автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Динамика тематического развития текста на просодическом уровне (экспериментально-фонетическое исследование)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ступакова, Екатерина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Динамика тематического развития текста на просодическом уровне (экспериментально-фонетическое исследование)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика тематического развития текста на просодическом уровне (экспериментально-фонетическое исследование)"

Московский ордена'Дружбы' народов государственный лингвистический университет ....

На правах рукописи'

СТУПАКОВА Екатерина Владимировна

* ДИНАМИКА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕКСТА НА ПРОСОДИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(экспериментально-фонетическое исследование),

^ г

Специальность № 10,02.04 — германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

г

Г .

' - Москва — 1992 г.

Работа выполнена-на кафедре фонетики английского'языка Ыооковокого ордена.Дружбы народов государственного лингви- • стичеокого университета. , . . - ; _ '

Научный руководитель - кандидат филологических наук,.

- . , доцент Ж.Б.ВЕРЕШйЮВА

• ^ -

Официальные,оппоненты -/Доктор "филологических наук,

, ■ , . ? -

■ ' , профессор М.П.ЕРАНДЕС

. ■ кандидат филологических наук

. * Н.А.ЛЕОНГЬЕВА

Ведущая оргшшзащи Московский ие'дегпгч^чоскнй: , ' , гссу^ствзнтЛ универоитет

. ■ . ин.&й.~1бнш:а

Защита диооертавд состоится "'¿О" 1992 г,

в >¿(,00 чао. на заседании специализированного'совета К 053.17.01'ло присуждению ученой степени .кандидата филологических- наук в Московском ордена Дружбн народов государственном лингвистичеоком университет па адресу: Т19800,-Москва, * » - ■ -

ГСП-З, ул. Остоженка, £8, ,

' С диссертацией .можно ознакомиться в библиотеке~универ-ситета. . - _ • *

Автореферат разослан-"

Ученый секретарь специализированного совета

•1992 г.

Н.М.ОСВЕГИМСКА'

Рефортфу-эияя дппсвргтзм првпотчаляйт собоЧ ог.стеримен-тально-теоретическоз исследование, "оспчгешгоо изттеяию орга-кизуюцеЛ роли просодия в тст/атическо^ отроо тч текста.

Актуальность данной тэл; определяется возрастающим интересом современного язтаознаинч тс проблеме стрт^.урчровагаооти текста, взаиетдв?зт1 яя его ргзясчгаяс трогмм1?, обэгпзчааеягпм его (^ор^г'льно-семантэтеск'ло уплг>с"тюсгь л елннотаэ.

В ксследонастпх гослэдних лет постоянно подчеркивается ва-ь'ость теми как ф^ггора, интегрирующего *юр:пльное, емнело-вое и кокг/утикативкоа единство текста. При этом отг.очавт не-дос:а?счнув исследовдниость, а то и полное отсутствию теории теми в современной лингвистике.

Следует такта отмстить отсутствие сколъко-ки^усь полных работ, посвящении изучения ролл просодии в создании тематического единства текста, реализации его динамики. Междг тем 'просодия, как представляется; является весьма существенном фактором, снособствугщин выявлению тематической структуры

л

текста,"- иерархии тем. Это обстоятельство я обусловило выбор

»

предмета исследования г- просодическито (наряду с лексической п граилатическоЧ) вираженность тем тс-ота. В данной работе про-оод'.ш рассматривается как одно иэ средств, способствующих вн-янлешш тематического структурирования текста, а также передающих его динамизм.

КомплексннЧ подход к изучения теки, предпринятый в данной работе, предполагает ее рассмотрен!®по взаимоотпопеняях с различными уровнями текста: композиционным, лексическим, просодическим. Такой подход позволяет соотнести понятия теми текста и теми высказывания, а такне наметить линии пересечения этих двух плоскостей изучения темы. Яри этом.те™ выска-

зившшй рассматривается гдеоь как элементы (лексические единицы), на которые ооукссталявтся проекции тем текста. Данннй лодход позволяет опреде.'пгть характер просодического оформления тем текста посредством изучения проаодкческта характеристик их "представителей" в высказываниях. В этом видится научягя новизна работы.

