автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тырышкина, Елена Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА НА ОСНОВЕ АССОЦИАЦИЙ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1.0 понятии «идиостиль».
1. 2. Поэтическая картина мира и её основные параметры.
1.3. Семантические связи слов и их роль в отражении авторской картины мира.
1.4. К проблеме ассоциативности.
1.5. Классификация ассоциаций.
1. 6. Ассоциативные связи слов как способ реконструкции языковой личности автора.
Выводы.
Глава II. АССОЦИАТИВНОСТЬ В ПОЭТИЧЕСКОЙ
КАРТИНЕ МИРА В. НАБОКОВА.
2.1. Внутритекстовые ассоциативные связи слов как способ отражения поэтической картины мира В. Набокова.
2. 2. Межтекстовые ассоциативные связи слов как способ отражения поэтической картины мира В. Набокова.
2. 3. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова.
2.3. 1. Концептуальные доминанты в ранней прозе
В.Набокова.
2. 3. 2. Ассоциативное поле с доминантой «игра» и его лексическое выражение.
2. 3. 3. Ассоциативное поле с доминантой «река» и его лексическое выражение.
2. 3. 4. Ассоциативное поле с доминантой «узор» и его лексическое выражение.
2. 3. 5. Ассоциативное поле с доминантой «мир» как ключевой способ постижения авторской картины мира
Выводы.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Тырышкина, Елена Анатольевна
Диссертационное исследование посвящено изучению поэтической картины мира В. Набокова на основе анализа текстовых и межтекстовых ассоциативных полей ключевых слов.
Работа выполнена в русле нового, «зарождающегося» направления коммуникативной стилистики художественного текста - теории текстовых ассоциаций.
Изучение лексической структуры художественного текста с опорой на специфику ассоциативного мышления автора не только отражает через систему языковых средств особенности поэтической картины мира писателя и его идиостиля, но и помогает установить сотрудничество между автором и читателем в процессе приобщения читателя к эстетическому смыслу произведения.
Актуальность исследования. Преследуя цель дать комплексное описание творческой манеры художника слова, лингвист-исследователь оказывается перед проблемой определения ведущих параметров, способных системно представить такой специфический объект, как словесно-эстетическая форма художественного творчества. По сути дела, данная проблема связана с познанием картины мира творческой личности. Из всех описательных средств лингвистической поэтики «картина мира» в наибольшей степени приспособлена для того, чтобы формализовать, перевести на метаязык и объяснить представления писателя о мире.
К понятию «картины мира» на протяжении последних десятилетий обращаются авторы философских, этнокультурных, этнолингвистических исследований. В самом общем виде под картиной мира понимается «целостный, глобальный образ мира, лежащий в основе мировоззрения человека» (Постовалова 1988, 21). При этом подчеркивается, что картина мира «не есть зеркальное отображение мира и не открытое окно в мир, а именно . интерпретация, акт миропонимания» (Постовалова 1988, 55).
Изучение запечатленного в языке образа мира развертывается в разных направлениях: культорологическом, психолингвистическом, семантикостилистическом (работы Ю. Д. Апресяна, Т. Г. Винокур, А. А. Залевской, Ю.Н. Караулова, Е. С. Кубряковой, А. А. Леонтьева и др.). Исследование языка писателя в рамках решения проблемы «язык и картина мира» стимулирует ученых «покинуть системно-детерминистский мир привычного представления языкового строя и вступить в вероятностный мир языковой личности» (Караулов 1999, 48)1. Языковая личность писателя во всей ее многогранности и неисчерпаемости проявляет себя в художественных текстах. Между художественным текстом и жизненным опытом автора стоит инвариантный и неповторимый «поэтический мир» 2. Поэтический мир выступает как воплощение в поэтическом идиолекте индивидуальной языковой картины мира. Языковая картина мира в речи писателя является реализацией идеального образа мира, моделируемого мыслительной деятельностью автора. Его функция - объективировать внутренний мир, создать его эксплицированную внешнюю картину, которая и существует для читателя как поэтический мир.
В основе речевой компетенции писателя лежит индивидуальный тезаурус -упорядоченный по семантическим отношениям лексикон, в принципах структурирования которого зафиксирована релевантная для поэта иерархия смысловых ценностей.
Представляется интересным исследование авторского тезауруса на основе выявления нестандартных семантических связей слов, «присущих не языку вообще, а только данному автору» (Кузьмина 1999, 227).
Семантический процесс образования содержания художественного текста очень сложен и неоднороден по своей природе. Специфика проявления эстетической значимости семантических связей слов в художественном тексте обусловлена, во-первых, тесным взаимодействием объективного, социальнообу-словленного, отражающего качественные и количественные характеристики Согласно концепции Ю. Н. Караулова, под языковой личностью понимается как говорящий человек, так и модель, отражающая совокупность навыков и умений, позволяющих создавать тексты и адекватно воспринимать их.
2 Термин «поэтический мир» имеет одинаковое значение с такими понятиями, как «художественный мир « или «внутренний мир художественного произведения». Мы отдаем предпочтение термину «поэтический мир». Нам кажется принципиально важным, что определение «поэтический» восходит не только к слову «поэзия», но и к общеязыковой системы в ту или иную историческую эпоху, и субъективного, индивидуально-авторского, отражающего самобытность творческого мироощущения художника, проявляющуюся в отборе и расстановке языкового материала. Это позволяет нам судить о художественном тексте как об эстетическом продукте мыслительно-речевой деятельности, возникшем на основе ассоциативного восприятия художником действительности. Ассоциативная связь обеспечивает круг ассоциаций в художественном тексте или круг ассоциаций, рожденных данным текстом. Представление о поэтической картине мира автора можно получить на основе анализа внутритекстовых и межтекстовых ассоциативных связей, отражающих индивидуальный характер его творческого миро-видения.
Ассоциации возникают в результате творческого переосмысления связей между явлениями, актуализации представлений, связанных с личным опытом автора или читателя. При анализе художественного текста в ассоциативном аспекте необходимо определить прежде всего ключевые слова и соотнесенные с ними представления, а также основные речевые средства воплощения и развития названных ими образов, описать диапазон семантики соответствующих образов, определить специфику семантических преобразований языковых единиц в процессе ассоциативного развертывания доминантных мотивов в творчестве писателя. Теория текстовых ассоциаций значима ввиду того, что сотрудничество коммуникантов в процессе приобщения к эстетическому смыслу текста происходит на ассоциативной основе, а доминанты творчества писателя актуализируются в ассоциативно-вербальной сети произведений посредством пронизанных многомерными и разветвленными связями ассоциативно-смысловых полей.
Полевый подход применительно к изучению языка художественных произведений получает в современной лингвистике все более широкое распространение. Семантическое поле, согласно концепции Ю. Н. Караул ова, является одслову «поэтика», ведь особенности внутреннего мира произведения выражаются в конкретных особенностях его поэтики: жанровой принадлежности, своеобразии сюжета, композиции, сюжетной организации и т.д. ним из основных элементов тезаурусного уровня языковой личности, отражающее черты индивидуальной картины мира через принципы классификации и группировки языковых единиц, через установление зависимостей между ними (Караулов, 1987). Общеязыковое семантическое поле подвергается в индивидуальной поэтической системе определенной трансформации, приобретая качества поля ассоциативного, семантико-образного. Анализ ассоциативных полей ключевых слов в процессе интерпретационной деятельности исследователя позволяет более полно осмыслить индивидуально-авторское видение мира, ведущее к концепту текста. Ассоциативное поле как операционная единица неоднократно рассматривалось в трудах психологов, лингвистов и психолингвистов (Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. А.Залевской, Ю. Н. Караулова, А. П. Клименко, Л. Ю. Максимова, Н. С. Болотновой и др.), однако изучение художественного текста в аспекте ассоциативности требует дальнейшей разработки данного понятия.
Теория текстовых ассоциаций - новое, перспективное направление коммуникативной стилистики художественного текста (на сегодняшний день известны лишь отдельные работы в данной области Н. С. Болотновой, С. М. Карпенко, А. А. Климковой, Е. А. Некрасовой, В. И. Ховаева, И. Я. Чернухиной), в то время как значимость текстовых ассоциаций в процессе порождения текста, его смыслового развертывания и восприятия адресатом очевидна.
