автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Рудзевич Ирена
Вступление
Примечания.
Глава 1. Соотнесенность природного мира и человеческого сознания в раннем творчестве Сергея Залыгина.
Примечания.
Глава 2. Природа и человек в романе «Тропы Алтая».
Примечания.
Глава 3. Философско-нравственное осмысление проблемы человек и природа (Залыгинская «сибириада»).
Примечания.
Глава 4. Духовная сила человека и проблема охраны природы в художественно-публицистическом творчестве Сергея Залыгина (70-90-е годы).
Примечания.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Человек и природа в творчестве Сергея Залыгина"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного нами исследования вполне очевидно, что русская литература последних сорока лет XX века большое внимание уделяла теме природы и природного начала в человеке, взаимосвязям природного и социального, призывала к возврату в гармонию естественных природных начал, которые непобедимы как разум и единство мира, как источник духовности и нравственного здоровья человечества. «Пора всем нам обожествлять природу, которую мы извратили, оболгали и изнасиловали во имя сиюминутных выгод. А спасать природу — значит, самих себя. И свою совесть» [1], — высказывает мысль, как нам кажется основную для общества XX века, герой романа Юрия Бондарева «Игра». Актуальность взгляда на нравственность, природные и социальные вопросы народа и личности становятся главными для литературы, которая должна показывать непрерывное усложнение связей и интенсификацию воздействия человечества на окружающую среду.
Человек, преобразуя природу, приводит к изменениям не всегда запланированным, как это видно из проанализированного нами материала, к последствиям неожиданным, наносящим ущерб окружающей среде — естественным условиям существования общества ныне и будущих поколений. Люди стали осознавать всю сложность, разнообразие и многоплановость взаимоотношений с природным миром и стали задумываться о правилах его охраны, сохранения внешней среды, от которой зависит здоровье и жизнь человечества.
Бурное развитие современного научно-технического прогресса, предостерегает Залыгин, грозит отрицательными последствиями, бесконтрольное применение научных идей может обратиться против человека. Залыгин постоянно обращал на это внимание, призывал к точному и последовательному определению перспектив многообразных связей человека с природной средой, выделив необходимость охраны внешней среды от загрязнения, деградации, разрушения и уничтожения. Тревога за сохранение природы в восприятии С. Залыгина сочетается с эмоциональным желанием увидеть красоту природного мира и сберечь ее, внедрять в сознание современных жителей нашей планеты мысль о необходимости сбережения природных ресурсов, охраны лесов и полей, воды и земли. Бесконечная красота природы, ее единство и гармония вызывает у автора «На Иртыше» тревогу за ее состояние и сохранение, осознание того, что существует реальная угроза уничтожения как красоты, так и всего богатства природного мира.
Проблема защиты природы приобретает все более характер социально-политический, нравственный, требует философского освещения проблемы единоборства человека с природой, призывает к мобилизации всех средств защиты окружающей среды, тем более, что природные богатства на земле иссякают, а нет возможности их восстановления. Должно в людях появиться желание сохранить природу, «заключить с ней разумный договор и выработать экологическую юриспруденцию, обязательную для всех и каждого, создать высокую литературу о природе и человеке, вместе взятых» [2], — считал Залыгин.
Человек и природа в ощущении автора «Тропы Алтая» неразделимы, что обозначает их взаимодействие, а не только покорение и борьбу человека с природой, но и охрану ее, любовь к ее красоте, заботу о ней и милосердие к ней. Все чаще в литературе появляется герой, живущий в полном органическом единстве и согласии как с обществом, так и с природой. Отношение к природе становится для С. Залыгина проверкой нравственного состояния героев, их внутренней жизни, духовной силы, гуманистического подхода ко всему живому. Исчезновение природы, оскуднение ее богатства, ограничение окружающей природной среды приводит и к обеднению внутреннего, нравственного мира человека. Такое отношение к естественной среде характерно не только для Залыгина, но и для других, так называемых «деревенщиков». Среди них существенное место занимают Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Борис Можаев, Валентин Распутин, Владимир Тендряков, Василий Шукшин. Об их творчестве, наиболее характерных чертах и значении для русского литературного процесса существует обширная русская и зарубежная критическая литература [3].
