автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Аукционный дом и его значение в формировании художественной культуры второй половины XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Вайгачева, Ольга Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Аукционный дом и его значение в формировании художественной культуры второй половины XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Аукционный дом и его значение в формировании художественной культуры второй половины XX века"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ВАИГАЧЕВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

АУКЦИОННЫЙ ДОМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Санкт-Петербург

2014 2 ь МАЯ 2014

005549368

005549368

Работа выполнена на кафедре культурологии Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор,

Пиотровский Михаил Борисович Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург директор Государственного Эрмитажа

Официальные оппоненты: доктор философских наук

Калугина Татьяна Павловна Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

заведующая отделом

кандидат культурологии Николаев Дмитрий Владимирович Санкт-Петербургский государственный университет растительных полимеров, доцент

Ведущая организация - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина

Защита состоится «2014 года в часов на

заседании совета Д 212.232.11 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по ад|эесу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, ауд. а^У

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан «¿¿fr•> JMkP 2014 года

Ученый секретарь Диссертационного Совета

кандидат философских наук /¡л А. Е. Радеев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. За последние пятьдесят лет крупные аукционные дома стали играть более значимую роль не только на рынке произведений искусства, но и в таких сферах, как образование, благотворительность, а также в деятельности, направленной на выявление новых культурных ценностей, поиск считающихся пропавшими художественных произведений и содействие в их возврате законным владельцам. Ведущие западные аукционные дома, как например, «Сотби» или «Кристи», деятельность которых давно вышла за сугубо коммерческие рамки, зачастую считаются стимуляторами и факторами развития арт-рынка. Превращение аукционных домов в своего рода культурные организации, с профессиональным мнением которых считаются и музеи и арт-дилеры и коллекционеры, побудило к сближению академические учреждения и коммерческие структуры, действующие на арт-рынке. В современных условиях, когда границы между традиционными культурными институтами становятся все более размытыми, ни искусство, ни художественная культура в целом больше не представляют собой строго очерченную сферу деятельности и не могут быть отделены от бизнеса. Интерес коммерческих структур к культуре и искусству обусловлен тем, что поддержка культуры в современных условиях представляет собой очень тонкий и точный инструмент освоения и развития рынков, в том числе художественных. Аукционные дома, совмещая в своей деятельности коммерческие и культурно-художественные аспекты, мобильно реагируют на изменения конъюнктуры и с большей легкостью адаптируются к меняющимся в связи с глобализацией экономическим условиям, тем самым стимулируя развитие и сотрудничество между учреждениями искусства и финансовыми компаниями.

Настоящее исследование раскрывает меняющуюся социальную роль аукционных домов на примере крупнейших западных домов, среди них - «Кристи», «Сотби», «Бонам» и «Филипс де Пюри». Результаты их деятельности продуктивно влияют, в том числе, на воспитание, образование, развитие общества, финансирование

благотворительных программ, внедрение и пополнение баз данных произведений искусства и многое другое. Культура имеет огромное значение, но, к сожалению, она далеко не всегда способна убедительно доказать собственную значимость, и здесь аукционные дома также незаменимы, поскольку, гибко корректируя свои маркетинговые стратегии, они успешно привлекают внимание общественности к проблемам культуры и тем самым способствуют нахождению новых, соответствующих современным реалиям, решений актуальных проблем. Огромный общественный интерес к аукционным домам в настоящее время обусловлен, чаще всего, громкими продажами шедевров' мирового искусства, в то время как специалисты рассматривают вопросы влияния аукционов на арт-бизнес и экономику в целом. Однако развитие и позиционирование аукционных домов как учреждений культуры, а также их деятельность во многих странах мира позволяет говорить о них как о значимых социальных институтах влияющих на разитие общества в целом. Эта сторона деятельности до настоящего момента не привлекала должного внимания со стороны исследователей.

Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая в диссертации проблематика носит междисциплинарный характер, поэтому формирование социальной роли аукционных домов в современном обществе попадает в поле зрения экономистов, социологов, политологов, культурологов и представителей других общественных наук.

Исследование экономических проблем культурной деятельности считается относительно молодым направлением экономической науки. Как правило, возникновение экономики культуры связывают с выходом в свет в 1966 г. крупномасштабного исследования американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». В 1970-е гг. была образована Международная ассоциация по экономике культуры, которая стала учредителем специализированного научного журнала (Journal of Cultural Economics). На протяжении последних сорока лет

на страницах данного научного издания освещается широчайший спектр социально-экономических проблем культурной деятельности.

Теоретическое обоснование необходимости социальной поддержки культурной деятельности нашло свое отражение в работах таких зарубежных экономистов, как У. Баумоль, У. Боуэн, В. Гинзбург, Д. Тросби и др. Анализом экономических проблем культуры занимались в своих трудах И. Робертсон, П. Ди Маджио, К. Эрроу, Дж. Сноубол, А. Фельд, Д. Фуллертон, М. Фэлтон и др.

Существует большое количество исследований, посвященных практике и теории аукционной торговли, среди которых можно выделить труды П. Милгрома, Дж К. МакФи; Д. МакМиллана, П. Клемперера и др.

Вопросами методики комплектования музейных коллекций занимались М. В. Алпатов, JI. Н. Баткин, Б. Р. Виппер, В. П. Грицкевич, А. А. Гужеловский, Е. П. Ильин, Н. М. Полунина, Ф. И. Шмит, Дж. Крук (J. Crook), А. Уиттлин (A. Wittlin) и др. Из периодических изданий можно выделить «The Art Newspaper», «Artinfo», «Art+Auction», «Journal of Museum Studies» и др. Существуют разработки, посвященные проблемам мотивации музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства и вопросам способа пополнения коллекций. Среди работ, опубликованных еще в конце XIX века и посвященных истории продаж произведений искусства, следует выделить работы Дж. Редфорда (G. Redford, Art Sales, 1888) и У. Робертса (W. Roberts, Memorials of Christie's, 1897). Из современных изданий, данному вопросу уделяют внимание авторы таких периодических изданий, как, например, Journal of Museum Management and Curatorship, Art+Auction, The Art Newspaper, а также электронные публикации на таких сетевых порталах как artinfo.com, artdaily.com, artnet.com, artinvestment.com, artinvestment.ru и целом ряде других.

