автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Бессознательное в механизме культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шклярик, Мария Геннадьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА Г ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ КУЛЬТУРЫ. Г Бессознательное до Фрейда. 2. Бессознательное и психоанализ.
ГЛАВА П. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. 1. Проявление бессознательной активности в творчестве. 2. Бессознательные процессы в социальных отношениях.
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Шклярик, Мария Геннадьевна
Актуальность темы исследования. Обращаясь к изучению феномена ьсультуры, исследователи сталкиваются с огромным многообразием ее дефиниций, но в них редко указывается на наличие в культуре бессознательных процессов. Среди них, на наш взгляд, наиболее содержательным является определение, которое предложил русско-американский социолог, философ и Бсультуролог П.А. Сорокин. По его мнению, культура - это "все, что создано или модифицировано в результате сознательной или неосознанной деятельности двух или более индивидуумов, взаимодействующих между собой или взаимообуславливающих поведение" \ С позиций деятельностного подхода, выраженного в этом определении, культуру можно рассматривать как подсистему общества (социального организма), выполняющую функции организации составляющих его индивидов и направления их усилий на достижение целей, вытекающих из их жизненных потребностей. Механизм культуры, охватывающий средства, обеспечивающие реализацию этих функций, помогает понять символическая концепция культуры, предложенная Э. Кассирером, согласно которой в этот механизм входят язык и базирзтощиеся на нем символические формы - такие компоненты культуры, как мифология, религия, философия, мораль, право, искусство, наука. Более полное представление об этом механизме можно получить, если определить его как трехуровневую структуру, первым уровнем которой является сознание, вторым - язык как практическое сознание, третьим - символические формы. Однако такое представление соответствует давней рационалистической традиции, согласно которой основой культурных феноменов считалось именно сознание, разум. Как известно, не все придерживались этой традиции. Достаточно назвать А. Шопенгауэра, который противопоставил ей указание на мировую волю как иррациональное начало, более фундаментальное, нежели разум. Представление о том, что в основе бытия лежит не только сознание, но и бессознательное.
МОЖНО обнаружить в концепциях многих мыслителей. Не случайно и в определении культуры П. А. Сорокина указано не только на сознательную, но и на неосознанную деятельность человека, что подтверждается множеством фактов. Учитывая их, следует уточнить представление об уровнях механизма культуры. Нижним его уровнем следует считать не сознание, а психику человека, охватывающую сознание и бессознательное. Соответственно, язык следует рассматривать как практическое воплощение этой психики в целом, а не только сознания. Приоритет последнего очевиден, когда язык изучается в статике, как он представлен в словарях. Но, когда его рассматривают в динамике, как живую речь, обнаруживаются такие явления, как оговорки, игра интонаций и т.п., не контролируемые сознанием. И совершенно очевидно, что в базирующихся на языке символических формах сознание сочетается с бессознательным - не только в мифологии, религии, искусстве, где это выступает весьма наглядно, но и в науке, казалось бы, являющейся царством безраздельного господства разума.
Итак, давно было отмечено, что в явлениях культуры наглядно отражено взаимодействие различных слоев психики. Но научное обоснование этому было предложено лишь в новейшее время. Его дал психоанализ - учение, в котором синтезированы открытия в области психологии и их трактовка с позиций философии культуры. В одном из сборников, посвященном методологическим проблемам исследования культуры, говорится, что "гуманитарная мысль, искусство, художественная литература XX века в целом так или иначе соотносимы с идеями 3. Фрейда, его последователей и интерпретаторов. И сам психоанализ во многом явился философским интерпретатором культуры XX века"\ Этот философско-культурологический аспект психоанализа остается чрезвычайно актуальным, поскольку он вооружает общественные науки методами, позволяющими глубже понять сущность таких явлений, как столкновение народов в мировых войнах, унесших миллионы жизней, напряжения в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений.
