автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Действительность и её художественное воплощение в поэзии Павла Васильева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Действительность и её художественное воплощение в поэзии Павла Васильева"
Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени М.ВЛоыоносова
Действительность и её художественное воплощение в поэзии Павла Васильева
10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
На правах рукописи
ИВЛКВА Ирина Дмитриевна
¡¿оскэа 1390
Работа выполнена на кафедре историк советской литературы филологического факультета Московского государственного университета чшвш Ы.В.Ломоносова
Научный руководитель доктор филологических наук, профессор ЛЮБАРЁЬА Е.П.
Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор КАРПОВ A.C.' кандидат филологических наук ДЕНИСОВА И.В.
Ведущая организация - Коломенский государственный педагогический институт
Завдта состоится , .fT.T.'Tfpf?.,. .192Q г.
в if,k\ часов на заседании специализированного совета Д,053.05.12 при Московской государственной университете ии. Ы.В.Ломоносова
Адрес университета: 119899 ГСП, Лосква, Б-234, Ленинские горд, 1-й корпус гуманитарных факультетов.
С диссертацией ыогшо-ознакомиться в научной библиотеке гуманитарных факультетов
'■А' .
Автореферат разослан " Г.\Ту?Г.'1990 г.
Ученый секретарь специализированного Совета доктор филологических наук
Б.С.БУГРОВ
Общая .характеристика работы
Наше время - время революционного обновления жизни - связано с углубленней взгляда на историю и современность. При этом пристальное внимание уделяется эпохе 30-х годов - героической и трагической, причудливо совместившей ликующий пафос первых пятилеток и л-гстикость сталинских репрессий. Одной из многочисленных жертв тех роковых лег стал Павел Васильев -талантливый и самобитный поэт, чей звонкий дар слокил-ся в конце 20-х и окреп в начало 30-х годов.
В драматической судьбе поэта и его безвременной гибели сыграли роль беззаконие и произвол, насаждавшиеся з стране Сталиным и его окружением. Однако било бы неоправданной ошибкой свести гибельный исход судьбы Васильева к какой-либо единичной причине (например, к. чьей-то злой воле). В этой случае проблема: Поэт и Время выглядела бы упрощенно и неубедительно. При ответе На поставленный вопрос необходимо целостное и всестороннее изучение эпохи с её противоречиями и контраста-«и.
Утверждая так, мы не имеем своей целью воссоздание во всей полноте картины второго советского десятилетия. Это требование можно предъявить лишь историкам, социологам, философам, юристам да и задача такого рода может Лль решена лишь коллективными ус1Шйпия.^аи_а_цель скромнее, а именно: уяснить, каким образом действительность с её противоречиями определила оригинальность и своеобразие поэзии Павла Васильева и придала ей звучание, которое она могла получить лишь в ту высокую и трагическую эпоху.
Решая же спор о соотношении поэзии и действительности, надо иметь в виду, что действительность отража-
- г -
ется в творчестве писателя не столько непосредственно, сколько опосредованно. Пренебрежение такии подходом приводило современников Васильева (да и не их одних) к неверному пониманию и толкованию его произведений.
Действительность входит в творчество писателя в составе его пафоса, идеала, которые непосредственно воздействуют на структуру произведения, формируя сюжет, финал и другие категории художественного творения. Следовательно, если ш хотим ответить на вопрос о воздействии действительности на писателя и его творчество, и'.', в первую очередь долшш заняться изучением его творческого наследия как идейпо-худолостнеиной целостности, познавая законы которой, мы приблизимся н к лониман'ию действительности и её закономерностей.
Таким образом, цель диссертационного исследования - попытаться изучить Время через стиль писателя. Именно поэтому в работе придаётся особое значение текстовому анализу наиболее показательных в стилевом отношении стихотворений и глав (фрагментов) поэм Павла Васильева. Такова первая задача работы. • Другая задача связана с вопросом о том, какое место занимает поэзия Павла Васильева в контексте лите- • ратурц конца 20-х - начала 30-х годов.
Научная новизна заключается в разностороннем изучении поэзии Павла Васильева (включая рассмотрение вопроса о. единстве и взаимообусловленности лирики и ■ эпосе поэта, изучаемых, как правило, порознь), а также в соотнесённости ее с эпохой 30-х годов, й работе рассмотрен вопрос о .народно-поэтической основе творчества Павла Васильева но вкладе поэта в воссоздание народного характера г. судеб парода на переломе
истории.
Актуальность работы связана с характером диссертации: выявление типологических закономерностей, присущих творчеству Павла Васильева, помогает обнаружить объективные закономерности историко-литературного процесса 30-х годов, что, несомненно, актуально для истории советской литературы и еЗ изучения.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что собранные в ной материалы могут быть использованы и уяо используются в вузовских курсах "Истории советской литературы", в спецкурсах "Поэзия Павла Васильева", "Поэзия 30-х годов", в программе средней школы.
