автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Диалектика необходимости и случайности в историческом развитии общества

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Ахмедов, Яшар Паша оглы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Диалектика необходимости и случайности в историческом развитии общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Диалектика необходимости и случайности в историческом развитии общества"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

БАКИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Нд правах рухопяеи

АХМЕДОВ ЯШАР ПАША оглы

ББК А1 р4

ДИАЛЕКТИКА НЕОБХОДИМОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

(Эволюция представлений и ¡методологическая роль)

Специальность 09.00.01 — Диалектический и исторический

материализм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ЙЕ" , С,.:

Е2?а п. н.

Б а к у — 1530

Работа выполнена на кафедре философии (естественных факультетов) Бакинского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.

Научные руководители:

член-корреспондент ЛИ Азербайджанской ССР, зпслулс-мй деятель науки, доктор философских наук, профессор КАСИМ-ЗЛДЕ Ф. Ф., доктор философских наук, профессор РУСТАМОВ И. Л.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук АБАСОВ А. С.,

кандидат философских наук, доцент ГУСЕЙНОВ С. М.

Ведущая организация — кафедра философии Азербайджанского политехнического института им. Ч. Ильдрыма.

Защита состоится « . » . -V . 1990 г. в /т. час.

на заседании специализированного совета К.054.03.02 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Бакинском государственном университете (370073, г. Баку, ул. П. Лумумбы, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бакинского государственного университета.

1990 г.

МАМЕДОВ А. Б.

СЩАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА PABOTU

Раз- _

работка диалектики категорий необходимости и случайности, выявление их методологической роли и различных функций имеет на только научно-теоретическое, общефилософское, мировоззрэн-ческоа, познаватальноа значение, но и немалое практическое зна-чаниа. Освещение проблем соотношения необходимости и случайности б историческом развитии общества, анализ эволюции соответствующих представлений и методологической роли в этом процесса остается актуальнойшоИ за.лачой философской науки, В настоящее время резко возросла роль теоретико-вероятностных методов и системно-структурных представлений. Изучение различных аспектов диалектики необходимости и случайности как в естествознании , так в гуманитарных ¡íayitax, приобрело первостепенное значение. Возросло также значение этих .сатэгорий и в социальной практике, особенно в нашем обществе в связи с его революционным обновлениэм и перестройкой. Анализ.указанной проблемы важен и для осмысления пути, пройденного нашей страной, доя преодоления деформаций социализма и движения по пути к туман- • ному, демократическому социализму. Наконец, следует учесть значение научной разработки этой проблемы и дчя совершенствования и усиления идеологической работы. Рассмотрение указанной проблемы в историческом плане важно и в том аспекта, что подчиняясь объективным законам социального развития, современность превращается в прошлое, а прошлое все больше вторгается"' в продели современности. Верное освещение и глубокое зааниа исторических процессов составляют непременный, и важный элемент государственной мудрости и политической проницательности. Это особенно важно для нашей страны, которая начала успешно строить правовое социалистическое государство.

Всо яснее обрисовывается тесная взаимосвязь, взаимообусловленность кажущихся различными явлений мира и жизни. Всеобщее переплетение отдаленных случайностей, вырастающее в необходимость пожалуй самое важноо прозрение современного человека,

Слоцуот отметить, что в одной диссертации, посвященной разрабатываемой нами проблеме, приходится строго ограничивать ' рамки исследования.

Надо участь и то, что данной проблема в целом посвящено немало работ совет сю", х философов. Исследования философских категорий ведутся в двух направлениях. Во-первых, много внимания удаляется систематизации категорий, делается попытка в делом определить логическую структуру, "каркас" научного мышления в соответствии с достигнутым уровнем познания. В этой связи всестороннему рассмотрению подвергается проблема исходного принципа определения категориальной "клеточки". Это направление представлено работами В.П.Тугаринова, А.П.Шептулина, З.М.Оруджева, П.Д.Сеитова, В.Н.Сагатовского, О.С.ЗелЬкиной, А.Е.Фурмана и-др.1

Во-вторих, много внимания удоляется также раскрытию содержания отдельных философских категорий. Это направление представлено работами В.Г.Афанасьева, Н.В.Пилипенко, А.С.Мам-вина, Д.И.Блохинцева и др.2

В ряде пунктов пересекаясь с ними или опираясь .на них, настоящее исследование ни в коей мере не повторяет их содержания. Она имэат свой особый аспект, ^освященный методологическому исследованию необходимости и случайности в историческом развитии общества.

За последние десятилетия появилось немало работ, в которых в той или иной степени рассматриваются категории материалистической диалектики."^

1 Тугарииов В.П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л. ,1956; Шептулин А.П. Система категорий.М.,1967; его кв. Категории диалектики.М.,1971: Оруджав З.М.Диалектика как система.М.,1973; Сайтов П.Д. Об объективной основа систематизации категорий.-Философские науки,1967,Ji I; Са-гатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск,1973; Зелькина О.С. Системно-структурный анализ основных категорий диалектики. Саратов,1970; Фурман А.Е. Материалистическая диалектика, м., 1969.

2 Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.,1964; Пилипенко н.В. Необходимость и олучайность. М.,

• 1965; Мамзин A.C. О форме и содержании в кивой природе.!., 1968|^Блохинцев Д.И. Пространство и время в микромире.

Алекоеенко W.A., Степанов В.Я., Фурман A.A. Основные системные категории в света материалистичеокой диалектики. Томск, 1972; Высоцкий A.A. Диалектика вробходимости и случайное гч в социа^стическомооществе. М..Г970; Георгиев <З.И. Категории материалистической диалектики.Ы. .i960; Категории диалектики как ступени по8нания.М.,1971; Конкин М.И. Проблема формирования и развития философских

Особенности изучения категорий определяются методологическими потребностями познания и практики на том или ином этапч их развития, характером связи философских идей а жизнедеятельностью общества и т.п., т.е. не только когнитивными философскими, но и социокультурными факторами. На наш взгляд, еще недостаточно освещена методологическая роль категорий, в частности необходимости и случайности. Именно эту сторону мн решила осветить в своем исследовании, обращая главное внимание соотношению необходимости и случайности в историческом развитии общества.

Потребность в методологическом использовании философски осмысленных категорий особенно остро ощущается в периода кардинальных революционных изменений.

