автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Методологический анализ современного состояния исторической науки в Бангладеш

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Патвари, Мухаммед Мамтазуддин
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Методологический анализ современного состояния исторической науки в Бангладеш'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Патвари, Мухаммед Мамтазуддин

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

1.1. Значение марксистских диалектических методов для исследования исторического цроцесса а) Принцип единства логического и исторического б) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

1.2. Методологическое значение марксистско-ленинского учения о формациях для научной периодизации исторического процесса.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ

ИСТОРИИ В БАНГЛАДЕШ.

2.1. Исследование мировой истории в Бангладеш

2.2. Анализ работ бангладешских авторов по национальной истории Бангладеш.

2.3. Борьба идей в освещении истории национально-освободительного движения Бангладеш

ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БАНГЛАДЕШ.

3.1. Программа истории в школах и колледжах Бангладеш.

3.2. Программа истории в университетах Бангладеш (на примере Даккского и Читтагонгского университетов)

3.3. Освещение истории в периодических изданиях Бангладеш.

ЗАЮШЕНИЕ.

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по истории, Патвари, Мухаммед Мамтазуддин

Система колониализма сковывала развитие порабощенных народов. Победа национально-освободительного движения над колониализмом явилась важнейшим событием после Второй мировой войны. Однако многовековая жестокая эксплуатация со стороны колонизаторов оставила народы освободившихся стран в крайней отсталости, как в социально-экономическом, так и в политическом плане. Преодоление всех этих трудностей возможно лишь посредством выбора этими странами правильного пути развития. В связи с этим уместно напомнить слова В.И.Ленина: "Отсталая страна может легко начать, потому что гнил ее противник, потому что неорганизована ее буржуазия, но, чтобы продолжать, ей требуется во сто тысяч раз больше осмотритерности, осторожности и выдержки"

Характерной особенностью развития освободившихся стран, как подчеркивалось в материалах ХХУ1 съезда КПСС, является то, что "одни из них после освобождения пошли по революционно-демократическому пути. В других утвердились капиталистические отношения. Некоторые из них цроводят подлинно независимую политику, другие идут сегодня в фарватере политики империализма. Словом, о картина довольно пестрая" . Данное обстоятельство получило должное внимание на Ш-ем съезде Коммунистической партии Бангладеш, где подчеркивается, что "империалистические силы всячески пытаются подавить национально-освободительную борьбу народов освободившихся стран и продолжают губительные акты цротив них"

Необходимо учитывать тот факт, что, уходя из этих стран, Ленин В.И. Полн.собр.соч , т.36, с.252.

2 Материалы Ж съезда КПСС. М., 1982, с.II

3 Материалы Ш съезда КПБ. Дакка, 1980, с.79 Сна бенг.яз.). колонизаторы оставили свои институты, корни которых глубоко цро-никли в социально-политическую жизнь этих стран, преодолеть которые - весьма трудная задача. Это особенно цроявляется в странах, путь которых ориентирован на капиталистическое развитие, куда еще больше проникает западная идеология, которая пытается контролировать общественное сознание этих стран. Буржуазия этих стран создает благоприятные условия для своих "друзей по классу", которые стремятся сохранить црежнюю колониальную систему образования, ее идеологию, занимающую особое место в общественных науках, в том числе в исторической науке. Важная роль в осуществлении этих задач принадлежит буржуазным историкам в развивающихся странах, включая Бангладеш.

Актуальность исследования. В этих сложных условиях особое значение приобретает методологический анализ исторической науки, именно в период ее становления в развивающихся странах, необходимость разработки пути и средств выполнения этой задачи.

В Постановлении июньского CI9S3 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологическо-массово-политической работы партии" указано, что партия и государство вдут от специалистов общественных наук, в том числе и от философов и историков, серьезных исследований общественного сознания, цроблем коммунистического воспитания. В определенной мере такие же задачи стоят и перед коммунистами и прогрессивными силами Бангладеш. Эти требования обязывают специалистов, в частности историков и философов, глубоко рассматривать современные проблемы общественных наук развивающихся стран, которые имеют большую потребность в таких научно-теоретических разработках для определения перспектив их дальнейшего развития.

