автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Человеческое измерение вещного мира культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дуцев, Виктор Сергеевич
Введение
Глава 1. Культурная эволюция человеческого измерения вещного мира
1.1 Общие черты концептуального строения мира людей и вещей культуры
1.2. Система подходов к обнаружению меры культуры
1.3. Формационное и цивилизационное расслоение мер вещного мира культуры
1.4. Концепции транскультурной меры человека и вещи Выводы по Главе
Глава 2. Универсальность человеческого измерения вещного мира культуры
2.1. Потенциальное состояние структуры мер человека
2.2. Мера общественно-социального мира вещей культуры
2.3. Мера индивидуально-личностного мира вещей культуры
2.4. Транскультурный конструкт человеческого измерения вещного мира
Выводы но Главе
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Дуцев, Виктор Сергеевич
Актуальность темы исследования. Мир вещей восхищает богатством характеристик и вместе с тем отягощает человека беспорядочно нарастающим изобилием форм разного рода изделий и произведений, которые нарушают зыбкое равновесие в мире людей и вещей культуры. В стремлении обеспечить жизнеспособность культурной системе, люди пытаются найти инструмент для выбраковывания ненужного и сохранения ценного материала в мозаичной панораме полезных и бесполезных творений человека. Деятель не расстается с надеждой, что вещи, обретая самостоятельное бытие, не сделают его самого ненужным в культурной среде, не вытеснят человека чувствующего и мыслящего из вещно-событийной реальности и не лишат его свободы - господствующего положения в определении меры всего. Граница свободы в созидании мира людей и вещей определяется условиями, обеспечивающими свободу культурному творчеству. Человеческое измерение есть мера овеществления замыслов культурного преображения мироздания.
Вещный мир обозначает всю сумму достижений в реализации человеческих способностей. Этой системе свойственны все формы деятельности и ценности, приносящие пользу людям, способствующие формированию культурной среды для каждого индивида и для всего общества, а так же регулирующие отношения между отдельными субъектами культурной деятельности. Приведенные выше аспекты и грани действительности (материальные и духовные, реальные и идеальные, объективные и субъективные) присущи культуре и каждый из них может стать началом отсчета мер человека. Исходя из этого, структура мира культуры есть сложная многомерная система, и исследование исходного конструкта разнокачественных измерительных систем было и остается актуальным.
5.
Однако, по поводу многомерности структуры возникает сомнение. Основанием этому служит то, что человеческое измерение обнаруживает нечто соизмеримое во всех многочисленных мирах, а следовательно, однозначно констатировать качественную одномерность или многомерность структуры мира культуры нельзя.
Составитель систематизации мер культуры оказывается перед дилеммой: с одной стороны, рассматривая единое основание человеческой культуры, он приходит к выводу, что качественная многомерность являются вымыслом и существует только количественная многомерность в иерархической структуре мира людей и вещей. С другой стороны, анализируя характеристику разделенного основания человеческой культуры, он обнаруживает, что свойство разнокачественной многомерности становится присущим культуре, которая составляется и^ бесчисленного множества культур, имеющих несоизмеримые и несводимые друг с другом основания.
Степень разработанности проблемы. Современное состояние проблемы человеческого измерения характеризуется, с одной стороны, множеством специализированных подходов к измерению вещей культуры, с другой - общим стремлением к унификации мирового процесса. В поле « зрения исследователей, как правило, попадают факты закономерной или случайной систематизации культурных ценностей. Разворачивание темы «надсистемной» интеграции различных систем взглядов и, следовательно, их разнокачественных оснований приводит к необходимости обращаться к культурологии как к совокупному знанию философии культуры, теории культуры и истории культуры. В основу настоящего исследования легли идеи создания целостной, универсальной и одновременно разнокачественной модели мироздания: единой и разделенной, материальной и духовной, идеальной и реальной, субъективной и объективной структуры мира культуры. Методы и подходы к исследованиям, принципы и способы 6 конструирования общей системы в аспекте истории, диалектики развития мира людей и вещей культуры, морфологии, функционалистики, культурогенеза были развиты в трудах выдающихся философов - Платона, Аристотеля, Сократа, Н.Кузанского, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, Ф.В.И.Шеллинга, И.Г.Фихте, А.Шопенгауэра, К.Маркса, А.Бергсона, М.Хайдеггера.
Для отечественной философии тема единства принципов измерений в культуре исторически определяется ориентацией на мистико-религиозную или на естественнонаучную систему взглядов. Поиск принципов и способов осуществления «верховного синтеза» культурного пространства, соподчинения в нем «вещной философии» и «духовной философии» раскрывается в концепциях русской религиозной философии Н.А.Бердяева, Н.М.Минского, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, А.С.Хомякова, П .Я.Чаадаева, Л.И.Шестова. Традиция противостояния определяемого и неопределяемого начал в систематизации, раскрывающей феномен культуры на разных уровнях явления и сущности, находит отражение в теориях Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева; у современных авторов П.П.Гайденко, А.В.Дахина, Л.А.Зеленова, В.А.Кутырева, В.П.Кожевникова, С.Н.Некрасова, С.В.Норенкова.
Анализ парадигмы цикличности культурных процессов формационного и цивилизационного расслоений дополняется выявлением принципов корреляции материальных и духовных мер в культурном расслоении системы. Идеал общественного устройства на основных этапах исторического процесса дает основания для постижения нравственного аспекта культуры. Данная тема широко разработана в исследованиях Н.А.Бердяева, Н.Я.Данилевского, Э.В.Ильенкова, А.Камю, В.И.Ленина, с о
А.Ф.Лосева, Ф.Ницше, М.К.Петрова, Ж.П.Сартра, И.Г.Фихте, З.Фрейда, Ф.В.И.Шеллинга, Л.И.Шестова, О.Шпенглера, К.Г.Юнга, К.Ясперса. 7
Вопросы, касающиеся эстетики форм вещей культуры, широко отражены в работах В.Ф.Асмуса, М.М.Бахтина, Г.Гегеля, З.Гидиона, И.Канта, Ф.Ницше, С.Рейнака, Р.И.Ремпеля, Ф.В.И.Шеллинга, а так же Н.Н.Александрова, А.В.Бокова, А.В.Иконникова, И.ГЛежавы, А.А.Русаковой, Н.А.Сапрыкиной, В.Л.Хайта, С.О. Хан-Магомедова.
Систематизация мер человека непосредственно связана с исследованием познавательных процессов вещей культуры. Сопоставительный анализ психологии личности и культурных групп в формировании системы взглядов представлен в работах Р.Арнхейма, Г.Л.Ф.Гельмгольца, Р.Л.Грегори, Ж.Лакана, Б.Рассела, В.Франкла, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Г.Юнга.