Мы на согласны с мнением О.И.Джиоева, что "историческая необходимость не реализуется без участия воли людей...". Чтобы осуществилась историческая необходимость, она долина быть осознана, люда должны решить осуществить ее. НаокОлько быстро будет осознана историческая необходимость и насколько быстро решат люди осуществить ее, это зависит от вола и сознания людей".* это означает, что если люди нв осознают и не покелают' осознать историческую необходимость» если они не пожелают и не решат ее осуществить, она не будет осуществлена, это означает, что осуществление исторической необходимости, асторичэ^ ских законов, юс проявлений и действий, через которые 'они осуществляются, не является независимым от сознания воли а заданий ладей, а как раз наоборот. Мы считаем, что подобная точка зрения является неправильной. Она противоречит марксист-

(продолжение сноски)

категорий. М., 1980; Категории диалектики, их развитие и функции.Киев,1980; Категории диалектики как отражение за~ кономзряостей перехода к коммунизму.Л.,1965; Категории диалектики кай ступени познания.М,,1971; Категории философии и категории культуры.Киев,1983; Категории диалектики а методология современной.науки.Ворвней, 1970; ?Иатеряалио-тическая диалектика.Законы и категории.Ташкент,1982; Категории диалектики и пх методологическая и мировоззренческая функция. Чебоксары,1983; .Самбуров Э.А.Взашосвязь катэпь риЗ жалектшш /Анализ общей структуры и тенденции, развит тия.м.,1987; Шептулин А.П. Категории диалектики,М.,1971; его ш.Природа и спэцафяна фалософских категорий.И.,1973. Джпоев О.И. Природа исторической необходимости,Тбилиси. 1967, с.27-28.

с кому уча ни1:) си объективном характера общественно-исторических законов и их действия.

Потребности расширэния и углубления исследований современных общественных процессов, протекающих в шрэ обусловливают необходимость более широкой и глубокой разработки методологии диалектики, начиная с общефилософских вопросов и кончая специальными г,;етодалогическими проблемами. Вопрос о методологическом обеспечении дальнейшего развития общественно-научной гасли становится ныне одним из центральных вопросов повышения теоретического уровня исследований в области общественных наук.

Ц2ЛЫ1_а&аа18Лй£2аа2Ш1ШЬ Целью настоящего исследования является исследование диалектики необходимости и случайности, 5; * взаимосвязи, единства и противоречивости в историческом развитии общества. С этой целью в работе сделана попытка решить следующие задачи: во-первых, осветить эволюцию представлений о необходимости и случайности в истории философии, во-вторых, более основательно раскрыть методологаческую роль этих категорий в исторнеском познании и в-третьих, дать всестороннее освещение соотношения необходимости и случайности в историческом развитии общества "в нынешних условиях, в обстановке обновления социализма и революционной перестройки нашего общества . *

В целях освещения указанных вопросов привлечен п анализирован обширный исторйко-фактический материал; высказывания различных философов, данные из истории развития общества, в особенности из социальной практики нашего столетия, реальной действительности капиталистического и социалистического общества, включая как достижения последнего, так и его деформацию, недостатки, искажения.и промахи. .

Общетеоретической и методологической основой для написания работы послужили произведений классйксз марксизма-ленинизма, особенно труди В.И." Ленина, официальные документы съездов и Пленумов ЦК КПСС, Советского государства,.выступления руководитолой изртии и государства. Автор в своем исследовании строго руководствовался диалектико-матераалистическим методом подхода и анализа действительности. . .

Научная новизна исследования^. Несмотря на наличие мно-

гочйслеиных работ о категориях необходимости и случайности до сих пор в нашей философской литературе нет специальных трудов, посвященных диалектико-материалистическому освещению и анализу соотношения категорий необходимости и случайности в историческом развитии общества. Налицо определенный пробил в указанной области. Автор стремился в рамках своих возможностей восполнить .указанный пробел и дать в целом на основа марксистско-ленинской методологии анализ соотношения этих категории в развитии общества, особенно в условиях современности. Исходя из нового политического мнилония, из задач и целей перестройки, критического рассмотрения пройденного пути принципиально по-новому освещена диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность этих категорий в практике развития общества. Дан критический анализ существующей литературы, проведена полемика с различными авторами, касающимися в своих исслодованиях прямо или косвенно и в определенной стопони указанных категорий.

Также даны соответствующие обобщенные рекомендации по совершенствованию анализа рассматриваемой проблемы-. Привлечен новый фактический материал, который систематизирован л обобщен. • Впервые рассмотрены взгляды, ранее не изученных мыслителей Азербайджана.

Дра,тчвакм-3.качимс>о.т5 лисдврздцм. Основныо поло.тония . и выводы диссертационной работы могут быть широко использованы в исследовании и анализе проблем материалистической диалектики в частности, соотношения категорий необходимости и случайности вообще и в историческом развитии общества, в особенности. Они могут оыть полезными и использованы также в изучении и исследовании гносеологических, логико-методологических и историко-философских вопросов развития общества в целом и особенно в исторических условиях современности. Материалы диссертации представляют ценность и для чтения лекций по философским проблемам диалектики развития общества, эволюции представлений категориального аппарата, касающегося диалоктики и темам,связанных с анализом.развития общества. Они могут быть использованы тпк.7.8 в лекциоино-ирошгашшстской работе. .

Основное содержание исследования отрадно р. суп г.ьях, докладах на научных конференциях профво-

с ор с 1: о-11 т ■ о.: о;; '1 .• 1 .• гг з л ьс к о г о' состава АзИНЕШХЩ ИМ.М.АЗИЗбекова

в

в 1986-1989 гг. и доложено на заседаниях кафедры философии естественных факультетов Бакинского государственного университета.

Кроме того, основные положения, выводи работы нашш свое отраженна в статьях, опубликованных в научных журналах республики, апробированы в процессе чтения лекций и организации семинарских занятий по курсу "Философия", в частности в разделе "Законы и категории материалистической диалектики".

{¡труцтура. работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ! ССЩЕКШШ РАБОТЫ

¡¿о_ввэдодиц, обосновывается актуальность и значение разработки избранной теш, указывается стопонь ае разработанности, определяются цели и задачи исследования и дан краткий обобщающе-критический обзор литературы, а также вкратце указаны научная новизна и практическая ценность работы.

сдучу/ноотк в дсто-рщ! фадд^дфиц" - состоит из двух параграфов. Р первом параграфе, названном "Формирование и развитие понятий необходимости и случайности в философских учениях древности, средних веков и Нового времени" речь идет об эволюции понимания категорий необходимости и случайности в их историко-философском развитии. Их освещение начинается с рассмотрения взглядов древних философов Индии и Китая, в творчестве которых эти категории еще четко не вычленялись из понятий детерминизма.