История, как составная часть общественной мысли, везде играет важную роль в идеологической борьбе. Поэтому глубокое философское осмысление главных этапов и основных направлений исторической науки развиващихся стран вооружает прогрессивные силы знанием внутренних законов развития своих стран,,помогает им определить пути их прогресса.

Настоящая диссертация посвящена анализу исторической науки одной из наименее развитых стран азиатского региона - Бангладеш. Предметом ее является методологический анализ исторической науки Бангладеш 70-х начала 80-х годов, т.е. период становления суверенного государства Бангладеш на протяжении более 10 лет. В начале работы воспроизводится марксистская методология исторической науки, ее принципы и методы вообще. Ошфаясь на эту методологию, автор рассматривает состояние, тенденции и методологические основы исторической науки Бангладеш и воплощен^в учебном цроцессе во всех учебных заведениях страны.

Такой широкий круг цроблем избран для исследования не случайно. В настоящее время подавляющее большинство историков Бангладеш в различных выступлениях очень часто выражают свое недовольство, как программами преподавания истории, так и существующим положением в этой развивающейся науке. Но в то же время необходимо подчеркнуть, что эти же историки(не считая нескольких работ марксистских авторов) не могут раскрыть причины несостоятельности последней, найти пути выхода из щшзисного состояния исторической науки Бангладеш. Такое положение существует и в других общественных науках. Поэтому историческая и другие общественные науки пока не могут оказать значительного влияния на общественную жизнь страны. Цреодоление этого щшзиса исторической науки требует всемерного развития марксистских исследований в этой области общественных наук.

Настоятельная необходимость развития исторической науки Бангладеш в свете марксистской методологии диктуется так^ке острой потребностью дать решительный отпор доискам реакционных сил, пытавдимзя изолировать общественные науки от реальности бангла-дешского общества, направить их развитие по религиозному руслу.

Наконец, острая необходимость развития марксистской исторической науки в стране обусловлена. подъемом прогрессивного общественного движения, требующего научного осмысления движущих факторов и закономерностей исторического процесса.

Цель и задачи исследования. Проведенное нами исследование имело своей главной; целью, опираясь на марксистско-ленинскую методологию, осветить состояние современной исторической науки Бангладеш, расхфыть ее партийный характер, противоречия и тенденции, наметить цели, пути и средства ее дальнейшего развития.

В соответствии с поставленной целью, в диссертации решаются следующие задачи:

- расщшть методологические основы этих направлений;

- выявить социально-классовый характер различных нацравлений;

- выяснить процесс становления марксистского нацравления в исторической науке Бангладеш; наметить основные средства и пути решения этих задач прогрессивными силами и Компартией Бангладеш.

Источники. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, выработанное ими материалистическое понимание истории а также документы пленумов КПСС, материалы съездов КПСС и Коммуниста2 ческой партии Бангладеш . Ценную помощь при написании диссертации оказали труды советских ученых, философов и историков, в которых исследуются фундаментальные цроблемы исторической науки.

В этом отношении особенно необходимо подчеркнуть следующие моноq графии, коллективные труды, статьи :Асмуса В.Ф., Щрга М.А., Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч., т.2, с.102; Немецкая идеология. - Соч.,т.3,с.27; Манифест Коммунистической партии. Соч., т.4, с.424; Наемный труд и капитал. - Соч., т.6, с.442: Из рукописного наследства К.Маркса. - Соч., т.12,с.728-729: К критике политической экономии. - Предисловие. Соч., т. 13, с.В; Письмо Маркса Лвдвигу Кугельману. - Соч., т.33, с.17о; Похороны Карла Маркса. - Соч., т.19, с.350-351; Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Соч., т.21, с.169-170: Письмо Иозефу Блоху от 21-22 сентября 1880.-Соч., т.37, с.394-395 и т.п.; Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. - Поли.собр.соч.,т.23, с.40; Карл Маркс (краткий биографический очерк с изложением марксизма"). -Полн.собр.соч. ,т.26, с.57; Конспект "Науки логики," учение о понятии. - Полн.собр.соч., т.29, с.173; Статистика и социология. Полн.собр.соч., т.30; с.350-351; Государство и революция. -Полн.собр.соч., т.33, с.88; Великий почин. - Полн.собр.соч., т.39, с.15 и т.п. р Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981: Программа Коммунистической партии Советского Союза. - 'ТЛ.: Политиздат, 1976; Материалы июньского Пленума ЦК КПСС 1983 г. - М.: Политиздат, 1983; Отчетный доклад ЦК КПБ Ш-му съезду. Дакка, 1980 (на бенг.яз.). Путь Бангладеш к социализму - национально-де-мощзатическая революция. Документы Ш съезда КПБ. Дакка, 1980 (на бенг.яз.).

