автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Автобиографическая проза А.М Ремизова (проблема мифотворчества)

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Блищ, Наталья Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Автобиографическая проза А.М Ремизова (проблема мифотворчества)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Автобиографическая проза А.М Ремизова (проблема мифотворчества)"

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 882 - 054

БЛИЩ НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА

автобиографическая проза а. vi. ремизова (проблема мифотворчества)

Специальность: 10.01.62 - русская литература

Автореферат диссертации.на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МИНСК 2000

Работа выполнена на кафедре русской литературы Белорусского государственного университета

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

с. я. гончаровА-грабовская

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, нрофессс

и. а. чарота

кандидат филологических наук, доцент с. в. карпушин

Оппонирующая организация — Гродненский государственный униве ситет им. Я. Купалы •

Защита состоится << 22 » сентября 2000 г. в 14.00 на заседании сов та по защите диссертаций Д. 02. 01. 12 в Белорусском государственнс университете ( 220030, г. Минск, ул. К. Маркса, д. 31, филологическ! факультет, ауд. 62; тел. ученого секретаря 222-33-66).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белгосуниверситета.

Автореферат разослан « » ____ 2000 г.

Ученый секретарь

совета по защите диссертаций А. И. Вельский.

р) £"з>- чее^иыъ а:Ъ.

ОКЩЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Алексей Михайлович Ремизов - писа-гль с оригинальным мышлением и уникальным мировидением. О много-панности и сложности его творчества в свое время писал Д.Святополк-Чирский, отмечая, что «вся русская традиция - от мифологии языческих ремен и русифицированных форм византийского христианства до Гоголя, [.остоевского и Лескова - была впитана и ассимилирована Ремизовым».1 кЛексей Ремизов - один из самых «загадочных» русских писателей XX века, то творчество, отличающееся интеллектуальной сложностью, символиче-кой многозначностью и стилистической виртуозностью, до конца не разга-,ано и не исследовано. Вне поля зрения ученых осталась и проблема мифо-ворчества в автобиографической прозе писателя.

Актуальность исследования объясняется и тем, что автобиографиче-к-ая проза А. Ремизова, впитавшая в себя идеологический и эстетический отенциал феноменов русской культуры «серебряного века» и русской эмиг-ацни, а также элементы традиционной культуры Востока, воссоздает реаль-ую картину жизнедеятельности писателя, определяет его социокультурный юн, что до сих пор является областью совершенно не исследованной.

Особую актуальность приобретает изучение автобиографической про-ы А.М.Ремизова в аспекте проблемы мифотворчества, которое позволяет ыявить принципы художественного мышления писателя и особенности ми-юпоэтики его произведений.

Актуальность темы диссертации определяется также и тем, что про-лема мифотворчества и мифомышления находится в центре внимания со-ременных гуманитарных наук, поскольку она вобрала в себя ряд проблем жлософии, социологии, религиоведения, искусствознания, культурологии и шлологии.

Актуальность темы диссертации определяется, таким образом, отсутствием научных исследований, посвященных автобиографической прозе А. Ремизова, проблеме ее мифотворчества;

необходимостью исследования природы и структуры мифотворчества писателя;

неизученностыо особенностей мифопоэтики автобиографических произведений Ремизова.

Связь работы с крупными научными программами, темам». Ра-

юта выполнена в соответствии с плановой темой кафедры русской литерату-ы Белорусского государственного университета: ((Русская литература: мето-ы, жанры, стили» (1995-2000), № 19962122 от 19.06.96. года.

М1гьк> О.й. А 1(15(00' оГКи$яйт 1ЛегаП1ге. - ЬошЗоп: 1оис1оп. 1'Лй. - С .236.

Цель и задачи исследования: Раскрыть особенности мифотворчсс ва А. М. Ремизова на материале его автобиографической прозы. В соответс вин с целыо ставятся следующие задачи:

- дать целостный анализ мифотворчества A.M. Ремизова, выявив в ею структурные компоненты и механизмы их взаимодействия;

- определить особенности мифопоэтики автобиографического-мет повествования А. Ремизова «Легенда о самом себе»;

- исследовать поэтику автобиографического мифоромана «Подстр женными глазами».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являет мифотворчество A.M. Ремизова, понимаемое как способ художественно мышления и как своеобразный способ самоанализа и самовыражения. Пре мет специального изучения составили книги-воспоминания автобиографии ского цикла «Легенда о самом себе» и мифороман «Подстриженными гла; ми», в котором воплощен многолетний опыт писателя.

Методология и методы проведенного исследования. Теоретш скую основу диссертационного исследования составили общие работы литературоведению (М. Бахтин, Ю. Лотман, Б. Успенский, В. .Топоре А.Пятигорский, М. Ямпольский, Т. Цивьян, Р. Барт, Г. Башляр), труды по ф лософии и истории культуры, теории мифа и символа (А. Белый, А. Лосе 1С.Леви-Стросс, К. Юнг, М. Элиаде, Н. Фрай, Дж. Фрэзер, К. Хюбш Дж.Кэмпбелл), исследования по мифопоэтике (А. Веселовский, Р. Якобсс Б. Гаспаров, Е. Мелетинский).

В диссертации используется метод структурно-функционально анализа, который позволяет:

- наиболее глубоко исследовать природу и структуру мифотворчества;

- раскрыть механизм и принципы мифомышления писателя;

- выявить особенности мифопоэтики рассматриваемых автобиографическ произведений.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа является п< нмм в Республике Беларусь и СНГ исследованием, в котором разработа концепция мифотворчества A.M. Ремизова на материале его автобиограф ческих произведений.

В данной работе впервые: дается целостный анализ мифотворчества как гармоничной эстетическ системы, в которой раскрываются принципы взаимодействия структурм компонентов (символистского, театрального, научного, философского, ре; гиозно-мифологического);

раскрыты художественные принципы и приемы писателя, лосредств которых в автобиографической прозе «перевоссоздается» мифологизировг пая реальность (эпоха, литературное окружение) и творится «миф о сам себе»;

исследована мифопоэтика автобиографического метаповествования «Ленда'о самом себе», ее мифотворческие принципы, определяющие стилевой ¡лик писателя;

выявлены художественные особенности автобиографического мифорома-I «Подстриженными глазами», предложен н научно обоснован ряд катего-тльных признаков жанровой природы произведения;

предпринята попытка исследования произведении A.M. Ремизова во аимосвязи и взаимодействии с различными культурными, этническими и ужгиозными традициями, что позволило осмыслить его творчество в кон-:ксте мировой культуры.

