автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Деокративная каменная резьба и пластика средневековой Каффы, XIV-XVIII вв.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Айбабина, Елена Акимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Деокративная каменная резьба и пластика средневековой Каффы, XIV-XVIII вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Айбабина, Елена Акимовна

1.1. Каменная резьба и пластика Каффы XIV - XVIII вв. в свете 11 письменных источников

1.2. Проблемы изучения декоративной каменной резьбы и 14 пластики Каффы XIV - XVIII вв. (историография)

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ. АНАЛИЗ 43 МАТЕРИАЛА

Генуэзские памятники (XIV - XV вв.)

Орнаментальные мотивы и сюжеты резьбы генуэзких закладных 44 строительных плит

Архитектурные детали генуэзских построек

Хачкары XIV - XV вв. и XVI - XVIII вв.

Хачкары и плиты с надписями XTV - XV вв.

Хачкары с надписями XVI - XVIII вв.

Хачкары с недатированными надписями

Анэпиграфные хачкары

Надгробные плиты и стелы армянских некрополей

Архитектурные детали армянских памятников XIV - XV вв. 124 Архитектурные детали армянских памятников XVI-XVIII вв.

Надгробия мусульманских некрополей XIV - XVIII вв. 143 Детали средневековых архитектурных сооружений и изделия 144 каменной пластики

Анализ материала

Хачкары

Хачкары XTV -XV вв.

Хачкары XVI - ХУШ вв.

Архитектурный декор построек XIV - XV вв. и XVI - XVIII 165 вв.

ГЛАВА 3. МОТИВЫ РЕЗЬБЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА И СТИЛЕВЫЕ 175 ОСОБЕННОСТИ

Мотив "сельджукской цепи" в каффинской резьбе. 175 Крымские аналогии

Растительные мотивы

Сельджукская декоративная стилистика в крымских 191 памятниках

Донаторы, заказчики и строители

ВЫВОДЫ

Документальные материалы архивов, музеев, опубликованные источники, список 208 использованной литературы

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Айбабина, Елена Акимовна

Достижения Каффы как центра генуэзской Газарии, крупнейшего торгового города Северного Причерноморья, во многом были обусловлены многоэтничным составом и поликонфессиональным характером ее населения. Возникший как западная фактория, строящийся как западноевропейская крепость, в восточном окружении и с большим притоком восточного населения, он, вероятно, с начала строительства приобретает восточные черты. В то же время Каффа - самый крупный центр западной (генуэзской) культуры в регионе.

Как складывалась этническая структура Каффы? Каким образом это отражалось в материальной культуре города? Вопросы эти непросты и требуют особого изучения. Первая проблема рассматривалась в историографии подробно. Основатели города - латиняне, выходцы из Генуи, других мест Лигурии и иных итальянских центров. Представителями Запада были мигранты из Франции, Испании, Германии. Известны жители Каффы венгры и поляки, которые были немногочисленны.1 Вероятно, с самого начала своего образования фактория начала заселяться греческим и армянским населением. В нотариальных актах Ламберто ди Самбучето греки и армяне в Каффе в 89-90 гг. XIII в. упоминаются многократно,2 в XIII в. они имели уже свои кварталы.3 В Ordo de Caifa говорится о существовании, как мнимум, одной греческой церкви, уже существовавшей в Каффе до 1316 г.4 Приход армянского населения в Крым связывается с массовыми переселениями после сельджукских завоеваний с середины XI в., монгольским захватом Армении в середине XIII в. и разгромом ее в XIV в.5 Появившееся в XIII в. в Каффе армянское население, очевидно, пополняется за счет переселенцев. В 1305 г. в окрестностях Каффы был построен армянский монастырь Гамджак (Гамчак) с

Balard M. La Romanie Génoise (XlII-début du XV-e siècle). Roma. Genova, 1978. V.I. P. 236-243. Еманов A.Г. Латиняне и нелатиняне в Кафе (XIII-XV вв.)//Из истории Византии и византиноведения. Межвузовский сборник. Л., 1991.С. 107. Вопрос о составе населения Каффы и других центров Латинской Романии рассматривался подробно множеством исследователей. В вышеназванной статье А.Г.Еманова приведена основная литература и источники.

2 Balard M. Gênes et l'Outre-Mer. Les actes de Caffa du notaire Lamberto di Sambuceto 1289-1290. Paris, 1973. V 1, 2. P. 7, 202, 220, 278 etc.

3Balard M. La Romanie Génoise.P. 200.

4Balard M. La Romanie Génoise.P.204.

5 Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму// ВВ. T.VIII. 1956. С.166-167. 4 купольным храмом Богородицы 6 Греческое и армянское население, также как татарское (в латинских документах именуемое "скифами") и иудаистское (еврейское и караимское) - в числе наиболее упоминающихся в Каффе в ХГУ-ХУ вв.Источники свидетельствуют о существовании русского квартала в начале XIV в 7 Торговые и политические связи Каффы с восточным миром отразились в появлении здесь представителей восточных стран - арабов, турок, персов. В каждой этнической группе прослеживаются процессы смешения. Этот краткий перечень говорит о сложности этнической ситуации в городе. Конфессиональная неоднородность (основные конфессии - христианская, иу-даистская и мусульманская) и этническое многообразие отражалось в материальной культуре. При этом, можно говорить о сохранении взаимосвязи между населением Каффы (и всего Юго-Восточного Крыма) с армянским населением территории коренной Армении, Киликии, центров Малой Азии. Значительным было влияние мусульманского Востока на духовную культуру и искусство городов Крыма, проявившееся, прежде всего, по религиозным причинам. Несомненно существовала и связь Каффы с крымскими центрами, прежде всего, с соседними Солхатом и Судаком, где с начала XIII в. в непосредственной близости от Каффы появляется малоазийское сельджукское население (подробнее о появлении сельджуков на территории Юго-Восточного Крыма в Главе 1.1). Связи охватывали не только сферу экономики и политики, это были и религиозные контакты, и влияние на художественную культуру. Всестороннего изучения требует тема развития взаимосвязей Каффы с подчинявшимися ей и другими крымскими центрами. Исследование массового материала - изделий каменного архитектурного декора и пластики, изучение происхождения, художественно-стилистических приемов орнаментики позволяет рассматривать культурно-исторические аспекты этой проблемы.