Среди литературных явлений первой волны русской эмиграции творчество Владимира Владимировича Набокова приобретает особую важность, феномен его личности остается загадкой и вызывает острую полемику. О нем написано, может быть, больше критических работ, чем о любом русском писателе XX века, но все они, за редким исключением, создавались не в России. Это исследования П. Бицилли, В. Вейдле, Д. Джонсона, Г. Струве, П. Тамми, М. Шраераи др. Писатель, признанный к концу тридцатых годов «самым крупным явлением эмигрантской прозы (А. Бем), на протяжении нескольких десятилетий не был известен у себя на родине. В последнее время интерес отечественных критиков к творчеству Владимира Набокова заметно оживился, появилось много статей и фундаментальных исследований, оценивающих мастерство писателя и его значение для современников: Г. Адамовича, И. Анастасьева, Н. Андреева, А. Березиной, А. Битова, С. Давыдова, А. Долинина, В. Ерофеева, И. Есаулова, В.Иванова, А. Лебедева, Ю. Левина, О. Михайлова, А. Пурина, В. Ходасевича, Л.Целковой, 3. Шаховской, Л. Юркиной. Сегодня В. Набоков воспринимается бесспорным классиком мировой литературы. Сборники статей о писателе «Pro et contra» - краткая энциклопедия тем и направлений литературной мысли.
Общую тенденцию литературной критики выразил Г. Адамович, который писал: «О Владимире Набокове могут возникнуть какие угодно споры. Невозможно отрицать лишь одно: того, что он писатель исключительно талантливый. Мне хотелось бы только его понять, самому себе объяснить. Но лично для меня, по крайней мере в размышлениях о Набокове, без тысячи вопросительных знаков не обойтись никак» (Адамович 1989, 79). Эта тысяча вопросительных знаков стоит и перед современными исследователями, уже много сделавшими для изучения творчества Сирина. Огромная на сегодняшний день библиография свидетельствует о том, что интерес к творчеству В. Набокова не случаен, потому что оно уникально, в нем скрыта загадка таланта писателя, его языковой личности. Каждая новая работа лишь приоткрывает завесу этой тайны, но не разгадывает ее целиком.
Набоковиана последних лет все чаще пополняется сочинениями, объединяющими тщательность текстологии с целостностью общего подхода.
В последние годы к исследованию произведений писателя подключились филологи-лингвисты семиотического направления. В работах Ю. Апресяна, М. Дымарского, Ю. Левина, М. Лотмана, А. Пятигорского, Л. Рягузовой, И. Толстого и др. рассматриваются нарративная структура набоковских текстов, организация повествовательного пространства, категория времени, концептуальные доминанты в идиостиле писателя.
Появилось немало публикаций, освещающих «эксклюзивное» творчество В. Набокова в аспекте игрового начала (И. Карпович, А. Люксембург,
Г.Рахимкулова, И. Филатов); в свете теории интертекстуальности (Н. Фатеева, С. Ильин, А. Шапкин, А. Бабиков); в аспекте традиция/новаторство (И.Есаулов, А. Злочевская, А. Мещанский); в контексте русской и национальной культуры (Н. Барковская, С. Дельвин, М. Вострикова, И. Черемисина, И. Ляпина, А. Гор-ковенко, Т. Белова, Л. Бугаева, Т. Верижникова, Р. Вейдеманн).
Жанрово-стилевое своеобразие произведений писателя отражают работы Д. Мирюшкина, М. Михеева, Е. Падучевой, Н. Семеновой, М. Черницкой, Н. Щупляковой и др. Исследователи обращают внимание на способы построения отдельных образов, изобразительные возможности окказиональных образований, специфику реализации подтекстовых связей, архетипические мотивы и средства их лексического выражения, особенности художественного психологизма в прозе В. Набокова. Анализу чаще подвергаются «излюбленные» поэтические приемы Набокова-Сирина - аллюзии, пародии, цитации и автоцитации, контраста, оксюморона, метафоризации.
Особенности цветовой и звуковой картины мира писателя нашли отражение в работах Н. Букс, Л. Дьячковской, С. Носовец.
Однако отметим, что изучение идиостиля писателя на основе анализа семантических объединений лексических единиц, устойчивых ассоциативных связей слов только начинается. Известны лишь несколько работ, рассматривающих прозу В. Набокова непосредственно через призму индивидуально-авторских ассоциаций в объеме конкретного текста (С. А. Антонов, Н. В. Козловская) или творчества художника в целом (Е. А. Бакланова).
Таким образом, актуальность диссертационного исследования, состоит в обращении к очень важным, на наш взгляд, проблемам современной лингвостилистики текста - проблеме семантической компоновки слов в структуре художественного произведения как единого системно-речевого целого, а также проблеме текстовых ассоциаций, на основе которых формируется представление о разных аспектах текста и его художественном смысле в сознании писателя.
Отсутствие монографических описаний индивидуальной поэтической картины мира В. Набокова обусловливает особую актуальность лингвостили-стического анализа сложного и многогранного феномена его художественных текстов.
Актуальность настоящей работы связана также со все возрастающим интересом к проблеме соотнесения языка и картины мира применительно к исследованию стиля В. Набокова и ассоциативному полю как фрагменту ассоциативно-вербальной сети и элементу когнитивного уровня языковой способности автора, элементу его поэтической картины мира.
Комплекс поставленных вопросов позволяет в новом, коммуникативно-деятельно стном аспекте судить как о художественном тексте, так и о различных нормах и способах восприятия текста и особенностях интерпретационной деятельности читателей, направленной на постижение эстетического смысла произведения и индивидуального стиля автора «с точки зрения того, как конкретная языковая личность организует диалог с читателем, направляя его рече-мыслительную деятельность по определенному пути» (Болотнова 2001, 16).
Объектом исследования в настоящей диссертации являются художественные тексты Набокова, отличающиеся преднамеренной установкой автора на языковое экспериментирование, возбуждающее в сознании читателя новые, не известные ему до сих пор представления. Тексты Набокова осложнены особой логикой движения мысли и специальными речевыми приемами.
Предмет исследования - текстовые и межтекстовые ассоциативные поля ключевых слов в поэтической картине мира В. Набокова.
Цель работы - изучение поэтической картины мира В. Набокова на основе анализа ассоциативных полей концептуально значимых слов и способов их взаимодействия.
Исходя из темы и цели исследования, необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотреть теоретическую базу исследования; 2) соотнести понятия «семантическая связь», «ассоциативная связь», «текстовая ассоциация» и исследовать их представление в произведениях В. Набокова; 3) изучить специфику внутритекстовых и межтекстовых связей слов в языковой картине мира автора; 4) определить особенности идиостиля писателя, детерминированные спецификой его поэтической картины мира; 5) представить константы поэтической картины мира В. Набокова и ассоциативное поле как доминантный способ языкового воплощения данных констант; 6) проследить роль ведущих стилистических приемов в организации и оформлении ассоциативных полей; 7) выявить особенности словоупотреблений В. Набокова на основе анализа «уникальных» метафорических конструкций и окказиональных символов.
Материалом исследования являются тексты следующих оригинальных произведений В. Набокова: повести «Машенька», романов «Король. Дама. Валет», «Защита Лужина», «Дар», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Друг ие берега», сборников рассказов «Возвращение Чорба», «Соглядатай», «Весна в Фиальте», а также произведения англоязычного периода творчества писателя: «Лолита», «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Память, говори», «Бледный огонь». Всего исследовано около двух тысяч текстовых фрагментов.
В работе также использовались материалы словарей символов, толковых словарей, семантического и ассоциативного словарей русского языка.
Научная новизна исследования. Вербальная репрезентация констант идиостиля В. Набокова рассматривается в свете теории текстовых ассоциаций: на основе анализа ассоциативных внутритекстовых и межтекстовых связей и ассоциативно-смысловых полей ключевых слов.
Исследование художественных произведений в ассоциативном аспекте обусловило смещение акцентов в анализе идиостиля и поэтической картины мира и «наполнение» данных понятий новым, коммуникативным содержанием.
Выявленные средства и способы воплощения уникальных ассоциативных связей в творчестве Набокова позволили реконструировать и описать фрагменты индивидуальной поэтической картины мира писателя, ранее не подвергавшиеся исследованию (ассоциативные текстовые и межтекстовые поля с доминантами «узор», «река», «мир» и т. д.).
Теоретической основой исследуемой в диссертации проблемы стали работы В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, И. Р. Гальперина, В. Г1. Григорьева, Н.
A. Купиной, Л. А. Новикова, В. А. Пищальниковой, Б. А. Серебренникова, И .Я. Чернухиной, Ю. Н. Караулова, Н. А. Кузьминой, Н. С. Болотновой.
Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование позволило: 1)выявить особенности индивидуальной поэтической картины мира
B.Набокова посредством анализа, в процессе которого выделены ассоциативные поля ключевых лексических единиц, соотносящиеся с элементами образного строя произведения; установлен характер их взаимосвязи, значимый для формирования художественного смысла набоковского текста;
2)расширить понятие о роли ассоциативных полей и особенностях их функционирования в идиолекте художника, углубить представление о поэтической картине мира писателя;
3)рассмотреть лингвистические приемы и механизмы их реализации в конкретных произведениях В. Набокова.
Изучение ассоциативных полей открывает новые перспективы в разработке коммуникативно-деятельностного подхода к художественному тексту, использовании методики ассоциативного анализа при изучении языка художественных произведений. Исследование особенностей ассоциативных полей ключевых слов является перспективным и в том плане, что может проводиться на материале нескольких художественных систем, обнаруживающих между собой определенное типологическое сходство.
Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных и практических курсах по лингвостилистическому и литературоведческому анализу художественного текста, в практике преподавания курса литературы русского зарубежья в ВУЗе, в спецкурсах и спецсеминарах по стилистике художественного текста, а также посвященных творчеству В. Набокова, в преподавании лингвистических и литературоведческих дисциплин в средней школе (в частности, при изучении произведений В. Набокова).
Методы исследования. Характер объекта исследования и многоаспект-ность подходов к теме потребовали сочетания разнообразных методов работы. Основным методом исследования является ассоциативный, позволяющий рассматривать ассоциативные связи слов в аспекте изучения индивидуальной поэтической картины мира писателя. При семантико-стилистическом анализе текста используется метод семантического поля, а также метод описания по лекси-ко-семантическим группам. Нами использована также методика компонентного анализа, элементы сопоставительного метода.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
1. Ассоциативность - основная черта идиостиля В. Набокова. Внутритекстовые и межтекстовые ассоциативные связи в творчестве писателя являются основополагающим фактором в изучении его поэтической картины мира.
2. Ассоциативное поле - доминантный способ языкового отражения констант поэтической картины мира В. Набокова.
3. Базовыми элементами ассоциативных полей являются концептуально значимые слова, стабильно репрезентирующиеся в лексической структуре прозаических текстов В. Набокова. Стабильность индивидуально-авторских ассоциаций служит лексическому воплощению уникальной лингвофилософ-ской концепции автора.
4. Устойчивые ассоциативные связи отражают как традиции узуса, так и особенности мировосприятия В. Набокова. Ассоциаты в творчестве Набокова имеют индивидуальный характер, однако направления ассоциирования, т. е. структура ассоциативно-смысловых нолей, остаются инвариантными.
5. Характер функционирования слов в идиолекте Набокова определяется типами текстовых ассоциаций, а также лингвистическими приемами реализации ассоциативных связей слов.
6. Индивидуальность поэтической картины мира В. Набокова ярко проявляется в актуализации традиционных символических значений слов с опорой на культурные традиции разных народов (в первую очередь, в соответствии с русской менталъностью), но также в создании новых символических значений за счет расширения ассоциативного потенциала слова. Ассоциаты-символы в идиостиле Набокова отличаются полифункциональностью и нетрадиционным содержанием. 7. Динамика творческого развития В.Набокова (при всей цельности его мироощущения) наблюдается в трансформации ассоциативных полей ключевых слов в разные периоды творчества.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на Российских научно-практических конференциях и Филологических чтениях в Новосибирске (1999, 2000, 2001) и Томске (2001), на заседаниях кафедры русского языка Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, кафедры общего и исторического языкознания ИФМИП НГПУ. По материалам диссертации имеется 5 публикаций.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография работы включает более 300 источников. При моделировании ассоциативно-смысловых полей в поэтической картине мира В. Набокова было обработано около 2000 словоупотреблений писателя. Порядок следования глав соответствует логике исследования. Первая глава содержит теорию вопроса, раскрывает базовые понятия исследования: «поэтическая картина мира», «поэтическая парадигма», «семантическая связь», «ассоциативность», «ассоциативное поле», «ассоциативная связь» и др.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова"
Выводы
Ассоциативность - важнейшее качество художественного слова. Одним из способов проявления индивидуального стиля писателя является своеобразие авторского ассоциирования.
Ассоциативные связи слов достаточно полно можно описать с помощью полевой модели языка. Ассоциативное поле слова отражает' особенности его семантики, грамматической оформленное™, звукового облика, морфемной структуры, тематической соотнесенности, стилистической окраски и прагматики.
В художественном тексте ассоциации не только формируют его образный смысл, раскрывают неповторимость образного видения художника слова, своеобразие его стиля, но также обогащают творческое мышление читателя, т.е. наглядно отражают как модальную, так и прагматическую организацию текста.
Тесная связь модального и прагматического аспект ов с характером ассоциативной упорядоченности словаря художественного текста обусловила появление двух подходов в изучении ассоциативных связей. Первый из них осуществляется в пределах текста, т.е. ассоциативными в данном случае являются внутритекстовые связи конкретного произведения или несколько произведений одного автора. Рассмотренные в работе типы текстовых ассоциаций раскрывают особенности индивидуальной картины мира автора, участвуют в описании текстовых индивидуально-авторских парадигм (ассоциативных рядов и ассоциативных полей) как основных средств формирования образной системы текста.
Наблюдения за спецификой ассоциативных образов, проведенные нами на материале оригинальных прозаических текстов Владимира Набокова, позволили обосновать некоторые особенности образно-ассоциат ивной системы писателя.
Система ассоциативных образов, развивающих эстетическое содержание произведений писателя, обусловила наличие в их художественных структурах семантических оппозиций, способствующих развитию эффекта двоемирия: реального - ирреального, истинного - мнимого, действительного — воображаемого, жизни - смерти, сна - яви, копии - оригинала.
В работе нами рассмотрены ассоциативные поля слов, организующие си-ринскую поэтику контраста.
Изучение ассоциативного поля с доминантой «игра» позволяет говорить об «игровой природе» творческого мировидения В. Набокова.
Ассоциативное поле «игра» соотносится и с некоторыми другими концептуально значимыми полями: «узор», «река», «книга», «сон», «обман», «пустыня», «картина» и т. д. Все они взаимозаменяемы и помогают, с одной стороны, отразить специфику образного видения автора, с другой - актуализировать воображение читателя, сосредоточить его внимание на экспрессивно-значимых фрагментах текста.
Исследование поэтической картины мира В. Набокова в ассоциативном аспекте позволило выявить особую значимость ассоциативного поля с доминантой «мир» в творческом мировидении художника и тесную сопряженность его с ассоциативными полями других рассмотренных подробно ключевых понятий («игра», «река», «узор»).
В целом рассмотренные нами межтекстовые ассоцивно-смысловые поля отражают динамику мироощущений автора и определяют специфику его творческого метода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для реконструкции поэтической картины мира В. Е1абокова в ассоциативном аспекте наиболее важным моментом представляется обращение к языковой личности писателя, его литературно-теоретическим воззрениям, универсалиям его художественного мышления, объективированным в лексической структуре прозаических текстов с коммуникативной установкой на гармонический диалог с читателем.
Не всякий читатель способен «разомкнуть» круг набоковской прозы, а лишь тот, кто осуществит сложную деятельность по «распредмечиванию» языковых средств, выражающих в себе «авторскую программу смыслопостроения» (А. А. Богатырев).
В. Б1абоков ценит важность иррационального, интуитивного начала в творчестве, осмысливая на его основе ассоциативные связи, и в то же время держит в поле зрения механизм образования и сочетания этих связей, оценивая произведение по его «технической стороне», поэтому поэтика Набокова основана на различных приемах и способах языковой игры. Установка на языковую игру создает возможность полного использования ассоциативного потенциала слова, ориентированного как на языковую систему (норму), так и на непосредственно его реализацию в текст е.
Анализ текстовых парадигм позволил нам выявить важнейшие функции индивидуально-авторских ассоциатов в поэтической картине мира В. Б1абокова: аллюзивную, ироническую, функцию создания звуковых картин, функцию создания художественных символов. Внутреннее единство индивидуально-авторских поэтических парадигм заключается в их стабильной ассоциативно-смысловой соотнесенности к единым темам и мотивам, являющимися ключевыми в творчестве писат еля.
Взаимодействие узуальных (стандартных, типовых) и индивидуально-авторских (нестан/|,артных, уникальных) ассоциативных корреляций в лексической структуре прозаических текстов В. Б1абокова является ярким проявлением его идиостиля.
Устойчивые ассоциативные связи в картине мира писателя формируют цветообозначения. Широкий ассоциативный диапозон слов семантического поля «цвет» указывает на различные смысловые оттенки их содержания. Наиболее значимыми для индивидуальной поэтической картины мира В. Набокова являются цвета белый, черный, серебряный, синий.
