автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Бессознательное и сознательное в духовном мире человека

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Воскобойников, Анатолий Эммануилович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Бессознательное и сознательное в духовном мире человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Воскобойников, Анатолий Эммануилович

Введение

Р А 3 Д Е1Л | ПЕРВЫЙ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГЩЕСКИЕ УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ И СОЗНАТЕЛЬНОМ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1 . Проблема человека в философии

1.1 .Человек как предмет философского рассмотрения.

1.2. Природное и трансцендентное в человеке.

1.3. Неповторимо индивидуальное и социальное в человеке.

Глава 2 . Философско-антропологические учения о бессознательном и сознательном в человеке | I

2.1. Основные подходы к бессознательному

2.2. Классический психоанализ 3. Фрейда

2.3. Индивидуальная психология А|А|цлера.

2.4. Аналитическая психология К. К)нга

2.5. Фрейдо-марксизм В. Рейха ;

2.6. Г. Маркузе: "одномерный человек" на пути к "Великому Отказу". Л

2.7. Диалектический гуманизм Э. Фромма

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЗНАНИЕМ

Глава 3 . Духовный мир человека: целостность, основные стороны и уровни |

3.1. Основные стороны духовного мира человека

3.2. Бессознательное в духовном мире человека

3.3. Сознание в духовном мире человека

3.4. Взаимодействия между бессознатЬльным и сознанием.

Глава 4 . Бессознательная и сознательная духовная деятельность

4.1. Социальные аспекты бессознательной и сознательной духовной деятельности : ;

4.2. Агрессивность, ее бессознательные и сознательные формы.

4.3. Бессознательное и сознательное в' познавательной деятельности.

4.4. Бессознательное и сознательное в эстетической деятельности и художественном творчестве .¡.-Л. 1 | ■ I

Глава 5 . Экология духовного мир& человека

5.1. Роль бессознательного и сознательного в духовном здоровье человека |: |

5.2. Философия духовной поддержки

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Воскобойников, Анатолий Эммануилович

Актуальность темы исследования. Бессознательное и сознательное являются основными подсистемами человеческой психики и характеризуют ее устойчивую динамичную структуру. Они сплетены многообразными связями.

Бессознательное изучено в философии гораздо меньше сознательного. Но игнорируя бессознательное, мы не можем всесторонне и глубоко раскрыть психические механизмы ни одного феномена духовной жизни человека, ни одного его поступка. Бессознательное играет важную роль не только во внутреннем мире человека, но и во взаимодействиях людей в больших и малых группах. Неразумно пренебрегать влиянием бессознательного даже в самых сложных социальных явлениях.

Бессознательное и сознательное не противостоят друг другу роковым и принципиально непреодолимым образом. Объединяет их гораздо большее, чем противопоставляет. Многие устойчивые психические процессы и явления имеют начало в бессознательном, а продолжение - в сознании. И наоборот, многие психические образования находились сначала в сознании, а уж затем переместились -частично или полностью - в область неосознаваемых психических процессов. Постоянно осуществляется и всесторонняя циркуляция информации между сознанием и бессознательным. Связи между ними выражают единство и взаимодействие противоположностей в рамках одной и той же целостности.

В эволюционно-историческом плане человек устремлён к восходящему развитию и внутренней гармоничной целостности. Поэтому при благоприятных социальных условиях многообразные позитивные взаимодействия между бессознательным и сознательным не только не уменьшаются, но все больше возрастают. Впрочем это не относится к периодам значительных социальных деформаций и обккоиэтЛ 1п1гойис.1 \ 1 largum.doc щего упадка культуры. В такие времена отношения между сознательным и бессознательным могут обостряться, в свою очередь существенно влияя как на социальную, так и на индивидуальную жизнь людей. В результате деформируются системы ценностных ориентаций, цели и смыслы существования, а на смену человеческой целостности приходит дисгармония человеческой "расщепленности".

В современной мировой культуре существует немалое число размежеваний, принимающих нередко конфронтационный характер. Насущно необходимо сближение культур гуманитарной и естественнонаучной, религиозной и внерелигиозной, различных вариантов национальных, религиозных, возрастных и т.д. культур (сам этот синтез безусловно имеет смысл лишь тогда, когда проходит благотворно по отношению к сливающимся "многоликостям" и не уменьшает "цветущего многообразия" духовной жизни общества). Большее синергетиче-ское единение сознательного и бессознательного может сыграть значительную роль в возрастающем единении разобщенных культур. Как на сознательном, так и на бессознательном уровне важно развивать синергетические взаимосвязи между истинным и прекрасным, опирающимся на веру и основанным на знании, выражающим ценностные ориентации молодого поколения и характеризующим интересы старших возрастных групп.

Актуальность исследований бессознательного (особенно на уровне социально-психических явлений) трудно переоценить и в следующем аспекте. Чем меньше осознается та или иная опасность, тем больше ее угроза. Лишь довольно полно предвидя результаты своих деяний, человечество способно выжить. А начиная с определенного момента, безрассудная неосознанность действий может повлечь не меньшую беду, чем сознательно творимое зло. НТР сделала людей несоизмеримо могущественней. Их деяния, даже не преследующие роковые цели, могут привести к трагическим результатам.

1псоиш\ 1п1го<1ис.1 \ I largum.doc

Существует еще одна сторона социальной жизни, которая требует бдительного внимания. Над человеком нависла угроза тотального и незаметного манипулирования им со стороны органов власти, политических сил, коммерческих структур, криминальных группировок. А более уязвимыми для внешнего вмешательства во внутренний мир являются некоторые подсознательные механизмы психической жизни человека. Однако предвидя и понимая нависшую опасность, человек в силах противостоять ей.

Никогда ранее здоровье человека не зависело в такой степени, как сейчас, от влияния социальной и искусственно преобразованной природной среды. Резко возросла тройная опасность: 1)необратимо нарушить природное равновесие в человеке; 2)вызвать психическое и физическое истощение внутренних ресурсов; 3)непоправимо "загрязнить" его духовно-психический мир ложной, искаженной информацией или нравственно деформированными ценностными ориен-тациями. Роль бессознательного и сознательного, синергетиче-ских взаимодействий между ними чрезвычайно велика как в сохранении физического и духовного здоровья человека, так и в его укреплении и развитии.

Постижение глубинных механизмов человеческого поведения важно не только для того, чтобы избежать те или иные возможные неприятности и трагедии. Лучшее знание человека позволяет эффективнее и в то же время гуманнее осуществлять позитивные программы преобразований. Мало иметь благородные намерения и проекты по совершенствованию социальной жизни. Лишь хорошо представляя подлинный духовный мир человека, понимая, почему он совершает определенные поступки, выбирает те или иные жизненные позиции и цели можно добиться успеха в реализации политических, экономических и духовно-нравственных программ.

С другой стороны, в духовном мире человека сокрыты богатейшие потенции для более полной самореализации субъекта в сфере трудовой деятельности, творчества, общения; "пробудить" их, минуя бессознательное, невозможно.

1псоп!ш\ 1п1гойис.1 \ llargum.doc

Степень научной разработанности проблемы. Современные философские исследования бессознательного, его взаимосвязи с сознанием и роли в многообразных формах человеческой деятельности опираются на наиболее ценные разработки и плодотворные идеи, имеющиеся по этой проблеме в самой философии, а также в социологии, социальной психологии и некоторых других науках.

Наибольший теоретический и методологический интерес на первом этапе исследования для автора предсталяли фундаментальные работы по общим проблемам философской антропологии. Ведь только исходя из целостных представлений о духовно-психическом мире человека можно взвешенно судить о составных компонентах этого духовно-психического мира.

Длительная насильственная изоляция отечественных исследований человека от основных идей психоаналитического направления, религиозно-антропологических учений, "новой философской антропологии" и др. приводила к одностороннему пониманию его сущности и существования. Она способна и сейчас мстить за себя, порождая иллюзию погружения в столь инородный материал, маскирующую простое скольжение по поверхности. Вот почему автор поставил перед собой задачу - целостно и всесторонне проанализировать концептуально-теоретические и методологические аспекты основных фило-софско-антропологических направлений1, чтобы учесть их плодотворные идеи в своих собственных исследованиях.

