автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Ангемитоника в модальных и тональных системах
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Бражник, Лариса Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
Глава! ТЕОРИЯАНГЕМИТОНИКИ
I. 1. Вопросы пентатоники и ангемитоники в отечественном музыкознании XX века
I. 2. Структурно-системные свойства ангемитоники
1.2. 1. Ангемитонные структуры малого ступенного состава
I. 2. 2. Пентатоника.
I. 2. 3. Многоступенная ангемитоника
I. 3. Ангемитонные созвучия. К теории пентаккордов
Глава П. АНГЕМИТОНИКА В ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
II. 1. Феномен полиэтнического региона Поволжья и
Приуралья. О ладоинтонационном мышлении тюркских и финно-угорских народов
II. 2. Модальные системы ангемитоники в песенном фольклоре региона
Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНГЕМИТОНИКИ В МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
III. 1. Стилистические тенденции в развитии профессиональных музыкальных культур региона
III. 2. Ладоинтонационные характеристики ангемитонной мелодики
III. 3. Тонально-модальная организация: функциональногармонические отношения, пентаккорды
III. 4. Модальное многоголосие
Глава IV. ПЕНТАТОНИКА В СОЛЬФЕДЖИО. К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Бражник, Лариса Владимировна
Многочисленные народы Среднего Поволжья и Приуралья - обширной территории в центре России - объединяют не только тесные социально-экономические и культурные взаимоотношения, сложившиеся и развивающиеся на протяжении столетий. Уникальность этого полиэтнического региона заключается также в существовании межнациональных музыкально-языковых связей. В музыкальной культуре нашего отечества названный регион известен как пентатонная зона, а также как пентатонные музыкальные культуры. Определение «зона пентатоники» прозвучало в выступлении Н. Жиганова на XVIII пленуме правления Союза композиторов СССР в марте 1955 года. Этим понятием Жиганов охватил Татарскую, Башкирскую, Чувашскую, Марийскую, а также Бурят-Монгольскую республики (Дискуссия., 1955. С. 27). Определение пентатонная зона стало своего рода музыкальным символом Среднего Поволжья и Приуралья. М. Тараканов, осуществивший комплексный подход к изучению профессиональной музыки народов региона, подчеркивал: «Народы Поволжья и Приуралья обнаруживают общность музыкального сознания в рамках единой, но разветвленной пентатонной зоны (курсив мой. - Л. Б.). Поэтому многие творческие процессы у них оказываются общими, равно как и те трудности, с какими сопряжено освоение музыкального профессионализма» (Тараканов, 1987. С. 309).
Вторая емкая характеристика - пентатонные музыкальные культуры -появилась в статье Д. Шостаковича и В. Виноградова «Проблемы симфонизма в братских республиках» (Шостакович., 1956. С. 5 - 6). В обоих определениях заключена сущностная основа явления, поскольку пентатонное (и, шире, ангемитонное) ладовое мышление населяющих регион народов, не прерывавшееся на протяжении столетий, связывает национальные традиции и композиторское творчество единством музыкального языка.
Материалом для данной работы послужила народная (традиционная) и композиторская музыка тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Пентатоника, будучи репрезентирующей (хотя и не единственной) ладовой основой музыкального интонирования народов Поволжья и Приуралья, обладает в каждой из музыкальных культур региона свойством национально выраженной характерности. Это многообразие «пентато-ник» дает возможность обнаружить имманентные свойства ангемитонной ладовой системы как в ее самодостаточности, так и в соотношении с другими системами.
Термины пентатоника и ангемитоника стали использоваться в европейской, прежде всего немецкой, музыкальной науке в XIX веке. Сведения о пентатонике имеются в научной и энциклопедической литературе, в учебниках теории музыки и гармонии. В отечественном Музыкальном энциклопедическом словаре, в настоящее время последнем по времени выхода в свет, пентатоника трактуется как бесполутоновая пятиступенная система, звуки которой можно расположить по чистым квинтам (БЭС: Музыка, 1998. С. 417). В том же словаре в понятие ангемитоники включены бесполутоновые звукоряды — трихорды, тетрахорды, разновидности пентатоники, а также лидийский тетрахорд и целотоновая гамма (Там же. С. 31). В современном музыкознании оба термина до настоящего времени нередко применяются достаточно свободно. Пентатоникой могут быть названы бесполутоновые ладовые образования как с меньшим, так и с большим, чем пять, количеством ступеней. В то же время термин анге-митоника порою отождествляется лишь с бесполутоновой пентатоникой, фигурируя как ее синоним.
Распространенный взгляд на пентатонику как начальную и обязательную стадию музыкального мышления человечества, своего рода музыкальную колыбель мира, сложившийся в XIX веке, не опровергается в большинстве современных исследований. Однако есть и критики данной теории, весьма доказательно ставящие под сомнение обязательную первичность пентатоники как исходной данности, на основе которой музыка в дальнейшем развивалась по пути количественных и качественных ладо-ступенных накоплений. Во многих музыкальных культурах мира ученые обнаруживают свидетельства существования ранних бесполутоновых ладовых форм, давно ушедших из практики и забытых. Вместе с тем убедительна жизненная сила пентатоники, «задержавшейся» в целых регионах на тысячелетия. Пентатоника существует в музыке многих народов мира, живущих на разных континентах, о чем свидетельствует известная карта бытования пентатоники, составленная венгерским ученым Б. Сабольчи (воспроизведена в сборнике: Пентатоника., 1995. С. 93).
В XIX веке вопросами пентатоники интенсивно занимались европейские ученые - физики, физиологи, музыкальные теоретики. В том же столетии пентатоникой заинтересовались как ладовой системой, свойственной «восточным» народам. В России внимание к пентатонике возникло в связи с изучением русских народных песен. В XX веке вопросы пентатоники рассматриваются в разных областях отечественного музыкознания: теории музыки, прежде всего в теории лада, а также при изучении музыкального мышления композиторов, в музыкальной акустике, этномузыко-логии, истории музыки (социологический и культурологический аспекты функционирования пентатоники), в практических дисциплинах, связанных с освоением пентатонной музыки в учебном процессе. Вопросам пентатоники (ангемитоники) посвящены монографии Я. Гиршмана «Пентатоника и ее развитие в татарской музыке» (Гиршман, I960) и Р. Исхаковой-Вамбы «Ангемитоника как музыкальная система» (Исхакова-Вамба, 1990). В 1958, 1973, 1993 годах в Казани состоялись конференции по проблемам пентатоники.
Несмотря на значительное количество научной литературы, охватывающей различные аспекты пентатоники, в музыкознании не сложилась ее единая трактовка. Отсутствие общего терминологического аппарата зачастую вызывало полемику между учеными, отвлекавшую от сути дела. Констатируемая в настоящее время определенная стагнация теории ангемитоники во многом объясняется той причиной, что музыкальные практики, связанные с данной ладовой системой (не столько национальные традиции, сколько композиторское творчество), еще до недавнего времени не были в полном объеме объектом научных исследований. В связи с этим закономерно напрашивается вывод о необходимости более широкого изучения пентатонных музыкальных культур, что должно создать основу для новых теоретических обобщений.