Ассоциативному объединению слов в художественном тексте способствуют различные стилистические приемы, раскрывающие композиционное и идейно-тематическое своеобразие произведения: имплицитное и эксплицитное противопоставление, ассоциативно-смысловое развертывание внутренней формы слова, прием «замыкания», организующий художественную структуру произведений В. Набокова, инверсия как разновидность приема «замыкания», лексическая и фразеологическая контаминация, намеренное столкновение лек-сико-семантических вариантов слова в прямом и переносном значениях, соединение в одном контексте слов с противоположной семантикой, буквализация фразеологических и риторических оборотов, сравнение, олицетворение, перифразирование, градация, метафоризация. Причем метафоризация часто основывается у писателя на актуализации обонятельного, зрительного, осязательного и слухового аспектов действительности, что создает дополнительный эффект соучастия и сопереживания читателя при прочтении текста. Кроме того, для Набокова характерна ситуация, когда герой через обонятельные и осязательные ассоциации восстанавливает зрительные и слуховые (рассказ «Звонок»),
Отдельно можно выделить прием «тройного усиления признака», используемый писателем в разнообразнейших стилистических целях (например, для характеристики персонажа: «Муж ее, страстный и острый делец, был в отъезде»); прием, названный «табуирование имени» («она - О. К. Неллис - Баб -мама - мамахен» - в лексемах от «она» до «мамахен» происходит явное снижение образа героини рассказа «Звонок»); и, конечно, излюбленный «повтор» Набокова-Сирина - возвращение к уже названной детали - который в набоковских текстах носит- как эксплицитный, так и имплицитный характер или проявляется через преломление одного образа в другом («круг - мяч»). Стилистические приемы устанавливают смысловые переклички слов, которые цемент ируют художественные фрагменты текста, объединяют их в единое целое, подготавливают основу для реализации художественной идеи, «эзотерического смысла произведения» (А. А. Богатырев).
Слово, вынесенное в заголовок текста, также выступает- в качест ве ассоциативно-смысловой скрепы всех его частей, углубляет4 ассоциативные подтек-стовые связи по мере анализа основных лексико-семантических единиц. Процесс обогащения семантической структуры слова новыми, индивидуально-авторскими значениями, отличными от языковых, подробно рассмотрен нами на примере лексем «рождество» и «круг» одноименных рассказов Набокова. Кроме того, анализ данных лексем позволил нам соотнест и эти значения с важнейшими категориями поэтического мира Владимира Набокова, а также пронаблюдать на примере этих слов нетривиальный процесс превращения в символ существительных с абстрактной и конкретной семантикой.
Стабильность индивидуальной символики в поэтической картине мира В. Набокова служит лексическому воплощению уникальной лингвофилософской концепции автора, основанной на ситуации познания другого через себя и себя как отраженного. Ассоциаты-символы в идиостиле художника отличаются своей полифункциональностью и нетрадиционным содержанием.
Наблюдательность, внимание к детали, меткие описания даже эпизодических людей - эти очень важные черты творческой личности В. Набокова также во многом определили эстетическую систему писателя, его этическую концепцию и философские воззрения. Кроме того, они принимают' самое активное участие в раскрытии образов персонажей через слово («Милюков в целлулоидовом воротничке»), ассоциативные ряды слов («сломанный пети-бар - поляблока - одинокая в луже редиска. - горсть сухих крошек»), ряды темат ических групп слов, представленных только одним элемент ом (например, тематические группы «муж героини» и «темперамент» в рассказе «Бахман» репрезентируют главную идею рассказа - идею одиночества гения, его «невписанности» в жизнь).
Для исследования специфики тезауруса писателя особенно важны смысловые связи, базирующиеся на периферийных компонентах семантики. Например, ассоциативный ряд, репрезентирующий ассоциативное поле грибы в «Других берегах» - «классически просто и округло построенные - концентрическими кругами - ревниво сдержанное упоение - грибное счастье - подобие дымчатого ореола» не только с особой силой демонстрирует особенности художественной манеры Набокова (появляется сиринский круг), но, в ореоле своих ассоциативных связей, позволяет воплотит ь дорогой для автора мир - утраченный рай детства - и вызвать созвучные теплые эмоции у читателя.
Ключом к пониманию индивидуальной поэтической картины мира писателя явилась его концепция организации мимикрии в природе. Любимое увлечение В. Набокова - энтомология - также нашло отражение в его произведениях. Слова, связанные с фреймами «бабочки», «собирание бабочек», «принадлежности для ловли и коллекционирования бабочек», несут' большую эмоциональную нагрузку в идиолекте Набокова, вбирая в себя большое количество субъективных ассоциаций, репрезентируют в его текстах возможный авторский мир.
Музыкальность» мировидения Сирина проявилась в обилии «музыкальных» ассоциаций (семантических и фонетических), через которые автор «видит» человека и окружающую его реальность - в результате чего мотив музыки становится концептуально значимым в эстетической системе писателя, организует содержательную и эмоциональную тональность произведения или его фрагмента. Музыкальный характер прозы Набокова передает ся в основном за счет ассоциативных пар формального и формально-смыслового типа, окказиональных образований, построенных на основе парономазии. «Музыкальные» метафоры и сравнения «оживают» и актуализируются в лексической структуре ключевых мотивов индивидуальной картины мира Сирина, каковыми являются жизнь, память, творчество, язык, любовь, судьба, смерть.
Широкий кругозор писателя, его тонкое знание психологии, философии, русской и зарубежной литературы обусловили интертскстуальный характер прозы Набокова. Установление различных смысловых и эмоциональных связей с другими текстами достигается за счет использования автором приема цитирования -явного или скрытого, игры с читателем, пародийного перифраза, принципа многократного наслоения реминисценций - цитат, аллюзий, подсказок.
Ассоциативный анализ произведений малого жанра показывает-, что уже в ранней прозе Набокова-Сирина легко выделяются слова - «ориентиры», своего рода «семантические сигналы», ключевые понятия, организующие поэтическую картину мира писателя.
Исследование поэтической картины мира В. Набокова в ассоциативном аспекте позволило выявить особую значимость ассоциативно-смысловых полей с доминантами «игра», «река», «узор», «мир» и рассмотреть основные способы их взаимодействия.
Ключевым, определяющим поведение набоковского героя становится ассоциативное поле с доминантой «игра». Сквозь призму игры автор видит- человека и окружающую его реальность, чему способствуют семантические корреляты: «игра - человек», «игра - время», «игра - пространство», «игра - жизнь» и т.п. Это позволяет говорить об игровой природе творческого мировидения художника.
Наблюдения над игровой стилистикой В. Набокова акцентируют и еще одну особенность поэтической картины мира писателя - лингвистичность его произведений - сущностное свойство, обеспечивающее осознание читателем исключительной важности темы творчества посредством особого отбора языковых средств. Автор активно использует- в своих произведениях языковые термины и понятия - и этот выбор концептуален: с их помощью происходит метафорическое включение языка и его элементов в круговорот- бытия, языковые единицы персонифицируются, «овеществляются», приобретают онтологический статус наравне с людьми, вещами, явлениями природы.
Художественно нерелевантна ассоциативная характеристика лексемы «река» в индивидуальной модели мира писателя. Обогащение ассоциативных возможностей лексемы происходит за счет ее новых индивидуально-авторских ассоциативных корреляций, стабильно репрезентирующихся в лексической структуре художественных текстов.
Узор в текстах В. Набокова - это и художественная деталь, и прием формальной организации текста. Метафоры с доминантой «узор» варьируются во всех прозаических текстах Набокова и объединяются в одно ассоциативное ноле, как правило, на базе гиперо-гипонимических отношений (стиль-компоненты стиля), создания новых символических значений, перифраз (автор - искусный ткач, композиция романа - паутина, комментарий к тексту - испод холста).
В составе ассоциативного поля с доминантой «мир» выделяются микрополя «мир-граница», «мир-картина», «мир-обман». Все они взаимосвязаны и помогают, с одной стороны, отразить специфику мировидения автора, с другой - стимулировать ассоциативную «раздражимость» читателя и, актуализируя «лингвистическую» нишу его информационного тезауруса, способствовать эффективности творческого диалога автора и адресата в процессе их совместной текстовой деятельности.
Список научной литературыТырышкина, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Русский язык"
1. Авдевнина О. Ю. Смысловая плотность художественного текста (на основе русскоязычной прозы В. Набокова): Автореф. дне. . канд. филол. наук. -Саратов, 1997.- 16 с.