Гуманитарные и инженерно-технические науки объединяет в культурологическом аспекте одна цель - построение единого и одновременно разделенного основания мира культуры. Важное место в определении принципов и способов формирования структуры человеческого измерения занимают следующие направления этого поиска:
- логические исчисления мышления человека;
- аналитическая структуризация мира людей и вещей;
- определение относительности мер в теориях множеств, алгоритмизация недоказуемых и неопровержимых трансформаций мер и их объединение в группы на основании подбора конструктивных правил сопряжения.
В связи с этим следует назвать таких авторов: Дж.Буль, Г.Вейль, Л.Витгенштейн, К.Гедель, Г.Кантор, С.К.Клини, Н.И Лобачевский, К.И.Льюис, А.А.Марков, Э.Мах, Г.Минковский, О.Морган, Ж.А.Пуанкаре, Б.Рассел, Б.Риман, Н.А.Шанин, А.Эйнштейн.
В сфере искусства необходимо упомянуть творцов, которые вели поиск законов сопряжения меры в своем творчестве, непосредственно создавая произведения в различных областях искусств (живопись, скульптура, в архитектура, литература, театр и пр.): Ж.Арчимбольдо, В.Вазарелли, Р.Вентури, Виллар де Оннекур, Г.Гольбейн, Ж.-А.Гудон, С.Дали, А.Дюрер, Ле Корбюзье, Леонардо да Винчи, Дж.П.Ломаццо, Микеланджело, Ж.Тенгели, Ж.Тибо, М.К.Эсхер; А.Н.Бенуа, А.М.Врубель, Н.Н.Ге, В.В.Кандинский, Л.МЛисицкий, К.С.Малевич, К.С.Мельников, Э.Неизвестный, А.М.Родченко, В.Е.Татлин, ГШ.Филонов; А.Белый, М.А.Волошин, И.М.Грабарь, Н.С.Гумилев, В.Э.Мейерхольд, БЛИастернак, К.Г.Паустовский, А.А.Фет, М.И.Цветаева.
Таким образом, обращение к проблеме целостности многочисленных миров и осознание универсальности меры человека в его разноплановой деятельности было и остается центральной проблемой культурологии. В различных областях наук и искусств было создано не мало концепций, объединяющих меры человека и вещи, а между тем приведение мер к общему знаменателю оказалось в полном объеме невозможным. Исследования человеческого измерения характеризуются узкой специализацией и самоограничиваются в плане выбора предметного поля. Кроме того, цель систематизации артефактов культуры ориентирует исследователя на определение ценных свойств вещей для человека, исключая из существенных свойств культуры ее самоценность независимого развития.
Диссертация посвящена анализу парадоксальных условий, при которых структура мира культуры была бы целостная, универсальная и одновременно разнокачественная и тем самым приоткрывала бы тайну сущности культуры.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - определить атрибутивно-необходиму структуру целостного и универсального мира культуры, отображенного в транскультурном человеческом измерении.
В ракурсе поставленной цели предполагается решить ряд задач: - рассмотреть общие характеристики методов и подходов в исследовании мер культуры и выявить в них единую логику построения структуры мер; 9
- раскрыть основные принципы и способы организации картины мира культуры в процессе ее формационного и цивилизационного расслоения;
- описать особенные характеристики транскультурных концепций, которые обнаруживаются в историческом развитии культуры;
- раскрыть коррелятивность мер культуры во взаимодействии персональных и коллективных конструктов человеческого измерения;
- определить атрибутивно-необходимую структуру транскультурного человеческого измерения.
Предмет исследования - условия целостности структуры меры культуры и человеческого измерения мира людей и вещей культуры.
Объект исследования - условия универсальности структуры мира культуры и человеческого измерения мира людей и вещей культуры.
Границы исследования - условия, которые одновременно обеспечивают разъятие и соединение субстанциональных и субстратных мер субъекта и объекта культуры.
Методологической и теоретической основой исследования послужили теоретические разработки в различных областях знаний: философии, культурологии, эстетики, герменевтики, семантики, семиотики, лингвистики, литературоведения, искусствоведения, психологии, логики. В связи с постоянной сменой научных парадигм и появлением новых принципов классификации артефактов, а также новых свидетельств о них возрастает значение информационного, структурного, функционального, аксиоматического, семиотического и других подходов. Данная совокупность методов и подходов в анализе разного качества характеристик культуры представляется наиболее адекватной структуре человеческого измерения.
Однако, в рамках культурологических исследований образовалась
С <: особая область, свободная от детерминации со стороны какой-либо концепции. Эту сферу можно обозначить транс культурным пространством, которое само организуется по принципу безотносительного пространства.
10
Проблема состоит в том, что для отображения присущих культуре свойств в структуре мер культуры, необходимо, чтобы субъект, его инструмент и процедуры измерения, а также объект измерения были соотнесены в качестве с органическим целым. Таким образом, наряду с традиционными формами анализа в настоящей работе используется моделирование единых разделенных условий мира людей и вещей культуры. В этом смысле показательным является сопоставительный анализ методов и подходов, принципов и способов построения единого конструкта в работах философов, физиков, исследователей мира искусства и в творчестве самих представителей мира культуры.
Научная новизна исследования. В работе впервые предложена схема синтеза субстанциональных и субстратных мер в едином-разделенном конструкте субъекта и объекта культуры. Транскультурная концепция, основу которой составляет совокупность измерительных систем относительных, безотносительных и соотносительных свойств, отображает взаимодействие всех элементов структуры мира культуры и обеспечивает человека инструментом для обнаружения соизмеримости форм во всем многообразии культуры. Она представляет собой гибкую модель единого-разделенного мира людей и вещей культуры.
В диссертации обоснованы и аргументированы следующие положения:
1. Существует единая-разделенная структура мира культуры по образу и подобию «мирового целого». Она соподчиняет субстанционально-субстратные характеристики субъекта и объекта, обеспечивая соизмеримость человеческого и вещного, духовного и материального, идеального и реального многообразия культуры.
2. Мера культуры является целостной структурой универсальных с. условий, обеспечивающих существование нечто-икс, соизмеримого с многообразием мира людей и вещей культуры.
11
3. Человек в этом контексте становится сосредоточением граничащих мер в культуре и творцом меры культуры; т.е. он устанавливает условия и формирует персональный конструкт для определения условий самостоятельного бытия.
4. ]Вещь в этом контексте является границей самостоятельного бытия человека. Вещь - это форма и способ фиксации персонального и коллективного конструкта мер в вещно-событийной реальности.
5. Человеческое измерение - это принципиальная схема построения персонального и коллективного конструкта человека культуры.
Как предмет защиты выносится определение принципа и способа формирования транскультурных условий, обеспечивающих синтез атрибутивно-необходимых мер, составляющих основу структуры человеческого измерения вещного мира культуры.
