автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Античный цикл драм Герхарта Гауптмана

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Нипа, Татьяна Станиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Античный цикл драм Герхарта Гауптмана'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нипа, Татьяна Станиславовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Жизнь мифа в литературе. Г. Гауптман и античность

1.1. Античная мифология и литература 14 1.2 .Становление концепции античности в литературно-эстетическом сознании Германии

1.3. Рецепция античности в творчестве Гауптмана 32 Своеобразие гауптмановского мифотворчества

1.4. Миф об Атридах и его художественные интерпретации

ГЛАВА 2. Античный цикл драм Герхарта Гауптмана: традиции и новаторство

2.1. История создания и сюжет

Тетралогии об Атридах»

2.2. Человек и мироздание: «Тетралогия об Атридах» в контексте творчества Гауптмана

2.3. Античность и современность в тетралогии

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Нипа, Татьяна Станиславовна

Герхарт Гауптман - одна из наиболее значительных и противоречивых фигур в литературном процессе конца XIX - первой половины XX вв. Его творческое наследие, большая часть которого до сих пор не опубликована, насчитывает сотни томов. Перу Гауптмана принадлежат почти 50 пьес, 20 прозаических произведений, 2 поэтических сборника, множество эссе, речей, дневников. Однако наиболее ярко Гауптман заявил о себе в драматургии, считая «драматизм изначальной формой отношения человека к миру».1 Являясь, наряду с Ибсеном, Стриндбергом, Чеховым, одним из создателей европейской «новой драмы», он вывел немецкий театр на мировую арену.

Лауреат Нобелевской премии (1912 г.), при жизни провозглашенный классиком немецкой литературы, Гауптман на протяжении долгого творческого пути отражал в своих произведениях основные тенденции социального и духовного развития Германии. Черты ведущих литературных направлений эпохи - реализма, натурализма, символизма, неоромантизма, неоклассицизма - причудливо переплетаются в его творчестве, определяя своеобразие авторского почерка и создавая (особенно в поздний период) особый, не поддающийся четкой регламентации художественный метод. Как справедливо отмечал A.A. Аникст, «для новейшего времени Гауптман стал в немецкой культуре таким же универсальным художником, каким был для своего времени Гете»; все «попытки найти общее определение его творчества оказались тщетными, ибо оно не ограничивается идеологическими и стилевыми характеристиками какого-нибудь одного направления литературы и драмы XIX - пер. пол. XX века».2 Не случайно X. Борхерт воспринимал Гауптмана как абсолютного эклектика: «Он не является ни чистым натуралистом, ни чистым символистом, ни чистым

1 Цит по: Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века М., 1988. С 265.

2 Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988. С. 259. экспрессионистом».1

Сам Гауптман никогда не причислял себя к тому или иному литературному направлению. Стремясь стать выше всяческих ограничений, предписанных какими-либо школами или теориями, он писал: «Реализм, натурализм. Первое из этих слов имеет в моих глазах сносную окраску, второе выглядит болотно-зеленым, очень мрачным, безотрадным. Реализм должен. Натурализм должен. Разве эти два понятия животные, которых можно дрессировать, - что они такое? Да, что такое реализм, что такое натурализм? Если мой взгляд правилен, то это вроде вывески на магазине. Но что там внутри, они не обозначают. И точно так же идеализм. Когда я слышу слово «идеализм», у меня возникает представление о художниках-дилетантах, которые качаются на ходулях и нуждаются в поддержке. Когда я слышу слово «реализм», мне вспоминается жующая корова. Скажет кто-нибудь «натурализм», и мне видится Золя в больших темно-синих очках».2

Унаследовав высокий гуманистический идеал Гете, Гауптман воспринимался в среде немецкой интеллигенции как духовный наставник нации. В 1922 году, когда в Германии торжественно отмечался 60-летний юбилей художника, Генрих Манн писал: «Рядом с политическим главой государства правит он, президент сердца, которое есть у этого государства. Подобных примеров Германия еще не видела, равно как и вся Европа со времен Гюго. Республика знает, что избранный ею писатель утвердит и возвысит ее».3 Томас Манн в речи, произнесенной им по поводу 90-летнего юбилея Гауптмана, назвал его «по-королевски величественным старцем, который, вопреки незнатному происхождению, всем своим обликом наталкивал на великие воспоминания, воплощая своим невозмутимым

1 Borchert H. Beispiel fur Drama. Gerhart Hauptmann // Deutschte Literatur im XX Jahrhundert. Heidelberg, 1956. Bd. 2. S. 397.

2 Цит по: Аникст А. А. Тероия драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988. С. 259 - 260.

3 Манн Г. Герхардт Гауптман // Манн Г. Сочинения: В 8 т. Т. 8. М., 1958. С. 182. достоинством поэтическую Германию».1

Между тем, творческий путь Гауптмана был далеко не безоблачным. Постановка в 1889 г. его первой пьесы «Перед восходом солнца» ознаменовалась громким театральным скандалом из-за ее «натуралистичности». Последовавшая за ней в 1890 г. пьеса «Праздник мира» окончательно утвердила за Гауптманом ярлык «натуралиста», который долгие годы препятствовал объективной оценке его творчества. Разноплановость и неоднозначность гауптмановских произведений обусловили многочисленные нападки на них со стороны как «правых», так и «левых» и неоднократно вызывали упреки в отсутствии у писателя ярко выраженной гражданской и эстетической позиции. Критик социал-демократического направления Ф. Меринг писал: «Как только драматург Гауптман начинает философствовать, он всегда застревает в напыщенной тривиальности, ему не хватает законченного мировоззрения, без которого немыслим великий поэт».2 Революционно настроенная критика, приветствовавшая появление «Ткачей», разочарованно говорила об «отходе от реализма» в символически окрашенных пьесах «Вознесение Ганнеле» и «Потонувший колокол». По словам Рольфа Михаелиса, «скандалы определяли ритм творческого бытия» Гауптмана. «Скандал с дважды запрещаемыми «Ткачами», с «Вознесением Ганнеле», с «Флорианом Гейером», с «Михаэлем Крамером», с «Розой Берндт», с «Крысами», с «Луком Одиссея», с «Доротеей Ангерман». Скандал с Гауптманом».3

Начиная с первых произведений Гауптмана, интерес критики к нему был достаточно велик. «Рядом с Гауптманом найдется немного современных авторов, о которых писали бы так же часто, как о нем», - отмечал Ф. Хойзер.4 Уже в 1894 году появляется работа Пауля Мана «Герхарт Гауптман и

1 Манн Т. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М., 1961. С. 490.

2 Цит по: Сильман Т. И. Гергарт Гауптман 1862 - 1946. Л.- М., 1958. С. 12.