3 Acmvc В.Ф. Маркс и буржуазный историзм. Изб.фил.труды. М., 197I; Барг М.А. Категории и методы исторической науки, М., 1984; Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основные теории историко— философского процесса. М., 1983; Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М., 197У; Гольман Л.И. Энгельс - историк. М., 1984; Гурьев Д.В. Становлег« ние общественного производства. М., 1973; Денисов В.В. Страх перед народом (критика современных буржуазных концепций о роли масс в истории). М., 19Б8; Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976: Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М.: 1980; Ильичев Л.Ф. Исторический материализм: проблемы методологии. М, 1983; Ким М.П. Проблемы теории и истории реального социализма. М., 1983; Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1981; Скворцов Л.В. История и антиистория; к критике методологии буржуазной философии истории. М., 1976; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М., 1975; Черепнин Л.В. Вопросы методологии и исторического исследования. М., X98I и т.п.

Богомолова А.С., Глезермана Г.Е., Гольмана Л.И., Гурьева Д.В., Денисова В.В., Ерофеева Н.А., 2£укова Е.М., Израителя В.Я., Ильичева Л.Ф., Келле B.S., Плетникова Ю.К., Кима М.П., Ковальзо-на М.Я., Константинова Ф.В., Могильницкого Б.Г., Ойзермана Т.И., Примакова Е.М., Ракитова А.И., Семенова B.C., Скворцова Л.В., Федосеева П.Н., Черепнина JI.B. и других.

При написании диссертации были использованы труды советских востоковедов и бангладешоведов . . ;;л Антоновой К.А., Аш-рафян К.З., Баранова С.С., Бонгард-Левина Г.М., Ганковского Ю.В., ^мошкина Н.Н., Котовского Г.Г., Шерковиной Р.И. и др.

В исследовании использовались многие работы бангладешских философов, историков, политологов и прочих специалистов * - Аб-дулла Матина, Абдула Карима, Рахима М.А., Халима А., Раунак Джа-хан, Торафдара М.Р., Мунтасира, Хашми Т.И., Салахудцина Ахмеда и многих других. Автор критически исследовал учебные пособия школ, колледжей, университетов Бангладеш. В работе используются статистические данные, учебные и другие документы, опубликованные правительственными органами.

1 Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., -Котовский Г.Г. История Индии. - MV,I979; Баранов С.С. Восточная Бенгалия. Особенности экономического развития I947-I97I. М., 1976. Ермошкин Н.И. Бангладеш; Годы борьбы и становления. М., 1979; Шерковина Р.И. Политические партии и политическая борьба в Пакистане. - М., 1983 и т.п. р

Торофцар М.Р. История и историки. Дакка. 1981 (на бенг.яз.). Философия истории. - Дакка, 1981 (на бенг.яз.). Рахим М.А. Социально-культурная история Бенгалии. В 2-х томах.-Дакка, 1982; Джаббар А. Бангладеш в древний период. - Дакка, 1977; Карим А. Мусульманское управление на Индийском субконтиненте. - Дакка, 1974: Хак А. Бенгальский национализм и некоторые другие вопросы. Читтагонг, 1974£не бенг.яз.); ОДукерджи 0. Предистория борьбы за независимость. Дакка, 1972 (на бенг.яз.); Аджой Раи. Некоторые рассуждения по развитию нашей национальности. - Дакка, 1981; Халим А. Краткий очерк истории, - Дакка, 1969; История человечества. - Дакка, 1978; Мировая история. -Дакка, 1982 (на бенг.яз.) и др.

