автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Библейские музыкальные инструменты в музыкальной практике и книжной традиции

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Коляда, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Библейские музыкальные инструменты в музыкальной практике и книжной традиции'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Коляда, Елена Ивановна

I. Введение.

II. Основная часть.

Глава 1. Инструментальная музыка в Библии: основные аспекты 7 формирования древнееврейской музыкально-инструментальной культуры

Глава 2. Библейские музыкальные инструменты: проблемы 28 типологической атрибуции и систематизации

Глава 3. Библейские музыкальные инструменты в церковнославянской и 168 русской традиции переводов Священного Писания

Глава 4. Библейские музыкальные инструменты в постбиблейских 207 источниках и переводах Священного Писания: важнейшие этапы типологической эволюции ветхозаветного инструментария

III. Научные таблицы и указатели. 247 Сводный список упоминаний музыкальных инструментов и 249 инструментальной терминологии в Священном Писании

Сводная типологическая таблица библейской инструментальной 253 терминологии

Синоптическая таблица упоминаний музыкальных инструментов в 255 различных переводах Священного Писания

Словник

Глоссарий древнееврейских библейских и талмудических терминов

IV. Источники.

Упоминаемые переводы Священного Писания

Список исторических и литературных источников и святоотеческих 304 писаний

Иллюстрации

Список иллюстраций

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Коляда, Елена Ивановна

Настоящий труд - первое российское исследование, посвященное инструментальному аспекту богатейшей музыкальной культуры древних цивилизаций Ближнего Востока (Древний Израиль, Древний Египет, Ассирия, Шумер, Вавилония), запёчатлённой в Священном Писании. Работа находится на стыке трёх областей знания: музыковедения, библеистики и лингвистики - и открывает в отечественной гуманитарной науке новое направление - музыкальную библеистику. В его рамках создана первичная база данных музыкально-библейского источниковедения. Вместе с тем затрагивается проблематика исторического инструментоведения, также нуждающегося в серьёзной разработке. Значительная часть библейской инструментальной терминологии вводится в научный обиход российского музыковедения впервые. Изучая основные дошедшие до нас рукописи Священного Писания, проводя сравнительный историко-лингвистический анализ его переводов как на древние, так и на новые языки (всего охвачено более 70 переводов на 21 языке), привлекая данные трактатов еврейских законоучителей и христианских отцов Церкви, а также учитывая достижения современной библеистики, автор рассматривает интересные, важные и в то же время малоизвестные музыкальные и общекультурологические стороны Книги книг: все виды инструментального музицирования, роль инструментов в различных сферах жизни общества и государства, систему музыкального образования, существовавшую в далёкие библейские времена.

Композиционно диссертация состоит из пяти разделов. После небольшого Введения (первый раздел) следует Основная часть (второй раздел), охватывающая четыре главы. Две крайние написаны в жанре музыкально-исторических очерков, содержащих научный обзор основных аспектов процесса формирования древнееврейской музыкально-инструментальной культуры (Глава 1) и важнейших этапов типологической эволюции ветхозаветного инструментария в различных постбиблейских музыкальных традициях (Глава 4). Средние главы, в которых исследуются собственно библейские инструменты (Глава 2) и их аналоги в церковнославянских и русских переводах Священного Писания (Глава 3), носят комплексно-аналитический характер. В третий раздел входят Научные таблицы и указатели. Это: Сводный список всех упоминаний музыкальных инструментов и инструментальной терминологии в Танах, Сводная типологическая таблица библейской инструментальной терминологии и Синоптическая таблица названий инструментов в переводах Священного Писания на ряд языков, Словник, Глоссарий древнееврейских библейских и талмудических терминов (помещённые в нём слова обозначены в тексте каждой из глав астериском при их первом упоминании). Четвёртый раздел (Источники) включает перечни использованных в процессе исследования переводов Библии, а также исторических и литературных источников и святоотеческих писаний. Сюда же отнесены Иллюстрации (их более 60) и научная Библиография. В работе применена система сокращений (пятый раздел), отражённых в нескольких списках, таких как: Список сокращений слов, Список названий учреждений, Список названий библейских, исторических и литературных источников и святоотеческих писаний, Список сокращений, принятых в библиографии.

Во второй главе после основного термина, представляющего собой русскую транскрипцию, по возможности сохраняющую фонетические особенности иврита (именно в таком написании библейскую инструментальную терминологию предлагается ввести в научный обиход отечественного музыкознания), вразрядку даются варианты его написания (если таковые имеются), а вразрядку жирным шрифтом - кириллическая транслитерация, максимально приближенная к оригинальному звучанию слова. Разрядкой отмечены и встречающиеся в тексте функционально важные термины, не входящие в число основных. Цитаты из Библии заимствованы из Синодального перевода 1876 г. (кроме эпиграфа ко второй главе, где русские названия инструментов намеренно заменены на древнееврейские), цитаты из исторических, литературных и патриотических источников - из существующих изданий на русском языке, в остальных случаях - переведены автором. Названия талмудических трактатов приводятся по "Краткой еврейской энциклопедии" (Т. 8. Иерусалим-Москва, 1998). В транслитерации иноязычных слов сохранены принятые в отечественной лингвистике нормы: семитская терминология передана латиницей [еврейская - по системе, избранной в "Учебнике древнееврейского языка" Т.О. Ламбдина (М., 1998), арабская -пофранцузской системе], армянская и грузинская - кириллицей. Библиографические отсылки в тексте оформлены цифрой в круглых скобках или после точки с запятой, которая стоит за фамилией автора, в соответствии с номером его научной работы из раздела "Библиография". Нумерация библейских глав и стихов дана по научному изданию масоретского текста (Biblia Hebraica Stuttgartensia. Editio quarta emendata. Opera H.P. Rüger. Deutsche Bibelgesellschaft. 1990). Случаи несовпадения указаны в скобках. Там, где деление глав на стихи отсутствует, автор придерживается в нумерации соответствующих традиций: современной версии Вульгаты - в западноевропейских инкунабулах (например, в нидерландской Biblia belgica, итальянской Biblia vulgär historiata, немецкой Nürnbergische Bibel, чешской Biblia bohemica и др.), Синодального издания -в рукописных (в частности, в Геннадиевской Библии и её списках) и раннепечатных церковнославянских (Острожская, Московская, Елизаветинская Библия) вариантах Священного Писания. Случаи отклонения отмечены в скобках. В двойной (через косую черту) нумерации псалмов первая цифра отражает номер псалма в Т^хиллим, вторая - в конкретно приводимом переводе Псалтири. Транскрипция библейских имён собственных приводится по русскому Синодальному изданию.

 

Список научной литературыКоляда, Елена Ивановна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Алексеев A.A. Текстология славянской Библии. СПб., 1999.

