автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика конечного и бесконечного в творчестве

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Данилова, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Диалектика конечного и бесконечного в творчестве'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Данилова, Елена Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ

БЫТИИ.

I.1. Теоретическое и предметное определение проблемы творчества

II. 2. Историческое развитие категории творчества как отношения конечного и бесконечного.

ГЛАВА II. ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ ЦЕЛОСТНОГО

БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА.

II. 1. Творчество и деятельность

И. 2. Творческая процессуальность: становление противоречивого единства конечного и бесконечного.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Данилова, Елена Ивановна

Актуальность проблемы исследования. Человеческий мир устроен так, что творчество, его результаты и связанные с ним процессы являются высокой ценностью. О человеке гордо заявляют как о творце своего собственного бытия или бытия мира. Но в то же время творчество обнаруживает такую природу и наполняется таким смыслом, которые способны существенно изменить мир, вплоть до трагической угрозы его существования.

Творчество проявляет себя многогранно. В нём обнаруживаются дискретность и континуальность процесса, конструктивность и деструктивность, свобода и необходимость, субъективность и объективность. Одни результаты творчества включены в непрекращающийся поток освоения мира, другие остаются невостребованными, застывшими образцами прошлых времён, третьи канули в лету и об их существовании можно лишь догадываться.

Как и почему возможно творчество? Как и почему осуществляется единство и разносторонность творческой продуктивности? Какова мера и границы творчества, способствующие осуществлению самореализации человека и сохраняющие возможности развития мира? На эти вопросы человечество пытается ответить на исходе второго тысячелетия нашей эры.

Творчество как проблема бытия человека в мире имеет длительную историю существования, но только на рубежах истории становится особенно актуальной. Обнаруживая всё новые и новые результаты творческих деяний и ощущая ответственность за них, человечество настойчиво обращается к основам творчества, механизмам его осуществления. В условиях технократизма перед человечеством встаёт задача преодолеть креативизм как безмерное стремление к переустройству мира и осознать закономерности «полилогового» отношения к миру при условии сохранения «монологовости» бытия вообще. Человечество заинтересовано в поиске такого начала, которое одновременно позволило бы осуществиться целям человека и сохранить мировую целостность.

Именно эти острые моменты делают творчество эпицентром теоретических раздумий.

Философия играет особую роль в раскрытии сущности творчества. От того, насколько глубоко философия осознает проблемы творчества, зависит, в конечном счёте, определение меры человечности в человеческих преобразованиях мира. Проблемное поле данного исследования предполагает рассмотрение творчества как противоречивого процесса бытия с целью обнаружения диалоговости творческого процесса.

Задача исследования усложняется тем, что творчество, будучи общественным процессом, всегда проявляется в деятельности отдельных индивидов. При этом личностные черты всегда четко фиксированы и выступают на первый план, затрудняя изучение общих и существенных сторон творческого бытия.

Сложность научной разработки проблемы творчества связана с дискуссионностью и недостаточной разработанностью самого понятия, что ещё больше стимулирует активность теоретической мысли.

Степень творчества в разных видах человеческой деятельности различна, что дает возможность развивать идеи "элитарности" или инерционности, избранности и независимости творца, сдвигает критерии творчества, стирает границы собственно творчества и произвола, новизны и повторяемости.

Все вышеизложенное определило тему и предмет данного диссертационного исследования. Объектом исследования является творчество как характеристика человеческой деятельности. Предметом исследования выступает противоречие конечного и бесконечного как сущностная сторона бытия творчества.

Степень разработанности проблемы. В философской литературе существуют разные подходы к проблеме творчества. Гносеологическая традиция рассматривает творчество как производство и созидание новых идей. Авторы этого подхода характеризуют творчество как особую деятельность, а именно мыследеятельность, способную изменять отдельные сферы бытия человека, например, научную, художественную и т. д. Так, Л.Б. Баженов, Л.Э. Венцковский, Б.С. Грязнов, С.Б. Крымский, Т. Кун, М.А. Лифшиц, A.C. Майданов, Е.А. Мамчур, К. Поппер, А.И. Ракитов, В.Н. Садовский, B.C. Степин, В.П. Филатов, B.C. Швырёв, Б .Г. Юдин и другие (7,32,57,44,72,75,84,92,95,113,116,125,132,141) рассматривают творчество как фактор развития науки, выявляют причины, порождающие мыслетворчество и факторы, его определяющие. При этом творчество понимается как продуктивная новизна научной деятельности. Авторы данного подхода в большей мере обращаются к анализу конечной результативности творчества, что позволяет поставить вопрос о границах его бытия, о человеческом измерении новизны.