2. Адамович Г. Владимир Набоков / Вступ. ст. и публ. И. Васильева // Октябрь. 1989. - № 1.
3. Адмони В. Г. Поэтика и действительность. Л., 1975. - 310 с.
4. Азнаурова Э. С. Слово как объект-лингвистической стилистики: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1974. - 17 с.
5. Александров В. Е. Набоков и серебряный век русской культуры // Звезда. -1996. -№ 11.
6. Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999. - 312 с.
7. Алексеева В. О. Метафорические концепты в системе поэтического языка В. Е1абокова // Когнитивная семантика. Материалы II Междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике. Тамбов, 2000.-Ч. 2. - С. 23 - 25.
8. Альманах. Поэзия 50-х. М., 1989. - 247 с.
9. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.,1960. - 364 с.
10. Ю.Анастасьев Н. Феномен Владимира Набокова. Иностранная литература.1987. -№ 5.
11. П.Анисимова Р. В. Отражение категории времени как одного из элементов картины мира // Текст как отображение картины мира-М.,1989.-С.32-45.
12. Андреев Н. Об особенностях и основных этапах развития русской литературы за рубежом // Русская литература в эмиграции. Под ред. EI. Полторацкого. -Питтсбург, 1972.
13. З.Андреева В. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. -М., 1999. -489 с.
14. Н.Антонов С.А. Ассоциативные и образные виды текстовой связи в прозе В. Набокова // Русский текст'. 1993. - № 1. - С. 83 - 93.
15. Антропова М. В. Личностные доминанты и средства их языкового выражения (наматериале художественного текста): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М. 1996. - 16 с.
16. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средст ва языка. -М., . 974. -215 с.
17. Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и граммат ике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. Вып. 28. - 1 988. - С. 6 - 21.
18. Апресян Ю. Д. Избранные труды: В 2т.-М., 1995а. Т. 1-2.
19. Апресян Ю. Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995б. - Т. 54. - № 3. - С. 3 - 18.
20. Апресян Ю. Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова. Ст. 2 // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. 1995 в. - № 4. - С. 6 - 23.
21. Арнольд И. В. Семантическая структура слова в современном английском языке и методика его исследования: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -М., 1966.-21 с.
22. Арнольд И. В. Теоретические основы стилистики декодирования // Стилистика романо-германских языков: Материалы семинара. М., 1972. - С. 1- 17.
23. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования) Л., 1973. - 302 с.
24. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 40.- 1981. -№ 4.-С. 356 365.
25. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. -М., 1999. 896 с.
26. АрутюноваН. Д. Наивные размышления о наивной картине языка //Язык о языке: Сб. статей / Под обид. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой. М., 2000. - С. 7-19.
27. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. Антология. -М.,1997. С. 267-279.
28. Ахманова О. С. Лингвистическое значение и его разновидности //Проблема значения в лингвист ике и логике. М., 1963.
29. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. - 607 с.
30. Бабиков А. А. Мотивы «Евгения Онегина» в «Университетской поэме» В.
31. B. Набокова // ПиН. С. 268 - 278.31 .Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка, их личностная и национальная специфика. Воронеж, 1998. - Автореф. дис. . д-ра филол. наук. - Воронеж, 1998. - 17 с.
32. Бакланова Е. А. Имплицитный смысл в рассказе В. Набокова «Рождество» // Лексические аспекты смыслового анализа художественного текста в вузе и школе. Материалы научно-практического семинара. Томск, 2001.1. C.86 90.
33. Барковская Н. В. Образ Кармен в культурном контексте (А. Блок, М. Цветаева, В. Набоков) // Время Дягилева. Универсалии серебряного века. -Пермь, 1993. Вып.. - С. 148- 155.
34. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. - 616 с.
35. Баталова Т. М. Типология семантических связей в художественном произведении // Основные понятия и категории лингвистики. Пермь, 1982. -С. 56 - 72.
36. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 423с.
37. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995. - 140 с.
38. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа//Русская словесность. Антология. М., 1997. - С. 227 - 244.
39. Белова Т. Н. Культурологические аспекты романов В. Набокова // Культура и текст. СПб. Барнаул, 1997. - Вып. 1. - С. 76-77.
40. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 528 с.
41. Белянин В. Г1. Психолингвистические аспекты художественного текста. -М., 1988.- 123 с.
42. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. -М., 2000. 248 с.
43. Березина А. Г. Роман В. Набокова «Отчаяние», прочитанный германистом: (Пробл. цитирования) // Вестн. С.-Петерб. ун.-та. Сер. 2 история, языкознание, литературоведение. Спб., 1994. - Вып.1. - С. 92 - 105.
44. Берестенев Г. И. О «новой реальности» языкознания // Филологические науки. -М., 1997. -№ 4.
45. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. - 335 с.
46. Битов А. Одноклассники. К 90 летию О. В. Волкова и В. В. Набокова // Новый мир. - 1990. - № 5.
47. Бицилли Г1. И. Возрождение аллегории // Русская лит ература. 1990 - №2. -С. 147 - 154.
48. Богатырев А. А. Элементы неясного образования в художественном тексте. -Тверь, 1998.
49. Богин Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин, 1989.-70 с.
50. Болотнова И. С. Художественный текст- в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. ~ Томск,1992. 312 с.
51. Болотнова Н. С. Лексическая структура художествен hoi-о текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994. - 212 с.
52. Болотнова Н. С. Задачи и основные направления коммуникативной стилистики художественного текста // Вестник Томского гос. пед. ун.-та. Вып. 6. Сер.: Гуманитарные науки (Филология). - Томск, 1998 а. - С.6-8.
53. Болотнова Н. С. Об изучении ассоциативно-смысловых полей слова в художественном тексте // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века: Сб. статей в честь проф. С. Г. Ильенко. СПб., 1998 б. -С.242 - 247.
54. Болотова Н. С. Филологический анализ текста: Пособие для филологов. -Ч. 1. Томск, 2001,- 129 с.
55. Бондарко А. В. О грамматике функционально-семантических полей // Изв. АН СССР. СЛЯ. ) 984 а. - Т. 43. - № 6. - С. ] 2 - 24.
56. Бондарко А. В. Функциональная грамматика, Л., 1984. - 133 с.
57. Бугаева Л. Д. Мифопоэтика сюжета об Орфее и Эвридике в культуре первой половины XX века // Мифология и повседневность. СПб., 1999. -Вып. 2. - С. 485-507. - О Набокове: с. 493 - 507.
58. Будагов Р. А. Человек и его язык. М., 1976. - 427 с.
59. Букс Н. Звуки и запахи: О романе Вл. Набокова «Машенька» // НЛО. -1996. -№ 17. С. 296-317.
60. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. М., 1998. - 208 с.
61. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. -М.,1990.- 175с.
62. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
63. Вейдеманн Р. Ситуация открытости. Вышгород, 1999. - С. 19-22.
64. Вейдле В. В. Сирин. «Отчаяние» //Набоков В. В.: Pro et contra. Т. 2 — СПб., 2001.-С. 242-244.
65. Верижникова Т. Ф. Владимир Набоков и искусство книги Англии рубежа веков: «Храм Шекспира» в библиотеке В. Д. Набокова //НВ 1. С. 201 -108.
66. Виноградов В. В. О некоторых вопросах русской ист орической лексикологии // Изв. АН СССР. СЛЯ. 1953. - Т. XII.
67. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.-255 с.
68. Виноградов В. В. Проблема авторства и т еория стилей М., 1964. - 614 с.
69. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.- 240 с.71 .Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980. 360 с.
70. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. - 320 с.
71. Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. - 429 с.
72. Винокур Г. О. О языке художественной литературы: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М., 1991. - 448 с.
73. Винокур Г. О. Собрание трудов. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. - 192 с.
74. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. - 237 с.
75. Винокуров Е. М. Метафоры: Новые стихи. -М., 1972. 128 с.
76. Вострикова М. А. В. Набоков в миниатюре (Сборник рассказов «Возвращение Чорба»)//Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. -М., 1994. Кн. 2. - С. 146 - 154.
77. Выготский JI. С. Психология искусства. М., . 987. - 345 с.
78. Выготский J1. С. Мышление и речь. Психолингвистические исследования. -М., 1996.-416 с.
79. Гадамер X. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991 -367 с.
80. Гак В. Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурной лингвистики. -М., 1972,
81. Гак В. Г. К диалектике семантических отношений в языке // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976.
82. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. - 138 с.
83. Голосовкер Я. Э. Интересное // Вопросы философии. М., 1989. - № 2.
84. Горленко Ф. М. Семантические связи слов в художественном тексте: Авто-реф. дис. . канд. филол. наук. Кишинев, 1988. - 16 с.