Главные представители "новой философской антропологии" М.Шелер, Г.Плеснер, А.Гелен, Г.Хенгстенберг, М.Ландман и др. стремились охватить всю полноту человеческого существования, создать "синтетическую концепцию человека", учитывающую его невиданное многообразие и опирающуюся на обширный естественно-научный материал, социально-исторические исследования, всю совокупность ^ философских учений.

1 Нередко автор также анализирует отдельные концептуальные идеи, тому или ином5 философско-антропологическсм*) направление; сама по себе концепция, которой принадлежат анализируемые идеи, может и не представлять см.1 им,>*вд философско-антропологического течения.

1псо11Ю\ 1п1го(1ис. I \ I largum.doc

Много ценных представлений о человеке сконцентрировано в фило-софско-антропологических течениях натуралистического2 и рели-гиозно-антропологического направления3.

Велик вклад в постижение человека экзистенциального антропоцентризма4 и социальной антропологии5.

2 Из современных течений натуралистической ориентации можно назвать фрейдизм, которому принадлежит бесспорный приоритет в систематической и многосторонней разработке проблемы бессознательного, скрытых мотивов человеческого поведения. К школам и течениям, разрабатывающим натуралистическую сторону сущности и существования человека, можно также отнести социобиологию, неосоциал-дарвинизм, генетический детерминизм, антропо-этологию. К натуралистической ориентации исследований человека также примыкали или примыкают эволюционная эпистемология, натурализм в эстетике, эволюционная этика, экологическая психология и др.

Философская и общетеоретическая социобиология расширила существующие представления о той роли, которую играет в человеческой культуре генетическая связь ее носителей со всем миром живого; углубила и конкретизировала идею о развитии как коэволюции организма и его окружения; опираясь на популяционно-генетический анализ, показала приоритет общности над индивидом (Р.А.Алексанер, Р.Докинс, Л.Камин, Ч.Ламзден, Р.Левонтин, С.Роуз, М.Рьюз, Э.О.Уилсон и др.) Велик вклад в знания о человеке ведущих этологов К.Лоренца, Р.Ардри, Д.Морриса, Н.Тинбергена и др.

Стремительное развитие во второй половине XX в. биологии, генетики, этологии и некоторых других как классических, так и новых наук и научных направлений подхлестнуло исследования по эволюционной эпистемологии (Э.Бруновик, Ф.Вукетич, Д.Т.Кэмбелл, К. Лоренц, Р.Ридль, Г.Фоллмер и др.). Последняя исходит из экспериментально обоснованного убеждения, что такая органическая система, как познавательный аппарат человека, может постигаться путем сравнительного анализа дочеловеческих и человеческих познавательных способностей. Отдельные стороны эволюционной эпистемологии развивали М.Бунге, К.Поппер и др. По словам К.Поппера, основной замысел эволюционной эпистемологии состоит в том, чтобы проследить филогенетическую эволюцию познания "от амебы до Эйнштейна".

3 В результате антропологической переориентации христианской философии нашего столетия в ее рамках появился динамический образ "человека действующего", активность которого побуждается не столько земными житейскими потребностями, сколько устремленностью к божественному абсолюту (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, Э.Мунье и др.). Своеобразен подход к проблеме человека в рамках религиозного экзистенциализма как христианского (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, П.Тиллих и др.), так и иудаистского (Л.Шестов, М.Бубер и др.). Многие представители этого направления солидарны в том, что в акте веры приоткрывается нечто совершенно иное ("трансцендентное"), и именно оно господствует над сущностью и существованием человека.

Высшие духовные процессы, связанные с трансцендентными ориентациями, всегда пристально изучались в отечественной философии (включая и тех отечественных мыслителей, кто оказался зарубежом), лишь иногда вынужденно отступая на периферию общественного внимания. Значительный вклад в постижение человека внесен с позиций христианской антропологии Н.А.Бердяевым, о.С.Булгаковым, В.В. Зеньковским, И.А.Ильиным, Л.П.Карсавиным, И.И.Лапшиным, А.Ф.Лосевым, Н.О.Лосским, о.А.Менем, о.П.Флоренским, С.Л. Франеком, С.С. Хоружим, Г.И.Челпановым и др.

4 В нем провозглашены принципы абсолютной уникальности и полной самообусловленности человеческого существования (Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти, С. де Бо-вуар и др.). В самом начале 70-х годов стало конструироваться новое философскопсопш\ {п(го<1ис. I \ I iargum.doc

Что касается основных трактовок бессознательного (в широком смысле слова) и его места в психике человека и картине мира, то можно выделить такие:

1 )Онтологическое или трансцендентное понимание бессознательного. Сюда относятся супранатуралистические и религиозные интерпретации, видящие в бессознательном некую высшую надмиро-вую реальность, радикально связанную с самими основами мироздания (Платон, Гален, Плотин, Августин, Ф.Аквинский, Г.В.Лейбниц, Ф.Шеллинг, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Э.Гартман, А.Бергсон, К.Юнг, К.Ясперс и др.).

2)Принцип предельного редукционизма. Хотя простейшие формы внесознательной психики признаются, механизмы их функционирования полностью сводятся к физиологическим процессам (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, И.Т.Бжалава, Ш.Н.Чхартишвили и др.)

3)Физиологическое понимание глубинно-психических процессов. Отрицается хоть какая-то автономность бессознательного о+ нижележащих структур (Т.Рибо, Г.Мюнстерберг, Г.Рорахер, А.Т.Бочоришвили, П.Я.Гальперин и др.).

4)"Поглощение" бессознательного сознанием. Оно исходит из убеждения, что сложные формы психического не могут существовать вне сознания. Отсюда вытекает подход к бессознательному как в значительной мере рудиментарному образованию и его фактическое расантропологическое и психологическое направление - "гуманистическая психология" (с важнейшей ветвью "экзистенциальная психология"). Ее идеи разрабатывали Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.Бюлер, Р.Мэй, Р.Лэинг, Л.Бинсвангер, В.Франкл и др. Это направление в силу своей специфики было пронизано философской проблематикой, прежде всего идеями феноменологической философии и экзистенциализма, а также опиралось на принципы "понимающей психологии" и отчасти "понимающей социологии". V., „ „ 4 шисмЛисЛьн^у- «рирооо^рс^^Х (л, со и о а о ги ч-ецсиХ- , «й-("¡И*

5 Социально-антропологическая природа человека получила раскрытй^/Шрксистски 1 ориентированных работах таких отечественных исследователей как Б.Г.Ананьев, Г.С.Батищев, Л.П.Буева, Б.Т.Григорьян, В.Ильенков, М.С.Каган, И.С.Кон, М.Я. Кор-неев, А.Г.Мысливченко, Ю.И.Семенов, Г.Л.Смирнов, А.Г.Спиркин, И.Т.Фролов и др.

Большую роль в изучении человека сыграла культурно-историческая теория, основы которой были заложены прежде всего Л.С.Выготским при активном участии А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии, и которая в дальнейшем успешно развивалась - с неизбежными уточнениями и дополнениями - в трудах многих отечественных и зарубежных философов и социальных психологов. Принцип единства сознания и деятельности плодотворно разрабатывали (хотя с определенными различиями) П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.

1псоп$<л\1п1го(]ис.1 \ llargum.doc творение в тех или иных процессах сознания (Р.Декарт, Ф.Энгельс,

B.М.Бехтерев, Тодор Павлов и др.). Так, например, Бехтерев видел в бессознательном "потухшую сознательную деятельность".

5)Психологическое понимание бессознательного приводит к его выделению в фундаментальную и во многом самостоятельную сферу психической жизни человека и общества (К.Г.Карус, З.Фрейд, П.Жане, Г.Маркузе, Э.Фромм, "поздний" Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский,

C.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.В.Симонов и др.).