Апробация диссертации. По теме диссертации имеется пять публикаций, еще одна находится в печати. ' Диссертант выступила с докладами на четырёх меавузов-ских конференциях.
Объём и структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав и заключения, а также списка использованной литературы. Объём основной части работы -178 страниц.
Содержанке работы'
Во Введение говорится о целях и задачах диссертации, а такие о её характере и степени изученности творчества Павла Васильева.
Писавший около 10 лет (профессионально в литература он работал около 7 лет) Васильев, но словам Б.Пастернака, "безмерно много обещал", однако ранняя смерть в 1937 году оборвала жизненный путь поэта. Но даже за этот короткий срок Павел Васильев смог войти в литературу как зрелый и сааобыгный мастер, чьё творчество эиа'оало одобрение а поддержку со стороны A.B. Луначарского, В.Б.Куйбыазвэ, М.И.Калинина, А.Н.Толстого, С,4,Гцридвгуши»« Д,я,»1оачадойского (список этот
- ti - :
ыоадо без труда.продолкить). Однако при жизни поэта не увидел свет ни-.один его лирический сборник (книга стихов "Путь на Сеикге" была набрана и .свёрстана, но изданию поыеиал арест), а погшы были известии' либо из устного чтения автора на публичных выступлениях, либо v из разрознешшх ¡гурналышх публикаций: из пози Василь- ' • ева била издана лишь одна - .•'■'Соднной бунт". Ого затру. дняло изучение творчества Васильева при жизни, а после .: ареста и гибели поэта стало и вовсе невозцокним,
Лиаь поело двадцатилетнего пзрорыва стихи Васильева ("Родительница степь, прими уою..." и "Любимой") появились в 1956 году в альманахе "День поэзии" (в той же году в журнале "Октябрь" была напечатана неопубликованная при яиаки поэта поэма "Христолюбовские ситца").
Появление стихов Васильева было встречено сдер-аанко: над иыенеи й стихами поэта продолжала тяготеть суровая оценка М.Горького, прозвучавшая в его статье "Литературные забавы", где говорилось о необходимости "обеззаразить" литературнув среду "от присутствия в ней хулигана"*.. Объяснимая в обстановка 30-х годов эта суровая оценка нашла свод поддоржку в оеродине 50-х.
Так, многоопытный и авторитетный А.Макаров вскоре после возвращения стихов Васильева к читателю заявил следующее: "Талант П.Васильева вовсе не вливался ... "в эпический размах событий" (в данной ыесхе А.Цака-ров лояенически цитировал критикуемого км й.Л.Зелин-
1 Горький М. Собр. СОЧ.: В 30-и тт. - М., 1953, т. 27, с. 250.
ского, - И.И.), кик не вливался он и в поток советской литературы 30-х годов"1. Так Васильев был дважды противопоставлен критикой своему времени - как лицо, неверно трактующее исторические события и как поэт, стоящий вне литературы своего времени. Эта точка зрения перекликалась с воспоминаниями А.Коваленкова, где Васильев был назван "стихийно талантливым, но совершенно чуядым длл нас» русским, но не советским поэтом"^. _Однако знаменательно, что подобные оценки не получили поддержки в большинство публикаций, сопутствовавших возвращению Павла Васильева к читателя). Среди них следует, отметить статью К.Зелинского "Павел Ваоильев. Заметки о творчестве поэта"^, послужившую поводом для последующих горячих дискуссий, а вслед аа ною статью С.Залыгина "Просторы и границы. (О поэзии Павла Васильева)биографическую справку, составленную С.Поделковым^.
Изучение наследия Васильева в 60-е' годы привело к появлению заметных исследований, включавши как биографические материалы, так и посвященных изучению отдельных аспектов творчества Васильева. В 'то же годы публикуется ряд неизвестных ранее произведений поэта. Зачищается диссертация "Творчество Павла.Васильева" -автор Т.Ыадзигон, появляются книги: Петра Косенко "Повесть о жизни поэта"(1967), несколько позднее -Б.Беленького "Павел Васильев"(1971). Характеризуя
* Макаров А. Разговор по поводу... Литературно-критические статьи, - М., 1959, с. 247.
^ Коваленко А. Хорошие, разные... - Я., 1966, с.;22. 3 Октябрь, 1957, Й Ь.
* В кн.: Павел Васильев. Стихотворения и поэмы. -Л., 1968.
5 Там хе.
