автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Динамика образа России в современной системе межкультурных коммуникаций

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Антонюк, Екатерина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Динамика образа России в современной системе межкультурных коммуникаций'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика образа России в современной системе межкультурных коммуникаций"

На правах рукописи

Антошок Екатерина Юрьевна

ДИНАМИКА ОБРАЗА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА)

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

1 5 ПАП 2314

Саратов 2014

005548947

005548947

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Научный руководитель: доктор философских наук

Трунёв Сергей Игоревич

Официальные оппоненты: Белов Владимир Николаевич

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», профессор кафедры «Философия культуры и культурология»

Орлова Надежда Хаджимерзановна доктор философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», профессор кафедры

«Культурология», руководитель образовательного направления «Туризм»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный

институт культуры и искусств», Кафедра «Теория культура, этики и эстетики»

Защита диссертации состоится 10 июня 2014 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.242.12 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.».

Автореферат разослан « ОЛ , » апреля 2014 г.

"уVuifeMiieyj^

Ученый секретарь

диссертационного совета Тищенко Наталья Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Современные тренды социально-экономического и культурного развития России привели к ее оторванности от остального мира, утере ее самобытности. В значительной мере это связано с формированием и трансляцией негативного образа России на мировой арене, тиражируемого как СМИ, так и самими гражданами. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием понятия «образ страны», анализом процессов формирования, динамики и трансляции образа России и его составляющих через призму складывающихся социокультурных отношений.

В настоящее время происходит столкновение мегатрендов глобализации и конфликта цивилизаций, что обещает быть основным противоречием мирового цивилизационного процесса XXI века. В этих условиях объективно обостряется конкуренция на мировой арене, можно прямо говорить о настоящей «информационной войне». В этом случае образ страны, ее имидж, активное его формирование и продвижение становятся главным оружием международного противостояния. Россия пока в этом противостоянии проигрывает, а сама реальная работа в данном направлении только начинается.

В системе современных социокультурных и межэтнических коммуникаций особое место отводится туризму как социально-экономическому и культурному явлению современности. Именно наши соотечественники являются трансляторами национальной культуры, а соответственно, и образа России в зарубежных странах, лидирующих по приему туристов. Вопросы культурологического анализа репрезентации национального образа России через практику организации зарубежных поездок требуют самого пристального внимания. Цель - выработка мероприятий по социокультурной адаптации туристов в процессе организации туристских поездок, а также культурологического подхода к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туризм.

Отечественными и зарубежными специалистами накоплен огромный теоретический и эмпирический материал по определению феномена «образ страны», исследованию сущности, содержания и динамики национального образа России в контексте межкультурных коммуникаций, оценке влияния туризма на процессы трансляции и негативизации образа России на международном уровне. Особый исследовательский интерес отмечается и в направлении изучения явления культурного шока, а также его последствий, содержания механизма социальной адаптации российских туристов при организации зарубежных поездок.

Однако вне поля зрения современных исследователей остаются вопросы, связанные с более глубоким пониманием природы и сущности понятия «образ страны» с позиций культурологической науки, а также с выработкой системы мероприятий и подходов, направленных на решение проблем, связанных с конфликтным поведением российских туристов в зарубежных

странах. Внимание автора диссертационного исследования обращено также и на необходимость разрешения проблем, связанных с существованием и развитием межэтнических и межкультурных конфликтов «турист - местное население» в процессе трансформации национального образа России.

Степень разработанности научной проблемы. Анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы показывает, что различные аспекты исследования образа страны и его динамики в системе современных межкультурных коммуникаций затрагивались в своих трудах представителями ряда наук: истории, культурологии, социологии, психологии, географии, этнологии, этнографии, политологии, экономики, что подчеркивает междисциплинарный характер выбранной проблематики исследования. Обширная библиография свидетельствует также и о повышенном внимании философов и культурологов к указанным проблемам.

Образу страны как философскому и культурологическому понятию, его природе, сущности и эволюции уделяли внимание в своих работах И. В. Борисенко, Ю. А. Веденин, Д. А. Владимирова, К. С. Гаджиев, Э. А. Галумов, Г. Д. Гачев, Т. Э. Гринберг, С. Грузински, Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина, И. Ю. Киселев, О. Л. Лавренова, В. В. Лапкин, А. С. Ложкина, Е. А. Окладникова, Э. А. Орлова, А. П. Панкрухин, В. И. Пантин, И. И. Руцинская, А. П. Садохин, И. С. Семененко, Н. М. Теребихин.

Проблемы культурологической интерпретации национального образа России, выделение его особенностей в системе социокультурных отношений находятся в поле зрения Н. С. Арутюнова, Э. А. Баграмова, И. В. Борисенко, Ю. В. Бромлея, А. И. Владимирова, Э. А. Галумова, Л. Н. Гумилева, О. М. Здравомыслова, Ю. И. Семенова, Т. Г. Стефаненко, О. С. Терехова, Н. Н. Чебоксарова, Ю. В. Чернявской, Н. Б. Шипулиной, Л. В. Щегловой. Трансформационные аспекты этнического коммуникативного пространства России раскрываются в трудах 3. А. Жаде и Г. П. Кибасовой.

Вопросы культурологической репрезентации национального образа России через туристские поездки, проблемы социокультурной адаптации российских туристов за рубежом, разрешения межэтнических и межкультурных конфликтов туристов с местным населением рассматривали в своих работах Н. Е. Королева, Н. С. Мироненко, М. А. Саранча, а также ряд зарубежных авторов: Ч. Голднер, К. Кокоссис, С. Медлик, В. Миддптон, П. Нийкемп, Б. Ричи.

Указанные выше проблемы активно развиваются и представителями саратовских школ философов, культурологов, социологов и историков, а именно В. Н. Беловым, С. И. Замогильным, Е. В. Листвиной, М. С. Отнюко-вой, С. П. Поздневой, А. В. Рязановым, С. И. Труневым, В. Б. Устьянцевым, Т. П. Фокиной, Т. И. Черняевой, Е. Б. Щетининой, В. Н. Ярской.

Объект исследования - образ России в системе современных межкультурных и межнациональных коммуникаций.

Предмет исследования — особенности природы, сущности, содержания и динамики национального образа страны в контексте организации зарубежных туристских поездок россиян.

Цель исследования — выявить особенности образа страны и его динамики в системе сложившихся межкультурных и межнациональных отношений, с учетом особенностей организации зарубежных туристских путешествий наших соотечественников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- определить природу, сущность, содержание и особенности эволюционирования понятия «образ страны» с позиций философских и культурологических наук;

- выявить круг проблем, связанных с культурологической интерпретацией «этноса» в условиях формирования и динамики национального образа России;

- определить и охарактеризовать национальный образ современной России в системе социокультурных и межэтнических отношений;

- выделить основные направления и тенденции трансформации этнического коммуникативного пространства России;

- рассмотреть социокультурные практики адаптации российских туристов за рубежом в условиях глобализации межкультурных связей и существования межэтнических и межкультурных конфликтов туристов с местным населением;

- выработать культурологический подход к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские поездки.