3 Michaelis R. Der schwarze Zeus. Gerhart Hauptmanns zweitefWeg. Berlin, 1962.

4 Heuser F. W. J. Werdegang der Hauptmann - Kritik bis 1937 // Gerhart Hauptmann. Darmstadt, 1976. современный реализм» (Mahn Р. Gerhart Hauptmann und die moderne Realismus. Berlin, 1894.). В конце XIX - начале XX вв. был опубликован и ряд монографических исследований, посвященных творчеству Гауптмана и берущих за основу биографический материал (Bartels А. Ger hart Hauptmann. Berlin, 1897; Woerner U.S. Ger hart Hauptmann. München, 1897; Schlenter P. Gerhart Hauptmann. Sein Lebensgang und seine Dichtung. Berlin, 1898; Sternberg K. Gerhart Hauptmann. Der Entwiklungsgang seiner Dichtung. Berlin, 1918; Lemke E. Gerhart Hauptmann. Leipzig, 1923; Freyhahn M. Gerhart Hauptmann. Berlin, 1922.). В 1910 г. была написана первая диссертация о Гауптмане (Horst Engert. Die Tragik der dem Leben nicht gewachsenen Innerlichkeit in den Werken Gerhart Hauptmanns. Diss. Druck von C.C. Röder G. m. b. H., Leipzig, 1910.).

Интересны с точки зрения более полного понимания личности писателя и проникновения в его творческие замыслы книги современников Гауптмана Ю. Баба, Х.фон Хюльзена, И. Шапиро, К. Беля, долгие годы общавшихся с ним и непосредственно наблюдавшими за процессом создания его произведений (Bab J. Gerhart Hauptmann und seine 27 besten Bühnenstücke. В., Lpz., 1922; Chapiro J. Gespräche mit Gerhart Hauptmann. В., 1932; Hülsen H. Gerhart Hauptmann. Lpz., 1945; Behl C.F.W. Zwiesprache mit Gerhart Hauptmann. München, 1949).

В 1969 г. появилась первая обстоятельная монография общего характера о творчестве Гауптмана Е. Хилыиера (Hilscher Е. Gerhart Hauptmann. Verlag der Nation. Berlin, 1969.), автор которой не только прослеживает творческий путь писателя, но и посвящает отдельную главу проблемам мировосприятия Гауптмана, его религиозным, философским и этическим воззрениям. По мнению Хилыиера, Гауптман всю свою жизнь оставался «человеком компромисса», которому «тяжело давались ясные решения», так как «он нес в себе много возможностей». «Слова врача Фридриха фон Каммахера в «Атлантиде», - считает критик, - в известной степени автобиографичны: «Во мне совмещаются Папа Римский и Лютер, Вильгельм II и Робеспьер, Бисмарк и Бебель, дух американского мультимиллионера и бедного мечтателя, который снискал славу святого Франциска Ассизского. Я страстный сторонник прогресса и еще более страстный реакционер и сторонник регресса».1

В 50 - 60-е годы, в связи с подготовкой и празднованием 90 и 100-летнего юбилея писателя, в критике оживляется интерес к его литературному наследию и появляется ряд значительных исследований Р. Фидлера, П. Фехтера, X. Майера, Ф.А. Фойгта, Р. Михаелиса, К.С. Гутке, Н.Е. Александера и др., посвященных как творчеству Гауптмана в целом, так и л его отдельным аспектам. Основными проблемами, занимающими литературоведов, являются проблемы своеобразия художественного метода Гауптмана, литературных связей и влияний, единства и многообразия творческого наследия писателя.

Одной из наиболее значительных работ последних десятилетий XX в. является монография Петера Шпренгеля "Действительность мифов" (Sprengel Р. Die Wirklichkeit der Mythen. Brl., 1982), в которой намечен принципиально новый подход к творчеству Гауптмана. Анализируя основные мифологические мотивы и образы в гауптмановских произведениях первого десятилетия XX в., исследователь особое внимание уделяет проблеме противоречия полов в гауптмановской картине мира.

Вопрос о состоянии гауптмановедения в Германии до 1965 года обстоятельно рассмотрен в статье Е. М. Мандель «Литературное наследие Гауптмана в ГДР».3

1 Hilscher Е. Gerhart Hauptmann. В., 1969. S. 327.

2 См.: Fiedler R. Die späten Dramen Gerhart Hauptmanns. Versuch einer Deutung. München, 1954; Fechter P. Gerhart Hauptmann. Mohn, 1961; Mayer H. Gerchart Hauptmann. Hannover, 1967; Voigt F. A. Gerhart Hauptmann und die Antike. Brl., 1965; Michaelis R. Der schwarze Zeus: Gerhart Hauptmanns zweitefWeg. Brl., 1962; Guthke K. S. Wege zur Literatur. Bern, München, 1967; Alexander N.E. Studien zum Stilwandel in dramatischen Werk Gerhart Hauptmanns. Brl., 1962.

3 Мандель E. M. Литературное наследие Гауптмана в ГДР // Современная зарубежная новелла и роман. Саратов, 1965. С. 172- 178.

В русской критике первые отклики на творчество Гауптмана появляются в 90-е годы XIX в. (критические очерки З.А. Венгеровой, С.П. Нани, Ф. Зелинского, работа И. Гриневской «Гергарт Гауптман и мотивы его драм». СПб, 1900.). Ряд критических статей о творчестве немецкого драматурга и рецензий на отдельные его пьесы принадлежит перу A.B. Луначарского. В начале XX века новаторская природа драматургии Гауптмана, тонкое ощущение трагизма бытия, а также социальная значимость его первых пьес привлекали внимание русских писателей, критиков и режиссеров. Драматический талант немецкого писателя был высоко оценен А.П. Чеховым и М. Горьким (вспомним известное высказывание Чехова: «Это же настоящий драматург! Я же не драматург, послушайте, я - доктор»1). Гауптмановские пьесы занимали значительное место в репертуарах московских театров. К.С. Станиславский назвал Гауптмана «великим писателем, влияние которого далеко перешагнуло пределы его родины и, может быть, нигде не было так значительно, как в России».2 Однако после 1910 года интерес к одному из крупнейших немецких драматургов угасает. В советской критике 1920-30-х годов превалирует негативная оценка его творчества (хотя пьеса «Перед заходом солнца» (1932) была воспринята как большая удача автора), что связано в первую очередь с разочарованием в «социальной активности» художника.

Глубокий интерес к творчеству Гауптмана в России, как и в Германии, возрождается лишь в 1950-е годы. В 1958 г. была издана монография Т.И. Сильман «Гергарт Гауптман. 1862 - 1946». (JL, М., 1958), в которой рассматривается, главным образом, проблематика гауптмановской драматургии. Общий обзор жизненного и творческого пути драматурга дан в предисловии А. Дымшица к двухтомному изданию пьес на русском языке (М., 1959). В 1960-е годы в отечественном литературоведении появился ряд Цит по: Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 тт. T.l. М., 1954. С. 233.