противоречивость творчества поэта, авторы перечисленных книг указывали на значительность вклада Васильева в советскую поэзию ЗО-х годов и шире - во всю советскую поэзию. Всё более укрепляется взгляд, согласно которому, связь Васильева и поэзии его современников неразрывна. Об этом говорилось в книгах и статьях П.Выходцева, В.Бузник, И.Гринберга, А.Карпова, Л.Заман-ского, а такге в вузовских учебниках и "академических" историях советской поэзии*. Правда, в последнее время наметилась тенденция соотносить творчество Васильева преимущественно лишь о одним направлением советской литературы, а именно с так называемой "новокрестьянской поэзией", именуемой также "поэзией есенинского круга"'2» Не отриция необходимости исследова-: ния творческих и биографических связей Васильева с поэтами названного направления, мы считаем, что было бы неверно сузить место и значение Павла Васильева, сог-лисившись с его принадлежностью лишь к "новокрестьян-скнм поэтам". .
Итак, Павел Васильев и поэзия его окружения, во-первых, а, во-вторых - Павел Васильев и его творчество в целостности и единстве (исключая-прозу поэта). Лишь при соблюдении этих двух условий вопрос о поэте и времени мояет быть решён удовлетворительно. А между тем в большинстве работ задача рассмотрения поэзии Васильева в целостности и единстве решалась лишь ча-
1
См., напр.: Ершов Л.Ф., Никулина Б.А., Филиппов Г.В. Русская советская литература 30-х годов. - U., 1978, с. 132-134; История русской советской поэзии, 19171941. - Л., 1983, С. 266-268, 278-281.
2 Кунаев С. BciJ начиналось с ярлыков... - Наш современник, 1988, 1е 9.
стично. Вторая ко задача осознается многими исследователями: значение Васильева вырисовывается, во впей полноте лишь в связи с общелитературными процессами конца 20-х - начала 30-х годов и шире - всей советской поэзии. Поэтому целью-'диссертации становится изучение поэзии Васильева не только как явления инди-видуалыш-стилевого характера, но и Как типологического. Таковы задачи, решаемые в диссертации.
Глава первая. На переломе десятилетий (советская поэзия конца 20-х начала 30-х годов и Павел Васильев). .-Лирическое и эпическое у-Павла Васильева. Лиц-;чоск1М характер в его поэзии. Павел л;.с;:льев входит л советскую поэзию на переломе десятилетий,когда происходила смена литературно-, стилевых тенденций/ характерных Для 20-х годов, теми, в формах которых вызревала поэтика 30-х годов,.
В лирике уходящего десятилетия наиболее популярной фигурой был..Веснин. "Известен- интерес, который испытывал к Ксенину начинающий поэт Васильев. Этот интерес, он сохранил на 'протяжении всей своей дизни. Однако сказанное вовсо не противоречит тому, что поиска своего цйэтическ.о.гь голоса Васильев начинает с' настойчивых попыток преодолеть воздействие на него : его великого предшественника.,О влиянии Есенина и о стремлении его преодолеть говорит стихотворение "Рюрику йвневу", записанное во. "владивостокский период" творчества Васильева.;
Процесс ооретенин Васильевым творческой самостоятельности, протекал одновременно в различных формах. Во-первых, в ^орме отказа от есенинской;ностальгическое п.. ты и элегической интонации. Свои стихи Васильев с громился насытить., мелодией бодрости И силы. Так, поэт начинает сознательно, противопоставлять
есешшскиа 'иохивам ниио звучание своих стихов, которые несли новую тематику и имели иной облик героя. Моя Республика, любимая страна, Раскинутая у закатов, Всего себя тебе отдай сполна, Всего себя, tu?. капелыш не спрятав*-~ это звучит как наморенный вызов Ессишяу (у того: "Отдам ьою душу Октябрю "И Маю, Но только.лириы милой не отдай,,."). Речь здесь шла, конечно, не. только .о поэзии,'но и о аизношшй позиции, потому что Васильев не хотел ощущать, себя "сводным сыном1'- современности. Отсюда органичность для него-стихов-"на злобу - дня", что было воспринято с недовериен, к примеру, А.Макаровым^.
Второй формой, в которой протекал процесс обретения Васильевым творческой оригинальности, было безоговорочное и бескомпромиссное осуждение в стихах старого уклада ("Глафира"). .
ТретиИ путь преодолевая есенинской напоры был сопряжен для Васильева с заменой элегической интонации на героическую (это отчётливо ощутил С.Кдкчков). Хотя последнее яснее всего обнаружится в васильевском эпосе, героическое звучание коснулось и лирики.
V И вей хе Есенина л Васильева связ^виет следующее: главным нервом поэзии того и другого стали начала народные и национальные. Они-то. и обусловили, своеобразную .
Васильев П.. Стихотворения и поэмы. - Л., 1968, с.3?.-(Биолиотека поэта. Большая серия). - далео сноски по ЭТОМУ ИЗДаНИЮ В ТеКСТе.: 2
йакаров А. Разговор по поводу..., с. 239.
- 9 - ' ' .
поэ-шческую "нрееиствелносм»'1 . Но это не • казалось стя-. листика. Тут Васильев сий уке алого "поэтического времен.:". .
