автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже XIX-XX веков

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Брандобовская, Лолита Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже XIX-XX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже XIX-XX веков"

На правахрукописи

Брандобовская Лолита Владимировна

Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже XIX - XX веков

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

л.^гГ

Магнитогорск 2004 '

Работа выполнена на кафедре теории музыки Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского

Научный руководитель - кандидат искусствоведения Шелудякова О.Е.

Официальные оппоненты -

Доктор искусствоведения, профессор

Засл. деятель искусств РФ Е.Б.Долинская

Кандидат искусствоведения

доцент Н.И.Лазарева

Ведущая организация - Оренбургский государственный институт искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей

Защита состоится 16 декабря 2004 года в 17 часов на заседании Диссертационного совета К 092.23.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения Магнитогорской государственной консерватории (455036, г. Магнитогорск, ул. Грязнова 22)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Магнитогорской консерватории

Автореферат разослан_ноября 2004 года

Ученый секретарь Диссертационного совета

Г.Ф.Глазунова

23131

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы значительно возрос интерес к краеведению. И это вполне закономерно: человек не может и не должен жить с ощущением «разорванной связи времён». Прошлое, в особенности история родного города, области, края, дает ощущение устойчивости и надежности, дарит исследователю личную сопричастность событиям и людям прошлых столетий, а дерзания, поиски предков становятся для заинтересованных современников и бесценным опытом, и мудрым предостережением. К таким исследованиям принадлежит и предлагаемая диссертационная работа. В ней рассматривается музыкальное искусство Вятки рубежа веков сквозь призму деятельности Вятского

музыкального и церковно-певческого Обществ.

Богатейшие культурные музыкальные традиции Вятки до сих пор почти не становились предметом специального рассмотрения и безусловно нуждаются в описании и анализе. Из книжных изданий необходимо назвать лишь книгу Р.М.Преснецова «Музыка и музыканты Вятки», ставшую первой попыткой создать полную картину музыкальной культуры Вятки. Развитие же духовной музыкальной культуры в крае вообще не становилось предметом научного рассмотрения. Таким образом, актуальность исследования заключается в попытке заполнения одной из многочисленных лакун исследования духовной музыкальной культуры провинции.

Объектом исследования стало музыкальное искусство Вятки на рубеже XIX-XX веков.

Предметом исследования явилась становление и

Обществ, а также выявление региональных черт Вятской культуры.

Цель исследования - анализ деятельности Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ в контексте музыкального искусства Вятки на рубеже Х1Х-ХХ веков -обусловила выдвижение следующих задач:

1) воссоздать целостную культурно-музыкальную картину музыкальной жизни Вятки первых десятилетий XX века;

2) выявить специфику развития музыкальных Обществ в Вятской губернии;

3) систематизировать события культурно-музыкальной жизни Вятки в названный период и создать хронологию культурно-музыкальных событий;

4) осветить деятельность крупнейших просветителей и инициаторов общественно-музыкальных акций.

5) осуществить анкетирование церковных хоров и на этой основе провести сравнение современной церковно-певческой ситуации с положением на рубеже Х1Х-ХХ веков.

6) Собрать сочинения вятских духовных композиторов.

Работа музыкальных Обществ рассматривалась по четырем основным направлениям:

• организационная деятельность (собрания, решения),

• концертная деятельность,

• музыкальное образование

• социальная помощь

Материал диссертации. Сведения о музыкальной культуре Вятки начала ХХ века для предлагаемого диссертационного исследования были получены из разных источников. это архивные документы,

местная периодическая печать и столичные газетные и журнальные издания. Задействованы материалы и из архивов, частных коллекций.

• в Государственном архиве Кировской Области (ГАКО) хранятся документы об устройстве духовных концертов (Ф. 582), о певчих архиерейского хора (Ф. 237), об учреждении ВЦПО и изменении Устава ВЦПО (Ф. 639.), о певческих курсах 1903-1904 и 1916-1917 гг., проводимых ВЦПО (Ф. 640), а также о его деятельности в 1917 году (Ф. 582), клировые ведомости о деятельности и жизни ААИгнатьева в Вятке (Ф. 237) и Слободском (Ф. 881), о деятельности ААИгнатьева в Вятской Ученой Архивной комиссии (Ф. 170), в Кружке любителей церковной старины (Ф. 270), о Вятской первой мужской гимназии (Ф. 211.).

• в краеведческом отделе Кировской областной научной библиотеки имени АИ.Герцена. Это периодическая печать -газеты приложение к «Вятским губернским ведомостям», «Вятская речь», «Вятский вестник», «Вятские епархиальные ведомости», содержащие рецензии хоровых концертов, литературно-музыкальных вечеров, размышления о проблемах певческого дела, материалы о проводимых церковно-певческих курсах, отчеты ВЦПО, а также отдельные издания - Устав ВЦПО, ААИгнатьев «Церковно-певческое дело в Вятке и Вятской епархии» и многое другое.

• в центральных газетах и журналах - в «Русской музыкальной газете», «Музыка и пение», «Хоровое и регентское дело».

• в рукописном отделе Российской национальной публичной библиотеки г. Санкт-Петербурга (письма А.А.Игнатьева за 1913-1916 гг.).

• в Екатеринбургской областной научной библиотеке им. В.Г.Белинского - сведения о деятельности ААИгнатьева в Екатеринбурге за 1916-1917 годы были почерпнуты из газет «Зауральский край», «Уральская жизнь».

В работе были также использованы сведения из архивов Р.М.Преснецова, Е.П.Столбовой (внучатой племянницы ГА.Трейтер), нотного архива Вятского архиерейского хора, материалы воспоминаний и личных встреч с певчими архиерейского хора под управлением Н.С.Любимова -Г.М.Никулиной и САСозиновой.

Научная новизна работы заключается в освоении, систематизации и аналитическом рассмотрении обширного архивного материала о музыкальной культуре города Вятки рубежа Ж^ веков, в период наиболее активного формирования профессиональной музыкальной культуры и профессионального музыкального образования и, вместе с тем, наиболее переломный момент истории вятского края. Воссоздана хронология концертной жизни Вятки с 1900 по 1917 год.

В диссертационной работе предпринята первая попытка осветить деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ, их учредителей и активных деятелей. Названная научная проблема рассматривается в контексте музыкальной культуры России в целом: прослеживаются взаимосвязи ВЦПО с аналогичными организациями в Вятке, Москве, Петербурге. В центре внимания оказывается не только

деятельность организации в целом, но и портреты отдельных, наиболее ярких его деятелей.

В диссертационном исследовании используется методология исторического музыкознания, музыкального краеведения. Аналитический подход применялся для исследования деятельности ведущих организаций, края и их руководителей. Кроме того, эпизодически использованы методы исторической реконструкции и сравнительного анализа.

Теоретической основой диссертации стали музыковедческие труды Б. Асафьева, Ю. Келдыша, Е.Долинской, Е. Левашова, М. Рахмановой, А. Соколовой, И. Степановой, Н. Захарьиной, М. Макаровской, Н. Потемкиной, О. Урванцевой, посвященные развитию отечественной музыкальной культуры в указанный период, труды по истории русской музыки И. Гарднера, М. Бражникова, Н. Успенского, Б. Николаева, а также работы по музыкальному краеведению М.Мжельской, И.Петровской, Б.Хавторина, Л.Шабалиной и других.

