автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Нуров, Садриддин
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нуров, Садриддин

Введение .- 3

Глава Г. Формирование творческой индивидуальности поэта.Художественные поиски.15

Глава П. Лирика. Единство и многообразие .38 - Г

Глава Ш. Эпика. Истоки и традиции.106

Достоны и их лиро-драматические свойства.12Г

Глава 17.Новое дыхание традиций.Г50

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Нуров, Садриддин

Актуальность и изученность темы

Таджикская литература, имеющая богатые тысячелетние традиции,после Великой Октябрьской революции возродилась заново,об

4» рела возможность полноправного участия в развитии нашей культуры "социалистической по содержанию,по главному направлению своего развития,многообразной по своим национальным формам и от/ интернационалистской по своему духу и характеру" *

Творчески осваивая достижения метода социалистического реализма, таджикская литература движется по пути все более глубокого и многообразного художественного постижения реального мира. Расширяется идейный и художественный диапазон творчества таджикских писателей, сумевших выйти за ражи традиционных канонов.

В этой связи является важным всестороннее исследование таджикско-литературного процесса, в частности, художественных, идейных и жанровых особенностей творчества мастеров слова.Здесь уже достигнуты определенные успехи,Множество серьезных и интересных исследований посвящено изучению жизни и творчества Сад-ридцина Айни, Абулкасима Лахути, Пайрава Сулаймони, Мухаммад-жона Рахими, Мирзо Турсун-заде, Мирсаида Миршакара, .Пдалола Икрами, Рахима Джалиля, Сатыма Улуг-заде и ряда других писателей.

Таджикское литературоведение в советское время провело серьезные изыскания в деле изучения как своего классического наследия,так и современного литературно-художественного опыта. Фундаментальные работы И.С.Брагинского, А.Н.Болдырева, З.Г.Ос-мановой, А.Мирзоева, X.Мщ)зо-заде, Н.Масуми, М.Ш.Шукурова, С.Ш. Табарова, Р.Амонова, В.Асрори, Ю.И.Бабаева, Л.Н.Демидчик, ряд исследований Р.Ходи-заде, А.Сайфуллаева, А.Маниязова, Л.Афсах-зода, P.i/усулманкулова и некоторых других литературоведов содержат значительные достижения в исследовании таджикской литературы. В их трудах освещаются такие проблемы как: взаимосвязь фольклорных и литературных традиций,национальное своеобразие таджикского литературного процесса,взаимодействие литератур в современную эпоху,художественный мир творчества писателя и тому подобное.

Работы исследователей таджикской литературы отличаются широтой и объемностью,глубиной в решении поставленных задач. Однако и до настоящего времени не всем вопросам уделено достаточно внимания.В частности,до сих пор еще комплексно и типологически не изучено творчество замечательного таджикского писателя и поэта Боки Рахим-заде.Тогда как без ясного представления о месте его творчества среди других мастеров слова невозможна полная,объективная оценка формирования и специфики становления современной таджикской литературы. В том,что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, — бесспорная заслуга наших деятелей культуры,нашей литературы и искусства"

Эти слова по праву относятся и к Б.Рахим-заде,многообразное творчество которого на протяжении почти полувека основывалось на незыблемых принципах нашей коммунистической нравственности и представляет собой богатый материал для исследования.

Таджикская литература,вступившая к середине 30-х годов в новый этап развития,нуждалась в пополнении своих рядов.Острая борьба с внутренними и внешними врагами,с религиозным мракобесием и пережитками прошлого требовали действий широким фронтом, чтобы открыть путь свободному движению социалистической культуры и новому отношению к труду.Именно на это было направлено стремление всех отрядов литературы и,в том числе,молодых талантов; — Б.Рахим-заде, Н.Масуми, Х.Юсуфи, Н.Шанбе-заде, X. Обиди, Т.Пулоди и других.Всех их,вошедших в таджикскую литературу в середине 30-х годов,несмотря на индивидуальность личной и литературной судьбы,объединяло страстное стремление помочь партии воспитать в широких массах устойчивые принципы коммунистической морали на данном этапе жизни республики.