••' Поэзия 30-х годов обнаруживаетбояыаее, чей "поэзия . предыдущего десятилетия» '/я го тепло кконкроздоиу, "на-терпалынму" рисунку, с одной стороны, и с. другой-стремление к тому, что А.Максдоиовын было определено как "простота и всеобщность"*. . -
Раскрывая смысл сказанного, исследователь писал, что оточенное чш свойство означает "простоту основого, главного, фундаментального а-напей самой внутренней, самой интимной, - и в то ае время самой общей, самой :об--вдиародной То ес'^ь, онредедяюпцши .свойствами по-
эзии 'О-х годов становятся риализм и народность, находи' ада'"своё.'выражение .-В стилистике, тяготеющей, как уке говорилось, к конкретному, "материальному" образу» Это свойство рано обнаружилось в стихах Васильева (достаточно Вспомнить . его раннее , сгихогворецие;. "Рыбак" И написанный всего двуын годами поило "Расиказ о деде", -поражающий- чёткостью и нсносгыо р.;сунха), . ' .
Эти о «мочении« -осибвннчсха присуця все»; поэзмл 30-х годов: гяготипли и плотному, "загустеваему" изображению мы встретим у Э.Шгрицкого-и БЛирн/.дова,Ы1ролофьева и= : Л.Маргиаова. НЬ-сиоем.у оно.-■ заявило' о себе у [¡.Заболоцкого и обериугов. лриика в^епр.ьчила это свойство поэзии нового .Деснтилотия как -.свидегелксгво. вЗ "нраздебнос'ти мысли" (Уирек.ий); Лшшз с^ллотвориния"Васильева "Лйбимой" позволяет, с : одис'й' сгор^йы, .ясно: продел»».:"ссцвиа" характер, поэтики 30-х годов, а с другой V; отвеет» упреки :
I
:Уакедонов А, Поэзия народного: подвига. - и., 1966, с. <>.
I .,,. V -
.лС •
- 10 -
во "враждебности мысли": стихотворение Васильева проникнуто высоким перекивавиеи и инее! большой заряд духовности. В то ке время (проделанный анализ стихотво- ' рения свидетельствует об этом) стихотворение Васильева насыщенно романтическим звучанием, что в свою очередь характерно именно для поэтики 30-х годов.
Правда, первоначально у Васильева романтическое звучание его поэзии было связано с тематикой замены старой жизни новой ("Павлодар",1931; "Семипалатинск",1931; "К портрету Степана Радалова",1931; "Стриится новый город",1931; особенно выразительно оно в "Повествовании о реке Кульдае",1932), темой освоения природы и шире - • аизни вообще, что поначалу было воспринято салим поэтом как естественное и должное.
Однако, обретя злободневную тематику и ощущение своей причастности к судьбе страны, Васильев обнаружил, что лиризм его поэзии оказался ограничен определёнными рамками; драматизм его поэзии становился на этот раз сопряжён с довольно небольшим кругом тем и мотивов, са- , ыым заметным из которых был мотив разрыва с прошлым и преодоления препятствий на пути к будущему. И хотя эти мотивы были подсказаны самой современностью, а стихотворения, нииисаиныа на эти и сходные темы достигали у Васильева высокой степени напряжённости,'однако сосре- ■ догочениооть'почти'всей.'лирики начала 30-х готов на этой тематике привела к скорой "изношенности" её поэтических средств: водь преодоление конфликта в этой лирике носило достаточно "внешний" характер, истому,что исход этого конфликта был заранее известен и автору и читателя (победа героя над прошлым и трудностями и пути была предрешена). Чтобы убедиться в,этом, достаточно сопоставить, к примеру, "Павлодар" со стихотворением "Любимой", в котором "заклятие" той, к кому обращено
- II -
стихотворение, завершается изображением всепоглощающего огня страсти, сзигавдего любящих. Очевидно, чгэ зто романтика иного типа, чем та, что нашла своё выражение в "Павлодаре" и однотипных с ниц стихотворениях.
"Любимой" предшествовал целый ряд стихотворений, начало которому даёт своеобразная лирическая "трилогия" -стихотворения, подписанные псевдонимом "Мухаа Башметов".
Каков бы ни был повод для их возникновений, в стихах "Уухана Бавиетова" Васильев снял со своего лирического дара оковы, наложенные на него тематикой "освоения" жизни; "трилогия" рисует измену любимой, отчаяние героя и стремление силой воли забить неверную (в чей "Мухану" помогает вид красного знаыени на юрте аульного совета - в этом герой сын сеосго времени).
