автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Деятельность Союза писателей СССР во второй половине 50-начале 60-х годов

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Колесникова, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Деятельность Союза писателей СССР во второй половине 50-начале 60-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность Союза писателей СССР во второй половине 50-начале 60-х годов"

НОРОНЁЖСКНЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Pf g OA УНИВЕРСИТЕТ

I h HOfl

43. правах рукпписи

Колссникопц Ирина Нцхолаезпа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР DO ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50 - НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ

Спец!г:1Льпостт> 07.00.02. — отечественная история '

Апторефорат /ктсхтрглшп; co:rci;a:;¡r;; учГмгоН степени гч îïCTopvjHCC'.iux нпук

Воропеп — lfí!)?'

• Работа выполнена па клфедре политической истории Воронежского 1 осударстьсгшого университета

Научный руководитель: доктор исторических

иаук, профессор Федорииов Е.И.

Официальные оппоненты: доктор исторических нпук,

профессор Чиитуюп П.М.

кандидат исторических паук, доцепт Анчипало^скиЛ З.Я.

Ьедущая организация: Боролся екая государств¿иная технологи,т -ск ая ахадеш: я

Заидгт диссертации состоится 17 ноября 1997 года в И00 иа заседай и и диссертационного совета К 113.60.01 п Воронежском государственном ие-датоппескоы университете по адресу: 391011, г. Пораню.;, ул. Лешши., 80, ауд, 408.

С диссертацией ыоашо ознакомиться в читателы.'оы згме научной библиотеки государственного педагогического ушл.чре^тета, ауд.326.

Автореферат разослан 1С октября 1997 г.

Учёный секретарь <- ,

диссертационного соьста Г.А.Кулаши

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Всовремепных условиях продолжается иачатыН после 1935 года широкомасштабный процесс восстаповлеппя объективной история нашего Отечества. Период, паэпапный хрущегххо:"! оттепелью, а прошлом, до второй половншд 80 -х годоп замалчивался или изображался достаточно тенденциозно кате время господства ппляштарязма и субъективизма.

При нарастающе; г па носледшу время научном интересе к изучению :»гсоио,".;г:еспо:1( обш.есп'.ошго-политической акизнп охраны в 1!)Г>3-Н!01-е годы, исторические псследоватт в известной м«ре обходят вниманием сферу духовного развития общества. Деятельность Союза писателей СССР бмлаодпой на весомых слагаемых духовного разлития страны по второй половине •"() -- начало 00-х годом. Общепризнано, что ощущение оттепели шло главным образом через сферу литературы и искусства. Они шли п авангарде реформации советского общества. Тот факт, что оттеиель 50-СО-?; годов наиболее зримо проявила себя в области литературы а иск уест па, делает особенно ппстолтелышм изучение деятельности творческих организаций (в контексте исследования - Союз, «асагеж-Ц СССР) их роли й идан.гх обновленческих процессах.

Современная научная мысль п поисках ответов на вызовы времени (кризисное состояние российского общества) обращает внимание, чго для кыхода из кризиса надо учитывать взаимодействие всех системообразующих факторов общественной гшэпм, отводя особую роль сос тоянию духовной сферы. В Российском обществе п силу литературопентристской традиции литература всегда задавала тон в фор'сироваппп общественного мпошя. Та^ было накануне и в процессе бур-луазпых реформ 60-70-годов XIX столетня. В период реформ Н.С.Хрущспа мы наблюдаем схожую' картину. Оо время перестройки - пгорая половина 80 - ¡тачало 90-х годов па:пе общество, по мнению историков п литературоведов, иережипало цозую оттепель. Но сравнивая две оттепели советской поры 50-60-х годон п второй половины 80 - начала 90-х очевидно, что ншюпшяя реформация несравнимая по глубине прорыва с ее пргдтествепинцеЗ - пока еще но смогла достпчь тех высот духовности, которые несмотря па все оговорки,дала ебще-ству"огтепель" (имеется з виду оттепель 50-60-х годов - И.К.),

шга скажем иошсрмныо лпди "оттепели".

Очеппдпо актуален отиот, что способс.тпопапо духежному нодъ-<:i;y и 50-00-е годи, какую роль сыграли литература, е,е оргаип-(Союз иисагелей), их печатные органы к этом процессе и кочеиу иаходгпсят.ригинсском, кризисном состоянии культура i :;u-tc[/m-) ра кап ее счетытля часть) н соирсмшшых услопиях.

Ca^u.ini. иэучецкости тени. Проблемы, связанные с доя-< оаыюссгл 1 С«,; •« ннсатслсй ССОР, привлекали maus.пне про-Ф'.-ссног.глз» б üQ SO-c годы. Уже и процессе хрущевской оттепели пспнпгдась несколько работ, имеющих косвенное отношение i; гшгсрссующ&й нас ie;:c!. Определенно!! вехой с научном анализе взанмоопготишй Сиистсиат государства н общественных üpratunaiuu! слала цинга Л.II .Лукьянова, Б.М.Лазарева "Советское юсударсчло н общественные оргавизадая1*. По о т- орческих союзах и работе только упоминается3.

Ii научной литературе 70 - начала 80 х годов зам стен рост интереса к проблематике, близкой нашей теме исследования. Появились две группы работ. В одних исследовались общественные организации, ш топ числе н творческие союзы, в других партийное • и государственное рукгшо/!<"тоо развитием: худох&ествеявоД культур«.

Первым (н нока единственным) обобщающем трудом, ыосвя-щешшм проблеме тпорчсских-союзов, явидасг, иорографня, созданная коллектшкш научных работников кдетотута государства и права АН СССР 71.

Достоинство работы "Т пор чаек не союзы в СССР" - раскрытая специфики творческих организаций в ряду других общестпенгдах организаций,' особииностсИ их правового статуса. Свсциалвд&№ глашд анализируют взаимоотношения творческих союэоэ Я ср-ветского государства, творческих союзов п КПСС.

1 Черноугтн ILC. О ленинских принципах политпдд рар'МШ в области литературы и искусства// О политике партии в области литературы н искусства (АОН при ЦК КПСС. Кафедра rcopin: литературы и искусства). - Ученые записки. Вып.32. -М.,1958:0.3-31. 'I пен к о Н.Ф. К вопросу о партийности литера-хурм /'/ Там г С.32-73. '• vxanoo 11. Творить во имя победы коммунизма. Л.:Лс-ш;здат, 1001.

Ulysbsiuoa Л.И., Лазарев ü.M. Советское государство и обще-сг: -лшые организация. - М.: / оаорпздлт,1900.

'Творческие союзы в СССР (организационно-грпповые вопросы). - Ы.: Юрвд.ли иц>., !' ■"().

