автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Азербайджанский рассказ в стихах в XIX веке

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Имамвердиева, Назакет Бегляр кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Азербайджанский рассказ в стихах в XIX веке'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Азербайджанский рассказ в стихах в XIX веке"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Э. РАСУЛ-ЗАДЕ

Филологический факультет

На правах рукописи УДК: 8 (479.24) «18»

ИМАМВЕРДИЕВА НАЗАКЕТ БЕГЛЯР кызы

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ РАССКАЗ В СТИХАХ В XIX ВЕКЕ

10. 01. 03 — Литература народов СССР (азербайджанская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 199 1

Работа выполнена на кафедре истории азербайджанской

литературы Бакинского государственного университета им. М. Э. Расул-заде.

Научный руководитель: доктор филологических паук, профессор Джафарзаде А. М.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Аббасов А. А., доктор филологических наук, профессор Мамедов X. Г.

Ведущая организация — Институт литературы им. Низами АН Азербайджанской Республики.

часов на заседании специализированного совета (Д 054.03.01) по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Бакинском государственном университете им. М. Э. Расул-заде.

Адрес: Баку-370145, ул. акад. 3. Халилова, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бакинского государственного университета им. М. Э. Расул-заде.

Защита состоится

в « 13 •»

Автореферат разослан « £>

1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук

Дж. Г. НАГИ ЕВ

ОЕЦАЯ ХАРАКГЕШСТ.5КА РАБОТЫ .

Изучение того или иного литературного жанра в его развитии позволяет объективно решать многие .актуальные проблемы литературоведения. Вполне понятно, что ни один из жанров не существует абстрактно. Все вместе они образуют систему определенных жанров, тщшчнув для конкретной литературной эпохи. И.Стеб-лева, занимающаяся теорией жанров Востока, считает, что "... жанр - категория историческая. Смена; трансформация и обогащение жанровой системы во многих литературных традициях Востока происходят при переходах от древности к средним векам и от них - к новому времени как результат изменений в художественном сознании от эпохи к эпохе" . : ■

Говоря об азербайджанском рассказе в стихах, следует от----;' метить, что и он, '¿' зависимости от вдвигаемых общественно-литературной казнь*) -требований, выполнял различные ядейно-эсте-тические функции. Несмотря на то, что азербайджанская литература, как и всякая другая, знала периоды подъема и упадка, стихотворный жанр всегда оставался наиболее' любимым у истинных художников слова. К нему неоднократно обращались Афзаладдин Хагани, Низами Гявдкавя, Аухади Ыарагаи, ;Аббас-Кули-ага Баяи-ханов, Мирза Щафи Вазех, Касум-бек Закир, Мирза Фагали Ахундов, Мирза Мехди^Шюкухи, Сеид Азим Ширваяи.;

Содерзание понятия "жанр" непрерывно изменяется и усложняется, и потому исследование исторического развития различных литературных жанров стало уже традиций.

Стеблева И.В. Введение // Теория жанров Востока. М.: Наука. С.8. , . ...

2 См.: Шкловский В.В. О теории, прозы. М.: Сов.писатеяь, 1983 ¡Жанровое новаторство русской литературы конца ХУ1-Х1А вв. I., 197 ;Жанр: (Эволюция и споцифика. Кишинев, 1980; Жанр романа в классической и современной литературе. Махачкала, 1983 ;'Коишов В.В. Происхождение романа. М.:Сов.писатель, 1963; Ыелитянский Е.Т. Введение в историческую поэтику эгоса и романа. М.:Наука, 1986 ; Березнева А.Н. Русская романтическая поэтика. Саратов, 1976 ; Хамраев U.K. Очерки истории тюркского стиха. Алма-Ата, 1969 ¡Теория жанров литератур Востока. Ы. :На-ука, 1985 ; Васильев И.З. Стихотворный сказ в советской литературе: (на материала советской поэзия 20-30--х гг.): Автореф. ... дне. канд.шилол.наук. 14., IS79 (см.след.стр.)

■ - 4 - ■

Актуальность темы определяется драаде всего необходимостью восполнять пробел в теория кайра, которая в целом недостаточно разработана. Хотя в диссертация и прослеживается развитие азербайджанского стихотворного канра в целой, все асе. основное внимание в уделяется образцам этого аанра, созданным в XIX в., так как,'на наш взгляд, именно они нушгаятся в' систематическом анализа.