Но если "йухан", по замыслу поэта, "обуздал" океан своих страстей, то поэт Павел Васильев не мог не оад-тить богатство новой лирики сравнительно с той,которая в значительной степени уае исчерпала себя а его творчестве: с этого цикла в стихах Васильева закрепляются мотивы метельной, хмельной и безудержной страсти (переход к лирике этого типа - стихотворение "Любовь на кунцевской даче", где кипение страстей словно бы уравновешивается ироническим комментарием рассказчика). Тема роковой неизбывной страсти дополняется трагическим звучанием, привнесённым стихотворениями, в которых выразились раздумья Васильева о судьбах народных в роковую пару "великого перелома" ("Старая Москва", " "Кинь", "Тройка" и др.). Переход к этой тематике совпал со сближением Васильева с "новокрестьянскиии" поэтами - Н.Клюевым и С.Кличковвм, - к которым поэта привели его поиски народного и национального в поэзии и
1ИЗШ1.
Аспекты взапмоотноаеннй Васильева с "новокрестьянскиии" поэтами сегоднл активно изучаются (см. работы
С.И.Субботина и др.)» »о, однако, на наш взгляд, нес ' никаких достаточных оснований сомневаться в искренности осуждения Васильевым литературной и общественной позиции своих старших товарищей - Н.Клюева и С.Клыч-. кова, - .выракецнои ии на обсуждении его творчества в редакции "Нового мира" (см.; Новый мир, 1934, !£6) и в строчках:
Не хочу резным иконостасом По кулацким горницам стоять!
(ISO)
И как бы ни воспринимать сегодня фразеологии обсуждения в :,11овом мире" о оценки, нашедшие свое выражение в стихах поэта, ясно, что, на его взгляд, позиция Н.Клюева и С.Клычкова была обращена вспять, между тем как Васильев в своём творчестве устремлялся в современность, сопричастным к которой он считал и себя. Яснее всего эта устремлённость поэта выразилась в его стихотворной трилогии "Анастасия" и в стихах о Наталии.
По верному замечанию Н.Дзуцевой, " ... у Васильева ... яенщин'а связывается с Россией,' она олицетворяет в себе отношение героя к ней"*. И если "Анастасия" не имеет завершения: ум и чувства героя "не в ладу", то в стихах о Наталии Васильев приходит к гармонии этического и эстетического, народного и социалистического начал в кизни страны.
Примечательно, что если ранее "красное знамя" (вспомним стихи "Цухана Башыетова")противопоставлялось поэтом власти любви, кохорув долден был победить рассу-
^Сы.:Дзуцева Н. Сергей Есенин и лирика ЗО-х годов. (Борис Корнилов и Павел Васильев). - В кн.: В мире Есенина. - Ы., 1986, с. 5^7.
- 13 -
док с помощью воли, то теперь повествование о социалистической нови страны гармонично дополняется вдохновенный рассказом о любви. И важно, что "материальное" и "плотское", ассоциирующиеся у Васильева с народным я национальным, не противоречат восприятию их как связанных с этой новью.
Итак, главным завоеванием лирической поэзии Васильева было изображение характера как народного и национального, "аящего в себе противоборство старого и нового, несущего порой неразрешимые противоречия начал разумного и стихийного. В зрелой лирике поэт приходит к преодолению этих противоречий и к обретению нравственной и эстетической гармонии.
На пути к этому Васильевым принимались различные ре-шония, характерные для разных этапов его- творческой эволюции.Унаследовав от есенинской лирики неразрешённый конфликт национального и социального, Васильев первоначально пытался его разрешить либо рационалистически, либо попросту отодвинув в сторону мучительную для Есенина коллизию. Когда ко это привело к обеднению его лирики, Васильев вернулся к теме национального и •народного, внеся л свою лирику мотивы трагизма и гибельности. Зрелая лирика Васильева о~намевована приходом к гармонии социального и национального, а таете обретением понимания того нового, что принесла революция, не только как нравственно-высокого, но и как эстетически-прекрасного.
Опыт лирического творчества обогатил эпос Васильева - без этого опыта его эпическое творчество не смог- ■ ло бы достичь того совершенства, которое ставит поэмы Васильева рядом со значительнейшими достижениями советской поэзии.
- -
Глава вторая. Эпос 30-х годов. Эпическое творчество Павла Васильева. Романтика и "романтическое" в поэтическом стиле десятилетия. Стилистика эпических поэм Васильева. Жанровая специфика Васильевского эпоса.
На Васильева уже при хизни установился взгляд как на эпического поэта. Это мнение было поддержано и развито К.Л.Зелинским, утверждавший, что "главное в литературном наследии П.Васильева - его эпические произведения"*. Он не назвал лирику поэта "эпической", распространив на неё свойства эпоса и подчинив таким образом её последнему. Конкретизировал подобный взгляд А.С.Карпов, указав на источник единства эпоса и лирики поэта: это описательность, служащая, с одной стороны, поводом для лирического переливания, и сюжетной основой произведения - с другой. Так, по мнению исследот . вателн, у Васильева " ... изобразительность становится
основным свойством стиха, описание - свяегной основой ?