Далее более подробно освещаются высказывания представителей античной философии: Гераклита, Демокрита, Аристотеля и других о категориях необходимости и случайности.

Определенный вклад в разработку проблемы детерминизма, причинности, необходимости в средние века внесли крупнейше философы Средней Азии и Ближнего Востока Абу-Наср Фараби, Аб-Али Ибн-Сина, Ибн-Рушд и др.

фараби подверг критике представления о мире как скоплении случайностей. Он считал, что вещи, тела взаимодействуют меаду собой благодаря причинно-следственным отношениям, а изменяют-

ся в силу объективной необходимости.^ По ato представлениям, сущее бывает двух видов. К одному принадлежат вещи, из сущности которых на вытекает с необходимостью их существование. Вещи этого вида он называл возможно сущими. К другому - во'щя, из сущ* hocíh которых всегда и необходимо вытекает их существование. Вещп этого вида Фараби называл необходимо сущими. ...Необходимо сущее таково» что все (получающее) от наго свое существование необходимо существует, так как в противном случае у необходимо сушаго било бы такое состояние, которого у него не было, и тогда оно на было бы необходимо сущим во всех отношениях".2

С ограниченностью взглядов ученых Нового времени связаны две метафизические концепции необходимости и случайности. Не умея диалектически решить вопрос об их противоположности и взаимопэреходах, представители первой концепции рассматривали необходимость и случайность как раз и навсегда исключающие друг друга. "Какая-нибудь вещь, какоэ-нибудь отношение, какой-нибудь процесс либо случайны, либо необходимы, но не могут быть и тем и другим".3 согласно этой концепции, то, что неизвестно, - случайно, Другая метафизическая концепция связана с . детерминизмом, господствует непосредственная необходимость. Энгельс называет этот детерминизм скудоумным, механическим,ибо случайность не объясняется здесь из необходимости, а наоборот, последняя низводится до порождения случайностью.

Данные метафизические концепции необходимости и.случайноо-ти были в той или другой степени присущи философским и естественнонаучным взглядам Дя.Бруно, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Г.Ралилэя, Р.Декарта, И.Ньютона и других крупных мыслителей Нового времени, несмотря на высказанные ими отдельные ганиальные догадки.

В работе более подробно освещаются взгляда западноевропейских мыслителей и естествоиспытателей, особенно французских материалистов ХУШ века, касающихся проблем необходимости и случайности. Далее дается краткая критика субъективно-идеалистического понимания необходимости (Беркли, Юм и др;). Изложены мыо-Ли Канта и Фшсте о необходимости и случайности. Значительное даесто отведено высказываниям Гегеля.

Несмотря на то, что в система категорий Гегель допускал

■ .....................

1 См.Аль-фараби. Историко-философские трактаты. Алмаг-Ата,1985, .. с.72 , 90 , 92 , 93 , 96.

2 Антология мировой философии, т.1, ч.2.М.,1969, с.732. —

3 Марко К., Энгельс Ф. Соч., г.20, с.532-533.

•цшо по ¡'ствуищую действительности их субординацию, иска-

жая реальную связь и развитие явлений и процессов в природе, ему все ;ко удалось выявить диалектику процесса их развития,ее основные формы и закономерности. Именно Гегель нанес удар по метафизическим концепциям с их абсолютизацией и противопоставлением необходимости и случайности. Как отмечал Энгельс, борясь протЛ мотафмзики, Гегель выступил с совершенно неслыханными для того времени идеями: случайное необходимо, необходимость * ;ама определяет сэс-я как случайность, и эта случайность есть ¡корео абсолютная необходимость.* ■

Гегель дальло всох своих предшественников, подошел к пониманию исторической необходимости. Историческая необходимость, ил ого мнению, возникает как необходимый итог субъективной направленности человеческих действий и как объективный, независимо от воли и сознания складывающийся результат.

Принцип диалектического единства необходимости и свобода субъекта, проведенный впервые Гегелем, позволил ему усмотреть сущность свободы не только в осознании необходимости, но и главным образом в деятельности людей; более того, само это осознание происходит в процессе их деятельности и чем более деятельна та или иная эпоха, тем большая в ней степень осознания необходимости и тем, следовательно, в большей мэре люда . свободны.

Необходимому как внутренне-существенному Гегель противопоставлял случайноэ как внешнее, несущественное, но реально существующее. Он считал, что нечто становится случайным не в силу его беспричинности, а потому, что оно не может быть объяснено из самого себя. Случайным является то, что в себе самом лишено основания. Случайное - это "действительное как нечто лишь возможное или как положэнность".^

У Гегеля случайное не имеет основания потому, что оно случайно и точно так же оно имеет основание, потому что оно случайно. Это высказывание следует понимать в том сиысле,что случайность, с одной стороны, лишена основания, поскольку она не имеет основания"во внутреннем, а с другой - она.имеет основание в другом, вытекает из внешнего столкновения обстоятельств и поэтому имеет характер опиничного факу. Кя~дый

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.5С'.5.

2 Геголь Г. Наука логики. т.','. .':!., ¡'. VI,

единичный факт, возникший из внешнего столкновения обстоятельств оЗладаот и моментом случайности. В силу этого, по Гегелю, случайность - это "нечто такое, что может быть л может также и не быть, которое может быть таким, а также и другим, чье бытие или небытие, бытие такого или другого рода, имоог свое основание но в нем самом, а в другом"4

К.Маркс, развивая шсль Гоголя о реальной необходимости, писал: "Необходимость проявляется в конечной природе как относительная необходимость, как детерминизм. Относительная необходимость может оыть выведена только из реальной возможности, это значит: существует круг условий, причин, оснований и т.д., которыми опосредствуется эта необходимость. Реальная возможность является раскрытием относительной необходимости",'*

Под абсолютной необходимостью Гегель понимал все то, что само себя определяет, существует через себя, тождественно самому себо. "Абсолютная необходимость - это не необходимое вообще и тем более но нечто необходимое, а необходимость -бытие - всецело как рефлексия".она является внутренним законом процессов и явлений. Гегель видел диалектическую связь между необходимостью и случайностью. По ого мнению, необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей, реализуется в бесконечном множестве различных малых причин или поводов, проявляется в форме случайности.

