автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Человек и природа в традиционной культуре
Полный текст автореферата диссертации по теме "Человек и природа в традиционной культуре"
П .'!
и . I
На права* ругописи
АДЫГБАЙ Чечен Ондарсвна
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ТРЛЗЛЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ 09.00.11. - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Томе! - 1995
Диссертация виполиена на кабедре философии естественных и гуманитарных культетов философского факультета Томского государственного университета.
¡¡аучпкл руководитель - кандидат философских наук,
доцент Кряклина Т.Ф.
Социальные оппоненты - доктор'философских наук,
профессор Сысоева Л.С.'
кандидат философенос наук, Рыкун А.О.
Ведущая организация - Тувинский государственный
университет
Заз;. а состоится 26 декабря 1993 года в II час.30 мик. на заседании Диссертационного совета Д.ОЬЗ-эЭ.Об. в Томском государственной университете : 63ч050, г.Томск, пр-т 1еш1на,36,ауд.2, 3 учеб:;!:."! корпус. ' . ''
С диссертацией ¡-¡окно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета.
Автореферат разослан " 27" ноября 199- года
Ученый секретарь Диссертационного совета ^ - .
кандидат философских наук.доцент -^¡^¿Л^г^« Мазаева О.Г.
1.об;до характеристика работу
*
Актуальность исследования. В нестоящее врр.чя в мир« утвердилось понимание важности состояния эгопогик для выливания человечества.На протяжении всей челав^ч^с; ий истории. временам:: возникали кризисные ситуаций,грозивии* сут*ствьван1!ч опоодрлгмных культур.В современных условиях развития трхьог»ш»ой цивилизации эколо-,гичрскйй кризис приобретает глобальный касагаб.
Кризисное существование тп,,дпцлсниых культур в современности обостряет актуальность темы исследования.В [ультуркся наследии >а'хдого народа необходимо выявить позитивный экологический опит, о тем,чтобы преодолеть погребчтедьсг ле а технократпчесше трндрн- . да и в отношениях общества к прнродр.
Сохранение этнической культуры малочисленных пародов во многом зависит от сохранений природной среды,поддержания позитивных начал в духовной культуре этноса.
В ход? адаптации человеческого общества к полоодисй среде вырабатывались особые традиции ведения хозяйства,соблюдения сезона охоты,нор» добычи звеоя.птицы.В основе экологических трздлциа заложен адаптивный механизм взаимодействия человека с окружавшим ми-пом.По сути своей,адаптация предполагает некое соизмрорнир воздействий человека на природу и ре возможности,а также влияние прноод-но-ландшафтной среды на выбор тйиа хозяйствования.
Хозяйственное освоение »пзпенного пространства тесно связано с его, духовным освоением.Здесь имеется в виду особое почитание лодьми традиционной культуры своей отчизны,розовой территории л обожествление поироды.
Преклонение,почитание природы выражалось через религиозно оформленное признание примата прир ды.Человек традиционной культуры всегда чувствовал себя частью ппироды.Для традиционной культуры свойственно неантоопоцеитоистсьое поникание природы,предполагающее прямое интуитивное восприятие целостности мироздания.
Необходимо подчеркнуть,что в традиционной культуре заложен своеобразней тип отношения человека к природе,который существовал в виде устойчивых традиций,передаваемых из поколения в поколение. В ходе историко-гуль"ур :ого развития,под воздействием времени и межэтнических контактов эти традиции несколько видоизмен: ись,оставаясь по своей сути теми же регуляторами в системе " Человек -- Природа".
В отличии от современной прогрессисткой культуры,в тр&дици-
самой гультурр опыт Прошлого.Опыт предыдущих поколений пере-
дастся ье тсльг в рациональных,но ;; в иррациональны/ фопках.Псд кро2ц;:снаяььи..:я (ч'рмздч передач.I информации культуры в данной работ? пен/.мавтся всевозможные религиозные культи,представления,ар-хг-) ппы.Пос! оды у традиционная культу;..: р осматривается в огнсаении I.- ргзекло экологических проблем, то наибоньш : интерне среди многочисленных '-ультег имеет >ульт При роды, кото пый особо рассматривается в пр слагаемой работ?.
В ходе адаптивно-адаптационных,культурно-исторических'процессов у каждого этноса складывается свой образ мира "картина мира"/, ¡¡а !:ро',.;:':°1:.:и ж;:зпи откоса картина мира неоч олью .видоизменяется, но глубинное содетканн? ее,основа образа мира,надо полагать,остается неизменной. .