.стихотворения. Описательность как определяющее свойство поэзии Васильева приводит к тому, что основную тональность в лирике и эпосе Васильева начинает определять не лирический монолог, а рассказ и т.д. Всё это свидетельствует, на взгляд исследователя, об эпической ■ природе лирики Васильева. По нашему ¿¡о мнении, верные наблюдения, помогающие многое понять в поэзии Васильева, трактуются однако исследователем несколько расширенно -ыезду тем как лирика поэта имеет самостоятельный характер как в структурном, так и в функциональном планах.
I
Зелинский К.Л. Павел -Васильев. - в кн.: Павел Васильев. Избранные стихотворении и поэмы, - Ц.,1957,с.6.
Карпов А. Продиктовано временем.-Тула,1974, с. 120.
- 15 -
Но в го же время било бы ошибкой за счет внимания к лирике принизить значение васильевского эпоса как и эпоса 30-х годов вообще. Ведь именно эпическое творчество поэтов нового десятилетия наиболее отчётливо и рельефно отразило стилевые тенденции этапа, идущего на смену 20-м годам.
Из поэтов, близких Васильеву-эпику, принято называть И.Сельвинского. Однако, как представляется, эта версия в значительной степени восходит к самому Сель-винскому и до сих пор остаётся неподтверкдённой. Во всяком случае первая поэма Васильева "Песня о гибели казачьего войска"(1929-1930) имеет иные истоки и может быть соотнесена не с "Улялаевщиной",: а с поэмами Есенина ("Ус", "Марфа Писадница", в чём-то о "Песнью
0 великом походе") и в большей степени с "эпосом" Н.Клюева (особенно с его "Избяными песнями", так как именно в них выразилось особое народное миросознание, отлившееся в формах народного.творчества).
Вообще эволюция В ¡сильева-эпика в научно.й литературе трактуотся по-разноыу. Так, по мнению А.Михайлова, Васильев шел от "сочувствия старой азиатской необузданности"* к чёткости "зрелого реалистического искусства"^. Закономерно поэтому, что вершиной поэмного творчества Васильева признаётся "Сикицын и К0", так как в этой поэме пйэт впервые попытался "в таких масштабах ... примирить стихию воображения с логикой исторического мышления"^. Ь этом свете первая поэма Васильева представляется исследователю незавершённой и незрелой.
1 Михайлов А. Степная песнь.Поэзия Павла Васильева. -М.,
1971, с. 37. *
р
Там яе, с. 41.
3 Там ли, с. 167. ,
■ ■-.- 16 -
По-иному расценивает первую позуу Васильева.Л.С.Карпов. На его; взгляд, ■"Песни с; /гибели казачьего BGiictiu" являете» '."баша'' вдохиовеиаим .создадийа: uoasa1'*. . ; . ' .
: Выходоа из воз'1';н;ающего противоречия становится ответ П.и.ВахЬдцева: "Опираясь (ш иногоббразиио канри народной ясени, обрядового фольклора, И.Васйльев строит поему как своеобразное чередование голосов участников событий, '.как народное действие"^. А ото переводит спор в иную плоскость. ч-','.■■'''
Дело не в '¿ой,'что в первой поэае у Васильева не хла-г гидр ошта и иассерсгва, а в том, что оя соэнзгййьио сгримвл«*«' к создашш своего произведен а но законам народного, тиирчис1'ва, результигои чего нвллось воссоздай- . вое народное ищкеезерцаило, "озвученное" ¡¡а разные голоса.
Однако, сделав это вадшоо наблюдение, И.С.Выходцев ; : исключил "Песню о гибели казачьего .войска" на числа . последующих десяти 'васвль'адсеах. аози, которые, он паз-, вал "своеобразной летописью":"о жизни и судьбах народа в эпоху классовых битв"5.
По нашоау убе.кди1ишг :ос.ть веские основания раескат«-. ривать iic.e ¡ими йае.иь^вл кцк обрхацц."народного действия", несмотря на то,.что по раде своих признаков его различные поош ¡¿ох'ут 6ать:'. соотнусены с: ¿предо- • ленный разновадностяаи uuauiiurci^орчоства./Так, если -находись из.теоретико-литературной системы жанров, при-. ДёТСЯ отнести -"СОЛННОИ бунт" К I'iltly ПОЗЫ •-.w.3UU4i!CiaiX" или "исторических" (сюда иридезсн. ирл'чишш'Ь "Сшш-
* Карлов А. Продиктовано временем..., с. L2C.
сВыходцов U.C. U поисках нового слова... - U.,' I9B0,
с. ¿(ib. ' ' ' .....
