автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Декодирование культурных смыслов самопрезентации органов правопорядка
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Колюшкина, Лариса Юрьевна
Глава 1. Коммуникационный аспект функционирования органов защиты правопорядка: идеальные типы и способ их презентации
1.1. Модели правоохранительной деятельности в разных культурных мирах: рождение идеальных типов.
1.2. Особенности духовных конструктов образа правоохранительных органов: сравнительный анализ
2.1. Литературный мимесис как инструмент самопрезентации
2.1. Сравнительный анализ структур восприятия организация правопорядка в России,по европейскому образцу
2.2. Переопределение смысла профессиональной деятельности полиции в условиях модернизации основ российского традиционного общества: первый опыт самопрезентации
Глава 3. Российские правоохранительные органы в условиях соцнеталыюй трансформации: оценка ситуации и самонрезенгацня <
3.1. Восприятие субъектом правоохранительной деятельности трансформации социетальной системы
3.2. Самопрезентация позитивной стратегии адаптации к рыночных условиях
Введение диссертации2005 год, автореферат по социологии, Колюшкина, Лариса Юрьевна
Актуальность темы исследования. В результате российских институциональных реформ 90-х гг. возникла новая ценностно-нормативная основа общества, что сопровождалось социальной напряженностью, конфликтами разного уровня по линии взаимодействия власти, инициирующей реформы, и населения. В обществе произошли социокультурные изменения, повлиявшие, на условия поддержания правового порядка, и следовательно, на статус работников правоохранительных органов и модели профессионального поведения сотрудников МВД.
Недостаточный уровень заработной платы милиционеров и материально-ресурсного обеспечения их профессиональной деятельности спровоцировал определенную часть сотрудников МВД на использование своего должностного положения в личных интересах, о чем свидетельствуют периодические публикации в СМИ, данные служебной статистики и статьи аналитических отделов МВД. Наряду с этим были выявлены также разные способы адаптации работников ОВД к рыночным принципам функционирования социума. Проведенный Академией МВД еще в 1992 г. опрос показал, что в ряде регионов до 80% сотрудников имели «дополнительные доходы, в основном скрытого характера», от участия в той или иной форме предпринимательской деятельности1. Попытки противодействовать теневым экономическим практикам работников милиции значительного положительного результата не дали2. Такие: изменения в t профессиональной деятельности милиции не остались незамеченными населением.
Изучение аналитическими отделами различных структур МВД общественного мнения относительно степени доверия населения к милиции показало, что в разных регионах страны около половины опрошенных устойчиво выра
1 Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003. С. 141.
2 Там же. С. 142. жают свое недоверие милиции3. Разрыв между установками населения и деятельностью ОВД вызвал обеспокоенность в правоохранительных органах, поскольку стал значительно затруднять охрану и поддержание правопорядка. Преодоление возникшего отчуждения потребовало разработки разных способов, направленных в первую очередь на изменение условий труда работников ОВД и усиление контроля за их деятельностью. Но эти меры не объясняют того, как и почему возникла именно такая ситуация, в каком направлении и в каких пределах она способна изменяться в процессе социальной практики. Сложившаяся ситуация рассогласования между должными нормами и реальными практиками потребовала выстраивания коммуникационного взаимодействия правоохранительных структур с обществом4.
В условиях утверждения принципа «разрешено все, что не запрещено законом», который снял множество неформальных этических запретов, публичное осмысление проблем криминальной сферы со стороны функционеров органов защиты правопорядка становится остро актуальным. Составной частью этого анализа выступает изучение роли правоохранительных органов, способов и возможностей их,-деятельности в ситуации социального переструктурирования общества. Инициирование публичной коммуникации выступает в качестве самопрезентации субъекта правоохранительной деятельности. Можно выделить ее различные виды: официальные выступления руководящих работников МВД, аналитические статьи в профессиональной периодической печати, публицисти1 ческие выступления представителей МВД в СМИ. Но наибольший резонанс в обществе имеет самопрезентация в виде художественных произведений детективного жанра, которые создаются действующими работниками правоохранительных органов.
Литературно-художественная форма самопрезентации отличается тем,
3 Гончаров В.Б., Кожевников В.В. Общественное мнение омичей о милиции // Социол. исслед. 1996. № 7. C.I08; Егорышев С.В. Органы внутренних дел Башкортостана в оценках населения // Социол. исслед. 1997. № 8. С.78; Безаев М.И. Общественное мнение о криминогенной обстановке и деятельности органов внутренних дел // Социол. исслед. 1999. № 12. С. 103.
4 Известный культуролог М.К. Петров утверждает: «Коммуникация . возникает там и тогда, где и когда обнаруживается рассогласование между тем, как оно есть, и тем, как ему должно быть с точки зрения принятой и зафиксированной в социокоде нормы» (Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 2004. С. 41). 4 что исходит от частного лица, представляет индивидуальное мнение, за которое не несут ответственности официальные структуры. Вместе с тем этот частный вид самопрезентации может конкретизировать или выступать альтернативой по отношению к позиции официальных лиц. Сами же авторы всегда имеют возможность представить собственную точку зрения как художественный вымысел. Ценность этого вида самопрезентации в том, что здесь деятельность работников правоохранительных органов представляется, исходя из интерпретации социального смысла общей динамики социума. Литературное произведение направлено не только на изображение действительности, «мимесис»5, но и на создание культурно значимых образов — знаков. Знак в культуре играет роль «социального гена», выступает «. носителем смысла и основанием его преемственного изменения, результатом, адресом и поводом общения»6. Знаковость литературных текстов действующих агентов правоохранительных органов объясняется тем, что в них смысл, значение, заложенные в художественных образах, находятся в необходимой корреляции с наличными формами деятельности, т.е. с повседневными профессиональными практиками милиции, которые, в свою очередь, производны от социального окружения.