Преемственность — объективная закономерность природы и общества.В последнем она находит выражение в материальной и духовной культуре."История есть не что иное,как последовательная смена отдельных поколений,каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы,переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение,с одной стороны,продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях,а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности"

Диалектика преемственности в литературе и искусстве имеет свои особенности по сравнению с другими формами общественного сознания."Каждое поколение вносит в литературу свои запросы и открытия,свои надежды и находки,приобщая их к трудам и стрем. Ч 4/ лениям предшественников" 7.Зту мысль Б.Рахим-заде своеобразно высказал в стихотворении "Хотираи Маяковский" /"Памяти Маяковского"/:

Солхр бигзаранд аз паи х,ам, ^ои х;ар чизи крена нав ояд. Дасти мехмат ба саф^аи олам

Вараци тоза-тоза бикшояд.й

2,116/

Так сопрягались жизненные и творческие пути различных поколений таджикских писателей,вливаясь в магистральную дорогу, которая обеспечила воздействие национальной советской литературы на сознание трудового народа.

Актуальность нашего исследования необходимо оценивать именно с этой точки зрения,так как произведения Б.Рахим-заде являются ярким примером творческого развития фольклорной и письменной традиций,способствующих созданию неповторимого национального колорита,обусловливающих глубоко индивидуальные пути ее художественных исканий.

Цели и задачи исследования

В процессе исследования решались задачи формирования профессионализма художника под влиянием исторических изменений действительности,проблемы новаторства,рассматривалась специфика взаимодействия в творческом сознании Б.Рахим-заде классических и современных художественных традиций.Исследование многообразия лирики и эпики поэта,историческое и публицистическое их значение раскрывает,с одной стороны,воздействие его творчества на идеологическое,этическое и эстетическое воспитание современника^ другой стороны,помогает критически осмыслить значение творчества Б.Рахим-заде в истории формирования таджикской советской литературы. зс

Перевод стихотворений на русский язык здесь и дальше см. в конце рукописи: "Приложение".

Из поставленных задач вытекает цель диссертации: анализ идейно-художественных особенностей творчества Б.Рахим-заде,исследование жанрового своеобразия его поэзии и арсенала художественно-изобразительных средств.

Научная новизна и степень разработанности темы

Проведенная исследовательская работа позволила впервые научно оценить качество художественного слова Б.Рахим-заде и определить его место в современной таджикской поэзии.

Научный подход к анализу творческой биографии художника помогает проследить динамику его роста не только в плане освоения поэтической техники,но и в философском и социально-идеологическом аспектах; позволяет исследовать индивидуальные особенности "бокиевского" стиля и вскрыть источники его таланта; показать воздействие его поэзии на читателя через темпераментную образную систему,пульсацию ритмов,оригинальность приемов решения конфликтных ситуаций,через специфику его языковых и изобразительных средств; раскрыть роль песенного и сатирического дара поэта,их художественную и воспитательную ценность; показать особенности творчества Б.Рахим-заде как детского поэта.

Число работ о творчестве этого талантливого таджикского поэта на сегодняшний день ограничивается двумя небольшими монографиями и статьями,посвященными отдельным аспектам его творчества.

Неоднократные попытки исследовать творчество Б.Рахим-заде предпринимались при жизни поэта.Одним из первых к его поэзии обратился в своих статьях С.Табаров 3,6^.Его анализ наиболее значительных поэтических произведений военного и послевоенного периодов творчества Б.Рахим-заде,в частности,стихотворений из сборника "^аёт ва сухан" /"Жизнь и слово"/ носит скорее критический, чем литературоведческий характер.В своих изысканиях критик лишь мимоходом затрагивает и проблему тематических и стилевых особенностей творчества поэта.Самой значительной работой С.Табарова,посвященной творчеству Б.Рахим-заде,является статья "Боки Рахим-заде — певец ленинских идей".Исследуя в ней баллады "Чашмаи Ленин" /"Родник Ленина"/, "Нахустин шиносой бо Ленин" /"Первое знакомство с Лениным"/, "Симои образи чрвж-донй" /"Вечный образ"/ и четверостишия,посвященные вохщю,С.Та-баров не только отмечает философичность суждений в отдельных произведениях,но и определяет некоторые черты своеобразия художественного мира поэта,воплощающего идеи непреходящей связи культуры и истории таджикского народа с ленинизмом.

Вслед за С.Табаровым с критическим анализом поэзии Б.Рахим-заде выступил Р.Амонов,который верно подметил успешное использование поэтом форм и приемов русской поэзии и,в то же время, критикует излишнюю обобщенность его произведений.