Гуманистическая направленность в исследовании творчества проявляется в рамках аксиологического подхода. Авторы Г.С. Батищев, Л.М. Баткин, Г.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, Н.С. Злобин, М.С. Каган, В.А. Кутырев, A.M. Коршунов, Д.А. Леонтьев,

А.Н. Максимов, М.К. Мамардашвили, В.В. Мантатов, J1.H. Столович и другие (14,17,34,52,54,65,68,76,82,94,126) рассматривают творчество через призму ценностного измерения, увязывая его с субъективной деятельностью человека, с развитием и обогащением потребностей и интересов человека. На деле попытки выйти за рамки гносеологизма в социокультурную среду только уточняют трактовку творчества как творения идей. При этом определение сути творчества вызывает такие же трудности, что и в гносеологическом анализе: каков критерий ценностной новизны? Кроме того, для аксиологов творчества остаётся трудным вопрос и о природе новой ценности: является ли она субъективно - личностной или объективно - общественной. Обостряется проблема основания и границ творчества.

Человеческие измерения творчества характерны и для онтологического подхода. В работах авторы Н. Аббаньяно, Р. Барт, М.М.Бахтин, B.C. Библер, Ж. Бодрийяр, М. Бубер, П.П. Гайденко, С.С. Гусев, Г.А. Давыдова, Ж. Делез, М.С. Каган, В.И. Плотников, Э. Сурио, М. Фуко, Х.П. Яусс и другие (1,11,18,24,25,29,35,43, 49,50,63,111,129,137,148) напрямую увязывают творчество с бытием человека в мире. Творчество представляется как способ, как характеристика отношения человека к миру, предполагающая самораскрытие творца, реализацию его потребностей и интересов. По мнению названных авторов, творчество есть созидание жизненных отношений человека с миром. А поэтому наиболее актуальным выступает вопрос о том, что есть сам человек, находящийся в творческом отношении к миру. Тем самым усугубляется проблемность творчества с позиций противоречий человека и мира в их взаимобытии.

Онтологический подход к творчеству полагает открытость человека и мира друг другу, их взаимоосуществление посредством преодоления конечности, ограниченности бытия. В таком ключе творчество предстает как "диалог" человека и мира, противоречивый по сути. Будучи налично конечным существом, человек в творчестве разрушает свои границы, осуществляя преобразования мира. Сам мир, являясь бесконечным, в творческом преобразовании предстает конечно оформленным, относительно завершенным.

Онтологизация творчества порождает необходимость осмыслить его с позиции противоречия конечного и бесконечного.

Вышеназванные моменты обусловили постановку цели и задач исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель данного исследования заключается в анализе проблемы диалектической взаимосвязи конечного и бесконечного в творчестве с позиций онтологического подхода. В связи с этим автор ставит следующие задачи исследования:

- определение основания творчества как деятельностной стороны человеческого бытия;

- обоснование противоречия конечного и бесконечного как сущностного противоречия творчества;

- анализ развития категории творчества в истории философской мысли с точки зрения раскрытия сущностного противоречия;

- выявление механизмов осуществления сущностного противоречия творчества как единства конечного и бесконечного в отношении бытия человека с миром.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическими и теоретическими основами данного диссертационного исследования являются общие принципы диалектики, в частности: принцип противоречивости бытия и его развития, принцип единства и многообразия мира, конкретно-исторический подход, единство логического и исторического в научном познании. Автор исходит из принципа активности субъекта. Чтобы обеспечить обоснованность и достоверность результатов, применялись системно-структурный и функциональный анализ, идеи дополнительности, диалоговости, сингулярности.