Практическая ценность исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах истории отечественной музыкальной культуры, исследованиях по общему и музыкальному краеведению, в качестве справочного пособия для экспозиций в краеведческих музеях, а также при разработке программ деятельности современных культурно- просветительских организаций.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниях кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени

М.П.Мусоргского. Положения диссертации апробированы в выступлениях на научных и научно-методических конференциях в Кирове и Екатеринбурге. Материалы исследования включены автором в лекции по краеведению. Основное содержание исследования отражено в публикациях.

В результате возникла следующая структура

диссертационного исследования: введение, 3 главы, заключение и ряд приложений. Во введении дается краткая историческая справка о Вятке, производится обоснование проблематики диссертации, ее основных задач. В первой главе прослеживается деятельность церковно-певческого Общества от основания в 1910 году до прекращения деятельности в 1917 году, предпосылки его возникновения, кратко затронуты история Архиерейского хора и творчество известных композиторов Вятки. Во второй главе рассматривается деятельность Вятского музыкального Общества. Третья глава посвящена видным деятелям музыкальной культуры Вятки и, в частности, А.А.Игнатьеву. В заключительном разделе диссертационной работы дается сравнительная характеристика деятельности обществ, духовной и музыкальной ситуации города Вятки начала XX века и современности. Отдельные главы работы имеют различную научную направленность и жанровую ориентацию - очерковую либо научно-историческую. В приложении помещены персоналия музыкальных деятелей Вятки начала XX века, документы ВЦПО и Хроника культурной жизни Вятки 1900-1917 гг.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении осуществляется постановка проблемы исследования, определяются его цели и задачи, обосновываются исторические рамки предмета изучения. Обозначена структура диссертации, дан краткий исторический очерк культуры Вятки.

Первая глава - «Вятское церковно-певческое Общество» -посвящена истории организации, ее основным проблемам и наиболее ярким деятелям.

С возникновением в 1658 году Вятской и Великопермской епархии с архиерейской резиденцией в г. Хлынове, начал свою историю Вятский архиерейский хор. На протяжении трех столетий своего существования этот коллектив представлял собой крупный центр певческого искусства, в котором сконцентрировались многие искания в области профессионального музыкального образования, хорового исполнительства и духовно-музыкального творчества. Из Вятского архиерейского хора выходили певцы, хормейстеры, преподаватели пения, два вятских духовных композитора -Архимандрит Анатолий и А.А.Осокин. Тесно соприкасалось с деятельностью хора творчество других духовных композиторов вятского края - А.А.Попова, Н.Д.Дмитриева, А.Е.Космачевского. На протяжении многих десятилетий Вятский архиерейский хор считался одним из лучших хоров в России, всегда был проводником новых веяний и течений в российской хоровой музыке на Вятской земле.

В XIX веке в Вятке по примеру других крупных городов России приобрели популярность публичные хоровые выступления архиерейского и других вятских хоров. Концерты

имели в основном благотворительный характер и включали как духовные, так и светские произведения.

Серьезное движение по развитию практики духовно-хоровых концертов началось с конца XIX века. С 1895 года в Вятке закрепилась традиция проведения вечеров духовной музыки. Местом для них могли быть не только клиросы и притворы храмов, но и концертные эстрады дворянских, купеческих и рабочих клубов, актовые залы университетов, училищ, гимназий, театральные сцены в период. Обычно концерты духовно-хоровой музыки разделялись на три части. В первом отделении исполнялись древние распевы, лучшие образцы эпохи Д. Бортнянского, Д.Сарти, А.Веделя и СДегтярева, во втором - оригинальные произведения и обработки старинных мелодий М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова и других авторов, третье отделение было посвящено опусам новейших мастеров. Практиковались и совместные выступления разных хоров. Так, в апреле 1897 года в Александро-Невском соборе, по случаю тезоименитства императрицы Александры Федоровны на торжественной литургии Преосвященным Алексием пел хор в составе более 200 человек.

С начала XX века духовные концерты ведущих церковных хоров проводились в Вятке регулярно. Чаще всего выступления проходили в Общественном собрании в дни Великого Поста и объединяли репертуар как духовного, так и светского характера. Концерты носили благотворительный характер: в пользу неимущих или в целях реализации определенных общественно-социальных проектов. Кроме того, городские хоры принимали участие также в лекциях и литературных чтениях.

К этому времени в городе Вятке действовало более десяти крупных духовных хоров. Большей частью это были смешанные коллективы. В них входили от 8 до 35 певчих, отобранных из числа учащихся или нанятых со стороны. Функционировали хоры при Прохоровском ремесленном приюте, реальном и коммерческом училище, Доме трудолюбия. В Успенском и Кафедральном соборах, в церквях при духовной семинарии и училище, в учительском институте и гимназии были организованы мужские хоры по 60 человек в каждом.

Организовывались и крупные женские хоры: при Преображенском женском монастыре, епархиальном училище, Первой и Второй женской гимназиях. Численность хоров доходила до 150 человек. Некоторые храмы имели непостоянные хоры из любителей или довольствовались общенародным пением.

К 1916 году количество церковных хоров значительно увеличилось. Если в 1904 году (по сведениям А.Карасева) в Вятском уезде насчитывалось 36 хоров, из них 23 смешанных, 3 - мужских, 10 - женских, 12 - школьных, то в 1916 году о.Алексеем Игнатьевым были сведения уже о более чем 150 хорах. Если в 1904 году по анкетным данным насчитывалось 591 певчих, то в 1916 году их числилось уже несколько тысяч. Изменился и репертуар - преобладающее исполнение за богослужением сочинений Д.Бортнянского и П.Турчанинова сменилось грамотным пением обихода и более широким спектром духовного концертного репертуара.

В 1908-1915 годы произошло сразу несколько первостепенных событий в музыкально-хоровой культуре России. В 1907 году в Москве было организовано «Общество

взаимопомощи регентов церковных хоров». Его

учредителями явились АААрхангельский, А.В.Никольский ГАСоколов и другие. В 1912 году в Санкт-Петербурге по инициативе регента Г.В.Романова возникло «Общество регентов».

В 1908 году в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд хоровых деятелей с участием деятелей Вятской епархии. Такие съезды регулярно созывались вплоть до Первой мировой войны, на них обсуждались и часто успешно решались насущные вопросы богослужебного и духовно-концертного репертуара хоровых коллективов, мастера делились профессиональными секретами хорового творчества, техники дирижирования и практики музыкального образования.

Вятское церковно-певческое Общество возникло 23 января 1910 года, после официального утверждения своего Устава и внесения его в реестр обществ. Открытие и первое Общее собрание Общества состоялось 21 марта 1910 года в помещении архиерейского хора. Принятый Устав действовал до 23 ноября 1913 года, когда в силу необходимости серьезной корректировки был утвержден новый Устав ВЦПО.

Инициатива создания в Вятке церковно-певческого Общества принадлежала регенту Вятского архиерейского хора Никанору Степановичу Любимову, регентам Александру Александровичу Бичевскому, Аркадию Александровичу Кунгурцеву, Никодиму Павловичу Журавлеву и московской певице Гликерии Алексеевне Трейтер. Эти энтузиасты церковного пения и народного просвещения и стали учредителями Общества.

и

Уже первый год деятельности ВЦПО оказался достаточно деятельным, насыщенным событиями, что еще раз доказало необходимость и своевременность появления нового Вятского Общества. В дни Великого Поста были проведены два духовных концерта, с 6 октября 1910 года Обществом для своих членов были открыты зимние бесплатные курсы теории музыки и сольфеджио, по предложению о. Алексея Игнатьева была предпринята попытка устроить регентские курсы с преподаванием пения, музыкальной теории и практики. Уже в первый период Общество функционировало не только в Вятке, но и устанавливало связи с провинциальными руководителями церковных хоров. Однако, несмотря на разнообразную и полезную во всех отношениях деятельность, на первых порах своего существования Общество не могло найти широкой поддержки у певчих и регентов города, концерты проходили лишь на благотворительных началах, количество членов общества стало сокращаться.

