автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Бессознательное в культуре и мотивации человека
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Кладько, Нонна Антоновна
Введение.
1. Культура как диалектическое единство сознания и бессознательного в истории человечества.
1.1. От понятия к концепции культуры.
1.2. Концептуальный подход к культуре: её структура, сущность и функции.
1.3. Мотивация жизнедеятельности человека в истории.
2. Проблема бессознательного в культурологии и современном гуманитарном знании.
2.1. Динамические концепции «бессознательного».
2.1.1. Психоанализ: основные концепции и установки.
2.1.2. Аналитическая психология К.Г. Юнга.
2.1.3. «Социальное бессознательное» Э.Фромма.
2.2. Гуманитарное знание о бессознательном.
2.3. Типология «бессознательного».
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Кладько, Нонна Антоновна
Актуальность темы исследования. Человек - не просто биосоциальное, но и духовное существо. Он укоренён своей психофизической организацией в природу, живёт в обществе и, не ограничиваясь ближайшим окружением, простирается в бесконечность собственной духовностью. Одной социализацией личностные перспективы не объяснить, как и упоение творчеством, чувство свободы, стремление к завершённости начатых и продолженных дел и замыслов, простирающихся в будущее. Духовность не сводится единственно к рационально-осознанному, а включает в себя интуитивное, бессознательное отношение к миру, формируемое, в том числе, в процессе социализации и самоопределения личности.
Личность, по А.Н. Леонтьеву, - системное, «сверхчувственное» и надси-туативное (стремящееся к универсализации) качество человека, выводящее его из «эмпирического» в т.н. трансцендентное (от лат. - перешагивающий, выходящий за пределы), т.е. в движении от явления к сущности, открывающееся как значения и глубинные смыслы мироздания и нашего места в нём. Постигнутые эвристически, они способны стать масштабом, точкой отсчёта, перспективой и средством преобразования сущего в должное. Вошедшее в культуру общества и объективированное в ней должное, осознаваемое уже как необходимое, - по типу обратной проекции (в ней эвристически найденное и оказавшееся полезным и продуктивным осваивается и присваивается последователями и подражателями первооткрывателей) - становится общественным достоянием, а трансцендентное, бывшее раньше «невыразимым», «неосвоенным» и всего лишь потенциально возможным, становится действительным и даже как бы предрешённым будущим. - Таков схематичный путь культуры, включающий в себя метамотивацию бессознательным. Естественные науки, философия и культурология не могли не обратить внимания на такой, открытый «бессознательному», процесс культуры. «Бессознательное» стало предметом захватывающего интереса, и откровения психоанализа легли в подготовленную почву.
Трудами 3. Фрейда и его последователей бессознательное, бывшее сначала преимущественно негативом «сознания», было содержательно осмыслено и дополнено, прежде всего, «коллективным бессознательным» (К.Г. Юнг) и «социальным бессознательным» (Э. Фромм).
В бессознательном были найдены глубинные и вершинные (духовные) основы мотивации человека, задающие его целостности очевидные параметры самоуправления не столько «животным бессознательным» в нас, не всего лишь социально ограниченным, но и стремлением к единению со всечеловеческим и космическим порядками исторического процесса. В нём бессознательное объективируется не только в овеществление замыслов, но и в способностях самоуправления, когда через интуицию и стихию бессознательного, мышление, эмоции и даже аффекты преобразуются в волевое усилие и рациональные действия человека конкретной социальной эпохи и культуры нормированно-должного поведения в ней.
Проблематика бессознательного требует в нашей отечественной науке пристального внимания не только в сфере психологии, философии, но и теории культуры, как имеющей интегрирующее значение в изучении духовного самоопределения человека. Это и обуславливает важность и актуальность культурологического изучения проблемы бессознательного в современной российской теории культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы диалектических взаимопревращений сознательного и бессознательного традиционно рассматривались иррационалистической философией, а также «глубинной психологией» (психоанализом 3. Фрейда), психофизиологией (Сеченов И.М., Павлов И.П., Бехтерев В.М) и метапсихологией К. Юнга, распространившего свои взгляды не только на «коллективное», но и «психоидное». Уже в середине XX века неосознаваемое стало предметом изучения и социальной психологии, прежде всего психологии масс (Э. Фромм), исследующих коллективные представления этнографов (Д. Фрейзер), антропологов и культурологов. Бессознательное было концептуально освоено науками о человеке, произведя в них буквальный переворот радикальными представлениями о бессознательном как фактической основе мотивации поведения и трансперсональном, внеличност-ном характере сознания и бессознательного. Интересны интерпретации бессознательного в работах JI.H. Гумилёва, трансперсональных концепциях С. Грофа и В.В. Налимова.