Нрп подчеркивании нрпнципап добровольности, сгллоупрапля-юстп. самодяятгльпостл как оеггогил орпштзциоино-прагогпЯ »ительиостп творческих сокпоп, авторы n<s могли пыАтя за пре-yiM сложившихся в эпоху развитого социализма представлении, озтому оип доказывают благогзориостьгосударственного л UUturo руководства общее глешп нги оргатпаятпми. Попг':-; о тиски их сачостонтелт.гг.сr:t ч crvaynpax,ir:.*rcc: i • • ran ил и, как п пе слр'-чп.'ит.-, ап-члн icponar» stj-.v: шшоотношеннпх госудлрсгг.а л гмртп с г.z:г < их изложении эти отпошеинл :и :г.:.'л:;г : дсегл; v\ »1.

(i'iiiue и взаимопр-ломл' мм-\

Иродстинлнктгя доетлшчии üinepe'JüM'ü! tv р; .. rr , оторые раскрывают роль государства а создан:::: \:aT'..;:.'.Vf. :и:.*. v»i.i творческих cosnnn, длительность шорчгекпх свйг.зз а ор» шизацнн труда, быта саплх членов, тот, что цыпе именуете:! 'щкальиой защптоП umoptccn участникол тторчосяпх ерганнза-и Я. - .

I) монографии Ц.А.Ямнол.'.счо."! "0Ъ:цс<т::си1ше орглшпан;:'! СССР"1 творческие coniu расагагрн^дл.тгс;: как отдел;,пп" руина общественных орг-.\иi^-'-nниrt. Злглугп H.A.i 1м польской а лпсспфакашш оСицсстзгиимх органmaunü, б&лпачзшт пх ог-пчительных прпзпахол от сОкк-стиенмыг. дачленн.! и других обровольных обществ. Клс.сспфипируа обыест"-снныо ерпшпза-ии.автор особое место отводи г ч порчмгк ям сс:эта»»,знч: членским уставным оргтшнзлшшм. Груниог.оЯ uopiprr тгортескттх союзоп ается па фопе пх гравгичти с и;\~-овммн ;\с.н<ч;тампоргапязадпя деятельности профсоюзов, комсомола, что помогает выяснять пенифику творческих сохлой, принципы нх организации. В ря-у вьнпообозначентлх ио::ггр :•'! 'гаг.одт ::■. работа "Копстп-уциоиный статус оОщгхд1«« i'!" i:: ергалд млшЗ я СССР"2. Науч-ыо исследования донерестр-. ч ".орт? л;:: илил были права ла рктическор осмысление д<> Я г ч и»:г»л мгт .TV>« самым, копзчно ин хается их научная цепг.;/:'_. ч г;?- г.т гсториографа го-тоянных корректировок.

Другая группа работ, псследовп.чшзп в 70 - начале 80-х годоа оль партийною а государств'::waiv ру.мпцетяъ раэяптпе?! ху-

'Ямпольская И,.А. Обигстг.гдшo-insnч-л^гл п СССР. - М.: 1аука, 1072.

'КонституняоиньШ статус сГпдсстгеи:тх нргечтэпщйг - М.: Иска, 1983.

дожестиенноИ культуры, творческими союзами, довольно многочисленна1. Диапазон проблематики этих работ разнообразен, как if различен их научный уровень. При всех различиях для работ историков, обществоведов этой группы присущи такие черты:

- Замалчивание хрущевских преобразований и оттепели в литературе и искусстве второй половины 50 -- начало 00-х тдов.

- При сквозном анализе развития художественной культуры и партийного руководства ело (хронологически некоторые работы рассматривают вышеназванные процессы в 1945-1985, в !0'i9 -1975 год аз) обозначилась попытка смазать разницу в развитии страны, литературы, искусства, их организаций в 3945-1953 и 1953-1964, J 964-1985-е годы.

- Не всегда подчеркивалось переломное значение XX съезда. Приглушенно давалась критика культа .личности. Обходился молчанием ХХП съезд и критика па нем сталинизма.

- Положительно оценивались партийные постановлении но литературе и искусству 1946 1948-х годов.

- Хотя п литературе 70 - начале 80-х годов шла идейная борьба, она затушевывалась, подчеркивалось идеологическое единство в творческой среде.

- Не ставился вопрос о преемственное i и в развитии литературы и искусства. Бее развитие литературы и искусства изображались как поступательное движение только в полоиентельном наираплешш. Эти характеристики относятся л к ряду диссертационных исследовании, появившихся в 70 - начале 80-х юдов, в которых так «ли иначе затрагиваюсь вопросы духовной лсизни советского общества, роли литературы м искусства в ней 3.

Арнольдов Л.И. Партия и социалистическая культура//ХХ1 Y съезд КПСС и проблемы духовной культуры - М.: Наука, 1972. Нахимова Г.С. Совершенствование партийного руководства творческими союзами интеллигенции в современных условиях. - М., 1975. Дмитриев В.И. Партия и творческие союзы // Искусство и идеологическая работа партии. - М.: Мысль, 1976 - С'.22-37. Лукин 10. Идеологическая деятельность партии и искусство // 'Гам же - С .3-21. к др.

2 Лаю Н.Г. Деятельность Коммунистической партии Молдавии по развитию литературы и'искусства (1959-1970). Автореф. дисс. на сопск. уч. степ, калд.истор.наук - Кишинев, 1974. 11арак!;-;еп О.С. Деятельность Московской партийной организации но няеи-но-политическому воспитанию художественной интеллигенции. 1930 - 1972. Автореф. днсс. на соиск. уч. степ. канд. ислор. наук М., 1974. Смирнов Г.М. Партийное руководство творческими е<.-

f>

Из работ 70-х годов заслуживает внимания монографии ГГ.Л. итофсгпа "Россия: Сонеты п культура"1 анализом роли сопет-[IX органов в развитии культуры г» обширном регионе. Хоти онологачеекке рамки (1960-1975-е годы) монографии лежат за еделами хрущевской onvi№.'::i, вилл. .нпе привлекло раскрп-е роли государства п со?далши мачериллыгоП базы культур': гролтельегпо клубол, Сиблеог-т., еГчхгнопеятм, орпинппдг-• датслi.cKofо дела), рпг.од аяи ра >ьч ачплтп ".«»гольностп г.-с. -скнх Со'.о'он, п частности, Сачил писателей РСФСР. В -афпл Е.И.Федорпнова "КПСС я демократия в условиях гп-(Того соииалют*, ириплссаег '.мл'^етг- пестпчояха п теор-т. •сном n/Kim' вопроса оо ошенюнкп партийных н общественны:: iraimaauuü. Автор подчеркивает необходимость рааграинчеп:"/ упкцнй партийных н общественных: opranmruuifl, отрицательно гсшгеает практику админисхрирешаияя, дскалыпает, что еднп-венно приемлем!,im метолом п отпеянепипх ме:чду партийными общестлеинымц организациями дол:ч*.го быть ппаимодействпе, феделеннпе партнерство, а русомодстю со стороны праиящей 1ртип дол;мю носить не плмплкстратшшпй, а политический »рактер.5

П рамках нашего нсследеиаинд интерес представляет капди-атская диссертации М.В.Юико "Coxn писателей СССР в.идео-огической ншзнп страны норное послевоенное десятилетие."3 iti пергдь» ц единственное пока исследонание историка, в кото-ом сиеииалышм объектом [пучения стал <'о?оч писателей СССР, втор лишь чаеттшо кас.аегса отте'Н'лыю;* поры (1053-1055 гг). М.О.Юнко, сле;Огя официальным установкам, осудил статью Шомераннота "Об искренности п литературе" и позицию "Ново-о мира" Л. Тварлоаского » 1!).Г>2-1!)М толы, тогда, как практика торой иалотты -ГЛ) - начала (Ш-х годом показала несосостоя-

ээамп художественной интеллигенции п годы посьмой пятилетки 1906-1970). На материала* Ленинградской партийной организации. Автореф. днсс. на еоиск. уч. степ. канд. истор. паук - М., 980 и др.