Ьарт;;ьа'кира руководит. действиями .человека традиционной культуры через юллсгтивиор бессознательное.Известно,что содержанием коллективного бессознательного является архетип.Анализируя архетипы, К.Юнг подчеркивал их сииволичиость.
В традиционной культуре символическая форма выражения архр-тппез коллективного бессознательного выступает среди прочих и в религиозном культе поироды.Природа возводятся в м»1 ка абсолпт.отсвда идет обожествление сил природы. •
В ьасюядге время,из фоне духовного возрождения культур малочисленных народов России,актуализируется проблемы дальнейяего развитая этнических культур. ' '
Анализируя развитие традиционных к-ульгур необходимо выявись позитивны? тенденции в стноаении природопользования,подчеркнуть осмысление цепкости природной среды,воз родить непреходящие ценности, бытовавшие и определявшие, некогда традиционные культуры»
Принимая некоторуо ."ромск:;;ческув утопичность",столь харак-те^чуо для ориентации'«а прошло»,диссертант отнпдь не призывает к возврату устаревшей культурнойпрактики.Имея исторический опыт гармонизации отчоаений человека с природой,необходимо выявить полк-ципы и механизмы регулирования'взаимоотношений в системе "Человек- Природа" в современных условиях.
В онтологическое,предметном плаке проблема заключается в кс-следотиия наличия социального противоречия ме«ду объективной «е-. обходп:;остьв всемерного развития человека,общества и реальным отчуждением от традиционной, культуры в Период модернизации.
В гносеологическом плане проблема рассматривается в необходимости правильного осмысления и объяснения существования в общественном сознании элементов архалчесгого сознания. .
!>.
Степень теоретической разработанности проблемы. Анализ содержания структуры традиционной и пссттрадицпоньой »ульгурн.а тл1-же ценностей,генетически разнородных и разновременных пластов в экологической культуре,определил круг литератури,состав.;в::сп теоретически основу данного исследования.
В целях анализа предмета исследования и обоснован*'.* теооеги-ческих выводов бил проведен поиск и обзор научной литературы по со-отвгтетвувщей проблематике.
Многочисленные работа по п шблечам культуры целесообразно классифицировать, по следуоанм направлениям.Пре]г.де всего,исследования общих теоретических,методологических вопросов культуры: сущность и структура феномена,его типология, философе кип и социологический аспекты развития,морфология.В данном случае необходимо назвать работы В.С.Бйблрра.Ю.М.Лотмаьа.Э.С.^ркаряна.В.М.Мегуев:!.
Другим важным направлением,выявленных в ходе анализа научных публ«пац:<й,является анализ отдельных компонентов культуры ка; социального явления.Особенности этнографического своеобразия культур представлены в работах АбаевоП Л.Л..Будугечкевой Т.Б. .ВаШатеЯна C.i!, Гуревича А.Я..Дьяконовой В.П.,Жуковской Н.Л.,Кснин-Лопсан М.Б.,Ко-тожекова Г.Г.,Кулемзинч. В.М., Львовой Э..1.,Конгуи М.В..Сзгалаева A.M., и ДР. ''
К члелу работ,в которых впервые дано полное,развернутое социально-философское исследование культур калочисленных народов Сибири и Севера,относятся работы Исаковой Н.В..Котожекова Г.Г.
¿1Я раскрытия положений диссертации,связанных с экологическими традициями,были использованы труды Тувинского научко-исследо-вательского института языка,литературы и истории;коллективная монография сотрудников БИОИ СО РАН "Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии"/1992/.
Комплексный характер теми данного исследования обусловил необходимость поиска и анализа наряду с философскими работ по истории, биологии,психологки.экологии.К ним относятся работы Юнга К., Франкла В..Бубера М.,Казначеева В.П..Спирина Б.А.,Моисеева Н.Н.
Средг историко-культурных исследований для данной работы важное 'значение имели труды востоковедов : Васильева В.П.,Гумилева Л.И., Кызласова Л.Р. ,Потан.:на Г.Н..Ядринцева Н.,...
Цели и задачи исследования. Цель данного диссертащ. иного исследования - выявить и проанализировать принципы и механизмы взаимоотношений в системе "Человек - Природа" в традиционной куль-
туре,выяснить степень устойчивости непреходящих ценностей тради- ' щюьноп культур».в ronmcve апологической- пробдеиат-лки.
