автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Человекообразующий смысл общественного разделения труда
Полный текст автореферата диссертации по теме "Человекообразующий смысл общественного разделения труда"
киевский
ордена ленина и ордена ОКТЯБРЬСКОЙ революции государственный университет им. т. г. шевченко
На правах рукописи
ЭРГЕШЕВ Турсунбай Бакирович
УДК 300,321 +300.372
ЧЕЛОВЕКООБРАЗУЮЩИЙ СМЫСЛ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический материализм.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Киев — 1990
Диссертация выполнена на кафедре философии философского факультета Киевского ордена Ленина в ордена Октябрьской Революции государственного университета ем. Т.Г.Шевченко,
Научный руководитель - доктор философских наук,
Профессор ТАРАОЕНКО Н.Ф.
Официальные оппоненты: доктор философских паук,
профессор ЫОКЛЯК В,Н.
кандидат философских наук, доцент СКРИПКА. П.Й,
Ведущая организация - Киевский педагогический институт . шл. А.М.Горького.
¡Защита состоится С^си^ 1991 г. в /^/^часов
на заседании специализированного совета Д 068.18,09 при Киевском государственном университете им, Т.Г.Шевченко до адресу» 552601» г.Киав-17, ул, Владимирская, 60, ауд.
О диссертацией можно ознакомиться р даучной библиотека Киевского государственного университета им* Т.Г.Шевченко /ул» Владимирская, 58?,
Автореферат разослав
^ш.Ъ? _ 1991 года.
Ученый секретарь йпецкалЕейровакного совета
проф, И,Ц,Г0НЧАРШ0
ОШН ХА?А КГ ^КОТИКА ЕАШТИ
Актуальность иссладопания. Совораеистиоашио всех срар общественной мизнедаятальносгл испыгынаог острую соц.шльную потраб-ность а разработке научно-обоснованншс перспектив развития общества н человека.
Ь этой связи достаточно актуализируется проолама о механизмах [юрмирования и развития сущноогшос сил чилопшсл и процесса общественного разделения трупа. Недостаточный уроппаь разработанности данной проблаш свидзтельстпуат о ое больно.! сло;.лооти л глобальности.
¿илосо.оско-матодологичаскил интерес к проблема самореализации человека обусловливается гакио внутренними потрвбност/ии оа-мой Философской наука, призванной аргументированно обосновать са-моопрацеление человека как личности в система общественной жизне-даятнлмюотн. Тенденции современного развития социальных лвланш!, в особанностл, процесс активизации чаловачаского фактора, обусловливают необходимость дальнейшей разработки катогорий и понятий, раскрывающих связь объективных законов общастпсннох'о развития о сознательной жизнедеятельностью человека. Все учащающееся обращение исследователей к понятиям "человеческий фактор", "формирование человека", "самореализация личности" и т.п., несомненно требует всестороннего осмысления и содархательного уточнения указанных понятий, их социзльно-йстормческих аналогов.
Научный интерас к роли и значению общественного разделения труда и его чоловекообразующей (функции получает особу» значимость в сегодняшних реалиях советского общества, когда ширится движение к возвращению к общечеловеческим ценностям. От догматических и схоластических схем обезличивания личности, представления ее всего лишь "винтиком" в огромном государственном механизме, в социальной политика и общественных науках, совершается трудный поворот к возрождению признания человека главной приоритетной ценностью общественного развития. /
Новое положение человека можно обеспечить путам разгосударствления собственности и созданием смешанной экономики. Многообразие форм собственности позволит решить коренной вопрос: преодоление отчуждения человека от средств производства, от собственности, . от самого процесса груда. Это означает устранение "тотальной обаз-личенности" собственности, которая оторвала человека, оттолкнула
а угробила у него ингарас к работе" /Горбачев Ы.С. Выступление на четвертой сессии Верховного Совета ССОР // Лзьесгш]. - 1990,23 сент./.
Б связи с разгоревшимися дискуссиями по поводу перехода страны к рыночным отношениям и, в связи с этим вставшими проблемами создания рынка груда, новых форм собственности, занятости населения, угрозы безработиц /по оценкам Л.И.Абалкина число безработных составит 40 млн. чел./ острой необходимостью встаат вопрос обеспечения надеашси социальной защити людей. Сдедоватально, каждой человек должен будат активно и целенаправленно проявлять свои способности и склонности в системе общественного разделения труда. Для человека проблема участ;т и выбора опредолонного вида труда становится критерием осуществления жизненных планов.