Широкая популярность таких произведений, индикатором которой является масштабность тиражей, свидетельствует об эффективности этого канала коммуникации. Частная, но профессионально точная, интерпретация функционирования правоохранительных структур, в которой схвачена их деятельность на изломе ценностных смыслов, переживаемом российским обществом в конце XX — начале XXI вв., представляет большой интерес для социологов. Декодирование созданных культурных знаков позволяет выявить содержательные аспекты трансформации правоохранительных органов в условиях системного реформирования общества, которые презентируются ему в многотысячных тиражах художественных произведений работников правоохранительных органов.
Между тем социологический анализ, направленный на осмысление
5 «Поскольку, согласно Платону, видимый мир есть подражание высшему миру идей, искусство, подражающее реальности, представляет собой лишь подражание подражанию» - т.е. мимесис // Мимесис, Подражание в эстетике // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 505.
6 Там же, с.31 трансформации правоохранительного института, базируется преимущественно на структурно-функциональном подходе, что отсекает культурные тексты в качестве важного источника информации о переоценке смысла и значимости профессиональной правоохранительной деятельности, которая наблюдается сегодня в среде работников МВД. До настоящего времени социокультурный подход в отечественных исследованиях широко не примялся к анализу этой проблематики. Практическая острота проблемы стабилизации правопорядка в условиях транзитивного общества и необходимость расширения теоретических подходов к ее анализу объясняют актуальность заявленной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема самопрезентации профессиональных корпораций общественному мнению изучается в зарубежной коммуникативистике с 20-х гг. XX в. В последние два десятилетия PR-технологии (к числу которых относится самопрезентация) являются предметом анализа в отечественной науке: исследованию подвергаются стратегии и методы позиционирования конкретных организаций в коммуникационном пространстве общества. Но в поле такого анализа попадают преимущественно фирмы и органы государственной власти. Правоохранительные структуры, в частности, органы внутренних дел (милиция) не рассматриваются как агенты самостоятельных, коммуникационных практик. Вместе с тем разработанные подходы к анализу сознательного построения коммуникации — теория и праку тика связи с общественностью - позволяют выявить подобные практики и в деятельности правоохранительных органов.
Разработке такого подхода способствуют исследования социального статуса правоохранительных органов и особенностей их восприятия обществом, накопленные в зарубежной и отечественной науке. Эти проблемы анализировались, в частности, в работах Р. Кларка8, X. Ньютона9, Э. Хобсбаума10, О.В. Ве
7 Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М., 2005.
8 Кларк Р. Преступность в США. М., 1975.
9 Ньютон X. Революционное самоубийство. М., 2003.
10Хобсбаум Э. Век капитала. Ростов н/Д, 1999. дерниковой11, С.М. Иншакова12, Ю. Чернера13. Фундаментальный анализ функций правоохранительных органов в современном обществе дан в исследованиях Ю.Е. Аврутина14 и А.Д. Сафронова15. Проблема отчуждения правоохранительных органов от общества в условиях утверждения фундаментальных демократических ценностей была исследована в работе П. Генифе16. Он показал влияние социальной атомизации как базовой характеристики «общества индивидов» на динамику формирования «полицейского государства» в странах западной цивилизации. В отечественной науке сложился историко-культурный подход к • изучению специфики формирования и функционирования правоохранительных структур в России. Так, социокультурные корни правоохранительной деятельности, характеризующиеся акцентированием солидарности ее субъектов и русского общества (понимаемого в негосударственном, «общинном» аспекте) были вскрыты в трудах выдающегося российского историка В.О. Ключевского17. Эта линия исследования нашла продолжение в работах Ю.Е. Аврутина, М.Н. Герне-та18, C.F. Кара-Мурзы19, В.А. Линовского20, JI.B. Милова21, И.Л. Солоневича22, Т. Шанина , где содержится анализ изменения взаимодействия структур охраны правопорядка^ и российского общества под влиянием модернизационного процесса XIX в. и системного кризиса начала XX в.
Специфика современного этапа функционирования правоохранительных органов в России, которая вызвана явлением аномии и бурным ростом криминальных практик, явившихся следствием системных реформ конца XX в., исследуется в работах А.В. Артюхова24, В. Волкова25, И. Клямкина, А.Н. Олейни Ведерникова O.H. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. М., 2001;
12 Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
15 Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003.
14 Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. СПб., 2003.
15 Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003.
16 Генифе П. Политика революционного террора. 1789-1794. М., 2003.
17 Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция XLVII // Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1988. Т. III.
18 Гернет М.Н. Предисловие к работе «Преступный мир Москвы» // Гернет М.Н. Избр. произв. М., 1973.
19 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 2001. Т. 1.
20 Линовский В.А. Опыт исторических разысканий о следственном уголовном судопроизводстве в России. М., 2001.
21 Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001.
22 Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.
23 Шанин Т. Революция как момент истины. М., 1997.
24 Артюхов А.В. Криминальные практики России сквозь призму культуры. Ростов н/Д, 2004.
26 27 28 29 ка , А.Д. Сафронова , Л. Тимофеева , Г.Ф. Хохрякова . В них прослеживается процесс изменения статуса (материальных и властных ресурсов, престижа) правоохранительных органов в трансформирующемся российском обществе.
Таким образом, в указанных исследованиях внимание концентрируется на объективных параметрах социального статуса правоохранительных органов; факторах, определяющих его трансформацию и девиантные формы профессиональной деятельности определенной части сотрудников ОВД, которые были вызваны рыночными преобразованиями экономической системы общества.
Субъективный аспект этих преобразований изучен крайне недостаточно. Наиболее разработаны проблемы трансформации нормативно-ценностного аспекта правовой культуры работников органов внутренних дел и методология анализа этих проблем (исследования П.П. Баранова30). Изучению формирования профессиональной социализации сотрудников российского МВД посвящены работы В. Артемова, В. Закса, В. Кожевникова31. На фоне этих работ отличается оригинальностью постановки проблемы диссертационное исследование И.В.