Методологические проблемы бессознательного в отношении к личности концептуально были рассмотрены за рубежом К.С. Холлом и Г. Линдсеем, Л. Хьеллом и Д. Зиглером, а в более широком плане - в России Ю.Б. Гиппенрей-тер и Соколовой Е.Е.
В отечественной литературе наиболее фундаментальные исследования по проблематике бессознательного принадлежат В.Н. Волошинову, А.Т. Богора-швили, Ф. В. Бассину, А.Н. Бойко, П.В. Симонову и В.И. Лейбину.
Начиная с конца 70-х гг. XX века проблема бессознательного становится предметом пристального исследования в российской психологии и философии. В 1979 г. в Тбилиси состоялся II Международный симпозиум, посвященный проблеме бессознательного. По итогам его работы была опубликована значительная по объёму монография «Бессознательное: природа, функции, методы исследования» в четырёх томах, Тбилиси, 1978, 1985).
В апреле 2000 г. в Москве состоялась международная Российско-Австрийская научная конференция «Бытие в реалиях психоанализа», на которой были сделаны следующие важные для нас выводы. «.Фрейд задал такую проблематику, которая является сегодня очень актуальной и которая вместе с тем оказалась более сложной, чем это ему представлялось»1 (В.А. Лекторский); «В культуре многое рождается в именно толще бессознательного. культура развивается через кризисы. Это обязательный этап в развитии каждой культуры. Однако изначальным импульсом в преображении культуры нередко является именно бессознательное. Фрейдистское понимание культуры даёт импульс для поиска альтернативных форм человечества на путях «здорового общества». Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы» (П.С. Гуревич). В выступлениях на конференции отмечалось возвращение психоанализа с конца 1980-х гг. в Россию и обсуждались в связи с культурологией перспективы исследования «бессознательного» в науке и гуманитарном знании.
Тематика «бессознательного» в культуре современности была предметом обсуждения и на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге 1П тысячелетия», состоявшемся в Ростове-на-Дону с 16 по 20 сентября 2002 года.
Вместе с тем, бессознательное в культуре и мотивации человека до сих пор является мало исследованной проблемой в российской культурологии, что не может не осознаваться как противоречие между настоятельной необходимостью знания о бессознательном и степенью его реального освоения в теории культуры.
Предметом диссертационного исследования выступает «бессознательное» как категория теоретического понимания и объяснения неосознаваемых процессов в культуре и мотивации человека.
Целью диссертационного исследования является осмысление противоречивого единства сознания и бессознательного в кулыуре и мотивации человека в обществе с акцентом на бессознательное в этом диалектическом единстве.
Общей цели подчинены следующие, конкретизирующие её, задачи исследования:
- построить теоретическую модель культуры, реализующую в себе диалектику рационального (сознательного) и иррационального (бессознательного) в мотивации человека;
- раскрыть содержание понятия культуры с позиций сознательного и бессознательного в ней;
- выявить типологию проявлений бессознательного в культуре и мотивации человека;
- дать характеристику содержания основных философских и культурологических концепций в сфере культуры и мотивации человека;
Методологической основой изучения «бессознательного» в культуре и мотивации человека служит системное рассмотрение проблем бессознательного в истории и культурологических интерпретациях гуманитарного знания. Важнейшие принципы исследования.
- «принцип целостности» в понимании бессознательного в культуре, обществе и человеке; принцип дополнительности», согласно которому сложные объекты рассматриваются в комплексе взаимосвязанных концепций и подходов. Диссертационная работа построена на анализе работ ведущих исследователей проблемы бессознательного в психологии, философии, гуманитарном знании, синтезированных целостно и взаимодополнительно.
Научная новизна. Материалы диссертационного исследования содержат важные для современной теории культуры положения и выводы:
1. «Бессознательное» является фундаментальной составляющей культуры, непосредственно влияющей на мотивационную сферу социальных субъектов и групп, что недостаточно учитывалось в отечественной теории культуры вплоть до конца 80-х гг. XX века.