Новый период жизни Общества начался в 1914 году в связи с приходом к руководству священника Алексея Алексеевича Игнатьева. На общем собрании ААИгнатьев был избран председателем Общества, товарищем председателя стал Н.С.Любимов. Благодаря их союзу, энтузиазму, подвижническому труду в ВЦПО произошли значительные изменения. Уменьшение членских взносов также дало ожидаемые результаты: в Общество вошло еще 47 человек и общая численность его достигла 100 человек. В 1914 году в Вятке открылось первое высшее учебное заведение -Учительский институт, целый ряд студентов которого вступил в церковно-певческое Общество. В результате в организацию

влилось много педагогов, молодежи, что, безусловно, освежило состав ВЦПО и способствовало активизации его деятельности. Для решения насущных вопросов Общества за два года состоялось три Общих собрания и четырнадцать заседаний правления.

Подъем активности ВЦПО в 1914-1915 гг. выразился прежде всего в интенсивной концертной деятельности. Концерты стали приносить и материальный доход, что позволило активнее помогать энтузиастам Общества. В эти же годы при ВЦПО была открыта музыкальная библиотека. В июле 1915 г. в Петрограде состоялся пятый Всероссийский съезд хоровых деятелей, на котором Вятское церковно-певческое Общество представляли Н.С.Любимов и В.М.Иванов, а О.Алексей Игнатьев представил доклад на тему «О введении пения в круг обязательных предметов во всех средних и низших учебных заведениях и ведомствах». В 1915 году в Вятской губернии открыто отделение «Всероссийского хорового Общества».

Порой наивысшего расцвета деятельности ВЦПО, кульминационной фазой его истории, пиком интенсивности всех его начинаний стали 1916-1917 годы. Оживилась деятельность местного духовенства и певчих: духовные концерты стали проводиться регулярно, возникли новые хоровые коллективы. В это же время наконец стало возможным проведение в Вятке певческих курсов, возглавляемых крупным духовным композитором и ученым А.Н.Никольским. В программе курсов было церковное и светское, народное и школьное пение, методика их преподавания, теория музыки, сольфеджио, история русской музыки, искусство организации и управления

хором, для желающих игра на скрипке и рояле, а также лекции об организации народных праздников и просветительных мероприятий. Было проведено несколько учебно-образовательных экскурсий.

Другой стороной деятельности Общества в 1916-1917 годы было расширение влияния ВЦПО на всю губернию. С этой целью в 1915 году по инициативе о. Алексея Игнатьева правлением Общества было проведено анкетирование вятских хоров и в 1916 году издан очерк «Церковно-певческое дело в Вятке и Вятской епархии», содержащий обзор деятельности около 200 хоровых коллективов. Большим событием и подспорьем была долгожданная передача Обществу церковно-певческой библиотеки Вятского губернского комитета Попечительства о народной трезвости, собранной и оставленной еще с певческих курсов А.Н.Карасева в 1904 года. Еще одной интереснейшей инициативой ВЦПО было ходатайство перед Священным Синодом об учреждении инструктора по церковному пению для Вятской епархии. Однако этой, и многим другим инициативам не суждено было воплотиться в силу революционных событий, оборвавших столь блистательный расцвет ВЦПО.

Общество всегда находилось в гуще общественных событий В организации, призванной решать, казалось бы, чисто профессиональные проблемы, не закрепился узкоцеховой подход. И уровень деятелей культуры - членов ВЦПО, и масштаб проводимых акций, и разнообразие мероприятий, несомненно выводили деятельность церковно-певческого Общества на уровень не только губернской, но и общероссийской значимости.

Деятельность Вятского церковно-певческого Общества благотворно повлияла на развитие духовно-музыкальной культуры города Вятки и Вятского края. Общество было в Вятке центром духовной музыкальной культуры, объединив лучшую часть духовенства и интеллигенции города. Участие в ВЦПО таких авторитетных лиц, как Вятские губернаторы и вице-губернаторы, архиереи, крупные промышленники, ученые повышало статус организации и привлекало внимание широких слоев общества к проблемам духовной культуры региона.

Вторая глава посвящена деятельности Вятского музыкального Общества (ВМО). Предтечей ВМО был организованный еще в 1882 году музыкальный кружок. Его учредителями были композитор Н.Д.Дмитриев, певица З.Ф.Ратькова-Рожнова, пианист В.ПАпеницын, скрипач В.С.Васильев, виолончелист ААРудольский, ААМатафтина, А.П.Матафтин, З.О.Дедюлина, В.Н.Батьянов и другие. Для достижения просветительских и образовательных целей устроители кружка организовывали музыкальные вечера и концерты. При этом первоочередное внимание было обращено на камерную музыку и организацию любительского оркестра и хора. К сожалению, деятельность музыкального кружка была не долгой, к началу XX века по причине отъезда основных организаторов организация прекратила свое существование.

В марте 1909 года вновь был поставлен вопрос об объединении музыкантов Вятки в общественную организацию. В апреле того же года после выполнения всех формальностей Вятское музыкальное Общество начало свою деятельность. Был организован общедоступный хоровой класс, в котором шли

уроки вокала, сольфеджио, теории музыки. Проводились концерты,вечера,лекции.

Однако и деятельность ВМО не смогла решить насущных проблем региона, требовалось большее привлечение столичных сил, повышение уровня концертной и лекционной практики. Такую задачу поставили перед собой в 1915 году учредители Вятского отделения ИРМ О. Координация Отделения с крупнейшими мастерами культуры позволила наметить серьезные и существенные цели: открытие музыкального училища, общедоступной музыкальной школы, любительского оркестра хорошего уровня и оперного театра.

В этих замыслах не было ничего невозможного. Культурная жизнь Вятки была весьма богата и событиями и энтузиастами музыкального просвещения. В Вятке стали чаще появляться гастролеры. И раньше в городе порой блистали знаменитости -в том числе итальянские артисты (например, в 1853 году состоялось выступление солиста Миланского театра Ф.Джордани). Но после создания Общества владельцев концертного зала число приглашенных артистов значительно увеличилось. Большим событием в музыкальной жизни Вятки был приезд в 1863 году замечательного певца ДААгренева и пианистки, профессора музыки и почетного члена филармонических обществ в Болонье ЗААгреневой, в сезоне 1886-87 гг. - оперы-буфф С.Г.Бабош-Королева. В городе выступали такие прославленные исполнители, как скрипач Леопольд Ауэр, гастролировали солисты Большого театра, известнейшие драматические артисты (например, Н.Радин, М.Дальский), исполнители русских и цыганских песен (в том числе Н.Плевицкая).

В начале XX века в Вятке появился целый ряд новых Обществ: Вятский кружок любителей драматического искусства (1904 г.), Вятский кружок гитаристов (1906 г.), художественный кружок (1909 г.), Вятское музыкальное Общество (1909 г.), Вятское церковно-певческое Общество (1910 г.). С их возникновением культурная жизнь города заметно оживилась.

Центрами концертной жизни города всего этого периода являлись Общественное собрание и городской театр. В них, а также в Народном Доме, в учебных заведениях ежегодно проходили благотворительные любительские концерты с участием певцов и музыкантов, любительских хоров и оркестра.

