автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Демократическая музыкальная культура Западной Украины 20-30 гг. XX в. в социальном процессе

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Булка, Юрий Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Демократическая музыкальная культура Западной Украины 20-30 гг. XX в. в социальном процессе'

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Булка, Юрий Петрович

Диссертация посвящена проблемам развития музыкальной культуры на западно украинок их землях на протяжении 20-30 годов нашего столетия. Предмет исследования - явления музыкальной жизни и музыкального творчества, отражающие важнейшие стороны функционирования музыкальной культуры в конкретном социальном контежстве.

Ограничение исследования пределами Западной Украины, отразившееся и в названии диссертации, объясняется политическим положением края, оторванного в этот период от Советской Украины. При рассмотрении вопросов истории украинской музыки дооктябрьского периода явления западноукраинской музыкальной культуры 20-30 годов, естественно, не затрагиваются. Они /и это также вполне естественно/ не становятся объектом изучения и тоэда, когда речь идет о музыке советского периода.

Результаты исследования приводят к двум выводам. Во-первых, развитие музыкального искусства на Западной Украине за данный период во многом определяется закономерностями, характеризуюцими дооктябрьский период украинской музыки в целом, что объясняется сходством социально-экономических и политических условий. Во-вторых, передовая духовная /в том числе музыкальная/ культура Западной Украины имела постоянные и неразрывные связи с духовной культурой Советской Украины /несмотря на искусственно разделявшую их границу и насильственно проводившуюся оккупационным буржуазным режимом политику изоляции/, а значит, ощущала на себе ее влияние, сознателыю стремилась к этому, как к единственной гарантии своего существования. Понятно, что на развитии этой передовой культуры сказались некоторые существенные закономерности идейно-эстетического порядка, выкристаллизовавшиеся в молодом советском искусстве.

Хронологические рамки темы охватывают межвоенное двадцатилетие. Началом этого важного и сложнейшего для данного региона периода стали Великая Октябрьская социалистическая революция, приведшая к образованию первого в мире рабоче-крестьянского государства и самым существенным образом повлиявшая на общественно -политическую ситуацию в Европе, а также распад Австро-Венгерской империи, составной частью которой была Западная Украина. В 1918 году началась оккупация западноукраинских земель соседними буржуазными государствами: Восточной Галиции и Волыни - панской Польшей, Закарпатья - Чехословакией, Буковины - боярской Румынией. Завершением данного периода является 1939 год - год воссоединения западноукраинских земель в едином Украинском советском государстве в составе Союза ССР.

Обвектом исследования послужили явления музыкальной культуры /социальные и творческие/, вызванные и стимулированные определяющими социальными процессами:усилением социального и национального гнета, обострением классовой борьбы, деятельностью Коммунистической партии Западной Украины /К1ВУ/, возглавившей борьбу трудящихся города и деревни против порабощения, за воссоединение с Советской Родиной. Центральное место занимает музыкальная культура Восточной Галиции с центром во Львове, где все социально-культурные и творческие процессы происходили со значительно большей интенсивностью и яркостью, чем на Буковине, Волыни или Закарпатской Украине.

Актуальность темы заключается в том, что избранный исторический период в истории украинской музыкальной культур! данного региона принадлежит к наименее изученным в советском музыковедении. Некоторые существенные стороны музыкального социально-творческого процесса нашли свое отражение в целом ряде работ украинских советских музыковедов. В частности, следует отметить брошюры и статьи в сборниках и музыкальной периодике М.Белинской, И.Большеного, С.Грыщ, М.Загайкевич, С.Павлишин, А.Терещенко, А.Цаяай, Я.Якубяка и др. о львовских композиторах, творив/-ших в эти годы, или об отделышх их произведениях. * Некоторые произведения, созданные в 20-30 годы, проанализированы в монографиях об отдельных музыкальных жанрах украинской советской музыки, принадлежащих М.Боровику, Н.Гордийчуку, В .Клину, А.Терещенко, Б.Фильц. ^ Однако никто из перечисленных авторов не ставил своей целью охватить явление во всей его полноте. Задача диссертации - восполнить этот пробел.

Данная тема актуальна еще и тем, что она, раскрывая острую и конфликтную идеологическую ситуацию на Западной Украине того времени и место музыкального искусства в ней, опровергает лживые измышления реакционных, буржуазно-националистических историков и музыковедов Запада /типа А.Рудницкого 3/, фальсифицировавших реальную действительность.

Тема рассматривается в двух аспектах, которые дают возмож

1. Среди них: Волынский Й. Композитор Микола Колесса.Льв. :Книж-ково-ж$энальне ввд-во,1954; Грица С. Музично-фольклориетичн1 та музикознавч1 роботи Ф.М.Колесси.-В кн. :Ф.М.Колесса.Музикознав-чг роботиЛС. Шаукова думка,1970; Загайкевич М. С.П.Людкевич.К.: Держ.вид-во образотворчого мистецтва та музично"1 л1тератури, 1957; Павлишин С. Станхелав Людкевич.К. :Музична Украша,1974; Терещенко А. Роман (ймович.К. :Музична Украша,1973.

2. Среди них: Гордтйчук М. Укра'шська радянська симфонтчна му-зика.К. :Иузична Украина,1969; Терещенко А. Украх'нська радянська кантата й оратор1Я.К. :Наукова думка,19В0.

3. См.: Ляшенко I. Проти фальсиф!каШ i' icTopii музики.-В ж."Му-зика" ,К. :1971 ,с.4-5. ность обнаружить самое существенное в социалыюм функционировании музыкальной культур! /это нашло отражение в построении изложения/. Первый аспект - социологический, охватывающий многогранный комплекс концертного музицирования /профессионального и любительского/ и музыкально-театральной жизни, музыкально-критической деятельности, музыкального воспитания, социального бытия музыкальных институций и т.п. Второй аспект - это исследование основных направлений профессионального музыкального творчества, стилевых, идейно-художественных явлений и процессов в их социальном проявлении. Оба аспекта взаимозависимы и представляют состояние украинской музыкальной культуры данного региона в динамике, со всеми свойственными ей противоречиями.