Что касается благотворительной деятельности аукционных домов, то степень научной разработанности вопроса невысока. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом

которых являются природа и сущность данного явления. Это усложняется и тем фактом, что многие аукционные дома на сегодняшний день еще не выработали форму отчетности о своей благотворительной деятельности, поэтому исследование данного вопроса опирается, прежде всего, на интервью с работниками аукционных домов. На настоящий момент наилучшим примером служит аукционный дом Sotheby's, где наиболее систематично собираются данные сведения. В свою очередь, это может быть обусловлено тем, что из всех крупных аукционных домов он является предприятием с открытой и наиболее строгой системой отчетности. Менее крупные аукционные дома также принимают активное участие в благотворительных акциях, но на сегодняшний день не имеют систематизированных данных. Все это говорит о том, что в исследованиях роли аукционных домов и степени их влияния на художественную культуру имеются значительные лакуны, восполнить которые и призвано настоящее исследование.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является исследование деятельности и выявление социокультурной роли аукционных домов в формировании художественной культуры второй половины XX века.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Выявить причины возникновения аукционных домов.

2. Охарактеризовать специфику аукционных домов как формы организации арт-рынка и сравнить их с другими формами его организации.

3. Проследить изменение роли аукционных домов в меняющихся условиях их деятельности.

4. Исследовать специфику деятельности крупных аукционных домов и способы их влияния на арт-рынок.

5. Проанализировать формы взаимодействия между аукционными домами и такими участниками арт-рынка, как художники, индивидуальные покупатели предметов искусства, музеи, и государство.

6. Продемонстрировать роль крупнейших современных аукционных домов в формировании музейных коллекций, выявлении культурных ценностей, поиске утраченных произведении искусства и их возвращении законным владельцам, установлении подлинности и реставрации художественных артефактов.

7. Раскрыть специфику социальных практик и технологий функционирования аукционных домов, таких как благотворительность, образовательно-просветительская деятельность, расширение рынка современного искусства, поиск и поддержка перспективных талантливых художников, содействие в реставрации, выявлении и возврате культурных ценностей.

Источниковедческая база исследования. За последние двадцать лет арт-рынок претерпел радикальные изменения, а стремительный экономический рост вызвал огромный интерес общественности к произведениям искусства как форме инвестиций и формирования культурного и социального капитала. Механизмы торговли искусством, вопрос ценообразования и так называемого «демонстративного» потребления, термин, введенный еще в начале XIX века американским социологом Т. Вебленом, рассматривается в данной работе с привлечением исследований П. Досси, Д. Томпсона, Ж. Бенаму-Юэ, Л. Бак и Дж. Грир. Материалы, использованные для исследования, также включают в себя труды по теории и практике аукционной торговли П. Клемперера, Ф. Менезеса и П. Монтейро.

Вопрос о культурном и социальном капитале рассматривается с опорой на работы П. Бурдье. Из отечественных исследователей следует выделить А. Долгина. Из работ, затрагивающих вопросы рынка искусства и его влияния на социальное развитие общества и послуживших источниками для диссертационного исследования, наиболее соответствующими целям данной работы являются труды Б. Тэйлора, Дж. Кери, X. Белтинга и А. Будденсига.

Анализ проблем рыночных взаимотношений в мире искусства и вопросов управления музеев и аукционных домов основывается на трудах Д. Тросби, А. Данто, X. Беккера, Д. Хейлбруна и Ч. Грейя, И. Робертсона и П. Верго, Б. Альсхулера, К. Деркона и М. Наша.

Юридически-правовая база данной работы основывается на труде Р. Кауфманна «The Art Law Handbook», a также на исследовании M. Богуславского «Культурные ценности в международном обороте».

Следует также отметить, что за последние два десятилетия возникло большое количество периодических изданий, освещающих рынок искусств, самым выдающимся из них является The Art Newspaper, основанная в 1990 г. Помимо него, в исследовании использовались материалы, опубликованные в «The Journal of Cultural Economies», «The Journal of Arts Managements, Law and Society», Art+Auction. Данные о деятельности аукционных домов, в том числе благоворительной и просветительской, основаны на материалах опубликованных аукционными домами на их сайтах.

Методологические основания исследования. Развитие мира за последние несколько десятилетий, передвижение через государственные и культурные границы не только людей, но и предметов и идей, значительным образом повлияло на гуманитарные и общественные науки. В то время, как влияние этих процессов на общество в целом, и на художественный рынок, в частности, уже изучаются, сами методы анализа остаются традиционными.

Исходя из того, что задачей диссертационной работы является анализ аукционного бизнеса как сложной динамической конструкции, то при его проведении использовалось междисциплинарное и комплексное исследование с применением ряда общенаучных методов.

Центральным методом исследования является культурологический подход, который представляет собой интегративный метод анализа, тяготеющий к философской традиции, в рамках которого происходит выявление, описание, обобщение наиболее общих закономерностей возникновения, развития аукционной деятельности как неотъемлемой части социокультурного развития мирового сообщества. В ходе этого анализа акцент делается на рассмотрении роли аукционных домов в контексте процессов глобализации.

В качестве дополнительных методов в комплексном анализе избранной проблемы широко используются элементы следующих видов анализа:

- сравнительно-исторический анализ деятельности ведущих аукционных домов в XX-XXI вв., в результате чего была установлена взаимосвязь между процессами глобализации и расширением сфер влияния аукционных домов.

- маркетинговый анализ применялся для систематичного сбора, фиксации и анализа данных об аукционных домах в целом, и в частности, о видах их деятельности и специализации, регионах присутствия, демографических характеристиках их клиентов, наиболее востребованных услугах, стратегиях ценообразования и т.д.

- социально-экономический метод использовался для интерпретации экономической информации о деятельности аукционных домов в ее связи с такими факторами, такими как поведение, условия деятельности, мнения покупателей, работников, и других участников аукционного бизнеса и арт-рынка в целом.

- структурно-функциональный анализ применялся для определения каузальных связей между исторически сложившимися коммерческими функциями аукционных домов, глобализацией общества и связей аукционных домов с научным миром.

Научные результаты исследования состоят в том, что:

1. Охарактеризованы ключевые моменты становления ведущих аукционных домов, а также развитие форм их деятельности в контексте глобальных культурных процессов.

