автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Артур Руппин и реализация сионистской программы заселения и развития Палестины, 1908-1943 гг.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Элазари Эдна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Артур Руппин и реализация сионистской программы заселения и развития Палестины, 1908-1943 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Элазари Эдна

ВВЕДЕНИЕ.

1. Важность темы и ее актуальность.

2. Цели и задачи исследования.

3. Характеристика источников и литературы.

Примечания.

1 ГЛАВА. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. РУППИНА

В ПАЛЕСТИНЕ (1908-1920 ГГ.).

1. Исторический и социально-экономический фон.

2. Начало сионистского заселение Палестины.

3. Отношение А. Руппина к алие и его деятельность в этой сфере.

4. Алия и абсорбция евреев из Йемена - первая крупная практическая кампания А. Руппина.

5. Позиция А. Руппина в вопросе о приобретении земель и привлечении частного капитала.

Примечания.

2 ГЛАВА. ПОДГОТОВКА ПОСЕЛЕНЦЕВ К «ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

И СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

1. Решение проблемы абсорбции рабочих в сельскохозяйственных поселениях.

2. Практические действия по созданию корпуса еврейских сельскохозяйственных рабочих.

3. Подготовка поселенцев к «жизни на земле».

А. Учебные фермы.

Б. Сельскохозяйственное обучение женщин.

4. Поиски социально-экономической модели: квуца, кибуц и мошав.

Примечания.

3 ГЛАВА. А. РУППИН И ПРОБЛЕМА ЕВРЕЙСКО-АРАБСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В ПАЛЕСТИНЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX В.

1. Отношение А. Руппина к "арабскому вопросу" в 1907-1914 гг.

2. Обострение еврейско-арабских отношений в Палестине после начала Первой мировой войны.

3. А. Руппин и "арабский вопрос" в период с 1920 по 1931 гг.

4. Возникновение общества «Союз мира».

5. События 1929 г. и их влияние на отношение А. Руппина к "арабскому вопросу" . 108 Примечания.

4 ГЛАВА. ИММИГРАЦИОННО-ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВПАЛЕСТИНЕ НАЧАЛА 20-Х - НАЧАЛА 40-Х ГОДОВ.

1 .Социально-экономическая характеристика ситуации в Палестине.

2. Основные направления деятельности А. Руппина в 20-е - 30-е гг.

3. Предпосылки массовой алии евреев Германии.

4. А. Руппин и абсорбция германского еврейства.

5. Последний этап деятельности А. Руппина как руководителя кампании по иммиграции и заселению.

Примечания.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Элазари Эдна

Артур Руппин (1876-1943) - один из видных сионистских идеологов и руководителей кампании по заселению Палестины евреями (1). Он прибыл туда в 1908 г. в качестве руководителя Палестинского бюро (представительство Всемирной сионистской организации в Яффо), и вскоре стал одной из наиболее заметных фигур в руководстве еврейской общины (ишув - принятое на иврите название еврейской общины в Палестине до провозглашения Государства Израиль). Интересно, что, хотя в течение всех лет своей деятельности он назначался на руководящие должности в сионистском движении, А. Руппин не примкнул ни к одной из фракций в нем, а также не стал членом какой-либо еврейской партии, которые сформировались в Европе, а затем в Палестине. В этом плане он являлся исключением: единственный из сионистских лидеров, который избирался в сионистское руководство и на ключевые должности в силу своих личных качеств, а не благодаря силе партии, стоящей за его спиной.

А. Руппин был человеком разносторонне одаренным. Его знали не только как сионистского лидера, но и как человека академического склада ума, высокообразованного ученого-исследователя, преподавателя ряда университетов. Несмотря на свой внешний облик "прусского асессора" (2), его можно назвать революционером в сионистском движении. Во многом по проложенному именно А. Руппином пути сионистское движение шло вплоть до создания Государства Израиль (1948), а в некоторых областях - и после его образования. "Революционность" А. Руппина выражалась во всех областях деятельности (покупка земель, пропорциональное и экономически структурированное заселение страны еврейским населением, национальное воспитание и т. д.). Его новшества нашли выражение и в его научно-исследовательских работах.