Упорниковой-Пивоваровой, посвященное особенностям профессиональной социализации и самоидентификации личности сотрудников МВД России. Оно выполнено на основе методологии «драматургического» подхода И. Гофмана к описанию повседневного поведения и концепции инсценировки культурных
32 образцов Л. Ионина . Не менее интересна диссертационная работа А.В. Сахно, в которой подвергаются анализу формирование культурного канона образа «стража порядка» и его трансформация в годы рыночных преобразований33.
Несмотря на отсутствие специального анализа; посвященного осмысле
25 Волков В. Силовое предпринимательство. СПб.; М., 2002.
26 Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001.
27 Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003.
28 Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. М., 2000.
29 Хохряков Г.Ф. Криминология. М., 2000.
30 Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М„ 1991.
31Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социол. исслед. 2000. № 1; Закс В.А. Социокультурные предпосылки коррупции // Государство и право. 2001. № 4; Кожевников B.B. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Социологические исследования. 1999. № 9.
32 Упорникова-Пивоварова И.В. Профессиональная социализация и самоидентификация личности сотрудника МВД: социокультурный контекст: Автореф. .канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2003.
33 Сахно А.В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и деконструкция типов восприятия: Автореф. . канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2005. нию стратегии самопрезентации отечественных правоохранительных структур, содержательные идеи, которые должны быть положены в основу стратегии их связей с общественностью, излагаются в различных интервью и аналитических статьях субъектов правоохранительной деятельности: В.М. Артемова34, М.И. Безаева33, A.M. Воробьева36, С.А. Гирина, В.Б. Гончарова, С.В. Егорышева37, В.В. Кожевникова38, Ю.Н. Мазаева39, А.А. Меджевского, А.И. Мизерия40. В них, в частности, анализируется также проблема восприятия населением работы органов внутренних дел и рассматриваются основные характеристики образа милиционера в общественном сознании населения современной России.
Необходимость обращения субъектов правоохранительной деятельности к социокультурным основаниям нынешней сложной правовой ситуации стала предметом анализа содержательной статьи В.М; Артемова, отметившего негативные результаты позиционирования работниками МВД своего ведомства исключительно как «силовой структуры». Он указал на несоответствие тиражируемого «образа надсмотрщиков»41 тем социально-культурным задачам, которые стоят перед правоохранительными органами в настоящее время.
Названные исследования в их концептуальной и эмпирической частях образуют солидную основу для экспликации сознательного позиционирования и выстраивания коммуникационных стратегий со стороны правоохранительных органов как в их формально-административной форме, так и в неформальных, частных концепциях, имплицитно содержащихся в литературном творчестве действующих агентов правоохранительных органов.
Объектом исследования в работе выступают социокультурные характеристики взаимодействия общества и его правоохранительной подсистемы.
Предметом исследования являются позиционирование и неформальный
34 Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социол. исслед. 2000. № 1.
35 Безаев М.И. Общественное мнение о криминогенной обстановке и деятельности органов внутренних дел // Социол. исслед. 1999. № 12.
36 Воробьев А.М. Социальный портрет работника органов внутренних дел // Социол. исслед. 1992. № 10.
37 Егорышев С.В. Органы внутренних дел Башкортостана в оценках населения // Социол. исслед. 1997. № 8.
38 Гончаров В.Б., Кожевников В.В. Общественное мнение омичей о милиции // Социол. исслед, 1996. № 7.
39 Мазаев Ю.Н. Как изменяется отношение населения к милиции? // Социол. исслед. 1997. №11.
40 Меджевский А.А., Гирин С.А., Мизерий А.И. Граждане и эксперты о коррупции // Социол. исслед. 1999. № 12.
41 Артемов В.М. Социально-культурная ориентация правоохранительных органов // Социол. исслед. 2ООО. № 1. С. 52. 9 способ самопрезентации правоохранительных органов в условиях переструктурирования социетальной системы российского общества (на основе текстов литературных произведений субъектов правоохранительной деятельности).
Цель диссертационной работы — выявление ценностных смыслов коммуникативных стратегий субъектов профессиональной правоохранительной деятельности - позиционирования и презентации правоохранительных структур - в условиях трансформации социетальной системы общества. Она предполагает решение следующих задач:
1) провести сравнительный анализ коллективных представлений об идеальных типах правоохранительной деятельности, сложившихся в культуре западно-европейских стран и России;
2) выделить специфику конструирования образов правоохранительных органов в сравниваемых культурах; '
3) определить эвристичный потенциал литературных текстов субъектов правоохранительных органов для социологического анализа, направленного на изучение трансформации культурных смыслов их профессиональной деятельности;
4) выявить смысл и направления переориентации профессиональной деятельности российских правоохранительных органов в условиях начального этапа модернизационных реформ (второй половины XIX в.);
5) проанализировать структуру восприятия работниками правоохранительных органов трансформации социокультурной сферы общества, вызванной современным этапом модернизационных реформ (конец XX в.), как социального контекста их профессиональной деятельности;
6) декодировать цели частных коммуникационных технологий (самопрезентация, позиционирование), используемых агентами правоохранительных органов в процессе выстраивания связей с общественностью в транзитивном российском социуме.
Теоретико-методологической основой исследования стали общенаучные методы: дедуктивный анализ и сравнительно-исторический метод, а также методы социокультурного анализа. В частности, нацеленность на обнаружение «смысла» правоохранительной деятельности и «значимости» институциональных агентов правоохранительных структур для общества предполагает обращение к методологическим положениям «понимающей» социологии М. Вебера. Работа также базируется на теоретических идеях П. Бергера и Т. Лукмана42, которые раскрыли связь структур восприятиях процессами легитимации институционального порядка. При разработке анализа способа отражения действительности субъектами правоохранительной деятельности была использована концепция мимесиса, разработанная Э. Ауэрбахом43, а также идеи А. Грамши о роли искусства в утверждении гегемонии (доминирования).тех или иных социальных позиций в общественном сознании. Эти теоретические подходы позволили установить и продемонстрировать связь между базовыми характеристиками социума на определенном этапе его развития и возникающими в этот период «знаковыми» литературными произведениями. При анализе литературно-художественных текстов были использованы элементы информативно-целевого анализа текстов, разработанного российским исследователем Т. Дридзе. Этот метод позволяет -развести первичную (замысел и основное коммуникативное намерение автора) и вторичную информативность текста (потенциальная способность текста удовлетворять информационные , потребности читателя независимо от целей, порождения автором данного текста)44.
