автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Этапы становления художественного рынка в культуре России

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Бадинова, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Этапы становления художественного рынка в культуре России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Бадинова, Татьяна Владимировна

Введение.

Глава I. Художественный рынок как предмет культурологического исследования.

1. Художественный рынок как явление культуры.

2. Особенности обращения произведений искусства в художественном рынке.

3. Эволюция рынка произведений искусства в художественной культуре.

Глава II. Функционирование произведений изобразительного искусства как фактор становления художественного рынка в России.

1. Рынок изобразительного искусства в России с начала XVIII века до 1917 года.

2. Советский период в развитии художественного рынка.

3. Российский художественный рынок на современном этапе.

4. Изобразительное искусство России на международном художественном рынке.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Бадинова, Татьяна Владимировна

Актуальность исследования. Художественный рынок- сложное и многогранное социокультурное явление, существенно и разносторонне влияющее на художественную жизнь современного общества. Изменения, произошедшие в России, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирования новой модели художественного сознания общества, взаимодействие бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься объективной реальностью, оказывающей существенное влияние, как на развитие современного искусства, так и на творческие процессы и личность художника.

Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественной школы, участвующих на зарубежных аукционах и выставках, представленных в художественных галереях. Очевиден рост популярности русского искусства и, как следствие, увеличение рыночной стоимости работ российских мастеров.

Возрастание роли рыночных отношений в культуре стимулировало потребность в изучении товарного обращения художественных произведений. В исследовательской литературе появляются работы, посвященные отдельным аспектам данной проблемы. Однако большая часть вопросов еще не стала предметом научного анализа, до сих пор нет полной картины исторического развития художественного рынка в России. Изучение истории этого феномена, определение основных этапов его становления и развития позволят систематизировать материалы, связанные с товарным обращением художественных произведений, использовать их для подготовки аналитиков и экспертов художественного рынка, а также значительно расширить представление об истории российской культуры. Теоретическая неразработаниость и практическая значимость проблемы определили актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема художественного рынка имеет комплексный характер, ее отдельные аспекты рассмотрены в рамках различных научных дисциплин. Одним из основных является социологический подход, заявленный в работах Г.В. Плеханова, В.М. Фриче, В. Гаузенштейна, в котором искусство рассматривалось в связи с экономикой, в контексте марксисткой идеи, утверждавшей его зависимость от соотношения производительных сил и производственных отношений.

Социально-психологические и социологические аспекты функционирования произведений искусства и культурных ценностей, их теоретическое и эмпирическое изучение предпринято в конкретных социологических исследованиях искусства. Государственный институт искусствознания, начиная с середины 1970-х годов, регулярно проводил социологический анализ восприятия публикой различных видов искусства. Результаты этих исследований нашли отражение в трудах В.Ю. Борева, В.М. Петрова, Н.М. Зоркой, Г.Г. Дадамяна, В. Ладмяэ и др. С точки зрения общесоциологических закономерностей функционирования исследовалась художественная культура в работах Ю.Н. Даыдова, Ю.В. Перова, А.Н. Сохора, К.Б. Соколова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Н.А. Хренова.

Вопросы функционирования искусства в условиях рыночной экономики привлекли внимание ученых-социологов в связи с экономическими реформами конца 1980-х годов. Разрабатываются основы экономики искусства и культуры, теоретические концепции хозяйственного механизма культурной деятельности (Р.С. Гринберг, B.C. Жидков, В.М. Петров, А .Я. Рубинштейн, Л.И. Якобсон, С.В. Шишкин и др.). Выходят специальные научные издания, посвященные этой проблеме, в которых рассматривается комплексное воздействие системы социальных, политических и экономических факторов на процессы социального функционирования искусства: «Искусство и рынок» (М., 1996), фундаментальное четырехтомное исследование коллектива ученых Государственного института искусствознания «Художественная жизнь современного общества» (СПб., т. 1, 1996; т. 2, 1997; т. 3, 1998; т. 4, 2001).

В историческом искусствознании аспект художественного рынка прослеживается в работах, посвященных художественной жизни Росси и деятельности различных творческих объединений, жизни и творчеству отдельных мастеров (И.Э. Грабарь, В.П. Лапшин, Г.Г. Поспелов, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин, А.Д. Чегодаев, A.M. Эфрос и др.). Наиболее полно указанная проблема рассмотрена в работе В.П. Лапшина «Художественный рынок в России конца XIX - начала XX века», (1996).

В трудах российских историков И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, П.П. Пекарского, С.М. Соловьева, содержатся важные сведения, относящиеся к быту и традициям допетровской Руси, которые широко использованы в данной исследовательской работе.

Вопросы коллекционирования произведений искусства, с которыми тесно связана история российского художественного рынка, рассматривались в начале XX века А.Н. Бенуа, Н.Н. Врангелем, А. В. Праховым, а также современными учеными К.А. Акинша, С.О. Андросовым, В.Ф. Левинсон Лессингом, С.А. Овсянниковой, Л.Ю. Савинской, А.И. Фроловым, и др. В трудах, посвященных художественному собирательству, содержится чрезвычайно важный для данного исследования фактический материал о ценах на произведения искусства, исторические сведения о процессе и местах их приобретений.

В мемуарах и переписке коллекционеров, художников и их современников также содержится важная информация по истории художественного рынка, исследование которой дает богатый фактологический материал (А.Н. Бенуа, А.П. Боткина, И.Э. Грабарь, В.П. Комарденков, К.А. Коровин, С.К. Маковский, М.В. Нестеров, А.А. Сидоров, Ф.И. Шаляпин, С. Щербатов, П. И. Щукин и др.).

В трудах, посвященных российскому меценатству, отражена значительная роль коммерции и экономических факторов в развитии русской культуры. Важный исторический и теоретический материал, раскрывающий мотивацию меценатства, отражен в работах XIX- начала XX веков (В.О. Ключевский, Ю.А. Бахрушин, П.А. Бурышкин). В современном российском обществе тема благотворительности приобрела особую актуальность и исследовалась в трудах А.А. Аронова, А.Н. Боханова, П.В. Власова, Н.Г. Думовой, Е.П. Хорькова и др.

Проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры, возможности применения маркетинга, фандрейзинга в сфере искусства, долгосрочного прогнозирования развития художественной культуры, относящиеся к экономике социально-культурной сферы, изучались в работах В.М. Петрова, Ю.А. Помпеева, Ф.Ф. Рыбакова, Г.Л. Тульчинского и др.

Вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведений искусства, актуальные для рассматриваемой темы, не получили достаточной разработки в отечественной науке. Частично эта проблематика рассматривалась в трудах классиков экономической науки: Д. Ри-кардо, А. Смита. Основные положения теории трудовой стоимости (К. Маркс) и теории предельной полезности (Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, К. Менгер) актуальны для исследования функционирования произведений искусства как товара в системе рыночных отношений.

В трудах западных ученых также рассматривались вопросы функционирования и восприятия произведений искусства. В конце XIX века Т. Веб-лен (Т. Veblen) ввел в социологическую теорию термин «демонстративное потребление», относящийся и к художественной продукции. Изменение характера произведений искусства, утрату ими «ауры» под влиянием технического прогресса, а также изменение способа их восприятия исследовал В. Беньямин (W. Benjamin). Начиная с 1950-х годов, ряд работ зарубежных ученых посвящался анализу статуса художника в обществе (А. Хаузер (А. Hauser), его материальному положению, процессам обособления и интеграции художественных профессий (Р. Кениг, А. Зильберманн (R. Konig, A. Sil-bermann), анализу сферы художественных профессий и рынка (Ж.-Кл. Пас-серон (J.-C. Passeron), П.-М. Менгер (Menger Р.-М.). Социально-психологический анализ современного общества потребления, наполненного симулякрами», свидетельствующими о дефиците подлинности в постмодернистской культуре, предпринят в трудах Ж. Бодрийяра (G. Baudrillard).

Исследования французского социолога П. Бурдье (P. Bourdieu), автора понятия «символический капитал», представляют особый интерес для изучения художественного рынка, в связи с раскрытием понятия «поле культурного производства» и анализом процесса «художественного потребления» в современной культуре.

