автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Библейские симфонии А.Караманова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Клочкова, Елена Викторовна
Введение
Содержание
Глава I. Тип симфонизма, трактовка цикла и специфика программности религиозных симфоний А. Караманова.
1. Симфоническое творчество А. Караманова в контексте современного симфонизма.
2. Ранние симфонии А. Караманова.
3. Религиозные симфонии.
3.1. Особенности строения макроциклов
Оовершншася» и «Бысть».
3.2. Жанровые типы одночастности в макроциклах.
3.3. Религиозная программность одночастных симфоний А. Караманова. Ее генезис.
Глава II. О религиозной концепции в симфонических циклах А.Караманова «Оовершпшася» и «Бисть».
1.Приобщение к вере.
2.«Симферопольский отшельник».
3. Мистический опыт и творчество.
4. Музыка «во славу Божью».
5. Модель мироздания в симфониях.
6. О смысле программных названий симфонических циклов ОоБершншася» и «Бисть».
7. Принцип построения Апокалипсиса и его отражение в драматургии цикла «Бисть».
8.Пространство и время.
9. Молитвенность и медитативность.-.
Ю.Экстаз.
11 .Специфика образов зла в симфоническом цикле «Бысть».
12.Свет и красота.
Глава III. Авторские программы и их воплощение в симфонических циклах «Совершншлся» и «Бысть».
Вступление.
1 .Цикл из десяти частей в четырех симфониях « Оовершишася» по четырем Евангелиям.
Первая часть «Ибо так возлюбил Бог мир».
Вторая часть « Таковых есть Царство Ыевесное».
Третья часть «По-еврейски, по-гречески, по-римски».
Четвертая часть «Совершилось».
Пятая часть « Тот, которого пронзили».
Шестая часть « ударяя севя кулаком в грудь».
Седьмая часть «Одеждами, смоченными ароматами».
Восьмая часть « ßro здесь нет. Он воскрес».
Девятая часть «Были всегда в церкви».
Десятая часть «ß славе Отца своего».
2. Цикл из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису.
Первая симфония «Лювящу ны».
Вторая симфония «Кровню агнчею».
Третья симфония «Вложении мертвии».
Четвертая симфония «Град велнй».
Пятая симфония «Бысть».
Шестая симфония «$з Иисус».
3. Концептуальный инвариант религиозных симфоний Караманова.
Вместо заключения. А. Караманов сегодня.
Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Клочкова, Елена Викторовна
Алемдар Караманов - композитор не просто одаренный, а гениальный. Его имя совершенно незаслуженно выпало из внимания.
А. Шнитке
Творчество Алемдара Караманова, «приговоренное» к забвению на долгие годы, в последнее время вызывает растущий заслуженный интерес. Он обусловлен несколькими обстоятельствами. Важнейшие из них, конечно, -художественные достоинства самой музыки Караманова. Один из существенных моментов исследовательской интриги связан также с попыткой осмыслить причины, по которым творчество Караманова оказалось на долгие годы почти вычеркнутым из современного музыкального социума.
Настоящая работа посвящена религиозным симфониям А. Караманова. Отношение к религии в нашей стране кардинально изменилось в 80-е годы прошлого столетия, ознаменованные стремительным и глубоким кризисом атеизма. Знамением времени стал мощный и непосредственный порыв возродить религиозно-духовные основы общества. Современные композиторы открыто обращаются к религиозной тематике, раскрывая ее не прибегая к средствам эзопова языка, на что вынуждены были идти многие авторы второй половины XX века. Религиозное творчество Караманова создавалось как раз в то, неблагоприятное для духовной традиции время, однако, это было искусство большой искренности, преданности библейским сюжетам, скрытым от цензуры только лишь необъявлением истинных программ симфоний.
До настоящего момента имя Караманова у многих музыкантов ассоциируется с некими легендами, он предстает как мифическая, пророческая, маргинальная фигура в современной музыке. Его всегда считали одной из самых загадочных художественных личностей последней трети прошедшего столетия.