Структура данной работы обусловлена системным подходом к заявленной теме: от теоретических обоснований ангемитоники к изучению ее закономерностей в национальных культурах Среднего Поволжья и При-уралья, представленных в комплексе музыкальных традиций и композиторского творчества.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ангемитоника в модальных и тональных системах"
Данные выводы можно сделать, рассмотрев музыкальные культуры Поволжья и Приуралья в отдельности (татарскую, башкирскую, чувашскую, марийскую, в определенной степени мордовскую и удмурдскую). Но в этом случае обобщения были бы соотнесены только с избранной культурой. С позиции же комплексного и системного подхода к Поволжско-Уральской пентатонной зоне закономерности ладоинтонационного языка каждой национальной культуры выглядят иначе. То, что представляется исследователям отдельных музыкальных традиций сугубо национальным, даже локальным (в частности, пентатоника с тритоном), в большинстве случаев обнаруживается и в других культурах региона и приобретает значение типологических характеристик ангемитоники. Наличие сходных принципов ангемитонно-ладовой организации в значительном количестве произведений русских и европейских композиторов XIX и XX веков, в традиционной и композиторской музыке Центральной и Юго-Восточной
71
Азии (крупнейшего пентатонного региона мира) , также позволяет судить об общих тенденциях развития системы ангемитоники.
Символом и в значительной степени синонимом ангемитоники является пентатоника. Для всего «непентатонного» мира именно пентатоника служит знаковым фактором в восприятии ангемитоники, в значительной степени сужая при этом представление о других ладовых образованиях, которые вплотную примыкают к пентатонике, но, по существу, ею не являются.
Добавление «новых» ступеней к пентатонике вело к двум результатам:
- возникали и развивались диатонические лады с трансформацией в них интонационно-ступенных соотношений (и сохранением в ряде национальных музыкальных культур, в том числе русской, трихордных «корней»);
- на трихордной основе развивались ангемитонные лады с большим, чем пять, количеством ступеней.
При всем различии многоступенной (шести- и семиступенной) ангемитоники и диатоники, они не противостоят друг другу, поскольку изначально связаны с натурально-ладовым мышлением, имеют много общего, существуя как в модальных, так и в тональных системах. Ангемитоника обладает способностью оставаться узнаваемой даже в условиях интеграции в конструкции современного музыкального языка. Это происходит благодаря возможностям ангемитоники возлагать на себя «роли» диатоники и даже хроматики, вполне справляясь с ними. Многообразие ангемитоники дает основание согласиться с тезисом о ее универсальности, выдвинутым рядом исследователей.
В современном профессиональном музыкальном искусстве ангемитоника занимает более скромное положение по сравнению с другими ладовыми системами. И карта распространения пентатоники в регионах мира, опубликованная Б. Сабольчи в 1959 году, вероятно, потребует в XXI веке уточнений (с учетом неизбежной «дематериализации» традиционных культур). Вместе с тем ангемитоника продолжает жить как в «памяти народной», так и в произведениях композиторов тюркско - финно-угорской пентатонной зоны Поволжья и Приуралья и в других музыкальных культу
7*7 pax мира. Можно надеяться, что в фоносфере Земли всегда будет звучать ангемитонная мелодика, служащая человечеству дополнительным источником знаний о народах нашей планеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение традиционной и композиторской музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья позволяет охарактеризовать сущность такого многоаспектного явления как ангемитоника в совокупности нескольких слагаемых. Основные из них:
- тип интонирования на бесполутоново-трихордной основе - ангеми-тонная интонационность;
- система бесполутоновых ладов разного ступенного состава с указанным типом интонирования - трихордная ангемитоника - тритоника, тетратоника, пентатоника, гексатоника, гептатоника и иные многоступен-ные ладовые образования (термин ангемитоника может применяться и как синоним каждого из названных ладов);
- основа или компонент разных систем - модальной (в разновидностях), тональной (диатонической, мажоро-минорной, хроматической), а также новых систем XX века.
Список научной литературыБражник, Лариса Владимировна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Айзенштадт, 1966: АйзенштадтА. Музыкальн-ый фольклор народностей Нижнего Приамурья // Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири. М., 1966. С. 3-94.
2. Акопян, 1995: Акопян JL О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995. 256 с.
3. Алексеев, 1976: Алексеев Э. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). М., 1976. 287 с.
4. Алексеев, 1986: Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. М., 1986. 240 с.
5. Алишев, 1990: Алишев С. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья: XVI начало XIX века. М., 1990. - 270 с.
6. Алмазова, 1990: Алмазова Т. А. Тенденция синтеза жанров в современной татарской музыке: (1960-1980-е гг.) // Проблемы музыкального стиля композитором Среднего Поволжья: Сб. науч. тр. Казань, 1990. -С. 90-110.
7. Алъмеева, 1986: АльмееваН. Ю. Песенная культура татар-кряшен: Жанровая система и многоголосие: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. JL, 1986.-21 с.
8. Алъмеева, 1998: Альмеева Н. Ю. Гетерофонная фактура: (Опыт анализа архаического многоголосного пения татар-кряшен) // Судьбы народной культуры: Сб. статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб, 1998.-С. 195-219.
9. Алъмеева, 1998: АльмееваН. Ю. К определению жанровой системы и стилевых пластов в песенной традиции татар-кряшен // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: Вопросы теории и истории. Казань, 1989. С. 5-21.
10. Алъмеева, 1999: АльмееваН. Ю. Обрядовый фольклор в этнокультурном контексте: (К вопросу о региональной этномузыкологии) // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы. Казань, 1999. -С. 64-67.
11. Ананичева., 1991: АнаничеваТ., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М., 1991. 176 с.
12. Арановский, 1991: Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М., 1991. 319 с.
13. Асафьев, 1926: Асафьев Б. (Глебов И.) Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. Л., 1926. С. 9 - 28.
14. Асафьев, 1971: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. 2-е изд. Л., 1971.-376 с.
15. Асафьев, 1977: Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977. 280 с.
16. Асафьев, 1987: Асафьев Б. О народной музыке / Сост. И. Земцовского и А. Кунанбаевой. М., 1987. 248 с.
17. Ахметжанова, 1995: Ахметжанова Н. В. О формах взаимодействия пентатоники и диатоники в традиционной инструментальной музыке башкир // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995 С. 125 - 133.
18. Ахметов, 1978: Ахметов X. Башкирские протяжные песни. М., 1978. 24 с.
19. Ахметьянов, 1981: Ахметьянов Р. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981. 144 с.
20. Барский, 1992: Барский В. Хроматика как категория музыкального мышления // Laudamus. М., 1992. С. 114 - 120.
21. Барток, 1966: Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. М., 1966.-78 с.
22. Барток, 1977: Барток Б. О влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени // Бела Барток: Сб. ст. М., 1977. С. 245 - 249.
23. Башкирские., 1954: Баш^орт халк йырзары = Башкирские народные песни. Уфа, 1954. 326 с. (на башкир, и рус. яз.).
24. Беляев, 1990: Беляев В. М. Башкирская музыка // Виктор Михайлович Беляев. 1888 1968: Науч. изд. М., 1990. - С. 68 - 75.
25. Бершадская, 1961: Бершадская Т. С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. Л., 1961.- 156 с.
26. Бершадская, 1971: Бершадская Т. Принципы ладовой классификации //Сов. музыка. 1971. №8.-С. 116-130.
27. Бершадская, 1978: Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1978. — 200 с.
28. Бершадская, 1997: Бершадская Т. С. Гармония как элемент музыкальной системы. СПб, 1997. 191 с.
29. Блок, 1987: Блок В. Ладовое сольфеджио: Учеб. пособие. М., 1987.88 с.
30. Бойкова., 1992: БойковаЕ. Б., Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов: Материалы и исследования. Ижевск, 1992. Вып. 1. 192 с.
31. Бочкарева, 1971: Бочкарева О. О некоторых формах диатоники в современной музыке // Музыка и современность. М., 1971. Вып. 7. -С. 221 -246.