2. Амусин И.Д. Тексты Кумрана. М., 1971.

3. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. М., 1982.

4. Белова О.В. Библейская символика животных в памятниках средневековой славянской книжности // Учёные записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 4. М., 1998. С. 161-171.

5. Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М., 2000.

6. Берында Памва. Лексикон славеноросский. Киев, 1627.

7. Библейская энциклопедия / Труд архимандрита Никифора. М., 1891; репринт, изд.: М., 1990.

8. Боровская Н.Ф. Лиры из "Царских гробниц" Ура как памятники шумерской культуры раннединастического периода // ВДИ. 1997. № 4. С. 313.

9. Боровская Н.Ф. Музыка древнейших городов (о музыкальной культуре Месопотамии II тысячелетия до н.э.) // Город и искусство / Субъекты социокультурного диалога. М., 1996. С. 246-255.

10. Боровская Н.Ф. Музыкальная культура Древней Месопотамии по памятникам изобразительного искусства и клинописным текстам / Дисс. канд. иск. М., 2001.

11. Властов Г.К. Священная летопись первых времён мира и человечества. Т. V. СПб., 1870.

12. Востоков А.Х. Словарь церковно-славянского языка. Тт. 1-2. СПб., 1858.

13. Галайская Р. Б. Музыкальные инструменты русского народа в исторических памятниках / Дисс. канд. иск. Л., 1974.

14. Галайская Р.Б. О древнерусской терминологии музыкальных инструментов по памятникам письменной литературы XI-XVII столетий // Театр. Музыка. Кинематография. Л., 1975. С. 184-204.

15. Герцман Е.В. Cassiodori De Música // Традиция в истории музыкальной культуры (Античность. Средневековье. Новое время) / Проблемы музыкознания. Вып. 3. JL, 1989. С. 9-36.

16. Грачев В. Духовные смыслы ветхозаветных трубных гласов и русская военно-духовая музыка: сохранение генезиса или отрицание традиции? // МА. 2001. №3. С. 103-112; №4. С. 142-148.

17. Гуревич Ф.Д. Изображения музыкантов в Древней Руси. СА. 1965. № 2. С. 276-281.21 .Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Тт. 1-4. М., 1955.

18. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Тт. 1-2 . М., 1958.

19. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. М., 1898; репринт, изд.: М., 1993.

20. Евсеев И.Е. Книга пророка Даниила в древне-славянском переводе с древне-еврейского. М., 1905.

21. Иерихон // КЕЭ. Т. 2. М., 1992. Кол. 681-683; Т. 4. М„ 1996. Кол. 530-537.• 26. Коляда Е. Библейские музыкальные инструменты и их интерпретация в постбиблейских источниках // Страницы. М., 1999. Вып. 4. № 1. С. 183-189; № 2. С. 3-9.

22. Коляда Е. Библейские музыкальные инструменты в восточно- и западнохристианской экзегезе // Византия и Восточная Европа: Музыкальные и литургические связи. М., 2003.

23. Коляда Е. Библейские музыкальные инструменты: к проблеме интерпретации и перевода // АиО. 1998. № 18. С. 28-43.

24. Коляда Е.И. Музыкальное священнослужение: левиты в библейской музыкальной культуре // МБ. 2000. Вып. 7. С. 72-75.32а. Кохен КЕЭ. Т. 2. Т. 4. М., 1996. Кол. 530-537.

25. МазарА. Археология библейской земли. Иерусалим, 1996.

26. Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

27. Металлов В.М. Музыка и музыкальные инструменты у древних евреев. М., 1912.

28. Миронов С.А. История нидерландского литературного языка (1Х-ХУ1 вв.). М., 1986.

29. Мошков В. А. Труба в народных верованиях. СПб., 1901.

30. Мурьянов М.Ф. К семантическим закономерностям в лексике старославянского языка (рог и его связи) // ВЯ. 1979. № 2. С. 101-104.

31. Немировский А.А. Древнееврейский этногенез в свете патриархальной традиции Книги Бытия и политической истории Ближнего Востока / Дисс. канд. ист. наук. М., 1996.

32. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения. СПб., 1907.

33. От начала начал. Антология шумерской поэзии / Сост. В.К. Афанасьева. СПб., 1997.

34. Погорелое В.А. Толкования Феодорита Киррского на Псалтырь в древнеболгарском переводе. Варшава, 1910.

35. Погорелое В.А. Чудовская Псалтырь XI века: Отрывок толкования Феодорита Киррского на Псалтырь в древнеболгарском переводе. СПб., 1910.

36. Покровский Н.Н. Гусли, патефоны, телевизоры // ТОДРЛ. Т. ХЬУШ. М., 1993. С. 446-450.щ 44а.Дж.Э. Райт. Библейская археология. СПб., 2003.

37. Ромодановская В.А. Геннадиевская Библия 1499 г. в русской рукописной традиции ХУ-ХУН вв. (латинские источники) / Автореферат дисс. канд. филолог, наук. СПб., 1999.

38. Свенцицкая И.С. Апокрифические Евангелия. М., 1996.

39. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1980.

40. Серёгина Н.С. Инструментальная символика в древнерусских• песнопениях (на материале русской редакции певческой книги "Стихирарь линейный") // Из истории инструментальной музыкальной культуры. Л., 1988. С. 43-57.

41. Словарь Академии Российской. Тт. 1-4. СПб., 1789-1794.

42. Словарь древнерусского языка Х1-ХУП вв. Вып. 1-25 А-С. М., 1975-2000.

43. Словарь древнерусского языка Х1-Х1У вв. Тт. 1-6. М., 1988-2002.

44. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1-3. Л./СПб., 1987-1998.

45. Словарь русского языка XVIII в. Вып. 1-10 А-К. М., 1984-1998.

46. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Тт. 1-3. СПб., 1893-1903; репринт, изд.: М., 1989.

47. Старославянский словарь по рукописям Х-Х1 вв. / Под ред. Р. Цейтлина, Р. Вечерки, Э. Благовой. М., 1994.

48. Тагмизян Н. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977.

49. Толстоброва М.С. Инструменты Иеронима // СтМ. 2000. № 1. С. 25-27.

50. Толстоброва М.С. Музыкальные инструменты в трактате Себастьяна Вирдунга // СтМ. 1999. № 4. С. 16-20; 2000. № 1. С. 22-25.

51. Тощая И.Ф. Фреска "Скоморохи" в Киевской Софии // Резюме сообщений XVIII Международного конгресса византинистов. Т. II. М., 1991. С. 162-163.

52. Тощая И.Ф., Заярузный A.M. Музыканты на фреске "Скоморохи" в Софии Киевской //Древнерусское искусство. М., 1988. С. 143-155.