Научная новизна работы* Данная диссертационная работа не претендует на исчерпывающее изложение всех методологических проблем исторической науки Бангладеш на ее современном этапе. Она является лишь первой попыткой и в СССР, и в Бангладеш в данном отношении. В этом и состоит ее новизна. Кроме того, в работе широко используются источники, историографии, труды бангладешских авторов, учебные пособия, еще неизвестные советским специалистам. Исследование впервые позволило раскрыть действительное состояние исторической науки Бангладеш. Оно показало, что вследствие социально-экономической отсталости, неразвитости классовых отношений и^вытекающшэ отсюда глубокого традиционализма и сильного религиозного консерватизма общественное сознание современной Бангладеш еще слабо дифференцировано. В общественных науках, в том числе исторической, господствуют религиозно-идеологическое, а также западно-буржуазные направления. В результате, вместо раскрытия действительных цричин и закономерностей исторического процесса, подавляющее большинство историков Бангладеш сводит историю к эмпирическому описанию жизни религиозных и политических деятелей, оторванному от действительной жизни общества, используют узко эмпирические методы исследования, уделяют непомерное внимание описанию мечетей, храмов, дворцов, надписей на скалах и т.п. Все это неизбежно цриводит к господству идеализма в исторической науке Бангладеш.

Общий анализ состояния исторической науки Бангладеш конкретизируется характеристикой существующих в ней направлений, анализом острой идеологической и политической борьбы, охватившей страну в середине 70-х годов после реакционного переворота 1975 г. и перехода власти к црозападно-настроенным силам.

- 10

В диссертации впервые,с точки зрения марксистско-ленинской философии,дается критический анализ по всем этим недостаткам. В ней также показывается, как за сравнительно краткий период в качестве независимого государства, в Бангладеш возникли основные течения в современной исторической науке страны. Эта задача выполняется автором вместе с анализом острой идеологической и политической борьбы,охватившей страну в середине 70-х годов и цро-должающуюся в настоящее время.

В диссертационной работе детально раскрывается состояние изучения истории в учебных заведениях страны. Показывается, какой ощутимый вред в период становления исторической н^уки^ -Бангладеш цриносит религиозная интерцретация истории в учебниках и программах. Идеология ислама господствует во всех учебных пособиях для школ, колледжей, университетов, где религию и историю различить практически невозможно,- Один из новых обобщающих выводов данного исследования состоит в том, что из-за низкого уровня социального развития Бангладеш, сфера общественного сознания не смогла еще претерпеть значительных прогрессивных изменений. В стране, где господствует традиционализм и консерватизм, история, как и философия, стали "служанкой" религии, изложением истории ислама. В диссертации так^де на основании анализа делается вывод о том, что кризисное состояние исторической науки Бангладеш является во многом следствием зависимости страны от капиталистического мира, влияния его идеологии. Кроме того, отмечается нарастающее влияние на всю общественную жизнь, на развитие науки, в частности исторической, реакционных арабских стран.

Практическая ценность работы. Анализ избранной проблемы, мы полагаем, дает советским и прогрессивным историкам Бангладеш возможность более глубоко выявить мировоззренческую и методологическую направленность исторической науки Бангладеш. Теоретические выводы диссертации могут быть полезными для преодоления кризиса в исторической науке и других общественных науках страны. Результаты диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций в университетах Бангладеш, на отделениях философии и всеобщей истории.

Работа имеет идеологическую и практическую ценность в осуществлении марксистского понимания истории в Бангладеш, что |файне необходимо стране.

Для советских специалистов работа может оказать помощь в исследованиях теоретических проблем истории в развивающихся странах.

