепо идти по следам как старой мусульманской схоласти- 172 « ческойческой, так se и западной философии, значит стремиться не к прогрессу, а к регрессу общества, В таком случае очень умело надо обращаться к философскому наследию. Тогда видно будет в нем то рациональное зерно, в котором отражается основной дух времени.В данном исследовании, мы цришли к такому выводу, что из всех ис точников, именно учение Рабиндраната Тагора являются одними из самых плодотворных в деле укрепления позиц^ш современной научной философии Бангладеш, великий гуманист Р.Тагор из чувства действитель ного слуЕСШя народу пришел к пониманию подлинного пути сощхально го прогресса общества. В конце своей ншзни он понял, что настоя щее человеческое счастье МОЕНО построить именно при коммунистичес ком обществе, где торжествует социальная сцраведливость, открывает ся эпоха расцвета материальных и духовных сил общества. Сегодня бангяадешская философия должна уловить эту историческую суть сов ременной эпохи. Тогда возможно прогрессивное развитие в деле фор мирования научной философии Бангладеш.Несмотря на пеструю картину развития современной философии Бангладеш, нас радует тот факт, что задачу формирования и распро странения научной философии решает Коммунистическая партия Банг ладеш. В лице этой партии марксизм-ленинизм, в частности его ф^шо софия, приобретают все большую значимость в общественной жизни.Ибо, нет другой силы, которая смогла бы освоить и творчески при менить мировоззрение и методологию научной, диалектико-материалис тической философии. Коммунистическая партия Бангладеш теоретичес ки и практически поняла, что объективный ход развития обществен ного бытия Бангладеш требует революционного изменения способа щ)о изводства и всех сфер общественной жизни страны, подсказывает не обходимость осознать практическую знач1шость только этой револю- 173 -

щюнной научной идеологии марксизма-ленинизма» Необходимо таше отметить, что в сегодняшней Бангладешскои философии заметна тен денция развития молодых философов-марксистов, которые играют и будут играть огромцую роль в развитии и формировании научно-марк систской философии в Бангладеш, "Величайшее в мире освободительное движение угнетенного клас са, самого революционного в истории класса, невозможно без рево т люционной теории" , Ленин В.И. Полн.собр»соч., т,27, с.П.

 

Список научной литературыТахмина Бинте Разаван, 0, диссертация по теме "История философии"

1. Рахим М.А. История бенгальского общества и культуры. В двух томах. Том П, Дакка, 1982, с.400-401 (на бенг.яз.).

2. Там же, с.404 (на бенг.яз.).Однако, есть некоторая разница между суфизмом и философией "баула".

3. Баулнсты считают, что бог является вечным и постижимым, а суфисты полагают бог вечен и непостижим.

4. Баулисты в облике духовного наставника^видят призрак бога, для суфистов духовный наставник является лишь праведником.

5. Сайд Ахмед Хан* Маджму-и Лекчурез. Лахор, 1900, с.284-286.

6. Степанянц М.Т. Философия и социология в Пакистане. М.,1967, с.31

7. Тагор Р. Личное, М., 1922, с.51.

8. Тагор Р. Постижение жизни. М.,-1914, с.83.

9. Тагор Р. Личное. М., 1922, с.36*

10. Tagore r. ^е Religion of an artist. Contemporary Indian Philosophy. Lahore, 1952, p.26.

11. Тагор P. Собр.соч., в восьми томах, т.8, М., 1957, с.181-182.

12. Некоторые современные бантладетские философы, игнорируя данные источники историко-философской мысли утверждают, что в Бангладеш не было и нет собственной философской традиции. Но анализ данных источников показывает, что она существует.

13. Для развития философии в Бангладеш надо использовать опыт таких индайских мыслителей как М.Икбал, Р.Рай, Р.Тагор, которые *фиУтиковали многие положения религии и западной буржуазной философии.

14. Каджи Мохиболлаха. Жизнь и философия. 1979 (на бенг.яз.) Шеет следущие разделы: ЗШзнь и философия; Жизнь и религия; Возникновение цивилизации; Концепция души в античной философии; Декарт; Спиноза; Лейбниц; Локк; Беркли; КМ; Кант; Фихте; Желлинг; Гегель.

15. Абдул Матин. Размышления о логике. 1975 (на бенг.яз.). В ней содержатся следущие статьи: Главный вопрос жизни; Ум и чувство; Моральная концепция Канта; Справедливость и несправедливость; Б.Рассел, логика и человеческое общество и др.

16. Актар Имам. Д.Ш о природе души ( Self ), 1976 г. (на -англ.яз.). Разделы: Личная достоверность; Бестелесность и душа; Мысленные феномены; Эмоциональный опыт; Душа как сущность и др.

17. Мизанур Рахман. Философия Аль Газали. 1977 (на англ.яз.). Ее разделы: Роль скептицизма; 0 душе; Материя й форма; Проблемы логики; Бог; Ценность и действительность; Исходный элемент творения мира.

18. Деван Мохаммад Азраф. Р азные аспекты философии. 1977 (на бенг.яз.). Основные разделы: Религия и философия; Проблемы философии истории; Философия истории; Шпенглар; Икбал; Б>руно; Спиноза; Назрул Ислам и его философая и др.- 109

19. Дминул Ислам. Античная и средневековая западная философия. 1978 (на бенг.яз.).

20. Сайд Комридзунхосейн. Логика. 1979 (на бенг.яз.).

21. Дев Г.Ч. Философия моей жизни. Дакка, 1961» с.8 (на бенг.яз.).

22. Дев Г.Ч. Философия моей жизни. Дакка, 1961, с.69 (на бенг.яз.).2 Там же, с.69.