Именно данный подход кажется автору наиболее плодотворным в научном отношении6. Ведь именно в нем бессознательное предстает как специфический и в значительной мере самодетерминируемый объект познания. Назовем некоторые плодотворные разработки в проводимых исследованиях.

Довольно долго ведущую роль в исследованиях человека, которые изначально исходили из приоритетности в его психике бессознательного, занимало психоаналитическое направление (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Рейх, Ш.Ференци, О.Ранк, К.Абрахам, Г.Гартман, М.Клейн, Г.Рохейм и др.), а также в той или иной мере смыкавшиеся с ним (хотя вполне самобытные) учения (Э.Фромм, Г.Маркузе, К.Хорни, Г.С.Салливан, А.Кардинер и др.). И сейчас в значительной мере обновленные психоаналитические идеи и те взгляды, которые имеют с ними генеалогическую близость, продолжают широко использоваться при изучении многих социально-психических и индивидуально-спихических процессов.

Семиотические (в частности, семантические) и герменевтические аспекты бессознательного и сознания эффективно рассматривались такими исследователями как П.Рикёр, Л.С.Выготский, К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Ж.Делез.М"уаттари, Ж.Деррида и др. Подобное понимание человека исходит из глубинных неотрефлексированных структур его сознания, которые можно осмыслить, анализируя человеческие речь и письмо.

6 В то же время не вызывает сомнений, что многие ценные соображения и идеи о бессознательном были разработаны и в рамках других подходов. псопияМмгойис.! \ 1 largum.doc

Познавательную деятельность и роль в ней бессознательных и сознательных процессов успешно исследовали С.Ариети, Арнгейм, А.А.Брудный, Дж.Брунер, Б.М.Величковский, А.Н.Лук, У.Найссер, Ж.Пиаже, Я.А.Пономарев, К. Прибрам, Р.Л.Солсо,С<КГихомиров,£ Уоллес, Ю.А.Шрейдер и др.).

Важнейшей сферой эмпирических исследований и практической реализации идей пятого концептуального подхода явилась психотерапия (и психиатрия), использовавшая недирективные методы (включая лечебный психоанализ), а также противоположные им внушение и гипноз7. Безусловно выход на практику не ограничивался психотерапией, о чем говорится в соответствующих главах самой диссертации.

Особое место в исследованиях бессознательного занимает учение Узнадзе и его последователей об установке. Последние исходят из того, что психологические установки полиморфны и представлены на всех уровнях психических состояний - от выражающих особенности личности до детерминируемых непосредственно физиологическими воздействиями.

В России современные исследования бессознательного имели богатую предысторию. Так, например, в течение первых десятилетий XX века довольно активно развивалось психоаналитическое направление8. В письме к Юнгу (1912) Фрейд даже отмечал начало "подлинной эпидемии психоанализа"9. Революция 1917 г нисколько не прервала бурное развитие психоанализа, а лишь скорректировала основное его русло в сторону сближения с марксистскими идеями. Однако с конца 20-х годов любое непредвзятое изучение бессознательного станови

7 Учитывая политическую ситуацию в СССР, именно директивные психотерапевтические методы постепенно все больше вытесняли недирективные методы.

8 История российского психоанализа получила емкое и адекватное отражение в работах: Белкин А.И., Литвинов A.B. К истории психоанализа в советской России // Россий ский психоаналитический вестник. - М.: - 1992. - №2. Лейбин В.М. Русскость Фрейда. -М., 1994. Овчаренко В.И. История российского психоанализа и проблемы ее периодизации // Архетип. - 1996. - №3-4. - С. 145-150. Пружинит С.А., Пружинин В.И. Из истории отечественного психоанализа. Историко-методологический очерк // ВФ. -1991. -№7. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. Санкт-Петербург, 1993.

9 The Freud - Jung letters. W. McGuire, ed. London: Hogarth, 1974, p.495. lnconsci\ lnlroduc.l \ llargum.doc лось все более затруднительным. В 1925 г Совнарком своим решением расформировывает Государственный психоаналитический институт. В 1930 окончательно ликвидируется Русское психоаналитическое общество. А вышедшее в 1936 г постановление ЦК ВКП (б) "О идеологических извращениях в системе Наркомпроса" фактически привело к окончательному запрещению дальнейших исследований.

Как следствие - ещё в недавнем прошлом само существование бессознательного нередко подвергалось сомнению. "Официальные" философия и психология исходили, как правило, из того, что вне сознания и высшей нервной деятельности не могут существовать никакие сложные психические формы. Бессознательное чаще всего отличали от сознания не его собственными фундаментальными свойствами, а степенью интенсивности тех или иных сознательных характеристик. Не могло не влиять на существовавшие представления о бессознательном и его связях с сознанием то, что все многообразие психической жизни было принято объяснять через упрощенную и непомерно широко трактуемую теорию отражения.

Немалые осложнения возникали и в связи с тем, что в зарубежной философской и психологической литературе проблема бессознательного нередко получала мистико-иррационалистическую или вульгарно-материалистическую трактовки, вряд ли вполне удовлетворяющие требованиям современного научного знания. Отделять же зерна от плевел при международной идеологической конфронтации и тоталитарном "единомыслии" в нашей стране было делом нелегким. В то же время, несмотря на описанные трудности, в отечественной науке сохранились весьма плодотворные традиции, позволявшие творчески подойти к проблеме бессознательного и его взаимосвязям с сознанием (труды Ф.В.Бассина, М.М. Бахтина, А.И.Белкина, Н.А.Бернштейна, А.А.Брудного, И.Е. Вольперта, Л.С.Выготского, Д.И.Дубровского, И.С.Кона, А.Н. Леонтьева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, А.Р.Лурии, В.В. Налимова, Ф.Т.Михайлова, Б.Ф.Поршнева, С.Л.Рубинштейна, П.В. Симонова, А.Г.Спиркина, Д.Н.Узнадзе, А.Е.Шерозия и др.).

1[ко!15С|Л 1п(го<к1с.1 \ 1 largum.doc

• Немало было сделано как в плане историко-философских исследований, так и в плане конструктивно-критического анализа и позитивной разработки идей, представленных в основных зарубежных концепциях бессознательного (работы С.Аверинцева, Н.С.Автономовой, М.Н.Афасижева, Е.Я.Басина, П.С.Гуревича, В.И.Добренькова, Р.Ф.Додельцева, В.М.Лейбина, Д.Н. Ляликова, М.Г.Ярошевского и др.).

Поворотным моментом, своеобразной "вехой", ознаменовавшей переход к фронтальному изучению бессознательного, можно считать подготовку и проведение в 1979 г. в Тбилиси одного из крупнейших в мировой истории международного симпозиума по неосознаваемой психической деятельности. И сам симпозиум, и его прекрасно изданные многотомные труды не только показали огромную важность бессознательных процессов в жизни человека и общества, но и повлияли на общее отношение к данной проблеме (как в научных исследованиях, так и в сфере образования, психотерапевтической медицины, издания соответствующей литературы и т.п.).

В период, примыкающий ко времени проведения симпозиума и особенно после него поток публикаций по проблеме бессознательного резко увеличился, появились новые интересные исследования (работы Ф.Е. Василюка, А.Н. Дмитриева, В.Ф. Дружинина, Е.Л. Дубко, A.B. Иванова, В.И. Овчаренко, Д.В. Ольшанского, В.Ф. Петренко, В.П. Пушкина, М.М. Решетникова, A.M. Руткевича, A.M. Эткина и многих других).

Говоря об исследованиях в областях, прилегающих к проблематике бессознательного и сознания, выделим работы по изучению нейрофизиологических процессов, биофизической основы эмоциональной и интеллектуальной деятельности, соотношения природного и социального в человеке (А.Д. Адо, Н.П. Бехтерева, Н.П. Дубинин, Б.Ф. Ломов, > МП.В. Симонов, Г.И. Царегородцев, P.A. Чиженкова, Г.Х. Шингаров и ДР-)

Существенная активизация исследований бессознательного (особенно на уровне прикладного психоанализа) произошла в связи с

InconscA Jnlroduc.l \ llargum.doc приходом в страну гласности и общей демократизации общественной жизни. Появились соответствующие институциализированные структуры (Российская психоаналитическая ассоциация, 1990; Русское психоаналитическое общество, 1995; Московская межрегиональная психоаналитическая ассоциация, 1995; Восточноевропейский институт психоанализа, 1991; Институт психоанализа под эгидой Академии гуманитарных исследований, 1995; и др.), стали выходить специализированные журналы ("Российский психоаналитический вестник", "Архетип" и др.)10.