2 Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. М., 1959. С. 309. новых работ, посвященных Гауптману. Т. Сильман, И. Бернштейн, Н. Травушкин, Е. Мандель в своих исследованиях обращались к творческой биографии писателя, осмысляли значение Гауптмана в культурной жизни его времени. Ряд исследований отечественных литературоведов посвящен проблеме литературных взаимодействий и влияний, творческих контактов Гауптмана с русскими писателями.1

При этом необходимо отметить, что наиболее полно исследована ранняя гауптмановская драматургия - в основном, в трех ее аспектах: натуралистическом, неоромантическом и социально-критическом. Проблематика и художественное своеобразие пьес, созданных на рубеже Х1Х-ХХ веков, достаточно подробно рассмотрены в работах А. М. Евлахова и Е. М. Манделя. Статьи о Г. Гауптмане в учебных пособиях (пятитомная «История немецкой литературы» (М., 1968), «Истории западноевропейского театра» (М., 1970), «История зарубежного театра» (М., 1984)) также освещают, главным образом, ранний этап его творчества, что объясняется, в частности, ограниченным объемом названных статей.3

Таким образом, несмотря на достаточно широкий круг исследований, связанных с ранним драматургическим творчеством Гауптмана, его произведения 20 - 40-х годов все еще изучены слабо и узко и, по большей части, не переведены на русский язык. Между тем, без глубокого анализа последних произведений писателя невозможно составить целостное представление о его творческом пути, об эволюции его метода. См.: Спектор А. А. Русско-немецкие литературные связи. Г. Гауптман в русской критике конца XIX -начала XX века. Душанбе, 1980; Балова Т. Л. Гауптман и Чехов (к проблеме интеллигенции в драматургии конца 19 - начала 20 века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1969.

2 См.: Евлахов А. М. Гергарт Гауптман. Путь его творческих исканий. Ростов н/Д, 1917 ; Мандель Е. М. Немецкий натурализм 80 - 90- годов и ранние драмы Г. Гауптмана // Проблемы русской и зарубежной литературы. Саратов, 1965. С. 323 - 344; Мандель Е.М. Гауптман (драматургическое творчество конца XIX -начала XX в.). Саратов, 1972.

3 Бернштейн И. А. Гауптман // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4. М., 1968. С. 269-294; Глумова-Глухарева Э. И. Гауптман // История западноевропейского театра. Т. 5. М., 1970. С. 461 - 494; Холмогорова И. История зарубежного театра. Ч. 2. М., 1984. С. 240-249.

Объектом данного исследования является последнее крупное произведение Гауптмана - цикл драм, написанных на сюжет античного мифа о судьбе рода Атридов. Время создания «Тетралогии об Атридах» (1941-1945 гг.) - крайне сложный период личной и творческой биографии Гауптмана.

В конце жизни писателя всенародные чествования на его 60-летие и 70-летие сменяются одиночеством и непониманием. К творчеству драматурга подходят все с теми же суженными мерками: если в «раннем» Гауптмане видят чистого натуралиста, то в «позднем» - мистика, иррационалиста, создающего в преклонные годы тяжелопонимаемые и неудобочитаемые мифологические произведения, стремясь таким образом скрыть упадок творческих сил. В 1933 году Гауптман, словно предвидя такое развитие событий, сказал своему другу Белю: Моя эпоха начинается с 1870 года и заканчивается поджогом Рейхстага».1 В 30-40-е годы осложняются отношения Гауптмана с его коллегами и друзьями. Свой отказ уехать из гитлеровской Германии, который многие расценили как поддержку фашистского режима, писатель объяснял "привязанностью к своей родине", тем, что "может работать только здесь", нежеланием уступать кому-либо свое "право на родную землю".2 Когда Гауптман положительно отозвался о "гитлеризации" Австрии, то в ответ на него посыпался град гневных откликов, особенно болезненных еще и потому, что среди "нападавших" о были близкие друзья писателя. Вместе с тем, и фашистские власти не считали «живого классика» «поэтом своей формации», что прекрасно осознавал сам Гауптман: «Говорят, что меня. уважает Гитлер!. Неправда!

1 Behl С. F. W. Zwiesprache mit Gerhart Hauptmann. Tagebuchblätter. München, 1949. S. 51.

2 Behl C. F. W. Zwiesprache mit Gerhart Hauptmann. Tagebuchblatter. München, 1949. S. 72.

3 См.: Рудольф В. Разгром культуры в захваченной Австрии. - Интернациональная литература, 1938, № 5. С. 225; Керр А. Позор Гергарта Гауптмана. - Интернациональная литература, 1934, № 1. С. 100 - 101; Шмюкле К. Последние столпы буржуазного реализма. - Интернациональная литература, 1934, №№ 3 - 4. С. 152 -164; Бальдер Ольден. О новой книге Гергарта Гауптмана. - Интернациональная литература, 1937, № 4. С. 214.

Он ненавидит и боится меня. К тому же просто не знает, что я написал. А если бы он меня прочел. Завтра я, быть может, уже буду сидеть в концентрационном лагере. Третий рейх - не моя Германия. На родине я больше не чувствую себя дома».1

Тяжелое душевное состояние Гауптмана, отчаяние и ужас, наполнявшие его в период гитлеровского правления, выражены в маленьком стихотворении 1934 года.

Durchdrungen von Pein, gemartert schwer von Sorge und Sehnsuchtsschmerzen, durchwacht ich die Nacht, ach, die lange Nacht, in Tränen mit pochendem Herzen.

Halt aus, halt aus, nur diese Nacht, sonst ist's um dich geschehen: sonst hast du gestern zum letzten mal in die funkelnde Sonne gesehen.

О rufe, о rufe mit wildem Schrei den lösenden Jubel der Sonnen, sonst hat dich die schwarze Spunne, die Nacht, für Ewigkeit umsponnen.

Как тяжек тоски и тревоги гнет, Как невыносимы страданья! Всю долгую ночь, всю ночь напролет Мне грудь разрывают рыданья!

1 Цит. по: Холмогорова И. Гауптман в России // Герхарт Гауптман: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. М., 1985. С. 27.

О, выдержи, вынеси эту ночь, Иначе - пиши пропало, Иначе - в последний раз вчера Ты видел, как солнце вставало.

Яростным криком у солнца моли Радость освобожденья, Иначе - тебя опутает ночь Черной паучьей тенью.) пер. К. Богатырева) Отвергнутый многими бывшими друзьями, с одной стороны, и контролируемый официальными властями - с другой, Гауптман уходит во «внутреннюю эмиграцию», о которой свидетельствуют написанные им на стене над кроватью фразы: «Не имеет смысла жить в 1937», «Молчание -величайшее искусство», «бегство - смерть».1 В годы второй мировой войны Гауптман создает свое вершинное, итоговое произведение, которое Ральф Фидлер назвал «оформлением последних результатов человеческой одержимости и отказа от разума»2. В античном цикле драм о родовом проклятии Атридов выразились не только эстетические и теоретические воззрения автора, но также его идейная и нравственная позиция.

Первые попытки анализа поздних произведений Гауптмана, в частности «Тетралогии об Атридах», в отечественном литературоведении были предприняты в 1970-е годы в работах И.В. Блюмберг и о

Н.Г. Чернышевой. Названные работы помогли сформировать более

1 Abusch А. Grösse und Grenzen Gerhart Hauptmanns // Sinn und Form. 1963. # 1. S. 58.

2 Fiedler R. Die späten Dramen Gerchart Hauptmanns. München, 1954. S. 126.

3 Блюмберг И. В. Драматургия Герхарта Гауптмана 1920 - 40-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1971; Чернышева Н. Г. Тетралогия на тему греческой легенды об Атридах Г. Гауптмана // Развитие реализма в немецкой литературе 20 - 50-х гг. XX в. Т. 128. Курск, 1982; Чернышева Н. Г. Драматургия Г. Гауптмана 30 - 40-х годов XX века (Античность и Продолжение на следующей странице глубокое и целостное представление о творческой эволюции художника и обозначить его место в немецкой литературе XX века. Большое значение для: понимания природы мифического в гауптмановской драматургии имеют работы Т.В. Шарыпиной, в которых «античные» драмы Гауптмана рассматриваются в контексте немецкой литературно-философской традиции.1 Однако на сегодняшний день в отечественном литературоведении нет ни одного фундаментального монографического исследования, специально посвященного последнему крупному драматическому произведению Гауптмана «Тетралогии об Атридах».