Степень разработанности проблема, В каше it литература общественное разделение труда и его влияние на развитии человека исследовано преимущественно в экономическом аспекте, а майнио со стороны опосредованности этого процесса историческими Дорнами собственности и, следовательно, форвдми присвоения ооъактивних и субъективных условий грувд /Р.^.Абдильдина, Ii.П.Алексеев, 1'.С.Арефьева, З.В.Бабкина, А.Г1.Велик, Л.¿¡.Мельник, В.В.Радаов, Ü.Н.Супрун, В.П.шофанов, В.Н.Чарковец и др./.
00иесодиологическш1, философский анализ понятия и сущности разделения труда представлен в трудах и коллективных монографиях советских авторов как 60-х годов, так и нынешнего времени /М.Л. Андреев, Г.С.Багшдев, В.Н.Вандишев, И.Ф.Ведин, Л.П.Кайдалов, И.О. Кон, Ь.И.Коцюблнский, Н.И.Шкляк, fJ.ä>.Tapacенко, и.И.Чангля и др./. В них прослеживается ганезис разделения труда, особенно в условиях инструментально-ручного труда и машинного производства, влияние их на развитие человека и формирование его способностей к творческому труду.
Значительное количество работ посвящено различным формам общественного разделения тру да: разделении труда на умственный и физический, где анализируются противоречу, соотношение и перспективы их развигия /Л.П.Буава, Л.Н.Лавыденко, Н.Н.Данисюк, А.Н.Лой, Л.П.Сверчков а, Г.А.Сшояяя и др./; профессиональному разделению труда в связи с вопросами самоопределения личности и трудовой мо- -бкльности, исследованием места и роли индивида в структуре производства /1,1.Ф.Антонов, ií.;.I,BatíocoB, В.В.Водзинская, А.М.Добрусин, А.И.Левиков, И.Н.Назимов, А.В.Нельга, А.В.Соловьев, иМ.Станчиц,
В.А.Трипольский, М.Х.Титиа/; связи международного разделения труда с нацнонддыю-геррнторчальнт.ш и региональными особенностями /И.Бллндер, Н.Н.Ирмоаонко, З.А.Копяр, Н.П.Ковалева, В.В. Куликов, Н.Г.Степанова, Н.ЛЛишкан/; анализу проблей женской занятости в общественном производств /Л.Д.Колобов, Т.АиЛащика, Т.Н.Сидорова, y.i.í.Lit и ад../; вскрцтлю основных проблем сельского разделения трупа м путчи их решения /Н.Л.Бух-арин, Л.Б.Волков, ü.l.l.rtayen, Л.Н.Сязомская, В.С./манец и др./. lio многих работах анализируется пориппкгивч развития общественного разделения труда п в связи с от им проблема всестороннего развития личности, возможности раскритич ео сущностных сил в процессе труда /Б.Н. Бессонов, В.¡I.Борзой, ¡.¡.В.Домин, Л.Н.Коган, В.П.Коломиец, К.В.Ла-зоронко, ¡Ui.;.Рогов, й.±>.Сулишв и др./. В литературе, посвященном проолемшл активизации человеческого фактора /Т.И.Заславская, Ы.С.Каган, п.Л.Лапин, Ií.T.Toihghko, V.Г.Яновский, Т.И.Ящук и др./, раскрывается aro содержание и роль в общественном развитии, исследуется теория "человеческих отноаений" /А.В.Ь'рмакова, И.Д.Ла-даноп, В.А.Мирзони, А.Н.Угриыова/.
В указпшглх вила подходах общественное разделение груда рассматривается главным образом в аспекте технико-экономического содержания. В то ке время совсем недостаточно внимания уделяется анализу взаимодействия разделения трупа и развития человека в аспекта детерминации и опосредованности указанного процесса социально-культурными, технологическими, национальнб-региональными и деиогралически.ы ¡.-акторами. Собственно, это и послужило вычленению данного ракурса диалектики разделения труда и развития человека в самостоятельную научную проблему, которая предполагает определении^ уровень методологической абстракции рассмотрения пробле-ш, соответствующего эмпирического материала и философской аргументации. Кроме того, недостаточно учитывается "личностный срез" проблемы, а именно человекообразущая сторона общественного раэде-лония труцп. .Многие авторы, правильно излагая отрицательное воздействие общественного разделения труда на развитие человека, приходят к ошибочному выводу, что разделение труда при социализма лишено противоречил, существовавших на предыдущих ступенях общественного развития, оги "родимые пятна" присутствуют и в существующем ннне разделении труда. ■
По-лроинеыу "камнем преткновения" дискуссий является вопрос об кс горячо оно! i пер-шективп разделения груда, его сущесгвовании в
будутом. В данном нсслоновации мы попытались изложить своо видении данной пробло1.'л, своп трактовку творчоского историко-культурного наследия, того положительного и отрицательного, что накопило человечество в подходах к пониманию и решению проблем общественного раэдоаошн труда.