53. Трофимова М.К. Из рукописей Наг-Хаммади // Античность и современность. М., 1972. С. 369-376.

54. Угаритский эпос / Пер. и комм. И.Ш. Шифмана. М., 1993.

55. Уилсон-Диксон А. История христианской музыки / Пер. с англ. СПб., 2001.

56. Указатель источников картотеки словаря русского языка XI-XVII вв. М., 1984.

57. Фаминцын A.C. Гусли русский народный инструмент. СПб., 1890.

58. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

59. Френкель С. Орган в музыкальной иудаике. Киев, 1993.

60. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1989.

61. Церен Э. Библейские холмы. М., 1986.

62. Шилоа А. Библейские упоминания о музыке и их толкование в арабских трактатах // "Традиционная и духовная музыка. Наследие человечества" / Тезисы докладов международного музыковедческого симпозиума. Ереван,1999. С. 54-56.

63. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

64. Шифман И.Ш. Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993.

65. Шофар//ЕЭ. T. XVI. СПб. 1913; репринт, изд.: М., 1991. Кол. 73-76.

66. Шриттер И. Известия византийских историков, объясняющих Российскую историю древних времён. Ч. 1. О славянах. СПб., 1770.

67. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. Иерусалим, 1993.

68. Adler I., ed. Hebrew Writings Concerning Music in Manuscripts and Books, from Gaonic Times up to 1800 // RISM, B.IX.2. Mbnchen, 1975.78a. Aign B.P. Die Geschichte der Musikinstrumente des Ägäischen Raums bis zum 700 v. Chr. Frankfurt a.M., 1963.

69. Alexeyev A. Holy Scripture and its Translation // Interpretation of the Bible. Ljubljana, Sheffield, 1988. P. 1387-1400. ^ 80. Ambros Aug. W. Musikgeschichte. Bd. 1. Breslau, 1862.

70. Arav R. A Mamluk Drum from Bethsaida // IEJ. 1993. Vol. 43. 1 4. P. 241245.

71. Arndt-Jeamart J. Zur Konstruktion und Stimmung von Saiteninstrumenten nach den musikalischen Keilschrifttexten // Orientalin 1992. Vol. 61. 1 4. S. 425447.

72. Avenary H. Ebraica, Musica // EncM. T. II. Milano, 1972. P. 368-371.

73. Avenary H. 'Hieronymus' Epistel über die Musikinstrumente und ihre altöstliche Quellen //AM. Barcelona, 1961. T. 16. S. 55-80.

74. Avenary H. Jbdische Musik // MGG. 1958. Bd. 7. Col. 226-261.

75. Avenary H. Magic, Symbolism and Allegory of the Old Hebrew Sound• Instruments // Collectanea historiae musicae. 1956. Vol. II. P. 21-32.

76. Bachmann W. Das Byzantinische Musikinstrumentarium // Anfänge der Slavischen Musik / Hrsg. von L. Mokry. Bratislava, 1966.

77. BaerS. Thorath Emeth. Rödelsheim, 1852.

78. Baethgen F. Die Psalmen übersetzt und erklärt. Göttingen, 1897.

79. Bakon S. Music in the Bible I IDLD. 1978. Vol. 6. P. 161-172.

80. Bar-Asher M. Notes sur vocabulaire musicale dans le Sharh biblique marocain //JA. 1998. T. 286. 1 l.P. 55-83.

81. Barnett R.D. New Facts about Musical Instruments from Ur // Iraq. 1969. Vol. 31. P. 96-103.• 93. Barry Ph. On Luke 15:25. Symphonia, Bagpipe // JBL. 1904. Vol. 23. P. 80210.

82. Bartolocci G. Bibliotheca magna Rabbinica. Partes 1-5. Roma, 1675-1693.

83. Bayer B. The Biblical Nebel // Yuval (Studies of the Jewish Music Research Centre). 1969. P. 89-131.

84. Bayer B. The Finds That Could Not Be. Ancient Musical Instruments / Ed. by H. Shanks // BAR. 1982. Vol. 8.1 1. P. 20-33.

85. Bayer B. The Material Relics of Music in Ancient Palestine and its Environs: an Archaeological Inventory. Tel-Aviv, 1 ed. 1963; 1967.

86. Bayer B. Music // EJ. Vol. XII. Jerusalem and N.Y., 1972. Col. 556-566.• 99. Bayer B. Music and Chant // The Bible Encyclopedia (entfqlöpedyä miqrä'ti). Vol. 5. Jerusalem, 1968 (Heb.). Col. 755-782.

87. Becker H. Zur Entwicklungsgeschichte der antiken und mittelalterlichen Rohrblattinstrumente. Hamburg, 1966.

88. Behn F. Musikleben im Altertum und frühen Mittelalter. Stuttgart, 1954.

89. Beimel J. Some Interpretations of the Meaning of SELAH // Jewish Music Forum Bulletin. 1943.

90. Benzinger I. Hebräische Archaeologie. Leipzig, 1927.

91. Benzinger K. Musik bei den Hebräern II Realencyclopedie fUr protestantische Theologie und Kirche. Bd. XIII. Leipzig, 1910.

92. Berkawitz M. Strophenbau und Responsion in den Psalmen // WZKM. 1903. Bd. XVII.

93. Biggs R.D. The Sumerian Harp // AHJ. 1968. Vol. 1.1 3. P. 6-12.

94. Bockmuhl M. The Trumpet shall Sound: Shofar Symbolism and its Reception in Early Christianity II Templum amicitatae / Ed. by W. Horbury. Sheffield, 1991. P. 199-205.

95. BöhlF.M.Th. Exodus. Groningen-Den Haag, 1928.

96. Braun J. Biblische Musikinstrumente II MGG. 2. Ausgabe. Bd. 1. Kassel, 1994. Col. 1503-1537.

97. Braun J. Musical Instruments II The Oxford Encyclopaedia of Archaeology in the Near East. Vol. 4. Oxford, 1997. P. 70-79.

98. Braun J. Musical Instruments in Byzantine Illuminated Manuscripts // EM. 1980. Vol. 8. P. 312-337.

99. Braun J. Musik in Alt-Israel // Palästina: Studien zu den archäologischen, schriftlichen und vergleichenden Quellen. Freiburg, 1996.

100. Braun T.F.R.G. The Greeks in the Near East II The Cambridge Ancient History / Ed. by J. Boardman, N.G.L. Nammond. Vol. III. Cambridge, 1982. P. 131.