85. Григорьев В. Г1. Поэтика слова. М., 1974. - 345 с.
86. Григорьев В. П. Проблемы структурной лингвистики. М., 1988. - 286 с.
87. Григорьев В. Г1. Грамматика идиостиля. М., 1990. - 297 с.
88. Григорьев В. П. Самовитое слово и его словарное представление// Изв. АН СССР. Сер.: Литература и язык. 1994. - Т. 53. - № 4.
89. Григорьева А. Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980. - 230 с.
90. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996 -215 с.
91. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи: (Явления яз. игры): Автореф.дис. . .д-ра филол. наук. М., 1996. - 45 с.
92. Гурболикова О. А. Тайна Вл. Набокова: Библиографические очерки. М., 1995.-248 с.
93. Гюйо М. Искусство с социологической точки зрения. СПб, 1990. - 329с.
94. Давыдов С. «Гносеологическая гнусность» В. Набокова // Логос, 1991. -№1.-С. 175 184.
95. Демьянков В. 3. Семантические роли и образы языка // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н. Д. Арутюновой М., 2000. - С. 193 - 270.
96. Денисов Г1. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980.-253 с.
97. Джонсон Д. Б. Лабиринт инцеста в «Аде» Набокова. В. В. Набоков: Pro et contra. - Т. 2. - СПб., 2001. - С.375 - 395.
98. Дмитренко О. Восхождение к Набокову: Книга для учит еля. СПб., 1998.
99. Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету В. Набокова // Лит. обозрение. 1988. - № 9.
100. Донецких Л. И. Слово и мысль в художественном тексте. Кишинев, 1990. - 166 с.
101. Дымарский М. Я. Вторичная дискурсивность набоковской модели нарра-тива // Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX XX вв.) - CI16.,1999. -С.255-366.
102. Дьячковская Л. Свет, цвет, звук и граница мирон в романе «Защита Лужина» // В. В. Набоков: Pro et contra. Т. 2. - СПб., 2001. - С.695-715.
103. Ермакова О. П. Семантические процессы в лексике // Русский язык конца XX столетия(1985 1995).-М., 1996.-С. 99- 103.
104. Ерофеев В. Русский метароман В. Набокова, или в поисках потерянного рая // Вопросы литературы. 1988. -№ 10.
105. Ерофеев В. Набоков в поисках потерянного рая // Набоков В. Другие берега.-М., 1989.
106. Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В. Собр. соч. в 4 т.-Т. 1.-М., 1990.
107. Есаулов И. А. Поэтика литературы русского зарубежья (Шмелев и Набоков: два типа завершения традиции) // Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. - С. 238 - 267.
108. Ефимов А. И. О языке художественных произведений. М., 1954. - 288 с.
109. Ефремов В. А. Ассоциативно-вербальная организация цикла лирических новелл И. А. Бунина «Темные аллеи»: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -СПб., 1999.- 19 с.
110. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Ст илистика. Л., 1977.
111. Залевская А. А. Введение в психопоэтику. -М., 2000. 382 с.
112. Земская Е. А. Ключевые слова как базовые основы словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985 1995).-М., 1996.-С. 99- 103.
113. Злочевская А. В. Эстетические новации Владимира Набокова в контексте традиций русской классической литературы. Вестн. Моск. ун. - та. -Сер.9.-Филология. - 1997.-№4.-С. 9- 19.
114. Иванов Вяч. О границах искусства //Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. М., 1916.
115. Иванова Н. И. Н. В. Гоголь в восприятии творческой интерпретации В. В, Набокова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1 999. - 17 с.
116. Исхахова Д. К. Семантические связи лексики тропа с лексикой текста // Лингвистические аспекты образности. М., 1981.
117. Ильин С. А., Шапкин А. А. Набоков и Тургенев: интертекстуальные связи (на материале повестей «Ася», «Вешние воды» и романа «Машенька») // Язык. Культура. Методика. Луганск, 1996. - С.И 2-123.
118. Казарин Ю. В. Поэтический текст как система. Екатеринбург, 1 999.- 12с.
119. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. М., 1976. - 355 с.
120. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987 - 263 с.
121. Караулов Ю. Н. -Язык и личность. -М., 1989. 285 с.
122. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993.
123. Караулов Ю. EI., Сидоров Ю. А., Тарасов В. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Р. А. Русский ассоциативный словарь. Кн. 1 - 6. - М., 1994 - 1998.
124. Караулов Ю. И. Активная грамматика и ассоциат ивно-вербальная сеть. -М., 1999. 180 с.
125. Калдыгулова Т. С. Ассоциативное поле слова в организации лексической структуры художественного текста // Проблема исследования слова в художественном тексте. Л., 1990. - С. 141 - 150.
126. Карпенко С. М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н. С. Гумилева): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 2000. - 26 с.
127. Карпович И. Е. Роман В. Набокова «Машенька» в аспекте игрового начала // Культура и текст. СПб. Барнаул, 1977. - Вып. 1. - С. 32 - 33.
128. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.-216 с.
129. Классик без ретуши. Литературный мир о творчест ве В. Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под ред. Н. 1Мельникова М., 2000.-688с.
130. Клещикова В. Н. В поисках пределов смысла // Русская речь. М., 1997. -№ З.-С. 22-26.
131. Клименко А. П. Лексическая сочетаемость и ее психолингвистическое изучение: Учеб. пособие. Минск, 1974. - 296 с.
132. Клименко А. П. Ассоциативное поле и текст // Функционирование и развитие языковых систем. Минск, 1990. - С. 44 - 46.
133. Климова А. И. Ассоциативные лексические ряды в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» // Аспекты и приемы анализа художественного текста/ Под ред. Н. Г. Ковалевской. Л., 1983.-С. 120- 125.
134. Ковалева Т. Ю. О содержательных контекстах понят ия «концепт» // Язык. Человек. Картина мира. Омск, 2000. - С. 45 - 52.
135. Ковалевская Е. Г. Слово в тексте художественного произведения // Аспекты и приемы анализа текста в художественном произведении. Л., 1983. -С. 70-84.
136. Ковтунова И. И. Поэтика контрастов в романе В. Набокова «Дар» //Язык: система и подсистемы. -М., 1990.
137. Ковтунова И. И. Поэтическая семантика и грамматика // Очерки истории языка русской поэзии. Грамматические категории. Синтаксис текста. М., 1993.-С. 56-69.
138. Кожин А. Н. Язык художественной литературы как эстетически стимулируемая форма литературного языка // Структура и функционирование поэтического текста. Очерк лингвистической поэтики. -М., 1985.
139. Кожина М. И. Стилистика русского языка. -М., 1977. 224 с.
140. Козловская Н. В. Предметная лексика в картине мира В. Набокова (на материале романа «Другие берега») // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997. - С. 44 - 51.
141. Колодииа И. И Художественная деталь как средство текстопостроения. -Тверь, 1997.- 157 с.
142. Корытная М. Л. Роль заголовка и ключевых слов в понимании художественного текста: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1996. - 17 с.
143. Краснов Г. Мотив в структуре прозаических произведений. К постановке вопроса // Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник 4. — J1., 1980.-С. 69-81.
144. Красных В. В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1998. - № 1.
145. Краткий словарь по философии. М., 1982. - 300 с.
146. Крюкова Н. Ф. Природа метафоры в семантическом и рефлективном планах // Психолингвистические исследования слова и текст а. Тверь, 1997. -С. 32-36.
147. Кубрякова Е. С. и др. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М., 1991.-329 с.
148. Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. - 245 с.
149. Кузнецов И. В. Мистерия Сирина: Анализ новелл В. Набокова / Материалы для занятий. Новосибирск, 2000. - 99 с.
150. Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика // Новый мир. 1992. - № 10. - С. 243 - 250.
151. Кузьмина Н. А. Семантика слова в поэтической речи //Вопросы структуры и функционирования языка. Томск, 1984.
152. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург - Омск. - 1999. - 268 с.
153. Купина Н. А. Структурно-смысловой анализ художественного произведения. Свердловск, 1981. - 92 с.
154. Купина Н. А. Внутрисловные микросистемы в художественном тексте // Слово в системных отношениях. Свердловск, 1982. — 253 с.
155. Купина Н. А. Смысл художественного текста и аспекты лингво смыслового анализа. - Красноярск, 1983. - 160 с.
156. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М., 1979. - 367 с.
157. Кэрлот X. Э. Словарь символов. М., 2000. - 365 с.
158. Ламзина А. В. Заглавие литературного произведения // Русская словесность. М., 1997. - № 3. - С. 75 - 80.
159. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974. - 200 с.
160. Лебедев А. К приглашению Набокова//Знамя. 1989. - №10. - С.203-213.
161. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. - 496 с.
162. Левченко М. Л. Концептуальная картина мира II. С. Лескова и ее отражение в идиостиле писателя (экспериментальное исследование): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2000. - 19 с.
163. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
164. Леонтьев А. А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. - С. 16-21.
165. Лесскис Г. А. Синтагматика и парадигматика художественного текста // Изв. АН СССР. СЛЯ. 1982. - Т.41.
166. Лиллу М. Набоков: Человек играющий. Л., 1970.
167. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В. Н. М., 1990.-685 с.
168. Линецкий В. «Анти-Бахтин» лучшая книга о Владимире Набокове. -СПб., 1994 - 153 с.
169. Лисенкова И. М. Семантическая мотивация как фактор формирования семантического поля художественного текста (на материале произведений А. Блока, М. Цветаевой). Краснодар, 1997.
170. Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы X XVII веков.-Л., 1983.-279 с.
171. Лихачев Д. С. Концегггосфера русского языка//Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология.- М., 1997. С.280--287.
172. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927. - 315 с.
173. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. - 958 с.
174. Лотман М. А. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф. К. Годунова-Чердынцева // Набоков В. В.: Pro et contra. Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология.-СПб., 1999.-С. 350-353.
175. Лотман Ю. М. Структура художест венного текста. М., 1970. - 365 с.
176. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976. - 144 с.
177. Лукин В. А. Концепт истины и слово истина в русском языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) //Вопросы языкознания. 1993. — № 3.
178. Лукьянова Н. А. О термине экспрессии и о функциях экспрессивов русского языка// Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск, 1980. - С. 3 - 22.
179. Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1979. - 320 с.
180. Люксембург А. М., Рахим кул ова Г. Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок (Игра слов в прозе Владимира Набокова в свете теории каламбура). Ростов-на-Дону, 1996. - 290 с.
181. Ляпина И. А., Ляпина А. Ю. Русские реалии в культуре русского зарубежья // Образование и педагогическая мысль российского зарубежья. 20-50 годы XX века. Саранск, 1997. - С. 93 -95.
182. Маглакелидзе Ж. Г. Функции числительного в реализации художественной картины мира // Текст как отображение картины мира. -■ М., 1989.
183. Маковский М. М. Картина мира и миры образов // Вопросы языкознания. -1992.-№6.
184. Максимов Л. Ю. О соотношении ассоциативных и конструктивных связей слова в стихотворной речи. М., 1975. - 145 с.
185. Малышева Е. Г. Идиостиль Владимира Ходасевича (опыт когнитивного анализа): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Омск, 1997. - 17 с.
186. Мещанский А. Ю. Набоков и Пушкин // Res Philologica: «Пушкин наше все». - Архангельск, 1999. - Вып. 1. - С. 134 - 137.
187. Ми гири н В. П. Язык как система категорий отображения. Кишинев, 1978. -237 с.
188. Миллер Л. В. Художественный концепт'как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. СПб., 2000. - № А. - С. 39 - 45.
189. Мирюшкин Д. В. Жанрово-стилевое своеобразие романа «Приглашение на казнь» В. Набокова // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века. Тверь, 1994. - С. 56 - 67.
190. Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. Писатели младшего поколения // Литература в школе. М., 1991. - № 3.
191. Михайлов О. Н. Владимир Владимирович Набоков (1 899 . 977) // Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. - М., 1995. — С. 351 - 372.
192. Михеев М. Заметки о стиле Сирина: еще раз о нерусскости ранней набо-ковской прозы // Логос, 1999. 3 11 - 12. - С. 87 - 115.
193. Мулярчик А. С. Русская проза В. Набокова. М., 1997. -314 с.
194. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие Свердловск,! 991-171 с.
195. Мурзин Л. С. Язык, текст, культура // Человек Текст - Культура: Коллективная монография / Под ред. Н. А. Купиной, Т. В. Матвеевой. - Екатеринбург, 1994.-С. 160-169.
196. Набоков Вл. Собрание сочинений в 4 т.-М., 1990а.-Т. 1 -4.
197. Набоков В. Узор // Набоков В. Круг: Поэт ические произведения. Рассказы. -Л., 19906.-С. 81.
198. Е1абоков В. Под знаком незаконнорожденных. Урал. - 1 990в. - № 1 - 3.
199. Е1абоков В. Пушкин или правда и правдоподобие // Е1абоков В. Романы. Рассказы. Эссе. -М., 1993.
200. Е1абоков В. О хороших читателях и хороших писателях // Русская словесность.-1995.-№ 6. С. 84 - 86.
201. Е1абоков В. В. Избранное. М., 1996. - 640 с.
202. Набоков В. Лекции по русской литературе. -М., 1998а. 440 с.
203. Е1абоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 19986. - 512 с.
204. Е1абоков В. В.: Pro et contra. Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1999.-975 с.
205. О.Набоков В. В. Король.Дама. Валет. СПб., 2001а 256 с.
206. Е1абоков В. В.: Pro et contra. Т. 2 / Сост. Б. В. Аверина, библиогр. С. А. Антонова. СПб., 2001 б. - 1064 с.
207. Е1екрасова Е. А. Словесно ассоциат ивные ряды в ст ихотворном аспекте. -Изв. АН СССР. СЛЯ. - 1983. - Т. 42. - № 5. - С. 451 - 463.
208. Некрасова Е. А. Вопросы типологии идиостилей И Очерки ист ории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста/Под ред. В. П. Ери горьева.-М.,1990.-С.81-95.
209. Никитин М. В. Знак значение - язык: Учебное пособие. — СПб., 2001. -226 с.
210. Никифоров A. JT. Семантическая концепция понимания // Проблемы объяснения и понимания в научном познании. М., 1982.
211. Новиков JT. А. Лингвистическое толкование художественного текста. М., 1979.-251 с.
212. Новиков Л. А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого. М., 1990. -180 с.
213. Новиков Л. А. Семантическое поле // Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.-С. 435-437.
214. Нокик Б. Мир и дар Набокова. Первая русская биография писателя. М., 1995.-240 с.
215. Носовец С. Г. Цветовая картина мира Владимира Е1абокова в когнитивно-прагматическом аспекте (цикл рассказов «Весна в Фиальте»). Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Екатерин бур.', 2002. - 23 с.
216. Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980. - 215 с.
217. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. Г. Эббингауз. Очерк психологии. А. Бэн. Психология. М., 1998.-544 с.
218. Очерк стилистики художественного прозаического текста. Воронеж,
219. Падучева Е. В. Семантические исследования. М., 1996. - 230 с.
220. Паустовский К. Книга скитаний. Кишинев, 1979.- 175 с.
221. Пищальникова В. А., Сорокин Ю. А. Введение в психопоэтику. Барнаул, 1993.-209 с.
222. Пищальникова В. А. Проблема смысла художественного текста: Психолингвистический аспект1. Барнаул, 1996. - 133 с.
223. Пищальникова В. А. Психопоэтика. Барнаул, 1999. - 175 с.
224. Полищук Г. Г. Антропоцентризм: автор текст // Вопросы стилистики.-Вып. 28. - Саратов, 1999. - С. 243 - 254.
225. Полякова Л. А. Художественный текст' как специфическая знаковая система // Лингвистические и методические аспекты текста. Пермь, 1996. -С.42 - 49.
226. Попова П. С. Концептуальная метафора как один способ репрезентации знания // Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2000. - Вып. 2. - С. 196 - 199.
227. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.- С.8 - 69.
228. Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997. - 179 с.
229. Поэтика и стилистика: 1988 1990. - М, 1991.-260 с.
230. Проффер. Ключи к «Лолите». СПб., 2000. - 192 с.
231. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.
232. Пурин А. Пиротехник или романтическое сознание // Нева. 1991. - № 8.
233. Пурин А. Набоков и Евтерпа // Новый мир. 1993. - № 2.
234. Пустовойт П. Г. Слово, стиль, образ. М.,1965. - 259 с.
235. Пятигорский А. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова // Конти нент,- 1978. -№ 1 5. С. 313 - 322.
236. Роднянский В. Л. О роли ключевого слова в понимании текста // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста: Сб. науч. тр. -Калинин, 1986.-С. 106- 114.
237. Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.-С. 170- 186.
238. Рягузова Л. И. Концептуализированная сфера «творчество» в художественной системе В. Набокова. Краснодар, 2000. - 1 83 с.
239. Сакулин П. Н. Теория литературных стилей. М., 1928.
