автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Барнаульско-Бийское Приобье в I-XII вв. н. э.
Текст диссертации на тему "Барнаульско-Бийское Приобье в I-XII вв. н. э."
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Барнаульский государственный педагогический университет
На правах рукописи Григоров Евгений Валентинович
Барнаульско-Бийское Приобье в I - XII вв. н. э. (по данным погребений)
Специальность: 07. 00. 06 - археология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научные руководители -
д. и. н., профессор М.А. Дёмин,
д. и. н., профессор Ю.Ф. Кирюпшн
Барнаул -1999
Содержание
Введение 3 Глава 1. История изучения погребальных комплексов I -XII вв. н. э. Барнаульско-Бийского Приобья 10 § 1. История полевых исследований погребений I -XII вв. Барнаульско-Бийского Приобья 10 § 2. Историография погребального обряда 15 Глава 2. Систематизация погребального обряда I - XII вв. н. э. Барнаульско-Бийского Приобья 32 § 1. Методика исследования 32 § 2. Общая характеристика исходного материала 35 § 3. Классификация погребений 48 § 4. Классификация курганных насыпей 58 § 5. Корреляция типов подкурганных погребений и типов курганных насыпей 61
§ 6. Исследование погребального обряда методом кластер-
анализа 69
6.1. Кластер-анализ кремации - ; •• 69
• • •'. •'*-'« ' * -(V
6.2. Кластер-анализ ингумации -; .м 1'- 71
6.3. Кластер-анализ курганных насыпей 74 § 7. Топография и планиграфия могильников 75 § 8. Типология погребального обряда Барнаульско-Бийского
Приобья I — XII вв. н. э. 78 Глава 3. Барнаульско-Бийское Приобье в I - XII вв. н. э. (по данным погребений) 83 § 1. Хронология погребального обряда 83 § 2. Культурно-исторические процессы на территории Барнаульско-Бийского Приобья в I - XII вв. н. э. 98 Заключение 119 Список использованных источников 121 Список использованной литературы 122 Список сокращений 184 Приложение 185
Введение
Актуальность темы. В конце I тысячелетия до н. э. на территории Барнаульско-Бийского Приобья резко сокращается количество археологических памятников раннего железного века, входящих в круг культур скифо-сибирского мира. В это время и в первые века I тысячелетия н. э. здесь распространяются памятники нового типа, принадлежащие кулайской этнокультурной общности (Грязнов, 1956, с. 99; Троицкая, 1979, с. 44; Казаков, 1992, с. 85; Абдулганеев, 1992, с. 62; Абдулганеев, Владимиров, 1997, с. 60-61). Таким образом, на рубеже эр на территории Барнаульско-Бийского Приобья происходит смена населения. Этническую принадлежность кулайской общности специалисты определяют как самодийскую или угро-самодийскую (Грязнов, 1956, с. 113; Троицкая, 1979, с. 4; Чиндина, 1984; Казаков, 1993, с. 36; Троицкая, Новиков, 1998, с. 86). Этот компонент, по мнению большинства исследователей, принимает участие в формирование культур раннего средневековья на данной территории.
Период с I по ХП вв. н. э. в Барнаульско-Бийском представлен тремя культурами: кулайской (фоминский тип), одинцовской и сросткинской, материалы которых уже не раз служили основанием для серьезных диссертационных и монографических исследований, где обоснована их хронология и разработана периодизация, выделены культурообразующие признаки и локальные варианты (Троицкая, 1979; Неверов, 1988; Ширин, 1994; Савинов, 1995; Казаков, 1996; Троицкая, Новиков, 1998). Однако эти вопросы наряду с проблемами формирования, этнокультурной интерпретации и взаимосвязи с населением сопредельных территорий до сих пор остаются дискуссионными (Неверов, 1988; Ширин, 1994; Савинов, 1995; Казаков, 1996; Троицкая, 1997 и др.). Это объясняется не только сложностью процесса познания в истории и археологии, но и тем, что объектом изучения становились конкретные археологические культуры, а многие важные моменты их взаимосвязи рассматри-
вались попутно, несмотря на то, что в археологической литературе не раз подчеркивалась преемственность одинцовской культуры от кулайской и сро-сткинской от одинцовской (Троицкая, 1979, с. 43-44; 1981, с. 116; Могильников, 1981, с. 41; Неверов, 1988, с. 17; Казаков, 1993, с. 38; Троицкая, Новиков, 1998, с. 79). В итоге констатировалось развитие единой генетической линии, и следовательно этнически однородного населения на протяжение всего периода существования данных культур.