Однако не было сформировано единой стратегии культурного развития региона, периоды яркой гастрольной деятельности чередовались с длительными периодами «затишья». Приглашение тех или иных исполнителей и трупп целиком зависело от вкуса меценатов и потребностей вятской публики, их не всегда высокого музыкального вкуса. Поэтому мечты о собственной вятской опере не осуществились, многие другие начинания также остались эпизодами культурной хроники.

В связи с этим вновь созданное в 1915 году вятское отделение ИРМО прежде всего ставило перед собой задачи просветительского и образовательного характера. Необходимо было расширить круг музыкальных специальностей: до сих пор в Вятке действовали лишь две частные музыкальные школы по классу рояля. И хотя уровень преподавания был достаточно высок для начального уровня музыкального образования, столь узкую направленность безусловно необходимо было преодолеть. Обучение желающих игре на струнных смычковых,

духовых инструментах, организация хорового класса (вместо окончательно распавшихся классов ВМО и ВЦПО) и оркестра, организация на профессиональном уровне занятий по теории и истории музыки стали первой задачей новой музыкально-общественной организации.

Были организованы музыкальные классы со следующим составом преподавателей: по классу виолончели европейски известный виолончелист АБербов, по классу фортепиано бывшая преподавательница Рижского музыкального училища В.С.Шпаковская и С.И.Редникова, по классу вокала артистка русской оперы Л.И.Лидина-Бровкина. Но большинство дисциплин - классы скрипки, альта, ансамбля, теории музыки и сольфеджио взялся преподавать сам организатор скрипач, выпускник Петербургской консерватории М.Н.Синицын. Состав педагогов впоследствии был дополнен выпускницей Московской консерватории (класс Гржимали) Т.Т.Шуберт, выпускницей Венской консерватории К. Бриль, выпускником Петроградской Певческой капеллы Ф.Я.Роговым, скрипачом, артистом оркестра Императорского Мари и некого театра А.И.Плесковым. Большую роль в процветании курсов сыграл блестящий музыкант В.С.Цветиков, ставший после стремительного отъезда первого директора М.Синицина руководителем курсов.

Популярность Музыкальных классов ИРМО стремительно росла. Если в первые месяцы в них обучалось 56 человек, то уже в начале второго года насчитывалось 150 учащихся. Но уже к началу 1918 года развитие музыкального образования в Вятке пошло совершенно по иному руслу.

В целом можно сделать вывод о серьезно поставленной, активной и целеустремленной концертной и музыкально-

просветительской деятельности Вятского отделения ИРМО в рассматриваемый период. Существовали разнообразные формы концертной практики - концерты различных жанров, акции, приуроченные к определенным культурно-музыкальным событиям (например, концерты памяти Д.Бортнянского, М.Глинки); лекции и лекции-концерты (особенно об истории церковного пения в России); отчетные мероприятия и др. Достаточно разнообразным был репертуар - от салонных и ученических пьес до шедевров камерной, симфонической музыки; неоднократно проводились попытки организации Вятского оперного театра и музыкального училища.

Целенаправленные усилия прилагались и по организации системы музыкального образования. Особое внимание уделялось развитию навыков пения. Практически во всех учебных заведениях ставилась задача организации хора, а в некоторых школах и гимназиях музыкально-хоровое дело было поставлено образцово. Была осознана необходимость воспитания прежде всего самих учителей, что привело к организации регентских и учительских курсов. Само дело музыкального образования вятские музыканты стремились вывести на серьезный, близкий столичному уровень, поэтому приглашались специалисты-выпускники столичных

консерваторий, музыканты, уже зарекомендовавшие себя в концертной практике. Можно с уверенностью говорить о сформировавшейся в Вятке системе мероприятий, направленных на формирование эстетической культуры региона, постоянном стремлении повысить уровень музыкального развития и образования любителей музыки.

Третья глава посвящена исследованию деятельности крупного ученого, просветителя, общественного деятеля священника Алексея Алексеевича Игнатьева. Он родился 1 февраля 1879 года в городе Перми в семье дьякона, в 1900 году закончил курс Пермской духовной семинарии. Музыкальные способности его были столь очевидны, что с 1896 года в течение всех лет обучения ему было доверено руководство семинарским хором. После рукоположения в 1906 году батюшка оставил служение в Екатеринбургской епархии и поступил в Казанскую Духовную Академию. За время своего четырехлетнего обучения в Академии он служил настоятелем церкви Казанского училища слабых детей и законоучителем школы, не оставляя и регентских трудов.

Благодаря активности и заметным результатам в общественной и музыкально-просветительской деятельности А.Игнатьев был направлен на Первый Всероссийский съезд регентов. На съезде произошла встреча, оказавшая огромное влияние на всю последующую жизнь о. Алексея. В помещении библиотеки нотных крюковых рукописей при Синодальном училище состоялось знакомство ААИгнатьева с выдающимся музыкантом С.В.Смоленским. Вероятно, уже при первой встрече маститый ученый почувствовал научный потенциал ААИгнатьева и потому настоятельно порекомендовал сделать описание библиотеки крюковых рукописей Соловецкого монастыря, находящейся в Казанской Духовной Академии. Вместе с ответственной миссией Степаном Васильевичем были даны существеннейшие профессиональные советы и рекомендации, которые А.А.Игнатьев хранил как святыни до конца жизни. В 1913 году Алексей Алексеевич Игнатьев был

вновь переведен в Вятку, с этого времени начался краткий (1913-1916), но необычайно важный период деятельности о. Алексея.

Венцом научной деятельности А.А. Игнатьева явилась фундаментальная книга «Богослужебное пение Русской Православной церкви с конца XVI до начала XVIII века по крюковым и нотолинейным певчим рукописям Соловецкой библиотеки (в связи с кратким очерком древней богослужебной музыки и пения и обзором русской литературы о богослужебном пении)». Данный труд и поныне является ценнейшим материалом для всех, кто интересуется церковным пением. 26 сентября 1916 года в Императорской Казанской Духовной Академии состоялась блестящая защита диссертации о. Алексея на соискание ученой степени Магистра богословия.

Уже в 1913 году Алексей Алексеевич вошел в состав Вятского церковно-певческого Общества. С этого времени началась его активнейшая деятельность по духовно-нравственному просвещению певчих и регентов, изысканию возможностей помощи нуждающимся клирикам. При участии ААИгнатьева в 1914 году открылась служба поиска работы для регентов и певчих. С момента избрания в 1914 году ААИгнатьева председателем правления ВЦПО количество его членов значительно увеличилось, деятельность Общества приобрела особый размах. Организовывалась помощь раненым, была открыта библиотека, выдавались ссуды, пособия, начала функционировать служба спроса и предложения певческого труда, устраивались общественные музыкальные собрания. Во всех этих делах ААИгнатьев принимал самое горячее участие.

Не менее значима организация Алексеем Алексеевичем Игнатьевым духовных концертов. При этом проводились и публичные лекции, способствующие популяризации музыкального искусства. Так, по инициативе А.А.Игнатьева в марте 1914 года состоялся невиданный по своему размаху концерт духовной музыки, в котором просматривалась история церковного искусства от конца XVIII до начала XX века. Огромный сводный хор в составе до ста человек под руководством пяти сменявшихся поочередно регентов воссоздал величавую картину развития русского церковно-певческого искусства от Д.Бортнянского до П.Чайковского. Концерту предшествовала фундаментальная музыкально-историческая лекция А.Игнатьева.