Цель исследования заключается в определении места демократической музыкальной культуры Западной Украины 30-30 годов как звена в единой цепи историко-хуцожественного процесса на Украине. Отсюда и основные задачи исследования:

1. раскрыть связи музыкалыюй культуры с общественной жизнью;

2.выявить основные тенденции музыкальной жизни;

3. определить художественно-содержательную ценность профессионального музыкального творчества данного периода, утверадение в нем принципов народности и реализма;

4. очертить направления индивидуальных творческих поисков каждого из композиторов;

5. установить степень соответствия композиторского творчества требованиям эпохи и социальной среды.

Методологической основой работы является марксистско-ленинская теория отражения, позволяющая полно и всесторонне анализировать процессы и явления музыкального творчества. Для обнаружения социального существа музыкальной культуры основополагающим стало ленинское учение а двух культурах в буржуазной

- € нации. В.И.Ленин писал о том, что в рамках буржуазного общества "в каждой национальной культуре есть,хотя бы неразвитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная /а в большинстве еще черносотенная и клерикальная/ - притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры". * Были использованы отдельные положения работ А.Луначарского, Б.Асафьева, А.Сохора, посвященные вопросам социологии музыки. Ощутимую помощь автору оказали также приемы методики музыковедческого анализа и музыкально-исторического исследования, отработанные в трудах Н.Гордийчука, М.Загайкевич, й.Ляшенко, А.Шреер-Ткачен-ко ^ и других ведущих музыковедов республики.

Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована для дальнейших научных исследований фундаментальных проблем истории украинской музыкальной культуры, особенно проблем освоения художественного опыта 20-30 годов в дальнейшем развитии украинского советского музыкального искусства. Диссертация дает также материал для дополнения тем консерваторских курсов истории украинской дооктябрьской и советской музыки,

1. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн. собр. соч. ,т.24,с.120-121.

2. Гордшчук М. УкраУнська радянська симфон1чна музика.К.: Музич-на Украша,1969; Загайкевич М. Музичне життя Зах1дно*1 Укра'пш друго! половши ЦХ ст.К.:Ввд-во АН УРСРД960; Ляшенко 1.Есте-тика лен1И13му i питания музично'1 культури.К. :Музична Украх'на, 1980; Шреер-Ткаченко О.Я. 1стор1я yKpai'HCbKoi музики.ч.I.K.: Музична Украша, I960. соприкасавшихся с исследуемым периодом. Выводы, к которым приводит социологический аспект исследования, успешно могут служить в качестве вспомогательного материала в воспитании коммунистического мировоззрения студенческой молодежи музыкальных вузов, формировании партийно-классовых позиций в оценке явлений музыкальной жизни как прошлого, так и настоящего. Особенно это касается выводов об идеологической борьбе в музыкальном искусстве, которые, несмотря на ретроспективность взгляда, сохраняют и сегодня свою актуальность.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Демократическая музыкальная культура Западной Украины 20-30 гг. XX в. в социальном процессе"

Выводы.

Развитие музыкальной культуры на Западной Украине в 20-30 годы XX столетия было одной из составных частей общественного прогресса. В этих условиях демократические, передовые принципы как общественного бытия музыкального искусства в разных организационных проявлениях, так и композиторского творчества являлись определяющими. Идейно-эстетическая, мировоззренческая направленность музыки делала ее важной социальной силой, проявлявшей себя и в классовой борьбе пролетариата, и на идейно-художественном фронте.

Подчиняясь общеисторическим законам, музыкальный процесс имеет также специфические, имманентные закономерности, обусловленные природой музыкально-художественного сознания, т.е. заключает в себе элемент саморазвития. Эти закономерности в междувоенный период истории музыкальной культуры Западной Украины проявились в укреплении и росте музыкального профессионализма как в области самого творчества, так и исполнительства, критики, образования и пр. Этим и характеризовался прогресс западноукраинского музыкального искусства, во многих существенных чертах обнаруживавшего близость к искусству советскому и глубокий духовный контакт с ним.

Процесс развития западаоукраинской музыкальной культуры представлял собой сложное в противоречивое явление с периодами подъема и упадка, ускорения и торможения, переплетения прогрессивных и регрессивных движений. Однако, несмотря на всю неравномерность развития, музыкальная культура в своих самых высоких и содержательных проявлениях соответствовала общему направлению революционно-демократической духовной культуры. ч

Определяющим свойством западноукраинской музыкальной культуры данного периода была активная демократизация разных ее форм и разделов/'блоков", по выражению А.Сохора/. Этот процесс начался еще в конце XIX столетия как следствие /продукт/ антагонистических классовых отношений в условиях капиталистического общества и в 20-30 годы начал протекать более интенсивно. Это было вызвано обострением классовой борьбы и определением ведущей роли пролетариата, достигшего высшей, чем в дореволюционные годы, формы организованности вокруг созданной в 1919 году КПЗ У. Громадную роль в стимулировании социальных пропессов на Западной Украине, особенно в подъеме активности трудящихся, распространении коммунистических идей и классового сознания, сыграла Великая Октябрьская социалистическая революция.

Процесс демократизации музыкальной культуры проходил в двух основных направлениях.