В то же время заметных сдвигов в углублении фундаментально-теоретических представлений о бессознательном пока не произошло. По многим аспектам этой проблемы, как и прежде, больше коварных вопросов, чем удовлетворительных ответов. Немалые трудности возникают при попытке построения единой системы бессознательного, а также при рассмотрении его взаимодействия с сознанием в таких важных сферах, как познание, художественное восприятие и творчество, "измененные состояния сознания", воспитание, отклоняющееся поведение и т.п. В отечественной научной (и особенно учебной) социально-философской литературе долгое время занижалась и продолжает занижаться степень соучастия социального бессознательного в духовной жизни общества. А ведь социальное бессознательное является важнейшей и непременной составной частью этой духовной жизни, а также тем фундаментом, на который опирается общественное сознание. Оно оказывает заметное влияние и на деятельность общественно-политических движений, и на проявление националистических настроений, и на возникновение и развитие новых течений в искусстве, а также на многое другое в общественной жизни. Но приблизиться к пониманию сущности и роли социального бессознательного можно лишь разобравшись в том, как оно функционирует не

10 На изучение бессознательного в нашей стране, бесспорно, повлиял и общий рост философских и специально-научных исследований человека: в 1989 г был создан Всесоюзный межведомственный центр наук о человеке, а при нем - Институт человека; начал издаваться журнал "Человек" и др.

1псоп$с)\ 1п(го<^ис. I \ llargum.doc только на интерпсихическом, но и на интрдпсихическом уровне, т.е. в духовном мире человека.

Дополнительные трудности философских и социально-философских исследований бессознательного, существовавшие в нашей стране и порожденные в определяющей степени вненаучными причинами, привели к тому, что до настоящего времени крайне редки оригинальные фундаментальные концепции, рассматривавшие бессознательное во всем его многообразии и в то же время единстве как в рамках целостной психики, так и на широком социальном уровне. Философские работы по этой тематике, как правило, либо посвящались и посвящаются частным аспектам проблемы, либо вообще исследование бессознательного носило сопутствующий характер при решении каких-то иных проблем. Довольно редко авторы отваживались на обобщающие фундаментальные исследования проблемы бессознательного, в которых оно бы рассматривалось как в своей внутренней сложной структурированности и динамике, так и во всем многообразии взаимосвязей с сознанием и внешними процессами, а также в своей исторической ретроспективе и перспективе.

Автор ставит перед собой цель попытаться решить (или хотя бы приблизиться к решению) некоторые из подобных задач.

Основная иель и залачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в углубленном и всестороннем изучении системы бессознательного в человеке. Так как бессознательное во многих отношениях неразрывно связано с сознанием (как на индивидуальном, так и на социальном уровне), то эти категории рассматриваются сообща, в их системном единстве. Однако чтобы полнее раскрыть как содержание самих этих категорий, так и природу их взаимосвязи, неизбежно изучение целостного духовного мира человека, а также его взаимодействий с окружающим миром и динамики духовного развития на широком социальном фоне.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

1псоп5а\1п1гоёис.1 \ llargum.doc

- рассматривается основной круг вопросов, характеризующих различные философско-антропологические учения, анализируются их сильные и слабые стороны;

- изучается духовный мир человека в его целостно-функциональных и структурно-функциональных аспектах;

- вскрываются многообразные взаимодействия бессознательного и сознательного;

- бессознательное рассматривается как в своей внутренней сложной структурированности и динамике, так и во всем многообразии взаимосвязей с внешними процессами, а также в своей исторической ретроспективе и перспективе.

- пристальное внимание уделяется социальному аспекту проблемы (причем интрасоциальное в человеке рассматривается на всех основных уровнях его жизнедеятельности);

- кроме того социальные аспекты бессознательной и сознательной деятельности специально исследуются для таких ее важнейших типов, как коммуникативная, познавательная и ценностно-ориентированная (последняя - на примере эстетической деятельности и художественного творчества)11;

- упорядочивается и систематизируется большое число понятий, играющих важную роль в социальной философии и философской антропологии, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой.

Логические и методологические аспекты проблемы исследования. Философская направленность работы потребовала специального рассмотрения логико-понятийной и методологической стороны проблемы. Ее все еще недостаточная разработанность и несомненная сложность породили известную языковую "диффузию" и неоднозначность понятий, их неудовлетворительную взаимную согласованность - явление, неизбежное в каждой активно развивающейся

11 Автор неоднократно обращается к рассмотрению и других типов деятельности (например, политической, религиозной), хотя они и не выделены (в отличие от вышеперечисленных) в специальные параграфы. псопнэХ 1п1го<)ис.| \ llargum.doc области научного знания.Однако еще Бэкбн предупреждал, что истину легче получить из ошибки, нежели из смешения понятий.

Чтобы избежать подобного смешения, в работе делается попытка системного анализа не только самого духовного мира человека, но и всех основных понятий, связанных с проблемой (бессознательное, подсознание, предсознание, сознание, самосознание, установка, потребность, мотив, интерес, инстинкт, интуиция, эмоция, чувство, стереотип, ценность, побуждение, деятельность, цель и многие другие). Ведь любое понятие может быть глубоко осмыслено только тогда, когда взято не само по себе, а в системе родственных и сопричастных ему понятий. И чем более многосторонняя и многослойная система понятий (включающая исследуемое) берется, чем более тонкие связи между ними прослеживаются, тем обоснованней и точнее задается содержание исследуемого понятия. Главное при этом - терминологически различать понятийно различное и понятийно различать реально различное.

Одним из результатов проведенного мною понятийного анализа явился предлагаемый в Приложениях специальный словарь. Однако он имеет и вспомогательную задачу: облегчить общую ориентацию при ознакомлении с нашей работой.

Что касается методологии, то напомню следующее. Духовно-психический мир человека представляет высоко организованную и очень сложную открытую систему*, все части которой существеннейшим образом опосредуют друг друга. Даже те характеристики этой системы, которые отличаются относительной устойчивостью, на самом-то деле динамичны, "процессуальны" и находятся в состоянии так называемого "подвижного равновесия". Кроме того, огромная роль принадлежит отношению между внутренним миром человека, его интровертивной деятельностью и его деятельностью во внешнем мире. Человек как носитель подлинно человеческого, социально-личностного начала, может быть понят только через разнообразные и глубокие связи с социальной средой, другими людьми и созданной ими "очеловеченной природой" - культурой и цивилизацией.

1псои$сЛ 1п1го(1ис. 1 \ llargum.doc

Вот почему исследование проводилось с использованием основных принципов диалектики (принципов развития, всеобщей взаимосвязи, единства исторического и логического и др.). В диссертации также широко использована методология системного анализа. Он подразумевает изучение фундаментальных элементов и основных подсистем, их многоуравневого характера; управляющей подсистемы и ее роли; определяющих взаимодействий как внутренних так и внешних; целостной природы системы; принципов и закономерностей ее развития; систем высшего и низшего порядка по отношению к изучаемой системе; типологии систем, родственных и изоморфных данной и т.д.

Рассматривая системный объект в статике (как состояние), анализируют прежде всего его состав и строение; рассматривая его в динамике (как процесс), анализируют его структуру12 и функции, рассматривая его в развитии, анализируют фундаментальные качественные изменения. Разумеется, одно и то же проявление (или свойство) объекта может быть рассмотрено в каждом из этих аспектов13.

В настоящей работе с той или иной мерой основательности реализованы основные процедуры системного исследования. Это в частности определило и "синхронный" (а не диахронный) вариант представления рассматриваемых философско-антропологических учений, а также концепций о бессознательном.

