автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Азербайджанская советская проза в литературной критике (1965-1985 гг. )

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Каграманов, Тофик Гусейн оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Азербайджанская советская проза в литературной критике (1965-1985 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Азербайджанская советская проза в литературной критике (1965-1985 гг. )"

АКШ.Ш НАУТС АШЗРЕЛНДШЮКОИ ССР ОРДЕНА ДРГОШ НАРОДОВ ШЗИПУТ ШТЕРАТУШ голзпя Ш13ЙК31

На правах рукописи

КАШШЯОВ ТОШ ГУСЕЙН ОГДЫ

УДК— 894.362:8.09

АЗЕРБАЙДШЮКАЯ СОВЕГОКЙЯ ПРОЗА В Ш.ШШШЙ КРИТИКЕ (1965-1985 гг.)

10.01.02 — Советская'многонациональная литература

■АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

БАКУ — 1989

Работа выполнена в отделе теории литературы и современного литературного процесса ордена Дружбы Народов Института Литературы им. Низами Академии Наук Азербайджанской ССР.

Научный руководитель: Доктор филологических наук.профес

сор КАРАЕВ Я.В.

Официальные оппоненты: . Член-корр, АН АЗЕРБ.ССР НАБИЕВ Б.

Кандидат филологических наук ШРАМАНОВ H.A.

Ведущая организация — Ордена Трудового Красного Знамени Азер-■байсшнский государственный университет им. С.М.Кирова.

Защита состоится 1989 г. в часов на за-

седании Специализированного совета (Д 004,14.01) но защите диссерт; дай на соискание ученой отепени доктора филологических наук при ор дена Дружбы Народов Институте Литературы им. Низами АН Азербайджан ской СОР (370143, Баку, пр. Н.Нариманова, 31, У этаж).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиоте ке АН Азербайджанской ССР.

Автореферат разослан »«""OO^cw« 1969р.

Ученый секретарь Специализированного совета

Османлы С.Ю.

с

; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА' РАБОШ

; История развития азербайджанской советской прозы 60-80-х годов ■характеризуется интенсивны!.®! стилевыми поисками и нйходкаш, сопро-.воздающимися несомненным повышением уровня художественного мастерства. Данный период является особым этапом и в развитии современной азербайджанской критики, ярко выражавшей неравнозначные, иногда противоречивые отношения к прозаическому процессу.

Актуальность темы. Азербайджанская литературная критика последовательно наблюдала прозаический процесс и стремилась к его научно-теоретическому обобщении. При всем обилии статей, рецензий, монографий литературная критика слишком мало уделяла внимания проблемам стилевых поисков прозы, а ряд проблем зстетшси и поэтики нашей прозы до сих пор остается виз поля зрения исследователей. Для решения Этих проблем необходимо научное исследование стилевых поисков прозы, иг ■теоретическое осмысление> оценка отношения критики к про-заичесяим стиляы, ибо новаторские качества литературы 60-80-х годов непосредственно связаны с проблема!.® художественного ^тиля.

Изучение процессов, происходящих в критике прозы, приобретает ватлость и актуальность и .для определения типологии ее стилей, взаимосвязей с национальными истоками, объективной оценки творчества отдельных писателей,'различных произведений, периодов истории азербайджанской советской литературы.

Исследование отношения ¡сритики к прозе не только раскрывает ее позицию, роль и авторитет как "дважуиэйся эстетики", но и помогает решению актуальных проблем всесоюзного литературного процесса. Это такие способствует целостному анализу литературного процесса во всем объеме.

Предмет исследования, Основным предметом данного исследования является проблема отношения литературной критики к художественным стилям, появляющимся в литературной практике. На общем споне современного азербайджанского литературного процесса исследуется "состояние критики, анализируицеэ прозу.

В 1965-1985 года в азербайджанской прозе созданы десятки рассказов, повестей, романов, отражаядих водуйиэ тенденции нашей литера- ■ туры, и можно сказать, критика не оставила вне своего внимания боль-, таинство из них. Привлечены к анализу произведения, определяяцив па конкретном этапе уровень развития литературы, облик худойвствешзэЗ прозы данного времени. Эти образцы в диссертации рассматриваются в

контексте ведущих тенденций всесоюзной литературной щштики.

Цель к задачи работ». Главная задача нсследоватш заключается в том, чтобы выявить специфические особенности взаимоотношений азербайджанской литературной критики 60-80-х годов и прозаического процесса, оцределить полояительные и отрицательные стороны этих взаимоотношений на фоне конкретного этапа истории азерба!1днанской литературы.

Диссертант в основном стремится к научному решению следующих проблем:

- опираясь на взаимоотношения прозаического процесса и литературной критики, выявить многообразие стилевых течений и особенностей присущих им стилевых тенденций, уровень мастерства индивидуальных сталей отдельных произведений и их канровых признаков (конфликт,

сдает, композиция и пр.);

- с позиций современности научно оценит отношение литературной критики к художественной прозе в решении проблем литературного героя, взаимоотношения личности с социальной средой, к вопросу писательской тенденции—реалистического познания жизни и художественной условности, субъективного понимания действительности;

- определить сущность н грани взаимоотношений прозаического процесса и литературной критики, роль и место последней как "движущейся эстетики" в историй литературы.

Научная, новизна. Проблема отношения критики 60-80-х годов к художественной прозе впервые .стала объектом монографического изучения. Впервые егшювие течения ( реалистическое, лирическое, условно-метафорическое) и присущие им стилевые тенденции (строго-реалистн-ческая, сурово-реалистическая; "чисто" лирическая, лзфическо-реа-листическая; фолыслорно-условночлетафорическая, научно-условно-шта-форическая) изучаются в единстве с литературным процессом и в комплексной форме, выявляется специфика, взаимоотношений литературы и

1фИТИКИ.

В связи с проблемой художественного стиля в работе поднимается вопрос об индивидуальном стиле писателя, о художественном конфликте, о отрешении прозы к новым рубенам и отношении щштики ко всем этим тенденциям литературы.

В"орбиту исследования вовлечены такие полемические вопросы, связанные с шшерассттриваешш, с перспективой юс развития.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования, Диссертант стремится раскрыть внутреннюю диалектику критики в ее

взаимоотношениях с художественной прозой. В этой связи даштя работа слупит как изучешго п обобщению опыта и специфики взаимоотношений литературной критики и прозаического процесса, так и в целом, литературного процесса 60-80-х годов, а если взять в еще более широком плане— истории азербайджанской советской литературы.

Данная работа обобщает и завершав? научное исследование большого периода истории послевоенной азербайджанской советской литературы в ее взаимосвязах с художественной критикой*.

Системное изучение взаимоотношений литературной критики и прозаического процесса представляется актуальным с точки зрения развития литературоведения, критики, служит выяснению различных аспектов общелитературного процесса.

Дрстаменпя азербайджанской советской прозы и литературной критики в 60-80-е года связаны с реальной действительностью, способ -ствущзй выявлению новых оттенков художественной правды.

Основные положения и выводы диссертации такке могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов лекций, по истории и теории современной азербайджанской литературы, литературной критики.

Методологической основой диссертация являются основополагающие ццеи классиков тарксизмд-ленишзма Об обществе, о роли и значении литературы и искусства в развитии общества.

В основу исследования полокен 1ф0блэ«но-хронологичесзсий принцип, позволяющий раскрыть цели и задачи .исследования во всей полноте,

В своих научных положениях и выводах диссертант опирается на достижения современной советской литературоведческой и критической мысли.

