автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Духовно-нравственные основы национальной идеологии современного российского общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовно-нравственные основы национальной идеологии современного российского общества"
На правах рукописи
ВАРЕНИК МАРИЯ СЕРГЕЕВНА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
5 ДЕК 2013
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
5 ЛЕК 2013
Москва-2013
005541781
005541781
Работа выполнена на кафедре истории и теории социологии социологического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Добреньков Владимир Иванович
Официальные оппоненты:
Блинов Николай Михайлович
доктор философских наук, профессор Учреждение Российской академии наук «Центр исследования проблем безопасности РАН»
Носкова Антонина Вячеславовна
доктор социологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений
(университет) Министерства иностранных дел РФ», профессор кафедры социологии
Ведущая организация: Военный университет МО РФ
Защита состоится «20» декабря 2013 года в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.01 по социологическим наукам при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119234, Москва, МГУ, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 33, 3-й учебный корпус, социологический факультет МГУ, аудитория № 226.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812).
Автореферат разослан « 19 » ноября 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат социологических наук
Соломатина Е.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. В
современном российском обществе превышены предельные кризисные показатели уровня бедности, бродяжничества, проституции, наркомании, наблюдается большое количество суицидов, что позволяет сделать вывод о кризисной ситуации в стране. Возникает вопрос о том, как России решить эти социальные проблемы, встать на путь динамичного развития экономической, политической и духовной сфер жизни общества, в направлении процветания и могущества. Для этого необходимо четко сформулировать концептуальную позицию: общество не может существовать и успешно развиваться, если не выработаны смыслы, цели и перспективы развития страны. Известно, что именно смыслы и цели мобилизуют экономический, духовный и человеческий потенциал. «Если общество теряет свой смысл, оно фактически перестает быть обществом, оно утрачивает управляемость и может распасться»1.
История духовной жизни человечества свидетельствует, что желание людей иметь идеалы и стремиться к их достижению — неистребимое свойство человека как разумного существа. Идеология является одной из тех форм общественного сознания, в рамках которых вырабатывается и артикулируется совокупность смыслов, целей и ценностей, к которым могут апеллировать индивиды, поэтому вопрос о содержании и направленности такой идеологии в современном российском обществе весьма актуален и требует специального осмысления.
В последнее время российское общество все очевиднее испытывает потребность в осмыслении стратегии, ценностей, ценностной основы развития нашей страны, в формировании национальной идеи, такой идеологии, которая бы определила цель и вектор исторического развития России.
'См.: Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011. С. 503.
По нашему мнени'ю, национальная идеология современной России может быть сформирована на основе идей и ценностей консерватизма.
Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении перед участниками клуба «Валдай» подчеркивает необходимость «единства народа и сохранения национальной идентичности»2, для того чтобы достойно ответить на вызов времени, а это возможно, по мнению главы российского государства, только при формировании общих целей, смыслов и ценностей народа. В своем послании к Федеральному собранию РФ в 2012 году В.В. Путин заявил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп. Дефицит того, что всегда во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей. Закон может защищать нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества»3.
Интерес главы государства к теме формирования национальных духовно-нравственных основ стратегии развития страны говорит об актуальности данного исследования.
Национальная консервативная идеология в современном российском обществе - это идейно-политическая и нравственно-религиозная система, опирающаяся на традиции и ценностную преемственность во всех сферах общественной жизни. Обращение к ценностям консерватизма отнюдь не предполагает призыва к реставрации дореволюционной России или СССР 1930 - 1950-х годов. Консерватизм не противоречит идее развития, лишь ограничивается необходимыми рамками и задачами сохранения цивилизационной идентичности страны.
Необходимо не заново создавать, а всего лишь возродить традиционную для России систему ценностей, которая могла бы стать фундаментом отечественной идеологии. Ядром национальной
2 Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html. (Дата обращения: 19. 09. 2013).
3 Стенограмма послания Владимира Путина Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html. (Дата обращения: 12. 12. 2012).
консервативной идеологии в XXI веке должны стать такие ценности как семья, патриотизм, религиозная вера, сильное государство, безопасность и социальный порядок, взаимная ответственность власти и гражданского общества, эффективная рыночная экономика. Система духовно-нравственных ценностей должна стать приоритетным компонентом будущей идеологии.
Социальная и научная актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью:
раскрытия причин кризисного состояния российского общества и осуществления поиска путей выхода из него;
- создания новой идеологии развития российского общества и преодоления трудностей на пути ее утверждения в России;
- определения такой системы духовно-нравственных ценностей, которая составила бы основу новой идеологии российского общества.
Степень научной разработанности темы исследования. Идеология как социальный феномен является традиционным предметом исследований западных ученых. В зарубежной социологической литературе можно выделить базовые темы, которым посвящены многочисленные научные публикации. В их числе:
- природа и роль идеологии как социального феномена4;
- теоретическое ядро основных идеологий современности и базовые установки в рамках отдельных идеологических доктрин5;
- роль и функции идеологии в современном обществе6.
4 Cm.: Althusser L. L'ideologie et appareil idéologiques d'Etat. //La Pensee. 1970. N. 151; Aron R. Opium des intellectuels. P, 1968; Boudon R. L'ideologie, ou l'origine des idees reçues. P, 1986; Freeden M. Ideologies and political theory: a conceptual approach. Oxford, NY, 1996; Heywood A. Political ideologies. An introduction. L, 1998; Seliger M. Politics and ideology. L, 1976; Vincent A. Modern political ideologies. Oxford, 1995.