Эти писатели в социально-философском направлении прозы, нравственно-гуманистическом отношении людей к жизни, природе, правде видят возможности полного раскрытия интересующих их проблем быта современного человека, сложных вопросов, связанных с жизнью и смертью, смыслом борьбы и существования, категориями добра и зла, возможностями и противоречиями человеческих характеров. Они считают, что отношение к природе и к другому человеку полностью и до конца обнаруживает характер, выявляет резкие контрасты во взаимоотношениях людей, раскрывает внутренюю сущность каждой личности.
Объединяющей чертой многих их произведений является убеждение, что сегодня каждый человек должен «безоговорочно поверить в целительность его контактов с живой природой и принять это как нравственную аксиому. В человеке заключены неисчерпаемые ресурсы гуманности, приумноженные веками мучительных исканий и страданий, — эти ресурсы нужно тоже разумно и ответственно беречь» [4], как и живой мир природы, с которой люди находятся в неразрывном родстве.
Писатели-«деревенгцики», в отличие от классиков русской литературы, выражают опасения за природу, за ее дальнейшее существование. У Н. Гоголя, И. Гончарова, М. Лермонтова, А. Пушкина, Л. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова пейзажи разные, обладают своими красками и звуками, выражают собственные варианты настроений, написаны с большим мастерством, передают красоту родного края и призывают к любованию его ландшафтами и глубоким философским раздумьям о красоте, жизни и смерти, умирании и рождении, нравственности. У них нет ни тревоги за природу, ни опасений за ее состояние, ни предчувствия экологической угрозы, которую создал человек своим невероятным и диким над ней насилием.
Природа гармонична, умеет отбрасывать все лишнее, что мешает и ей, и продолжению жизни на земле. И только люди не желают и не умеют понять, считает Залыгин, что «земной шар ограничен, человек этого мира ограничен», а «любые разногласия между людьми, любые ошибки и заблуждения обязательно сказываются на природе, на ее судьбе». Экология, становясь общественным движением, проникая в сознание людей все настойчивее, требует осознания необходимости всеобщих ограничений для всего человечества, «без которых дальнейшее существование человека невозможно». В современном мире идет процесс «отчуждения человека от природы и от собственной природности», а ведь Земля, постоянно подчеркивал Залыгин, земная природа — «вот единственный связист и посредник между нами, людьми, и Вечностью, приобщение к которой, чувствование которой каждым из нас и есть, очевидно, смысл нашего существования, его причина и назначение, его энергия» [5].
В этом потоке современной прозы творчество Залыгина выделяется частыми экспериментами в поисках сущности человека, его нравственно-философского подхода к жизни, взаимосвязи с миром природы. В повести «На Иртыше» писатель ставит и пытается решить нравственно-философский вопрос о добре и совести, проблему выбора между ответственностью перед властью, перед другим человеком и перед своей совестью. В развитии сюжета автор подводит к выводу о необходимости выбора добра по отношению к другому человеку, верой в него, что заложено в нравственных, незыблемых общечеловеческих категориях.
Эта идея выбора выступает и в других произведениях Залыгина. Наиболее ярко она выражена в «Комиссии» в сочетании с центральной нравственно-философской проблемой — поисками смысла человеческой жизни даже перед возможностью смерти. Во время хаоса и постоянных перемен Лесная Комиссия — это ключевой, постоянный образ, имеющий глубокий идейно-философский смысл. Это понятие выступает как лейтмотив и создает климат постоянства, стабильности, власти, вносит мотив ответственности, продолжительности, неизменности в ситуациях беспрерывных и неожиданных изменений.
В такой атмосфере ожидания и неуверенности герои внутренне раскрываются во время философских разговоров, глубоких этических рассуждений наедине с собой, в контактах с другими, в общении с природным миром, переживают перемены нравственные, осмысливая трудные стороны современной жизни. Выделяется тут образ Устинова. Это удивительно цельный и органичный характер, черты которого писатель в полную силу раскрывает как в коллизиях, переживаниях, страстях личных, так и общественных, общих, народных, с глубоким проникновением в его натуру.