Первая встреча А. Руппина с Палестиной состоялась в 1907 г. После принятия VII Сионистским конгрессом решения об усилении практической деятельности в Палестине, А. Руппин был послан туда руководством ВСО (3) , чтобы исследовать условия жизни и положение еврейского населения, а также для подготовки предложений по дальнейшей деятельности ВСО в Палестине. Исследование, подготовленное А. Руппином, стало первой научно-практической работой, проведенной там в те годы. Автор назвал его "Еврейская автономия в Палестине" (оно было опубликовано только через 3 года) (4). По мнению А. Руппина, поселенческая работа должна быть главной целью всей сионистской деятельности в Палестине. Эта мысль ранее была сформулирована в программе, принятой на I Сионистском конгрессе (1897 г.): "Сионизм стремится приобрести для еврейского народа национальный очаг в Стране Израиля (Палестина. - Э. Э.), гарантированный общим законом" (5), то есть признанный мировыми державами.

Первая часть подготовленного А. Руппином документа состояла из подробного обзора состояния ишува (включая статистические данные). Вторая часть - предложения по дальнейшей поселенческой деятельности и общий план развития Палестины.

После того, как А. Руппин представил это исследование, ему было предложено взять на себя руководство Палестинским бюро. Согласие занять эту должность означало для него отказ от академической карьеры в Германии. Тем не менее, А. Руппин принял это предложение и с этого момента полностью связал свою судьбу с сионистским движением и с деятельностью по заселению Палестины.

15.04.1908 по прибытии туда, А. Руппин записал в своем дневнике: "Миссия моей жизни - создание автономных еврейских поселений в Палестине" (6). Следует обратить внимание на то, что в немецком оригинале автором используется слово Gemeinwesen, обозначающее также "республика, государство".

Как строить еврейскую автономию в стране, которая находится под правлением Оттоманской империи? Как осуществлять еврейскую автономию на территории, где еврейское население составляло примерно 11% от общего числа жителей и в ее собственности всего 1,5% земельных владений страны? Как будет выглядеть еврейская автономия? Каково будет отношение ее руководства к жителям страны - неевреям?

А. Руппин отвечал, что для осуществления этих целей необходимо: а) достижение еврейского большинства в Палестине; б) приобретение ишувом в собственность большей части земель страны; в) создание квазигосударственных учреждений (системы образования и здравоохранения, юридическая система, органы власти и т. д.). Одновременно, писал автор документа, необходимо действовать в направлении установления связей и развития международных, т.е.: дипломатических отношений.

А. Руппин был тем человеком, который четко сформулировал идею о том, что сионизм способен доказать жизненность своей программы, а в 1908-1914 гг., когда он стоял во главе Палестинского бюро, этот сионистский деятель заложил и практические основы для заселения страны евреями.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) А. Руппин боролся за сохранение и расширение еврейских поселений в Палестине. В 1920-1931 гг. он был членом Собрания депутатов (создано в 1920 г.), входил в состав руководства ВСО и был (в 1921-1925 гг.) членом Сионистского исполкома (позднее - Сохнут - Еврейское агентство для Израиля). В 1929-1931 гг. А. Руппин занимался расширением еврейского сельского и городского заселения и экономическим развитием ишува. Вся эта обширная административно-руководящая работа проводилась им в трудные времена политических, экономических и социальных кризисов в Палестине, а также конфликтов и споров в сионистском руководстве, в ходе острой полемики с политическими оппонентами.

В 1933-1942 гг., будучи членом руководства Еврейского агентства (далее -ЕА), А. Руппин стоял во главе комитета по абсорбции волны немецких евреев-иммигрантов, бежавших от нацизма. В 1936-1942 гг. он также руководил Институтом планирования и экономики Еврейского агентства.