101. Briggs Ch.Aug. A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Psalms. Vols. 1-2. N.Y., 1908-1909.

102. Büchner A. Bunte Welt der Musikinstrumente. Praga, 1981.

103. Buchner A. Handbuch der Musikinstrumente. Hannau, 1981.

104. Buchner A. Musikinstrumente von den Anfängen bis zur Gegenwart. Praga, 1971.

105. Budde K. Geschichte der althebräischen Literatur. Leipzig, 1906.

106. Buhle E. Musikalische Instrumente in den Miniaturen des frühen Mittelalters. Leipzig, 1903.

107. Buswin W.E. Religious Music among the Jews // CTM. 1968. Vol. 39. 1 7. P. 422-431.

108. Calmet Aug. Commentarius literalis in omnes libros Veteris et Novi Testamenti. Augsburg, 1760.

109. Calmet Aug. Dictionnaire historique, critique, chronologique, géographique et littéral de la Bible. Geneva, 1780.

110. Calmet Aug. Dissertatio in musica instrumenta Haebrorum // Ugolino B. Thesaurus antiquitatum Sacrarum. T. XXXII. Venezia, 1765.

111. Cheyne Th.K. Psalms // Encyclopaedia Biblica. Vol. IV. N.Y., 1899.

112. Cohen D. Theory and Practice in Liturgical Music of Christian Arabs in Israel // Studies in Eastern Chant / Ed. by E. Wellesz and M. Velimirovic. London, 1973.

113. Collins J.T. Daniel with an Introduction to Apocalyptic Literature. Grand Rapids, 1989.

114. Cornill K.H. The Culture of Ancient Israel. Chicago, 1914.

115. Cornill K.H. Music in the Old Testament. Chicago, 1909.

116. Cowley A. E. Aramaic Papyri of the Fifth Century B.C. Oxford, 1923.

117. Coxon P.W. Greek Loan-Words and Alleged Greek Loan Translations in the Book of Daniel // Glasgow University Oriental Society Transactions. 1973-1974. Vol. 23. P. 24-40.

118. Craigie P.S. Psalms // Word Biblical Commentary. Vol. 19. Waco, 1983. P. 76-77.

119. Dar S. An Egyptian Sistrum from Sinai // TA. 1976. Vol. 3. 1 2. P. 79-80.

120. Delitzsch F.J. Biblical Commentary on the Psalms. Vols. 1-2. Edinburgh, 1892.

121. Delitzsch F .J., Keil C.F. Psalms // Commentary on the Old Testament. Vol. 5. Peabody, 1966.

122. Denis V. Saint Job, patron des musiciens // RevBelg. 1952. Vol. 21. P. 253298.

123. De Wald E.T. The Illustrations in the Manuscripts of the Septuagint. Princenton, 1942.

124. De Wette W.M.L. Commentar über die Psalmen. Heidelberg, 1811.

125. Djuric-Klain S. Certains aspects de la musique profane serbe de l'epoque feodale // Musica Antiqua Europae Orientalis. Bydgoszcz, 1966. P. 117-139.

126. Dölger F.J. Die Glöckchen am Gewände des jüdischen Hohenpriesters nach der Ausdeutung jüdischer, heidischer und frühchristlicher Schriftsteller // Antike und Christentum 4. 1934. S. 233-244.

127. Dothan M. The Musicians of Ashdod // Archaeology. 1970. Vol. 23. P. 310311.

128. Duchesne-Guillemin M. La harpe en Asie Occidentale ancienne // RAA. 1937. Vol. 34. P. 29.

129. Duchesne-Guillemin M. Survivance orientale dans la désignation des cordes de la lyre en Grèce? Il Syria. 1967. Vol. 44. P. 233-246.

130. Dupont-Sommer A. The Dead Sea Scrolls. Oxford, 1950.

131. Dyer Ch.H. The Musical Instruments in Daniel 3 // BS. 1990. Vol. 147. P. 426-436.

132. Eaton J.H. Music's Place in Worship: A Contribution from the Psalms II Prophets, Worship and Theodicy / Ed. by J. Barton, R. Carrol. Leiden, 1984. P. 85-107.

133. Ellenbogen M. Foreign Words in the Old Testament. Their Origin and Etymology. London, 1962.

134. Ellermeier Fr. Beiträge zur Frühgeschichte altorientalischer Saiteninstrumente II Archäologie und Altes Testament / Hrsg. von A. Kuschke u. E. Kutsch. Tübingen, 1970. S. 75-90.

135. Encyclopedia Biblica / Ed. by Th.K. Cheyne, J.S. Black. Vols. 1-4. N.Y., 1899.

136. Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land / Ed. by M. Avi-Yonah. Oxford, 1975.

137. Engel C. The Music of the Most Ancient Nations. London, 1864; reprint: N.Y., 1970.

138. Ewald H.Aug. Die Dichter des Alten Bundes. Göttingen, 1866.

139. Farmer H.G. Maimonides on the Listening of Music // JRAS. 1933. October. P. 867-884.

140. Farmer H.G. Miz'af; Mizmar // Enzyklopädie des Islam. Bd. III. Leiden -Leipzig, 1936. S. 607-609; 618-622.

141. Farmer H.G. The Music of Ancient Mesopotamia // Ancient and Oriental Music / Ed. by E. Wellesz. London, 1957. P. 228-254.

142. Farmer H.G. The Musical Instruments of the Sumerians and Assyrians. London, 1953.

143. Farmer H.G. The Organ of the Ancients: from Eastern Sources (Hebrew, Syriac and Arabic). London, 1931.

144. Farmer H.G. Sa'adyah Gaon on the Influence of Music. London, 1943.

145. Farmer H.G. Studies in Oriental Musical Instruments. London, 1931.

146. Fétis F.J. Histoire générale de la musique. Vol. 1. Paris, 1867.

147. Finesinger S.B. Musical Instruments in the Old Testament // HUCA. 1926. Vol. III. P. 21-75.

148. Finesinger S.B. The Shofar // HUCA. 1931-1932. Vols. VIII-IX. P. 193228.

149. Follet R., Nober P. Zur altorientalischen Musik // Biblica. 1954. Bd. 35. '2. S. 230-238.

150. Forkel J.N. Allgemeine Geschichte der Musik. Bd. 1. Leipzig, 1788.

151. Foxvog D.A., Kilmer A.D. Music // ISBE. Vol. 3. Grand Rapids, 1986. P. 436-449.

152. Freedman D.N. But Did King David Invent Musical Instruments? // BR. 1985. Vol. 1.1 2. P. 48-51.

153. Friedländer A. Facts and Theories Relating to Hebrew Music. London, 1924.

154. Fritsch Ch.T. The Qumran Community. Its History and Scrolls. N.Y., 1956.

155. Fürst J. Librorum Sacrorum Veteris Testamenti concordantiae Hebraicae atque Chaldaicae. Leipzig, 1840.

156. Gabriel J. Untersuchungen über das alttestamentliche Hohepriestertum mit besonderer Berücksichtigung des hohepriesterlichen Ornates. Wien, 1933.169a. Gallé A.F. Daniel avec commentaires de R. Saadaia, Aben-Ezra, Rashi etc. Paris, 1900.