Природа — это часть нас, а пейзаж, описание природы в художественных текстах — это существенный элемент жизни героев, выражающий во многих случаях их переживания, чувства, созидательное восхищение или активное взаимодействие. Во многих произведениях Залыгина, как это видно из проведенного нами анализа, выступают разнообразные описания природы, они лишены всякой возвышенности, украшений, пафоса, красочности. Они обычно просты, конкретны, точны, выразительны, в них проявляется и выражается чуткое отношение автора к характерам и идеям излюбленных героев, их размышлениям и поступкам, тесно связанным с миром окружающей природы. Герои Залыгина, чтобы жить, работать, существовать сохраняют тесную, постоянную и чуткую связь с окружающим миром живой природы, вслушиваясь в ее ритм, вглядываясь в ее красоту, действуя в согласии с ее законами. И для Мещерякова, и для Чаузова, и для Онежки, и особенно для Устинова жизнь — это неразрывная и постоянная связь с природой, это труд в полном согласии и связи с ее миром и вечным движением.
У Залыгина преобладают широкие, реалистические картины природы, которые помогают понять жизнь как развивающийся процесс, понять человека в его бесконечных поисках смысла жизни, проследить его слитность с живым миром природы, частицей которой человек является. В произведениях Залыгина природа нравственно возвышает героев, помогает ощутить им не только физическую, но и моральную силу, преодолеть свои опасения, пробудить в них желание познать истину о взаимосвязях человека и природы.
Природный мир в залыгинских произведениях наполнен глубоким философским содержанием, истинным гуманизмом и высокой нравственностью. Он активно и постоянно вторгается во внутренний мир героев, присутствует в их размышлениях, определяя сущность и критерии ценности человека. Природа, будучи самым непосредственным проявлением добра и красоты, вечности и движения, особенно ярко и органично слита с нравственным мирон крестьянина. Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что у Залыгина свой личный «подход ко всему происходящему, определенное отношение к миру людей и миру природы» [5]. Оно определяет идейно-художественный, нравственный, поэтико-стилистический строй большинства его произведений. Основой всего залыгинского творчества является, как нам кажется, подход писателя к человеку в историческом развитии и его взаимоотношениях с живым природным миром. Он влияет, как на структуру отдельных литературных и публицистических текстов, так и на их тематику и проблематику, поэтику, разнообразие и выбор героев, конфликтов и сюжетов, образов и тем. Для автора сущность человека раскрывается в непосредственном контакте с природой, а его нравственность выражается в ответственных, умных и продуманных взаимоотношениях и взаимодействиях с законами, силами и нравами, действующими в обществе и природе.
В последние годы к этому подходу прибавилась боль и постоянная тревога за состояние родного мира природы, призыв к воспитанию в людях доброты, экологического сознания, которое поможет создать и применить способы охраны природных ресурсов. Поможет людям в этом естественная их привязанность к родным местам, желание сохранить их красоту, величие, неповторимость. Преобразуя природу, человек постепенно уничтожает и себя, среду своего обитания, памятники своей истории, что ведет к разрыву с прошлым, истоками, происхождением.
Экологическая этика, формируя нравственные нормы и законы по отношению к природе, поможет остановить деятельность людей, заставит их подумать над последствиями своих поступков, поможет сохранить естественное и единственное место проживания человечества в сохранности, защищая тем самым и людей как неотъемлемую часть природы. В современном мире без уяснения значения и роли нового экологического сознания, экологической нравственности и усиления проблематики экофилософии невозможна практическая деятельность человека по охране и защите природного мира.
Залыгин понимал эту зависимость и постоянно требовал нравственного отношения к природе, восстановления равновесия между природой и личностью, развития всеобъемлющего чувства сопричастности с окружающей средой, считая, что проблемы экологии выше и важнее экономики, а современная техника и цивилизация в своей практике должны опираться на нормах экологической этики, чтобы человек постоянно и полностью чувствовал свою слитность с натурой и полную ответственность перед ней и за нее.
В качестве одного из основных выводов, вытекающих из проанализированного нами материала, касающегося человека и среды в творчестве С.П. Залыгина, следует считать глубокое убеждение писателя в том, что человеку необходимо научиться (и в этом громадная роль литературы и публицистики) защищать природу, закреплять и утверждать гуманистическое развитие, чтобы сохранить жизнь человека и его связи с землей, приобщения к ней в конкретном смысле непосредственного контакта с ней и в более широком, философском понимании роли Земли — источника жизни. Современные поколения людей отходят от своих истоков, близкой связи с «малой родиной» — землей юности и детства, забывают, что природа — это не только объект действий, покорения, получения ископаемых и природного богатства, но и источник добра, красоты и жизни. Человек, чувствующий и наблюдающий, понимающий и любящий природу, лучше ощущает себя, понимает другого, осознает постоянную и неразрывную связь с каждой частичкой природного мира, учится пользоваться его богатствами, радоваться красоте, охраняя и помогая.