Б Азербайджане изучением литературных аанров в их историческом развитии стали заниматься совсем недавно. Вульгарно-социологический метод причинил серьезный, вред национальному литературоведению, в потому оно нуждается в новом подходе к разработке проблем хетскествешюй литературы. Исследования в области исторической поэтики, базирующиеся на научной основе, уке имеют богатый положительный опыт в освещении канров 'рассказа и романа» Однако для воссоздания целостной системы канров аз о рбаддяанской литературы необходима более полная характеристика рассказа в стихах. .

Объектом исследования является- стихотюрный канр - один из наиболее коп/лярных на.Елидкем и Среднем Востоке, - в том числе и в Азербайджане. Рассказ рассматривался в широком плане - как'стихотворение с сшетом. В основном это рассказ, существующий самостоятельно а включаемый в классические романтические и дидактические поэмы. Выявляется сходство и различие иекау атими двумя типами однрго и того хе ааяра.

И ель и задачи исследования. Основная;цэль работы — просле-

---------- ;•■(•: '

(продолк.) Беляев В. Азербайджанские героические эпосы. Баку: Изд-во АТУ, 1980. Азерб. ; Набиев А. Жанры азербайджанского ■■Фольклора. Баку:йзд-во АТУ, 1983. Азерб. ; Теория азербайджанской литературы и ее исторические проблемы. Баку:Изд-во АТУ, 1387. Азэр6. ; Караев Я, Жанр трагедии в азербайджанской литературе. Баку :11зд-во АН АзССР, 1965. Азерб. : Азаде Р. Пути развития азербайдканс-КОХ'О-,эпического стиха : (лП-ХУП вв.). Бану:Элм» ¿375. Аззрб. ; Д.адашзаде А. Азербайджанская лирика ХЭШ'века. Ваку:3лм- 1980. Азорб. ; Сафари А, Азербайджанский, эпический стих ХУП-ХГЛ вв. Баку:Язкчн, 1982. Аз1рб. ; Мамедоз А. Художественная проза: (конец Х1У - начало XX в.). Баку:Элм, 1983. Азерб. ; Ыачедов К. Сатира в азербайджанском стихотворении ' XIX века. Бакг:3лм, 1975. Азерб. ; цустгфаев М. Лирика в азербайджанском стихотворении XIX. века» Баку:АПИ, 1988. Аззрб. ; Пиряев Я. Канр поэмы в азарбайдаанской литературе XIX века. Баку:Изычы, 1988. Азерб. ; талыбзаде К. Литературная критика Азербайджана XX йеха:. (1905-1Э17). Баку:Язычы» 1988. Азерб.

' -S -

дать возникновение, развитие и формирование аз а рбайджанс кого рассказа в стихах. Достигнуть ва можно после.решения следующих задач:

- проанализировать рассказ в стихах как зканр, связанный •на только с классической литературой, но и;.с мифологией и фольклором ; установить истоки этих связей ;

- рассмотреть нервна письменные образцы азербайджанского рассказа в'стихах, выявить особенности, характеризующие йх как художественный материал ;

- показать два направления в развитии форде стихотворного жанра и сравнить их меаду собой ;

- опрадвлить вадущуи роль классиков XIX в, в становлении азербайджанского ' стихотшрного канра ; систематизировать черты, характерные для литературы Яой эпоха ;

- показать особую роль дидактика в развитии содержания рассказа в стихах.

Научная новизна работа заключается в том, что в ней впервые стихотворный ванр исследуется' с точки зрения форма и пдей-но-тематйческого содержания, при этол) выявляется рад.законо-мерностей. его'развития. Азербайджанский рассказвс'рхах рассматривается на фоне творчества отдельны^ поэтов пня в связи с теш или инилп проблемами.

При выявлении связей рассказа в стихах 'с фольклором подчеркивается, что хт заимствованы те фольклорные сгаотц, которые отвечают требованиям занра.