1Малофееп H.A. Россия: Сопетн и культура. - МдСоветская >осспя,1Я74

■"Федоршнш К.И. КПСС и демократа в условиях рмшпдгосо талнама. - Воропе:х, 1!)73

'Юнко M.Ii, Союа писателей СССР а идеолоппесге;! жизни граны н норное ¡нк:леноенное десятилетке, Ангороф. дпсс. пасо-iCK. уч.ст. канд. нстор. наук - М., tf?Q2

телыюсть таких опенок. Политические и идеологические догмы неосталинизма 70-х годов окапали решающее влияние на работу М.Н.Юико, во многом лишив исследователя объективных характеристик событии г Союзе писателей СССР в 1952 -1955-е годы.

В конце 80 - начале 90-х годов наметился сдвиг в историографии изучаемой проблемы. Открытие ранее недосгушгых архнв-я п: фондов, критический пересмотр предшествующих исторнче-концепций, штыс методологические подходы нонгалили появиться каучпой литературе ноного качества. Это относятся прежде всего к коллективному труду иод общей редакцией доктора исторических паук В.Б.Журавлева "XX съезди его исторические реальности" и монографии Е.Ю.Зубковой "Общество и реформы 104Я-1904", вышедших в свет в начале 90-х годов.

Определенный шаг н становлении попой. историография 50-60 юдоп был сделан их предшественниками в концо^О-х годов1. Книга, созданная авторским коллективом бывшего И и. гута марксизма-ленинизма "XX съезд КПСС и его исторические реальности" посвящена широкому комплексу вопросов, далеко выходящих за пределы собсгпенно XX съезда КПСС. Монография явилась значительным «кладом п новую историографию по двум, на пат взгляд, причинам. Прежде всего ее следует рассматривать как попытку нового осмысления реформадионпой практики 5060-х годов. Во-вторых, монография одной из первых анализирует . состояние духовной лизни общества и переломную эпоху.

Для диссертаиншшоГ» работы несомненно важны те главы клики, где исследуются вопросы идеология и культуры, оттепели в литературе и искусстве. Написаишлс Д.И.Поляковой и Т.А.Лу-ковцеооЯ разделы - это по существу первые работы историков, где анализируется радиятне литературы и искусства в эпоху недолгой хрущевской оттепели. Опираясь па большой пласт архив-пых документов, авторы показывают противоречивую картину развития литературы и искусства сквозь призму борений двух тенденций - охранительной н обновительной.

Т.Л.Лукопцева, характеризуя литературно -худокествепную -

'Мсдподен Рд!5. И.С.Хрущев. Политическая биография. -М.'.Книга, 1990. Бадяк В.П. Партийной руководство творческими организациями. - Львов: Выща школа, 1988. Иного не дано - М.¡Прогресс, 1988. Страницы истории Советского общества. - М.гПолш'издат, 1989. Свет л тспи "великого десятилетия". Н.С.Хрущев к си} время. - Л.: Леииздат. 1339.

жнзнь 50 CiO-x годов, обращается к деятелькости f'nmn писателей СССР, материалам era пленумов и съездов. Но, ограниченная рамками одной главы (около 30-ти страниц текста), 'Г.А.Дукон-цепа сосредоточила внимание на периоде, предшествовавшем XX съезду KJICC (1953-1956-м годам). Жнт-'ь писательской организации в 195(5-1964-0 шды представлена обзорно п коиспек'ппк'о. Так :г;е как коллективн;ш монография "XX съезд и его исг" • чески" реальности", монография К.Ю.Зуиково;'! "Оби;осг:.и ,. , ■ формы. 1945-19(51" стала весьма заметным пилением формн.''"-глцейся i!01j0]"» историографии последних лет. Кота автор ир: rt з не обращается к истории Союза писателе?!, eit) деятельности, о ссоС'ыН под,ход к периоду хрущевской опопеля деласг эту р,ч ту близкой к проблематике нашего исследования. Нестандарт-- .. ноль монография - в центре со внимания не событийный ряд, а реакция па события общества, отражения их общественным сознанием. Именно новый социально-психологический аспект исследования вывел автора на. нестандартный подход к источникам. Помимо опубликованных документов, архивных материалов Е.Ю.Зубксва широко использует публицистику, художественную литературу, письма с мост, мемуары, дневники писателей, устные свидетельства литераторов (критика Игоря Дедкдва, писателя Вячеслава Кондратьева).

При разности задач, решаемых историками Т.А.Луковцевой, Д.И. Поляковой, Ю.Ю.Зубко.чой, их объединяет один ценный для на с вывод о том, что п авангарде оттепели 50-00-х годов шля литература п искусство. О растущем интересе современных историков к проблемам духовного развития советского общества в послевоенный период свидетельствует ряд научных статей, напечатанных в 90-е годы в исторических и общественно-политических ¡куриалах1.

Профессор Германского университета во Франкфурте на Майне Д. Байpay исследует вопрос об интеллигенции и власти в СССР в послевоенное время. Для нас важно его признание о том,

'Масло» Н.Н. Советское искусство под гнетом "метода" социалистического реализма: политические н идеологические аспекты <30-40 гт) И Отечественная история - 1994 - N б - C.1G0-173. БаЛрау Д. Интеллигенция л власть; Советский опыт // Отечественная история - 1991 - N 2 - С. 122-133. Барсуков II.Л. Оборотная сторона "оттепели" (историко-доку.чепталышй очерк)// Кентавр. - 1993 - N 4 - С.129-143.

что эта проблема слабо изучена п зарубежной и советской историографии, что создание истории творческих с.оюзои, которая до спх лор не написана, является настоятельно необходимой для понимания многих сложных вопросов, связанных с отношениями власти п творческой интеллигенции. Историк Н.Л.Барсуков с статье "Оборотная сторона оттепели" раскрывает малоизвестную до последнего времени рсакпшэ правящей элиты и передового советского общества па pcuicnr.it XX съезда КПСС. Научную ценность представляют не только выгоды 'Н.А.Барсукова, по л огромный круг новых дону ментов, характеризующих общественный климат в стране после XX съезда КПСС. Ошг много дают для понимания внутренних ирукнн идейной борьбы в Союзе писателей СССР в 50-е годы. Общую тенденции последнею яр яп - внимание к духааиой. сторон;: ппзнп сопетского-^ощестиа в 50-СО-е годы - отражают и дисссргпнионш.щ пссле;;,:; £3-х годов1.