Цель п задачи исследования. Осношшя цель диссертационной работ;! - определить ч о ло в е коо бр азующьI смысл общественного разделения труня, его особенности и функции и процессе .нормирования и развития человека.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих
задэч:
- проанализировать основные исторические этап» развития общественного разделения труда, слецаиикк его влияния на становление и развито человеческой индивидуальности;
- на основе выявления человекоГормирующе^ роли общественного разделения трудэ провести различение "сущности" л "?;орм" его про.овленил, выяснить исторически': характер и категориальную природу;
- раскрыть характер связи „локирования суцносг.; человека с процессом разделения труда, проанализировать с учетом последнего специфические особенности человеческого фактора;
- определить общее л особенное в .ри.тосоускнх и социально-экономических подходах в интерпретации исторической перспективы обществешюго разделения труда и развития человека.
Методологическу» и теоретическую основу исследования составляют основные уилосорскиа принц,..'.ы поншзндя общественной истории и общественного производств« как естественно-исторического и культурно-созидательного процесса, единство исторического л логического, объективного и субъективного, исторические предпосылки становления материального и духовного производства, способа его существования я воспроизводства, принцип активности личности как субъекта собственной кизнн, закономерности разделения и перемени труда, и другие.
Эширическям базисом исследования являются разработки, яыва-щиася в-нашей литературе, результаты, полученные в экономических, социологических, педагогшсо-пслхологическнх исследованиях; различные статистические и справочные материалы; данные публицистики.и периодики. Диссертант использует наряду с трудами отечественных обществоведов токке разработки зарубежных исследователе;-'!, ка-
сапдиеся .ганной проблемы /К.Лройо, Ф.Кутта, Р.Лацко, А.Поччеи, Ж.Тексьэ, Э.ТаЙлор, Н.Тейяр да Уарден, В.Франкл, Ь.О-роми идрУ.
Научная новизна габоти состоит в следующих результатах, полученных путем систег/ного анализа чоловокообразуаиого смысла разделения трупа в контексте современных процессов развития общественного производства и си стеки общее тонных огно'.мпий;
- показано,что способ раздолония труда, понятий как редрдв-ниа объективных и субъективных условий груда, совпадает поюс-<Л-Шем смисле со способом существования общественного труда пцелом|
- обосновано, что общественное разделение труда, исторические формы его отпочкования от первоначального синкретического состояния, включает также в себя в качестве своеобразии* производных профессиональное, отраслевое, региональное и другие фор-ми членения труда;
- раскрыто, что содержание и характер общественного, профессионального, регионального и других (¡ори раздолония труда опосредованы не только исторически определенными формами собственности, но высоте с тем, степенью совершенства технологических орудий, культурники традиция!!», социально-историческими формами преемственности в разделении труда, включая сам процесс формирования отношения "человвкл-индивида" к труду5
- выявлено, что выбор профессии и про^ориентационная работа оказывают решающее значпш'в на процесс формирования и реализации человеком споих сущностных сил, самореализации и сакоутверздент человека в 1'рудв как родового и тшшилугиьного существа, Б этом аспекте рассмотрена специфика воздействия на формирование человека регионального, кекдународного, половозрастного и других форм разделения трупа}
- уточнена философско-мотодологическая специфика человеческого фактора'кап сознателыю-цоленапраплешгого элемента в диалектике взаимосвязи способа разделения труда и жизнедеятельности человека. Определены: функции данного фактора в условиях перехода к рыночному обмену различных форм разделения труда.
Теоретическая и практическая значимость'исследования состоит в использовании его результатов и выводов для формирования социальной политики в области взаимодетерминации общественного разделения труда и процесса формирования человека, в рассмотрении самоосущасталення и самоутверждения его онтологического бытия именно как личности, самобытной шздивипуашюсти.йгэоторыв поло-
- & -
жания диссертации могут слукить предпосылкой для научного прогнозирования процессов развития разделения груда, его социально-культурных, экономических и технологических условий.
Теоретический и фактический материал данного исследования может найти свое место в системе народного образования, в частности, при проведении профориентациоиной*работы среди учащихся, в планировании и размещении производительных сил, в прогнозировании и управлении социальными, экономическими и демографическими процессами в условиях перехода к рыночному хозяйству.
Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавательской деятельности при разработке нормативных и специальных курсов лекции по социальной философии и другим общественным наукам. Выполненное исследование ориентирует на тео-ную связь философии с потребностями практики.
Апробация исследования. Основные положения и вывода диссертации представлялись на всесоюзных /Свердловск, 1988; Кизв,1989, 1990/, республиканских /круиза, 193?, 1989; Днепропетровск,1938, 1989; Севастополь, 1989, 1990/ и региональных /Ош, 1986; Кировоград, 1990; Дрогобыч, 1990/ научных конференциях, в педагогической аспирантской практике при проведении семинарских занятий на философском факультете Ю /1987-1990/. Основное содержание работы отракяно в ряда публикации. Материалы диссертации обсувдались на методологических семинарах кафедры философии и теоретических семинарах аспирантов философского факультета Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко.