В ряду авторов, творчество которых настроено на «религиозную волну», Алемдар Караманов занимает особое положение. Как отмечал Ю.Холопов, среди крупных русских композиторов он «был первым, повернувшим против авангарда на пуп» религиозной музыки»/164, с. 124/. Чрезвычайно важно, что его религиозное творчество сложилось не под влиянием подспудно назревавших новых тенденций и художественных исканий, но в процессе особой «вовлеченности» в единственную для него, всепоглощающую тему. Религиозное творчество Караманова - это уникальное явление с точки зрения полного абстрагирования от насущных проблем жизни, погружения в мир вневременных истин, осмысленных глубоко верующим человеком. «Именно в музыке проявилась моя вера»1 - говорит А. Караманов. Творческий перелом, связанный с обретением веры, сказался на большинстве создаваемых впоследствии произведений в разных жанрах: симфоническом, ораториальном, концертном. Цель данной работы заключается прежде всего в том, чтобы на основе анализа центральных сочинений религиозного периода симфонических циклов « Оовершншася» по четырем Евангелиям и «Бысть» по Апокалипсису, - установить взаимосвязи между религиозным мировоззрением композитора и создаваемыми музыкальными творениями, попытаться понять, как религиозная идея и библейские образы воплощаются в музыке, преобразуют ее язык, способствуют созданию индивидуализированных форм. Специальная задача - установить, какими средствами Караманов достигает в своей музыке чисто религиозных состояний и переживаний: молитвенного погружения, экстатической экзальтированности, медитативности.
В работе также предпринята попытка рассмотрения творчества Караманова в музыкальном контексте современной эпохи, благодаря чему выявляется как уникальность, так и общие черты, роднящие религиозные опусы Караманова с религиозным творчеством современников. Одна из самых сложных проблем, которая возникала у многих исследователей пытавшихся осмыслить феномен Караманова, - это определение места его музыки в современном искусстве. Е. Польдяева замечает, что стремление «поставить
1 Из бесед композитора с автором этих строк, проходивших в Симферополе в ноябре 1999г., в мае и ноябре 2001 г., в ноябре 2003 г. Далее по тексту не оговариваются. творчество Караманова в какой-либо актуальный контекст представляется малоперспективной. Хронологические и типологические совпадения при ближайшем рассмотрении оказываются внешними и, в конечном счете, случайными. Проще, чем устанавливать какие-то параллели, все их отрицать. Более естественно было бы его сравнить с Малером и Скрябиным, чем с кем-то из современников» /103 с. 14/. Однако более глубокий анализ религиозных произведений Караманова позволил выявить многообразные, как очевидные, так и более тонкие связи с религиозными идеями эпохи, воплотившимися в творчестве таких композиторов, как А. ТТТнитке, С. Губайдулина, Г. Уствольская, А. Пярт, Н. Каретников, В. Сильвестров и др.
Ранние произведеня А. Караманова сразу привлекли огромное внимание наших ведущих композиторов (Д. Шостаковича, А. Шнитке, Ю. Буцко Т. Хренникова, С. Богатырева), исполнителей (А.Свешникова, Г. Проваторова, Э. Гулбиса.), ученых. Несмотря на полное отсутствие капитальных исследований о творчестве Караманова, за эти годы накопилось множество статей о его искусстве, судьбе. Более того, во многих трудах, посвященных религиозной тематике в современной музыке, имя А. Караманова фигурирует постоянно, хотя бы и в качестве простого упоминания. Однако серьезных аналитических работ, посвященных его музыке, насчитывается совсем небольшое количество. Из них особого внимания заслуживают статьи Ю. Н. Холопова («Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов»/164/), Е. Польдяевой («Апокриф или послание?»/103/), А. Тевосяна («Откровение и благовествование Алемдара Караманова»/148/), а также запись беседы М. Рахмановой с композитором («Музыка - проводник звучащего мира»/109/).