' Таким образом, нитересуюг ая иге проблема псследсг,-^д;а получила определенное освещение г. отечественно!'! и зарубежной литературе. Надо отметить поворот исторических исследований последних лет к периоду хрущевской оттепели п выделение духовного развитая общества в 50-00-е годы как особой сферы научных интересов. Однако целый ряд проблем остался не исследованным, поэтому картнга духовной ;:шзпп страны б Е0-09-е годы оказалась неполно}!. Так., история Со;оза писателей СССР, занимавшая^» несомое место т. духовной шиз пи советского общества 50 -60-х годов, до спх пор по стала объектам специального изучения историков. Поэтому мы считаем необходимым сделать предметом своего псследоыл:;!;; деятельность Союза писателей СССР во ш орой половине 50 - начале СО-:.- годов.

Цель исследования: выяснение роли СП СССР в обществе н-по-иолптпческой п духовной ::;пз1;н страны того периода. Автор, учитывая характер нроблешл и степень ее р.иработаныостп, ставил перед собой задачи:

'Богапцева С.С. Художественная шшлл:дешгпя л власть в СССР (середина 1950 - 60-х гг) МГУ и:л. Ло-оиосона. Аиторсф. дисс. па сопск. уч. ст. капд. нстор.п;^'!:. - М., 1995. Кантсмнрова С.М. Творческая молодеет. России в ")ды: Проблемы формирования и развития (на материалах госуд, к общественных организаций) Авторсф. дисс. па сопск. уч7 ст. капд. пего р. наук - • М., 1995 н др.

- Исследовать функционирование Coima писателей СССР как общссгпспцо/f организации.

- Выявить направлении организационно!! н пдеЛио-тпорческой деятельности СП СССР н 50-00-е годы.

- Обобщи ть форм}.! я методы работы ..то центральных v местных органов,

- Псслелпплть влипни« Союза пиедчедей СССР па ду?очг--климат страны и уедопчнх демекр.зппацн ч соиэтг.:сого «ч1ш,<:<"

- Изучить формирован!;« pawurnibix ааправ:ц:t:;íi и ход ", •. ной борьбы в СИ СССР.

Хронологические p;vrix;i i'.ccji1 vvourní:-а находятся в гр-"" -пах .xpyii'.encKoit) десяти летя (1!).*>:$--19<><!-е годы). Именно ъ ■>■;"» ¡алы виянялцеь новые гендешши в деяюльиэсгк СП СССР ч развернулась первая оггепель п литературе.

В процессе опора материала, сш анализа Автор стремился к oói,u:i изноет исследования, полною 01ра.':еиня адекватной Картины исторических явлении, опираясь на требования принципа нсюризма (^оикретно-исторнчес-киЛ подход, изучение пилений в развития). I! работе прямей:!-, лист, такие специальные исторические методы как сравнительно-исторический, ретроспективный, стшхроипый и диахроппый, метод актуализации и методы смежных дисциплин - статистический, системный. Социологических исследований не проводилось, но широко использовались результаты социологических опросов, достаточно репрезентативных.

Источники исследования. Диссертация базируется на комплексном изучении источников: архивных материалов, опубликованных документов, законодательных в нормативных актов государственных, партийных, общественных организаций, дневниках и воспоминаниях членов Союза писателей СССР, материалов периодической печати.

Определяющими для исследования явились архивные материалы п опубликованные документы. Среди опубликованных документов помимо общих партийных решений, статистическо-спра-почной литературы, особое месло занимают документы Союза писателей СССР. Пренсде всего это стенографические отчеты Второго (1954 года), Треп,ею (1959 года), Четвертого (1967 года), Восьмого (19S6 года) съездов писателей СССР.

- В ряду опубликованных источников na ¡нос место заппма:от материалы из ранее закрытых фондов архива ЦК КПСС, сосреде-

точеппьге ныне в Центре хранения новейшей документации (ЦХ-НД). С 1993 по 1996 годы включительно журнал "Поцросы литературы" под рубрикой "Документы свидетельствуют" почта в каждом выпуске публиковал архивны«? материалы ЦХПД. Но все опи имеют отношение к .изучаемому нами хронологическому периоду и пе все равнозначны по содержанию.|Матсриалоп, прямо выходящих па деятельность СП СССР, ворочпегеп мало.

Сре~и опубликованных докумеитоа особое, могло занимает -"Хроника важнейших событий литературной ;ккзни'!, составленная С.И.Чупрштным к трем выпускам наиболее значительных произведений оттепельпой литературы1.

Самую большую и самую значимую для диссерташ. лшого исследования группу источников составили архивные материалы. Архивные документы изучались в двух центра- ,ных архивах - Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ - бывший ЦГАЛИ) и Центральном архиве Союза писателей СССР (ДА СП СССР L дальнейшем). На момент изучения (конец 80 - начапо 90-х годов) большинство архивных документов, относящихся к деятельности СП СССР, хранилось пе в РГАЛИ, а Центральном архиве писательского союза, г» так называемом фонде Секретариата. Этот фонд, с точки зрения архивоведения, был обработай, систематизирован н описал. В ЦА СП СССР изучены материалы всех иленумов правления, протоколы заседаний Президиума правления и Секретариата Союза писателей СССР за 1956-1964 годы. В РГАЛИ изучались архивные документы в фондах 631-ы и 2038-м (фонды СП СССР и CI1 РСФСР).

Опубликованные и архивные документы дополняют материалы личного происхождения - дневиикп, мемуары, переписка.

Для д&ппого исследования вазоны пе мемуары политических деятелей, даже такого уровня как мемуары Н.С.Хрушепа, а тех . представителей культуры, литератур!.!, кто имел непосредственное отношение к Союзу писателей СССР, его печатным органам. Особое место принадлежи г дневникам - они важнейшее дополнение к официальным источника;.!. Газетные и журнальные публикации,- решения Союза писателе!! часто г.ска;:;алн или иамерен-

1 Оттепель 1953-1956. Страницы русской советской литературы // Составитель авторских статей и хроииг.п ва;::нгйшнх событий С.ИЛупришш. М.гМоскоьскпГ. рабочий, 19S9. Опепель 19571959 // Там же - М., 1990. Оттепель 1960-1902 //Там же - М., 1993.

но затушевывали смысл ri характер илейноН борьбы п литературе, истинные причины событий. Почки,ty Хроника журнальной жизни О.Л.Лакшина "Новый мир" но промена Хрущева (1SG1-1931 и1), или заметки "Из рабочих гетналеЛ" Л.Т.Твардозского нлп дневниковые записи Ф.Лбрамот, В.Отчг.ннп, К.Чукоясчо-» приоткрыв:» ¡от другу го сторону лтп.ч п;к:а ['\T['C;:oii орган-панн л, ком-зге.::;;' :-оссо}даи. o'"'i.r:;n:::i!v:3 кпртпау происходивших со' > ткй Разнообразный фактический члторипл был обнаружен ;•:•>-гором в H<'p:!onirtea;oil нечлгч ГО С;О ге.лпз - и статьях и зпт к ах, помешенных >« " Литературной г: у тку". "Правде", пурн.зл:'-: "Коммунист", "Ясный мир", "Октябрь", "Знамя".