Кстати говоря, дальнейшая разработка эффективных узкоспециальных методов изучения бессознательного и сознания проходит гораздо успешнее при параллельном развитии общенаучных методологических приемов и философско-теоретических принципов.

Автор также старался последовательно придерживаться получившего развитие в отечественной философии и психологии культур

12 Имеется в виду эксплицированное понятие структура, принятое в системно-структурных исследованиях, теории организации и структурализме (см. Воскобойников А.Э. Формирование понятия "структура" в системно-структурных исследованиях: Канд. дисс. - М., 1967.

13 Например, то или иное психическое свойство может быть рассмотрено и как состояние, и как процесс, и как стадия развития. Естественно, при этом будут меняться и временные масштабы и понятийно-логическая "система координат".

Ittconsci\ Introduc. I \ 11 argum.doc но-деятельностного подхода к пониманию человека. Последний анализирует внутренний мир человека и его деятельность в их органическом единстве. Благодаря этому удается избежать одностороннего крена либо в сторону изучения психики самой по себе (как это порою делается, например, в интроспективной психологии, гештальтпсихо-логии, персонализме), либо в сторону изучения поведения самого по себе (как это делают, например, бихевиоризм, необихевиоризм, некоторые разновидности интеракционизма).

В то же время всюду, где это не вступает в противоречие с научной обоснованностью и достоверностью, автор опирался на "принцип теоретико-познавательной дополнительности". Признавая ограниченность любого подхода, любой концепции, автор стремился к их теоретико-методологическому синтезу, который преодолевает мультипара-дигмальную пестроту исследования, вырабатывая в известной степени целостную метапарадигму14.

Научная новизна работы. Из обладающих научной новизной диссертационных положений наиболее значимыми автору кажутся следующие.

1. Разработана продуктивная многофакторная модель целостного развивающегося человека, учитывающая в нем, насколько это возможно, и общеприродное, и общечеловеческое, и общесоциальное, и социально-специфическое, и индивидуально-неповторимое.

2. Выявлена более уточненная структура духовного мира человека, причем это сделано как в целостно-функциональных, так и в структурно-функциональных аспектах. Кроме того, она рассмотрена с позиций природного, экзистенциально-антропоцентрического, трансцендентного и социального существования.

3. Развита идея о "развернутости" человека не только в биологическое прошлое и непосредственно переживаемую современность, но и

14 Академик РАН Н.Н.Моисеев, напомнив знаменитые слова Н.Бора о том, что ника-ко сложное явление нельзя описать с помощью одного языка (т.е. с помощью только одной интерпретации или на основе одной парадигмы), пишет: "Истинное понимание может дать только голограмма, т.е. рассмотрение явления в разных ракурсах, его описание с помощью ряда различных интерпретаций" (Моисеев H.H., 1994, с.9).

InconsciV Inlroduc. 1 \ 11 argum.doc в ожидаемое и проектируемое будущее; о запечатлении этой развернутости в диахронной (онтогенетической) и синхронной структуре духовно-психического мира человека.

4. Предложена эволюционная картина духовно-психического мира человека, согласно которой то, что в бессознательной психике изначально было целостно нерасчлененным, на определенном этапе эволюционного развития расчленяется на самоцентрированные ментальное моделирование реальности (приводя, в том числе, к возникновению теоретического познания), ее чувственное воплощение (порождая нравственные, эстетические и прочие человеческие переживания) и осознанную волевую устремленность (ориентируя на деятельностно-целевое участие в происходящих событиях). Но в дальнейшем они оказываются способны сблизиться и взаимораствориться на еще более высоком уровне, который нередко условно называют сверхсознанием или вершинным бессознательным.

5. Показано, что возникновение бессознательного не только предшествует возникновению сознательного, но и служит необходимой базой для его возникновения. С появлением сознания бессознательное не исчезает, а лишь в определенной степени трансформируется, продолжая исполнять свои основные функции.

6.Выявлены многообразные конструктивно-продуктивные формы функционирования бессознательного (в том числе в познавательной деятельности и художественном творчестве), его синергетических взаимодействий с сознанием и духовно-психическим миром в целом. Дан также анализ и деструктивных проявлений бессознательного (в связи с агрессивностью, политическим и рекламно-коммерческим манипулированием, некоторыми формами фанатизма); с философских позиций осмыслены пути их преодоления или ослабления их влияния.

7. Аргументированно доказано, что социальная обусловленность и социальные ориентации проявляются на всех уровнях и во всех формах духовной жизни человека. Они пронизывают и познавательную, и ценностную, и побудительно-волевую сферу.

1С0П$С|\ (Шго<1ис. I \ 1 larguin.doc

Они характеризуют не только осознаваемые, но и неосознаваемые и даже отчасти глубинно-бессознательные процессы.

8. Обоснован тезис, согласно которому в глубинном бессознательном психическом отражении образ неотделим от оригинала, и они выступают как одна и та же слитная, нерасчленяемая целостность. Разделение субъекта и объекта происходит на более высоких уровнях психической деятельности в результате филогенетического и онтогенетического развития;

9. Показано, что бессознательное и сознание в значительной мере структурируются соответствующими им языками, а сами эти языки структурируются соответствующими видами деятельности.

10. Выявлено» что природное и социальное бытие в большей степени детерминируют бессознательное, чем сознательное в человеке. Принудительное воздействие бытия на сознание осуществляется в значительной мере через бессознательное. Сознание обладает несравнимо большей мерой самодетерминации и свободой выбора, чем бессознательное.

11. Углубленно раскрыто и существенно уточнено проявление рационального и иррационального в духовном мире человека.

12. Введено и аргументированно показано различие между подсознательной и сверхсознательной интуицией; обоснована идея, что на уровне сверхсознательного творчества происходит неожиданный синтез уникального и универсального, интуиции научной и интуиции художественной в едином процессе высшего свободного интегративноантропологические концепции. Дана всесторонняя классификация основных трактовок бессознательного.

14. Осуществлен содержательный анализ многих ключевых понятий, связанных с социальной философией и философской антропологией: агрессивность (природная и социальная), активность (в том числе, социальная ), бессознательное (в том числе, социальное), деятельго творчества. 13. Обоснованно систематизированы, исм^Чфилософсконость, духовное, иррациональное, личность, рациональное, сознание, социальное, социокультурное, стихийное, целеполагание и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения и двух Разделов. В конце диссертации дается Заключение, включающее основные выводы, а также Приложения, в которые входят разработанный автором Словарь основных понятий и список использованной Литературы (около источников как на русском, так и на иностранных языках). Объем диссертации (вместе с приложениями)

 

Список научной литературыВоскобойников, Анатолий Эммануилович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Сон и миф. - М., 1912.

2. А вериниев С. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970, - №3.

3. Автономова Н. С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. 1991.-№4. -С.58-75.

4. А втономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. -М.: Наука,1988. 287с. ,/

5. Агаши Э.Человек как предмет философии // ВФ. 1989. - №2. - С.24-40.

6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. -240 с.

7. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1986.

8. Акопов Э.Л. Сознательное и бессознательное в деятельности человека // Социальная активность человека: филёсофский анализ. -Красноярск, 1986.

9. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.

10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -Л.: ЛГУ, 1969. 338 с.1 \)Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432 с.

11. Аргайл М. Психология счастья. -М.: Прогресс, 1990.

12. Арсенъев A.C. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна "Человек и мир'" // ВФ. 1993.-№5.-С.128-160.

13. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1990.

14. Асмолов А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность II Б. Т.4, 1985.

15. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: "RELF-booc", 1994. -314 с.

16. Афасижев М.Н. Между иллюзией и действительностью: критический анализ теории и практики модернизма. -М.: Знание, 1986. 64 с.Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. -М.: Наука, 1971. -128 с.

17. Байрон Дж.Г. Шильонский узник. (Пер. В.Жуковского.) Спб., 1822.

18. Басин Е.Я. Двуликий Янус: О природе творческой личности. М.: Магистр, 1996.

19. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.