Неравнозначность произведении Б.Рахим-заде послевоенных лет очевидна.Однако,обобщенность сама по себе — неотъемлимая черта настоящей поэзии.Видимо,критик имел в виду неумение поэта в отдельных произведениях подать художественное обобщение как убедительную поэтическую абстракцию,хотя существенные признаки явлений нашли свое отражение.

В ряде статей,в целом правильно оценивая движение поэтической мысли Б.Рахим-заде,некоторые авторы впадают в крайность, взяв под сомнение то,что Б.Рахим-заде "больше описывает не само событие,а выражает свое отношение к событию" ^'^.Хотя фактическк это и есть сущность лирики.В лирической поэзии субъекту принадлежит определяющая роль и выражение отношения субъекта к изображаемому является одним из основополагающих свойств лирики. Это придает лирической поэзии известную публицистичность и обобщенность,без которой существование истинной поэзии,к которой относятся и произведения Б.Рахим-заде,невозможно.Это подтверждается как лирическим творчеством великих художников слова /Рудаки, Хафиза, Джами, Петрарки, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Блока, Есенина и других/,так и наблюдениями классиков критической мысли — В.Г.Белинского, Н.Л.Добролюбова,а также работами русских и таджикских литературоведов: Л.И.Тимофеева, Г.Л.Абрамовича, М.Турсун-заде, М.Шукурова, А.Сайфуллаева, Ю.Бабаева и других.

Таким образом,обобщение в лирике Б.Рахим-заде необходимо рассматривать как неотъемлимое свойство его стиля.А вопрос об умении подать и использовать художественное обобщение, на наш взгляд,следует отнести к просчетам,или вернее,к уровню мастерства поэта той поры.

Об особенностях поэтического дарования Б.Рахим-заде говорится в статьях М.Шукурова, Х.Мирзо-заде, Ю.Акбарова, А.Сайфуллаева, высоко оценивая содержательность и глубокое его поэтическое мировосприятие.

В монографии Р. Цу сулманкулова и Х.Асоева предпринимается первая попытка поэтапного изучения творческой биографии Б.Рахим-заде.Предлагая свою периодизацию его творчества,авторы основное внимание уделяют лирике поэта.Однако в книге скупо говорится о других жанрах,в частности,эпических и сат1фических, занимающих не менее важное место в поэзии Б.Рахим-заде.

Наиболее объемным исследованием творчества поэта на сегодня является научно-популярная монография Б.Худойдодова "Поэт и современность" ' ,освещающая довольно широкии круг вопросов, связанных с тематическими особенностями и общими стилевыми чертами произведений Б.Рахим-заде.Но увлечение автора фактологическим материалом по истории таджикской литературы несколько отодвигает роль Б.Рахим-заде на второй план.Кроме того,в статьях Б.Худойдодова систематизирована существенная часть наследия поэта.Так,обобщая свои наблюдения,Б.Худойдодов заключает: "Ус-тод Б.Рахим-заде наилучшие свои стихи посвятил воспеванию труда и трудящихся; он создал произведения достойные людей нашей эпохи, утверждая в них величие человека"

В многочисленных статьях по разным вопросам таджикской литературы авторы /З.Ш.Раджабов, Х.Мирзо-заде, Н.Масуми и Ю.Бабаев, В.Асрори, В.Кириллов, Г.Мирзоев и другие

3.II// соотносительно с другими историко-литературными проблемами касались тех или иных сторон творчества Б.Рахим-заде.Общая характеристика и анализ отдельных произведений поэта содержатся в "Очерке истоо то/ рии таджикской советской литературы" 0/ и в сборниках статей Р.Хашима 3,13ЛЮ.Акбарова 3,14ЛА.Хакимова 3,15/',Х.Атахано-вой и других.Принципиальная оценка и ряд интересных суждений о Б.Рахимг-заде и его многогранном творчестве и поэтическом стиле содержатся в выступлениях и статьях М.Турсун-заде, Ф.Ниязи, М.Каноатова, Р.Хашима,а также в их предисловиях к различным изданиям сборников стихов поэта.Так, М.Турсун-заде отмечал у Б.Рахим-заде особый дар юмориста,а также совершенство композиционной структуры его стихотворений,умение точно выхватить и художественно воспроизвести сложные явления действительности.Высказывал он и критические замечания в адрес поэта: "Хотя стихи'Б.Рахим-заде прекрасны,но в них мало выявляются личностные черты его самого. Наш Боки пока еще,как бы,скрывает себя от читателя.Он — интересный собеседник,острослов,юморист и пародист,чуткий и занимательный рассказчик.Все мы знаем его тонкий юмор,однако эти черты его характера пока что почти ч Т7/ не находят отражения в его стихах .

