автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему:
Деформации сознания сельского населения и пути их преодоления

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Новокрещенов, Александр Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.05
Автореферат по социологии на тему 'Деформации сознания сельского населения и пути их преодоления'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деформации сознания сельского населения и пути их преодоления"

р, О <Д>

и . - '

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК при ЦК КПСС Центр социологических исследований

На правах рукописи

НОВОКРЕЩЕНОВ Александр Васильевич

УДК 300.36

ДЕФОРМАЦИИ СОЗНАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (Опыт историко-социологического анализа)

Специальность 22.00.05 — социально-политические процессы, организация и управление

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Москва —1990

Работа выполнена в Центре социологических исследований Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор КОВАЛЕВ С. М.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор СИМУШ П. И.

кандидат философских наук КЛЕПОВ В. Н.

Ведущая организация— Новосибирская ВПШ.

Защита состоится 24 мая 1990 г. в 16.00 час. на заседании специализированного советаЧС'- /■'*"/- /У в Академии общественных наук при ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. № 2 0о 2 (Х^л.к)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Автореферат разослан 2- 4 апреля 1990 года.

Ученый секретарь специализированного совета

Ё Актуальность исследования обусловлена реально сущест-м противоречием между необходимостью перестройки произ-венных отношений в сельском хозяйстве и нежеланием основной массы сельского населения идти на принципиальные изменения сложившегося уклада.

Село переживает не только экономический и социальный, но и духовно-нравственный кризис. Апатия, пессимизм, иждивенческие настроения широко распространены в общественном сознании крестьянства. Традиционный подход к объяснению всех негативных явлений как следствию остатков старого быта в новых условиях, а что касается сельского населения, то еще и неполным обобществлением собственности, не оправдал себя.

Причины деформаций сознания проистекают из деформаций общественных отношений и прежде всего отношений собственности. Советское сельское хозяйство на протяжении всей своей истории было объектом волюнтаристского экспериментаторства со стороны авторитарно-бюрократической системы, без учета коренных интересов самого крестьянства. В результате этих "экспериментов" произошло отчуждение земледельца от средств производства и превде всего от земли, от результатов своего труда, от управления. Одновременно с этим деформировалось сознание, нарастала социальная апатия, а в последние десятилетия, в условиях крупных капиталовложений в сельское хозяйство, в связи с ошибочным подходом к планированию от достигнутого результата, утратой связи между оплатой труда и его результатами, все шире распространялось стремление жить за чужой счет.

В современных условиях деформированное сознание, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на процессы перестройки отношений собственности.

Сторонники перестройки в сельском хозяйстве встречают серьезное сопротивление не только потому, что избранный многими из них ориентир на разобщенное хозяйствование не популярен среди основной массы сельского населения, привыкшего к коллективному труду, но и потому что действующая система хозяйствования многих устраивает, ибо она позволяет трудиться

без особого напряжения, является базой иждивенческих устремлений.

Поиск выхода из "замкнутого круга" автор видит.в исследовании такой проблемы как взаимоотношение интересов личности, коллектива и общества в целом, возможности достижения гармонии этих интересов при условии стимулирования интересов отдельной личности. В этой связи возникает необходимость в изучении потребностей и интересов как отдельной личности, так и различных социальных слоев, групп, составляющих сельское население, поиске путей оптимизации социальных связей, вовлечение всех слоев и социальных групп в управлениё жизнью села, на основе равной ответственности.

Актуальной является проблема прогнозирования воздействия на сознание тружеников села новых форм хозяйствования, соответствия осуществляемых реформ цели общественного прогресса - раскрытию гуманистической, творческой природы личности.

Общественная практика остро ставит вопрос о путях перехода от идеологического монолога к идеологическому диалогу, когда разные социальные группы одновременно становятся и объектом и субъектом воспитательного воздействия.

Обновленное сознание, как известно, может явиться лишь результатом обновленных-общественных отношений и воспитания.

Состояние научной разработанности проблемы.

Сложный, многогранный характер проблемы вызывает необходимость ее социологического анализа, с учетом выводов марксистско-ленинской философии, политической-экономии, социальной психологии и других наук. Для исследования: теоретических проблем сознания сельского населения, методологического обоснования причин возникновения его деформаций и путей их преодоления существенное значение имеют работы В.К. Драчева, А.И. Китова, С.М.Ковалева, В.Д.Попова, А.К.Уледова1. .

х.драчев в.к. экономическое сознание как фшстор развития обт-щественного производства при социализме /методологический анализ/.- Шнек: Издательство БГУ, 1977. Китов А.И.'- Экономическая психология.- М. : Экономика, 1987. Ковалев С.М. Антиобщественные проявления в социалистическом обществе и пути (продолж.сн. см. на сл.стр.)

В них, на основе анализа практики перестройки экономической сферы и результатов социологических опросов, раскрывается взаимосвязь экономики и сознания людей, объективных условий производства, хозяйственного механизма - с отношением к труду, работоспособностью, профессиональным мастерством, творческим потенциалом работников, влиянием последних на производительность и качество труда; психологических и психофизических характеристик людей - с методами организации рабочего времени, планирования, ценообразования, ускорения научно-технического прогресса; объективных противоречий в экономических отношениях - с такими психологическими явлениями, как частнособственнические взгляды, ведомственность, стремление к уравнительности в оплате труда и другими......

В последнее время активно разрабатывается" проблема взаимосвязи интересов и творческого потенциала' личности-*-, а также влияния отношений собственности на состояние, уровень и - особенности общественного сознания^. Разработка этих проблем

(продолж.сн.)