32. Бояркин, 1983: Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство = Саранск, 1983 181 с.
33. Бояркин, 1986: Бояркин Н. В. Становление мордовской профессиональной музыки. Саранск, 1986. 160 с.
34. Бояркин, 1995: Бояркин Н. И. Хоровое сольфеджирование. Ч. 1: Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки: Учеб. пособие. Саранск, 1995. 164 с.
35. Бояркин, 1995: Бояркин Н. И. Феномен традиционного инструментального многоголосия: на материале мордовской музыки: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. СПб., 1995. 38 с.
36. Бояркин, 1995: Бояркин Н. И. Стилевые особенности традиционной мордовской нюдийной музыки // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. -С. 60-86.
37. Бояркина., 1995: Бояркина JI. Б., БояркинН. И. Профессиональное музыкальное искусство // Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995.-С. 464-473.
38. Бражник, 1981: Бражник JI. В. Гармонический язык Р. Яхина в плане соотношения пентатонной и мажор^-минорной ладовых систем // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья: Сб. тр. М., 1981.-С. 152- 164.
39. Бражник, 1990: Бражник JI. В. Ангемитонные ладомелодические формы в музыке татарских композиторов // Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья: Сб. науч. ст. Казань, 1990. С. 37 - 57.
40. Бражник, 1992: Бражник JI. В. Пентаккорды как явление модальной гармонии в произведениях татарских композиторов: Лекции по курсу «Гармония». Казань, 1992. 46 с.
41. Бражник, 1993: Бражник Л. В. Пентатоника в венгерском сольфеджио: Учеб.-метод. пособие по курсу методики преподавания сольфеджио. Казань, 1993.-44 с.
42. Бражник, 1995: Бражник Л. В. Пентатонная музыка на уроках сольфеджио (О методе 3. Кодая) // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. -С. 177- 184.
43. Бражник, 1996: Бражник Л. Ангемитоника: Курс сольфеджио на основе музыки народов Среднего Поволжья. Ч. 1: Вокальная мелодика композиторов Среднего Поволжья. Казань, 1996. 78 с.
44. Бражник, 1996а: Бражник JI. В. Новые идеи в курсе методики музыкально-теоретических дисциплин // Из педагогического опыта Казанской консерватории. Казань, 1996. С. 208 - 218.
45. Бражник., 19966: Бражник JI. В., БлохинаТ. В. Чувашская музыка на уроках сольфеджио: Учеб.-метод. пособие. Чебоксары, 1996. 71 с.
46. Бражник, 1999: Бражник JI. В. Музыкальный язык Салиха Сайдаше-ва: Черты стиля // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбил. науч. конф. Казань, 1999. С. 19-22.
47. Бражник., 1999а: БражникJI. В., ГалкинаИ. А., Павлова-Копае-ваС. Н. Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио: Учеб. пособие. Саранск, 1999. Ч. 1. 171 с.
48. Бражник, 2000: Бражник Л. В. Феномен модального многоголосия в хоровых произведениях Султана Габяши // Султан Габяши: Материалы и исследования. Казань, 2000. С. 171 - 192.
49. Бражник, 2000а: Бражник Л. В. Формирование нового стиля татарской музыки в творчестве Салиха Сайдашева // Век Салиха Сайдашева: Межвуз. сб. Казань, 2000. С. 24 - 38.
50. Бражник., 2001: Бражник Л. В., Загидуллина Д. Р. Музыкага биттт баскыч = Пять ступенек в музыку: Учебник по сольфеджио (для второго года обучения). Казань, 2001. 118 с. (на тат. и рус. яз.).
51. Бражник, 2001: Бражник Л. В. Национальный музыкальный стиль в операх Назиба Жиганова: (На примере ладотональных принципов развития мелодики и гармонии) // Назиб Жиганов: Конспекты творчества. Казань, 2001. С. 40 - 55.
52. Бражник, 2002: Бражник Л. В., Зинатшина Н. Башкирская музыка на уроках сольфеджио: Мелодика башкирских композиторов: Учебник по сольфеджио. Уфа, 2002. 79 с.
53. Бусыгин., 1984: Бусыгин Е. П., Зорин Н. В. Этнография народов Среднего Поволжья. Казань, 1984. Ч. 1. 97 с.
54. БЭС: Музыка, 1998: Большой энциклопедический словарь: Музыка / Гл. ред. Ю. Келдыш. М., 1998. 672 с.
55. Вайда-Сайдашева, 1991: Вайда-СайдашеваГ. Звуки времени. Казань, 1991.-126 с.
56. Валиуллина, 1994: Валиуллина Р. Н. Иц яраткан кейлэрем = Песни казахстанских татар. Алматы, 1994. 95 с. (на тат. яз.).
57. Васильев, 1919: Мари муро. Песни народа мари, собранные В.Васильевым. Казань, 1919. 95 с.
58. Васильев, 1991: Васильев В. М. Марий калык муро. Марийские народные песни. Йошкар-Ола, 1991. 304 с. (на марийск. и рус. яз.).
59. Васильев, 1999: Композитор Александр Васильев: Творчество в контексте времени и традиций: Сб. науч. ст. Чебоксары, 1999. 183 с.
60. Вебер, 1994: Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки // Избранное: Образ общества: Пер. с нем. М., 1994. 704 с.
61. Век Сайдашева, 2000: Век Салиха Сайдашева: Межвуз. сб. Казань, 2000. 129 с.
62. Викар, 1971: Vicar L., Berezski G. Cheremis folksongs. Academiai Kiado. Budapest, 1971.-544 p.
63. Викар, 1977: Викар JI. Публикации и исследования музыки финно-угорских народов СССР в Венгерской народной республике // Музыкальное наследие финно-угорских народов. Таллинн, 1977. С. 509 -511.
64. Викар, 1979: Vicar L., Berezski G. Chuvash folksongs. Academiai Kiado. Budapest, 1979. 579 p.
65. Викар, 1993: VikarL. A Volga-Kamai Finnugorok es torokok dallamai. Budapest, 1993.- 178 p.
66. Викар, 1998: Vikar Laslo. Tatar Folksongs 11 Studia Musicologica. T. 39. Budapest, 1998.-S. 1-34.
67. Виноградов, 1987: Виноградов В. Б. В. Асафьев о музыке Востока // Музыка народов Азии и Африки. М., 1987. Вып. 5. С. 8 - 14.
68. Виноградов, 1987: Виноградов В. Заметки по русскому музыкальному востоковедению // Музыка народов Азии и Африки. М., 1987. Вып. 5. -С. 182-240.
69. Виора, 1957: Wiora W. Alter als die Pentatonik // Studia memoriajjBelae Bartok sacra, ed. 2. Budapest, 1957. S. 185 - 208.
70. Габяши, 2000: Султан Габяши: Материалы и исследования. Казань, 2000. 237 с.
71. Галицкая, 1981: Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент, 1981. 92 с.
72. Гарбузов, 1980: ГарбузовН. Натуральные призвуки и их гармоническое значение // Н. А. Гарбузов музыкант, исследователь, педагог. М., 1980. - С. 50 - 58.
73. Гелъмгольц, 1875: ГельмгольцГ. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб, 1875. 594 с.
74. Герасимов, 1978: Герасимов О. Марийские песни из Татарии и Удмуртии. М., 1978. 48 с.
75. Герасимов, 1980: Герасимов О. К постановке вопроса об этномузы-кальных связях елабужских мари и кряшен // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллинн, 1980. -С. 267-274.