Теоретические и методологические основы исследования. Исходные установки диссертационного исследования формировались под влиянием работ Ю. В. Бромлея, Э. А. Галумова, Л. Н. Гумилева, Д. Н. Замятина,

B. И. Ильина, С. И. Замогильного, Е. В. Листвиной, А. В. Рязанова,

C. И. Трунева, Т. П. Фокиной, Т. И. Черняевой, А. П. Садохина, И. С. Семе-ненко, в которых заложены основные принципы исследования образа страны, решения проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские поездки. Методологическая основа исследования образована группами общенаучных и философских подходов (системный, синергетический, материалистический и др.) и методов (исторический, научной абстракции, сравнительный, графического отображения).

Эмпирическая база исследования. В процессе исследования: использовались материалы, полученные в результате интервьюирования специалистов-практиков туристского бизнеса и раскрывающие особенности социокультурной адаптации российских туристов в зарубежных туристских поездках, проблемы, связанные с конфликтной средой сферы туризма; проводился контент-анализ отечественных и зарубежных СМИ на предмет выявления конфликтов и проблем, связанных с пребыванием российских туристов за рубежом; использовались современные статистические материалы, а также аналитические отчеты и материалы Ростуризма.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК РФ. Исследование выполнено в рамках специальности 24.00.01 -Теория и история культуры. Тема диссертации соответствует п. 1.19. Куль-

тура и этнос, п. 1.22 Культура и национальный характер, п. 1.24. Культура и коммуникация Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (культурология).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- с опорой на отечественные и зарубежные работы, а также собственные научные разработки автора уточнены сущность и содержание образа страны как философского и культурологического понятия;

- четко прослеживается эволюция «образа страны» с учетом важнейших философских и культурологических теорий, впервые выделены этапы формирования национального образа новой России (1991-2013 гг.);

- уточнено понятие «этноса» с точки зрения культурологической интерпретации и с выделением специфических его маркеров, что приводит к авторскому пониманию этнического коммуникативного пространства и его трансформации в философско-культурологической парадигме;

- впервые в отечественной и зарубежной науке национальный образ России рассматривается в системе социокультурных и межнациональных отношений и в условиях всевозрастающего влияния глобализации;

- на основе анализа СМИ, а также материалов практики туристского бизнеса впервые выявлены особенности социокультурной адаптации российских туристов за рубежом в условиях глобализации межкультурных связей, а также направления разрешения межэтнических и межкультурных конфликтов туристов с местным населением;

- выработан культурологический подход к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские поездки с комплексом мероприятий и рекомендаций туристским фирмам, туристам, национальным и региональным туристским администрациям.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Образ страны — одна из ключевых категорий любого страноведческого исследования, определяемая не только множеством слагающих его элементов, но и понимаемая как система, имеющая несколько уровней, на которых осуществляется конструирование и дальнейшее ее позиционирование, выход в практику современных гуманитарных исследований. Одним из стержневых уровней образа страны является национальный образ в силу того, что этническая карта России и особенности ее трансформации являются объектами философско-культурологических исследований.

2. Образ страны возможно «прочесть» не только через его статическую, но еще и через его динамическую составляющую, через эволюционирование его как комплексного феномена в контексте исторического, географического и культурологического развития. Эволюция образа новой России, прослеживаемая с гуманитарных позиций, приводит нас к необходимости выделения четырех исторических периодов: периода потрясений (1991-1994 гг.); периода активного формирования имиджевой политики (1995-1999 гг.);

периода путинских реформ (2000-2008 гг.); периода активизации и абсолютизации имиджформирующей деятельности (2009-2013 гг.). Выделенные нами периоды дают ключ к пониманию существующих проблем репрезентации национального образа страны, поиску их решения как на национальном, так и на международном уровнях.

3. Основой национального образа России является понятие «этнос», для понимания которого необходимо выделить специфические признаки (маркеры), позволяющие отметить его культурологическое понимание от понимания представителями других наук и включающие систему общностей, самосознания, самоназвания и этнических деформаций. С учетом понимания этнического коммуникативного пространства как пространства бытования этносов, пространства самовыражения этносов и пространства взаимодействия этносов прослеживаются тенденции его трансформации, делаются выводы о сложившихся негативных трендах.

4. Влияние глобализации указывает на необходимость рассмотрения национального образа в системе социокультурных отношений в качестве совокупности проявлений национальной идеи государства. Это позволяет судить о степени сформированное™ национальной культуры, менталитета, государственности, национального характера и иных качеств, характеризующих национальную идентичность. Современный национальный образ России определяется не только вехами исторического развития, но также репрезентируется и в поведении российских туристов, в негативной информации, культивируемой западными СМИ.

5. Отмечена прямая связь между уровнем репрезентации национального образа России в условиях глобализации и степенью развития туризма, так как именно туристы являются наиболее активными трансляторами национального образа страны. В процессе осуществления турпоездок российские граждане, попадая в инокультурную среду, испытывают состояние культурного шока, что выражается или в форме приспособления к иностранной культуре, или же в форме полного ее непринятия. Это, в свою очередь, требует выработки механизма социокультурной адаптации российских туристов, а также предупреждения возникновения и развития межнациональных и межкультурных конфликтов туристов с местным населением.

6. Выработан культурологический подход к решению проблем репрезентации национального образа России через туристские поездки, который позволит: а) информировать туристов о культуре страны отдыха с целью предупреждения появления культурного шока, возникновения и развития конфликтов с местным населением; б) сгладить негативное воздействие туризма на окружающую социокультурную среду; в) выработать и позиционировать через СМИ необходимые элементы национальной культуры России для формирования целостного и позитивного образа страны.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированные и дополненные постулаты, принципы, категории современной теории культуры

позволяют глубже подойти к проблемам определения образа страны, вопросам исследования формирования и динамики национального образа России в системе социокультурных и межнациональных коммуникаций. В развитие культурологической теории образа страны предпринимаются попытки осмысления и углубления представлений об образе России в историческом, политическом, философском и культурологическом контекстах.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследовательской работы результаты, ее выводы и разработки могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований в области истории отечества, истории и теории русской культуры, социальной философии, философии культуры, этнологии, этнографии, а также влияния их на область других национальных культур. В практическом отношении материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе для чтения курсов лекций по дисциплинам «Теория и история культуры», «Культурология», «Этнография», «История Отечества», «Рекреационная география», «Этнология» и др.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр культурологии, истории Отечества и культуры Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. (2012-2013 гг.), апробировались в докладах на 11 международных и всероссийских научных конференциях, наиболее важными из которых являются: «Проблемы управления в социально-экономических и технических системах» (Саратов, 2009); «Communicative Challenges of the XXI Century» (Саратов, 2009, 2011); «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (Саратов, 2010); «Вызовы третьего тысячелетия: прогнозы, оценки, практики» (Саратов, 2011); «Познание стран мира: история, культура, достижения» (Новосибирск, 2012); «Социокультурные проблемы и коммуникации» (Саратов, 2013); «Тенденции современной науки» (Гданьск, Польша, 2013) и др.

Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 12 работ общим объемом 5,1 печ. л.: три статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ (1,1 печ. л.); шесть статей в сборниках научных трудов и материалов научных конференций (2,1 печ. л.); три статьи в периодических изданиях (1,9 печ. л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень разработанности проблемы, ставятся цели и задачи исследования, определяются научная новизна и практическая значимость работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Образ страны: понятие, подходы, эволюция», состоящей из трех параграфов, с учетом основных научных подходов определяются понятие и сущность образа страны, прослеживается эволюция образа страны как культурологического феномена.

В первом параграфе «Образ страны в системе социально-гуманитарного научного знания» на основе синтеза важнейших научных подходов системно определяется понятие «образ страны», выделяются и рассматриваются его составляющие и типы.

Образ страны - одно из важнейших и в то же время слабо дефиниро-ванных понятий, комплексный, системный характер которого раскрывается при помощи историософского, глобалистского, имиджмейкерского, философского, культурологического, географического и иных подходов.

Под образом страны следует понимать обобщенную, ментальную форму отражения и прочтения реальной действительности через представления граждан о своей стране (внутренний образ) и представления о стране, формирующиеся у граждан зарубежных стран (внешний образ), а также через: систему текстов и знаков; ментальную составляющую; систему культурных универсалий; эволюционирование страны; комплекс характеристик государственной системы; сочетание эмоционального и рационального в восприятии; национальную идентичность или самоимидж страны.

Рассматривая образ страны, как систему горизонтально и вертикально организованных элементов, можно сделать вывод о существовании ключевого (стержневого) образа, поддерживающего (вторичного) образа и внутреннего (низового) образа. Разделяя точку зрения Э. А. Галумова1, можно также говорить о шести типах образов страны: природно-ресурсном; производственно-экономическом; цивилизационно-культурном; национально-ценностном; политико-географическом; социально-ментальном. Положение страны в коммуникативном пространстве предопределяет необходимость выделения субъективного (внутреннего), объективного (внешнего), идеального и целенаправленно создаваемого образов.

Основу образа страны составляет национальный образ, ядром которого являются культурные архетипы. Выстраивается иерархическая конструкция, где всеобъемлющим и объединяющим началом является национальная концептосфера, включающая уровень национальных идентичностей, представленных несколькими уровнями, определяемыми «величием» нации, степенью самосознания, государственности. Национальные идентичности служат вместилищем для национальных культур, проявлениями которых являются традиции, обряды, национальный характер, мифы, символы, стереотипы поведения. Совокупность элементов национальной культуры актуализирует в итоге формирование национального образа страны.

1 Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования М.: Логос, 2003. С. 15.

Во втором параграфе «Культурологические подходы к пониманию и прочтению образа страны» выделяются значимые культурологические подходы к определению понятия «образ страны», предлагается авторское его видение с позиций современных культурологических теорий.

Рассматривая образ страны в различных его аспектах, можно утверждать, что на культурном уровне, наиболее связанном с конкретной территорией, образ представляет собой совокупность символов и архетипов, накопленных в определенной культурной среде и репрезентированных через те или иные культурные проявления и продукты. При этом все указанные символы, архетипы, культурные проявления должны преломляться через призму эмоционального и рационального их восприятия как гражданами страны, так и иностранцами.

В настоящее время можно говорить, скорее, не об одном, а о нескольких культурологических подходах к пониманию и прочтению образа страны. В работе мы выделим культурно-географический (геокультурный), историко-культурный (эволюционный), культурно-бытовой, сферный, этнокультурный, мультикультурный, искусствоведческий, социокультурный, историко-мифологический, культурно-антропологический подходы, культурный детерминизм, культурная дипломатия и др.

Пропустив понятие образа страны через всю систему выделенных нами культурологических подходов к его определению, можно выделить следующие специфические культурологические характеристики (маркеры) образа страны:

1. Образ страны есть абстрактное, опосредованное, но связанное с определенной территорией представление о реальности и формах бытования культуры и национальной идентичности, определяемое как внешней, так и внутренней средой государства.

2. Образ страны есть система частных образов - политических, социальных, экономических, когнитивных, ментальных, экологических и иных, репрезентирующих определенные локальные пространства и определяющих содержательное наполнение имиджа страны и ее регионов.

3. Образ страны есть интерпретация ментальной ее карты, выражающаяся не только в гармоничном единении природы, культуры и хозяйственной деятельности, но и в интерпретации духовного наполнения, культурного наследия общества, восприятии их как гражданами своей страны, так и иностранными гражданами.

4. Образ страны непрерывно усложняется в процессе развития общества и культуры и в то же время является своеобразной одномоментной фотографией цивилизационного развития, то есть образ может одновременно находиться как в статическом, так и в динамическом состояниях.

5. Образ страны есть совокупность внутренних и внешних образов, а также определенных пространственных характеристик, переплетающихся и взаимодействующих в рамках различных культур, что позволяет говорить о

преимущественно экзогенном его формировании, тогда как имидж страны формируется на эндогенном уровне.

6. Образ страны есть система значимых геопространственных знаков, символов, характеристик, описывающих особенности развития и функционирования культур и цивилизаций, то есть без территориальной основы образ становится абстрактным и беспредметным.

7. Образ страны требует также увязки с понятием образа жизни, предполагающим опредмечивание наиболее устойчивых характеристик бытования культуры, а также вписыванием типичных форм, способов и механизмов жизнедеятельности людей и социальных групп в определенную социально-политическую и культурную ситуацию.

8. Образ страны определяется триадой характеристик: а) своеобразием и особенностями страны (преимущественно геокультурными); б) репутацией страны и системой представлений о ней; в) направлениями репрезентации геокультурных и иных особенностей страны.

В третьем параграфе «Эволюция образа страны: культурологический аспект» выделены и интерпретированы эволюционные аспекты развития понятия «образ страны» с точки зрения культурологической науки.

В условиях глобализации, конвергенции культур, национальной ассимиляции и метисации образы стран начинают переплетаться друг с другом, вступать в сложные взаимодействия, что приводит зачастую к утрате самобытности народов. В силу этого обстоятельства важно проследить и с точки зрения культурологической науки, интерпретировать эволюционные аспекты развития образа страны.

Эволюция «образа страны» происходит по двум сценариям. Первый сценарий предполагает формирование, развитие и инкорпорирование образа той или иной страны в более развитый образ, который впоследствии его поглощает, аккумулирует. Второй сценарий предполагает формирование и развитие «образа страны», обладающего максимальной степенью автономности, аутентичности, который, чаще всего, репрезентируется в дальнейшем в качестве полиобраза или исчезает совсем.