Определение цели исследования позволяет выделить счедупцие осиовны* задачи: • ' * ' ' . '
1.11сслрдов'ать cïoyr.Tvpv тпадиционно{. : у.ьтуры.
2.Выявлть место и роль традиций в совр^меы :Я нультурр далочис-ленных народов.
3.Изучить влияние религиозного сознания иа.фоомярованил эюлог.1-' 4pcvлх традиции.
^.Рассмотреть возхотанр пути гармонизации отношений в системе "4f-ловт- !;).:,)ода". ,
В качестве объекта иссярдования выступает традиционная культура народов Саяьо-Алгая.вс всей °е многогранности,
П»рдм"тсн исследования является система взаимоотноиенпй "Человек- Природа". ,
Научная не. ■пзна >i поло^еная.вышси.мыр на зЗД'Лту.Трца диссер- , тзции,взятая в аспряе фожироваиия О! ологичесг.»х традиций,относится noiа к числу малоразрабочаиных.Новым в работе является выделение в структуре традиционной культуры эл^мемовЛа! рациональных,так .1 иррациональных/,обеспечиваниях возможность гармонич- '. него существования ченовега в прлроде.СистемшЯ кетод в работе реализован через комплексное использование результатов сйехныхнаук,
В диссертации попользуется два «°тодологических' пояндапа: I.Системный подход, поз воля-одий отразить этничес^ув культуру.как целостность,обладающую структурностью. С его п.„,чо;цьв обосновывается философская xapaKTfiincTiîîа сущности культуры.Такой подход дает возможность упорядочить многообразные проявления культуры,способствует определенно перспектив развития поеттрадицйонных .культур. .'.-..'.' '.. ."; _ ' ■'■-.• 2 Конуретнып анализ.предполагавший лроеупив об^мх. троретихо-мето- . дологических положений на традиционнуп культуру малочисленных на- ! родов Саяно -Алтая.
, Аппобация работы.Отдельные положения и результаты исследования сообщалась на теоретических семинарах аспирантов философского / факультета Томского университета,а также на конференции "Проблема/1 выжирания человечсстса" /Томск,I99V.
Теоретичесг^я -л' праутическая зизчимость.Положения и выводы диссертации могут быть использованы при, подготовке k'/dcob лекций, семинарских занятии по темам,имеющим отношение к традиционным .■•••'",/ • '.культурам,ии повоззрения,экологии. ■ "'••-''-.■
Структура работы.Структура диссертации определяется цельп исследования а отражает последовательность реашния поставленных задач.Работа состоит 'из введения.двух глав, завлечения и списка использотавних источников и литературы.
II. О&ЮВНСЕ ССДША1ШЕ РАБОТУ
У Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень разработанности проблеми.ее философско-яртоделогическоп, иеточниковой бази,(?»р.чуЛиру»тся основные цели и задачи исследова-. ния,указывается новизна работы.ее теоретическая к практическая зкачимостъ.описквается структура диссертации.
- Глава первая "Традиционная "ультура:суяность и тенденция развития". Й ней рассматривается анализ понятия "традиционная культура". В первой главе предпринята попытка показать существуйте несоответствие мекду тем,что именуется "традиционной культурой" а тем,что в сегодняинеп реальности представляет собой культура народов Саяис-Аитая.
В первое параграфе "Традиционная культураюпит системного исследования" излагавгся обцие теоретико-методологические основ»,от-носительно исследуемого феномена.В данном параграфе предпринимается аналг.з и расшифровка понятия,связанна* с "традиционной культурой, 8 число задач параграфа входит выявление основных подхс.ов к изучения традиционной культуры как феномена культуры,. Поскольку ос-новопо-.агаощии понятиен является понятие "культуры" — анализу его общезначимых характеристик отводится первостепенное значение.Для целей данного исследования необходимо такор определение культуры, которое выступало бы в качестве методологического в изучении кснк— [ ретклх ^ультур.как своего рода ор'.'->ьтир при анализе культурных про-цессов.В сахо.й иирого:4 смысле,>ультура представляет собой творчеств деятельность человечества во всех сф" ,зх бытия л сознания.направленную на преобразование действительности.Для определения понятия целесообразнее всего обратиться к системному подходу,что позволяет выявить нгсюлы о граней сложного объекта.