2. Будучи разноуровневым, многоаспектным и долговременным процессом, культура всегда остаётся диалектическим единством ценностей, технологий деятельности и общения людей, социокультурных институтов и информационно обеспечивающих их текстов. На этой основе конкретно-исторический человек, являясь динамической целостностью, становится самоуправляемой (метамотивируемой) личностью, ответственной в поступках и нормативном поведении.
3. Сознательное и бессознательное в человеке и культуре являются взаимодополняющими друг друга способами взаимодействия ментальностей, которые обогащают человечество новыми возможностями самоопределения и самореализации.
Все функции культуры (поведенческой саморегуляции, нормативная, зна-ково-символическая, проективная, образования и воспитания, социального и духовного наследования, коммуникативная, освоения и преобразования мира, терапевтическая и др.) в самоосуществлении человека представляют собой реализацию единства сознательного и бессознательного и служат духовному самоуправлению личности На защиту выносятся следующие тезисы: культура в истории человечества выступает диалектическим единством сознательного и бессознательного; бессознательное» является реальным феноменом, динамическая природа которого достаточно полно с позиций современности исследована психоанализом, аналитической психологией и концепцией «социального бессознательного», но не культурологией. Что касается «психоидного» и трансперсонального характера бессознательного, углубляющего и расширяющего его интерпретациями до космических размеров Вселенной, то для современной науки оно остаётся предположением; для культурологии принципиально важно понимание механизмов проявления бессознательного, среди которых определяющую роль выполняют «трансцендирование», объясняющее выход человека за эмпирические пределы собственного существования и обретения в нём высших и глубинных смыслов бытия, и «объективация», закрепляющая человеческие достижения в конкретно-исторических формах; обретаемое отдельными мыслителями новое знание, эвристически преобразующее бессознательное в символически-знаковую форму рациональности, служит его саморегуляции и мотивационному самоуправлению личности; бессознательное» имеет глубинно-вершинные проявления, отражающиеся в творчестве и мотивации поведения, в которых они преобразуются в т.н. метамотивацию, т.е. руководство высшими группоцентрическими и духовными ценностями-идеалами, выступающими регулятивными принципами жизнедеятельности; благодаря действию динамических механизмов индивидуального и коллективного бессознательного, культуры ассимилируют в себя не только запреты, а и позитивные установки избирательной активности, в которых должное становится сущим, а бессознательное - рефлектируемым, хотя и в символически-образной форме, требующей понимания в том или ином историческом контексте. Разрыв между различными пластами культуры нашего времени требует специального культурологического осмысления, где проблема «бессознательного» в культуре и мотивации субъектов - один из важных аспектов понимания бытия и сознания человечества на этом пути.
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы диссертационного исследования обладают высокой степенью новизны в культурологии и имеют важное значение для дальнейшего теоретического исследования проблематики бессознательного в культурной самоидентификации личности.
Содержание работы, её проблематика и предложенные выводы ориентированы на использование в учебно-образовательном процессе в курсах философии, культурологии, педагогики и истории. Они предназначены для практиков, занятых в сфере образования, воспитания и управлении общественными процессами.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на региональных и международных научно-практических конференциях, в лекционных и практических курсах «Психологии творчества», «Психологии общения и управления».
Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях:
Духовность как приоритет ноосферного мышления (в соавторстве) //«Биосфера и человек». Майкоп, 1997 г., с. 152-155
Культура в новом информационном мире (в соавторстве) //Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997 г., с. 13-15
Мотивация трудовой деятельности как средство стимулирования процессов производства. Краснодар, 1998, часть I, с. 140-142
Многоплановость информационной культуры (в соавторстве) //Региональные аспекты информационно культурологической деятельности. Краснодар, 1998 г., с. 27-29
Чудные мгновенья (к психологии восприятия творчества А.С. Пушкина) //Наследие А.С. Пушкина и информационная культура России. Краснодар, 1999 г., с. 54-56
Молитва и икона в православном общении //Человек в информационном пространстве цивилизации: Культура, религия, образование. Краснодар, 2000г., с. 280-283
Психологические и культурно-исторические механизмы защиты личности в информационной среде (в соавторстве) //Информационная свобода и информационная безопасность. Краснодар, 2001 г., с. 48-50
От бессознательных стереотипов к взаимопониманию //Парадигмы XXI века: Информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Краснодар, 2002 г., с. 88-91
Культура как единство сознания и бессознательного //Гуманитарное образование в современном ВУЗе: традиции и новации. Краснодар, 2002 г., с. 45-48 Бессознательное в жизни человека и человечества //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы 1П Российского Философского конгресса. Т.З. Ростов-на-Дону, 2002, с. 318.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы (172 наименования). Общий объём работы - 153 печатных страницы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Бессознательное в культуре и мотивации человека"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая рассмотрение места и роли «бессознательного» в процессах культуры и мотивации поведения, необходимо отметить, что в диалектическом единстве с «сознанием», оно - духовное основание и средство саморегуляции конкретно-исторического человеа как субъекта культуры и мотивации собственной жизнедеятельности. Человек, соединяя их собой как целостностью, является частично свободным. «Бессознательное» сложно детерминирует наше отношение к действительности и, воплощённое не только в личности, но в её культурном окружении и обеспечении (ценностях, технологиях деятельности, институтах и знаково-символических-«текстовых»-пространствах бытия) выражает собой, прежде всего, необходимость. Но очень своеобразную необходимость, чреватую непредсказуемостью и глубиной поистине безграничной. Кроме очевидно тёмного «низа», оно имеет столь же бесконечный, но потенциально возвышающий всех людей без исключения, «верх». В трансцендирова-нии, с использованием творческого воображения и культурных возможностей, надсознательный «верх», пусть во многом и не осознанно, но фактически просветляет наше будущее свободой, долгом и ответственностью: в своих целях, духовных устремлениях к вершинно понимаемой Вечности, мы обретаем ме-тамотивацию (совместно, переживанием вины за несвершённое, «Образом и подобием Бога» в нас) совершенствованием в самоосуществлении, другими словами (Юнга), в процессах индивидуации мы обретаем самость. Кончно, если какая-то субкультура способствует этому, метамотивация может потворствовать злу и сеять разрушение. Культура и мотивация - две стороны одной медали, но ведь и они бывают разного достоинства, к тому же, трудно однозначно судить, за что они даны, за совесть и честь - или за преступления и ложный патриотизм. Между теми и другими - тончайшая грань, и грань эта - между «верхом» и «низом» бессознательного.
Само представление о бессознательном первоначально возникло в науке как состоящее из одних отрицаний всего, относимого к «сознанию». Такое его «негативное» понимание, отождествлявшее «бессознательное» с иррациональным имеет философские корни. Другим истоком его изучения стали исследования в медицине и психологии, умножившие в гуманитарном знании проблематику неосознаваемого, конечно, с помощью философии и нетрадиционных практик, до Космоса и клеточного уровня рассмотрения.
Из философии, психологии и медицины они проникли в культуру (искусство, психотерапевтические процедуры и средства саморегуляции, эзотерические практики соприкосновения с трансцендентным и нуминозным (священным), мораль, интерпретации творчества и религии) и стали её достоянием и, соответственно, объектом культурологии. Она обогатила ими пространство своего исследовательского интереса не только содержательно, но и методологически. Психоанализ Фрейда, аналитическая (Юнга) и гуманистическая (Фромма) психология высветили новые грани понимания многих глубинных процессов культуры и роли неосознаваемых, полностью или частично, механизмов в ней. Вместе с этим, современное гуманитарное знание расширило поле культурологических проблем, связав человека с Вечностью и экзистенциальными возможностями трансперсонального бытия.
Научная абстракция человека, тем самым, всё больше и содержательней приближается к реалиям действительной жизни. Сегодня человек для культурологии, конечно в идеале, - это целостная во всех своих проявлениях личность, мотивируемая не только внешней, и прежде всего социальной необходимостью, но внутренней доминантой духовности, не совпадающей целиком и полностью с природным и общественным в нас.
Поэтому управлять нами с помощью только принуждения всегда малоперспективно для будущего. Управление, а не манипулирование, может быть продуктивным лишь на почве принимаемой человеком культуры, разделяемой им с обществом, которое воспринимается своим и в сотрудничестве с людьми-соратниками, а не посторонними и чужими или враждебными.