- структура мира культуры - целостная, универсальная и разнокачественная модель соподчинения систем человека и вещи;
- мера культуры - инвариантная совокупность атрибутивно-необходимых мер, присущих органическому целому культуры;
- транскультурная концепция — принцип построения и способ измерения единого-разделенного мира человека и вещи культуры. Теоретическая и практическая значимость. Важным моментом, связывающим множество мер системы «человек - вещь - культура», является заявленная в исследовании транскультурная концепция. Она позволяет выделить основные типы измерительных систем, и тем самым определить стратегические направления развития меры человека и вещи культуры.
Выводы, представленные в работе, могут быть использованы в социальных институтах управления и планирования, в общеобразовательных и специальных учреждениях для построения учебных программ, чтения элективов и спецкурсов по универсализации принципов и способов отбора
12 основных ориентиров и направлений в формировании культурной среды, а также ее оценки.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим основным направлениям: проектирование и реализация объектов архитектуры и градостроительства (1978 - 1994 гг.); внедрение основных положений и методик в учебный процесс в Нижегородском архитектурно-строительном университете; творческая деятельность -произведения миниатюрной и камерной скульптуры.
Внедрение результатов исследования в архитектурно-строительную практику осуществлялось автором в качестве основного автора и в составе творческого коллектива в проектных институтах «Горьковгражданпроект» и «Волговятагромпроект». Результаты научных исследований и методик автора были внедрены в проекты более ста генеральных планов городских территорий и сельских населенных пунктов в г. Нижнем Новгороде и Нижегородской области.
Внедрение в учебный процесс проходило по следующим направлениям: разработка программ и методик по теме «Основы изобразительного искусства» на кафедре технического рисунка и основ архитектурной композиции; публикация методических указаний по проблемам дидактики в обучении студентов инженерных специальностей основам искусства.
Основные идеи диссертационного исследования были освещены автором на семинарах, конференциях и симпозиумах: на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ННГАСУ в 1998 - 2001 гг.; на VIII международной научной конференции «Проблемы исследования и сохранения историко-культурного наследия», 1998 г. Нижний Новгород; на Нижегородской межвузовской конференции по теме «Русский менталитет», 1999г.; на Пятой межвузовской конференции «Духовная культура», 1999 г., Нижний Новгород; на VIII
13 зональной конференции по проблемам многоуровневого образования ННГАСУ 2000г.; на Первой, Второй, Третьей и Четвертой Международных ярмарках идей «Интеллектуальная собственность в информационном обществе», 1998 г.; «Россия в культуре мира», 19^9 г.; «Христианство в истории человечества», 2000 г.; «Человечество в XXI веке: индикаторы развития» 2001 г., Нижний Новгород.
Результаты творческой деятельности отразились в участии в городских и областных выставках мастеров декоративно-прикладного искусства 1985 -1996 гг.; в т.ч. персональная выставка в Москве «Дни г. Горького на ВДНХ СССР» (1989г.), в Нижнем Новгороде (Рождественская церковь, 1989 г.), на «Ярмарке - 96», посвященной 100-летнему юбилею Всероссийской художественно-промышленной выставки.
Диссертация обсуждалась на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и была рекомендована к защите.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по четыре параграфа) с основными выводами, заключения, списка литературы. Общий объем работы - 1 страниц. Список используемой литературы включает 202 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Человеческое измерение вещного мира культуры"
Выводы по Главе 2
1. Человек устанавливает соотношения субъективного и объективного в персональной структуре мер культуры на различных уровнях разнокачественного сопряжения: субъект-отношение-объект, деятель-действие-продукт, творец-творчество-творение, человек-культура-вещь. Человек определяет меру:
- для себя, как для субъекта или объекта относительно общего пространства;
- для другого, как для субъекта или объекта относительно персонального пространства;
- в себе, в качестве меры субъекта пространства своего объекта;
- в целом, как безотносительная структура мер культуры.
2. Структура мира культуры является атрибутивно-необходимой совокупностью подсистем, детерминантом которых является принцип устойчивых отношений творца и его творения. В этом соотношении деятель становится мерой общественно-социального и индивидуально-личностного мира вещей культуры. Вещь становится образцом, формой и способом фиксации персонального и коллективного конструкта, на основании которых человек устанавливает тип отношений к вещно-событийной реальности.
3. Транскультурный конструкт обусловливает существование различных систем человеческого измерения в единой модели, отображающей парадоксальное разъятие и соединение субстанциональных и субстратных мер органического целого мира людей и вещей культуры.
149
Заключение
В ракурсе поставленной в диссертации цели выявлен основной принцип определения условий, необходимых для построения структуры человеческого измерения вещного мира культуры. Настоящее исследование обобщает разноплановый опыт и выделяет атрибутивно-необходимые элементы целостной, универсальной структуры разнокачественных начал отсчета мер человека и вещи. В диссертации выявлена структурная диалектика овеществления и идеализации культурных форм и обоснована транскультурная концепция человеческого измерения. Исходя из свойств единой-разделенной системы, координирующей измерения в процессе объективации субъективного мира человека в формах вещного мира культуры и субъективации объективного мира вещей в формах человеческого измерения, возникают устойчивые типы отношений человека к миру.
Борьба двух направлений в организации идеальных отношений в мире культуры: вещизма и его отрицание, во многом определяют смысл и образ жизни человека. Оба отношения характерны для человеческой культуры и представляют собой системы, взаимообусловленные единой формой бытия человека в мире, связанные единым принципом обеспечения жизни человека. Они проявляются в качестве совокупности способов достижения духовного и материального совершенства мира людей и вещей культуры.
1. Духовность без материальной подоплеки бесплодна. В вещах человек обнаруживает и материальный объект, представляющий собой предметный мир действительности, и духовный феномен, который, скрывает тайну сущности культуростроения и односторонне раскрывается в идеализированных структурах персональной и коллективной организации культурного пространства. Идеализированные структуры представляют реальность в качестве субъективно-идеализированных и объективно-идеализированных систем ценностей, установок и ориентиров. Таким
150 образом в круг проблем настоящего исследования попадает не только мера соотношения материально-предметной и идеализированной реальности в качестве меры соотношения материальных и духовных ценностей, но и мера * соотношения персонального и коллективного в мире людей и вещей культуры. Здесь, касательно построения структуры человеческого измерения, возникает основной вопрос о совокупном качестве субъекта и его объекта, взаимодействие которых предопределяет качество персонального и коллективного конструкта субъекта культурной истории.
2. Единое-разделенное свойство структуры мира культуры присуще ее культуроносителям. Двуличие человека, а в действительности, субъект культурной деятельности проявляется в четырех ипостасях, отображает атрибутивно-необходимые позиции человека, охватывающего весь спектр отношений к миру. Единичный культуроноситель является индивидуализированной формой существования сообщества, которое самоопределено в культурном пространстве устойчивых отношений. Человек индивидуальный и человек общественный являются следствием формационного самоопределения отдельностей в структуре мира культуры. Кроме того, человеку присуща способность абстрагировать свои отношения в мире людей и вещей, что позволяет ему формализовать условия данной отдельности и представить ее в качестве персонального и коллективного конструкта. Таким образом, человек выступает как совокупность качеств экзистенциированной личности и рационального организатора социального мироустройства.