их преодоления.- ГЛ.:Мысль, 1987. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе.- М. :ГЛысль, 1981. Уледов А.К. Перестройка и сознание.- ГЛ.: Мысль, 1988.

1. Лштацкий B.C. Через интересы. О путях раскрытия созидательного потенциала человека.- М.: Политиздат, 1989, Ханипов

А.Т.- Интересы как форма общественных отношений,- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987. Роговин В.З. Общество зрелого социализма. Социальные проблемы.. ГЛ.: Мысль, 1984. Заславская Т\И. О стратегии социального управления перестройкой // Иного не дано. Перестройка. Гласность, демократия, социализм,- ГЛ.: Прогресс, 1988. ГЛотяшов В. Интересы: от-разлада к гармонии. // Правда.- 1987.- 12 июня,-

С/ • о«

2. Блюм Р.Н. Отчуждение и социализм /письмо в редакцию/

// Философские науки.- 1987.- № 9. Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве в мире капитала.- И.:Мысль, 1984. Никифоров Л. Социалистическая собственность: проблемы исследования перестройки, развития. // Вопросы экономики,- 1988.- * 3. Оболенский A.B. Бюрократическая деформация сознания и борь-

с бюрократизмом. // Советское государство и право.-1987.- № I. Шкредов В. Социализм и собственность. // Коммунист.- 1988..- № 12.

явилась важной составляющей исследования. По мнению автора, узловым пунктом решения проблемы преодоления деформаций сознания является управление интересами, достижения их гармонии, а это возможно только в условиях преодоления отчужденного труда.

Исследованию проблем способствовало также изучение автором трудов Н.И.Бухарина, М.И. Туган-Барановского, В.Трутовско-го, А.В.Чаянова, А.Н.Челинцева. Принципиальное значение имели труды советских историков- аграрников, написанные на вновь открывшихся источниках, касающихся аграрных преобразований в первые послереволюционные годы, в годы коллективизации, многочисленных реформ сельского хозяйства в послевоенный период-*-.

В работах Ю.В.Арутюняна, Т.И.Заславской, И.Т.Левыкина, П.И.Симуша^ глубоко и всесторонне исследуется проблема сельского образа жизни, крестьянской психологии, связи социальной психологии с социально-экономическим развитием села. Важное значение для осмысления автором роли и места идеологической работы в условиях перестройки имели труды ученых кафедры идеологической работы АОН при ЦК КПСС, вышедшие в последние годы?

JL.Зеленин И.Ъ'.О некоторых "белых пятнах" завершающего этапа сплошной коллективизации.// История СССР.- 1989.- № 2. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения,- М.: Наука, 1979. Ивниц-кии Н.Л. Классовая борьба в деревне и ликвидация кулака как класса /1929-1932 гг./ - М.:Наука, 1972. Никольский С.А. Административно-бюрократическая система и коллективизация // Вопросы философии.- 1988,- № 12. Русинов ИЛАграрная политика КПСС в 50-е годы - первой половине 60-х годов : опыт и уроки. // Вопросы истории КПСС.- 1988,.- № 9. Сымоно-вич Ч.Э. Советская деревня в 50-80-е года. /Взаимосвязь экономического и политического развития/ // Вопросы истории КПСС.- 1988.- № 12. Поляков Ю.А. 1921-й: победа над голодом.- М.: Наука, 1975.

2. Арутюнян Ю.С. Социальная структура сельского населения СССР. -М. :Мысль, 1971. Левыкин И.Т. Некоторые методологические проблемы изучения психологии крестьянства.- Opeл: Книжное издательство, 1970. Методологические проблемы системного изучения деревни. /Заславская Т.И. и др./. Новосибирск: Наука, 1987. Симуш П.И. Облик хозяина земли: новейшие и традиционные черты. - М.:Мысль, 1987.

3. Идеологическая работа КПСС в условиях перестройки.- М.: Политиздат, 1988. Тощенко 1.Т, Идеологические отношения /опыт социологического анализа/. - ГЛ.: Мысль, 1988.

Нельзя преуменьшить значение публицистическо-художествен-ного осмысления процессов, происходящих в деревне*. Содержательные данные об особенностях сознания, мировоззрения сельских тружеников имеются в материалах научных конференций2, социологических исследованиях процессов, происходящих на селе .

Однако все эти материалы касаются лишь отдельных сторон Исследуемой проблемы. Непосредственно деформации сознания сельского населения в научной литературе еще не получили должного освещения. Практически не изученным оказался генезис сознания советского крестьянства на протяжении всей его послереволюционной истории. Вне поля зрения исследователей осталось противоречие, заключающееся в самом сознании крестьянства по отношению к земле.' С одной стороны, уважительное отношение к ней как л главной ценности, "матери-кормилице", а с другой - варварская ее эксплуатация.

Малоисследованным является противоречие в идеологической работе, которая, с одной стороны, была сориентирована на формирование марксистско-ленинского мировоззрения, а с другой -оправдывала и обосновывала реальные процессы, нередко противо-

Г.Белов В. Год великого перелома. //Новый мир.- Z989.- Конк-вест Р. Жатва скорби. // Новый мир.- 1989. Платонов А. Чевенгур. //Дружба народов.- 1988.- № 3. Пришвин М. Дневник писателя. //Октябрь.- 1989. 7. Стреляный А. Последний романтик. //Дружба народов.- 1987.- № II.