Пыгнсчрпведгчкн :Л анализ ар л и мн? г л м.ч ¡ермалов, опуилико:'ллг-пых документов, мемуаров н ¡граолнкн подтверждает, что нсточ-иикоиая база оказалась достаточной дня полноты исторического исследования.

Научная повялил днссертсли;:;. Научная новизна исследования заключена в самой постановке проблемы. R кругу исторических исследований такая тема л хронологических рамках второй половины 5(1 - начала (50-х годов заяилеиа впервые. Тем самым научной нспнзиой отличаются во» основные проблемы диссертации.

- Эю касается и раскрытия в цело?,! вопроса о Союзе писателей С .'ССР как сменнфнчес.кой общественной организации применительно :: определенному хронологическому периоду.

- Эго выражено в новых подходах к оценке организационной к идейно-творческой деятельности Союза писателей СССР в отте-пельлую нору.

- Научной нспнзиой отличается анализ ирнчнп, истоков и характера ндеЗтюйборьбы в СП СССР, цоказ формирования в твор- * ческом союзе реформаторского и консервативного направлений.

- Использование новых архивных источников, не вовлекавших- < ся в научный оборот.

Практическая значимость днссертацпонпого исследования видится автору в том, что его работа как историческое исследование помогает восстановлению полноты духовной жилил нашего

'Лакшин H.H. "Новый мир" ко времена Хрущева, 19G1-10G4. , Страницы дневника // Знамя. - 1990 • N 0-7. Опсчкпи D.D. Статьи, дневники, письма. - М., 1972. Твардовский Л.Т. Из рабочих тетрадей. 1953-1960 // Знамя - 1989 - N 7-9. Чуковский К.И. 1Ь дневника // Знамя - 1992 - N 11-12.

обтеса ла в 50-е - (Ю-е годы п может aali ти применение в препода вательскоЛ работе. На основании диссертационного исследования возможны разработки спецкурсов дли студентов разных вариантов.

Апробг.щм работы. Результаты диссертационного исследования были йнроблровапь! и выступлениях на научных конференциях РСФСР и научных сессиях кафедры политической истории Воронежского государственною университета, кашли отражение и публикациях материал«!) конференций и научных статьях.

Исходя из поставленных нолей и задач исследования была определена структура работы, которая состоит из введении, трех разделов ¡; заключения.

СТРУКТУРА П ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

oöociioвыпаетси окгуалыюсть избранной темы, определи! зтея объект и предмет исследования, ставятся цели изучения, характеризуются хронологические рамки, рассматривается степень изученности вопроса, ксточиикоаая база, выявляется научная новизна н практическая значимость исследования.

В черном разделе "Уставная д^ятеш.ччсть и структура Сшоа писателе,'! СССР со второе половине 50 - начале СО-х годов" дается комплексна;! характеристик а факторов, которые предопределили деятельность СП СССР, раскрывается особенность СП СССР как специфической общественной организации, показаны его .слог.ньте отношения с партийными и государственными органами, выделены основные направления организационной деятельности тшрчсского симза, особое внимание обращено па демократизацию его организаторской работы.

Среди условий, которые оказали решающее влияние на деятельность СП СССР в 50 -60-е годы, иыделены факторы: изменения в политической п общественной ксизни страны после смерти Сталина я XX съезда КПСС; сохранение вдеодогизнрованностп литературы и искусства; специфическая политизированность ии-(еллигешцш, особеико ткорческой; существование Союза писателей СССР в тесной сиязке командно адмшшетрашвиой системы.

Раскрывая особепностц работы творческого союза нксптслс£, "тор подчеркивает, что в его деятельности четко выступали две

стороны: одна содержательная, связанная с назначением творческого союза, другая - организационная. Организационная деятельность необходимая часть работы творческого союза, поскольку была направлена на обеспеченно главной функции СП СССР -творческой, ради которо/1 я обьедп»*н нет. писатели з еС-гг^ст"-:•-иуго организацию. Полому в раздето выделяются наирл::лег.ч: организационной деятельности СП СССР, пчзлтнруече.:- "го " -бота в соответствии с Уставом.

Собственно организационная дент-л-'н.-.и-сть ОН СССР у,>■;.,— смысле слова включала такие компоненты кпч: еяргтлетих • совершенствование структуры оргатттшн; ноне-: Со.,»,<" ' -■гивных методов работы руководящих выборных орп'чоз Сомзз, координация работы всех созданных СП учреждений I! организаций (издательств, Литфопда, специальных учебных заведений, Всесоюзного управления по охране авторских прав); постойное взаимодействие с местными отделениями писателей; формирование различных комиссий, с*ек1шй, общественных советов, редколлегий литературно-художественных изданий, созданных при СП; специальной заботы требовала работа по воспитанию литературной смены, передача молодым писателем опыта старшею поколения.

Проблема демократизации организационной деятельности Со--, юза писателей рассматривается в рамках тех представлении, которые характерны были для эпох« 50-60 :: юдоп. Подчеркивается, что писатели уже па Втором съезде (1951 г.) заявили о необходимости коллегиальности в работе творческого Союза. Коллегиальность в ту пору трактовалась достаточно широко. Речь шла

0 регулярной работе выборных ор1аног, Союза писателей (между

1 и П-м съездами писателей был персрыя л 20 лег) - Правления, Президиума правления и Секретариата, о способах участия и влиянии всех членов СП на его деятельность, о демократнче-' скнх методах взаимоотношений центральных и местных органов писательского Союза. В диссертации показывается, как руководство Союза писателей старалось выдержать уставные пормы по проведению съездов, пленумов Правленая, заседаний Секретариата. Секретариат ¡сак постоянный исполнительный орган рабопл в течение 2-х лет, а затем по Уставу переизбирался на дС-пум.е. Признаком демократизации органкзац такпо.1 работы с^хча практика выездных пленумов Правления и расширенных заседаний Секретариата.

Постоянная сменяемость и обновление руководящих органов СП СССР - один из показателей демократизма п организационной ¿низки писательского Союза. Анализируя состап руководящих органов СП СССР, избранных на. Н-м, Ш-м, IV-м съездах «•..•.сатеяей, автор па конкретных примерах показывает, как шел процесс.