Бесценным материалом стали для нас интервью с композитором разных лет, опубликованные в прессе, звучавшие по радио (Radio Moscow World Service, с О. Шаповаловой - январь 1991г., «Эхо Москвы» с Е. Дудиным -ноябрь 1994г. и др.), материалы из личного архива композитора, воспоминания сестры Караманова - С.С. Крылатовой. Но основным источником явились личные беседы с автором, проходившие в ноябре 1999г., в мае и в ноябре
2001г., в ноябре 2003 г. в Симферополе. Алемдар Сабитович, ведя полуотшельническую жизнь и практически ни с кем не общаясь, поначалу недоверчиво и скептически отнесся к самой идее развернутого диалога-вопросника, но впоследствии, благодаря возникшему доверию, поделился самыми сокровенными мыслями о своей музыке и судьбе. Произошло это вероятно оттого, что в остром интересе, проявленном к его музыке, композитор почуствовал не желание опубликовать очередной эффектный и эпатирующий материал и не преследование собственных меркантильных целей, а искреннюю, бесконечную любовь к его искусству. Из общения с ним стало понятно, что он много лет нуждался - как в целебном воздухе - в живом, неподдельном интересе к его творчеству. Оказалось, что форма традиционного интервью совершенно не приемлема для общения с композитором, живущим в особом, отличном от нашего, почта нереальном мире. Поэтому единственной возможной формой контакта явились многочасовые беседы, а в них важнее стали не вопросы заинтересованной стороны, а свободный монолог художника, жаждующего высказаться о религии, вере, музыке, своем творчестве, желающего чтобы его идеи были верно переданы, поняты и донесены до широкого слушателя. Насколько в начале было трудно найти общий язык с абсолютно самобытным и неординарно мыслящим человеком, настолько потом было легко, увлекательно, просто. Речь Караманова необыкновенно красочна, изобилует яркими метафорами, библейскими цитатами, в ней много религиозных рассуждений. Она предельно эмоциональна, непосредственна, захватывающа. Именно поэтому текст всех записанных бесед приводится в работе почти без редактирования, так как редакция, на наш взгляд, искажает авторскую интонацию, лишает точности его мысли, мешает адекватному восприятию смысла его слов. Для нас было очень важно не исказить оригинальные композиторские суждения о музыке, религии, собственной жизни. Неизмененное, подлинное, иногда «шероховатое» авторское слово помогает не только более полнокровно понять творчество композитора, но и проникнуть в особенености его мировоззрения, приоткрыть некоторые тайны творческого процесса. Композиторский комментарий выделен во всей работе жирным курсивом.
Все беседы происходили под постоянный музыкальный аккомпанемент -это было или прослушивание произведений в записи с композиторским комментарием, или собственная игра Караманова на фортепиано. Поэтому разговор приобретал более полноценный и глубокий смысл. Возникала удивительная целостность восприятия: не просто разговор и иллюстрирование музыкой, а некое приобщение к акту его творения.
В процессе работы над темой возникла естественная необходимость привлечения весьма обширной религиозной литературы. Обращение к творчеству Караманова изначально предполагает знание различных религиозных источников, основным из которых, конечно, является Библия. Композитор говорит, что для того чтобы понять его музыку, «надо знать и изучать Священное Писание, так как она находится с ним в непосредственной связи». Караманов также свидетельствует, что когда он создавал симфонические циклы «Оовершншася» и «Бысть», он непрерывно читал не только Евангелие и Апокалипсис, но труды Святых Отцев, Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, книгу Н. Морозова «Откровение в грозе и буре», а также Коран, Упанишады, Бхагават Гига и др. При анализе концепции религиозных симфоний Караманова мы попытались «пройти» тем же путем, что и композитор при изучении религиозных источников. Большую помощь в приближении к не делитанскому пониманию Библии оказали книги Г. Чистякова: «Над строками Нового завета»/177/, «На путях к Богу живому»/178/, «Размышление с Евангелием в руках»/180/, «В поисках Вечного града»/181/, Толкования на Апокалипсис священника Н. Орлова /130/, а также протоирея А. Меня /89/. Кроме того, в работе использованы разнообразные святоотеческие труды: Древний патерик, Лествица, Закон Божий, разнообразные религиозные работы, посвященные древнерусской иконописи (Н. М. Тарабукин «Смысл иконы»/145,
П. Флоренский «Иконостас»/155/, Е. Трубецкой «Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи»/152/, «Два мира в древнерусской иконописи»/153/), молитве (Митрополит Сурожский Антоний /92/, Святой Ефрем Сирин /128/, Архимандрит Софроний /8/ и другие), а также Библейская энциклопедия /21/, Краткий религиозно-философский словарь Л. И. Василенко /27/, Библиологический словарь А. Меня /90/ и др.