157. Galpin F. W. The Music of the Sumerians and their Immediate Successors the Babylonians and Assyrians. Cambridge, 1937; 2nd ed.: N.Y., 1970.

158. Galpin F. The Sumerian Harp of Ur// M&L. 1929. Vol. X. P. 108-123.

159. Gaster Th. U. The Dead Sea Scriptures. N.Y., 1956.

160. Gelb I. Homo Ludens in Early Mesopotamia // Studia orientalia. 1975. Vol. 35. P. 43-75.

161. Gelineau S.J. Voices and Instruments in Christian Worship. London, 1964.

162. Gerbert M. De cantu et musica sacra. St. Blasien, 1774.

163. Gerbert M. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. St. Blasien, 1784.

164. Gérold Th. Les Pères de l'Église et la Musique. Strassbourg, 1931.

165. Gesenius W. A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament, Including the Biblical Chaldee. Boston, 1906.

166. Gesenius W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testamenti. Bde. 1-3. Leipzig, 1829-1858.

167. Gevaert F.Aug. Histoire et théorie de la musique dans l'Antiquité. Gand, 1881.

168. Glaser O. Die ältesten Psalmenmelodien // ZS. 1935. Bd. VIII, X. S. 314336.

169. Goldstein D. The Commentary of Judah ben Solomon Hakohen ibn Matqah to Genesis, Psalms and Proverbs // HUCA. 1981. Vol. 52. P. 203-252.

170. Goodman P. Rosh ha-Shanah Anthology. Philadelphia, 1970.

171. Gorg M. Die Königstochter und die Leier // BN. 1981. 1 14. P. 7-10.

172. Gradenwitz P. The Music in Israel: Its Rise and Growth through 5000 Years. N.Y., 1959.

173. Graetz H.H. Kritischer Kommentar zu den Psalmen. Breslau, 1882-1883.

174. Green W.M. Ancient Comment on Instrumental Music in the Psalms // RQ. 1957. Vol. l.P. 3-8.

175. Green W.M. The Church Fathers and Musical Instruments // RQ. 1966. Vol. 9. 1 l.P. 31-42.

176. Grelot P. L'orchestre de Daniel 111:5, 7, 10, 15 // VT. 1979. Vol. 29. P. 2338.

177. Gressmann H. Musik und Musikinstrumenten im Alten Testament. Giessen, 1903.

178. Grimme H. Psalmenprobleme. Freiburg, 1902.

179. Guillemin M., Duchesne J. Sur l'origine asiatique de la cithare grecque // AC. 1935. Vol. IV. P. 117-124.

180. Hammer R. The Book of Daniel. Cambridge, 1976.

181. Hammerstein R. Instrumenta Hieronymi//AfMw. 1959. 1 16. S. 117-134.

182. Harenberg J.Chr. Commentatio de re musica vetutissima, ad illustrandum Scriptores Sacros et exteros accomodata // Miscellanea Lipsiensis Nova. IX. Leipzig, 1753.

183. Harris C.W. The Hebrew Heritage. N.Y., 1935.

184. Harris W. Musical Instruments in the Bible. BAR. 1982. Vol. 8. 1 1. P. 3841.

185. Harrison R.K. Introduction to the Old Testament. Grand Rapids, 1968.

186. Hartmann H. Die Musik der sumerischen Kultur. Frankfurt a.M., 1950.

187. Hartmann L.F., Di Lella A.A. The Book of Daniel. Anchor Bible. N.Y., 1978.

188. Hass G. Die Syrinx in der griechischen Bildkunst. Boelaus, 1985.

189. Hastings J. A Dictionary of the Bible. Vols. 1-4. N.Y., 1898-1904.

190. Haupt L. Sechs alttestamentliche Psalmen; mit ihren aus den Accenten entzifferten Singweisen. Görlitz-Leipzig, 1854.

191. Heaton E. W. Everyday Life in Old Testament Times. N.Y., 1956.

192. Hengstenberg E.W. Commentary on the Psalms. Edinburgh, 1851.

193. Herder J.G. The Spirit of Hebrew Poetry. Vols. 1-2. Burlington, 1833.

194. Hickmann E. Musica Instrumentalis: Studien zur Klassifikation des Musikinstrumentariums im Mittelalter. Baden-Baden, 1971.

195. Hickmann E., Hughes D.W., eds. The Archaeology of Early Music Culture:Third International Meeting of the ICTM Study Group on Music Archaeology. Vol. 51. Bonn, 1985.

196. Hickmann E., Manniche L. Altägyptische Musik II Neues Handbuch der Musikwissenschaft. Bd. 2. Laaber, 1989. S. 31-75.

197. Hickmann H. Ägypten // MgB. Bd. II. Lief.l. Leipzig, 1961.

198. Hickmann H. Die Rolle des Vorderen Orients in der Abendländischen Musikgeschichte // Cahiers d'Histoire Égyptienne. 1937. Vol. 9. P. 19-37.

199. Hickmann H. La trompette dans l'Égypte ancienne II Annales du Service des antiquités de l'Égypte. Cahier 1 1. (supplément 1). Cairo, 1946.

200. Higgins R.A., Winnington-Ingram R.P. Lute-Players in Greek Art // JHS.• 1965. Vol. 85. P. 135-170.

201. Homo-Lechner C., ed. La pluridisciplinarité en archéologie musicale: Rencontres internationales d'archéologie musicale d'ICTM, Saint-Germain-en-Laye, Octobre 1990. Vols. 1-2. Paris, 1994.

202. Houtman C. On the Pomegranates and the Golden Bells of the High Priest's Mantel // VT. 1990. Vol. 40. P. 223-229.

203. IdelsohnA.Z. Jewish Music in its Historical Development. N.Y, 1929.

204. The Interpreter's Dictionary of the Bible / Ed. G.A. Büttzick. N.Y., 1969.

205. Jahn J. Biblical Archaeology. N.Y., 1835.

206. James M.R. The Apochryphal New Testament. Oxford, 1924.• 220. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli andYerushalmi, and the Midrashic Literature. Jerusalem, s. a.

207. Jones LH. Musical Instruments // ABD. 1992. Vol. 4. P. 934-939.

208. Jones LH. Musical Instruments in the Bible // BT. 1986. Vol. 37. P. 101116; Vol. 38. P. 129-143.

209. Kartomi M.J. On Concepts and Classifications of Musical Instruments. Chicago, 1990.

210. Kautzsch E. Die Poesie und die poetischen Bücher des Alten Testament. Tübingen und Leipzig, 1902.

211. Kedourie E., ed. The Jewish World. N.Y., 1979.

212. Keil K.F. Twelve Minor Prophets. Edinburgh, 1889.

213. Kilmer A.D. The Strings of the Musical Instruments: Their Names, Numbers and Significance // AS. 1965. Vol. XVI. P. 261-268.