2.См.: Научно-практическая конференция в.ЦК КПСС. АПК: курсом кооперации и агропромышленной интеграции.//Правда,- 1987.-№ 19. Три дня в Полтаве или монологи о сельскохозяйственном труде и мировоззрении земледельца. Материалы научно-практической конференции "Мировоззрение и сельскохозяйственная практика".- Знамя.- 1987.- № 3.

3.Перестройка экономического сознания и повышение его роли в ускорении социально-экономического развития / программа, инструментарий и итоги исследования/ - ГЛ.:Издательство АОН при ЦК КПСС, 1987. //Нравственное сознание: состояние и изменения под влиянием перестройки и обновления общественной жизни /программа, инструментарий и итоги исследования/- М. : Издательство АОН при щ КПСС, 1988. Состояние и тенденции развития экономического сознания на первом этапе перестройки. /Итоги сравнительного анализа исследования: 1986 и 1988 гг./ -Издательство АОН при ЦК КПСС, 1988.

речащие теории марк'сйзма-лёнинизма. Требует серьезного внимания противоречие между декларируемым принципом социализма "От каждого по способности - каждому по труду" и реально существующим уравнительным 'распределением. ■

Недостаточно, по мнению автора, особенно в аспекте влияния на сознание людей, исследованы противоречия между личным и общественным интересами, между интересами отдельной-личности и интересом группы, между групповым и. общенародным интересами; между сложившейся практикой возлагать на руководящие кадры функцию воспитателя и возможностью этих кадров осуществлять такую роль позитивно в условиях действия авторитарно-бюрократической системы; наконец, между ожидаемыми результатами принимаемых хозяйственно-экономических и политических решений и их реальными последствиями не только для общественной практики, но и для общественного сознания.

Эти противоречия, по мнению автора, требуют к себе пристального внимания и своевременного разрешения, в противном случае они неизбежно оказывают деформирующее влияние на сознание людей.

Основная цель работы - дать историко-социологическую характеристику возникновения деформаций сознания сельского населения и определить пути их преодоления.

Реализации этой цели подчинено решение следующих задач:

- изучить состояние и противоречия сознания, сельского населения в современных условиях;"

- выявить генетические корни эгалитаристской психологии крестьянства•и-ее связь с уравнительным подходом к распределению:

- проанализировать характер влияния на сознание сельского населения авторитарно-бюрократической системы, процесса отчуждения крестьянства от средств производства и продуктов своего труда; ' ' ~ ' ' .

- охарактеризовать процесс взаимодействия сознания и организации производства и труда; ~ '

- раскрыть противоречивый характер идеологической работы

в условиях действия авторитарно-бюрократической системы и резулз

таты влияния этой работы на сознание людей;.............. .

исследовать факторы и условия, способствующие преодолению деформаций сознания сельского населения. '....."

Объектом исследования' является сельское.население, в том числе рабочие совхозов, колхозники, хозяйственные-кадры,

представители сельской интеллигенции. • . ........

Предмет исследования - деформации сознания сельских.жителей, а' также предопределяющие их, объективные и субъективные факторы, противоречия общественной жизни.

Методологическую основу исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, раскрывающие проблемы взаимодействия общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, проблемы крестьянства и аграрных отношений, отчуждения труда, социалистического преобразования деревни. .

В работе широко использовались документы Коммунистической партии, Советского правительства, касающиеся состояния и перспектив развития сельского хозяйства, основы законодательства об аренде, о собственности и о земле.

Эмпирическая база исследования представлена следующими источниками:

I. Материалы всесоюзных социологических исследований, а/ Всесоюзное исследование экономического сознания трудящихся осуществлено с участием автора диссертации кафедрой идеологической работы АОН при ЦК КПСС под руководством докторов философских наук Тощенко Я.Т. и Бойкова В.Э. в феврале 1989 года в 14 регионах страны: Калининграде, Киеве, Кривом Роге, Ленинграде, Шнеке, Москве, Мурманске, Волгоградской,-Ворошиловград-ской, Кустанайской, Московской, Новгородской, Орловской, Саратовской областях. Опрос произведен на 21 предприятии промышленности, строительства, транспорта и 18 - сельского хозяйства /совхозов - 8; колхозов - 10/. Опрошено 3742 рабочих и колхозников, 1289 руководящих работников, в том числе рядовых работников сельского хозяйства - 719 человек /колхозников - 349/; руководящих кадров совхозов и колхозов - 228 чел. /Колхозников -III чел./.

Материалы исследования опубликованы в книге "Эконошчес-кое сознание трудящихся /Итоги сравнительного исследования: 1986, 1988 и 1989 гг./. Ред.колл.: Ж.Т.Тощенко, В.Э.Бойков, Л.ДЛернншева. М.: АОН при ЦК КПСС, 1989.- 280 с.

б) Всесоюзное исследование нравственного сознания трудящихся проводилось кафедрой идеологической работы АОН при ЦК КПСС под руководством кандидата философских наук, доцента Афанасьевой А.И. в мае-июне 1989 года в шести регионах страны: Краснодарском крае, Орловской и Тюменской областях, в городах: Астрахань, Запорожье, Кривой Рог. Исследование явилось продолжением первого этапа, осуществленного кафедрой идеологической работы АОН при ЦК КПСС в 1987 году по аналогичной программе.