20. Бассин Ф.В. О некоторых довременных тенденциях развития теории "бессознательного": установка и значимость // Б. • Т.4, 1985.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Иск-во, 1979. - 427 с.

22. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // ВФ. 1995. - №3. - С. 103-129.

23. Бегиашвили А.Ф. Концепция сознания в современной западной философии // Б, т. 1,1978. '

24. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. -Париж, 1939.

25. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 608 с.

26. Берестов А. Число зверя. М., 1996. - 144 с.

27. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -С.Петербург, 1991. I

28. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление. -М., 1993. -196 с.33^Бессознательное: природа. функции, методы исследования: В 4 т. Тбилиси, Мецниереба. Т. 1-3: 1978; Т.4: 19^5,

29. Бессознательные власти: беседа с В.А.Подорогой // Бюрократия и общество. -М., 1991.

30. Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975.

31. Бови K.JI., Арене У.Ф. Современная реклама. (Пер. с англ.) Тольятти: "Издат. Дом Довгань", 1995. -704 с.

32. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе // ВФ. 1988, -№7.

33. Брудный A.A. Бессознательные компоненты процесса понимания // Б, т.2., 1978.

34. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977.

35. Бубер М. Философия человека // Проблема человека (Спец. информация к Х!Х Всемирному конгрессу). М.: РАН, 1992. - 146 с.

36. Буева JI.TI. Человек: деятельность, общение. -М.: Мысль, 1978. 216 с.

37. Бунге М. Интуиция и наука. -М.: Прогресс, 1967. -187 с.

38. Бундулс Я.Я. "Индивидуальная психология" Альфреда Адлера // ВП. -1992. -№2.

39. Буржуазные психоаналитические концепции общественного развития Н PC, ИНИОН АН СССР.-М., 1980.

40. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.: Педагогика, 1991.

41. Вайцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.

42. Вдовина И. С. Французский персонализм (1932-1982). М.: Высшая школа, 1990.- 151 с.

43. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. -336 с.

44. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991. -271 с.

45. Волкан В., Оболонский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // Общественные науки и современность (ОНС). -1992. №6. '

46. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1993. -288 с.I

47. Волошинов В.H. (M.М.Бахтин). Фрейдизм. М.: Лабиринт, 1993.5Ъ)Волъперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Ленинград: Медицина, 1966.

48. Воскобойников А.Э. Соз-ное и бесс-ное в социально-политических процессах в современной России. Обзор материалов Круглого стола. М.: "Социс", №3, 1997.

49. Воскобойников А.Э. Философия' духовной поддержки // Российский журнал социальной работы. М.: - 1997. -;№1/5.

50. Воскобойников А.Э. Бесс-ное и соз-ное в уединении и на миру // Соз-ное и бессное в социально-политических процессах в современной России. М.: ИМ, 1997. С.

51. Воскобойников А.Э. А.Адлер: "стремление к превосходству" или "социальное чувство"? // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. работ. Вып 2. М.: ИМ, 1996. С.69-78.

52. Воскобойников А. Э. Фрейдизм и неофрейдизм // Философия. Социология. Идеологическая борьба. М.: Изд-во Ин-та общ. наук, 1982.61 )Воскобойников А.Э. Бегство от разума. М.: Знание, 1980. -64 с.

53. Воскобойников А.Э. Формирование понятия "структура" в системно-структурных исследованиях: Канд. дисс. М., 1967,

54. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

55. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968, 2"е изд.

56. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во пед. наук, 1960. - 501 с.

57. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс,, 1988. - 552 с.

58. Генон Р. Традиции и бессознательное // ВФ. -1991. -№4.71 )Гериен А.И. Былое и думы. Ленинград: ОГИЗ, 1947. - 888 с.

59. Гете И.В. Собрание сочинений. Юбилейное изд. Т. 1-13. - М.-Л., 1932-1949.1Ъ\Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. -М.: Мир, 1992.

60. Гозман Л.Я., Эткин A.M. Метаморфозы или реальность? Психологический анализ советской истории // ВФ. 1991. - №3.

61. Гойя Ф. Серия офортов на причудливые сюжеты "Капричос". М., 1992.

62. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

63. Горелов A.A. Естествознание на пороге III тысячелетия: Уч. пособие. М.: ИМ, 1996.-196 с.

64. Грэхэм Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении вСоветском Союзе. М.: Политиздат, 1991.г

65. Григорьян Б.Т. Философская антропология: критический очерк. М.: Мысль, 1982. - 188 с.

66. Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С. 358-383.

67. Гринбаум А. Теория Фрейда и философия науки II ВФ. 1991. - №4.

68. Гумилев Н. Стихотворения и поэкы. М.: Современник, 1990.

69. Гуревич П., Егорова И. Тайные страсти Зигмунда Фрейда // Собеседник. -1994.-№40.

70. Гуревич П.С. Вывихи самоопознания. Его же: Либидо // Архетип. М.: - 1996. - №1.

71. Гуревич П. С. Страх молитва души II ФН. - 1992. - №2.

72. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики // ВФ. 1995. -№8.-С. 92-102.

73. Данэм Б. Гигант в цепях. М., 1958.ШШемептъев И.В. О психолог ии национальных конфликтов // Коммунист. 1990. - №1. - С.43-50.1.89)Диалог и коммуникация философские проблемы (Мат-лы "круглого стола")ВФ. 1989. - №7. - С.3-27.

74. Долинский В.А. Самоубийство или прогресс? / Беседа с В.В.Налимовым // Химия и жизнь. 21 век. 2-ой выпуск, 1996.

75. Достоевский Ф.М. Собр.соч. в Шт. М.: Госиздат, 1956-1958.

76. Достоевский Ф.М. Полное собр. соч. в 30 т. Ленинград: Наука, 1972-1990.

77. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996.

78. Дубко E.JI. Критика этических воззрений З.Фрейда: Канд. дисс. М., 1977.

79. Дубров А.П., Пушкин В. П. Парапсихология и современное естествознание. -М.: СП "Соваминко", 1989. 230 с. ;

80. Дубровский Д.И. Информационный подход к проблеме бессознательного // Б.т.з, 1978. ;

81. Дюпрон А. Язык истории. -М., 1970.

82. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб, 1912.

83. Екентайте Л. Фрейдизм и современное христианство // ВФ. 1976. - №11.

84. Естественнонаучные основы психологии. М., 1978.101 ¡Железное ЮЛ. Природа человека и общества. Введение в эколого-философскую антропологию: Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. -200 с. 1

85. Журавлев В.В. Вступит, слово // Проблемы развития личности в современном российском обществе: Сб. науч. статей. М.: ИМ, 1996. - 122 с.

86. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 19942. -304 с.

87. Иванов A.B. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 130 с.

88. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

89. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.ПОШльинИ.А. Собр. соч.: В 10 т. -М.: Русская книга. Т. 1-2, 1993; Т.З, 1994.

90. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

91. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 315 с.ПЗЖсшю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

92. Камю А. Доклад "Художник и его время" в большом лекционном зале Уп-сальского университета (Швеция),

93. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.116ЖантИ. Ноч.в 6 т., т.4, ч.1. М„ ¡965

94. Кант И. Критика чистого разуйа. Соч. в 6 т. Т.З - М., 1963-1966.

95. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988.

96. Кибернетика // Физический энциклопедический словарь. М.: 1962. - Т. 1-5.

97. Кинг А. Враг человечества сам человек // Экос-информ. - 1992. - №1.

98. Жирное Д.И. Индивидуальность^ творческое мышление. М., 1992.

99. Клеман КБ., Брюно П., Сэв Л! Марксистская критика психоанализа. М.: Прогресс, 1976. !

100. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. -М.: Мысль, 1993.-416 с.124Жон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

101. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления личности. М,: Высшая школа, 1981. -176 с.

102. Жули Ч.Х. Социальная организация.Изучение углубленного разума // Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ йеков: Хрестоматия. М.: Наука, 1994.

103. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. -М.: Гнозис, 1995. -192 с.133 )Лебон Г. Психология народов и масс // Тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. -М.: Наука, 1994.