В заключительной часта этого параграфа изложены высказывания Л.Фейербаха, а также русских революционных демократов о необходимости и случайности. Параграф завершается освещением • взглядов азербайджанских просветителей XIX взка, касаодиеся понятий необходимости и случайности, особенно в иоторичеоком развитии общества. Привлечены а подвергнуты анализу высказывания ранее не рассмотренных в найей исторнко-философокой-лаука личностей (Мирза Адигезал бек, Мирза Джемал Дкеваншир, Магомед Рази, Абдур-раззак Думбули и др.). Разумеется, отведено значительное место и М.Ф.Ахундову.

Во втором параграфе этой главн - "Коренное отличив у марксистско-ленинского взгляда на категории необходимости н случайности от прежних домарксистских воззрений" - подробно

1 Гегель Г. Наука логики, т.2, с,172, _

2 Маркс к..ангзльс Ф.Из ранних произведений,М.,1956, 0,36.

3 Гегель Г, Наука логики, с.203.

освещай качественно ис-вый этап в развитии учения о категориях необходимости и случайности.

Проблема необходимости и случайности наила свое научное решение лишь в связи с революционным переворотом, совершенным марксизмом в философии, лишь в связи с открытием материалистического понимания истории.

Только в марксизма впервые в историй философии историческая необходимость рассматривается не как навязанная извне человечеству неотвратимая сала, а как единство практической и познавательной деятельности самих людей, как результат этой деятельности. .

Марксизм на отрицает, что знание исторической необходимости. может находиться на различных уровнях, и исходит из то-что не для любой цели и действия иужно всякий раз теоретически познавать необходимость. Определенные цели могут возникать и реализовиваться на уровне эмпирического знания. Маркс К. ставит на историческую почву возникновение самой потребности в объективно истинном познании исторической необходимости. Эта потребность в классовом сознании в самопознании, по Марксу, исторична, она заровдаатся и формируется на протяжении истории классового общества и выступает не как побуждение отдельной личности, а как йотреоность исторически прогрессивных классов.

Признавая принцип исторической причинности и ее неустранимость, марксизм указывает на возможность при условии объективно Истинного познания каузальности овладения необходимостью,, изменений и условий и форм общественной жизни, в которых люди будут действовать. Будущее ровдается из недр процл^го и настоящего путам борьоы, основанной на знании объективно необходимых ааконов исторического.развития общества.

Понятие общестеевно-вкономаческой формации, введенное в историю Марксом, явилось тем объективным, общенаучным критерием повторяемости, который позволяет в каждую конкретную эпоху и в конкретной страна выявлять особенные черты закономерности человеческих действий, общие и специфические особенности в способа производства любой исторической эпохи. Исключительное аначенае приобретал тот факт, что общее Маркс рассматривал не в отрыва от отдельного, а как единство многообразного, таящего в сабе полноту особенных различий.

Этот вывод чрезвычайно важен для, понимания развития

исторической необходимости: для познания и овладения необходимостью важно раскркть но только существенные», повторяющиеся черты, но и выявить своеобразие проявления общего, т.е. познать в чем же именно отличие отдельного от общего, иоо именно в отдельном и через отдельное совершается развитие общего, развитие необходимости. Такое познание раскрывает возмояшв вариантн реализации необходимости, наиболее оптимальные пути превращения возможности в действительность.

Диалектический материализм по-новому подошел к решению проблемы соотношения случайности и необходимости. Он не только признает объективность этих категорий, показывает их действ^ тельный источник возникновения и развития, но и раскрывает диалектику их перехода друг в друга. Ссылаясь на высказывания Маркса и Энгельса, автор подробно излагает это понимание. Подробно освещен анализ В.И.Лениным диалектики необходимости и случайности, который сводится к тому, что наука 0 своем развитии должна исходить из учета специфики случайности. Основополагающим для исходного определения необходимости является указание Ленина на движение познания "от сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей".*

В познании реальных явлений мы прежде.всего именно пытаемся установить необходимую связь существовав, рассуждая о том, что вызвано появлением данного феномена, что было бы," если бы он не возник и т.д. Например, исходя из реального факта существования Великой ОктяорьскоЙ социалистической революции, мн говорим о ее последствиях, о необходимой связи между Нею я вызванными ею явлениями в обществе; Для установления необходимой причинной связи существований требуется познание более глубоких, внутренних связей явлений. За нричинпо-слвдотввнную связь, как отмечает Энгельс, можно принять правильное чередование явлений природы.2 .

Материалистическое понимание истории позволит выявить и те социальные силы, которыэ могут изменить материальные, а вместе с тем и другая общественные отношении. Такими силами _ являются класс!!, .различающиеся именно.по материальным отноше-

1 JlRiran B.il. Поли.собр.соч., т.29, о.203.

2 Марко К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.Г.45.

ниям.*

Существенное значение для решения проблемы необходимости и случайности имеет ленинская критика субъективной социологии в вопросе о случайности.

Ленин, критикуя субъективистов за механистический взгляд на общество, абсолютизирующий случайность в отрыве от необходимости, отмечает, что субъективная социология рассматривает общество "как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов".2 Поэтому и капитализм в России - случайность,результат действия "пройдох".^ Отсюда возможность произвольного изменения движения ("ловких людей") всегда можно заменить,^

к .

возможность произвольного выбора иного лучшего нуга.

Случайность обусловливает зависимость от степени внешних обстоятельств, которое в принципе нельзя учесть, поскольку взаимосвязь, опосредствующая случайность, до конца не познаваема. Поэтому случайность как таковая полностью лишает свободы, отдает жизненный процесс индивида во власть случая.

Классики марксизма придавали важное значение современному раскрытию аа формой отдельных случайностей наступления появлению массовых подобных случайных явлений. Своевременное раскрытие эа отдельными случайными признаками, случайными явлениями более глубоких отношений имеет огромное практическое значение» т.к. в начальный, утробный период своего развития, когда новые необходимые отношения только еще складываются, человеческая деятельность и соответственная организация могут оказать аа них наибольшее воздействие в ту или другую сторону развития. Известно, например, какое огромное теоретическое и практическое значение имело открытие Левиным в первых стихийно возникавших Советах рабочих депутатов, руководивших забастовками, демонстрациями пролетариата, зародыша новой формы государственной власти пролетариата.

Ленинское требование - уметь разглядеть новое, за внешними, поверхностными отношениями вскрыть более глубокие основания рождающегося процесса, уметь вовремя заметить ростки передо-

1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.39, с.15.