Изучение позднесредневекового декора памятников каменной пластики Крыма началось в прошлом веке и было связано с исследованием архитектуры. Строительство крепостей, христианских церквей, мечетей, общественных зданий и фонтанов сопровождалось установкой закладных плит с надписями, орнаментами, декорировкой порталов, наличников окон, архитектурных деталей интерьеров и внешних поверхностей сооружений. Некоторые христианские храмы, помимо орнаментальной каменной резьбы имели рельефные и скульптурные изображения в виде архитектурных деталей, а

6 Микаэлян В.А. На крымской земле. История армянских поселений в Крыму. Ереван, 1974. С.7-8. Кормазян Э.М. Армянская миниатюра Крыма. Ереван, 1978. С.9.

7 Старокадомская М.К.Русское торговое население генуэзской Каффы// История и археология средневекового Крыма. М., 1958. С.150-151. 5 также отдельных сюжетных сцен. Большой круг памятников составляют орнаментированные христианские и мусульманские надгробия. Декоративная каменная резьба Крыма разнообразна. В условиях Крыма выработался определенный стиль архитектурных сооружений, а также и своеобразный декоративный стиль, который многими исследователями рассматривается как единый и своим происхождением связанный с культурной средой, сформировавшейся на территории Малой Азии и получивший название сельджукского. Считается, что в условиях Крыма декорирование сооружений не зависит от их конфессиональной принадлежности и однотипный декор встречается на памятниках христианского и мусульманского круга. Однако, изучение средневековых крымских построек осуществлялось все же по признаку принадлежности к определенной этно-конфессиональной среде и, в связи с этим, памятники разделяются на две большие группы - христианские и мусульманские. В настоящее время не существует их систематизации. В результате, как правило, исследователи объединяют все крымские памятники каменной резьбы, относящиеся к периоду позднего средневековья, в пределах одного стиля. Ряд исследователей считает, что памятники Юго-Восточного Крыма созданы под влиянием сельджукского искусства, стилевые принципы которого перенесены на крымскую почву армянскими мастерами (Орбели И.А., Якобсон А.Л., Домбровский О.И., Сидоренко В.А. )8. Э.М.Корхмазян связывает происхождение каменной пластики Крыма преимущественно с художественными традициями армянского населения полуострова.9 Существует мнение о непосредственном малоазийском влиянии на распространение сельджукской стилистики в Крыму (Бертье-Делагард A.JI.)10 и, конкретно, о приоритете мусульманской среды в создании и распространении архитектурного и камнерезного искусства в Юго-Восточной части полуострова, в частности в Солхате и его окрестностях (Бороздин И.Н., Башкиров A.C., Акчокраклы О.).11 Наконец, о воздействии на каменную пластику и архитектурный декор Крыма,

8 Орбели И. А. Проблема сельджукского искусства /краткое изложение доклада/. "Труды Международного конгресса по иранскому искусству и археологии /1935/. Изд. Академии Наук СССР. М., 1939".// В сб. Избранные труды. Ереван, 1963. С. 150-155. Якобсон А.Л. Средневековый Крым. M.-JL, 1964. С. 108. Домбровский О.И., Сидоренко В.А. Солхат и Сурб-Хач. Симферополь, 1978. С. 54-55.

9 Корхмазян Э.М. Армянская миниатюра Крыма. С. 108-111.

10 Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро. ИТУАК. № 55. Симферополь, 1918.С. 1-44.

11 Бороздин И.Н. Солхат /Предварит, отчет о работах археолог, экспедиции Крымсовнаркома, Крымцика и Научной ассоциации Востоковедения Союза ССР в 1925 г. М, 1926. 31 с. Он же. Новые данные по золотоордынской культуре в Крыму /Работы археолог, экспедиции 1926 г.// Отдельный оттиск. Издание Научной ассоциации востоковедения. М., 1922. 1-21 с. Он же. Из Отузской старины//ИТОАИЭ. Т. 2. Симферополь, 1927. С. 24-26. Башкиров A.C. Сельджукизм 6 помимо малоазийского среднеазиатского и византийского искусства (Засыпкин Б.Н.).12 В настоящее время не изучен вопрос о дальнейшем развитии проявлений сельджукской декоративной стилистики в резной пластике полуострова.

В работе используются следующие основные категории источников: письменные источники, памятники каменной пластики, археологические материалы. Памятники каменной пластики: предметы архитектурного декора, надгробия, хачкары, скульптура, рассматриваемые в работе, получены в результате археологического исследования архитектурных сооружений (армянских и греческих храмов) и городской территории Каффы. Большую часть составляют архитектурные детали, фрагменты архитектурной декоративной резьбы, строительные плиты, хранящиеся в Феодосийском краеведческом музее, которые не были введены в научный оборот. В качестве аналогий привлекается опубликованный и неопубликованный материал других средневековых городов и поселений Крыма : Судака, Старого Крыма, Чуфут-кале, Бахчисарая, Мангупа, Херсонеса и др.

Археологический материал: поливная и фаянсовая керамика, предметы металлопластики в данной работе служат для аналогий с целью уточнения датировок, создания типологии и уточнения характера стилистических особенностей разных групп памятников каменной пластики. Археологический материал происходит из раскопок автора на территории Каффы с 1973 г., из фондов Феодосийского краеведческого музея и других музеев.

В работе используются картографические источники второй половины XVIII-XIX вв. - генеральные планы Каффы-Феодосии, гравюры, рисунки, фотографии средневековых построек.

Актуальность темы. В связи с тем, что в настоящее время в результате археологических исследований средневековых городов и поселений Крыма накопилось значительное количество новых памятников каменной пластики появилась необходимость пересмотреть некоторые взгляды на генезис архитектурного декора и культурв древнем татарском искусстве// Крым. № 2. М., 1926.С. 108-125. Акчокраклы О. СтароКрымские и Отузские надписи XIII-XIV вв.// ИТОИАЭ. Т.1. Симферополь, 1927. С. 16-29.

12 Засыпкин Б.Н. Памятники искусства крымских татар // Крым. № 2 /4/. М., 1927. С. 134-139. 7 ную принадлежность этих памятников. Исследование, проведенное в пределах данной работы, позволяет ввести в научный оборот новый материал, уточнить и в ряде случаев установить хронологию памятников, а также датировать отдельные архитектурные сооружения. Новые исследования каменного резного декора дают возможность определить место Каффы в создании художественной культуры крымских средневековых центров.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Предлагаемая диссертация выполнена в рамках плановой темы Крымского филиала ИА АН Украины "История и археология Крыма с древнейших времен до конца XVIII века."