На протяжении всего творческого пути, Земля, природа и красота, с ней связанная, были особенно дороги Залыгину. Как и люди, живущие в согласии с природными законами, ради добра и понимания, человечности и справедливости, нравственности и красоты, чтобы сохранить и развивать нашу планету, чтобы хорошо и спокойно могли жить на ней современники и будущие поколения, развивая как повседневный земной быт, так и тайны человеческой духовной жизни.
В нашей работе неоднократно приводятся большие цитаты — описания природных явлений, пейзажей леса и речных просторов для того, чтобы более убедительно показать, какое большое значение имеют они для Залыгина в процессе раскрытия устойчивых для него тем, характеров героев, представления о взаимоотношении человека и природы. Они полны красок, звуков, воздуха, пространства и запахов, даются в богатстве полутонов и световых оттенков, несут реальные картины природного мира.
Определенные закономерности выражения душевных потрясений героев в конкретные периоды истории страны связаны с философскими рассуждениями о роли природы в жизни человечества, о значении земли и земледельческого труда для развития личности и общества. Художественные средства, жанровые особенности, характерные для творчества Залыгина, многобразные описания родных пейзажей, любимых мест и просторов позволяют вникнуть во внутреннюю жизнь героев, раскрыть сущность характера, определить суть жизненных явлений, в которых приходится действовать. Драматические и напряженные ситуации и действия в жизни героев автор сопровождает подробными описаниями природных явлений, для которых не жалеет ни места, ни полутонов, ни красок. Они усиливают внутренние процессы душевной жизни героев, их переживания, чувства, раздумья.
Для Залыгина, в творчестве которого пейзажи, описания природы являлись неотъемлемой частью каждого произведения, были существенным элементом сюжета, составляли активную часть жизни и действий героев, формой раскрытия их характеров, тяжело было в последние годы жизни наблюдать разрушение природного мира, уничтожение многих прекрасных мест, деградацию естественной среды обитания человечества.
Природа, всю жизнь повторял писатель, является частью человека, выражает наши переживания и чувства, а люди полностью погружены в природном мире, создавая с ним единое целое. Богаты и разнообразны, трудные и противоречивые кентакты между человечеством и природным миром и не будет порядка, взаимосвязи и взаимопонимания, если человек ограничит свое существование до любования красотой природного мира или его покорения. Пришло время понять людям, что экология — это наука, говорящая о судьбе человечества, «быть ему или уже не быть в ближайшем, XXI веке, поскольку все животные и все растения зависят нынче не друг от друга, но от одного — единственного животного — человека» [6].
До конца жизни Залыгин выражал свою любовь к природе, веру в ее силу без возвышенности, лишнего пафоса, внешних эффектов, употребляя в описаниях выразительные слова, конкретные определения, рельефные образы, которые наиболее точно определяли какое-то явление, образ, характер любимого героя. Описание реки, точнее речного течения, было связано с образом главного героя «Экологического романа», определяло взгляды, философию, мысли, действия, поступки, выборы и жизненный путь Николая Го-лубева, который всю жизнь посвятил охране рек. Он влюбился в реки, их течение, мощность, силу уже впервые увидев речное течение, которое его поразило.
Это была большая-большая струя, быстрая, на какую-то глубину прозрачная, а еще глубже — темная, уже ночная, без дневного света. Подтекая под мост, река пенилась вокруг его полукруглой опоры. Минуя препятствие легко, играя по пути, она журчала при этом и еще чуть меняла свой свет, а в огромной струе возникали отдельные струи потемнее, посветлее, помедленнее, побыстрее, а в уже небольших струях несомненно были и другие, еще меньше струйки, но ничто не мешало всем струям сколько их было быть одной рекой, быть в одном течении, в одних берегах, в одном стремлении вечно струиться откуда-то и куда-то. Голубев не знал, откуда — куда, но понял, что об этом можно узнать, что в этом не будет секрета, что нет в этом и глупости, и побежал домой к маме и к папе, чтобы узнать у них — откуда? куда? почему течет река?» [7].