2 Ленин В.И. Поля.собр.соч., т.I, сЛ65.

3 -Там же, с.363.

4 Там кб, с.371.

5 Там же, с.395.

1.0

В0Г0, чтобы о ГО ПОДЦЦр.глть - основнрпут:.:;!. i) чпст!1г""п! , [п диалектическом предстазл-э1и:и взаимосвязи ноооходич'тэ и случайного.

з др.т.аппчо.ег.ач.дозцадта" - состоит из трех параграфов. По ооьому они занимает преобладающее место в раооте.

ЦШШНЗ^ШШЕШЗ) этой главы - "Категории необходимости и слуздйности как ступени познания (формц знания). Их место и взаимодействие с другими категориями" - носит общетеоретически;:, методологический характер. Автор исходит из того, что принцип единства исторического и логического, использованный К.Марксом при построении системы категорий политической экономии капитализма, применительно к философским категориям выступает в виде принципа связи категорий с определенными ступенями общественного познания, выполнения ими функций узловых, опорных пунктов движения познания от низшего к высшему.

Далее в диссертации рассматриваются три основных метода обнаружения законов, лежащих в осново необходимых и случайных явлений, процессов объективной действительности. Первый - это . метод абстрагирования. Он состоит в том, 'что при изучении явлений, процессов от случайностей отвлекаются, пренебрегают ими, вычленяют только одну, так сказать, "чистую" необходи- .' мость. На основе выделанной необходимости формулируют-законы строго динамического порядка, какими являются законы классической механики, и правде всего законы Галилея и Ньютона.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин часто пользовались методом абстракции, с тем, чтобы за случайной формой явления, предмета обнаружить лежащую в основе их необходимость,закон. Так, для анализа действительного моханизма превращения дзнег в капитал в условиях капиталистического общества К.Маркс брал в основу куплю и продажу рабочей силы, а от побочных оОстоятэльств, в том числа и таких, как отклонение цен от стоимости товаров, а бстра ги ровалея.

В.И.Ленин в познании сущности, содержания явлений также часто отделял необходимость от случайности. Указывая ход познания от эмпирически наблюдаемого и случайного (цени) к эго необходимому сол'ггожанию (стоимости), он отмечал: "Если цэнл

/ </г«и.....и ¡, 1иша:-»:ли. пошиь ^зпвцу мониу оди-

иачним, ь.-;.юьц:/. ошоишыом а иосч'одаиим, шзду случайна;.! и иш;<к.иим, иомаи гашиш и охтгцваыщим длителшш проме-

жутки аро:.:иии.' Раз ото так, - а ото несо'.'.а.'ино так, - ¡.л столь гм ниппб ..¿но поднимаемся от елуч.-Шиого п единичного к устойчивому и .•.посоному, ог цены ¡с стоимости".'''

Второй метод - вероятностно-статистический. Ь основа этого метода исследования находится закон больших чисел. В соответствии с шш общее, тшшчпое, необходимо в процессах проявляется в их массе, выражается в средннх, обобщающих величинах' и вскрывается благодаря взаимопогаьонию индивидуальных случай-цих различий. На основе выявленной таким методом необходимости формулирует законы статистического порядка.

В иауко, ТИХНШО), ирОИЗВОДС'к'ЙО нримононио иароятностно-статистичаских методов дает возможность через количественное соотношение множестиа случайных явлений находить скрытую за л ими необходимость в <}.ормэ статистических закономерностей.

В управлении техническими системами большое значение придается и состоянию человека. Его утомленна, внимание, быстрота реакций зависят от мнох'нх случайных воздействии, как внешних, так и внутренних, и здесь указанные методы также играют важную роль.

Статистически-вероятностные метода имеют большое значении и в познании законов развития общественных явлений. Знание этих законов дает возможность за отдельными rpynnai.ii, людьми и их поступками, часто случайными событиям, представляющими собой ростки нового, видать необходимые тенденции в развитии социалистического общества, вскрывать резервы роста экономики. Они помогают за массой случайных явлений обнаруживать пробивающую оооо дорогу необходимость и том салим облегчать цела-'направленную деятельность людей в борьбе за дальнейшее совершенствование социализма.

Наконец, можно выделить синтетический мотод обнаружения необходимости явлений и процессов. Он применяется к тем явлениям, которые описываются одновременно динамическими и статис-тпч1кмсшли законами, не существующими в реальной действительности в чистом виде.

I Ленин ',¡.,1. Поли.со:,р.соч., т.45, с,47.

¡íj.u iV.u осйзцаатся .. j:<;h¡:i3.m Метан я случайностей и социальных cucmm с аорол.'нсотпоЯ с-тру.ч'.';;' J.:, ипчадо которому поло-аил К.:,1аркс, иодв'.'уГнуь шпляэу :;а:л!';пл:!с?;п.)с:соз щюнзводстпо. :'зхапиз.м ото? связан с то,л, что víixík» стру.су]« оласнтыгся сгат1!с'1';!41;ск.".\:.! закономерности'.;.:, кого]!-;-; ot-iinpy:.:nun>j7c.! не км !>лглс;л со th. .o.-.t числе co:'<mií1, а ли..], в м.чом ;лпсооьо.\: лро-lUco*/, гдэ ил 'Гола :.иол)стиа с.чупйпих лгичпн д>... .тпумг глубоки ■■ иоосходл оилзл.

л.'Л.Л;лг.'.н ír.nv;*ifsa» что iч •; •../lívjhüoí: науке (как :: n .1 i¿ !■.j :>ou■ i¡) i -»o u:i - г о .'.-.спой ix явлениях, л !!•> 00 единичных ■■:ijчаях. Социальные законы реализуются и деятольности людей, кик законы - тенденции, аосолютноо осуществление которых "задерживается, замедляется и ослаоляатся противодействующими обстоятельствами".^

Социальный закон, прокладывая сеоэ дорогу через различные случайности и регулирующий их, отмечал л.Маркс, становится видимый лись тогда, когда эти случайности "охватываются в соль-гшх массах".

(•ообоо значонио шлопт раскрытио форм проявления необходимости для руководства практической деятельностью.

Более подробно освещается взаимоде.Чствио категорий необходимости и случайности- с другими категориями диалектики.Сделаны следующие выводы: I) НооОходимость и случайность представляют сооой категории, отражающие различные стороны, отношения, снязи материального мира. Различие нэосходимости и случайности существует объективно, оно ооусловлено существованием в природе и ооцестве качественно многообразных отношений и связей, различным опосредствованием явлений.