Культура рассматривается в непосредственной связи с деятельностью человека,лоирчартся связь гульттр1 с общественны» прогпессон. Культура представляет собой совокупность человеческих це( ностей. Суть культуры состоит в совер енствовании того,что существует первоначально в качестве природной способности.Широкий разброс представлений о сущности культуры обусловлен "ложностьв объекта иссле-
дования.
Gcuobkim определением культуры,в райках исследуемой тени, является еледуюцая дефиниция: "Культура - это внепрпродная.рукот-ьсркая окологическая ниша, созданная человеком на начальной "ступени его развития,с целья выживания в слог ых природных условиях". В приведенном определении явно акцентируется "дативный характер и назначение >ультуры.Культуру соискатель понимает как универсальны;! механизм адаптации, заменивший у Sum* луьгт биологический механизм адаптации. '
Осознание человеком физической,духовной связи с природой усиливаете . с началом приредно-преобразовательной деятельности.
Далее, рассматривается понятиеикартинз мира",тесно связанное с понятием культуры той или иной эпохи.Картина мира запечатлевает облик веаай в единстве с миром значений,символов,слочивылхся в • данной iультуре.Картина мира является одной из составлявших сложного образования .бчественногс сознания - мировоззрения.Таким образом, ¡-артина мира - ото система представлений,способ воспроизведения и овл_деппя миром,с иомощьв 'оточих человек осваивает поток хнзнеш'шх впечатлений,идущих от внешнего мира.
В разные эпохи у народов было соответствующее мировоззрению отнопе!(и.е к природе.Напткьа мира дает возможность выявить скрытие Смыслове глубины миропонимания;раскрыть духовный мир людей опре-. деления эпохи, ;
Понятие "традиция" является главенствупщим,определявшим понятием в традиционной культуре /феномен,расснащиваемый в исследовании/. В основе каждой традиции лежит опыт того социального коллектива, который ев располагает и ее поддерживает.L данном исследовании понятие традиция рассматривается через призму отношений Человек -Природа.Выступая элементом общественного сознания,традиции является своеобразными носителями ин<£ормации поколений.Через традиции осуществляется коммуникативная функция общественного сознания:пеоедача . духовных ценностей и опыта поколений,и в то же время через традиция осуществляется материлпзация духовных достижений общества.
В рамках данного исследования представляется возможным акцентировать внимание на позитивном опыте экологических традиций народов Саяно-Алтая.У древних кочевников и охотников сществрвали многочисленные обряды и нормы,которые служили целям сохранения экологического равновесия. .: ' . ;
D традиции происходят отбор и ассимиляция стереотипизарован-ного опыта социума.Каким будет качество традиции /прогрессивным или
регрессивным/,зависит от типа культуры,от соотношения в нем иле-ментов сознательного /осознанного/ и бессознательного /стихийного/.
Традиинсннув культуру мочно представить в общем плане,гак специфический исторический феномен.Традиционная культура основана на практически замкнутой,экономически самостоятельной системе, о-торая существует на элементарных фермах ведсмия хозяйства,Особенность«» традиционной культуры является ее тесная связь с прфодио-географическами условиями,стрггое следование традициям,правам,обы- ■ чаям определенного этноса.
В прагсеологическом аспекте в традиционной культуре хозяйственная деятельность выступает как органичный элемент экоприродно.Ч системы.Природа как фактор доминирует,определяет характер связи с человеком.Чг. лсвек- "вписывался" в систему природы,он являлся-ее частью.
Таким образом,пол традиционной культурой следует пс'имать культуру оснрваниуч на элементарных формах хозяйствования,обусловленных особенностями природно-географической среды,придерживающуюся традиций,обычаев предыдущих поколений,ориентированную на статичность /недииамичность/ развития.
Во втором параграфе "Традиционное и новое в современной культуре народов Саяио-Алтая" рассматривается проблема трансформации культуры.Носителем традиционной культуры является этнос.Подоено тому как человек архаики являлся и осознавал себя частьв природы, шк и этнос рассматривается как природная общность.Б этой связи, в параграфе затрагивается учение о пассионарности Л.И.Гумилева.
Исторический подход к изучения культуры позволяет понять не только особув взаимосвязь времен,но также и характер Прошлого,который содержал в себе предпосылки Настоящего.В этой связи целесообразно обращение к исследованию историков.В данном парагтфе рассматривания вопросы этногенеза во всей слокночти исторических реалий.В соответствии о главной идеей - изучением экологических традиций,у^зывается диффренциация хозяйственных типов и причины глубокой адаптации к природным условиям.