Человечество культуры является своеобразным энантимером отношения культуроносителя к действительности и обладает подобным, но не тождественным единичным свойством всеобщего культурного качества. Это условие позволяет осуществлять взаимопревращения и перестановки разнокачественных культуроносителей для решения- конкретных задач в общем развитие. Исходя из этого, предметно-символический комплекс
151 расслаивается на персональные и коллективные пространства людей и вещей культуры, а так же соответствующие им системы мер.
Человеческая культура имеет социальную, общественно-историческую природу,, то есть она могла возникнуть только в обществе как иерархическая структура единого, вмещающая все производные фрагменты целого. Меру культуры можно познать не через познание меры отдельного человека, его действий и продуктов этих действий, а через меру человечества, посредством анализа единства творческого процесса. Единство действий предполагает существование универсального субъекта - объективного деятеля культуры, в мысленном фокусе которого соединяются и упорядочиваются все разнокачественные устремления людей культуры.
Человеческая культура имеет личностную, индивидуально-событийную природу, то есть она могла возникнуть только в творческих личностях и существует в историческом целом, как сумма структур разделенного. Творческая личность объективирует саморазвитие субстанционального деятеля. Все может соединиться и реализоваться в отдельном человеке по образу и подобию мирового целого. Культура может быть определена как объективация человеческого творчества и меру ее можно познать посредством самоанализа. Здесь универсальный субъект выполняет функцию субъективного деятеля, объектом которого является самостоятельно сконструированная форма отношения к внутреннему и внешнему миру. В реализации отношений человек, либо принимает точку зрения коллективного деятеля, который организует общественно-социальное пространство, либо ограничивается индивидуально-личностной мотивацией, ориентируясь на различные пристрастия. Самобытность культур и самость отдельных индивидов обеспечивают два конструкта, различных по качеству совокупного субъекта и его объекта.
3. Гибкая , структура человеческого измерения -служит для распределения зон действия между системами мер разного качества. В
152 отношениях человека и человечества к вещи и вещному миру устанавливаются соотношения субъективной и объективной меры. Ориентация человеческого измерения может быть представлена:
- для себя, ' как мера персонального в отношении к коллективному условию для выделения «своего» индивидуализированного в составе окружающего «чужого» условия;
- для другого, как мера коллективного в отношении к персональному условию для определения принципа соединения «своих» и «чужих» условий;
- в себе, как мера личностного мира отношений к организации персонального и коллективного условия;
- для всех в целом, в качестве инвариантной совокупности типов отношений персональных и коллективных условий.
Человек мысленно организует основные типы схем измерений и в этом контексте становится сосредоточением граничащих мер в культуре и творцом меры культуры. Он определяет соотношения мер персонального и коллективного конструкта для сопоставления с вещными условиями самостоятельного бытия отдельного человека и культурной системы всех членов социума.
Объективация персональных и коллективных измерений завершается овеществлением культурного пространства. Вещь человека в этом контексте является границей сосредоточия мер культуры и мерой самостоятельного бытия творения человека. Вещь становится самоценной формой и способом фиксации условий, обеспечивающих свободное отношение человека к творчеству вещно-событийной реальности.
4. Человеческое измерение - это принципиальная схема построения структуры атрибутивно-необходимых начал отсчета мер культуры, адекватно отображающая историческое и логическое в существовании органического целого мира людей и вещей. Рациональный динамизм и экзистенциальный
153 демонизм присущи свойствам персонального и коллективного конструкта мер, которые статичны в разъятом состоянии и трансцендированы в совокупной форме соотношений субъективного и объективного. Человек обладает исключительной способностью свободно мыслящей матфии отвлекать и различать устойчивые типы культурных отношений в мире людей и вещей:
- безотносительное свойство самоценности мира культуры, человека и вещи культуры;
- относительное свойство ценностей мира людей и вещей культуры для отдельного человека и самобытных культурных групп;
- соотносительное свойство нейтральных измерительных структур органического целого культуры, которые обеспечивают устойчивость межличностным и межкультурным отношениям.
5. Организация межличностных и межкультурных отношений нуждается в транскультурном конструкте персональных и коллективных мер.
В диссертации прелагается принципиально новый аспект в организации системного анализа - построение транскультурного конструкта, обеспечивающего целостность и универсальность структурному взгляду на историко-культурную эволюцию человеческого измерения вещного мира. Введение совокупной меры самоизменяемых условий в принцип систематизации культурных артефактов позволяет человеку не только обнаруживать нечто-икс соизмеримое с многообразием феномена, но и обозначать типы устойчивых отношений человека к овеществленным условиям.
Транскультурный конструкт является необходимым дополнением к совокупному опыту человека в поиске конкретных решений в организации культурного многообразия.
154
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации:
1. Дуцев B.C. Тенденции развития вещного мира в жизнеспособности народной культуры /B.C. Дуцев //Труды аспирантов. - Н.Новгород: ННГАСУ, 1998. -С. 77-81.
2. Дуцев B.C. Судьба деревянных строений /B.C. Дуцев // Проблемы исследования и сохранения ист.-культ. наследия: Тез. докл. науч. конф. -Н.Новгород: НИП «Этнос», 1998 г. - С. 22.
3. Дуцев B.C. Ритм и метр в теории архитектурной композиции: Методические указания /B.C. Дуцев, Д.М. Мезенцев. - Н.Новгород: ННГАСУ, 1998.-24 с.
4. Дуцев B.C. Актуальность проблемы образного своеобразия городской среды и пути ее решения /B.C. Дуцев, Д.М. Мезенцев //Интеллектуальная собственность в информационном обществе: Тез. докл. Первой Международной Нижегородской ярмарки идей. XXVI академический симпозиум - Н.Новгород, 1998. - С. 381 - 382.
5. Дуцев B.C. О программах возрождения традиций формирования вещного мира /B.C. Дуцев //Строительный комплекс - 98: Тез. докл. науч. техн. конф. - Н.Новгород: ННГАСУ, 1999. - С. 15.
6. Дуцев B.C. Планировочная структура села Большое Болдино 1830 - 1834 гг. Версия /B.C. Дуцев //XXVII академический симпозиум «Россия в культуре мира»: Тез. докл. Второй Международной Нижегородской ярмарки идей. - Н. Новгород, 1999.- С.531 - 533.
7. Дуцев B.C. Многообразие значимости вещного мира в ценностной ориентации человека /B.C. Дуцев //Духовная культура: материалы докладов Пятой межвуз. конф. по теории и методике преподавания культурологии в высш. школе. -Н. Новгород: ООО «Вектор ТиС», 1999. -С.75.
155
8. Дуцев B.C. Проявление полифункциональности культуры в судьбе деревянных строений /B.C. Дуцев //Строительный комплекс - 99: Тез. докл. науч. техн. конф. -Н. Новгород: ННГАСУ, 1999. С. 16.
