автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Чукотские и колымские повести и рассказы В. Г. Тана-Богораза

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Жаркова, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магадан
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Чукотские и колымские повести и рассказы В. Г. Тана-Богораза'

Текст диссертации на тему "Чукотские и колымские повести и рассказы В. Г. Тана-Богораза"

СЕВЕРНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЖАРКОВА Татьяна Владимировна

ЧУКОТСКИЕ И КОЛЫМСКИЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ В.Г.ТАНА-БОГОРАЗА (В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ)

У: У

¡У

X

Специальность 10.01.02-литературы народов Российской Федерации

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук профессор Ю.М.Шпрыгов

Магадан 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ........................ 3

ГЛАВА 1. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. ЦИКЛ

«ЧУКОТСКИЕ РАССКАЗЫ»................ Ii

ГЛАВА 2. «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» В ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

ПИСАТЕЛЯ В КОНЦЕ 90-Х - НАЧАЛЕ 1900-Х ГОДОВ......84

ГЛАВА 3. ДУХОВНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В.Г.ТАНА-БОГОРАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ НАРОДОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ...............125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................157

ПРИМЕЧАНИЯ.......................160

БИБЛИОГРФИЯ .......................165

ВВЕДЕНИЕ

У истоков литературы Северо-Востока России по праву находится творчество ее основоположника - В.Г. Тана-Богораза, заложившего основные традиции, во многом определившие дальнейшее становление и развитие литературного процесса в этом регионе.

В русской литературе II половины XIX - начала XX века сложилась так называемая «сибирская школа», представители которой открыли читателям новую и практически неведомую страницу - жизнь Сибири и Северо-Востока России, огромных и еще не освоенных территорий. Их произведения были не просто идейно-художественным вкладом в отечественную литературу, но отчасти выполняли просветительскую функцию, описывая жизнь и быт северных народов; зачастую с этнографической подробностью и точностью, так же достоверно, как ученые-географы, знакомили с природой, климатом, рельефом края. В творчестве этих писателей главнейшими являлись две темы: изображение быта и нравов местных жителей Сибири (сибирский цикл В.Г. Короленко, «Якутские рассказы» В. Серо-шевского, «Чукотские рассказы» В.Г. Тана-Богораза и др.) и воссоздание жизни ссыльнопоселенцев («Очерки Сибири» С.Я. Елпатьевского, автобиографическая повесть «В мире отверженных. Записки бывшего каторжника» П.Ф. Якубовича-Мелыпина и др.).

Среди писателей этого направления для нас особенный интерес представляет творчество В.Г.Тана-Богораза (1865-1936), первооткрывателя темы Колымы и Чукотки в русской литературе. Ссыльный народоволец, оказавшийся по велению властей на Крайнем Севере и проживший там 10 лет, избрал Северо - Восток России главной темой своего творчества, тем самым заложив основы будущей литературы Северо-Востока. Это была дань признательности Северу, не сломившему душу, а позволившему ей окрепнуть. Свидетельство этому - слова самого писателя: «Мы провели там свои лучшие годы и приспособились к суровой природе, позаимствовав для этого у северных народностей технику и навыки труда, выработанные в течение многих столетий. Мы сблизились с этими народностями... И после, вернувшись обратно в пределы культуры, написали о них целые тома. Мы были у этих народов в неоплатном долгу»1.

С 1890 года Тан-Богораз начал собирать фольклор русского старожильческого населения Колымы (будет публиковаться с 1896 г.), а с 1894 г. был приглашен в качестве этнографа в Якутскую экспедицию, которая в течение трех лет собирала данные о культуре народов Севера, «...целью которой было изучение быта северных инородцев для выяснения причин вымирания некоторых из них, а также уяснение влияния руских»2. Первая перепись населения Российской империи, в которой участвовала эта экспедиция, ставила задачу установить численность населения, географическое его расселение, родовой и сословный со-

став, национальную и религиозную принадлежность и т.д. Тан, не имевший этнографических знаний, работая в экспедиции, прошел хорошую школу, которая позволила ему стать лингвистом и этнографом. Он совершенствовал свое знание чукотского языка при помощи сопровождавшего его чукчи - каюра Айнганвата. О важности этого он писал позже: «...без знания языка немыслимы никакие сколько-нибудь серьезные этнографические исследования»3.