Для этого надо разделять с другими общие идеи, не только приземлённого плана, но и, даже в большей степени, высокую метамотивацию трансцендентным, представленным в духовной культуре традициями, конкретно-историческими религиями, нравственными этическими системами и высоким искусством.
Бессознательное, можно утверждать вслед за Фрейдом, в связях с сознанием, традиционно опосредуется выделенным из него предсознанием. Думается, что именно это последнее и есть, наряду с сознанием, - объект воздействия культуры на человека. Сам же человек - целостный субъект деятельности и общения, но субъект, имея в виду «бессознательное», не вполне суверенный. К тому же, он - не «чистая доска», а зависит от общества, культуры и природы в себе самом. И с этим приходится согласиться. Тем более впечатляющи становятся наши достижения в духовной культуре. А если вершинные процессы ме-томотивации и зарождаются, как и их изнанка, не в культуре, хотя это ещё нуждается в обосновании, то формы, способы и средства жизнедеятельности -целиком её заслуга.
История культуры, даже в череде цивилизаций, остаётся открытой для углубления отношений с действительностью вне и в самом человеке. А культурология развивает наши возможности, делает актуальными срезы культуры и пласты метамотивации, всё ещё не опознанные современностью, не только важными, но и необходимыми. И это не реанимация, а герменевтическое прояснение смыслов Вечности в общечеловеческой ментальности разноликого мира людей.
Список научной литературыКладько, Нонна Антоновна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аббаньяно Н. Мудрость философии. СПб., 1998. - 311 с.
2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. 488 с.
3. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и России: парадоксы «второго пришествия» //Вопросы философии, 2000, 10, с. 15-19
4. Адлер А. Смысл жизни //Философские науки, 1998, 1, с. 15-26
5. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995. 607 с.
6. Анохин П.К. Ибранные труды. М., 1978. 400 с.
7. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989. 196 с.
8. Антология исследований культуры. СПб, 1997, т.1 727 с.
9. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. 165 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.
11. Бармашова Т.И. Рациональное и бессознательное в культуре //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. III Российский философский конгресс, 2002, т.2, с. 141-142
12. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968. 468 с.
13. Бассин Ф.В. О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного»: установка и значимость //Бессознательное: природа, функции и методы исследования. Тбилиси, 1985, т. IV, с. 429-454
14. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. 383 с.
15. Бердяев Н.А. Самопознание. М. Харьков, 1997, с. 249-619
16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
17. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995. 383 с.
18. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978. 232 с.
19. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.,1961.-151 с.
20. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии, 1999,11, с. 81-91
21. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 303 с.
22. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. -270 с.
23. Витгенштейн Л. Культура и ценность //Философские работы. М., 1994, часть I, с. 407 492
24. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.). Фрейдизм //Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. СПб, 1995, с. 87-190
25. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. 341 с.
26. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997. 489 с.
27. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 150 с.
28. Гардфильд П. Творческий сон, Бенджамин Г. Основы самопознания. М., 1996.-392 с.
29. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977 703 с.
30. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.-320 с.
31. Гловер Э. Фрейд или Юнг. СПб., 1999. 206 с.
32. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998. 319 с.
33. Гринсон P.P. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994. -340 с.
34. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. М., 1996. 345 с.
35. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1993. 312 с.
36. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. 528 с.
37. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики //Вопросы философии, 2000,10, с. 37-41
38. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. 263 с.
39. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. 432 с.
40. Джемс У. Психология. М., 1991. 369 с.
41. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984. 268 с.
42. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980. 224 с.
43. Жеребин А.Н. О прошлом и будущем одной иллюзии //Вопросы философии, 2000,10, с. 52-57
44. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980. 303 с.
45. Знание за пределами науки. М., 1990. 200 с.
46. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 278 с.
47. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.
48. Кантор В.К. Фрейд vezsus Достоевский //Вопросы философии, 2000, 10, с. 27-32
49. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. 685 с.
50. Кассирр Э. Избранное Опыт о человеке. М., 1998. 319 с.
51. Катаев В.Е. Философия истории, психоистория и феномен национализма //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. III Российский философский конгресс, 2002, т.З, с. 9-10
52. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. 302 с.
53. Кожев А. Идеи смерти в философии Гегеля. М., 1998. 207 с.