2. Определен и изучен ряд важнейших социальных аспектов функционирования аукционных домов, таких как благотворительность, образовательно-просветительская деятельность, содействие в реставрации, выявлении и возврате культурных ценностей.

3. Продемонстрирована роль аукционных домов как стимуляторов социокультурного развития общества в целом и художественного процесса в частности.

4. Выявлены связи между культурно-художественными институтами искусства — музеями, галереями, сообществами арт-дилеров, международными организациями, охраняющими мировое и национальное культурное наследие, а также установлены формы их взаимодействия и влияния друг на друга в процессе циркуляции культурных ценностей.

5. Доказана позитивная роль аукционных домов в деятельности по сохранению и популяризации культурного наследия.

Научная новизна исследования. Прежде всего, научной новизной характеризуется сама постановка проблемы, когда предметом отдельного научного исследования стала роль аукционных домов в формировании художественной культуры второй половины XX века. Особое внимание было уделено следующим вопросам:

1. Прослежена деятельность аукционных домов в контексте коммерциализации художественной культуры и глобализации общества.

2. Выявлена роль аукционных домов в деятельности международных организаций, формирующих стандарты и правила использования культурных ресурсов и мирового культурного наследия.

3. Проанализирована благотворительная и просветительская деятельность аукционных домов.

4. Определена роль аукционных домов в формировании эстетических приоритетов общества и потребительских предпочтений собирателей произведений искусства.

5. Установлены стратегии аукционных домов в сфере формирования глобального информационного поля, репрезентирующего магистральные тенденции развития арт-рынка и искусства в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность по коллекционированию культурных и художественных ценностей взаимообусловлена процессом роста культурно-образовательного уровня общества, что обуславливает систему взаимодействия современного аукционного бизнеса с

научными и образовательными структурами, при этом миссия коммерчески успешных аукционных домов сравнима с образовательно-просветительскими задачами: нести искусство в общество, пропагандируя коллекционирование как образ жизни.

2. Развитие связей и взаимозависимости между различными участниками рынка произведений искусства требует от каждого из них коррекции своих базовых стратегий, адаптации к требованиям глобального рынка и подчинения базовым ценностям современной цивилизации в области изучения и охраны культурного наследия.

3. На сегодняшний день аукционные дома предоставляют возможность на открытой и равноправной основе осуществлять сделки на рынке произведений искусства. Аукцион становится реальным регулятором отношений между сторонами арт-рынка и привлекает внимание все большей аудитории, несмотря на сравнительно недавнее внедрение политики абсолютной конфиденциальности.

4. На сегодняшний день аукционы являются по сути универсальной системой реальной оценки произведений искусства, их места в системе художественного дискурса, тем самым задавая валидные критерии определения их художественного уровня.

5. Сохранение и восстановление истории художественного предмета, являясь одной из важнейших функций современных аукционных домов, подразумевает не только провенанс и экспертизу подлинности, но и воссоздание сложившегося вокруг него культурно-исторического контекста.

6. Аукционные дома активно способствуют формированию правил пользования культурными ресурсами посредством участия в различных международных организациях, занимающихся вопросами изучения и охраны культурного наследия.

7. Благотворительность, будучи важной составляющей деятельности крупных аукционных домов, представляет собой не только способ проявления социальной ответственности бизнеса, но и эффективный вариант «продвижения» аукционного дома как коммерческой структуры и формирования его положительного имиджа в обществе.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационной работы позволяют расширить знания о социальной роли, которую играют крупнейшие мировые аукционные дома. Исследование способствует более глубокому пониманию аукционного бизнеса в целом, а также демонстрирует глубокую взаимосвязь и взаимозависимость между различными участниками арт-рынка. Методологическая база исследования может быть использована для изучения других аспектов аукционной деятельности, их экономической и культурной значимости в современном мире. Широкое использование междисциплинарного подхода в рамках настоящей работы делает возможным использование ее результатов в культурологии, социологии, экономике и истории. Особое значение исследования заключается в раскрытии меняющейся роли аукционных домов и других культурных учреждений в контексте глобализации и коммерсализации общества. Материалы данной работы могут использоваться при написании научных и популярных работ, создании учебных пособий, подготовке учебных программ по культурологии, социологии, экономике, теории и истории культуры. Кроме того, результаты исследования могут быть применены практически для продолжения и развития сотрудничества между различными участниками рынка в условиях глобального рынка.

Апробация исследования

Результаты диссертационного исследования были апробированы в ходе систематической работы с предметами декоративно-прикладного искусства. Поиск оригинальных работ мастеров русского искусства, тесный контакт с коллекционерами и музеями нашел результат в организации специализированных аукционов с изданием их полных каталогов, в которых были отражены история коллекции, судьба ее владельцев, наиболее полная характеристика составляющих ее предметов. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в трех статьях, опубликованных в журналах из перечня ВАК.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Санкт-Петербургского государственного университета 3 декабря 2013 года.

Структура работы: диссертация состоит из введения, девяти параграфов, объединенных в три главы, и заключения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы цели и задачи исследования, описаны материал и методы исследования; приведены положения, выносимые на защиту, предъявлена структура диссертации.

В первой главе «Культурные институты и художественная практика: социально-экономические аспекты» прослеживается процесс формирования экономических стратегий в деятельности художественно-культурных институтов, а также роль, приобретенная и сыгранная аукционными домами в этом процессе.

В первом параграфе, «Формирование институтов арт-рынка: сходства и различия между музеями, галереями, аукционными домами», исследуется процесс формирования указанных художественно-культурных институтов,

До XV века финансирование художественной продукции в Европе существовало на основе двусторонних отношений между заказчиком или его представителем и художником, которые подписывали контракт, где оговаривались основные характеристики произведения (например, его сюжет и его предназначение), а также вознаграждение художника. К организации подобных сделок привлекались также посредники. Первичные рынки произведений искусства в Европе возникают во Флоренции и в Брюгге в XVI веке, где подавляющая часть предложения обеспечивалась самими художниками.