Музыковедческая литература, использованная в процессе работы над диссертацией, представлена несколькими направлениями. Первое — это монографии о композиторах-современниках А. Караманова также обращавшихся к духовной тематике, - А. Шнитке /167/, С. Губайдулиной /168/, Э. Денисова /163/, Н. Каретникова /133/, Г. Уствольской /29/и др. Второе -исследования по теоретическим вопросам современного состояния жанра симфонии и проблемные статьи и исследования о религиозном направлении в музыке второй половины XX века. Еще один блок музыковедческой литературы - исследования музыкальных явлений прошлого, которые в той или иной степени оказали влияние на творчество Караманова (о музыке Г. Малера /16/, Р. Штрауса /72/, А. Скрябина /114/, /117/ и др.).
Диссертация состоит из трех глав, подразделенных на параграфы, введения и заключения, списка литературы и приложения, содержащего нотный материал, большую часть которого составляют фрагменты неизданных партитур.
В первой главе «Тип симфонизма, трактовка цикла и специфика программности религиозных симфоний А. Караманова» религиозное творчество композитора рассматривается в музыкально-историческом контексте эпохи. Здесь обрисовывается современное состояние жанра русской и зарубежной симфонии, выявляются различные жанровые разновидности в современном симфоническом творчестве, дается краткий обзор симфоний на религиозные темы, написанные современными композиторами (А. Локпшн, А. Шнитке, А Эшпай, В. Сильвестров, О. Янченко, Г. Уствольская). В этой главе предпринята попытка соотнести симфонические циклы Караманова с симфониями других авторов и выявить их специфические черты.
Экскурс в ранний период творчества Караманова предпринят с целью краткого обзора десяти первых его симфоний, написанных в 1954-1963гг. и выявления в них черт будущих религиозных симфоний. Далее рассматриваются особенности строения макроциклов « Оовершмшлся» и «Бисгь», определяется жанровая разновидность частей цикла «Оовершмшлся» и одночастных симфоний цикла «Бысгь». Особая тема - генезис религиозной программности.
Вторая глава посвящена определению специфики религиозной концепции симфонических циклов «Оовершмшлся» и «Бисчъ». Здесь предпринята также попытка осветить некоторые сложные религиозно-философские проблемы, которые помогают понять особенности симферопольской отшельнической жизни композитора и приоткрывают механизм влияния собственного мистического опыта на творчество.
Во вступлении к третьей главе поднимаются следующие вопросы: своеобразие трактовки религиозных текстов и сюжетов, расшифровка символического языка композитора, семантика инструментов, семантизация формы. Основной текст третьей главы посвящен аналитическим очеркам симфоний « Освершиша с я» и «Бистъ». Мы посчитали возможным сопроводить текст зрительным рядом - репродукциями живописных полотен выдающихся художников разных столетий, представляющих религиозные сюжеты и образы, воспроизведенные также в библейских симфониях Караманова.
В резюме сформулирован концептуальный инвариант религиозных симфоний Караманова.
Последний раздел диссертации - «А. Караманов сегодня» - некое послесловие, которое было предпочтено всем другим вариантам заключения работы.
Список научной литературыКлочкова, Елена Викторовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Адаменко В. А. Караманов. Штрихи к несостоявшемуся портрету. РМГ 1989, №7-8.
2. Адорно Теодор В. Философия новой музыки. М., 2001.
3. Андреев Д. Роза мира. М., 1991.