Просветительская деятельность А.А.Игнатьева особенно ярко проявилась во время церковно-певческих курсов, проводимых Обществом в июне 1916 года в Вятке. Алексей Алексеевич был не только организатором чтений, пригласив в качестве руководителя одного из виднейших представителей «Нового направления» православной музыкальной культуры А.В.Никольского, но и сам явился блестящим лектором по истории церковного пения. Плодотворным было сотрудничество ААИгнатьева с центральными музыкальными газетами и журналами - «Русской музыкальной газетой», журналами «Музыка и пение» и «Хоровое и регентское дело». В августе 1916 года Алексей Алексеевич покинул Вятку. Он был переведён в Екатеринбург и назначен законоучителем мужской гимназии имени Императора Александра ^.Дальнейшие сведения о жизни о.Алексея крайне скупы. Документально известно, что в 1937 году ААИгнатьев был расстрелян.

Анализ разносторонних трудов А.А.Игнатьева позволяет сделать вывод о перспективности намеченных им направлений деятельности. Многие из них (например, краеведческое, источниковедческое, музыкально-критическое) имели блестящую будущность и, бесспорно, сыграли бы в развитии музыкальной культуры Вятки значительную роль, если бы не были насильственно оборваны. Многие из намеченных о. Алексеем идей поистине бесценны и заслуживают признания и воплощения на современном этапе истории.

Деятельность о. Алексея Игнатьева безусловно была шире регионального уровня. Его сотрудничество со столичными учеными, просветительская и научная работа общероссийского масштаба закономерно обусловили достаточно широкую известность Алексея Игнатьева не только в одной Вятской епархии, но и далеко за ее пределами.

Заключение диссертационной работы посвящено сравнительной характеристике ситуации в музыкальном просвещении в Вятке в начале XX и XXI века. Отмечаются важнейшие проблемы в развитии хорового и регентского дела: слабость материальных условий, отсутствие специального музыкального образования, плохое знание Устава, слабость репертуара, серьезное расхождение между губернским центром и окраинами. Многие из названных проблем не решены и столетие спустя.

Исследование деятельности Вятского церковно-певческого Общества, Вятского музыкального Общества и ярких деятелей духовной музыкальной культуры Вятки рубежа XIX-XX веков позволяют сделать вывод о том, что в исследуемый период Вятка находилась в числе самых передовых духовных

культурных центров России. Масштаб проводимых мероприятий часто превышал уровень провинциального города. Кроме того, складывались все предпосылки для образования в Вятке оперного театра, консерватории, крупного симфонического оркестра. Город посещали крупные исполнители, ученые, церковные деятели, в столичной прессе регулярно публиковались очерки о событиях культурной жизни Вятки.

Музыкальным учебным заведениям удавалось придать музыкально-концертной и образовательной деятельности города регулярность и основательность. Систематичность приносила свои плоды - появлялись вятские музыканты-исполнители достаточно хорошего уровня, способные стать если не яркими солистами, то профессионально крепкими педагогами. Постепенно росло и количество вятичей -выпускников высших столичных учебных заведений. Был накоплен весьма любопытный педагогический опыт, который и сейчас заслуживает благодарного внимания.

Таким образом, проведенное исследование позволяет не только обнаружить любопытнейшие факты, воздать долг благодарной памяти подвижникам Вятской культуры, но и во многом переоценить значимость данного периода в развитии Вятки, и, кроме того, выявить блестящий потенциал проводившихся музыкальным и церковно-певческим Обществами начинаний, который может быть реализован в будущем.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Духовные песнопения Вятки. Сборник песнопений Всенощного бдения и литургии для однородного и смешанного хора. Киров, 1998. - 50 с. (2, 2 п.л.).

2. Священник Алексей Алексеевич Игнатьев. //Воспитание духовности, материалы к конференции. Екатеринбург, 1998. -с. 132-133. (0,5 п.л.).

3. К вопросу о духовной музыкальной культуре Вятки (19101917 гг.) //Исторический город в контексте современности. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, вып. 11-111. Нижний Новгород. 1999. - с. 90-93. (0,5 п.л.).

4. К истории Вятского церковно-певческого общества. // Вятская земля в прошлом и настоящем. Материалы республиканской IV научно-практической конференции. Киров. 1999. - с. 17576. (0,5 п.л.).

5. Малых И.В. Духовное пение. // Энциклопедия земли Вятской. Т.9. Киров. 1999. - с. 576-583. (0,5 п.л.).

6. Алексей Алексеевич Игнатьев (1879-1930). //Вестник Вятского государственного педагогического университета. № 2/99. Киров. 2000. - с. 72-73. (0,5 п.л.).

7. Вятское Музыкальное Общество и Вятское Отделение ИРМО - возникновение и деятельность в предреволюционные годы. // Культура XX века: Материалы докладов региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2003.- с. 155-158. (0,5 п.л.)

8. К вопросу о духовной музыкальной культуре Вятки (19101917 гг.) // История музыкального образования и музыкальной культуры Вятского края: Материалы научной конференции. - Киров, 2003.- с.36-38. (0,5 п.л.).

9. Музыкальная культура города Вятки конца Х1Х - первых десятилетий XX века (на примере деятельности Вятского музыкального и церковно-певческого обществ).- Киров, 2003.148 с. (7,5 п.л).

Подписано в печать с оригинал-макета 30.06.2004. Формат 84 х 60 1/16 Усл. печ. л. 0,9. Тираж 150 экз.

Отпечатано в типографии УГМХА 620151 Екатеринбург, пр. Ленина, 54

№23420

РНБ Русский фонд

2005-4 23131

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Брандобовская, Лолита Владимировна

Введение.

• Глава I. Вятское церковно-певческое Общество.

§ 1. История духовной культуры Вятки. Развитие Архиерейского хора как ведущего хорового коллектива региона.

§ 2. Предпосылки возникновения ВЦПО. Организаторы Общества.

§ 3. Основные этапы деятельности ВЦПО. Роль Общества в развитии духовной музыкальной культуры Вятки.

Глава II. Вятское музыкальное Общество.

§ 1. Предпосылки возникновения Вятского музыкального Общества.

Музыкально-концертная жизнь в Вятке.

§ 2. Формирование Общества, его организаторы. Значение

• Вятского музыкального Общества для развития музыкальной культуры региона.

§ 3. Открытие Вятского отделения ИРМО. Музыкальные классы.

Глава III. Алексей Алексеевич Игнатьев (1879-1937).

Очерк жизни и деятельности в г. Вятке.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Брандобовская, Лолита Владимировна

В последние годы значительно возрос интерес к краеведению. И это вполне закономерно: человек не может и не должен жить с ощущением «разорванной связи времён». Прошлое, в особенности история родного города, области, края, дает ощущение устойчивости и надежности, дарит исследователю личную сопричастность событиям и людям прошлых столетий, а дерзания, поиски предков становятся для заинтересованных современников и бесценным опытом, и мудрым предостережением. К таким исследованиям принадлежит и предлагаемая диссертационная работа. В ней рассматривается музыкальная культура Вятки начала XX века сквозь призму деятельности Вятского музыкального и церковно-певческого Общества.

Город Вятка был основан в 1374 году новгородцами на берегу реки Вятки при впадении в неё речки Хлыновицы. Речка дала название построенному в XV веке Кремлю - Хлынову. Население города составляли немногочис-ленные бояре, купцы, ремесленники, православное духовенство и крестьяне. Первоначально Вятская земля была независимой республикой, а в 1489 году вошла в состав Московского государства.

Это был аграрный край, где развивались художественные промыслы, ремесленное производство и торговля. В XVI веке Хлынов был самым крупным городом на северо-востоке России. В середине XVII века в нем были построены винокуренный и колокололитейный заводы. Во второй половине XVII века возникло крупное производство кирпича, что способствовало каменному строительству в Хлынове и других вятских городах.