В данной работе предпринята попытка рассмотреть «Тетралогию об Атридах» Г. Гауптмана как итоговое произведение драматурга, отражение его эстетических и мировоззренческих исканий. В соответствии поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) включить античный цикл драм Гауптмана в контекст мировой литературной традиции и предшествующего творчества писателя;

2) определить своеобразие гауптмановского мифотворчества;

3) рассмотреть «Тетралогию об Атридах» исходя из общей системы литературно-эстетических воззрений Гауптмана и своеобразия его мировосприятия.

Теоретической основой данной диссертации стали работы по теории и истории драмы A.A. Аникста, C.B. Владимирова, В.Е. Хализева, Т.К. Шах-Азизовой, Н.Я. Берковского, а также исследования в области мифологии М. Элиаде, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, О.М. Фрейденберг, С.С. Аверинцева, Э.Я. Голосвкера, М.И. Стеблина-Каменского, В.А. Бачинина, A.A. Тахо-Годи, К. Хюбнера.

Шекспир в последних произведениях Гауптмана). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук наук. Л., 1972.

1 Шарыпина Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX - XX вв. Нижний Новгород, 1995; Шарыпина Т. А. Восприятие античности в литературном сознании Германии XX в. (троянский цикл мифов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1998.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Античный цикл драм Герхарта Гауптмана"

Заключение.

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть античный цикл драм Герхарта Гауптмана в контексте мировой литературной традиции и проанализировать «Тетралогию об Атридах» в контексте предшествующего творчества Гауптмана, исходя из общей системы эстетических взглядов и мировоззрения писателя. В соответствии с поставленной целью были сделаны следующие выводы.

Глубокий интерес к мифологии, в том числе античной, обработка традиционных сюжетов, введение в ткань повествования мифологических персонажей или реминисценций характерны для всей мировой литературы. В литературе XX в. с присущей ей интеллектуальной насыщенностью мифологизирование становится одной из ведущих тенденций. Трагизм исторического пути Германии в XX веке, поиск новых возможностей изображения мира и человека, стремление обрести некое стабилизирующее начало, противостоящее хаосу современности, а также общая философская направленность немецкой литературы определили особое внимание немецких писателей к осмыслению культурного наследия древности.

Эволюция восприятия античности в Германии XVIII - XX вв. шла по пути углубления пессимзма. Гармоничный, идеальный образ античности Винкельмана, Гете и Шиллера затемняется уже в эпоху романтизма, прежде всего в творчестве Клейста. На рубеже XIX - XX вв. в работах Ф. Кройцера, И. И. Бахофена, Е. Роде, Ф. Ницше просветительское восприятие античности как золотого века человечества решительно меняется в сторону «предкласического» идеала. Ницшеанская концепция противопоставления «аполлоновского» и «дионисийского» начал и мрачный мистицизм Бахофена приходят на смену концепции Винкельмана и существенным образом предопределяют развитие литературы в XX веке.

Обращение Г. Гауптмана к мифологии обусловлено как основными литературно-философскими тенденциями эпохи, так и своеобразием его мировидения. Гауптмановское восприятие античности неоднозначно и определяется дуалистичностью его взглядов на мир. Он усматривал односторонность как в винкельмановской концепции, так и в современных ему мифологических теориях, хотя постепенно, с углублением фаталистических и пессимистических настроений автора, его внимание все более сосредоточивается на изображении «дионисийской» стихии, определяемой властью темных хтонических сил.

Миф о трагической судьбе проклятого рода Атридов нашел огромное количество интерпретаторов как в античности, так и в литературе нового времени. Наряду с Гауптманом, к преданию об Атридах обращались многие крупные писатели XX века ( Г. фон Гофмансталь, Ж.Жироду, Ю.О'Нил, Ж.П.Сартр и др.). Своеобразие гауптмановской интерпретации мифологического материала в том, что, в отличие от большинства современных авторов, он не стремится осовременить, психологизировать, секуляризировать древнее предание. Свою задачу драматург видит в том, чтобы возродить древний миф в его первоначальности, архаичности (Urform), воссоздать атмосферу времени, более древнего, чем эпоха Гомера.

Обращение Гауптмана в его последнем драматическом произведении к кровавой истории проклятого рода Атридов глубоко закономерно. В своих эстетических заметках он писал: Каждая семья несет тайное проклятие или благословение. Ищи его! Клади в основу!»1 Тетралогия об Атридах Г. Гауптмана сюжетно опирается как на античную трагедию, так и на гетевскую интерпретацию материала, однако он, воспринимая традицию, вместе с тем существенно ее переосмысляет. Из древнегреческих трагедий Гауптману наиболее близка эсхиловская «Орестея». Обращение к форме тетралогии, торжественность и статуарность произведения, преобладание слова над

1 Voigt F. А. Gerhart Hauptmann und die Antike. В., 1965. S. 136. действием, сохранение лиро-эпического элемента (роль вестника и хора), наличие двух планов - человеческого и божественного, размеренный ритм ямбического стиха ямбический стих, звучащего, как гекзаметр, - все это заставляет вспомнить об эсхиловской трагедии, но находит своеобразное преломление в гауптмановском произведении. Вместе с тем, выраженное в тетралогии мироощущение скорее соответствует представлениям Еврипида, что неоднократно отмечалось в критической литературе (N.E. Александер, К. Майер, Ф. Фойгт, X. Рацингер). Оба драматурга - психологи и реалисты (в соответствии со своим временем) , оба противостоят традиции, оба создают свои произведения во время войны и призывают к миру. Еврипидовское сомнение в непогрешимости божественных установлений лишь усиливается у драматурга XX века; вера в целесообразность мира, основанного на некоем нравственном законе, вытесняется состраданием к одинокому, слабому, раздираемому внутренними противоречиями человеку.

Глубокое отличие гауптмановской обработки мифа от трактовки Гете обусловлено прежде всего разницей мировоззрений поэтов. Если гетевская «Ифигения» воплощает высокий гуманистический идеал эпохи Просвещения, то трагедии Гауптмана - это порождение кровавого, охваченного войнами XX века, когда трагические катаклизмы эпохи существенно подорывали веру в действенность гуманистической идеологии. Идиллический финал гетевской пьесы, обрисованный в духе винкельмановской концепции, принципиально неприемлем для Гауптмана, считавшего драматизм изначальной основой бытия. Подвергая сомнению аристотелевскую идею катарсиса, Гауптман утверждал, что трагедия должна вызывать не очищение посредством страха и сострадания, а ужас. Финал тетралогии неоднозначен: вина Атридов искуплена, но полная гармония отстутствует. Торжествует идея вечного противоборства светлого и темного начал, ни одно из которых не может стать победителем.