В работе указано на такие отличительные черты национального классического рассказа в стихах, как гяподчнамизы сп&гта, т. е.выраавнав его бейтами, Bi которых очень мало событий я ху-доаественного двигения. Именно этап объясняются лаконизм восточной литературы вообще и живучесть ^той традиции в азорбай-даанской литературе. Определены дзе больше группы национального рассказа в стихах: рассказы приклвченокого характера и дидактические. Проанализировав худояеотвенный материал, автор сделал вывод, что более распространенной; в азербайджанской • литературе является вторая группа. По.лшоншо диссертанта, воспитательная значимость этой группы предопределяет новеллистический финал национального рассказа в стихгх, -с. а.усиливает его эстетическое воздействие, и прозде всего - яа маленьких читателей. -

Различие в форма рассказа в стихах позволило диссертанту разделить эти рассказы на самостоятельные и являвдиеся частью того ели иного произведения; при этом прослеживается параллельное развитие этих двух групп. .

Опираясь на мат..,-нал., написанный на'родном языке, а так- же на переводы, автор диссертации пытается рассмотреть национальный рассказ в стихах XIX'в. как систему, определив ее ве--. дущие идейные тенденции и художественные особенности.

поскольку азар&ыдгалскай рассказ в стихах впервые изучается системно, то.естественно» что и ряд иолоаений, выдвигаемых в диссертации,''являются новыми. Диссертант считает, что. классически совершенные образцы рассказа в стихах как жанра появились в XIX."в. ; вся же предшествувдая эпоха была своего : рода подготовительным' периодом, причем эта мысль доказывается ■"конкретными примерами. /

Мвтодологкчэскте основу диссертация составляют научно-теоретические положения современного-литературоведения о литературе и искусстве, об отношении к классическому наследию.

Диссертация надысана р историко-сравнительном аспекте. В ней широко использованы ткды советских и азербайдканских учета, посвящэнные анализу: и оценке конкретных литературных канроЕ. ■ ■■„'.•

■ Практическая^значимость. Выводы диссертация могут быть исподг-.зозаны в дальнейшей -разработке темы "Историческая поэтика азербайдяанской литературы" и ее научно-теоретических направлений, при типологическом изучении'других жанров национальной литературы, а такае при выявлении общих закономерностей развития азербайднанской литература. Кроме того, предлагаемое .исследование мояет принести определенную пользу в вузах при праподавэнии глответствутацах курсов. .

', ■ Ащ^бация. Оснсвшге научные полоаения диссертации нашли ' свое отражение в республиканской печати, в "Известиях АН АзССР" (серия языка, литературы и ис.'7сства), в докладах, с которыми автор выступил на республиканских научных конферен-

цчях. ' : '

Диссертация выполнена на кафедра "История азербайджанской литературы1; Бакинского государственного университета

им.М.А.Расулзаде/ .;'-.'■'

Структура работа. Диссертация состоит из введения,, двух глав, заключения и библиографии.. .

, . ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. РАБОТЫ. .- " ■

Во введении обосновывается актуальность теми, определяются предает, цель я задачи габоты, ее научная новизна и практическая значимость.

В первой глазе - "Становление рассказу в стихах в азербайджанской л>1тературе в период до XIX веда" - выявляются устные и литературное истоки. стихотворного 'яЯйра, 'анализируются классические образцы этого яанра эпохи средневековья, прлнэд- • ■ Л338ЩИ8 пару Хагавя, Нгзаш, Агхади, Амани,•а таккэ особенно-' сти их исторического развития. ...

Как и большинство нал ров азербайджанской гаг. арату ру - не только классических, но я .соврвмекг^с'- стихотворный яанр восходит к устному народно.чу творчеству. В этсй связи его необходимо исследов-:гь в двух направлениях. К это неслучайно, ибо в самом нанре залоаепн два качала: с одной стороны он связан, с лирически, а с другой - с эшпеоклм литературная видо:л. По .многим своем особенностям рассказ в стихах есть образец эпической поэзия ма&ого объема,-но по некоторым' свойствам - поэтической прозы.

Основная причина, обусловлнЕащая. теснуа связь национального рассказа в стихах с фольклором, - это тесное переплетение содерааяия и формы того и другого с демократизмом. Рассказ в стихах, как правило, связан с пзрвичнкма формами устного народного творчества. Клш могут быть д сказка, и ачекзст, а поговорка, я пословица, но в любом случае стлхотворякй нанр воплощает в себе народность, дедюкратизк, национальное содар-канне л сущность этих фольклорных, жанров н отрагает уровень, художественного иыиленвя автора. ..•'■'.