Таким образом, назрела необходимость, выйти за рамки отдельных археологических культур и провести исследование археологических памятников Барнаульско-Бийского Приобья на протяжении всего рассматриваемого периода. Основанием для такой работы выбран погребальный обряд, поскольку, опираясь на него можно реконструировать весь спектр вопросов связанных с историей изучаемого общества: духовную и материальную культуру, мировоззрение, социальное устройство и этническую принадлежность (Гуляев, 1993, с. 76).
Актуальность исследования определяется также тем, что систематизация погребального обряда остается нерешенной проблемой не только для всего рассматриваемого периода в целом, но и для отдельных культур I — ХП вв. н. э.
По поводу содержания понятия «погребальный обряд» в археологии нет единодушия (Алекшин, 1981, с. 3; Ольховский, 1986, с. 65-66; 1993, с. 7893; Гуляев, 1993, с. 76; Мельник, 1993, с. 94-97). В литературе уже не однократно указывалось на то, что археологи не только вкладывают в это понятие разный смысл, но и часто отождествляют его с понятиями "погребение", "погребальный культ", "погребальный обычай" (Ольховский, 1986, с. 66). Положение осложняется еще и тем, что несложился единый археолого-этнографический понятийный аппарат. Подходы этих двух наук к определению погребального обряда неодинаковы. Этнографы рассматривают погре-
бение человека как действие, стараются понять, чем оно обусловлено, и мало внимания уделяют описанию захоронения как материального выражения данного процесса. Археологи, наоборот, имеют дело не с обрядом, а с могильником, поэтому зачастую термин "погребальный обряд" в их работах по смысловой нагрузке тождественен понятию "погребение". Согласно мнению многих исследователей, в погребальном обряде выделяется два уровня, один характеризует религиозно-идеологическое содержание обряда, а другой -практическое воплощение этого содержания (Ольховский, 1986, с. 67). Все многообразие определений погребального обряда можно свести к двум основным группам, которые соответствуют указанным выше уровням. В идеологическом плане погребальный обряд определяют как ритуальные действия связанные с представлениями о переходе человека из мира реального в потусторонний (Очерки культурогенеза народов Западной Сибири, 1994, с. 5), либо как одну из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений (Ольховский, 1986, с. 65), или как совокупность символических и реальных действий, осуществляемых в соответствии с определенными нормами, несущими религиозно-идеологическую нагрузку в процессе подготовки и совершения захоронения умершего (Ольховский, 1986, с. 68). К практическому уровню относятся определения: погребального обряда как сочетания инвентаря, способа захоронения и устройства могилы (Ольховский, 1986, с. 66), а также как системы " взаимосвязанных признаков четырех классов: способ погребения; вид захоронения, помещения останков; конструкция погребального сооружения; состав и размещение жертвоприношений и погребального инвентаря (Ольховский, 1986, с. 66). Такие определения вплотную смыкаются с определениями понятия "погребение". Например, погребение состоит из трех частей: погребального сооружения, останков погребенного и погребального инвентаря (Ольховский, 1986, с. 66). Иногда такие определения характеризуются как по-
гребальный обряд " в археологическом смысле" (Корякова, Кулемзин, 1994, с. 13).
Принимая во внимание сказанное выше, определим свое отношение к данной проблеме. Прежде всего, необходимо согласится с утверждением Л.Н. Коряковой и В.М. Кулемзина, что, употребляя термин "погребальный обряд", археологи не корректны, ибо оперируют лишь атрибутами этого обряда, к тому же сильно деформированными (Корякова, Кулемзин, 1994, с. 13), и что погребальный обряд невозможно реконструировать без четких этнографических моделей (там же). Исходя из этого, в диссертационном исследовании под погребальным обрядом понимается только его практическая сфера, которая определяется следующими группами признаков: способ, вид, тип погребения, положение умершего, состав и расположение инвентаря и ритуальных остатков.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является систематизация погребального обряда и на ее основе реконструкция культурно-исторических процессов на территории Барнаульско-Бийского Приобья в 1 -XII вв. н. э. Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить полное описание погребений I - ХП вв. н. э. Барнаульско-Бийского Приобья.