Тагам образов, целью исследования является определение средств, способотвупц'гс тематическому структурированию текста на различных уровнях - композиционном, лексическом, просодическом, - а такта выявление факторов, создающих его динамику. При втом особи!* акцент делается на изучение роли просодических средотв в их взаимодействии с другими языковыми средствами, выполняющими структурирующую функцию в отношении тематической целостности текста.

Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач:

- определить место тем висказнваний в структуре пелого текота;

- установить иерархию тематической структуры текста, а также функциональна) роль каждой теми в реализации замысла текота;

- представить какдую тему в виде лекскко-тематическлх линий (ЛТ.1) с дискретным числом компонентов - тематических

слов - с тем, чтобы определить характер лексической й просодической выраженности каждой темы;

- на основании соотнесения данных композиционного, лексического и просодического анализов тематической структуры текста определить роль просодических средств в реализации его гипертемн (зависла);

- внявить те акустические параметры, которые в болтией степени способствуют поспрпяттго той или иной теми как выделенной;

- установить факторы, создающие динамику развития кап отдельных текстовнх тем, так и всего текста в полом;

- определить роль просодических средств в создагтп текстовой (тематической) динамики.

Теоретическая ценность исследовашм заключается а дальнейшей разработке теории темы и, вместе о тем, теория текста о точки зренпя его тематической организации и динамики его развития.

Практическая значимость работа заключается л том, что ее результаты могут быть использованы в практических и теоретических курсах по стилистике английского языка и просодия текста, при составления методических рекомендаций и учобтле по-соб.1й^ основной цолыз котор!йс является развитие у студонтов

навыков выразительного чтения вслух, позволяющих иптерпрети-

»

ропать текст адекватно замыслу автора.

«

Материалом исследования послужили тексты пяти коротких рассказов У.Сарояиа я Дп.Голсуорои, записанных в исполнении пяти дикторов на мапштпул пленку в лаборатории 1ФЛУ обшей длительностью з 3 часа 45 (шнут.

Диссертация состоит из введения, трех глая, запттчения, библиографии и приложений.

Во введении обосновывается выбор объекта и предмета исследования, тооретичоская п практическая целесообразность разработки данной теш.

В I главе освев'агатся некоторые проблемы изучения тега в контексте актуального членения и теории текста, разрабатчпа-

ютоя теоретические предпосылки для соотнесения тем высказываний с темами текста.

Во II главе обосновывается цель и излагается методика проведения коыпл ксного анализа тематичеокой структуры текстов, включащего три этапа: композиционный, лексико-тематический и просодический. Здесь же разрабатывается понятие динамики тематического развития текста.

В Ш главе исследуется роль корреляции лексических и просодических средств в создании тематической структур» короткого рассказа на конкретном материале - рассказе У.Сарояна •Филиппинец и пьяница? В этой же главе приводится даниш лудиторошго и электроакустического эталов просодического аналз аа в чх сопоставлении.

В заключения содержатся вывода об участии и роли просодии ц реализация тематичеокого единства текста, а также в создании текстовой динамики.

В приложении I приведены тексты рассказов, в приложении П - результаты (таблицы) анализа.

* * »

■I г '

Центральным понятием реферируемой диссертации является категория темы, определяемая здесь как "категория текста, служащая его связи п развертывающая динамику его построения" (Слюоарева, 1931, 118). В данном определении, на наш взгляд, удачно соотнесены фушаши исследуемого в работе комплексного понятия теш: связывать текст, с одной стороны, и способствовать его развитию, динамике о другой. Признанна же теми а-тегорией. текста спидете;шствует о зависимости тем различных уровней (высказывания, сверхфразового единства) от общетак-сгового тематического развития.

4

Несмотря на то, что понятие теш кажется чем-то чрезвычайно простым, ученые, разрабатывающие эту категорию, трактуют ее по-разному. Однако все многообразие подходов к теле может бить оведено к двум основным подходам.