5 Cm.: Alter P. Nationalism. L, 1989; Bellamy R. Liberalism and modern society: an historical argument. Cambridge, 1992; Bryson V. Feminist political theory: an introduction. Basinstoke, 1992; Carter A. The political theory of anarchism. L, 1971; Huntington S. Conservatism as an ideology // The American Political Science Review. 1957. N 51; Rossiter C. Conservatism in America. NY, 1968; Willets D. Modern conservatism. Harmondsworth, 1992.
6 Cm.: Bell D. Modernism and capitalism // Partisan Review. 1978. N. 2; Gamble A. The free economy and the strong state. L, 1988; Loney M. The Politics of greed: a new right and the welfare state. L, 1986.
В дореволюционной России известные мыслители-обществоведы обосновывали свои взгляды на место человека в обществе, функции государства, механизм власти, границы индивидуальной свободы и ответственности в рамках либеральной7 или консервативной идеологии8. Творческой разработкой и пропагандой социалистической идеологической доктрины занимались исследователи марксистской ориентации9.
В СССР развитие социально-политической мысли осуществлялось исключительно в рамках марксистско-ленинской идеологии. Соблюдение ее канонов требовалось для всех без исключения работ, посвященных общественным проблемам. Труды отечественных ученых, в которых проводился анализ различных идеологических систем, распространенных в мировой практике, носили ярко выраженный критический характер10.
Современные отечественные ученые провели исследования, посвященные анализу состояния идеологической сферы современного российского общества, сущности и специфическим особенностям идеологического кризиса в нем. В их числе: О.С. Анисимов, К.С. Гаджиев, Б.Г. Капустин, С.Г. Кара-Мурза, А.П. Кочетков, В.М. Межуев, А.Е. Молотков, В.Б. Пастухов, C.B. Патрушев, Ж.Т. Тощенко11.
7 См.: Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901; Гессен С.И. Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917.
8 См.: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991; Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» (1863 - 1887). М., 1897- 1898; Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Тихомиров Л.А. Личность, общество, церковь. М., 1904; Он же. Монархическая государственность. СПб., 1992.
9 См.: Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Наши разногласия // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5-ти т. М., 1956 - 1958. Т. 1; Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894; Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. М., 1918.
10 См.: Мельвиль АЛО. Социальная философия современного американского консерватизма. М., 1980; Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987; Трофименко Г.А. США: политика, война, идеология. М., 1976.
11 См.: Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии.1998. № 12; Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000; Капусин Б.Г. Заметки общественной морали // Вопросы философии. 2006. № 12; Кочетков А.П., Кочетков A.A. Нужна ли России идеология в XXI веке? М., 2004; Межуев В.М. Является ли Россия цивилизацией? Гуманитарный ежегодник-1. Ростов, 2002; Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб., 2008; Пастухов В.Б. Конец русской идеологии. М., 2001. № 1; Патрушев C.B. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М., 2007; Тощенко Ж.Т. Парадоксы религиозного сознания // Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003. С. 303; Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2007.
В российской научной литературе представлены работы, анализирующие духовно-нравственную основу, которая могла бы составить содержание новой идеологии российского общества Э.М. Андреев, В.И. Добреньков, A.B. Карташев, В.М. Межуев, А.Е. Молотков, В.Ш. Нахушев, A.C. Нотин, A.C. Панарин, A.C. Ципко, Р.Г. Яновский12.
Следует отметить, что наметились существенные сдвиги в области научной разработки феномена идеологии. Появился ряд интересных публикаций 13, наиболее значимые из которых посвящены актуальной проблеме становления российской идеологии14.
Тем не менее, все еще очень мало научных работ, раскрывающих природу и сущность феномена идеологии, особенности ее структурных составляющих, а также трудов, посвященных анализу духовно-нравственных основ при формировании новой идеологии в современной России.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе социологического анализа раскрыть духовно-нравственные основы развития современного российского общества.
Достижение данной цели предусматривало решение следующих задач:
- проанализировать сущность и причины кризисных явлений современного российского общества;
- раскрыть культурно-исторический генезис феномена идеологии и обосновать ее необходимость для дальнейшего развития российского общества;
12 См.: Андреев Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества. М., 2004; Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М., 2011; Карташев A.B. Православие и Россия. Клин, 2002; Межуев В.М. Является ли Россия цивилизацией? Гуманитарный ежегодник-1. Ростов, 2002; Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб., 2008; Нахушев В.Ш. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа. Ставрополь, 2001; Нотин A.C. Путешествие в осознанность. Опыт Православного самопознания. Н.Новгород, 2009; Ципко A.C. Ценности и борьба сознательного патриотизма. М., 2009; Яновский Р.Г. Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004.
13 Российские консерваторы. М., 1997; Либерализм в России. М., 1996; Романович H.A. Демократические ценности и свобода по-русски // Социологические исследования. 2002. № 8; Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов, 2000; Попова И.М. Повседневные идеологии // Политические исследования. 2002. № 5; Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. 2001. № 2.
14 Гончаров П.К. Национальная доктрина возрождения // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 3; Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011; Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.