Залыгин, как и герой, многие годы посвятил защите рек России, которые по неверным прогнозам и проектам, ставшими официальными документами, подвергались разным экспериментам, принося огромный ущерб народному хозяйству. Писатель добивался объективных научных экспертиз всяких проектов и документов, касающихся природного мира, особенно земли и водного хозяйства, чтобы сохранить их богатство для будущего, не допустить до разрыва вечных природных взаимосвязей, отрыва людей от естественной природной среды, что всегда приводит к нравственным потерям, моральной ущербленности и деградации, ограничениям духовных потребностей и стремлений к расширению сферы своего познания и действий.
Эпоха НТР, считал Залыгин, становясь в ряд других русских писателей, пишущих о деревне и природе, несет как блага материальные, достаток, улучшение жизни и облегчение труда, так и опасность нарушения природного равновесия своими непродуманными, а часто и ненужными планами, проектами, действиями. В своих художественных текстах и публицистических статьях про сельскую жизнь, автор «Комиссии», как и многие другие писате-ли-«деревенщики», затрагивает очень важные, сложные, острые, нужные и трудные нравственные вопросы, связанные с человеком и природой, ответственностью людей перед живым миром природы. Звучит в них тревога и боль, призыв к охране и защите, установлению и укреплению сильных взаимоотношений, предостережение перед необдуманным преобразованием и покорением, потому что природа является важным фактором развития и существования людей, их нравственности, формирования как личности отдельного человека, так и эстетических норм всего общества.
В художественной литературе, в том числе очень ярко у Залыгина, проступает мысль о необходимости воспитания и укрепления в людях нового отношения к земле, которая является средой их обитания, развития самосознания, предостерегающего от потребительского, часто вредительского, явно легкомысленного и непродуманного отношения к окружающему миру. Тревога за судьбу родной земли, всей природы, связана у Залыгина, как и у других представителей литературного процесса конца XX века, с тревогой за человечество, за будущую жизнь людей, за гармоническое отношение к природе, которое способствует нравственному совершенствованию современного человека XXI века.
Начиная с лирической прозы перелома 50-60-х годов (М. Алексеев, С. Крутилин, Вл. Солоухин, Г. Троепольский) через литературу середины 60-х годов, в которой расцветает аналитическая повесть о сельской жизни (Ф. Абрамов, В. Белов, В. Личутин, В. Распутин), до 70-х годов с характерным усилением философских аспектов, укреплением этико-нравственного характера и эпических тенденций (В. Астафьев, В. Фоменко, Б. Можаев, Е. Носов) в прозе о деревне выступает, по-разному преломляясь, внимание и интерес к коллизиям социальным, нравственным, экологическим ситуациям, борьбе за охрану и защиту природного мира, взаимоотношениям между поколениями и между человечеством и живым миром природы.
У этих художников слова, как и у Залыгина, звучит призыв к изменению мировоззрения людей, воспитанию новых жизненных позиций и взглядов, которые вели бы к гармоническому «сотворчеству» с природой, обеспечению существования людей с живой природой, их взаимному сотрудничеству, взаимодействию и взаимопониманию. Важной тоже кажется мысль этих творцов художественного слова о необходимости сохранения единства человеческого и природного мира, чуткого отношения рода человеческого к часто беспощадно эксплуатируемой, перестраиваемой, бессмысленно используемой природе.
Важно, считают писатели, не забывать, что настоящие, добрые, справедливые, внимательные люди полностью раскрываются в общении с живой природой, соблюдая и сохраняя ее законы, моральные нормы и нравственные устои. Борьба за природные ресурсы, за сохранение красоты родных мест, за землю — единственный источник проживания людей — рождает как многие психологические, философские, экологические конфликты, так и пробуждает и восстанавливает в человеке умение чувствовать, видеть, слышать, ощущать красоту, звуки, краски, запахи — весь живой мир природы, а также умение предвидеть и предугадать все угрозы и бедствия, изменения и опасности, которые создает нарушение гармонии единства с природой.
Человек в течение веков изменял мир, в том числе природу, и в результате этой «бурной, никем и ничем не регулируемой человеческой деятельности над природой, в том числе и над самим человечеством, нависла смертельная опасность. Человек, будучи сам важнейшим компонентом планетарной экосистемы, самым распространенным и самым жизнестойким видом животного, превратился в опаснейшего врага природы, стал одним из главных факторов нестабильности этой экосистемы. Такова наиважнейшая проблема грядущей гуманистической революции, перекрывающая все другие проблемы. Из вольного или невольного врага природы он должен превратиться в его друга. В противном случае погибнут и природа, и сам человек, причем гораздо быстрее, чем может показаться» [8]. Они ведь органично соединены, создают единое целое, неразрывное и зависимое друг от друга.