2. Провести систематизацию погребений и курганных насыпей на основе разных методов с последующей корреляцией результатов.
3. Определить хронологию выделенных групп погребений.
4. Выявить общие и особенные черты погребального обряда на территории Барнаульско-Бийского Приобья на всех этапах рассматриваемого времени.
5. Провести сравнительный анализ материалов исследуемого и соседних регионов.
6. Установить происхождение элементов погребального обряда фомин-ского типа памятников, одинцовской и сросткинской культур.
7. Выявить причины изменений погребального обряда на основных этапах истории населения Барнаульско-Бийского Приобья I - ХП вв. н. э.
Территориальные рамки исследования преимущественно ограничены правобережьем Барнаульско-Бийского Приобья, включая Бийско-Чум ышскую возвышенность, поскольку именно эту территорию первоначально заселило продвинувшееся с севера кулайское население, а также потому что здесь хорошо изучены погребальные комплексы всех трех рассматриваемых нами культур. Кроме того, в работе рассматриваются памятники IV - V вв. н. э. левобережного Приобья (с притоками Чарыш и Алей), материалы которых существенно влияют на понимание культурно-исторических процессов на изучаемой территории. Хронологические рамки соответствуют времени бытования памятников фоминского типа, одинцовской и сросткинской культур на территории Барнаульско-Бийского Приобья, то есть I - XII вв. н. э.
Источниковой базой диссертации являются материалы 273 погребений зафиксированных на 36 могильниках в 29 пунктах, исследования, которых проводились М.Д. Копытовым, С.М. Сергеевым, М.Н. Комаровой, М.П. Грязновым, А.П. Уманским, Д.Г. Савиновым, Ю.Ф. Кирюшиным, В.А. Могильниковым, C.B. Неверовым, H.JI. Членовой, А.Л. Кунгуровым, В.В. Горбуновым и другими. Материалы большинства исследований опубликованы.
Определенную группу источников составляют отчеты и материалы хранящиеся в архивах лаборатории исторического краеведения БПТУ, музея археологии и этнографии АГУ и Государственном Эрмитаже.
Методологической основой исследования являлись общефилософские подходы к изучению закономерностей связи вещей, явлений и процессов, а также материалистические представления о закономерностях социаль-
но-экономического развития общества, познавательных возможностях археологических материалов, роли миграций в исторических процессах. Использовались теоретические разработки понятий "археологическая культура", "погребальный обряд", "погребальный памятник" в работах В.Ф. Генинга,
B.C. Ольховского, Г.Ф. Никитиной, В.А. Алекшина и других. Классификация строилась на основе принципов, разработанных И.Л. Кызласовым,
C.B. Неверовым, А.И. Мартыновым, Я.А. Шером, М.Т. Абдулганеевым, В.Н. Владимировым.
В работе применялись традиционные и новые методы историко-археологических исследований: картографический, топографический, плани-графический, сравнительно-типологический, статистико-комбинаторный, метод аналогий, метод кластер-анализа, метод исторической реконструкции.
Научная новизна диссертации заключается в том, что это первая обобщающая работа по истории населения I - ХП вв. н. э. Барнаульско-Бийского Приобья, основанная на систематизации погребального обряда. Впервые показаны общие и особенные черты погребального обряда кулай-ской, одинцовской и сросткинской культур на данной территории.
Практическая ценность работы. Материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по древней истории Алтая, Западной и Южной Сибири, написании монографических исследований, и разработке спецкурсов по археологии и истории указанных регионов. Отдельные главы, параграфы и материалы приложений могут стать основой для написания методических пособий, и составлении справочных изданий по археологии Алтая.
Ряд положений и разработок, предложенных в диссертации, могут использоваться для дальнейших теоретических и практических работ в области изучения погребального обряда.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были опубликованы автором в виде семи тезисов и статей, а также докладывались и обсуждались на конференциях проходивших в Тобольске (1992), Абакане (1993), Барнауле (1994), Кемерово (1995), Иркутске (1996), Сургуте (1997).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (первая и третья включает по два параграфа, вторая - восемь), заключения и приложения, в которое включены матрицы-основы по описанию погребального обряда, результаты кластер-анализа погребений, таблицы средних значений признаков, граф корреляции типов погребений с типами курганных насыпей, а также иллюстрации.