- определить роль традиционных духовно-нравственных ценностей в формировании национальной идеологии современной России;
- осуществить анализ трудностей и препятствий, возникающих при утверждении новой идеологии российского общества;
- рассмотреть приоритетные компоненты системы духовно-нравственных ценностей новой идеологии.
Объектом исследования выступают социальные процессы современного российского общества.
Предметом исследования является формирование духовно-нравственных основ новой идеологии современного российского общества.
Гипотеза исследования. Становление новой идеологии, построенной на традиционных духовно-нравственных ценностях, позволит преодолеть кризисное состояние общества и будет той силой, которая поможет духовно возродить Россию.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой диссертации послужили труды классиков философской и социологической науки, анализировавших природу идеологии15, а также западных и российских обществоведов, выражавших консервативные идеи16.
Важную роль в осмыслении рассматриваемых в диссертации проблем сыграло изучение работ отечественных исследователей, в которых анализируются вопросы необходимости разработки идеологии в современном российском обществе, ее содержания и направленности. В этой связи были использованы работы В.Э. Бойкова, К.С. Гаджиева,
15 См.: Траси А. де. Элементы идеологии. М.,1801; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Он же. Идеология и утопия. М., 1994; Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. М., 1955; Маркс К., Энгельс Ф. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. М., 1957; Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. М., 1998. № 29; Althusser L. Ideologie et appareil idéologiques d'état // La Pensee. 1970. N. 151; Aron R. Opium des intellectuels. P. 1968; Marcuse H. One dimensional man: studies in the ideology of advanced industrial society. Boston, 1964.
16 См.: Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1992; Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997; Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Тихомиров J1.A. Монархическая государственность. СПб., 1992; Шатобриан Ф.Р. Гений христианства // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982; Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995; Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1; Он же. Русская идея. М., 1946; Данилевский Н.Я. Историко-литературный архив. Россия и Европа. М., 1869; Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991.
B.И. Добренькова, Т.И. Заславской, Б.Г. Капустина, С.Г. Кара-Мурзы, П.М. Козырева, А.П. Кочеткова, В.М. Межуева, Б.С. Миронова, А.Е. Молоткова, A.C. Панарина, В.И. Пантина, В.Б. Пастухова,
C.B. Патрушева, Ж.Т. Тощенко, И.Р. Шафаревича17.
Методологическую основу диссертационной работы составили общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического. В диссертации были использованы общие методы историко-социологического исследования, включающие комплексность подхода к изучаемому явлению, принципы историзма и социального детерминизма, генетический и сравнительно-исторический методы исследования, а также методы анализа и синтеза, типологизации и систематизации.
Эмпирической базой диссертационного исследования послужил вторичный анализ эмпирических данных, содержащихся в материалах Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центр), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда Общественного Мнения (ФОМ), а также результаты социологических исследований «Духовно-нравственные ценности в современной России» и «Отношение к
"См.: Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян/ В.Э. Бойков// Социологические исследования. 2004. № 7; Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011; Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы/ В.И. Добреньков// Социология. 2004, № 1; Добреньков В.И. России необходима национальная идеология. Социология. № 3/4, 2006; Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект/ К.С. Гаджиев // Вопросы философии.1998. № 12; Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М., 2004; Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000; Капусин Б.Г. Заметки общественной морали//Вопросы философии. 2006. № 12; Козырева П.М. Российское общество: тенденции исторического транзита/ П.М. Козырева// Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 6. 2007; Кочетков А.П., Кочетков A.A. Нужна ли России идеология в XXI веке? М., 2004; Межуев В.М. Является ли Россия цивилизацией?. Гуманитарный ежегодник-1. Р-н-Д. 2002; Миронов Б.С. Русские последний рубеж/ Б. Миронов//. М., 2009; Молотков А. Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб., 2008; Панарин A.C. Россия в циклах мировой истории/ А. С. Панарин//. М., 1999; Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире/ Панарин A.C.//. М., 2002; Панарин A.C. Искушение глобализмом/ A.C. Панарин//. М.,2002; Пантин В.И. Политическая и цивилизационная самоидентификация современного российского общества в условиях глобализации/ В.И. Пантин// Полис. 2008. № 3; Пастухов В. Б. Конец русской идеологии. М., 2001. № 1; Патрушев C.B. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России/ C.B. Патрушев, А.Д. Хлопин // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 6. М., 2007; Тощенко Ж.Т. Парадоксы религиозного сознания // Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003. С. 303; Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек/ Ж. Т. Тощенко. М.,2007; Шафаревич И.Р. Духовные основы кризиса 21 века. М., 2003.
институту церкви», проведенных при участии автора диссертационной работы в Научно-исследовательской лаборатории социальных проблем современного общества социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 2010-2013 гг.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты сущность и причины кризисных явлений современного российского общества, обусловленные отсутствием консолидирующих идеологических позиций, консенсуса в понимании необходимости и сущности новой идеологии;
- осуществлен комплексный социально-исторический анализ феномена идеологии; выявлены исторические условия и необходимость возникновения новой идеологии;
- раскрыто содержание консервативной идеологии как основы новой идеологии развития современного российского общества;
- определена система духовно-нравственных ценностей, составляющих основу консервативной идеологии: приоритеты семьи и религии, моральной взаимной ответственности гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, поддержка традиционных нравственных ценностей;
- дан комплексный анализ препятствий и трудностей на пути утверждения новой консервативной идеологии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Для преодоления кризисных явлений России необходимо четко определить цель и стратегию развития страны. Создание и утверждение идеологии даст перспективу и направление развития современного российского общества и наполнит смыслом повседневную жизнь людей. В новой идеологии должна быть отражена концепция стратегического развития страны.