Информационной базой, на основании которой выстраивается анализ, являются художественные тексты, фиксирующие коллективные представления общества об идеальном типе защитника порядка (мифы в западно-европейской: культуре и былины - в русской), и литературные произведения действующих агентов правоохранительных структур, нацеленные на их позиционирование в соответствии с исторически сложившимися коллективными представлениями. В частности, в эмпирических источниках литературной самопрезентации, характерных для западно-европейской культуры, рассматриваются произведения
42 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
43 Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.; СПб., 2000.
44 Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990. Кн.2. С. 100-102; Киселев И.П. Информационно-целевой анализ текста свободного интервью // Социол. жури. 1994. № 3.
11
Г. Филдинга45 и Видока46. Позиционирование и самопрезентация отечественных субъектов правоохранительной деятельности исследуются в сравнительно-историческом контексте на материалах текстов А.Т. Болотова (XVIII в.)47, И.Д. Путилина48 и В.Ф. Джунковского49 (рубеж XIX-XX вв.), а также художественных произведений А. Марининой и Д. Корецкого.
Научная новизна исследования. Принципиально новым является предложенный подход к исследованию влияния трансформации социетальной системы общества на функционирование правоохранительных органов через интерпретацию литературных текстов, принадлежащих профессиональным юристам. Их анализ позволил выявить происходящее перепозиционирование правоохранительных органов в структуре организации общества. I
В содержательном плане научная новизна исследования заключается в следующем:
• систематизированы базовые индикаторы моделей правоохранительной деятельности, которые сложились в западно-европейских странах и России: их отчужденность (включенность) в общину; доминирование контрольной или защитной функции; степень включенности общины в финансовое обеспечение правоохранительной деятельности;
• охарактеризован культурный смысл конструирования образа правоохранительных органов, который осуществляется их агентами, - позиционирование правоохранительной деятельности как функции специальной профессиональной группы (полиция) или всего общества (милиция);
• аргументирована возможность использования литературных произведений агентов правоохранительных органов в качестве культурных текстов, поскольку в них воспроизводится специфика социальных отношений конкретного общества, задается идеальный тип профессионального «стража порядка», обос
45 Филдинг Г. История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого // Филдинг Г. Избр. произв.: В 2 т. М., 1954. Т. 1.
46 Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции. Киев, 1991; Т. 1-2.
47 Жизнь Андрея Тимофеевича Болотова. Тула, 1988. Т. 1.
48 Гений российского сыска И.Д. Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
49 Джунковский В.Ф. Воспоминания. М., 1997. Т. 1-2. новывается аксиологический аспект правоохранительной деятельности; что в значительной степени позволяет конструировать в общественном сознании нормативный образ органов правопорядка;
• исследован опыт переноса в Россию европейской модели правоохранительных органов и показан его важнейший социальный результат — нарастание отчуждения населения от правоохранительных органов и снижение эффективности их функционирования;
• определена центральная смысловая позиция критической оценки субъектами правоохранительной деятельности социальных последствий реформ 90-х гг., в которых усматривается главная причина всеобщей криминализации общества, вызвавшей также дисфункцию правоохранительных органов;
• раскрыт латентный смысл литературного мимесиса агентов правоохранительных органов, направленный на позиционирование социально-правового статуса органов МВД и презентацию оптимальной стратегии адаптации профессионалов сыска и следствия в условиях тотальной коммерциализации социальной жизни и утверждения неправовых практик;
• выявленЬг из текстов художественных произведений профессиональных юристов и описаны две стратегии профессиональной адаптации современных милиционеров к рыночным принципам функционирования российского общества («честный милиционер» и «грязный полицейский») и установлено расхождение между ожидаемым образом милиционера и реальной доминирующей стратегией его профессиональной деятельности по типу «грязного полицейского».
Положения, выносимые на защиту:
1. В культуре западно-европейских стран и России сложились разные ар-хетипичные модели правоохранительной деятельности. В европейской культуре она подчеркнуто отчуждена от общины и осуществляет внешний по отношению к ней контроль, который финансово обеспечивается государственными органами. Идеально-типическая модель субъекта правоохранительной деятельности в. русской социокультурной традиции акцентирует его близость общине, нацеленность на первоочередную защиту интересов «простых людей» и экономически обеспечивается ими.
2. Специфика конструирования образов правоохранительных органов, начиная с формирования буржуазного общества, состоит в том, что авторами данных духовных конструктов выступают сами агенты этих органов. Базовый смысл этого конструирования в западно-европейской культуре - позиционирование органов правоохранительной деятельности как единственной социальной силы, способной предотвратить тотальную криминализацию общества в условиях буржуазного способа производства. Эта ценность положена в основу концепции полицейского государства, легитимируя его максимально возможные регулятивные функции. В российской культурной традиции борьба с преступностью считается делом всего общества, поэтому правоохранительная деятельность рассматривается как функция воображаемого народного ополчения. Но уже начальная капитализация российского общества в оценках субъектов правоохранительной деятельности показала неспособность общинной милиции решать задачи, выходящие за рамки сравнительно небольшого территориального поселения, и необходимость учреждения профессиональной полиции европейского типа.
3. Корпоративная этика органов внутренних дел, не позволяющая публично обсуждать проблемы их взаимодействия с властными структурами и структурами смежных ведомств (прокуратура, ФСБ), которые непосредственно отражаются на эффективности правоохранительной деятельности, требует использования косвенных источников информации, в качестве которых выступают литературные произведения агентов ОВД. Созданные профессиональными юристами, они отличаются от художественных произведений детективного жанра истолкованием (мимесисом) социальных процессов, в которых разворачивается деятельность правоохранительных органов; вербализацией ее смыслов, исходя из потребностей социального целого; анализом реальных статусных позиций правоохранительных органов в структуре организации правопорядка; рефлексией по поводу идеально-типического образа профессионала сыска и следствия, еложившегося в социокультурной традиции конкретного общества.