В 1781 году город Хлынов переименован в Вятку, и это название сохранялось вплоть до 1934 года, когда по примеру многих других городов ему было дано имя крупного революционного деятеля Сергея Мироновича Кирова.

Рост образованности и письменности в XVII веке создал условия для зарождения местной литературной традиции. В последней четверти XVII века при архиепископе Ионе сложился кружок книжников, создавший исторические повествования: "Вятский временник", "Повесть о стране Вятской", "Летописец старых лет". Развивалась храмовая живопись, широкое распространение получил вятский музыкальный фольклор.

С конца XVIII века в крае появляются фабрики и заводы. Более интенсивно происходит формирование народных промыслов: глиняная дымковская игрушка, изделия из опоки (белого камня), капа-корня, дерева, бересты, «кукарское кружево».

С развитием пароходства и устройством железной дороги в конце XIX -начале XX века началось бурное развитие региона: в городе появились крупные промышленники, увеличилось количество жителей (если в 1897 году насчитывалось 25 ООО, то к 1917 году уже 40 ООО жителей), было построено 43 завода и фабрики, на которых работало 2500 рабочих. Начало происходить укрупнение города, улучшаться условия жизни и культурный уровень. Активно функционировал театр (открыт в 1815 году), концертный зал (1877) и краеведческий музей (1866). Таким образом, в конце XIX века Вятка была провинциальным центром с развитой инфраструктурой, зарождающимися связями со столичными городами и значительным потенциалом для дальнейшего промышленного и культурного развития.

Специфической особенностью Вятского края было преобладание в нём духовной музыкальной культуры, что проявилось в яркой деятельности соответствующих обществ и крупных музыкальных церковных деятелей всероссийского уровня, непосредственной и постоянной связи со столичными городами. Светское музыкальное искусство в дореволюционный период не достигло столь высокого уровня.

С Вятской губернией связаны имена известных деятелей искусства: музыкантов, художников, актеров. Среди них особо выделяется крупнейшая фигура П.И. Чайковского, детство которого прошло в городе Воткинске Вятской губернии. Дед композитора служил в Вятке, был городничим г. Слободского. Первой учительницей музыки Пети была вятская крестьянка М.М. Пальчикова-Логинова.

Сыном вятских крестьян был выдающийся певец Ф.И. Шаляпин, посетивший в 1901 году родной край. В Вятке родился известный в своё время композитор, ученик Н.А. Римского-Корсакова В.А. Сенилов. Много сделали для родной земли художники В.М. и A.M. Васнецовы, создавшие Вятский художественный музей, а также А.А. Рылов, И.И. Шишкин и многие другие.

Кроме того, с Вятской губернией связана судьба целого ряда русских писателей. Именно в этих краях проходила ссылка А.И. Герцена и М.Е. Салтыкова-Щедрина, впечатления от которой отразились в целом ряде их произведений («Былое и думы», «Патриархальные нравы города Малинова», «Губернские очерки»).

Все эти богатейшие культурные традиции, безусловно, возникли на прочной базе местной музыкальной, художественной и театральной культуры края, но до сих пор почти не становились предметом специального рассмотрения и нуждаются в описании и анализе. Исключение составляет лишь книга P.M. Преснецова «Музыка и музыканты Вятки» /383Y, в которой автором на основе архивных документов, печатных изданий и воспоминаний современников подробно освещается развитие светской музыкальной культуры Вятки, начиная с середины XIX века до 70-х годов XX века (театр, концертная жизнь, музыкальное образование, любительское музицирование, местные музыкальные объединения). Развитие духовной музыкальной культуры в крае вообще не становилось предметом научного рассмотрения.

Безусловную ценность для работы имели многочисленные исследования по краеведению (323, 331, 333, 338, 345, 353, 360, 361, 365, 389, 399, 404). В центре внимания исследователей оказываются Воронеж и • Ростов-на-Дону, Казань и Самара, Тамбов и Екатеринбург. В работах накоплен интереснейший материал по музыкальной культуре и многих других регионов. Само возрастающее количество исследований по краеведению свидетельствует об усилении интереса к культуре русской провинции, о стремлении выявить в ней самобытные черты. В целом преобладает описательный источниковедческий подход, что неизбежно и ценно на первом этапе освоения архивной документации. Однако в последнее десятилетие прослеживается и стремление выявить социологический (365), этнологический (361), культурологический (368) аспект рассмотрения региональной культуры. Сравнение периферии и центра дополняется сопоставлением различных регионов, выявлением их специфики и своеобразия.

Сведения о музыкальной культуре Вятки рубежа XIX-XX веков и деятельности Музыкального и церковно-певческого Обществ были получены 9 из различных источников. В первую очередь это архивные документы, местная периодическая печать и столичные газетные и журнальные издания. Задействованы материалы и из архивов, частных коллекций. Так, в

Государственном архиве Кировской Области (ГАКО) хранятся документы об устройстве духовных концертов (Ф. 582), о певчих архиерейского хора (Ф. 237), об учреждении ВЦПО и изменении устава ВЦПО (Ф. 639), о певческих курсах 1903-1904 и 1916-1917 гг., проводимых ВЦПО (Ф. 640), а также о его деятельности в 1917 году (Ф. 582), клировые ведомости о деятельности и жизни А. А. Игнатьева в Вятке (Ф. 237) и Слободском (Ф. 881), о деятельности А.А. Игнатьева в Вятской ученой архивной комиссии (Ф. 170), в Кружке любителей церковной старины (Ф. 270), в Вятской первой мужской гимназии (Ф. 211).

Богатый материал о церковно-певческом деле и о музыкальной культуре Вятки начала XX века сосредоточен в отделе краеведческой литературы Кировской областной научной библиотеки имени А.И. Герцена. Это периодическая печать (приложения к газетам «Вятские губернские ведомости», «Вятская речь», «Вятский вестник», «Вятские епархиальные ведомости», содержащие рецензии хоровых концертов, литературно-музыкальных вечеров, размышления о проблемах певческого дела, материалы о проводимых церковно-певческих курсах, отчеты ВЦПО), а также отдельные издания: «Устав Вятского церковно-певческого Общества», книга А.А. Игнатьева «Церковно-певческое дело в Вятке и Вятской епархии» и многое другое.

Хоровая культура Вятки в начале XX века нашла освещение и в центральных газетах и журналах: «Русской музыкальной газете», «Музыка и пение», «Хоровое и регентское дело». •

Материалы по духовной музыкальной культуре Вятки (например, письма А.А. Игнатьева за 1913-1916 годы) содержатся в рукописном отделе Российской национальной публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.

В связи с продолжением деятельности А.А. Игнатьева в городе Екатеринбурге, важные сведения о нем за 1916-1917 годы находятся в газетах «Зауральский край», «Уральская жизнь» в Екатеринбургской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского.

В работе были также использованы сведения из архивов P.M. Прес ецова, Е.П. Столбовой (внучатой племянницы Г.А. Трейтер), нотный архив Вятского архиерейского хора, материалы воспоминаний и личных встреч с певчими архиерейского хора под управлением Н.С. Любимова -Г.М. Никулиной и С.А. Созиновой.

Таким образом, мы располагаем обширным, но не систематизированным и не освященным в исследовательской литературе материалом о музыкальной культуре города Вятки рвубежа XIX-XX веков. В диссертационной работе сделана первая попытка осветить музыкальную жизнь города Вятки начала XX века на примере деятельности Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ, их учредителей и активных деятелей. Общества рассматриваются г контексте музыкальной культуры России в целом: прослеживаются взаимосвязи ВЦПО и ВМО с аналогичными организациями в Вятке, Москве, Санкт-Петербурге. В центре внимания оказывается не только деятельность организаций, но и портреты отдельных наиболее ярких его деятелей.