Апробация теш. Работа выполнена в отделе теории литературы и современного литературного- процесса ордена Друнбы Народов Института Литературы имени Низам! АН Азербайджанской ССР и апробирована в выступлениях в отделе, а также на научных конференциях.

Основные тезисы и положения диссертации отражены в 12-ти науч-1шх публикациях (общим объемом болео 3-х п.л.), которые вызвали интерес литературной общественности республики и породили плодо _ творнне споры и дискуссию по кардшашплл вопроса?.! литературной

I. Предшествующий период (1945-1965 гг.) в исследовании данной проолош освещен в р: оото Э.аТепдпова. (См: ияьчпн. Кштагл в проблема пашой литературы. Баку, "Язичы", КБ!, с. 15С£-ЗСС.)

т

критики и прози .

Структура -работа. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.'-

СОДЕРШШ РАБОТЫ

Во введении обосновываются выбор теш, научная новизна, практическая значимость диссертации, доказывается актуальность систем-лого изучения взаимоотношений литературной критики и прозаического процесса, также определяются цели и задачи, методологическая основа и методика исследовашш. .

В первой главе — "Типология стиле Г; прозн и литературная кон-тика" — анализируются специфические особенности реалистического стилевого течения и его.тенденции, всесторонне рассматривается отношение 1фитики к проблемам литературного героя,.писательской тенденции, специфики конфликта, художественного осмысления реалистических символов и деталий в прозаическом литературном процессе.

По своей сути реалистический стиль занимает ведущее положение в советской литературе. Но феномен "основного, главного стиля" метода социалистического реализма не остается в состоянии статики, а, развиваясь в форме определенных тенденций, создает широкое поле для стилевого многообразия литературы. .

В азербайджанской реалистической прозе 50-60-х годов стали более ярко проявляться стилевые тенденции. Если до тех пор писатели, опирающиеся на социальную почву, верше жизненной правде, в изображении образов, событий, фактов действительности творили в строго реалистическом стиле,' то- на новом этапе наряду с «этим'выделяется суровая реалистическая стилевая тенденция.- '

Азербайджанские литераторы, творящие в отрогом реалистическом стиле (Мирза Ибрагимов, '.Суде Аман Рагиыов, Али Волиев, Абульгасан, Байрам Байрамов, Гусейн Аббасзаде, Видади Бабанлы и другие) в изображении действительности строго распределяют соотношение сил, при выборе образов к событий ссылаются па'Ьоложительного" и 'Ьтрица-тельного" героя. Ибо по мнению строгогореалиста "несостоятельность,

I. Шамиль Салманов. Критика. В кн.:. Литературный процесс-77. Баку, "Злы", 1976, с. 156; Акиф Гусейнов. Наша проза и наше прошлое. "Азербайджан", 1583, £• 9, с. 175-176; Акиф Гусейнов. О прошлом— во иш будушего. "Литературный Азербайджан", 1983, & 5, с. 109; А.Гусейнов. Тенденции развития современной азербайджанской прозы. 1960-1980 гг. Баку, "авд", 1985, с.„140: Акиф Гусейнов, Критерий художественности. Баку, "Язшш", 1986, с. 155-156.

гнилая сущность отрицателыгогфроявляется тогда, когда перед ним блистает положительное"Поэтому они утверддапт "пололителыюе" путем опертой тенденций. Это проявляется в произведениях, посвя-щешшх зсак современно!!, так и исторической томе, Это четко прослеживается в романах 11. Ибрагимова "Великая опора" и "Перване",явившихся благодаря своим худолсественно-эстетичесгаш качествам одштми из лучших образцов советской современной л исторической прозы2.

Обобщая свой творчесгагй опыт, акадешк И.Ибрагимов пишет: "Я, как писатель,склонен к строгому реалистическому изображению. Работая над произведением, я всегда ищу крепкую сшетную линию, которая является для меня фундаментом и основой художественной мнелл"3.

Для суров^ых реалистов Шса Гусейнов, Анар, Сабир Ахмедов и другие) характерно тяготение к острим яизнеттм ситуациям. Они предпочитают изображение ;шзшг, борьбы людей со сложной, трагической судьбой. Для писателей сурового реалистического стиля "поло-яителышй" и "отрицательный" полюсы жизни не имеют принципиального значешш, для них ваяна сот сложность, 5футал коллизия кизни. "Круг эстетических чувствований, ограниченный полярными "полозет-телышьм" и "отрицательными" понятиями! пе в состоянии объять в полной мере весь комплекс .сложной, сущности человека"'*.

Для сурового реалиста стетная Линия носит "второстепешшй" характер, ибо он сталкивает не яротивопололйшэ лагеря, позиции, а нравственные миры, непршафииую» бесШ-тпрошссную борьбу идей. Так, например, герои Иен Гусейнова — Султан Лтрли и Самэд в романах "Горящее сердце" и "Идеал", Пасами, Наиш, Тамерлан, Ше1Ьс Азам, Шврвадаах Ибрагпм в историческом романе "Судйый день" являются представителями определенной эпохи, носителями ее нравственного уровня, самоотверженными борцаш за свои ядаи. Их яакзиь и борьба проходят в тлучительних поксгах отвота на вопрос, что такое человек , в чем заключается его счастье я несчастье, в результате 40ГО ПОРОД ЧТ1ТВ,Т0Л0*у5 возникает закономерный- философский вопрос, вн-токавдий из слсшшх коллизий — "Кто прав?!". Суроьнй реалпет,зас-тавлиадий читателя, думать именно лад этими (Тшософскиш проблема-

1. й-шза Пбрапплов. Второй диалог. "Адабият ео гадаосонет", 19Б0, 27* июня, с. 6.

2. СеЩулла Асадуллаев, Эететтгтескпй идеал и социальная активность писателя. Баку, "Язнчн", 1982, с. 304-305.

3. Нноза Ибрагимов. Вечность обновления. "Адабият во нндкесеяет", 19В2, 7 октября, с. 6.

4. Наш'.р Д-каббаров. Мало любить человека... "Азербайджан", 1977,

[, с. 152.

ми, но спешит делать те или иные вывода на основе предлагаемого художественного материала, дает возможность читателю самому придти к объективному выводу. Если строгий реалист главную идею .прослеживаемую от начала . произведения' до конца, выражает отбыто и рельефно, то суровый реалист. этого добивается иным путем, завуалировав ее в подтексте трагического финала.

Конфликт для писателя-реалиста является основой и сутью произ-ведения.Строгий реалист в центр произведения ставит противоборство классов, общественных групп, слоев и ■ представлявшими явлений. А в творчестве сурового реалиста кон-пликт Выратается в противоречии мекду личностью и обществом, человеком и временем и внутренней борьбой человека с самим собой. Сама ;:шзнь является источником'критического отношения к объекту исследования во всех стилевых тенденциях реалистического течения социалистического реализма. Но раз-личзш здесь способы критического подхода. Если строгий реалист здесь занимает позиции прямого разоблачения, то суровый реалист выбирает путь сатиры, гротеска.

Азербайджанская критика в 1965-1985 годах ясно уловила рад стилевых процессов в нашей прозе, признала наличие внутри метода социалистического, реализма стилевых течений и еще в 60-е года дала их научно-типологическую классификацию*. Но не обращено.внимание на стилевые тенденции (строго-реалистическая, сурово-реалистичеисая), объединяющие писателей внутри стилевого течения.