Во-первых, он явился предпосылкой развития профессионального искусства. Особо актуальными в музыке стали темы, отражающие судьбу народа, его борьбу за социальное и национальное освобождение и воссоединение с Советской Украиной. Композиторы обращались к обобщенной социальной эпике, передавая ее часто посредством символической программности. В музыкальном творчестве, воплощавшем социально-гражданскую тематику, определились ведущие жанры, связанные с хоровой национальной традицией /кантата, хоровая йоэма, песня/, которые в конкретных социально-культурных условиях Западной Украины сыграли такую же роль в формировании музыкального словаря и музыкальной стилистики эпохи, какую в свое время в западной музыке сыграла опера . Были найдены новый образный строй, отвечающий этим творческим задачам, и широкий, хотя и сравнительно стабильный, круг музыкальных интонаций, положенных в основу музыкального языка этих произведений. Центральное место занимали те образно-интонационные средства, которые служили отражению героики, борьбы, победы, светлых надежд. К ним принадлежали интонации, заимствованные из революционных песен международного пролетариата, народных маршевых песен и народного эпоса, а также особая направленность музыкального развития к мажорности, героике, форме гимна и т.п.

Характер тематического материала определяет и особенности его развития. Отсюда - разнообразие и богатство приемов: разные виды повторности, контрастное сопоставление, в том числе такие редкие и уникальные формы, как замкнутое становление, последовательно проведенное С.Людкевичем в финале "Кавказа". В целом темы эпического склада развиваются вариантно-вариационно, темы полифонического склада, драматического типа /по образцу "мотива вздоха"/ проводятся преимущественно в разработочных разделах, насыщенных атмосферой активной борьбы, стремлением к преодолению сопротивления , что наделяет эти разделы особой экспрессивностью.

Разнообразие приемов тематического развития порождает богатство музыкальных форм, часто наделенных индивидуальными чертами. Среди них преобладают сквозные формы, позволяющие гибко отражать все события и переживания, воплощаемые в музыке. Эти формы допускают свободное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом с выделением музыкальными средствами его самых ярких и драматически весомых моментов.

В кавдом из проанализированных произведений с гражданской тематикой наблюдается сквозной музыкально-интонационный "сюжет". В этом "сюжете" имеются свои драматургически опорные точки: экспозиция основных идей-образов, завязка образно-драматургических сфер, их развитие с достижением кульминаций и итог. Наличие таких "сюжетов" придает музыкальным формам исключительную последовательность и организованность в развертывании материала, несмотря на всю свободу, произвольность, нетипичность этих форм. С этой точки зрения понятным становится обращение композиторов к обобщенной программности, служившей им зарядом идей и тематической направленности, но не связывавшей авторской воли в компо-зй&ионном строении произведений.

Благодаря наличию такого четкого музыкально-интонационного "сюжета" в произведениях часто на основе контрастно-составной композиционности возникают вторичные признаки формообразования -признаки сонатности. Суть не в тех или иных элементах сонатной формы - схемы, присутствующих, скажем, в "Завещании" или "Батраке" С.Людкевича, а в логике действия, розденной сонатно-симфоническим мышлением, - в наличии конфликтных идей, их столкновения, развития и подведения итогов. Отсюда - концепционность произведений такого типа, которую обостряет и конкретизирует программа или поэтический текст.

Корни этой концепции - в классической музыке, в бетховенских традициях. Однако под влиянием современных социально-исторических условий возникли новые акценты, ярко проявившиеся в творчестве С.Людкевича, а затем воплотившиеся и в музыке композиторов более молодого поколения. Суть этой концепции можно передать кратко: от страдания через борьбу к победе и торжеству свободы. Причем в центре внимания здесь не романтический герой, а народ, его освободительная борьба и победа.

Особенно оледует подчеркнуть роль эстетической категории героического в формировании музыкальной концепции такого типа.

С.Людкевич, а за ним и его последователи воспроизводят реальную героическую ситуацию в виде такой художественной действительности, в которой самозабвенная борьба за социальное преобразование мира утверждается как высший смысл человеческого существования. Становление героического образа происходит по-разному: то через конфликт контрастного тематического материала, как в "Кавказе" или "Каменоломах" С.Людкевича, то через внутренние противоречия образа, приводящие к его качественному перерождению, как в "Батраке" Н.Нижанковского или Завещании" С.Людкевича. Но всегда это становление происходит в драматических усилиях, преодолении инерции и приводит к образу нового качества, то есть героическое определяет направленность и смысл борьбы.

Вырабатывая эту концепцию, передовые западноукраинские композиторы опирались на богатые традиции отечественной музыкальной классики. Их вдохновляли героические страницы кантат и "Тараса Бульбы" Н.Лысенко, эпические образы оперных и симфонических произведений М.Глинки и Н.Римского-Корсакова, драматическая напряженность и лиризм симфоний П.Чайковского. Это проявилось в индивидуальном воплощении ряда стилистических приемов. Самыми существенными из них являются, в частности, использование песни-гимна в конце произведения как средства обобщения всего предшествующего, обращение к.революционной песенности /русской, французской, украинской/, богатство вариантно-вариационных форм в развитии музыкальных тем эпического и народно-песенного склада и т.п.

Целесообразно отметить также влияние музыки А.Брукнера на формирование драматургических принципов больших вокально-симфонических произведений С.Людкевича, проявившееся в особой целенаправленности развития к героике, в борьбе за мажорность как важнейшую движущую силу этого развития, в некоторых общих принципах строения цикла»таких, например, как опорность финала.

Особенности музыкального мышления, композиционного строения, музыкальной драматургии переросли в творчестве передовых западноукраинских композиторов в общеэстетические принципы и стали отражением их миров<эззрения и идейных убевдений. В своих лучших произведениях они приблизились к искусству социалистического реализма, в котором воплощается принцип отражения жизни в ее революционном развитии, в виде конкретно-исторического процесса, направленного к полному освобождению человека от социального, политического и всякого другого гнета. Это способствовало социальной актуализации музыкального творчества, наделяло его чертами народности, определяло его место в общественных, процессах, в классовой борьбе. От личного к народному, от народного к общечеловеческому - так можно очертить магистральный путь развития музыкального творчества на Западной Украине в данный период.