Развитие музейных коллекций в Европе в XVIII веке привело к появлению системы государственных закупок картин, что вызвало

конкуренцию среди художников и потребовало организовать продвижение собственных произведений. В качестве инструментов продвижения в Англии стали использоваться аукционные дома, включившиеся в процесс торговли художественными произведениями, доходы от которой первоначально не составляли основной статьи их доходов. Однако с XIX века Sotheby's и Christie's приобрели соответствующую специализацию, приоритет в данной области помог им стать крупнейшими специализированными структурами. Аукционные дома подобного типа появлялись и в других европейский странах, старейшими из них являются Stockholms Auktionsverk (1764 г., Швеция), Dorotheum (1707 г., Австрия), Lempertz (1798 г., Германия) и др. Тем самым был положено начало формированию аукционного дома в его современном понимании, поскольку именно предметы искусства оказались таким товаром, который был наиболее прнгоден к распространению через аукционы, а не через иные формы торговли.

Рассматривается также развитие форм аукционной торговли, специфическая функция которой состоит в создании оптимального механизма открытого и непредвзятого ценообразования, то есть рыночным механизмом, прочно вошедшим в сферу современного искусства. Раскрываются главные причины возникновения и развития экспертных услуг, а именно глубокие преобразования в системе общественных потребностей, приведшие к расширению практики коллекционирования и формирования музейных коллекций. Описывается роль экспертов - специалистов аукционного дома.

Во втором параграфе, «Экономика и искусство», детально анализируется рынок искусства: история финансирования художественных произведений, различия между первичными и вторичными рынками, причины возникновения центров торговли, определяется влияние денежных отношений на динамику рынка искусств.

Раскрываются взаимоотношения между культурой и деньгами, выявляется роль посредников (аукционных домов) в рыночных отношениях и устанавливается специфика взаимосвязи сферы

художественного творчества и рынка, состоящая в том, что рынок помогает конвертировать нематериальные ценности в материальные. Установлено, что механизмы подобной конвертации наиболее адекватно описываются в рамках подходов, основанных на теории «символического капитала» П. Бурдье. Аукционы являются институтами, где формируется не только рыночная, но и символическая стоимость произведений искусства, поскольку в условиях современной рыночной экономики, глобализации рынка искусства и развития средств массовой информации мнения видных деятелей могут в корне изменить отношение общественности к оценке художественного произведения. Высокая цена на предмет на одном аукционе будет в дальнейшем влиять на отношение общественности к исторической значимости и сохранности, и соответственно, на дальнейшее ценообразование, внимание средств массовой информации, рекламу. Аукционы, являясь открытым инструментом выявления реальной стоимости произведения искусства на данный отрезок времени, лишь выражают мнение общественности о его значимости.

Выделены и охарактеризованы также информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие, регулирующие функции арт-рынка, обуславливающие его структуру, напрямую зависящую от значимости этих функций на том или ином этапе социокультурного развития. Установлено, что арт-рынок не является необходимым условием для существования искусства, но принадлежит к числу факторов, существенно влияющих на его развитие.

В третьем параграфе, «Деятельность и роль аукционных домов в условиях глобализации», анализируются закономерности развития форм деятельности аукционных домов как культурных организаций в контексте глобальных культурных процессов.

В контексте современного глобализированного общества существенно изменились роль и место аукционных домов. Одним из главных направлений развития за последнее десятилетие стала интернационализация деятельности, что свидетельствует о намерениях аукционных домов не только покорить новые рынки, но также

способствовать возвращению в эти страны капитала и лучших произведений как национального, так и мирового искусства. Среди перспективных рынков особое место занимают Россия, Китай и страны Ближнего Востока. Эта ситуация стала возможной лишь в условиях формирования единого информационного пространства и отражает стремление к формированию глобального культурного сообщества. Структурообразующим элементом такого сообщества призвана стать единая система циркуляции культурных ценностей, важная роль в которой принадлежит аукционным домам.

Другой важной закономерностью развития аукционных домов стало их вхождение в культурный ландшафт мировых центров. Музеи, галереи, аукционные дома являются неотъемлемыми и важными составляющими культурного ландшафта таких городов как Лондон, Нью-Йорк, Париж, Милан, Гонконг, Рим и т.д. Их вклад в культурный ландшафт состоит в том, что способствуют улучшению качества жизни местных жителей и также привлекают миллионы посетителей каждый год.

Третьей особенностью развития аукционных домов в условиях глобализации стало их участие в формировании правил пользования культурными ресурсами, что достигается за счет сотрудничества крупнейших аукционных домов с различными международными организациями, занимающимися вопросами изучения и охраны культурного наследия.

Во второй главе, «Аукционные дома и их взаимодействие с музеями», показано, как деятельность аукционных домов влияет на формирование современных музейных коллекций, а также выявлены и проанализированы сферы сотрудничества между аукционными домами и музеями.

В первом параграфе, «Роль аукционных домов в формировании музейных коллекций», определяются исторические границы взаимодействия между музеями и аукционными домами (покупка), анализируются новые методы их сотрудничества к которым подтолкнули процессы глобализации. Также анализируются примеры

приобретений и продаж музеями на аукционах и рассматриваются отличающиеся практики музеев Европы и Америки.

Несмотря на длительную историю проведения аукционов, они стали одними из главных источников формирования и пополнения музейных коллекций лишь вначале XX века. Музеи во всем мире традиционно принимают активное участие в аукционах и используют их как путь приобретения культурных ценностей для своих коллекций. Многие частные коллекции, положившие основы современным музеям, были приобретены на аукционах.

Наибольшую активность на аукционах проявляют американские музеи, что в свою очередь было обусловлено не только общим экономическим подъемом и процветанием высшего и среднего слоев населения Америки, но и принципиально отличающимся от европейских музеев подходом к составу музейных коллекций. В целом, американские музеи придерживаются политики, что музейные коллекции должны «жить», развиваться, а не быть статичными, для чего необходимо не только постоянно пополнять фонды, но и продавать те произведения, которые не являются частью главных собраний. Основной формой подобных продаж служили аукционы, приносящие средства для пополнения коллекций и привлекающие внимание общественности к музею за счет освещения в средствах массовой информации. Кроме того, аукционные дома оказывают помощь в оценке лотов и позволяют музеям максимально эффективно использовать ситуацию на арт-рынке.

Во втором параграфе, «Поиск и возвращение утраченных произведений искусства», определяется роль аукционных домов в выявлении потерянных ценностей и их возвращении законным владельцам.