Общий массив опрошенных составил 1755 человек, из них 13,5$ колхозников и рабочих совхозов. По анкете руководителя, специалиста опрошено ИЗО человек: 9,*$ - партийные, советские, комсомольские работники; 40,9$ - руководители всех уровней, подразделений и служб предприятий, колхозов и совхозов, 44,8$ - специалисты: механики, технологи, агрономы, зоотехники и т.д.

Материалы исследования опубликованы в Информационном бюллетене № 2. Общественное мнение о работе П Съезда народных депутатов СССР и о руководителях партии /по результатам социологического исследования/ Под. общей ред. Ж.Т.Тощенко. - М*: АОН при ЦК КПСС.

2. Данные государственной статистики, в том числе статистические ежегодники, контрольные цифры народного хозяйства по годам, документы и материалы коллективизации и индустриализации народного хозяйства, материалы и отчеты о работе правительства по годам.

, 3., Архивные материалы, в том числе Государственного архива Алтайского края.

4. Документы КПСС и Советского правительства.

5. Материалы периодической печати.

6. Художественно-публицистические материалы по данной проблеме.

7. Личные наблюдения автора за социально-экономическими и политическими процессами, происходящими на селе, на примере Алтайского района Алтайского края с 1981 по 1987 годы; встречи и беседы с работниками райкомов партии, руководителями совхозов и колхозов, а также рядовыми работниками сельского хозяйства Алтайского и- Краснодарского краев, Томской, Ростовской, Саратовской и Московской областей за период с 1987 по 1990 годы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она практически открывает исследование проблемы деформаций сознания сельского населения, возникших в условиях действия авторитарно-бюрократической систелы и отчуждения тружеников села от средств производства и результатов своего труда.

Автор дает определение понятия "деформации общественного ' сознания" как возникновение под действием разного рода объективных и субъективных факторов, негативных черт в общественном сознании, проявляющихся в отношении людей к трудовому коллективу, друг к другу, а также к природе, общественной и личной собственности, к идейно-нравственным ценностям, к государству и обществу в целом. Исследуются причины возникновения и формы проявления наиболее типичных деформаций сознания сельского населения.

Впервые вводится периодизация истории советского крестьянства с точки зрения развития его сознания. Выделяется три периода. Первый: с принятия Декрета о земле в 1917 году до завершения сплошной коллективизации сельского хозяйства в начале 30-х годов. Второй: с утверждения колхозного строя в начале 50-х годов до начала перестройки сельского хозяйства в середине 80-х. Третий период начинается с середины 80-х и продолжается по настоящее время.

Для первого периода характерно противоборство собственнической и уравнительной тенденций в сознании крестьянства. Эти тенденции базировались на особенностях мелкобуржуазного сознания, а также реальных условиях нэпа, в которых, с одной стороны, имелись возможности для развития индивидуального хозяйства, а с другой - зажиточные крестьянские хозяйства облага-

лись тяжелым налогом, сами хозяева лишались политических прав. Беднота, наоборот, пользовалась политическими и экономическими льготами, предоставляемыми ей органами власти. Такая политика фактически вела к поощрению бедности и углублению противоречия между политически бесправным зажиточным крестьянством и беднотой, обладающей реальной политической властью. При поддержке государства уравнительная тенденция прочно утвердилась в сознании сельского населения, прежде всего бедноты.

Второй период характерен нарастанием социальной апатии и иждивенчества среди крестьянства. Причиной подобных деформаций сознания является отчуждение крестьян от средств производства и результатов своего труда,утраты чувства хозяина, а также деятельности авторитарно-бюрократической системы управления со своейственным ей волюнтаристским подходом к решению вопросов сельского хозяйства, без учета интересов самого крестьянства.

Для третьего периода характерно противоречие между растущим чувством хозяина в условиях перехода на новые формы хозяйствования и сохраняющимся иждивенчеством, сформировавшимся в условиях отчужденной собственности.

В диссертационном исследовании указаны основные пути преодоления деформаций сознания сельского населения на современном этапе. Автор видит их, во-первых, в совершенствовании производственных отношений, отношений собственности, позволяющих преодолеть отчуждение крестьянства от средств производства и продуктов своего труда. В предоставлении возможности свободного развития всем формам собственности и, основанным на них, формам ведения хозяйства, таким как фермерские, арендные, кооперативные, а также колхозам и совхозам.

Во-вторых, в оптимизации социального диалога различных групп и слоев сельского населения, достижении гармонии интересов личности, коллектива и общества в целом.

На основе,впервые введенных в научный оборот, социологических данных,показаны изменения в сознании крестьянства в"зависимости от изменения отношений собственности, усиливается чувство хозяина, исчезает апатия и иждивенчество."

- II -

Одновременно обосновывается двоякое влияние на сознание тружеников села'таких "форм хозяйствования как аренда, индивидуальные крестьянские и фермерские хозяйства. С одной стороны, преодолевается отчуждение, повышается производительность труда, а с другой - резко возрастает интенсификация ручного труда, продолжительность рабочего дня достигает 14-16 часов в сутки. То-есть рост производства идет за счет чрезвычайной самоэксплуатации арендатора и членов его семьи, в ущерб их физическому и духовному развитию. Такой путь ведет к деградации личности, не соответствует принципам социализма, главная цель которого - человек.

Поэтому такую форму хозяйствования автор рассматривает лишь как элемент плюрализма экономических отношений на селе, считая наиболее перспективной формой перестройки села - кооперацию.

В диссертации дана характеристика сущности.идеологического монолога. Показана бесперспективность такого подхода к идеологической работе в условиях обновленного общества. Продолжение идеологического монолога означало бы дальнейшее манипулирование общественным сознанием.