Открытое проявление в азербайджанской совотской прозе внут-решшх тенденций реалистического творчества в.60-80-е годы связано и с развитием всей советской литературы 20-40-х годов. И в то же время по своему национальному происхождению связаны с исторически сформовавшимися этапами Классического азербайджанского просветительского и критического реализма*'.

В определении стилевых тенденций реалистического стйлевого течения нашей прозы азербайджанская критика, особенно в анализе и комментариях специфики сурового реалистического стиля,не смогла сразу занять научно-объективную позицию.

Вместо того, чтобы признать ужо самостоятельную, непосредственно выросшую на национальных литературных традициях суровую реалистическую стилевую тенденцию и привлечь ее. к теоротикс|-эсте-

1. Сойфулла Асадуллаев. Историзм, теория и типология социалистического реализма. Баку, Азербайджанское Государственное издательство, 1969, с. 201-206.

2. Яшпр Караев.КритиКа:проблеш,портреты. Баку,Азербайджанское Государственное издательство,1976,с.18: Ыирза Ибрагимов.Ради жизни на зо1,то. "Адабкят'ве гандэдсенег', Ш&, I марта, с.1 I.

тигческому диализу, критика стала квалифицировать присущие суровому реалистическому стилю художественные качества как негативные, противоречащие реализму. Еще в 1966 году критика безапелляционно заявляла, что в данный момент в азербайджанской прозе имеют место такие недостатки, как "изобразим морального состояния индивида в абсо-

■ лютной изоляции и отрыве от трудового процесса, замена художественной детализации символами, отсутствие тенденции"*.

Истолкованные критикой как "недостаток", качества прозы были специфическим свойством художественных произведений, созданных в суровой реалистической стилевой манере, и демонстрировали особенности сурового реалистического стиля, открыто проявляясь в творчестве Исы Гусейнова ("Горящее сердце", "Родные и чужие", "Телех'рамьа", "Звук свирели"), в романе Н.Шюиш "Буйная Кура".

Критика в основном была занята анализом произведений на производственную (1,'ехти Гусайн "Алшерон", "Черные скалы"), сельскую (Ала Велиев "Гюльтен", Мирза Ибрагимов "Велшсая опора") тему, в .которых нравственный мир, сеыацная жизнь, быт. героев расстатривал-ся непосредственно в контексте различнвд отраслей хозяйства, где для выявления нравственного игра героев производство выполняло роль пробного камня. Победа героя во всех областях кизни определялась и объяснялась его удачами на трудовом (Троите. Такое положение, долгокю-подствовавщее в литературе, приучило критику видеть и искать в произведениях только казненные конфликты в их прямой связи с производством. Встретившись с совершенно пион картиной в произведениях Исы Гусещюва, Анара, Сабира Ахмедова, щжтика обнажила меч против "разрушения" традиционной структуры прозы.

Критика, привыкшая к прямой огласке авторской позиции (защита писателем полошиелыюго героя, воспевание позитивного, отрицательное отношетше к негатившш образам) в произведениях строгого реалистического стиля, стала опасаться "скрытости" авторской пози-щш в худолсествешшх образцах сурового, реалистического стиля. Суро-

■ вые реалисты, развивающие эту традицию согласно требовашшм метода социалистического реализма, выбрали путь утверждения положительного идеала через разоблачение отрицательного.

Следовательно, суровые реалисты были сторонниками не безтен-деищюзности, а — «фнтого выражения тепдешцот. Именно в этом значении з нашей прозе отсутствовал "недостаток бозтонденцнознэоти".

I. 11.Дк;и:'ар. За г-исокое нк-.те]ютш". "Аглфбайдаан", 1966, 2, с.25.*.

Были поиски мастерства, связанные с формой выражения окольным путем авторского отношения. Эти поиски приводили не к прямому осмыс-леншо детали, как у писателей строгого реалистического течения, а к символизации, вырачащей суть окспрессивно, окольным путем. А это казалось критике "заменой художественных деталей символами". И вправду, дако в подвергнутой несправедливой критике повести Исы Гусейнова "Звук свирели" художественная деталь не подменялась символом, наоборот, символ, (конкретно—звук свирели) превращался в выразительную художественную деталь, разоблачавшую несправедливость, •бесцравие, деспотическое отношение к человеку..

Критика, опоздавшая фиксировать' и обобщать изменения в прозаическом процессе—возникновение и становление-произведений сурового реалистического стиля как совдадьно-нраЕственный, эстетический факт действительности, все более усугубляла свое, отрицательное отношение к суровому реалистическому стилю. Это явно проявилось в отношении к повести Анара "Белая гавань".

Повесть Анара "Белая гавшш" вместе с произведения!,и Исы Гусейнова, напнеанныш в суровом реалистическом стиле, явилась, по сути, завоеванием'качественно нового этапа развития реализма в нашей литературе. Следовательно, при оценке таких'произведений критика должна была отказаться от своих устаревших мерок ив оценке произведений,- отличающихся своивд йде[що-худояество|шш.ш качествами, исходить из новых, объективных эстетических критериев искусства. Но литературная критика встретила повесть "Белая гавань" с открытой нервозностью. Литературная критика, на чувствуя углубления реализма сурового направления в азербайджанской и вообще всей советской-литературе, протестовала 'против и темы, и идеи* повести Анара, и против 1ражданской позиции*' автора "Белой гавани" и.вообще против художественного мастерства-писателя в-целом"?. Правда, азербайджанская литературная критика спустя несколько лет выступила именно против этой мысли к с глубокой верой заявила, что Анар Чзносит в литературу, свежую струю. Эта свекесть, облачая национальными качествам, связана с общим развитием художественной лито-

1.Халад Аташрзоев. Заметки о повести "Белая гавань", "Коммунист, 1967, II июня, с. 3; ГазаяФар Талибов. Некоторые заметки о молодых прозаиках, "Улдув", 1974, А» [I, с. 54-55.

2.С.Асапуллаев. История, художник, современность. Баку, Тящрелик", 1975,е.94.

3. Асих Э'.яцгдав. Искусство я .¡гячноо-гг. "Азербайджан", 1968, № II, с. 161: 'С .Асадуллаев. Азербийдеакскан советская проза. Из доют-

■ пв кч '' с-ьозде писателе 11 «зы^аИдзана. "Адабинг ее ишиж'-лиет",

; тп, Ь гюня, о.7.

и.

ратуры, еэ будущим. Теш Лнара новаторская,..его персоната совершенно обыкновенные люди. ..Ив простых, обыкновенных героях своих он видит сложость, конфликт и контраст се тлых и темных сторон.Он видит и изображает человека не в одном ракурсе, а во всех проявлениях его сущности. Его перу присущи достаточное остроумие, пламя критики, горечь ирошш, смех. Таким о^азом, критика не только • возражает недавтш ошибочным соображениям, но и показывает новые черты, присущие творчеству Лнара в целом. Это, наряду о тем, что доказывало усилешге делания критики оценить процесс обновления прозы с конкретно-объектившгх позидой, было такг.е призывом к целостному анатазу теш, содержания, идеи, элементов поэтической структуры произведения, к восприятию его как художественного целого.

В 1965-1975 годах азерба1'щканская литературная крнтшса так или иначе отмечала качествешяш изменения в прозаическом процессе, чувствовала художественное стилевое многообразие внутри реалистического стилевого течения, проявляла конкретные усилия для более объективного анализа сурового реалистического стиля. Но пока в литературной критике не было термина "суровый реалистический стиль", она затруднялась в -определении и научном осмыслении специфики, эстетических особенностей произведений сурового реалистического стиля. Действительно, тенденции критики не опережали тенденции художественной т/ксла''^.