54. Колесников А.В. Подсознание как новый мир в психологии //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Ш Российский философский конгресс, 2002, т.1, с. 47-48
55. Колосков В.Н. Очерки истории марксистско-ленинской философии в СССР. М„ 1978.-158 с.
56. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. 261 с.
57. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. 575 с.
58. Краткий психологический словарь. М., 1985. 432 с.
59. Краузе А. А. Феномен бессознательного в социальной философии //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. П1 Российский философский конгресс, 2002, т.З, с.84-85
60. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979. 321 с.
61. Культурология XX век: Антропологи. М., 1995. 304 с.
62. Лапланш Ж., Понталис Ж,- Б. Словарь по психоанализу. М., 1996. -623 с.
63. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. 397 с.
64. Лейбин В.М. Профессиональный дилетантизм в психоанализе //Вопросы философии, 2000, 10, с. 48-51
65. Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З.Фрейда //Вопросы философии, 2000, 10, с. 4-8
66. Лем С. Модель культуры //Вопросы философии, 1969, 8, с. 49-62
67. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
68. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. 271 с.
69. Лотман Ю.М. Культура и информация //Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970, с. 3 И
70. Лотман Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры //Труды по знаковым системам, вып. V, Тарту, 1971. с. 144 167
71. Лотман Ю.М. Феномен культуры //Труды по знаковым системам, вып. X, с. 3-17
72. Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986. 421 с.
73. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т.З, с. 1-4
74. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1858 гг. //Там же, т.46 (2) -618 с.
75. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 517 642
76. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.,1983. 284 с.
77. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. 341 с.
78. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 425 с.
79. Матяш Д.В. Смерть и жизнь: от символического обмена к дуальности //Перспективы философской мысли на юге России. Р/Д., 2002, с. 168-184
80. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. 199 с.
81. Мелихов А. Почему мы себя убиваем или почему мы себя не убиваем //Нева, 2000, 2, с. 136 181
82. Мнекин Д.П. Время психоанализа и власть //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Ш Российский философский конгресс, 2002, т.1, с. 226-227
83. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.
84. Московичи С. Век толп. М., 1996. 478 с.
85. Муравьёв В.Н. Овладение временем. М., 1998. 319 с.
86. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Как возможно построение модели бессознательного? //Бессознательное: Природа, функции, методы исследований. Тбилиси, 1985, т. IV, с. 185 -198
87. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. 261 с.
88. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке //Вопросы философии, 1996,11, с. 65 74
89. Ницше Ф. Весёлая наука //Соч. в 2 тг. М., 1990, т.1, с. 491 719
90. Ницше Ф. Esse Homo. Как становятся собою //Там же, т.2, с. 693- 769
91. Новейший философский словарь. Минск, 1999. 877 с.
92. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного //Вопросы философии, 2000, 10, с. 33-36
93. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. 369 с.
94. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени //Что такое философия? М., 19911, с. 3-51
95. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 552 с.
96. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. 576 с.
97. Прибрам К. Языки мозга: Эксперименты, парадоксы и принципы нейропсихологии. М., 1975. 464 с.
98. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986. -431 с.
99. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Психоанализ в России между прошлым и будущим //Вопросы философии, 2000, 10, с. 20-26
100. Ранохин Н.П. Понимание «бессознательного» В. Кречмером //Бессознательное: Природа, функции, методы исследований. Тбилиси, 1985, т. IV, с. 129-139
101. Решетников М.М. Современное состояние российской психотерапии и психоанализ //Вопросы философии, 2000, 10, с. 42-47
102. Руткевич A.M. Научный статус психоанализа //Вопросы философии, 2000, 10, с. 9-14
103. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1953. 335 с.
104. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987. 267 с.
105. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. 214 с.
106. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психологического: под- и сверхсознании //Бессознательное: Природа, функции, методы исследований. Тбилиси, 1985, т. IV, с. 149 -159
107. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989. 352 с.
108. Скляр В.В. Культура и образ жизни //Философские науки, 1976,6, с. 51-58
109. Скляр В.В. Культурология. Введение в теоретические и практические проблемы культуры. Краснодар, 1995. 201 с.
110. Смысл жизни. Антология. М., 1994. 591 с.
111. Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. 143 с.