В работе используются теоретические и концептуальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области деятельности, культурологии, творчества, гносеологии.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

- рассматривается творчество как имманентное деятельности бытие;

- выделяется сущностное противоречие творчества как единство противоположности конечного и бесконечного;

- доказывается ограниченность понимания творчества при абсолютизации либо конечного, либо бесконечного;

- через диалектику конечного-бесконечного анализируется становление, процессуальность и механизм творчества;

- отношение субъекта и объекта творчества рассматривается как единство и взаимообусловленность конечного (в субъекте и объекте) и бесконечного (в объекте и субъекте).

Теоретическое и практическое значение исследования. Анализ творчества с позиций сущностного противоречия позволяет преодолеть узость частно-научных подходов к творчеству, заложить основы новой парадигмы исследования, в которой гуманистический потенциал раскрывается через единство бытия человека и мира. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в научной и педагогической работе, в базовых и 9 специальных курсах по проблемам философии, культурологии информатики, проектирования, художественной деятельности эстетики.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Диалектика конечного и бесконечного в творчестве"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что философский взгляд на творчество как на неотъемлемую характеристику бытия человека в мире раскрывает гуманистический потенциал самого человека и перспектив его жизни. От того, насколько глубоко философия осознает проблему творческого бытия человека, зависит определение меры человечности в человеческих преобразованиях мира.

В научных исследованиях проблемы творчества можно выделить три аспекта: гносеологический, аксиологический, онтологический. Каждый из них раскрывает одну из сторон обозначенной проблемы.

Анализ творчества с позиций онтологического подхода позволяет обнаружить место творчества в бытии человека, определить творчество как имманентную характеристику бытия человека в его соотношении с миром, выявить соотнесенность человека и человека как полилогичность.

Учитывая многообразие связей в творческом бытии, данное исследование выделяет диалектику конечного и бесконечного в качестве сущностного противоречия творчества.

В диссертации конечное и бесконечное рассматриваются как относительно полярные, притягивающие к себе альтернативные характеристики творчества: целостность, исчерпаемость, завершенность, а также неисчерпаемость, незавершенность, неполноту. Конечное осмысливается в качестве перехода субъекта-творца к пределам произведенного им результата. Бесконечное, напротив, понимается как отсутствие всяких пределов, невозможность выйти за пределы самого себя.

Анализ исторического развития категории творчества как соотношение конечного и бесконечного позволил обнаружить, что появление идеи творчества связано с осмыслением активности, продуктивности, изменчивости бытия человека, выхода наличного конечного бытия в иное, бесконечное. Идея творчества сопряжена с пониманием сути отношения конечного и бесконечного.

Исторический опыт такого понимания имеет широкий диапазон: от абсолютного отождествления до абсолютного различения, от абсолютизации бесконечного до абсолютизации конечного. Многообразие точек зрения обусловлено выбором основания творчества (трансцендентного или имманентного, присущего человеку или отчужденного от него). Попытки свести творчество либо к конечному, либо к бесконечному ограничены, обостряют проблему соотнесенности противоположностей, делая их предметом диалектического анализа.

Проводя последовательно такой анализ, мы считаем, что противоречие конечного и бесконечного, являясь сущностным противоречием творчества, не задано творчеству извне, а рождается, возникает, формируется вместе и в процессе осуществления бытия человека.

Признавая деятельностный способ бытия человека, мы утверждаем, что творчество выступает имманентной характеристикой деятельности, аккумулирующей продуктивность, новизну в созидании условий бытия по мерке самого человека и самой человечности.

Деятельностный подход к творчеству позволил рассмотреть деятельность и творчество как единство противоположностей: природа творчества деятельностная, характер деятельности творческий. Творческая деятельность есть "сращенная форма бытия" человека и мира. В своем осуществлении она всегда сопряжена, одновременна с другим бытием.

Исследуя творчество как деятельность, мы установили, что в нем выражается противоречивость самой деятельности. Целеполагающий субъект творчества, преодолевая свою наличную конечность, самореализуется в объекте. Созидая новое ценностное бытие, он разрушает конечность существующих ценностных ориентиров. Субъект творчества транслирует себя в результате, который имеет смысл только в сопряжении, обращении с иными трансляциями.

В исследовании выявлен механизм осуществления сущностного противоречия творчества: бесконечное не реализуется без конечного, конечное зиждется на бесконечном. Конечное становится таковым только на основе бесконечного, а бесконечное бытийствует посредством конечного.