Природа является не только местом жизни и существования человека, источником необходимых для жизни ресурсов, но и воспитателем души. Она напоминает людям о человеческом в них, о чувстве прекрасного, как в мире, так и в самой личности. Важно, чтобы современное общество поняло и почувствовало необходимость гармонического сосуществования всего живого на земле, чтобы человек ощутил себя неотъемлемой и естественной частью природы, осознал, что все в нем наилучшее именно от природы, которую не стоит покорять, а, познавая ее законы, содействовать ее развитию.
Бережное и ответственное отношение к природе, разумное использование ее богатств свидетельствует о чуткости и совести человека, тесной связи, взаимопонимании, доверии и увлечении своим делом охраны природы. Нынешний человек, вообразив себя центром вселенной, «вошел в противоречие не только с Богом и собой, но и самой Природой. В наш век, век НТР — справедливо считает И. Кузьмичев — вновь встал вопрос о выходе из кризиса, причем кризиса всеобъемлющего, глобального, таящего в себе гибель земной цивилизации» [9].
В большинстве залыгинских произведений присутствует восхищение Сибирью, ее величиной, красотой, щедрой природой, естественными природными богатствами, неисчерпаемыми возможностями и людьми, с их упорством, выдержкой, мужеством, неутомимостью, вдохновенными и романтическими поисками и открытиями. Внимание к миру природы сочетается с подробными и детальными описаниями конкретных, прозаических деталей будничной жизни, ежедневного труда и повседневных бытовых действий. Необходимая в жизни человека природа в последние годы требует все больше внимания и защиты, бережливости и доброты, чтобы человек мог ощущать себя ее частью, а не покорителем и разрушителем, гармонического равновесия. Чтобы соблюдать настоящие духовные ценности необходимо сохранить чувство родства и единства с природой, уберечь ее, проявляя доброту и милосердие, сохраняя связь с нравственными устоями предков и соблюдая вечные законы природы.
Взаимоотношение человека с природой для Залыгина — это прежде всего проблема нравственная, проверка человеческих установок, мерок, взглядов, обращений перед лицом живой природы, раскрытие души человека. В последние годы во всех произведениях Залыгина присутствует боль за все живое, уничтоженное и разрушенное человеком. И постоянные описания последствий действий человека.
Теперь в Горном Алтае, на одной из красивейших рек мира — Катуни, строится никому, кроме министерских чиновников, не нужная ГЭС, и Алтай окончательно перестанет быть самим собой, он станет условной средой обитания человека. А все потому, что человек, чья жизнь мгновенна, поработил ту вечность, которая есть Природа. Не будучи царем самого себя и без царя в голове, он захотел стать (и стал) царем природы.» [10].
Наступило разрушение равновесия в отношениях между человеком и природой, человечеством и всем остальным миром, что привело в конце XX века к глобальной трагедии экологического кризиса.
Было время, когда и сам Залыгин верил в необходимость преобразования природы, чтобы сделать ее еще прекраснее, лучше, полезнее людям. «Но в течение своей долгой жизни я несколько раз бывал в Горном Алтае и каждый раз (в 1929, 1938, 1961 годах) я видел уже совершенно другой Горный Алтай — обезображенный и все более и более убогий, все более и более бесприродный. Когда-то я думал, вглядываясь в природу, в ее пейзаж: вот я умру, а эта река, эти горы, эти луга и небеса, эти леса останутся после меня, они ведь не что иное, как воплощение вечности на земле. Не сразу, но я все-таки убеждался в другом — моя жизнь оказалась продолжительнее, чем этот срок, в который природа еще способна сохранять свой собственный облик, а значит, и свое подлинное существование» [11].
Для Залыгина важным является процесс показа человека в полной и теской связи с действительностью, современностью, особенно с природным миром во всех мелочах и деталях, в постоянном труде и в мыслях, наедине с пейзажной красотой, в ежедневном быту и в отношениях с другими людьми. Для всех его героев природа — это не фон, не приложение, не декорация, а конкретный материальный мир, место трудовой деятельности, живая реальность, действующая на слух и вкус, обаяние и зрение, осязание и чувства, нравственное и духовное воспитание и образование человека.