214. Kilmer A., Collon D. Leir // RLAA. Bd. 6. Berlin und N.Y., 1982. S. 571582.

215. Kilmer A.D., Collon D. The Lute in Ancient Mesopotamia // Music and Civilization / Ed. by T.C. Mitchell. British Museum Year Book 4. London, 1980. P. 13-28.

216. Kilmer A.D., Crocker R.L., Brown R Sounds from Silence // Recent Discoveries in Ancient Near Eastern Music. Berkeley, 1974.

217. Kilmer A.D., Foxvog D.A. Music // HBD. San Francisco, 1986. P. 665-671.

218. Kirby P.K The Trumpets of Tut-Ankh-Amen and their Successors // JRAI. 1920. Vol. LXXVII.

219. Kitto J. A Cyclopedia of Biblical Literature. Vol. II. Philadelphia, 1866.

220. Klein W.W. Noisy Gong or Acoustic Vase? A Note on 1 Corinthians 13.1 // NTS. 1986. Vol. 32. 1 2. P. 286-289.

221. Koehler L., Baumgartner W., Stamm J.J. Hebräisches und Aramäisches Lexikon zum Alten Testament. 3. Ausg. Bde. I-IV. Leiden, 1967-1990.

222. Kolari E. Musikinstrumente und ihre Verwendung im Alten Testament. Helsinki, 1947.

223. KoldeweyR. The Excavations at Babylon. London, 1914.

224. Kraeling C.H., Mowry W. Music in the Bible II Ancient and Oriental Music / Ed. by E. Wellesz. London, 1957. P. 283-312.

225. Kramer S.N. From the Tablets of Sumer. Indian Hills, Colorado, 1956.

226. Langdon S.H. Babylonian and Hebrew Musical Terms // JRAS. 1921. P. 2. P. 169.

227. Leupold U.S. Worship Music in Ancient Israel: Its Meaning and Purpose // Response. 1968. Vol. 9.1 3. P. 116-124.

228. Levy J. Wörterbuch über die Talmudim und Midrashim. Bde. 1-4. Berlin und Vienna, 1924.

229. Ley J. Leitfaden der Metrik in der hebräischen Poesie. Halle, 1887.

230. Longford W. W. Music and Religion. London, 1916.

231. Maas M, Snyder J.M. Stringed Instruments of Ancient Greece. New Haven, ► 1989.

232. Madge W. Biblical Music and its Developments. London, 1977.

233. Manniche L. Ancient Egyptian Musical Instruments. Munich, 1975.

234. Manniche L. The Erotic Oboe // The Archaeology of Early Music Cultures / Proceedings of the 3rd Meeting of the ICTM-Study Group on Music Archaeology. Dbsseldorf, 1988. P. 189-198.

235. Manniche L. Music and Musicians in Ancient Egypt. London, 1991.

236. Marcuse S. A Survey of Musical Instruments. London, 1975.

237. Martini G.B. Storia della musica. T. 1. Bologna, 1757.

238. McKinnon J.W. The Church Fathers and Musical Instruments / PhD. Diss.• Columbia Univ., 1965.

239. McKinnon J.W. The Meaning of the Patristic Polemic against Musical Instruments //CM. 1965. Spring. P. 69-82.

240. McKinnon J. W. Music in the Ancient World. N.Y., 1971.

241. McKinnon J.W. Musical Instruments in Medieval Psalm Commentaries and Psalters // JAMS. 1968. Vol. XXI. P.l, 3-30.

242. McKinnon J.W. Sambuca // NGD. Vol. 16. London, 1995. P. 448.

243. Meyers C. Of Drums and Damsels: Women's Performance in Ancient Israel // BA. 1991. Vol. 54. P. 16-27.

244. Meyers C. A Terracotta at the Harvard Semitic Museum and Disc-holding• Female Figures Reconsidered // IEJ. 1987. Vol. 37. P. 116-122.

245. Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series latina. Tt. 1-220. Paris, 1844-1864.

246. Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series graeca. Tt. 1-161. Paris, 1857-1866.

247. Mitchell T.C. An Assyrian Stringed Instrument // Music and Civilization / Ed. by T. Mitchell. British Museum Year Book 4. London, 1980. P. 33-42.

248. Mitchell T.C. The Music of the Old Testament Reconsidered // PEQ. 1992. Vol. 124. P. 124-143.

249. Mitchell T., Joyce R. The Musical Instruments in Nebuchadnezzar's Orchestra // Notes on Some Problems in the Book of Daniel / Ed. by D.J. Weiseman. London, 1965. P. 19-27.

250. Montgomery J.A. A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Daniel. N.Y., 1927.

251. Montagu J. Biblical Instruments // NGDMI. Vol. 1. London, 1984. P. 228.

252. Moore G. Symphonia not a Bagpipe // JBL. 1905. Vol. 24. P. 166-175.

253. Moran W.L. The Creation of Man in Atrahasis // ASORB. 1970. n 200. P. 4856.

254. Moszynsky L. Nie zidentykowane hebraiskie instrumenty muzyczne Psalterza w interpretacji polskich przekladyw renesansowych i wspylczesnych // Musica Antiqua Europae Orientalis X/2 . Acta Slavica. Bydgoszcz, 1994. P. 185-201.

255. Moszynsky L. Zwei slavische Renaissancepsalter Übersetzungen aus dem Hebräischen: die slovenische von Primoz Trubar 1566 und die polnische von Szymon Budny 1572 // Interpretation of the Bible. Ljubljana, 1998. P. 985-1004.

256. Movers F.K. Die Phönizier. Bde. 1-2. Bonn, 1841-1856.

257. Mowinckel S. Psalmenstudien. Bde. 1-6. Kristiana, 1923-1926.

258. Nestle E. Die Zahl der Granatäpfel und Glöckchen am Kleid des Hohenpriesters//ZAW. 1905. Bd. 25. S. 205-206.

259. Nestle E. Zu den Glocken am Gewand des Hohenpriesters // ZAW. 1912. Bd. 32. S. 74.

260. Nixdorff H. Zur Typologie und Geschichte der Rahmentrommeln. Berlin, 1971.

261. Nowack W. Lehrbuch der Archäologie. Bde. 1-2. Freiburg, 1894.

262. Oesterley W.O.E. The Psalms. Translated with Text-critical and Exegetical Notes. London, 1955.

263. OlshausenJ. Die Psalmen erklärt. Leipzig, 1835.281 .Page Chr. Biblical Instruments in Medieval Manuscripts //EM. 1977. Vol. 5. P. 298-309.