С 1898 г., благодаря ходатайству Академии наук, Богораз получил разрешение вернуться в Петербург, где стал научным сотрудником Музея антропологии и этнографии Академии наук. И.С. Вдовин пишет: «Молодой ученый открыл для науки такие области культуры, которые никогда доныне не освещались...»4. Публикации научных работ Бого-раза по результатам северных экспедиций получили высокую оценку крупнейших специалистов того времени5.

В 1899 г. по рекомендации Академии наук его приглашают в Северно-Тихоокеанскую экспедицию, которую финансировал президент Американского музея естественных наук М. Джезуп: «для установления круга тихоокеанской связи между Азией и Америкой. Она продолжалась три года»6. Вместе с В. Иохельсоном Богораз руководил Сибирским полярным отделом. Тысячекилометровые маршруты по тундре и обследование побережья дали огромный материал для работ, который был систематизирован, обобщен и издан позже в Нью-Йорке (монография «Чукчи» и другие труды). Он вызвал одобрение и похвалы зарубежных ученых. В 1904 г. Богораз вернулся в Россию, где занимался научной, литературной и общественной деятельностью.

Еще находясь в ссылке, Тан-Богораз в 1895 г. отправил с товарищем, возвращавшимся в Россию, рукопись двух рассказов с просьбой передать их в журнал «Русское богатство», который редактировал в то время В.Г. Короленко, не просто известный и уважаемый писатель, но и сам бывший северный ссыльный. Добрые слова Короленко о произведениях молодого автора стоят у истоков его литературного творчества. «Отметим... главную черту, которая является основной и господствующей во всех очерках г.Тана. Это непосредственная власть природы, одухотворенной и воплощаемой до степени полного реализма». Далее Короленко характеризует манеру Тана: «Как этнограф, он необыкновенно внимательный наблюдатель и, несмотря на иссушающее отчасти обилие этнографических комментариев, его описания художественно пластичны.. ,»7.

В 1898 г. закончилась ссылка, и Тан-Богораз возвращается в Петербург. В ближайшие годы он заявит о себе как серьезный ученый-этнограф, лингвист, антрополог. Его статьи и исследования печатаются в «Известиях Императорского географического общества», «Известиях Императорской Академии наук». Это результаты участия в составе Колымско-

го отряда Сибиряковской экспедиции (по ходатайству Академии наук) в изучении материальной и духовной культуры чукчей, ламутов, эвенов и др. народов Севера. Русские старожилы Севера, потомки землепроходцев, во многом сумевшие сохранить вариант культуры своих предков, также интересовали его. В будущем этот интерес ученого к мифологии, фольклору, быту, языку северных народов сделает его ученым-лингвистом и этнографом с мировым именем.

Блестящее знание этих языков позволило ему публиковать фольклор Севера как на русском, так и на чукотском языках, а много позже - создать букварь для чукотских школьников. Пять путешествий по Колыме и Чукотке, многие тысячи верст по неисследованным землям, личное участие в переписи населения края дали неоценимый опыт и знания.

Но одновременно в русскую литературу активно входит и писатель Тан (литературный псевдоним В.Г.Богораза). На рубеже веков популярные журналы «Русская мысль», «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех» и другие постоянно печатают его произведения. Это стихи, которые Тан-Богораз пишет, продолжая традиции русской поэзии, заложенные великими поэтами XIX века: свободолюбивыми мотивами полны стихотворения «Весна», «Пора», «Волны», «Прилив» (позже они войдут в сборник стихов, изданный в 1900 г,, и следующий - в 1905 г.)

Ряд стихов открыл тему Севера: «Сон океана», «В изгнании», «Хотите знать, чем я живу...», «В пустыне» и др. Суровый ледяной Север, его пейзажи и душа человека, подвергнутого суровому жизненному испытанию, жаждущего активной жизни, любви, счастья, свободы - вот тема этих стихов.