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной ра боты является изучение вопросов, связанных с атрибутированием, датировкой и систематизацией памятников каменной резьбы и пластики генуэзского, армянского, татаро-турецкого происхождения из Каффы-Феодосии с привлечением широкого круга крымских и иных аналогий.

В связи с этим основные задачи исследования следующие:

- систематизация памятников каменной пластики, выделение определенных групп на основе стилистического анализа с учетом этно-конфессиональной принадлежности каждой группы материала (армянской, греческой, генуэзской, татаро-турецкой).

- выработка принципов атрибуции крымских памятников каменной резьбы по художественно-стилистическим признакам, по надписям, по принадлежности к определенным архитектурным сооружениям, по условиям находки.

- попытка установить происхождение и принадлежность отдельных объектов каменной резьбы к известным (разрушенным или существующим) архитектурным объектам.

- создание систематизированного перечня наиболее значительных изделий каменной резьбы и пластики, происходящих из Каффы и хранящихся в Феодосии и в музеях других городов. 8

- определение характера вклада каждой из этнических традиции в формирование полиэтничной художественной культуры Каффы-Кефе.

- создание графической базы данных каменной пластики Каффы -Кефе, с привлечением аналогий по другим крымским и иным центрам.

Научная новизна. Для решения поставленных задач в работе предпринята попытка систематизация памятников резьбы в связи с их стилистической принадлежностью, на основе определения типологически родственных групп изделий. Выделена группа генуэзских лапидарных плит с надписями и западным декором; группа латинских рельефов западноевропейских по стилю, связанных с официальной деятельностью генуэзской администрации и католической церкви; группа армянских хачкаров и надгробных плит; памятников архитектурного декора, связанных с сельджукскими заимствованиями, укоренившимися в крымской архитектуре с XIV в.; группа изделий, отразивших воздействие османской орнаментики, получившей распространение с XVI в. Предложенный в работе принцип систематизации памятников каменной резьбы и пластики позволяет рассматривать типологические группы памятников каменной резьбы в определенном стилистическом контексте. Этот материал впервые представлен в обобщенном виде, что позволило рассмотреть общие черты и различие стилистического подхода в резьбе памятников разных групп.

В работе рассмотрено несколько десятков памятников, не введенных ранее в научный оборот.

Практическая значимость полученных результатов. Изучение декора разных групп памятников позволяет выявить их культурно-художественные особенности, рассмотреть динамику развития стилеобразующих признаков, сформировавшихся в другой культурной среде и перенесенных на крымскую почву. В частности, предпринята попытка анализа декоративных особенностей памятников, так называемой, сельджукской орнаментики. Здесь же рассматриваются памятники османского периода. 9

Предпринятое исследование позволяет установить взаимосвязи художественных традиций в Причерноморье и Восточном Средиземноморье с художественной культурой Крыма, проследить эволюцию приемов, тем и сюжетов в резьбе и пластике, получивших развитие на крымской почве.

Установление принадлежности ряда памятников каменного декора к определенным архитектурным сооружениям позволяет дополнить историческую топографию средневековой Каффы-Кефе. В решении этой проблемы большое значение приобретают сведения нарративных источников, изобразительный материал XTV-XVIII вв. Сопоставление этого фонда источников оказывается полезным для решения ряда вопросов исторической топографии города.

Личный вклад соискателя. Систематизация происходящих из Каффы памятников резьбы и архитектурного декора, составленная с привлечением материалов из разных регионов полуострова, дает возможность установить их художественное разнообразие. Часть материалов, представленных в работе, получена в результате археологических раскопок и разведок, проводившихся автором в г.Феодосии с 1977 г. Большое количество предметов каменной резьбы, хранящихся в Феодосийском краеведческом музее определено и датировано автором. Вместе с памятниками архитектурного декора существующих средневековых строений Каффы-Феодосии они впервые вводятся в научный оборот.

Апробация результатов диссертации. Положения диссертации обсуждены в виде сообщений и докладов на международных и республиканских конференциях в Ереване, Симферополе, Киеве, на семинаре по проблемам итальянской колонизации Средиземноморья и Причерноморья в Центре истории и культуры Византии (College de France) в Париже. Основная часть работы была представлена в виде доклада ученому совету Крымского филиала ИА НАНУ.

10

Публикации. Материалы диссертации опубликованы в научных работах, в ряде тематических сборников и периодических изданий Института археологии УССР, Института археологии НАНУ, Института археологии и этнографии Армянской ССР, Института всеобщей истории Российской АН, сборниках тезисов и материалов указанных выше конференций.

11

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Деокративная каменная резьба и пластика средневековой Каффы, XIV-XVIII вв."

ВЫВОДЫ

В результате изучения памятников каменной резьбы и пластики генуэзской Каффы и турецкой Кефе, с привлечением датированных и других примеров этого искусства, созданных в Крыму и связанных с ним регионах, появляется возможность для характеристики этого явления в контексте культуры средневекового периода полуострова. В работе представлена характеристика предметов каменной пластики основных групп памятников, значительные и более мелкие изделия и примеры каменной резьбы Каффы. Задача ее - наметить основные стилистические направления в каменной пластике Юго-Восточного Крыма в рассматриваемый период, охарактеризовать памятники Каффы, наметить их типологическую структуру и определить принадлежность к определенному стилистическому направлению, а также рассмотреть характер участия Каффы в развитии художественных направлений в их проявлении в каменной пластике региона.

1. Рассмотрение памятников каменной пластики Каффы, относящихся к двум историческим периодам, генуэзскому и османскому, позволяет определить место, которое занимало камнерезное искусство Каффы и как оно влияло на развитие декоративной пластики других культурных центров полуострова. Каффа как градостроительный центр и крупный объект крепостного строительства выдвигается к середине XIV века, начало которому было положено планом восстановления Ordo de Caifa 1316 года. Первые памятники с датированными резными деталями - строительные плиты генуэзской крепости и армянские хачкары. Строительная деятельность генуэзской администрации и армянской и греческой диаспоры Каффы была интенсивной в первой половине - середине XIV в. : возникают латинские, армянские и греческие кварталы, в 1340