Одно направление представляет тему в рамках общего стала как основной тезис художественного произведения, как "скелет", "костяк", ядерный конституент текста. В таком понимания теме отводится важная конструктивная, структурирутсщая роль в тексте.

Друтоэ направление, напротив, исследует тему конкретно, в- ее оппозиции реме, и оно основано на том, что тема, будучи информационно менее значимой, является лили, фоном для реализации ремы. В такой трактовке теме отводится, главным образом, связующая роль в тексте. .

В данной работе оба направления рассматриваются не в их оптиз^ши, а как дополняющие друг друга, то есть теш высказываний здесь рассматриваются как проекции текстовых тем на

а

каждое конкретное вйсказивание. Подобный подход позволяет решить и проблему соотнесения понятий темы с категориями данного/нового, а также известного/неизвестного. Текстовая тема, осуществляя проекции на тематические элементы высказывания, в первой своей реализации (проекция)- соотносима, очевидно, с понятием "нового", в то время как темы последующих высказываний, реализующих ту же текстовую 'тему, сопрякенн уже с понятием "данного". Категории "известного" и "данного" рассматриваются здесь лишь как характеристики базовых компо нентов актуального членения (АЛ) с точки зрения их связи о текстом, а не как понятия, определяющие тему.

Признание субъективного характера категории теми в зиа-

читальной отепени объясняет существование различных точек зрения и по вопросу выявления темы в рамках высказывания и целого текота. Так, в частности, существует методика шявла-ния тем тек«, путем сложения тем и рем составляющих ого смналовых блоков (высказываний, абзацев, CSE и т.д.)*. Однако в данном иооледовании предпринимается попытка принципиально иного подхода к выявлению тем - от тем текста к темам высказываний.

Прежде всего, теш текста вшшллнтся в связи со смысловой оегмеитахшей текста (на смысловые блоки) и, во-вторых, в овязи о синтаксической сегментацией - выделением синтаксических единиц текста - СФЕ, высказавший. Подобный подход к вшалениц тем позволяет соотнести и* друг о другом, учесть степень их распространенности в тексте и т.д.

Однако теш художественного произведения не. строятся в ланейной'последовательности (как, к примеру, (ЯШ. Теш текота, сохраняя овою относительную обособленность, о^рганизовп-ни в одно слошюе и, вместе с тем, расчлененнсе целое - гипертему, которая представляет собой замысел произведения. При этой каадая теш монет распадаться на ряд подтем, раскрывающих какой-либо отдельный ее аспект. Подтемы, таким образом, -зависимые структурные образования, которые опосредованно,

* См. работы: Юганов B.W. Текст и его тематическое ядро // Семантика и прагматика синтаксических единств. - Калинин: КГУ, 1981. - С. 108—115; Кяракаеида H.U. Информационная структура "рассуждения" в филоссфжой лирике ГДР // Функционально-семантический анализ языковых ешшпп. - Алма-А^а, 1986. - С. 50-59.

через тему реализуют гипергему. Представители т тем/подгем в высказываниях являются, в свою очередь, темами этих высказываний. Так, в самых обеих чертах, видится иерархичсск де организация тем художественного текста. При этом поиск, и выявление тем в работе осуществляется в направлении "сверху вниз", то есть от закисла произведения - его гипертемы - через формулирование и выявление частных тем/подтем к темам высказываний, которые представляют какую-то тему текста в рамках высказывания.

В этой связи важно подчеркнуть, что чиоло проекций тем текста на высказывание может варьироваться в зависимости от коммуникативной установки высказывания в рамках целого тек-ота. Вопроо о составе темы высказывания тесно связан с проблемой ее языкового выражения. Языковое выражение тем, как представляется, целиком подчинено реализации замысла произве-• дес •я>В работе постулируется идея представленности тематических олов любой частью речи, в том числе и глаголом, Ооновпой

л

критерий принадлелшости слова к тематической части высказыва-

I

ния в нашем понимании.- его соотнесенность (реферещиальная, ассоциативная, лексическая, грамматическая) с какой-либо темой текста. Если какая-либо тема текста реализуется через глагольные компонента, то ее функция в тексте, очевидно, будет иной, чем связущая функция тем, выраженных номинативтиии компонентами. Установление роли подобных тем в тексте (если таковые имеются) также входит в задачу данного исследования в связи с определением динамики тематического развития текста. Представляется, что темы, реализуемые динамичными компонентами, вносят большй вклад и в осуществление динамики текста.