Но не поэзии было суждено принести Тану литературный успех: в ней было много подражательного, слабого (так у A.B. Амфитеатрова вызывали злую иронию перепевы Лермонтова, Некрасова и др. поэтов). В том же 1900 г. выходят «Чукотские рассказы», а затем «Очерки и рассказы», включающие в себя и «Колымские» и «Чукотские рассказы». Они неоднократно переиздаются. Выходит из печати и собрание сочинений В.Г.Тана-Богораза в 10 т., в 1910-1911 гг.

В это время в Санкт-Петербурге книгоиздательское Товарищество «Просвещение» издавало Всемирную библиотеку «Собрания сочинений знаменитых русских и иностранных писателей». В эту серию входили следующие собрания сочинений: A.C. Пушкина, М.В. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова, A.B. Кольцова, АН. Островского, С Т. Аксакова, В.Г. Тана (!) и др. Так что трудно оспаривать литературный авторитет Тана-Богораза в литературе начала века. Множество изданий, переизданий, большое количество сочувственных, положительных рецензий говорят о его успехе среди читателей. Конечно,

причин этому много. Быть может, прежде всего это экзотика жизни описываемых народов, их обычаев. Писателя отличает избранная тенденция: не приключения отважных европейцев в экзотической обстановке отдаленных стран, а суровая правда жизни, увиденная глазами ученого-этнографа и писателя-гуманиста.

«Чукотские» и «Колымские рассказы» представляют собой яркое подтверждение слов Короленко. Они созданы на строго фактическом материале. Об этом свидетельствуют и этнографические монографии, и путевые записи, и дневники писателя. Эти рассказы, помимо художественной своей ценности, освещают целый пласт культуры народов Крайнего Северо-Востока в конце XIX - начале XX вв.

Основные литературно-критические и историко-литературные работы о творчестве Тана-Богораза относятся прежде всего к дооктябрьскому времени, а затем интерес к его творчеству вновь появляется во второй половине XX века. Короленко сумел наиболее полно и точно оценить произведения Тана, увидел в них и сильные и слабые стороны: «...этнограф порой слишком связывает художника. Но зато художник оживляет этнографические описания...»8. Молодой писатель был отмечен и доброжелательным отзывом М.Горького, назвавшего его «крупным талантом», а его «Чукотские рассказы» - «ярко написанной картиной»9.

О «Чукотских» и «Колымских рассказах» писали в крупных журналах того времени известные критики А.Богданович, А.Горнфельд, Л.Мович (Маркович), И.Протопопов, А.Сиповский, писатель А.Амфитеатров, исследователь Е.Колтоновская и другие. В 70-80-е годы появились значительные работы о творчестве Тана. Жизнь и творчество в целом были рассмотрены Н.Ф. Кулешовой, это была первая работа, представившая творческий путь писателя. Т.П. Бондаренко исследовала раннее творчество Тана, формирование творческой манеры писателя, переход от поэзии к прозе. Г. А. Зябрева выявила специфику творческого метода писателя в ряду некоторых других русских реалистов рубежа веков.

Ряд работ, посвященных литературе Северо-Востока в целом, рассматривает в обзоре творчество В.Г.Тана-Богораза и отдельные его произведения. Это такие авторы, как В Муравьев, Б. Комановский, Т. Комисарова, Ю. М. Шпрыгов, В. Канаев, В. Огрызко и др. Они издавались преимущественно в 70-80 годы.

В настоящее время интерес к литературе конца XIX - начала XX в. исключительно велик. Это время духовных исканий в русской философии, литературе, художественной жизни. И в связи с этим «в настоящее время значительно вырос интерес к творчеству писателей, не являвшихся «властителями дум», но сумевших отразить направление мыслей, чувств, настроений современников. Расширяя тематические границы, разрабатывая новые средства изображения, трансформируя жанровые формы, они внесли свой вклад в литера-

турную практику конца ХЕХ - нач. XX в.», - пишет исследователь Т. Бондаренко10.

Основным объектом исследования данной диссертации являются циклы «Чукотские рассказы» и «Колымские рассказы» В.Г.Тан-Богораза, также привлекаются его отдельные научные работы, необходимые для сопоставительного анализа. Помимо этого для исследования взяты отдельные произведения писателей Северо-Востока России: «Чукотка» и «Алитет уходит в горы» Т.З.Семушкина, «Быстроногий олень» Н.Шундика, «Когда киты уходят»и «Тырыкы» Ю С.Рытхэу, «Антымавле - торговый человек» В.В.Леонтьева.