5
Там ко, с. ¿!с4. :
- I? -
цыц и К0"), к лирическим поэмам - "Автобиографические главы"» к лирико-описательныы - "Лето" и "Авгус!", к лирико-публицистическим - "Одну ночь", к лирико-ыеди-тагивнин" - "Дорогу". "Принц Ooua" должен быть.отнесён к кайру сатирической поэш, "¿енкхи" - шуточной. Л.П.Быков характеризует' поэму. :"Хрисголюбовские ситцы" как "драматическую"*.
Согласимся с возможностью- такой классификации. Но однако, на наш взгляд, основу васильевских поэц составляет их принадлекность к "народному действию", а ока. первичнее лигерагурно-ткровой принадлежности. '
В советской поэзии ЗО-х годов.-'имеются пеэмы, построенные на принципах, ехидных с теми, из которых исходил Васильев. Это прежде всего поэма А.Т.Твардовского "Страна Муравия", в 'которой фольклор играет формирующую и определяющую роль,' a tie только "оформляющую", Однако творчество Твардовского тяготеет к стилистике реалистического. типа,-. тогда же как поэмы Васильева - к стилистике типа .романтическодо. Поясним, что означает..вырааанлё ,громгш*ическйЙ ткя ТВ0Р" чества". .-; '. ■ -;-■.'■!,'>''.■.-
: "В нашем литературоведении Общепринято разграничение понятий "романтизм" и "романтика". Второе означает тип пафоса - то есть идейно-эиоционалыюто. отношения к жизни с позиций определённого (преимущественно возвышенного) идеала;' содержание Первого: понятия свидетельствует о принадлежности произведения искусства к романтизму. - идейно-художествеиному направлению первой трети XIX века., ;й. хотя, романтика и р<йгай1иэи."
* Быков Л,. драмагичо.Ская поэма; в советской литературе первой половины 30-х годов, - В; kh.Y Проблемы стиля и жанра: в советской литературе. - Сьердловск,. 1974, сборник,?, с. 32.
' ■ ■ 18 -■ ■"■
имеют иного сходных признаков, они не равны ни по содержанию, ни по историческому характеру.. Поэтому попытки рассматривать писателей, чьё творчество протекает вне романтических школ и направлений как "романтиков", врнд ли,правомерно: в таких случаях уместнее говорить не о "романтизме", в о присутствии в гворче-■ стве "романтического" - го есть традиций романтизма, приобретающих в рамках иных, нежели романтизм, идейно-стилевых направлений и течений, новые стилевые функция. Шшми сдоваш!, тенденции ро-штизыа, вступая во взаимодействие с поэтикой иных направлений и течений, приводят к художественным открытиям в сфере ин-дивидуалыю-стилевой манеры. Творчество Павла Васильева - яркий образец такого типа творчества.
, Традиции романтической поэтики обнаруживаются в поэзии Васильева в разновидностях художественного контраста, которые сказываются в построении характеров и сюжстике, в описаниях и образной системе;, в повышенной активности авторской позиции, з экспрессивности художественной речи, в "особенностях композиции." Но в то не время поэзия Павла Васильева имеет и значительные отличия от поэзии роыангнзца, которая по своей п.риро-де "центростремительна":, отдав богатую дань роыанти- л • ческой ,поэтике, Васильев не отказался, от объективного изображения красочного материального мира действитель-' ности. Понимая материальное как.народноо,и нацпональ- , •нор", Васильев, приближается 'к реализму, хотя в его творчестве всю силу сохраняет и ''романтическое".' Э г'о придаёт Васильевской поэзии особый характер. ■
Приведём пример. Поэма:"Кулаки" - одна из вершин поэмного творчества Васильева; в.ней.способы реалис-• таческого изображения дсЛс.14»110*Ьаос*а ил^кх оКохли-вое и зрелое выражение. И том-но менее эта поэма, как
- 19 -
и остальные поэмы Васильева, не теряют связи с "народным действием", характерными признаками которого являются многоголосие и общенародный пафос понимания и . оценки изображаемых событий.
С другой стороны, в "Кулаках" сохраняется активная авторская позиция - "режиссерская" и одновременно "актерская" (выражение Л.П.Быкова}, - что свидетельствует Об определяющей роли "романтического" в поэзии Павла Расильо^а. Згиы.поэма Васильева отличается от "Страны Муравии" Твардовского, тяготеющей к объективированному изображению действительности и', чуждающейся экспрессивных приёмов обрисовки как обстоятельств, так и характеров, что сказывается в отсутствии прямых авторских' высказываний, хотя автор вовсе не нейтрален. .
Активность автора-повествоЕлтеля в "Стране Иуравии" заключается в осознании и восприятии действительности в соответствии с народной точкой зрения. Народное же мироощущение, соприкоснувшись с материалом самой дей-" ствительности, воплощалось в формах реалистического творчества; у Васильева тот же.материал обнаруживал свои свойства в связи с традициями романтической поэтики.. .."-.''.-.