Приведенный обзор литературы свидетельствует о несомненном интересе к личности и творчеству одного из замечательных таджикских советских поэтов — Боки Рахим-заде.Тем не менее,нельзя сказать,что к настоящему времени достаточно полно и последовательно освещены все этапы его творческого пути с позиций сегодняшних достижений науки о литературе.Более того,в целостном, научно-обобщенном труде на эту тему отечественное литературоведение нуждается и сегодня.

Метод и источники исследования

Диссертация основывается на достижениях современной истории и теории литературы и исследований в области проблем стихосложения. Анализ творчества Б.Рахим-заде проводится в соответствии с марксистско-ленинскими идеями об интернационализме,диалектической связи традиций классики и тенденций развития искусства в настоящее время.

Используемые в работе методологические принципы марксистско-ленинской эстетики,труды классиков русской критической мысли, материалы ХХ1У — XX7I съездов КПСС,июньского /1983/ пленума ЦК КПСС и другие партийные документы по вопросам идеологии и литературы обусловили подход к исследуемому материалу, с позицш! историзма,партийности и единства содержания и формы.

В качестве источников использованы произведения Б.Рахим

U «Л заде,произведения таджикской классической и современной литературы^ также сочинения других советских поэтов /В.Маяковского, Ю.Марцинкявичюса, Р.Гамзатова, Зульфии и других/.

Практическая ценность

Результаты исследования уточняют ряд фактов в осмыслении этапов развития таджикской литературы,в частности,роли Б.Рахим-заде в этом сложном процессе.Основные положения работы могут быть использованы в учебниках и учебных пособиях по курсу "Советская таджикская литература", "Литература народов СССР", а также в исследованиях по различным проблемам таджикской литературы.

Структура работы обусловлена спецификой рассматриваемого материала,своеобразием выдвигаемых проблем,их постановки и решения.Диссертация состоит из введения,материалов собственных исследований,заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества"

Заключение

Анализ творчества Б.Рахим-заде дает полное основание сказать: поэт — один из тех немногих художников,которые живут активной созидательной жизнью своего народа.Масштабность тем,жанровое многообразие его творчества и филигранное мастерство обусловлены эпохой.Б.Рахим-заде на протяжении почти полувековой творческой деятельности показал себя как достойный и талантливый летописец художественной истории своей республики.Поэт творил для всех возрастов,но наиболее массовый читатель его произведений — молодежь,которая в продолжении 38-летней послевоенной истории советской таджикской литературы черпала и черпает вдохновение в его многогранной и мудрой поэзии.Потому он и признан щедрым душой наставником.

Главной чертой поэзии Б.Рахим-заде является творческий синтез традиций письменной литературы с устным народным наследием, который не является простой суммацией их характерных свойств.Новаторский подход поэта способствовал формированию индивидуального стиля,наложил неповторимый "бокиевский" отпечаток на решение тех или иных художественных задач.При этом блестящее использование фольклорного материала проявлялось: I/ в выборе тем,сюжетов и образов; 2/ в использовании языковых средств и образной системы; 3/ в приемах и манере решения конфликтных ситуаций, которые нередко передавались слоговым размером /хичр/, что свойственно народной поэзии.Все это придает произведениям поэта особое агитационно-пропагандистское звучание и национальный колорит,делает их понятными,близкими широкому кругу читателей.

Однако,художественное слово Б.Рахим-заде не только синтез фольклора и письменной, литературы.Поэта с полным правом можно назвать преемником лучших традиций персидско-таджикской поэзии и литератур народов СССР. Усвоив мудрость и формы классического наследия,он не стал слепо подгонять их под новое время,новую идеологию и изменившийся ритм жизни.Новая,коммунистическая эпоха нарождалась на глазах поэта, который сумел по достоинству оценить происшедшие перемены.Жизнь не вмещалась в классические каноны и тогда Б.Рахим-заде показал себя зрелым,самостоятельным мастером стихотворного искусства. В частности,он широко стал применять свойства "персонажной" лирики,медитативно-изобразительной и повествовательной лирики,видоизменил поэтическую форму .традиционного тарджебанда и таркиббанда, создал своеобразные структуры мухаммаси,мусаддаси и муашшари тарджебанд,а также мустазоди мукаррар /повторяющийся мустазод/.Новаторство Б.Рахим-заде не исчерпывается видоизменением старых и созданием новых поэтических форм.В его интерпретации и прежние,классические формы открыли свои новые грани,наполнились свежими образами и, самое главное,новым содержанием,созвучным нашей эпохе.