4. Внедрение в российское культурное пространство западно-европейской модели полиции, которое было определено буржуазными преобразованиями (модернизацией), вызвало стремительно растущий разрыв между правоохранительными органами и социумом. В конце XIX в. руководством МВД впервые разрабатывается система мер, направленная на выстраивание взаимодействия с обществом, которая включает в себя:
• отказ от использования способов профессиональной деятельности, дискредитирующих полицию (провокации, доносы и пр.);
• выдвижение социально-ориентированных направлений работы полиции с населением;
• утверждение корпоративной профессиональной этики;
• целенаправленное формирование позитивного имиджа полиции с помощью тиражирования мемуаров статусных криминалистов.
5. Анализ структуры восприятия агентами правоохранительной деятельности трансформации социетальных ценностей российского общества, которая проявляется на массовом уровне повседневных социальных практик, показывает обоснованность их представлений о кризисности данного процесса. О ней свидетельствуют повсеместная институционализация и габитулизация внепра-вовых повседневных практик (включая, раз личные структурные элементы государственной системы). Эта тенденция вызвала дисфункцию правоохранительных органов и утверждение в качестве доминирующей их латентной функции -защиту теневых практик статусных агентов государственных структур.
6. Смысл литературного мимесиса агентов профессиональной правоохранительной деятельности проявляется в демонстрации ограниченных возможностей органов внутренних дел для поддержания правопорядка в условиях всеобщего утверждения неправовых практик, а также в презентации успешной индивидуальной профессиональной стратегии поддержания правопорядка в этих условиях, включающей приемлемость внеправовых способов действий для защиты закона, использование финансовых ресурсов теневых структур и административного ресурса государственных органов власти.
Практическая значимость работы определяется потребностью в осмыслении социокультурных факторов, влияющих на формирование криминогенной обстановки и консолидации общества в сфере поддержания и укрепления правопорядка.
Результаты диссертации могут быть использованы для развития соответствующих направлений в современном социологическом знании: социологии культуры и социальной структуры, организации социологического мониторинга, направленного на отслеживание динамики правовой культуры и мотивации правовой активности. Материалы диссертационной работы могут быть использованы также в учебном процессе при чтении лекций и семинаров по курсам: «Социология культуры», «Социология права», «Методы социологических исследований».
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на совместном заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий и кафедры социологии и политологии РГПУ, а также на региональных научных конференциях. Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом 2,1 пл.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 7 параграфов), заключения, списка литературы и приложения, в котором представлены тексты литературных произведений, подвергнутых анализу и интерпретации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Декодирование культурных смыслов самопрезентации органов правопорядка"
Выводы:
1. Проведенный анализ восприятия представителями правоохранительных органов трансформации ценностной системы российского общества показывает его совпадение с результатами социологических исследований. В частности, признается бесспорным источником роста криминализации разрушение сложившихся в культуре базовых ценностей. Совпадение позиций обнаруживается и в признании тенденции институционализации неправовых практик и их опривычивание, т.е. формирование криминального габитуса.
2. Однако ценностное отношение к трансформации социетальной подсистемы общества у представителей правоохранительных органов можно определить как утверждение его кризисности. Литературный мимесис от Стражей порядка свидетельствует о том, что в настоящее время разрушен традиционно сложившийся в российской культуре базовый принципа организации социального порядка - государственный патернализм. Но новый принцип - правовое государство, который включает в себя верховенство закона и равенство перед ним любого гражданина, не взирая на статусные позиции, систему разделения властей и защиту гражданских прав, - так и не получил своего утверждения на практике. И главная причина этого — в преследовании государственными функционерами частных, а не государственных 1 интересов. Проникновение неправовых практик в поры государственной системы приводит к дисфункции правоохранительных органов.
3. Анализ литературного мимесиса от стражей порядка свидетельствует о двух потенциально возможных стратегиях успешной адаптации милиционеров на профессиональном поприще. Первая нацелена на воспроизводство идеализированных советских принципов служению профессиональному долгу и самореализации в профессии при условии финансового обеспечения за счет семьи («искусство для искусства»). Вторая стратегия сопряжена с обособлением стража порядка одновременно, от криминальных структур, от государственной поддержки и от населения. Милиционер в защите закона вынужден часто действовать не законными способами, использовать финансовый ресурс теневых структур и административный ресурс государственных органов власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении целого десятилетия, с 1993г., в Москве ежегодно проходит международный симпозиум «Куда идет Россия».318 В центре внимания представителей различных наук, которых собирает этот симпозиум, находится обсуждение проблемы отслеживания динамики трансформационных процессов, развивающихся в современной России. Импульс социальным трансформациям был задан системными реформами начала 90-х годов. Одним из ведущих направлений симпозиума выступает анализ институциональных изменений. Однако при всей открытости этого пролонгируемого научного форума целый ряд проблем, затрагивающих трансформацию социальных институтов, по-прежнему остается за кадром внимания. К числу таких проблем относится проблема преобразования института правоохранительной деятельности.
Между тем, важнейшим условием устойчивости социальной системы, которое фиксируется институциональной теорией является принцип взаимосвязанности социальных институтов, а также принцип их синхронного изменения. Поэтому-происходящие в российском обществе системные реформы с необходимостью требуют преобразования и правоохранительных органов. Аксиоматичность этого утверждения объясняется тем, что правоохранительные органы выполняют важнейшую функцию в культуре - они контролируют выполнение системы запретов и норм, которые выступают ее фундаментом. Реформы 90-х гг. были направлены на изменение этой системы, расширение спектра социально одобряемых практик. На первый взгляд подобное расширение существенно не меняет роли правоохранительных органов, а просто расширяет их полномочия. Однако при детальном рассмотрении культурных оснований организации и способов функционирования правоохранительных органов оказывается, что они производны от базовых принципов организации экономической системы общества, системы социальной стратификации и принципов взаимодействия социальных групп. Поэтому существенные изменения в экономической организации общества - изменение формы собственности, а, следовательно, и общественного способа производства, - вызывает не просто расширение (сужение) функций правоохранительных органов, но вызывает принципиальное изменение роли и статуса правоохранительных органов в обществе.