Идеологическому монологу автор противопоставляет идеологический диалог, который представляется ему интегральным методом перестройки всей идеологической работы.

Проанализирована диалектика интересов отдельной личности, коллектива и общества в целом, учет которых является главной предпосылкой повышения эффективности воспитательной работы, обоснована взаимосвязь противоречий интересов и деформаций сознания.

Практическая значимость диссертации состоит в том,что анализ связи деформаций сознания с деформациями социально-политического и экономического развития ориентирует партийные комитеты и советские органы на прогнозирование воспитательных последствий принимаемых решений, оценку новых хозяйственных форм с точки зрения развития личности; осуществление перестройки производственных отношений в направлении гармонизации интересов личности, коллектива и общества в целом; совершенствова-

ние социального диалога, что в свою очередь потребует принципиально нового подхода к решению кадровых вопросов, отказа от номенклатурного метода подбора и расстановки кадров.

Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры социологии АОН при ЦК КПСС, изложены автором на межрегиональной научно-практической конференции "Перестройка и нравственность" в г. Краснодаре в октябре 1988 года, на ленинских чтениях "Ленинская аграрная политика и современность" в АОН при ЦК КПСС в апреле 1989 года. Ряд положений нашли отражение в аналитических записках по результатам социологических исследований, пяти публикациях, вышедших в 1989 и 1990 годах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, рассмотрена степень ее разработанности в научной литературе, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, сделана операционализация основного понятия, выдвинуты гипотезы, указаны научная новизна и практическая значимость.

Первая глава - "Исторические и социально-экономические причины деформации сознания сельского населения" посвящена рассмотрению сущности понятия "деформации общественного сознания", а также выявлению причин возникновения и характеристике форм проявления деформированного сознания на разных этапах истории советского крестьянства.

Операционализация основного понятия осуществлена посредством выделения четырех основных его характеристик, которые, хотя и не исчерпывают всего содержания воззрений и чувств людей, однако выражают их сущностные черты, позволяющие вскрыть причинно-следственные связи деформаций сознания сельского населения с деформациями производственных отношений. Такими характеристиками являются: I/ Отношение к труду: 2/ Отношение к собственности; 3/ Отношение^ управлению; 4/ Отношение к идейно-нравственным ценностям.

В первом параграфе - "Сущность и генезис деформаций сознания крестьянства"политические и социально-экономические потрясения, которыми изобилует истори советского крестьянства, рассматриваются через призму их влияния на общественное сознание сельского населения.

С помощью специальных показателей и индикаторов автор рассматривает содержание основных характеристик сознания сельского населения в каждый из указанных периодов истории советского крестьянства и определяет доминирующие деформации и основные причины их обусловливающие. •

Первый период начинается в 1917 году и заканчивается в начале 30-х. Это период противоборства уравнительной и собственнической тенденций крестьянской психологии. Эти две тенденции базировались на мелкобуржуазной природе крестьянина. Особенно отчетливо они проявились в этот период вследствие определенной свободы хозяйственно-экономической деятельности в условиях нэпа, с одной стороны, и резким ограничением собственнических устремлений посредством высокого налогообложения зажиточных хозяев, ограничением их политических прав - с другой. Одновременно широко пропагандировалась идея равенства, реализация которой осуществлялась в духе эгалитаризма, крайней формой проявления которой было изъятие материальных ценностей у тех, кто богаче и передача их тем,кто беднее. Причем, в этих экспроприациях участвовали те, кому предназначались конфискованные ценности. Быть бедным становилось выгодно. Таким образом, уравнительность вела к утрате интереса к труду.

Нельзя не отметить в этот период и стремление государства насаждать и формировать коллективистские начала в сельском хозяйстве: создание сельскохозяйственных артелей, совхозов, ТОЗ-ов, потребительской и сбытовой кооперации и т.д. И хотя их влияние на сознание крестьянства было неоднородным, отрицать их как фактор, способствующий выработке коллективистского сознания, нельзя. А это в какой-то мере служило,предпосылкой коллективизации крестьянских хозяйств.

-С точки зрения социальной психологии процесс коллективизации

был сложным и неоднозначным. Крестьяне видели преимущества коллективного труда. Эти преимущества состояли в механизации производства, 'защищенности, в какой-то мере, от капризов погоды. Но они видели также и неизбежность утраты самого себя как хозяина, необходимость отчуждения от средств производства и продуктов своего труда. Аграрная политика в 20-е годы уже подготовила психологию крестьянства к свертыванию индивидуального хозяйства. Отношения со стороны правительства к крестьянскому труду как всторосортному привело крестьян к мысли о бесперспективности своего положения. Оставалось либо уйти в город, либо "записаться" в колхоз.

Коллективизация явилась завершающим этапом противоборства собственнических и уравнительных тенденций, окончательной победой "уравниловки". Осуществленная по принципу уравнительности, коллективизация "по инерции" закладывала этот принцип в основу деятельности колхозов. Отсюда и стремление обобществить все и вся. Весь опыт существования колхозов показал, что уравнительность не может быть движущей силой производства.