9. Дуцев B.C. Ментальность русского зодчего /B.C. Дуцев, Д.М. Мезенцев //Русский менталитет: Тез.докл. Шестой Межвузовской конф. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2000. - С. 45.
10.Дуцев B.C. Стратегия творческого поиска и проблема сохранения своеобразия архитектурной среды на рубеже веков /B.C. Дуцев, Д.М. Мезенцев //ХХУШ академический симпозиум «Христианство в истории человечества»: Тез. докл. Третьей Международной Нижегородской ярмарки идей. - Н. Новгород, 2000. - С. 32.
11. Дуцев B.C. Новое тысячелетие в зеркале архитектурного творчества /B.C. Дуцев //Человечество в XXI веке: индикаторы развития: Материалы IV Международной ярмарки идей. XXIX академический симпозиум. -Н.Новгород, 2001. - С. 35.
Список научной литературыДуцев, Виктор Сергеевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Автономова Н.С. Лакан: возрождение или конец психоанализа? /Н.С. Автономова. — //Бессознательное: природа, функции, методы исследования., Т.4. Тбилиси. 1985. С. 4 -129.
2. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании. /Г.Г. Азгальдов. -М.: Стройиздат, 1989. -272 е.: ил. Азгальдов Г.Г. Численная мера и проблемы красоты в архитектуре. /Г.Г. Азгальдов. М.: Стройиздат, 1978. - 88с.
3. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве. /Леон Баттиста Альберта. Т. 2. -М.: 1937, С. 3 - 60.
4. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. /М.В. Алпатов. М.-Л.: 1948,-Т. 1,0.311-342.
5. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. /Ю. Аксенов, М. Левидова. -2-е изд. М.: Советский художник, 1986. - 326 с. Альберт Эйнштейн и теория гравитаций: Сб. статей. /Пер. с англ., нем., франц. - М.: Мир, 1979. - 592 с.
6. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. /Под.общ.ред. A.M. Кантора М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.
7. Арнасон Г.Г. Скульптура Гудона. /Г.Г. Арнансон; пер. с англ. П.В. Мелковой. -М.: Искусство, 1982. 126 с.
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Р. Арнхейм; Пер. с англ. В.Н. Самохина, Вступ. стат. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974,- 392 с.
9. Афоризмы. Древний мир. Античность. /Сост. А.П. Кондратов, М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. - 512 с.
10. Афоризмы. Средние века. Возрождение. Просвещение. /Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашев. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1999. - 736 с.
11. Бабичев Н.Т. Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов: 2500 единиц. /Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровский; Под ред. Я.М. Боровского -М. : Русский язык, 1982. 959 с.
12. Бархин Г.Б. Методика архитектурного проектирования. /Г.Б. Бархин. -М.: Стройиздат, 1993. .с.
13. Бенуа А. Кустарная выставка. /А. Бенуа. //Мир Искусства, С.-П.,- М.: т-во М.О.Вольф «Слово», 1902, № 3, С. 47 - 50.
14. Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. /О. Бердслей. М.: Игра-техника, 1992.-288с.
15. Бердяев Н.А. Учение Хомякова о национальности и национальном признании. /Н.А. Бердяев. //О Русь, волшебница суровая; Сост., вступ. стат. и прим. Л.Е. Шапошникова. Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1991. - 254 с.
16. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. /Н.А, Бердяев.-М.: Мысль, 1999. .с. ~
17. Богат Е.М. Чувства и вещи. /Е.М. Богат. М.: Политиздат, 1975 - 304 с. Боков А.В. Многофункциональные комплексы и сооружения: Обзор /А.В. Боков. - М.: ЦНТИ по гражд. строит, и архитектуре., 1973. - 52 с. - (Общие вопросы гражд. строит.).
18. Бугаев Б. Формы искусства. /Б. Бугаев. //Мир Искусства. С.-П.,- М.: т-во М.О.Вольф «Слово», 1902, Т.8, № 12, С. 343 - 360. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. /Н.А. Васютинский, - М.: Мол. гвардия, 1990. - 238 с.
19. Витрувий П.М. Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. /П.М. Витрувий. М.: Изд.ак. арх. СССР 1936. - 331 с. Волков Н.Д. Система Мейерхольда. /Н.Д. Волков; в 3 т. - М.: Academia, 1929, Т. 1.-404с.
20. Волков Н.Д. Система Мейерхольда. /Н.Д. Волков; в 3 т. М.: Academia, 1929, Т. 2.-494 с.
21. Волошин М. Эдуард Виттиг. О возможных путях скульптуры. /М. Волошин. //Аполлон. С.-П.: т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1913, № 5, С. 19-28.
22. Восток. Сборник первый. /Под общ. ред. А.А. Болотникова, В.А. Гордлевского и др.: Литература Китая и Японии. М.: Academia, 1935. -442 с.
23. Восток. Сборник второй. /Под общ. ред. А.А. Болотникова, А.Н. Тихонова и др.: Литература Ирана X XV в. - М. - Л.: Academia, 1935. -491с.
24. Галина Л.Д. Русская игрушка Альбом. /Л.Д. Галина. М.: Советская Россия, 1987. - 198 с.
25. Голынец С.В. Лев Бакст. Живопись. Графика.Театрально-декоративное искусство. /С.В. Голынец. -М.: Изобразительное искусство, 1992. С. 547.
26. Ге Н.Н . Письма Н.Н. Ге к разным лицам. /Н.Н. Ге. //Мир Искусства. -С.-П.,- М.: тов-во М.О.Вольф «Слово», 1902, Т. 7, № 1 6, С. 283. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. /Г.В.Ф. Гегель. В 3-х т. -М.: Мысль, 1975.
27. Гейдова Д., Дурдик Я., Кибилова Л., Мудра М., Стара Д., Урешова Л., Клингенбург К-Г. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. /Д. Гейдова, Я. Дурдик и др.; Пер. Б.Б.Михайлова,-Прага.: Артия, 1980. 496 с.
28. Гидион 3. Пространство, время, архитектура: Пер. с нем. /З.Гидион. -3-е изд. М.: Стройиздат, 1984. - 455 е.: ил.
29. Г.Д., Н.М., Кн. Сергей Волконский. Новые книги по искусству. / Г.Д., Н.М., Кн. Сергей Волконский. //Аполлон. С.-П.: т-во Р.Голике и А.Вильборг, № 5, 1913. С.71 - 76.
30. Грабарь И. Несколько мыслей о современном прикладном искусстве в России. /И. Грабарь. //Мир Искусства, С.-П.,- М.: тов-во М.О.Вольф «Слово», 1902. № 3, С. 51 - 56.
31. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. /Р.Л.Грегори; Под ред. А.Р. Лурия, В.П. Зинченко; Пер. с англ. Е.Д.Холмской. М.: Прогресс, 1970. - 270 с.
32. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. /A3. Гутнов, В.Л. Глазычев. -М.: Мол. гвардия, 1990. 350 с. Дали С. Дневник одного гения /С. Дали; Пер. с франц. Захаровой Н.О. - М.: Искусство, 1991. - 271 с.
33. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. /В. Даль- М.: ТЕРРА, 1994, Т.1. 800 с.
34. Дахин А.В. Формационное самоопределение универсума. Часть 1. Природный мир. /А.В. Дахин: Монография. Н.Новгород: изд-во НАСУ, 1992.- 103 с.
35. Дахин А.В. Феноменология универсальности в культуре. /А.В. Дахин: Моногр. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. - 148 с.
36. Дианова Т.В. Описание рукописи. Описание миниатюр. /Т.В. Дианова. //Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII века из собрания Государственного Исторического музея. Альбом. М.: Советская Россия, 1980. С. 35 - 47, 239 - 269.
37. Димаков Д. Наша проделанная работа. Реконструкция модели «Памятника 1П Интернационала». /Д. Димаков. //Татлин В. ретроспектива; Под общ. ред. А. Стригалева, Ю. Хартена Кельн: ДЮМОН, 1992, С. 53-60.
38. Дмитриев Вс. Заветы Врубеля. /Вс. Дмитриев. //Аполлон. С.П.: т-во Р.Голике и А.Вильборг. 1913, № 5, С. 15 - 18.
39. Емельянов Е.Н. Психология бизнеса /Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына. М.: АРМАДА, 1998, - 511 с.: ил. Жегапова С.К. Русская народная живопись. /С.К. Жегалова. - М.: Просвещение, 1974. - 191 с. с ил.
40. Живопись 1920 1930. Государственный Русский музей: Каталог-альбом. /Вступ. статья М.Ю. Германа. - М.: Советский художник, 1989. -280 с.
41. Зеленов Л.А. Система философии. /Л.А. Зеленов. Н. Новгород: ННГУ, 1991.
42. Зигерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Сугин, Шагал. /Б.И. Зигерман. М.: ТПФ «Союзтеатр», 1993. - 335с., ил. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре /А.В.Иконников. -М., 1986.-288 е.: ил.
43. Ильенков Э.В. Философия и культура. /Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-464 с.
44. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. /Э.В. Ильенков. -М.: Политиздат, 1984. 320 с.
45. Иткина Е.И. Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XX века. Из собрания Государственного Исторического музея. /Е.И. Иткина. -М.: Русская книга, 1992. 256 с.
46. Камю А. Бунтующий человек. /А. Камю. //Мир философии: Книга для чтения. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991, Ч. 2, С.222 -227.
47. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. /В.В. Кандинский. М.: Архимед, 1992. - 109 с.
48. Кант И. Сочинения в 6 т. /И. Кант; Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги и др. АН СССР: Ин-т философии: Философское наследие. -М.: Мысль, 1964. Т. 3. - 799 с.
49. Кант И. Сочинения в 6 т. /И. Кант; Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги и др. АН СССР: Ин-т философии: Философское наследие. -М.: Мысль, 1966. Т. 5 - 564 с.
50. Кантор Г. Труды по теории множеств. /Г. Кантор; Изд. подгот. А.Н. Колмогоров и др.; Отв. ред. А.Н. Колмогоров, А.П. Юшкевич. М.: Наука, 1985.-430 с.
51. Кантор К.М. Современный функционализм й культура. /К.М. Кантор. //Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971, С. 6 - 32.
52. Карамзин Н.М. История Государства Российского. /Н.М. Карамзин: В 12 т.; Предисл. В.Б. Муравеева. -М.: Моск. Рабочий; Слог, 1994. Книга первая. Т.1-2.-366 с.
53. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. /Э. Кассирер. //Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991, С. 300 307.
54. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. /P.P. Клике: Монография. М.: Высш. Школа, 1978. - 368 с.
55. Клини С.К. Введение в математику /С.К. Клини; Пер. с англ. М.: 1957. С. 3-45.
56. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. /Ф.В. Ковалев. К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989. - 143 с.
57. Ковтун Ё.Ф., Бабаназарова М.М., Газиева Э.Д. Авангард, остановленный на бегу. /Е.Ф. Ковтун, М.М. Бабаназарова и др. JL: Аврора, 1989.
58. Ковтун Е.Ф. Филонов П.Н. живопись. Графика Из собраний государственного Русского музея. /Е.Ф. Ковтун: Каталог выставки. -Л.: Аврора, 1988.- 111 с.
59. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование. /А.Э. Коротковский. -М.: Полиграфист, 1975. 304с.
60. Крутоус В.П. Родословная красоты: ( Прекрасное и целесообразность). /В.П. Крутоус. М.: Искусство, 1988. - 222 с.
61. Крючкова В*.А. Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. /В.А. Крючкова. М.: Изобраз. искусство, 1984. - 304 с.
62. Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений. /Сост. В.Купреянова, Н.Умнова. М.: ТЕРРА, 1996. - 96 с.
63. Кузанский Н. Об ученом незнании. /Кузанский Н. Сочинения, В 2-х т. -Т. 1. М.: Мысль, 1979. - 488 с.
64. Кузнецов Э.Д. Пиросмани. /Э.Д. Кузнецов; 2-е изд., испр. и доп. JL: Искусство, 1984. - 208 с.
65. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образы. /А.В. Кукаркин. М.: Политиздат, 1978. -350с.
66. Кулаков Ю.И., Владимиров Ю.С., Карнаухов А.В. Введение в теорию физических структур и бинарную геометрофизику. ЯО.И. Кулаков, Ю.С. Владимиров. М.: Архимед, 1992. - 182 с.
67. Культура в свете философии (Институт философии академии наук Грузинской ССР). /Под ред. Н. Тархнишвили. Тбилиси.: Хеловнеба, 1979.-324 с.
68. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. /В.А. Кутырев. Н.Новгород: Нижний Новгород, 1994. - 199 с.
69. Лакан Ж. Субверсия субъекта и диалектика желания во фрейдовском бессознательном. Графы желания. /Ж. Лакан; Изложение С.Б. Долгопольского. //Культурология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. С. 516-527.
70. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петербурга в 1917 г. /В.П. Лапшин. М.: Советский художник, 1983. - 495 с.
71. Леви-Стросс К. Структурная антропология. /К. Леви-Стросс. М., 1983.
72. Левитин К.Э. Геометрическая рапсодия. /К.Э. Левитин; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Знание, 1984. 176 с.: ил.
73. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре: Копия отчета о НИР /И.Г. Лежава, ВНТИЦ. М., 1988. -212 с.
74. Ле Корбюзье Ш.Э. Архитектура XX века. /Ш.Э. Ле Корбюзье. -Перевод с франц. М.: Прогресс, 1970. - 301 е.: ил.
75. Левин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве. Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах. /В.И. Ленин: Соч. в 30 т.; изд. третье под ред.