Процесс демократ из ал,ии охватил все участки музыкальной жизни. Это нашло отражение в содержат ел ьяых, идейно и художественно значительных концертных программах, с которыми выступали хоровые коллективы и отдельные музыканты-исполнители, в лучших представлениях музыкального театра, что заметно подняло роль музыки в общественно-художественной и политической жизни.Широко распространялись среди музыкантов леворадикальные взгляды. Жестокая капиталистическая действительность открыла глаза многим честным интеллигентам, заставила их отказаться от эстетства и политической нейтральности, стимулировала развитие у них чувства ответственности за судьбу народа, его культурных традиций. В результате этого возросла общественная активность передовых музыкантов, определились и окрепли их позиции в идеологической борьбе. Это проявилось в боевитости передовой музыкальной критики, остро и принципиально выступавшей против реакционной, антинародной идеологии, модернизма и упадничества, отстаивавшей социальные и экономические права музыкантов. Возросла сплоченность музыкантов-профессионалов, все активнее и весомее звучали их голоса в защиту гуманизма и демократии, против фашистского режима, национализма и клерикализма.

Второе направление процесса демократизации западноукраинской музыкальной культуры было вызвано возрастанием участия широких народных масс в ее развитии. Определяющую роль сыграло в этом культурное движение, которое приобрело значительный размах. Возникла новая форма социальной активности трудящихся - рабочие и крестьянские хоровые кружки, созданием и деятельностью которых руководила КПЗУ через легальные организации, общества и кооперативы /"Сельроб", "Рабочий театр", "Мелодия" и др./. В этом массовом революционно-песенном движении культивировались боевые гимны международного рабочего класса, советские массовые песни и революционные песни, созданные западноукраинокими авторами. Так возникла та особая музыкально-интонационная среда, которая питала своими соками профессиональное творчество, определяя его основную идейную направленность.

Важную роль сыграло также участие рабочих и демократических слоев буржуазного города в полупрофессиональных и любительских формах музицирования, какими были певческие общества "Боян", организованные в самых больших городах Галиции, а также "Бандурист", "Сурма" /Львов/, "Думка" /Станислав/, многочисленные рабочие духовые оркестры. Подобно тому как коммунисты использовали легальные организации и общества для политической работы с массами, так и передовые, демократически настроенные музыканты через эти и подобные им музыкальные институции распространяли среди трудящихся музыкальную культуру, пропагандировали национальную музыку и мировую классику.

На Западной Украине в междувоенный период не было социальных условий, необходимых для подлинного прогресса музыкальной культуры. Но существовали условия политические, которые и стали главным рычагом этого прогресса. Именно политическая ситуация характеризовавшаяся острой, непримиримой борьбой против капиталистического угнетения и белопольской оккупации, за воссоединение с Советской Украиной в составе Союза CCF, обусловила основную роль демократической музыкальной культуры - быть союзником передовых общественных сил, опорой и поддержкой трудящихся в их борьбе. И в своих лучших творческих достижениях западно украинская музыкальная культура эту почетную миссию выполнила с честью. Весомой опорой для нее был Советский Союз. Влияние советской культуры на развитие западноукраинского музыкального искусства было чрезвычайно многогранным и отразилось на всех участках музыкальной жизни: от наиболее массовых форм музицирования до самых высоких достижений профессионального творчества.

Политические условия в конечном итоге определили пути прогресса культуры на западноукраинских землях. Они стимулировали воспитание широкой, подлинно демократической аудитории, направляли развитие музыкального творчества на поддержку революционного социального процесса, формирование национальных кадров и профессионализацию концертной жизни, интернациональное единение музыкантов.

Условия для подлинного расцвета музыкальной культура на за-падноуркинских землях возникли лишь после их знаменательного воссоединения в едином Украинском Советском государстве в составе Союза ССР, состоявшегося в сентябре 1939 года.

Новая жизнь открыла невиданные доселе возможности для развития музыкального творчества. В произведениях львовских композиторов нашли свое яркое и талантливое отражение глубокие социальные изменения, происшедшие за время Советской власти в Галиции, на этой земле, в прошлом, по меткому выражению И.Франко, "богом и людьми забытой". После воссоединения открылись новые грани талантов С.Людкевича, Н.Колессы, Р.Симовича, начали свой творческий путь Е.Козак и А.Кос-Анатольский.

Творчество западноукраинских композиторов обогатилось новыми темами и образами. В нем ярче стала проявляться связь с современностью, с окружающей жизнью. В качестве примера можно привести три произведения разных авторов и разных жанров: "Прикарпатскую симфонию" С.Людкевича, кантату "Цветок счастья-воли" /"Кв!тка щас-тя-вол1"/ Р.Симовича и хоровую песню "Засветило солнце воли" Н.Колессы. Разные по масштабам и характеру выразительных средств, индивидуальных признаков стиля, они отличаются общностью программного замысла и драматургических приемов, целеустремленным, активным развитием от образов грусти и страдания к жизнерадостным, оптимистически праздничным настроениям. Такое контрастное сопоставление двух противоположных по характеру музыкальных сфер символизирует прошлое и настоящее трудящихся западноукраинских областей. С новой тематикой пришли и новые жанры, и прежде всего - симфонические, к которым раньше обращались чрезвычайно редко. Показательным в этом отношении является творчество Р.Симовича. Начиная с 1845 года, появляются семь его симфоний, в которых воспеваются прикарпатский край, его люди и живописная природа. Композиторы создают музыкально-сценические произведения - оперы и балеты, интенсивно осваивается ими новый интонационный пласт - советская массовая песня. Каждый из львовских композиторов создал интересные, самобытные образцы этого жанра, ставшие широко популярными. Активно развивалось творчество Я.Козака, А.Солтыса, И.Вымера, Д.Задора, И.Мартона. Львовская организация Союза композиторов Украины постоянно пополняется и теперь за счет выпускников композиторского факультета львовской консерватории.