Структура диссертации. Данная диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В конце дан список цитируемых и используемых источников. Каждая глава имеет несколько параграфов. Первая глава называется "Марксистско-ленинская методология исторической науки". Она включает два параграфа. Первый - "Значение марксистских диалектических методов для исследования исторического процесса", состоит из двух разделов: "Принцип единства логического и исторического"р "Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Второй параграф главы - "Методологическое значение марксистско-ленинского учения о формациях для научной периодизации исторического процесса". Необходимость данной главы обусловливается тем, что только на основе марксистской методологии возможен действительный научный анализ состояния и тенденций развития исторической науки какой-либо страны, в данном случае - Бангладеш. В этой главе автор исследовал теорию марксистского понимания истории человечества, ее категории и методы, без

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Методологический анализ современного состояния исторической науки в Бангладеш"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методологический анализ исторической науки Бангладеш, предпринятый в настоящей диссертационной работе, со всей ясностью показывает, что только после завоевания страной (1971 г.) независимости, начался ее относительно самостоятельный этап развития. Национально-освободительная борьба народа Бангладеш дала определенный толчок развитию национального самосознания.

После реакционного государственного переворота в 1975 г. новый режим начал утверждение капиталистической ориентации, что явилось довольно существенным изменением в социально-классовой и идеологической жизни Бангладеш. Тут уместно вспомнить известное высказывание Ф.Энгельса о том, что "незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории" Это высказывание Ф.Энгельса полностью подтверждается низким уровнем развития общественных наук Бангладеш, в частности исторической.

Из всего исследования можно заключить, что четкое выделение единых течений в среде бангладешских историков представляет большую сложность. Это обусловлено крайней общественно-экономической отсталостью, хронической нестабильностью, многофакторностью социально-политической ситуации, характерных для Народной Республики Бангладеш.

Консервативно-религиозное направление господствует в общественном сознании Бангладеш. Его корни так глубоки в стране, что даже передовые теоретики общественных наук вынуждены навязывать исламскую идеологию в ее духовной жизни. Это ярко выра

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.269.

- 149 жено, нацример, в речи бывшего ректора Чдттагонгского университета, известного историка профессора Абдула Карима: "Основным положением исламской философии является полная и безусловная капитуляция перед Аллахом. Наша философия должна поэтому строиться на основе божественных указаний, так как бог создал этот мир и все здесь цроисходит по его воле" Такое миропонимание и мировоззрение формируется, начиная с семьи каждого бенгальца и кончая университетскими стенами, и поэтому понимание истории подавляющего большинства населения страны основывается на религиозных, фанатических представлениях о мире, истории человечества, будто бы созданных Аллахом и т.д. Поэтому история, как общественная наука, теряет свою значимость в общественной жизни.

Наряду с этим в исторической науке Бангладеш возрастает роль буржуазной идеологии. Это течение начало развиваться уже давно. Но последние политические изменения, ориентирующие страну на капиталистический путь развития, позволили этой идеЪ'тии быстро ухфепить свое влияние. Эту задачу выполняют специалисты, получившие высшее образование на Западе, занимающие ведущие места в различных учреждениях страны.

Необходимо подчеркнуть, что буря^азная историческая наука на данном этапе развития страны тесно сотрудничает с религией, которая со своей стороны также стремится к союзу с ней, ибо видит в ней союзника по борьбе с марксистской идеологией в стране.

Анализ диссертационной работы дает основание сделать следующие выводы:

Из речи бывшего ректора Читтагонгского университета проф. А.Карима на открытии Конгресса философов Бангладеш. Материалы Ш конгресса общества философов Бангладеш. Дакка, 1977, с.З.

- 150

1. Методологический анализ исторической науки Бангладеш показывает, что ею накоплен определенный положительный опыт, который необходимо использовать для формщювания научной марксистской истории Бангладеш. а) буржуазные ученые накопили определенный разнообразный фактический материал, без которого нельзя разработать научную историю. В качестве примеров можно привести археологические, этнографические факты, данные о социально-экономическом и культурном положении отдельных слоев населения или области страны в разные эпохи и т.д.; б) можно отметить, как положительный момент, разработку некоторыми буржуазными учеными частных научных методов по обработке разных фактов, их классификации, обобщения и т.д.; в) в результате, несмотря на узко-классовую позицию, часть буржуазных историков вносит определенный вклад в решение конкретных вопросов истории страны. Например, стихийный материалист црофессор Торофцар М.Р. в своих трудах впервые среди бангладеш-ских ученых цредпринял попытку периодизации-национальной и мировой истории.