Источники исследования. Основополагающее значение имеют документальные источники, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА): фонд Российской академии художеств (фонд 789), в котором находятся документы, относящиеся к истории Академии художеств, финансовые документы (фонд 789, on. 1, ч. П, 1831 г., ед. хр. 1433), материалы об участии Академии в выставках в России и за рубежом (фонд 789, оп. 10, 1876 г., ед. хр. 225. ч. I.), отчеты о продаж художественных произведений с Международной выставки в Риме (фонд 789, оп. 13, 1909, ед. хр. 221, кн. № 1); личный фонд графов Толстых (фонд 696, on. 1) в котором имеются письма Ф.Г. Беренштама к графу Д.И. Толстому о работе русского отдела на Международной художественной выставку в Риме (1911)— (фонд 696, on. 1,1910-1911 гг., ед. хр. 115).

Для исследования использовались документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб): материалы о работе Оценочно-антикварной комиссии (фонд 36, on. 1, дело 49), материалы о деятельности Отдела музеев (ф. 36, on. 1, дело 345).

В данной работе изучались материалы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб): финансовая отчетность и переписка Общества поощрения художников (фонд 448, on. 1, дело 40), а так же в фондах рукописного отдела Российской национальной библиотеки: подборка публикаций и заметок о российских аукционах и выставках XIX века; рецензии и критические статьи об участии русского отдела на Всемирных и Международных выставках (1878-1892) в архиве Н.П. Собко (фонд 708, ед. хр. 737).

Интересные наблюдения и факты из культурной жизни Петербурга и Москвы, касающиеся коммерческого функционирования искусства, содержится в очерках-путеводителях и историко-краеведческой литературе (И.Г. Георги (1794), М.И. Пыляева (1888, 1889, 1891), В. Курбатова (1913), Л.В. Успенского (1990), Д.А. Засосова, В.И. Пызина (1991), П.Я. Канн (1994) и др.)

Богатый фактический материал, посвященный российскому и зарубежному художественным рынкам XIX - начала XX веков содержится в периодических литературно — художественных изданиях: «Отечественные записки» (1820-1884), «Живая старина» (1890-1916), «Мир искусства» (18981904), «Золотое руно» (1906-1909), «Старые годы» (1907-1916), «Аполлон» (1909-1918), «Среди коллекционеров» (1921-1924). К этому же периоду относится работа П.Н. Столпянского «Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в XVIII веке» (1913), в которой приведено описание различных форм продажи произведений изобразительного искусства и скульптуры. В современных российских периодических изданиях помещаются публикации о товарном обращении произведений искусства («Пинакотека», «Коллекционер», «Наше наследие», «Новый мир искусства», «Русский антиквар», «Антик» и др.).

Материал, касающийся практики зарубежного художественного рынка, содержится в специальных справочных изданиях для арт-дилеров и коллекционеров («Newsletter», «Preview», «Index» и т. д.), статьях в периодических изданиях («Art», «Artforum», «Art in America», «Flash Art», «Capital», «Art Business Today» и др. В работе использованы каталоги зарубежных («Sotheby's», «Christie's») и отечественных («Альфа-Арт», «Гелос», «Четыре искусства») аукционных домов. Учтен практический опыт художественных галерей («Арт-Коллегия», «Палитра», «Борей»), антикварных магазинов Москвы («Метрополь», «Купина», «Золотой ларец») и Санкт-Петербурга («Гармония», «Пантелеймоновский», «Рапсодия», «Ренессанс», «Русская старина», «Серебрянный век»).

Объект исследования - художественная культура России XVIII— XX веков.

Предмет исследования - формирование рынка произведений изобразительного искусства в культуре России ХУШ - XX веков.

Цель исследования: изучение этапов развития и функционирования художественного рынка произведений изобразительного искусства в России ХУШ-XX веков.

В соответствии с поставленной целью в исследовании определяются следующие задачи:

- рассмотреть художественный рынок как явление культуры;

- проанализировать особенности обращения произведений искусства как товара в художественном рынке.

- рассмотреть эволюцию рынка произведений искусства в художественной жизни;

- определить и исследовать основные этапы становления и развития художественного рынка изобразительного искусства в России;

- проанализировать значение художественного рынка в популяризации отечественной культуры за рубежом на материалах участия произведений российских художников на международных выставках и аукционах;

Основная гипотеза исследования. Художественный рынок в России, начиная с ХУШ века, становится одним из основных способов распространения художественных ценностей в обществе и может бьггь рассмотрен как составная часть российской художественной культуры.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Специфика и сложность объекта и предмета исследования, а так же новизна проблемы определили необходимость применения междисциплинарного и системного подходов, который позволяет рассмотреть художественный рынок как сложное и многогранное социокультурное явление. В основе исследования лежит принцип историзма и сравнительно - исторический метод, которые позволяют осуществить комплексный культурологический анализ истории становления и развития рынка произведений изобразительного искусства в России.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных философов, культурологов, отражающие системный подход в изучении культуры как целостного явления (Т.А. Апинян, С.Н. Артановский,

A.Ф. Еремеев, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, С.Т. Махлина,

B.В. Селиванов, Н.Н. Суворов, А.Я. Флиер, В.А. Щученко и др.).

Научно-теоретической базой для рассмотрения художественного рынка как явления культуры послужили исследования социальной жизни искусства в трудах западных философов и социологов, таких как В. Беньямин (W. Benjamin), С. Берман (S.N. Behrman), Ж. Бодрийяр (G. Baudrillard), П. Бурдье (P. Bourdieu), Т. Веблен (Т. Veblen), А. Гелен (A. Gehlen), К. Маркс (К. Магх). В проведенном диссертационном исследовании для выявления специфики художественного произведения как товара используются идеи представителей «институгациональной» теории искусства, представленные в работах Т. Бинкли (Т. Binkley), Д. Дики (G. Dickie), П. Зиффа (P. Ziff), Ш. Л ало (Ch. Lalo).

Научная новизна:

- определены основные этапы становления и развития художественного рынка произведений изобразительного искусства в России в контексте сменяющихся исторических эпох: дореволюционный этап (с начала XVIII века до 1917 года); советский этап; современный этап; даны их общие характеристики и особенности;

- прослежена динамика развития художественного рынка на первом этапе его становления: от единичных случаев реализации художественного товара в начале XVIII века до создания к 1917 году сложной, разветвленной структуры, включающей в себя: выставки-продажи, художественные и антикварные магазины, аукционы; выявлено возрастание роли коммерческих отношений в культуре России, однако не ставшими доминирующими на данном этапе;

- определены особенности функционирования художественного рынка в советское время, заключающиеся в наличии централизованной системы заказа и распределения художественной продукции, а также неофициального товарооборота произведений искусства; отмечено, что традиции художественного коллекционирования в этот период российской культуре не прервались;

- исследовано состояние российского художественного рынка на современном этапе, выявлены основные проблемы: несовершенство законодательства, незрелость правовой базы экспертизы, отсутствие доступного хронологического собрания каталогов, отсутствие активного спроса на произведения искусства; определена перспектива развития: интеграция российского рынка в международный художественный рынок;

- выявлена роль художественного рынка в популяризации отечественной культуры за рубежом на материалах участия произведений российских художников на международных выставках и аукционах;

- введены в научный оборот новые документальные источники о финансовых результатах участия произведений российских художников на зарубежных выставках, хранящиеся в Российском государственном "историческом архиве (РГИА): фонд 789, on. 1, ч. П, 1831 г., ед. хр. 1433;. Документы о состоянии антикварной торговли в послереволюционный период, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб): фонд 36, on. 1, дело 49; ф. 36, on. 1, дело 345. Документы из переписки Общества поощрения художников, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб): фонд 448, on. 1, дело 40.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Пути распространения художественных ценностей в обществе включают следующие варианты: а) заказной путь, осуществляемый по схеме «заказ — исполнение», характерный для традиционных, докапиталистических обществ; б) рыночный путь распространения художественных ценностей в обществе, где в качестве товара выступают предметно воплощенные художественные ценности.

2. В современной социокультурной ситуации художественный рынок регулирует распространение художественных ценностей в обществе, а также является своеобразным фильтром, состоящим из многочисленных посреднических организаций (галереи, выставки-продажи, аукционы, художественные ярмарки, специализированная пресса, каталоги, художественная критика и пр.), сквозь который искусство доходит до потребителя.