В человеческой деятельности важно умение наблюдать и думать, видеть и делать выводы, понимать и отличать истинную ценность, настоящую красоту, подлинное богатство от мнимых украшений, внешних подделок, лишней суеты. В этом, считал Залыгин, подлинное и неоценимое воспитательное значение живой природы, тяга ее к установлению гармонических связей с природным в человеке, чтобы существовали и действовали умные, заботливые, продуманные, великодушные и нравственные законы природопользования.
Все творчество Залыгина составляет своеобразную кольцевую композицию. Он начинал с рассказов, очерков, критических и публицистических статей, затем писал повести и романы и закончил творческую деятельность рассказами, критическими и публицистическими эссе и статьями, высказываниями, выступлениями на темы, интересующие его постоянно, о проблемах природы и человеческой нравственности, человеческого мышления о современности, истории, демократии, власти и взаимоотношений с природным миром.
Жизненный и творческий путь Сергея Павловича Залыгина завершен. Он жил и творил в трудные и переломные годы русской истории. На его жизнь выпали годы коллективизации и нэпа, период сталинского террора и хрущевской оттепели, эпоха гигантских строек и невообразимых преобразований природы, благодаря развитию НТР, время горбачевской перестройки и новых политических и хозяйственно-экономических отношений. Все эти удивительные и многоаспектные явления нашли своеобразное отражение в художественном и публицистическом наследии писателя.
Творчество Залыгина отличается большим разнообразием жанров, представленных ситуаций, героев и фактов, использованных поэтических средств. Но при все разнообразии тематики, лейтмотивом творчества Залыгина является тема природы, она, что видно из проанализированного материала, доминанта художественного мира писателя. С ней он связывает почти все основные вопросы, затрагиваемые и в произведениях и в публицистических выступлениях.
Писатель воссоздает многообразие жизни природы при помощи цветовых, звуковых, световых деталей, метафорическихобразов. Его мир — это мир связи и родства всего живого, мир, в котором природа отражает человека, ассоциируется с ним, проявляется в нем. Параллельное существование и сосуществование персонажей человека и природных миров — характерная черта залыгинского художественного мира.
Многие произведения Залыгина последних десятилетий пронизаны болью и постоянной тревогой за состояние родного мира природы, призывали к воспитанию в людях доброты, экологического сознания. До конца жизни писатель выражал свою любовь к природе, веру в ее силу без лишнего пафоса, внешних эффектов, употребляя в описаниях выразительные слова, конкретные определения, рельефные образы, которые наиболее ярко и точно определяли какое-то явление, характер любимого героя, его действия и поступки.
Все творчество Залыгина — это источник, в котором каждый читатель найдет что-то важное для себя. В нем, как нам кажется, все проблемы, затрагиваемые многими современными русскими писателями, нашли своеобрзное и оригинальное решение. Говорить о нем, как и вообще о самом Залыгине, придется еще многим, чтобы полностью осознать и передать величие, разнообразие и значение его таланта. В новой сегодняшней России проблемы, поднятые Залыгиным, актуализируются, что, несомненно, возобновит интерес и к его художественным произведениям и особенно к публицистике.
Список научной литературыРудзевич Ирена, диссертация по теме "Русская литература"
1. Произведения Сергея Залыгина в хронологическом порядке Рецензии и статьи о них в алфавитном порядке
2. Залыгин С. Рассказы. Омск, 1941. Рец.: «Омская правда», 1941, 28 мая.
3. Рыбаки. Рассказы. «Омский альманах», 1944, кн. 4.
4. Рец.: Александров В. По областным и зданиям. «Омский альманах»; «Октябрь», 1945. № 4. С. 169-172; «Литературная газета», 1945, 18 авг.
5. Дома Хельга. «Омская правда», 1945, 14 окт.; То же. «Омский альманах», 1947, кн. 6.
6. Рец.: «Сибирские огни», 1947. № 4. С. 131-132.
7. Северные рассказы. Омск, 1947; То же. Новосибирск, 1950.
8. Двери в мир. Рассказы. Омск, 1950. Рец.: «Звезда», 1951. № 3. С. 181.
9. Зерно. Рассказы. Омск, 1950.
10. Оськин аргиш. Рассказы. Омск, 1950; То же. Новосибирск, 1950. Рец.: «Сибирские огни», 1951. № 4. С. 99.