264. Parrot A. Mesopotamian Music // Nineveh and Babylon. London, 1961.

265. Patton P., Patton R. Before the Times. San Francisco, 1980.

266. Pfeiffer Aug.F. Über die Musik der alten Hebräer. Erlangen, 1779.

267. Pfeiffer RH. Introduction to the Old Testament. N.Y., 1941.

268. Polin C.C.J. Music of the Ancient Near East. N.Y., 1954.

269. Polvani A.M. Appunti per una storia della musica cultuale ittita: lo strumento huhupal//Hethitica. 1990. Vol. 9. P. 171-179.

270. Pope E. King David and his Musicians in Spanish Romanesque Sculptures // Aspects of Medieval and Renaissance Music / Ed. by J. La Rue. N.Y., 1966. P. 693-703.

271. Price P. Bells and Man. Oxford, 1983.• 290. Pritchard J.B. The Ancient Near East in Pictures Relating to the Old Testament. Princenton, 1969.

272. Psalms // RQ. 1957. Vol. 1.1 1. P. 3-8.

273. RashidS.A. Mesopotamien // MgB. Bd. II. Lief. 2. Leipzig, 1984.

274. Ravasi G. "Cantate a Dio con arte": il teologico e il musicale nella Bibbia // La musica e la Bibbia / Ed. de P. Troia. Roma, 1992. P. 65-110.

275. Redslob G.M. De praeceptio musico. Leipzig, 1831.

276. Reinach S. Cultes, Myths et Religion. Paris, 1904-1923.

277. Reinach Th. Trigon // Dictionnaire des Antiquités Grecques et Romaines / Ed. Daremberg et Saglio. Paris, 1875-1919.• 297. Riehm E.C.Aug. Handwörterbuch des biblischen Altertums. Bielefeld u. Leipzig, 1893-1894.

278. Riemann H. Handbuch der Musikgeschichte. Bd. 1. Leipzig, 1923.

279. Rimmer J. Ancient Musical Instruments of Western Asia in the British Museum. London, 1969.

280. Ripin E.M. A Re-evaluation of Virdung's Musica getutscht II JAMS. 1976. Vol. XXIX. 1 2. P. 189-223.

281. Roberts H. The Technique of Playing Ancient Greek Instruments of the Lyre Type // Music and Civilization. British Museum Year Book 4. London, 1980. P. 43- 76.• 302. Robertson S. W. The Old Testament in the Jewish Church. London, 1926.

282. Romanoff P. Jewish Symbols on Ancient Jewish Coins // JQR. 1943/44. Vol. XXXIV. P. 161-177; 299-312; 425-440. ^ 304. Rosenmüller E.F.K. Vocabularium Veteris Testamenti Hebraico-Chaldaicum.Halle und Magdeburg, 1822.

283. Rowley H.H. The Aramaic of the Old Testament. London, 1929.

284. Rowley H.H. From Moses to Qumran: Studies in the Old Testament. London, 1963.

285. Rowley H.H. Worship in Ancient Israel. Its Forms and Meanings. London, 1967.

286. Saalschütz J. L. Archäologie der Hebräer. Königsberg, 1855.

287. Saalschütz J.L. Geschichte und Würdigung der Musik bei den Hebräern. Berlin, 1829.

288. Saalschütz J.L. Von der Form der hebräischen Poesie. Königsberg, 1925.• 311. Sachs C. Geist und Werden der Musikinstrumente. Berlin, 1929.

289. Sachs C. The History of Musical Instruments. N.Y., 1940; 2nd ed.: London, 1978.

290. Sachs C. Music in the Bible II UJE. Vol. 8. N.Y., 1949. P. 46-48.

291. Sachs C. Die Musikinstrumente des alten Ägypten. Berlin, 1921.

292. Sachs C. Reallexikon der Musikinstrumente. N.Y., 1972.

293. Sachs C. The Rise of Music in the Ancient World, East and West. N.Y. 1943. 316a. Sachs C., Hornbostel E.M. Systematik der Musikinstrumente // ZfE, 1914. Bd. XL VI. Heft 4-5. S. 553-590.

294. SchaeffnerA. Origines des instruments de musique. Paris, 1968.

295. Schmidt-Colinet C. Die Musikinstrumente in der Kunst des Alten Orients: Archäologisch-philologische Studien. Bonn, 1981.

296. Schneider H. Die Kulturleistungen der Menschheit. Bd. 1-3. Leipzig, 1931-1933.

297. Schneider P.J. Biblisch-geschichtliche Darstellung der hebräischen Musik. Bonn, 1837.

298. Segal M.H. The Qumran War Scroll and the Date of its Composition // Aspects of the Dead Sea Scrolls / Scripta Hierosolymitana. Publications of the Hebrew University. Jerusalem, 1958. P. 138-143.

299. Seidel H. Ps 150 und die Gottesdienstmusik // NTT. 1981. Vol. 35. April. P.89.100.

300. Seidel H. Untersuchungen zur Auffiirungspraxis der Psalmen im altisraelitischen Gottesdienst // VT. 1983. Vol. 33. P. 503-509.323a. Sendrey A. David's Harp: The Story of Music in Biblical Times. N.Y.,1964.

301. Sendrey A. Music in Ancient Israel. N.Y., 1969.

302. Shanks H., ed. Ancient Musical Instruments // BAR. 1982. Vol. 8. 1 1. P. 1841.

303. Shea W.W. Daniel 3: Extra Biblical Texts and the Convocation of the Plain of Dura // AUSS. 1982. Vol. 20. P. 29-52.

304. ShiloahA. Music Subjects in the Zohar / Texts and Indices. Jerusalem, 1977.

305. ShiloahA. Jewish Musical Traditions. Detroit, 1992.

306. Skulj E. Musical Instruments in Psalm 150 // Interpretation of the Bible. Ljubliana, Sheffield, 1998. P. 1117-1130.• 330. Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxford, 1952.

307. Smith W.S. Interconnections in the Ancient Near East: A Study of the Relationships between the Arts of Egypt, the Aegean, and the Western Asia. New Haven, 1965.

308. Smith W.C. Musical Aspects of the New Testament. New Haven, 1962.

309. Spycket A. La musique instrumentale Mesopotamienne // JS. 1972. P. 153209.

310. StainerJ. The Music of the Bible. London, 1914.

311. Stainer J. The Music of the Bible, with Some Account of the Development of Modern Musical Instrument from Ancient Types. N.Y., 1970.• 335. Stauder W. Die Harfen und Leiern der Sumerer. Frankfurt a.M., 1957.