Структура- исследования. Цель и задачи исследования, последовательность изложения материала обусловили структуру работы, которая состоит- из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения
и списка основной использованной литературы.
*
основное содержании дшектцш
Во введении обосновывается актуальность и значимость теш исследования, анализируется степень еа разработанности, формулируются цель и задачи, определяются его теоретическая и методологическая основы, научная новизна работы, вычленяются положения, выносимые на защиту, рассматривается апробация и структура работы.
В первой главе "Общественное разделение труда как специфическая сфера социальной реальности" представлен преимущественно
методологический срез проблемы. Исследуются некоторые вопросы взаимосвязи процесса формирования человека и общественного разделения труда в общеисторическом и в общефилософском плане, безотносительно к формациям, рассматривается своеобразно разделения труда как специфической человоческой реальности, которую создает сам труд, обосновывается необходимость и роль разделения труда в самоосуществлении и самонахокденш человека как родового и индивидуального существа.
Труд сообща имеет непосредственно общественный характер и он не разделен на роды и виды, профессиональной специализацией /например, собирательство/. 13 последствии, в историческом 1роцес-се, он обособляется на роди: земледелие, пастушество, на физический и умственный труд. Затем, в пределах общеродовнх форм разделения г.уца возникают отраслевые, профессиональные формы разделения труда, в зависимости от конкретных потребностей, целей, тех-: дологических орудий, уровня развитости способностей и условий реализации груда.
Общественная форма труда осуществляется пренца всего через разделение труда. Коли подвергнуть ретроспекции материальные и духовные ценности человеческой культуры, го окажется, что все они созданы и создаются трудом, осуществляемым различными способами в соответствии с различны;.« системами общественных потребностей.
Возникновение орудий труда - изначальный пункт обособления различных видов деятельности; они обусловливают, развитие этого обособления, порождают технико-экономическую основу дифференциации и специализации труда, стимулируют возникновение совокупной производительной силы общества. Так как всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы внутри и посредством определенной общественной формы, разделение и обособление труда является одной из предпосылок возникновения собственности и деления общества на классы и социальные группы.
Разделение труда имеет двойственный характер: как составляющая производительных сил /выраяение в дифференциации трудовых Функций человека/ и как составляющая производственных отношений /выражение его в качестве отношений между людьми/. Соответственно, человек является одновременно и субъектом производительных сил, и субъектом производственных отношений.
, В диалектике общественного развития большое значение имеет общее, частное и единичное разделение труда. Единство таких сфер
трут как промышленность, сельской хозяйство, наука, транспорт и щ,., выражает сущность общего разделен;!« труда, ¿ругкми словами, оно определяется как разделенно общественного производства на его щ упшш роды. Политическая экономия ко трактует ого как склчдшшшопся в маеттабо общественного производства в целом /;,',е:;:ду производством средств производства и преда о то в потребления, манду городом и деревней, ме;.сду материальным и нематериальным производством/.
Глялпчно срор внутри промышленности, сельского хозяйства и т.д. - ость частное раздоленио труда, под которым понимается распад этих родов производства на виды и подвиды, разделение труда макду различными отраслями и производствами /например,, шхду машиностроением и металлургией, ие.т.ду хлопководством и текстильной промышленностью и т.п./. II наконец, единичное разделение труда •ограничено рамками отдельного предприятия или учреждения /мокду цехами, участками, бригадами и аермами, различными работниками и их группами/.
На основе установленных коренных различи!'! мози;/ обще отммк-•{шм п ед1'.1Ш';1.п1 гпгг.елонием труда моию маклачить: во-первых, отчуждение труда порождается разделением груда в обществе, а разД°~ яание труда на предприятии ишь усугубляет отчуждение; во-вторых, раздробление целостности личности вызвано но распределением труда ■по производственным орерам как таковым, а стихийным, порабощающим характером этого распределения.
Совершенно справедливо отг."чал К.Маркс, что с одно;! стороны, разделение труда внутри предприятии является историческим прогрессом, а с другой - орудием "цивилизованной л утонченно;! эксплуатации". Сомнительна позиция, согласно которой в условия:! социэлисгичаского производства единичное разделение труда настолько изменяет свою социальную природу, что теряет ею;; античеловеческий характер /Д.Сяопин/. Нет, и при социализма разделение труда внутри предприятия по-прежнему висит "дамокловым мечом" над развитием человека, ¿то обусловлено тем,.что при социализма труд выступает не только целью, но и средством к кизни. Оно исчезнет только с переходом разделения труда на новую качественную ступень ¡развития, достойную идеала коммунистического общества и целостного человека.