При анализе эволюционной парадигмы «образа страны» следует учитывать его структуру и характеристики. Структурно образ страны включает ядро (геополитическая основа, национальная идентичность и т.д.); собственно образ страны (позиция, которая репрезентирует, трансформирует и корректирует позиционирование страны); технологии его позиционирования и продвижения. «Образ страны» в его эволюционном аспекте можно раскрыть через систему из четырех его характеристик: а) познавательная деятельность субъектов в ее соотнесенности с государством; б) устойчивость образа страны в его ситуативности, увязке построения с конкретными личностями, социальными группами, населением в целом; в) взаимопроникновение субъективного и интерсубъективного начал в конструировании образа, его включении в социокультурное пространство; г) соотношение эмоционального и рационального в восприятии и трансляции образов.

В итоге с опорой на вышеуказанные культурологические подходы к анализу образа страны были выделены четыре этапа эволюции образа России за последние четверть века: период потрясений (1991-1994 гг.); период формирования имиджевой политики (1995-1999 гг.); период путинских реформ (2000-2008 гг.); период активизации и абсолютизации имиджформи-рующей деятельности (2009-2014 гг.). С учетом указанных этапов в работе были намечены дальнейшие пути развития, позиционирования и продвижения образа России на международной арене.

Во второй главе «Национальный образ России, культурологический анализ его статики и динамики» рассматривается национальный образ России в качестве объекта философско-культурологических исследований в его статической и динамической парадигмах.

В первом параграфе «Понятие этноса: проблема культурологической интерпретации» определяются понятие «этноса», его сущность, признаки и содержание с позиций культурологической науки, рассматривается национальный образ России в системе социокультурных отношений, а также особенности его динамики в современных условиях.

В настоящее время среди ученых нет единого мнения по поводу понятия «этнос», его природы и сущности. В культурологической науке сформировались пять теорий «этноса»: эволюционно-антропологическая теория; дуалистическая теория; информационная теория; пассионарная теория; системно-статическая теория. Все указанные теории могут быть сведены к трем основным подходам к пониманию сущности и природы «этноса» — примордиализму, инструментализму и конструктивизму.

На основе анализа существующих теорий и подходов к понятию и сущности этноса предлагается следующее определение: этнос есть особая группа индивидов, обладающих общностью антропологического и социокультурного развития, индивидуализирующаяся благодаря общекультурным проявлениям - языку, традициям, обычаям, обрядам, проявлениям материальной культуры и др., устойчивая к воздействию крупных изменений.

Выделены специфические признаки (маркеры) этноса: общность эволюционного развития и антропологических характеристик; общность культурных признаков и проявлений, определяющих политическую, культурную и социальную обособленность этнической группы; общность социокультурного развития, признание территориальной, социальной и иной принадлежности; самосознание и фиксация его в самоназвании; присутствие феноменов противопоставления и этнической стереотипизации, а также проявлений деформации этнического самосознания.

Во втором параграфе «Национальный образ России в системе социокультурных отношений» выделены основные направления научных исследований национального образа России в контексте этнической интерпретации и социокультурных отношений, прослеживается формирование образа России через призму социокультурных отношений.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов нами были выделены следующие направления научных исследований национального образа России в системе социокультурных отношений.

Во-первых, определение природы, сущности и содержания феномена национального образа России и его динамики в условиях становления российской государственности.

Во-вторых, характеристика национального образа России через категорию имиджа с акцентом на разработке концепций, стратегий его позиционирования, брендирования и имиджирования.

В-третьих, использование национального образа России как геополитического инструмента для формирования внутри- и внешнеполитических ориентиров развития страны.

В-четвертых, рассмотрение национального образа России в качестве производного от национальной культуры и национальных интересов, объединенных в рамках национальной идеи как определенного программного ориентира, курса развития государства, его национальной политики.

В-пятых, понимание национального образа как системы этнических стереотипов, имеющих как эволюционно-исторический, так и инновационный характер, и складывающихся под воздействием ряда факторов и современных тенденций (американизация, интернетизация, китаезация и др.).

В-шестых, национальный образ понимается как знаково-символьная система, что позволяет говорить не только о материальном, но и о ментальном, духовном его наполнении.

В-седьмых, национальный образ рассматривается через необходимость решения метафизического вопроса о месте России в истории человечества, сопоставлении ее с другими странами, выявление роли историко-географических фактов в формировании и эволюционировании страны.

В-восьмых, исследование проблем национально-культурной идентичности в лингвистическом и коммуникационном аспектах, затрагивающих также и вопросы трансляции национального образа России через туризм.

В-девятых, выявление проблем восприятия иностранцев россиянами с целью дальнейшего упрочения связей между различными народами и культурами, достижения взаимопонимания и толерантности.

Национальный образ России можно определить как совокупность акцентуаций национальной идеи государства как во вне, так и во внутренней среде, позволяющая судить о степени сформированное™ национальной культуры, менталитета, государственности, национального характера и иных качеств, характеризующих национальную идентичность и выраженных в виде системы национальных интересов государства.

В третьем параграфе «Трансформация этнического коммуникативного пространства России» определяются понятие, сущность и признаки этнического пространства, выделяются основные направления трансформации этнического пространства в системе социокультурных связей.

Понятие «этническое пространство» призвано зафиксировать основные формы и способы существования этноса как объективной реальности с учетом пространственно-временного континуума и биолого-генетических условий. Этническое пространство можно охарактеризовать следующей системой признаков: интеграция различных пространств; организующая роль в социальном пространстве; отражение многомерности бытования этноса в его целостности; существование в связи с историей природы и человечества; выход за пределы геокультурного пространства благодаря коммуникациям; самоидентификация этносов, коммуникации между ними.

Этническое пространство включает: а) все взаимодействия этноса с приданной ему средой; б) систему социальных связей представителей этнической группы; в) сам этнос с присущими ему признаками; г) природную и культурную среду, в которой происходит вызревание и развитие этноса; д) процессы самовыражения этноса и его представителей. Все сказанное позволяет двояко понимать этническое пространство — как форму существования этноса и как форму его самовыражения через различные социальные контакты. Таким образом, можно выделить два пространства - пространство бытования этноса и пространство самовыражения этноса.

Пространство бытования этноса, трансформации его коммуникационной среды, не могут развиваться по правильной траектории без учета пространства самовыражения этноса, в основе которого лежат многообразные социальные связи между представителями. Самовыражение этноса - плод его исторического развития, своеобразный индикатор, характеризующий степень самоорганизации, целостности и устойчивости этноса и формируемого им пространства. Этническое пространство является мыслительной конструкцией, логической абстракцией, позволяющей установить, конструировать этническую историю в рамках эволюционного процесса.