104. Леви-Стросс К. Работы Марселя Мосса // Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1980.Ъ5)Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. -М.: Политиздат, 1977. -246 с. ;

105. Лейбин В.М. Психоанализ и бессознательное: уточнение понятий // ПЖ. -1989.-№3.

106. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

107. Ленская Н.И. Соотношение сознательных и бессознательных начал поведения на разных этапах онтогенетического развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Философия. - 1988. - №1. - С. 71-77.

108. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.

109. Лермонтов М.Ю. Соч. в 2 т. -Т.1. -М.: Правда, 1988.141 )деЛобье, П. Социальная доктрина католической церкви. Брюссель, 1989.

110. Лики Луис С.Б. II Курьер ЮНЕСКО. 1972. - Авг.-сент.4ЪУ1ихачев Д. СамвелянН. Возвращение к Человеку II ИЛ. 1988. - №1.

111. Лорени К. Агрессия (так называемое "зло"). -М.: Издат. группа "Прогресс", "Универс", 1994.-272 с. ! !

112. Лорени К. Восемь смертных грехов человечества // ВФ. 1992. - №3.

113. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. - М.: Мысль, 1993. - 956 с.

114. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Просвещение, 1991. -525 с. 1 '

115. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 с. - (Мыслители XX века).

116. Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту: Изд-во Тартус. Ун-та, 1977. - Вып.7.

117. Мамардашвили М.К. Сознание) как философская проблема // ВФ. 1990. -№10. -С. 3-18.i151 )Марголис Дж. Личность и сознание. Перспективы нередуктивного материализма. М.: Прогресс, 1986.

118. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

119. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

120. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

121. Маркузе Г. Эрос и цивилизация1. Киев: "ИСА", 1995. - 352 с.

122. Маркузе Г. Одномерный человек. M.: "REFL-book", 1994. - 342 с.

123. Материалистическая диалектика и методы естественных наук. -М.: Наука, 1968. -608 с.

124. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // ВФ. 4 1991. -№9.

125. Прот. МеньА. (Э.Светлов). Истоки религии. Брюссель, 1981.

126. Прот. Мень А. Быть христианином. Интервью и последняя лекция. 2-е изд. М., 1994.161 ) Милль Дж.Ст. Система логики. М., 1914.

127. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. - 222 с.

128. Мир философии. Книга для чтенця. Ч. 1,2. - М.: Политиздат, 1991.

129. Моделирование в биологии. (Пер: с англ.) М., 1963.

130. Моисеев H.H. Современный рационализм. М.: МГВП КОКС, 1995. -376 с.

131. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // ВФ. 1995. - №1. - С. 3-30.

132. Молодежь: будущее России. М.: ИМ, 1995. - 240 с.

133. Мольц М. Я это Я, или Как стать счастливым. - М.: Прогресс, 1991.

134. Моляко В. А. Особенности проявления паники з условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской АЭС) // ПЖ. -1992. -№2.

135. Mомджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.171 ) Морено Дж. Социометрия. М., 1958.

136. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1968:

137. Мунъе Э. Надежда отчаявшихся. М.: Искусство, 1995. - 236 с.1'74)Мысливченко А.Г. Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С. 207-229.

138. Мяло К.Г. Левый фрейдизм и современная леворадикальная идеология // ВФ. 1976.-№8.

139. Налимов В. В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во "Прометей" МГПИ, 1989. -287 с.ПЪНичипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. -М.: "Школа-пресс", 1994.

140. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

141. Обуховский К. Психология влечений человека. -М., 1972.

142. Общая сексопатология. / Под ред. Г.С.Васильченко. М.: Медицина, 1977.181 )Общение и оптимизация совместной деятельности. -М., Изд-во МГУ, 1987,302 с.

143. Овчаренко В.И. История российского психоанализа и проблемы ее периодизации//Архетип. 1996. -№3-4. - С. 145-150.

144. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. -Минск: Вышэйшая школа, 1994.

145. Овчаренко В.И. Социологический психологизм. Минск, 1990.

146. Ольшанский Д.В. Ельцин на фоне массового сознания // ПЖ. -1992. -№4.

147. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного периода // ВФ. -1992. -№4.

148. Ольшанский Д.В. Социальная психология "винтиков" // ВФ. -1989. -№8.

149. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. (Пер. с исп.) Нью-Йорк, 1954.189.0 человеческом в человеке. / Под ред. И.Т.Фролова. -М.: Политиздат, 1991.

150. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т.З. - Кн.1. -М.-Л., 1951.191 ) Павловские клинические среды. 1955.

151. Петров В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Ее роль и перспективы развития // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.

152. Печчеи А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1980. -302 с.

153. Платон. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1968.

154. Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.

155. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М.: Феникс. - 1992. \91)Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 198^.

156. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979.

157. Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. -552 с.

158. Пружинина С.А. Пружинил В.И. Из истории отечественного психоанализа. Историко-методологический очерк // ВФ. -1991. №7.ЮРПсихология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

159. Пулгрем Э. "Человек говорящий" этологический подход // Наука и жизнь. -1971.-№7.

160. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. -Новосибирец: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1994.

161. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -М.: Прогресс, 1979.

162. Рейх В. Диалектический материализм и психоанализ // Под Знаменем марксизма. 1929. - №7-8.

163. Рикер П. Человек как предмет философии II ВФ. 1989. - №2. - С. 41-50.

164. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

165. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

166. Розов А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений // ПЖ. 1993. - №6.

167. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354с.

168. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

169. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. -М., 1973.

170. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

171. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // ВФ. 1989. - №4. - С. 88-95. '

172. Сандрел Дж. Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. -М.: Смысл, 1995.

173. С веком наравне. Кн. 4. М.: Молодая гвардия, 1977.

174. Сеченов И М. Избранные философские и психологические произведения. 1947.

175. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. -М

176. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 688 с.

177. Современная книга по эстетике. М., 1957.Знание, 1989.22\)Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып. 1. Реф.сб. К 8-му всемирному филос. конгрессу. - М., 1988.

178. Сознательное и бессознательное в социально-политических проиессах в современной России. М.: ИМ, 1997.

179. Соколов Э.В. Значение теории "социального характера" и "коллективного бессознательного" для пониманий массовых социальных процессов // Стиль и традиции в развитии характера. -Д., 1988. -С. 38-51.

180. Соленый А. Советская культура. 1988. - 5 марта

181. Соииалъная философия: Учеб. пособие для вузов / В.Н.Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 240 с.

182. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

183. Структурные уровни биосистем.

184. Таранов П. С. 500 шагов к мудррсти: В 2 т. Донецк: Сталкер, 1996. - 480 с. -Т.2.

185. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1901.

186. Тард Г. Социальные этюды. СПб., 1902. - 366 с.

187. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.

188. Тексты по истории социологии XIХ-XX веков: Хрестоматия. -М.: Наука, 1994.

189. Титов В.А. Мораль: познание и действие. М.: Молодая гвардия, 1987.2Ъ4)Толстой А.К, Полонский Я.П., Апухтин А.Н. Избранное. М.: Московский рабочий, 1982. -336 с.

190. Тоффлер О. Футурошок. М.: Прогресс, 1973. - 379 с.

191. Тоффлер О. Эко-спазм. М.: Прогресс, 1976. - 100 с.

192. Тургенев И.С. Рудин // Собр. соч. Т.2. - М., 1961.2ЪЩУзнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., (1949), 1961.

193. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. М.: Иностранная л-ра, 1959. - 608 с.

194. Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. М.: Прогресс, 1968. -287 с.241 )Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1-2. - М.: Госполитиздат, 1955.

195. Философская эншклопедия. Т. 1-5. -М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

196. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

197. Флейк-Хобсон К, Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. -М., 1993.

198. Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. тр. М.: Изд. АПН СССР,1991.- 160 с.

199. Франкл В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.

200. Фрейд 3. Избранные произведения. Лондон, 1969.

201. Фрейд 3. Лекции по введению в'психоанализ. М. - Пб., 1922.

202. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. -Москва-Петроград, 1923.

203. Фрейд 3. Печаль и меланхолия II Психология эмоций. Тексты. М.,1984.