До прибытия А. Руппина в Палестину еврейские организации и филантропы, которые занимались приобретением и заселением земель (Еврейское колонизационное общество - ЕКО, Керен каемет ле-Исраэль, барон Ротшильд и др.), делали это от случая к случаю. А. Руппин изменил этот положение. Он действовал по заранее четко разработанному плану, цель которого заключалась в приобретении земельных массивов и постройке поселений. Для создания территориально-экономических и административных образований, которые позже станут основой еврейской автономии в Палестине. А. Руппин также стремился к мобилизации всех ресурсов, находившихся в распоряжении еврейского народа, для приобретения земель там. Одна из самых трудных проблем, стоявших перед сионистским движением, был дефицит финансовых средств. А. Руппин без устали старался повлиять на все еврейские финансовые учреждения и отдельных состоятельных филантропов вкладывать финансы в дело приобретение земель. Он сотрудничал со всеми обществами, организациями и деятелями, заинтересованными в приобретении земель в стране. Он был и помощником, и посредником, и консультантом, и, таким образом, сумел привлечь обширный частный капитал для этого дела.

ЕКО и администрация барона Ротшильда в Палестине строили свои отношения с поселенцами на основе "попечительского присмотра". А. Руппин действовал по-другому: он общался с поселенцами на принципах равноправия, сотрудничества между ними и сионистскими организациями, действовавшими в Палестине, и выступал за предоставление свободы действия большинству поселенцев в управлении их хозяйствами.

Таким образом, был положен конец попечительству, которое в то время получило широкое распространение, и являлось причиной частых разногласий между поселенцами первой волны еврейской иммиграции в Палестину (алия) и функционерами барона Ротшильда. Началась новая глава в истории сионистского заселения, основанная на партнерстве между сионистским руководством и поселенцами, работавшими на земле. А. Руппин полагал необходимым поставить цели и устремления земледельцев в центр внимания, а сионистское руководство считал органом, в чьи функции входит оказание максимальной помощи в деятельности поселенцев. Обращаясь к последним, он выразил эту мысль так: "Наипервейшая цель моей работы -сохранить огонь энтузиазма, который вы принесли в Страну Израиля (Палестину. -Э.Э.) и быть слугой, ответственным за поддержание этого огня" (7).

Поселенцы второй (1903-1914) и третьей (1919-1923) волн репатриации были в основном молодые люди, социалисты по убеждениям, которые видели в сионизме не только решение национальной еврейской проблемы, но и новый общественный образ жизни. Их стремлением было построить образцовое общество. Поэтому они создавали новые формы поселений (квуца, кибуц, рабочий мошав и кооперативный мошав), которые были основаны на экономическом равенстве, взаимовыручке, и вначале были восприняты многими как утопические опыты. Однако прошло совсем немного времени, и эти поселения превратились в рентабельные хозяйства. А. Руп-пин оказывал им полную финансовую и моральную поддержку и вместе с ними строил, помогал, поддерживал и продвигал вперед дело, которое они осуществляли.

В период до А. Руппина еврейские земледельческие хозяйства базировались в основном на развитии одной или нескольких прибыльных отраслей (эта система была разработана агрономами барона Ротшильда). Подобный метод требовал больших земельных участков и много рабочих. Новая система представляла собой ведение интенсивного смешанного многоотраслевого хозяйства. В соответствии с ней, можно развивать хозяйство на небольших земельных участках при участии небольшого количества работников. Подобные хозяйства могли обеспечивать самих себя при минимуме затрат и не распадались из-за кризиса в одной из отраслей. Эта система имела несколько вариантов в различных местах в зависимости от характера почвы, формы поселения, численности его членов и т. д. Поселения людей, зачастую лишенных денежных средств, на исторической родине, строительство общества, которое самоуправляется в соответствии с новыми социальными принципами, и новая финансово-хозяйственная система - все это превратило деятельность сионистского заселения Палестины в некую лабораторию для опытов новой национальной, социальной, земледельческой и финансовой систем. Молодые поселенцы, цель которых построение страны, возрождение нации и создание "еврея нового типа", были готовы выполнить эту национальную задачу и создать поселения в удаленных местах, в районах с тяжелым климатом, на заболоченной земле или в пустынной области Не-гев. Эти задачи могли быть выполнены только при участии значительного национального капитала и оформившейся национальной идеи.