Противоречивость творчества порождает его многомерность, многонаправленность. Анализ данного противоречия как сущностного в отношении творчества позволяет утверждать, что благодаря ему формируется многомерность субъекта и объекта творчества, цели и его результата. Именно единство конечного и бесконечного определяет противоречивую связь конструктивного и деструктивного моментов творчества. И именно единство конечного и бесконечного есть причина неугасания деятельности, возможности его бытия в иных условиях и пространственно-временной локализации.

Проведенное исследование позволяет утверждать: являясь сущностным, противоречие конечного и бесконечного задает пределы существования и развития творчества. Диалектичность отношения конечного и бесконечного пронизывает все аспекты творческой процессуальности. Творец в самом себе содержит возможности бесконечного бытия, которые всегда реализуются в конечном. Несмотря на ограниченность, субъект творчества непрестанно раздвигает свои границы в отношении к природному или социальному объекту. Сама способность к творчеству формируется у человека только во взаимобытии с миром. И только в отношениях с конечно-бесконечным миром человек может реализовать свои конечно-бесконечные творческие способности.

Результаты, полученные в ходе исследования, не исчерпывают всей полноты поставленной проблемы. На наш взгляд, предметом дальнейших поисков могут выступать проблемы, отмеченные в работе, но не получившие глубокой разработки: проблема дискретности и континуальности творчества, проблема уникального и универсального в творчестве, проблема свободы творчества и др.

 

Список научной литературыДанилова, Елена Ивановна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб: Алетейя, 1998.- 512 с.

2. Августин. Исповедь/ААвгустин Аврелий. Исповедь. Абеляр Петр. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - С. 8-222.

3. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: Критический очерк концепций французского структурализма. М.: Наука, 1977. - 271 с.

4. Арефьева Г.С. Социальная активность: Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании. М.: Политиздат, 1974. - 230 с.

5. Арефьева Г.С. Общества, познание, практика. М.: Мысль, 1988.- 206 с.

6. Асафьев Б.В. О музыке XX века. М.: Музыка, 1982. - 143 с.

7. Баженов Л.Б. Строение и функции научной теории. М.: Наука, 1978. - 231 с.

8. Баженов Л.Б. Смородницкий П.Х. О роли опыта и логического мышления в построении научного знания// Вопросы философии. -1976. №6. - С. 93-103.

9. Барг М.А. Шекспир и история. М.: Наука, 1979. - 215 с.

10. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. - С.348 с.

11. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. -312 с.

12. Барт Р. Основы семиологии. //Структурализм: "за" и "против".- М.: Прогресс, 1975. С. 114-163 .

13. Барулин B.C. Социальная философия. В 2-х ч. Ч. 2. М.: МГУ, 1993. - 240 с.

14. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 463с.

15. Батищев Г.С. Корни и плоды. Размышление об истоках и условии человеческой плодотворности // Наше наследие. 1991. - №5 - С.1-4.

16. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности//Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С.21-34.

17. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. - 199с.

18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502с.

19. Бердяев H.A. Мое философское мировоззрение//Филос. науки. -1990. №6 - С. 85-90.

20. Бердяев H.A. О русской философии. В 2-х ч. 4.2 -Екатеринбург: УрГУ, 1991. 240 с.

21. Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. - 446с.

22. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.

23. Беспалов В.М. Концептуальная роль феномена "творчество" в человековедении и культурологии.//Философия культуры'97. -Самара, 1997. С. 40-42.

24. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

25. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. - 176 с.

26. Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. - 141 с.

27. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.: Высшая школа, 1977. - 173 с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

29. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

30. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.- 216 с.

31. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.

32. Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки. -М.: Наука, 1982. 190 с.

33. Визгин В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания.//Вопросы философии. - 1995. - №4. - С.116-126.

34. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб: С.-Петерб. ун-т, 1996. - 150с.

35. Гайденко П.П. Бытие и разум.//Вопросы философии. 1997. -№7. - С.114-140.

36. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.

37. Гарин И.И. Воскрешение духа. М.: Терра, 1992. - 640 с.

38. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Иностр. литерат., 1960. - 685 с.

39. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. - 247 с.