3. Художественный рынок в России, начиная с ХУШ века, становится составной частью культуры, наиболее значимым его фактором является развитие частного коллекционирования произведений искусства.

4. Начиная со второй половины ХЕХ века, русское искусство включается в международный товарооборот художественных произведений, при этом художественный рынок становится одним из путей популяризации достижений российской культуры.

5. Частное коллекционирование в советский период не прерывалось; наряду с официальными формами приобретения художественных ценностей, активно функционировал неофициальный товарооборот произведений искусства.

6. Современный российский художественный рынок находится на новом этапе развития, который характеризуется активным формированием новой структуры товарного обращения художественных произведений, ориентацией на модель международного художественного рынка.

Практическая значимость исследования. Материалы, положения, выводы данной научной работы могут быть использованы в лекционном курсе по истории культуры России, по истории художественного рынка в России, а также при подготовке экспертов и специалистов по товарному обращению художественных произведений.

Апробация работы. Идеи и материалы диссертации положены в основу курса лекций «История развития художественного рынка в России» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (1999- 2003 гг.), а также докладывались на научных конференциях («Проблемы культуры и искусства» - 1999, 2000, 2001 гг.). По теме диссертации опубликовано шесть статей.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Этапы становления художественного рынка в культуре России"

Заключение

Диссертация посвящена изучению этапов развития и функционирования художественного рынка произведений изобразительного искусства в России XVIII - XX веков.

В процессе изучения проведено комплексное культурологическое исследование художественного рынка как явления культуры, в результате которого определена «посредническая» функция этого феномена во взаимоотношениях между субъектами производства и потребления художественной продукции, установлены основополагающие признаки товара художественного рынка, предпринята попытка сформулировать определение художественного рынка.

Проанализированы экономические аспекты обращения произведений искусства как товара в художественном рынке, заключающиеся в особых критериях ценообразования. Художественный рынок, как и любой другой «конкурентно-рыночный механизм» представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Следовательно, художественное произведение, попадая в систему рыночных отношений, становится товаром и подлежит двойной оценке: художественной и товарной. При анализе произведения искусства как товара с позиций трудовой теории стоимости (К. Маркс) и теории предельной полезности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), выдвинуто предположение, что при рассмотрении экономических аспектов рынка названные . * теории необходимо включать в исследование по принципу дополнительности. Трудовая теория является экономической основой художественного рынка, а его функционирование происходит согласно законам теории предельной полезности.

Прослежена эволюция рынка произведений искусства в художественной культуре, рассмотрены основные исторические этапы возникновения и развития товарного обращения культурных ценностей. На ранних этапах развития общества, еще в Древнем мире, произошло обособление создания художественного продукта от создания других видов продуктов. Дальнейшее общественно-экономическое развитие привело к возникновению основных субъектов художественного поля: художника и заказчика (создателя и потребителя). Форма обращения художественного продукта в докапиталистических общественных формациях выражалась простой схемой: «заказ — исполнение». Радикальный перелом в значении товарного обращения художественных произведений произошел после утверждения в Европе капиталистического строя в XV-XVII веках. Основным экономическим рычагом развития общества стали товарно-денежные отношения. В новую эпоху художественные произведения создаются не только по заказу, но и в качестве товара для свободной продажи. Произведение искусства в рыночной ситуации обладает потребительной стоимостью, которая реализуется в потреблении, и стоимостью, проявляющейся в обмене — меновой.

Таким образом, пути распространения художественных ценностей в обществе включают следующие варианты:

1. Заказной путь, осуществляемый по схеме «заказ-исполнение». Этот путь характерен для традиционных, докапиталистических обществ. Произведения искусства не являются товаром, так как не предназначены для свободной продажи.

2. Рыночный путь распространения культурных ценностей в обществе характерен для общества капиталистического типа, где с помощью рынка осуществляется регулирование взаимоотношений производителей какого-либо товара или услуги с потребителями.

Художественный рынок прошел историко-культурную эволюцию от ранних форм обращения художественных ценностей через становление рыночных отношений до глобальной коммерциализация «художественного поля». В современной культуре наблюдается взаимопроникновение бизнеса и искусства.

Следовательно, в современной социокультурной ситуации художественный рынок регулирует распространение художественных ценностей в обществе, а также является своеобразным фильтром, состоящим из многочисленных посреднических организаций (галереи, выставки-продажи, аукционы, художественные ярмарки, специализированная пресса, каталоги, художественная критика и пр.), сквозь который искусство доходит до потребителя.

Основным результатом исследования является воссоздание исторического процесса становления и функционирования художественного рынка произведений изобразительного искусства в России, определение основных историко-культурных этапов его развития:

Первый этап, дореволюционный наиболее продолжительный, охватывает период с начала ХУШ века (первые приобретения Петром Первым художественных произведений за границей) до 1917 года. В исследовании прослежена динамика развития художественного рынка: от единичных случаев реализации художественного товара в начале ХУ1П века до создания к 1917 году сложной, разветвленной структуры, включающей в себя: выставки-продажи, художественные и антикварные магазины, аукционы, частные галереи. Отмечается тенденция к увеличению доли произведений отечественного искусства в структуре российского художественного рынка. Для данного этапа характерно возрастание роли коммерческих отношений в культуре России, которые, однако, не приобрели доминирующий характер.

Особое значение для развития товарных отношений в сфере искусства имело частное коллекционирование. Первые художественные коллекции формируются в начале ХУШ века в результате собирательской деятельности Петра I и его сподвижников. В дальнейшем, увеличение спроса на художественные товары, изменение их роли в общественной среде, расширение социального состава коллекционеров, привели к расширению и структурированию отечественного художественного рынка.

Анализ процесса формирования товарных отношений в сфере искусства на данном этапе позволяет сделать вывод, что художественный рынок в России, начиная с ХУШ века, становится составной частью культуры, наиболее значимым его фактором является развитие частного коллекционирования произведений искусства.

В процессе изучения советского этапа в развитии художественного рынка анализируется состояние продаж произведений искусства и коллекционирования после 1917 года. Изменилась законодательная база и политика государства в отношении художественных и культурных ценностей. Постепенно государство монополизировало процесс товарного обращения художественных произведений. Был принят ряд декретов, ограничивающих и контролирующих антикварную и художественную торговлю. Сформировалась централизованная система заказа и распределения художественной продукции, а также неофициальный товарооборот произведений искусства.

Изучение советского этапа функционирования художественного рынка позволяет сделать вывод, что, несмотря на сложное положение частного коллекционирования в советской России, процесс художественного собирательства не прервался.

Современный этап развития российского художественного рынка определяет активизация товарного обращения произведений искусства, начавшаяся в конце 1980-х годов, в связи с радикальными изменениями в российской экономике. Создается новая разветвленная рыночная структура: открываются частные антикварные магазины, художественные галереи, аукционные объединения, проводятся ярмарки произведений искусства, выходят новые периодические издания по вопросам коллекционирования и приобретения произведений искусства. Период активного развития рынка сопряжен с рядом проблем. Основные из них: несовершенство законодательства, правовая незрелость института экспертизы, отсутствие доступного хронологического собрания аукционных каталогов и т. д. Одной из главных причин, тормозящих развитие товарного обращения, является отсутствие массового покупателя произведений искусства. Существенной чертой развития современного российского художественного рынка является его зависимость от результатов продаж произведений русских авторов в западных галереях и аукционах. Данные результаты служат важными ориентирами для формирования цеп.

Следовательно, современный российский художественный рынок находится на новом этапе развития, который характеризуется активным формированием структуры товарного обращения художественных произведе-# ний, ориентацией на модель международного художественного рынка.

Изучение истории взаимоотношений российского изобразительного искусства и зарубежного зрителя позволяют выявить важную роль художественного рынка в популяризации отечественной художественной школы. Важными показателями утверждения российского изобразительного искусства, как самобытного явления, стали не только многочисленные положительные рецензии зарубежных критиков, полученные на престижных выставках медали и дипломы, но и продажи из экспозиций иностранным коллекционерам. Сопоставление стоимости произведений русских и зарубежных авторов служит достаточно точной характеристикой положения отечественного искусства на мировом художественном рынке.

Анализ результатов участия русских художников в наиболее значи-щ) тельных международных выставках второй половины XIX начала XX века, а также изучение современного международного рынка российского искусства, позволяют утверждать, что, начиная со второй половины XIX века, русское искусство включается в международный товарооборот художественных произведений, при этом художественный рынок становится одним из путей популяризации достижений российской культуры.