Понятие динамики текста как одной из его категорий тесно связано с тематическим строением текста. Связь эта осуществляется опосредованно, через динамику композиции, основными элементами кот-рой являются теш. Следовательно, темы считаел! и единицами динамики текста. Теми могут бить определены как статичные или динамичные в зависимости от юс внутренней динамики, заданной, в частности, их языковым выражением. Теш, выраженные преимущественно номинативными чаотями речи, статичны по своему характеру и, соответственно, выполняют связуйдую роль в текстб. Темы, представленные глагольными - более динамичными - компонентами, и сами обладают большей внутренней динамикой. Их функция в тексте иная - они способствуют развитию коммуникации, продвижению ошета. Таким образом, оцредоление функциональной роли тем во многом связано с понятием их дина-шши,

Кроме того, темы способны придавать динамику композиции посредством своего взаимодействия в тексте, характер которого зависит от замысла произведения. Отметим здесь лишь общий композиционный принцип такого взаимодействия - противостояние тем с их последующим столкновением. Столкновение тем, как правило, происходит в кульминационной фазе сюжета, что позволяет отметить и роль сюжетных звеньев в определении текстовой динамики.

Анализ динамики текота в целом и его тем в частности представляется необходимым, в первую очередь, в связи с изучением роли просодических средств в тематическом стрз -турированки текста. В работе постулируется идея зависимости просодической выделенности тем текста от степени их динамичности: просодичвски болзе ярко опрошенная тема (больше кр-

личество выделенных тематкчеоких компонентов) может считаться и наиболее динамичной. Это положение экспериментально проверялось в рамках просодического анализа тематической структуры текста.

В связи о тем, что ученых обычно более интересует рематический компонент высказывания как наиболее просодически выделенный элемент, характер просодического выражения тематических слов, как правило, остается неисследованным.

В данном исследовании характер просодического оформления тем высказываний рассматривается в тесной взаимосвязи с обще-тематичесг.ой структурой текста. Тематическое строение текста -его замысел, композиция, дпнагака развертывания тем является, на нага взгляд, одним из основных факторов, оказывающих воздействие на просодическое оформление тематическтгх слов текста -представителей его различпых тем, их лексических реализаций; В овою очередь, анализ тематических олов, составляющих ту или

иную тему и обладающих определенной просодической актуализа-

*

цией, позволяет сделать заключение и о просодической выраженности соответстнутзщей темы текста; в частности, определить, насколько одна тема просодически выделена,относительно другой. Соотнесение роли тем в общетематической структуре текста о характером их просодической выраженности и позволяет выявить роль средств просодии в тематичеокой структурированности тек-ота.

* » •

Комплексный анализ тематической структуры текста, предпринятый в работе, включает следуххцие ооновние этапы: композиционно-тематический, лзксико-теиатическпй и просодический. Какдцй этап анализа призван способствовать определению роли

тем произведения в реализации эамыола текота и имеет овои специальные задачи, характеризующие тему о разных сторон: как принадлежность текста и как принадлежность отдельного высказывания. При этом в исследовании особый акцент делается на изучение просодии - одного из средств, способствующего тематическому структурированию текота.

Полный анализ тематического строения текста - все, три этапа - приводится в работе на примере рассказа У.Сарояна "Филиппинец и пьяница".

Основной целью композиционно-тематического анализа является установление иерархии в расположении тем рассказа, то есть определение его тематической структурированности.

Обозримость границ короткого расог.аза позволяет предположить наличие небольшого количества раскрывающихся в нем те«. При этом некоторые темы могут быть даны линь набросками, мазками, и задача читателя - свести их воедино, воспринять произведение в целостной завершенности.