76. Герасимов, 1997: Герасимов О. Элнет кундемын поянлыкше = Сокровища стороны Элнет: Музыкальный фольклор елабужских мари. Йошкар-Ола, 1997. 239 с. (на рус. и марийск. яз.).
77. Гиппиус., 1941: Гиппиус Е. В., Эвальд 3. В. К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни // Зап. Удмурт, науч. исслед. ин-та истории: Вопросы языка, литературы и фольклора. Ижевск, 1941. Вып. 10.-С. 61-88.
78. Гиршман, I960: Гиршман Я. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М., 1960. 182 с.
79. Гиршман, 1973: Гиршман Я. У истоков татарской фольклорно-темати-ческой сюиты // Учен. зап. Казан, консерватории. Казань, 1973. Вып. 5. -С. 92-109.
80. Гиршман, 1975: Гиршман Я. Назиб Жиганов. М., 1975. 205 с.
81. Гиршман, 1986: Гиршман Я. Пентатоническая гекса- и гептатоника // Сов. музыка. 1986. № 7. С. 97 - 100.
82. Головинский, 1972: Головинский Г. Камерные ансамбли А. Бородина. М., 1972.-309 с.
83. Головинский, 1981: Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX XX веков: Очерки. М., 1981. - 279 с.
84. Головинский, 1994: Головинский Г. Мусоргский и фольклор. М., 1994.-220 с.
85. Голубкова, 1978: Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917 1967). Ижевск, 1978. - 156 с.
86. Григорьева, 1989: Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 50 80-е годы. М., 1989. - 206 с.
87. Гуляницкая, 1984: Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М., 1984.-256 с.
88. Гурарий, 1984: Гурарий С. Диалоги о татарской музыке. Казань, 1984. -152 с.
89. Давыдова, 1986: Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. 2-е изд. М., 1986.- 160 с.
90. Данилова, 1997: Данилова И. В. Оркестровые жанры в творчестве молодых чувашских композиторов // Чувашское искусство: Вопросы теории и истории. Чебоксары, 1997. Вып. 3. С. 70 - 89.
91. Димитриади, 1974: Димитриади Н. Некоторые стилевые особенности русской музыки о Востоке // Вопросы теории и эстетики музыки. JL, 1974. Вып. 13.-С. 106-125.
92. Дискуссия., 1955: Дискуссия о советском симфонизме // Сов. музыка. 1955. №5.-С. 26-48.
93. Добсаи, 1983: Добсаи JI. Метод Кодая и его музыкальные основы //Музыкальное воспитание в Венгрии. М., 1983. С. 41 - 63.
94. Дулат-Алеев, 1996 1998: Дулат-Алеев В. Татарская музыкальная литература: В 2 ч. Ч. 1. Казань, 1996. - 85 е.; Ч. 2. Казань, 1998. - 99 с.
95. Дулат-Алеев, 1999: Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань, 1999. 245 с.
96. Дулат-Алеев, 1999а: Дулат-Алеев В. Р. Методологические проблемы изучения национальных музыкальных культур // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбил. науч. конф. Казань, 1999.-С. 3-7.
97. Дулат-Алеев, 2000: Дулат-Алеев В. Р. Композитор и национальная история // Век Салиха Сайдашева: Межвуз. сб. Казань, 2000. С. 5 - 23.
98. Дъячкова, 1994: Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века: Учеб. пособие. М., 1994.- 144 с.
99. Егорова, 1973: Егорова О. К. О своеобразии мелодического развития марийской народной песни Н Учен. зап. / Казан, консерватория. Казань, 1975. Вып. 5.-С. 170-181.
100. Егорова, 1974: Егорона О. К. Национальные традиции в опере Э. Сапаева «Акпатыр». Йошкар-Ола, 1974. 71 с.
101. Егорова, 1978: Егорова О. К. Вопросы ладообразования в марийской народной песне // Музыкальная культура народов Поволжья. М., 1978. -С. 19-27.
102. Егорова, 1978а: Егорова О. К. Фольклорные традиции в творчестве марийских композиторов: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1978.- 16 с.
103. Егорова, 1995: Егорова О. К. Культурологические аспекты изучения пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 6 - 13.
104. Енговатова, 1981: ЕнговатоваМ. Протяжные песни Ульяновского Заволжья. М., 1981. 61 с.
105. Жанцанноров, 1983: Жанцанноров Н. Некоторые особенности пентатоники в монгольской музыке // Сов. музыка. 1983. № 6. С. 103 - 106.
106. Жиганов, 1976: Жиганов Н. Проблемы, которые волнуют // Музыка России. М., 1976. Вып. 1. С. 27 - 40.
107. Жиганов, 1986: Жиганов Н. Рождение оперы // Сов. музыка. 1986. № 6. С. 67 - 68.
108. Жиганов, 2001: Назиб Жиганов: Контексты творчества: Сб. науч. ст. Казань, 2001.-204 с.
109. Жорданиа, 1995: Жорданиа И. Ангемитоника и гемитоника // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 40 - 41.
110. Загидуллина., 1997: Загидуллина Д. Р., Бражник JL В. Музыкага биш баскыч = Пять ступенек в музыку: Учеб.-метод. пособие по сольфеджио (для первого года обучения). Казань, 1997. 104 с. (на тат. и рус. яз.).
111. Загидуллина., 1997а: Загидуллина Д. Р., Бражник JL В. Музыкага биш баскыч = Пять ступенек в музыку: Учебник по сольфеджио (для первого года обучения). Казань, 1997. 108 с. (на тат. и рус. яз.).
112. Зайнуллин, 1994: Хан кызы = Дочь хана: Мунаджаты / Сост. Дж. Г. Зайнуллин. Казань, 1994. 95 с. (на тат. яз.).
113. Зак, 1986: Зак В. О мелодике массовой песни. М., 1979. 147 с.
114. Зак, 1986: Зак В. Об «устойчивых интонационных комплексах» // Асафьев и советская музыкальная культура. М., 1986. С. 154 — 167.
115. Закржевская, 1979: Закржевская С. А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ташкент, 1979. — 120 с.
116. Земцовский, 1977: ЗемцовскийИ. Фольклор и композитор: Теоретические этюды. JL, 1977. 176 с.
117. Земцовский, 1992: Земцовский И. Текст культура - человек: Опыт синтетической парадигмы // Сов. музыка. 1992. № 4. - С. 3 - 6.
118. Иванов-Ехвет, 1986: Иванов-Ехвет А. Национальные культуры: естественность притяжения // Сов. музыка. 1989. № 6. С. 30 - 38.
119. Иванов-Ехвет, 1987: Иванов-Ехвет А. И. Музы ищут приют. Чебоксары, 1987. 350 с.
120. Из истории., 1993: Из истории музыкальной культуры и образования в Казани: Сб. науч. тр. Казань, 1993. 242 с.
121. Илюхин, 1969: Чаваш халак юррисем = Чувашские народные песни: 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Федорова / Сост. Ю.А.Илюхин. Чебоксары, 1969. 351 с. (на чуваш, и рус. яз.).
122. Илюхин, 1982: Илюхин Ю. Композиторы Советской Чувашии. Чебоксары, 1982.-320 с.
123. Илюхин, 1995: Илюхин Ю. А. Композиторы Чувашии // Культура чувашского края. Чебоксары, 1995. Ч. 1. С. 267 - 330.
124. Имамутдинова, 1995: Имамутдинова 3. Музыкальные традиции в устной культуре башкир: Опыт обобщения // Музыка: Исследовательский сборник' 94. М, 1995. С. 50-73.
125. Исхаков, 1993: Исхаков Д. М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993. 172 с.