2) Необходимость и случайность различают по характеру наступления явлений, количеству охвата взаимосвязи, глубине отражения сущности процессов, по их отношению к общему.

3) Отмоченные различия необходимости и случайности являются относительными гак в смысле подвижности этих категорий, глк и и том смысле, что различие их должно проводиться по от-ноцзнию ;с определенным условиям, связям.

1) Необходимость понимается диалектическим материализмом

1 Маркс К., Энгельс <¿. Соч., т.25, 4.1, с.257.

2 Там >ч=?, ч.II, с.396. '

кг йнг'^м^л па игао^ошш к рассматриваемым материальным процессом, с как внутренняя, присущая самим явлениям и тли обусловленная тенденция, направление в развитии.

5) Единство и взаимосвязь категорий необходимости и случайности отрицают диалектический характер развития материи и внракаются в том, что:

- одно ;1 то из явленно .ьш процесс представляет собой сочетание как необходимых, так и случайных связой, отношений;

- уже при зарождении необходимого процесса последний выражается в форма отдельных случайных явлений. Случайность содержит в собэ как своп противоположный полюс необходимость, а необходимость - случайность;

- случайность сама необходима и всеобща как форма выражения необходимости. Б действительности но существует абсолютно чистой, "голой" необходимости, как и чистой случайности;

- случайность на является пассивным выражением необходимых отношений - она влияет на развитие необходимости, дополняет ее;

- диалектическое единство рассматриваемых категорий находит свое выражение в том, что необходимость с изменением условий может стать случайностью, а случайность - необходимостью.

В работе проведена полемика в понимании этих вопросов.

этой главы - "Соотношение необходимости и случайности в историческом процессе. Перестройка и революционное обновление социалистического общества в свете диалектики необходимости и случайности" - носит также методологический, историко-логичаскмй и аналитический характер. Освещение проблвмы начинается о самых ранних этапов истории человечества и заканчивается процессами современности.

В освещении соотношения необходимости и случайности в историческом развитии общества основное внимание уделено его анализу в условиях капитализма и социализма. Диалектика этих категорий в условиях социалистического общества, несмотря на грубейшие искажения природы социализма, на его деформации, коренным образом отличается от предыдущих формаций и приобретает специфические особенности. Интерпретация этой проблемы обязательно должна исходить из этого.

' Коренное изменение природа исторической необходимости определило новый характер связи необходимости и случайности,

сущности и явления, причини и следствия, возможного и действительного, связи между общими и специфическими законами, общим и конкретным.

Специфика диалектики общественной необходимости состоит в том, что наибольшее развитие она получает в период, когда снимает с себя единичную форму и становится господствующей тенденцией, в период своей полной зрелости. Для практики отсюда следует тот вывод, что прогрессивная необходимость должна быть полностью использована именно в период своей наибольшей зрелости.

В процессе развития необходимости действует сложная диалектика, когда она постепенно теряет одни существенные свойства и черты, приобретает новые в зависимости от изменения условий, до тех пор, пока или не исчезнет совсем, передав новой необходимости ряд своих черт, на изменит свое содержание и формы своего проявления настолько, что в своих существенных чертах будет отличаться от своего первоначального состояния и форм своего проявления. Для практики очень важно знать эти тенденции.

Самоотрицание общественной необходимости как ее сущэст-' венная черта развития в условиях социализма возможно потому, что отрицающая необходимость, тенденция в качестве существенного момента заложена, хотя и не в развитом виде, в зачаточном состоянии в природе отрицаемой необходимости. Специфика общественной необходимости при социализме состоит в том, что она является на протяжении всего своего развития основанием общественного прогресса и в силу этого сама является прогрессивной, создает условия для своего собственного отрицания.

Общественная необходимость при социализме не только возникает и отмирает как случайное, но и проявляется только через случайное, в форме случайного. В этом отношении случайное приобретает всеобщее значение. Явление случайно постольку, поскольку оно не имеет своего внутреннего основания, имеет свое основание в другом; потому оно преходяще, текуче, может быть, а может и не быть.

Историческая необходимость, выраженная в объективных законах социализма, сама по себе, "автоматически", еще не обеспечивает решения задач, стоящих перед обществом. Требование

этих законов содержат только возможности такого рода. Чтобы возможность превратить в действительность, нужно строго считаться с общественной необходимостью во всей практической работе, знать и уметь применять на практике объективные законы.

Познание, раскрытие объективных общественных законов помогает нам выявить историческую необходимость, вытекающую из познанных законов, те формы ее проявления, в осуществлении которых больше всего заинтересовано социалистическое общество, сформулировать задачи, вытекающие из исторической необходимости.

То, что при социализме историческая .необходимость может н должна осуществиться сознательно, еще не означает, что ее действие не встречает никаких препятствий,

Одной из главных причин того, что в осуществлении исторической необходимости-нашему народу преходилось и еще приходится преодолевать препятствия и трудности, является то, что в развитии йашего.общества долгое время господствовали чуждые социализму административно-командные и бюрократические метода руководства страной, сопровождаемые репрессиями и насилием. В стране практически не было демократии и Гласности, ущомчена свобода личности, что по сути являлось не необходимостью, а случайностью в развитии социалистического общества.

Тенденций, противоборствующие исторической необходимости в условиях Социализма, не» вытекают из его сущности, из его ' природы. Они. обусловлены, главным образом, внешними по отношению к строительству социализма факторами, а также известным • отставанием сознания людей от объективной необходимости, порой нарушением экономических законов социалистического производства, иногда субъективизмом в руководстве.

В связи о возрастанием роли субъективного фактора- в период строительства гуманного, демократического социализма, возможно, будут увеличиваться и случайности по суоъективным причинам, но'имеющие прогрессивный характер.

Далее, в этом параграфе, специально, и по мере возможностей автора и в рамках ограниченности кандидатской диссертации сделана попытка осветить перестройку и револкционное обновле--нив. нашего общества в свете диалектики необходимости и случайности.

Автор, сонлаяг.ь на официальные документы КПСС и Совэтско-

го государства, материалы Пленумов ЦК КПСС, съездов народных депутатов СССР и сессий Верховного Совета страны, положения книги ¡А.С.Горбачева "Перестройка и. повое мышление для наиэй страны и для всего мира" и особенно па его статью "Социалистическая идея и революционная перестройка" дает анализ соотношения необходимости и случайности в истории строительства социализма и СССР, процессах, приводная к известным деформациям социализма, в начавшейся и предо,шлющемся процессе перестройки и революционного обновления социалистического общества в нашей стране.