Ключевой фигурой в «Тетралогии об Атридах» является Ифигения, так как именно в ней с наибольшей силой воплощается основополагающая для Гауптмана идея жертвенности. Линия смерти берет начало в насильственном жертвоприношении Ифигении и - через убийство Агамемнона и Клитемнестры (тоже своего рода жертвы) - логически возвращается к добровольному самоубийству героини. Принципиальное новаторство Гауптмана проявляется в раскрытии архаического характера образа Ифигении и сказания о ней. В гауптмановской героине сочетаются древняя традиция (отождествление жрицы Гекаты с самой богиней мрака) и представления новой, классической эпохи, в которую трогательный образ дочери царя Агамемнона вытесняет из сознания людей воспоминания о ее божественном происхождении.

Тетралогия об Атридах» занимает особое место в творчестве Гауптмана. Это своего рода духовное завещание писателя, подведение итогов жизненного и творческого пути. Все наиболее значительные гауптмановские идеи, все «проклятые вопросы», занимавшие его на протяжении жизни, удивительным образом сконцентрированы в тетралогии в самой обостренной форме. Мысли автора о непостижимой загадочности бытия, о преобладании в мире хаотического, страшного начала, вытесняющего гармонию и свет, о спасительной роли добровольного жертвоприношения, о бессилии человека перед властью судьбы, о человеческом одиночестве и разобщенности, о противоречивости мироздания и т.д., постоянно присутствовавшие в гауптмановских произведениях, наполняют «Тетралогию об Атридах», придавая ей интеллектуальную, метафизическую насыщенность.

В целом, эволюция конфликта в творчестве Гауптмана идет по пути его углубления и обобщения. Если в ранних гауптмановских пьесах конфликт, раскрываемый на материале современности, носит преимущественно частный характер, то уже в «Потонувшем колоколе»

1896) и в «Бедном Генрихе» (1902) обращение автора к сказочному, легендарному материалу придает конфликту обобщенное метафизическое звучание. Особое место в творчестве Гауптмана занимает драма «Перед заходом солнца» (1932), знаменующая собой новый этап творческой эволюции художника и во многом предваряющая по философской насыщенности, глубине и трагизму конфликта античный цикл драм.

Тетралогия об Атридах» в обобщенном виде вбирает в себя конфликты предшествующих драм Гауптмана. Конфликт тетралогии, раскрывающийся во взаимоотношениях представителей рода Атридов, выходит за пределы семьи и наполняется глубоким философским смыслом. Понимание сущности бытия как вечной и непримиримой борьбы между варварством и гуманизмом, между светом и тьмой лежит в основе гауптмановского мировосприятия и воплощается в тетралогии. Своеобразный итог размышлений Гауптмана о мире и человеке, который подводится в пьесе «Перед заходом солнца на современном материале, находит свое логическое завершение в «Тетралогии об Атридах».

В центре художественного мировидения Гауптмана стоит человек. Интрига играет для него второстепенную роль, «предмет драмы - характеры, люди и их судьбы».1 Одинокий человек во враждебном ему мире - эта сквозная для всего творчества Гауптмана тема по-новому осмысляется в тетралогии. Унаследовав гетевское представление о самоценности и величии человеческой личности, Гауптман всем своим творчеством утверждал (часто несмотря на фактическую гибель героя) непобедимость человеческого в мире зла. Теперь речь идет о трагическом разрушении личности. Абсолютная разобщенность людей, их страдания и душевный разлад становятся предметом изображения в тетралогии. Герои Гауптмана охвачены атмосферой дионисийства: их чувства гипертрофированы, маниакальны. Все они одержимые, почти безумные, как безумен сам мир, тайна которого

1 Цит по: Аникст А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988. С. остается непостижимой для человека. Все здесь теряет свою четкость и осмысленность (действие обеих «Ифигений» происходит в сумерках, «странно преображающих все живое»), сливаются границы между хтоническими и олимпийскими богами, днем и ночью, явью и сном. Человек - это лишь игрушка богов. И над человеком, и над богами стоит судьба. Фаталистическое мировосприятие и скептическое отношение к вопросу о свободе воли человека в целом характерны для Гауптмана, но ни в одном его произведении тема судьбы не звучит так сильно, как в «Тетралогии об Атридах». Тема непреодолимой власти судьбы подчеркивается кольцевой структурой как всей тетралогии, так и отдельных ее частей ( особенно «Ифигенией в Авлиде» ): круг жизни и круг смерти соединяются под знаком круга судьбы.

Дуализм как основа гауптмановского мировосприятия представлен в тетралогии в своей завершенной форме. Все действие произведения определяется неразрывным единством и непримиримой борьбой противодействующих сил. Разлад, существующий в мире, проникает в душу человека, определяя двойственную сущность гауптмановских персонажей. Контраст как выражение противоречивости мироздания становится в «Тетралогии об Атридах» определяющим художественным приемом (контрастное противопоставление мира света и хтонического мрака, контрастные характеристики героев). Противоречивость бытия и человеческой природы находит языковое выражение в обилии антитез и оксюморонов.

В «Тетралогии об Атридах» переплетаются античность и XX век. Гауптман выступал против того, чтобы его произведение воспринимали как аллегорию современности, наполняя его политическим содержанием. В соответствии со своими принципами интерпретации мифологических сюжетов, он не модернизирует античность и избегает прямых аллюзий, но все же в самом выборе материала, в насыщенной кровью и ужасом атмосфере трагедий, в кризисных умонастроениях автора проступает эпоха второй мировой войны. Чрезвычайно актуальна проблематика тетралогии (вина и искупление; добровольная жертва как преодоление мирового хаоса; человек, вернувшийся с войны; «обманутое существование» молодого поколения). Ярко выраженная антивоенная направленность произведения также вызывает аналогии с современной Гауптману эпохой.

Переплетение античности и современности проявляется и в самом построении тетралогии, в которой возникает своеобразный синтез древнегреческой трагедии с художественными открытиями XX века. В античную драму проникают элементы интеллектуальной драмы идей. Кроме того, само «архаическое» показано драматургом в духе современных ему мифологических теорий.

В «Тетралогии об Атридах» Г. Гауптмана мифологизм, сочетаясь с психологизмом и мистикой, формирует особый характер гауптмановского мифотворчества. Художественный метод драматурга невозможно определить однозначно. Натуралистическое изображение кровавых событий, стремление с максимальной точностью воссоздать сценическую атмосферу, символическая насыщенность произведения (черный корабль, обоюдоострый топор, собачий лай и др.), мистицизм, реалистический психологизм в исследовании человеческих взаимоотношений и классическая форма тетралогии, переплетаясь, определяют особый характер гауптмановского реализма.

 

Список научной литературыНипа, Татьяна Станиславовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Гауптман Г. Атлантида. Вихрь призвания. Новеллы. Л.: Худож. лит., 1989.- 602 с.

2. Гауптман Г. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: В.М.Саблин, 1910-1912.

3. Гауптман Г. Полное собрание сочинений: В 4 т. СПб.: Маркс, 1908.

4. Гауптман Г. Пьесы: В 2 т. М.: Искусство, 1959.