Выдвинутые суждения могут выступить гипотезой для проведения масштабного социологического исследования, направленного на выявление и анализ трансформации института охраны правопорядка. Существенным препятствием для структурно-функционального анализа этой проблемы выступает профессиональная закрытость данного института. Поэтому цель проведенного диссертационного исследования более скромна: выявить вектор трансформации правоохранительных органов по косвенным (с точки зрения сбора эмпирического материала) данным, а именно по тем наблюдениям, заметкам, тенденциям, которые фиксируются самими субъектами правоохранительной деятельности. В качестве своеобразной «источниковедческой» базы выступили литературные произведения действующих представителей правоохранительных органов. При этом отметим, что обычно наблюдается включение профессиональных криминалистов в литературную деятельность в периоды системных социальных реформ. Это явление не случайно. Правоохранительная система, также как и система образования (воспитания) выступают достаточно консервативными элементами социума, поскольку транслируют не только нормы, но и санкции, их поддерживающие. Поэтому позиция правоохранителя, Стража порядка, является удобным «наблюдательным пунктом» за нарастанием новых социальных практик, разрушающих сложившиеся нормы. Литературное творчество криминалистов показывает еще одну перспективу этой позиции: она позволяет рассмотреть и трансформацию профессиональной деятельности самих субъектов правопорядка.
Обозначенный подход определил выбор методологической парадигмы для анализа поставленной проблемы - понимающей социологии. Она позволяет отнестись к литературным текстам криминалистов не как к документам или отчетам, в которых результируются включенное наблюдение, а как к презентации правоохранительных органов. Эта коммуникационная техника отличается субъективностью взгляда, но им схватывается социально типичное, что и придает литературным текстам криминалистов мощный эвристич-ный потенциал. Символичность литературных текстов позволяет не только выделить социально типичное в организации деятельности правоохранительных органов, но и показать противоречивость их положения в общем потоке реформирования социальной системы российского общества. Следовательно, для социологического анализа важно распредметить или декодировать те социальные смыслы, которые заложены авторами в символике образов и описываемой ими социокультурной среде.
Проведенное исследование позволило показать необходимость реформирования отечественной милиции в направлении ее становления полицией, что требуется проведенными экономическими и политическими преобразованиями в России. Принципиальное отличие милиции от полиции — в ее включенности в'общину, функционировании по типу профессионально набранной народной дружины. Большой разрыв между обществом (общиной) и властью, а также глубокая дифференциация различных социальных групп, -характерные явления для современной России, - и оценка этой ситуации как не справедливой, делает невозможным функционирование милиции.
Правоохранительные органы оказались в сложной социальной ситуации: они утратили широкое доверие общества, которое осознало несправедливость формирующейся социальной системы, на защиту которой направлена деятельность Стражей порядка. Вместе с тем, широкое распространение коррупции и теневых практик в органах власти, выводит их из-под контроля милиции, и способствует отчуждению правоохранительных органов от органов власти. Литературные тексты криминалистов показывают реальную не устойчивость социальной позиции милиции: она оказалась не с обществом, и не с властью. А в ряде ситуаций деятельность по охране закона также становится проблематичной, поскольку в условиях социальной тран-зиции законы могут приобретать конъюнктурный характер, противоречащий сложившимся в обществе базовым ценностным представлениям. Этот тезис -первый комплексный вывод, декодирующий символику литературных сюжетов и интриг. Преодоление: этой ситуации требует не только преодоление коррупции в законодательных и исполнительных органах власти, но и создания в России правоохранительных органов адекватных капиталистической экономике - полиции.
Другой вывод, декодирующий символический язык литературных текстов криминалистов, связан с выявлением способов (стратегий) адаптации представителей правоохранительных органов к той ситуации, в которой оказалась российская милиция в период системных реформ. Анализ художественных произведений позволяет выявить стратегию эффективной профессиональной адаптации стража порядка и изменение позитивного типа российского правоохранителя. Успешная индивидуальная профессиональная стратегии поддержания правопорядка в этих условиях, которая презентуется писателями-криминалистами включает в себя приемлемость внеправовых способов действий для защиты закона, использование финансовых ресурсов теневых структур и административного ресурса государственных органов власти.
Список научной литературыКолюшкина, Лариса Юрьевна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. СПб., 2003.
2. Аксенова В. Киллер, вождь, маньяк. .//Маринина А. Не мешайте палачу. М., 2002.
3. Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий//Аристофан. Комедии в двух томах. Том II.
4. Артемов A.M. Социально-культурная ориентация правоохранительных орга-■ нов//Социс.2000.№1.
5. Артюхов А.В. Криминальные практики России сквозь призму культуры. Ростов-на-Дону, 2004.
6. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., СПб., 2000.
7. Ахиезер А.С., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г., Яркова Е.Н. Социокультурныке основания и смысл большевизма. Новосибирск. 2002.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
9. Безаев М.И: Общественное мнение о криминогенной обстановке и деятельности органов внутренних дел//Социс. 1999. №12.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
11. Бережной А. Аллу Пугачеву пытался убить маньяк//Комсомольская правда. 2001.3 августа.
12. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
13. Библиографический очерк о жизни Видока// Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции. Т. 2. Киев, 1991. '
14. Бояринцев В.И. Двадцать пятый кадр//Дуэль. 2005. №15.
15. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Т.2. М., 2003.
16. Бурдин Ф.А. Воспоминания артиста об императоре Николае Павлови-че//Николай Первый и его время. Т.2. М., 2000.
17. Бурцев Вл. В погоне за провокаторами. М., 1989.