4. Апокрифические апокалипсисы. СПб., 2001.
5. Арановский М. Симфонические искания. Л., 1979.
6. Арановский М. Симфония и время. // Русская музыка и XX век. М., 1997.
7. Арановский М. Музыкальный текст: структура и свойства. М., 1998.
8. Архимандрит Софроний (Сахаров).О молитве. О молитве Иисусовой. Киев. 2000.
9. Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. Рига 1997.
10. Асафьев Б. Пути в будущее; // Мелос. Вып. 2. СПб., 1918.
11. Асафьев Б. Русская музыка ХЕХ и начала XX века. Л., 1979.
12. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Л., 1981.
13. Баласанян С. Музыка масштабная, яркая. Советская музыка. 1979. №6.
14. Барас К. В. Эзотерика «Прометея». // Нижегородский скрябинский альманах.1. Нижний Новгород. 1995.
15. Бараш Е. Специфика оркестрового пространстава в сочинениях Э. Денисова. // Музыка Эдисона Денисова. Сб. 11. М., 1995.
16. Барсова И. Симфонии Густова Малера. М., 1975.
17. Батюк И.Современная хоровая музыка: теория и исполнение. М., 1999.
18. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М., 1999.
19. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1 М., 1994.20. Библия.
20. Библейская энциклопедия М., 1991.
21. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича. // Музыка и современность. М., 1965. Вып. 3.
22. Бобровский В. Симфоническая музыка. // Музыка XX в. Очерки. Ч. V 1890-1917. Кн. 1.М., 1976.
23. Богомолов П. «Верю в воскресение России». Западная премьера А. Караманова. Правда. 24.10. 1995.
24. Большая Советская энциклопедия. М., 1978. Т. 30.
25. Бульян Д. Застывшее время и повествовательностъ. Беседа с Дьердем Лигети. Сов. музыка 1989. №4.
26. Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь.М., 2000.
27. Виппер Б. Р. Итальянский ренесанс. Том I, П.М., 1977.
28. Гладкова О. Галина Уствольская музыка как наваждение. СПб., 1999.
29. Гнатенко А. Искусство как ритуал. Размышления о феномене Галины Уствольской. Сов. музыка. 1995 № 4.
30. Григорьева Г. В. Современная музыка в аспекте «нового эклектизма». // Музыка XX века. Сб.25. М, 1999.
31. Гудимова С. Символика музыкальных инструментов. Истина и жизнь 2002. №11.
32. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь справочник. М., 1999.
33. Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания. СПб. 2001.
34. Диакон Андрей Кураев. О нашем поражении. СПб., 1999.
35. Дмитриева Н. Духовные искания Врубеля. Истина и жизнь. 2002. № 11.
36. Древний патерик. М., 1997.
37. Друскин М. Пассионы И. С. Баха. М., 1972.
38. Добротолюбие. Т. 5. М., 1990.
39. Дудин Е. Интервью с А. Карамановым на радио «Эхо Москвы», ноябрь 1994. / Из семейного архива композитора.
40. Дьяков Л. Видения Иеронимуса Босха. Истина и жизнь. 2000. №7.
41. Екимовский В. Оливье Мессиан. М.,1987.
42. Епископ Михаил. Толкование на Евангелие от Матфея. Клин, 2001.
43. Жисупова Ж., Ценова В. Драма сердца и 12 звуков. О Лирической сюитеАльбана Берга. М., 1998.
44. Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 1. М., 1995.
45. Заднепровская Г. Новое претворение принципа осшнатности в музыке XX века (на примере творчества композиторов бывшего СССР): Автореф. дис. . канд. иск. М., 1999.
46. Закон Божий. М., Сретенский монастырь. 2000.
47. Захарова О. Музыкальная риторика ХУП-первой половины ХУШ в.
48. Зимянина Н. «Пусть попы станут немножко образованнее, а музыканты -немножко смиреннее». Интервью с А. Карамановым. Вечерний клуб. 15.11. 1994.
49. Зиновьев Л .В. Магия Апокалипсиса. Саранский филиал СП «Норд» 1990.
50. Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994.
51. Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. М., 1983.
52. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке М., 1994.
53. История современной отечественной музыки. Вып. 3. 1960-1990. М., 2001
54. Караманова П. С. Воспоминания о детстве и ранней юности Алемдара Караманова. 1981. Из семейного архива композитора.
55. Каретников Н. Готовность к бытию. М., 1994.
56. Катунян М. Параллельное время Владимира Мартынова. // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996.
57. Клочкова Е. «Да будет Мне по слову твоему». Музыка и время. 2001 №2.
58. Клочкова Е. Алемдар Караманов. Симфонический цикл «Бысть» по Апокалипсису (к проблеме влияния религиозного источника на симфоническое мышление композитора) // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону 2001.
59. Клочкова Е. Тема Апокалипсиса в творчестве А. Шнитке и А. Караманова. // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 3. М., 2003 (148-156).
60. Клочкова Е. Религиозно-философская концепция в музыке А.Караманова.// Россия на пороге XXI века. М., Российский университет дружбынародов.2000.
61. Клочкова Б. Некоторые особенности симфонического творчества А.Караманова. // Культура искусство - образование. М., МПУ 2000.
62. Клочкова Б. Праздник музыки Алемдара Караманова. Фортепиано №1 (15) 2002.
63. Клочкова Б. Алемдар Карамнов: «Именно в музыке проявилась моя вера.». Истина и жизнь. 2002 № 11.
64. Клочкова Б. «Симферопольский отшельник» Русская мысль. 2000. 13-19 июля.
65. Клочкова Б. Новые исполнения музыки Караманова. РМГ, 2000. Март.
66. Клочкова Б. Авторский концерт Алемдара Караманова в Казани. Музыка и время. 2003. №3.6S. Ковнацкая JI. Г. Английская музыка XX века. М., 1986.
67. Коган Г. У врат мастерства, М., 1977.
68. Коляда Б. И. Музыкальные инструменты в Библии. М., 2003.
69. Корганов К. Борис Чайковский. Личность и творчество. М., 2001.
70. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. М., 1999
71. Кузнецова Н. «Возрожденный из пепла» London COURIER September (20) 1995.
72. Курбатов В. Смирение и дерзновение Отца Сергия. Истина и жизнь. 2002. №11.
73. Ласкова А. Одночастная симфония в советской музыке. Истоки и состояние жанра: Автореф. дис. . канд. иск. М., 1989.
74. Лапшин И.Заветные думы Скрябина. ПТг., 1922.
75. Лаврентьева И. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, А. Локшина) // Проблемы музыкальной науки Т. 6,7. М. 1985, М., 1989.
76. Левая Т. Космос Скрябина. // Русская музыка и XX век. М., 1997
77. Лествица возводящая на небо преподобного отца нашего Иоанна Леспшчннка. Лествица. 1999.
78. Лобанова М. Реквием А. Локшина. Аннотация к первому исполнению в России 29 мая 2002г.
79. Любимов Л. Искусство Западной Европы М., 1982.
80. Малая советская энциклопедия. Т. 10 М., 1931.
81. Манн Т. Доктор Фаустус. М. 1993.
82. Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000.
83. Медведев М., Калашникова Т. О восточной медитации в свете православной веры и современной науки. Пермь. 1998.
84. Медушевский В. О церковной и светской музыке. // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.
85. Медушевский В. М. Православное понятие личности: как освещает оно проблемы культуры и музыкй? // Homo musicus. Альманах музыкальной психологии. М.,1999.
86. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Минск. 2000.
87. Мень А. Читая Апокалипс. М., 2000.
88. Мень А. Библиологический словарь. М., 2002.
89. Мецгер Брюс М. Текстология Нового Завета М., 1996.
90. Митрополит Антоний Сурожский. Беседы о молитве. СПб., 2000.
91. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. М., 1998.
92. Морозов Н.А. Откровение в грозе и буре. М., изд. 3-е. 1910.
93. Непомнящий В. С. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М. 2001.