Методологические проблемы исследования культуры. Культура и критика психоанализа. М., 1987. С. 4. международный терроризм, распространение агрессивных мотивов в массовой культуре и повседневной жизни отдельных контингентов населения, например, молодежи. Современная действительность непрерывно ставит задачи, решение которых невозможно без опоры на достижения психоанализа и его дальнейшее развитие. Этим обусловлена тема данной диссертации. Она посвящена анализу взаимодействия сознательных и бессознательных процессов в культуре, роли бессознательного в таких сферах человеческой деятельности, как научное и художественное творчество, а также в социальных отношениях. В диссертации показано, что люди, преследуя индивидуальные цели, являются в то же время членами общностей, которые поддаются управлению с помощью средств массовой информации. Иззд1ение скрытых способов воздействия на людей в современном мире является особенно актуальным. В то же время постижение внутренних резервов психики позволяет каждому человеку осознать свое место в мире, с тем, чтобы наиболее полно реализовать свои экзистенциальные потребности, что является конечной целью существования индивида как духовного существа. Это усиливает актуальность темы и необходимость ее разработки.
Степень разработанности проблемы. Характеристика бессознательного является одной из самых сложных проблем современной науки. Подходы к ее решению можно обнаружить в трудах ряда философов, но только в конце XIX -начале XX вв. анализ глубинных структур психики был дан в классическом психоанализе 3. Фрейда и аналитической философии К.Г. Юнга. В дальнейшем роль бессознательных процессов в культзфе интересовала не только сторонников неофрейдизма - А. Адлера, Э. Фромма, Г. Салливана, К. Хорни и других, этому были посвящены труды целого ряда других ученых во всем мире. В нашей стране изучением природы бессознательного и его взаимоотношений с сознанием занимались такие ученые, как С.С. Абрамов, Н.С. Автономова, Ф.В. Бассин, А.Н. Бойко, Г.Г. Воробьев, Л.С. Выготский, Л.Г. Дмитренко, основатель школы "психологической установки" Д.Н. Узнадзе и его последователи.
Соотношению осознаваемых и неосознаваемых мыслительных процессов, роли бессознательного в возникновении интуитивных прозрений уделяли особое внимание В.Ф. Асмус, И.Я Березная, М. Бунге, A.M. Вейн, P.M. Грановская, Б.М. Кедров, В.А. Кругликов, М.Д Купарашвили, А.Н. Лук, В.А. Моляко, М.И. Панов, Я.А. Пономарев, И.Ю. Романов, Е.Л. Фейнберг, A.B. Юревич и другие.
Проявлением активности бессознательного в художественном творчестве занимались Д.Н. Абрамян, Е.Я. Басин, И.А. Бескова, В.Ю. Быстров, Н.В. Гончаренко, Л.П. Гримак, Ю.В. ДоманСкий, СМ. Иванов, Б.С. Мейлах, Е.М. Мелетинский, П.В. Симонов, Л.И. Слитинская, М.Ф. Фатхуллин.
Участие бессознательного в человеческой деятельности, его роль в общественных процессах изучались В.М. Бехтеревым, Б.Ф. Парыгиным, Б.Ф. Поршневым, Э.В. Соколовым, Г.У. Солдатовой, многими западными психологами и социологами - Г. Лебоном, К. Лоренцем, К. Мангеймом, Г. Маркузе, А. Маслоу, С. Московичи, Г. Тардом и так далее.
Так или иначе касались вопроса неявных стрзтстур языка, семиотических и герменевтических аспектов бессознательного Л.С. Выготский, Ж.А. Дрогалина, В.В.Налимов, В.Я. Пропп, И.Ю. Черепанова, такие зарубежные исследователи, как Р. Барт, Ж. Лакан, К. Леви-Стросс, П. Рикер и другие.
Немало было сделано в плане историко-философских исследований и позитивной разработки идей, представленных в основных зарубежных концепциях бессознательного, в работах С.С. Аверинцева, М.Н. Афасижева, П.С. Гуревича, В.И. Добренькова, Р.Ф. Додельцева, В.В. Зеленского, В.М. Лейбина, A.M. Руткевича, М.Г. Ярошевского. Было защищено несколько диссертаций, авторами которых являются Т.И. Бармашова, Г.Н. Велиев, А.Э. Воскобойников, А.Н. Дмитриев, И.В. Лапшин, Е.Б. Маслова, Е.А. Никитина, Н.С. Оботурова, CA. Семедов, А.П. Федоркина. Использование обширного материала позволяет автору исследования систематизировать ползАенные знания, с тем, чтобы определить роль бессознательных процессов в механизме культуры.
Объектом исследования является взаимодействие сознательного и бессознательного в механизме культуры.
Предметом исследования являются проявления бессознательного в творческой деятельности, определяющей сущность культуры, и в социальных отношениях, выражающих ее диалогический характер.