Говоря о саггом лакошгшом заг.ра устного народного тг,эр~е~ ства - пословицах и. поговорках, а тскзв о дотеках играх, считалках, необходимо подчеркнуть, что в о«гх фолчкяорнас образцах боды28 элементов и особенностей поэзии, негелз снойстэ рассказа. Если в рассказа в скосах с начала до ;:онца господ-

■ ■■■■■ - 8 - Г'. .

ствует один сгернневой сынат и вое события группируются Еокруг него, то в образцах, претендувдих на зародыши канра, шяно вы-Г явить'лишь первичные и несовершенные формы этого литературного приема.■ Рассказ в стихах по своему объему напоминает малые '-.эшгаескяе-канрн: 'анв/^ога,- штдворки, басни, нороткиг оказки,' ' по.специр-че -предания и-анзадоты. С этой точки зрения, боль-ийнстьо рассказов в стихах есть на "что. иное, как поэтизированное предание или анекдот. Что касается содержания кайра, то оно зачастую предопределяется деойствонкостыо его истока. Рассказ в стихах, базирующийся на легенде,'сказке, басна, наделяется обычно дидактическим содержанием, а восходящий к анекдоту носит сатирический характер. Естественно, это общач закономерность, однако часто провести грань мевду такими рас ска' заьш навозмогшо, ибо они хотя и имеют, самостоятельную свкетнуи 'линию, тем ке менее по идейкой.направленности и худокествекно-сикезш особенностям созвучны и подчиняются произведению, в состав которого входят.

.Автором первого рассказа в стихах в'письменной азербайджанской литературе является Аспзаладаин Хагани. Великий поэт Ш в. пишет о событиях, .свэт.етелем вторых он был сам и которые так или. иначе, отразились на его «ировоззрвкяи. В дальнейшем при калисшии рассказов предпочтение отдавалось классическому слогобуподачи определенных сюжетоЕ.

. Специрческвй путь развития азербайджанского рассказа в стих?:-: полупил слюа црододаение в творчества великого поэта и мыслителя Низами Гждаеви. В формировании гуманизма Низами большую роль сыграли. рассказы-яовешга, а.-такге типы героев, отвечающие требованиям этого яанра. , Полле Низами в поэзии утвердилась сильная традиция про-' стоты .фабула д. сшета .рассказа в стихах с дидактическим содержанием, а такке слуд-ення рассказа целиком установлению опре- ' деленной мысли, традиция обязательной морали в начале или!в финале. О этой точки зрения больной интерес представляют развлекательно-дидактические рассказы ис поэмы "Семь красавиц" Низами Гянржевл. .. *

; Акализир/я новеллы, нетрудно обнаружить ледащую ,в их основа идеи.борьбы добра и зла, мудрости и невежества, учтиво; ети и грубости. .Зга особенность подачи матари&ча в поэма,

закрепившаяся в национальном рассказе в ХП в., сохранялась в в.; XIX в. Герои новелл отличаются от статических героев других рассказов Низами. По маре развития стета каждый из них, испк-тывая таздействие общественной среды, совершенствуется, т.е. олицетворяет собой эстетический идеал поэта. '

Традиции формы новэлл-поэмы "Сачь красавиц", обогатившие азербайджанский рассказ в стихах привлекательными/ совершенны-, ми сюжетами-, широким эпический изображением, на получили, однако, широкого распространения, в нашей поэзии. Тем не яенео, многие мотивы, этих новелл дали мощный толчок дальнейшему развитию стихотворного жанра. Что касается формальной стороны, то создатели национального рассказа в стихах последующих, зеков ■ предпочли путь дидактических рассказов из "Сокровищницы тайн", "Лгйлн в Медянуна"-и "Искеддер-наме". '7

Продолжателем традиций Низами в создании рассказов в. с ти-' хах был Маратаи Аухади (1274-1338 ). Ето.меснева "Джамл-Диач" ' (1333), написанная в стиле "Сокровищшщы тайк", состоит из - -тринадцати рассказов на раз;;ичвнз ;темы, направленных в основном на утверждение дидактических мыслей. Преобладает в них символико-аллйгорический дух.. - . '