Глава 1. История изучения погребальных комплексов I - XII вв. н. э.
Барнаульско-Бийского Приобья.
На современном этапе исследования существует ряд историографических работ, в которых рассматриваются археологические материалы I тысячелетия н. э. (Троицкая, 1979, с. 4-6; Неверов, 1980; 1988, с. 4-5; Чинди-на, 1984, с. 6-11, 95-99; Уманский, 1985, с. 55-62,, 41-44; Ковешникова, 1992, с. 34-38; Конников, 1992, с. 17-33; Григоров, 1995; Казаков, 1996а, с. 6-7; Скопинцева, 1996; Васютин С. А., 1998 и др.). Это позволяет нам остановится на основных этапах исследования погребальных памятников выбранного хронологического периода, а также рассмотреть основные концепции, построенные на их анализе.
§ 1 История полевых исследований погребений I — ХП вв. Барнаульско-Бийского Приобья.
Сведения по археологии Барнаульско-Бийского Приобья стали накапливаться с XVIII века, сначала как результат деятельности бугровщиков, а затем вследствие работ Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, К.Ф. Ледебура, Г. Менье, В .В. Раддова, Г.И. Спасского, С.И. и Н.С. Гуляевых (Неверов, 1980; 1988, с. 4-5; Радлов, 1989, с. 452-454; Дёмин, 1989; Казаков, 1996а, с. 6-7 и др.).
Наиболее значимым для исследования погребального обряда 1-ХП вв. н. э. в дореволюционный период стало открытие Н.С. Гуляевым в 1895 году комплекса памятников в урочище Ближние Елбаны. (Неверов, 1980, с. 95). В 1903 году им же здесь были исследованы две могилы сросткинского времени (Казаков, 1996).
В советский период накопление материалов пошло более быстрыми темпами. В первую очередь это связано с раскопками могильников Сростки 1 в 1925-м и 1930-м годах и Змеевка в 1929-1930 годах (Неверов, 1982; Савинов, 1995; 1996; 1998).
На могильнике Сростки 1 в 1925 году работы проводил М.Д. Копытов, которым было раскопано 39 могил. Однако примитивная методика раскопок и отсутствие отчета не позволяют использовать полученный им материал для реконструкции погребального обряда (Неверов, 1980, с. 96-97). В том же году изучение могильника продолжила М.Н. Комарова, которая исследовала И курганов, а в 1930 году С.М. Сергеев вскрыл еще 6 насыпей. Материалы этих работ опубликованы совсем недавно (Савинов, 1995; 1996; 1998).
В 1929-30 годах С.М. Сергеев и М.Д. Копытов работали на могильнике Змеевка в Смоленском районе Алтайского края, ими были исследованы три кургана и две впускные могилы сросткинской культуры (Неверов, 1982).
Наиболее важными, и по сей день не утратившими своего значения для изучения погребального обряда, остаются раскопки М.П. Грязновым в 19461949 годах могильников в урочище Ближние Елбаны (Грязнов, 1956, с. 9-13). Здесь зафиксированы погребения трех основных периодов Iтыс. н.э.: фо-минского, одинцовского и сросткинского, что позволило М.П. Грязнову впервые разработать подробную культурно-хронологическую периодизацию археологических памятников Верхнего Приобья (Грязнов, 1956, с. 99-157). Именно на основании этих раскопок им выделены верхнеобская и сросткин-ская культуры (Грязнов, 1956, с. 99, 143). Если сросткинские могильники были уже известны исследователям, то погребения фоминского и одинцовского периодов изучены впервые, если не считать единичных находок у сел Фо-ми некое и Одинцовка (Грязнов, 1956, с. 109, 126-127).
С начала 50-х годов на могильниках исследуемого периода самостоятельные работы проводились А.П. Уманским. В 1951 году им были начаты работы на могильнике Иня 1 в Шелоболихинском районе Алтайского края, давшие оригинальные материалы по ранней истории сросткинского периода. Под курганными насыпями были зафиксированы могилы со сложными деревянно-берестяными конструкциями содержащие погребения человека в со-
провождении коня, иногда без коня (Уманский, 1970). В 1959 году А.П. Уманским проведено исследован