Длительный, более чем полувековой период существования колхозно-совхозного строя в деревне,г. свою очередь,подразделяется'на три этапа. Первый: 19БЗ -1953 гг. На этом этапе, с одной стороны, шла ломка индивидуалистского сознания крестьянства, на базе коллективного труда росло коллективистское сознание. С другой стороны, в условиях отчуждения крестьянства от средств производства и продуктов своего труда, в их сознании начало утрачиваться чувство хозяина, а вместе с тем росли апатия, равнодушное отношение к труду. Ибо стороны двойственной природы крестьянина: собственник и труженик составляют диалектическое единство. Реальный собственник предполагает труженика в крестьянине, а труженик-реального собственника. Один без другого существовать не .могут. Предоставив крестьянину иллюзорное право хозяина, получили соответствующее отношение к труду. &т того, чтобы крестьянин хорошо трудился и бережно относился к колхозной собственности, потребовались "драконовские" законы. Резко возросла рель внеэкономического принувдения.

Сознание крестьянина, парализованное страхом, все более утрачивало творческое начало, росло состояние угнетенности, неуверенности в себе. Следует отметить также,что в условиях почти полного отсутствия оплаты за труд в общественном хозяйстве и чрезвычайного налогообложения личного подсобного хозяйтсва, колхозники часто не имели достаточного количества продуктов, чтобы прокормить свою сеглью и вынуждены были воровать продукты из колхоза. Тем самым в их сознании закладывалось негативное отношение к самому государству, рассматриваемому многими как враждебная сила, противостоящая личности крестьянина.

Второй: 1954-1964 гг. Этот этап характерен улучшением условий жизни крестьянства, ослаблением противоречий меяду их интересами и интересами государства. На этой базе происходит дальнейшее развитие коллективистского сознания сельских тружеников. Но одновременно в условиях волюнтаристских реформ, насилия над психологией крестьянина, идет и дальнейший процесс отчуждения крестьянского труда, рост бесхозяйственности, а вместе с ней и безответственности. Примером волюнтаристского подхода к решению проблем сельского хозяйства являетйя решение о ликвидации в этот период неперспективных сел. и деревень. Сотни тысяч крестьян потянулись в центральные крупные поселки, а еще чаще - мимо, в город. Происходило как раз то, что называется "раскрестьяниванием" крестьянства. Если глубинная, сущностная сторона этого явления началась раньше, с отчуждения труда, то в эти годы процесс "раскрестьянивания"как бы завершался. Крестьяне лишались последнего, что связывало их с землей; приусадебного хозяйства, родного жилшца, .домашних животных, да и самой деревни. В этих условиях крестьянин переходил на положение люмпена, вырабатывалась и соответствующая люмпенская психология.

Третий: 1965 -1985 гг. Период роста иждивенческих настроений. Значительные капиталовложения в сельское хозяйство, играющие сами по себе позитивную роль, в условиях авторитарно-бюрократического подхода к планированию от достигнутого уровня, фондовое материально-техническое снабжение, при котором на пер-

вое место выходят личные связи, создали возможность отдельным слоям сельского населения жить за счет чужого труда. Это породило в широкой массе тенденцию к иждивенчеству.

Итак, к началу перестройки под действием причин, заключающихся вне самого крестьянства, его сознание оказалось существенно деформированным. Среди негативных черт крестьянского сознания наиболее характерно проявились апатия и иждивенчество.

Во втором параграфе освещается вопрос о связи формально-бюрократического подхода к организации идеологической работы с деформациями сознания.

Идеологическая работа на селе носила противоречивый характер. С одной стороны, она была сориентирована на формирование з сознании крестьянства марксистско-ленинского мировоззрения, чувства . коллективизма, хозяина средств производства, а с другой - в условиях авторитарно-бюрократической системы, выступала в роли апологета этой системы, посредством манипулирования сознанием крестьянских масс, еще более усиливала ее деформирующее влияние.

Регламентация всей жизни советского народа, обозначившаяся в 50-е годы, отразилась на всей духовной сфере, куда были перенесены авторитарно-бюрократические методы руководства. Все больше и больше в пропагандистский обиход входили приукрашивание фактов, расхождение слова и дела. Деятельная природа человека, заключенная в узкие рамки приказов, запретов, табуизированных догматов, не могла должным образом проявиться в виде социальной активности и ответственности.

Декларированные принципы идеологической работы на практике повсеместно нарушались.

Иначе говоря, авторитерно-бюрократическая система управления всем общественным развитием привела к жесткой централизации управления идеологическими процессами, утверждению авторитарных методов воздействия на сознание, лишив идеологическую работу необходимой обратной связи. То-есть вся идеологическая работа строилась по принципу монолога, когда одна сторона толь-ко"говорит", а другая - только "слушает". В этом случае возни-

кает возможность манипулирования общественным сознанием. Монологический подход к идеологической работе заглушает всякую свободу мысли, лишает права на свою точку зрения , формируют психологию нерассуждающего исполнителя. А это неизбежно ведет к апатии,пессимизму, пассивности.

На фоне углубляющегося расхождения между словом и делом усилился процесс духовной и физической деградации сельского населения. Беспримерно широкое распространение получило пьянство, резко возросли хищения и порча социалистической собственности, упала трудовая дисциплина.

Во второй главе - "Пути преодоления деформаций сознания сельского населения в условиях перестройки" предпринимается попытка методологического обоснования сущности общественного прогресса как процесса раскрепощения творческих сил человека, его гуманистической, деятельной природы. Здесь же автор высказывает свои соображения о направлениях изменения обстоятельств и перестройки воспитательной работы, как главных детерминантов формирования личности в соответствии с целями общественного прогресса.