Проблема трансформации и динамики этнического коммуникативного пространства актуализируется в связи с проявлениями глобализации и международной интеграции. Определяющими факторами в динамике этнического коммуникативного пространства являются менталитет русского этноса, географические пространства России, коммуникативные практики наших соотечественников, установки государственных и региональных властей и т.д. Особую роль в формировании, трансформации и динамике этнического коммуникативного пространства России играют и практики организации и реализации турпоездок россиян в зарубежные страны.

Для сохранения единства этнического коммуникационного пространства страны необходимо: 1) сохранить территориальную целостность;

2) наладить эффективные взаимоотношения между центром и регионами;

3) усилить степень государственного регулирования отношений; 4) разработать комплексную программу национальной политики; 5) уделить внимание проблемам малых этносов; 6) принять меры по борьбе с этническим сепаратизмом; 7) учесть исторический опыт определенных этносов и регионов в разработке соответствующей этнической и культурной политики.

В третьей главе «Культурологический анализ репрезентации национального образа России в практике зарубежных туристских поездок» рассматриваются социокультурные практики адаптации российских туристов за рубежом, межэтнические и межкультурные конфликты туристов с местным населением, предложен культурологический подход к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские поездки.

В первом параграфе «Социокультурные практики адаптации российских туристов за рубежом в условиях глобализации межкультурных связей» выделены направления и пути адаптации российских туристов к условиям инокультурной среды.

Туризм - мощный фактор происходящих в природной и социокультурной среде изменений. Зарубежные поездки практически всегда представляют не только отдых и комплекс приятных впечатлений, но также и стресс, связанный с пребыванием туристов в чуждой им культурной и социальной среде. Но турист не только жертва воздействия инокультурной среды, а еще и активный субъект, осуществляющий в нее вмешательство.

Можно говорить о социокультурной системе туризма, включающей три важных компонента: туристов; местное население; провайдеров туризма. В работе рассмотрены особенности различных социокультурных систем туризма, предложенных такими авторами как Е. Б. Щетинина, В. А. Квартальное и И. В. Зорин, В. С. Преображенский, К. Э. Ганн, Н. Лейпер, К. М. Холл, А. Холден, Р. Батлер и Т. Хинч.

Российские туристы в процессе социокультурной адаптации к условиям иностранной культуры, языка, требованиям местного населения зачастую попадают в стрессовую ситуацию, испытывают состояние культурного шока. При этом возникает целый ряд моделей поведения - от симбиотиче-ской, когда турист принимает условия иностранной культуры, вступает в гармоничные социальные контакты, до конфликтной и антипатической, когда возникает отторжение местной культуры, выражающееся как в психологических, так и в противоправных действиях.

Сформирован образ максимально адаптированного туриста, лучшим образом репрезентирующего национальный образ России. Это турист: стрессоустойчивый; сопоставляющий свои ожидания и целевые установки с особенностями страны временного пребывания, с интересами местного населения; информированный об особенностях культуры местного населения; знающий основные слова и выражения из языка страны пребывания; обладающий высокой степенью идентификации с чужой культурой; с уважением относящийся к традициям, обычаям, обрядам местного населения; сводящий к минимуму контакты с местным населением.

Во втором параграфе «Межэтнические и межкультурные конфликты «турист ~ местное население» и их роль в процессах динамики и трансформации национального образа России» исследуется природа, содержание

и пути разрешения конфликтов, произошедших между российскими туристами и местным населением за последние годы в ряде стран мира.

Туризм является одной из наиболее конфликтных отраслей экономики. Спектр возникающих в сфере туризма конфликтов чрезвычайно широк. По природе выделяются конфликты межэтнические, религиозные, языковые, территориальные и предпринимательские. Конфликты подразделяются по их составу: «турист - местное население»; «турист — местное население — органы власти»; «турист — органы власти»; «турист — турист»; «турист — турист — органы власти»; «турист — турист — органы власти - местное население», и по инициаторам, среди которых: российские туристы, иностранные туристы, местное население; представители органов власти.

Автором были выделены десять основных обстоятельств, ставших причинами для развития конфликтов: 1) развязное поведение; 2) отношение к местным женщинам; 3) появление в общественных местах в состоянии опьянения; 4) драки и конфликты с иностранными туристами; 5) конфликты с полицией; 6) загрязнение окружающей среды; 7) порча чужого имущества; 8) насаждение элементов своей культуры; 9) нежелание идти на компромисс; 10) мелкое воровство.

Наибольшее количество конфликтов, инициируемых местным населением, характерно для Турции, Болгарии, Египта, ОАЭ, Туниса, Кипра, Греции, Индии. В то же время вынужденная реакция местного населения на деструктивное поведение российских туристов характерна для таких стран, как Франция, Таиланд, Бельгия, Германия, Норвегия, Чехия, Великобритания и т.д. Примерно в разной степени экспансивности находятся модели поведения местного населения и российских туристов в Испании, Италии, Таиланде, Финляндии, Венгрии, Узбекистане.

Выделены причины возникновения конфликтов, инициированных местным населением не по вине российских туристов. Так, местное население вступает в конфликты по: а) мотивам религиозной вражды и ненависти; б) мотивам личной неприязни; в) межнациональным мотивам; г) разногласиям в вопросах внешней политики государств; д) причине повышенного внимания местных мужчин к российским женщинам; е) мотивам, связанным с совершением преступных деяний; ж) причинам, связанным с расточительным и показным потреблением российских туристов.

Анализ большинства наиболее громких конфликтов с участием российских туристов позволяет говорить об их деструктивном влиянии на национальный образ России, так как туристы выступают своего рода его транслятором в ходе осуществления туристских поездок. При этом следует сделать вывод о том, что конфликты зачастую возникают не только по вине российских туристов, отличающихся своим неэтичным поведением, но и по вине местных жителей, провоцирующих россиян на открытый конфликт, заручившись поддержкой местных правоохранительных органов.

В третьем параграфе «Культурологический подход к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские

поездки» представлен разработанный автором культурологический подход, направленный на преодоление негативных проявлений репрезентирования национального образа России через туристские поездки.

Основой разработанного автором подхода является программа информационной, рекламной, презентационной и превентивной работы туристских организаций с туристами, главная цель которой - предупреждение конфликтов туристов с местным населением, минимизация их последствий для обеих сторон. Программа реализуется в четыре этапа.

Первый этап - информационный - составляет основу деятельности туристских предприятий. Информационная составляющая заключается в предоставлении туристам полных сведений обо всех сторонах предстоящего путешествия. Следует отметить нормативно-правовую зарегулированность информационной составляющей туристской деятельности (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Правила оказания услуг по реализации туристского продукта). Крупные фирмы практикуют раздачу своим клиентам памяток и информационных листков, в которых содержится вся необходимая информация.