126. Исхакова-Вамба, 1976: Исхакова-Вамба Р. А. Народные песни казанских татар крестьянской и городской традиций. Казань, 1976. 127 с.
127. Исхакова-Вамба, 1981: Исхакова-Вамба Р. А. Татарские народные песни. М., 1981.-190 с.
128. Исхакова-Вамба, 1990: Вамба (Исхакова) Р. Ангемитоника как музыкальная система: Исследование. М., 1990. 96 с.
129. Исхакова-Вамба, 1997: Исхакова-Вамба Р. А. Татарское народное музыкальное творчество: Традиционный фольклор. Казань, 1997. -264 с.
130. Казанская консерватория, 1998: Казанская государственная консерватория: (1945 1995). Казань, 1998. - 268 с.
131. Казанская, 1983: Казанская JI. В. Очерки истории марийской советской музыки. М., 1983. 160 с.
132. Камаев, 1973: Камаев Р. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора // Науч.-метод. зап. / Уфим. ин-т искусств. Уфа, 1973. Вып. 1.-С. 14-31.
133. Каракулов, 1995: Каракулов Б. И. О геометрических моделях пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 25 - 28.
134. Карасева, 1996: Карасева М. В. Современное сольфеджио: Учебник: В 3 ч. М., 1996. Ч. 1.-102 е.; Ч. 2.-71 е.; Ч. 3. 121 с.
135. Карасева, 1999: Карасева М. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха. М., 1999. 374 с.
136. Кастальский, 1961: Кастальский А. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1961. — 91 с.
137. Квитка, 1971: Квитка К. Первобытные звукоряды // Квитка К. Избр. тр.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 215-278.
138. Квитка, 1971а: Квитка К. Пентатоника у славянских народов // КвиткаК. Избр. тр.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 279 - 285.
139. Квитка, 19716: КвиткаК. Ангемитонные примитивы и теория Сокальского // Квитка К. Избр. тр.: В 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 286 - 311.
140. Квитка, 1973: КвиткаК. Вступительные замечания к музыкально-этнографическим исследованиям // КвиткаК. Избр. тр.: В 2 т. М., 1973. Т. 2.-С. 3-28.
141. Квитка, 1973: Квитка К. Этнографическое распространение пентатоники в Советском Союзе // КвиткаК. Избр. тр.: В 2 т. М., 1973. Т. 2. -С. 47-65.
142. Кеетман, 1978: Кеетман Г. Элементарное музыкальное воспитание // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.-С. 65-224.
143. Келлер, 1978: Келлер В. Введение в «Музыку для детей» // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978. -С. 225 359.
144. Килъдиярова, 1995: Халкым йыры = Песни моего народа: Башкирские народные песни в исполнении Флюры Кильдияровой. Уфа, 1995. 184 с. (на башкир., рус. и англ. яз.).
145. Ключарев, 1986: Ключарев А. Татар халык жвдшары = Татарские народные песни. Казань, 1986. 488 с. (на тат. яз.).
146. Когоутек, 1976: Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976.-367 с.
147. Кодай, 1958: Kodaly Z. Bicinia hungarica. Budapest, 1958. 1 -4.
148. Кодай, 1961: Кодай 3. Венгерская народная музыка. Будапешт, 1961.-186 с.
149. Кодай, 1982: Кодай 3. Избр. ст. М., 1982.-288 с.
150. Кодай, 1993: Кодай 3. Учебное пособие по сольфеджио: 333 упражнения в чтении нот (Введение в венгерскую народную музыку). М., 1993. Вып. 1. 47 с.
151. Кодай, 1993а: Кодай 3. Учебное пособие по сольфеджио: Пентатони-ческая музыка. М., 1993. Вып. 2. 96 с.
152. Козлов, 1928: Козлов И. Пятизвучные бесполутоновые гаммы в татарской и башкирской народной музыке // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1928. Т. 34. Вып. 1 -2.-С. 160- 178.
153. Кон, 1973: КонЮ. О двух типах подхода к отражению в гармонии натурально-мелодических ладов // Музыка и жизнь. JL; М., 1973. Вып. 2. -С. 129-162.
154. Кондратьев, 1977: Кондратьев М. Г. Многослоговой стих низовых чувашей в его взаимодействии с музыкальной формой // О чувашском искусстве. Чебоксары, 1977. С. 3 - 37.
155. Кондратьев, 1980: Кондратьев М. Г. О некоторых параллелях между чувашскими и марийскими народными песнями // Финно-угорский фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллинн, 1980. С. 276 — 288.
156. Кондратьев, 1981а: Песни низовых чувашей = Анатри чавашсен юррисем: В 2 кн. / Сост. М. Г. Кондратьев. Чебоксары, 1981. Кн. 1. 144 с. (на рус. и чуваш, яз.).
157. Кондратьев, 1982: Песни низовых чувашей = Анатри чавашсен юррисем: В 2 кн. / Сост. М.Г.Кондратьев. Чебоксары, 1982. Кн. 2. 174 с. (на чуваш, яз.).
158. Кондратьев, 1988: Кондратьев М. Г. Проявления квантитативности в ритмике марийских и чувашских народных песен // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 1988. -С. 69-80.
159. Кондратьев, 1990: Кондратьев М. Г. О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке. М., 1990. — 144 с.
160. Кондратьев, 1990а: Кондратьев М. Г. О чувашско-удмуртских этно-музыкальных параллелях // Этническая культура чувашей: Вопросы генезиса и эволюции / Чуваш, науч. исслед. ин-т. Чебоксары, 1990. -С. 72- 104.
161. Кондратьев, 1991: Кондратьев М. Г. О чувашско-татарских этному-зыкальных параллелях: Введение в проблематику // Из наследия художественной культуры Чувашии / Чуваш, науч. исслед. ин-т. Чебоксары, 1991. -С.3-61.
162. Кондратьев, 1993: Кондратьев М. Г. Традиционная музыкальная культура // Иванов В. П., Фокин П. П., Трофимов А. А., Матвеев Г. Б., Кондратьев М. Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993. С. 250 — 268.
163. Кондратьев, 1993а: Кондратьев М. Г. Чувашская 9авра юра и ее татарские параллели. Чебоксары, 1993. 80 с.
164. Кондратьев, 19936: Песни средненизовых чувашей = Анат енчи чавашсен юррисем / Сост. М.Г.Кондратьев. Чебоксары, 1993. 336с. (на рус. и чуваш, яз.).
165. Кондратьев, 1995: Кондратьев М. Г. Основные свойства чувашской пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 86 - 91.
166. Кондратьев, 1995: Кондратьев М. Г. Чувашская народная музыкально-поэтическая система и ее инонациональные параллели: Науч. докл. . д-ра искусствоведения. М., 1995. 43 с.
167. Кондратьев, 1996: Кондратьев М. Г. На подступах к изучению подлинной истории // Муз. академия. 1996. № 1. С. 84 - 89.
168. Кондратьев, 1996а: Кондратьев М. Г. Пентатонность как важнейшая характеристика чувашской музыкальной системы // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. Чебоксары, 1996. №5.-С. 30-39.
169. Кондратьев, 19966: Кондратьев М. Г. О периодизации истории чувашской музыки // Чувашское искусство. Чебоксары, 1996. Вып. 2. -С. 3 11.
170. Кондратьев, 1997: Кондратьев М. Г. К истории изучения пентатоники // Известия национальной Академии наук и искусств Чувашской Республики. Чебоксары, 1997. № 6. С. 10 - 27.