В советское время в западных областях Украины создана хорошая исполнительская база - сеть областных филармоний, ведущих большую работу по музыкально-эстетическому воспитанию трудящихся, пропаганде лучших достижений советской музыкальной культуры. Эта работа многогранна: концерты профессиональных исполнительских коллективов и отдельных исполнителей, музыкальные лектории в заводских и колхозных клубах и учебных заведениях, выезды в самые отдаленные уголки Волыни и Карпат, где ранее, до воссоединения, не имели никакого представления о камерном ансамбле или симфоническом оркестре. К ведущим филармоническим коллективам принадлежат, к примеру, Буковинский ансамбль песни и танца Черновицкой филармонии, Закарпатский народный хор, Гуцульский ансамбль песни и танца Ивано-Франковской филармонии. В распоряжении одной лишь Львовской областной филармонии - симфонический оркестр, государственная заслуженная академическая хоровая капелла "Трембита", Прикарпатский ансамбль песни и танца "Верховина", отличающиеся подлинным профессионализмом и большим опытом концертной деятельности, немалыми творческими достижениями. В их богатом репертуаре почетное место занимают произведения композиторов братских советских республик, одновременно эти коллективы являются творческой лабораторией для композиторов Львова.

Украинский профессиональный театр оперы и балета был организован во Львове только при Советской власти. Его открытие состоялось в первую годовщину воссоединения - в ноябре IS40 года. Этот творческий коллектив характеризуется усиленным вниманием к современной тематике, к произведениям советских авторов. На его сцене в разное время были поставлены "Золотой обруч" Б.Лятошинского и

Богдан Хмельницкий" К.Данькевича, "Спартак" А.Хачатуряна и "Сотворение мира" А.Петрова, "Дуэнья" С.Прокофьева, "Молодая гвардия" и "Украденное счастье" Ю.Мейтуса, "Навстречу солнцу" А.Кос-Ана-тольского, оперы В.Кирейко, балеты М.Скорика и Л.Дычко. Постановки этих произведений были этапными на творческом пути театра.

Едва ли не самым большим достижением советского образа жизни на западно украинок их землях является новый советский человек-труженик. Благодаря заботе партии и правительства, братской помощи русского народа здесь после воссоединения создана из коренного населения новая, многопрофильная, преданная коммунистическим идеалам народная интеллигенция, в состав которой входит и большой отряд музыкантов. Делу воспитания музыкальных кадров служит широкая сеть специальных учебных заведений. Здесь нет районного центра, в котором не было бы детской музыкальной школы /только на Львовщине таких школ свыше 50/. В западных областях Украины работает семь музыкальных училищ, в которых обучаются сотни одаренных детей трудящихся. Во Львове есть государственная консерватория им.Н.Лысенко и музыкальная школа-интернат им.С.Крушельницкой. Кроме того, изучение музыкальных дисциплин проводится также во многих музыкально-педагогических и культурно-просветительных училищах, на музыкально-педагогических факультетах педагогических институтов.

Развитие социалистической музыкальной культуры ярко проявилось на примере Львовской консерватории. Этот первый на западно-украинских землях государственный вуз создан на основе прежних частных учебных заведений: Высшего музыкального института им.Н.Лысенко, консерваторий Польского музыкального общества и им.К.Лшма-новского. Вуз постепенно разрастался, увеличивалось количество студентов, углублялся и совершенствовался учебный процесс. Здесь преподавали С.Людкевич, Н.Колесса, Р.Симович, А.Солтыс, С.Крушель-ницкая, Е.Козак, А.кос-Анатольский. В послевоенное время консерватория значительно окрепяа благодаря помощи братских республик, в ней работали такие известные музыканты, как композитор В.Заде-рацкий, скрипач Д.Лекгер, музыковеды С.Павлюченко и А.Котляревский, пианистка Л.Уманекая. Дипломы об окончании консерватории получили более трех тысяч музыкантов. За этой цифрой - упорный и вдохновенный труд всего профессорско-преподавательского состава, обеспечивающий высокий идейно-теоретический и художественный уровень воспитания музыкальных кадров.

Достижения социалистического искусства на западноукраинских землях измеряются неуклонным движением миллионов к вершинам культуры. И то, что только на Львовщине существует свыше 16 тысяч коллективов художественной самодеятельности, является самым ярким свидетельством расцвета народного искусства. Формы музыкальной самодеятельности крайне разнообразны, на наших глазах происходит постоянное углубление взаимосвязей самодеятельного и профессионального искусства. В качестве примера можно назвать, скажем, народный ансамбль песни и танца "Галичина" Львовского производственного обвединения "Электрон", хор с.Добровляны Залещицкого района Тернопольской области, хоровую капеллу Ужгородского университета, художественный уровень которых отвечает самым высоким требованиям.

Жизнь советского народа отличается громадными завоеваниями во всех областях социалистического и культурного строительства. И лучшие достижения демократической музыкальной культуры Западной Украины 20-30 годов являются достойным пополнением духовных традиций, служащих основой дальнейшего развития советского много национального искусства.

 

Список научной литературыБулка, Юрий Петрович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Марко К, ,Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т.М.: Искусство, 1967. т. 1-2.2« Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т. 29, 782 с.

2. Ленин В.И. Резолюция Щ ИСП/б/. 0 советской власти на Украине. -Полн.ообр. соч. , т.39, с.334-337.

3. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. 3-е изд. ,доп.М.: Гослитиздат, 1967. 822 с.

4. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII снездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. 144 с.

5. Материалы ХХУ1 стезда КПСС. М. : Политиздат, 1981. 223 с.

6. Архимович Л.Б. Влияние эстетики революционных демократов на украинскую музыку второй половины XIX столетия.-В кн.: Из истории русско-украинских музыкалышх связей. М. , 1956, с. 20-3-7.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1978 . 200 с.

8. Асафьев Б.В. Русская музыка. 2-е изд. Л. :Музыка, 1979. 344 с.

9. Асафьев Б.В. Яначек, Новак, Ферстер, Сук. -В кн. :Избр. труды. тЛУ. М. :Изд. АН СССР, 1957. с. 360-865.