Экологические представления прокшзываят все.систему миропонимания лядей архаики,где органически/сочетались рациональные практические знания и миологические фор'<ы сознания.
Миф предстает в традиционной культуре как одно из п^ояв.*»«-::; принципа связи,что в мышлении фиксируется как ч«;та^о;5лЧ"з«с» с составление социальных а 'природных объектов,сдуаевленя" ?ос.«ее->.
-л о г Y. ¡г j: ь w ч ■э a к <п< s ia « a ч •V г -г
2j с о TZ с № •< •о U о т ís s о cp р
3 С v x' s ^ a зг в к а т s ч t) а
cîi л: u ^ п 1 tv о ь. а г; 1с -и о x о Í4
с »г ci о -э с: i» U) со о к: ok в ЕС а О
г с В! о с о •о ю Ъ ^ £ •г п) a ta о
к s. с ? т? о rz со я А ü •< (J ь. р п* •а К a
-т» (» jz fV о в с о h x a а к а •о
;. 1 и «о » tr Í3 Ч к ч -а a о т> •о •и а>
x г» с п- 7» С и р. т> (ï с о о cs t о о т) о о т> •у
а> и » •г гз с •г- о л о а: » a к cs т ' x ч Ja о Л ч о
sa -< о о « р о rt -ь »5 X г". s; -j x 5й a в о Ja
О с О ь* £ ь о ь. о о s; ч Ja 0> О » о б с •а 53 о x
m « 03 о о V 3. 0* а о a о с a x п л о га • a о
г? о £ о 3 с в в tí ч а р я о ч а с 5Z о о
л р 9 о о • *< из ъ ■"в tr а x с í» ¡a fî s> ч
Г С О № ;; о « . з> f. ы ч s s J» la ta œ tr
.т* •>* з: ч es и .i ы к os и 0 в о e I е
с О f. •гт CP £ • « a X о a Si о ь т> о о ч x
M u у. о о "о s d р ч р> о ч о X a т
«л о ОТ р X о ZZ о о s í» о .■0 ч x ч т> ta
э сх О X х -3 i в) X зг у. 3 rt о ч m о x о x о
о с: а> г с о а •о a т: о a и D о ч № a
Ч
о a
ч
и> и
-i
о
в у ч; о
о X ч х
ïî ^ s s
а о
Т> о
Ж (Д
fc» X D и
ОЗ и С ' •
Ja ее
ч tr
с Ja о •и и>
U
-г О S i»
О
t> т>
Г) •
и о
с с
т ^
ta т
о » ч
W a
< U
Я N
о о
tr О
ь
о •<
о. о;
Ь» 1
Ja
ia •
tr
X
о т
О
X
Т)
ы
я: Р а
о ■ Я
и
■ D Л
О
•о
ч и (Я s
т> ч
Ч О" о
ч с--в
-, s» с
ж ч
С
о -а f л>
С5
О -ч а. о> *а u>
(6 о I.
I о
■•» ÏS
ьз a
о •
CJ ^
S ÍS
0 5<
1 X о о
о m
в «
-о s
<т> о»
I хз I
О Б
Я 'К Ь»
ж и>
•< о
M tr в*
ч и
•-< р»
•О J5
Í» . 4
2 о
"Э г
. * а а ъ. я
Ja
с a ь».-з .
* s
ж 'О
о о. s Ь.
г о ■"» S.
Н)
s I
■< о
V В
4 гв ■< о "О ч
С W
о
" о,
a к
■о о
5 CJ •u С
g ё
ш р я
X tr
•» X
ы о
о -о
в -
т> о
»! Ы ■в
= Í*
р» •<
к f»
g *
s и
-i в te
X о
2 ta
о X
Ч Ч
О о
_ ч
О Ä.
: о о -
а
• • Ч
а. s
к
О CJ U Ч
о. х
я ч g °
s Ч
s --о-
Л ff
о s
я о
s Ï'
g §
Cr s
X< И
S3 -í
• ¿a
s tr
о ч
ё^З
ta S »
? ê
с с
» s.