Целью работы является изучение данных циклов писателя в контексте развития литературы Северо-Востока. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

• рассмотреть чукотский и колымский циклы В.Г.Тана-Богораза как неотъемлемую часть литературного процесса, сравнить их с исканиями В.Короленко и В.Серошевского для выявления своеобразия художественного метода и проблематики его творчества и выяснить их место в творческой эволюции писателя;

• изучить и показать роль и значение фольклорных и этнографических материалов в его произведениях и способы их включения в художественную ткань произведения;

• раскрыть жанровую специфику, наиболее характерную для творчества данного периода: рассказ, очерк, повесть, лирическая миниатюра и попытку создания Таном нового направления - этнобеллетристики;

• выстроить ряд: Тан-Богораз как основоположник литературы Северо-Востока России и его последователи, продолжившие определенные традиции, им заложенные (Т.З. Семушкин, Н. Шундик, Ю.Рытхэу, В.Леонтьев, А.Мифтахутдинов и др.);

• при изучении творчества писателей Северо-Востока 20-80 гг. XX в. проследить ведущие тенденции, восходящие к данным рассказам Тана, и роль тановских традиций в творчестве ведущих прозаиков Северо-Востока.

Методологической основой диссертации являются труды Ю.Н.Тынянова, учение о стиле Г.Н.Поспелова, жанровое учение М.М.Бахтина, работы Г.А.Бялого, О.М.Фрей-денберг, а также исследователей литературы народов России в целом и Северо-Востока в частности. Т.Бондаренко, М.Воскобойникова, Б.Комановского, Т.Комиссарозой, Н.Кулешовой, Ю.Шпрыгова, Л.Якимовой и других.

Избранная тема раскрывается в аспекте литературных традиций В.Г.Тана-Богораза, продолженных и новаторски переработанных последующими поколениями писателей Северо-Востока России.

Научная новизна работы заключается в том, что это первое монографическое исследование колымского и чукотского циклов В.Г.Тана-Богораза, которые в работах предыду-

щих исследователей рассматривались обзорно и кратко. Это комплексное исследование, так как оно включает литературный, фольклорный, этнографический материал данных циклов в сопоставлении с научными работами писателя. Оно имеет также историко-культорологический аспект. Прослеживаются традиции В.Г.Тана как основоположника литературы Северо-Востока России в региональном литературном процессе. Работа с архивными материалами позволила выявить новые факты литературной биографии писателя, установить взаимосвязь между реальными событиями и их литературным преломлением, выявить прототипы некоторых героев.

Актуальность темы определяется значением творчества Тана для литературы Северо-Востока, важной ролью изучаемых циклов, впервые включивших Крайний Северо-Восток России как объект исторического и художественного познания в отечественную и мировую литературу. Несомненна духовная и эстетическая ценность этих циклов, заложивших традиции региональной литературы. Тема диссертации является важной и актуальной, так как рассматривает творчество Тана в свете современных проблем. Это сохранение традиционной культуры северных народов, ее взаимодействие с культурами других народов, выработка новой национальной политики по отношению к малым народам Севера; другой актуальнейшей проблемой является эколог ическая, которую Тан рассматривал в свете драгоценного опыта, накопленного этими народами по сохранению равновесия и гармонии между человеком на Севере и природой. Диссертация содержит новые факты литературной биографии писателя, прослеживает зарождение и развитие значительных тем его творчества, исследует своеобразие его творческого пути и роль его наследия в литературе региона

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации и работы, опубликованные по ее теме, использовались автором при разработке программы спецкурса «Литература Северо-Востока России», прочитанного в Северном гуманитарном лицее при Северном международном университете в городе Магадане. Также они использовались при чтении лекций и спецсеминаров в Институте повышения квалификации педагогических кадров Магаданской области. Они могут быть полезны в педагогическом процессе при изучении краеведческих тем в художественной литературе и истории культуры.

Тема данного исследования входит в комплексную тему «Литература и языки народов Северо-Востока», которая является частью программы совме