18. Бушин B.C. Почему безмолвствовал Шолохов//Бушин В.С.Гении и прохиндеи. М., 2003.
19. Вайнеры бр. Эра милосердия. М., 1976.
20. Вашкевич Н. Абракадабры, которые содержат немало смысла. .//За семью печатями. 2005. №4. Перепечатка: Дуэль. 2005. №17-18.
21. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии//Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
22. Вебер М. Политика как призвание и профессия//Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
23. Вийон Ф. Блатная бражка, люд фартовый.// Вийон Ф.Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998.
24. Вийон Ф. Завещание//Вийон Ф. Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998.
25. Вийон Ф. Мухлюя, скок лепя иль тыря.// Вийон Ф.Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998.
26. Вийон Ф. Не лезьте на рога, жулье//Вийон Ф. Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998.
27. Витковский Е. Бессмертный прошлогодний снег// Вийон Ф.Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998.
28. Витковский Е. Комментарии//Вийон Ф.Полное собрание поэтических сочинений. М., 1998.
29. Воробьев А.М. Социальный портрет работника органов внутренних дел//Социс. 1992. №10.
30. Где делают деньги// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
31. Генифе П. Политика революционного террора. 1789-1794. М., 2003.
32. Герман Ю. Лапшин//Подвиг. 1986. № 1.3 3. Гернет М.Н. Предисловие к работе «Преступный мир Москвы»//Гернет .Н. Избранные произведения. М., 1973.
33. Гернет М.Н.Моральная статистика.// Избранные произведения. М., 1973.
34. Герцен А.И. Былое и думы. Д., 1946.
35. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.
36. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории куль-туры//Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
37. Гоголь Н.В. Нос//Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. JL, 1983.
38. Гоголь Н.В. Ревизор//Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. JL, 1983.
39. Гончаров В.Б., Кожевников В.В. Общественное мнение омичей о мили-ции//Социс. 1996. №7.
40. Горшенин А. Неезженными дорогами//Зазубрин В.Я.Бледная правда. М., 1992.
41. Готлиб А. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Саратов.2002.
42. Готье Ю.В. Мои заметки. М., 1997.
43. Грамши А. Возникновение интеллигенции/Ярамши А. Искусство и политика. М., 1991. Т.1/
44. Грамши А. Никколо Макиавелли//Грамши А. Искусство и политика. М., 1991. Т.1.
45. Грамши А. Общие вопросы философии и эстетики/ТГрамши А. Искусство и политика. М., 1991. Т. 1.
46. Грамши А. О ненародном, ненациональном характере итальянской литератуIры// Грамши А. Искусство и политика. М., 1991. Т. 1.
47. Грамши А. Письма из тюрьмы//Грамши А. Искусство и политика. Т. 1. М., 1991.
48. Двойное убийство// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
49. Дельцы//Гений российского сыска И. Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
50. Джунковский В.Ф. Воспоминания. Т. 1 -2. М., 1997.
51. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 1978.
52. Егоров А.А. Жозеф Фуше: карьера оппортуниста. Ростов-н/Д, 1992.
53. Егорышев С.В. Органы внутренних дел Башкортостана в оценках населе-ния//Социс. 1997. №8:
54. Жизнь Андрея Тимофеевича Болотова. Т.1. Тула, 1988.
55. Заславская Т.И.Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М., 2004;
56. Зазубрин В~Я.Щепка//Зазубрин В^Я.Бледная правда. М., 1992.5 8. Записки Видока, начальника Парижской Тайной полиции. T.I-III. Киев, 1991.
57. Заславская Т.И. Социетальная трансформация Российского общества. М., 2003.
58. Заславская Т.И.0 субъекгно-деятельностном аспекте трансформационного процесса 7/ Кто и куда стремится вести Россию? — Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса. / Под общ.ред.Т.И.Заславской. М., 2001.
59. Илья и Соловей/Юнежские былины. Т.2. M.-J1., 1950.
60. Илья Муромец и Соловей-разбойник/Юнежские былины. Т.2. M.-J1., 1950.
61. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
62. Казинцев А. Советский. Выбор//Казинцев А. В поисках России. М., 2001.
63. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М., 2005.
64. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Т. 1-2. М., 2001.
65. Кинсбургский А.В. Социальное недовольство и общественное поведение //
66. Россия: трансформирующееся общество / Под ред.В.АЛдова. М., 2001.t
67. Кирдина С.Г. X и Y-экономики: Институциональный анализ. М., 2004.
68. Кларк Р. Преступность в США. М., 1975.
69. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция ХЬУ11//Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том III. М., 1988.
70. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция ХЬУП1//Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том III. М., 1988.
71. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневое общество. М., 2000.
72. Коган Г. Примечания// Достоевский Преступление и наказание. М., 1978.
73. Кожевников В.В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел//Социс. 1999. №9.
74. Константинов А. Время уговоров прошло//Гудок. 2005. №73.
75. Корецкий Д. Антикиллер. М, 2004.
76. Корецкий Д. Антикиллер-2. М., 2004.
77. Корецкий Д. Задержание//Корецкий Д. Опер по прозвищу Старик. М., 2004.
78. Корецкий Д. Привести в исполнение//Корецкий Д. Пешка в большой игре. СПб, 1995.
79. Корецкий Д. Смягчающие обстоятельства//Корецкий Д. Опер по прозвищу Старик. М., 2004.
80. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры//Социология преступности. М, 1966.
81. Кудюкин П.М. Комментарий/УГрамши А. Искусство и политика. T.l. М, 1991.
82. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М, 1990.
83. Кюстин А. де Россия в 1839 году. Т. 1-2. М, 1996. Лапин Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций // Мир России. 2000. № 3.
84. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социс. 1997. № 3.
85. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции в современной России// Социс. 1994. № 5.
86. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995.
87. Лесков Н.С. Два события//Лесков Н.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.З. М.1993.
88. Линовский В.А. Опыт исторических розысканий о следственном уголовном судопроизводстве в России. М, 2001.
89. Лурье Ф. Полицейские и провокаторы. СПб, 1992.