Цель и основные задачи исследования. Целью работы является выявление роли бессознательных процессов в культуре и оценка их трактовки в психоаналитической философии. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
• изучение представлений о бессознательном с древнейших времен до наших дней;
• анализ трактовки художественного творчества с точки зрения классиков психоаналитической философии, а также в концепциях отечественных философов и психологов;
• выявление роли бессознательного в художественном творчестве, в том числе изучение феномена вдохновения;
• рассмотрение интуитивных прозрений в сновидениях и в научном творчестве;
• изучение роли коллективного бессознательного в формировании культуры;
• определение места скрытых компонентов психики в этническом слое культуры, в том числе вербальных, невербальных способах общения и в этических нормах;
• выявление бессознательных аспектов национального характера.
Методология и методы исследования обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами диссертации. Основой исследования является герменевтический подход, сущность которого заключается в поиске скрытых смыслов и значений в тех или иных явлениях культуры. При этом особый акцент делается на психологических возможностях герменевтики.
В рамках этой парадигмы нами были использованы следующие методы исследования:
• метод психоанализа 3. Фрейда;
• метод исследования архетипов К.Г. Юнга;
• метод исследования ментальности французской школы "Анналов";
• метод исследования психологии творчества, разработанный Л.С. Выготским и школой "психологической установки" Д.Н. Узнадзе;
• компаративный метод сравнения различных черт культуры.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• уточнено представление о механизме культуры с учетом роли, которую играет в его основе бессознательное;
• показано, что соотношение сознательного и бессознательного по-разному выступает в процессе и в способе творческой деятельности;
• раскрыта генетическая связь между коллективным бессознательным и неявным слоем этнической культуры;
• установлено, что бессознательные процессы относятся не к сущности общественных отношений, а к ее конкретным социальным проявлениям, в которых ценности современной культуры переплетаются с дрезними архетипами;
• открытие К.Г. Юнгом коллективного бессознательного интерпретировано как аргумент в пользу сочетания антропоцентризма с социоцентризмом при изучении культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интеллект является не единственным средством взаимодействия человека с т-ч и о окружающим миром. В человеческой психике сознательное взаимодействует
С бессознательным, что необходимо постоянно учитывать при исследовании духовной культуры.
2. Механизм культуры следует рассматривать как трехуровневую систему, нижним зфовнем которой является синтез сознания и бессознательного, обнаруживаемый затем на уровнях языка и символических форм культуры.
3. Бессознательное сочетается с сознанием в научном и художественном творчестве, но их соотношение выступает по-разному в процессе и в способе творческой деятельности.
4. Рассматривая элементы бессознательного в поведении толпы, следует относить их не к сзшЛности общественных отношений, а к некоторым ее конкретным социальным проявлениям.
5. Бессознательное фиксируется в виде символов и устойчивых формообразований в генетической памяти народов, выступая основой этнической культуры и сохраняясь в неявном этническом слое национальной культуры.
6. Представления о бессознательном существовали давно, но путь к его научному постижению открыли психоаналитики. Дополнение открытий Фрейда вкладом, который внес в психоанализ Юнг, является важным аргументом в пользу соединения антропоцентрического подхода к изучению культуры с социоцентрическим.
Теоретическая значимость исследования
Теоретическое значение диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в систематизацию знаний о человеческой психике как феномене культуры. Предпринятое исследование расширяет теоретическую и эмпирическую базу для комплексного анализа проблемы соотношения сознания и бессознательного в человеческой деятельности, изучения роли бессознательного в творчестве и социальных отношениях. Выводы и представленный материал могут способствовать дальнейшей разработке проблем, связанных с диалектикой индивидуального и коллективного в культуре, взаимоотношений личности и общества.
Практическая значимость исследования
Материалы и результаты исследования были внедрены в зд1ебный процесс МГУКИ в рамках курсов "Философия культуры" и "Теория культуры", а также могут быть использованы при разработке спецкурсов "Психология культурной деятельности" и "Психология творчества".
Апробация работы
1. Основные положения и результаты проведенного исследования получили апробацию на научной конференции, посвященной 35-летию кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУК (4 декабря 1998 года), на межвузовской назЛшо-практической конференции молодых ученых "Человек в мире духовной культуры" (24-25 марта 1999 года), международной научно-практической конференции "XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека" (16-17 мая 2001 года).