В 1975-1985 годы положение частично метается и главное изменение заключается в том, что критика признает обновлешге, происходящее в прозаическом процессе 60-х годов, как факт формирования новой азерба1'!даа11ской прозы. В обсуждениях и национальной и всесоюзной гфитикя об азербайджанской художественной прозе все чаще и чаще стало звучать выражение "новая азербайджанская проза"3, свидетельствующее о сблилшшш критики с художественной литературой в 70-е годы4. .

С одной стороны, азербайджанская литературная критика возвращалась к анализу пекогда ею заклейменных произведений на высоком теоретико-эстетическом уровне, а с другой — стремилась каэдый ху-

1. М.АршЬ. Белые лиманы и квасные корабли. "Адабият ве гавдгесензт", 19^, '17 апреля, с. 10. *

2. К.Яшар. Авторитет критики. "Адабият ве индаесенет", 1971, 23 октября, с. II.

3. Светлана Алиева. Человек в меняющемся мире. Баку, "Язычн",1980, с. 7.

4. Кямал Талыбзаде. Личность художника. Баку, "Язычн", 1978, с.371.

дояествешшй ({акт рассмотреть на изолированно, не мерками устаревших ошибочных концепций, а как составную часть общелитературного процесса во всесоюзном, мировом художественно-эстетическом контексте^. Благодаря всему этому "дубиночно-оглобельная критика"** уступает место объективной, научной.

о

Критика пересматривает свою позицию по отношению к вопросу о "надуманных противоречиях", "хилости", "ограниченности" раскритикованных героев Исы Гусейнова, Анара.

Азербайджанская литературная критика стремится осветить происходящие в художественном прозаическом up tecce изменения и причи-1Ш возникновения их новых признаков, прямо связывая этот вопрос с пррблемаш литературного героя и литературного стиля. Ибо, критика, диалектически погружаясь в эволюцию прозы, "начинает широко и кон-1фетно осознавать ее внутрешше, органические тенденции". Она по-своему ставит проблему тенденции в художественном произведении, принимает "скрытую" авторскую тенденцию, руководствуясь учешем классиков марксизма-ленинизма, определяет неслучайность этой проблемы для азербайджанской прозы, стремится внести полную ясность в постановку вопроса: "Часто прямое, оисрытое отношение к событиям приводит к искусственной тенденциозности. Энгельс писал, что чем «фытнее автор,екай позиция, тем лучше здесь вырачшется ясная истина: тенденция,авторская позиция должны рождаться из обстоятельств, ситуаций, собственного развития событий"^.

Со временем критика выражает свое отношение к прозе сурового реалистического стиля более точно. Это проявляется и в том, что рна исследует произведения сурового реалистического стиля в контексте национальной литературы, ибо самая резкая, суровая, беспощадная критика действительности является благородной традицией азербайджанского реализма.

1. Гюльрух Алибекова. Характер и тип. "Азербайджан", 1975, В 7, с.199-202: Рагим Алиев. Близкая и недосягаемая современность. "Вакы", 1582, 22 икая, с. 3: Анар. Первый роман писателя, "Ада-бият ве индкесенет"', 1984, 27 июля, с. 7.

2. Шамиль Салманов.Критика. В кн.: Литературный процесс-77, Баку, иаш", 1978, с. 133.

Как было верно отмочено, и во всесоюзной литературной жизни наблюдались случаи "крестового похода" критики против произведений сурового реалистического стиля. (Чингиз Гусейнов. Жизненные противоречия и художественный конфликт, "Азероайдаан", 1982, & 6, с | -97 •)

3. Гюльрух Алибекова. Характер и тип. "Азербайджан", 1975, К 7, с. 19В.

4. илмгль Салманов. Критика. В кн.: Литоратур1Шй процесс-77, Баку, "¿лм" 1978 с 131

5. ГриТ''Галл:иев/Есл!1,1;очъ о прозе..."Лэорбгйг^аи", 1983, а 7, с. Кг.

Как видно, азербайджанская критика уже отходит от привычки молниеносного торпед]фоватш новых тенденций прозы.

Несмотря на все это, в 1975-19В5 годах все же наблюдаются некоторые ошибочные тенденции в оцеш'.е произведений сурово-реалис-• тического стиля. Это было следствием то. ,, что азербайп^анс-ля критика в анализа и отдельных произведешь, и творчества писателя, и всего литературного процесса не всегда была внимательна к проблемам художественного стиля. Такое положошге приводило также к терминологическому хаосу в анализе и оставляло вне поля зрения специ-фичесюте особешюсти художественного творчества. Нарушеш:е г,ю то долог]. .оских принципов анализа было главным следствием этого положения.

•Если ш пересмотрим многочислеш&е рецензии, статьи, обзоры, опубликованныеваэфбайджаноязычной периодической печати в 19551985 годах, то придем к неверному выводу, якобы азербайджанские прозаики творили только в строгом реалистическом стиле п немного— в лприко-ясихологическом. Этот тезис, совершенно ошибочный с методологической точки зрения, естественно, но в состоянии объять и осмыслить все сложные процессы в азербайджанской прозе 60-80-х годов. К сожалению, это явление обнаруживается и в материалах УИ съезда писателей Азербайджана*.

Вторая глава диссертации — "Лирический стиль п литературная критика" — исследует становление, развитие и специфику жфического стиля как особого типа художествешгого обобщения, отражавшего все возрастающее внимание советской литературы к пнутр-зттг.гу киру чо-ловека. Подвергается наушому анализу отношение критики к споци'Ги-ке лзфичоского повествования, субъективно?^ пониманию действительности, отождествлению позиции лирического героя п писателя, взаитюотношошго личности с социальной средой, поискам жшфовнх особенностей, вопросам стотосложения, лирической тональности п поэтике.

В 50-60 годы в азербайджанской прозе поблшпотся рост и распространение произведешь, написанных в лирическом стплч, АорМфу-ется лиричоский стиль как особый тип художественной изобразительности п художественного обобщения,

Фор?лфованпо спошкТ'Итя—национальных черт л особенностей жреческого стялпгого топошш азербайджанской проза тгеа па учтя кгсяь связывает с именами Ичьяса Эфелгшева, Бяйра'.« БаРро«», Агршя АЯ-

I. "Адабият го гаисюсенет", 30 мая, с. 2-1.

лисли и характеризует их как первых представителей лирического стиля в азербайджанской прозе. Она квалифицирует повести Няьяса Эфендиева "Ивы над арыком", "Кизиловый мост", Байрама Байрам/ова "Без тебя", "Красавицей я не была", Салама Кадырзаде "Цзвые годы кизни", гашгу Акрама Айлисли "Черешневое дерево" как первые образцы произведений лирического уклона*, отмечает большую склонность всей прозы 60-х годов, наряду с эпичностью, к лирическому началу^.

В отличие от концепции, объясняющей возникновение лирического стиля влиянием поэзии и музыки3, концепции, связывающая это с общественно-эстетической почвой — новой концепцией человека и углублением психологизма"^, более, чем первая, научно обоснована.

Лирическое стилевое течение в азербайджанской советской прозе 60-70-х годов ярко проявляется в двух стилевых тенденциях— "чисто" лирической и лирическо-реалистической...