5. Hauptmann G. Die Atriden-Tetralogie. Gütersloh: C.Bettelsmann Verlag, 1956.- 341 S.

6. Hauptmann G. Die grossen Beichten. В., Propyläen Verl, 1966. - 1073 S.

7. Hauptmann G. Meisterdramen. S. Fischer Verlag, 1950. - 406 S.

8. Hauptmann G. Samtliche Werke. Bd. 1-11. В., Propylaen-Verl, 1962-1974.1.

9. Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. М.: «Школа-Пресс», 1996. - 768 с.

10. Ануй Ж. Пьесы: В 2 кн. М.: Изд-во «Гудьял-Пресс», 1999.

11. Брехт Б. Обработки. М.: Искусство, 1967. - 486 с.

12. Гете И.В. Драмы в стихах. М.-Л.: Худож. лит., 1933. - 502 с.

13. Гофмансталь Г. фон. Электра. СПб: «Наша жизнь», 1907. - 70 с.

14. Гофмансталь Г. фон. Избранное. М.: Искусство, 1995. - 346 с.

15. Еврипид. Трагедии: В 2 т. М.: Худож. лит., 1969.

16. Жироду Ж. Пьесы. М., Искусство, 1981. - 646 с.

17. О'Нейл Ю. Траур - участь Электры. М.: Искусство, 1975. - 228 с.

18. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -478 с.

19. Расин Ж. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., Искусство, 1984. - 462 с.

20. Софокл. Драмы. М.: Наука, 1990. - 605 с.

21. Эсхил. Трагедии. M.: Худож. лит., 1971. - 381с.1.I

22. Авериицев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX в. Некоторые замечания // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979.-С. 5-40.

23. Адмони В., Сильман Т. Томас Манн. Д.: Сов. писатель, 1960. - 351 с./24. Аль Д.Н. Основы драматургии. СПб: С.Петербургская академиякультуры, 1995. - 63 с. \JÏ5. Аникст A.A. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М,:

24. Наука, 1988.- 310 с. V"26. Аникст A.A. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука, 1983. - 287 с. 'Jtl. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М.: Худож. лит., 1986. - 544 с. 28. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. - 335 с.

25. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 1. М.: «Мысль», 1969. - 575 с. 30. Аполлодор. Мифологическая библиотека. М.: Ладомир: Наука, 1993. -212 с.

26. Аристотель. Об искусстве поэзии.М.: Худож. лит., 1956. - 184 с.

27. Архипов Ю. Гуго фон Гофмансталь: поэзия и жизнь на рубеже веков // Гофмансталь Г. фон. Избранное. М.:Искусство, 1995. - С. 3-35.

28. Бернштейн И.А. Гауптман // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4. М.: Наука, 1968. - С. 269-294. \У 40. Блок В.Б. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения. М.: Искусство, 1983. - 296 с.

29. Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. М.-Л.: «Academia», 1935.- 688 с.

30. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М.: Искусство, 1968. - 311 с.>50. Гейдман Б.Я. Винкельман // История немецкой литературы. Т. 2. М.: Наука, 1963.-С. 114-121.

31. Гете И.В. Наброски к характеристике Винкельмана // Винкельман И.И. Избранные произведения и письма. М.-Л.: "Academia", 1935. - С. 647-678.

32. Гете И.В. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. М., 1977. - 621 с.

33. Гете И.В. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 9. Воспоминания и встречи. М.: Худож. лит., 1980.-495 с.

34. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1936. - 410 с.

35. Глумова-Глухарева Э.И. Гауптман // История западноевропейского театра. Т. 5. М.: Искусство, 1970. - С. 461-494.

36. Гозенпуд A.A. Пути и перепутья: Английская и французская драматургия XX века. Л.: Искусство, 1967. - 325 с. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. - 375 с.

37. Голосовкер Э.Я. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.

38. Голосовкер ЯЗ. Сказания о титанах. М.: Высш. шк., 1993. - 320 с.v'60. Горбунова E.H. Вопросы теории реалистической драмы: О единстве драматического действия и характера. М.: Сов. писатель, 1963. - 506 с.

39. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М.: Наука, 1966. - 316 с.

40. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. - 624 с.

41. Дейч А.И. Судьбы поэтов. Гельдерлин. Клейст. Гейне. М.: Худож. лит., 1974.-575 с.

42. Джеймсон М.Г. Мифология Древней Греции // Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977. - С. 233-282.

43. Дымшиц А. Гергарт Гауптман // Гауптман Г. Пьесы: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1959. - С.3-37.

44. V 66. Евлахов A.M. Гергарт Гауптман. Путь его творческих исканий. Ростов н/Д.: Пастух, 1917. -214 с.

45. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М.: Высш. шк., 1967. - 96 с.

46. Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтения» - 1986. Вып. XVIII. М.: Сов. художник, 1988. -464 с.

47. Жирмунская Н. Творчество Жана Расина // Расин Ж. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1984. - С. 397-439.

48. Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1972. - 494 с.

49. Зверев А. Тупики и преодоления // Апдайк Дж. Кентавр. Ферма. Оутс Дж. К. Сад радостей земных. М.: Радуга, 1984. - С. 3-16.t, 72. Зелинский Ф. Фридрих Ницше и античность // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: REFL - book, 1994. - С. 6-36.

50. V 73. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М.: Наука, 1979. - 392 с.

51. Зонина JI. Послесловие // Ануй Ж. Пьесы. Кн. 2. М.: Изд-во «Гудьял-Пресс», 1999. С. 583-631.

52. Иванов В. Дионис и прадионисийство // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989.-С. 351-450.

53. Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Эсхил. Трагедии. М.: Наука, 1989.-С. 351-450.

54. V 77. Ищук-Фадеева Н.И. Типология драмы в историческом развитии. Тверь, 1993. - 115 с.t/78. Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. - 336 с.,^,79. Карягин A.A. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971.

55. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М.: Радуга, 1987.

56. Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество. М.: Искусство, 1961. - 426 с.

57. Кун H.A. Легенды и мифы древней Греции. М.: Просвещение, 1975. -462 с.

58. V83. Кургинян М.С. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. Т. 2. М.: Наука, 1964.-С. 238-362.t/84. Ландсберг Г. Долой Гауптмана! М.: Скоршон, 1902. - 71 с.

59. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. - 173 с.

60. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ, 1933.- 204 с.

61. Лозинская Л.Я. Фридрих Шиллер. М.: Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1960. - 332 с.

62. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. - 619 с.

63. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.

64. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: «Мысль», 1996. - 409 с.

65. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: «Мысль», 1993.- 959 с.

66. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524 с.

67. Луначарский A.B. Последние пьесы Г.Гауптмана // Луначарский A.B. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5 М.: Худож. лит., 1965. - С.396-407.

68. Мальчукова Т.Г. Античное наследие и современная литература. Петрозаводск, 1988. - 64 с.^95. Мандель Е.М. Гауптман (Драматургическое творчество конца XIX -начала XX в.). Саратов, 1972. - 111 с.

69. Мандель Е.М. Драматургия Гауптмана конца XIX - начала XX века. (Метод, вопросы поэтики). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л., 1978. - 31 с.

70. Мандель Е.М. Интерпретация Гауптманом сюжета о Бедном Генрихе // Из истории русской и зарубежной литературы. Саратов, 1968. С. 143 -163.