2. Россия в кризисных условиях нуждается в такой идеологии, которая отражала бы национальные традиции и их отношение к реалиям современного мира, основанного на динамичном развитии современных
технологий, достижений научного прогресса. Такой идеологией может быть только консервативная идеология, предполагающая приоритет национальных начал в развитии страны.
3. Идеологический кризис и определенный вакуум ценностей в общественном сознании, идейная расколотость общества, манипулятивная деятельность ряда СМИ, деструктивная роль социальных институтов, существующий кризис национальной идентичности создают препятствия для утверждения новой идеологии.
4. Основу новой идеологии должна составлять система духовно-нравственных ценностей, которая предполагает возврат к традиционным ценностям на новом качественном уровне. К ним относятся: приоритеты семьи и религии, моральной взаимной ответственности гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, поддержка традиционных нравственных ценностей.
5. Необходимым условием формирования духовно-нравственных основ новой идеологии являются ценности, сформированные в православно-патриотической традиции российской истории.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обусловлена научной ценностью полученных результатов и их практическим значением. Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, способствуют более глубокому и всестороннему анализу современного российского общества в условиях кризиса. Данная работа формирует определенную теоретическую базу для продолжения изучения идеологии как фактора, влияющего на социокультурную динамику и характер социальных трансформаций в России.
Положения, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при разработке методических пособий и программ, в подготовке лекционных курсов, семинарских и практических занятий по социологии, социологии идеологии, социологии социальных структур и социальных процессов в российских и зарубежных высших учебных заведениях, а также в практике принятия управленческих решений как в научной, так и в профессиональной среде.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Основные идеи диссертации отражены в выступлениях автора на научной конференции «Ломоносовские чтения» (2008-2011 гг.), «Сорокинские чтения» (2010-2011 гг.), международной научной конференции «Ломоносов-2009» и «Ломоносов-2010», а также в пяти научных публикациях автора, в том числе трех научных статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Список содержит 165 наименования. Объем работы - 152 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, характеризуются основные теоретико-методологические основы работы, раскрывается научная новизна диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Идеология как социальный фактор объединения российского общества» состоит из трех параграфов, в которых рассматривается феномен идеологии как фактора, определяющего общую цель и стратегию развития России, автор анализирует кризисные явления, препятствующие процветанию страны. Формирование идеологии в данном контексте выступает как одна из неотложных мер по возрождению России, дается обоснование необходимости формирования национальной идеологии, анализируются препятствия на пути утверждения новой идеологии, определяется ее содержание и направленность.
Первый параграф первой главы «Российское общество в условиях кризиса» посвящен анализу кризиса, который переживает современное российское общество.
Масштабность данного кризиса заключается в том, что он затронул все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную и духовную. Приходится констатировать, что не уменьшается глубина кризиса и не спадает его острота. Страна находится в состоянии постоянного реформирования, многие последствия которого разрушительны (деиндустриализация, разрушение сельскохозяйственного производства; особенно значимы потери в качественном отношении, касающиеся практически всех важнейших жизненных показателей, — среднего дохода, питания, здоровья, жилищных проблем, образования). Неэффективность управленческой политики властей, коррупция и беззаконие чиновников, несостоятельность миграционной политики ведут к усилению чувства несправедливости и к росту напряженности в социальных отношениях, конфликтам на этно-конфессиональной почве. Характеризуя идеологический кризис, автор обращает внимание на такие его проявления как потеря общественного идеала, расколотость общественного и индивидуального сознания, в котором отражается множество, порой противоположных ценностных и идеологических предпочтений. Автор солидаризируется с позицией тех ученых (C.B. Патрушев), которые особое внимание обращают на несовпадение ценностей и идеалов значительной части населения с существующим социальным порядком. Наконец, отсутствие у власти четкой и ясной стратегии выхода из кризиса и возрождения России: «Мы не знаем, куда мы идем, что нас ожидает в будущем, испытываем страх за себя, за своих детей»18.
Нынешнее состояние российского общества население оценивает как кризисное. М.К. Горшков в своей книге «Российское общество как оно есть» обращает внимание на то, что в массовом сознании россиян доминируют
1!Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы // Социология. 2004. № 1. С. 11.
такие суждения-определения как «кризис, тяжелое экономическое положение, преступность и бандитизм»19.
В работе анализируются новые явления в социально-политической сфере, появившиеся в последние годы. Так, наряду с демонстрациями, митингами и пикетами появились новые формы - массовые протестные акции, имеющие политическую направленность. Их причины лежат в продолжающемся социально-экономическом и идеологическом кризисе, отсутствии у властных структур четких и понятных населению путей преодоления кризиса, консолидирующих идеологических позиций, консенсуса в понимании необходимости и сущности новой идеологии.