Для того, чтобы убедить владельцев капитала вкладывать средства в сельское хозяйство Палестины, а со временем - и поселиться в ней, появилась идея так называемых "владений" (ивритск. - ахузат-байит). Согласно ей, на приобретенной земле будут созданы земледельческие хозяйства, которые будут обслуживаться сельскохозяйственными обществами. После того, как хозяйство начнет приносить финансовую прибыль, вкладчик сможет переехать в Палестину и жить фактически в своем владении. Таким образом, он будет свободен от забот и трудностей первых лет устройства, пока хозяйство еще нерентабельно, а позднее станет получать часть прибыли от производимой сельскохозяйственной продукции. Эта идея пленила некоторых еврейских владельцев капитала в России и в Америке, и при участии Палестинского бюро было создано несколько подобных владений. В середине 20-х и в 30-х годах, когда имела место относительно массовая иммиграция в Палестину богатых евреев, там были созданы сельские поселения, основывающиеся на производстве цитрусовых, которое стало одной из важнейших и прибыльнейших отраслей местного сельского хозяйства.

Среди трудностей, которые стояли перед сионистским поселенческим движением, было отсутствие теоретическо-практических знаний и навыков, а также неготовность и неспособность подавляющего большинства европейских евреев заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом. Важнейшей задачей сионистского руководства было превратить образованную молодежь, которая никогда не работала руками, в земледельцев. На первых учебных фермах, которые были основаны Палестинским бюро, юноши и девушки получали профессиональную подготовку как теоретическую, так и практическую, становились подготовленными к новому образу жизни, который избрали для себя. А. Руппин также видел первостепенную важность в подготовке именно женщин к сельскохозяйственным работам. Он поддержал создание специальной учебной фермы еврейских девушек.

Большинство работников в еврейских поселениях созданных в 1882-1903 гг., были арабы. Тогда это была данность, отвечавшая нуждам обеих сторон. Поселенцы второй алии (1903-1914), которые имели национально-социалистическую ориентацию, были встревожены сложившейся ситуацией, и начали борьбу за "захват работы". По их мнению, евреи должны были строить свою страну своими руками. А. Руппин также считал, что "Страну Израиля надо строить нам, нашими руками. И нельзя нам использовать работу чужих. Путем самостоятельной работы мы получим моральное право на земли, приобретенные в соответствии с законом" (8). Он пытался создать условия, чтобы евреи могли соперничать с арабскими работниками и постепенно передать работу в поселениях в еврейские руки.

И все же А. Руппин прекрасно понимал, что не все евреи, которые репатриируются в Палестину, превратятся в крестьян, а также, что создание современного еврейского поселения требует развития торговли и индустрии, которые могут существовать в рамках городской структуры. Он поддерживал идею приобретения земель и развития еврейских кварталов в Хайфе и в Иерусалиме. Исключительную активность А. Руппин развил, когда пытался убедить руководство Еврейского национального фонда (Керен каемет ле-Исраэль) дать ссуду на строительство городского квартала "Ахузат байит". Поскольку деньги данного фонда были предназначены для приобретения земель и развития сельского хозяйства, то предложение А. Руппина встретило сильное сопротивление. Однако он не отказался от этого плана, и ссуда была получена, а квартал "Ахузат байит" в течение короткого времени превратился в Тель-Авив, который развился в первый полностью еврейский город в мире и в крупнейший мегаполис Израиля.

Основная деятельность А. Руппина была направлена на заселение. Однако, по его представлениям, важнейшей целью сионизма было и достижение еврейской автономии. Учреждения и управленческие органы, которые он создал, были базой для квазиправительственной структуры, основанной позже. В 1909 г. А. Руппин был инициатором и основателем института еврейского мирового суда (бейт а-мишпат а-шалом а-иври). Это был первый в истории еврейский нерелигиозный суд, в функции которого входило разрешение юридических конфликтов между евреями и вынесение решения по ним. В этой идее - отказаться от османских судов, с одной стороны, а, с другой стороны, не назначать раввинов и религиозных деятелей в качестве судей, было много новаторства и даже дерзости. Еврейское население уважало решения и постановления этого суда, и можно видеть в нем начало светской судебной системы, которая позже будет функционировать в Государстве Израиль.