Второй этап - презентационный, связан с непосредственной работой представителя туристской организации на маршруте. В должностных инструкциях гидов-переводчиков и сопровождающих культурологическая составляющая отсутствует. Поэтому предлагается расширить определенные блоки этих инструкций рядом пунктов. К блоку «Встреча гостей» добавить: владение информацией о месте отправления и месте прибытия гостей, месте их размещения; предоставление информации о стране временного пребывания; обеспечение гостей информационными материалами. К блоку «Работа с группой» добавить: владение информацией о посещаемой стране, традициях, истории, культуре местного населения; принимать оперативные меры к устранению конфликтных ситуаций. К блоку «Проводы группы» добавить: подвести итоги пребывания туристов, обобщить информацию о культуре и обычаях местного населения; провести сбор сведений обо всех возникших за время путешествия конфликтных ситуациях.

Третий этап - превентивный, заключающийся в необходимости совершенствования системы туристского страхования. В туризме выделяются порядка 14-16 основных видов рисков или страховых случаев. Учитывая большую разницу в культуре, языке, менталитете, образе жизни россиян и иностранных граждан, следует внести изменения в список страховых случаев, добавив: произвол полиции, неправомерные действия местного населения, причинение ущерба жизни и здоровью туристов местным населением или органами власти, недоинформирование или недостоверное информирование туристов о стране пребывания, особенностях ее культуры и т.д.

Четвертый этап — рекламный — предполагает внесение соответствующих изменений в рекламную стратегию туристского предприятия с учетом культурной составляющей продвижения турпродукта. Любая рекламная информация всегда содержит сведения о стране или месте временного пре-

бывания туристов, культуре, традициях и обычаях местного населения, правилах поведения. Эта информация может отличаться неполнотой или неудачным выбором средств представления, например, каталоги о туристских дестинациях, которые используются менеджерами турагентств в работе с клиентами и к которым надо предъявлять более жесткие требования.

В заключении представлены основные выводы исследования и предлагается подход к решению проблем репрезентирования образа страны на международной арене через туризм.

Приложения содержат три таблицы, шесть рисунков и анкету-опросник.

Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях автора:

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Антонюк, Е. Ю. Эволюция образа страны в философско-культуро-логической парадигме / Е. Ю. Антонюк // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2012. - № 4 (33). - С. 121-126. [0,3 пл.]. ISSN 1682-2358

2. Антонюк, Е. Ю. Интерпретации понятия «этнос» в культурологии / Е. Ю. Антонюк // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Социально-экономические науки и искусство. - 2013. - № 8 (83). - С. 20-23. [0,4 пл.]. ISSN 1815-9044

3. Антонюк, Е. Ю. Межэтнические и межкультурные конфликты «турист - местное население» и их роль в процессах негативизации национального образа России / Е. Ю. Антонюк // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-ll-2013/culture/antonyuk.pdf. [0,4 пл.]. ISSN 2072-7623

В зарубежных изданиях

4. Antonyuk, Е. Yu. The culturological approach to the problems solution of the negative representation of the national image of Russia through tourist trips / E. Yu. Antonyuk // Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues: Research articles. B&M Publishing San Francisco, California^ USA. - 2013. - P. 138-143. [0,3 пл.]. ISBN 10: 0989879976. ISBN 13: 978-0-9898799-7-2

В материалах международных и российских конференций

5. Антонюк, Е. Ю. Подходы к изучению концептов / Е. Ю. Антонюк // Развитие человека и общества в трансформирующейся России: сб. науч. статей. - Саратов: СГСЭУ, 2006. - С. 13-16 [0,2 пл.]. ISBN 5-91272-045-4

6. Антонюк, Е. Ю. Национальная картина мира в когнитивной лингвистике / Е. Ю. Антонюк // Иностранные языки в контексте

межкультурной коммуникации: материалы докл. II Междунар. он-лайн конф. -Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - С. 9-17 [0,4 п.л.]. ISBN 978-5-9999-0369-3

7. Antonyuk, Е. Yu. Perezagruzka as a New Political Stage in Communicative Relation of Russia and America / E. Yu. Antonyuk, K. Schetinin // Communicative Challenges of the XXI Century: материалы VIII ежегодной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. -С. 17-19 [0,2 п.л.]. ISBN 978-5-9999-0408-9

8. Антонюк, Е. Ю. Солидарность: к истории понятия / ЕЛО. Антонюк // Вызовы третьего тысячелетия: прогнозы, оценки, практики: сб. науч. тр. -Саратов: Поволж. ин-т управления имени П.А. Столыпина, 2011. - С. 15-17 [0.3 п.л.]. ISBN 978-5-8180-0400-6

9. Antonyuk, Е. Yu. The Development of Telecommunication in the Modern World / E. Yu. Antonyuk, E. Molchanova, I. Tselikhina // Communicative Challenges of the XXI Century: сб. науч. статей. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - С. 9-14 [0,3 п.л.]. ISBN 978-5-9999-0806-3

10. Антонюк, Е. Ю. Культурологический подход к концепту «образ страны» / Е. Ю. Антонюк // Познание стран мира: история, культура, достижения: сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - С. 87-94 [0,4 п.ч.]. ISBN 978-5-7782-2083-6

11. Антонюк, Е. Ю. Образ страны как философский концепт / Е. Ю.Антонюк // Тенденции современной науки: сб. науч. докл. -Гданьск, 2013. - С. 52-56 [0,3 п.л.]. ISBN 978-83-63620-10-3

В других изданиях

12. Антонюк, Е. Ю. Категориальный статус национального образа в современном туризмоведении / Е. Ю. Антонюк II Вопросы туризмоведения. -2012. - № 1 (1). - С. 22-28. [0,3 п.л.]. ISSN 2227-5363

Подписано в печать 01.04.14

Бум. офсет. Усл. печ. л. 1,0

Тираж 100 экз. Заказ 36

Саратовский государственный технический университет

410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Отпечатано в Издательстве СГТУ. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Тел.: 24-95-70; 99-87-39, e-mail: izdat@sstu.ru

Формат 60x84 1/16 Уч.-изд. л. 1,0 Бесплатно

 

Текст диссертации на тему "Динамика образа России в современной системе межкультурных коммуникаций"

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»

04201455918 На правах рукописи

Антонюк Екатерина Юрьевна

ДИНАМИКА ОБРАЗА РОССИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА)

Специальность 24.00.01 — Теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель:

доктор философских наук Трунёв Сергей Игоревич

Саратов-2014

Содержание

Введение 3

1. ОБРАЗ СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ, ЭВОЛЮЦИЯ 14

1.1. Образ страны в системе социально-гуманитарного научного 14 знания

1.2. Культурологические подходы к пониманию

и прочтению образа страны 28

1.3. Эволюция образа страны: культурологический аспект 43

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЕГО СТАТИКИ И ДИНАМИКИ 56

2.1. Понятие этноса: проблема культурологической интерпретации 56

2.2. Национальный образ России в системе

социокультурных отношений 72

2.3. Трансформация этнического коммуникативного

пространства России 85

3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИИ В ПРАКТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ТУРИСТСКИХ ПОЕЗДОК 97