171. Кондратьев, 1997а: Кондратьев М. Г. Музыкальный фольклор моль-кеевских кряшен в свете чувашских параллелей // Чувашское искусство: Вопросы теории и истории. Чебоксары, 1997. Вып. 3. С. 29 - 69.
172. Кондратьев, 1998: Кондратьев М. Г. О динамике музыкально-теоретического статуса пентатоники // Муз. академия. 1999. №4. -С. 37 46.
173. Кондратьев, 1999: Кондратьев М. Г. Об общих компонентах музыкально-поэтических систем Поволжья и Приуралья // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбил. науч. конф. Казань, 1990.-С. 59 64.
174. Коукаль, 1951: Марий калык муро = Марийские народные песни / Сост. В. М. Коукаль. Л., 1951. 340 с. (на марийск. и рус. яз.).
175. Кузеев, 1992: Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М., 1992. 344 с.
176. Кулыиетов, 1971: Кулынетов Д. Вурзым муро аршаш = Песни уржумских мари. Йошкар-Ола, 1971. 176 с. (на марийск. яз.).
177. Куницын, 1976: Куницын О. Бурятская песня служит композиторам // Музыка России. М., 1976. Вып. 1. С. 41 - 50.
178. Кушнарев, 1958: Кушнарев X. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. JL, 1958. 626 с.
179. Лебединский, 1965: Лебединский Л. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965. 245 с.
180. Леман, 1973: Леман А. О национальном и интернациональном началах в современной музыкальной педагогике // Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 235 - 239.
181. Jlynnoe, 1995: Луппов А. Б. Пентатоника и современная техника композиции // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 147 - 155.
182. Мазель, 1952: Мазель JI. О мелодии. М., 1952. 300 с.
183. Мазель, 1972: Мазель JI. Проблемы классической гармонии. М., 1972. 616 с.
184. Макаров, 2000: Султан Габяши и народная музыка // Султан Габяши: Материалы и исследования. Казань, 2000. С. 140 - 156.
185. Макарова, 1993: Макарова С. И. Чувашский музыкальный театр: Поиски и решения // Музыкальный театр: Надежды и действительность. М., 1993.-С. 211 -226.
186. Маклыгин, 1990: МаклыгинА. JI. Палантай и явления модальности в современной марийской музыке // Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья: Сб. науч. тр. Казань, 1990. С. 25 - 36.
187. Маклыгин, 1992: Маклыгин А. «Я словно жемчуга ловец» // Муз. академия. 1992. № 2. С. 88 - 91.
188. Маклыгин, 1994: Маклыгин A. JI. Палантай и становление профессионального многоголосия в марийской музыке // Современные проблемыWразвития марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1994. -С. 67 79.
189. Маклыгин, 1995: Маклыгин A. JI. О модальных свойствах пентатоники в песнях луговых мари // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 49 - 60.
190. Маклыгин, 2000: Маклыгин A. JI Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма. Казань, 2000. 310 с.
191. Маклыгин, 2000а: Маклыгин A. JI. Теоретические взгляды Султана Габяши в контексте музыкальной науки его времени // Султан Габяши: Материалы и исследования Казань, 2000. С. 157 - 170.
192. Максимов, 1969: Максимов С. М. Чувашские народные песни. М., 1964.-399 с.
193. Межэтнические общности., 1983: Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. 142 с.
194. Мирзаянова., 1997: Мирзаянова Ф., Бражник JI. Удмуртская народная песня на уроках сольфеджио: Учеб. пособие. Ижевск, 1997. 52 с.
195. Михайлова, 1991: Михайлова С. М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (XIX век). Казань, 1991. 359 с.
196. Могильников, 1981: Могильников В. А. Тюрки // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 29 - 43.
197. Монасыпов, 1991: Монасыпов Ш. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства устной традиции на рубеже XIX XX веков // Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991. -С. 27-42.
198. Монасыпов, 1995: Монасыпов Ш. К. Пентатоника в свете антропософии // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 13 — 20.
199. Монасыпов, 2000: Монасыпов Ш. X. Сайдаш: (Опыт духовно-научного исследования) // Век Салиха Сайдашева: Межвуз. сб. Казань, 2000.-С. 88-112.
200. Музафаров., 1964: Музафаров М. X., Виноградов Ю. В., Хайрул-лина 3. Ш. Татарские народные песни = Татар халык кейлэре / Ред. А. Абдуллин. М., 1964. 206 с. (на рус. и тат. яз.).
201. Музыка тюркских народов, 1994: Музыка тюркских народов: Первый междунар. симпозиум: Тезисы. Алматы, 1994. 192 с.
202. Музыкальная акустика, 1954: Музыкальная акустика / Общ. ред. Н. Гарбузова. М., 1954. 236 с.
203. Музыкальная культура., 1978: Музыкальная культура народов Поволжья: Сб. науч. тр. М., 1978. 182 с.
204. Музыкальная наука., 1999: Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбил. науч. конф. Казань, 20 июня 1996 года / Отв. ред. и сост. Л. В. Бражник. Казань, 1999. 172 с.
205. Музыкальное воспитание., 1973: Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М., 1973. 416 с.
206. На перекрестке., 1990: На перекрестке двух стран света. // Сов. музыка. 1990. № 9. С. 60 - 67.
207. Надршина, 1997: Башкорт халык йырзары, йыр-риуэйэтгэре = Башкирские народные песни, песни-предания / Автор-сост. Ф. Надршина. Уфа, 1997. 288 с. (на башкир., рус. и англ. яз.).
208. Назайкинский, 1972: Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 383 с.
209. Народная и профессиональная музыка., 1981: Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья: Сб. науч. тр. М., 1981. 167 с.
210. Народные певцы., 1974: Народные певцы и композиторы Мордовии. Саранск, 1974. 128 с.
211. Народы Поволжья., 1985: Народы Поволжья и Приуралья: Истори-ко-этнографические очерки. М., 1985. 309 с.
212. Народы России, 1994: Народы России: Энциклопедия / Гл. ред.
213. B. А. Тишков. М., 1994.-479 с.
214. Нестеров, 1972: Нестеров А. Народные песни Горьковской области. М., 1972.-86 с.
215. Нигмедзянов, 1964: Нигмедзянов М. Татарская народная песня в обработках композиторов. Казань, 1964. 139 с.
216. Нигмедзянов, 1967: Нигмедзянов М. Народная музыка // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. С. 442 - 480.
217. Нигмедзянов, 1970: Нигмедзянов М. Татарские народные песни = Татар халык жырлары. М., 1970. 184 с. (на рус. и тат. яз.).
218. Нигмедзянов, 1970а: Нигмедзянов М. Н. Музыкальный Татарстан. Казань, 1970. 119 с. (на рус. и тат. яз.).
219. Нигмедзянов, 1974: Нигмедзянов М. Олиготонные лады в татарской музыке // Сов. музыка. 1974. № 1. С. 62 - 66.
220. Нигмедзянов, 1976: Нигьмэтжанов М. Татар халык жырлары. Казан, 1976. 215 б. (на тат. и рус. яз.).
221. Нигмедзянов, 1978: Нигмедзянов М. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. М., 1978. Вып. 2.1. C. 266-297.
222. Нигмедзянов, 1982: Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар: Исследование. М., 1982. 135 с.
223. Нигмедзянов, 1984: Нигмедзянов М. Татарские народные песни. Казань, 1984. 240 с. (на рус. и тат. яз.).
224. Никольский, 1920: Никольский Н. В. Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья // Труды музыкально-этнографическогоотделения Казанской Центральной Высшей музыкальной школы. Казань. 1920. Вып. 1.-72 с.