Практическая значимость. Материалы и результаты исследования огут быть использованы в учебных курсах, спецкурсах, спецсеминарах, при заработке учебных пособий по истории русской литературы начала XX века литературы русского зарубежья. Предполагается, что теоретические поло-ения и результаты, содержащиеся в диссертации, найдут дальнейшее ос^ ыедение в литературоведении.

Основные положения диссертации, выносимые на за;н:;ту:

1. Автобиографическая проза Ремизова - это материализовавшийся в .орческом акте субстрат его мифомышления; это оригинальная художест-гппая форма эстетического самовыражения и самоанализа, в которой создан (лойчивый мифологизированный образ самого себя.

2. В основе мифотворчества А. Ремизова лежит мономиф, тяготеющий культурно-религиозному изоморфизму, который выражен сакральной диа-

раммой «гармоничной модели мира» и воплощает идею «единства, отра-сенного в гармонии множеств». Мономиф создает возможности для специ-¡ического синтеза жанров, стилей, форм повествования, а также генерирует тгипно-смысловью ?? юмпозитопиые структуры каждого произведении, /груктурпо-схематическое выражение мономифа соответствует структуре шфотворчества, основанной на единстве синхронно взаимодействующих омпопентов (символистского, театрального, научного, философского, рели-нозно-мифологического).

3. ((Легенда о самом себе» A.M. Ремизова представляет собой автобио-рафическое метаповеетвование с мифологической основой, в котором по-ледователыю реализованы основные мифотворческие принципы писателя. !оэтика этого метаповествования моделируется по основным принципам ¡оэтнкп мифа.

4. 13 автобиографической прозе Ремизов демонстрирует новый способ удожествеппого мышления. Суть этого способа в многочисленных моти-¡ациоппых «вживлениях» в автономные мпфотексты (метаповествователь-юсть) и в дальнейшем углубленном переосмыслении своих же собственных шфоповествовапий (автометаповествователыгость).

5. Книга воспоминаний «Подстриженными глазами» по ряду катег риальпых признаков соответствует «сайру автобиографического мифорома и является своеобразным ключом к мифотворчеству писателя, а также к г ннмашно всех кпиг-воспомипапий, составляющих «Легенду о самом себе».

Лг.чимн вклад соискателя. Диссертация представляет собой сам стоятельное и оригинальное исследование. Соискателем разработана ко цепция мифотворчества A.M. Ремизова на материале его автобиографии с 1.-ой прозы.

Апробация результатов диссертации. По материалам диссертац были сделаны доклады па 4 международных конференциях:

1. Международная конференция «Славянские литературы в коитекс мировой». Минск, 18 20 ноября 1997 г.

2. Международная научно-теоретическая конференция «Теория практика изучения языков, литературы, и риторики в высшей и среди школе». Минск, 15 17 декабря 1997 г.

3.Международная конференция «Взаимодействие литератур в мирош литературно™ процессе (Проблемы теоретической и исторической п этики)». Гродно, 15-17 апреля 1998 г.

4. Международная научная конференция «Славянские литературы контексте мировой». Минск, 17 19 октября 1999 г. Опублмкмшшость результатов. Основные материалы изложены

cc.'vii] научных публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, общ. характеристики работы, трех глав, заключения и списка использованных и гочников. Полный объем диссертации 123 страницы, в том числе спис использованных источников 17 страниц, 333 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обосновывается актуальность диссертационной темы необходимость исследования проблемы мифотворчества A.M. Ремизова материале его автобиографической прозы.

ГЛАВА ! «Структура мифотворчества A.M. Ремизова» п свящеиа разработке концепции мифотворчества писателя.

Осмысление феномена мифотворчества, ярко проявившегося в рус. «пеомифологизма», одного из главных направлений культурной мептал ноети XX века»' - становится актуальной проблемой в современном литер туроведешш. В исследованиях, посвященных данной проблеме, мифотворч ечво рассматривается как «тип художественного мышления»', как «худож

• Руднев В.П. Словарь культуры XX века. ~М.: Аграф. 1997. - С. 184.

*1 >-1ыщ А. Лу| II мифотворчества и пути искусства // Новый мир. - 1069. - № 5. - С. 217.

с) венный прием н кик стоящее за этим приемом мироощущение» , как «сознательное обращение к поэтике мифологизирования»3) как творчество, порожденное «активно-производящим мифологическим сознанием»6. Эти научные положения послужили теоретической основой интерпретации мифо-

1Ч1Аглиалтп'1 Рачитпп '

• IJVip-l 1 Lit* 1 kltltl jv/l>u.

Вдумчивое аналитическое прочтение автобиографической прозы писателя закономерно приводит к положениям, дополняющим и расширяющим понятие «мифотворчество». Применительно к Ремизову, мифотворчество -это способ «перевоссоздания» картины мира по мифологической модели: В рамках мономифа, - это процесс гармоничного преобразования «творческой Памяти» в «ретроспективный Мифотекст». И, наконец, мифотворчество Ремизова это способ создания мифологизированного образа самого себя, а также система приемов мифологизирования, отраженных в поэтике книг-военоминаний. Именно такой ракурс позволяет соотнести структурно-функциональную специфику ремизовского мифотворчества с его ценностно-семантическими особенностями.

Мифотворчество Л.М. Ремизова представлено в виде гармонично:: системы, и которой выделяются взаимодействующие друг с другом структурные компоненты: символистский, научный, театральный, философский и религиозный. Каждый из компонентов представляет собой своеобразный сплав мифологически переосмысленных эстетических положений, в соответствии с которыми вырабатываются творческие принципы.

Мифологическое мышление, составляющее основу художественного метода писателя, формировалось под влиянием литературно-философского комплекса символистских теорий о мифе и мифотворчестве, возникшего в начале XX века. Вот почему в структуру мифотворчества писателя закономерно вошел символистским компонент, который четко представлен двумя моделями: «днаволическнм» и «мнфопоэтическим» символизмом.

Второй особенностью мифотворчества Л.М. Ремизова является присущее ему ярко выраженное игровое начало. Это обусловлено культурным феноменом начала века, которому было свойственно тяготение к игровым эстетическим формам: стилизациям, театральным маскам, мистификациям. Ремизов, как никто другой, оказался восприимчивым к формам артистической мимикрии, более того, его литературная поза становится жизненной ролью. Все это дает основание выделить п структуре мифотворчества тсат-¡ииьпып компонент, в пределах которого действуют такие специфичные приемы, как мегаморфизация человеческой телесности.