и',., прмтялгеиии 50-60-х годов в Союзе писателей шли постоянные поиски форм и методов вовлечения в его работу писательского актива. Особы!.! способом такого вовлечения стало создание различных.творческих Советов. По решению III съезда писателей (1059 г.) были образованы общественные советы по критике и литературоведению, по художественному переводу, но драматургии и театру, сонет по кино ц телевидению, совет по детской и юношеской литературе, совет но воепио-худоясествецной л—гературе. Исследуя состав и работу общественных советов, автор пришел к выводу, что общественные советы были подлинно демократической формой работы Союза па еателей. Их участники пе были аппарат ными работниками СП СССР. Из многих форм работы писателен'! л союзе , общестнепные советы были наиболее действенным и наименее формализованным способом участия большого писательского актипа а делах Союза. Прежде всего - это связано с их назначением таким как - развитие творческой деятельности писателей и соответстнуюшем литературном жанре, их стремление?.! к постоянным контактам с читателями; их конкретной работой но организации выхода в свет авторских сочинений, постоянной заботой о молодых писателях.

Новые тенденции, иоявншииеся в жизни творческого Союза в 1953-1956 гг., сказались на формах и способах руководства местными отделениями. При ныеших органах СП СССР была создана Комиссия по русской литературе республик, краев, областей а автономий для руководства местными отделениями. В работе с местными отделениями предпочтение отдавалось непосредственному общению членов руководства с литераторами из местных отделений: обсуждались их печатные органы, книги, организовывались семинары, конференции. К этой работе Союз писателей старался привлечь опытных талантливых, писателей.

На осповаишг анализа архивных документов в диссертации раскрыта содержательная сторона направлений по демократизации организационной деятельности СП СССР, обобщен фактический материал, который наглядно представляет объем работы

Союза писателей я названных областях.

Целый блок организационных »опросов был связан с реализацией такой функции Союза писателей как забота об улучшении культурных и материально-бьт зых условий членов Союза. Б диссертации раскрыты различные формы социально?) зпгя-угы писателей, подчеркивается значительная роль государсз••. • -шепни тшх иоиросов.

При рассмогрсияи ограгшзаииониой работы СП СССР обращено внимание на установление постоянной связи г.- ■ <;<ч-лей с читтельской аудиторией. Союз писателейиспользо1 ь> зтсго самые разнообразные формы общения, имевшие оссбу.о пулпрность в йО-ОО-е юлы: выступление поэтов, прозаикиПолитехническом музее я Москве, в книжных лапках, проведение специальных Дней попик. В 50-00-е годы СП СССР создал Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы, которое развернуло огромную работу но организации и координации связей писателей с массовой аудиторией. В этом процессе было важно н формирование эстетических вкусов читателей, и повышение их общественной активности, и установление обратной связи, очень необходимой писателям.

По втором разделе " Новые тенденции п идейио-творческой де^ ятелышсги Союза писателей СССР в 1953--1958 гг. и падало раз--ме^епанпгл консервативных и демократических сил" внимание сконцентрировано вокруг ндейно-творчоской работы советских писателей Н новых тенденций этой сферы деятельности творческого союза. Новые процессы в идейно-творческой жизпи рассматриваются п тесной связи с теми переменами, которые произошли в стране после 1(15?, г. и XX съезда КПСС, прослеживается различное 01 ношение и писательской среде к проблемам преобразований в стране и к новым веяниям в литературной жизни, выясняются причины идейного размежевания писателей. '

Поскольку на идейно-творческую деятельность СП СССР особо влияли такие факторы как: господство одной идеологии в Советском обществе, полнгизировашюсть творческой интеллигенции, то в диссертации анализируется их своеобразное преломление в условиях общественных перемен 50-60-х годов. Критика культа личности Сталина открыла возможности для пересмотра ряда до! магических положений в марксистской идеологии. Эти нодпижки в идеологической сфере наряду с более глубокими изменениями в политической обласл!, социально-экономическим!!

реформами способствовали появлению в советском обществе противников и сторонников преобразований. Хотя идейно- политическое единство считалось нормой жизни и всякое расхождение с официальной идеологией квалифицировалось как ревизионизм, идейная борьба стала фактом общественной жизни и ее мотивами пронказпа пся деятельность Союза писателей в 50-60-е годы.

В диссертации обращается внимание на то, что в литературе раньше и сильнее обозначились обновленческие тенденции и четче заяг.из А о себо борьба охранителей и сторонников преобразований в силу особенностей литературного творчества (предвосхищать потребность' общества п новых идеях) и особой роли литература в политической кизил (литература была каналом, куда ■ устремлялись общественные страсти, она становилась своеобразным замени гелем подлинной пар ламентской трибуны). Литература г. т корчесгп'! союз литераторов иыдппгались в к£.аигард об-нестгеяш.тх сил, желающих обновления страны. Литература в самом начале оттепели задавала той к постановке общественных проблем ("Районные будни" В.Спечкина) и одновременно в процессе дискуссий, развернувшихся с СП СССР, был поставлен вопрос с б изменении положения дел п Союзе писателей, в литературном творчество. В диссертации подчеркнуто, что новые тенденции идейыо-худокествениого плана обозначились в дискуссиях 1953-1951 гг. л па Втором съезде писателей СССР созванном * В декабре, 1954 г.

Обновленческий дух в деятельности СП СССР выразился в стремлении творческого союза реалистично оценить состояние литературы и роль писательской организации в творческой жизни своих членов. Это воплотилось в таких явлениях как: критика адшшлстрзтнвисНЗюрократяческих методов работы СП СССР, •разоблачении лакировки в литературных нроизнедешшх, негативкой рола руководства Союза писателей, поощрявшей литературу подобного толка; были выдвинуты требования правды, искренности в литературном творчестве, осуждалось несправедливое награждение государственными (сташшскнмл) премиями серых, тенденциозных творений латерагоров; дискутировался вопрос об отмене оджлцих партийных постановлений 1946 года по литературе, бгяло заяалепо о необходимости восстановления истории советской литературы во всей ее полноте. В диссертации обращено вшшапие иа то, что новые тенденции в идейно- творческой тлшп; нисагелей пробивали себе. до;.о; у в острой борьбе

с административным диктатом партийного аппарата, с охранителями в среде СП СССР,

Главный редактор "Нового мира" А.Т'.Твардовский был снят с работы решением Секретариата СП СССР, выполнявшего указанна идеологического отдела ЦК КПСС. Острая борьба разнеслась па II съезде писателей СССР- Основной доклад Л.А.Сур.-а ••■>, был малокрнтнчен н опенке прошлой деятельности СП СС'Ч\ оказался да.:нч;пмотс.Гн.ецтпннотанализасовреиеииогоу >•>:-тературного процесса. Но новые идеи властпо стучались в д.. ... общества и литературы. Поэтому, несмотря на администргд ■ ..-ный пахни накануне II съезда писателей, па дозированные ш¡разительные доклады н содоклам, на съезде прозвучали :;рц-тическне, содержательные выступления М.Алигер, О.Бсргольц, П.Каверина, В.Овечкнна. П их выступлениях были выдвинуты предложения но перестройке работы СИ СССР в демократическом духе, псе они сонроиождзлись оценкой творчества намеренно забытых докладчиком старых мастеров или вновь входивших в литературу писателей. Союзу писателей было правомерно по-■ ставлено в липу создание определенной обоймы имеп, за пределами которой оказались талантливые, неординарные литераторы: М.Булгаков, М.Светлов, Е.Шварц, Ю.'Гьшяиов.