А. Руппин относился очень серьезно к вопросам национального воспитания и образования. Сразу же по прибытии в страну, он поддержал еврейские образовательные учреждения, которые были созданы там: школа искусств "Бецалель", гимназия в Иерусалиме, гимназия "Герцлия" в Тель-Авиве. Во время "войны языков" (борьба за внедрение иврита как языка, на котором должно вестись воспитание и образование в еврейских школах в Палестине), были созданы десятки небольших ивритских школ в разных местах. Не было ни учебников, ни учебных планов, и А. Руппин опасался, что учебно-воспитательный уровень снизится. В этой связи в 1913 г. он основал Комитет по образованию, в работе которого участвовали ведущие еврейские преподаватели и воспитатели, находившиеся тогда в Палестине. В их функции входило заботиться об учебно-воспитательном уровне и т. п. С созданием Национального комитета (А-ваад а-леуми - руководящий орган еврейской общины в Палестине) в период британского мандата функции Комитета по образованию перешли к отделу образования, а с созданием Государства Израиль - к Министерству образования.

Сразу по прибытии в Палестину А. Руппин наладил хорошие контакты с главами германских консульств в Яффо и в Иерусалиме. Он использовал эти связи, в частности, для того, чтобы предотвратить нападки османских властей на евреев. С течением времени он установил деловые отношения и с представителями других консульств, например австрийского, испанского и американского. Эти связи послужили фундаментом контактов будущего внешнеполитического отдела Еврейского агентства, из которого позже образуется Министерство иностранных дел Израиля. В годы британского мандата А. Руппин был одним из представителей сионистского руководства, уполномоченных представлять ишув перед британскими следственными комиссиями (комиссия Джона Хоп-Симпсона в 1930 г. и королевская комиссия Пиля в 1937 г.). Отчеты и докладные записки, которые предоставил А. Руппин, послужили важнейшим звеном в формировании принципиальной политической позиции сионистского руководства по отношению к политике Британии в Палестине.

А. Руппин сделал интересующие его практические темы и центром своей научной работы, которая велась в двух основных областях: 1) исследования еврейского общества и национальной жизни; 2) исследования и статьи о сионистском заселении и о сельском хозяйстве в Палестине.

В 1904 г. ученый опубликовал книгу "Евреи в наше время". Она являлась новаторской, по сравнению с другими, написанными о евреях до нее. Книга основана на статистических данных и на демографическом исследовании. А. Руппин одним из первых привнес статистические данные в исследовательскую литературу о евреях. После этого уже невозможно было обсуждать еврейский вопрос без того, чтобы не основываться при этом на достоверных данных и фактах. Разница между первой (1904) и второй (1911) редакциями книги указывает на идейное развитие автора. В 1934 г. эта монография вышла под названием "Еврейская социология".

А. Руппин опубликовал десятки статей по вопросам заселения Палестины, теории и практики функционирования земледельческих поселений евреев.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Артур Руппин и реализация сионистской программы заселения и развития Палестины, 1908-1943 гг."

Заключение

30-е и 40-е гг. подтвердили правильность пути, избранного А. Руппином в деле демографического и социально-экономического освоения Палестины. С точки зрения экономики стало ясно, что система смешанного хозяйства наиболее подходит для сельскохозяйственного заселения Эрец Исраэль. С точки зрения социально-демографической политики - создание больших районов заселения и "непрерывность заселения" - мероприятия, составлявшие программу А. Руппина, - заложили территориальную и кадровую основу для будущего еврейского государства. С точки зрения социальной - привлечение представителей среднего класса и частного капитала к освоению страны - предоставили в распоряжение сельского хозяйства те факторы, которые изначально были направлены на другие сферы деятельности.