' Мол<п пнекий ИМ. Поэтика мифа. - М.: Издательская фирма «Восточна» литераГ)ра» РАН. Школа «Я ш-

ки русской культ) ры», 1995. - С. 295.

' Минц 3. Г. О некоторых «нсомифологичсских» текстах в творчестве русских символистов // Творчество А.Клока п русская культура XX иска: БлоковсхиН сборник VII. - Тарту. 1979. - С.77. "Логман 10.М. Успенский В.А. Миф-имя- культура //ТЗН.: Сборник научных статей в честь М М. Ба\-

1П11,| (к 75-ЛС1ШО солил рождения)/ Отв. ред. Ю. Логман. - Гарте, 1973. - С.2ЯЗ.

с,

представленная моделями «бестиаризации» и «обезображивания», а такж приемами «семиотизации движения и жеста». Особое внимание а диссерта пи и уделяется своеобразной эстетической форме - «Русалия», которая стал апогеем театральных опытов писателя. «Русалия» Ремизова тяготеет к кол лективному действу, мистериальности, экстатичности, дионисийности, ор гаиетичности, ока созвучна «карнавалу» М. Бахтина, «дионисову действу Вяч. Иванова, а также хлыстовскому «радению».

Многочисленные комментарии A.M. Ремизова к собственным мифолс гическнм текстам из области научных исследований по фольклору и этне графи» свидетельствуют о филологической эрудиции писателя и позволяю говорить о присутствии научного компонента в структуре мифотворчеств писателя. Главную роль в выборе Ремизовым научного подхода к мифу сьн рала теория вторичной мифологичности (А.Н. Веселовский), в которой ра( крывается историческая обусловленность корреляции языческих и христиа! ских элементов в фольклоре, а также идеи о мифическом мышлении, слове мифе, о магии слова, его многозначности и символичности (A.A. Потебня). своем художественном творчестве Ремизов демонстрирует глубокие филолс гические знания и обрабатывает мифологический материал как лингвист, э: нограф, фольклорист, литературовед.

В мифотворческой концепции Ремизова используется оригинальна система перевода философских размышлений Л. Шестова и В. Розанова ъ мифологический язык. Эстетические идеи философов, творческий и духо! нын опыт, мировоззренческие положения - все это сфокусировано в фшк софском компонента мифотворчества писателя. Мифотворчество Алексс Ремизова широко представлено метаповествовательнымн текстами, которь возникали в результате интерпретационного освоения писателем филосос ских идей и построений Л. Шестова и В. Розанова. Их манера философств« вапня оказалась для Ремизова эталоном интеллектуального творчества и Bt звала к жизни своеобразную ремизовскую философию мифотворчества.

В работе отражен процесс формирования рашгиозно-мифапогическос компонента в структуре мифотворчества писателя. Этот компонент являет! производным от эстетики диаволического символизма и представляет собс своеобразный синтез мифологизированных религий, вобравший в себя эл менты эзотерических знаний, мистики неоплатонизма и гностиков, питашш христианские ереси.

Религиозно-мифологический компонент, активно участвующий структурно-семантической организации мифотекстов, включает три обра личной мифологии Ремизова - Илья Пророк, Иоанн Креститель и Никол; Чудотворец. В работе определяется степень воздействия образов личной м фологии на мотивно-сюжетные линии, смысловое наполнение ключевь лейтмотивов и символов поэтики Ремизова, а также их непосредственн< влияние на авторскую систему аксиологии.

В ломе религиозно-мифологического компонента мифотворчества Ремизова сформировалось философское понятие «горная духовная высота». <огорое, по мнению автора работы, отражает нравственный идеал писателя. Религиозный смысловой подтекст этого понятия многозначен - это и «путь к феображению», и «венец» человеческих стремлений, и символ «исихастско-~о рая». Пути к достижению «горной духовной высоты» могут быть самыми эазными. Ремизов видит их и в оккультной гимнастике с «выхождением из :ебя», и в хлыстовско-скопческих радениях, и в «изощренности дервишей», и в чудесах йогов, в имясловстве - «старцев», в ведовской мази, в посте, в ночных стояниях. Для себя он избирает единственно возможный путь: «для глаз «чудаческий», а. в сущности, подвижнический образ жизни ученого»7. Гаким образом, нравственный идеал Ремизова, выраженный метафорой «горная духовная высота», оправдывает тот культурно-религиозный изоморфизм, который характерен для его творчества. Анализ текстов писателя позволяет сделать вывод, что его интерес к различным религиозным опытам и конфессиям был обусловлен научным поиском тем, сюжетов и образов для своего мифотворчества.

В работе показаны механизмы взаимодействия специфичных мифотворческих приемов, проявляющихся в лоне того или иного структурного компонента, которые управляют творческим актом, направленным на «перевоссоздание» Картины мира и сотворением мифа о самом себе.

Мифотворчества Ремизова тяготеет к целостности и гармонии всех составляющих его элементов, В связи с этим особую значимость приобретает проблема существования мономифа А. М. Ремизова. Мономиф имплицитно постулируется автором как основание или строительный материал мифотворчества, он априорно существует и предопределяет существенные черты стилевого облика писателя: его изоморфизм, символико-смысловую многомерность и неисчерпаемость.

Символический смысл мономнфа Ремизов не связывал с конкретной культурной традицией, а допускал всевозможные семантические выходы к известным ему культурным системам, имевшим в его понятии мифологический статус: славяно-ведической (генетически связанной с индуистской), даосской и буддийской, мусульманской и античной, иудейской и христианской. Именно по этой причине и возрастает семантическая емкость символа-диаграммы (квадрата, вписанного в круг) - схематичного воплощения мономифа. Так, круг мыслится писателем не только как «небо, но и соотносим с рядом религиозно-философских понятий. Крут - это «непознаваемое разумом», «безграничное», «неисчисляемое» и «неделимое», «активное производящее», «Янь», «космос» и «солнечный цикл», и, наконец, «Бог». Квадрат

7 Ремизов A.M. Учитель мушки. Каторжная идиллия. / Подготовка к печати, вступительная стапя к примечания Антонеллы Д' Амелня. - PARIS. LA PRESE UBRE. 1983. - С.436.

символизирует не только «землю», «материю», но и «универсальный закон», «бесконечно делимое», «пассивное и жертвенное», «Инь» и саму «Богородицу».