312. Stauder W. Die Harfen und Leiern Vorderasiens in babylonischer und assyrischer Zeit. Frankfurt a.M., 1961.

313. Stauder W. Mesopotamia//NGD. Vol. 12. London, 1995. P. 196-201.

314. Stauder W. Die Musik der Sumerer, Babylonier und Assyrier // Orientalische Musik / Hrsg. von H. Hickmann, W. Stauder. Leiden, 1977. S. 171-243.

315. Stauder W. Sumerisch-babylonische Musik // MGG. Bd. 12. Kassel-Basel-London-N.Y., 1965. Col. 1737-1753.

316. Steger H. David Rex et Propheta. Nurenberg, 1961.

317. Steinberg J. Mishpat ha-Urim. Vilna, 1906.• 342. Stradling D.G., Kitchen K.A. Music // IBD. Vol. 2. Leicester, 1980. P. 10311040.

318. Stradling D.G., Kitchen KA. Musical Instruments // NBD. Leicester, 1982. P. 800-804.

319. Strunk O. Source Reading in Music History. N.Y., 1940.

320. Suidas. Lexicon / New ed. Ada Adler. Leipzig, 1928.

321. Sulzer S. ShirZion. Bde. 1-2. Vienna, 1838, 1865.

322. Ter Nersessian S. L'Illustration des psautiers grecs du Moyen Bge. Paris, 1970.

323. Terrien S. The Iconography of Job through the Centuries: Artists as Biblical Interpreters. University Park, 1996.

324. The Old Testament Pseudepigrapha. Apocalyptic Literature & Testaments / Ed. by J.H. Charlesworth. Vol. 1. N.Y.- London-Sydney-Auckland, 1983.

325. Thirtle J.W. Old Testament Problems. London, 1916.

326. Thirtle J.W. The Titles of the Psalms. London, 1904.• 352. TholuckF.A. Übersetzung und Auslegung der Psalmen. Halle, 1843.

327. Thomson Fr.J. The Slavonic Translation of the Old Testament II Interpretation of the Bible. Ljubljana, Sheffield, 1998. P. 605-920.

328. Tobias A. On the Musical Instruments in Psalms // JBQ. 1995. Vol. 23. January-March. P. 53-55.

329. Tomaschoff A. Tehillim: The Book of Psalms. Tel-Aviv, 1983.

330. Venable G.H. Ancient Israel's Psalms // JCM. 1984. Vol. 26. 1 2. P. 6-8.

331. Villoteau G.A. La Description de l'Egypte. Vols. 1-20. Paris, 1809-1826.

332. Villoteau G.A. Dissertation sur les diverses espèces d'instruments de musique qu'on remarque parmi les sculptures qui décorent les antiques• monuments de l'Egypte // La Description de l'Egypte. Vol. 6. Paris, 1809.

333. VonkC. De Voorzeide Leer la. Barendrecht, 1960.

334. WalvoordJ. F. Daniel. The Key to Prophetic Revelation. Chicago, 1971.

335. Wegner M. Griechenland II MgB. Bd. II. Lief. 4. Leipzig, 1963.

336. Wegner M. Die Musikinstrumente des alten Orients. Münster, 1950.

337. Weintraub D. Sing to Me. II DLD. 1987/88. Vol. 16. 1 2. P. 127-132.

338. Weiss J. Die musikalischen Instrumente in den heiligen Schriften des Altes Testaments. Graz, 1895.

339. Weitzmann K. Illustrated Manuscripts at the St. Catherine's Monastery on Mount Sinai. Minnesota, 1973.• 366. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illustrations. Chicago, 1971.

340. Wellesz E., ed. Ancient and Oriental Music / New Oxford History of Music. London, 1957.• 368. Wellhausen J. The Book of the Psalms. N.Y., 1898.

341. WendlandE. Analyzing the Psalms. Dallas, 1998.

342. Werner E. The Jewish Contribution to Music // The Jews. Their History, Culture and Religion. Vol. III. Philadelphia, 1949.

343. Werner E. Jewish Music // NGD. Vol. 9. London, 1995. P. 614-623.

344. Werner E. Musical Aspects of the Dead Sea Scrolls // MQ. 1957. Vol. XLIII. 1 1. P. 21-37.

345. Werner E. Musical Instruments // IDB / Ed. by G.A. Buttrick et al. Vol. III. N.Y., 1962. P. 469-476.

346. Werner E. Notes on the Attitude of the Early Church Fathers toward Hebrew Psalmody // RR. 1943. Vol. 7. May. P. 339-352.• 375. Werner E. The Sacred Bridge. London-N.Y., 1959.

347. Wetzstein J.G. Die syrische Dreschtafel // ZE. 1873. Bd. V. P. 270-302.

348. Whitcomb J.C. Daniel // Everyman's Bible Commentary. Chicago, 1985.

349. Wiley L.R. Bible Music. N.Y., 1945.

350. Wilson R.D. The Headings of the Psalms // PTR. 1926. Vol. XXIV.

351. Winer G. B. Biblisches Realwörterbuch. Bde. 1-2. Leipzig, 1833-1838.

352. Wiseman D.J. Notes on Some Problems in the Book of Daniel. London, 1965.

353. Wiseman D.J. Sela // NBD. 2nd ed. Leicester, 1982. P. 1084-1085.

354. Witkowska-Zaremba E. Ars musica w krakowskich traktatach muzycznych• XVI wieku. Krakyw, 1986.

355. WoodL. Commentary on Daniel. Grand Rapids, 1973.

356. Wooley L. Excavations at Ur. N.Y., 1954.

357. Worman J.H. Music, Musical Instruments // Cyclopedia of Biblical Literature. Vol. VI. N.Y., 1883.

358. Wulstan D. The Tuning of the Babylonian Harp // Iraq. 1968. Vol. 30. P. 215-243.

359. Yadin Y. The War of the Sons of Light against the Sons of Darkness. London, 1962.

360. Yamauchi E.M. The Archaeological Background of Daniel: Archaeological• Backgrounds of the Exilic and Postexilic Era // BS. 1980. Vol. 137. January-March. P. 3-16.

361. Yamauchi E.M. Daniel and Contacts between the Aegean and the Near East before Alexander// EQ. 1981. Vol. 53. P. 37-47.

362. Yamauchi E.M. The Greek Words in Daniel in the Light of Greek Influence in the Near East // New Perspectives on the Old Testament / Ed. by J. B. Payne. Waco and London, 1970. P. 170-200.

363. Yasser J. The Magrepha of the Herodian Temple: A Five-Fold Hypothesis // JAMS. 1960. Vol. 13. 1 1. P. 24-42.

364. Yasser J. Restoration of Ancient Hebrew Music // First Ten Years of the Annual Three Choir Festival. N.Y., 1946.

365. ZennerKJ. Die Chorgesänge im Buche der Psalmen. Freiburg, 1896.1.. СОКРАЩЕНИЯ