2. Материалы и результаты исследования отражены в публикациях автора (см. список в конце автореферата).
3. Материалы исследования были использованы при подготовке курсов лекций по философии и теории культуры в учебном процессе кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ.
4. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУКИ.
Структура диссертации подчинена логике изучения предмета исследования, его целям и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Бессознательное в механизме культуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации представлен анализ бессознательных процессов в культзфе, основанный на принципах функционирования бессознательного, открытых классиками психоанализа - 3. Фрейдом и К. Г. Юнгом. В работе отражены основные особенности проявлений бессознательного в обыденной жизни, в социальных отношениях и в творческой деятельности.
В первой главе нами были рассмотрены те философские концепции, согласно которым интеллект является не единственным средством взаимодействия человека с окружающим миром. Представители философских школ Древнего Востока, Платон, А. Шопенгауэр, Э. Гартман использовали понятие "бессознательное" при построении всеобщих моделей бытия. В философии Нового Времени, классической немецкой философии и интуитивизме А. Бергсона существовала традиция рассмотрения бессознательного как основы познания. В современной философии наблюдаются различные подходы к иззАению природы бессознательного и его когнитивных аспектов, что учитывалось нами при рассмотрении основных проявлений бессознательного в культуре.
Несмотря на то, что представления о бессознательном существовали давно, путь к его назАшому постижению был открыт лишь в конце XIX века. С помощью техники психоанализа 3. Фрейду удалось доказать, что бессознательное является автономной системой, опосредующей физиологическую жизнь организма и работу психики в целом. Он считал, что противостояние бессознательного и сознания обусловлено невозможностью реализации в поведении эмоционально напряженных стремлений субъекта из-за несоответствия их нравственным установкам либо социальным ограничениям. Поэтому культура, выступая системой запретов и табу, одновременно искажает истинную природу человека, что негативным образом сказывается на его душевном здоровье. Однако учеником и последователем знаменитого психоаналитика К.Г. Юнгом было установлено, что между сферами сознания и бессознательного происходит непрерывное взаимодействие, поэтому познание сьфытых резервов собственной психики значительно расширяет духовные возможности личности. Главным открытием Юнга стало то, что постоянно повторяющийся опыт закрепляется в структуре бессознательного в виде типичных моделей - архетипов, которые являются основой взаимоотношений между человеком и окружающим миром независимо от его расовой или нащюнальной принадлежности. Он доказал, что наличие бессознательного слоя психики детерминировано не только биологически, но и социально, что является важным аргументом в пользу соединения антропоцентрического подхода к изучению культуры с социоцентрическим.
Особое внимание в диссертации было уделено формам проявления бессознательного в культуре, а именно в творческой деятельности, определяющей сущность культуры, и в социальных отношениях, выражающих ее диалогический характер. Занимаясь выявлением роли скрытых компонентов психики в механизме творческого процесса, мы использовали фрагменты воспоминаний художников, поэтов, композиторов и ученых, а также их современников о том, каким образом появилось на свет то или иное произведение искусства. Несмотря на то, что процесс этот является сугубо индивидуальным, можно выделить следующие закономерности его протекания. Во-первых, "вынашивание" каждого произведения сопровождается чувством дисгармонии и некоторой неопределенности. Во-вторых, рождение его требует полной отдачи и сосредоточенности душевных сил, поэтому момент вдохновения несколько отличается от повседневного человеческого состояния. Обобщение эмпирических и экспериментальных данных, осуществленное в современной психологии, позволяет выделить четыре этапа творческого процесса: сознательная разработка проблемы, инкубация идеи в бессознательном, поступление основной гипотезы в сферу сознания, окончательное оформление и проверка идеи на сознательном уровне. С другой стороны, известны случаи внезапных озарений, подаривших миру немало на)Лных открытий. Нередко такие интуитивные прозрения случаются во сне. когда сознание полностью прекращает свою работу. Окончательный анализ имеющихся фактов приводит нас к выводу, что бессознательное взаимодействует с сознанием в научном и художественном творчестве, но их соотношение выступает по-разному в способе и в процессе творческой деятельности.