Марксистская диалектика исходит из того, что баз причины ничего нет, все причинно обусловлено, все явления определенным образом детерминированы. Это относится и к деформациям социализма. 13 статье lit.С.Горбачева "Социалистическая идея и революционная перестройка" бюрократические доформации социалистической идои нашли cuca научно обосновали а, аргументированное освещение. Как известно, "историчоо^н необходимый (курсив наш) после Ленина поиск форм и методов строительства нового общества вылился в жесткую идейную и политическую борьбу, {¡талин умело сыграл на революционном настроении масс, на свойственных всякому массовому движению утопических и уравнительных тенденций, на стремлении авангарда к скорейшему достижению . желанной цели".*'В результата этого резко сужались возможности творческого обсуждения важнейших проблем, альтернатив, усилилась унификация, идея социализма все более тесно сближалась с системой авторитарного командно-бюрократического административного режима. Все больше усиливался разрыв между теорией марксизма и практикой, между словом и долом, между теоретическими умозрительными заявлениями и реальной действительностью. Теория, усердно пропагандируемая верхами, выполняла извращенную идеологическую функцию, создавала иллюзию в правильности и "важности" этих действий. В общественном сознании масс все больше рисовалась законченная модель социализма. Для достижения поставленной "великой цели" насавдалпсь и оправдывались любыо мэры и средства, в том числе саше бесчеловечные,' беспощадные. Были попраны нормы, принципы и правила человеческой нравственности, добра и.справедливости, зато настойчиво I Н."Коммунист", Л 18, 1989, с.9.

внедрялись в общественное сознание какие-то "особые", отличные от общечеловеческих, гуманных, нормы человеческого общежития и поведения.

Словом, деформации социализма всячески одобрялись, были "узаконены" верхами. В дальнейшем субъективизм и волюнтаризм, имевшие широкое хождение в период хрущевского руководства, а затем застойные явления, усилившийся механизм торможения, грубейшие искажения теории и практики совершенствования социализма, широкое распространение негативных явлений в годы брежневского руководства привели к дальнейшему углублению и обострению кризисных явлений, к усилению деформаций социализма.

Таким образом", деформации социализма являются продуктом длительной эволюции все.большего отхода нашей страны от ленинской концепции социализма и ее практического осуществления.

Глубокий анализ сущности, задач и перспектив революционной перестройки в света диалектико-материалистической методологии дан в указанной выше статье М.С.Горбачева. В ней подчеркнута необходимость радикальной переделки всего нашего общественного здания, его экономического фундамента и идеологической надстройки.

В свете теории и практики действий категорий диалектики в условиях нашего общества а его революционного обновления освещены бюрократические деформации социалистической идеи, новое видение социализма. Стало очевидным, "что для прогресса современных производительных сил и роста производительности общественного труда необходимо (подчеркнуто наш - Я.А.) развитие разнообразных форм социалистической собственности, создание новых экономических механизмов ее реализации, эффективно организующих и стимулирующих трудовую деятельность людей"

В политическом отношении необходимо? обновление социализма приведет к обеспечению подлинного народовластия, формированию механизмов гражданского общества и правового государства.

Необходимо обновление социализма и в социальной сфере. Следует добиться коренных социальных преобразований, направленных на обслуживание потребностей человека. Необходимо также коренное улучшение, радикальное совершенствование межнациональных отношений, обновление социализма и в области идеологии,

I у."Коммунист" • IV,

■Алл, с./у.

культуры, образования.

Для революционной перестройки, коронного обновления социализма аасйходша преодоление шшшш-хедашашь возникновение последнего далеко но случайное, явление в условиях строительства того социализма, которой построен у нас. Этот процесс -сложный и противоречивый. Это не парадокс, а диалектическое противоречие, что порою определешшо достоинства какой-либо

социальной форш несут в себе элементы будущих проблем* и со времонем приобретают остроту...

сдерживающих прогрессивное развитие социалистического общества, противодействующих его радикальным пошмонам, осуществлению перестройки".

Для успешного строительства гуманного, демократического социализма необходимо преодоление, демонтаж механизма торможения, решительное изжитие всех устаревших черт, форм и методов командно-бюрократического режима, деформации и искажений социализма. А для успешного решения этой проблемы цербхоздмд . правильное понимание, диалектическая оцейка и определение задач, связанных по осуществлению революционной перестройки, потребуется научно обоснованная, ясная и болео четкая формулировка самой перестройки. В нашей философской литературе ужа даны десятка различных определений. Нельзя не согласиться с определением, данным авторами книги'"Очерк теории социализма", которое, по нашему мнению наиболее полно и четко раскрывает основное содержание- перестройка и учитывает действие в ном-законов и категорий диалектики, в том числе и категории нвоб-хещщоещ. "Перестройку - дто, процесс революционного обновлэ-аж.£рЩ1амзма^_шмаша-омУ-£йввашнцьк Лот., я, соответствии с._тве.оованшщ на.учно-тдхничясного, довда^ьногд и ицтэдлгж-туязмого_гщргросс.а, довотркого общества:, это преодоление мохд-ш|згид^тормо?к9ния.. избавления общества "от деформаций. засто!}-

ййцицодаЕ-Кйацшдша_.со!и',злизуд.' Порестройкд » 3то ис?шли п о ^

.новому состо^-

1 См.: Очэрк теории совдализма.-М.: Политиздат, 1989, с. 153."'

2 Там яо.

Айв Общества.

ишшЕшаш&лшаа'•

Б последнем, третьом параграфа, главы - "Историческая необходимость и сознательная деятельность людей" - рассматривается преломление необходимости в сознательной деятельности

субъекта в обществе. Закономерный характер исторической деятельности народных масс не означает признания фаталистического предопределения их деятельности.

Марксистско-ленинское учение о решающей роли народных масс со своей стороны обосновывает положение исторического материализма о господстве необходимости в общественном развитии.