Свою жизнеспособность подтвердили кибуцы, форма заселения, оптимальная для решения как экономических, так и социально-политических и оборонных задач развития страны. Политико-оборонный аспект наиболее соответствовал сфере существования кибуца как сплоченного общественного организма, способного взять на себя решение общенациональных задач, связанных, в частности, с освоением земель и обеспечением их безопасности. Кибуцы стали первыми поселениями в отдаленных малодоступных районах Палестины, таких как Негев и берег Мертвого моря; они первыми стали принимать репатриантов; именно члены кибуцов стали первыми добровольцами подпольных отрядов еврейской самообороны. Образ жизни и труда, основанный на принципах равноправия, стремление создать новую еврейскую культуру и новую общественную атмосферу - все это стало воспитательным, социальным и национальным стимулом для еврейской молодежи. Это также была именно та система ценностей, о которой мечтал А. Руппин, когда еще в начале века представлял себе "нового еврея Эрец Исраэль".

Идея освоения страны главным образом посредством кибуцов находилась в центре критики, направленной на поселенческую теорию А. Руппина. Впоследствии стало ясно, насколько эта критика была несостоятельна. А. Руппин стал тем сионистским лидером, который еще при жизни заслуженно был назван "отцом сионистского освоения страны".

Начиная с 1908 года А. Руппин установил основные принципы в абсорбции репатриации в Палестине: привлечение национального капитала, уважение мировоззрения, возможностей и желания индивида, предоставление репатрианту полноправного статуса участника кампании по заселению и развитию. То есть помощь, предоставленная ему, не являлась филантропической и не давала финансирующей организации права попечительства.

В общем процессе абсорбции для каждой значительной социальной группы А. Руппин развивал свои практические задачи и цели:

1. абсорбция пионеров-идеалистов без денежных средств;

2. абсорбция представителей среднего класса в сельскохозяйственную деятельность ;

3. абсорбция репатриантов в городском секторе;

4. абсорбция членов вынужденной репатриации (евреи Йемена);

5. абсорбция групп состоятельных иммигрантов (евреи Германии).

Эти принципы стали методической основой, на которой работали учреждения, занимавшиеся абсорбцией репатриации в Палестине и позднее - в Государстве Израиль.

Что думал сам А. Руппин о своей деятельности в сфере абсорбции? В одной записке, находящейся в его архиве, читаем: «Если у меня и есть какая-нибудь заслуга, то она в том, что я сохранил энтузиазм репатриирующейся молодёжи и её интерес к нашему поселенческому движению» (93).

Видимо, политика, которую проводил А. Руппин, с одной стороны, и его искренняя увлечённость делом, теплое личное отношение, которое он проявил к репатриантам и их проблемам, с другой стороны, - это то, что способствовало поддержанию энтузиазма и энергии всех тех, кто участвовал в мероприятиях по абсорбции репатриантов и заселению страны. Алия и абсорбция значительных масс евреев в Палестине первой трети XIX века были, несомненно, самыми выдающимися достижениями сионистского движения в догосударственный период.

А. Руппин был одним из наиболее деятелей сионизма догосударственного периода. Еще при жизни люди, принадлежавшие к самым разным политическим кругам, называли его «практический архитектор» и «отец сионистского заселения», чья деятельность постоянно находилась под острейшей критикой, в особенности, в первые два десятилетия его деятельности (1908-1930 гг.).

Критика деятельности А. Руппина велась, в основном, со стороны буржуазных экономистов в сионистском руководстве, руководителей сионистских банков, а также представителей зажиточных кругов в поселениях: богатых крестьян и людей среднего социального статуса. Они обвиняли А. Руппина в том, что он "продался функционерам", в ошибочных финансовых расчетах, в отсутствие реальной прибыли в тех предприятиях, создание которых он поддерживал, в растрате общественных денег путем вкладывании их в "утопические социалистические опыты". Высочайшего накала критика А. Руппина достигла в 20-е годы.

В течении 1923-1924 годов газета «Доар а-йом» опубликовала серию еженедельных статей под заголовком «Мы обвиняем», в которых содержалась острейшая критика А. Руппина и деятельности по заселению, во главе которой он находился. Социалистическая газета «А-поэль а-цаир» встала на защиту А. Руппина, и в течение года между этими изданиями вокруг принципов и путей заселения Палестины велась острая полемика. Дискуссия, которая развернулась на страницах газет, в свою очередь вызвала целую бурю споров на заседаниях, конференциях, семинарах различных уровней, которые проводились в те годы. Эти споры достигли такого накала, что из теоретическо-идейной критики переросли в обвинения в злоупотреблениях и коррупции, и дело даже дошло до суда.