Стихотворниа рассказа месневи "ДгкшьДжам", с точки зрг- • . ния'потребностей жанра (сюжет, фабула, развитие событий и т.д.), настолько свмволичны, что Аухади, как я Низами з поэме "Хоеров и Ширин", ЬсноЕнбе внимание уделяет не описании событий, а морали. Нравоучения рассказов Аухади наглядно подтверждаются событиями из жизни великих лщей или намеком на предания, что позволяет избавиться от'их монотонности. Именно поэтому рассказы,, лишенные развлекательной функция, тем не менее обладают интересным эпическим рнжетом.

Для рассказов "Дками-Дяам" Аухади характерна и так?я особенность национального рассказа в стихах, как широкое Использование диалогов, причел насяду с диалогом лзреонзяой немачое . место отводится условному диалогу автор'- читатель..

' Дальнейшее использование составных рассказов в "Хамсе" ' ¡,'арагаи Аира&а и "Ат.сюль-Аряфп Каст ал-Аявара не привнесли ничего нового ни в форму» ни в содержание стихотворного жанра. Дидактические состггязе рассказы Санаи и Назач'<, получившие дальнейшее развитие у Саадя, Руыи, Аухади, обогатились толя«? з области тшгатики. .'

- 10 - .

'■Качественно, новый этан- развития кэциокачъного стахстнэр-ко.го какра - самостоятельный рассказ в стихах, не связанный ки с гпзчзсксй поэюй,-ки с научным трактатом, утвардаяск з литература, причзм прочно и надолго, благодаря творчеству Магомета Аыакл. Пята -j-г-осаазов Аыани, данные в самостоятельном. ' 150нтз«чсге, не.утратили сеойств аанра,' сохранив двдакгиза со-дарганлл, деда краткая, лшвдарность, диалога, т.е. прсдолакли рагнл^аа азгрба'адглнского рассказа з стихах.,

Период после Амааи характеризуется очередным упадком в развитии saapa. В XIX в. рассказ в стихах вновь становится одним из з-здудях в азербайджанской лятэрстуре. Естественно, возрождался ок, опираясь на предыдущий опыт становления.

Втопач глащ - 'Пробками развития азербайджанского рассказа в стахах" - состоит из трах частей-. 3 первой из них ана-' лизкруктся расстзы А.Бакяханова и ¡л.Ы.Вазаха, написанные на ру0зь.з рсца кяассвчзской литературы и XIX в. Яра этоа• кодчар-кнвазтся асктючйтельная роль этих рассказов з последухжцам Едвйко-эотат.гчаском развптис кайра. /

Рассказ в ствх&х по-црэл-лгму таено связан с устным народным ТЕ0РЧ6СТ20М к кяасоячэоксй восточной поэзией а прозой и в то- за враля восходит к французской к русской аллегоряко-дпдак-г;:ческо£ а сллбгорй'а-сйтпричаской лигзратурэ, юэнякаей под ьоздсйст-уиЕМ европейского Раквссакса. .

В' форларованин'азербгзЁдаанского 'рассказа в стихах как са-' мостилтедыюго поэтического кайра значительная роль прянадде-;жт А.Бакаханэву; Кздо скааать,.что рассказы А.Бакиха1а>за из поэмы "¡.1иакатшь-анЕар". (1Б44) и другие заметно уступают тако-в'ли ü.kssm. Однако .ицеЛная направленность, региональна синкретизм и другие особа-шостл поеболяют рассматривать кх как очередной эта-i з развитии сткхогвораого saspa. ■ , Б ■ творчестве А.Багслхачова прадставлснн• два основные раз-нойгдяос'ги нацнонагеного рассказа ъ сгихах - составные а само-стоятслк<ша. Без рассказы, касчотря ка то, что кедзеаны сне на различные ламп, объединяет о.бщ'ав началоi совершенствование человека, его нравственного облгка. Пост но ограничивается мо. роль® и - логическим в1шодои, ,к которому подводит сшат проязвв-дэнля." Одш-даа бейта в конце рассказа созвала» ему усилить •;'ЯЕдакт2часкиЗ вывод и. там самым выразить свое отношение к изоб-