90. Лэш Кр. Восстание элит и предательство демократии. М, 2002.
91. Мазаев Ю.Н. Как изменяется отношение населения к милиции?//Социс. 1997. №11.
92. Манхейм К. Идеология и утопия//Манхейм К Диагноз нашего времени. М., 1994.
93. Маринина А. Не мешайте палачу. М., 2002.
94. Маринина А. Смерть ради смерти//Маринина А. Шестерки умирают первыми. Смерть ради смерти. Ростов-на-Дону, 1997.
95. Маринина А. Стилист. М., 2002.
96. Маринина А. Черный список//Маринина А.Черный список. Посмертный образ. М., 2000.
97. Маринина А.Шестерки умирают первыми//Маринина А. Шестерки умирают первыми. Смерть ради смерти. Ростов-на-Дону, 1997.
98. Меджевский А.А., Гирин С.А., Мизерий А.И. Граждане и эксперты о корруп-ции//Социс. 1999. №12.
99. Мертвая петля/ЛГений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
100. Милов JI.B. Великорусский пахарь и особенности российского исторического роцесса.М., 2001.
101. Мильчина В. О маркизе де Кюстине и его книге//Кюстин А. де Россия в 1839 году. Т.1.М., 1996.
102. Мильчина В., Осповат А. Комментарии/Кюстин Аде Россия в 1839 году. Т.1. М;, 1996.
103. Мухин Ю.За державу обидно! М., 2004.
104. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? М., 1999.
105. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., 1992.
106. Нечевин Д., Беляева О. Вместо предисловия.//Гений российского сыска. ДПутилин. Мертвая петля. М., 2003.
107. Ньютон X. Революционное самоубийство. М., 2003.
108. Облава// Гений российского сыска И.ДПутилин. Мертвая петля. М., 2003.
109. Овалов JI. Голубой ангел/Ювалов JI. Майор Пронин. М., 1998.
110. Овалов JI. Зимние каникулы/Ювалов JT. Майор Пронин. М., 1998.
111. Олейник A.H. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001.
112. ОРБ организация боевая. //Милиция. 2002. №10.
113. Палач// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
114. Панарин A.G. Искушение глобализмом. М., 2002.
115. Парголовские черти// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
116. Первые подвиги Ильи Муромца// Онежские былины. Т.2. M.-JL, 1950.
117. Петербургское общество при восшествии на престол императора Нико-лая//Николай Первый и его время. Т.2. М., 2000.119. «Польза. Честь. Слава» (Биографический очерк)// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
118. Поляков Ю. Апофегей российского масштаба: Интервью разных лет. М., 2004.
119. Предисловие// Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции. Т. 1. Киев, 1991.
120. Примечания//ДжунковскийВ.Ф. Воспоминания. T.l. М., 1997.
121. Примечания//3азубрин В.Я. Бледная правда. М., 1992.
122. Пушкарева И., Перегудова 3. В.Ф.Джунковский и его воспомина-ния//Джунковский В.Ф. Воспоминания. Т. 1. М., 1997.
123. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М., 2003.
124. Россия — новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс. / Под ред.М.К.Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2004.
125. Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.
126. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999.
127. Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М., 2003.
128. Сахно А.В. Образ милиции в российской культуре: конструкция и деконструкция типов восприятия. Автореф.на соиск. к.соц.н. Ростовн/Д., 2005. С. 16.
129. Сервантес М.де Ринконете и Кортадильо//Сервантес М.де Назидательные новеллы. М., 1982.
130. Сервантес М.де Лиценциат Видриера//Сервантес М.де Назидательные новеллы. М., 1982.
131. Словарь античности. М., 1992.
132. Соблазненные// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
133. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
134. Солоневич И. Л. Народная монархия. М.,1991.
135. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
136. Тарасов И.Т. Полиция в эпоху реформ. М., 1902.
137. Татьянина Н. Не только Каменская//Маринина АЛерный список. Посмертный образ. Mi, 2000.
138. Темное дело// Гений; российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
139. Токвиль А.де Старый порядок и революция. М., 1997.
140. Труп в багаже// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
141. Убийство князя Людвига фон Аренберга, военного австрийского по-сла//Гений российского сыска Путилин И.Д. Мертвая петля. М., 2003.
142. Успенский Б.А. Поэтика композиции.//Успенский Б.А.Поэтика композиции.I1. СПб., 2000.
143. Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991.
144. Финал любви// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М., 2003.
145. Фуко М. Порядок дискурса//Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти, сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.
146. Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. Ростов-н/Д., 1999.
147. Хобсбаум Э. Век революции. 1789-1848. Ростов н/Д., 1999.
148. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.
149. Хохряков Г.Ф. Криминология. М, 2000.
150. Чернер Ю. ФБР. История и реальность. М, 2003.
151. Шабанов М.А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России. 2001. № 3. С.78-104.
152. Шанин Т. Революция как момент истины. М, 1997.
153. Шатобриан Франсуа Рене де. Замогильные записки. М, 1995.
154. Эксцентричная дама// Гений российского сыска И.Д.Путилин. Мертвая петля. М, 2003.
155. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т.П. Изменения в обществе. Проект теории цивилизацию. М. -СПб, 2001.
156. Эммонс Т, Утехин С. Примечания//Готье Ю.В. Мои заметки. М , 1997.
157. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст-ва//Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т.З. М, 1979.
158. Эпитафия Вийона (баллада повешенных)// Вийон Ф. Полное собрание поэтических сочинений. М, 1998.
159. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов. 1997, с. 156.
160. Gramsci A. Scritti:: 1915-1921. Milano, 1968. Р. 127-128. Цит. По: Кудюкин П.М. Комментарий//Грамши А. Искусство и политика. М, 1991. Т. 1. С.390-391.
161. Gramsci A. Scritti politici. Roma, 1971. P. 19., Цит. По: Кудюкин П.М. Комментарии/Грамши А. Искусство и политика. М, 1991. T.l. С.390.1. П Р И Л О Ж Е НИ Я