204

1352 гг. строится цитадель, в 1383-1389 гг. возводятся сооружения внешней линии обороны. С середины XIV - до начала XV в., вероятнее всего, в основном складывается топография города, характер которой определяли цитадель с генуэзским кварталом и внутренняя часть города с бургами, обнесенными внешней линией укреплений. На этот период приходится строительство значительных сооружений и вообще основной части фундаментальных городских строений, даты некоторых из них устанавливаются по письменным и археографическим источникам, по лапидарным памятникам и на основании материалов археологических исследований. Источники свидетельствуют о продолжении строительной деятельности и в первой половине XV в. По демографическим показателям этот период характеризуется увеличением населения, численности жителей армянской диаспоры, греческого и мусульманского контингента. К середине XV в. город под главенством генуэзского административного начала сложился как многоэтничный и поликонфессиональный, в его культуре проявлялось взаимодействие разных компонентов. Экономическое и политическое лидерство Каффы сопровождалось установлением приоритета ее как культурного центра прежде всего в Юго-Восточном Крыму, перехватившего роль, которую до середины XIV в. играл соседний Солхат (видимо, вместе с Сугдеей). Солхат начал развиваться интенсивно как культурный центр раньше Каффы и имел большое значение для этого региона как исток многих направлений культурного влияния, в том числе и для Каффы. Своеобразие городской культуры Каффы, несомненно, отразившееся в архитектурной орнаментике и вообще в каменной пластике, обусловили следующие моменты: преобладающее воздействие западноевропейского компонента в различных сферах культурной жизни и органичное вливание мощного восточного, прежде всего армянского, вероятно, более всего армяно-малоазийского направления. В этих условиях постоянного взаимодействия происходили процессы взаимного влияния, что получило отражение в материальной культуре. В османскую эпоху, происходила переориентация культурных направлений, в

205 которой большое значение имела исламизация населения. В камнерезном искусстве Каффы в этот период происходит процесс распространения османского художественного стиля, с течением времени изменившего характер материальной культуры города. В эту эпоху Каффа стала проводником новых художественных принципов, оставаясь крупным центром городской культуры.

2. Западноевропейское искусство проявило себя в своеобразной и очень специфической группе изделий камнерезного искусства - закладных строительных лапидарных плитах. Этим определяются их типологические особенности - это более или менее плоские рельефы с изображением гербов, орнаментальных мотивов, вотивных сюжетов, Христа, Богоматери и других персонажей священной истории. Растительные и геометрические мотивы генуэзских строительных плит имеют западный характер, связанный с традициями средневекового европейского и балканского искусства и ори-ентализированный, базирующийся на традиции малоазийского сельджукского декора, получившего распространение в Крыму. Рельефные изображения Христа, Богоматери, святых, ангелов лапидарных плит созданы на местной почве, однако часть из них находит прямые аналогии в европейском, лигурийском искусстве, являясь его провинциальным отражением. Применение в декоре лапидарных памятников сельджукских мотивов можно связать с тем значением, которое приобрел сельджукская орнаментика на полуострове (и, вероятно, во всем регионе Северного Причерноморья). В то же время, большинство произведений генуэзской каменной резьбы и пластики сохраняют западные традиции. Это проявляется, прежде всего, в изделиях, связанных с культовыми постройками, для которых они предназначались. Эти памятники представляют собой генуэзский пласт в разнообразной пластике полуострова.

3. Исследование стилистических признаков резьбы армянских хачкаров Х1У-ХУ вв. и ХУ1-ХУШ вв. и архитектурных деталей армянских церквей из Каффы

206 позволяет признать, во-первых, неизменность традиций в декоре, сохранявшихся довольно длительное время. Кроме того, при общей схожести композиционной схемы хачкаров коренной Армении с крымскими хачкарами, в декор последних своеобразен и отличен по характеру рисунка и набору орнаментальных мотивов. Большое количество сохранившихся памятников позволяет выделить их типологические группы. Своеобразие декора каффинских хачкаров позволяет говорить о создании определенного стиля их декорировки, связанной с традициями и сельджукской и непосредственно армянской декоративной пластики.

4. Распространение в камнерезном искусстве некоторых регионов Крыма сельджукской орнаментики, Каффы, по всей видимости, коснулось в меньшей степени. Несмотря на близость некоторых центров, где несомненно в ХГУ-ХУ вв. ( Солхат и Судак), благодаря непосредственным политическим и культурным контактам с мало-азийскими центрами, происходит распространение этого стиля, генуэзский, в основном, христианский город имел иные образцы для выражения своих художественных вкусов. Из всего разнообразия орнаментальных мотивов сельджукского стиля в камнерезном искусстве Каффы использовалась так называемую "сельджукскую цепь", применявшуюся в декоре архитектурных сооружений для придания ему большей монументальности. Сельджукский растительный мотив ввиде пальметки и полупальметки с закрученными и длинными вытянутыми концами листьев, переходящими в побеги, переплетенные и образующие сложный узор, на портале храма Иоанна Предтечи, который имеет аналогии с памятниками Солхата (портал мечети Узбек-хана) и Судака (обрамление михраба судакской мечети, фрагмент наличника портала из фонтана в пос. Уютном) - единственный в Каффе дошедший до нас пример. Все самые близкие аналогии этой резьбы датируются в крымских памятниках первой половиной XIV в. Подобный мотив, используемый в каменной резьбе хачкаров Х1У-ХУ вв. близок по своему характеру и имеет одно происхождение. Однако, в этих памятниках он предстает

207 нам в иных вариантах. Сталактиты, так широко применяемые в архитектурной резьбе построек Солхата-Крыма и Чуфут-Кале известны в каффинском резном декоре, связанном с декоративным стилем армянской архитектуры Х1У-ХУ вв. Наиболее широкое применение этого мотива в армянских постройках - пояски сталактитового или сталатитово-розеточного орнамента на тимпанах, консольных выступах, капителях, базах. Характер этих сталактитов иной и, скорее всего, является одним из разработанных на полуострове вариантов подобного мотива сельджукской орнаментики.

5. Изучение декора архитектурных деталей и надгробий ХУП-ХУШ вв. свидетельствует об отражении в каффинской резьбе общих тенденций развития османского искусства. Появление в резьбе стиля "турецкого барокко" в виде полустилизованного и полу-реалистического цветочного декора в ХУ1-ХУ11 вв. и развитие натуралистического стиля, представленного в орнаментике каффинских хачкаров и надгробий XVIII в. было следствием появления новых художественных идей, распространявшихся, прежде всего, благодаря официальному строительству. Сравнение архитектурных деталей и надгробий османского периода из Каффы с подобными памятниками из Бахчисарая (некрополь ханского дворца, фонтаны) позволяет их атрибутировать и датировать. Подобие проявляется в их композиции и элементах декора и в форме. Такие мотивы как кипарисы, цветы в вазах и без них, изображенные реалистично (тюльпаны, гиацинты, лилии, розы, цветы груши) идентичны на каффинских и бахчисарайских надгробиях и архитектурных деталях. Прямые аналогии крымских памятников с турецкими, в частности, происходящими из Стамбула, позволяют говорить о широком внедрении в Крыму столичного османского искусства.