В основе мифотворчества Ремизова находится модель мироздания «небо ~ земля - гармонизирующее движение», которая во многих культурных традициях выражена диаграммой квадрата, вписанного в круг. Следовательно, диаграмма мономифа Ремизова может выглядеть следующим образом. Круг, сохраняя все свои символические значения, мыслится как Память, а Квадрат означает материализовавшуюся творческую память, т. е. ретроспективный Текст. На пересечении осей координат квадрата (на кресте) помещен сам автор - «страдающий», «отверженный» и обладающий Творческой памятью, которая, в свою очередь, может быть гиппологической, ассоциативной, генетической, перцептивной, житейской. В процессе гармонизирующего движения (перехода творческой Памяти в Текст) участвуют структурные компоненты мифотворчества (символистский, научный, театральный, философский, религиозно-мифологический), которые, взаимодействуя друг с другом но определенным правилам, порождают основные мифотворческие композиты - тематические и лейтмотивные. В свою очередь каждый композитный лейтмотив распадается в текстах на составляющие его мотивы и субмотивы. Все это бесконечно дробимое множество не хаотично, а целена-правлено к переходу Хаоса в Космос, Творческой памяти - в Текст.

В диссертационном исследовании делается вывод, что в. мономифе А.М.Ремизова реализована идея «единства, отраженного в гармонии множеств», где процесс гармонизации есть творческий процесс, и воплощена сакральная «модель мира». Таким образом, мономиф является символическим отражением структуры мифотворчества Ремизова, в котором «целостность» и «единство» воплощено посредством гармоничного сочетания структурны) компонентов и их множественных составных элементов.

ГЛАВА 2 «Мифопоэтика автобиографического метапове-c ruouauuu A.M. Ремизова «Легенда о самом себе» посвящена ана лизу художественных особенностей автобиографической серии семи книг воспоминаний, куда вошли «Подстриженными глазами», «Иверень» «Встречи. Петербургский буерак», «Взвихренная Русь», «Учитель музыки» «Сквозь огонь скорбей», «Мышкина дудочка». Несмотря на составную рас члененность, «Легенда ...» являет собой единство тона и стиля, идейную i композиционную целостность, которая обеспечивается основным смысло вым центром - автором и его героем.

В диссертации доказывается, что литературная форма «Легенды о са мом себе» представляет собой автобиографическое метаповествование i мифологической основой. Структурно-функциональный анализ мифоноэтн кн произведений позволил обнаружить определенную систему мифотворче

принципов и приемов писателя, которые составили основу всею авто-зграфического метаповествования.

Ключевым из них является принцип сознательного мифпюгизирова-I своего творчества. Он использован в качестве своеобразного выражения етических воззрений автора и как средство его самозащиты от читатель-ьисследовательского рефрена: «непонятно».

В исследовании показано, каким образом мировоззренческие уставки А.Ремизова на изоморфизм культурных традиций, философичность и /кообразиость повлияли на его эстетику, усложнили стиль и расширили теллектуальный горизонт произведений. В связи с этим раскрывается не-нозначность ремизовского понимания сущности «искусства». Ранний Ре-13ов в понимании творчества идет от мистической христианской мысли, горая сводится к тому, что Бог - творец Слова. Следовательно, словесное кусство сакрально, а Книга символизирует модель мира. В понятие «ис-сство» поздний А. Ремизов вкладывал смысл, заимствованный им из даос-о-буддийской мысли, согласно которой «искусство» - это красота, которая йсленно не постижима, потому что выходит за пределы мыслительных зможностей. Поэтому в восточном искусстве и фиксируются только про-ссы иллюзорного характера. Ремизов, подобно китайскому живописцу, ни-гда не изображает мир законченным, он растворяется в созерцании и в нем крывает гармонию вещей, поэтому композиция его книг наполнена наме-ми и воспоминаниями. Незавершенность изображения проявилась в его »страстной графике, а незавершенность описания выразилась в миогознач->й символике и повышенной аллюзивности и ассоциативности мифотёк-ов. Ремизовское понимание искусства созвучно также исламской мысли, (гласно которой «искусство - это мудрость, а мудрость - это достижение шнетва, отраженного в гармонии множеств».

Принцип, который предопределил возникновение автобнографическо-| метаповествования, связан с мифологемой авторской судьбы - Отвержён-зстыо, призванной воспроизводить традиционную мифологическую модель введения главного героя «Я мир». Эта мифологема является константой 1Я автобиографической прозы писателя и развивается в мифопоэгике «Ле-:нды ...» по следующим ступеням:

от семейно-соцальиого хаоса, проецирующего дальнейший мировоззрен-;ский хаос, — к добровольному отчуждению и затворничеству, способст-,ющему повышенной субъективизации мира;

ог отчуждения - к гипертрофированной созерцательности, медитации и :тановке на эзотерику и мистику; от созерцательности - к самоценному творческому акту. Выбор мифологемы обусловлен ремизовской аксиологией: значимо и ценно >, что связано со страданием, усилием, жертвой, болью. Па этой основе и

возникает авторская маска «подвижника», безропотно принимающего шевные и физические страдания.

Интерес представляет принцип религиозно-мифологического изо.' фита, который порождает многомерность символического и семантичес содержания произведения. Семь книг воспоминаний, включенных в со «Легенды о самом себе», подчинены строгой внутритекстовой хроноло Однако авторская хронология выполняет в ней не историческую функт характерную для мемуаров, а символическую. Вот почему главным явля тот факт, что «Легенда...» представлена именно семью книг; воспоминаниями. Одно из символических значений числа восходит к ской православной традиции, для которой характерно сакральное воспри седмеричности - семь дней творения, семивековой цикл мировой истор семь символических возрастов (младенчество, детство, отрочество, кик молодость, зрелость, старость). Возможно, Ремизов стремился в «Легеь самом себе» выразить определенное соответствие своей автобиографиче хронологии символической семивозрастности. Следующее. предполож< обусловлено тем, что модель мира в автобиографической «Легенде...» падает с онтологической картиной мира по Талмуду, представленной се вечными осями. Метафизический смысл замысла заключается в том, чтх мизовское отношение к миру и весь его духовный опыт,' выраженный I разах и символах, запечатлен в семи книгах воспоминаний. Возможно, источник третьего предположения содержится в учении Зороастра, а им< в идее о семи божествах и семи творениях. Суть ее в том, что Ахура-М сотворяет шесть божеств, которые олицетворяют собой одну из добро; лей, при этом сотворенные божества являются эманациями Ахуры-Маз, постоянно сосуществуют вместе с ним, составляя «Божественную семс] Исходя из этого, книги-воспоминания могу! олицетворять собой «творг «сотворенные им добродетели». Увлеченность Ремизова религис философским учением суфиев дает основание предположить, что семь ь воспоминаний могут восходить к известным семи стадиям суфиев. Согл этому учению, Мурид должен преодолеть семь стадий мистического « познания». С точки зрения диссертанта, Ремизов в семи книгах «Легенд: аллегоризировал суфийский путь «семи стадий совершенствования» I печную цель суфизма.