Анализ литературы позволил автору охарактеризовать социальный облик участников протестных акций. Для участников выступлений характерна социальная и идейная разнородность. Разные социальные группы имеют неодинаковую и даже противоположную социальную и идейную позицию, соответствующую их ценностным ориентациям, среди участников акций есть группы, члены которых выражают (или стремятся выразить) свою активность в экстремистских формах (экстремистские оценки, позиции, действия). Это подтверждается результатами социологических исследований. Опрос, проведенный Левада Центром позволил охарактеризовать социальный облик участников массовых выступлений на проспекте Сахарова (24.12.2011) и на Болотной площади (04.02.2012). Отмечается высокий уровень образования участников (70% - с высшим и послевузовским образованием). Что касается рода занятий, то до четверти протестовавших отнесли себя к предпринимательской социальной группе и представителям руководящего менеджмента; 36% - к специалистам с высшим образованием без руководящих функций; 13% - служащим без высшего образования и рабочим, 11% - к студентам20.
Анализ вновь появившихся социальных практик позволил выделить некоторые черты, характеризующие массовые протестные акции в
19 Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социолог, диагностики). М., 2011. С. 84.
20 Опрос по теме: «Якиманка и Болотная 2.0. Теперь мы знаем кто все эти все люди» под руководством Дубина Б. «Левада Центр». [Электронный ресурс], http://www.levada.ru/10-02-2012/уаЫтапка-иЬо1о1пауа-20-1ерег-ту-гпает-1ао-У5е-е11-1уи1Н. (Дата обращения: 10. 02. 2012).
социально-политической среде: высокая критичность в оценке социальной действительности и деятельности властных структур; повышение способности к самоорганизации, ситуативной мобилизации вокруг конкретных проблем (Л.Г. Вызов); проявление солидарности при социальной и идейной разнородности участников протеста; аморфность (а порой и экстремизм) политических требований, программных установок. Вместе с тем изучение подобных форм протеста требует дальнейшего углубленного исследования, в том числе ответа на вопрос, насколько они отвечают интересам населения.
Необходима разработка целого ряда мер по преодолению сложившейся кризисной ситуации в стране, остро ощущается необходимость изменений существующей системы социально-экономических, политических и социальных отношений. Одной из самых неотложных мер по оздоровлению общества должна стать разработка и конструирование новой идеологии, в которой будет отражена концепция стратегического развития страны. Данная идеология станет духовным ориентиром, определяющим цели, нормы и ценности общественной жизни, который обеспечит обществу солидарность и согласие, придаст ему определенную целостность, консолидирует все социальные слои, обеспечит стабильность и устойчивость его развития.
Во втором параграфе первой главы «Необходимость национальной идеологии в современном российском обществе» проанализированы исторические этапы в развитии теории идеологии, обоснован выбор консерватизма в качестве национальной идеологии в современном российском обществе.
Анализ теоретических подходов к изучению феномена идеологии в ключе исторических трансформаций общественного развития показывает, что различные исторические эпохи рождали разные представления об идеологии, ее сущности, роли и функциях в обществе. Достаточно вспомнить концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, которые рассматривали идеологию как один из компонентов общественного сознания, показали ее обусловленность материальными отношениями, интересами социальных групп, классов, всего общества, а также обосновали положение о противоположности научного и
идеологического сознания. В.И. Ленин разработал концепцию идеологии рабочего класса, определил ее как научную, связав с революционной борьбой за свержение капитализма и построение социализма и показал ее деятельное начало, организационные и институциональные формы.
Согласно К. Мангейму, любая идеология апологетична, ее функция — оправдать и сохранить власть господствующего класса, существующий строй. По мнению К. Мангейма, утопия в отличие от идеологии выражает интересы угнетенных, оппозиции, стремящихся к свержению существующего строя, и как утверждает К. Мангейм, общее у идеологии и утопии - неадекватное отражение действительности.
3. Бауман, изучая общественные процессы в условиях глобализации, сделал вывод о недостаточности классового подхода в анализе развития общества, предложил иные принципы исследования в том числе идеологических проблем: принципов плюрализма, толерантности, компромисса. По его мнению, особенно актуально использование этих принципов в анализе межкультурного общения, совместного проживания представителей различных культур.
В диссертации отмечается, что в современной отечественной социологии идеологические проблемы изучаются достаточно интенсивно такими исследователями, как Э.М. Андреев, В.И. Добреньков, А.С Панарин, Ж.Т. Тощенко, Р.Г.Яновский.
Автор разделяет мнение тех ученых, которые определяют идеологию как сумму теорий, идей, представлений, которые выражают интересы социальных групп, классов, всего общества21. Качественная специфика идеологии как феномена общественного сознания заключается в выражении коренных интересов того или иного общественного субъекта (социальной группы, класса, этноса, общества в целом), таким образом, идеология формулирует и артикулирует их интересы через теоретически обоснованную систему взглядов, на основе социального идеала и духовно-нравственных ценностей.
21 Социологическая энциклопедия. Т.1. М., 2003. С. 340.
Современное российское общество нуждается в национальной идеологии, которая предполагала бы приоритет национальных интересов в развитии страны, а в ее основании лежали бы традиционные ценности. Такие национальные социокультурные традиции, нормы, которые складывались в ходе российской истории на основе российской ментальности, определяли русский путь развития и были укоренены в российском православии: национальное благополучие, сильная государственность, порядок, безопасность, столь востребованные современным российским социумом, -первостепенные составляющие не либеральной, а консервативной идеологической доктрины.