-■п.-

ракаемому. Это новшество, присущее обычно лирическЕМ канрам -газзли, гошма, баяты, а иногда и рубал,: А.Еакиханов распространил к па рассказ' в стихах для усиления его идбйно-эсгетнчаско-го воздействия на читателя: поучительные'.адаз. я мзяриэ высказывания запоминаются надолго- " ;

Первая половика XIX в. была, с одной стороны,. периодом стабилизации gopua и содзргашя азербайджанского рассказа в стихах, а с другой - переходным этапом к создаш® его на родном языка. 3 этом смыслз значительна«- роль принаяяеки? перо-воду басни И.А.Кркаова "Осел а солозей",сдсданному А.Баз?кха~ новым. '

Рассказы в стзхах М.Ш.Заззха, одного из классиков национально! литературы XIX в., написанные на .азербайдганском языка, до нас по известным прпчингм до елк на немецком языка. Хотя эти рассказы и исказеяы неоднократными переводами, там нэ менее всем пм прнсущя черты национального рассказа - лаконизм, общность истоков, дидактическая еуаносяь, гатвказдая яз содержания траль п. т.п.. ¿1Ерза.13афа, как и А.Еаккхаков, з конца рассказа обязательно упомлаае? своё псевдоним'йлл обращается к самому себа. ; - : \

Тесная связь рассказов в стихах А.Бакдханова и М.И.Вазе- ' ха с дяяккеросточной поэзией, i-кйслогизй, фольклором я историей несомненна-. В то яе время в них ягстваняо ощущается bjissezs передовой европейской ^ русской худоизственкой мысля, что свидетельствует о качественно новом этапа в развития национального стихотворного жанра.

Во второй частя второй главы гошратся об идег'цю-темати-ческой направленности рассказов в огихах К.5акираг &.5».Ахуя-доэа, С.А.Цирганл я о родя хаадого из них з даяьнб&пем -уггвзр-зяэыж этого аанра в азербайджанской литературе. Особоз внимание удаляется твмагзческой я содорггтельяой г.шогог'ра1шости рассказа в стахах XIX е.; вообще.

Бурная содятячаская я экопомичасхая аизнь Азэрбайдааяа XIX вД естественно, отразилась я на лятэратурз. Господствовавшая в общественной ж-зна несправедливость шзгяе на пзрэд-клй тан з поэзия сагяру. Нападу о сатярическшз . создавалась а такие произведения, которые, в мэру своих ганрсвытс возможностей используя сямвояачосяга эшяэягя, стлзчаязсь ойцкм кри-

, - . . - 12 - .. . .. , .-у.

тпческим духом. Близким по своему духу общественной сатире стал и рассказ в стихах.

Что же представляет собой сатирический рассказ? Чтобы ответить на этот вопрос» диссертант предке всего попытался одрет делить сущность сатиры, показать те идейно-эстетические на- : грузки, которые она несет на себе, а такае объяснить цель ее использования в художественной литературе.

■ В XIX в., когда капиталистические производственные отношения в Азербайджане еще не утвердились, критический реализм и его неотъемлемый компонент - сатира - только находились на пороге становления. Понятно, сатира, и в частности сатирический рассказ в стихах, (формировались не на пустом месте. Появление их было предопределено самой жизнью, общественно-политическими событиями той эпохи. "

Разумеется, в садетах, заимствованных из фольклора иклас-сической литературы, сатирическое содержание в•исследуачодз нами смысла почти отсутствовало. Именно сатирикам XIX в. удалось вдохнуть в них качественно новуа жизнь. Среди сатирических рассказов особое внимание привлекаю? три, сшеты которых заимствованы М.З.Ахундовым из "Месневи" Дналаледцина Руд«.

Эти рассказы в стихах толыю по форме напоминают образцы из "шсневи" Джалаледдина Руми. По содержанию и идейной направленности они,, скорее.всего, являются оригинальными произведениями. ' -': - . '

Подлиннш новатором в'создании жанра сатиры моано считать К.Закира.