В работе доказывается, что принцип структурной организации м повествования воспроизводит структуру мифа. В каждой из книг восп паний главная тема «память» образует многомерное мнемоническое странство посредством расщепления на «глубинную пропамять», «генеп скую», «перцептивную», «ассоциативную» и «житейскую». Каждому памяти определено свое внутритекстовое пространство: «глубинной нам сновидческое пространство, «генетической» - родословное, «перцег ной» ~ топографическое, «ассоциативной» - интертекстуальное, «ж1

ской» - бытовое. Связь между этими пространствами осуществляется через мифологические смыслообразы. Многомерное мнемоническое пространство усложняет хронотоп и структуру композиции. Композиция всех книг-воспоминаний «Легенды о самом себе», сохраняя первоначальную «симфоническую» организацию, характеризуется весьма сложной структурой. По принципу распределения смыслов композиция центросферическая: центр -обертон, с которым связан основной фрагмент, а от него исходят и к нему опять возвращаются мотивные линии. По принципу монтажа фрагментов композиция - иконографическая, подражающая композиции житийных икон. Центральный фрагмент в такой композиции - автор, слившийся с мифологизированным героем, осознающий себя «подвижником», «мучеником», и окружающие его клейма-фрагменты, каждому из которых определен свой сюжет с автоагиографической сема!пикой. Таким образом, форма каждого произведения, включенного в «Легенду...», характеризз'ется смысловым и тематическим единством и вместе с тем структурно-фрагментарной расчлененностью. При этом все составляющие текст фрагменты на подтекстовом уровне подчиняются теме памяти и мифологеме авторской судьбы. В то же время каждый из фрагментов пронизан лейтмотивом и сопровождающими его субмотивами, что обеспечивает ему структурную самостоятельность.

Наиболее полное представление об особенностях мифомышле-ния писателя дает исследование философии мифопоэтики, поскольку она вобрала в себя весь необходимый для интеллектуальной игры арсенал культурно-исторических и религиозно-мифологических смыслообразов и символов, обусловленных ценностно-мировоззренческими представлениями писателя. В работе анализируются ключевые положения философии мифопоэтики А. М. Ремизова. Такие, как «тождественность образа и мысли», «единство природы мифа и сновидения», «эпистемологический статус «видения»», т. е. внутреннего видения в авторской визуальной мифологии, «приоритет трех религиозно-философских факторов» (трансцендентного, эмоционально-экстатического, психофизиологического) в смысловой организации мифотек-стов, реализация идеи Хаоса через интертекстуальные мифообразы Вия и Тарантула, которые воспринимаются автором как эквиваленты вечно существующей материи, как безразличный к человеку «рок».

Принцип сиикретичпости стшя метаповествовангш обусловлен си-нестезическим мифомышлением писателя. Для стилевого облика «Легенды о самом себе» характерен своеобразный синтез живописности, графичности, мозаичности, музыкальности и так называемого «московского стиля».

Па основании исследованного материала делается вывод о том, что книги-воспоминания, включенные в состав «Легенды о самом себе» —" это структурные части единого автобиографического метаповествования с мифологической основой.

ГЛАВА 3 «Автобиографический мифороман А. М. Ремизова «Подстриженными глазами» посвящена исследованию художественных особенностей произведения. Этот роман является самым значительным в творчестве Ремизова, потому что он - «начало и конец» его «Легенды о самом себе» и дешифрует все его мифотворчество.

В главе доказывается, что «Подстриженными глазами» - это автобиографический мифороман, потому что в нем авторская судьба воспроизводится по модели мифа, а сам процесс сотворения мифа о самом себе подчинен эстетическим принципам писателя, сформировавшимся в результате взаимодействия всех структурных компонентов мифотворчества.

Учитывая неразработанность теоретических аспектов автобиографического мифоромана, автор диссертации предлагает свое научное обоснование ■лого специфичного жанра, относя к его признакам следующее: I) степень воспроизводимости мифологического мировоззрения автора и героя; 2)воссоздание образа самого себя согласно мифологическому образцу, схеме; 3) соответствие художественного мира произведения мифологической модели мира; 4) использование в поэтике произведения эстетических средств мифа;5) степень имитации стиля мифа; 6) переосмысление сюжетов и образов мировой мифологии; 7) заимствование структуры мифа (мифологический хронотоп, центросферическая композиция, в которой обертоном является мифологизированный герой) и ритуально-мифологических схем; 8) наличие мифологической доминанты (мифологемы или лейтмотива).

В работе показано, каким образом эти категориальные признаки реализованы в автобиографическом мифоромане «Подстриженными глазами».

Обосновывается вывод о том, что в данном мифоромане запечатлены философско-мировоззренческие искания А. Ремизова. Они обращены к постижению онтологической изолированности человеческого бытия, что и привело его к саморефлексии, к „самооправданию, и, в конечном счете, к самосо-шШпшо, которое творчески осуществлено в мифологизированном образе самого себя. Ремизов-автор, являясь мифологизирующим субъектом, настолько вовлечен в процесс самосозидания, что сливается воедино с мифологизированным объектом - Ремизовым-персонажем.

Многомерность повествовательного пространства произведения обусловлена разновидностями творческой памяти автора. При взаимодействии структурных компонентов мифотворчества в мифопоэтике романа каждый вид памяти рождает свое смысловое пространство, ¡лубииная память, источником которой являются сны и мифы, определяет сновидческое или трансцендентное пространство, включающее в себя все ирреальные микросюжеты и смыслообразы, связанные с «лунным» комплексом. Перцептивная память, возникающая на основе обостренного синестезического мировосприятия, конструирует топографическое пространство мифоромана. Прежде

его, это пространство включает в себя образы московских локусов, завое-впшх мифологический статус в силу своей семантики и традиции. Геиети-ская память определяет родословное пространство мифоромана, которое едставлено двумя мифами: «Азиатским», символизирующим материнскую твь, и «сектантским», символизирующим отцовскую ветвь. Ассоциативная мять воспроизводит в тексте мифоромана интертекстуальное просгранст-, которое заполняется «чужими мыслями», вторично отрефлектированны-1 автором. Ассоциативная память мифологична по своей природе, так как ¡ращена к бессознательным, глубинным сферам сознания. Житейская па-шь охватывает бытовое пространство, втягивая бытие героя и автора ультурно-обществениая жизнь, обычаи проведения досуга, контакты и ;тречи, сплетни и толки, домашний интерьер, одежда, гастрономия) в пове-вонание, которое напоминает орнаментальную прозу.