Будучи крупнейшими держателями информации о местонахождении художественных ценностей, аукционные дома являются ключевыми участниками процесса поиска возврата утраченных и пропавших произведений искусства, сотрудничая в этом с государственными организациями и частными коллекционерами и оказывая содействие Интерполу. Реестр потерянных произведений

искусства является частной организацией мирового масштаба, у которой имеется крупнейшая база данных потерянных и украденных художественных ценностей. По данным Реестра, с момента своего основания в 1991 году, с его помощью были идентифицированы и оказана поддержка с возвратом более 1000 произведений искусства.

Аукционные дома также стали активными посредниками в вопросах реституции. Заявления наследников владельцев культурных ценностей, перешедших в собственность государств с нарушением международно признанных юридических процедур выявили огромное количество работ, ныне находящихся в государственных коллекциях. Информированность аукционных домов и их сотрудничество с музеями, галереями, архивами, лицензионными органами и таможенными службами позволяет им оказывать и информационную и практическую поддержку.

В третьем параграфе, «Реставрация произведений искусства и установление их подлинности», исследуются проблемы экспертизы культурных ценностей, анализируется влияние социокультурных факторов на решение о реставрации произведений искусства, а также определяется роль аукционных домов в «валоризации» последних.

В мире антиквариата и искусства огромное внимание уделялось вопросу подлинности предмета. Подделка произведений искусства стала прибыльным бизнесом, поскольку атрибуция оказывает прямое влияние на рыночную стоимость произведения. Расцвет международного художественного рынка привел к возникновению смежной индустрии оценщиков и специалистов по атрибуции, в качестве которых выступают крупные коллекционеры, хранители музейных собраний и эксперты. Подтверждение подлинности и оценка художественного произведения представляют собой взаимосвязанные, но отдельные процессы.

Проблема определения подлинности заключается также в отсутствии во многих странах законодательной базы, по которой эксперты, подтверждающие подлинность, несли бы юридическую ответственность за правильность атрибуции. После громких скандалов связанных с продажей подделок аукционными домами, для

определения своей ответственности ими были введены обязательства касающиеся атрибуции предлагаемых предметов. Аукционные дома предоставляют гарантии подлинности, это одно из основных их преимуществ перед арт-галереями.

В современном обществе постоянно возрастает внимание к охране и сохранению памятников, составляющих мировое культурное наследие, что позволяет считать важнейшей задачей любого культурного учреждения хранение, консервацию и реставрацию произведений искусства. В основе современной реставрационной методологии лежит поиск баланса между историческими и эстетическими ценностями произведения и его социальной значимостью. Однако, технические операции, нацеленные исключительно на консервацию, могут привести к последствиям, прямо влияющим на художественные качества произведения, что, в свою очередь, повлияет и на его рыночную стоимость. В рыночных условиях процесс реставрации выражается в действиях участников продаж направленных на валоризацию предмета, то есть повышение его художественно-культурного статуса и, соответственно, его цены. Зачастую на первый план выходит потребительская ценность, и произведение искусства рассматривается как объект финансовых инвестиций. Акт признания объекта, его валоризация, превращает его в социальный феномен. Активность многих участников арт-рынка, в том числе и аукционных домов, способствует выявлению культурно-исторического контекста предмета, повышает его статус и придает ему новые культурные функции.

В третьей главе, «Современные аукционные дома: практика и технологии социально-культурной деятельности», анализируются такие социальные практики и технологии функционирования аукционных домов, как благотворительность и образовательно-просветительская деятельность. Также в ней исследуется активность аукционных домов в различных регионах мира, направленная на включение национальных художественных рынков в международную систему культурных ценностей.

В первом параграфе, «Аукционные дома и благотворительность», анализируются модели благотворительной деятельности, осуществляемой аукционными домами, и характеризуются ее формы и цели.

Аукционные дома, как и иные современные коммерческие структуры, активно принимают участие в благотворительной деятельности. Рассмотрены такие примеры благотворительной деятельности как благотворительные аукционы, проводимые Christie's с 1940-х гг, где выставленные лоты были пожертвованы продавцами, проведение мероприятий в поддержку благотворительных организаций, в частности, «Красного креста», целевые благотворительные аукционы, где продавец сам выбирает поддерживаемую инициативу и организацию, участие в совместных спонсорских проектах с крупными корпорациями.

Среди основных целей, на которые идут средства собранные благотворительными организациями, можно выделить культуру, охрану мирового культурного наследия, образование и науку. Годовой объем средств, получаемых только двумя ведущими британскими аукционными домами, превышает в последние годы 100 миллионов долларов. Помимо проведения благотворительных торгов, крупные аукционные дома также выступают и в роли спонсоров. Они ежегодно оказывают поддержку таким всемирно известным институтам и организациям как галерея Tate, Althorp Literary Festivals, Guggenheim Museum, Historic Houses Association (HHA), Seattle Art Museum, Государственному Эрмитажу, Королевской Академии Художеств, а также многим другим организациям.

Благотворительность имеет различные формы и варьируется от непосредственно денежных пожертвований до мероприятий по фандрайзингу и профессионального спонсорства. Благотворительная деятельность аукционных домов в интересах всего общества, а не только участников художественно-творческого процесса, рассматривается ими как важный репутационный фактор, направленный на достижение успеха в бизнесе.

Во втором параграфе, «Образовательная деятельность аукционных домов», рассматриваются цели художественного образования, выявляются проблемы художественного образования и анализируется мотивация аукционных домов к его развитию в современных условиях, когда стремление к краткосрочной выгоде подчинено долгосрочным перспективам формирования и развития культурных потребностей общества.

Процессы глобализации, затронувшие все сферы общества в течение последних двадцати лет, заставили обратить пристальное внимание и на проблемы, в том числе художественного образования, что дало толчок не только новой политике ЮНЕСКО, а также оказало огромное влияние и на деятельность крупного международного арт-бизнеса.

Анализ мировых тенденций в области арт-рынка и развития образовательных услуг послужило толчком для аукционных домов, прежде всего, Sotheby's и Christie's к созданию «дочерних» образовательных учреждений, в частности, Sotheby's Institute, осуществляющих реализацию образовательных программ, в том числе и аспирантских. Появление отдельных образовательных программ, а потом и целых институтов при аукционных домах является одновременно и коммерческой стратегией, и актом социальной ответственности. Этот процесс обусловлен стремлением воспитать новое поколение потенциальных клиентов аукционных домов, позволяя им тем самым еще больше расширить поле своего влияния.