23. Голосов В.Ф. Проблема цредмета философии в теоретическом наследстве классиков марксизма-ленинизма,Красноярск, 1971, с.200.

24. Дев Г.Ч., Соч., том 3, Дакка, 1979, с.63 (на бенг.яз.).

25. Сайд А.Х. философия религии и секуляризм. Журнал общества философов Бангладеш "Философия". 1983, № I, июнь (на бенг.яз.).

26. Сайд А.Х. Философия религии и секуляризма. Журнал общества философов Бангладеш "философия". 1983, № I, июнь, с.130.См.: Там же.

27. Serajul Islam. The guiding principle of life. In. .-Material of the second congress of Bangladesh Darsan Samiti. Dhaka,1977,p.62.

28. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.18, с.377.

29. Маркс К.,К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.414-429.

30. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.3-230.

31. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.1-4.

32. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.7-544.

33. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонопарта. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.9, С.П5-217.

34. Маркс К. Нищета философии. Маркс К.Энгельс Ф. Соч., т.8, с.65-186.

35. Маркс К. Военный воцрос. Парламентские дела - Индия. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.9, с.221-222.

36. Маркс К. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.9, с.130-136.

37. Маркс К. Послесловие ко второму изданию. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.12-22.

38. Маркс К. Павлу Васильевичу Анненкову. 28 декабря 1846 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.27, с.401-412.- 175

39. Маркс К. Иосифу Вейдемейеру, 5 марта 1852 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.28, с.422-428.

40. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.281-517.

41. Энгельс Ф. Карл Маркс. К критике политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.489-499.

42. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5-326.

43. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.500-625.

44. Энгельс Ф. Рабочее движение в Америке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.345-353.

45. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269-317.

46. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.22, с.465-492.

47. Энгельс Ф. Энгельс к Шмидту, 27 окт. 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с.414-422.

48. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

49. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и едитика его в книге Г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-543.

50. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т.З, с.1-609.

51. Ленин В.И. Аграрный вопрос и"критика Маркса". Полн.собр.соч., т.5, с.95-268.

52. Ленин В.И. Аграрная программа русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.6, с.303-348.28, Ленин В.И. Шаг вперед, два шага газад. Полн.собр.соч., т.8, с. 185-414.

53. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18, с.7-384.30^ Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. Полн.собр.соч., т.23, с.40-48.

54. Ленин В.И. Переписка Маркса с Энгельсом. Полн.собр.соч., т.24, с.262-269.

55. Ленин В.И. Конспект книги Аристотеля "Метафизика". Полн.собр. соч., т.29, с.323-333.

56. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр. соч., т.29, с.77-218.

57. Ленин В.Т. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.ЗЗ, с.1-120.

58. Ленин В.И. Чрезвычайный всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, 10-25 ноября (23-ноября 8 декабря) 1917 г. Полн.собр.соч., т.35, с.91-101.

59. Ленин В.И. "Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1-104.

60. Официальные документальные материалы

61. Брежнев Л.И. Отчет Дентрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад Ш съезду КПСС, 24 февраля 1976 г. М.: Политиздат, 1976 с.

62. Брежнев Л.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХШсъезду Коммунистической партии Советского Союза и очередныезадачи партии в области внутренней и внешней политики. 23 февраля 1981 г. М.: Политиздат, 1981,177 —

63. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. М.: Политиздат, 1977, 32 с.

64. Материалы съездов, конференций, симпозиумов

65. П съезд общества философов Бангладеш (Радшпахи 9-II марта, 1975 г.) (на бенг.яз.).45. 1-я Конференция общества философов Бангладеш. Дакка, 1974, с.52 (на бенг.яз.).

66. Б-я Конференция общества философов Бангладеш. (Дакка: 12-13 мая, 1976 г.). Дакка, 1976, с.64 (на бенг.яз.).

67. Ш съезд общества философов Бангладеш (Читтагонг, 8-10 мая 1977 г.) Дакка, 1979, 220 с. (на бенг.яз.).48. 1У съезд общества философов Бангладеш (Дакка, 1979). Дакка, 1982, с.210 (на бенг.яз.).- 178

68. Симпозиум по секуляризму (Дакка, IO-II марта 1973). Дакка, 1973, 59 с. (на бенг.яз.).4. К н и г и

69. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд. МГУ, 1983 343 с.

70. Алексеев М.Н. Предмет и структура марксистской философии. М.: 1973, 365 с.

71. Андреев И.Л. Некапиталистический путь развития (опыт философ-ско-социологического исследования). М.: Политиздат,.1974,192 с.

72. Аникеев Н.П. Выдающийся мыслитель и поэт Мухаммед Икбал. М.: Знание, 1959, 32 с.

73. Аникеев Н.П. Материализм и атеизм системы санкхья раннего средневековья. М.: Наука, 1957, 15 с.

74. Аникеев Н.П. Материалистические направления в древнеиндийской философии. М.: Знание, 1957, 47 с.

75. Аникеев Н.П. О материалистических традиыиях в индийской философии. М.; Наука, 1971, с.63.

76. Акулов В.Л. Философия, ее цредмет, структура и место в системе наук. Краснодар, 1976, с.

77. Ашрафян К.З. Феодализм в Ивдии: особенности и этапы развития. М.: Наука, 1977, 238 с.

78. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М.: Наука, 1978, 208 с.

79. Баранов С.С. Восточная Бенгалия: особенность экономического развития, 1947-71. М.: Наука, 1976, 224 с.

80. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М.: Наука, 1980, 333 с.62,63,64,65.66,67