204. Фрейд 3. Почему война? // Курьёр ЮНЕСКО. 1993. - Май.

205. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. -М.: Просвещение, 1989.-448 с. !25Ъ)Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1991.25А)Фрейд 3. Тотем и табу. Москва-Петроград, 1924.

206. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.-559 с. I

207. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Высшая школа, 1992. - 143 с. j ■ .

208. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994.447 с.

209. Фромм Э. Бегство от свободы. -.М.: Прогресс, 1990. 272 с.

210. Фромм Э. Душа человека. -М.: Республика, 1992. 430 с.

211. Фромм Э. Из плена иллюзий (Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом). М., 1991.- 148 с.261 )Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336.

212. Фромм Э. Некрофилы и Адольф Гитлер // ВФ. -1991. -№9. С.69-160.

213. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. -415 с.

214. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

215. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности: Тексты. -М., 1982. !

216. Фромм Э. Человек для себя. -Мй.: Коллегиум, 1992. -253 с.

217. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // ВФ. 1989. - №2. - С. 35-40.

218. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. -М.: Academia, 1995.-136с.

219. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. - С. 261-313.

220. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // ВФ. 1989. - №9. - С. 116-122; Также см: Мир философии. -Ч. 1. - М.: Политиздат, 1991. - С. 118-125.

221. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. - С. 314-356.

222. Холлтер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975. - 132 с.

223. Холличер В. Личность и гуманизм. М.: Прогресс, 1981. - 174 с.

224. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991.- 137 с.

225. Хренов Н.А.Художественное время в фильме (Эйзенштейн, Бергман, Уэллс) //Ритм, пространство и время в литературной критике. Ленинград, 1974.

226. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

227. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1^95. - 528 с.

228. Человек как комплексная проблема: Материалы Всесоюзной конференции // ВФ.- 1983.-№12.281 )Шаварский 3. Ответственность человека за свое здоровье // Человек. -1994. -№2.-С.56-61. !

229. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. - С. 31-95.

230. Шерозия А.Е. Психоанализ и тёория неосознаваемой психологической установки: итоги и перспективы // Б. -Т.1. С.37-64.

231. Шестов Л. Афины и Иерусалим. Париж, 1951.

232. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.

233. Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. М.: Сов. писатель, 1970.

234. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М.: Республика, 1993. -448 с.

235. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. - М., 1901.

236. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учеб. пособие. М.: МИРОС, 1994. -136 с.

237. Щепанъский Я. Философская и социологическая концепция человека // ФН. -1969. №5.

238. Щербакова Т. Педагогические условия развития личности ребенка в процессе творческой деятельности: Канд. дисс. Ростов/н/Д, 1996.

239. Щукин H.H. Философия сознания // Философия: Учебное пособие. -М.: ИМ, 1996.293 ) Эйзенштейн С. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956.

240. Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965.

241. Эйнштейн А. ИнфельдЛ. Эволюция физики. М., 1966.1.296)Энгелъгардт В. Движущие силы научного творчества // Наука и жизнь. 1965.-№3.

242. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1952.

243. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.- 447 с. " ! ; •

244. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. Санкт-Петербург, 1993.

245. Эткинд A.M.Ol психоанализа к педологии // Человек. -1990.-№1. 301 )Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. -320 с.

246. Юнг К.Г. Архетип и символ. .^.:Ренессанс, 1991.

247. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // ВФ. 1988. - №1.

248. Юнг КГ. Проблемы души нашего времени. М.: Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1994.-336 с. 1

249. Юнг К. Психологические типы! Санкт-Петербург: Ювента. - М.: Прог ресс --Универс. 1995.-718 с.

250. Юнг К. Психологические типь> // Психология индивидуальных различий: Тексты. ■ М., 1982.

251. Ярошевский М.Г. История психЬлогии. 3-е изд. - М.: Мысль, 1985. - 575 с.

252. Ярошевский М.Г. Психология в jXX столетии. М., 1974.Ъ\\)Ярошевский М.Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. Г

253. Ясперс К. Философская вера // Ежегод. филос. об-ва СССР. -М., 1990. -С.264-303.

254. Ъ)Ясперс К. Смысл и назначение иртории. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

255. Anderle O. Das universalhistorische System A.J.Toynbee. -Wien, 1955.

256. Arieti S. The realm of the unconsfcious in the cognitive school of psychoanalysis // B.-T.3, 1978.

257. Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt. Hamb., 1955.

258. Capin J. L'effet television. Paris, Grasset, 1980. - 284 p.

259. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. 1 Teil. Sprache. Berlin, 1923.

260. Chalasinski J. Kultura i narod. Warszawa, 1968.

261. Charbonnier G. Le monologue du peintre. V.2. - Paris, 1960.32 \)Cole J.P. The function of choice in human existence // Journal of religion. -Chicago, 1965. Vol. 45. - №3.

262. Ember C. Ember N. II Journal of çonflict resolution. 1994. - №4.323Y'Europe". 1974, mars. r1.i 338

263. Fedida P. Dictionnaire de la psychanalyse. Larousse. Paris, 1974.

264. Frankl V. The doctor and the soulj -N.Y., 1973. XXI1.

265. Freud S. Civilization and Its Discontents. N.Y., 1962. 321)Freud S. Essais de Psychanalyse.! - Paris, 1964.

266. FreudJL Gesammelte Werke. (QW). 18e Bde.-London, 1948.

267. Freud S. Moise et le monotheismei. Gallimard. Paris, 1968. 330Wreud S. Moses and Monotheism.-N.Y., 1939.331 )Freud S. New Introductory Lectures on Psychoanalysis. N.Y., 1933.

268. The Freud Jung letters. W. McGuire, ed. London: Hogarth, 1974.

269. Fromm E. Escape from Freedom. N.Y., 1964.

270. Fromm E. The Heart of Man.|- London, 1965.

271. Fromm E. The Sane Society. -N.Y., 1955,19652.

272. Gehlen A. Anthropologische Forschung. Hamburg, 1961.i . '

273. Glaser H. Die Diskussion über tien Terrorismus: Ein Dossier. Aus Politik u. Zeitgeschichte, Bonn, 1978,24 Junijß. 25. - S. 3-47.

274. Hornev K. Les voies nouvelles de là psychanalyse. Paris, 1951.

275. June C.G. Collected Works. (CWj. Vol. 1-20. London, 1953-1964.

276. Jung C.G. Essais de psychologie analytique.t i

277. Jung C.G. Zur Psychologie des kind-Archetypus. Jung C.G. und Kerènyi K., Einführung in das Wesen der Mythologie, TV Auflg., Zürich, 1951.

278. Marcuse H. An Essay on Lideration. Boston, 1969.

279. Marcuse H. Counterrevolution arid Revolt. Boston, 1972.

280. Maslow A. The Psychology of Science. N.Y., 1966.

281. Maslow A.H. Critique of Selfe-Afctualisation II Journal of Individual Psychology. 1959, 15. i

282. Mav R. Freedom and destiny. N.Y., 1981.

283. Niel M. Psychanalyse du marxisme. Paris, 1967.

284. Rapoport A. The origins of violence: Approaches to the Study of conflict. N.Y.: Paragon House, 1989. - XYIII. - 620 p.

285. Reich W. The Function of the Orgasm. Sex-Economic Problems of Biological Energy.-N.Y., 1964. ' j .

286. RicoeurP. Temps et récit. T.2. - P. 1984.

287. Rieff Ph. Freud: The Mind of the Moralist. London, 1965.- / M

288. Sartre J.-P. L'être et le néant: Çssai d'ontologie phenomenologique. Paris, éd. 1966. h

289. Sillamy N. Dictionnaire de la psychologie. Larousse. Paris, ed. 1973.

290. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N.Y.,1972.i

291. Sophia. Recueil de textes philosophiques. T. 1,2,3 (C. de Rabaudy / B.Rolland). Hatier. - Paris, 1974.359Waihieer H. Philosophie des Als (À. Lpz., 1927.

292. Why te L. The unconscious before ¡Freud. N.Y., I960.v