В результате предпринятого исследования подтвердилась основная гипотеза: художественный рынок в России, начиная с XVEH века, становится одним из основных способов распространения художественных ценностей в обществе и может быть рассмотрен как составная часть российской художественной культуры.

Дальнейшее изучение этой проблематики позволит прогнозировать ^ дальнейшее формирование российского художественного рынка, анализировать современную ситуацию. Кроме того, изучение этапов его развития и функционирования может в значительной степени расширить наши знания о русской художественной культуре. Материалы, положения, выводы данной научной работы могут быть использованы в лекционном курсе по истории культуры России, а также при подготовке экспертов и специалистов по товарному обращению художественных произведений.

Результаты предпринятого исследования нашли отражение в курсе лекций «История художественного рынка в России» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (1999 — 2003 гг.).

Справочная литература

1. Адресы лиц, торгующих старинными художественными предметами- М.: Mpr. Trenke&Fusnot, 1871 - 24 с.

2. Весь Петербург: Адресная и справочная книга на 1892 г.- СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1892.- 770 стб., 228 с.

3. Весь Петербург: Адресная и справочная книга на 1896. — СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1896.- 2463 стб., 516 с.

4. Весь Петербург: Адресная и справочная книга на 1897 г. — СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1897. — 3954 стб., 1233 с.

5. Весь Петербург: Адресная и справочная книга на 1900 г. — СПб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П.О. Яблонского, 1900.— 4136 стб., 1099 с.

6. Весь Петербург: Адресная и справочная книга на 1910 г. — СПб.: изд. А.С. Суворина, 1910.-1514 стб., 1000 с.

7. Весь Петербург: Адресная и справочная книга на 1910 г. — СПб.: изд. А.С. Суворина, 1910. - 1514 стб., 1000 с.

8. Весь Петроград: Адресная и справочная книга на 1917 г. — Пг.: Изд. тов-ва А.С. Суворина «Новое время», 1917. — 1596 стб., 806 с.

9. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820— 1932): Справ. / Сост. Д.Я. Северюхин, О.Л. Лейкинд. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. -400 с.

10. Северюхин Д. Выставочная проза Петербурга: (Тезисы к историческому исследованию) / Д. Северюхин // Единый художественный рейтинг: Справочник. Вып. 5. - М.: АЛЕВ-В, 2002.- С. 56-66.

11. Цылов Н.И. Городской указатель или адресная книга врачей, художников, ремесленниов, торговых мест и т. п. на 1849 год / Н.И. Цылов.— СПб.: Тип. Штаба Отд. кор. Внутренней стражи, 1849. -531 с.

Аукционные каталоги

1. «Альфа-Арт», антикварно-художественный аукцион (Москва). Искусство России и Западной Европы XVII - XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Альбом / «Апьфа-Арт», аукц. дом]. Аукцион № 24; [Сост. М. Позникова]. -М.:Б. и., 1994.-47 е.: цв. ил.

2. «Альфа-Арт», антикварно-художественный аукцион (Москва). Искусство России и Западной Европы XVII — XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Альбом / «Альфа-Арт», аукц. дом]. Аукцион № 25; [Сост. М. Позникова]. - М.:Б. и., 1994. - 69 е.: цв. ил.

3. «Апьфа-Арт», антикварно-художественный аукцион (Москва). Искусство России XIX- XX вв.: Живопись и графика: [Каталог / «Альфа-Арт», аукц. дом]. Аукцион № 26., Москва, 27 мая 1995 г.; [Сост. К. Ахматова]. - М.:Б. и., 1995.-58 е.: цв. ил.

4. «Гелос», антикварное объединение (Москва). Коллекционный аукцион. (13; 1996). Искусство России и Западной Европы XVII-XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Каталог / Антикварное объединение «Гелос»]. Коллекционный аукцион № 13. — М.:Б. и., 1996. - 80 е.: цв. ил.

5. «Гелос», антикварное объединение (Москва). Коллекционный аукцион. (14; 1996). Искусство России и Западной Европы XVII- XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Альбом / Антикварное объединение «Гелос»]. Коллекционный аукцион № 14. — М.:Б. и., 1996.-76 е.: цв. ил.

6. «Гелос», антикварное объединение (Москва). Коллекционный аукцион. (16; 1996). Искусство России и Западной Европы XVII-XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Каталог / Антикварное объединение «Гелос»]. Коллекционный аукцион № 16. - М.:Б. и., 1996. - 62 е.: цв. ил.

7. «Гелос», антикварное объединение (Москва). Коллекционный аукцион. (20; 1997). Искусство России и Западной Европы XVII - XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Каталог / Антикварное объединение «Гелос»]. Коллекционный аукцион № 20. - М.:Б. и., 1997.-56 е.: цв. ил.

8. «Гелос», антикварное объединение (Москва). Коллекционный аукцион. (27; 1998). Искусство России и Западной Европы XVII-XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Альбом / Антикварное объединение «Гелос»]. Коллекционный аукцион № 27. - М.:Б. и., 1998. —136 е.: цв. ил.

9. «Гелос», антикварное объединение (Москва). Коллекционный аукцион. (29; 1998). Искусство России и Западной Европы XVII-XX вв.: Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство: [Альбом / Антикварное объединение «Гелос»]. Коллекционный аукцион № 29. - М.:Б. и., 1998. - 90 е.: цв. ил.

10. УП Российский антикварный салон (9; 2000, Москва и др.) Седьмой Российский Антикварный Салон — The Seventh Russian Antique Salon: Живопись. Графика. Старинные картины. Мебель. Фарфор. Бронза. Ювелирные изделия. [Каталог выставки], 29 октября - 8 ноября 1999 г. - М.: Б. и., 2000. - 66 е.: цв. ил.

11. «Четыре искусства» - ассоциация (Москва). Аукцион. (3; 1995). Живопись, графика, театрально-декоративное искусство России XIX — XX веков: [Альбом/Ассоциация «Четыре искусства»]. Аукцион № 3; [Редактор-составитель О. Портновых], М.: Ассоц. «Четыре искусства»., 26 апр. 1995. - 83 е.: цв. ил.

12. Conterprorary Art. - N.Y. - 2002. - May 13.- 7 00 pm.- 2002. - May 14. - 10 00 pm. «Sotheby's» - Icons, Russian Pictures and Works of Art. — London. — 15.12.1994. - Sotheby's, 1994. -156 p.: цв. ил.

13. «Sotheby's» - Icons, Russian Pictures and Works of Ait. - London. - 19. 12.1996. - Sotheby's, 1996. - 174 p.: цв. ил.

14. «Sotheby's» - Icons, Russian Pictures and Works of Art. - London. — 24.

04.1999. - Sotheby's, 1999. - 165 p.: цв. ил.

15. «Sotheby's» - Icons, Russian Pictures and Works of Art. - London. - 23.

11.2000. - Sotheby's, 2000. - 170 p.: цв. ил. .

16. «Sotheby's» - Icons, Russian Pictures and Works of Art. - London. — 10. 05. 2000. - Sotheby's, 2000. - 168 p.: цв. ил.

Архивные материалы

1. Российская национальная библиотека. Архив Собко., ф. 708, ед. хр. 737.

2. Российский государственный исторический архив ф. 789, on. 1, ч. 2, 1831, ед. хр. 1433.

3. Российский государственный исторический архив ф. 789, оп. 10, 1876, ед. хр. 225. ч. I.

4. Российский государственный исторический архив ф. 789, оп. 13,

1909 г. ед. хр. 221, кн. № 1.

5. Российский государственный исторический архив ф. 696, on. 1,

1910 - 1912 гг., ед. хр. 113-115.

6. Российский государственный исторический архив ф. 789, оп. 12, 1896 г., ед. хр. 5 «3», ч. 3.

7. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга ф. 448, on. 1 д. 40.

8. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, ф. 792, on. 1, д. № 3512.

9. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, ф. 36, on. 1, дело 49.

10. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, ф. 36, on. 1, дело 345.

 

Список научной литературыБадинова, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Гоголь Н.В... О движении журнальной литературы в 1834 — 1835 году / Н.В. Гоголь // Современник. - СПб., 1836. - Т.1. - С. 192-225.

2. Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России: Развитие принципов и методов / А.Б. Алешин- Л.: Художник РСФСР, 1989 158 е.; ил. -Библиогр.: с. 151-157.

3. Андреев А.Н. Картинные галереи Европы: Собрание замечательных произведений живописи различных школ Европы. В 3 т. Т. 1 / Ред. А. Андреев.- СПб.: М.О. Вольф, 1862 239 е.; 48 л. ил.

4. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон и другие / Т.А. Апинян. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, гос. ун-та, 2003.-400 с.

5. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций / С.Н. Артановский СПб.: СПбГАК, 1994 - 224 с.

6. Арт-рынок: Закономерное и аномальное// Art-Prestige. 1997.— № 4.-С. 134-136.

7. Бакланова Н.А. Культурные связи России с Францией в первой четверти XVin в. / Н.А. Бакланова // Международные связи России в XVII — ХУШ вв.: (Экономика, политика и культура): Сб. статей.— М.: Наука, 1966. — С. 303-344.

8. Банников А.П. Астраханская коллекция А.П. Сапожникова / А.П. Банников // Панорама искусств. 1988. 11. - С. 314-327.

9. Банфи А. Философия искусства / А. Банфи; Пер. с итап. — М.: Искусство, 1989. 383 с.

10. Бездсли М. Эстетическая точка зрения / М. Бездсли // Американская философия искусства: Антология / Пер. с англ. Н.Е. Буниной; Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова.— Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997.- С. 155-180.

11. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ/ Е. Бем-Баверк; Пер с нем. А. Санина.-Л.: Прибой, 1929.- 195 с.

12. Беиуа А. Мои воспоминания. В 3 кн. Кн. 1 / А. Бенуа. М.: Наука, 1993.-711 е.; ил.

13. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технического репродуцирования: Избр. эссе / В. Беньямин.- М.: Медиум, 1996.— 240 с.

14. Бережков А. О тех, кто «лезет вне очереди» в поте лица добывать свой хлеб / А. Бережков // Культура.- 1998.- 13 авг.- № 30(33). С. 3.

15. Бинкли Т. Против эстетики / Т. Бинкли // Американская философия искусства: Антология / Пер. с англ. Н.Е. Буниной; Под ред. Б. Дземидо-ка, Б. Орлова. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. — С. 289-318.

16. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; Пер. с фр. С. Зенки-на М.: Рудомино, 1995. - 222 с.

17. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; Пер. с фр.— М.: Рудомино, 1995. 168 с.

18. Борисов Н.П. Художник вечных льдов: Жизнь и творчество А.А. Борисова, 1866-1934/ Н.П. Борисов. JI.: Художник РСФСР, 1983268 е.; ил.- Библиогр.: с. 244-251.

19. Бродский Б. Из истории частного коллекционирования в Москве и Ленинграде / Б. Бродский // Искусство.— 1989.— № 3. С. 33-38.

20. Бродский Б. Из истории частного коллекционирования в Москве и Ленинграде / Б. Бродский // Искусство.— 1989.— № 5. — С. 30-33.

21. Бродский Б. Из истории частного коллекционирования в Москве и Ленинграде / Б. Бродский // Искусство.- 1989.- № 8. С. 47-50.

22. Бродский Б. Картины для диктатуры пролетариата/ Б. Бродский // Новое время.- 1992.- № 52. С. 50-52.

23. Бурдье П. Рынок символической продукции / П. Бурдье // Вопросы социологии.- 1993.- № 1/2.- С. 49-62.

24. В. П. Вейнер П.П. Об аукционах и продажах // Старые го-ды.—1907.— Март. С. 100-106.

25. Вейц М. Роль теории в эстетике / М. Вейц// Американская философия искусства: Антология / Пер. с англ. А.Л. Козловой; Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей. — 1997.— С. 43-60.

26. Веневитинов М.А. Русские в Голландии: Великое посольство 1697 1698 гг.- М.: Тип. и словолитня О.О. Гербека, 1897- 239 е., 13 л. ил.

27. Верещагин В.В. Воспоминания сына художника/ В.В. Верещагин. Д.; Художник РСФСР, 1978.-183 е., ил.

28. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е.В. Волкова. М.: Искусство, 1988. - 240 с.

29. Воспоминания П.И. Щукина. В 5 ч. Ч. 4 / П.И. Щукин.- М.: Синодальная тип., 1912.-47 с.

30. Врангель Н.Н. Искусство и государь Николай Павлович/ Н.Н. Врангель // Свойства века: Ст. по истории рус. искусства / Сост., ком-мент. и подгот. текста И.А. Лаврухиной. СПб.: Изд-во журн. «Нева», 2000. - С. 153-178.

31. Врангель Н.Н. Мадонна Бенуа Леонардо да Винчи/ Н.Н. Врангель СПб.: Сириус, - 1914.- 29 с.

32. Вышняковский Л.Б. На подступах к искусству (палеолит) / Л.Б. Вышняковский// Стратум: структуры и катастрофы: Сб. СПб.: Нестор. - 1997. - С. 4-19.

33. Гастев М. Статистическое описание Москвы / М. Гастев — М.: Университ. тип, 1841.-312 с.

34. Глаголь С. Галерея Ламерсье / С. Глаголь // Утро России.— 1910.— 20 окт.- № 278.

35. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собран, из достоверных источников и располож. по годам. В 15 ч. Ч. 6 / И.И. Голиков.- М.: Унив. тип., 1838 662 с.

36. Горский Д.П. Теория трудовой стоимости: Критический анализ концепции К. Маркса/Д.П. Горский// Вопр. философии. 1992.— № 12. — С. 127-135.

37. Горький М. Американские миллионы. Несвоевременные мысли / М. Горький // Новая жизнь.— 1918.- 23 мая.

38. Горяинов С. Художественные впечатления короля Станислава-Августа о своем пребывании в С-Петербурге в 1797 году / С. Горяинов // Старые годы 1908 - окт. - С. 587-614.

39. Грабарь Н.Э. Моя жизнь: Автомонография / И.Э. Грабарь. М.; JI: Искусство, 1937.- 376 е.; ил.

40. Грабарь И.Э. Письма 1917-1941 / И.Э. Грабарь. М.: Наука, 1977 - 424е.; ил.

41. Гройс Б. Утопия и обмен / Б. Гройс.- М.: Знак, 1993.— 374 е.— Библиогр.: с. 372-374.

42. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1: А-3 / В.И. Даль. М.: Прогресс; Универс, 1994. - 912 с.

43. Данилевич Н. Русская рулетка на антикварных торгах / Н. Данил-вич//Деньги- 1997-№3(111).-С. 18-26.

44. Декреты Советской власти. Т. 3: 11 июля 9 нояб. 1918 г.— М.: Политиздат, 1964. - 664 с.

45. Дземидок Б. Институционализм и философия искусства / Б. Дзе-мидок//Американская философия искусства: Антология / Пер. с англ. Н.Е. Буниной; Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова.- Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997 С. 221-236.

46. Дики Д. Определяя искусство / Д. Дики // Американская философия искусства: Антология / Пер. с англ. Н.Е. Буниной; Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова — Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997-С. 246-250.

47. Доброкпонский М.В. «Книга Виниуса»: Памятник русского собирательства XVII XVIII вв. / М.В. Доброкпонский // Сборник научн. тр. — М.: АН СССР, Отд. гуман. наук, 1928.- С. 215-230.

48. Дудаков В. Рынок русского искусства существует за счет западных покупателей / В. Дудаков // Артхроника.- 2001.- №1.- С. 70-74.

49. Дуков Е.В. Введение в социологию искусства: Учеб. пособие для гуманит. вузов/ Е.В Дуков., B.C. Жидков, Ю.В Осокин, К.Б Соколов, Н.А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2001. - 256 с.

50. E. JI. Аукционы и продажи / Е. Л. // Старые годы. 1916. — окт.-дек. - С. 172.

51. Е.О. Утии Е.И.. О всемирной выставке 1867 года. Письмо второе / Е.И. Утин // Вестник Европы. - 1867. - Т. Ш. - С. 72-100.

52. Екатерина II и Дидро: Исследование по вновь изданным материалам// Русская старина: Ежемес. истории, изд.- СПб.- 1884 Т. 42 (май), С. 223-278.

