автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Азербайджанские ренги
Текст диссертации на тему "Азербайджанские ренги"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
На правах рукописи
Челебиев Фаик Ибрагим оглу
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ РЕНГИ: ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
Специальность 17.00.02 - "Музыкальное искусство"
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник РИИИ И.В. Мациевский (Работа выполнена на секторе фольклора РИИИ )
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Ренг в системе жанров мугамного искусства
§1.Мугами некоторые его морфологические особенности §2. О строении азербайджанского дастгяха §3. Определение ренга. Соотношение мугама и ренга § 4. Функциональные особенности ренгов § 5. О наименовании ренгов Глава П Музыкальные формы ренгов, отражающие структуры мугама и последовательность частей дастгяха §1. Мугамообразная одночастная форма §2. Дастгяхообразные многочастные формы: дастгяхообразная двухчастная и дастгяхообразная трехчастная §3. Роль инструменталиста в формировании ренгов Глава Ш. Музыкальные формы ренгов, отражающие
взаимоотношения октавных частей дастгяха §1.0 понятии октавности и соответствующих терминах
у мугаматистов §2. Маенин зили (октавное шобе) §2а. Форма зиль-бем §3. Основная форма зиль-бем §4. Форма зиль-бем с расширенным бемом §5. Форма зиль-бем с начальным спуском §6. Форма бем-зиль
§7. Форма бем-зиль-бем
ГлаваТУ. Музыкальная форма дерамедов
§ 1. Определение жанра дерамед.
Дерамед как особый род ренга §2. Беюк дерамед. (дерамед первого вида) §3. Превращение ренга в дерамед §4. Юнгюль (гыса) дерамед (дерамед второго вида) §5. Кичик (бала) дерамед (дерамед третьего вида) §6. Частные случаи в музыкальных формах дерамедов
Заключение Примечания Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена изучению музыкальной формы азербайджанских ренгов.
Ренг, как чисто инструментальный жанр, входит в систему азербайджанского мугамного искусства1 и только в контексте последнего плодотворно его исследование.
Начиная в основном с двадцатых годов XX века по сей день о ренгах часто упоминают в многочисленных статьях и книгах, посвященных мугаму, мугаматистам, различным проблемам азербайджанской музыки устной традиции. Иногда в работах, посвященных совсем иным вопросам, - например, композиторской музыке - о ренгах дается хоть и беглая, но более конкретная и содержательная информация 1а, чем в исследованиях, специально посвященных азербайджанской народной музыке и мугамному искусству. В большинстве случаев эти заметки о ренгах содержательно близки друг к другу: "что такое ренг и каковы его функции". Редкие, но меткие заметки о ренгах встречаются в фольклористических статьях классика азербайджанской музыки композитора У. Гаджибекова (1885-1948).3
Впервые музыковед-теоретик и фольклорист М.С.Исмайлов (1912-1994), в книге "Жанры азербайджанской народной музыки", вышедшей из печати в 1960 году (на азерб. языке), ренгам уделяет небольшое, но вполне определенное место. Мысли выдающегося ученого в целом занимают чуть более страницы, но отличаются глубиной и содержательностью [65,51-53].4
К числу попыток специального исследования жанр ренга можно отнести брошюру Р.Исмаилзаде "Азербайджанские музыкальные ренги", изданную в 1985 году (на азербайджанском языке) [60].5 Она является печатным вариантом дипломной работы автора с названием "Азербайджанские народные ренги", выполненной под руководством проф. М.С.Исмайлова в 1963 году в стенах
Азербайджанской государственной консерватории [62]. В брошюре дается общая характеристика жанра; рассматривается функциональные, ладо-мелодические, метро-ритмические особенности ренгов, пути их использования в творчестве азербайджанских композиторов, а также идет краткая речь о музыкальной форме ренгов (мотив, период, повтор,вариация и т.п.). В этой работе заметно влияние "руки" М.С.Исмайлова, главным образом, его труда -"Жанры азербайджанской народной музыки". Работа Р.Исмаилзаде по сей день является единственным специальным исследованием ренгов, вышедшим отдельным изданием .Однако в дальнейшем Р.Исмаилзаде не продолжал исследования ренгов и защитил кандидатскую диссертацию на тему "Азербайджанская народная песня" [61].