Впервые термин «консерватизм» был введен Ф.Р. Шатобрианом, идеи которого рассматривались как консервативный бунт против рационализма Просвещения. С. Хантингтон предложил понимать консерватизм не как набор идей, а как «возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни»22. По мнению В.И. Добренькова, «консерватизм - это идейно-политическая и нравственно-религиозная система, опирающаяся на традиции и ценностную преемственность во всех сферах общественной жизни»23.
В работе делается вывод, что выбор консервативной идеологии в качестве основы национальной идеологии определяется тем, что эта концепция базируется на таких принципах, как преемственность в общественном развитии, постепенность общественных процессов, сдерживание общественных групп от радикализма, консолидация общества на основе солидарности, коллективистских действий граждан, а также приоритет духовных ценностей на базе отечественных традиций (вера, патриотизм, доверие, соборность, семья) в контексте процессов, развивающихся сегодня в стране и в мире. Система духовно-нравственных ценностей должна стать приоритетным компонентом будущей идеологии.
22Хантингтон С.Ф. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004. С. 43.
23Добреньков В.И. России необходима национальная идеология // Социология. 2006. № 3/4. С.15.
Третий параграф первой главы «Препятствия и трудности при утверждении идеологии в современном российском обществе» посвящен анализу социальных конфликтов, препятствующих здоровому функционированию идеологии в современном российском обществе.
Реформы 1990-х годов не стали для страны успешными, а привели к деструктивным изменениям во всех сферах общественной жизни, которые сопровождались идеологическим кризисом, деформацией базовой системой ценностей, национальной идентичности, потерей людьми жизненных ориентиров.
На фоне определенной демократизации общественной жизни на начальном этапе реформ на основе принятой Конституции Российской Федерации российское общество стало идеологически плюралистичным. В нем проявились различные идеологические направления: консервативное, традиционное, либеральное, религиозное, регионально-этническое и др., каждое из которых имело определенный набор ценностей и их различную интерпретацию, что привело лишь к дальнейшему углублению идеологического кризиса, усилению мозаичности, раздробленности массового сознания и ценностного поля российского общества. Проведенный анализ показал, что эти черты духовной жизни характеризуют и современное российское общество.
В общественном сознании современного российского общества нашли отражение различные мировоззренческие представления: ценностно-идеологические предпочтения россиян, в основе которых православно-христианские ценности; ценности тех, кто увлекся западным опытом и его безоговорочным переносом на российскую почву и др. Это ведет к различной интерпретации одних и тех же ценностей (демократия, свобода и др.). Однако как подчеркивается в научной литературе, в представлениях россиянина о российском обществе, тенденциях его развития, могут присутствовать исторические ценности российского менталитета, культурные традиции советского времени и современные представления, ориентирующие индивида на существование частной собственности,
цивилизованных рыночных отношений, а также на принципы демократии, функционирование гражданского общества.
Деструктивность многих социальных институтов осложняет процесс идейно-ценностной консолидации на основе российских национально-культурных традиций. Кризис института семьи способствовал укоренению индивидуалистических установок (особенно в сознании молодежи), потере человеком потребности в семье и детях, преобладанию внесемейных ценностей. К разряду явлений, которые оказывают неоднозначное влияние на процесс идеологического самоопределения, относятся влияние информационной революции, формирование информационного общества, превращение интернета в мировую глобальную сеть. По итогам социологического опроса Левада Центра в ноябре 2012 года, 57%24 российских граждан являются пользователями интернета. Он привлекателен возможностью получения разнообразной информации, возможностью общения, увеличивает степень информационной свободы индивида. Многие ученые считают, что интернет стал главным институтом социализации молодежи. Однако, информация в интернете разнохарактерная и далеко не всегда она способствует утверждению национальных традиционных ценностей и положительно влияет на развитие личности, что особенно опасно при снижении возможностей государственного воздействия на содержание интернет информации и не однозначном восприятии и оценки этой опасности общественным мнением.
Есть определенные барьеры на пути ценностно-идеологической консолидации общества в деятельности социальных институтов. Трансформационные процессы привели к резкому снижению роли государства в сферах формирования мировоззрения, воспитания молодежи.
Духовно-нравственная консолидация общества определяется многими факторами, среди которых наиболее интегральный - доверие к социальным институтам. Возрождение доверия россиян к Русской православной церкви, межрелигиозный диалог традиционных конфессий российского общества
24 Пресс-выпуск «57% россиян пользуются интернетом» Левада Центр. [Электронный ресурс] http://www.levada.ru/ 12-11-2012/57-го55!уап-ро12иуи15уа-Ыегпе1от. (Дата обращения: 12. 11. 2012).
позволят начать формирование ценностной основы новой идеологической ситуации.
В работе делается вывод, что при всех существующих трудностях в решении задач преодоления духовного кризиса и идеологической консолидации общества важно органическое соединение теоретических разработок с постоянным проведением мониторинговых исследований, что позволит определить существующие реалии российского общества, их социокультурную динамику, а также понять, насколько эти задачи воспринимаются людьми как ориентиры их жизни и развития страны.