53. Еремеев А.Ф. Границы искусства / А.Ф. Еремеев. М.: Искусство, 1978.-320 с.

54. ЕрмишинП.Г. Основы экономической теории: Экономическая теория товара: Курс лекций / П.Г. Ермишин.— М.: Луч, 1998.— 78 с.

55. Жидков В. Рынок и регулирование культурной жизни / В. Жидков // Искусство и рынок: Проблемы теории и практики: Сб. ст.— М.: Гос. ин-т искусствознания, 1996.- С. 77-101.

56. Журавлев В.В. Мир художественной культуры / В.В. Журавлев.— М.: Мысль, 1987.-237 с.

57. Забелин И. Библиотека и кабинет графа Я.В. Брюса / И. Забелин // Летописи русской литературы и древности. В 5 ч. Ч. 1. — М.: Н. Тихонравов, 1859.

58. Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях/ И. Забелин. -4-е изд.- М.: А.Д. Ступин, 1918. Т. 1. Ч. 1: Домашний быт русских царей в XVI - XVII в. — 792 е.; ил.

59. Записки Императрицы Екатерины П/ Пер. с подлинника; Изд. Импер. Акад. Наук.- СПб.: А.С. Суворин, 1907 749 е.; 16 л. ил.

60. Засосов Д.А. Из жизни Петербурга 1890-х- 1910-х годов: Записки очевидца / Д.А. Засосов, В.И. Пызин. — Л.: Лениздат, 1991.— 269 е.; 24 л. ил.- Библиогр.: 268 с.

61. Зиммель Г. Избранное. В 2 т. / Г. Зиммель; Пер., гл. ред. и авт. проекта С.Л. Левит.- М.: Юрист, 1996. — (Лики культуры).

62. Т. 1: Философия культуры. 1996. — 670 с. — Библиогр.: с. 667-668.

63. Т. 2: Созерцание жизни. — 1996. 607 с. - Библиогр.: с. 605.

64. Зись А.Я. Эстетика: идеология и методология / А.Я. Зись.— М.: Наука, 1984-237 с.

65. Зифф П. Задача определения произведения искусства / П. Зифф // Американская философия искусства: Антология / Пер. с англ. Н.Е. Буниной; Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова.— Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997. С. 61-86.

66. Иваненко М. Маркиз желает разрубить Гордиев узел английских законодательств / М. Иваненко // КоммерсантЪ-Daily — 1994. 29 окт.

67. Ивановский А.Д. Ф.И. Прянишников и его картинная русская галерея / А. Ивановский // Русская старина.— 1993.— № 12. С. 594-595.

68. Иванчин-Писарев Н.Д. Речь, произнесенная в заседании Московского Общества Истории и Древностей Российских 28 янв. 1826 года/ Н.Д. Иванчин-Писарев // Московский телеграф.- 1826.- № 8.- С. 284-298.

69. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. — JL: Лениздат, 1987. 222 с.

70. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы: Учеб. пособие / С.Н. Иконникова. СПб.: СПбГУКИ, 1996. - 264 с.

71. Иллюстрированная газета.— 1864.— № 27.

72. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы / Пер. с фр. и общ. ред. А.Н. Извергиной — JL: Искусство, 1969.-388 с.

73. Искусство// Большая советская энциклопедия. Т. 10.— М.: Сов. Энциклопедия, 1972 С. 475-476.

74. Итон М. Искусство и неискусство // Американская философия искусства: Антология/ Пер. с англ. Н.Е. Буниной; Под ред. Б.Дземидока, Б. Орлова.- Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997.- С. 271-288.

75. Каган М.С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике / М.С. Каган. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.-765 с.

76. Каган М.С. Филосовская теория ценностей / М.С. Каган.— СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.

77. Калышцкая Е.Я. Коллекция живописи императора Павла I в Михайловском замке / Е.Я. Кальиицкая // Частное коллекционирование в России: Материалы науч. конф. Випперовские чтения-94. Вып. XXVII. — М., 1995.-С. 76-85.

78. Каменский М. Аукционы: Правовое регулирование / М. Каменский //Декоративное искусство. — 1991.-№12. С. 21-25.

79. Каминская А.Г. Юрий Иванович Кологривов / А.Г. Каминская // Проблемы развития русского искусства: Тематич. сб. научн. тр.— JL: Ин-т жив., скульпт. и архит. им. И.Е. Репина. 1980. — Вып. ХП. — С. 14-17.

80. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. Экон.-истор. исслед. / Е.П. Карнович. СПб.: Тип. К.Н. Плотникова, 1874.— 380 с.

81. Каталог художественных произведений бывшей Юсуповской галереи- Пг., 1920.- 24 с.

82. Кислова Н. Вот пришли русские но останутся ли они? (Советское искусство на аукционах) / Н. Кислова // Декоративное искусство.— 1990.-№11.- С. 15-16.

83. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 4 ч. / В.О. Ключевский. — М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1908-1910.

84. Ковалев А. Мы другие или другие мы: Русское искусство на западе /А. Ковалева//Пинакотека.- 1999 -№ 8-9 С. 10-12.

85. Колмаков Н.М. Дом и фамилия гр. Строгановых/ Н.М. Колма-ков// Русская старина.- 1887.- Т. 53. № 3 (март). С. 575-602; 1887.Т. 54. - № 1 (апрель). - С. 71-94.

86. Комарденков В. Дни Минувшие: Из воспоминаний художника / В. Комарденков; Предисл. И. Саца.- М.: Сов. художник, 1972.— 136 е.; ил.

87. Костеневич А. Искусство и коммерция / А. Костеневич // Панорама искусств: Сб. № 5.- М.: Сов. искусство, 1992.- С. 256-280.

88. Косуль Г. Адам Сило и некоторые нидерландские маринисты времени Петра Великого / Г. Косуль // Старые годы. — 1914. — июнь. — С. 12—31.

89. Коэн Т. Возможность искусства: замечания к предложениям Дики// Американская философия искусства: Антология / Пер. с англ.'Н.Е. Буниной; Под ред. Б. Дземидока, Б. Орлова.— Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997- С. 253-270.

90. Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917- 1941 гг. / Г.А. Кузина// Музеи и власть: Сб. науч. тр. НИИ Культуры. Ч. 1-М., 1991-С. 96-173.

91. Культура в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие для студ. и асп. вузов культуры и искусства / Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. — СПб.: СПбГАК, 1993.-86 с.

92. Культурология XX век: Энциклопедия / Гл. ред., сост. С Я. Левит. СПб.: Унив. книга, 1998 - 446 с.

93. Кутейникова Н. О международных выставках XIX в. / Н. Кутей-никова // Художник 1968. - № 12. - С. 53-55.

94. Л ало III. Введение в эстетику, методы эстетики. Прекрасное в природе и искусстве / Ш. Лало. — М.: Труд, 1915.- 254 с.

95. Лапшин В. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году/В. Лапшин.- М.: Сов. художник, 1983 495 е.; ил - Библиогр.: с. 438-468.

96. Лапшин В. Художественный рынок в России конца XIX — начала XX в. / В. Лапшин // Вопросы искусствознания. — М., 1996. С. 269-604.

97. Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин / А.К. Лебедев.— М.: Искусство, 1958 427 е.; ил.

98. Лебедев А.К. В.В. Верещагин и В.В. Стасов: С прил. переписки В.В.Верещагина и В.В.Стасова за 1885- 1904 гг./ А.К.Лебедев, Г.К. Бурова.- М.: Искусство, 1953.- 236 е.; 3 л. ил.

99. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. (1764-1917)/ В.Ф. Левинсон-Лессинг. Л.: Искусство, Лен. отд., 1985.407 е.; ил.

100. Ленин В.И. О литературе и искусстве: Сб. / Вступ. ст. Б. Рюрико-ва. 4-е изд.- М.: Худож. лит., 1969. — 822 с.

101. Линковский В. И. Художественный рынок и аукционы / В.И. Линковский // Аполлон.- 1913 № 1. - С. 58-60.

102. Лиховцева А. Индивидуальный взгляд на антикварный рынок/ А. Лиховцева // Независимая газета.— 2000.-1 нояб. — С. 5.

103. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства ХУП- начала XIX в. / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб., 1994 - 398 е.; 40 л. ил - Библиогр.: с. 390-398.