Комплексное рассмотрение процессов бессознательного в культуре потребовало освещения не только личной, но и коллективной психологии с учетом тех изменений, которые накладывает общество на индивидуальные особенности личности. Нами было отмечено, что внушение и подражание играют существенную роль в общественной жизни, при этом их феномен заключается в эффективности воздействия внешних раздражителей не столько на сознательный, сколько на бессознательный уровень психики. При этом учитывалось, что элементы бессознательного в поведении толпы следует относить не к сущности общественных отношений, а к ее конкретным социальным проявлениям. Имелось в виду, что изучение явлений культуры возможно на разных уровнях обобщения. Первый из них предполагает более абстрактное рассмотрение общественных отношений, отвлеченное от индивидов, которые являются субъектами этих отношений. На этом уровне выносится за скобки психологический аспект проблемы. В данной работе был применен конкретный подход, а именно исследование общественных отношений как социальных связей между людьми с учетом их психических особенностей, а значит и рассмотрение соотношения сознательного и бессознательного в их душевных процессах и социокультурном поведении. Нами была проведена параллель между коллективным бессознательным и неявным слоем этнргаеской культуры. Подобно тому, как структурные компоненты бессознательного являются основой сознания, этническая культура представляет собой предпосылку, стадию становления и определенный слой уже сложившейся национальной культуры. В бессознательном заключены программы человечес1сих отношений и деятельности, концентрированно выражающие исторический опыт тех или иных этнических общностей.
122
Характерные особенности, свойственные представителям данной культуры, мы также относим к проявлениям бессознательной психики. К ним относятся, нэпример, жесты и другие средства невербального общения, расстояние, которого во время разговора невольно придерживаются собеседники, и нормы поведения, исторически выработанные для оптимального регулирования отношений между людьми в культуре, но не всегда ими осознаваемые.
Используя все перечисленные выше примеры проявлений бессознательного, мы имеем достаточно оснований утверждать, что в основе механизма культуры лежит не только рациональное, как это преподносилось подавляющим большинством исследователей, но и бессознательное, скрытое от повседневного сознания начало. Особый акцент в диссертации был сделан на том, что человеческая психика представляет собой целостное взаимодействие сознания с бессознательным, и это необходимо постоянно зачитывать при исследовании духовной культуры. Несмотря на вклад, который внесли в изучение проблемы бессознательного достижения психоанализа, нетрадиционные методики и научные исследования, в ней остается множество малоизученных, спорных моментов и неразработанных направлений. Проблема эта является труднодоступной для изучения, что только способствует усилению к ней исследовательского интереса.
Список научной литературыШклярик, Мария Геннадьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества: (Теоретические и методологические аспекты проблемы). М., 1994. - 322 с.
2. Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философ, исследования) -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 208 с.
3. Аверинцев С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1972. - №3. - С. ИЗ - 143.
4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: "Советское радио", 1970. - 150 с.
5. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. Изд. 4-е, испр. и доп. -Вып. 1-3. - М.: Мир, 1914-1923.
6. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее/ К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В.В. Зеленский, A.M. Руткевич. М.: Мартис, 1995. - 320с. - (Классики зарубежной психологии).
7. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. - 324 с.
8. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Мысль, 1965.-312 с.
9. Ассулин П. Грин, хвала нелояльности ! // Лит. злеба. 1990. - №1 - С. 173 -181.
10. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1984. - 720 с.
11. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. -176 с.
12. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: Наука, 1971.-128 с.
13. Бармашова Т.И. Бессознательное в механизмах человеческой активности. Автореф. дис. . канд. филос. наук / Том. гос. ун-т. Томск, 1987. - 17 с.
14. Басин Е.Я. "Двуликий Янус". О природе творческой личности. М.: Магистр, 1996.- 172 с.
15. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1-5. СПб.: М.И. Семенов, 1913-1914. Т.1. Творческая эволюция. Изд. 2-е. 1913. - 331 с.
16. Баронин A.C. Этническая психология. Киев: Тандем, 2000. - 254 с.
17. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4-х т. / АН ГССР, Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1978.
18. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия / Сост. Г.Х. Шингаров. М.: Мысль, 1994.-354 с.
19. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х т. Т. 1. Психика и жизнь. СПб.: Алетейя, 1999. - 385 с.
20. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Культзфа в современном мире. -М., 1997. Вып. 4-5.
21. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1978. - 135 с.
22. Быстров В.Ю. Структура и факторы творческого процесса. Автореф. дне. . канд. филос. наук / Ленингр. пед. ин-т. Л., 1990. - 18 с.
23. Вейн А.М. Бодрствование и сон. М.: Наука, 1970. - 125 с.