2. Но в то же время, как мы могли убедиться, классовая позиция буржуазных ученых страны и незнание ими марксистско-ленинской теории обусловили серьезные методологические недостатки их трудов: а) отрицание, определяющей роли развития общественного производства в истории человечества и страны; б) отрицание определякщей роли базиса общества по отношению к надстройке; в) идеализм в понимании истории, приписйвание определяющей роли идеям, учениям и т.д. г) отрицание или непонимание ими роли народных масс в истории и явное преувеличение роли личности, д) непонимание или прямое отрицание марксистско-ленинского учения об общественно-экономической формации для понимания человеческой истории в целом и истории отдельных стран, е) непонимание ими значения марксистско-диалектического метода для исследования исторического цроцесса.

3. Специфический характер по сравнению с буржуазной исторической наукой имеет мусульманеко-религиозное освещение истории страны и человечества: а) в отличие от серьезных буржуазных ученых, священники и религиозные ученые, выполняющие задачи верхушки мусульманской церкви и монополий, не занимаются конкретными исследованиями и поэтому их нельзя называть учеными, б) религиозное толкование ими человеческой истории и истории страны превращает историю в "служанку богословия", поднимет историческую науку целям одурманивания масс в духе ислама; в) вследствие этого "богословские ученые" основное внимание сосредоточивают на истории возникновения и распространения ислама, на восхвалении религиозных деятелей, превознесении ислама, как самой лучшей религии, на восхваление его роли в жизни людей и т.д., г) всем этим "богословские ученые" стремятся отвлечь народные массы от насущных классовых интересов, от классовой борьбы против собственных угнетателей и международных монополий. Не случайно духовенство Бангладеш и его представители в науке осуществляют тесный союз с реакционными учеными внутри и вне страны, особенно из Англии и США.

4. Хотя коммунистическая партия уделяет большое внимание развитию революционно-демократического направления в национальной идеолггии, но из-за различных объективных и субъективных причин оно еще не смогло занять свое достойное место в общественных науках страны.

5. В то же время анализ состояния исторической науки Бангладеш показал, что в стране постепенно все больше развивается марксистское понимание истории человечества и страны, хотя распространение его происходит очень медленно, с большими трудностями, вызванными господством реакционных режимов, отсутствием научных кадров в области истории, средств информации и т.д.

В этих условиях большую роль в разработке теоретических цроблем прошлой и особенно современной истории страны играют работы деятелей коммунистической партии. На основе марксистской методологии они успешно цроводят критик бурвдгазной теории истории. Они уже внесли определенный вклад в разработку ряда теоретических проблем истории, в анализ периодизации ее истории в свете категорий, принципов, законов исторического материализма. Особенно большое значение для написания истории имеют обобщения руководителями партии и учеными-марксистами опыта национально-освободительного, революционного движения народных масс Бангладеш.

Так, в этом отношении значительный интерес представляют воспоминания о своей революционной деятельности таких видных руководителей партии^как Мони Сингха, Онила Мукерджи, Гена Ча1фоборти и других. Они имеют большое значение для написания научной истории страны, потому что в них авторы передают бога

- 153 тый опыт революционной борьбы, подкрепленный глубокими теоретическими знаниями.

6. Классовая сущность буржуазной исторической науки и писания богословов, фактическое отсутствие научной истории страны обусловливают чрезвычайно низкий уровень преподавания ее во всех учебных заведениях.

Как мы смогли убедиться, абсолютно все программы и учебники пронизаны религиозным духом, исключающим правильное понимание учащимися мировой и региональной истории. ,Бдя них история человечества и страны есть история религии, а не естественно-исторический процесс, совершаемый народными массами по объективным законам.