3.1. Социокультурные практики адаптации российских туристов

за рубежом в условиях глобализации межкультурных связей 97

3.2. Межэтнические и межкультурные конфликты «турист -местное население» и их роль в процессах динамики

и трансформации национального образа России 112

3.3. Культурологический подход к решению проблем негативной репрезентации национального образа

России через туристские поездки 126

Заключение 139

Список использованных источников 145

Приложение 157

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования. Серьезные изменения, произошедшие в жизни нашей страны за последние десятилетия, стали причиной целого ряда социально-экономических, политических, гуманитарных и иных проблем. Новая Россия, став правопреемницей Советского Союза, унаследовала значительную часть статуса как мирового лидера. Эти позиции реально сохраняются пока только в политической сфере, тогда как в культурной и экономической Россия уже давно переместилась на «задворки» цивилизационного развития. Сформировавшиеся тренды социально-экономического и культурного развития страны привели с одной стороны, к ее оторванности от остального мира, а с другой - к утере ее самобытности.

В настоящее время происходит столкновение мегатрендов глобализации и конфликта цивилизаций, что обещает быть основным противоречием мирового цивилизационного процесса XXI века. В этих условиях объективно обостряется конкуренция на мировой арене, можно прямо говорить о настоящей «информационной войне». В этом случае образ страны, ее имидж, активное его формирование и продвижение становится главным оружием международного противостояния. Россия пока в этом противостоянии проигрывает, а сама реальная работа в данном направлении только начинается.

Вышеназванные проблемы нашей страны связаны, в первую очередь, с формированием и трансляцией ее негативного образа на мировой арене, тиражируемого как СМИ, так и самими гражданами. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием понятия «образ страны» в рамках культурологических и философских наук, с научным обоснованием необходимости формирования, трансляции, прослеживания динамики образа России в системе межнациональных коммуникаций, анализом национального образа и его составляющих в системе современных социокультурных, политических и экономических отношений.

В системе современных социокультурных и межэтнических коммуникаций особое место отводится туризму как культурному и социально-экономическому явлению современности, так как именно наши соотечест-

венники - туристы - являются трансляторами национальной культуры, а, соответственно, и образа России в зарубежных странах, лидирующих по приему туристов из нашей страны. Вопросы культурологического анализа репрезентации национального образа России через практику организации зарубежных поездок требуют самого пристального внимания с целью выработки мероприятий по социокультурной адаптации туристов в процессе организации туров, а также культурологического подхода к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туризм.

Подчеркнем и тот факт, что маркерами, индикаторами динамики национального образа России являются также и средства массовой информации, тиражирующие как информацию обо всех негативных событиях, происходящих в стране, так и информацию, связанную с моделями поведения и конфликтами с российскими туристами в зарубежных странах. Почвой для нега-тивизации образа страны в отечественных и зарубежных СМИ в 20082013 гг. стали также и факты банкротства наиболее крупных туроператоров, оставивших в десятках стран мира тысячи бесприютных туристов.

Отечественными и зарубежными специалистами накоплен огромный теоретический и эмпирический материал по концептуализации феномена «образ страны», исследованию сущности, содержания и динамики национального образа России в контексте социокультурных отношений и межнациональных коммуникаций, оценке влияния туризма на процессы трансляции и негативизации образа России на международном уровне. Особый исследовательский интерес отмечается и в направлении изучения феномена культурного шока и его последствий, содержания механизма социальной адаптации российских туристов в процессе зарубежных турпоездок.

Однако за пределами исследований остаются вопросы, связанные с более глубоким пониманием природы и сущности образа страны с позиций культурологической науки, а также с выработкой системы мероприятий и подходов, направленных на решение проблем, связанных с конфликтным поведением российских туристов в зарубежных странах. Внимание автора диссертационного исследования приковано также и к разрешению проблем, связанных с существованием и развитием межэтнических и межкультурных

конфликтов «турист - местное население» в процессе трансформации и динамики национального образа России.

Степень разработанности научной проблемы. Анализ современной литературы, работ отечественных и зарубежных авторов, электронных источников, а также собственные разработки автора показывают, что различные аспекты исследования образа страны и его динамики в системе современных межкультурных и межнациональных коммуникаций являются объектом исследований в ряде наук - истории, культурологии, социологии, психологии, географии, этнологии, этнографии, политологии, экономики, что подчеркивает междисциплинарный характер выбранной проблематики для работы. Обширная библиография свидетельствует также о повышенном внимании к указанных проблемам философов и культурологов.

Так, образу страны как философскому понятию, определению его природы, сущности и содержания уделяли внимание в своих работах С. В. Беспалов, И. В. Борисенко, А. В. Власов, К. С. Гаджиев, Э. А. Галумов, Г. Д. Га-чев, П. В. Голубцов, Т. Э. Гринберг, Д. Н. Замятин, А. А. Казанцев, А. В. Караваев, Н. Л. Кольчикова, В. Н. Меркушев, А. П. Панкрухин, И. И. Руцин-ская, И. С. Семененко, Л. А. Серебрянская, Л. Ф. Хабибуллина.

Культурологический подход к понятию «образ страны» развивают в своих исследованиях Е. Ю. Белаш, Ю. А. Веденин, А. Б. Есин, Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина, В. Б. Земсков, О. Л. Лавренова, Е. А. Окладникова, Э.

А. Орлова, А. П. Садохин, И. С. Семененко, Н. М. Теребихин, И. Л. Тульчинский, Я. В. Чеснов, И. П. Яковлев А. В. Якушкин. Эволюцию образа страны в культурологическом аспекте наглядно представляли в своих исследованиях Д. А. Владимирова, С. Грузински, Д. Н. Замятин, И. Ю. Киселев, В. В. Лапкин, А. С. Ложкина В. И. Пантин.

Проблемы культурологической интерпретации национального образа России находились в поле зрения таких отечественных специалистов как Н. С. Арутюнов, Н. А. Бердяев, Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, А. М. Егоры-чев, Н. Б. Исакова, Е. М. Колпаков, С. В. Лурье, О. В. Пыжова, М. М. Пруд-

никова, А. П. Садохин, Ю. И. Семенов, Т. Г. Стефаненко, Н. Р. Суродина, О. С. Терехов, Д. И. Фельдштейн, Н. Н. Чебоксаров, Ю. В. Чернявская, Н. Б. Шипулина, Л. В. Щеглова.