Cl о » =
С .X
л о
U я
О <«5
с ¡л
О 'tr о. H
a к;
■-D
О t Ч
Ы Л
Ca п>
• Ы
С
. В)
о к
s tö
** -a
s тз
i» О
tr í»
ГС ь
O O"
o o
: o
О в
o s
с •
s о
» ч
и о
т- -а
'X с
О I
-1 ,
с Ok
» g
О s a
л> а
я о
«5 и
Р s
я * г Е
сх I
В в г»
ж р>
Э
S О
» Оч в JC <ь
* о
S" -3 с « W ^
f» з: г- з: о о
с 3 •ч
X»
ta tí
tr ï; •i -э <-; s;
-э a s
■ w
jz e
D u
!a я:
0 s te -r ï » '
я -, в .
- -э
1 О v $
л "»
S , V
I I
t
o a
T3 (S "9
В Vi
* 'О
л о
-i tí
_ о m ^ , г
^ в tr О
• ï Ï
О S Р
Р> -О- т
о о » -а . к s ' к
С в J3 ¡a
-a »■ О ü
s a
о с
►3 t
С ta
ьг tr
о X
►э о» в- -о в
s
S: ■У
О w a оз
a
л -о f s i» -а о о
а ** ? к
ь
СО ГС. О Е U 1>
X
о z¡
* '2 о За • - а W о о
Й Б.
w -г
о к ы
ь; И
я X X
*3
а -о
•э »
s s
о s
а i
' <»
о о
§ 3
-s о "1 J
О )я
ъ
X ы о а . и) в » -г
Si
о
Ч -О
Во ь
: s - - а ■а s а о
О Œ
ь ж
а
О »
'я ,<
X í*
0 tr
1 в
Г
s s s
n a
it .-» ч -а m
о s
r. ■»
Ы I
tr И ï
"S 61
s
г о
P Г -3 f»
g S
Л -о с nun к -О Ь) С 3
» to -а и a: о
•ч с с
*■< S3 т>
о
я о о
•о в
К s: т> ш
С <j3 Я>
ÍS Ч I
г s D
0 s s
1 л = т» -s a ъ о
о - X.
i Р е-
§ a u a
■в- "ч га
а: ^ о
л: ь<
■в er и
0 t
1 -< г О "£> эг sue
о в 'íi • о <<
D О Ь.
t» es tr
iï С ч
=3 sa. а о з. и с е чох
о œ ¡¡"о ч
'-< a к
.... т> a 1 ■ о • ы
V ц <
? g s.
¿a о
О IS
s .
. р тз
Ja Ja to
"Й О = xas
о ч о
в) s s
s -g S
ser
o> =
■с о at a
tr
a J-:
с p>
-u в
j: Б
"D -к
о s
ч
а а
с -а
о и '
ч ■» г.
О л
О , D
ft ■ 'О »
a ы
о
ca г
а о
о ь
t a
a •
>3
с
■л а г к в:
-j:
л f i a ч л ¡a
V
V
о о
•9
С Sa
5'
= J!
(S ^
- a
a с
j a г:
> -с
a
•§ м
s О
И о ■ -Í ■s о rî
. Cî
-о ■*) » с о о a .р.
s. л -w а а >-з П ..'-„) s а s •» ■a'
* 1
£ « О №
Ч
Ч
X о Э Ё ■S
on все больие поступает а к по'оритель природы,! конечном счет» доходящий до отрицания заюнов природы я социальности.Восстановление целостности человека с природой возмог о только посредством сознательной деятельности человечества,
fia основании содержания паоагпафа д»«ается вывод.Мто традиционная i ультура" народов Саяно-Алтая в течеь.е длительного периода выработала оптимальный принцип взаимоотношений человека с при-оодой;в этом, состоит ее неппег.одячая ценность.В настоящее время, этнические культуоы перргяиввят этап сбпетенич новых качеств на фоне интеграционных процессов.
Во второй глав?"Взаимодействие челове. а и природы в традиционной культуре*,поставле1!а проблема выяснения некоторых обяих закококерноогей,характерных для посттрадиционных культуо.и того, как резается в них проблема экологии.
В первом параграфе "Коллективное бессознательное в истем* взаимодействия человека и природы" исследуется влияние коялектив-ного бессознательного на сохранение целостности этнического и со-хре.нение природного гоаеостаза.
К.Юнг рассматривал культуру как чавть жизни,биологически наследуемуя и определяемуя вечными суцнастяни:выходящими на поверхность сознания праформам/!,в которых выражено коллективное бессознательное как результат .«изни пода.Коллективное бессознат'-ль-ьое очень Тесно связано с первобытной онтологической концепцией. Поскольку традиционная культура берёт свое начало в глубокой древности,необходимо обратиться к понятие "коллективное бессознательное ".позволявшему приблизиться :: гЛ"бинным "темным" началам чира человеческого...