Документальные материалы архивов, музеев Научный архив Института археологии Национальной академии наук Украины

1. Айбабина Е.А. Отчет о раскопках средневековой армянской церкви Иоанна Богослова в 1978 г.// Научный архив Института археологии HAH Украины. 1978/56 № 8845-46.

2. Айбабина Е.А. Отчет о раскопках на территории средневековой крепости Каффы в г.Феодосии в 1979 г. // Научный архив Института археологии HAH Украины. 1979/8 "3", №9181.

3. Айбабина Е.А. Отчет о раскопках средневековой армянской церкви и оборонительных сооружений юго-восточного участка крепости Каффы в 1981// Научный архив Института археологии HAH Украины. 1981/ 3 к, № 9928.

4. Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Отчет об археологических исследованиях средневековой Каффы в 1996 году. Научный архив КФ ИА НАНУ. Папка 852. Инв. 495. Опись монет.

5. Мыц В.Л., Кирилко В.П. Отчет об археологических исследованиях мечети в с.Пионерском Симферопольского района, мавзолеев Мухаммеда Шах-Бея и Хаджи-Гирея в г. Бахчисарае в 1991 г./ Архив Отдела археологии Крыма ИА НАНУ № 222. Симферополь, 1992. 38 с. 57 илл.

209

Научный архив Института "Укрпроектреставрация"

1. Проект ремонтно-реставрационных работ "Памятник архитектуры XIV-XVI веков медресе-мечеть Узбека в г. Старый Крым" // Институт "Укрпроектреставрация", Крымский АРКО. Шифр 78-2-10. Том II, книга 2, историческая записка часть 2. Рис. 4 (автор записки ст. архитектор-реставратор В.П.Кирилко).

Центральный Государственный Военно-Исторический Архив

1. "План положения города Феодосии с означением строений". ЦГВИА ВУА. Дело 22728. Лист 1.

2. Карта Феодосии 1784 г. ЦГВИА ВУА. Дело 22008.

Матенадаран

1. Матенадаран, рукописи №№ 7402, 7474 и 3046 (использованы отдельные рисунки).

Опубликованные источники

1. БроневскийМ. Описание Крыма // ЗООИД. 1867. Т.VI. С.333-367.

2. Карпов С.П. Регесты документов фонда Diversorum Filze Секретного Архива Генуи, относящиеся к истории Причерноморья// Причерноморье в средние века. Вып. III. С.-Пб., 1998. С. 9-81.

3. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.). Перевод и комментарии Е.В.Бахревского. 142 с.

210

4. Отчет Археологической Комиссии за 1913-1915 годы. Раскопки в Мангупе. Петроград, 1918. С.72-84.

5.Скржинская Б.Ч. Новые эпиграфические памятники средневекового Крыма/ Археология и история средневекового Крыма. М., 1958. С. 155-175.

6. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. С.-Пб., 1884. T.I. 492 с.

7. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. 307 с.

8.Устав для генуэзских колоний в Черном море, изданный в Генуе в 1449 г. Перевод и комментарий В.Юргевича// ЗООИД. Т. У.Одесса, 1863.С.629-837.

9.0derico G.L. Lettere ligustiche ossia osservazioni critiche sullo stato geográfico della Liguria fino ai tempi di Ottone il Grande con le memorie storiche di Caffa etc. Bassano, 1792.

10. Origone S., Varaldo C. Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae/ Collana storica di fonti e studi. Genova, 1983.V.II. 217 p.

11. Silva A. Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae. Genova/ Collana storica di fonti e studi. Genova, 1987. V.III. 121 p.

12. Skrzinska E. Inscriptions des latines des colonies génoises en Crimée // ASLSP.Genova, 1928. Vol. LV1. 140 p.

13. Remondini. Epigrafe della torre di papa Climente VI a Caifa. Giornale ligustico.

Т.П.

14.Varaldo C. Corpus inscriptionum medii aevi Liguriae. Savona, Vado, Quiliano/ Collana storica di fonti e studi. Genova, 1978. V.I. 156 p.

211

 

Список научной литературыАйбабина, Елена Акимовна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Азатян Ш.Р. Порталы в монументальной архитектуре Армении IV-XIV вв. Ереван, 1987. 244 е., 222 илл.

2. Айбабин А.И. Работы на территории средневековой Каффы // АО 1972. М. 1973. С.251.

3. Айбабина Е.А., Айбабин А.И. Раскопки средневековой армянской церкви Иоанна Богослова в Феодосии// Тезисы IV Республиканской научной конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван. 1979. С. 153-154.

4. Айбабина Е.А. Плиты с рельефами из раскопок церкви Иоанна Предтечи в Феодосии// ВОН. Ереван, 1981. № 6. С.86-92.

5. Айбабина Е.А.Резные камни из раскопок армянских церквей Феодосии// Тезисы V республиканской конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1982. С.241. Табл.11.

6. Айбабина Е.А. Оборонительные сооружения Каффы / по материалам археологических раскопок // Архитектурно-археологические исследования в Крыму.Киев,1988. С.67-81.

7. Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Работы Феодосийской экспедиции // Археологические исследования в Крыму.1994 год. Симферополь, 1997. С.17-21.

8. Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Новые материалы по истории средневековой армянской колонии Каффы//ВВ. Т.57/82/. М. 1997. С.211-224.

9. Айбабина Е.А. Некоторые заметки о каменной резьбе Каффы// X сб. Вып. X. Севастополь, 2000 (в печати).

10. Ю.Акчокраклы О. Старо-Крымские и Отузские надписи XIII-XV вв.// ИТОИАЭ.Т.1. Симферополь, 1927. С. 16-29.212

11. Акчокраклы О. Новое из истории Чуфут-Кале// Оттиск из ИТОИАЭ. Том. II (59). Симферополь, 1928. С. 1-15.

12. Арутюнян В.М., Сафарян С.А. Памятники армянского зодчества. М., 1951. 240 е., 192 илл.

13. Ашрафи М.М. Персидско-таджикская поэзия в миниатюрах XIV-XVII в. Душанбе, 1974. Рукопись ГПБ, Дорн 365, л. 154 б. 127 с.

14. Баранов И.А. Судакская "капелла". Датировка и атрибуция// Тезисы V республианской конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1982. С.275-276.