10. Берков В.Р. Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла. М.: Сов.композитор, 1961. 42 с.12. к!линська М.Л. Роман Аполонович Стмович. В кн.: Укра'1'нська рацянська музика, вып.2. К.: Сов.композитор, Укр. респ. отделение, 1962, с.87-92.

11. Бобровский В.П. 0 переменности функций музыкальной форш.М.: Музыка, 1970. 226 с.

12. Боровик М.К. Украхнський радянський камерно-1нструментальний ансамбль. К.: Муз.украша, 1968. 102 с.

13. Булат Т.П. CTaHi славу Пилиповичу Людкевичу 100 poKiB. -Музика, 1979, Jft I, с.1-2.

14. Булат Т.П. Укра'шський романс. К. :Наукова думка, 1979. ЗГ7 с.

15. Бэлза И.Ф. 0 славянской музыке: Избранные работы. М.: Сов. композитор, 1963. 467 с.

16. Волинський Й.С. В nepmi роки радянсько1 влади. В кн.: Ук-pai'HCbKa музика, К.: Музична Украша, 1972, с.3-15.

17. Волинський Й.С. Композитор Микола Колесса. Льв1в, Книжкове-журнальне вид-во, 1954, 55 с.

18. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 263 с.

19. Гаврилюк 0.А. Береза. Льв1в: В1льна Украша, 1946. 67 с.

20. Галан Я.О. В захист культури. Жовтень, 1977, № 7, с.85-86.

21. Галан Я.О. Допов1дь на Антифашистському конгрес! д!яч1в культури у Львов!. Жовтень, 1977, Л 7, с.86-88.

22. Галан Я.О. Музика в УРСР. BiKHa, 1932, * 5, 0.54-66.

23. Гелитович К.М. Життя, в1ддане музицт. Музика, I9B3, Л 2, с.24-25.

24. Гозенпуд А.А. Н.В.Лысенко и русская музыкалшая культура. М.: Музгиз, 1954. 153 о.

25. Головинский Г.Д. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков: Очерки. М.:Музыка, I9BI. 279 с.

26. Горбунов В.В. Развитие В.И.Лениным марксистской теории культуры. /Дооктябрьский период/. М.: Искусство, I960. 327 с.

27. Горд1йчук М.М. На музичних дорогах: Статт1 та рецензП. Khib: Музична Украша, 1973. 306 с.

28. Горд1йчук М.М. Украгнська радянська симфюн1чна музика. Khib: Музична Украша, 1969. 427 с.

29. Гоштйчук М.М. Фольклор i фольклористика: Об.статей. Khib: Музична укра!на, 1979. 251 с.

30. Горюхина Н.А. Эволюция сонатной форш. Киев: Музична Украина, 1970. 318 с.

31. Гошко Ю.Г. Громадський побут робттник!в Зах1дно1 Укра1'ни /1920-1989 pp./. Кшв: Наукова думка, 1967. 263 о.

32. Шнченко М.О. Вибране /Упор, i ред.М.М.Горд!йчука/. Khib: Держ.вид-во образотворч.мистецтва i муз.л1т. УРСР, 1969.532 о.

33. ГРйца О.Й. Мелоо украхнськох народно! еп1ки. Кшв: Наукова думка, 1979. 248 с.

34. Грица С.Й. Ф.М.Колесса. Кшв. Держ.вид-во образотв.мио-цтваi муз.Л1Т. , 1962. Ill с.

35. Гудзенко А. Хори Миколи Колесси. В кн.: Укра'1'нська радян-ська музика. Вып.2. Кшв: Оов.композитор, Укр.респ.втд., 1962, с.77-86.

36. ТТовженко В.Д. Нариси з icTopii' укра'1нськ01 музики. Khib: Мис-тецтво, 1997; Музична Украша, 1967. 4.1-2.

37. Друокин M.G. 0 западно-европейской музыке XX века. М.: Оов. композитор, 1973. 570 с.

38. Загайкевич М.П. "Кавказ", кантата-симфон!я С.Лвдкевича. Khib: Мистецтво, 1964. 24 с.

39. Загайкевич М.П. М.В.Лисенко t прогресивна музична культура Зах1дно1 Укра!ни.- В кн.: Микола Лисенко борець за народ-HiGTb i реалхзм у мистецтв1 /Вгдпов. ред. М.П. Загайкевич. Кшв: Наукова думка, 1965, с.118-133.

40. Загайкевич МЛ. Музичне життя Заодно! Украши друго! половини ХЯ ст. Кшв: Вид-во АН.УРСР, I960. 190 с.

41. Загайкевич М.П. С.П.Людкевич. Кшв: Держ.вид-во образотв.мис-дтва i муз.л!т. 1957. 154 с.

42. Загайкевич М.П. С.Людкевич i украшський музичний фольклор. -Народна творчтсть i етнографтя, 1959, № 4, с.45. 3 ioTQPii зах1дн0укра'1нських земель. Khib: Ввд-во АН УРСР, 1957-I960. Т. 1-5.

43. Золочевоький В.Н. Ладо-гармон1чнт засади украшсько* радян-сько1 музики: Деякт питания народность 2-е вид.,доп.Khib:

44. Музична Украша, 1976. 222 с.

45. Из истории русско-украинских музыкальных связей: Сб.статей. Ред.-сост.Т.И.Карышева.М. :Музгиз, 1956. 558 с.

46. Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли I2B0-X годов /Под ред.В.В.Власова и Л.Ф.Денисовой. М.: Искусство, 1977. 416 с.

47. Из истории советской эстетической мысли /Научн.ред.Л.Ф.Денисова. М.: Искусство, 1967. 522 с.

48. ЮТ0Р1Я укра1нсько1 дожовтнево'1 музики /Заг.ред. та упор. 0.Я.Шреер-Ткаченко/. Khib: Музична Украина, 1969. 587 с.

49. Каган М.С. Метод как эстетическая категория. Вопр.литературы, 1967, №3, с.Ill-129.