225. Нуриева, 1995: Нуриева И. М. Пентатоника в южноудмуртской народно-песенной системе // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 133 - 135.
226. Нуриева, 1995: Нуриева И. М. Песни завятских удмуртов = Ватка Кам тупалась удмуртъёслэн крезьгуръессы. Ижевск, 1995. Вып. 1. 232 с. (на рус. и удмурт, яз.).
227. Нуриева, 1999: Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления. Ижевск, 1999. 272с.
228. Оголевец, 1941: Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М.; Л., 1941.-972 с.
229. Оголевец, 1946: Оголевец А. С. Введение в современное музыкальное мышление. М.; Л., 1946. 472 с.
230. Орлова., 1984: Орлова Е., Крюков А. Академик Борис Владимирович Асафьев: Монография. Л., 1984.-272 с.
231. Орф, 1978: Орф К. «Шульверк»: Итоги и задачи // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978. С. 51 - 64.
232. Осипов, 1988: Осипов А. А. Мелодико-ритмические типы свадебных песен низовых чувашей // Чувашское искусство: История и художественное наследие / Чуваш, науч.-исслед. ин-т. Чебоксары, 1988. С. 40 - 63.
233. Островский, 1974: Островский А. Учебник сольфеджио: В 4 вып. Л., 1974. Вып. 3.-208 с.
234. Пентатоника., 1995: Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. / Отв. ред. и сост. Л. В. Бражник. Казань, 1995. 196 с.
235. Пентатоника: Pentatonic // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Edited by Stanley Sadie. 14. P. 353 354.
236. Переверзев, 1966: Переверзев H. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966.-224 с.
237. Петрухин., 1998: Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998. 383 с.
238. Поздеев, 1987: Поздеев П. К. Жингырты, удмурт кырзан! 2-е изд. Устинов, 1987. 120 с. (на удмурт, яз.).
239. Проблемы лада, 1972: Проблемы лада: Сб. статей. М., 1972. 314 с.
240. Проблемы музыкального стиля., 1990: Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья: Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. JI. В. Бражник. Казань, 1990. 112 с.
241. Пустылъник, 1979: ПустыльникИ. Принципы ладовой организации в современной музыке. JL, 1979. 190 с.
242. Риттих, 1870: Ритгих А. Ф. Материалы для этнографии России: Казанская губерния. Казань, 1870. Ч. 2. 225 с.
243. Рубцов, 1964: Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. JL, 1964. 95 с.
244. Рыбаков, 1897: Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб, 1897. 330 с.
245. Рыбаков, 1924: Рыбаков С. Г. 50 песен татар и башкир с текстами, переводами и гармонизациями. М., 1924. 37 с.
246. Сабирзянов, 1995: Сабирзянов И. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Синхронистические очерки по истории этнокультурного и политического взаимодействия с начала новой эры до второй половины XVI века. Казань, 1995. 104 с.
247. Саболъчи, 1959: Szabolcsi В. Kulturgeschichte und Pentatonic // Bausteine zu einer Geschichte der Melodie. Budapest, 1959. S. 236 - 266.
248. Сайдашева., 1979: Сайдашева 3., Ярми X. Татарско-мишарские песни. М., 1979. -78 с.
249. Сайфуллина, 1994: Сайфуллина Г. Р. Традиция чтения Корана в современном Татарстане: Проблемы и перспективы // Исламо-христианское пограничье: Итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. С. 176 - 186.
250. Салехова, 1990: Салехова 3. Я. Музыкальная тема в симфоническом творчестве Н. Жиганова // Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья: Сб. науч. тр. Казань, 1990. С. 58 - 72.
251. Сёни, 1954: Szonyi Е. A zenei iras-olvasas modszertana. Budapest, 1954. Т. 1. 241 p.; Т. 2. - 237 p.; Т. 3. - 262 p.
252. Сёни, 1983: Сёни Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. М., 1983. С. 64 - 139.
253. Сергиенко, 1999: Сергиенко Р. И. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения. Москва, 1999.-32 с.
254. Серов, 1950: Серов А. Русская народная песня как предмет науки // Серов А. Избр. ст. М.; Л., 1950. С. 81 - 108.
255. Сисаури, 1975: Сисаури В. Японская инструментальная музыка гага-ку. (Генетические связи и процесс становления) // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1975. Вып. 14. С. 202 - 223.
256. Скребков, 1973: Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973. 448 с.
257. Слюжинскас, 1991: Слюжинскас С. Черты ангемитоники в мелодике литовских народных песен: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Вильнюс, 1991.-20 с.
258. Смирнов, 1951: Эрвел марий муро = Песни восточных мари / Зап. и сост. К. А. Смирнова. Йошкар-Ола, 1951. 184 с. (на рус. и марийск. яз.).
259. Смирнов, 1955: Олык марий муро = Песни луговых мари / Зап. и сост. К. А. Смирнова. Йошкар-Ола, 1955. 227 с. (на рус. и марийск. яз.).
260. Смирнов, 1971: Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка. М., 1971. 365 с.
261. Смирнова, 1999: Смирнова Е. М. О ладомелодических особенностях татарских напевов устно-профессиональных жанров // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбил. науч. конф. Казань, 1999. С. 85 - 88.
262. Сокальский, 1888: Сокальский П. Русская народная музыка великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888. -217 с.
263. Соломонова, 2000: Соломонова Н. А. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX XX вв.: (Этномузыкологические очерки): Автореф. дис. д-ра искусствоведения. Москва, 2000. - 48 с.
264. Способин, 1969: Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. -243 с.
265. Стародубцева, 1999: Стародубцева С. В. «Ох, роспечальное мое сердечко»: (Песни из репертуара Натальи Власовой): Русские песни Удмуртии. Ижевск, 1999. Вып. 1.-225 с.
266. Страницы., 1991: Страницы истории татарской музыкальной культуры. Казань, 1991. 133 с.
267. Сураев-Королев, 1957: Мордовские народные песни / Сост. Г. И. Сураев-Королев, JI. С. Кавтаськин. Саранск, 1957. 164 с. (на рус. и мордов. яз.).
268. Сураев-Королев, 1964: Сураев-Королев Г. И. Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни (мордовская многоголосная пентатоника) // Труды науч.-исслед. ин-та языка, литературы, географии, истории, экономики. Саранск, 1964. С. 231 - 258.
269. Сураев-Королев, 1969: Мордовские народные песни / Сост. Г. И. Сураев-Королев. Саранск, 1969. 342 с. (на рус. и мордов. яз.).
270. Тараканов, 1972: Тараканов М. Новая тональность в музыке XX века //Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. М., 1972. Вып. 1. С. 5 - 35.
271. Тараканов, 1986: Тараканов М. Фольклор и «фоносфера» // Курьер ЮНЕСКО. 1986, май.-С. 17.
272. Тараканов, 1987: Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987.-365 с.
273. Тары, 1997: Tari L. Anmerkungen zum Geigenstil der finnougrischen Wotjaken und Tscheremissen des Wolga-Kama Gebietes I I Studia Musicologica. Budapest, 1997. T. 38. S. 293 - 314.
274. Творчества., 1985: Творчества вечно живая основа: Редакционная беседа // Сов. музыка. 1985. № 12. С. 40 - 58.
275. Теоретическая конференция., 1958: Теоретическая конференция композиторов и музыковедов Поволжья, Урала и Сибири: Сокращенная стенограмма творческой дискуссии. М., 1958. 483 с.
276. Травина, 1964: Травина И. К. Удмуртские народные песни. Ижевск, 1964.-228 с.