Творчество Б.Рахим-заде в определенной степени является поэтической биографией современности.Его герои — чаще всего современники,живущие и действующие рядом с наш. Новая история в произведениях поэта,преломляясь через художественное "Я", получила своеобразное,но не противоречащее законам метода социалистического реализма воплощение.Все замыслы поэта,связывая в единое диалектическое целое вчера,сегодня и завтра,устремлены на решение неотложных задач для успешного строительства общества будущего.В этом направлении действуют даже фольклорные и исторические персонажи и события в произведениях Б.Рахим-заде.

Близкие народу в силу своей популярности, ши несут в себе непреходящие нравственные и идеологические достижения человеческого интеллекта.

Творчеству Б.Рахим-заде присущи все признаки высокого художественного мастерства: применение и усовершенствование фольклорных и классических поэтических форм,разработка оригинальных художественных структур,осмысление и применение лучших традиции других национальных литератур,гражданский пафос,непримиримость к недостаткам,активное вмешательство в современную жизнь,в решение как внутренних,так и внешних проблем,утверждение пламенным словом гуманистических идей.

Не ошибается тот,кто ничего не делает, — гласит народная мудрость.Среди произведений Б.Рахим-заде,особенно ранних,встречаются отмеченные печатью незрелости, а позже — поспешности. Иногда им недостает образного разнообразия, хотя эмоционально они выразительны.Как все творческие деятели,поэт постепенно набирался жизненного и художественного опыта,проверял своими чувствами книжную мудрость.Иногда он хотел мгновенно откликнуться на происходящие события,ставя оперативность поэтического слова выше его утонченности, отшлифованности. Но не эти произведения характеризуют творчество Б.Рахим-заде в целом.Справедлива мысль: талант — дар природы,глубина таланта — дар народа.В поэтическом таланте Б.Рахим-заде сомневаться не приходится, а примером глубины дара,который мог развиться лишь в новую,социалистическую эпоху,может служить его лирика.Многогранная, активная, злободневная, тонкая и многокрасочная,она отразила современные закономерности развития этого жанра в национальной литературе и работала, главным образом,по интимно-любовной,социально-гражданской,художественно-публицистической и философской проблематике.

Одно лишь перечисление тематического разнообразия лирических произведений дает представление о широте взглядов Б.Рахим-заде, а ведь поле его творческого зрения —весь современный мир,который отражен как в крупных эпических полотнах,так и в таких миниатюрных произведениях как четверостишие.В них решаются насущные внутренние проблемы нашего общества: художественное осмысление социальных перемен и становление новой,прогрессивной идеологии; наука ненависти в годы войны; призыв и художественная оценка трудовых подвигов в послевоенные годы; воспитание нового человека со всеми трудностями нравственного,политического и трудового процесса.Огромную роль в этом направлении сыграли произведения,раскрывающие роль Партии, Ленина, Октября и дружбы народов.Специфическими поэтическими средствами,национальным художественным словом Б.Рахим-заде донес достижения марксистско-ленинской философии в широкие народные массы.

Не прошли мимо Б.Рахим-заде проблемы международной жизни: мир народам, свобода угнетенным,интернационализм,дружба и сотрудничество, агрессивная роль империализма в современную эпоху.

Поэзия — это мир,прошедший через сердце поэта.Именно здесь сплавляются в единое целое народная ьфгцрость,животрепещущая современность и собственное "Я" художника.Именно здесь истоки ответственности настоящего художника за все человечество.Потому и слышны в произведениях таджикского поэта муки корейской матери, потерявшей ребенка,страдания народа, кровью поливающего свою землю,гневный голос Лумумбы . .