240. Семенова Н. В. Цитация и автоцитация в новелле В. Набокова «Облако. Озеро. Башня» // Литературный текст: проблемы и методы исследования. -Тверь, 1997.-С. 24-30.
241. Сентенберг И. В. Коммуникативный потенциал значения слова (на материале английского глагола) // Коммуникативные аспекты значения. Волгоград, 1990. - С. 90-99.
242. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. -М., 1988.-212 с.
243. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности. -М., 1987. 140 с.
244. Сиротинина О. Б. Языковая личность и факторы, влияющие на ее становление // Термин и слово. Н. Новгород, 1997. - С. 34 - 47.
245. Сконечная О. Черно-белый калейдоскоп. Андрей Белый в отражениях В. В. Набокова // Набоков В. В.: Pro et contra. СПб., 1997. - С. 667 - 696.
246. Сконечная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Соллогуба. К вопросу о традициях русского символизма в прозе В. В. Набокова 1920-х -1930-х гг. // Набоков В. В.: Pro et contra. СПб., 2001. - С. 520 -531.
247. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. -М., 1990.- 174 с.
248. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983. - 688 с.
249. Смулаковская P. J1. Текстовые функции семантически сближенных слов// Аспекты и приемы анализа текста художественного произведения. -Л.,1983.
250. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. С. И. Кормилов. -М., 1999.-704 с.
251. Соколов А. Б. Внутренняя речь и мышление. -М., 1968. 214 с.
252. Сорокина И. В. Метафора в картине мира участ ников коммуникации. — Екатеринбург, 1997. 204 с.
253. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. - 410 с.
254. Староселец О. А. Экспрессивное исследование понимания метафоры художественного текста. Барнаул, 1997.
255. Степанов Г. В. Несколько замечаний о специфике художественного текста// Сб. науч. тр. М., 1976. -Вып 103. - С. 8 - 9.
256. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. - 216 с.
257. Степанова В. В. Функциональные ориент иры в семантике слова и их текстовое воплощение // Проблемы исследования слова в художественном тексте. М., 1990. - С. 74- 81.
258. Стернин И. А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж, 1979.- 156 с.
259. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.-171 с.
260. Стернин И. А. Коммуникативная концепция семантики слова // Русское слово в языке, тексте и культурной среде,- Екатеринбург, 1997. С.80-97.
261. Струве Г. Из книги «Русская литература в изгнании» // Набоков В. В.: Pro et contra. СПб., 1997. - С. 272 - 283.
262. Сули мен ко Н. Е. Фрагмент тезауруса и тематическая сетка текста // Лексическая семантика. Свердловск, 1991. - С.65 - 73.
263. Супрун А. Е. Клименко А. П. Типология ассоциативных структур и изучение лексики. М., 1994.
264. Тамми Г1. Поэтика романов В. Набокова. -М., 1985.
265. Тарасова И, А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И. Анненского): Автореф. дне. . канд. филол. наук. Саратов, 1994. - 17 с.
266. Тарасова И. А. Отражение индивидуальной картины мира в писательском тезаурусе // Вопросы стилистики. Саратов, 1999. - Вып. 28. - С.254-261.
267. Таркова И. В. Тема творчества, эстетическая позиция В. Набокова и ее художественная реализация в произведениях русскоязычного цикла: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Владивосток, 1999. - 19 с.
268. Телия В. Н. Коннотативный аспект- семант ики номинативных единиц. М., 1986.- 141 с.
269. Толстой И. Арлекины в степи // Звезда. 1989. -№ 5.
270. Толстой И. Тропою тропа, или почему не Набоков был автором «Романа с кокаином»//Звезда. 1995,-№5.-С. 197 -204.
271. Тодоров У. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
272. Топоров В. Набоков наоборот // Литературное обозрение. 1990. - № 4.
273. Тростников М. В. Метафора // Несытые слова: сб. памяти М. В. Тростнико-ва. М., 2000. - С. 7-50.
274. Троши на Н. Н. Семантическая связност ь и нормат ивност ь поэтического текста // Структура и функционирование поэт ического текст а. М., 1985.
275. Устин А. К. Генетика текста в эволюционирующей картине мира // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997.-С. 164-172.
276. Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962. - 197 с.
277. Фатеева Н. А. Контрапункт- интертекстуальности или интертекст в мире текстов. М., 2000. - 280 с.
278. Федоров А. И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969. - 92 с.
279. Федоров А. И. Образная речь. Новосибирск, 1985. - 119 с.
280. Филатов И. Е. Категория игры в лекциях В. В. Набокова о Ф. М. Достоевском // Худ. литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Тюмень, 1997. - Вып. 3. - С. 28 - 43.
281. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов,- София, 1957.- 165с.
282. Флоренский Г1. Символическое описание. М., 1922 - 289 с.
283. Фоменко Ю. В. Учение о слове: Учебное пособие-Новосибирск,!991.- 6с.
284. Фрумкина Р. М. Концепт-, категория, прототип // Лингвистическая и экстралингвистическая семантика: Сборник обзоров. -М. 1992. С. 28 - 43.
285. Ховаев В. И. Текстообразующая роль ассоциативных рядов слов в художественных текстах малого жанра ( на материале рассказов Ю. Нагибина): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1987. - 15 с.
286. Ховаев В. И. Иерархия рядов в художественных текстах малого жанра // Структура и семантика текста. Воронеж, 1988. - С. 33 - 40.
287. Ховинская 3. И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов, 1975. - 429 с.
288. Ходасевич В. О Сирине // Октябрь. 1988. - № 6. - С. 195 - 198.
289. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972. - 408 с.
290. Храп чен ко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М., 1976.-366 с.
291. Храпченко М. Б. Горизонты художест венного образа. М., 1982. - 439 с.
292. Целкова Л. Н. Литературоведческие концепции В. Набокова (на материале «Лекций по русской литературе») // Литературоведение на пороге XXI века. -М., 1998.-С. 320-325.
293. Чагдуров С. III. О выразительности слова в художест венной прозе. Улан-Уде. - 1959. - 89 с.
294. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. -М., 1991.-214 с.
295. Черницкая М. В. Стилистический анализ рассказа В. В. Набокова «Ероза»// НВ 1.-С. 61 -65.
296. Чернухина И. Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста: (Факторы текстообразования). Воронеж, 1977. - 207 с.
297. Чернухина И. Я. Элементы организации художест венного прозаического текста. Воронеж, 1984. - 115 с.
298. Чернухина И. Я. Общие особенности поэтического текст а: (Лирика). Воронеж, 1987.- 157 с.
299. Чернухина И. Я. Поэтическое речевое мышление. Воронеж, 1993. - 192с.
300. Черняк В. Д. Закономерности воплощения языковой личности в тексте. -М., 1986- 175 с.
301. Чесноков А. В. Слово и соответствующая ему единица мышления. М., 1976.- 194 с.
302. Шамяунова М. Д. Стиль и художественный мир В. В. Набокова (Рассказ «Весна в Фи альте») // Проблемы метода и жанра. Томск, 1997. - Вып. 19. -С. 231 -249.
303. Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991. - 215 с.
304. Шаховская 3. На мраморе руки // Наш современник. 1991 .-№ 9.-С.46-54.
305. Шведова Н. Ю. Об активных потенциях, заключенных в слове // Слово в грамматике и словаре. М., 1984.
306. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964.- 243с.
307. Шмелев Д. Н. Слово и образ. -М., 1964. 120 с.
308. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973. -280 с.
309. Шмелев Д. Н. Язык и личность. М., 1989. - 216 с.
310. Шраер, Максим Д. Набоков: темы и вариации. СПб., 2000. - 377 с.
311. Щуплякова Н. С. Оксюморон в русской прозе В. Набокова // Вестник Санкт-Петербургского ун.-та. 1995. - Вып. 4. - С. 110 - 113.
312. Щур Г. С. Теория поля в лингвист ике. М., 1974. - 255 с.
313. Эпштейн М.И. Парадоксы новизны. М., 1988. - С. 175.
314. Эскина Н. Между Чеховым и Набоковым: музыка прозы // Музыкальная жизнь. 1996. - № 5 - 6. - С. 49 - 51.
315. Юркина Л. А. Лекции В. В. Набокова о литературе // Русская словесность. 1995. -№ 1.-С. 74-86.
316. Языкова Ю. С. Лексические связи в контексте художественного произведения // Исследования по эстетике слова и стилистике художественной литературы. Л., 1964.
317. Якобсон Р. Речевая коммуникация И Избранные труды. М., 1985. - С. 203 -256.
318. Яковлева Е. С. Фрагмент русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. - 31 6 с.