В первом параграфе, на основе анализа данных социологических исследований экономического сознания трудящихся делается вывод, что для решения задачи "развития богатства человеческой природы" необходимо, прежде всего, динамичное развитие производительных сил. Такое развитие при социализме должно осуществляться на основе стимулирования личных интересов и обеспечения гармонии интересов личности, коллектива и общества в целом.

В диссертации обращается внимание на то, что на протяжении многих лет в нашей стране было принижено значение личного интереса и в теории и на практике. Приоритет общественных интересов интерпретировался однобоко, забывалось,что общий интерес становится фикцией, если из-под него вымыта реальная база -интересы индивида. Применительно к сельскому хозяйству под общим интересом понимались коллективизация, многочисленные реформы, выполнение так называемой "первой заповеди" крестья-

нина и т.д. Когда общий интерес отрывается от интересов отдельной личности, возникает апатия, пассивность, безответственность, нарушения трудовой дисциплины. С другой стороны, если в силу тех или иных сбоев в работе механизма хозяйствования частные интересы работников "отрываются" от общего интереса,- заслоняют его, то происходит деформация сознания иного рода', "появляется индивидуализм в различных его вариациях, стремление жить за счет чужого труда, иждивенчество,.

Процесс гармонизации интересов возможен только при условии совершенствования производственных отношений и в первую очередь отношений собственности. Данные исследования показывают, что еще далеко не все труженики сельского хозяйства отчетливо себе представляют, что такое в действительности хозяин. По мнению автора - это человек» наделенный функцией владения и непосредственного распоряжения единолично или совместно, с другими людьми средствами' производства и продуктами своего труда,, при условии существования необходимых гарантий осуществления этой функции. Пока по отношению к собственности коллектив разделен на тех, кто распоряжается средствами производства и тех, кто ими не распоряжается. Во многом;это и определяет положение хозяина на предприятии. Следуя методике исследования, автор выявляет наличие или отсутствие этого чувства через отношение к собственности и труду.

Об усилении режима экономии, например, заявили.47,95?, опрошенных арендаторов. Это процент в два с лишним раза больше чем тот, ,что получен в результате опроса рабочих, не перешедших на аренду1.

Идея преодоления отчуждения трудящихся от средств производства и управления, тесно связана с идеей организации самоуправления.

..На; решение всех этих проблем направлена перестройка производственных отношений, переход на новые формы хозяйствования.

I. Экономическое сознание трудящихся Д1тоги сравнительного анализа исследования: 1986, 1988 и 1989 гг./- АОН при ЦК КПСС, " 19о9#- С•26-54• '

Ответы арендаторов, а также колхозников и рабочих совхозов, не перешедших на аренду, на вопрос о наличии у них чувства хозяина*.

отчасти _нет

ли Вы себя хозяином аренд, не аренд. аренд. не аренд. аренд. не аренд, аренд. не аренд.

на предприятии 24,9 9,3 21,4 16,0 24,9 49,1 22,5 18,9

на участке 28,3 12,8 26,0 26,4 16,8 35,7 23,1 17,8

на рабочем месте 59,0 42,6 18,5 22,3 13,3 21,7 5,8 . 11,0

Из приведенных данных видно, как "нарастает" чувство хозяина по мере движения от предприятия к рабочему месту, причем это нарастание характерно для обеих групп работников '. Однако, что касается арендатора, то данные свидетельствуют об определенном своеобразии. Речь идет не только о том, что чувство хозяина у арендаторов "выглядит" более впечатляюще, но и в том, что они это чувство в большей мере чем другие переносят -на свое предприятие.

Опыт внедрения арендных отношений показал, что при всех ■ ошибках и недостатках перехода на эту форму хозяйствования на селе, очевидно ее благотворное влияние и-на производство,и на сознание человека. Исчезает апатия, иждивенчество* арендатор начинает чувствовать себя хозяином на земле. Формируя" у работников чувство хозяина, аренда как Си раздвигает'горизонт интересов крестьянина, позволяет отчетливо увидеть связь "личного интереса с групповым, а также групповых интересов'с интересами всего общества. Однако, вследствие слабой механизации производства, больших затрат ручного труда, увеличения рабочего дня и сокращения свободного времени неизбежен.процесс духовного опустошения личности,, ее-деформации.

I. Экономическое сознание трудящихся Д1тоги сравнительного й5аЖ исследования: 1986, 1988 и 1989 гг. /- М.:А0Н при Щ лиоо, 19о9.- 0.2о-о4.

Поэтому арендные отношения могут быть рассматриваемы лишь как 'один из элементов плюрализма экономических отношений на селе. Перспектива перестройки сельскохозяйственного производства, по мнению автора, за кооперацией, созданной на добровольной основе. Разные формы кооперативной деятельности, очевидно, являются перспективой перестройки и нынешних колхозов и совхозов и арендных хозяйств. Производственный кооператив, сохраняя общественную собственность, коллективный труд, обеспечивает каждому своему члену право владения, пользования и распоряжения средствами производства, является основой для преодоления отчуждения труда, деформаций сознания сельских тружеников.

Во втором параграфе ..рассматриваются пути перестройки..воспитательной работы на основе совершенствования отношений между различными социальными группам, прежде всего между руководителями и рядовыми работниками. Автор считает необходимым изменить сам принцип подхода к воспитательному воздействию на человека.

Монолог, который в течение многих лет вели партийные комитеты и руководящие кадры, должен быть либо исключен вовсе, либо в значительной мере заменен диалогом.