Вторая глава диссертационного исследования «Духовно-нравственные компоненты новой идеологии российского общества» состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются приоритетные составляющие будущей идеологии — нормы, ценности, идеалы, складывавшиеся на протяжении всего исторического развития страны, а именно: традиции русского консерватизма, православно-патриотические ценности, в качестве духовно-нравственных компонентов новой идеологии.
Первый параграф второй главы «Традиционные ценности новой идеологии российского общества» посвящен анализу традиций норм ценностей как основы будущей национальной идеологии современного российского общества.
В своей работе автор отметил, что поддерживает точку зрения тех российских ученых, которые полагают, что основой развития политической, экономической и духовных сфер современной России может стать консервативная идеология, отвечающая национальному менталитету и интересам государства.
В данной связи научный анализ консерватизма как системы идей, традиций и ценностей представляется актуальным и практически значимым.
С целью изучения основ новой идеологии, в том числе и ее духовных компонентов, в работе анализируются труды русских мыслителей середины XIX - нач. XX века, в которых нашла отражение характеристика социально-политических событий, идейных течений переломного для судьбы России
периода. Это труды Н.А. Бердяева, Н.М. Карамзина, Н.М. Каткова, Л.А. Тихомирова, К.П. Победоносцева, С.С. Уварова.
Фундаментом отечественной идеологии нового века для России должна стать консервативная система ценностей. Она включает в себя ценности сильного государства, взаимной ответственности власти и гражданского общества, эффективности рыночной экономики.
Под сильным государством консервативные мыслители понимали авторитет власти, порядок, безопасность и стабильность в обществе, а также постепенность перемен, отрицание резких скачков (В.Г. Громовик). Исторически Россия сложилась как полиэтническое общество, в котором огромную роль играла российская культура. Это сформировало ценность гражданского и межнационального согласия, основанного на взаимном уважении национальных и религиозных особенностей.
Стратегия развития России в XXI веке может заимствовать из консервативной идеологии следующие составляющие: сохранение и поддержание накопленного в прошлом и настоящем материального и духовного достояния ценного для российского человека, приоритет семьи, религии, моральная взаимная ответственность гражданина и государства, уважение к закону.
В трудах российских консерваторов большое внимание уделялось духовно-нравственной характеристике общественного развития во всех ее проявлениях — индивидуальном и общественном. Н. Бердяев в своих работах писал о консерватизме, что истинное содержание общественной жизни и цели можно искать только в духовности; никакая социальная и политическая идеология не доходит до истинного содержания, если она не обращает его к духовной жизни; люди должны соединяться прежде всего по духовным, а не политическим признакам. В поисках формулы новой идеологии, автор обращается к известной триаде С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность», но только в контексте современных ему реалий.
Таким образом ключевые духовно-нравственные и социальные приоритеты, сформулированные в трудах отечественных мыслителей включают: духовность, семью и религию, приоритет духовно-нравственных
целей и ценностей перед материальными; самобытность как традиция, выражающая национально-историческое своеобразие, верность своему русскому пути; патриотизм; державность, государственность; соборность, коллективизм, социальная справедливость; созидание в труде; культуру и творчество. Кроме того, приоритетами новой идеологии должны быть моральная ответственность гражданина и государства, предпочтение сильного государства и стабильности в обществе.
В самых общих чертах дается описание духовно-нравственной системы национальной идеологии, которая будет базироваться на высоком уровне духовности, сильной государственной власти, единстве государства и народа.
Во втором параграфе второй главы «Патриотическая ценность как необходимое условие возрождения России» рассматривается патриотизм как одна из важнейших составляющих духовно-нравственных ценностей российского общества, в том числе консервативной идеологии.
Патриотизм выступал общенациональной идеологической основой развития России на протяжении всей ее истории, обретая на каждом историческом этапе конкретное содержание, но при этом неизменно сохраняя объединительную и консолидирующую функции, нравственное и духовное значение. На ранних этапах исторического развития России патриотизм проявлялся через собирание, охрану Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц; позже государственный патриотизм при поддержке Православной церкви олицетворял власть царя, а затем - императора. В советское время содержание патриотизма было жестко идеализировано и воплощалось в верности коммунистической партии как руководящей силе в построении социализма. В работе показано, что в современной научной литературе введено в научный оборот понятие «культура патриотизма». Оно отражает новые тенденции мирового и национального развития в условиях глобализированного мира, в том числе роста социальной напряженности, конфликтности, насилия, и определяется как «всепроявленность человеческих способностей на благо каждого народа, государства и
общества, достигаемого, не вопреки, а во благо всего мирового сообщества»25.
Анализ процессов, характеризующих общественное сознание современного российского общества, показывает его противоречивость. Исследование, проведенное ВЦИОМ в 2011 году, показало, что нынешние представления населения о патриотизме отличаются от тех, которые были в советское время и в начале перестройки. Так, патриотами своей страны назвали себя 41%, при этом вариант ответа «скорее да» выбрали 39%. Как наиболее значимые составляющие патриотизма россияне назвали «уважение традиций» (48%) и «укрепление семьи» (46%). Наиболее малозначимой и имеющей тенденцию к уменьшению составляющей патриотизма была названа «работа с полной отдачей» (26%)26. Результаты исследований говорят о том, что не всегда в сознании россиян патриотизм связывается с практической деятельностью и нередко носит эмоционально-умозрительный характер.