76. B.В. Адоратского, В.М. Молотова и др. М.- Л.: Партиздат, 1935, Т. 1,1. C. 223-395.
77. Ленин В.И. Кустарная перепись 1894/5 года в Пермской губернии и общие вопросы «кустарной» промышленности. /В.И. Ленин: Соч. в 30 т.; изд. третье под ред. В.В. Адоратского, В.М. Молотова и др. М.-Л.: Партиздат, 1935, Т. 2, С. 193 - 276.
78. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. /В.И. Ленин: Соч. в 30 т.; изд. третье под ред. В.В. Адоратского, В.М. Молотова и др. М,- Л.: Партиздат, 1935, Т. 3. - 614 с.
79. Ленин В.И. Философские Тетради /В.И. Ленин; Под ред. В.В. Адоратского, В.Г. Сорина. М.: Партиздат, 1933. - 474 с.
80. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. /В.В. Литвинов. -М.: Плакат, 1989. 192 е., ил.
81. Лифшиц М. Ленин о культуре и искусстве. Сборник статей и отрывков. /М. Лифшиц. -М.: Изогиз, 1938. 324 с.
82. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. /А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. — 623 с.166
83. ИЗ. Лукомский Г. Несколько слов о народном искусстве на кустарной выставке. /Г. Лукомский. //Аполлон. С.-П.: т-во Р.Голике и А.Вильборг. 1913, № 4, С.39 -41.
84. Лякост М. Тенгли Жан. Каталог выставки. /М. Лякост; Пер.М.С. Самарина. Цюрих/ Швейцария: Фонд Про Гельвеция, 1990. - 150 с.
85. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: В 2 т. /Под ред. М.Г. Бархина. М.: Искусство, 1975. - Т. 1, 2.
86. Маркс К. Капитал. /К.Маркс. М., 1953. Т. 3 - 745 с.
87. Маркс К. К критике политической экономии. /К.Маркс. -М.: Партиздат, 1935. 232 с.
88. Марксистско-ленинская теория культуры /А.И. Арнольдов, Е.А. Ануфриев и др. -М.: Политиздат, 1984. 384 с.
89. Мережковский Д.С. Заключение к статье «Л. Толстой и Достоевский». /Д.С. Мережковский. //Мир Искусства. С.-П.,- М.: т-во М.О.Вольф «Слово», 1902, № 2, С. 89 - 132,
90. Минский Н. Философские разговоры. /Н. Минский. //Мир Искусства -С.-П.,- М.: т-во М.О.Вольф «Слово», 1902, № 7, С. 45 64.
91. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев М.: Сов.энциклопедия, 1991. Т. 1. — 671 с.
92. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев М.: Сов. энциклопедия, 1992. Т.2. -719 с.
93. Моль А. Социодинамика культуры. /А. Моль; Пер. с франц., Вступит, статья, ред. и примеч. Б.В. Бирюкова М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
94. Музееведение. Музеи исторического профиля. /Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. М.: Высш. 111к., 1988. - 431 с.
95. Мухина Е.Б., Джафарова С.Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время. /Е.Б. Мухина, С.Г. Джафарова. М.: Советский художник, 1990.-272 с.
96. Неверов О.Я. Геммы античного мира. /О.Я. Неверов; 1-е изд. М.: Наука, 1982. - 144с.
97. Нойферт Э. Строительное проектирование /Э. Нойферт. М., 1991. -391 е.: ил.
98. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века /М.Г, Неклюдова. - М.: Искусство, 1991. - 396 с.
99. Некрасов С.Н. Социальный прогресс и проблема фетишизма. Постструктуралистическая семиология фетишизма и марксистское обществознание. /С.Н. Некрасов. Свердловск.: изд-во Урал.унив-та, 1989.-196 с.
100. Немировская М.А., Хан-Магомедов С.О. Лисицкий Л.М. Выставка произведений к столетию со дня рождения. /М.А. Немировская, С.О. Хан-Магомедов. М., - Эйндховен: Городской Музей Ван Аббе, Государственная Третьяковская галерея, 1990. - 132 с.
101. Ницше Ф. Антихристианин. /Ф. Ницше. //Сумерки богов; Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод А.В. Михайлова. -М.: Политиздат, 1989. С. 17-93.
102. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: ООО «Изд-во ACT», 2001.-976 с.
103. Норенков С.В. Культурофилософия концептуального проектирования: архитектонический анализ и научные исследования. /С.В. Норенков. -Н.Новгород: НАСУ, 1997. 119 с.
104. Норенков С.В. Визуальная архитектоника миросозидания. /С.В. Норенков: Монография. Н.Новгород: изд. ННГУ, 1997. - 126 с.
105. Основные термины дизайна. Краткий справочник словарь. - М.: ВНИИТЭ, 1989,-88 с.
106. Павловский Б.В. Каслинский чугунный павильон. /Б.В. Павловский. -Свердловск.: Средне-Уральское кн. изд. 1979, .с.
107. Пастернак Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. /Б. Пастернак. М.: Искусство, 1990. -399 с.
108. Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. /К.Г. Паустовский. М.: Педагогика, 1991- 224 с.
109. Петрици Иоанеэ. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. /Петрици Иоанеэ; Ред. колл.: М.Б. Митин (пред.) и др.; АН СССР; Ин-т философии; Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1984.-286с.
110. Письмо Льва Толстого (Январь 1891). //Мир Искусства. С.-П.,- М.: т-во М.О.Вольф «Слово», 1902, № 4, С. 229.
111. Пожарская М.Н. Александр Головин: Путь художника. Художник и время. /М.Н. Пожарская. М.: Советский художник, 1990. - 264 с.
112. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. /Б.Ф. Поршнев. -М.: Мысль, 1974, 487с.
113. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. /Под ред. Е.В. Смирницкой. М.: «ННН», 1995. -272 с.
114. Рассел Б. Человеческое познание. /Б. Рассел. //Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. Проблемы, понятия и принципы. -М.: Политиздат, 1991, С. 245 248; 351 - 359.
115. Ремпель Л И. Искусство Среднего Востока. Наследие древности. Художественная культура средних веков. История искусств и современность. Избранные труды по истории и теории искусств. /Л.И. Ремпель. М.: Советский художник, 1978. - 284 с.
116. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубеж. школа рисунка. /Н.Н. Ростовцев. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
117. Русакова А.А. Символизм в Русской живописи. /А.А. Русакова. М.: Искусство, 1995. - 451 с.
118. Русская лирика XIX века. /Сост. В л. Орлов. М.: Худож. лит., 1986. -430 с.
119. Сагалович М.В. По следам Фернана Леже. /М.В. Сагалович. М.: Советский художник, 1983. - 318 с.
120. Сапрыкина Н.А. Архитектурная форма: статика и динамика /Н.А.Сапрыкина. М.: Стройиздат, 1995. - 403 е.: ил.
121. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. /Ж.П. Сартр. //Сумерки богов; Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Пер. А.А. Санина - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.