94. Нестьев И. Скрябин и его русские «антиподы». // Музыка и современность. 10. М., 1976.
95. Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. М., 1990.
96. Ноно Л. Найти свою звезду. Беседа с О. Игнашевой. Сов. музыка. 1989. №2.
97. Носина В. Символика музыки И. С. Баха. Тамбов, 1993.
98. Орлов Г. Время и пространство музыки. // Прблемы музыкальной науки . Вып. 1 М., 1972.
99. Паисов Ю. И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России. // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 1999.
100. Парфенова И. София Губайдулина. Сквозь тернии к нотам. Лит. газета. 29 мая 4 июня 2002.
101. Польдяева Е. Апокриф или послание? Муз. академия 1996 № 2.
102. Поспелов П. Алемдар Караманов расстается с ролью аутсайдера. Коммерсант Дейли. Ноябрь 1994.
103. Пресвитер Руфин. Жизнь пустынных отцов. Клин, 2002.
104. ПротоирейГ. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. М., 1993.
105. Протоирей Александр Милаант. Апокалипсис, руководство к изучению Откровения апостола Иоанна Богослова. СПб., 2000.
106. Прудовский Л. Коллаж на тему судьбы композитора Алемдара Караманова. Смена. 1991 № 8. С. 51-57.
107. Рахманова М. Алемдар Караманов. Музыка проводник звучащего мира. Сов. музыка. 1985. № 8.
108. Рахманова М. Русская духовная музыка в XX веке // Русская музыка и XX век. М., 1997.
109. Раппопорт Л. Артур Онеггер. Л., 1967.
110. Редепеннинг Д. Видение Апокалипсиса. Муз. академия. 1994. № 3.
111. Розанов В. Апокалипсис нашего времени. СПб.,2001.
112. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.,1989.
113. Рудник О. Л. Образы Священного Писания в творчестве Мессиана: Автореф. дис. канд. иск. М., 1999.
114. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998.
115. Сабанеев JI. Воспоминания о Скрябине. М., 2000.
116. Сабинина С. Шостакович-симфонист. М., 1976.
117. Савенко С. Портрет художника в зрелости // Советская музыка 1981 № 9.
118. Савеко С. Приключения в воображаемом.пространстве . Сов. музыка № 6.
119. Савенко С. И гармонической стихии власть. О музыке Валентина Сильвестрова. Сов. музыка 1988, №3.
120. Савенко С. Авет Тертерян: путь к глубинам звука. / Музыка из бывшего СССР Вып., 2. М.,1996.
121. Савенко С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова. // музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М., 1994.
122. Савенко С. Мир Стравинского. М.,2001
123. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. СПб., 2000.
124. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.
125. Святой Антоний Падуанский. Проповеди. М.,1997.
126. Святой Ефрем Сирин. Духовные наствления М., Сретенский монастырь 1998.
127. Святитель Григорй Нисский. О молитве. М.,1999.
128. Священник Николай Орлов. Апокалипсис Святого Иоанна Богослова. Опыт православного толкования. СПб., 1999.
129. Священник Михаил. Православный взгляд на творчество. М., 1997.
130. Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002.
131. Селицкий А. Я. Николай Каретников. Выбор судьбы. Ростов-на Дону. 1997.
132. Селицкий А. Испытание свободой: русская духовная музыка через тысячу лет после принятия христианства. // Искусство на рубежах веков. Ростов-на-Дону 1999.
133. Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деленравственного совершенствования. Клин. 1999.
134. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
135. Соловьев Вл. Философские начала цельного знания. // Соч. в 2т. 2-е изд. Т.2. М, 1990.
136. Соловьев В. Становление. Наш земляк композитор А. Караманов. Крымская правда. 31.12. 1982г.
137. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М., 1992.
138. Степанова И. Грядет ли седьмая печать? // Из прошлого и настоящего современной отечественной музыки. М., 1991.
139. Степанова И. Коллонтай М. Творчество - путь познания или ярмо? Муз. академия 1995. № 1.
140. Степанова И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М., 1999.
141. Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М.,1991.
142. Суслин В. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская. // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. М., 1996.
143. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999.
144. Тараканов М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке (опыт постановки проблемы). // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М., 1982.
145. Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. М., 1988.
146. Тевосян А. Откровение и благовествование Алемдара Караманова Муз. жизнь 1990, №17.
147. Тертерян А. Спасти большое искусство. Сов. музыка. 1988, №7.
148. Тиба Д. Concerto grosso №4 // Симфония № 5 Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа. М., 2002.
149. Тшценко Б. Мы слишком мало думаем о космосе. Беседа с Е. Власовой.Сов. музыка. 1989, №2.
150. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства. М., 1993.
151. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи. // Философия русского религиозного искусства. М., 1993.
152. Федюкова Е.А. Вторая симфония А.Шнитке (К проблеме взаимодействия жанров в музыке XX века). Дипломная работа М., 1985.
153. Флоренский П. Иконостас. СПб.,1993.
154. Флоренский П. Имена. М., 2000.
155. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 2003.
156. Франтова Т. Религиозные начала в современном композиторском творчестве. // Музыкальное искусство и религия М., 1994
157. Хентова С. Шостакович. Т. 1 .Л., 1985.
158. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
159. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М. 1974.
160. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления. // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М., 1982.
161. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М., 1993.
162. Холопов Ю. Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов. // Музыка из бывшего СССР. Вып., 1. М., 1994.
163. Холопов Ю. Аннотация к авторскому диску Алемдара Караманова с симфониями «Блажении мертвии» и «Аз Иисус». Из архива композитора.
164. ХолоповаВ. Фактура. М. 1979:
165. ХолоповаВ. Чигарева Е. Альфред Шнитке. М., 1990.
166. ХолоповаВ. Рестаньо Э. София Губайдулина. М., 1996.
167. Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб.,1999.
168. Хсшопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М, 2000.
169. Цареградская Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. М., 2002.
170. Чигарева Е. Стилистические особенности симфоний А. Локшина. // Музыка и современность. 10. М., 1976.
171. Чигарева Е. Музыка в научной мысли А. В. Михайлова. // Михайлов А. Музыка в истории культуры. М., 1998.
172. Чигарева Е. Два полюса в творчестве Альфреда Шнитке. // Музыка XX века. Сб. 25. М., 1999.
173. Чистяков Г. Над строками нового завета М., 2000.
174. Чистяков Г. На путях к Богу Живому. М., 1999.
175. Чистяков Г. «Господу помолимся». Размышления о церковной поэзии и молитвах. M., 2001.
176. Чистяков Г. Размышления с Евангелием в руках. М., 1999.
177. Чистяков Г. В поисках Вечного града. М. 2002.
178. Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра. М., 1962.
179. Ценова В. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. М., 2000.
180. Шаповалова О. Интервью с АКарамановым на Radio World Service 31. 12 91. // Из семейного архива композитора.
181. Шенберг А. Убеждение или познание. // Зарубежная музыка и XX век. М., 1997.
182. Шнитке А. Круги влияния. / /Д. Шостакович. Статьи и материалы. М., 1976.
183. Шнитке А. Реальность, которую ждал всю жизнь. Муз академия. 1999.
184. Шнитке А. На пути к воплощению новой идеи. // Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994.
185. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М., 1993.
186. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.
187. Щербо Т. Понятие «симфония». Вопросы этимологии, истории, эстетики и философии. // Двенадцать этюдов о музыке. М., 2001.
188. Юдин А. Патмосское послание: православие у порога третьего тысячелетия. Страницы. 1996 № 1.
189. Южак К.И. Из наблюдений над стилем Г. Уствольской. // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970 годов. Сб. научных трудов. Л., 1979.
190. Lebrecht N. Unknown but not for long. 2 October 1995. The Daily Telegraph.
191. Messiaen O. Turangalila-Symphonie: disque. RCA, SB6761-2 /Annotation/.
192. Rodell D. Alemdar Karamanov. The composer who came in from the cold.Catholic Life October 1995.