Особенности национального образа России в системе социокультурных отношений исследовались и исследуются в работах А. И. Афанасьева, В. В. Аксючица, Э. А. Баграмова, И. В. Борисенко, А. И. Владимирова, Э. А. Галумова, О. М. Здравомыслова, А. Е. Куланова, И. А. Семененко, Ю. Б. Стоногиной, Ю. В. Тарановой, П. Я. Чаадаева. Трансформационные аспекты этнического коммуникативного пространства России раскрываются в научных трудах Ю. В. Бромлея, М. М. Духонина, 3. А. Жаде, В. И. Ильина, Г. П. Кибасовой, 3. В. Сикевич.

Вопросы культурологической репрезентации национального образа России через туристские поездки, проблематику социокультурной адаптации российских туристов за рубежом, разрешения межэтнических и межкультурных конфликтов туристов с местным населением рассматривали в своих работах Н. Е. Королева, Н. С. Мироненко, М. А. Саранча, а также ряд зарубежных авторов - Ч. Голднер, К. Кокоссис, С. Медлик, В. Мидлтон, П. Нийкемп, Б. Ричи и др. Идеи проницаемости пространства постиндустриального общества, размывания характерных признаков национального образа стран в условиях глобализации развивали в своих работах 3. Бауман, Ж. Бодрийяр, П. Вирилио, М. Кастельс, Т. Парсонс, Дж. Урри и др.

Вышеуказанные проблемы наиболее активно развиваются и представителями саратовских школ философов, культурологов, социологов и историков - В. Н. Беловым, С. И. Замогильным, П. С. Кузнецовым, А. С. Кусковым, Е. В. Листвиной, О. А. Лосевой, М. С. Отнюковой, С. П. Позднеевой, А. В. Рязановым, С. И. Труневым, В. Б. Устьянцевым Т. П. Фокиной, Т. И. Черняевой, Е. Б. Щетининой В. Н. Ярской.

Объект исследования - образ России в системе современных межкультурных и межнациональных коммуникаций. Предмет исследования - особенности природы, сущности, содержания и динамики национального образа страны в контексте организации зарубежных туристских поездок россиян.

Цель исследования - выявить особенности образа страны и его динамики в системе сложившихся межкультурных и межнациональных отношений и с учетом особенностей организации зарубежных туристских путешествий наших соотечественников.

Задачи исследования:

- определить природу, сущность, содержание и особенности эволюционирования понятия «образ страны» с позиций философских и культурологических наук;

- выявить круг проблем, связанных с культурологической интерпретацией этноса в условиях формирования и динамики национального образа России;

- определить и охарактеризовать национальный образ современной России в системе социокультурных и межэтнических отношений;

- выделить основные направления и тенденции трансформации этнического коммуникативного пространства России;

- рассмотреть социокультурные практики адаптации российских туристов за рубежом в условиях глобализации межкультурных связей и существования межэтнических и межкультурных конфликтов туристов с местным населением;

- выработать культурологический подход к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские поездки.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую основу исследования составляют научные и практические работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, затрагивающие проблемы, связанные с исследованием образа страны и его динамики в качестве фи-лософско-культурологического понятия. Исходные установки диссертационного исследования формировались под влиянием научных работ Ю. В. Бромлея, Э. А. Галумова, Л. Н. Гумилева, Д. Н. Замятина, В. И. Ильина, М. С. Отнюковой, А. П. Садохина, И. С. Семененко, в которых заложены основные принципы исследования образа страны и его динамики.

Значимыми методологическими посылками для разработки культурологического подхода к решению проблем негативной репрезентации нацио-

нального образа России через туристские поездки послужили исследования в области теории и практики туризма, этнологии и этнографии, теории и истории культуры, проводимые С. И. Замогильным, Е. Б. Листвиной, М. С. От-нюковой, А. В. Рязановым, С. И. Труневым, Т. П. Фокиной, Т. И. Черняевой, представляющим различные саратовские научные школы.

Методологическая основа исследования образована группами общенаучных и философских подходов (системный, синергетический, материалистический, структурно-функциональный и др.) и методов (исторический, научной абстракции, сравнительный, графического отображения). В процессе исследования использовались результаты социологических и географических исследований. В работе применены следующие культурологические подходы: когнитивно-антропологический; нормативно-регулятивный; структуралистский и символический.

Эмпирическая база исследования представлена тремя видами источников. Во-первых, в процессе исследования использовались материалы, полученные в результате интервьюирования специалистов-практиков туристского бизнеса и раскрывающие особенности социокультурной адаптации российских туристов в зарубежных туристских поездках, проблемы, связанные с конфликтной средой туристского бизнеса. Во-вторых, проводился контент-анализ отечественных и зарубежных СМИ на предмет выявления конфликтов и проблем, связанных с пребыванием российских туристов за рубежом. В-третьих, автором использованы современные статистические материалы, а также аналитические отчеты и материалы Ростуризма.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, корректным применением теории культурологии в отношении образа страны, его структуры и динамики, культурных аспектов, связанных с формированием и трансформацией образа России, культурологическим подходом к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские поездки. Результаты и интерпретация проведенных теоретических и эмпирических

исследований соотнесены с известными фундаментальными и экспериментальными данными отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следуюгце-

ем:

- с опорой на отечественные и зарубежные работы, а также собственные научные разработки автора уточнены сущность и содержание образа страны как философского и культурологического понятия;

- четко прослеживается эволюция образа страны с учетом важнейших философских и культурологических концепций и теорий, впервые выделены этапы формирования национального образа новой России (1991-2013 гг.);

- уточнено понятие этноса с точки зрения культурологической интерпретации и с выделением специфических его маркеров (общности, самосознания, самоназвания, этнической деформации), что приводит к авторскому пониманию этнического коммуникативного пространства и его трансформации в философско-культурологической парадигме;

- впервые в отечественной и зарубежной науке национальный образ России рассматривается в системе социокультурных и межнациональных отношений и в условиях всевозрастающего влияния глобализации;

- на основе анализа СМИ, а также материалов специалистов-практиков туристского бизнеса впервые выявлены особенности и социокультурные практики адаптации российских туристов за рубежом в условиях глобализации межкультурных связей, а также направления разрешения межэтнических и межкультурных конфликтов туристов с местным населением;

- выработан культурологический подход к решению проблем негативной репрезентации национального образа России через туристские поездки с комплексом мероприятий и рекомендаций турфирмам, туристам, национальным и региональным туристским администрациям.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Образ страны - одно из ключевых понятий любого страноведческого исследования, определяемое как система, имеющая не только множество слагающих его элементов, но и несколько уровней понимания, на которых осуществляется конструирование и дальнейшее ее позиционирование, выход в

практику современных гуманитарных исследований. Одним из основных уровней образа страны для философско-культурологических исследований является национальный образ, взятый в аспекте его исторических трансформаций. Более высоким по отношению к нему является уровень внутри- и внешнеполитического позиционирования страны государством.

2. Образ страны возможно «прочесть» не только через его статическую, но еще и через его динамическую составляющую, через эволюционирование его как комплексн