Профессиональное разделение труда не однородное явление и оно требует дифференцированного подхода. Оно означает различие
людей по их специальной подготовка и по специфике рода занятий. Существуют, по намочу мнению, две .юрмы профессиональной специализации: продуктивная и репродуктивная. Профессиональное разделение труда в первой свое!! форме есть явление творческое, прогрессивное, направленное как на удовлетворение потребностей науч-но-тохничоского прогресса, так и служащие фактором развития личности работника. Оно требует постоянного совершенствования знаний и навиков работника, повышения уровня подготовки, мастерства и квалификации. Но второй же оорме, разделение труда подавляет и разрушает личность человека, обрекает его на пожизненную прикованность к монотонным, постоянно повторяющимся движениям, создает предпосылки для "профессионального идиотизма".
К пылом исторического процесса и его основным содержанием являются сами лыдл, вместе со всеми формами своей организации, видами и способами деятельности. Люди, по словам К.Маркса, прои&-водят человеческую общественную связь, общественную сущность, которая не является некой абстрактно-всеобщей силой, противостоящее отдельному индивиду, а есть сущность каждого отдельного индивида, его собственная деятельность и киячь, его собственное богатство.
Основная суть любых видов труда выражается в различиях между физическим н умственным трудом. Это и есть определяющий социологический аспект проблемы разделения труда. Разделение труда становится исторически действительным, вычленяется в объект знания и познается лищ, с того момента, когда возникает разделение материального и духовного труда и закрепляются их особенные содержание и пункции. Отсюда следует, что при анализе генезиса разделения труда можно считать исходным пунктом его действительного становления как такового процесс обособления производства на материальное и духовное, разделения труда как целого на эти две части.
Разделение труда способствовало развитию индивидуальных-способностей человека, явилось основой выделения его как личности и становления культуры. Поэтому принципиально важным является вывод: труд создал человека, а разделение труда - личность.
Усугубившееся разделение труда на материальный и духовный внранаэтся в наиболее резкой форме в противоположности между сельскохозяйственным и индустриально-промышленным трудом, городом и деревней. У каждого человека появляется исключительный круг деятельности, которому он вынужден подчиниться и из условий которого
-ic-
on НО МОКВГ освободиться. ь'СЛИ ОН HQ ХОЧ0Т лишиться средств к жизни, то вынужден оставаться в плену определенной формы груда.
Рассечение сущностных сил человока разделением труда, разрыв единства духовных и физических сил индивида было исторически оправдано. Порабощающее человока разделение труда было исторической необходимостью, жертвой человеческой цивилизации во имя своего ко будущего. Оно сделало в крупном масштабе возможным разделенно трувд в промышленности и сельском хозяйстве и создало условия для расцвета общественной культуры.
Разделение груда способствовало выбору человеком определенно:! социальной роли, го есть становлению общественного статуса человека. Человек, реализуясь в труде в качестве приро.дно-роцово-го существа, создает само общество, такие как и второе создает первое. Деятельность человека выступает здесь главным условием этого диалектического единства. Становление труда первой жизненной потребностью не мо;:{ет осуществиться без взаимообусловленного совершенствования всеобщего процесса труда и личности самого человека. Отсюда, потребностью монет стать только тот труд, в котором наиболее полно раскрываются сущностные силы че/.оъзка. Пока не труд не является таковым. Исходя из того, что социальное бытие человека опосредует и преобразует его природу, естественно-природные особенности и свойства индивида долкны учитываться в общественном разделении груда и наиболее полно отвечать человеческой сущности как таковой во всех ее проявлениях.
Во второй глава "Социальные условия преодоления отчуждения труда и утверждение его целенащ' зленного развития" анализируется влияние разделения труда на процесс формирования человека в условиях частнособственнического общества, обобщается и уточняется роль выбора профессии индивидуумом в контексте включения его в систему существующего разделения труда, диалектика взаимодействия и взаимопроникновения разделения труда и человеческого фактора, рассматриваются вопросы человекообразуглцей Функции труда в условиях перехода страны к рыночной экономике, применения теории "человеческих отношений".
Разделенный труд - не только средство одномерного развития . человека, но и объективная предпосылка его свободы. Общественное разделение труда /и его влияние на человека/ приобретает в историческом процессе различные формы существования - стихийное /в ос-, новном порабощающее человека/; непримиримо противоречивое, веду-
щеа к социальным конфликтам; произподственно-консиссуалыюе, дающее возыошюсть своеобразного социального равновесия мекду трудом, человеком и условиями ого обеспечения; социально-организованное, контролируемое со оторопи самих производителей; разделение труда, открывающее путь целенаправленного в известной степени, свободного развитм труда и человека.