Что. касается Севда Азшла Ширвани, то его творчество это вершина развития стихотворного яанра XIX в. В сатирических • расскаггос в стихах поэта преобладает шор. Сеид Азим хорошо знал психологию лвдей и понимал, что мораль и мудрая мысль легче воспринимаются и запоминаются при .юмористической подаче материала. Он был убежден, что смех, шутка на являются признаками легкомыслия. Доказательством этого могут служить отдельные эпизоды из низнн яро рока и шамов. Сила воздействия остроумного юмора настолько велика, что заставляла изменить свое мнение

даае пророка. •

. Объектом смеха в большинстве еатиргтаеских рассказов Сеида Азима яаяяатся простые люди: нзвеяествшные, легковерные, не-.

- Í3 - • ■

догадливые-крестьяне и рс.чеслешшки. Поэт считал, что человек должен нести добро, говорить только, то, что приятно для слуха. Основу почти всех его рассказов-в стихах составляет здоровий; народный дух, что еще больше усиливает их идейно-эстетическое воздействие на читателя: Сатирические рассказы, в основе которых локат анекдота, завершаются новеллистическим финалом. Именно поэтому они и создают Шечатлзннв новеллы и лишены традиционной дидактической концовки. Судя по изложенному, рассказы Сеида Азима отличались от рассказов в стихах, написанных до него.

Сеид Азим, отмечая воспитательную роль литературы, в то кз время подчеркивал и ее эстетическую значимость. В этом плане его рассказы в стихах составляют новый качественный этап в развитии азербайджанской литературы. Хотя основной целью сатирических рассказов XIX в. было воспитание читателя через смех, тем не менее многие из них бьгаи чисто. морально-Еоспитатвяьного содержания. . - - '

Одна из причин появления дадакчических. произведений. в мировой литературе - это убежденность .их авторов в- прообразующем воздействии худокественкой'литературы.. Как видим, ■ не стал исключением я XIX езк. '"" ' : . у -

Большая часть сшетов дидактических, рассказов в стихах, включенных в сборник Сеида Азима "Рабиуль-атйаяь", заимствована им из "Гкшястана" Са-ода, однако по общему строении, вдейпои направленности и стилевым особенностям эти рассказы больше напоминает "Сокровищницу 'тайн". Низами "и ЛЗаами-Дзач." Нарагаи Аухадк. г ' ■:.'. -,.-'.", . "•

Как и в сатирических,., в дидактических рассказах СеядаГ. Ази,«а критикуются общественная несправедливость, недостатки в характера человека и восхваляются его,положительные черты. При этом автором для достяхения определенной цели используются со- . ввтн и наставления.

Дидактические рассказы в стихах отличает простота и лако-ничноср сккета, меньшее число опасаний. Для финала таких рассказов характерна обобщающая мораль. Тем самим они сходны, с аналогичными образцами, рассматриваемыми в первой главе диссертация, и воплощают лучшие традиция национального рассказа в стихах. •

• . - . • - 14 -Одной из наиболее любимых и популярных тем -восточной литературы является тема любви. Глубокой верой в лю6оеь, в ее могущество наполнены з азербайджанские рассказы в стихах ИХ в. Лучшие образцы на эту тему встречаем в творчестве, Ка-сум-бака Закира. ' -

У Сеида Азима Ширвани, как это ни странно, рассказов б стихах, написанных исключительно на любовную тому, нет. Только в некоторых из них, таких, например, как "Казни и плотник города Балх", 'Нищий купец", "История Медкнуна", эта тема развивается параллельно с другим. Однако у Сеада Азиыа любовь нз толкает лвдей на с&чодокэртвевание. В первом рассказе говорится о том, как надувают глупого мужа, во втором любовь превращает благородного юношу в афериста. Все это, на нош взгляд, обусловлено противоречивым отнокенигм Сеида Азида к денщике. Иногда неверность кеящшы поэт передает с острым сарказмом.

Третья часть второй главы посачщзна художественным особенностям азербайджанского рассказа в стихах XIX в.

Следует,, преете всего, отметить, что стихотворный жанр ' из числа остальных литературных аанроз Еэка выделялся простотой языка и народностью. Это в первую очередь бнио связано с той худоаэственной функцией, которую ему предписывалось выполнять в кизни. Рассказы, предназначенные для воспитания молода-ее и разоблачения недостатков,/уродств общества, доляны были быть написаны таким языком, чтобы их легко и быстро ¿осдрияв-мадя не только специалисты и любители литературы, но и широкие народные массы.