Если Х.Юсуфи называют поэт-воин,то Б.Рахим-заде с полным правом можно охарактеризовать как поэта-труженика.И здесь дело не в том,что он глубоко проник в суть различных видов труда. Труду,трудовым подвигам и их месту среди других общечеловеческих ценностей посвящена значительная часть произведений поэта. Донести в массы и утвердить марксистско-ленинский взгляд на сущность созидательной деятельности в новую эпоху — основная мысль многих произведений и,в том числе,окрыляющих,оптимистических песен,укоряющих юмористических и разящих сатирических стихотворений Б. Рахим-заде. В его понимании ратный подвиг во время войны и трудовой подвиг в мирный период — основное мерило нравственных качеств человека.Говоря о последних,поэт не забывает обрисовать процесс приобщения к общественно полезному труду женщи-ны-таджички.И здесь в его произведениях сливаются воедино самые нежные и лирические ноты с аккордами восхищения и удивления.

Стараясь внести свой вклад в общественный прогресс,донести народу передовые идеи современности,укрепить их в сознании масс, Б.Рахим-заде отводит определенную роль воздействию художественного слова на подрастающее поколение.Весь жизненный опыт поэта, мудрость народа и классического наследия подсказывают: чтобы получить добрые всходы,нужно раньше засеять поле.

Таким образом,изучение творчества Б.Рахим-заде свидетельствует о том,что он плечом к плечу с лучшими представителями своего народа в полную силу таланта решает проблемы кипучей жизни. Его художественное слово отводит ewy достойное место в таджикской советской литературе вслед за такими мастерами как М. Турсун-заде и М.Миршакар.Близость народу,публицистическая направленность, знание фольклорной и классической мудрости,простота и доступность — все это обусловило признание и популярность произведений поэта.Подводя итоги своего лирического творчества, он верно писая в шохбайте /золотой строке/:

Равонам бо х,аёт,аммо сурудам пештар гардад, Умедам ин ки бо халдам х;амеша хамсафар гардад.

2,197/

Я за жизнью иду, но в дороге меня, Песнь моя обгоняет, призывно звеня. 4.133/ перевод С.туцзенко/ О

 

Список научной литературыНуров, Садриддин, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Г.З. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.Ш. М.,изд-во "политической лит-ры",1955,с.44-45. 1.53. Маркс К. и Энгельс Ф. Там же.

2. Г.63. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. ПСС,М.,т. 30,1973,с.44-45. Г.73. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в Коммунизме.

3. ПСС, т. 29, М.! Д963, с. 152-153. 1.88. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". ПСС, т.29,М.,1963,с.152-153.

4. Деятели партии и партийные документы50 лет образования Союза Советских Социалистических республик. М.,Политиздат,1973,с.29. Там же.

5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.,изд-во "политической лит-ры",1981,с.61.

6. Материалы ХХУ съезда КПСС. М. ,изд-во "политической лит-ры",1976,с.81. Там же,с.80. Там же,с.79i.

7. Амонов Р. Дар бораи назми Бофз: Рах,имзода. "Шар^и Сурх", 1954,Л 7,с.95.38. %сулмош?улов Р.,Асоев X. Бо^й Рахимзода. Душанбе,УДТ, 1970.

8. З.Г4. Акбаров Ю. Талаби х;аёт ва ^исмати инсон. Душанбе, "Ирфон", 1977; К|исмати инсон ва в;исмати шеър. Душанбе,"Ирфон", 1980.

9. З.Г5. ^акимов А. Шеър ва замон. Душанбе,"Ирфон",1977.

10. Отахонова X. Падидаз;ои навчуй. Душанбе,"Ирфон",Г972.

11. Турсунзода М. Замон ва нависанда. "Шарки Сурх"Д961, В 7,с.20.

12. Худойдодов Б. Шоир ва айёми мо. Душанбе,"Ирфон",1976. 3.2Г. Сатторов Н. Рахимзода Боф£. "Газетаи муаллимон",1957, 26 март.

13. Келдиев Г. ''^авонии устод. "Комсомоле: То^шсистон",1970, 15 декабрь.

14. За сказочную поэму "Чудо" поэт был удостоен премии журнала "Огонек" 1971 года.

15. Худойдодов Б. Шоир ва айёми мо. Душанбе,"Ирфон",1976, с.33.

16. См.: предисловие С.Айни. В кн.: Лохутй А. Шеърхои То^икистонй. ДушанбеШашдавто^.,1940,с.7.

17. Табаров С. Ниг.: "Мушоара"-и Дабиб Юсуфи. Хаёт,адаби-ёт,реализм,китоби Ш. Душанбе,1983,с.99-113.