В статье о поэме Твардовского "Василий Торкин"* П.С.Выходцев высказывает целый ряд принципиальных соображений, указав на органическую связь згой поэмы . с народным творчеством но только вследствие обращения поэта к исконным фольклорным жанрам, да даже не вследствие этой причины, а в результате эстетических и нравственных норм, легеащих в основе творчества самого народа и тех норм, что отразились в "Книге про бойца".
1 Выходцев П.С. А.Т.Твардовский и народная художественная культура ("Василий Тёркин"), - В кн.: Творчество Александра. Твардовского. - Д., 1989.
По мнению П.С.Выходцева, именно законы народно-поэтического творчества придали поэме характер "эпического повествования". Думается, что рассу.кдения исследователя имеют прямое отношение и к "Стране Ыуравии", которая отвечает всей признакам "эпического повествования". В той же работе Выходцев относит "Песню о гибели казачьего войска" к типу "лирического изъяснення"1. На началах "лирического изъяснонг.я" "замешаны" все поэмы Васильева.
Иными словами, васильевскнй эпос - это эпос, построенный, во-первых, по законам лирики и по законам народно-поэтического творчества - во-вторых.. Анализ поэм Васильева, представленный во второй главе диссертации, убеждает в вориости сделанного вывода.
Выводы .
Проблема "Действительность и её художественное воплощение в поэзии. Павла Васильева" получила в нашей работе следующее решение. ,
Историческая действительность входит в состав художественного произведения и находит в творчестве писателя выражение-не столько тематически и содержательно,. сколько стилистически. И тут творчество Павла Васильева даот богатый материал.
Лирика поэта преимущественно связана с раскрытием народного национального характера: осознание этого характера в лирике Васильева было противоречивым и драматичным. Вершиной стали стихи о Наталии, где воплотилась гармония материального (народного, национального) и эстетичемкого (красота социалистической нови),
В эпическом творчестве Васильев народное миропонимание сделал основный предметом свбего воплощения и осмысления. Этим он"поро'кшкаетс!! с Глардовс>ш1.
При всём стилевой и художественном различиях, отли-
■■'■л ,'■;.;. ■ .....- -ггуН '■;'■/.'..-/'Л. •
Чздадос одисго поэта о? другого» они подходят к одному .явлению о цаз'лих:-с.гбрбк..(Твардовский со стороны реа-. дизма, Васильев - романтизма). Панин образом, творчество Васильева образует как бы другую ипостась художественных тенденции, характерных для 50-х годов, :ц>— чайши'ы выразителем которых'. ¿тал А.Твардовский.'
Но отсюда следует, что творчество Васильева находится на магистральной линии развития советской поэзии 50-х годов и не монет быть отлучено ни от поэзии своего времени (что утверадал;А.Иакаров), ни от советского искусства в целом (па чём настаивал А.Кова-ленков).
Значение Васильева и ого творчества в тон» что он . '•' дал новое представление о национально:! народное характере в новых исторических обстоятельствах и запечатлел народное самосознание в формах романтической поэтики. В этом его особое место з русской поэзии.
Публикации по теме диссертаций
1. О соотношении лирического и эпического в творчество Павла Васильева. - В кв.; Республиканская научно-теоретическая конференция молодых учёных и специалистов по общественным наукам "Некоторьш проблемы оазвития общественных наук в свою рснсняй ¡ЛЦ съезда КПСС": Тозлсы докладов, - рига. 1966,с.163-164.
2. Л .'.мча с по о и эпическое в поэзии Павла Васильева (анализ стихотворения "Любимой"). - В кн.: Традиции новаголсгво в советской литесатурог Сборник научных туудов. - Рига, 1986, е. 113-122.
?. Романтический идоад я действительнссгь в поэзии Павла Васильева. - В кн.: Республиканская научно-гео-сеглчесная коа^ерзнция иододьсс учакцх к специалистов по общественным наукам, лосвящЗназя 70-лстгш Великой Октябрьской социалистической революции: Тезиса докла-
- 22 -
дов. - Рига. 19Я7, о. Ш-Ш.
4, Романтика и "романтическое" в поэзии Павла Васильева. - В кн.: йсгооико-литеоатурный пооцесо. Методологические аспекты: Научно-инфоомационные сообце-вия. Советская яитеоатуоа. - Рига, 1989. - Выл. III, с. 23-24.
5. о соотошении лирики и эпоса в поэтическом творчестве Павла Васильева. - В кн.: Цетодика и методология историко-литературного исследования. Тазиси III научной конференции. 1-3 ноябрь 1990 г. - Рига, 1990, о, 184-135.
5. Павел Васильев и Сергей Есенин. - В кн.: Творчество С.Есенина. Традиции и новаторство. - Рига, 1990. -0,5 печ.д. - В пзчати.