Активное развитие аукционного бизнеса и расширение его географических границ тесно переплетены с вопросами образования. Это особенно заметно на примере развивающихся рынков: завоевание азиатского региона началось с открытия филиала института Sotheby's в Сингапуре и Christie's в Гонконге.

Взаимодействие государственных и негосударственных образовательных структур во многих случаях приносит ощутимую пользу обеим сторонам. Часто именно независимые образовательные организации являются источником инноваций для государственных структур, в меньшей степени восприимчивых к переменам.

Сотрудничество аукционных домов с государственными университетами является одним из ярких примеров подобного взаимодействия в области преподавания арт-менеджмента и ряда аукционных технологий.

В третьем параграфе, «Новейшие технологии и расширение арт-рынка», анализируются новые форматы. общения с аудиторией, направленные на расширение арт-рынка и продвижение перспективных авторов.

Новшества в области технологий предоставляют всем участникам арт-рынка возможность нового формата общения с аудиторией и новых способов ее привлечения. Аукционные дома также стремятся сформировать и реализовать стратегии своего присутствия в сетевом пространстве. Сайт аукционного дома содержит информацию о торгах, лотах, истории происхождения, сохранности произведения. В отличие от аукционных домов, музеи не всегда предоставляют «он-лайн» доступ к подобной информации о своих коллекциях. Техническая поддержка и постоянное обновление сайтов требует больших средств, которых не хватает у многих музеев. Коммерческие организации вкладывают значительные средства на развитие и обновление сайтов; в аукционных домах созданы специальные аналитические и информационные группы, которые отслеживают и постоянно обновляют информацию не только о выставках и мероприятиях, проводимых домом, а также публикуют отчеты по состоянию рынка

К числу основных стратегий аукционных домов, реализующихся в сетевом пространстве, относятся, прежде всего, стратегии, связанные с основной сферой их деятельности и направленные на расширение доступа потенциальных участников к процессу торгов и на укрепление репутационного ресурса. Кроме этого, отдельным направлением деятельности аукционных домов в сетевом пространстве являются образовательные проекты, призванные заполнить информационные пробелы и затрагивающие темы, недостаточно представленные в информационной политике музеев и крупнейших образовательных центров в области искусства.

Поскольку интернет-технологии аукционных домов развивались параллельно с расширением сетевого присутствия прочих институтов художественной культуры, прежде всего, музеев и образовательных учреждений, имеет место сходство подобных технологий. К числу основных форматов сетевого присутствия, направленных на повышение имиджа и информационного давления на потенциальных участников арт-рынка, относятся, прежде всего, социальные медиа.

Современные музеи, галереи, аукционные дома с большей уверенностью заявляют о себе как о значимых культурных центрах, которые способны оказывать заметное воздействие на жизнь города и региона; они принимают участие в формировании или переопределении городского пространства, влияют на экономическое благосостояние городов, развитие творческих индустрий и культурного предпринимательства, поддержку народных промыслов в регионах.

Финансовая мощь аукционных домов позволяет им формировать вкусы, воспитывать потребителя, создавать рынок и манипулировать им. За современную историю художественного рынка, торговцы искусством добились своего признания в качестве открывателей эстетических ценностей, что ярко выразилось в области современного искусства. Определяющая роль аукционных домов, с другой стороны, уравновешивается возрастающей ролью крупных музеев, особенно в создании рынка интереса на определенных авторов. Растущие цены на произведения отдельных авторов способствуют формированию иерархии среди художников, что в будущем будет использоваться как инструмент контроля рынка.

В Заключении диссертационного исследования подведены итоги диссертационной работы: изложены выводы в соответствии с основными положениями, выносимыми на защиту, целью и задачами исследования.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертационных исследований:

1. Вайгачева О. С. Аукционные дома и благотворительность // Этносоциум и межнациональная культура. №3 (35) 2011. С. 18 — 32.

2. Вайгачева О. С. Аукционные дома как источник пополнения музейных коллекций // Этносоциум и межнациональная культура. №4 (46) 2012. С.64 - 78.

3. Вайгачева О. С. Экономика и политика в искусстве на примере художественного рынка // Этносоциум и межнациональная культура. №4 2013. С. 132 - 141.

Подписано в печать 15.04.2014г. Формат А5, цифровая печать Тираж 150 экз.

Отпечатано в ЦОП «Копировальный Центр Василеостровский» Россия, Санкт-Петербург, В.О., 6-линия, д.29. тел. 702-80-90, факс: 328-61-84 e-mail: vs@copy.spb.ru

 

Текст диссертации на тему "Аукционный дом и его значение в формировании художественной культуры второй половины XX века"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

04201458743

ВАИГАЧЕВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

АУКЦИОННЫЙ ДОМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: д. ист. н., проф. Пиотровский М. Б.

Санкт-Петербург 2013

Оглавление

Введение........................................................................................3

Глава 1. Культурные институты и художественная практика: социально-экономические аспекты

1.1. Формирование институтов арт-рынка: сходства и различия между музеями, галереями и аукционными домами.......................................................14

1.2. Экономика и искусство................................................................32

1.3. Деятельность и роль аукционных домов в условиях глобализации..........49

Глава 2. Аукционные дома и их взаимодействие с музеями

2.1. Роль аукционных домов в формировании музейных коллекций.............61

2.2. Поиск и возвращение утраченных произведений искусства...................80

2.3. Реставрация произведений искусства и установление их подлинности.....85

Глава 3. Современные ауционные дома: практика и технологии социально-культурной деятельности

3.1. Аукционные дома и благотворительность........................................96

3.2. Образовательная деятельность аукционных домов............................113

3.3. Новейшие технологии и расширение арт-рынка................................123

Заключение....................................................................................132

Список литературы..........................................................................135

Введение

Актуальность исследования. За последние пятьдесят лет крупные аукционные дома стали играть более значимую роль не только на рынке произведений искусства, но и в таких сферах, как образование, благотворительность, а также в деятельности, направленной на выявление новых культурных ценностей, поиск считающихся пропавшими художественных произведений и содействие в их возврате законным владельцам. Ведущие западные аукционные дома, как например, «Сотби» или «Кристи», деятельность которых давно вышла за сугубо коммерческие рамки, зачастую считаются стимуляторами и факторами развития арт-рынка. Превращение аукционных домов в своего рода культурные организации, с профессиональным мнением которых считаются и музеи и арт-дилеры и коллекционеры, побудило к сближению академические учреждения и коммерческие структуры, действующие на арт-рынке. В современных условиях, когда границы между традиционными культурными институтами становятся все более размытыми, ни искусство, ни художественная культура в целом больше не представляют собой строго очерченную сферу деятельности и не мог ут быть отделены от бизнеса. Интерес коммерческих структур к культуре и искусству обусловлен тем, что поддержка культуры в современных условиях представляет собой очень тонкий и точный инструмент освоения и развития рынков, в том числе художественных. Аукционные дома, совмещая в своей деятельности коммерческие и культурно-художественные аспекты, мобильно реагируют на изменения коныонктуры и с большей легкостью адаптируются к меняющимся в связи с глобализацией экономическим условиям, тем самым стимулируя развитие и сотрудничество между учреждениями искусства и финансовыми компаниями.