Кстати, после этого в разные годы в Азербайджанской государственной консерватории были написаны и другие дипломные работы, посвященные ренгам [82; 112], авторы которых, в дальнейшем свои исследования не продолжили.
Ренгам посвятила свое исследование М.Пашаева, опубликовавшая две статьи [104; 105] одна из которых [104] представляет собой расширенным вариантом другой [105]. Единственной новостью здесь является перечисление опубликованных сборников ренгов и описание их содержания [104]. Однако и М.Пашаева исследования не завершила .
Еще в 80-е годы бакинские музыковеды тему о ренгах относили к числу не диссертабельных. Не случайно, что в таком серьезном научном сборнике как "Азербайджанская народная музыка", подготовленном Институтом архитектуры и искусства Академии наук Азербайджана и вышедшем в 1981 году из печати, нет очерка о ренгах, хотя в нем представлены такие жанры мугамного искусства как мугам и тесниф [5]6
Между тем собранный нами за последние три с половиной десятилетия материал, позволяет говорить о том, что ренги можно и нужно исследовать в
нескольких аспектах. И наиболее масштабными из них являются на наш взгляд два. Первый - это изучение жанровых разновидностей ренгов, которые возникли как результат длительных межжанровых связей ренгов как с жанрами мугамного искусства, (с теснифами, дастгяхами в целом), так и с жанрами музыкального фольклора (с песнями и инструментальными танцевальными мелодиями). Второй - это изучение музыкальной формы ренгов, чему и посвящена настоящая работа.
Ренг, будучи своеобразным жанром в системе мугамата, существует и как
ч> (III
составная часть циклической композиции дастягх и как самостоятельно функционирующее явление. Ренг - это яркий феномен азербайджанской мугамной культуры, «представитель» дастягха.
Изучение музыкальных форм ренгов необходимо, поскольку эти формы, во-первых, прямо связаны со структурой мугама и строением дастягха, во-вторых, они полностью обнаруживаются и в другом жанре мугамата - теснифе. Поэтому, какие-либо выводы, полученные в исследовании ренгов, проливают свет и на другие проблемы мугамного искусства. Иными словами, неизученность ренгой значительно замедляет исследования жанровой системы мугамного искусства в целом.
Естественно, что любое исследование образцов устного музыкального творчества требует сначала их собирания, осуществления нотной записи.
В Азербайджане собиранием и публикацией ренгов в виде сборников занимались композиторы С.Рустамов [114; 115; 117] 8, Т.Бакиханов [26] 9 и Э.Мансуров [6; 7; 13]. 10 Учитывая содержания этих сборников и отдельные образцы ренгов, входящее в разные антологии и учебники, в Азербайджане опубликовано около 200 ренгов, не считая вариантов и повторных публикаций.
Данное число можно считать большим, так как в сравнении с народными песнями и инструментальными танцевальными мелодиями жанр ренг является
количественно малочисленным, но вполне равноценным по художественной, исторической и научной значимости.
Тысяча единиц записей азербайджанских народных песен или танцевальных мелодий - это как капля в море. Но десять единиц новообнаруженных ренгов считается уже числом значительным.
Относительная малочисленность ренгов - явление естественное, так как ренги связаны с мугамами. Они создаются и исполняются профессиональными инструменталистами - мугаматистами в определенных музыкальных формах и не могут насчитываться в тысячах. Правда, связи ренгов с жанрами народной музыки способствуют количественному и качественному обогащению этого жанра.
Автором же настоящей работы записаны с одной стороны разные варианты почти всех обозначенных выше двухсот опубликованных ренгов, с другой стороны, более шестисот ренгов еще не изданных ( не считая их вариантов) и не вошедших в научный обиход.