277. Тран Ван Кхе, 1973: Тран Ван Кхе. Вклад Азии в мировую музыкальную культуру // Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 147 - 156.
278. Тюлин., 1965: ТюлинЮ., ПриваноН. Теоретические основы гармонии: Учеб. пособие. М., 1965. 276 с.
279. Тюлин, 1966: Тюлин Ю. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966. 223 с.
280. Файзи, 1971: Файзи Дж. Халык жэуЬэрлэре = Жемчужины народные. Струны моей души: Современный музыкальный фольклор татарского народа. Казань, 1971. 392 с. (на тат. яз.).
281. Фаминцын, 1889: Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе с особенным указанием на ее проявление в русских народных напевах. СПб, 1889.- 187 с.
282. Федотова, 1991: Федотова JI. А. Нетерцовая гармония: Практич. по-соб. Казань, 1991.-91 с. (рукопись).
283. Фоменков, 1976: Фоменков М. П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976. 204 с. (на рус. и башкир, яз.).
284. Халиков, 1991: Халиков А. Основы этногенеза народов Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. I. Происхождение финно-угорских народов: Учеб. пособие. Казань, 1991. 108 с.
285. Халтаева, 1995: Халтаева Л. А. Пентатоника в контексте генезиса и эволюции бурдонного многоголосия // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. -С. 47 49.
286. Харисов, 1998: Kharissov Ildar. Die Islamischen Gesange der Tataren im Wolga-Ural-Gebiet // Berichte aus dem ICTM-Nationalkomitee Deutschland. VI. Musik und Region. Bamberg, 1998.- S. 197 222.
287. Харисов, 2001: Kharissov Ildar. Zur Tradierung der Kasantatarischen Erzahlgesange im 20. Jahrhundert // Berichte aus dem ICTM-Nationalkomitee Deutschland. Band X. Traditionelle Musik in sich wandelnden Gesellschaften. Bamberg, 2001. S. 169 - 191.
288. Хвостенко, 1961: Сольфеджио (одноголосное): На материале мелодий народов СССР / Сост. В. Хвостенко. М., 1964. Вып. 3. 190 с.
289. Ходырева, 1996: Ходырева М. Г. Песни северных удмуртов = Уйпал удмуртьёслэн крезьгуръёссы. Ижевск, 1996. Вып. 1. 119 с. (на рус. иудмурт, яз.). -^ AwLAjUW //ДЭС
290. Холопов, 1967: Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. М., 1967.-477 с.
291. Холопов, 1974: Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М., 1974. -287 с.
292. Холопов, 1978: Холопов Ю. Пентатоника // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М., 1978. Т. 4. С. 234 - 237.
293. Холопов, 1982: Холопов Ю. Модальная гармония // Музыкальное искусство: Общие вопросы теории и эстетики музыки: Проблемы национальных музыкальных культур. Ташкент, 1982. С. 16-31.
294. Холопов, 1988: Холопов Ю. Гармония: Теоретический курс. М., 1988. -511 с.
295. Холопов, 1995: Холопов Ю. Н. Пентатоника как род интервальных систем // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 5 - 6.
296. Холопова., 1984: ХолоповаВ., Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. М., 1984. 320 с.
297. Холопова, 1994: ХолоповаВ. Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1994. 260 с.
298. Холопова., 1996: Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина: Моногр. исслед. М., 1996. 324 с.
299. Христиансен, 1976: Христиансен JI. Ладовая интонационность русской народной песни. М., 1976. 390 с.
300. Хрущева, 1995: Хрущева М. Н. Пентатоника одна из универсалий музыкального мышления? (К постановке проблемы) Н Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995.-С. 20-25.
301. Худяков, 1990: Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1990.-310 с.
302. Цзо Чжэнъгуанъ, 1987: Цзо Чжэньгуань. О музыкально-теоретической системе «люй» в китайской музыке // Музыка народов Азии и Африки. М., 1987. Вып. 5. С. 257 - 272.
303. Циглер, 1998: Ziegler S. Musik der Wolga-Ural-Volker // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Sachteil Bd. 8. Kassel, 1998. S. 666 - 676.
304. Цуккерман, 1975: Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды: О музыкальной речи Н. А. Римского-Корсакова. М., 1975. Вып. 2. -464 с.
305. Чекановска, 1983: Музыкальная этнография: Методология и методика. М., 1983.- 192 с.
306. Чуракова, 1980: ЧураковаР. Традиционные обрядовые песни южных удмуртов // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллинн, 1980. С. 214 - 230.
307. Чуракова, 1986: ЧураковаР. Удмуртские свадебные песни. Устинов, 1986.- 147 с.
308. Чуракова, 1989: Чуракова Р. О песенном многоголосии южных удмуртов // Песенное многоголосие народов России: Тез. докл. М., 1989. -С. 60-61.
309. Шарифуллин, 1995: Шарифуллин Ш. К. Система ангемитонной пентатоники: (Константные и мобильные свойства) // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995.-С. 29-39.
310. Шарифуллин, 1995: Шарифуллин Ш. К. «Сак-Сок» бэете = Байт «Сак-Сок». Казань, 1999. 127 с. (на тат. и рус. яз.).
311. Шахназарова, 1983: Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. М., 1983. — 153 с.
312. Шахназарова, 1992: Шахназарова Н. История советской музыки как эстетико-идеологический парадокс // Муз. академия. 1992. № 4. -С. 71 74.
313. Шахназарова, 1992: Шахназарова Н. Г. Национальная традиция и композиторское творчество. М., 1992. 186 с.
314. Шёнберг, 1977: Schonberg A. Harmonielehre. Leipzig, 1977. — 507
315. Шнеерсон, 1952: Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. М., 1952. -250 с.
316. Шостакович., 1956: Шостакович Д., Виноградов В. Проблемы симфонизма в братских республиках // Сов. музыка. 1956. № 12. С. 4 - 8.
317. Шостакович, 1973: Шостакович Д. Национальные традиции и закономерности их развития // Музыкальные культуры народов: Традиции и современность. М., 1973. С. 166 - 170.
318. Щуров, 1973: Щуров В. М. О ладовом строении южнорусских песен // Музыкальная фольклористика. М., 1973. Вып. I. С. 107 - 137.
319. Щуров, 1987: Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987.-304 с.
320. Эшпай, 1929: Эшпай Я. Музыка народа мари // Музыкальное образование. М., 1929. №3-4.
321. Эшпай, 1957: Марий калык муро = Марийские народные песни / Сост. и зап. Я. Эшпая. М., 1957. 67 с. (на рус. и марийск. яз.).
322. Юнусова, 1995: Юнусова В. Н. Творческий процесс в классической музыке Востока: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1995. 35 с.
323. Юнусова, 1996: Юнусова В. Н. Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья: К проблеме взаимосвязи конфессии и художественной культуры // Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С. 19-30.
324. Юнусова, 1997: Юнусова В. Ислам — музыкальная культура и современное образование в России. М., 1997. 152 с.
325. Юсфин, 1979: Юсфин А. Некоторые потенции к симфоническому развитию в татарской народной песне // Проблемы музыкальной науки. М., 1979. Вып. 4.-С. 109-144.
326. Юэцзи, 1998: Юэцзи (Записки о музыке) / Пер. А. Сканави // Муз. академия. 1998. №2. -С. 218-225.
327. Яковлев, 1991: Яковлев В. Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья. Казань, 1991. 115 с.
328. Яушева, 1999: Яушева М. Современная татарская камерная музыка: Проблемы стилевых поисков / Казан, консерватория, 1999. 98 с. (рукопись).