Во всех этих формах общественного разделения труд/1 степень его человекообразующого смысла достаточно многомерна и неоднозначна; она определяется совокупной ьзаимоопосрадованностью процесса труда уровнем культуры произиодитолай, существующими и обществе формами собственности и присвоения, технологическими средствами, формами организации груда и т.д. В свои очередь, сам процесс труда опосредует вилеуказанные фикторы производства, выступая при этом объаднняшда началом и оспою и :1х человоко Армирующего смысла.
Так, работник домануфактурного периода в условиях ремесленного производства проявлял себя универсально /в сшсле участия в производственном процесса/, но такового на было в сшола развития свойств и способностей человека. Историческое значение перехода от ремесленного к мануфактурному и малинному производству состояло в том, что последнее несравненно более развивало человеческие способности, хотя и односторонне, в ущерб индивидуальной целостности. Работник приспосабливает свой способ деятельности и приноравливается к интенсивности, которую задает этот объективный производственный механизм. Тем самым человек становится "софактором" орудия производства, своеобразным восполнигелеы его несовершенства. Здесь, естественно, увеличивается непрерывность труда'рабочего и сами границы труда.
В условиях домануфактурного периода общественное разделение труда не ограничивалось простым средством к существованию человека, а в известной мере выражало смысл и цель человеческой жизни. Вместе с тем, в частнособственническом общества труд по способу осуществления приобретает преимущественно отчужденный характер: вместе с отчуждением условий и продукта труда, человек отчуждается от человека и от процесса труда.
Мануфактурное разделение труда обособило производственные операции не только между отдельными группами людей, но и между отдельными работниками, превратив последних в однобоких, духовно и физически "одномерных" придатков производства. Но мануфактурное и
машинное производство, по сравнению с ремесленным, давало больше возможностей для развития человеческих способностей. Пооперационное расчленение труда, развивая односторонне работника, деформирует весь остальной мир aro дарований,
Закон перемени труда обусловлен крупным машинным производством и вызывает новые виды л смену форм деятельности человека, следовательно, предполагает всестороннее развитие способностей работника. Зга означает выдвижение на первый план проблемы обеспечения его материально-технически;.® средствами существования. В результата внедрения новой техники постепенно сокращаются неквалифицированные и малоквалифицированные работы, перераспределяется рабочая сила, возникают профессии более высокой квалификации. Крупное машинное производство ставит дилемму: заманить частичного работника - всесторонне развитым индивидуумом, üto - всеобщий закон крупного машинного производства.
Закон перемены труда вырамаот причинно-следственную и цела-сообразную связь вещественных и личных факторов производства. Причина - непрерывное совершенствование технического базиса производства, следствие - структурные сдвига в совокупном труде, подвижность рабочего и его трудовых функций. Связь мекду ними поддерживается посредством целесообразной пвремоны труда. Перемену труда можно понимать как появление новых его видов и как смену форм деятельности человека, своеобразное чередование трудовых функций в процесса труда. Крупная промышленность не препятствуат, а только ограничивает /в церу развитости технологических орудий и способностей работника/ свободное действие закона перемены труда.
Применение в процессе производства автоматизации, кибернетизации, биофизических и биологических закономерностей позволяет в неизмеримо больлей степени универсализировать степень материализации в технологических орудиях производственных (функций человека. Таким образом, в общественном производстве, наряду с технологическими новшествами, постоянно повышается роль личностно-человачвгаю-го фактора производства.
Наличие авторитарно-бюрократического централизма и административно-командного управления деформировали труд и социалистические отношения собственности. Постепенно процесс обобществления практически превратился в процесс огосударствления собственности.
Необратимо происходил процесс деформация таких важнейших функций груда как развитие личности, ее самовыражение и самоутверждение. Отлучение собственников от их собственности становилось основой для реставрации отчуждения трупа при социализме. Понятие "ринка" /неотделимого ог понятия общественного разделения груда/ в первую очороць продползгааг разгосударствление собственности, возрождение чувств хозяина у производителей и аирокяй диапазон участия индивидов в общественном разделении труда. В условиях рыночных отношена:'! социальное право человека на груд и его индивицуалыю-личпоотта самоопределение в с))ере груда, будет осуществляться не искусственно, в виде повсеместной занятости, а конкурентоспособностью человека к определенному вину труда. Поэтому сильно возрастает социальная мотивация труда, ярес-г;е по-::астояи;еиу квалифицированного, качествашого труда, по висл гея ценность рабочего места н, следовательно, ответственности человека за выбор с о ори приложения груда и его отношение к труду. Здесь, на ниш взгляд, требуется новое переосшсление основного принципа социализма, механизмов его реализации в общественно:! жизни и в бытил человека, связи этого принципа с социальной защищенностью человека, его социальными возможностями.