71. Мандель Е.М. Литературное наследие Гауптмана в ГДР // Современная зарубежная новелла и роман. Саратов, 1965. - С. 172-178.

72. Мандель Е.М. Немецкий натурализм 80-90- годов и ранние драмы Г. Гауптмана // Проблемы русской и зарубежной литературы. Саратов, 1965. -С. 323-344.

73. Мандель Е.М. Философско-эстетические и театральные воззрения Герхарта Гауптмана // Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX - XX веков. Саратов, 1975. - С. 40-60.

74. Медведева Н.Г. Взаимодействие мифа и романа в литературе // Современный роман. Опыт исследования. М.: Наука, 1990. - С. 87-99.t 102. Манн Г. Герхардт Гауптман // Манн Г. Сочинения: В 8 т. Т. 8. М.: Худож. лит., 1958. - С. 180-183.

75. Манн Т. Герхарт Гауптман // Манн Т. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10. М., 1961. - С. 488-499.

76. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 406 с.

77. Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977. - 453 с.

78. Мифология: Иллюстрированный энциклопедический словарь. СПб: Фонд «Ленингр. Галерея: Норинт, 1996. - 843 с.

79. Михайлова А.В. Отражение античности в немецкой культуре к. XVIII - н. XIX вв. // Античность в культуре и искусстве последующих веков. М.: Искусство, 1984. - С. 47-61.

80. Михайлов А. Путь Жироду-драматурга // Жироду Ж. Пьесы. М.: Искусство, 1981.-С. 3-30.

81. Мулярчик А. Глазами Апдайка // Апдайк Д. Кролик, беги. Кентавр. Ферма. М.: Правда, 1990. - С. 5-18.• 110. Ницше Ф. Рождение музыки из духа трагедии // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1990. - С. 57-157.

82. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: REFL - book, 1994. -416 с.

83. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М.: Наука, 1968. - 374 с.

84. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1974. - 390 с.

85. U14. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высш. шк., 1984. -336 с.

86. О'Кейси Ш. За театральным занавесом. М.: Прогресс, 1971. - 287 с.

87. Павлова Н.С. Экспрессионизм // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4. М.: Наука, 1968. - С. 536-564.

88. Пак Ф.В. Романы Герхарта Гауптмана 10-20-х годов XX века (проблема жанра). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1990. - 19 с.

89. Пинаев С.М. Храм ненависти и благословенные острова. Художественные параметры мифа об Атридах // Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. М.: «Школа-Пресс», 1996. -С.5-34.

90. Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров. М.: Сов. писатель, 1983. -287 с.

91. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 613 с.

92. Розанов М.Н. Драмы Гете в стихах // Гете И.В. Драмы в стихах. M.-JL: Худож. лит., 1933. - С. 5-28.¡,/122. Русакова А. Прозаическое наследие великого драматурга // Гауптман Г. Атлантида. Вихрь призвания. Новеллы. JL: Худож. лит., 1989. - С. 3-11.

93. Русакова A.B. Томас Манн и его роман «Доктор Фаустус». М.: Высш. шк., 1976.-96 с.

94. Сахарный Н. Трагедии Эсхила // Эсхил. Трагедии М.: Худож. лит., 1971.-С. 5-35.

95. Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, 1969. - 230 с.

96. Сильман Т.И. Гергарт Гауптман. 1862-1946. Л.-М.: Искусство, 1958. -121 с.

97. Сильман Т.И. Подтекст - это глубина текста // Вопросы литературы. -1969. -№ 1.-С. 89-102.

98. Современные проблемы реализма и модернизма. М.: Наука, 1965. -615 с.

99. Щ9. Спектор А.Л. Русско-немецкие литературные связи. Г. Гауптман в русской критике конца XIX - начала XX века. Душанбе, 1980. - 79 с.

100. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. М.: Искусство, 1959.-466 с.

101. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. JL: Высш. шк., 1967. -96 с.

102. Стеблин-Каменский М.И. Миф. JL: Наука, 1976. - 102 с.

103. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. - 301 с.

104. Тахо-Годи A.A., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах. Символах и терминах. СПб: Алетейя, 1999. - 716 с.

105. Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. -469 с.

106. Тураев C.B. О немецком классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М.: Наука, 1970. - 356 с.,Д39. Уколова Л.Е. Специфика драмы. Днепропетровск, 1991. - 92 с.

107. Федоров A.A. Томас Манн. Время шедевров. М.: Изд-во моек, ун-та, 1981.- 333 с.

108. Фортунатова В.А. Функционирование традиций в прозе ГДР 60-80 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. СПб, 1996. - 40 с.

109. Фрадкин И. «Обработки» Бертольда Брехта // Брехт Б. Обработки. М.: Искусство, 1967. - С. 5-24.

110. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

111. Холмогорова И. Гауптман в России // Герхарт Гауптман: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке, 1891-1983. М.: ВГБИЛ, 1985. - С. 5-30.

112. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. М.: Наука, 1979. - 89 с.

113. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.

114. Царин Э. Библейские холмы. М.: Правда, 1986. - 480 с.

115. Цвейг С. Борьба с демоном: Гельдерлин. Клейст. Ницше. М.: Республика, 1992. - 303 с.

116. Цветков Ю.Л. Становление драматургического жанра в раннем творчестве Г. фон Гофмансталя // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX вв.Иваново, 1994. - С. 37-50.

117. Чернышева Н.Г. Драматургия Г. Гауптмана 30-40-х годов XX века. (Античность и Шекспир в последних произведениях Гауптмана). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. JL, 1972. - 18 с.

118. Чернышева Н.Г. Гауптман и Гете // Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX-XX веков. Саратов, 1975. - С.60-73.

119. Чернышева Н.Г. Тетралогия на тему греческой легенды об Атридах Г. Гауптмана // Развитие реализма в немецкой литературе 20-50-х гг. XX в. Т. 128. Курск, 1982.-С. 38-47.

120. Шарыпина Т.А. Восприятие античности в литературном сознании Германии XX в. (троянский цикл мифов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филол. наук. М., 1998. - 40 с.

121. Шарыпина Т.А. проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX вв. Н. Новгород, 1995. - 114 с.

122. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М.: Наука, 1966. - 149 с.f 159. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: «Мысль», 1996. - 496 с.

123. Шиллер Ф. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 6. M.-JL: Гослитиздат, 1950.- 762 с.

124. Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции. Гераномахия. Опыт типологии и жанровой реконструкции. М.: Искусство, 1989. - 390 с.

125. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. M.-JL: "Academia", 1934. - 965 с.

126. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998.- 249 с.

127. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: «Инвест-ППП», С Т «ППП», 1996. -240 с.

128. Элиот Т.С. Бесплодная земля. Избранные стихотворения и поэмы. М.: Прогресс, 1971. - 187 с.

129. Юзовский Ю. О театре и драме: В 2 т. М.: Искусство, 1982.

130. Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.: Высш. шк., 1990. - 142 с.

131. Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Еврипид. Трагедии: В 2 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1969. - С. 5-40.

132. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Худож. лит., 1978. - 301 с.

133. Abusch А. Grösse und Grenzen Gerhart Hauptmanns // Abusch A. Humanismus und Realismus in der Literatur. Leipzig, 1966. - S. 86-104.