15. Баранов И.А. Главные ворота средневековой Солдайи// Архитектурно-археологические исследования в Крыму.Киев, 1988. С.81-96.

16. Баранов И.А. Периодизация оборонительных сооружений Судакской крепости// Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI вв. Ростов-на-Дону, 1989. С.46-62.

17. Баранов И.А. Застройка византийского посада на участке Главных ворот Судакской крепости // Византийская Таврика. Киев, 1991, с.101-121.

18. Баранов И.А. Археологическое изучение Сугдеи-Солдайи// АИК. Симферополь, 1994. С.37-42. 19. Баранов И.А., Климанов Л.Г. Новые латинские надписи генуэзской Солдайи// АК, 1997. № 1.С.99-108.

19. Баранов И.А. Зальное купольное здание в Судакской крепости (в печати)22 с.

20. Башкиров А. Художественные памятники древнего Солхата // Крым. № З.М., 1925.С.256-274.

21. Башкиров A.C. Сельджукизм в древнем татарском искусстве // Крым.№ 2. М.,1926. С. 108-125.213

22. Башкиров А., Боданинский У. Памятники Крымско-Татарской старины. Эски-Юрт// Новый Восток. № 8-9. 1925. С.295-311.

23. Белый A.B., Белый О.Б., Лобода И.И. Позднесредневековые плитовые могильники Юго-Западного Крыма // История и археология Юго-Западного Крыма. Симферополь. 1993. С.160-174.

24. Бертье-Делагард АЛ. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма// ЗООИД.Т. XIV. Одесса, 1886. С. 166-279.

25. Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро. ИТУАК. № 55. Симферополь, 1918. С. 1-44.

26. Боданинский Уссеин. Татарские "Дурбе" мавзолеи в Крыму // ИТОИАЭ. T.I (58-й). Симферополь, 1927. С. 195-201.

27. БоданинскийУ.А.,ЗасыпкинБ.Н.Чуфут-Кале (по материалам раскопок 1928-29гг)//ИТОИАЭ. Том III (60-й). Симферополь, 1929.С. 170-183.

28. Бороздин И.Н. Солхат.Предварит. отчет о работах археолог, экспедиции Крымсовнаркома, Крымцика и Научной Ассоциации Востоковедения Союза ССР в 1925 г. М.,1926. 31 с.

29. Бороздин И. Новые данные по золотоордынской культуре в Крыму. Работы археолог, экспедиции 1926 г.//Отдельный оттиск. Издание Научной ассоциации востоковедения. М., 1927. С. 1-21.

30. Бороздин И.Н. Из Отузской старины // ИТОИАЭ.Т.1 (58-й).Симферополь, 1927. С.24-26.

31. Бочаров С.Г. В1рменсью церкви й проблема юторичжм топографй Каффи /XIV-XVIII ст.// Матер1али IV м1жнародно1 археолопчно1 конференци студен-пв i молодих вчених. Кшв, 1996. С.220-221.

32. БочаровС.Г.Фортификационные сооружения Каффы (конец XIII-II пол.XV вв.) // Причерноморье в средние века. М., СПб. 1998. С.82-116.214

33. Ваксель Л. Изображение разных памятников древности, найденных на берегах Черного моря, принадлежащих Российской Империи, снятые с памятников 1797 г. СПб, 1801.8 е., 44 илл.

34. Византийский Херсон. Каталог выставки. М., 1991. 253 с.

35. Виноградов В.К. Феодосия ( исторический очерк). Феодосия, 1915.154 с.

36. Волков И.В. Гостевая церковь мечеть Баезида Вели в Азове// Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1989 г. (выпуск девятый). Азов, Ростовской обл., 1990. С. 136-150.

37. Волков И.В. Хачкар из Темрюкского музея (наблюдения о влиянии армянской диаспоры на городскую культуру Золотой Орды). Краснодар, 1995. С.72-98.

38. Геворкян А. Армянский миниатюрист XVII века Никогос Цахкарар // ВОН. № 3 ( 322). Ереван, 1970.С. 89-96.

39. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М.Крепость драгоценностей. Кырк-Ор. Чуфут-кале. Симферополь, 1993.128 с.

40. Герцен А.Г. Археологические исследования караимских памятников в Крыму//МАИЭТ.Вып.\Ч. Симферополь, 1998. С.744-751.

41. Гордлевский В. Государство сельджукидов Малой Азии.М.-Л., 1941.198 с.

42. Григорьев А.П., Фролова О.Б. О достоверности культурно-исторических деталей в "Книге путешествия" Эвлии Челеби// Вестник ЛГУ. № 2. 1968. С. 150-160.

43. Григорьев А.П. "Книга путешествия" Эвлии Челеби источник по истории Крыма XIII-XVII вв. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1974. С. 19-28.

44. Григорян Г. Новые данные об армянских эпиграфических надписях Крыма и Северного Кавказа // ИФЖ. № З/50/.Ереван, 1970. С.297-301.

45. Григорян Г.М. Историографическое значение армянских лапидарных надписей Крыма//МАИЭТ, вып. III. Симферополь, 1993. С.286-288.215

46. Даниленко В.Н. Из истории прикладного искусства средневекового Херсонеса // Византийская Таврика. Киев, 1991. С.46-64.

47. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма.Киев, 1968.109 с.

48. Домбровский О., Сидоренко В. Солхат и Сурб-Хач/ Археологические памятники Крыма// Симферополь, 1978.128 с.

49. Дурново ДА. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М. 1979. 330 с.

50. Еманов А.Г. Латиняне и нелатиняне в Кафе (XIII-XV вв.)// В кн.: Из истории Византии и византиноведения. Межвузовский сборник. Л., 1991. С. 107-116.

51. Еманов А.Г. Неизданная генуэзская надпись начала XV в. из Феодосии// АДСВ. Вып. 29. Екатеринбург, 1998. С. 243-244.

52. Жаворонков П.И. Из истории никейско-киликийских отношений в первой половине XIII в.// АДСВ. Вып. 30. Екатеринбург, 1999. С.209-215.

53. Залесская В.Н. Клад из Ай-Василя: об историко культурных связях средневековой Ялты// АДСВ. Византия и средневековый Крым. Вып.27. Симферополь, 1995. С.98-101

54. Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры крымских татар // Крым. № 2(4). М.,1927. С.134-139.