50. Каменский А.А. 0 смысле художественной традиции: В кн.: Советское искусствознание 82, вып.1. М. :Сов.художник, I9B3, с. 202-243.

51. Кап Б. 0 культурологических аспектах анализа. Сов.музыка,1978, # I, с.37-43.

52. Квитка К.В. Избр.труды: В 2-х т. И.: Сов.композитор, 1973.1. Т.2. 423 с.

53. Клин В.Л. Коломийка в украшсыЯй радянськ!й фортеп!анн1й музищ. Народна творч!сть та етногра$1я, 1979, № 3,с.48-55.

54. Клин В.Л. Украшська радянська $ортеп1анна музика /1917-1977/. Khib: Наукова думка, I9B0. 315 с.

55. Клин В.Л. Фортеп1анна музика С.Людкевича. Музика, 1979,№ I,с.7-8.- 209 58, Колесса М.Ф. Спогади про Модеста Менцинського. Музика,197ЬТ Да 6, с, 29-30.

56. Колесса Ф.М. мелодп украТнських народних дум. Ки!в: Науко-ва думка, 1969. 587 с,

57. Колесса Ф.М. Музикознавч! пращ. КиГв: Наукова думка, 1970. 592 с.

58. Колесса Ф.М. Спогаци про Школу Лисенка. Льв1в: В1льна Ущэа-1на, 1947, 64 с.

59. Колесса Ф.М. Фольклористичш пращ. К.: Наук. думка, 1970.416 с.

60. Композиторы "Могучей кучки" о народной музыке /гед.-сост. Е.М.Гордеева. М.: Музгиз, 1957. 246 с.

61. Лебл В. штезслав Новак. Прага Братислава: 1969 . 96 с.

62. Лисенко М.В» Листи. К.: Мистецтво, 1964. 533 с.

63. Лисенко М.В. Про народну niCHjo i про народшсть в музици К.: Мистецтво, 1965. 68 с.71* Лисенко М.В. Характеристика музичних особливостей укра!н-сышх дум i п!сень, виконуваних кобзарем Вересаем. К.: Мистецтво, 1955. 88 с.

64. Лисоа 3. О сущности национального стиля. В кн.: Вопросы эстетики, 1964. вып.6, с.191-221.

65. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

66. Луначарский А.В. В мире музыки: Статьи и речи. М.: Сов.композитор, 1958. 547 с.

67. Лвдкевич С. Досл!дження i CTaTTi /ВЧШов. ред. М.М. ГордШчук. Ки'1в: Музична Украша, 1976, 212 с.

68. Лвдкевич С. , Роздольський Й. Галицько-русыа народн1 мельо-Д1 i. — Етнограф1чний зб. НТШ/Наук.Т-тво тм.Т.Г.Шевченка, 1906. Т.XXI ,ч.1. Т.ХШ, ч.2.

69. Ляшенко 1.Ф. Естетика ленШзму i питания музично! куяьтури. Ки*1в!г Музична Украша, 1950. 223 с.

70. Ляшенко 1.Ф. Народность i нац10нальна характер^ сть музики.

71. Khib: Ввд-во АН УРСР, 1957 . 92 с. 7 9. Ляшенко 1.Ф. Hani оналып традицП в музиЦ1 як i сторичний про-цес. Khib, Музична Украина, 1973. 325 с.

72. Ляшенко 1.Ф. Проти фальси$1каШ *f tcropi'f музики. Музика, 1971, J* 6, с.4-5.

73. Ляшенко И.Ф. Украинская музыка в системе советского многонационального искусства. В кн.: Музыкальная культура Украинской ССР. М.: 1979., с.50-70.

74. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов.композитор, 1978. 352 с.

75. Мазель Л.А. 0 мелодии. М.: Музгиз, 1952. 300 с.

76. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972.616 с.

77. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, I960. 466 с.

78. Мазепа Л.З. Львов музыкальный вчера и сегодня. Сов.музыка, 1980, № 2, с. 8 9-93.

79. Мазепа Л.З. На оновлен1й землЬ Музика, 1979, $ 4, с.3-4.

80. Мазур В.Д. Идеологическая борвба в заладноукраинском искусстве в 20-30 годы XX ст.-В кн. :Етика i естетика. Вил. II. КИ1В.: Вид-во ун1верситету, 1972, с.66-73.

81. Машотас В.В. КомуШстична парт1я Зах1ДН01 Украьни /Б1бл!огра-ф1чний покажчик MarepianiB i публькацьй за I9I9-I967 pp. Льв1в.: Каменяр, 1969. 439 с.

82. Мел ышчук -Лучко Л. Т. Тернист им шляхом /3 iCTopii' зах!дноукpaiHCbKoro театру . Льв1в: Книжково-журнальне видавництво, 1961. 115 с.

83. Мисюк-Попович х.Т. Фортеп1анна творч1сть Р.Сьмовича. Музика, I9B2, № I, с. 19-20.

84. Михайлов М.К. 0 понятии стиля в музыке. В кн. -.Вопросы теории и эстетики музыки, 1965, вып.4, с.16-28.9В. Музыка XX века. Очерки в двух частях. 4.2, кн.З /Ред. Л.Н. раабен/. М.: Музыка, 1980. 589 с.

85. Неедлы 3. Избр.труды /Ред. -сост.В.Н.Егорова/. М.: Музгиз, I960. 517 с.

86. Неотьев И.В. Музыка межвоенного двадцатилетия. Сов.музыка,1907. # 3, с.73-87.

87. Неотьев И.В. 0 национальной специфике музыки. В кн.: Советская музыка: теоретические и критические статьи. М.: 1964.с. 63-126.

88. Неотьев И.В. 0 национальном и интернациональном в развитии современных музыкальных культур. В кн.: Социалистические музыкальные культуры. Традиции. Проблемы. Перспектиш. М.: 1974. с. 9-26.- 212

89. Школаева Л.М. Камерно-i нструме нтальш твори М. Коле с си. -Музика, 1979, В I, с. 13-14,

90. Павлишин С.С. Патриарх украинской музыки. Сов. щузыка, 1979, № 6, с. 80-83.