18. Очерки таърихи адабиёти Советии то^ик. Сталинобод.Наш-давто^.,^.1,1956,с.ГГ6.331. Там же,с. 117.

19. Худойдодов Б. Шоир ва айёми мо. Душанбе,"Ирфон",1976, с.38-39.

20. См. вступительное слово Р.Хашима. В кн.: Роди тайшуда. Душанбе,"Ирфон",Г966,с.8.

21. Ломидзе Г. Чувство великой общности. М.,изд-во "Советский писатель",1978,с.7.

22. Бабаев Ю. Певец, солнечных вершин. Душанбе,"Ирфон",1978, с.;89.

23. Суровцев Ю. Над страницами восточной поэзии. Ж. "Памир", Г969,№ 2,с.71.3.4Г. Советская песня. Передовая."Правда",Г972,24 декабря.

24. Худойдодов Б, Шоир ва айёми мо. Душанбе,"Ирфон",1976, с.52.

25. Советская песня. "Правда",1978,28 декабря.

26. Бобоев Ю. Сшщсолори назм. Душанбе,"Ирфон",197Г, с.221-222.

27. Табаров С. Образи В.И.Ленин дар назми советии точрк. Сталинобод,Нашдавто^.,196Г,с.49.

28. Еушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л., "Художественная литература",1978,с.33.

29. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений,т.УЛ. И.,изд-во Ак. наук СССР, Г955, с. ЗП.

30. Худойдодов Б. Шоир ва айёми мо. Душанбе,"Ирфон",1976, с. 60.3.6Г. Ломидзе Г. Чувство великой общности. М./Советский писатель" ,1978,с.31.

31. Алиев Р. Саади и его "Гулистон". М.,изд-во "Знание", 1958,с.31.

32. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений,т.УП. М.,изд-во Ак. наук СССР,1955,с.443.

33. Гейдеко В. Родное поле. "Литературная Россия",1979, Г июля,с.5.

34. Долгов К. Культура и общественный прогресс. "Правда", 1979,6 июля.375. Долгов К. Там же.

35. Камшалов А. Открывая мир. М.,изд-во "Молодая гвардия", 1979,с.77.

36. Горький М. Полное собрание сочинений в 30 томах,т.I. М.,1952,с.141.

37. Беарн Пьер. Поэзия завоевывает сердца. "Литературная газета",Г979,Г августа,с.15.

38. Отрывок цитируется по книге Бабаева Ю.И. "ГДу^адцимаи адабиётшиносй!! Душанбе, "Ирфон", 1974, с. 19.3.87, Столович Л.Н. Философия красоты. М.,изд-во "политической литературы",1978,с.33.

39. Амонов Р. Лирикаи хал^и то^ик. Душанбе,1963,с.3.3.9Г. Худойдодов Б. Шоир ва айёми мо. .Душанбе, "Ирфон", 1976, с.158.

40. См. сб. "О писательском труде". М.,"Советский писатель", 1953,с.31. .

41. Дустии безаволи мо /мусоз^иба бо котиби Правленияи Итти-фо^и нависандагони СССР Михаил Луконин/. "Точ^кистони Советй",1974,18 апрель.

42. Коллектив.Социализм ва мез^нат. Душанбе, 1977,с.24.

43. Шолохов М. Письмо американским друзьям /1943/. В кн.: По велению души. Статьи,очерки, выступления,документы. М.,1970,с.III.

44. Стихотворение создано в соавторстве с поэтом 1У|ухщщином Фархатом.3100. Сайфуллоев А. Таронаи бародарй. "Точикистони Советй", 1968,23 май.3101. Хралченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.,1975,с,81.

45. З.ПЗ. Иркаев М.,Николаев Ю.,Шарапов Я. Очерк истории Советского Таджикистана. Сталинабад,Таджикгосиздат,1957,с. 53-54.

46. З.П4. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. Душанбе, "Ирфон", 1971, с.2П.

47. З.П5. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений,т.П. М.,Гослитиздат ,1949,с.297-298.

48. З.П6. Жирмунский В.М. Некоторые итоги изучения героическогоэпоса Средней Азии. В кн.: "Вопросы изучения эпоса народов СССР". М.,1958,с.62.

49. T23. Ответственность. "Советская культура",1983,8 января,с.I.

50. Рахим-заде Б. Памяти Маяковского. В кн.: С крыши мира. М.,1973,с.31.