55. Измайлова Т.А. Каринская рукопись 1181 г. (Матенадаран, № 6264)// ВВ. Т. 40. М., 1979. С. 139-152.216

56. Историко-культурные связи Причерноморья и Средиземноморья X-XVIII вв. по материалам поливной керамики/ Тезисы докладов научной конференции, Ялта. 2529 мая 1998 года. Симферополь, 1998. 208 с.

57. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв.: проблемы торговли. М.,1990. 335 с.

58. Кеппен П. Крымский сборник.О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. Спб., 1837. 409 с.

59. Кирилко В.П. К вопросу о времени строительства так называемой мечети Узбека в г. Старом Крыму// В кн.: Проблемы истории Крыма. Тезисы докладов научной конференции (23-28 сентября 1991 г.). Симферополь, 1991. С. 32-34.

60. Кирилко В.П., Мыц B.JI. Крепость Фуна в системе обороны княжества Феодоро//Византийская Таврика. Киев. 1991. С. 147-193.

61. Колли Л.П. Об одном генуэзском барельефе Феодосийского музея// ИТУАК. Вып.35. Симферополь,1903.С. 1-9.

62. Колли Л.П.Об одном барельефе Феодосийского музея// ЗООИД. T.XXVI. Одесса, 1906. С. 1-8.

63. Корхмазян Э.М. Армянская миниатюра Крыма. Ереван, 1978.132 с.

64. Крамаровский М.Г. "Шапка Мономаха": Византия или Восток?// СГЭ. Вып. 47. Ленинград, 1982.С. 66-70.

65. Крамаровский М.Г. Серебро Леванта и художественный металл Северного Причерноморья XIII-XV веков (по материалам Крыма и Кавказа). Ленинград, 1985.С.152-180.

66. Крамаровский М.Г. Исследование трех архитектурных объектов на территории средневекового Солхата// В кн.: Задачи советской археологии в свете решений XXVII съезда КПСС. Тезисы докладов всесоюзной конференции. Суздаль, 1987 г. М., 1987. С. 131-132.217

67. Крамаровский М.Г. Солхат-Крым: к вопросу о населении и топографии города в ХШ-ХГУ вв.//Итоги археологических экспедиций. Л., 1989. С. 141-157.

68. Крамаровский М.Г. Обрамление каффинского колодца 1331 года мастера Михаила из Падуи // АДСВ: Византия и средневековый Крым. Барнаул, 1992. С. 214215.

69. Крамаровский М.Г. Нейзацкий клад.Крым и Малая Азия в XIV в.// Византия и Ближний Восток. СП б., 1994. С. 126-142.

70. Крамаровский М.Г. Три группы поливной керамики Х1П-Х1У вв. из Северного Причерноморья// В сб. Византия и византийские традиции (К XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген, 18-24 августа 1996 года). СПб., 1996. С.96-116.

71. Крамаровский М.Г. Поясной набор со сценой "спора о вере" из собрания Эрмитажа (XIV -половина XV в.) // АДСВ. Вып. 30. Екатеринбург, 1999. С.234-252.

72. Кучук-Иоаннесов Х.И. Старинные армянские надписи и старинные рукописи в пределах Юго-Западной Руси и в Крыму// Древности восточные. Труды Восточной комиссии. МАО.Т. 2. Вып. З.М., 1903. С.61-75.

73. Лапин Н. Судак. М., 1928. 71 с.218

74. Латышев В. Два рельефа с надписями из Знаменского-Измайлово. Отчет Российского исторического музея за 1907 год. М., 1908. С.81-90.

75. Лепер Р. Археологические исследования в Мангупе // ИАК. Вып. 47. 1913.С.73-79.

76. Лигурия Крым. Моменты истории в изображении. Побратимство Генуи -Одессы. Каталог выставки. Одесса, 1981.

77. Лопушинская Е.И.Крепость в Судаке. Киев, 1991.101 с.

78. Мальм В.А. Симферопольский клад. М., 1980. 26 е., илл.

79. Марр Н. XI-я анийская археологическая экспедиция. СПб., 1913. 63 с.

80. Марр Н. Анийские древности. Описание дворцовой церкви в Ани // Издание Анийского музея древностей. Петроград, 1916.38 с.

81. Масленицына С. Искусство Ирана. Л., 1975. 199 с.

82. Микаэлян В.А. На крымской земле.Ереван, 1974.209 с.

83. Миллер Ю. Художественная керамика Турции. Л., 1972 .184 с.

84. Мнацаканян С.С. Наследие Востока в мемориальных памятниках Армении// Культурное наследие Востока. Л., 1985.

85. Мыц В.Л. Некоторые итоги изучения средневековой крепости Фуна// ААИК. Киев, 1988. с. 97-115.

86. Мыц В.Л. Укрепления Таврики X-XV вв. Киев, 1991. 163 с.

87. Мыц В.Л. Несколько заметок по эпиграфике средневекового Крыма XIV-XV вв. //Византийская Таврика.Киев, 1991. С.189-192.

88. Мыц В.Л. К датировке похода эмира Хусам ад дина Чобана на Судак// АДСВ. Вып.30. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1999. С. 176-186.

89. Мыц В.Л., Кирилко В.П., Лысенко A.B., Татарцев C.B., Тесленко И.Б. Исследования средневекового укрепления Чабан-Куле // АИК. Симферополь,1994.С.200-208.219

90. Опочинская А.И. Судакская крепость // Архитектурное наследство. Москва, 1986. № 34. С.255-265.

91. Орнаменты армянских рукописей (альбом). Ереван, 1978. 230 с.

92. Пештмалджян М.Г. Памятники армянских поселений. Ереван, 1987.189 с.

93. Пьянков A.B. О церкви Св.Георгия, отстроенной армянским зодчим в XII в. на реке Белой // Армяне Северного Кавказа. Краснодар, 1995. С.99-107.

94. Ретовский О. Генуэзские надписи, найденные в г.Феодосии в 1894 г. ЗООИД. Т.XIX. Одесса, 1896.С. 14-26.

95. Ретовский О. Генуэзско-татарские монеты. ИТУАК. Вып. 18. Санктпетербург, 1906. С. 49-104. 102. Секиринский С. Очерки истории Сурожа. Симферополь, 1955.102 с.

96. Сидоренко В.А. Археологическое исследование памятника армянской архитектуры Крыма // тезисы IV Республиканской научной конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1979. С.253.

97. Сидоренко В.А. Декоративный стиль памятников средневековой армянской архитектуры Крыма// Тезисы V республиканской конференции по проблемам культуры и искусства Армении. Ереван, 1982. С.396.Таб. XXV.