В разделе рассматривается посту нательное развитие творче- \ ской деятельности СП ССОР в 1953-1955 гг. и отмечается в этом движении особое моею XX съезда КПСС, который стал важным рубежом в жизни страны и формировании новых процессов в идейно -творческой деятельности СП. Влияние съезда оказалось многогранным. В СП СССР активировалась работа комиссии но восстановлению в Союзе реабилитированных писателей. Начали издаваться новые литературно-художественные журяа- , лы, перед журналами, органами СП, были поставлены новые творческие задачи; в духе XX съезда была пересмотрена рпбо- ■ та издательства "Советский писатель"; я ряде городов были открыты отделения СП СССР (Тамбов, Рязань). Исследуя перестройку работы СИ СССР после XX съезда, автор особое внимание обратил на обсуждение в Президиуме правления СП (иголь 1950 г.) работы издательства "Советский писатель", поскольку обсуждение как в фокусе сконцентрировало все главные проблемы писательской организации: в выступлениях писателе'! А.Бе ;а, К.Симонова, К.Чуковского проводилась идея самостоятелмтстй писательской организации, необходимости се освобождения от а ч-

мшшстратнвного диктата чиновников. Поставлен был вопрос о творческой свободе, о врано па издание книг писателей разных эстетических и идейных направлений. Было выдвинуто предложение об организации новых издательств, построенных на кооперативных, демократических началах, о.поч'шпенин издательского дела профессиональным нпсателеям путем создания общественных советов, путей учета издателями рекомендаций секций Союза нисателиИ СССР. Новые тенденции в идейно--творческой роботе скакалка, na способах руководства CII СССР местными отделениями. В диссертации раскрывается плодотворность этой работы па примере обсуждения альманаха " Литературный Воро-пеж-' и 1950 году. D диссертации прослеживается как после XX съезда КПСС правящая партийно- государственная элита, исну-ганшись роста общественной акгнвиости, начала отступать от намеченного курса па демократизацию обществеиио-- иод отеческой ;:;нзни и как эга непоследовательность в политике отразились иа деятельности Союза писателей.

Понимая значимость литераторы в формировании общественною мнения партийна- государственные органы выступили против новых тепдеиннй в деятельности СИ СССР. Под их на-кимои в 1957-58 гг. прошла серия проработанных кампаний, наиболее громкими из которых оказались: обсуждение романа В.Дудннцеиа "Не хлебом единым" и второго выпуска альманаха "Литературная Москва", дело вокруг присуждения Нобелевской премии Б. Л .Пастернаку. Анализируя работу 111(1957) и IY(1958) Пленумов СП СССР, автор показывает как реализовался административный диктат в тиорческой организации. Послушное нар, тиНныы указаниям руководство СП СССР пачало активно выступать против новых явлений в творческой жизни, возрождать проработанные кампании в худших традициях 30-40-х годов. Писателей, ставших объектами проработок обвиняли в ревизионизме, идейной незрелости, да;:;е антисоветизме и требовали от них покаянных выступлений. Пленумы показали несамостоятельность писательской организации, ее зависимость от партийного руководства. Кроме того они обозначили и такое, характерное для СП СССР явление: за долгие годы сталинского диктата в СП СССР сложилось прочное консервативное ядро писателей. Охранители в Союзе писателей, используя колебания политического руководства страны, реанимировали сталииско-ждановский дух проработочных кампаний, активно выступили против обновления

творческой деятельности СП СССР. 13 диссертации показано, что при всех стараниях консервативных сил им не удалось нернутъ писательскую организацию в то состояние, которое она переживала при деспотическом режиме Сталина.

В 1953-1958 гг. в Сотозе писателе!! ьачали формироваться группы талантливых писателей, которые противостояли коно>"-паторам и старались сохранить п писательской сргашгшдеи ду.. и смыс.Л демократических решении XX съезда КПСС. Па Пленумах 1057-1958 гг., где пытались взять реванш С.Бабаелк'.кд . М.Бубеннов, С.А.Смирнов, А.Димшиц, Л.Софрспов, проззуч,--лп достойные выступления С.Ор.чова, Л.Яшина, С.Кирсанога Е.Л"'1мато!)скою, К.Федина. Оли уводили писательскую организацию от проработанных кампаний, анализировали развитие литературы, показывали на многочисленных примерах ее успс-хп, отмечали благотворное влияние па СП СССР решепий XX съезда КПСС.

В третьем разделе "Формирование демократического и консервативною направлений и обострение идейной борьбы п Союзе писателей СССР на рубеже 50-(50-х годов" раскрываются условия, которые привези к оформлению дпуч направлений в СП СССР, характеризуются слагаемы« реформаторских сил, анализируются их идейно-творческие устремления, выявляется позиция кои- ■ серватипных сил, показано усиление конфронтации в СП СССР в начале б0-х гг.

Автор выделяет рубеж ,50-00-х годоп, как особый этап п идейно-творческой работе ОН СССР и обосновывает причины такой периодизации п деятельности Союза писателей. Вопреки откатам назад политического руководства. страны после XX съезда КПСС обьектшшые общественные потребности пробивали себе дорогу, и в Союзе писателей, несмотря на рвение охранителей и их па.тнск в 1957~1!)58-е годы, тел процесс либерализации его ' организационной п творческой деятельности. В холе борьбы консервативного и демократическою крыла писательской организации произошло более четкое ратмелева/ше противостоящих снл. Борьба двух тенденций в нисательскоЛ организации п послеста-лниское пятилетне привела к двум явлениям и ее среде к концу 50-х годов:

- Начало оформляться новое реформаторское течение в СИ СССР, ею представители более чежо определяли свои ндсЛио -творческие позиции.

- Разжжеваиио и определение позиций вызвало обострение лдеНпой борьбы на рубеже СО-СО-х.годов. И советское общество и Союз писателей СССР вшили из подготовительного класса 50-х годов более зрелыми, гозовыш: последовательно идти по пути реформировании общества и изменения положения дел в писательской организации. В диссертации названы те явлении, которые дали основание автору сделать вывод об оформлении н Союзе писателей пог.ых реформаторских сил на рубеке 50-60-х годов.

- Бориба за правдивое изображение советской действительности против лакировки сформировала в творческом союзе группы талантливых писателей, которые заявляли своими нроизведеци-)нш, что и в соиетских ус/йншях да&е нри незначительной либерализации политической г.шзпи позы от.; но создание правдивой пысокохудоз^естнешюй литературы.

- В начале 00-х (1962) органон СП СССР Инстшу том Мировой литературы им. Горького била кроиедепи конференция 'Тума-ш;и'ш и современная литература". В ходе ее было отмечено, что гуманистическая концепция с ее главным пафосом - интереса к челоиеиу как самоценной личности - наметила поворот советской литературы к человеку. Литература фиксировала зтот поворот в кааии г; .самосознании общества выведением на свои страницы героев, находящихся в состоянии нравственных поисков. В худо-кест1.епных11роиэ$;еде11иях'Ф.Абрамова, Ч.Айтматова, В.Быкова, К.Воробьева, А.Солженицына, В.Семина, В,Мо:каеиа, В,Шукшина вопреки офнцпальпой теории обозначился прорыв к общечеловеческим цетаюстяи, говоря современным языком. В 50-60-е годы это означало выход за пределы социалистического реализма. Шло утверждение самоценности личности как таковой, независимо от ее классовой принадлежности.