Коллективное бессознательное порождает определенные идеи, ссставляпвие основу всех представлений человека,которые cv¡еству-ит в архетипах.Как отмечал К.Янг:"Суяестпованл~ чего-либо в нвивй душе признается лияь в том случае, если присутствуй оссзнава содержания. Содержаниями коллективного бессознательного являюты архетипы".
. . Символическая форма выражения архетипов коллегивнес бессознательного в традиционных культурах выступает в религиозно« л этническом, аспектах.'
.ИССД?ДУЯ -ГраДаЦЙОИНУЭ культуру ,НвВ0 3!4СГ?!>С 'обойти Проблему . велиРии.В религии'.'.тчас-ти >окцен?Ьирувгоя мировоззренгесккЬ чеп«?;:— ты культурно-ясторич»сгой деятельности ляд?;».Зге ь*обхсди«.з схе
и в силу того.что происходящие в современности процесси культового почитания природы /в русле культурного, возроздения/,требуют ноЬого переосинсления.Ведь интересно знать.каким образом в сознании современного человека могут уживаться,казалось бы,несовместимые веди.
В религиозных представлениях людей традиционной культуры все реальные объектг природы олицетворяли силы реального и мифичео ого юсмоса.Древнейвше религиозные верования органично вплелись в более развитую систему шаманизма.
11а основе представлений о единстве природы и человека происходило духовно-практическое освоение среды обитания.Основополагающим элементом экологических традиций является культ природы.Это сложное и чрезвычайно широко«? понятие,которое охватывает различные культы,связанные с освящением деревьев,огня,целебных источнике в.
Особое внимание отводится в параграфе рассмотрение вг.ияния буддизма на традиционную культуру региона,затрагиваются вопросы кс-* торического развития,проникновения идей буддизма в культуру кочевников.До прихода в Алтай,Бурятию,Туву буддизм претерпел сложный процесс адаптации к этнокультурным реалиям и традицигнным верованиям других кочевых народов - тибетцев,монголов.Известно,что изначально в буддизме махаяны была заложена концепци.: необходимости учета при пропаганде вероучения конкретных культурных и социальных условий,требовавшая изменять форму проповеди в соответствии .с этими условиями,приспосабливая ее к конкретному месту,времени и человеку,не меняя самой сути учения Будды.
Религия сак.рализирует смыслы иизненных целостностей не только в силу их псклгчительной ценности,но и. в следствии их трудной познаваемости,таинственности.Если понятны части целого,то это еще ..е говорит о том,что само цело? постигн) го.Целое гораздо больпе, чем простая су.чма'его частей,его системное свойс.во не поддается ч полной мере ни абстрактно-логическому анализу,ни вещеподобноиу восприятия.^ осовении целого всегда есть место иррациональным формам опкта.
Содержание параграфа приводит г следующему выводу: в проце„-сх пост/хрипя устройства мироздания человек традиционсоП культуры сл.- ?.лсп на опыт поколения.на огромный пласт информации, ко го рое нес-••еллекгивное бессознательное.Современная цивилизация,г,ют-р^е.в з;:ячп?елы:оЯ мере сознательным образом,претерпевает ряд ».-ллегзпь«« • ризисов /в тем числе и экологически!!/.В целях преодс-
ления кризиса изыскивается всевозможные способы ревемия ппоблечн. Пррхде всего,конечно,это рациональны",научпи° знения vi технологии, но наступает время интеграции рационального : иррационального,яз-ною.я неявного.выпаженного в необходимости пересмотра устоявшееся научной парадигмы.
Во втором паэагпзфс "Природа гак ценность культура"обосиови-вается такое духовное явление.как ценностное отношение к пи роде.
Имеется ввиду,всестороннее ОС ^ЗНЯИИе ПрирОДЫ ¡'ЭК СОЦИЗЛЬНОП If»iif(-
ости.Общечеловеческая ориентированность сознания в современную эпоху достигает качественно нового состояния и является духовно:* основой стечения всего человецествз в процессе защиты окрууач-цеЯ среды.