Важной особенностью короткого рассказа является его динамика, наличие в нем движения,.Основу этого движения составляет переплетение тем, а оно, в свою очередь, обусловливает подвижнооть самой композиции1.

* Композитам в данном исследовании рассматривается как "совокупность повествовательно-тематических планов текста", то есть теш определяются как единицы композиции. См.: Пана-рина В.Г, К вопрооу об эксплицитных способах: и средствах взаимосвязи композиции и семантической структуры художественного прозаического текста // Структура и семантика зрод-лоасения и текота в германских языках. - Л., 1987. - С. 45-49.

В рамках композиционно-тематического анализа выявление тем текста осуществлялось по системе координат: кто? где? когда? что происходит? Соотнесение дантгх координат о темами текста на начальном этапе облегчает поиск и других тем. Использование координат в процессе поиска тем упрощает задачу определения функциональной роли каздой темы в осуществлении композиционного построения текста - связующей или развиващай. Теш, держащие композицию, определяются в работе как связующие по их роли осуществлять композиционное и формально-синтаксическое единство текста. Темы, ведущие стает, определяются как развивающие, поскольку они чаща задаются координатой "что произошло?". Их роль в тексте соотносится с развитием, продвинете» сюжета, и поэтому более весомым представляется их вклад в реализацию замысла.

Важным моментом данного этапа анализа является установление взаимоотношений тем, в частности, наличие в раосказе контрастирующих, 'противопоставленных тем. Контраст сообщает движение тексту, способствует усилении его динамики. Таким образом, контраотность как прием тематического построения композиции рассказа придает тексту и динамичность.

Одной из задач композиционного анализа являетоя определение и формулирование замысла произведения - его гипертемы. Замыслом определяется иерархия тем, их лексическое наполнение и характер просодического оформления. Определение гипэртемы рассказов позволяет отобразить иерархическое строение тем графически, в виде тематического графа, который наглядно отражает зависимость тем (тодтем) друг от друта, а также вклад каидой из них в реализацию гипертемы. Так, граф тематической структуры рассказа У.Сарояпа "Зиллпгтнец и пьяница" выглядит олв-

дующим образом:

Анализ композиционной структуры текота позволяет подойти к определению динамики текста - его композиции в целом г. ее единиц - тем. Для этого фрагменты текота - СК - рассматриваются с точки зрения их наполненнооти событиями, что связано с различными представляющими их композщионно-рччевнми формами (КР5). При этом выявление динамики той или иной КРФ соотносится в работе о основными моментами стаета.

- * » *

В рамках лексико-тематичеокого анализа исследуется лексическое наполнение кавдой теш. Объектом ниш ания на данном этапе становятся парадигматические ряды лег.сшл, принадлежащие каждой теме, их лексико-тематичесюю лини? (ЛТЛ). Эти линии выделяются по принципу семантической свези - принадлеж-нооти одному функпионашьно-семантическому геол; , референтной связи - соотнесенности о общим референтом (пу ем заместительной дескрипции или анафорического замещенгг), а также средствами повторной номинации, когда повторяют! (.ся слова гот компоненты значении - оекн - сигнализируют о своих темах в последовательных или дистантно расположению: СФЕ.

В ходе анализа ЛТЛ соотносятся по своим основным пара-

метрам: дайне - количеству компонентов кавдой ЛТЛ; ширине -количеству подтем, овиде -ельотвующих о широте охвата действительности данной темой; глубине - отепени участия теми в различных СЯВ, Выявление основных параметров ка-вдой,ЛТП способствует определению роли кавдой теш в тексте • в раскрытии замысла или осуществлении текстовой связи. Различия в основных параметрах тем и их языковом выражения обусловливают и различную динамику тем вследствие различной степени ком/.фрикативного динамизма (КД) составлятаих их компонентов.

Приведем здесь некоторые выводы по итогам лексико-тема-тичеокого анализа рассказа У.Сарояна "Филиппинец и пьяница".