В исследовании подчеркивается, что концепция времени в произведе-ш мифологична потому, что цикличная временная модель воспроизводится ;сконечиой цепью повторяющихся воспоминаний, которые сами но себе кс являются мысленным повторением реальных событии. Мифологическая жмеиты модель подтверждается также и привязанностью ретроспективных икросюжетов к повторяющимся календарным праздникам, и ослаблением ^бытийного начала, и заменой повествования во времени на описание в ногомерном пространстве.

Первичным мотивом и первоосновой структуры мифоромана является ифологема «подстриженных глаз». Она выполняет функцию вербально-иыслового стержня, который скрепляет главную тему «отверженности» с ейтмотивами фрагментов, с субмопшами и образами-символами. Автор ис-!1едования обращает внимание на то, что в сердцевине визуальной мифоло-гмы «подстриженных глаз» просвечивается мистический пласт, апелли-укмций к виртуально-визуальному мифу. Он базируется на следующем, см ы-ловом комплексе: «Видение», как внешнее и мнимое зрение, противопос-авлено «видению» - внутреннему зрению, созерцанию, которое является ля автора истинным. Визуальный миф Ремизова развивается по мифопоэти-

еской схеме: глаз - око - окружность.....солнце свет - Йог. Распахивание

лаз, взгляд ока как бы очерчивают пространство (окружность). Око и вос-ришшает свет, если оно принадлежит смертному, и излучает его, если это божественное око.

Структуру композиции мифоромана «Подстриженными глазами» южно экстраполировать на композицию житийных икон. В ней центральный )рагмент определен доминантой «отверженность» и регламентирует отбор и •кружение тематически значимых сюжетных фрагментов-клейм. С точки рения сюжетосложения, роман тяготеет к симфоническому построению, .уть его в том, что каждому из фрагментов текста определен отражающий лавную тему лейтмотив, который обеспечивает логику повествования и де-

шифрует смысловые загадки. В связи с этим выделяется и подвергается ге( меневтической интерпретации семь лейтмотивов, определяющих структуру семантику мифоромана. Это лейтмотивы «отмеченности», «посвященности) «проклятия», «непоправимости», «порчености», «одиночества» и «декаден"; ства».

В структурном отношении интерес представляет лейтмотив «прокю тия», так как он проходит через все композиционные фрагменты мифором; на. Лейтмотив был предварительно резюмирован в прологе; «первороднс проклятие - с ним пришел я в мир, и без него не мыслима моя жизнь»8. Тг же, как Иоанн Креститель (согласно апокрифической версии), герой бы проклят своей матерью в момент появления на свет. В двух единственных мифоромане событийных фрагментах проклятия исходят от юродивого Фед (плюнул в глаза) и священника Иоанна Кронштадтского (не благословил Высказано предположение, что мифические образы юродивого и священню являются олицетворением того религиозного опыта, который называется церковных кругах «еретическим», а в литературно-философских общества 11егербурга и Москвы начала XX века - «истинным», «народным». Поскол! ку Ремизову, как и многим русским интеллигентам того времени, были св01 ственны идеализация «народной веры» и увлеченность сектантством, то сг; новится понятным символический смысл «проклятия». Детский невроз и н; вязчивое состояние «проклятости» усугубятся в эмигрантский период, осс бенно во время работы над «Подстриженными глазами».

В семантическом отношении показателен лейтмотив «одиночества который одновременно обращен к нескольким смысловым сферам: к кол нлексу гностических представлений, согласно которым «чуждой» являете любая форма человеческого пребывания в мире; к романтической мифом теме «одиночества» и «изоляции» художника как следствия его гениальнс ста; к комплексу апофатических представлений об отшельничестве и аск< тизме праведников. Чувствуя себя всюду заброшенным, одиноким, авто] герой порождает своих собственных двойников. Художник Николас, карлш монашек Паисий и паяц Йорик - есть не что иное, как персонификации о' делившихся «Я» героя. Характерно, что каждый образ из триады двойнике видим только при лунном свете, на чем и основана интертекстуальная пара) лель с «людьми лунного света» В.Розанова.

В последнем седьмом лейтмотиве «декадентство» сфокусирован все предыдущие лейтмотивные смыслы. Основной смысл лейтмотива «декг дентство» заключается в том, что в нем мифологически интерпретирован а! юром историко-литературный процесс начала XX века. Сам писатель пытг ется найти общие черты «символизма» и «сектантства», чтобы показать об) словленность своей причастности к «декадентству» и приходит к выводу, чт

* Рвмичов А.м. Подстриженными матами / Ремтов а.М. Взвихренная Русь - М: «Советский ппсагеи» 19'л. - с.27.

го увлеченность эстетикой символизма вышла из глубокой увлеченности ектантством.

Таким образом, в мифоромаце A.M. Ремизова «Подстриженными гла-ами» нами выявляется тесная связь между индивидуальной символикой ав-ора и мифологической символикой мира, что дает основание воспринимать фоизведение как «миф о самом себе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертации содержатся основные выводы: . Духовную и творческую эволюцию, динамику эстетических принципов и пруктуру мифотворчества A.M. Ремизова можно представить следующим »бразом:

» Эстетика символизма оказалась индикатором и реактивом интересов, пристрастий и творческих поисков A.M. Ремизова. Она представлена в творчестве писателя двумя моделями; «диаволическим символизмом» и «мифопоэтическим символизмом», что и составляет символистский компонент в структуре его мифотворчества. ► Стремление к научному исследованию архаических корней народной ми-фопоэзни на основе трудов по исторической поэтике, этнографии и фольклору предопределило научный компонент в структуре мифотворчества писателя.

» Тяготение к «театрализации» своего жизненно-творческого бытия, к поиску новых выразительных форм и художественных приемов для создания мифотекстов обусловило возникновение театрального компонента в структуре мифотворчества [5]. » Направленность на философское осмысление культуры, искусства и мифа, поиски его философско-мировоззренческих основ составили философский компонент в структуре мифотворчества [3]. • Поиски собственных высших ценностей, основанных на религиозном изоморфизме, увенчались открытием их в мифе и определили содержание религиозно-мифологического компонента в структуре мифотворчества писателя.