Исследовательский интерес автора к ренгам возник в результате почти сорокалетней исполнительской деятельности. В 1971-1980 годах он работал в Азербайджанской государственной филармонии в качестве тариста, был концертмейстером государственного ансамбля песни и танца Азербайджана, выступал как солист, и как аккомпаниатор, сопровождал пение выдающихся певцов мугаматистов старшего поколения. Затем в течение пяти лет работал в оркестре народных инструментов государственного комитета Азербайджана по телевидению и радиовещанию как солист, оркестрант и аккомпаниатор-мугаматист. Многолетняя исполнительская практика привела его к ряду теоретических размышлений и выводов.
Автору посчастливилось общаться с такими титанами азербайджанского мугамного искусства как бакинские таристы Мирза Мансур Мансуров (18871967), Ахмед Бакиханов (1892-1973), Бахрам Мансуров (1911-1985), Гаджи
Мамедов (1920-1980), карабахский тарист Курбан Примов (1980-1965), шекинские таристы Ибад Салманов (1904-1989), Махаррам Исмаилов (19101985), долго учиться у них тайнам мугамного искусства и записать от них уникальные образцы разных жанров мугамного искусства, в том числе и ренги. Ренги для исследования мы собирали из следующих источников:
1. Произведенные автором работы записи музыкантов - таристов и кеманчистов разных поколений ( самые старшие из них родились в 70-х годах XIX века).
2. Грампластинки, выпущенные разными звукозаписывающими фирмами Европы в начале XX века (1903-1916 гг.) в которых запечатлены исполнения выдающихся азербайджанских певцов и инструменталистов того времени. 11
3. Грампластинки 1920-1990 годов, магнитофонные записи 1950-1990 годов и наконец компакт диски последних лет.
4. Ренги, опубликованные другими собирателями.
5. Рукописи ренгов других собирателей.
В основу анализа легли в первую очередь опубликованные ренги. Это сделано не из-за недостаточности собственного материала, но учтена широкая известность изданных ренгов в исполнительских и музыковедческих кругах. Своим же материалом пользовались в тех случаях, во-первых, когда не находили того или иного типового образца среди опубликованных ренгов и во-вторых, когда опубликованный образец из-за технических ошибок, или же из-за неосторожности собирателя грешил неточностями и требовал
перередактирования либо подробного предварительного объяснения.
* *
*
Поскольку ренг входит в жанровую систему мугамного искусства, то в начале следует дать хотя бы краткую информацию об этой системе.
Азербайджанское мугамное искусство располагает следующими жанрами: 1) мугам; 2) тесниф; 3) дибаче; 4) ренг; 5) дерамед; 6) зерби мугам; 7) шикесте.
1. Мугам - вокально-инструментальное музыкальное произведение 12 импровизационного характера со свободным метроритмом .13 Это главный жанр мугамного искусства.
2. Тесниф - вокально-инструментальный жанр песенно-романсного характера с регулярным метроритмом.14
3. Дибаче - его можно считать особой разновидностью теснифа. Но дибаче отличается от теснифа большим объемом, сложностью музыкальной формы и функцией. ь
4. Ренг - чисто инструментальный жанр с четко акцентированной метрикой.
5. Дерамед - его можно считать особой разновидностью ренга. Отличается от последнего большим размером, сложностью формы и функцией . 16
Отметим, что жанры, имеющие четкий метроритм, то есть тесниф, дибаче, ренг и дерамед, исполняются в сопровождении ударного инструмента.
6. Зерби мугам - вокально-инструментальный жанр, возникший из своеобразного сочетания, взаимодействия мугама и ренга. В зерби-мугаме законченные мугамные и ренговые эпизодыы чередуются друг с другом. Метрически свободная вокальная партия - мугам здесь исполняется в строго метрическом ударном . сопровождении, размер которого соответствует размеру инструментальной партии - ренга. Зерби-мугам от начала до конца исполняется в беспрерывном сопровождении ударного инструмента.17
7. Шикесте - имеет ту же музыкальную форму и те же исполнительские принципы, что и зерби- мугам. Если зерби мутамы могут основываться на любом из азербайджанских ладов, то шикесте только на ладе сегях. 18
Образцы всех названных жанров определенным образом соединяются в монументальную вокально-инструментальную многочастную циклическую композицию му г амн ый д а с т г ях (или просто - д а с т г я х).19
Правда, все вышеперечисленные жанры могут бытовать и традиционно бытуют самостоятельно, то есть вне дастгяха. И тем не менее, их главное назначение - дастгях, их главная функция - участие в дастгяхе. Все вместе они выстраиваются в новую форму и новый жанр, который представляет дастгях. Как целое жанр дастгях является вершиной азербайджанского мугамного искусства.