Настоящее исследование раскрывает меняющуюся социальную роль аукционных домов па примере крупнейших западных домов, среди них -«Крисги», «Сотби», «Бонам» и «Филипс де Пюри». Результаты их деятельности

продуктивно влияют, в том числе, на воспитание, образование, развитие общества, финансирование благотворительных программ, внедрение и пополнение баз данных произведений искусства и многое другое. Культура имеет огромное значение, но, к сожалению, она далеко не всегда способна убедительно доказать собственную значимость, и здесь аукционные дома также незаменимы, поскольку, гибко корректируя своп маркетинговые стратегии, они успешно привлекают внимание общественности к проблемам культуры и тем самым способствуют нахождению новых, соответствующих современным реалиям, решений актуальных проблем. Огромный общественный интерес к аукционным домам в настоящее время обусловлен, чаще всего, громкими продажами шедевров мирового искусства, в то время как специалисты рассматривают вопросы влияния аукционов на арт-бизнес и экономику в целом. Однако развитие и позиционирование аукционных домов как учреждений культуры, а также их деятельность во многих странах мира позволяет говорить о них как о значимых социальных институтах влияющих на разитие общества в целом. Эта сторона деятельности до настоящего момента не привлекала должного внимания со стороны исследователей.

Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая в диссертации проблематика носит междисциплинарный характер, поэтому формирование социальной роли аукционных домов в современном обществе попадает в поле зрения экономистов, социологов, политологов, культурологов и представителей других общественных наук.

Исследование экономических проблем культурной деятельности считается относительно молодым направлением экономической науки. Как правило, возникновение экономики культуры связывают с выходом в свет в 1966 г. крупномасштабного исследования американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». В 1970-е гг. была образована Международная ассоциация по экономике культуры, которая стала учредителем специализированного научного журнала (Journal of Cultural Economics). На протяжении последних сорока лет на страницах данного

научного издания освещается широчайший спектр социально-экономических проблем культурной деятельности.

Теоретическое обоснование необходимости социальной поддержки культурной деятельности нашло свое отражение в работах таких зарубежных экономистов, как У. Баумоль, У. Боуэн, В. Гинзбург, Д. Тросби и др. Анализом экономических проблем культуры занимались в своих трудах И. Робертсон, П. Ди Маджио, К. Эрроу, Дж. Сноубол, А. Фельд, Д. Фуллертон, М. Фэлтон и

др.

Существует большое количество исследований, посвященных практике и теории аукционной торговли, среди которых можно выделить труды П. Милгрома, Дж К. МакФи, Д. МакМиллана, П. Клемперера и др.

Вопросами методики комплектования музейных коллекций занимались М. В. Алпатов, J1. Н. Баткин, Б. Р. Виппер, В. П. Грицкевич, А. А. Гужеловский, Е. П. Ильин, H. М. Полунина, Ф. И. Шмит, Дж. Крук (J. Crook), А. Уиттлин (A. Wittlin) и др. Из периодических изданий можно выделить «The Art Newspaper», «Artinfo», «Art+Auction», «Journal of Museum Studies» и др. Существуют разработки, посвященные проблемам мотивации музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства и вопросам способа пополнения коллекций. Среди работ, опубликованных еще в конце XIX века и посвященных истории продаж произведений искусства, следует выделить работы Дж. Редфорда (G. Redford, Art Sales, 1888) и У. Робертса (W. Roberts, Memorials of Christie's, 1897). Из современных изданий, данному вопросу уделяют внимание авторы таких периодических изданий, как, например, Journal of Museum Management and Curatorship, Art+Auction, The Art Newspaper, а также электронные публикации на таких сетевых порталах как artinfo.com, artdaily.com, artnet.com, artinvestment.com, artinvestment.ru и целом ряде других.

Что касается благотворительной деятельности аукционных домов, то степень научной разработанности вопроса невысока. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и

сущность данного явления. Это усложняется и тем фактом, что многие аукционные дома на сегодняшний день еще не выработали форму отчетности о своей благотворительной деятельности, поэтому исследование данного вопроса опирается, прежде всего, на интервью с работниками аукционных домов. На настоящий момент наилучшим примером служит аукционный дом Sotheby's, где наиболее систематично собираются данные сведения. В свою очередь, это может быть обусловлено тем, что из всех крупных аукционных домов он является предприятием с открытой и наиболее строгой системой отчетности. Менее крупные аукционные дома также принимают активное участие в благотворительных акциях, но на сегодняшний день не имеют систематизированных данных. Все это говорит о том, что в исследованиях роли аукционных домов и степени их влияния на художественную культуру имеются значительные лакуны, восполнить которые и призвано настоящее исследование.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является исследование деятельности и выявление социокультурной роли аукционных домов в формировании художественной культуры второй половины XX века.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. выявить причины возникновения аукционных домов;

2. охарактеризовать специфику аукционных домов как формы организации арт-рынка и сравнить их с другими формами его организации;

3. проследить изменение роли аукционных домов в меняющихся условиях их деятельности;

4. исследовать специфику деятельности крупных аукционных домов и способы их влияния на арт-рынок;

5. проанализировать формы взаимодействия между аукционными домами и такими участниками арт-рынка, как художники, индивидуальные покупатели предметов искусства, музеи, и государство.

6. продемонстрировать роль крупнейших современных аукционных

домов в формировании музейных коллекций, выявлении культурных ценностей, поиске утраченных произведении искусства и их возвращении законным владельцам, установлении подлинности и реставрации художественных артефактов.