"Чисто" лирическая стилевая тенденция выражается в прямом субъективном понимании жизни'. Герои писателя "чисто" лирического стиля воспринимают существование мира, достоверность социальной жизни, все оттенки взаимоотношений лвдей только в субъективных координатах.

В произведениях писателей "чисто" лирического стиля субъективное "я" привлекает в свою орбиту писательское повествование. А для писателей лирическо-реалистического стиля "умение изображать жизнь, события, людей реалистическими, правдивыми красками, ...притягивает его, берет под свое влияние" . Поэтому в произведениях писателя лирическо-реалистического стиля линия, разделяющая писателя и художественного героя, просматривается ясно и определенно. "Чистый" лирик не вмешивается в миросозерцание субъективного "я", а писатель лирическо-реалистического стиля считает нужным изредка взглянуть в существование субъективного "я" со стороны, ибо этот

1. Бахтияр Мамедзаде. Стиль и конфликт в повестях Акрама Айлисли. "Ученые записки" Азгосуниверситета, серия языка и литературы. Баку, 1374, К 2, с. 56-58.

2. Проблема современности и поиски прозы. "Азербайджан", 1977,К 6,

3. Аси?) Эфовдиев. Искусство и личность. "Азербайджан", 1968,Й II, с. 166.

4. Бахтияр Мамедзаде. Стиль и кон&. :кт в повестях Акрама Айлисли. "Ученыо записки" Азгосуниверситета, серия языка и литературы. Баку, 1974, В 2, с. 57-58.

5. !Лирза Ибрагимов. На новых путях прозы. "Адабият ве ищдкесенет", 1978, 21 января, с. 5.

"взгляд со стороны" усиливает реалистические нотки в произведениях лирического реалиста и превращается в ведущоз качество, отличающее их от "чисто" лирических произведений. Все эти качества наблюдаются в повестях и рассказах Зяьчина и Иси Меликзаде.

В современной азербайджанской прозе "чисто" лирический стиль представлен произведениями Акрамл АШшсли ', творчество которого было объектом.особых споров в нашей критике* Оригинальные художественные особенности его. таланта—лирическое повествовать, художественное исследование связей и взаимоотношений индивида с социальной жизнью, серьезная тяга к нравственной теме, утверждающий пафос моральной чистоты — выступили неизменной составной частью лирического мировосприятия творчества Акрама Айлисли.

• С откровенной радостью азербайджанская литературная критика встретила появление в нашей литературе лирической прозы, на высоко оценила те положительные тенденции, которые внесла в литературу лирическая проза: в особую заслугу лирической прозе ставилось ее умение "замечать и воспроизвести саше изысканные, тончайшие аспекты челогеческих отношений"^, обогатить эпотеское творчество лирическим великолепием2.

Наблюдая в литературном процессе "лирические тенденции в современной прозе", критика тем не'менее не могла точно утверждать факт наличия в азербайджанской литературе лирического стилевого течения, а иногда же специальное■выражение "лирическая проза" вызывало у некоторых критиков удивление, казалось им "странным"^.Только в одном случае критика на научно-теоретическом■уровне признавала наличие в нашей прозе "лирического .стилевого течошш как типологической Форш социалистического реализма"^. Критика, заметившая появление лирического стилевого точения в литературе, одновременно допускала методологические ошибки. Ей казалось, что "изображение жизненных противоречий, конфликтов и коллизий в произведениях лирического стиля поверхностно". Так, якобы в ряде произведений А.Айлисли "лирическое отношение не соединено с диалектическим, воспевание победило анализ, увлечение, очарование, любовь, пристрастие взяло верх над реалистическим видением"В действительности же не

1. АсшТ) Зфендиев. Искусство и личность. "Азербайджан", 1968, № II; с. 167.

2. Лг-алал Мамедов. Критика, литература, совремешюс'ть. "Азербайджан", 1972, №4, с. 5.

3. Проза и время, "Адабият ве индаесенет", 1973, 13 января, с. 7.

4. Сейфулла Асадуллаев. Историзм, теория и типология социалистического реализма. Азербайджанское Государственное издательство, Баку, 1969, с. 271, 272.

5. Асио) атендиев. йс^сство и личность. "Азербайджан", 1968, № II, с. 168.

допускалось никаких поверхностных жизненных противоречий, конфликтов и коллизий и их изображения. Просто художник лирического стиля, изображая жизнь общества, смотрел на социальные проблемы глазами индивидуально-субъективного мира человека, а согласно этой художественной логике "автор не стремится к всестороннему изображению действительности, а останавливает внимание на тех ее явлениях, которые 'чем-то особенно близки его уму и сердцу. Отсюда лирическая тональность произведения, проявляющаяся в его поэтике и в стилистике"1.

В лирическом повествовании взаимоотношение образов не было отоль явным и рельефным, как в столкновении сил, противостоящих друг другу. Недостаток такой яркости и рельефности ¿конфликта и коллизий в лирическом повествовании компенсировался специфической формой исследования действительности писателем лирического стилевого течения, который брал за основу точку субъективного видения жизни, оказавшую! далеко от утверждения "реалистического взгляда".требуемого критикой. Само это требование было необъективным и,вытекало из непонимания кошфетного художественного стиля конкретного писателя. Так случзиось и в отношении повестей А.АЙлисли "В горы опустился туман"» "Отцы и сироты". '

Критика, равнодушная к требованиям лирической прозы, еще но гложет определить, что лишь благодаря формированию лирического стиля "литература отказалась от событиШгости и от принципа голого воспроизведения борьбы сторон. Ясно, что нельзя требовать от всех писателей и произведений всесторошюго изображения жизни в крупных эпических полотнах. В лирических произведениях может отсутствовать характерное для этгческого стиля широкое, многостороннее воплощение жизни.Поэтому дать заключение о форма, выступая с эстетических воз-мохностей другой и выдавать за недостаток отсутствие качеств одной в дру^й — неправильно"^.

Критика заблуждалась в оценке повести А.АЙлисли "Над Курой в теплых лесах", говоря, что в ней "взаимоотношения личности и общества носят односторонний характер, общественная среда, обстановка, окруидазая Кадыра, лядп кзобра-шга здесь пассивными"3.

Коночпо, А.АИтасли не допускает односторонности в художественном последовать взаимоотношений личности и общества. На примере ге-

1. С.М.Петг'ор. Социалистический реализм. М., "Просвэщогаю", 1977, с. 23?,"

2. Akbï> ГусоГног. Диег.шгпп премешт п прозы. "ЛзпрбАЦгкп.ч", IP76,

п е, с.

3. А Г mm Xv"->-«cTrPHîi.:e гоплепнг.о нравственно-эстетически "УлЪ'?',■ ITO, .к 1. г. ¡;3. "

роя повести писатель показывает человека, не выделяющегося моральной сто ¡'.костью, завоев-авшего некоторыми негативными качествами неприязнь своей среды и в то жо время не совершившего никакого преступления и безвинно, нечестно осуждающегося, его трагедию. Правда, трагедия Кадара в произведении изображена более всего как субъективно-индивидуальная, так пк "А.Лйлислн на протяжении всего повествования учитывает пределы дум и мыслей образа, круг охвата событий и сюжетная рамка обуславливается этим .