11. На большую землю. Москва, 1952; То же. Изд. 2-е. Москва, 1953.
12. Рец.: «Звезда», 1951. № 3. С. 181; Косенко П. «Омская правда», 1951, 11 окт.; «Омская правда», 1952, 13 июля; Черкасский М. Читатель ждет героя. «Юность», 1958. № 11. С. 77-80.
13. Утренний рейс. Омск, 1953.
14. Весной 1954 года. Очерки, Москва, 1954.
15. Рец.: Кардин В. «Новый мир», 1955. № 6. С. 293-294. Ровенский Н. По горячим следам. «Советский Казахстан», 1954. №. 12. С. 106-108.
16. Очерки и рассказы. Москва, 1955.
17. Рец.: Капусто Ю. Весной 1954 года. «Литературная газета», 1955, 30 июля. Ответ читателям. «Литературная газета», 1956, 14 авг.; Сини-цынМ. Правдивые рассказы. «Литературная газета», 1956, 12 июля; Юшин П. Сельское хозяйство, 1956, 11 янв.
18. В наши годы. Рассказы и очерки. Новосибирск, 1956. Рец.: Рясенцев Б. «Ссветская Сибирь», 1956, 6 июля.
19. Свидетели. Повесть. «Новый мир», 1966. № 7.
20. Обыкновенные дни. Повесть, рассказы и очерки. Москва, 1957.
21. Рец.: Нинов А. О современных рассказах. «Вопросы литература», 1958. № 11. С. 84-85; Трифонова Т. Залог творческого роста. «Молодая гвардия». № 6. С. 226-229.
22. В стране друзей. Очерки. «Новый мир», 1957. № 5-6; То же. Москва 1958.
23. Боб. «Наш современник», 1959. № 1.17. 20 рассказов. Новосибирск, 1959.
24. Рец.: «Сибирские огни», i960. № 4. С. 250.
25. Пробуждение великана (Очерки о Китае). Новосибирск, 1959.
26. Простые люди. Рассказы. Тюмень i960.
27. Томские встречи. Томск 1961; То же. «Новый мир», 1962. № 2-3.
28. Блины. Рассказы. Москва, 1963.
29. Рец.: Байчушев А. Счастье. какое оно? «Вечерняя Москва», 1963, 2 сент.; Ильин Ф. По страницам маленьких книжек. «Вечерний Новосибирск», 1963,17 сентября.
30. Тропы Алтая. Роман. Москва, 1962. То же. «Роман-газета», 1962, № 7-8; Новосибирск, 1962; То же. Москва, 1963; 1964; 1966; 1972.
31. На Иртыше. Повесть. Москва, 1965; То же. Омск, 1983.
32. Сибирские рассказы. Москва, 1968.
33. Звягинцев дом. Рассказы. Москва, 1969.
34. Красный клевер. Москва, 1971; Москва, 1972.
35. Избранные произведения в 2-х томах. Москва, 1973.
36. Южно-американский вариант. «Наш современник», 1973. № 1-2; Москва, 1974.
37. Санный путь. Роман. Повесть. Рассказы. Москва, 1976. Вступительная статья: Теракопян Л. Грани эксперимента. С. 3-74.
38. Комиссия. Южноамериканский вариант. Романы. Москва, 1978.
39. Собрание сочинений в 4-х томах. Вступительная статья: Дедков И. Человек, история, жизнь. Москва, 1979. Т. I. С. 5-24.
40. Рец.: Сурганев В. Восхождение. «Наш современник», 1983. № И. С. 176-184.
41. Пять рассказов. «Наш современник», 1970. № 2.
42. Наши лошади. Повесть. Москва, 1980.
43. После бури. «Дружба народов», 1980. № 4-5; «Роман-газета», 1983. Москва, 1982: 1986. См. отрывки из романа. «Литературная Россия», 1976, 9 янв.
44. Фестиваль. Рассказы. Москва, 1980.
45. Рец.: Баранов В. Преодоление аксиомы. «Знамя», 1982. № 3. С. 233-236; Нуйкин А. Фантомы эстетической мысли. «Литературное Обозрение», 1982. № 12. С. 50-53.
46. Рассказы от первого лица. Москва, 1983
47. Женщина и НТР. Рассказ. «Новый мир», 1986. № 6. С. 73-84.
48. Рассказы. «Новый мир», 1987. № 12. С. 6-45.41