По своему содержанию и функционированию диалог представляет собой интеллектуальный, мировоззренческий, политический, моральный и эмоциональный "разговор" между "собеседниками". Он предполагает единство интересов ^участников этого "разговора" в связи с предметом "разговора" и определенное различие точек зрения.■

В диссертации показано,что получение права воспитывать других людей вместе с получением руководящей должности, а.именно такая практика существовала на протяжении многих десятилетий, имеет существенные издержки. На основе данных социологического исследования нравственного сознания-'-осуществлен анализ

I. Афанасьева А.И. Нравственное сознание : сравнительный анализ . материалов исследования 1987 и 19В9 гг. /Общественное мнение о работе П Съезда народных депутатов СССР и о руководителях партии. Информационный бюллетень № 2.-М.: Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1990.-С.43-62. *

различных слоев и групп сельских руководящих кадров, с точки зрения их профессиональной компетентности, политической и нравственной культуры. Наиболее уязвимым мест см современного сельского руководителя является недостаток экономической культуры и даже элементарная экономическая неграмотность. Почти половина опрошенных руководящих кадров заявили об этом с полной откровенностью. Данные опроса руководящих кадров подтверждаются данными опроса рядовых работников. Невысокой оказалась оценка и нравственных качеств большинства руководителей. В то же время, по мнению большинства опрошенных, именно личный пример руководителя, его поведение на производстве и в быту оказывают наибольшее воздействие на трудящихся. Социологические данные приводят к выводу, что не менее половины руководящих кадров, являющихся в соответствии со своими функциональными обязанностями воспитателями, оказывают на рядовых работников скорее всего отрицательное воздействие. Данные опроса свидетельствуют о том,что нет оснований для идеализации-нравственного облика и рядовых работшнсов. Большинство из них, например, считают, что для достижения успеха, благополучия в жизни, необходимо прежде всего умение хорошо ладить с начальством, уметь налаживать связи с "нужными людьми" и т.д.

Позитивное решение проблемы воспитания человека, как уже было сказано, автор видит в переходе на диалог, когда та и другая сторона становятся одновременно и объектом и субъектом воспитательного воздействия. А для этого главным является -отказ от традиционного метода подбора и расстановки кадров, при котором за основу принимаются не деловые и морально-политические качества, а анкетные данные,знакомство, личные связи и т.д. В подборе, расстановке кадров необходима демократизация, гласность » опора на мнение трудящихся. Здесь имеется в виду не только выборы руководителей, но и право моральной и материальной оценки их деятельности со стороны рядовых работников. Такой подход возможен только при изменении отношений собственности, когда каждый член коллектива является реальным собственником, и руководитель получает оплату не за должность,

а за реальные результаты коллективного труда. Идеологический диалог непосредственно связан с переходом на самоуправление трудовых коллективов.

В данном параграфе исследуется вопрос о воспитательных последствиях решений по политическим, хозяйственным и идеологическим вопросам. Практика дает немало примеров, когда одно необдуманное хозяйственное решение перечеркивает все результаты многолетней воспитательной работы. Особенно много таких решений знает сельское хозяйство.

В диссертации предлагается с целью прогнозирования влияния на сознание людей принимаемых решений, ввести в практику идеологической работы так называемую идеологическую экспертизу, то-есть исследование того или иного решения - политического, экономического, воспитательного характера с точки зрения возможных его последствий для общественного сознания. Автор предлагает вариант методики построения прогноза в духовно-нравственной сфере.-

В заключении подводятся итоги исследования, содержатся выводы.и обобщения. Подчеркнуто, что большинство сельского населения не стремится к серьезным переменам, реорганизации колхозно-совхозного строя. Это объясняется не только тем,что за годы коллективного ведения хозяйства сформировалась коллективистская психология, но и тем,что многие слои сельского населения, в том числе большинство руководящих работников, некоторые передовики производства, средний обслуживающий персонал имеют свой личный интерес в существующей системе хозяйствования и этот интерес часто противоречит интересам государства, всего общества.

Здесь же высказаны рекомендации, которые, по мнению автора, будут способствовать оптимизации общественных отношений с целью достижения гармонизации интересов личности, коллектива и общества в целом.

Речь идет в первую очередь о создании реальных условий для свободного развития и "соревнования" различных форм собственности в деревне, отказе от номенклатурного метода подбора

и расстановки кадров, отказе от идеологического монолога и перехода на идеологический диалог, "ревизии" с этой точки зрения средств, форм и методов идеологической работы, сформировавшихся в условиях монолога.

I. Интересы сельских тружеников и их отражение в экономическом сознании. В сб. Экономическое сознание трудящихся /итога сравнительного анализа исследования: 1986, 1988 и 1989 гг./-[Д.: АОН при ЦК КПСС, 1989.- 0,2 п.л.

2. Причины возникновения и формы проявления иждивенчества на селе. В сб. Актуальные вопросы идеологической работы в условиях перестройки. ГЛ.:АОН при ЦК КПСС, 1990»- 0,7 п.л.

3. Специфика идеологической работы на селе в условиях перестройки производственных отношений. В сб. Ленинская концепция кооперации и современная аграрная политика. Часть И. -И.: АОН при ЦК КПСС, 1990.- 0,5 п.л.

4. Чего мы хотим? // Диалог. Зурнал идеологического отдела Алтайского крайкома КПСС.- 1989.- В 2.-0,8 гг.л.

5. Что стоит на пути перестройки? // Диалог. Зурнал идеологического отдела Алтайского крайкома КПСС.- 1989. - 7.0,2 п.л.