Но писатель также делает ясные намеки на то, что субъективно-индивидуальная трагедия Каднра является порождением слепого неверия в возможности человека в определенной социальной атмосфере. Критика, не учитывающая своеобразия стиля и поэтики повести, обвиняла автора произведения в игнорировании "ведущих традиций азербайджанской литературы, в измене'себе, своему стилю, индивидуальной манере письма"^,

С формированием лирического стилевого течения в азербайджанской прозе широко развернулись поиски жанровых особенностей произведешь, вопросов сшетосложения в нашей литературе. Специфика литературы, определившаяся и обусловленная в долгие годы ведущим положением реалистического стилевого течения — широкоохватное изображение действительности, тяготение к монументальной эпиыюсти, 'ведущее место конфликта между классами и общественными силами противоположных лагерей в сюжетном строении и композиции—отсутствовала в произведениях литературы середины 50-х годов. Особенно в образцах лирического стилевого течения открывалась совершенно иная картина: исследование нравствешшх проблем социальной жизни всего общества проводилось в них на примере конкретного, даже затерянного где-то в глубинке маленького села; внутрешшй мир образа распивался больший частью через субъективные чувствования героя; худокествешшй конфликт строился на нравственных, морально-этических 'отношениях лпч--ности и общества и, наконец, менялась архитектош1ка произведения— усиливалось тяготешю к единому сюжету в композиции. Все названные новаторские черты и особенности затрудняли полокошю критики, а иногда мешали ей объективно разобраться и оценить это о^говлегош литератур)гого процесса.

Напрактиковавшаяся на анализе произведений эпического раы.ихн, а в повестях А.Айлисли "С^сазки тетушки Медины", "Сказка о гранато-

1. Акиф Гусейнов. Проза и время. Баку, "Яэнчы", 1980, с. 87.

2. Лббас Гаджиев. Беречь критерии и требования жата. "Улдуз", 1972, » 10, с. 58.

вом дереве" столкнувшись с маленьким реальным миром, ограниченным "узким кругозором" Медины и маленького Садыха, азербайджанская ли-■тературная критика проявляет "заботу" о разрушающейся поэтике новой прозы. Потому и некоторым критикам кажется справедливым обвинение А.Айлисли в отсутствии мастерства, в неумении выбирать форму, полностью соответствующую художественному воплощению содержания.

Корень неверного отношения критики заключался в том, что исходя из традиционных требований сюжета, она в оценке трилогии А.Айлисли "Люди и деревья" не учла "своеобразия лирическо-оубъективного повествования, композиционного решения произведения*.

Объективная критикфносила коррективы в ошибочные сувдешш о творчество А.Айлисли в целом и в неверные трактовки об отдельных его произведениях: "Если в том или ином произведении не наблюдаются "шярокомасштабшй психологический анализ и обобщения", принцип разветвленного повествовашм", "большие эпические полотна", го это вовсе не говорит об одностороннем, искаженном отражении жизни в произведении" .

Критика, ошибочно трактующая ряд вопросов, связанных с писателями лирического стилевого течения, впоследствии признала ' наличие в прозе субъективного понимания мира и дала хороший пример анализа и комментария конкретного произведения в соответствии, с его конкретным художественным стилем3.

Такой, научный подход дает возможность критике разнести в пух и прах соображения, связанные с проблемам! мастерства, всестороннего, масштабного изображения жизни, противоречий между жизненно-реальной л художественной правдой, отсутствия широты изображения в повествовании, несоответствия формы и содержания в творчество Акра-ма Айлисли,

С точки зрешш выявления многообразия поэтики " азербайджаы-ской лирической прозы такая принципиальная позиция критики сыграла решающую роль.

и третьей главе диссертации — "Условно-метафорический стиль и литературная тактика" .— анализ1фуются образцы прозы 70-80-х годов — периода открытого проявления условно-метафорического стилевого течения и присущих ему стилевых тенденций. С позиции современности определяется место реалистической условности в дознании

1. Акиф Гусейнов. Движение времени и прозы. "Азербайджан", 1976, W 8, с. 105.

2. Там se, с. 104.

3. Там же, JE 7, с. 195-208; № 8, с. I0I-II9.

жизни и оценивается отношение литературной критики к этому сложному процессу. Исследуется роль фольклорных средств в формировашш целостной эстетической коммуникации.

В середине 70-х годов в азербайджанской прозе появились про-изведешш Анара "Сказка о добром падишахе", "Контакт", ¡Аовлуда Су-лейманлы "Сатана", "Кочевье", Рамиза Ровшана "Камень", в которых реалистическое исследовашю низки целиком проводилось при помощи условных и метафорических средств. В поэтике названных произведений чисто условный характер места и времени, совершающихся событий, конкретных образов, носителей важных идей был рельефно выраженным стилевым показателем.

Глубокое проникновение наших прозаиков в "ассоциативно-метафорические слои в воплощении жизни"*, в художественном приеме усилило обращение к богатому подтекстом символу, иносказанию и это превратилось в основное средство, реализующее идею и содержание: уже в отдельных произведениях "часто встречались символы, иносказания, намеки".

В лучших образцах прозы эти средства полностью оправдывали себя и лишний раз подтверждали пригодность условно-метафорических средств в художественном исследовании жизни, свидетельствовали об их неисчерпаемых возможностях в борьба со стилевыми шаблонами и однообразием. А самое главное — наряду с реалистическим и лирическим стилевыми течениями обретало право на жизнь, отличающееся-от них другое стилевое течение — условно-метафорическое.

В произведениях условно-метафорической формы .типизации абсолютно реалыше характеры по социально-психологическим и личным мотивам изображаются гротескно. Такая рельефность изображешш героя и ситуации "оголяет" их, показывает без прикрас. Гипербола и гротеск помогают inacjcpUTb природу героев предельно точно^.

Знаменательно, что в азербайджанской прозе в произведениях и реалистического и лирического стилевого течешм наблюдается склонность к использованию условно-метафорических средств типизации. Исследование 'жизни в реалистической и лирической манере'воспринима-

1. Акиш Гусейнов. Заметки о творчестве молодых прозаиков. "Азербайджан", 1900, Л И, с. 193.

2. Акиб» Гусейнов. Проза. В кн.: ЗЕитературний щэдцпсс-??, Баку, "Олм", £970, с. 36.

3. Чингиз 1УсеЙшв. йизн<зшшв противоречия и хуца/*.ч:г/*)шшй жмг-мЧПШУ. "Азорбс;Ыг,ЖНП", J'982, )? 6, с.

. 20,

ется в таких произведениях как главное ведущее стилистическое качество, но одновременно в него целиком вводится сикег, как внутренне-диалектическая необходимость,' сопровождаемый условно-метафорическими элементами. Конкретно этп качества наблвдаются в романе Ю.Са— медоглу "День казни", написанном в суровом реалистическом и в произведении Эльчина "Белый верблюд", выполненном в'строгом реаяиоти-ческом стюге. В обоих ироиаведе^гях реатьыое исследование сегодняшней жизни параллельифопров-оадается экспрессивно-ассоциативным и условно-метафорическим исследованием истории. Этот {?,акт лишний раз •доказывает, что в азербайджанской прозе условность pie давно преодолела границы 'художественных деталей п элементов, превратилась в способ комплексного изучения и воспроизведешш жизни, Именно поэтому условность приобрела характер художественного стиля.

В азербайджанской художественной прозе 70-60-х годов открыто проявились две стилевые тенденции, принадлежащие условно-дата&ори-ческому стилевому течению: фольклорно-умошо-метасгорическая стилевая тенденция и научио-услоЕНо-дотафорцческая стилевая тенденция.