112. Современный философский словарь. М.-Бешкек-Екатеринбург. М., 1996. 606 с.
113. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. 228 с.
114. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.,1994- 395 с.
115. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1966. 451 с.
116. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. СПб., 2002. 246 с.
117. Топорова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. М., 1997. 106 с.
118. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания //Соч. М., 1994, с. 483-592
119. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996. 283 с.
120. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 451 с.
121. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека. СПб., 1995. 160 с.
122. Франк С.Л. Непостижимое //Соч. М., 1990, с. 183 559
123. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 367 с.
124. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. 455 с.
125. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии //Я и Оно. М.-Харьков, 1998, с. 861-914
126. Фрейд 3. Неудовлетворённость культурой. М., 1990. 176 с.
127. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. 448 с.
128. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я //Я и Оно. М.Харьков, 1998, с. 769 838
129. Фрейд 3. Толкование сновидений. Обнинск, 1992. 447 с.
130. Фрейд 3. Тотем и табу //Я и Оно. М.-Харьков, 1998, с. 363 528
131. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия //Я и Оно. М.-Харьков, 1998, с. 915 1038
132. Фромм Э. Душа человека //Душа человека. М., 1992, с. 13 108
133. Фромм Э. Забытый язык //Душа человека. М., 1992, с. 179 298
134. Фромм Э. Искусство любить //Душа человека. М., 1992, с. 108 178
135. Фромм Э. Концепция человека у Маркса //Душа человека. М., 1992, с. 375-414
136. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. 238 с.
137. Фромм Э. Человек для самого себя //Психоанализ и этика. М., 1993, с. 19-191
138. Фромм Э. Революция надежды //Психоанализ и этика. М., 1993, с. 218-343
139. Фурст Дж. Б. Невротик. Его среда и внутренний мир. М., 1957 375 с.
140. Хаксли О. Вечная философия. Веклер, 1997. 330 с.
141. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., БарникотН., Рейнолдс В. Биология человека. М., 1979. 611 с.
142. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 719 с.
143. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 606 с.
144. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. 312 с.
145. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 343 с.
146. Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера//Полис, 2000, 4, с. 130-139
147. Шерток А. Непознанное в психике человека. М., 1982. 311 с.
148. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. 448 с.
149. Шошин П.Б. Пути концептуации бессознательного //Бессознательное: Природа, функции, методы исследований. Тбилиси, 1985, т. IV, с. 170т- 184
150. Шуцкий Ю. Китайская классическая книга перемен (И Цзыин). Р/Д., 1998.-543
151. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии., М., 1969. 240 с
152. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. 312 с.
153. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 144 с.
154. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.-СПб., 1997. -414 с.
155. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995. 288 с.
156. Юнг К.Г. AION. Исследования феноменологии самости //Избр. Минск. 1998, с. 159-246
157. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995.-320 с.
158. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Львов-М., 1998. -477 с.
159. Юнг К.Г. Борьба с тенью //Избр. Минск, 1998, с. 53 64
160. ЮнгК.Г. Ответ Иову. М., 1998. 383 с.
161. Юнг К.Г. Алхимия снов. СПб., 1997. 351 с.
162. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. К пониманию психологии архетипа младенца //Самопознание европейской культуры XX века. М., 1991, с. 103-129
163. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1996. 716 с.
164. Юнг К.Г. Нераскрытая самость (настоящее и будущее) //Избр. Минск, 1998, с. 65-140
165. ЮнгК.Г. Трансцендентальная функция //Избр. Минск, 1998, с. 65 140
166. Юнг К.Г. (с соавторами) Человек и его символы. М., 1997. 367 с.
167. Янковская Л.В. Теоретическая модель личности Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Ш Российский философский конгресс, 2002, т.З., с. 364
168. Friess Н. Philosophies of Culture // History of Systems. New Jersey, 1961, pp. 588 597
169. Krech D. , Crutcyfield F., Ballachtey E. Individual in society. N.Y., 1962 -504 p.
170. Laing R.D. The Politics of Experience and The Birds of Paradise. Penguin Books, 1967. -156 p.
171. Parsons T. Social System. N.Y., 1964 575 p.
172. Singer M., Bidney D/? Write L., Carneyro R., Vogt E. Culture, international Encyclopedia of the social Seiences. N.Y., 1968, pp. 527 -558