1. Языковой состав различных ЛТЛ неоднороден; они могут быть представлены как номинативны™, так и глагольными частями "речи. Различия в языковом выражении определяют не только внутренний динамику тем, но и их функциональную роль в тексте.

2. Текстовая связь осуществляется номинативными ЛТЛ с учетом их основных параметров - длины, ширины, глубины, а также участия в определенны^ фазах сшета.

Наиболее минные ЛТЛ определяется здесь как сквозные, а наименее длинные - как фоновые. Наиболее г.тубокат -тома приобретает отатуо ведущей темы текота. Шир1ша темы свидетельствует о ширине охвата действительности в ез рамках и, соответственно, о ее значительности в композиции текста. Глубина тем отрамет характер их протяженности (прерывистый/непрерывный), то есть степень их присутствия во всех С® текста. Кульминационной определяем ту тему, которая реализуется преимущественно в рамках этой фазы сшета.

3. Внутренняя динамика тем определяется в данном рассказе тремя факторами: языковым (глагольным) предсталитель-

" • ством их компонентов; развитием через систему контрастов;

участием (реализацией) в кульминационной фазе сюжета.

» * »

Прооодический этап комплексного анализа тематической отруктуры текста проводитоя о тем, чтобы установить роль и , меото каждой теш в общетематической структуре, исходя из общего характера ее просодгчеокой выраженности.

На этом же этапе решается к задача определения оеманти-ки выделения отдельных компонентов в целом невыделенных текстовых тем (маркированных тематических компонентов просодически невыделенных общетекстовкх тем). Подобный анализ позволяет выявить роль этих слов как в реализации темы (которой они принадлежат), так и гипертемы, за*кола целого текота. Таким образом, представляется возможным огелать заключение не только о роли каждой теш в общетематичесиой структуре текота, но и отдельных (просодичеоки выделенных) ее компонентов. Решение этой задачи способствует выявлена корреляция между тематическим и просодическим уровнями текста.

Для данной работы 'представляет инте;х с участие просодических оредств как в создании его тематической структурированности, так и в реализации его длнампш, Поэтому' следующей задачей прооодичеокого анализа являете* установление роли просодии в создании текстовой динамики на примере наиболее динамичного фрагмента текста - его кульмигадли. Выявление степени участия просодических оредств в ссзд',нил текстовой динамики позволяет установить наличие/ото^стние корреляции между просодическими средствами и другим!' текстовыми факторами, определяющими динамику как отдельных г.:ч.'Л, так и тематического развития-текста в целом.

. И

Данный-анализ проводилоя в два этапа: I) аудиторский и 2) электроакустический. ,

В хода аудиторского анализа определялось наличие/отсут-отвие просодической выделенности на тематических словах в высказываниях (маркированные/немаркированные те..и). Результаты аудиторского анализа дали возможность выявить средотва, которые (на перцептивном уровне) способствуют выделению того или иного тематического олова. Затем выявленный характер просодического выражения^каждой темы в теноре соотносится о ее текстовой ролью. Это позволяет определить возможность использования лишь просодических характеристик при установлении роли тем в общетематической структуре текота.

Если на первом - аудиторском этапе анализа - в центре внимания оказывается характер просодического оформления тематических слов (и, соответственно,-тем) - выделенный/невыделенный,- -'а также семантика этого выделения, то на втором этапе ~ электроакустическом анализе - в центре внимания оказывается определение средств подобного выделения. Для решения этой задачи в работе рассматривается просодическое оформление одного и того ке тематического олова (выделенные и невыделенные актуализации) на протяжение всего текста и определяется, усиление каких просодичеоких показателей - частотных, временных, динамических - способствует вооприятшо олова как выделенного.