Производство материально;'; кизни общества включает в себя производство двух родов: производство вещей и производство людей. Причем производство людей образует такую же реальную экономическую основу ;.-::1зш1 общества, как и производство первого рода. Таким образо..:, жизнеспособность каждого общества завясиг првкцв всего от оптимального согласования этих двух родов производства. Без "производства человека" не г.юкет считаться полноценным я общественное производство в целом.
Выбор вица трудовой деятельности является серьезным и ответственным актом в жизни человека. Он должен осуществляться с учетом социально-экономической необходимости и природной склонности человека. Труд не только создал человека, но и должен способствовать его цальнеллзму развитию. Поэтому, именно трудовое воспитание является основой нравственного и гражданского становления л.г-нюсгл. Труд по способностям предполагает превращение индивидуального труда в самодеятельность, творчество - труд, в котором воплощение природных склонностей и творческих дарований человека будет выступать процессом самонахождения и самоутверждения
челоррчош'оП инлвпягуалъностя и вместо с тем как труд на общую пользу..
;>то !зорсе не означает, что каждый индивид должен знать, уитть и являть "абсолютно все", а лишь то, где человек способен :ои:юернть спои знания, умения и способности со знаниями, умениями и спосо^постпуи других индивидов как со-Л(юизволителвй. Способность отлвлыюго человека усваивать конкретный вил труда, а тагже его общественную ^оригу, т.е. общественной характер совместного труда, выступает, на наш взгляд, основшл/ критерием уни-вг-рспльноги развития индивида как личности. Ноэтоку, разнообразные социально-трудовые функнии человека выступают лишь как разные аспекты проявления его собственной личности, формн его добровольной связи и взаимодействия с лругш/и людьми. Гаичек, про-стрнствонно-врекеинвя ограниченность частичной ей ери трула индивида "о препятствует опушать себя как целое, как личность, бнть суверенным суо-ъектом деятельности. Таким образов, общественное' разделение трупа не ограничивает всестороннее развитие личности, а наоборот, способствует ег.-у.
В изучении человеческого измерения разделения груда важное значение рдаеет уяснение отличий естественного разделения труда от общественного. Первое возникло еще при родовом строе на чисто физиологической основе /половозрастные различия между ними/; второе же формировалось на основе различий социально-экономических условий жизни люгей, Первое "со гня роздения" общественного разделения трула находится в подвластном состоянии, всецело подчиняясь второму, хотя в идеале они должны сосуществовать на паритетных отношениях. Исторические условия лизнедеятелыюстл полов, физические и физиологические особенности естественно-исторического разделения трула несомненно ^олзны быть учтены при исследовании ч ело в е ко о бра утсше го смысла трула.
Человеческий фактор - это специфическое обозначение функционирования человека в системе общественного производства, всего того, что характеризует его как субъекта деятельности в этой сфере. Под ним понимается иногда духовное, иногда материальное. Мы полагаем, что человеческий фактор - это единство осознанности и деятельности. Деятельность в осознанной форме существует тогда, когда осознаются механизмы ее протекания, осуществления. В неосознанной форме она осуществляется спонтанно, стихийно. В этом плане человеческий (фактор - это осознание сатой деятельности в
качества чалоьвчооми пограбни-итл, п.ьпшииы ъсох ч» .iou<¡ч>и способностей .1 шзиол-'лостал. ЬдиОЬ Необходимо уч.ЯЫ> 1ТЬ /¡q.!>¡VI aro Ьунгдлонлльнол с торопи - uo'Jí.;o::jiot:Te-.i и от ;ц»ч .1 янь»,', развит.и обциотпа, их роли в oóiuictuoiuiux a¡pfj..iuii.ix/, ми л генетлчискуи сторону /условии .1 снопов;/ .ормлроьлнлл ч^лонични--rai'o .дкгор.|/. iip!ííiüO[;e:.;d¡¡ii(i даалвкг:и».1 пзиллиоплал у»•-«:i нших сторон приводит к технократическому подходу н рил-лшл ;:оц.1.ип,~ НИХ проблем, л ли Ив сглмуллрул НОЛХОЛОГ.!») ¡IQ'i'püÓHf иЛЬ.ГГ.и, i.U.-щанстпа, аплглл к общастьешшм нроолш.им.
Чалоначаскин ..актор оиноыпштсц на ¡сослирпин многих ьл-дои .i vop..i труда. ислодстьии útero 011 вкличиитсн и «илу гчшнь общественного роцалвши Tpyiu. Однако, он пходлг и раздилинза труд i но аоотрактно, а илцило ко ааритио, т.н. и t.i.xju р^здели-лии труди, которой спо'ооостьуиг си.-юразвлти« чилов<ш1, всих его сущностных сил. В атом смысла чилоиечиснил (.актор пистумаит ¡ю-ло:.:лтелыш:Ч кнпнтэссанцлей обциотшншого разделения труда, его слпгизлруыщ.ш, итоговым результатом, Ь..шсга с тем, он аши* "обратную связь" с раздаланлам труда: ризшлрул и соба чилоиекооб-разушии '¡ункцли ризцеллнля трупа, 'латам вллнет на изиинониа его содержания д характера.