Результатом этого процесса явилось обретение универсального мономифа, воплотившего главную мифологическую мысль о целостном космосе, о гармоничном образе мира, основанную на синтезе мировых культурных традиций и религиозных опытов.

2. Основу мифопоэтики произведений А. Ремизова составляет моно-миф (диаграмма квадрата со скрещивающимися осями координат, вписанного в круг), воплощающий в каждом тексте мифологическую модель мироздания. Он потенциально обеспечивает сюжетно-тематическую и символнко-смысловую мобильность всех мифотекстов: многомерное смысловое про-

страпство произведений; многоуровневую композиционную организации; возможность многочисленных мифологических интерпретаций лейтмотиво и смыслообразов; высокую степень интертекстуальности и семиотичност мнфообразов.

3. В автобиографической прозе наиболее ярко воплотились закон] мифотворчества писателя, обусловленные его пониманием мифа как «форм! сознания», реализующей себя «посредством образов глубинной памяти мере содержание текста». Автобиографический миф Ремизова - это сложная с< миотическая система, наполненная мифологическими смыслообразами символами; это история авторского самосознания, которая носит испои* дальный харакгер; это попытка создания мифологизированного образа сам< го себя по агиографической модели [2].

4. Все книги воспоминаний, включенные в состав «Легенды о само себе» - это части единого метаповествования [4]. Их целостность и единств обусловлено: 1) общей целью — согворением мифа о самом себе; 2) ochoi ным способом сотворения легенды о самом себе - мифотворческии 3)общим средством эстетического выражения - мифопоэтикой 4) тождес вом объекта и субъекта повествования - мифологизированным образом с; мого себя - писателя Алексея Ремизова, 5) общей идеей, обусловленной д< минантой мономифа, - «единства, отраженного в гармонии множеств».

5. Литературная форма «Легенды о самом себе» является автобиогр; фическим метаповествованием с мифологической основой. В поэтике «Л< генды...» последовательно реализованы мифотворческие принципы: прису-ствие первичной мифологемы; основополагающая роль религиозного мш} в замысле произведения; воссоздание художественной картины мира по mi фологнческой модели мироздания; воспроизведение многомерного хронот( па мифа; использование мифа как средства организации многоуровнево! пространства и усложненной композиции; следование стилю мифа, выр зившееся в синкретичности [1].

6. В автобиографическом мифоромане «Подстриженными глазам! воплощены все многолетние эстетические искания A.M. Ремизова, мифол! гизированы жизненные судьбоносные события и вторично отрефлектирова! пы созданные им за долгую жизнь мифотексты. Именно это произведет явилось ключом к пониманию творчества писателя, его мифологизирован» го образа в автобиографической прозе.

7. Книга воспоминаний «Подстриженными глазами» по жанру опр деляется как автобиографический мифороман. Вывод подтверждается наш чием в произведении всех категориальных признаков, предложенных для а рибуции жанра, а также основными мифотворческими принципами, которъ легли в основу построения произведения: 1) создание мифологизированно! образа самого себя (этим обусловлено совпадение автора и его героя) путе ингергекезуального проецирования на образы мировой мифологии; 2) ра

lisopemie сюжета и фабулы, исчезновение событийности в мифопоэтическон

метаповествовательной форме исповедально-рефлексивного характера; 3)

соответствие поэтики произведения поэтике мифа [6].

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

Статьи

1. Клищ Н.Л. «Легенда о самом себе» A.M. Ремизова: проблема понимания авторского замысла // Вестник Могилевск. гос. ун-та. -1999. - № 2-3 (3). -С. 56-61.

2. Бинич Н.Л. Фшасоф1я м1фапаэтыю A.M. Рэмваса// Весжк Бел. дзярж. унта. Сер. 4, Фшалопя. Журналистика. Педагопка. - 1999. - М> 3. - С. 15 -16 .

Материалы научных конференций

3. Блнщ Н.Л. «Миф о Достоевском» в эссе «Звезда-полынь» из книги Алексея Ремизова «Огонь вещей» // Материалы исследований молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов / Могилевск. гос. ун-т. - Могилев, 1997. - С. 14 - 17.

4. Блнщ Н.Л. Игровая природа мифотворчества A.M. Ремизова. // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе: Проблемы теорет. и истор. поэтики: Материалы междунар. научн. конф. 15-17 апр. 1998 г.: В 2 ч. / Гродн. гос. ун-т; Отв. ред.Т.Е.Автухович. - Гродно, 1998. - 4.2. -С.312 - 318.

5. Блнщ Н.Л. Проблемы анализа метаповествовательного произведения с мифологической оснозой («Огонь вещей». Сны и предсонье. А.М.Ремизова) //' Тэорыя i практика навучання мовам, лпаратурам i рыто-рыцы у сярэднян i вышзцшай школе: Магэрыялы м1жнар. павук.-тэарэтыч. каш)). 15-17 снеж. 1997г.: У 3 ч / Бел. дзярж. ун-т; Пад. рэд. Л.А.Мурынай, Ф.М. JliTBinK-a. - Mihck, 1998. - Ч.З. - С.47 - 50.

о. Блшц Н.Л. О приемах мифологизации в поэтике романа А.М.Ремизова «Подстриженными глазами» // Славянская лпгаратуры у сусветным капт-эксце: Матэрыялы 111 мЬкняр. навук. канф., 18 - 20 jiicTan. 1997 г.: У 2 ч / Беларус. дзярж. ун-т; Пад рэд. B.1I Рагойшы. - Mincic, 1999. - 4.1. - С.30 -32.

РЕЗЮМЕ

Блищ Наталья Леонидовна Автобиографическая проза A.M. Ремизова (проблема мифотворчества)

Ключевые слова: мифотворчество, мифомышление, мономиф, мифо поэтика, метаповествование, мифороман, мифологема авторской судьбы мифологический смыслообраз и символ, лейтмотив, культурно-религиозны! изоморфизм, авторефлектирование.

Исследуются особенности мифотворчества A.M. Ремизова на основ< его автобиографических произведений, раскрываются принципы мифомыш ления писателя и приемы мифологизирования образа самого себя. Метод ис следования - структурно-функциональный анализ, позволяющий наиболе» глубоко и точно выявить природу и структуру мифотворчества A.M. Ремизо ва, а также раскрыть особенности мифопоэтики его автобиографически: произведений.