Политика правящих классов, направленная на воспитание и подбор кадров преподавателей и ученых, определяет господство буржуазных идеологических учений о мировой истории, прризвольные ненаучные периодизации ее по политическим событиям, деятельности представителей эксплуататоров и т.д.

Поэтому преподавание истории в учебных заведениях Бангладеш дает учащимся в лучшем случае знания причин отдельных явлений, а не законов общественного развития. Цель этого образования - подготовить чиновников государственного аппарата, послушных исповедников буржуазной идеологии в средствах массовой информации в школах, колледжах и университетах страны.

Заключая исследование, можно со всей определенностью констатировать факт полной несостоятельности буржуазной науки страны в исследовании ее истории. Она находится в кризисном положении, отражающем кризисное состояние страны. В настоящее время схоластическая мусульманская философия истории пришла в острое противоречие с достижениями человечества и страны в развитии производства, культуры, науки в то время, как западная идеология является чуждой для большинства населения страны.

7. В этих условиях перед коммунистической партией стоит неотложная задача по усилению внедрения марксистской идеологии в сознание масс. Важным направлением этой деятельности партии является формирование марксистской истории Бангладеш и распространение ее среди трудящихся и интеллигенции страны.

Методологический анализ современного состояния исторической науки в Бангладеш позволяет наметить следующие средства выполнения указанной задачи: а) разработать программу воспитания достаточно квалифицированных марксистских кадров страны для осуществления разработки актуальных узловых цроблем исторической науки, б) распространять марксистскую методологию общественных наук среди широких кругов интеллигенции, в) написать учебные пособия, монографии, раскрывающие марксистское понимание истории мира, регионов, их взаимосвязь, в том числе историю Бангладеш, г) вести решительную борьбу средствами массовой информации против искажения фактов современного мира, д) усилить критику буржуазной и религиозной интерпретации истории, господствующей в стране, е) больше использовать работы специалистов и авторов из СССР и других социалистических стран в области истории и других общественных наук.

Выполнение этих задач, мы полагаем, будет способствовать становлению подлинной исторической науки в Бангладеш, победе прогрессивных сил страны.

 

Список научной литературыПатвари, Мухаммед Мамтазуддин, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К., К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.219-368.

3. Маркс К. Морская торговля Австрии. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., т.2, с.91-97.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч., т.2, с.3-230.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч., т.З, с.7-454.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419-459.

7. Маркс К. Поражение пьемонтцев. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.6, с.413-423.

8. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.6, с.428-459.

9. Маркс К. Революция в Испании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,- т.12, с.38-43.

10. Маркс К. Из рукописного наследства К.Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с.707-738.

11. Ю.Маркс К. К критике политической экономии предисловие.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.1-9. П.Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., т.23, с.1-907.

13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч.П, с.1-458.

14. Маркс К. Марк-Людвигу Кугельману. 17 апреля. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.33, с.175.

15. Маркс К. Конспект книги Дкемса Милля "Основы политической экономии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.5-40.

16. Маркс К. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.17-48.

17. Энгельс Ф. Карл. Маркс. "К критике политической экономики". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.13, с.489-499.

18. Энгельс Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., т. 19, с.350-354.

19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг (Очерк теории). Маркс К., Энгельс Ф. -Соч., т.21, с.23-178.

20. Энгельс Ф. Происховдение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.23-178.

21. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.269-317.

22. Энгельс Ф. Йозефу Блоху. 21-22 сентября 1880. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37, с.393-397.

23. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125~203.

24. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и ьфитика его в книге т.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.1, с.347-534.

25. Ленин В.И. Против бойкота. Полн.собр.соч., т.16, с.1-36.

26. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.- Полн.собр.сгч., т.23, с.40-48.

27. Ленин В.И, Идейная борьба в рабочем движении.- Подн.собр. соч., т.25, с.131-134.

28. Ленин В.И. Карл Маркс (краткий биографический очерк с изложением марксизма). Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.28