7. раскрыть специфику социальных практик и технологий функционирования аукционных домов, таких как благотворительность, образовательно-просветительская деятельность, расширение рынка современного искусства, поиск и поддержка перспективных талантливых художников, содействие в реставрации, выявлении и возврате культурных ценностей.

Источниковедческая база исследования. За последние двадцать лет арт-рынок претерпел радикальные изменения, а стремительный экономический рост вызвал огромный интерес общественности к произведениям искусства как форме инвестиций и формирования культурного и социального капитала. Механизмы торговли искусством, вопрос ценообразования и так называемого «демонстративного» потребления, термин, введенный еще в начале XIX века американским социологом Т. Вебленом, рассматривается в данной работе с привлечением исследований П. Досси, Д. Томпсона, Ж. Бенаму-Юэ, Л. Бак и Дж. Грир. Материалы, использованные для исследования, также включают в себя труды по теории и практике аукционной торговли П. Клемперера, Ф. Менезеса и П. Монтейро.

Вопрос о культурном и социальном капитале рассматривается с опорой на работы Г1. Бурдье. Из отечественных исследователей следует выделить А. Долгина. Из работ, затрагивающих вопросы рынка искусства и его влияния на социальное развитие общества и послуживших источниками для диссертационного исследования, наиболее соответствующими целям данной работы являются труды Б. Тэйлора, Дж. Кери, X. Белтинга и А. Будденсига.

Анализ проблем рыночных взапмотношенип в мире искусства и вопросов управления музеев и аукционных домов основывается на трудах Д. Тросби, А. Данто, X. Беккера, Д. Хейлбруна и Ч. Грейя, И. Робертсона и П. Верго, Б.

Альсхулера, К. Деркона и М. Наша.

Юридически-правовая база данной работы основывается на труде Р. Кауфманна «The Art Law Handbook», a также на исследовании M. Богуславского «Культурные ценности в международном обороте».

Следует также отметить, что за последние два десятилетия возникло большое количество периодических изданий, освещающих рынок искусств, самым выдающимся из них является The Art Nevvspaper, основанная в 1990 г. Помимо него, в исследовании использовались материалы, опубликованные в «The journal of Cultural Economies», «The Journal of Arts Managements, Law and Society», Art+Auction. Данные о деятельности аукционных домов, в том числе благоворительпой и просветительской, основаны на материалах опубликованных аукционными домами на их сайтах.

Методологические основания исследования. Развитие мира за последние несколько десятилетий, передвижение через государственные и культурные границы не только людей, но и предметов и идей, значительным образом повлияло на гуманитарные и общественные науки. В то время, как влияние этих процессов на общество в целом, и на художественный рынок, в частности, уже изучаются, сами методы анализа остаются традиционными.

Исходя из того, что задачей диссертационной работы является анализ аукционного бизнеса как сложной динамической конструкции, то при его проведении использовалось междисциплинарное и комплексное исследование с применением ряда общенаучных методов.

Центральным методом исследования является культурологический подход, который представляет собой интегративный метод анализа, тяготеющий к философской традиции, в рамках которого происходит выявление, описание, обобщение наиболее общих закономерностей возникновения, развития аукционной деятельности как неотъемлемой части социокультурного развития мирового сообщества. В ходе этого анализа акцент делается на рассмотрении роли аукционных домов в контексте процессов глобализации.

В качестве дополнительных методов в комплексном анализе избранной проблемы широко используются элементы следующих видов анализа:

-сравнительно-исторический анализ деятельности ведущих аукционных домов в ХХ-ХХ1 вв., в результате чего была установлена взаимосвязь между процессами глобализации и расширением сфер влияния аукционных домов.

- маркетинговый анализ применялся для систематичного сбора, фиксации и анализа данных об аукционных домах в целом, и в частности, о видах их деятельности и специализации, регионах присутствия, демографических характеристиках их клиентов, наиболее востребованных услугах, стратегиях ценообразования и т.д.

- социально-экономический метод использовался для интерпретации экономической информации о деятельности аукционных домов в ее связи с такими факторами, такими как поведение, условия деятельности, мнения покупателей, работников, и других участников аукционного бизнеса и арт-рынка в целом.

- структурно-функциональный анализ применялся для определения каузальных связей между исторически сложившимися коммерческими функциями аукционных домов, глобализацией общества и связей аукционных домов с научным миром.

Научные результаты исследования состоят в том, что:

1. Охарактеризованы ключевые моменты становления ведущих аукционных домов, а также развитие форм их деятельности в контексте глобальных культурных процессов.

2. Определен и изучен ряд важнейших социальных аспектов функционирования аукционных домов, таких как благотворительность, образовательно-просветительская деятельность, содействие в реставрации, выявлении и возврате культурных ценностей.

3. Продемонстрирована роль аукционных домов как стимуляторов социокультурного развития общества в целом и художественного процесса в частности.

4. Выявлены связи между культурно-художественными институтами искусства - музеями, галереями, сообществами арт-дилеров, международными организациями, охраняющими мировое и национальное культурное наследие, а также установлены формы их взаимодействия и влияния друг на друга в процессе циркуляции культурных ценностей.

5. Доказана позитивная роль аукционных домов в деятельности по сохранению и популяризации культурного наследия.

Научная новизна исследования. Прежде всего, научной новизной характеризуется сама постановка проблемы, когда предметом отдельного научного исследования стала роль аукционных домов в формировании художественной культуры второй половины XX века. Особое внимание было уделено следующим вопросам:

1. Прослежена деятельность аукционных домов в контексте коммерциализации художественной культуры и глобализации общества.

2. Выявлена роль аукционных домов в деятельности международных организаций, формирующих стандарты и правила использования культурных ресурсов и мирового культурного наследия.

3. Проанализирована благотворительная и просветительская деятельность аукционных домов.

4. Определена роль аукционных домов в формировании эстетических приоритетов общества и потребительских предпочтений собирателей произведений искусства.

5. Установлены стратегии аукционных домов в сфере формирования глобального информационного поля, репрезентирующего магистральные тенденции развития арт-рынка и искусства в целом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность по коллекционированию культурных и художественных ценностей взаимообусловлена процессом роста культурно-образовательного уровня общества, что обуславливает систему взаим