122. Священник Павел Флоренский Избранные труды по искусству. /П. Флоренский. М.: Изобразительное искусство, 1996. - 336 с.
123. Середюк И.И. Восприятие архитектурной среды. //И.И. Середюк. -Львов: Вшца школа Изд-во при Львов. Универ-те, 1979. 202 с.
124. Советский энциклопедический словарь. /Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). -М.: Советская Энциклопедия, 1981. 1600 с.
125. Соловьев B.C. Византизм и Россия. /B.C. Соловьев. //О Русь, волшебница суровая; Сост., вступ. стат. и прим. Л.Е. Шапошникова. -Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1991. С. 136 188.
126. Стригалев А. Ретроспективная выставка Владимира Татлина. /А. Стригалев. //Татлин В. ретроспектива; Под общ. ред. А. Стригалева, Ю. Хартена. Кельн: ДЮМОН, 1992. С. 8 - 52.
127. Тейлов Б.М. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Б.М. Теплов. М.: Изд. МГУ., 1982. - 320с.
128. Тиц А. А. Архитектура, стандарт, красота. /А.А. Тиц. Киев, «Бущвельник», 1972, - 129 с.
129. Успенский М.В. Нэцке. /М.В. Успенский: Моногр Л.: Искусство, 1986.-260 с.
130. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. /М. Фасмер: в 4 т. М.: Прогресс, 1986.
131. Философский энциклопедический словарь. /Гл. ред: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
132. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии: Попытка принудить читателей к пониманию: Перевод. /И.Г. Фихте. Репринт с изд. 1937. -М.: Тетра, 1993. -120 с.
133. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. /И.Г. Фихте. //Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. Проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991,С. 131-138.
134. Флоренский П.А. Троице Сергиева лавра и Россия. Храмовое действо как синтез искусств. /П.А. Флоренский. - //О Русь, волшебница суровая. Сост., вступ. Стат. И прим. Л.Е. Шапошникова. - Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1991. С. 208 - 240.
135. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. /П.А. Флоренский. -Сочинения в 4 т., Т.2. -М.: Правда, 1990. 386 с.
136. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. /П.А. Флоренский: Сочинения в 4 т., Т.1. М.: Правда, 1990. - 365с.171
137. Формальная логика. Учебник для философских факультетов университетов. /Отв. Ред. И .Я. Чупахин, И.Н. Бродский. JL: Изд. Ленинградского университета, 1977. - 357 с.
138. Франкл В. Человек в поисках смысла. /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
139. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. /3. Фрейд. //Сумерки богов; Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Пер. В.В. Бибихина. М.: Политиздат, 1989. С. 94-142.
140. Фрейд 3. О психоанализе: Пять лекций. Методика и техника психоанализа. /3. Фрейд. СПб.: Алетейя СПб, 1999. - 223 с.
141. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой /3. Фрейд. //Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991, С. 285 - 295.
142. Фромм Э. Иметь или быть. /Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
143. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманиг. наук. /М. Фуко; Пер. с фр. -СПб, 1994.-406 с.
144. Хайдеггер М. Вопрос о технике. Новая технократическая волна на Западе. /М. Хайдеггер. -М.: Прогресс, 1986.
145. Хайт В.Л. Архитектура Запада 4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. /В. Л. Хайт. //ЦНИИ теории и истории архитектуры.-М.: Стройиздат, 1986;-181с.
146. Хан Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн. /С.О.Хан-Магомедов. М.: Стройиздат, 1996 - 2001. - Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. - 1996. -710с.: ил.
147. Хан Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн. /С.О.Хан-Магомедов. М.: Стройиздат, 1996 - 2001. - - Кн. 2: Социальные проблемы. - 2002. - 712 с. : ил.
148. Хан-Магомедов С.О.-Константин Мельников /С.О. Хан-Магомедов. -М.: Стройиздат, 1990. 296 е.: ил.172
149. Хроника. /С.К. Маковский, М.К. Ушков. //Аполлон. С.-П.: т-во Р.Голике и А.Вильборг. 1913, № 5, С. 77 - 79.
150. Цветаева М.И. Об искусстве, /М.И. Цветаева. М.: Искусство, 1991. -479 с.
151. Чаадаев П.Я. Первое философическое письмо. /П.Я. Чаадаев. //О Русь, волшебница суровая; Сост., вступ. стат. и прим. Л.Е. Шапошникова. -Н.Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1991. С. 39 63.
152. Человек, предмет, среда: Сборник статей /сост. В.Н. Толстой. М.: Изобразительное искусство. 1980. - 256 е.: ил.
153. Четвертая нижегородская сессия молодых ученых (математические и гуманитарные науки). //Тезисы докладов. Часть I. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2000. - 320с.
154. Чудовский В. Футуризм и прошлое. /В. Чудовский. //Аполлон. С.-П.: т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1913, № 6, С. 25 - 30.
155. Шагал М.З. Ангел над крышами: Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. /М.З. Шагал; Сост., автор предисл., коммент.; Пер. с идиш Л. Беринского -М.: Современник, 1989. 222 с.
156. Шевелев И.Ш. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. /И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев и др. М.: Стройиздат, 1990. - 342 с.
157. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. /Ф.В.Й. Шеллинг; Пер. с нем. М.: Мысль, 1987 - 1989. - Т. 1. - 637 с.
158. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. /Ф.В.Й. Шеллинг; Пер. с нем.- М.: Мысль, 1987 1989. - Т.2. - 636 с.173
159. Шестов JI. Философия трагедии (Ницше и Достоевский). /Л. Шестов. //Мир Искусства. С.-П.,- М.: тов-во М.О.Вольф «Слово», 1902, № 2, С. 69 - 88; № 4, С. 230 - 264; № 5 - 6, С. 321 - 351; № 7, С. 7 - 44; № 8, С. 97 - 113; № 9 -10, С. 21$ - 239.
160. Шрагин Б.И. О декоративно-прикладном искусстве. /Б.И. Шрагин. -М.: Знание, 1963. 47с.
161. Э.П. Письмо из Парижа. «Салоны». /С.К. Маковский, М.К. Ушков. //Аполлон. С.П.: т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1913, № 6, С. 66 - 69.
162. Эстетика: Словарь. /Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.
163. Эстетика и пути творчества. //Сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1979. - 288 с.
164. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. /К.Г. Юнг; пер. М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994. - 253 с.
165. Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. /К.Г. Юнг; : Пер. с англ. -Киев: Порт-Рояль; М.: Совершенство, 1997. - 384 с.
166. Ясперс К. Смысл и назначение истории. /К. Ясперс; Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
167. Heinz Mode. Fabeltiere und Damonen. Die phantastische Welt der Menschwesen. / Heinz Mode. Edition Leipzig. GDR. 1973.-279 s.
168. German Karginow. Rodschenko. /G. Karginow. Corvina Kiado. 1979. -268 s.
169. The world of M.C. Escher. Abradale Press. Harry N. Abrams, Inc., Publishers. 1988. . s.