"Чаловвчиские розирш" ускорения сводится на тол!ро к око-номнчискиы проблемам, и дрогли всего зто упор на ллчностнпй аспект. ^го значит: человеку груда ну;шо обеспечить нолокинла подлинного хозяина на рнбочом место как главной производительной силе, ^то предполагает активное сочетание различных форм собст-ввшюсгл, вонлпчвнио Л:одеч в кооперативный, иниивицуашшн, арендный и другие виды труда.
Одной из 'рори интерпретации и реализации человеческого фактора является теория "человеческих отношений", ü'e обобщение и иршлонениа открывает возможности роста производительности труда, удовлетворения выбором профессии, позволяет смягчить социально-производственные конфликты, гармонизировать отношения между руководителя/ли и исполнителями, ослабить позиции бюрократизма. Ото позволят более широко использовать возможности, заложенные в социалистическом труда как средстве удовлетворения потребностей человека и как цели производства и общения.
В заключении додводягся итоги исследования, выявляются тенденции и перспективы дальнейшего развития анализируемой проблемы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Эргеиав Т.Е. Рост социальной активности молодежи // Деятельность профсоюзов Ощокой Ьбласти по дальнейшему совершенствованию стиля и организаторской работы в коммунист, строительства и воспитании грудящихся в света решений ХШ съезда КПСС: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Ош, 1986, -С.И5-Н6.
2. Эргашвв Т.Б, 70-легие Октября и совершенствование образа жизни советской молодежи /На материалах Киргизии/ // Великий .Октябрь и борьба за социально-экономические преобразования в республике: Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции вузов Киргизии. - а., 1937, - С.143-146.
3. Эргешав Т.Б. Социальный гуманизм и разделение труда // Научно-технический прогресс и духовная культура: Тезисы докладов УШ мажвузовокого симпозиума. - Свердловск, 1988. - С.82-83.
4. Эргешав Т.Б, Человеческий фактор л разделаниа труда // Человек в системе социалистических общественных отношений: Тезисы докладов и выступления на Всесоюзной научно-теоратичоской конференции "Актуальные проблема научного коммунизма в условиях ре-альносгай современного мира". - К., 1989. - С.70-71,
5.- Эргешев Т.Е. Перестройка, разделение груда и человек /социально-философский аоявкг/ // Перестройка: (¡философские и социальные аспекты: Тезисы докладов и выступлений научной конференции, - Днепропетровск, 1989. - С,90-92.
6. йргздев Т.Е. Национально-психологические особенности становления личности в процесса общественного разделения труда // Психологическая наука: яроблеш и перспективы: Тезиса Всесоюзной конференции, посвященной 90-летии со дня рождения Г.С.Коогю-ка. Часть I. Личнобть и еа становление, - Киев, 1990. - С.200-201,
7* Эргеивв Т,Б, Родовая деятельность человека и разделение груда // формирование мировоззренческих позиций учителя в процесса обучения и воспитания, Твзиоы докладов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 50-леги» Дрогобнчского гоо-дадинотшсута им. И,Д.Франко..Часть I, Лрогобыч. - 1990, - С.98-90 /на укр, яз./,
8, Эргеяев Т.Б, Взаимосвязь общественного разделения груда и развития человеческого фактора // Проблемы философия: Респ.
мэжвад. научн. об. - Киев, 1990, - Вып.85. - C.8I-87.
9, Эргешев Т.Б. Сущностные оилы человека в продвооэ разделения труда // Сущностные силы человека. Сборник научных грудов АН Кирг. СОР. Фрунзе. - /В печати/.
IQ. Эргешев Т.Б, Проблемы молодежи и разделение spyда // Молодежь и перестройка. Тезисы научных докладов ыолодах ученых и специалистов. Фрунзе. - /В печати/.
II. Эргешев Т.Б. Совершенствование социализма и разделение труда // От солидарности к аданству действий революционных сил современности: Тезисы докладов н сообщений научно-теораги-ческой конференции, посвященной 100-летию празднования I Мая, 120-й годовщина со дня рождения В.И.Ленина и 46-й годовщине Победы советского народа i " иной войне 1941-194бгг. Кироюград. - 1990. - С,
Подписояо к печати 28.01.1891г. Заказ 1 ,т»р. 'ТОО. Уч.тип, КГУЛаов.Б.Шбвченко, И.