134. Alexander N.E. Studien zum Stilwandel in dramatischen Werk Gerhart Hauptmanns. Stuttgart, Metzlesche Verl.-Buchh, 1964. - 150 S.

135. Bab J. Gerhart Hauptmann und seine Bühnenwerke. B. u. Leipzig, Schneider, o.j. - 203 S.

136. Bartels A. Gerhart Hauptmann. B., Felber, 1906. - 315 S.

137. Behl C.F.W. Wege zu Gerhart Hauptmann. Goslar, Deutsche Volksbücherei, 1948. - 171 S.

138. Behl C.F.W. Swiesprache mit Gerhart Hauptmann. Tagebuchblätter. München, Desch, 1949. - 296 S.

139. Behl C.F.W., Voigt F.A. Chronik von Gerchart Hauptmanns Leben und Schaffen. München, Korn, 1957. - 139 S.

140. Borchertö. Beispiel für Drama. Gerhart Hauptmann // Deutsche Literatur im XX Jahrhundert. B. 2. Heidelberg, 1956. - S. 397.

141. Ebermayer E. Hauptmann. Eine Bibliographie. München, 1962. - 143 S.

142. Dinter K. Gerhart Hauptmann. Leben und Werk eines Dichters. B., Gipfel-Verl., 1932.- 78 S.

143. Fechter P. Gerhart Hauptmann. Dresden, Sibyllen-Verl., 1922. - 162 S.

144. Fechter P. Gerhart Hauptmann. Mohn, 1961. - 79 S.

145. Festgabe zum 60. Geburstag Gerhart Hauptmanns. Bielefeld, Niemeyer, 1922.-22 S.

146. Fiedler R. Die späten Dramen Gerhart Hauptmanns. Versuch einer Deutung. München, Korn, 1954. - 145 S.

147. Freyhan M. Gerhart Hauptmann. B., Mittler, 1922. - 153 S.

148. Gerhart Hauptmann. B., Volk und Wissen, 1964. - 155 S.

149. Gerhart Hauptmann. Darmstadt, 1976. - 168 S.

150. Gerhart Hauptmann - ein Meister realistischer Menschengestaltung. B., 1962. - 18 S.

151. Gerhart Hauptmann. Sieben Reden gehalten zu seinem Gedächtnis. Goslar, Deutsche Volksbücherei, 1947. - 101 S.

152. Gerhart Hauptmann und das junge Deutschland. Breslau, Priebotsch Buchh., 1932.- 30 S.

153. Gerhart Hauptmann. Zum 80. Geburstage. Breslau, Sohlesien-Verl., 1942. -167 S.

154. Gerhart Hauptmann. Zu seinem 90. Geburstag. Gedächtnis-Ausstellung. B., 1952.- 73 S.

155. Gregor J. Gerhart Hauptmann. Das Werk und unsere Zeit. Wien, Diana, 1951.- 685 S.

156. Gustavs A. Gerhart Hauptmann und Hiddensee. Schwerin, Petermanken, 1962.-226 S.

157. Guthke K.S.Wege zur Literatur. Bern, München, 1967. - 250 S.

158. Guthke K.S. Gerhart Hauptmann: Weltbild im Werk. München, Francke, 1980.-290 S.

159. Guthke K.S., Wolff H.M. Das Leid im Werke Gerhart Hauptmanns. Bern, Francke, 1958. - 122 S.

160. Hering G.F. Gerhart Hauptmann. Düsseldorf, Girarget, 195-. - 141 S.

161. Heuser F.W.J. Gerhart Hauptmann. Zu seinem Leben und Schaffen. Tübingen, Niemeyer, 1961. - 288 S.

162. Hidebrandt K. Gerhart Hauptmann und die Geschichte. München, Delp, 1968.- 152 S.

163. Hilscher E. Gerhart Hauptmann. B., Verl. Der Nation, 1969. - 661 S.

164. Hoefert S. Gerhart Hauptmann. Stuttgart, 1982. - 136 S.

165. Hugo von Hofmannstahl. Der Dichter im Spiegel der Freunde. Bern u. München, 1963.- 205 S.

166. Hülsen. H. Gerhart Hauptmann. Leipzig,1945. - 198 S.

167. Lemke E. Gerhart Hauptmann. Ein Beitrag zur Charakteristik seiner Zeit und seiner Persönlichkeit. Hannover, Letsch, 1923. - 435 S.

168. Lepptmann W. Gerhart Hauptmann: Leben, Werk und Zeit. Frankf. a.M., Fischer, 1989.-415 S.

169. Mann H. Gerhart Hauptmann // Mann H. Essays. B. 1. B., 1954. S. - 387-389.

170. Mann T. Gerhart Hauptmann. Frankf. a.M., Bertelsmann, 1953. - 46 S.

171. Mayer H. Vergebliche Renaissance: Das Märchen bei Goethe und G. Hauptmann // Mayer H. Von Lessing bis Thomas Mann. Pfullingen, 1959. - S. 356-382.

172. Michaelis R. Der schwarze Zeus: Gerhart Hauptmanns zweiter Weg. B., Argon, 1962.-341 S.

173. Mit Gerhart Hauptmann Erinnerungen und Bekenntnisse aus seinem Freundskreis. B., Stilke, 1922. - 102 S.

174. Müller J. Gerhart Hauptmann - Grundzuge seines Dramas // Müller J. Epik. Dramatik. Lyrik. Halle, 1974. - S. 353-368.

175. Müller S.Y. Gerhart Hauptmann und Goethe. Goslar, Volksbücherei-Verl., 1950. - 111 S.

176. Reis J.H. Gerhart Hauptmanns Hamlet-Interpretationen in der Nachfolge Goethes. Bonn, Bouvier, 1969. - 143 S.

177. Röhmer R. Gerhart Hauptmann. Leipzig, Bibliogr. Inst., 1974. - 109 S.

178. RÖhmer R., Münch A. Gerhart hauptmann. Sein Leben und Bildern. Leipzig, Enzyklopädie, 1962. - 48 S.

179. Razinger H. Der Weg der Entstehung // Hauptmann G. Die Atriden-Tetralogie. Gütersloh, C.Bertelsmann Verlag, 1956. - S. 243-337.

180. Ritzer W. Hugo von Hoffmannstahl. Wien, Osterr. Nationalbibl., 1972. -202 S.

181. Schlenter P. Gerhart Hauptmann. Leben und Werke. B., Fischer, 1912. -280 S.

182. Schunickt M. Die "zweite Realitat". Zu den Erzählungen Gerhart Hauptmanns // Untersuchungen zur Literatur als Geschichte. B., 1973. - S 431-444.

183. Stockum Th.C.von. Gerhart Hauptmanns Atriden-Tetralogie // Stockum Th.C.von. Von Fridrich Nikolai bis Thomas Mann. Groningen, 1962. -S. 334-361.

184. Tschortner H.D. Ungeheures erhofft: Zu Gerhart Hauptmann. B., Der Morgen, 1986.-320 S.

185. Voigt F.A. Gerhart Hauptmann und die Antike. B., Scmidt, 1965. - 215 S.

186. Volke W. Hofmannstahl in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1967. - 189 S.

187. Walter J. Hofmannstahl und Griechen. Tübingen, 1955. - 164 S.