Результаты анализа позволили сделать следущие вывода: I. Общая характеристика просодического оформления тем текота может быть сформулирована следующим образом: просодически выделяются те теш, которые выполняют в текста разви-ваппцто роль, способствуют продвижению статного развлтия

текста, то есть в большей степени способствует раскрытию гипертемы. Их выделение осуществляется относительно тем, которые выполняют связующую роль в тематической структуре. Так, фоновые темы являются и прооодическим фоном для более важных тем. Следовательно, можно сделать вывод о том, что просодия не только коррелирует о тематическим уровнем текста, но и сама способна определять его тематическую структуру, выделяя важные о точки зрения гипертемы теш и не выделяя темы связующие. Такой вывод подтверждает рабочую гипотезу исследования о возможности использования данных просодического анализа тематического развития текста в определении его тематической структуры - расположении тем текста в порядке иерархии.

2. Анализ просодической выраженност к тем позволил прийти к выводу о внутренней структурировалиэоти каждой темы. Так, в каждой теме имеется ряд тематичеоогх компонентов, которые выделены и, следовательно, играют зажную роль для самой темы, то есть представляют ее ядро./Лри устойчивом просодическом выделении ядерные тематически > слова приобретают • важное значение не только для "своей" те ш, но и для раскрытия гипертемы всего произведения, что пр1дает им статус кто- • чевих олов. Таким образом, просодая о;тре челяегг и структуру каждой темы, выделяя в составе ее котон штов наиболеё значимые - ядерниэ - тематические олова., a ."arate ключевые слова, реализупцие ооновную идея текста,

3. Просодичеокое выделение отдельных компонентов тем может быть связано и с текстовым взамолзйствием тем. Так, противопоставление тем (I и П) в рамг.ос одного высказывания можно ^проиллюстрировать следующим^ скмера^и: the

11pino cone out, 'he was on American. 4 don't want^you

^tending up here... it was^my Гаи1г.Просодичеокоэ выделение компонентов тем I и П в целом ряде последовательных высказываний , сигнализировало о наличии взаимоотношений между ними в тексте, которые были определены как контраст, противопоставление. Так, просодия выявляет взаимоотношения тем, выделяя компоненты перекликающихся тем.

4. Просодичеокие средства коррелируют с другими текстовыми факторами, создающими динамику текста, и при этом усиливают их. Таким образом, просодические средства "поддерживают" композиционный прием смены тематических планов, выде-

MI

ляя сменяющиеся теш. Во фразе Не • began to 'tremble "not га Tiv HI

■fearing the4man, but 'fearing the4rage, growing in himself акцент переносится с TI (the man) на MV (rage).

Кроме того, можно констатировать прямую зависимость между просодической выделенностыо и степенью динамизма тем и их тематических компонентов. Наиболее динамичные теш ока-. запись и наиболее крко выраженными просодически.

5. Электроакустический*анализ экспериментального материала позволил выявить просодические параметры, которые принимают участие в создания феномёна выдвлзннссти. Независимо от позиции тематического слова в синтагме его выделен-ность определяется двумя наиболее постоянными параметрами -частотными и динамическими. Увеличенпа значений различных характеристик этих параметров способствовало восприятию слова как выделенного. Однако набор этих характеристик варьирует от диктора к диктору

Итак, проведение трех этепов комплексного анализа тематической структуры текста (композиционного, лексического, просодического) способствовало решению аадачи данного

исследования - определению роли просодии в тематическом структурировании текста, создании динамики его тематического развития. Роль просодических средств заключается не только в корреляции с другими текстовыми уровнями, определяющими его структуру и динамику, но и в выявлении удельного веса и меота тем в сбщетематичеакой иерархии, а также в установлении различных.

отношений меяду темами текста.

* * *

Основные положения диооертации отражены в оладущих публикациях общим объемом 1,0 п.л.:

1. Ступакова Е.В, К вопросу о корреляции лексико-тема-тичеокого и просодического аопектов текста // Вопроси фоне-тичеокой организации устных текотов: Об. иаучн, тр. МГГОПИ им. М.Тореза. - Вып. 344, -М., 1989. - С. 74-03. (0,5 п.л.)

2. Ступакова Е.В, Прооодичеокая внделеннооть как показатель тематичеокой структурированности текста // Текст как единица коммуникации: Об. научн. тр. МГЛУ.. - Вып. 371, -М., 1991. (0,5 п.л.)