51. Рахим-заде Б. Дорогой подарок. В кн.: С крыши мира.

52. М.,1973,с.51-52. 4.24. Рармзода Бо^й. Асарз;ои мунтахаб,^.1. Душанбе, 1975; ч!» 2,1976.

53. Рахим-заде Боки. Клятва. В кн.: С крыши мира. М.,1973, с.64.

54. ГОсуфй Хабиб. Аз ^авого обу замин. Дар кит.: Ро^и нотамом. Душанбе,"Ирфон",1973,с.I30-I3I.

55. ГОсуфи Хабиб. Настало время. В кн.: "Анталогия таджикской поэзии". М. ,изд-во "Художественная лит-ра"Д957, с.689.

56. Лохутй Абулкрсим. Куллиёт,^.6. Душанбе,Нашдавто^. ,1963, с.54.

57. Юсуфй Хабиб. Ма^муаи шеърх,о. Душанбе,Нашдавто^.,1962,с.86.

58. Рахим-заде Б. Моя песня. В кн.: С крыши мира. М.,1973, с. 21-23.

59. Рахим-заде Б. Первое знакомство. В кн.: Зеленый лист. М. /'Советский писатель",1963,с.44-45.446. Там же,с.45-46.447. Там же,с.43.

60. Турсун-заде Мирзо. Хасан-арбакеш. В кн.: Вечный свет. М.,"Художественная лит-ра",1981,с.295.

61. Рахим-заде Б. Первое знакомство. В кн.: Зеленый лист. М.,"Советский писатель",1963,с.46-47.

62. Рахим-заде Б. Улица Ленина. В кн.: С крыши мира. М., "Художественная лит-ра",1973,с.63.

63. Рахим-заде Б. Истина жизни. В кн.: С крыши мира. М., "Художественная лит-ра",1973,с.87.457. Там же,с.88.458. Там же,с.86.

64. Рахимзода Бо^й. Овози модар. Рох;и тайшуда,с.Ю6.

65. С сожалением следует отметить,что это чудесное стихотворение , состоящее из 18 четверострочных строф,по неизвестной причине в "Куллиёт" /т.2/ приведено в сокращенном /6 строф/ виде.

66. Турсун-заде Мирзо. Возвращение. В кн.: Вечный свет. М., "Художественная лит-ра",198Г,с.Ю0.

67. Турсун-заде Мирзо. Поднимаются в памяти. Там же,с.98.

68. Рахим-заде Боки. Москва. В кн.: С крыши мира. М.,"Художественная лит-ра,,,1973,с.18.469. Там же,с.19-20.

69. Рахим-заде Боки. Дом Союзов. С крыши мира. М.,"Художественная лит-ра",1973,с.60.

70. Рахим-заде Боки. Дом Союзов. С крыши мира. М.,"Художественная лит-ра",1973,с.60.

71. Рах;имзода Б. Ба де^кони то^ик. "Точикистони Советй", 1979,4 август.481. Там же.

72. Турсун-заде М. Поэту. В кн.: Вечный свет. М.,"Художественная лит-ра",1981,с.71.

73. Хофизи Шерозй. Мунтахаби девон. Душанбе,1957,с.33.

74. Рахим-заде Б. Взгляд. В кн.:С крыши мира.М.,1973,с.42.

75. Ра^имзода Боцй. Марх;амат. В кн.: Рох;и тайшуда,с.52.4104. Рахимзода Бофа. Рохи нури офтоб. Ро^и тайшуда,с.431.4105. Там же,с.440.4.Г06. Там же,с.446.

76. ГГ0. Рахим-заде Б. Чудо. Душанбе,"Ирфон",1973,с.29.

77. Ш. Марцинкявичюс Ю. Поэмы. М.,1973,с.119.4.П2. Там же.4117. Зухра — I/ планета Венера; 2/ красавица,героиня легенды о Тохире и Зухре.

78. П8. Рахим-заде Б. Чудо. Душанбе,"Ирфон", 1973,с.38.4124. Рахим-заде Б. Истина жизни. В кн.: С крыши мира. М., "Художественная лит-ра",Г973,с.86.4125. Там же,с.87.4133. Рахим-заде Б. Моя песня. В кн.: Родник. Сталинабад, Таджикго сиздат,1957,с.7.j