Человека всегда попакала целесообразность устройства мпоч: от 1мра флоры и фауны,до мира человека.Это понимание мноа чото~ веком традиционной культуры прослеживается в предметах м?терциной и духовной культуры /на осиоЕе фсльклооных и археологических памятников/.
Единство человека и природы рассматривается в совремеш: сти в paMiax специальных наук /социальной эюлогид, экологии ¡ультугш. экологии человека к др./.К цетям данного исследования близка этнооколсгия,1оторзя в*'Лочает в себя отношение относов к природным ресурсам.В современности национальная специфика все «до ия^нь заметна и не следует ее пока сбрасывать со счетов.
Актуальности,практическая значимость изучения экологических аспектов традиционных культур обусловлены необход'пмостьп выявления :,сего полезного,рационального в культурном наследии, •¡еобходимо воспитание atологяческого мышления и поведения,создание системы рационального природопользования.
Кардинальное решение проблемы возможно достигнуть п;и сохранении прлроди как этического принципа.
Экологическая проблема требует выработки нового вида отношения к природе - позитивно-ценностного.Как отмечается в литературе последних лет и как выявлено в диссертационном исследовании, иенкостное отношение к природе становится острой моральной пэоб-лемой.Сно требует пересмотра многих моментов в политике.производстве»
Развитие мира в прогрессивном неправлении во многом заЕнси? от изменения в производств»,экономикр.от сдвигов э ценностном ст-но-зении к природе.
Человек часто претендует иа связь с мирозданием.^
1ч.
лкаь тогда получает уникальное истинно» значение,когда оно приобщено глубинным структурам мира,вселенной.
В мировой культуре,как западной,таь и восточной,в древних мифологических религиозных представлениях человек уме подозревал соотношение мемду своим суиест.зованири и бытием вселенной.
Расскатрив"." проблему целостного мира,в. параграфе затрагиваются идеи ^уссюго космизма.Для русских костистое,понимаодих мироздание ках целостность,человечество не может противостоять лрироде.Человек находится внутри прир' ды.В антропокосмизме Н.Бердяева человек предстает как одно из явлений,один из вещвй,как бес; онечно малая ч«сть вселенной.Мировоззренип косчистсв имманентно присущи этичеси!е принципы.
При достижении определенного уровня развития калдая зтьч-чрская культура начинает по-новому переосмысливать,актуализировать ценности своей культуры.
Духовное возрождение национальной культуоы народов Сибири и Севера включает в себя и возрождение бережного отношения к природе.
В современности у значительной части населения региона наб-людз'тсп возраставший интерес к обычаям и традициям прошлого.Возрождение буддийо ^й религии,вместе с нет и нравственных заповедей буддизма,справедливо воспринимается не только как бережное отношение к истокам,к общему прошлому,но и как забота о настоящее и будущем поколениях.Отмечается "всплеск" возрождения и.экологи-чсзккх традиций.Необходимо сохранить эту тенденцию и использовать возможность в целях сохранения того,что еще имеется в природе и душе современного человека. .
Основная концепция буддизма /который также претерпевает период нового переосмысления у народов Юкной Сибири/ гласит о взаимосвязи и взаимозависимости Вселенной и Человека.
В каждой культуре прошлого,бесспорно,существовал регулятивный процес взаимодействия человека и лрироды.Следовательно.каядая традиционная культура в основе своей экологично.
Содертани параграфа приводит к выводу: культурное творчество человечества предстает как череда попыток как-то гармонизировать взапкосгнов;гн.1я в системе "Человек - Общество - Природа ". Уровень развития га*дой культуры мохно определить по ее экологическому уровня. В рамках данного иссл"доваьия это представлено на призере гоад.гцконноя культуры народов Саяко-Алтая.
6 за'лоч»кпи подведены итоги работы,предп: ж я та попытка на-
метить пути дальнейшего исследования проблем.
По теме- диссертационного исследования опубликованы:
1. ЛдигбаЯ 4.0. Традиционная культура /ссиа-ьно-философсгий аспект/ //Педагогическая наука и развитие образования в Томской области /материалы региональной научно-поакгической юнё»ргн-ции/. - Томск.I994. с.175—177.
2. Адыгбай 4.0. Экологически», аспекты традиционной культу;)» //Проблема выживания ч°ловечества /иатепмлн Всероссийской ме»-д.|Сциплинарной научно-практической конференции/ - Томск: ГГУД99Э.
Заказ Тираж WO экз.
УОГГ ТГУ, Тсъ.ск, 29, Никитина/