24. Влади М. Владимир, или Прерванный полет. / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989. - 174 с.
25. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М.: Инт молодежи, 1997. - 202 с.
26. Воспоминания о Марине Цветаевой. / Сост. Л.А. Мнухин, Л.М. Турчинский. М.: Сов. писатель, 1992. - 585 с.
27. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собрание сочинений: В 5-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под. ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1982. С. 132 - 148.
28. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998. - 327 с.
29. Гартман Э. фон. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного. Вып. 1-2. М., 1873 - 1875.
30. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. - 432 с.
31. Грани научного творчества: Сб. ст. М.: Ин-т философии РАН, 1999.-84 с.
32. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1991. - 272 с.
33. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД / Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994.-278 с.
34. Гроф С. Холотропное сознание / Пер. с англ. О. Цветковой. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 248 с.
35. Густав Малер. Письма, воспоминания. М.: Музыка, 1964. 636 с.
36. Декарт, Репе: Сочинения в 2-х т. / Сост. В.В. Соколова; АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1989. - (Философское наследие).
37. Дмитренко Л.Г., Воробьев Г.Г. Современные аспекты аналитической психологии. М.: Ин-т проблем управления РАН, 1998. 66 с.
38. Долгов K.M. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание 1990. - 64 с.
39. Древнекитайская философия: В 2-х т. Т. 2. М.: Принт, 1994. - 383 с.
40. Зеленский В.В. Аналитическая психология К.Г.Юнга: Методическое пособие к курсу "Глубинная психология". С-Пб.: Ювента, 1991. - 50 с.
41. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин. М.: Республика, 1994. - 384 с.
42. Иванов СМ. Быстрый холод вдохновения. М.: Сов. Россия, 1988. - 272 с.
43. Интзшция, логика, творчество /Отв.ред.М.И. Панов.- М.: Наука, 1987.176 с.
44. Карпенко М. Вселенная разумная. М.: "Мир географии", 1992. 394 с.
45. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - 784 с. -(Лики культуры).
46. Кедров Б.М. Интуиция и творчество // Атеистические чтения. Вып. 17. -М.: Политиздат, 1988. С 13 - 19.
47. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Мол. гвардия, 1987. -192 с.
48. Культурология: Новые подходы. Альманах-ежегодник, № 2. - М.: МГУК, 1997. - 158 с.
49. Купарашвили М.Д. Бессознательные основы человеческого мыпшения. -Омск: Изд-во Омск. 5п-та, 1996. 108 с.
50. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М.: Ключ-С, 1999. - 224 с.
51. Лейбин В.Н. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. - 338 с.
52. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме / Пер. П.С. Юшкевича -М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. 484 с.
53. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. -СПб.: Тускарора, 1996. 175 с.
54. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интзАция / Сост. A.n. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1995. - 400 с. - (Мыслители XX века).
55. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.
56. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество // Философские науки. 1981. -№5.-0.119-126.
57. Лурье СВ. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.
58. Мандельштам Н.Я. Воспоминания. М.: Согласие, 1999. - 576 с.
59. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. -Кишинев: Лумина, 1988. 575 с.
60. Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов // Тыняновский сборник / Отв. ред. М.О. Чудакова. Рига: Зинатне, 1990. - 335 с.
61. Маркс К. Экономические рукописи 1844 года // Соч. 2-е изд. - Т. 42. - С. 498-507.
62. Маяковский В. В. Сочинения. В 3-х т. М.: Худож. лит., 1965. - Т.2.- 534 с.
63. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие / Предисл. Б. Кедрова. М.: Искусство, 1985. - 318 с.
64. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. - № 10.-С. 41-47.
65. Методологические проблемы исследования культуры. Культура и критика психоанализа / АН СССР; Ин-т философии. М., 1987. -145 с.
66. Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А. Аванесова и др. Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1994. - 415 с.
67. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. М.: Центр психологии и психиатрии, 1996. - 478 с.
68. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М.: Изд-во "Мир идей", 1995. - 432 с.
69. Оботурова Н.С. Природа и когнитивные функции бессознательного. Автореф. дне. . канд. филос. наук / Моск. пед. ун-т. М., 1996. - 16 с.
70. Основы социального психоанализа: Учебное пособие / Под. обгц. ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 192 с.
71. Основы социально-психологической теории: Учебное пособие / Под. обпд. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. -М.: Междунар.пед. акад.,1995. 421 с.
72. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., Л.: Госуд. изд-во, тип. Печатный двор, 1927. - 371 с.
73. Парамонов Б. Согласно Юнгу // Октябрь. 1993. - № 5. - С. 155 - 164.
74. Пиз, Аллан Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. -М.: Воронеж: НПО "Модэк", 1992. -218 с.
75. Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 862 с.
76. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999. -446 с.
77. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. Мироненко В.В. М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
78. Полонский Вяч. Сознание и творчество. Л.: Изд-во Писателей, 1934.-215 с.
79. Преступная толпа / Сост. Боковиков А.К. М.: Институт психологии РАН, 1998.-313 с.
80. Психоанализ и культура: Избр. тр. К. Хорни и Э.Фромма / Сост. Руткевич А.М. М.: Юрист, 1995. - 623 с.
81. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. -224 с.
82. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, 1998. - 416 с.
83. Радхакришнан. Индийская философия. В 2 т. М., 1993. - Т. 2. - 623 с.
84. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. (Введение в теорию, практику и историю психоанализа). М.: Интерпракс, 1994. - 288 с.
85. Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1998. - №11. - С. 123 - 124.
86. Руткевич A.M. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М.: ФОРУМ, 1997. - 352 с.
87. Самосознание европейской культуры XX века / Сост. Гальцева Р.А. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
88. Семедов С.А. Бессознательное и сознательное в социальных процессах и явлениях. Автореф. дне. . канд. филос. наук / Ин-т молодежи. М., 1993. -17 с.
89. Симонов П.В. Созидающий мозг. М.: Наука, 1993. - 112 с.
90. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. - № П. -С. 3 - 24.
91. Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества: Сб. научных статей / Ред. и сост. А.Э. Воскобойников. М., 1997. - 127с.
92. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб.: Издательство "Лань",1999. - 320 с.
93. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие.-Л., 1989.-83 с.
94. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
95. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Радзта, 1971. - 121 с.
96. Судзуки Д.Т. Лекции по дзен-буддизму. М.: Весь мир, 1990. - 239 с.
97. Сэмюэлс Э., Шортер Б. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. М.: Универс-Пресс, 1994. - 184 с.
98. Уильяме Д. Ли Пересекая границу Психологическое изображение пути знания К. Кастанеды / Пер. с англ. и обгц. ред. В.В. Зеленского. -Воронеж: НПО "Модэк", 1994. 191 с.
99. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интзлция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.-251 с.
100. Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
101. Франки Дж. Неизведанное Я. М.: Прогресс, 1998. - 386 с.
102. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. - 455 с.
103. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. - 320 с.
104. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / Сост. Донской В.И. Минск: Беларусь, 1991. - 606 с.
105. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. М.: Олимп, 1998. - 448 с.
106. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. / Под. ред. Р.Ф. Додельцева, K.M. Долгова. М.: Республика, 1995. - 400 с: ил.
107. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 672 с.
108. Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 664 с.
109. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 271 с.
110. Фромм Э. Психоанализ и этика / Сост. Гуревич П.С. М.: Республика, 1993.-415 с.
111. Художественное творчество и психология / Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991. - 192 с.
112. Цуладзе A.M. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М.: Книжный дом "Университет", 1999. - 144 с.
113. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного. -М.:КСП, 1995.-384 с.
114. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. М.: Музыка, 1990.- 352 с.
115. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1955. - 495 с.
116. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма / Ред. П. Л. Кучеров. Л.: Соцэкгиз, 1935. - 455 с.
117. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С. Нарский. М.: Просвещение, 1992. - 477 с.
118. Эткинд А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. -СПб.: МЕОУЗА, 1993. 453 с.
119. Юнг К.Г. Аналитическая психология / Пер. и ред. Зеленского В.В. СПб.: Кентавр, 1994. - 135 с.
120. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. Руткевич A.M. М.: Ренессанс, 1991. -299 с.
121. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М.: Олимп, 1998. -480 с.
122. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1995. -33 1с.
123. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. с нем. М.: Университетская книга, 1998. - 720 с.
124. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / РАН, Ин-т психологии. -М.: Наука, 1995. 259 с.
125. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Канон, 1997. - 319 с.
126. Язык подсознания / Горячев СМ. и др.; Науч. ред. Красильников Г.Г. -Красноярск: Бонус, 1998. 511 с.