Объектом исследования стало музыкальное искусство Вятки на рубеже XIX-XX веков.

Предметом исследования явилась становление и развитие Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ, а также выявление региональных черт Вятской культуры. ,.

Цель исследования - анализ деятельности Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ - обусловила выдвижение следующих задач:

1) воссоздать целостную культурно-музыкальную картину музыкальной жизни Вятки первых десятилетий XX века;

2) выявить специфику развития музыкальных Обществ в Вятской губернии;

3) систематизировать события культурно-музыкальной жизни Вятки в названный период и создать хронологию культурно-музыкальных событий;

4) осветить деятельность крупнейших просветителей и инициаторов общественно-музыкальных акций.

5) осуществить анкетирование церковных хоров и на этой основе провести сравнение современной церковно-певческой ситуации с положением на рубеже XIX-XX веков.

6) Собрать сочинения вятских духовных композиторов.

Работа музыкальных Обществ рассматривалась по четырем основным направлениям:

• организационная деятельность (собрания, решения),

• концертная деятельность,

• музыкальное образование

• социальная помощь

Нами намеренно не ставилась задача дать однозначную оценку деятельности Вятских музыкальных Обществ, т.к. ситуация была достаточно сложной и постоянно менялась. Исследовательское внимание было направлено в первую очередь на выявление различных направлений деятельности Обществ. Каждое из них требовало особых усилий руководителей и прививалось достаточно трудно. Поэтому даже самые маленькие шаги по развитию музыкального просветительства, музыкального образования должны быть оценены весьма высоко с точки зрения перспективы для дальнейшего становления музыкальной культуры Вятки.

Существующие проблемы, какими бы серьезными они ни являлись, не могли опровергнуть значительность свершающихся перемен.

В диссертационном исследовании в основном используется методология исторического музыкознания и музыкального краеведения — комплексный музыкально-исторический и источниковедческий подход, что позволяет рассматривать самые разнообразные аспекты музыкальной жизни в их взаимодействии и исторической перспективе, а также определить место музыкальной Вятских в общероссийском музыкально-историческом процессе. Для исследования деятельности ведущих организаций края и методов системы руководства применялся аналитический и информационно-статистический подход. Кроме того, использованы методы исторической реконструкции и сравнительного анализа. При опоре на богатый фактологический архивный материал автор стремился воссоздать логику развития музыкального искусства Вятки на протяжении нескольких предреволюционных десятилетий.

Методологической основой предлагаемой диссертации стали музыковедческие труды Б. Асафьева, Е.Долинской, Ю. Келдыша, Е. Левашова, М. Рахмановой, Л.Серебряковой, Н. Захарьиной, М. Макаровской, Н. Потемкиной, О. Урванцевой, посвященные развитию отечественной музыкальной культуры в указанный период, труды по истории русской музыки И. Гарднера, М. Бражникова, Н. Успенского, Б. Николаева, Н.Парфентьевой, Н.Парфентъева, а также работы по музыкальному краеведению И.Большаковой, Е.Казьминой, Г.Кантора, А.Маклыгина, М.Мжельской, О.Новоселовой, И.Петровской, Е.Сковиковой, Б.Хавторина и многих других.

Научная новизна работы заключается в освоении, систематизации и аналитическом рассмотрении обширного архивного материала о музыкальной культуре города Вятки рубежа XIX-XX веков, в период наиболее активного формирования профессиональной музыкальной культуры и профессионального музыкального образования и, вместе с тем, наиболее переломный момент истории вятского края. Впервые воссоздана хронология концертной жизни Вятки с 1900 по 1917 год, составлена персоналия деятелей музыкальной культуры Вятки в исследуемый период. Собран целый ряд неопубликованных сочинений Вятских духовных композиторов.

В диссертационной работе предпринята первая попытка осветить деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ, их учредителей и активных деятелей.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру диссертационного исследования: введение, 3 главы, заключение и ряд приложений. В первой главе прослеживается деятельность Вятского церковно-певческого Общества от основания в 1910 году до прекращения деятельности в 1917 году, а также кратко намечены этапы развития богослужебного певческого искусства в Вятке. Во второй главе рассматривается деятельность Вятского музыкального Общества. Третья глава посвящена видному деятелю музыкальной культуры Вятки А.А. Игнатьеву. В заключительном разделе диссертационной работы дается сравнительная характеристика деятельности Обществ, духовной и музыкальной ситуации города Вятки начала XX века и современности. Структура работы, содержание и соотношение глав связаны со своеобразием вятской музыкальной культуры, ее направленностью прежде всего на духовную музыкальную жизнь и духовное просвещение.

Отдельные главы работы имеют различную научную направленность и жанровую ориентацию (научно-историческую либо очерковую). Потребность шире представить важнейшие архивные документы обусловила необходимость обширного цитирования наиболее интересных документов. В приложении помещены персоналия музыкальных деятелей Вятки начала XX века, некоторые документы ВМО и ВЦПО и хроника культурной жизни Вятки 1900-1917 годов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах истории отечественной музыкальной культуры, исследованиях по общему и музыкальному краеведению, в качестве справочного пособия для экспозиций в краеведческих музеях, а также при разработке программ деятельности современных культурно-просветительских организаций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Деятельность Вятского музыкального и церковно-певческого Обществ на рубеже XIX-XX веков"

Заключение.

Проведенное исследование позволяет выявить некоторые существенные тенденции в развитии вятской музыкальной культуры.

В 1910-1918 годах на концертах духовной музыки часто исполнялась духовная музыка разных эпох - от Бортнянского до авторов «Нового направления». При всех стараниях музыкантов - членов музыкального Общества и Вятского отделения ИРМО - круг исполняемых сочинений был довольно широк: звучала камерная и симфоническая, оперная и балетная музыка. Однако практически не звучала музыка Барокко и сочинения более ранних эпох, крупные симфонические произведения зарубежных композиторов (например, И. Брамса, Ф. Листа, Ф. Шуберта) также не были знакомы вятским любителям музыки.

Общий слуховой опыт был сформирован очень широким культурным кругом: не только серьезной профессиональной музыкой, но и развлекательными салонными миниатурами и псевдофольклором, состоявшим из "смеси романса, народной песни и интонаций профессиональной музыки» (Б.Асафьев). Наряду с крупными исполнителями на сценах Вятки выступали любители с порой весьма низким исполнительским уровнем, а концерты мировых звезд иногда проходили при полупустом зале.

Таким образом, между посетителями концертных залов (не всегда многочисленными) и основной аудиторией образовывалась "стена отчуждения", преодолеть которую удавалось далеко не всегда. Подобным же образом случаи высочайшего нравственного и профессионального подвижничества, которым, в основном, и посвящена работа, безусловно не определяли состояние общей духовно-нравственной ситуации Вятки описываемого периода.

Весьма серьезным было расхождение и между губернским центром и окраинами. Серьезная грань, разделяющая культурный уровень столиц и провинции, бесконечно углублялась в сравнении с отдаленными уголками российских губерний. Отсутствовало не только музыкальное образование, но и элементарная грамотность, культурные притязания часто ограничивались весьма низкопробными образцами. Даже стремление к знаниям не всегда обеспечивало хороший результат: попадая на курсы в уездные и губернские города, слушатели оказывались порой не способными воспринять преподаваемый им материал, соответствовать необходимому уровню.