91. Юб.' павлишин С.С. Сташслав Людкевич. К.: Музична /кра!на, 1974 54 с.107.- Полякова л. Витезслав Новак и его опера "Карлштейн". -Сов. музыка, 1970, $ 10, с. 129-Ш.

92. Попов H.nU Некоторые черты социалистического реализма в советской эдузыке. М.: Музыка» 1971. 199 с.

93. Поавдюк О .А » Ладов! основи укоа!нсько! народно! цузики. . К.: Вид-во АН УРСР, 1961. 195 с.

94. НО» Правдюк и.А.Укра!нська музична фольклористика. К.: Науковадумка, 1978, 327 с. III. Проблемы методологии системного исследования: Сб. статей /тред. кол. й.В.Блауберг и др. м.: Мысль', 455 с.- 213

95. Протопопов В.В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М. :Музыка, 1967. 151 с.

96. Пибалка Т.К. icTopia Укра*1Нсько1 РСР: Дорадянський пергод. Khib: Вшца школа, 1978 . 591 с.

97. Рябаяка Т.К., Довгонос В.М. 1стор!я УкраУнсько! РСР. Епоха co4iani3My. Khib: Вица школа, 1982. 639 с.

98. Рильський м.Т. Наша кровна справа: Статт1 про л1тературу. Ки'1в: Держ.вид-во худ.л-ри, 1959. 5S7 с.

99. Рубин М. Иозеф Маркс, человек и музыкант. Сов.музыка,1963. & 5, с.54-55.1Г7. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы

100. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. 160 с.

101. Савицька Л.1. 3 icTopii* камерного виконавства. Музика, I9B0. $ 5, 0.32.

102. Свидерский В.И. Некоторые законы диалектики изменения и развития. М.: Мысль, 1965. 288 с.

103. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.

104. Сокальський П.П. Руська народна музика. Khib: Держ.вид-вообразотворчого мистептва i муз.лтт.УРСР, 1969. 399 с.125. соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. 223 с.

105. Сохор А.Н. Значение ленинской теории отражения и учения о партийности искусства для музыкальной науки. В кн.: Учение В.И.Ленина и вопросы музыкознания. Л.: 1969. с.5-76.

106. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов.композитор, 1975. 201 с.

107. Сохор А.Н. Эстетическия природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. 104 о.

108. Творчтсть С.Лвдкевича: Зб1рник статей /Упор.М.П.Загайкевич/. Khib: Музична Укра'1'на, 1979. 204 с.

109. Терещенко А.К. За покликом часу. Музика, 197 9, # I, с.5-7,

110. Терещенко А.К. Роман С1мович. Khib, Музична Укра'ша, 1973. 34 с.

111. Терещенко А.К. Укра1нська радянська кантата i оратортя /1917 1945 . Khib: Наукова думка, 1980. 213 с.

112. Тимофеев В.Д. Укра'1нський радянський фортептанний концерт. Khib: Музична укра'ша, 1972. 159 с.

113. Федорчук I. СощальШ мотиви творчостт. Музика, 1979,№ I,0.3-4.

114. Ф1лш Б.М. TapMOHtfl солоспхву. Ки1в: Наукова думка, 19?Э. 190 с.

115. Ф1дщ Б.М. Укра'шський радянський романс. Khib: Наукова думка, 1970. 123 с.139.-Фомин В.П. Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания: Автореф.дис. кандидата искусствоведения. М.: 1977. 22 с.

116. Ханик Д. 3 iCTopii хорового товариства "Льв!вський Боян".

117. В кн. :Укра'шське музикознавство, вип.5. Киьв: Музична Укра'1-на, 1969. с. 157-165.

118. Хиврич Д. Некото1ые черты мелодики и мелодического развития в кантате-симфонии СДюдкевича "Кавказ". В кн. :Украинское музыковедение, 1964. Киев: Мистецтво, 1966. с.55-69.

119. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкальною мышления. В khj Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов.композитор, 1982. с.52-104.

120. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М.: Музыка, 1971. 304 с.

121. Цалай О.С. "Залов!т", кантата С.Людкевича. Khib: Мистецтво, 1963. 30 с.

122. Цирикуо в.И. Ладо-функциональность в народной пеоне и ее отражение в профессиональной музыке: Автореферат дис. . канд.искусствоведения. Киев, 1975. 24 с.

123. Цуккерман В.А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 495 с. ^

124. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. 159 с.

125. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды:

126. О музыкальной речи Н.А.Римского-Корсакова. Вып.2. М.: Сов. композитор, 1975. 464 с.

127. Цьох Й.Т. к.омун1 стична цреса Зах1дно1 Укра!ни: Роль друко# ваао! пропаганди в 1деолог1чнтй д!яльаост! КЕЗУ: I9I9-I939 pp. JIbBiB: Вид-во ун!верситету, 1966. 269 с.

128. Шимановский К. Избранные статьи и письма. Л.,: Музтиз, 1963.252,с. тят.пшея р-Ткаченко О.Я. 1стор1я укра1нсько1 музики. 4.1. Khib: Музична Укра?на, I960. 193 с.

129. Щреер-Ткаченко О.Я. Розвиток укра1нсько1 музично'1 культури в ХУ1-ХУШ стор!ччях. В кн.:Укра1нське музикознавство, вил.6. Khib: Музична УкраХна, 1971. с.5-14.

130. Юсфин А.Г. Фольклор и композиторское творчество. Сов.музыка, 1967, # 8, 0.53-61.

131. Якубяк Я.В. Вокальна л1рика С.Людкевича /До питания про дея-Ki нащональн1 елементи в мелодий й гармонП. В кн.: укра1нське музикознавство, вип.7. Ки!в: Музична Украша,1972. 0.39-57.