~ На рубеже .лО -60-х годов были созданы художественные произведения, и которых критически оценивался весь советский период. Это книги Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", "Все течет" , повесть А.Бска "Новое назначение", неизданные в СССР произведения А.Солженицына. А.Бок раскрыл механизм командно-административной системы, сложившейся в 30-40-е годы и тем самым поставил вопрос о'сущности государственного социализма. В.Гроссмац характеризовал существующий в стране строй как антидемократический и пытался ответить па вопрос об истоках несвободы на Руси.

- На рубеже 50-60-х годов формируется демократическое па-

Правление в Союзе писателей СССР. Оно проявило себя не столько в деятельности еш руководства, сколько в позиции печатных органов писательского союза, вокруг которых объединились целые коллективы талантливых писателей "¡юной волны". В этой связи диссертант выделяет журналы ' Новый мир", "Юность" и их авторов, "Литературную газету" 1959-1962 гг.

- Формирование нопаторсквх сил в СП СССР (позже их назовут шестидесятниками, детьми XX съезда) усилило конфронтацию, обострило пдеПпуто борьбу н привело к противостоянию противников и сторонников преобразований п общественной организации писателей.

- 13 диссертация подчеркивается, что мощное воздействие на творческую деятельность СП СССР на рубеже 50-GQ-x годов оказали ХХП съезд КПСС и "исторические встреч и" Н.С.Хрущева и его идеологическое аппарата с представителями советского искусства. Они усилили размежевание и писательской среде и придали более острый характер идейной борьбе.

- Сою» писателей СССР, считаясь с процессами идущими в творческой среде на рубеже 50 -60-х годов, начал отход от_проработанных кампаний, стал более пристально заниматься собственно литературными проблемами. На его съездах, пленумах копна 50 - нач;и1а GO-x годов появилось стремление к объектив--ному анализу развития советской литературы. Основанием для характеристики новых явлений в деятельности СП СССР стал анализ работы Третьего съезда писателей СССР (1959 г.), Второго (I960) и Третьего (НШ) Пленумов СИ СССР.

H диссертации анализируется общественно политический подъем л стране накануне и после XXII съезда КПСС и отмечается его непосредственное воздействие на консолидацию демократических сил в Союзе писателей. Программное'выступление на XXII съезде А.Т.Твардовского, как лидера реформаторских сил, от- t крытая критика сталинизма способствовала укреплению позиции демократического направления в Союзе писателей. В диссертации раскрывается смысл решений Ш Пленума СП СССР, созванного после XXII съезда партии в декабре 1961 года: его работа показала, что Союз' нисателе/i пролагал дорогу талантливо ¡1 литературе смелой критикой консервативных произведений (романа В.Кочетова "Секретарь Обкома" it др.), требованием от литературы критического подхода к советской действительности и прогнозирования тенденций развития общества.

H диссертации на примере позиции "Литературной гакты' в H).r)9-if)(>2 гг., всей линии "ЧЬикн-п мира" А .Твардовского докатывается, что к началу СО-х годов члены Союза писателе!! создали талантливую литературу, которая оказывала пгомадное влияние на общественный климат в стране

Несмотря ца натиск консерваторок (и диссертации анализируется их починки па IY (март 151(53) пленуме СИ СССР) и откат назад поело "исторических нет рем" U.C.Хрущева и его аппарата с деятелями литературы и искусства, борьба за новую лшерату-ру и новый духовный климат в стране не прошла бесследно. В диссертации дан анализ чптгедьскоВ почты s адрес ЦК КПСС и Н.С.Хрущева после его речкой» выступления 8 марта 1903 года. Читатели г. письмах достаточно с поло выступил» против алми-та-трпгиг.погодиктата. Пвгьилп критикой позиции Н.С.Хрущева в области литературы и искусс» па. - что новое явлвляе и г.нзни страны, ро;-;леиное отчеиелыо. Читательские письма г, адрес нервот лица в стране свидетельствован! о многом: cfnucrniriui'ir мнение в стране изменилось, согетекке люди почувствовали духовное раскрепощение, перестали воспринимать себя как счагистов истории,

- с;:'.: ксклл'и действенные формы влияния на художественную кол к мп.у. Нее то дало Прага па иывад, что после очистительных «строя -XX и XXII съездов КПСС страна, советские граждане станов ::.чись другими, н литература сыграла здесь громадную роль - oïu: б! г.ча одним ii3 каналои, куда устремлялись передовые об-П!,г< тепш.К' настроения.

Литература времен хрущевской оттепели формирована и определенный тип писателя и определенный тин читателя, которые Д'ш-чли демократически:.* т радинии до наших дней. Шестидесят-иш.к, дети XX съезда с гали активными деятелями по обновлению сгрзии у;.д- в новую аиоху tuopyto половину НО 1 начало 90-х годов.

В заключении диссертации подведены игогн исследования, обобщены его результаты, сформулированы основные выводы, вытекающие из содержания работы.

О с i i о u ï I ! л с п оло; кенвн днссартшт по г р;.,:епьг и с.:с:;у:о-нц!х иубликаниих ан гора:

1. КПСС и твпрч'ччлк" союзы в условиях перестройке// КПСС, общественные организации: проблемы перестройки и обновления.

Меппузопскпй сб.паучных трулоп - Воронеж. - 1990 - C.-S9-109 (п соалторстпс).

2. Пошло тепдеипдп з сбш,ест!ччшо-!1олгтческой : лизни стра-,7,ч поело XX съезда КПСС делтелглтзст. тзорчес.тпх со:с~е s // T'-.-m даучпо :i{io,:riiU',ci:o.1 кояф. "КПСС ч реализация

:'г''1-г;ол-гг-гт'с::ей р'"] ep"ri: резул'.'т.-.т'Г :г гог-ск'чгпг-' -• гиг" ;-, г-'Ч г. - Л

.• " Ого»1- «"О.» wl СССР // Hp' зпемп с* "с • -

у;'„е(-;'г:я:г чор.- ;■-т:)-.-." ei а г.'Л'ч;:'" ■ . У,->.,;i!.;jí. <•::■•;'•(.;■ —ijú.-;::k:iiicku;í nny"¡;. s«:-.J>. 20 «ap:vi;i i г. - Popo::e;::, IfiOtï. - П с.

I C'rrn i п пеател- '.7 СССР п Поропеяскез отделение го II-Û тг-~г-?""v ff) - начал.» G0-:t годоп // Актуальлгг? попрссы палатглесчой пегорзя. Материалы иаутиой сессия. П-'н. IX. - Поронел, 1907 -С.<58-70.

г

тч'чч ергезшз'/ге;1