104. Луначарский А.В. Об искусстве. В 2 т. / А.В. Луначарский. — М.: Искусство, 1982.

105. Т. 1: Искусство на Западе.— 1982,— 470 с.

106. Т. 2: Русское советское искусство.— 1982.— 391 с.

107. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы / А.Ф. Малиновский.— М.: Моск. рабочий, 1992. — 252 е.; 16 л. ил (Клуб любителей истории).— Библиогр.: с. 229-234.

108. Манхейм К. Социология культуры: Избранное / К. Манхейм; Пер. Л.Ф. Вольфсон, А.В. Дранов.- М.; СПб.: Универс. книга, 2000.- 501 с.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — М.: Политиздат.1. Т. 3.-1955.-630 с.1. Т. 16.-1957.-839 с.1. Т. 23.-1960.-907 с.1. Т. 46. 4.1.-1968.-551 с.

110. Материалы для истории Имп. Академии наук. В Ют. Т. 1: 1716— 1730.- СПб.: Имп. Академия наук, 1885 732 с.

111. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль; Пер. с фр., вступ. ст., ред. Б.В. Бирюковой.— М.: Прогресс, 1973.- 406 с. с черт.- Библиогр.: с. 374-379.

112. Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России/ А.П. Мюллер JL: Academia, 1927.- 157 с.

113. Нерадовсий П.И. Из жизни художника: Воспоминания/ П. И. Нерадовский-Л.: Художник РСФСР, 1965 198 е.; 13 л. ил.

114. Нестеров М.В. Письма. Избранное / М.В.Нестеров. — 2-е изд-JL: Искусство, Ленингр. отд., 1966.- 534 е.; ил.

115. Новиков А.И. Роль коммерции в истории русской художественной культуры /А.И. Новиков // Философия образования и бизнес в современной России: Матер, научно-пракг. конф.- СПб.: Об-во «Знание», 1997.- С. 32-34.

116. Новое о Репине: Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации / Под ред. И.А. Бродского, В.Н. Москвинова.— Л.: Художник РСФСР, 1969 435 е.; 50 л. ил.

117. Об аукционах и продажах // Старые годы. -1907. Февр. - С. 58-65.

118. Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в ХУШ-первой половине XIX века / С.А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России: Вып. 3. М.: Сов. Россия, 1961- С. 269-299.

119. Онуфриенко Г.Ф. Художник в мире западного арт-бизнеса 80-х it. / Г.Ф. Онуфриенко // Изобразительное искусство. Художественный рынок: Обзор, информ.: Вып. 3.- М.: Информкультура, 1989.— С. 3-47.

120. Отчет Императорский Академии Художеств с 4 сент. 1866 по 10 сент. 1867.- СПб.: Имп. Академия художеств, 1870.— 85 с.

121. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 8: С 1695 по 1699.— СПб.: П-е Отд. собств. Е. и. в. канцел., 1867-1416 стб.

122. Пастухова М. Christie's & Sotheby's — демисезонье на русской art-ниве / М. Пастухова // Российский аукцион. — 1998 № 1.- С 26-29.

123. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. В2 т. Т. 1: Введение в историю просвещения в России ХУШ столетия/ П.П. Пекарский.- СПб.: Т-во Общественная польза, 1862.— 579 с.

124. Переписка В.В.Верещагина и В.В. Стасова. В 2 т. Т. 1: 18741878 / Под ред. А.К. Лебедева. М.: Искусство, 1950 - 423 е.; 4 л. ил.

125. Переписка В.В. Верещагина и П.М. Третьякова / Подгот. к печати и примеч. Н.Г. Галкиной М.: Искусство, 1963 - 138 е.; ил.

126. Перов Ю.В. К истории взаимоотношений публики и художников / Ю.В. Перов // Философские науки: Научные доклады высшей школы. -1966.—№ 6. С. 86-96.

127. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства / Ю.В. Перов.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.— 188 с.

128. Письмо М.К. Клодта П.М. Третьякову от 16 дек. 1867 // Письма художников П.М. Третьякову: 1856-1869. М., 1960. - С. 197-198.

129. Полунина Н. Коллекционеры старой Москвы / Н. Полунина, А. Фролов.- М.: Независимая газ., 1997.- 528 с.

130. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы; Учеб. пособ. / Ю.А. Помпеев. СПб.: СПбГУКИ. - 2 изд. - 2003 - 96 с.

131. ПраховА. Император Александр Ш как деятель русского художественного просвещения / А. Прахов // Художественные сокровища Рос-сси.— 1903 № 4/8 - С. 121-229.

132. Пушкин А.С. Сочинения. В 3 т. Т. 1: Стихотворения 1814 — 1836 гг. / А.С. Пушкин.- М.: Худож. лит., 1974.- 533 е.; ил.

133. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни перво-престолной столицы / М.И. Пыляев; Предисл. Ю. Александрова.— М.: Моск. рабочий, 1990.— 410 е.— (Клуб любителей истории Отечества).

134. Р. На аукционе или в сумашедшем доме: (Петроградские наброски с натуры)/ Р.// Биржевые ведомости: Веч. вып.— 1917.— 6 февр.— № 16085.

135. Разгон А.М. Предварительный музейный съезд итоги развития музейного дела в России / А.М. Разгон // Музей и власть: Сб. науч. тр. В 2 т. Т. 2: Из жизни музеев / Отв. ред. С.А. Каспаринская - М.: НИИК, 1991- С. 5-27.

136. Рай лай Ф. О влиянии войны на творчество / Ф. Райлан // Петроградская газ.— 1917.- 5 янв.—№ 4.

137. Рикардо Д. Сочинения. В 5 т. Т. 1: Начала политической экономии и налог, обложения / Д. Рикардо; Пер. М.Н. Смит.— М.: Госполитиздат, 1955-360 с.

138. Роллан Р. Собрание соч. В 14 т. Т. 14/ Р. Роллан; Пер. с фр. под ред. И. Анисимова М.: Гослитиздат, 1958.- 832 с.

139. Ростиславов А.А. Выставочные итоги / А.А. Ростиславов // Аполлон. 1913. -№ 3. - С. 44-45 с.

140. Ростиславов А.А. Искусство и война / А.А. Ростиславов// Аполлон- 1915.-№ 3. С. 54-56.

141. Савинов А. В чистом виде коллекционеры сейчас встречаются редко // Коллекционер. 1995. -№ 2. - С. 16-18.

142. Савинская Л.Ю. Знаток живет и изучает. Художественный рынок первой половины XIX в. и русские коллекционеры западноевропейской живописи / Л.Ю. Савинская // Мир Музея. 1995. - № 2. - С. 25-29.

143. Самарин И. Русское искусство на «Сотбис» / И. Самарин; Пер. с англ. Б.В. Егорова // Наше наследие.- 1996 № 38. - С. 136-140.

144. Санкт-Петербургские Ведомости.1733.-№26.1736-№101.1737.-№ 19.1760.-№86.1766.-№20.1788.-№49.1793.-№3.1799.-№41.

145. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом / Сост. Г.В. Есипов.— М.: Унив. тип., 1872.- 421 с.

146. Сборник материалов для истории императорской Санкт-Петербургской Академии художеств. Т. 1 / Под. ред. П.Н. Петрова.— СПб.: Академия Худож., 1864 — 782 с.

147. Сборник материалов для истории Румянцевского музея: Вып. I.— М.: Моск. Публ. и Румянц. музей, 1882.-199 с.

148. Свиньин П.П. Краткая опись предметов, составляющих Русский Музеум Павла Свиньина, 1829 года / П.П. Свиньин// Отечественные записки. Ч. 38.-1829.-№ 110.

149. Свиньин П.П. Первое письмо из Москвы: Частные библиотеки, галереи, разные собрания, кабинеты и русские художники / П.П. Свиньин // Отечественные записки. Ч. 1. СПб., 1820 - № 1. - С. 59-84.

150. Селиванов В.В. Обновление культуры / В.В. Селиванов // Человек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Вы-жлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1996.-288 с.

151. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления / В.В. Селиванов. — JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 144 с.

152. Семенова Н. О традициях и нетрадиционности нашего художественного рынка / Н. Семенова // Наше наследие.- 1991.— № 2. С. 28-31.