Основные результаты и новизна: впервые дается целостный анали: мифотворчества как гармоничной эстетической системы взаимодействт структурных: компонентов (символистского, театрального, научного, фило софского, религиозно-мифологического). В основе мифотворчества Ремизов: находится мономиф, символизирующий модель мироздания (сакральная диа грамма квадрата-земли, вписанного в круг-небо) и творческий процесс, по нимаемый как перетекание Памяти в Текст. Дан обобщающий анализ мифо поэтики автобиографического метаповествования «Легенда о самом себе)) который позволил обнаружить ряд мифотворческих принципов, обусловив шик стилевой облик писателя. На материале семи книг-воспоминаний включенных в состав автобиографической «Легенды...» («Подстриженным! глазами», «Иверень», «Встречи. Петербургский буерак», «Взвихренна Русь», «Учитель музыки», «Сквозь огонь скорбей», «Мышкина дудочка» определены основные эстетические средства, которые использует автор дл создания устойчивого художественно-мифологизированного образа самоп себя. Впервые осуществляется попытка исследования творчества А. Ремизо на во взаимодействии с различными культурными, этническими и религиоз ными традициями, что позволило осмыслить его искусство в контексте ми ровой культуры.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быт востребованы в области преподавания - для разработки курса по истори: русской литературы XX века и литературоведения, а также для дальиейшег изучения творчества А. М. Ремизова.

РЭЗЮМЭ

Блннч Иаталля Леашдауна Лутаб1яграф1чаая проза A.M. Рэм i зава (праблема м^фатворчасщ)

Ключавыя слоны: мт фатворчасць, м1фасвядомасць, монам^ф, ¿¡фапаэтыка, метаапавяданне, «¡фараман, мтфалагема аутарскага лесу, .нфалапчны сэнсавобраз i амвал, лейтмачтыу, кул ьту р н а - р эл i г i i 1 пая заморфнасць, аутарэфлектыунасць.

Даследуюцца асабл1васщ г.пфатнорчасщ A.M. Рэм»зава на матэрыяле но аутаб'тграфтшх творау, вызначаюцца прынцыпы м1фасвядомасц! шсьменшка i прыёмы лнфалапзавання уласнага вобраза. Метад даследавання сгруюурна-функцыянальны анализ, яю дазваляе найбольш глыбока i накладна вызначыцъ падмурак i структуру м)фатворчасш А. Р'зм1зава, а гаксама раскрыць асабл^васщ м1'фапаэтьш аутаб1'яграф1чных творау шсьмешнка.

Асноуныя BbiHÍKi i наш'зна: упершьппо праведзены цэласны анал13 м1фатворчасш як гармашчай эстзтычнай астэмы узаемадзеяння структурных кампанентау (имвшпсцкага, тэатральнага, навуковага, фшасофскага, рэлитйна-м1фалапчнага). У падмурку чпфатворчаац Рэлнзава знаходзщца монам!(|), як-i амвалгзуе мадэль светабудовы (сакральная дыяграма квадрата-зямл1, што змешчаны у коле-небе) i працэс творчасг», лад яшм разумеецца нерацяканне Памящ у Тэкст. Даецца абагульняючы анал1'з М1фапаэтьш аутабп рафриша метаапавядання "Легенда аб сам1.м сабе", знойдзены шэраг м1фаутваральных прынцыпау, яия абумовЫ стылёвае абл1чча шсьмешнка. На матзрыяле сям i кшг-ушамшау, з ямх складаециа "Легенда..." ("Падстры/каным1 вачыма", "Гвярэнь", "Сустрэчы. Пеиярбургск! буерак', "Улнхраная Русь", "Настаушк музыю", Праз агонь смуткау", "Мышыная дудка") нраанал1заваны асноуныя м1фастваральпыя прыёмы, як(я аутар выкарыстоувае з мэтай стварэння устошнвага мастацка-м1фалапзаванага вобраза. Упершьппо зроблена спроба даследавання творчасш А. Рэм ¡зава ва узаемадзеянш i узаемасувяз! з розным) культурным!, этшчным!, рэл1гшным! градыцыям1, што дае магчымасць асэнсавання мастацтва шсьмешнка у каитэксце сусветнан культуры.

Матэрыялы i blihíkí дысертацыйнага даследавання могуць быць запаграбаваны у галше выкладання - пры распрацоуцы курса па п'сторьп рускай лп~аратуры XX стагоддзя, лггарагуразнауства, а таксама для паступнага вывучэння творчасц! А. М. Рэмпава.

SUMMARY Natalia L. Blishch Autobiographical Prose of A. M. Remisov (the problem of mythocreation)

Key words: mythocreation, mythomentality, monomyth, mythopoetic; metanarration, mythonovel, mythologema of the author's fate, mythological se mantic image and symbol, leit-motif, cultural religions isomorphism, author's re flection.

Autobiographical prose of A.M. Remisov in the contex of the problem c mythocreation is studied, the principles of author's mythomentality and ways c mythologization of his own image are revealed. The, method of investigation i structural functional analysis which permits to examine the nature and structure c writer Remisov's mythocreation, as well as to find out the peculiarities of mythc poetics of his autobiographical literary works.

The main results and novelty: the work gives the integrated analysis c mythocreation as a harmonic aesthetic system in which the principles of interac tion of structural components (symbolic, theatrical, scientific, philosophical, re ligious mythological) are revealed. Generalized analysis of mythopoetics of ante biographical metanarration "Legend About Myself" is given which enabled us t discover a number if mythocreative principles that define the style character of th author. Artistic peculiarities of autobiographical mythonovel "Patstrizhennyin Cjlasamy"are revealed, a number of category signs for attribution of genre natur of the work is proposed and scientifically approved. The principles of mythomer tality and ways of mythologization of his own imade are studied on the material c seven books-memoirs, included into his autobiographical "Legends...": " Poc sirizhennymy Glasamy", "Iveren", "Meetings. Petersbusg Buerak' "Vzvikrennaya Rus", "The Teacher of Music", "Through the Fire of Griefs", "Tli Mouse's Pipe". An attempt is being made now to study Remisov's creation i connection with different cultural, ethical and religious traditions that enabled t comprehend his creation in the context of world culture.

The materials and conclusions of the dissertation investigation can be use white teaching - for developing the course of the history of the Russian Literatui and literary studies, as well as in scientific field - for further studying of Rem sov's creative legacy.