В теме и идее, фактура 'мастерства произведений, созданных в фольклорной условночлетафорияоской стилевой тенденции ("Стэка о добром падишахе" Анара, "Сатана", "Кочевье" Цовлуда Суле&ланлы, "Камень" Ракша Роииана, "Махмуд и ¡Дарьям" Зльчина и др.), главное место занимают прямые заимствования фольклорнцх элементов и средств. В таких произведениях решающи фактором уступают и фольклорные сшехы. Но и первые, и вторые в этих произведениях служат отражению современных философских, шрально-этическах проблем.

Азербайджанская литературная критика вовремя.отметила усиление в прозе фольклорной формы повествования и на этой почве рель- . ефное проявление отдельных качеств фольклорного условно-метафорического стиля, пришла к ряду интересных научных выводов; в отдельных образцах прозы 70-В0-Х годов "сказоч1ИЯ печаль", "сказочное восприятие мира", "использование символики", "аллегорий, иносказательных обобщений", "удачный синтез жизненного материала и фольклорных мотивов""обращение к фольклору в изображении событий реальной жизни" , "внутренняя органическая связь с -фольклорной поэтикой и единство реального и условного", "органическое соединашю в новом со-' дераанкн современного нравственно человеческого, начала с фольклорной традицией, документа и факта с условностью", "существование ус-ловио-мзтафоричаской среди", "вторжение в реалистческпй, достоверный ело», повествования шфологическоа.«, метафорического восприятия -

познания ", нргашлн широхспй масштаб*.

' Обобщая своп наблюдегатя, критика тв-ердо заявила, что "возра-стагаш интереса к фольклору характерно для литературы последних лет. Этот пакт обнаруживает себя на разных уровнях: обра-щешт к Фольклорной форме повествования и языка, йспользоватт сюжета и композиционного построения, превращении мифологической системы в художественное средство п пр."2.

Нельзя согласиться с уверенно вццвпнутш суждошгсм -критики о том, якобы сказочное шплонив пе является в азербайджанской

литературе ярко выраженным стилевым течением, ведущим художественным средством, способом чувствований" "

Нельзя согласиться с этой мыслью еще и потоку, что мифологическое и фольклорное мышление и для классической азербайджанской литературы —просвотитольского, 'критического реализма,романтической литературы, — и литературы социалистического реализш было ведущим направлением видения и чувствовашш, живущим в единстве с классическими реалистическими традициями прозы.

В советской литературе 70-80-х годов, и в том число в азербайджанской прозе, использование фольклора отличается от опыта предыдущего периода своими новыми качествами. Если в 30-40 и в 50-60-е года использование в литературе национального фольклора носило прямолинейный характер, в большинстве случаев проявлялось в виде разработок фольклорного материала в письменной форме, то в последнее врет для фольклорных художественных образцов восприятие условности на котафорически-художествешом уровне превращается в главный принцип художественного позпапия. 1Т на этой почва кошфетная общественная жизнь, конкретная среда "уступают" свою конкретность метафорп-

1. Лжангир Мамедов. ^Художественный мир одного поколения. "Улдуз", 1980, В 10, с. 61; Анар. Волшебство мира. "Адабият ве ивдкесе-нет", 1980, 26 сентября, с. 6; ТазанФар Кязлмоп. Три повести,. "Адабият ве -индаесенет". I960, 12 декабря, с. 6: Надир Джабба-ров. Стоит оглянутся. "Адабият ве гацсяесенот", ¿981, 23 шрта, с. 6; Дяангир Мамедов. Искусство и художественная правда. "Ул-дуз", 1981, В 12, с. 52; Ваийз Юсифли. ¡лыслн о роматш. "Азербайджан"", 1982, Л 5, с. 166; Тофин Гуссгаов. Необходимость единства. "Адабият во шщжесенет", 1983, 25 февраля, с. 6: Современность и историзм. "Адабият во пнджесенет", 1983, 16 декабря. с. 6; Анар. Просторы прозы. "Азербайджан", 1984, В 7, с. 176.

2. Т.МустаФаев. Сказки матери. "Адабият ве шщяесенет", 1983, . 28 октября, с. 6.

3. Гитературннй процесс—79, Баку, "а™", 1983, с. 152.

ческой условности. Исчезают границы места и времени в художественно!,^мышлении, способ метафорического восприятия социальной жизни 'превращается в определяющее, специфическое качество художественного стиля. Даже в сгакете,. кошозиции, элементах фабулы, отличающихся своей конкретностью, преобладает метафорическая условность. На этой ночвуе лишь художественный стиль обретает условно-метафоричэскую сущность. В этом стиле фольклорность превращается в элемент художе-' ственности этого стиля, объединяясь в монолитное целое с условностью метафоричности.

Особенности фольклорного условно-метафорического стиля выражены в "Сказке о добром падишахе" Анара на высоком идейно-худоаествен-пом уровне. В этом произведении, воплотившем актуальную для нашей современности тему, разоблачается деспотизм, родцешшй глупым и невежетвеышл»! управлением государства и народа. В "Сказке о добром падишахе" есть целая плеяда фольклорной поэтики: начиная с традиционного зачина "¡шли-были..." вплоть до сложных средств художественной изобразительности,генерирующих резкие еккетнне повороты и изменения, рокдапцих слолшые метаморфозы. Фольклорность прошита особенно в сущность конфликтообразующих средств. Конфликт падишаха с придворными, с народом рождается условно-фолыслорным! приемами. Здесь фольклорная условность не иллюстрация, а составная часть поэтики, ведущее средство художественного раскрытия, превратившая всю конструкцию произволе 1шя в монолитное целое, рожденное условно-метафорическими элемента*,®.

Как известно, обращение каждого писателя к фольклорной условности носит шщиввдуалышй характер по отношению к поэтике. Например, если в романе "Кочевье", повести "Сатана" Мовлуда Сулеймашш чувствуется прямое, непосредственное влияние азербайджанского национального фольклора, то в повести Рамиза Ровшана "Камень" оплодо-творенность фольклором проявляется в притчевнх элементах всех компонентов произведения. Критика справедливо показывает, что "притче-вость вытекает из особешюстей стиля автора. Здесь обобщение, осмысление повествования в широком масштабе выдвигается как глашшй признак..'Такой способ отражения отличается не только высокой поэтичностью, выразительности^ но и умением проникать в колорит эпохи, свежестью наблюдений, 'эшционально-психологическиш тонкостями"^. Несомненно, здесь большую'помощь писателю оказывают фольклорные, притчевне приемы. Поэтому шедъ о том, что в повести "Ка-

Г. 'ЛкшЪ Гусейнов. Проза. В ш.: Лп-ературпнй щюцйсс-ТЕ?, Бяку, "Злй", 1983, о. 82.

мень" "рад поэтических образов, метафор, символов выступает как средство, отвлекающее от основного внимание автора"* кажется спорной, потому что в повести "Камень" есть реалышй и конкретный человек, но для художественного воспроизведения этой реальности жизни и человека основным строительным материалом служат символы, услов-но.-мотаф)орические детали и. элементы, при помощи которых писатель добивается воплощения той или иной идеи. Это соответствует принципам метода социалистического реализма, признающего все художественные средства, годные для реалистического воплощения и исследования действительности. •

Вот почему литературная нритика 80-х годов обращает пристальное внимание на анализ стиля писателя условно-метафорического течения, 'как на интересный факт. Такая трактовка вопроса об условно-метафорических средствах, как эстетических показателях художествен- . ного качества условно-метафорических средств а деталей, и анализ творчества Мовлуда Сулейманлы с этих позиций"*, целиком свидетель-.ствуют о росте интереса к научному осмыслении проблемы.