В течение длительного исторического времени жанры мугамного искусства существовали и развивались в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Как указывает проф. И.И.Земцовский, "жанровая система - не схема, не абстракция, а живой, развивающийся организм" [51, 176]. Жанровая система азербайджанского мугамного искусства, как и "каждая жанровая система - не только итог длительного исторического развития, но и генетически взаимосвязанный комплекс" [51, 176]. Поэтому автор настоящего исследования глубоко убежден в том, что каждый жанр мугамного искусства нужно исследовать в контексте всего мугамата, иными словами, на фоне всех остальных "окружающих" жанров и в связи с ними.
А это означает:
а) исследователь одного мугама или дастгяха должен в совершенстве знать все мугамы и дастгяхи.
б) исследователь таких жанров как теснйф, ренг и зерби мугам должен в совершенстве знать все мугамы и дастгяхи.
Только тогда исследователь одного из трех жанров - или теснифа (так же дибаче), или ренга (так же дерамеда),или зерби мугама (так же шикесте) беспрепятственно может овладеть и остальными двумя жанрами.
При исследовании ренга - как жанра и музыкальной формы - мы придерживаемся вышеуказанных требований. Только это позволяет "копать в глубину" и "видеть не видимое".
Исследование ренга в контексте жанровой системы мугамного искусства позволило автору выдвинуть следующие предварительные положения.
Все существующие музыкальные формы ренгов обязаны своим возникновением музыкальным формам мугама и дастгяха в целом. Принципы своего формирования ренги получают от формы мугама и более всего - от строения дастгяха. Разные музыкальные формы ренгов прямо связаны с определенными устойчивыми элементами дастгяхного строения. Не зная основных законов формирования дастгяха, роли в нем стабильных и мобильных элементов, а так же ряд традиционных приемов дастгяхного исполнительства, невозможно прийти к адекватным выводам в анализе музыкальных форм ренгов.
Если знание структуры мугама и строения дастгяха дает возможность, отталкиваясь от них, анализировать форму ренгов, то знание исполнительских законов и "секретов" дастгяха делает возможным так же объяснить причины возникновения этих форм.
Ясно, что любое научное исследование опирается на определенную методологию и научно-теоретическую систему, вобравшую в себя множество устойчивых понятий и терминов.
Изучение отдельных компонентов музыкальной формы ренгов как и других жанров мугамного искусства с позиции европейской музыкальной теории в ряде случаев может дать определенные результаты. Но в целом применительно к жанрам мугамата она себя не оправдывает.20 В рамках этой
теории сущность музыкальных форм в ренгах, причины их возникновения остаются не выясненными. Это естественно. Ведь исследуя произведения европейских композиторов, мы руководствуемся той музыкальной теорией, которая создавалась в течении долгого исторического времени в прямой связи музыкой, ее породившей. Жанры мугамного искусства также должны изучаться с помощью той теории, которая выросла из этой музыки.
Азербайджанское музыкознание имеет тысячилетнюю историю. Та наука, которая создавалась азербайджанскими учеными начиная с Бахманяра ал-Азербайджани (ум. в 1066 г)21 и вплоть до Мир Мохсуна Навваба (1833-1918) , являлась частью музыкальной науки мусульманского Востока. "
Параллельно с этой книжной -существовала и существует по сей день у азербайджанских мугаматистов другая - сложившаяся в течение веков своя традиционная наука, своя музыкальная теория (в дальнейшем будем обозначать ее как мугамную теорию)24.
Была ли, есть ли связь между книжной и традиционной науками? Несомненно была и есть. Нельзя забыть о том, что на мусульманском Востоке, в том числе и в Азербайджане, большинство теоретиков музыки были одновременно и великолепными исполнителями.25 Наука создавалась на основе живого музицирования.
Разумеется, все исполнители - мугаматисты не могли служить во дворцах или обязательно писать тео