Через три года после этого, незадолго до создания расширенного Еврейского агентства, и продвижения к сотрудничеству между сионистами и несионистами в деле массированного инвестирования в сионистские проекты в Палестине, была создана особая «наблюдательная комиссия» - Joint Palestine Survey Comission (1927 г.). В ней состояли лучшие специалисты по сельскому хозяйству и развитию поселений, среди которых были ученые с мировым именем. В задачи комиссии входило провести исследования проблем, связанных со строительством инфраструктуры будущего еврейского государства. Отчет комиссии о деятельности институтов, ведавших заселением, содержал убийственную критику, и содержал инвективную рекомендацию о «необходимости развивать рентабельное сельское хозяйство, а не заниматься созданием нового социально-экономического строя». Эта критика отражала и обостряла тот принципиальный спор, который велся в сионистском руководстве и в поселениях в Палестине о том, какое же общество будет создано? Будет ли оно буржуазным, с доминированием граждан среднего социального статуса, основанным на рыночной экономике и капиталистическом строе, или будет построено социалистическое общество, главной силой в котором будут не имеющие средств евреяи-идеалисты, которых бы финансировал «национальный капитал». Вместе с этим, нельзя не заметить того факта, что во всей социально-политической и экономической литературе, написанной в то время, нет прямой критики А. Руппина. Удалось обнаружить лишь несколько замечаний по поводу формулировок, высказанных им в своей речи на тему заселения на упоминавшемся заседании XV Сионистского конгресса (1927 г.). Бурное обсуждение данной темы демонстрирует противостояние и разногласия в кругах сионистских функционеров, а также внутри еврейского населения Палестины, относительно политики и методов А. Руппина. Вместе с тем, оно также указывает на высокий общественный статус и глубоко уважительное отношение к этому незаурядному человеку, ученому и организатору, как в те годы, так и в последующей ретроспективе, в начальный период существования Государства Израиль.

Практическая апробация положений диссертации

Диссертант является автором ряда учебных пособий и учебников по еврейской истории, которые активно используются в русскоязычных классах школ в Израиле, а также на территории России и других стран СНГ.

Материалы диссертации могут быть использованы учеными России, Израиля и еврейства, занимающимися проблемами истории сионизма.

Список работ, переведенных на русский язык:

Э. Элазари. Методическое руководство для учителей и родителей. Иер.,

1995 г.

Э. Элазари. Учебник для среднего и старшего школьного возраста и методическое пособие к учебнику. Иер., 1995 г.

Э. Элазари. История еврейского народа от эпохи патриархов до восстания Бар-Кохбы. Учебник для среднего школьного возраста. Иер., 1995 г. (К учебнику прилагается тетрадь для самостоятельных работ).

Э. Элазари. История еврейского народа от талмудической эпохи до эпохи Эмансипации. Учебник для среднего школьного возраста. Иер., 1995. (К учебнику прилагается «Пособие для учителей»)

Э. Элазари. История еврейского национального движения 1870-1914. Учебник для старшего школьного возраста. Иер., 1995 г.

Э. Элазари. История еврейского национального движения 1914-1949. Учебник для старшего школьного возраста. Иер., 1995 г.

Э. Элазари. История государства Израиль 1949-1969. Учебник для старшего школьного возраста. Иер., 1995 г.

Данная серия учебников по истории еврейского народа является базисной для всех ежедневных еврейских школ на территории стран СНГ и Балтии, в которых преподается история еврейского народа. Она также является неотъемлемым компонентом на занятиях по истории еврейского народа в воскресных еврейских школах

Мехина», которых в странах СНГ и Балтии на сегодняшний день насчитывается около 300.

 

Список научной литературыЭлазари Эдна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. A. Центральный сионистский архив1. Архив А. Руппина, А/107.

2. Архив общества «Союз мира», А/187.

3. Главная канцелярия Фонда взаимопомощи Израиля, Иер., 1922-1942, KKL5.