Проблем в культурной жизни Вятки было множество. Не случайно многие рецензенты в газетных статьях тех лет говорили о сложнейшей ситуации, о необходимости принимать срочные и решительные меры для развития искусства и его популяризации. Но эти призывы не оставались безответными - энтузиасты музыкального просвещения, блистательные музыканты и талантливые педагоги щедро дарили свою душу, таланты, знания всем нуждающимся. Многие из них стали героями данного исследования, имена других еще только предстоит восстановить для благодарной памяти потомков.

Благодаря деятельности этих подвижников музыкального просвещения возникала (пусть и нечастая) возможность приобщить вятскую публику к высшим достижениям мировой культуры, тем благодатным впечатлениям, которые и в дальнейшем составляли сокровищницу духовной жизни вятичей.

Музыкальным учебным заведениям удавалось придать музыкально-концертной и образовательной деятельности города регулярность и основательность. Систематичность приносила свои плоды - появлялись вятские музыканты-исполнители достаточно хорошего уровня, способные стать если не яркими солистами, то профессионально крепкими педагогами. Постепенно росло и количество вятичей - выпускников высших столичных учебных заведений. Был накоплен весьма любопытный педагогический опыт, который и сейчас заслуживает благодарного внимания.

В диссертационной работе удалось лишь прикоснуться к одной из страниц Вятской культуры. Вятский край начал открывать свои заповедные сокровища, тайны. Не только исторические события, но и конкретные люди, с их удачами и заблуждениями были для нас важны и интересны. И именно в возрождении памяти, преодолевающей, по мысли Д.С. Лихачева, не только время, но и саму смерть, в возвращении заповедей старины, многовекового опыта, красоты и нравственных сил, содержащихся в родной культуре, а не в собственно научных открытиях, вероятно, и заключается основной смысл и результат исследования.

Критический акцент диссертационного исследования вызван прежде всего стремлением преодолеть существующие трудности, и одним из путей этого может стать изучение ценнейшего опыта, накопленного историей Вятского искусства. Проблемы и трудности рубежа XIX-XX веков не только весьма сходны с современными, но и могут быть успешно экстраполированы на ситуацию сегодняшнего дня. Вместе с тем названные проблемы можно и на наш взгляд и необходимо рассматривать как программу действий, как болевые точки, устранение которых могло бы привести к значительному подъему музыкальной культуры Вятки.

 

Список научной литературыБрандобовская, Лолита Владимировна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Архивные источники.

2. Государственный Архив Кировской Области. Ф. 170. Оп. 2. Д. 33. Лл. 17,23.

3. Журнал заседаний Вятской ученой архивной комиссии за 1913 — 1914 . годы.

4. ГАКО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 48. Лл. 9, 14; 16, 71, 79, 107,112. Журнал заседаний1. ВУАК за 1915-1919 годы.

5. ГАКО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 72. Л: 5. Журнал заседаний ВУАК за 1915 год.

6. ГАКО; Ф. 205. Оп. 2. Д. 2463. Дело по канцелярии директора народныхучилищ Вятской ? губернии со сведениями инспекторов о желательной постановке классного церковного пения за 1904 год.

7. ГАКО. Ф. 211; On. 1; Д.; 588. Лл. 33,38,39. Заседание педагогического совета;

8. Вятской мужской гимназии за1913 год.

9. ГАКО. Ф. 211. On. 1. Д. 590. Лл. 7, 12, 51, 61. Отчет Вятской мужскойгимназии за 1913 год.

10. ГАКО. Ф. 211. On. U Д. 591. Л. 96. Дело о выдаче свидетельств и переписке,их приему за 1913 год.

11. ГАКО. Ф. 211^ Оп. К Д. 601. Лл. 1 4. Протокол заседаний педагогическогосовета Вятской мужской гимназии за 1914 год.

12. ГАКО. Ф. 211. Оп.1; Д. 662. Лл. 7, 12,23,38, 39,40. Отчет Вятской мужскойгимназии за 1916 год. Ю.ТАКО. Ф. 214. On. 1. Д. 92. Лл. 70-72. Программы и учебные планы второй Вятской женской гимназии за 1913-1914 годы. Программы по пению за 1913-1914 годы.

13. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д; 60. Лл. 1- 10. Рапорт о певчих Архиерейского хора. за1831 год.

14. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 264, 268, 273, 312. Клировые ведомости

15. Знаменской церкви, Свято-Троицкого собора: г. Вятки за 1914-1915 годы.

16. ГАКО. Ф. 270. On. 1. Д. 206. Л. 17. Список членов кружка любителейцерковной старины при Вятском Епархиальном Братстве Святителя и Чудотворца Николая за1916 год.

17. ГАКО. Ф. 582. Оп. 154. Д. 4. Лл. 67, 68, 69. Дело об устройстве развлеченийза 1914 год.

18. ГАКО. Ф. 582. О. 158. Д. 32. Л. 5. Наряд с донесением Исправников об» Обществах, существующих в Вятской губернии в 1917 году.

19. ГАКО. Ф. 639. О. 1. Д. 78. Л. 1 9. Дело об учреждении Вятскогомузыкального Общества от 22 марта 1909 года.

20. ГАКО. Ф. 639. О. 1. Д. 97. Л., 56. Дело о деятельности Обществ, зарегистрированных по Вятской губернии в 1909 году.

21. ТАКО: Ф. 639. On. 1. Д. 106. JI. 1 14. Дело по ходатайству Учредителей Вятского церковно-певческого Общества, об утверждении Устава, 1910 год.19;ГАКО^ Ф. 639. О. 1. Д. 128. Л. 43. Сведения об обществах, существующих в

22. ГАКО. Ф: 640. On. 1 j доп. Д. 59. Журнал заседаний s Вятского губернскогокомитета попечительства о народной трезвости за 1914 год.

23. ГАКО. Ф. 640. On. 1. Д. 67. Журнал; заседаний? Вятского губернского комитета попечительства о народной трезвости за 1916 год.

24. ГАКО. Ф. 640. On. is доп. Д; 67. Журнал заседаний;Вятского губернскогокомитета попечительства о народной трезвости за 1916 год.

25. ГАКО. Ф. 881. Оп. 1. Д;. 42. Дело о службе законоучителя Слободскогореального училища о. Алексея Игнатьева от 25 июня 1910 года.

26. ГАКО. Ф. 88L Оп. 2. Д; 373. Дело о расходных документах на август 1910 года Слободского реального училища.

27. ГАКО. Ф. 881. Оп. 2. Д. 475. Дело с отчетами классных наставников за> 1911-1912 годы Слободского реального училища.

28. ГАКО. Ф. 881. О. 2. Д. 514. Протокол заседаний Слободского училищного совета за 1912 год.29.0Р РНБ. СПб. Ф. 615. Ед. хр. 476. Лл. 1-5. Игнатьев АЛ. Письма (3) Н.И.

29. Привалову, от 5.08.1914; 5.10.1914,10.1.1915. Вятка. ЗО.ОР РНБ. СПб. Ф. 816. Оп. 2: Ед. хр. 1408. Лл. 1-10. Игнатьев А.А. Письмо и открытка Н.Ф. Финдейзену, от 26.03.10^ Казань. Приложение: Заметка о концерте И.С. Морева. 9.10.15. Вятка.

30. И: Дореволюционные издания.

31. Вятские губернские ведомости. 1866.- №» 18,- 20. 1, 5 апреля. Концерты} архиерейского хора. ^

32. Вятские губернские ведомости.1872; № 22. 9 апреля; Концертархиерейского хора.

33. Вятские губернские ведомости. 1882. № 55. 10 июля. Устав, общества «Вятского музыкального кружка».