Научно-условно-метафорический стиль представлен пока единственным произведением нашей прозы последних лет •— повестью "Контакт" Анара. Это произведение, названное автором "фантастической повестьк/', на деле является художественным образцом условно-метафорического стиля, так как в повести "Контакт" фантастика и фантастические элементы не носят признаков ведущего качества ни в утверждении выдвинутой художественной идеи, ни в составе средств, утверждающих эту идею. 3 св-ое время критика почувствовала эту особенность повести, выступила против.оценки произведения как "научно-фантастического"3 1' образца, очень осторожно и без широкого объяснения дала свое твердое определение: " "Контакт" — образец спМЕОлико-аллегоричес-кой прозы"^.

К сожалению, научная и критическая мысль отказалась от этой верной оценки повести. Так, критика то определяла повесть "Контакт" как образец "реалистического произведения, опирающегося на "фан-

1. Акиф Гусейнов, .Проза. В кн.: Литературный процесс-79, Баку, "Элй", 1983, с. 84.

2. Вагиф Вердиев. Реальность и условность в современной азербайджанской прозе. "Вопросы поэтики азербайджанской советской литературы". Тематический сборник научных работ. Азербайджанский Государственный университет, Баку, 1986, с. 86-91.

3. Акий Гусойнон. Прова. В кн.: Литературный процесс-77, Баку, "ачй", 1970, с. 29.

4. Там

тасмагоричоские средства"*, то называла "научной фантастикой"2, то "чистой фантастикой"3, то наперекор этим мнениям, рассматривала ее Как образец, "выходящий за рамки проблем научной фантастики"4. Критика несправедливо обвиняла автора ."Контакта" в "неумении превращать в объект изображения и показать в образной форме научно-фантастические аспекты выдвинутых в повести идей"®.'Более того, и в сценах, показывающих в образной "форме научно-йантастические идеи"®, критика видела^ "не наглядные образы научно-фантастических идей автора", а изображение "приключенческих элементов". Все это в отношении повести Анара "Контакт" звучит необъективно и,кроме путанья научной фантастики с приключенческой, ничего собой не представляет. Так как все события, происходящие вокруг студента-квартиранта в повести "Контакт" носят не фантастический, а условный характер. С первых страниц повести все, с чем сталкивается студент, обрамляется условностью. Сам дом, где он квартирует, тоже расположен не в фантастическом, а в условном пространстве. Само здание, .в зависимости от утла зрения окружающих его предметов, кажется различным. Комната, где обитает герой, далека от фантастической необыкновенности. Начиная с замены картин, изменения рамок, местоположения стен — все здесь дано в художественной условности. Даже понятие обратного времени воспринимается нами как возможный факт в пределах работы стрелок часов в условном обратном направлении. Все это дает возможность, учитывая сущность и средства художественного арсенала, повесть Анара "Контакт" принять .как произведение, написанное в условно-метафорическом стиле. Если учесть наличие гипотетической идеи в повести, — возможности, в отличие от причинно-следственной связи, других видов контакта, то можно добавить к этому еще и эпитет "научная". При определении жанрого-стилевых особенностей повес-

1. А.Мамедов. Встреча с самим собой. "Бакинский рабочий", 1981, 30 мая, с. 3.

2. Дъ. Мамедов. Знакомые лвди. "Еакы", 1981, 29 июля, с. 3.

3. Гюльрух Алибекова. Грани художественности. Баку, "Язнчы", 1981, с. 207; Вадим Ковский. В поисках контакта. В. кн.: Братство народов и литератур. Баку, "Язычы", 1281, с. 281, 282.

4. Гасан Гулиев. Сложность контактов. "Адабият вз пнджесенет", 1977, 23 июля, с. 6. .

5. Аллахвердд Рминов. Требования жанра. "Адабият ве индаефеиот", 1979, I янтаря, с. 6.

6. Там же,

7. Гам же.

ти Анара "Контакт" иршшшется за основу го, что "жанр для писателей выступает, прежде всего, в своей классификационной функции"*.И поэтому "авторские обозначения подчас требуют от литературоведов тщательной расшифровки,.. ">2.

К сожалению, азербайджанская литературная критика в большинство случаев ограничивалась авторским определением и "вследствие этого особенности художественной фюрмы произведения и их жанры определяются неверно" .

Несмотря на все это, критика благосклонно взирала на обращение прозы 70-х годов к условно-метафорическим средствам и отмечала, что "условные и символические средства выражения не наносят ущерба реалистическому направлению произведения"4. Такие средства " в поэтике отдельных образцов, в жанрово-стилевой картине оставляют впечатление естественности".

. Все это дает возможность говорить об условно-метафорическом художественном стиле, как об ужо оформившемся литературном событии ■и. яатении.

В заключении акцентируется внимание на перспективных налравле-шшх развития современной азербайджанской критики, резюмируются итоги исследования, формулируются основные внводн диссертации. Особо подчеркивается необходимость изучения этапных особенностей индивидуального стиля катдого писателя в различные периода его творчества.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора: • . -

1. Страницы лизни ученого. ""Азербайджан", 1977, 2, с. 202-20*}, 0,3 п.л.

2. Связь с реальностью. "Адабият ве индаесенет", 1979, 10 августа, с. 6, 0,3 п.л.

3. Картины близкого прошлого. "Адабият во индаесенет", 1980, 12 сентября, с. 6, 0,2 п.л.

4. С позиций эстетической активности. "Адабият ве инджесеиот", 1984, 24 августа, с". 6, 0,3 п.л.

I..Л.В.Чернец, Литературные жанры. Изд-во Московского, университета, IS821 с• 9«

2. Там же, с. 6.

3. Мирза Ибрагимов. С позиции объективности и цришошиальшети. В кн.:Литературная критика.' Баку, "Язычн", 1Э84, с. 23-24.

4. Акиф Гусейнов, йъ ЮспПм. Проза. В пл.: Литературный про--тсб-78, Гяку, "Эл.'.", 1Ш\ с. t'6.

5. Так гко.

5. Наша проза: раздумья'и поиски.- "Китайлар алеминде", 1985, № I, с. 26-27, 0,2 п.л.

6. Многообразие художественного стиля "Адабият ве индаесенет", 1985, 18 октября,.с. 6, 0,2 п.л.

7. Реальное изображение жизни и стиль писателя. "Китаблар алемин-до", 1985, И 4, с. 43-44 , 0,2 п.Л.

8. Реалистические стилевые тенденции в современной азербайджанской прозе. В кн.: У Республиканская конференция молодых литературоведов. (Тезисы докладов). Баку, "йлм", 1987, с. 14-15, 0,3 п.л.

9. В русле общечеловеческого гуманизма. "Китаблар алеминде", 1988, Я I, с. 33-34 , 0,2 п.л. '

10.Лирический стиль и социальная публицистика. "Китаблар алеминде", 1988, В 4, с. 23-25, 0,2 П.Л.

11.Правда лизни и художественная целостность. "Китаблар алеминде", 1989, й I, с. 14-16; 0,2 п.л.

12.Условно-метафорический стиль в современной азербайджанской прозе. В кн.: Вопросы творческого метода (Актуальные проблемы теории социалистического реализмг?. Баку, "Элм", 1989, с.36-46. 0,7 п.л. •