4. Главная канцелярия Фонда взаимопомощи Израиля, Кёльн-Гаага, 1907-1922,1. KKL1.

5. Государственный отдел сионистских органов управления и Еврейского агентства,1921-1942, S25.

6. Документы канцелярии А. Руппина, 1929-1940, S55.

7. Документы общества по обучению ишува, 1908-1942, L18.

8. Документы Палестинского бюро, 1908-1916, L2.

9. Протоколы заседаний руководства Еврейского агентства, 1933-1942, S100b.

10. Документы Центрального сионистского бюро, Берлин, 1911-1920, Z3.

11. Документы Центрального сионистского бюро, Кёльн, 1905-1911, Z2.

12. Б. Архив X. Вейцмана, Реховот

13. B. Архив поселения "Рамот а-шавим"2. Официальные публикации:

14. Great Britain. Colonial Office.

15. Great Britain. Parliamentary Papers. Command.

16. Palestine Report on Immigration, Land Settlement and Development, by Sir John Hope Simpson, Cmd. 3686,1930.

17. Palestine Statement of Policy by His Majesty's Government in the U.K. Cmd. 3692, 1930.

18. Palestine Royal Commission, Minutes of Evidence, Heard at Public Sessions, Colonial Nos. 134,135,1937.

19. Palestine Royal Commission, Report, Cmd. 5479,1937.

20. Palestine Statement of Policy, Cmd 6019,1939.

21. Protokol der Verhandlungen des ZionistenKongresseses (c 8-ro no 18-ый конгрессы 1907-1933).

22. Report of the Commission on Palestine Disturbances of August 1929, Cmd. 3530, 1930.

23. Гиль Б. 30 лет алие в Эрец-Исраэль,1919-1949, Еврейское агентство, Иер., 1959.

24. Монографии и историко-биографические труды:1. А. На иврите

25. Авнери А. А-ишув а-еуди ве-а-ашма би-гнева (1948-1978). Тель-Авив, 1988.

26. Боне А. Эрец-Исраэль: эрец ве-халкала. Тель-Авив, 1938.

27. Гелбер И. Моледет хадаша. Алият а-еудим ми-Эропа у-клитатам би-шнот 1933-1948. Йерушалаим, 1990.

28. Горни И. Шеила аравит у-веайа еудит. Тель-Авив, 1985.

29. Грановский А. Мединиут каркаит еудит бе- Эрец-Исраэль. Йерушалаим, 1938.

30. Грановский А. Миштар каркаот бе-Эрец-Исраэль. Тель-Авив, 1949.

31. Грановский А. Карка ве-ишув. Йерушалаим, 1929.

32. Даян Ш. 25 шнот шел Дгания. Тель-Авив, 1935.

33. Духан-Ландау Л. Хеврот циониот ли-рхишат каркаот. Тель-Авив, 1983.

34. Розенман А. Шитот а-итъяшвут бе-Эрец-Исраэль лифней кум а-медина. Йерушалаим, 1997.

35. Руппин А. А-итъяшвут а-хаклаит шелану. Тель-Авив, 1940

36. Руппин А. Ционут ве-шейла аравит. Йерушалаим, 1979.

37. Руппин А. Социология шел а-еудим. Тель-Авив 1931.

38. Ханкин И. Деот ве-районот одот а-итъяшвут а-еудит бе-Эрец-Исраэль. Йерушалаим, 1941.

39. Эшбаль А., Шишим шнот хеврат ахшарат а-ишув. Йерушалаим, 1970.

40. Ассаф М. А-яхасим бейн еудим ве-аравим бе-Эрец-Исраэль би-шнот 1860-1918. Тель-Авив, 1970.

41. Барац И. Кфар аль гдот а-Ярден. Тель-Авив, 1959.

42. Байн А. Толдот а-ишув а-циони. Йерушалаим, 1945.

43. Бен-Гурион Д. Зихронот. Тель-Авив, 1981.

44. Бен-Гурион Д. Maca у-матан им манхигим аравиим. Тель-Авив, 1967.

45. Блувштейн Ш. Алей Кинерет. Тель-Авив, 1940.33.