Энсельс в письма Штаркенбергу подчеркивал, что в деятельности выдающихся личностей, наряду с Необходимостью, проявляется и случайность. "То обстоятельство, - писал Энгельс, - что вот именно этот великий человек появляется в данной стране, в определенное время, конечно, есть чистая сдучайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такой заместитель находится, - более или менее удачный, но

0 течением времени находится".^ Появление выдающейся личности, государственного деятеля, руководителя движения, отражающего потребность своей эпохи, своего класса есть историческая необходимость*

Личность, которая выступает наперекор назревшим потребностям общественного развития, опирается не на народ, а на реакционные силы, неизбежно в конце концов потерпит крах и сойдет со сцены вместе с силами, на которые она опиралась.

Величественная и грандиозная задача преобразования и развития общества может быть решена лишь на основе общего подъема сознательности и творческой активности миллионов масс трудящихся. Зта задача по перестройке общества создает благоприятные возможности для появления выдающихся личностей, играющих важную роль в развитии общества. Однако было бы неправильным переоценивать роль отдельной личности и все успехи : приписывать ей. Культ личности чуад марксизьчу. Мы резко осудили культ личности, субъективизм и волюнтаризм в деятельнос-

1 Очерк теории социализма, с.158.

2 Марко К.» Энгельс Ф. Соч., т.39, с.175.

ти отдзлышх личностей.

История науки свидетельствует, что люда, прежде чо;.1 они познали законы общественной жизни, научились открывать законы природы. Это объясняется не только сложностью жизни общества, но так'.'о и тем, что познание законов естественного развития возможно Л1'щь в таких исторических условиях, когда.зти законы • выступают перед исследователем в наиболее ясной и зрелой форме.

В чем же проявляется специфика законов общественного развития? Во-первых, поскольку природа существует вечно, то среда законов природа есть и вечные и долговечные законы. Законы . общества возникли с возникновением человечества, большинство из них отличается недолговечностью. Во-вторых, законы общественной жизни более сложные, поскольку являются законами более высокой формы движения материи - общественной. В-третьих, поскольку действие общественных законов зачастую задевает коренные интересы классов, то отсюда - различное отношение людей и к показанию и к практическому использованию законов общэст-венной жизни. В-четвертых, в истории нет законов, которые осуществлялись бы помимо человеческой деятельности. Особенность социального закона состоит в том, что он проявляет себя лишь "в средней, общественной," массовой закономерности при взаимопогашении индивидуальных уклонений в ту или другую сторону",* т.е. как закон - тенденция.

Однако, признавая историческую необходимость, марксизм считает, что "в общем и целом случайность господствует и в области исторических явлений".' *

Взаимоотношения необходимости и случайности носят настоль» ко сложный характер, что люди не всегда улавливают его. А это накладывает отпечаток на ^оведерие людей, на их отношение к различным событиям общественной жизни.

Марксисты решительно борются против фаталистических взглядов на ход общественного развития.

Фатализм, философской основой которого является объективный идеализм, отрицает какую-либо роль сознательной деятельности людей в общественном развитии. Согласно фаталистическим воззрениям ход исторических событий якобы предопределен какн-

1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.26, с.68.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, о.306.

ми-то внешними, потусторонними силами, перед которыми человек абсолютно немощен.

Далее в работе говорится о соотношении свободы и необходимости.

Свобода яиляотся формой существования, развития и проявления необходимости потому, что она вовсе не отрицает необходимость, а, наооорот, предполагает ее как свою основу.

Свобода человека - необходимый продукт исторического развития, она относитольна, необходимо рассматривать ее с учетом конкретных условий: свобода в какой сфере жизни человека? в каком общество? для каких слоев населения? и т.д.

Главным, если не решающим в марксистском учении о.свобода является положение о том, что степень подлинной свободы определяется не столько господством людей над силами природа, сколько господством организованных индивидов над своими собственными отношения;™. Но мерз усовершенствования орудии труда, роста производственного опыта и расширения знаний о миро люди ставили на службу себе силы природы, поред которыми дро-•кали их предки, как перед чем-то неподвластным. Стихийные силы природы постепенно подчинялись воле человека, общество становилось менее зависимым 'от разрушительных их действий. Но в антагонистических обществах на смену слепым природным силам приходила все возрастающая стихия общественного развития.

Противоречия необходимости и свободы давно фиксируются философской мыслью. Они получили свое выражение и во всемирной литература. Характерно то обстоятельство, что каждое обок ство по-своему фиксирует эти противоречия в зависимости от сложившихся нравственных представлений, принятых религиозных догматов и правовых норм. Речь идет о необходимости, "создав-ной" самим человеком, разумеется не индивидам, а поколениями людей, фиксирующих определенные нормы поведения и действия в качестве обязательных.

■ Исторический подход к проблеме соотношения необходимости и случайности всегда оыл одним из существенных моментов марксистско-ленинского ее рассмотрения.

В.'Л.Яшиш неустанно доказывал, что д^дте.иносл, лздей М020Т сыть ли.»ь тогда успешной, если она осцсммшггся на ■знании ис сори ческой необходимости.

История оказывается источником предвидения будущего, когда о событиях настоящего судят не по пх внешнему сходству с прошлым, а исходя из понимания конкретно-исторического характера объективной необходимости в истории.

Объективная необходимость в истории есть сложный, суммарный результат взаимодействия реальных условий жизнедеятельности людоЙ и их общественной практшш. Действительный механизм формирования объективной необходимости в истории мог быть постигнут на основе знания объективных законов развития общества.

В заключении делаются краткие обобщающие вывода по подытоживанию исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих • работах:

1. Гегелевское понимание категорий необходимости и случайности - Научная конференция на тему: "Диалектика, и актуальные вопросы исторического материализма". - Баку, АзИНЕФТВХШ, 1985.

2. Единство необходимости и случайности в историческом процессе. - Научно-теоретическая конференция на тему: "Проблема мировоззрения и методология науки". - Баку, АвИНЕФТЕХИМ, 1985. :

3. Марксизм о роли случайности в историческом процессо^-Нбучно-теоретическая конференция на тему: "Социально-экономические проблемы научно-технического прогресса и методология науки". - Баку, ЛзППЕШШМ, 1985.

4. Древнегреческие представления о необходимости и. случайности. - Научно-теоретическая конференция на телу:'"Научно^ технический прогресс и развитие наука". - Баку, АзИНЕФТЕХИМ, 1906.

5. Проблемы необходимости и случайности в истбричешшх науках. - Ж."Философские науки", ,1 И, 1987 (Депон. в ИНИОН АН СССР, Я 859. ...... •

6. Случайность как форм? проявления й пополнения необходимости. - Научная конфэренця" на тему: "Перестройка и общественные науки". - Баку, ЛзИШлТЕХИМ, 1200.