153. Сидоров А.А. Записки собирателя: Книга о рисунках старых и новых / А.А. Сидоров.- Л.: Художник РСФСР, 1969 239 с.

154. Сиповская Н.З. Участие сотрудника музея в деятельности художественного рынка // Матер, науч. конф. «Экспертиза» / Н.З. Сиповская. — М., 1996.-С. 179-182.

155. Собрание Юсуповых// Музей-3: Художественные собрания СССР. М.: Сов. художник, 1982.- С. 17-19.

156. Соколов Б.И. Экономика: Учеб. для гуманитариев / Б.И. Соколов, С.В. Соколова, СПб.: Бизнесс-пресса, 2002. - 478 е., ил.

157. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей / К.Б. Соколов.- М.: Наука, 1990.-251 с.

158. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 29 т. Т. 14 / С.М. Соловьев.— М.: Унив. типогр., 1864.

159. Стасов В.В. Собр. соч. В 4 т. Т. 2 / В.В. Стасов. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1984.- 1050 стб.

160. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков / Г.Ю. Стернин. М.: Искусство. 1970, - 293 с.

161. Сто лет Голицынской больнице в Москве: 1802-1902.— М.: С.М. Голицын, 1902 252 е.; 54 л. ил.

162. Столович Л. Эстетическая ценность и экономическая стоимость/ И.А. Столович //Академическиететради. 1997. -№ 3. - С. 179-181.

163. Столпянский П.Н. Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в ХУШ в. — СПб.: Тип. Сириус, 1913.- 35 е.; ил.

164. СтолярА.Д. Происхождение изобразительного искусства/

165. A.Д. Столяр. — М.: Искусство, 1985. 299 е.; ил.

166. Стрелков В. Русским искусством запад затоварен / В. Стрелков // Территория 1994.-№ 1.-С. 58-60.

167. Суворов Н.Н. Гаперейное дело: Введение в арт-бизнес; Учеб. пособие / Н.Н. Суворов.— СПб.: КультИнформПресс, 2001.—71 с.

168. Суриков Василий Иванович: Письма. Воспоминания о художнике / Сост. и комент. Н.А. и З.А. Родзимовских.— Л.: Искусство; Лен. отд., 1977.-382 е.; 52 л. ил.

169. Т. Трубников А.А. Отчеты об аукционах// Старые годы. — 1907.-Янв-С. 18-25.

170. Тарасов В. Коммерческое и некоммерческое искусство/

171. B. Тарасов // Творчество № 8 - 1991- С. 19-21.

172. Тетерятников В. Русская Золушка на мировых торгах/ В. Тетерятников // Мир музея.- 1993 №1(129).- С. 52-57.

173. Товарищество передвижных художественных выставок: Письма, документы: 1869-1899. В 2 т. / Сост. В.В. Андреев.- М.: Искусство, 1987.

174. Т. 1:1980.-382 с. Т. 2:1980.-680 с.

175. Трубников А.А. Петр Великий и «Статный суд» Мемлинга/ А. А. Трубников // Старые годы.— 1910.— Окт. С. 13-18.

176. Тугендхольд Я. Художественное бюро Надежды Добычиной / Я. Тугендхольд // Апполон. 1913. - № 3. — С. 44.

177. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — СПб.: Лань, 2003. - 528 е., ил.

178. Тульчинский Г.Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств: Фандрейзинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. СПб.: СПГАК, 1998.-108 с.

179. Устав Общества поощрения художников / Утв. 28 апр. 1833.— СПб.: Имп. Общ. Поощрения художеств, 1833.— 16 с.

180. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. В 6 т. Т. 3 / Н.Г. Устрялов СПб.: Тип. П-го отд. Собств. е. и. в. канц., 1858.- 632 с.

181. Ушкарев А. Результаты художественного производства/ А. Ушкарев // Искусство и рынок: Проблемы теории и практики: Сб. ст.— М., 1996.- С. 60-75.

182. Фролов Б.А. Искусство первобытное// Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. 1991., М. - С. 49-52.

183. Фурман П. Магазин редкостей Иосифа Негри / П. Фурман // С.Петербург. ведомости.— 1850.—№ 277.

184. Хаммер А. Мой век двадцатый: Пути и встречи / А. Хаммер; Пер. с анл. Г. Саливан.-М.: Прогресс, 1988.— 301 е.; ил.

185. Хатчесон Ф. Эстетика / Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит.— М.: Искусство, 1973.—479 с.

186. Ходасевич В. Поэтическое хозяйство Пушкина / В.Ходасевич.— Л.: Мысль, 1924 160 с.

187. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. / Гос. ин-т искусствознания; Отв. ред. А.Я. Рубинштейн. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996-2001.

188. Т. 1: Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б. Соколов. 1996. - 237 с.

189. Т. 2: Аудитория искусства в России вчера и сегодня / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин- 1997. 214 с.

190. Т. 3: Искусство в контексте социальной экономики / Отв. ред. А.Я. Рубинштейн. 1998. - 353 с.

191. Т. 4. Кн. 1: Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. — 2001. — 440 с.

192. Т. 4. Кн. 2: Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. 2001. — 531 с.

193. Художественная культура: понятия, термины: Справочник / Сост. JI.H. Дорогова. М.: Мысль, 1978,- 206 с.

194. Что такое ИКОМ? // Коллекционер. -1995.- № 2. С. 59.

195. Шарапова И. Ситуация послесловья / И. Шарапова, J1. Юсипова// Эксперт.- 1998-№48(164).-С. 153.

196. Шаркова И.С. Россия и Италия: Торговые отношения XV— первой четверти XVIII в. / И.С. Шаркова.- JI.: Наука, 1981 208 с.

197. Шевырев С. Словестность и торговля / С. Шевырев // Моск. наблюдатель: Журн. энцикл. М., 1835. - Г. 1. - Ч. 1: Март-апр. - С. 5-29.

198. Шер Я.А. К вопросу об истоках первобытного искусства// Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. -М., 1990. С. 6-12.

199. Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2 т. Т. 1 / Я. Штелин; Сост., пер. с нем. и прим. К.В. Малиновского.- М.: Искусство, 1990.- 446 с.

200. Эмь. Художественный отдел на Парижской выставке // ГПБ, Архив Собко, ф. 708, ед. хр. 737, с. 1: Голос. 1879. 29 янв.

201. Энциклопедический словарь. В 86 т. Т: 1А / Под ред. И.Е. Андреевского; Издатели: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.Е. Ефрон (СПб.). — СПб., 1890.-970 с.

202. Эфрос А. Итоги и ожидания: Перспективы русского собирательства / А. Эфрос // Среди коллекционеров 1921.- № 4 (июнь). - С. 14-18.

203. Юрьев М. По материалам, присланным Н. Лобановым-Ростовским «Sotheby's» / М. Юрьев // Наше наследие. — 1988.- № 5.— С. 149— 154.

204. Behrman S.N. Duveen und die Millioane: Zun Soziologie des Kunsthandels in Amerika. Hmb.: Rowohlt, 1960. - 190 p.

205. Belk R.W. Collection in a consumer society.- London & New York, 1965. 167 p.

206. Cabanne P. Dialogues with Marcel Duchamp. N.Y.: Viking Press, 1971.-136 p.

207. Gault de Saint-Germain P.M. Guide des amateurs de peinture des les collections generals et particulieres, les magazines et les vents. Paris: Deston-ches, 1816.-230 p.

208. Meyer U. Conceptual Art. N. Y.: Dutton, 1972. - 227 p.

209. Simmel G. The Philosophy of Money. London & New York: Rout-ledge, 1990.-537 p.

210. The New York Times. 1967. - Oct. - № 2. - P. 55.

211. Veblen T. The theory of the Leisure Class. London: B.W. Hubsch, 1924.-404 p.

212. Warhol A. The Philosophy of Andy Warhol. N.Y.: Cassel, 1975.241 p.

213. Werner M. Kunst// Frankfurter allgemaine Magazin. 1988.- 22 febr.-S. 50-51.

214. Список принятых сокращений

215. РГИА Российский государственный исторический архив. 190000, Санкт-Петербург, Английская наб., 4

216. ЦГИА СПб Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. 190121, Санкт-Петербург, ул. Псковская, 18

217. ЦГАЛИ СПб Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. 191121, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 34

218. РНБ Российская национальная библиотека. 191089, Санкт-Петербург, Садовая, 18.