Обогащение рассказов XIX в. подобными качэствами означало новый этап в ргзЕагли национального языка, который был неразрывно связан с творчеством Моллы Данаха Вагяфа. Портретные описания в гакЕх рассказах отличаются конкретностью к ре&-щ-стечносгыз." 0дсвег^^ш--1птр2аами'.азбто]5а дортагшш нужного астатического эфЦекгау Создавая свои произведения, поэты.XIX в. исхсдоя правде всего из традиций классической восточной поэзии. Поэтому в по: на случайно обилие худонествекких средств в?обра&екля, жекло этой яоозив. В ндх нередки ссыл-

ки на отдельные я строка из творений хиасснчесизх вос-

' «точках-к азербаЗдгаасавх поэтов, позчзу зачастую они сдаются в соотьэ!гст2£И-о требовацаж^и скаата для. подтверздшш! худоае-

ственЕой мысли.

Азербайджанский рассказ в стихах XIX в. отличается богатством метафор. Наряду с традиционными в нем встречаются новые п иносказания и метафоры,'что является следствием положительного воздействия на стихотворный жанр живой народной речи, народной поэзии.

Поэты той. эпохи широко использовали принцип контраста, чем усиливали эстетическое воздействие своих произведений. Особенно интересны контрасты в рассказах Сеида Азима Ширваяи. Это своеобразный символ противоречий общественной среды, в которой кил поэт. Художественные контдасты в.строке и бейте, а также в тексте Сеида Азша можно разделить на две группы. Пер-. вая группа включает в себя в основном антонимы, вторая' - контрасты, которые возникают в результате столкновения разнополюсных событий и признаков. Контрасты второй группы употребляются в одном бейте либо рядом друг с другом, либо раздельно.

Приспосабливая свои рассказы к эстетическим требованиям современников, Сеид Азим тек сачим настраивает на их вкус систему образов и художественных средств изображения. "''".:

Близость к народной литературе, к жизни народа способствовала появлению в рассказах XIX в. диалогов. В них очень часто встречается одно из наиболее"распространенных в классической восточной литературе художественных средств - эпитет, который не только выполняет эстетическую функцию, но а психологически воздействует на разум подростка.. *

Необходимо отметить и такую особенность рассказов в стихах XIX в., в том числе Сезда Азима, как включение в текст арабских выражений из Корана и хадисов. Они вкладываются в уста определенного исторического или легендарного лица либо приводятся без ссылки на кого-либо.

Сказанное о разнообразии средств изображения не .касается .рифмовки. Рассказы в стихах К.Закира, М.Ф.Ахукдова, С.А.Ширва-ни выполнены в основном одним из видов. бахра —. рамалам.

Наконец, следует указать еще на одну особенность рассказов в стихах XIX в. -- своеобразие и естественность развития сюжетной линии. Большинство их сшетов - это логическое разви-тиа завершенной истории.

Итак, азербайджанские рассказы в стихах XIX в., синтеза-

, - .. -16 - . ________________ . с

руя в себе ряд особенностей народной н классической литературы, явились шагом вперед к утверадекию народности, в литературе.

р задлжгаевин обобщаются предложения и выводы диссертанта.

Основное содержание диссертации отражено в следующих опубликованных статьях и тезисах автора (все на азербайджанском языке):

X. Кязим-ага Савих // Эш ве хаят, 1966. Й 2. С.24.

2. Становление кайра рассказа в стихах в азербайджанской литературе // Твз.докл. 5-Ё. Рееп.кояй. молодых литературоведов. Бэд^:3лм, 1987. СД6-Г7. ч

3. Азербайджанский рассказ в стихах л фольклор XIX века // Материалы 6-й Респ.конф. молодых филологов. Баку:Элм, 1986. С.65-67.

4. Становление и формирование жанра рассказа в стихах в азербайджанской литературе //Изв.АН АэССР. Сер.яз., лит. и искусства, 1990. й I. С.21-26.

5.- Стихотворные рассказы Низами // Б мира книг, 1991. Ь I. С.10-13.