98. Сидоренко В.А. Памятники каменной пластики средневековой Таврики // МАИЭТ. Выпуск III. Симферополь, 1993. С.145-161.220

99. Сидоренко В.А. Исследование архитектурных стилей памятников Юго-Восточного Крыма // Архитектурно-археологические исследования в Крыму. Киев. 1988. С. 115-128.

100. Смирнов В.Д. Крымское ханство. С.-Пб., 1887. 772 с.

101. Старокадомская М.К. Русское торговое население генуэзской Каффы// История и археология средневекового Крыма. М., 1958. С. 147-154.

102. Сумароков П. Путешествие по всему Крыму и Бесарабии в 1799 году. М., 1800.238 с.

103. Токарский Н.М. Джрвеж. Результаты работ Джрвежской археологической экспедиции 1957 года. T. I. Ереван, 1959. 64 е., 41 илл.

104. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. 226 с.

105. Федоров-Давыдов Г.А. Монгольское завоевание и Золотая Орда// В кн.: Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 229-236.

106. ПЗ.Тунманн. Крымское ханство. Симферополь, 1990. 93 с.

107. Халпахчьян О.Х. Родники Армении // АН. М., 1957. С.93-114.

108. Халпахчьян О.Х. Архитектурные ансамбли Армении.М., 1980. 479 с. Пб.Халпахчьян О. Строительная деятельность армян на территории Восточной

109. Европы // II международный симпозиум по армянскому искусству. Сборник докладов. Том II. Ереван, 1981. С.377-384.

110. Халпахчьян О.Х. Резное дерево Армении// АН. № 32. Москва, 1984. С. 125144.

111. Штерн Э. Феодосия и ее керамика. // Музей Одесского общества истории и древностей. Вып. III. Одесса, 1906. 91 с.

112. Шуази О.История архитектуры. M.1935.T.I. 575 с.221

113. Юргевич В. Генуэзские надписи в Крыму// ЗООИД. T.V. Одесса, 1863.С.158-177.

114. Юргевич В. Новые надписи генуэзские// ЗООИД. T.VII. Одесса, 1868. С.274-282.

115. Юргевич В. Донесение о поездке в Крым// ЗООИД.Т.1Х. Одесса, 1875.С.397-402.

116. Якобсон А.Л. Дворец // МИА. № 34. М.-Л., 1953 .С. 390-418.

117. Якобсон А.Л.Армянская средневековая архитектура в Крыму // ВВ. T.VIII. 1956.С. 166-191.

118. Якобсон А.Л. Средневековый Крым.Очерки истории и истории материальной культуры. М.-Л., 1964.231 с.

119. Якобсон А.Л. Армянский монастырь XIV века близ Белогорска в Крыму// ИФЖ. № 4. Ереван, 1964.

120. Якобсон А.Л. Художественные связи Московской Руси с Закавказьем и Ближним Востоком в XVI в.// Древности Московского кремля. М.,1971. С.230-252.

121. Якобсон А.Л. Искусство хачкаров армянских крестных камней/ Тезисы доклада на II международном симпозиуме по армянскому искусству (отдельный оттиск). Ереван. 1978. С. 1-11.

122. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX-XV вв. Л., 1987. 226 с.

123. Aslanapa. О. Türkische fliesen und keramik in Anatolien.Istanbui, 1965. 45 S. 1051. Abb.

124. Aslanapa O., Yetkin S., Altun A. The Isnik tile kiln excavaitions. (The Second Round: 1981-1989). Ankara, 1989. 326 p.

125. Balard M. Gênes et Г Outre-Mer. Les actes de Caffa du notaire Lamberto di Sambuceto. Paris, 1973. V. 1,2. 420 p.222

126. Balard M. La Romanie Génoise (XlII-début du XV-e siècle). In 2 vol. Roma; Genova., 1978.1008 p.

127. Balard M. Les Génois en Crimée aux XII-e XV-e siècles// AP. 1979. Vol. X. P. 201-217.

128. Balard M., Veinstein J. Continuité ou changement d'un paysage urbain? Caffa génoise et ottomane// Le paysage urbain au Moyen Age. Lyon, 1981.

129. Brend Barbara. Islamic art. London, 1995. P. 240.

130. Decio Gioseffi. Scultura altomedioevale inFriuli. Milano,1978.50 p.

131. Дончева-Петкова Л. Митологични изображения от българского средновековие. София, 1996.

132. Dubois de Montpéreux.Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie, et en Crimée.Paris. 1843. T.V. P. 433.

133. Düll Siegrid. Unbekannte Denkmaler der Genuesen aus Galata, II// Istanbuler Mitteilungen. Band 36, 1986. Sonderdruck. S.245-256, Taf. 66-71.

134. DÜ11 Siegrid. Byzanz in Galata (Zur Rezeption byzantinischer Ornamente auf genuesischen Denkmalern des 14. Jahrhunderts)//Romische Historische Mitteilungen. Sonderdruck. Wien, 1987. S. 251-280, Abb. 1-27.

135. Goodwin Godfrey. A history of Ottoman Architecture. London, 1971.511 p.

136. Кашанин Милан. Камена OTKpnha. Београд, 1978. 165 p.

137. Keskiner Cahide. Turkish motifs. Istanbul, 1989. 142 p.

138. Maggiorotti L.A. Architetti e architetture militari/ Medio Evo (L' opéra del genio italiano all estero). Vol. I. Serie IV. Gli architetti militari. Roma. s.d.63 5 p.223

139. Neubauer E. Armenische Baukunst. Dresden. V. 4, bis. 14 Jahrhundert. II. 21.

140. Stringa P. Forti di Genova / Forte Fratello Minore// Guide di Genova, 1976. Vol.26. 16 p.

141. Stringa P. Genova e la Liguria nel Mediterráneo (insediamenti e culture urbane). Genova, 1982. 407 p.

142. Veinstein J. La population du Sud de la Crime'e au début de la domination ottomane// Bidliothèque de l'institut français d'études Anatoliennes d'Istanbul/ Mémorial Omer Lútfi Barkan. V. XXVIII. Paris, 1980. P. 227-249.

143. Waxel. Recuel de qelques antiquites trouvées sur les bords de la mer Noire . dessinées d'après les originaux en 1797 et 1798. Berlin. 1803.

144. Wilson E. Islamic designs. London, 1995. 21 p. 100 il.

145. Zygulski Z. Sztuka turecka. Warszawa, 1988. 228 p.224