40. Горбачевский В.Ф. Постмодернизм: эстетика или антиэстетика? //Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX-XXI веков. СПб, 1996. - С. 73-74.

41. Гулыга A.B. Шеллинг. М.: Политиздат, 1974. - 230 с.

42. Гулыга A.B. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.-286с.

43. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. - 192 с.

44. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982.- 256 с.

45. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика.//Вопросы философии. 1996. - №5. - С.52-62.

46. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М.: Наука, 1977. - 319 с.

47. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М.: Искусство, 1975. -271 с.

48. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1989. - 317 с.

49. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. -176 с.

50. Делез Ж. Логика смысла. М., Екатеринбург: Раритет, Деловая книга, 1998. - 480 с.

51. Диалектика и теория творчества. М.: МГУ, 1987. - 200 с.

52. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.

53. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. - 174 с.

54. Злобин Н.С. Деятельность труд - культура.//Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. - С.111-128.

55. Золтаи Д. Этос и аффект. М.: Прогресс, 1977. - 370 с.

56. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики). М.: Политиздат, 1987. - 333 с.

57. Идеалы и нормы научного исследования. Минск: БГУ, 1981. -432 с.

58. Избранные статьи музыковедов ГДР. М.: Музыка, 1974. - 228 с.

59. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.- 464 с.

60. Иноземцев В.П. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии?//Вопросы философии.- 1998. №9. - С.27-37.

61. История философии. В 4-х т. Т.1. М.: Академия наук, 1957. -718 с.

62. История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.З. М.: Искусство, 1986. - 496 с.

63. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 3 19 с.

64. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997. - 205 с.

65. Каган М.С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

66. Кант И. Сочинения. М.: Кам1, 1994. - Т.1.: Трактаты и статьи. (1784-1796). - 1994. - 586 с.

67. Коплстон Ф.-Ч. История средневековой философии.- М.: Энигма, 1997.-512 с.

68. Коршунов Ф.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. - 383 с.

69. Косарева Л.М. Предмет науки: социально-философский аспект проблемы. М.: Наука, 1977. - 159 с.

70. Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 2. М.: Музыка, 1973. - 243 с.

71. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. М.: Искусство, 1968. - 359 с.

72. Крымский С .Б. Научное знание и принципы его трансформации. Киев: Наукова думка, 1974. - 207 с.

73. Кузьмина Т.А. Проблема смысла человеческого бытия в современной буржуазной философии.//Человека и его бытие как проблема современной философии: Критический анализ некоторых буржуазных концепций. М.: Наука, 1978. - С.13-60.

74. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. - 303 с.

75. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. -288 с.

76. Кутырев В.А. Осторожно, творчество!//Вопросы философии. -1994. №№7-8. - С.72-81.

77. Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контрмодернизм: концы и начала//Вопросы философии. 1998. - №5. - С.135-147.

78. Кучиньская А. Прекрасное. Миф и действительность. М.: Прогресс, 1977. - 165 с.

79. Лазарев В.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1976. - 199 с.

80. Лекции по истории эстетики. Л.: ЛГУ, 1973. - книга 1. - 205 с.

81. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биографические очерки. М.: Республика, 1993. - 320 с.

82. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии. 1996. - №4. -С.15-26.

83. Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард//Метафизические исследования. СПб., 1997. - вып. 4 - С. 224-241.

84. Лифшиц М.А. В мире эстетики. М.: Изобразительное искусство,1985.-320 с.

85. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1983. - 208 с.

86. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир, 1994. - 544 с.

87. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: в 2-х кн., кн. 2. М.: Искусство, 1994. - 604 с.

88. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - 623 с.

89. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.

90. Лоскутов В.А. Историческая природа марксизма. Свердловск: УрГУ, 1990. - 308с.

91. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. Свердловск: Уральский рабочий, 1973. - 186 с.

92. Майданов А.С. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ. М.: Наука, 1983. - 207 с.

93. Максимов А. Н. Философия ценностей. М.: Высш. школа, 1997.- 175 с.

94. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания.//Вопросы философии. 1994. -№1. - С.73-84.

95. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории: К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. М.: Наука, 1975.-231с.

96. Марков М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970.239 с.

97. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.//Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти т., т. 2. М.: Политиздат, 1984. -С.5-540.

98. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики.// Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9-ти т., т.1. М.: Политиздат, 1984. - С. 15-222.

99. Мелюхин С.Т. Бесконечность материального мира. М.: Знание, 1973. - 64 с.

100. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. Философский очерк. М.: Госполитиздат, 1958. - 264 с.

101. Мигунов A.C. Анти-эстетика.//Вопросы философии. -1994.-№7-8. С.82-88

102. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. - 239 с.

103. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М.: Политиздат, 1974. - 240 с.

104. Музыка Культура - Человек. Сб. научных трудов. -Свердловск: УрГУ, 1988. - 206 с.

105. Музыкальная эстетика Западной Европы 17-18 веков. М.: Музыка, 1971. - 684 с.

106. Никифоров A.JI. Деятельность, поведение,творчество.//Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - С. 52-69.

107. Оганов A.A. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. - 133 с.

108. Панкевич Г.И. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса. Саратов, 1985.-246 с.

109. Пименова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. -М.: РАН Ин-т человека, 1997. 180 с.

110. Плетников Ю.К. Место категории деятельности в теоретической системе историческогоматериализма.//Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С.83-97.

111. Плотников В.И. Генезис труда, практики, творчества в структуре человеческой деятельности.//Ленинская теория отражения. Творческий характер практики. Свердловск: УрГУ, 1979. Вып. 9 - С.19-27.

112. Поляков Л.В. Понимание и творчество.//Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. - С.235-244.

113. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. -М.: Прогресс, 1983. 605 с.

114. Проблема музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - 204 с.

115. Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М.: Музыка, 1982. - 143 с.

116. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. М.: Мысль, 1977. - 270 с.

117. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Т.2., Средневековье. СПб: Петрополис, 1994.-368 с.

118. Рубцов A.B. Художественное произведение как модель "завершенного" познания//Вопросы философии. 1979. - №10. -С.110-121.

119. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода//Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - С.70-82.

120. Семочкина М.Б. Историческая метафизика смысла. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург: УрГУ, 1991. - 22 с.

121. Славин A.B. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. - 295 с.

122. Соловьев Вл. Смысл любви: Избранные произведения. М.: Современник', 1991. - 525 с.

123. Соловьев Вл. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. - Т.2: Чтения о богочеловечестве; Философская публицистика. - 735 с.

124. Социальная философия Франкфуртской школы (Критические очерки). М.: Мысль; Прага: Свобода, 1975. - 359 с.

125. Степин B.C. Становление научной теории: Содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. -Минск: Б ГУ, 1976. 319с.

126. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической'аксиологии. М.: Республика, 1994. - 464 с.

127. Структура и развитие науки: Из Бостон, исслед. по филос. науки. М.: Прогресс, 1978. - 487 с.

128. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. - 398 с.

129. Сурио Э. Искусство и философия//Вопросы философии. 1994. - №7-8. - С.104-118.

130. Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-Пресс, 1995.- 448 с.

131. Творческая природа научного познания. М.: Наука, 1984.288 с.

132. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М.: Политиздат, 1989. - 270 с.

133. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.-253 с.

134. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: Башкирский ун-т, 1992. - 222 с.

135. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник трудов. Минск: Попурри, 1998. - 480 с.

136. Французская философия сегодня: Анализ немарксистских концепций. М.: Наука, 1989. - 264 с.

137. Фуко М. Theatrum of phylosophicum//flene3 Ж. Логика смысла. М., Екатеринбург: Раритет - Деловая книга, 1998. - С.438-470.13 8. Фурманова О.В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе//Вопросы философии. 1984. - №7. - С. 3947.

138. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект//Вопросы философии. - 1992. - №4. - С.40-52.

139. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - 447 с.

140. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. - 232 с.

141. Швырев B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории//Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. - С.9-20.

142. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.

143. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.: Мысль, 1979. - 372 с.

144. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М.: Высш. школа, 1972. - 71 с.

145. Яранцева H.A. Преемственность и взаимодействие культур в художественной жизни общества. Киев: Наукова думка, 1990. -158 с.

146. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с.

147. Яусс Х.П. К проблеме диалогического понимания//Вопросы философии. 1994. - №12. - С.97-106.