На наш взгляд, патриотизм, который на протяжении всей истории России в условиях разобщенности и идеологического кризиса выступал мобилизующей силой в консолидации страны, народа, общества должен стать одним из основополагающих компонентов духовного фундамента новой идеологии. Для решения этой задачи необходимо воспитание и формирование патриотического мышления как пробуждения национально-патриотического самосознания российского народа и оздоровления современной духовной и идеологической ситуации.
Третий параграф второй главы «Православие как приоритетный компонент национальной идеологии современного общества» посвящен анализу проблем построения консервативной системы духовно-нравственных ценностей, которая не представляется возможной без опоры на религию.
Русское православие на протяжении всей истории России оказывало огромное влияние на все стороны жизни русского народа, наполняло ее
25Андреев Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества. М., 2004. С. 20.
26 Пресс-выпуск ВЦИОМ «Сколько в России патриотов?». [Электронный ресурс]. ЬПр:/Лусют.ги/т(1ех.р11р?1(1=459&шс1=113466. ( Дата обращения: 12. 12. 2012.
смыслом, определяло нравственность, уровень духовности, а также повседневный образ жизни, быт и нравы, выражающиеся в семейном и домашнем укладе. Многие особенности характера русского человека были определены традициями восходящими к православной вере, существенное и устойчивое воздействие православных традиций на русскую культуру отмечали многие русские писатели, например, Л.Н. Толстой утверждал, что православные ценности были настоящим воспитателем простого русского народа.
При построении духовно-нравственной системы ценностей новой идеологии современного российского общества главным следует признать системообразующий принцип, лежащий в основе отечественной культуры, национальной ментальное™ русского народа и русского Православия, а именно принцип приоритета духовно-нравственных ценностей. Исторически именно этот принцип был реализован в духовном идеале Святой Руси. Святая Русь - это прежде всего духовно-нравственный идеал Православия. Наши предки воспринимали материальные условия жизни как необходимые, но нужные именно для того, чтобы поддержать духовную доминанту жизни27. Духовный идеал в иерархии ценностей Православия располагался несравнимо выше политических целей. Известная доктрина «Москва -Третий Рим» не была внешнеполитической программой, она была своего рода образом нравственных и духовных устремлений народа. Москва желала стать не политической, а духовной столицей христианского мира.
Выражая позицию Русской Православной церкви по поводу создания новой идеологии и ее духовно-нравственной основы, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что она должна быть органична для нашего национального самосознания, формироваться на основе базовых национальных нравственных ценностей и быть понятной всему народу. К базовым ценностям Патриарх Кирилл отнес веру, семью, нравственность личную и
27 Быть Верным Богу. Книга бесед со Святейшим Патриархом Кириллом. Минск, 2009. С. 63.
общественную, справедливость, мир, свободу, честность, патриотизм и
28
солидарность .
Только на основе этих ценностей возможен диалог всех людей независимо от их вероисповедания (и не только верующих), что поможет добиться гражданского, межнационального, межрелигиозного единства. Эта позиция особенно четко прослеживается в таких ценностях, как мир, единство, солидарность. Это расширяет социальную базу тех, кто заинтересован в консолидации общества. Этой позиции придерживаются как представители светской власти, так и Русской Православной церкви. Заключение
В Заключении работы подводятся итоги исследования, резюмируется результат работы, формулируются ее основные выводы, намечаются перспективные направления дальнейших исследований обозначенного направления.
Основные положения диссертации изложены в 5 научных публикациях автора :
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Вареник М.С. Свобода СМИ в контексте духовно-нравственной и идеологической консолидации российского общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010. - № 2. - С. 147-153.-0, 7 п.л.
2. Вареник М.С. Россия в условиях глобализации: поиски ценностного самоопределения // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012. -№ 1. - С. 84-98. - 0, 9 п.л.
3. Вареник М.С. Современное российское общество в условиях кризиса // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013. - № 7. - С. 87-90. - 0,3 п.л.
28 Итоговый документ XV Всемирного Русского Народного Собора. [Электронный ресурс]. http://www.ovco.org/2011/05/3 ШЙор. (Дата обращения: 26. 05. 11).
Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации
4. Вареник М.С. Духовно-нравственные и идеологические предпосылки консолидации российского общества // Экономика социология и право. -2010,-№2.-С. 37-39.-0,1 п.л.
5. Вареник М.С. Необходимость формирования идеологии в современном российском обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 3. - С. 297 - 300. - 0,1 п.л.
Подписано в печать. 11.11.2013 г Формат А5 Бумага офсетная. Печать цифровая. Тираж 100 экз. Заказ № 1632 Типография ООО "Ай-клуб" (Печатный салон МДМ) 119146, г. Москва, Комсомольский пр-т, д.28 Тел. 8(495)782-88-39
Текст диссертации на тему "Духовно-нравственные основы национальной идеологии современного российского общества"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
ВАРЕНИК Мария Сергеевна
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 22.00.04. - Социальная структура, социальные институты и процессы
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Научный руководитель: Добреньков В.И.
доктор философских наук, профессор
Москва - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................3
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР ОБЪЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
1.1 Российское общество в условиях кризиса........................14
1.2 Необходимость национальной идеологии в современном российском обществе..........................................................32
1.3 Препятствия и трудности при утверждении идеологии в современном российском обществ................................56
ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
2.1 Традиционные ценности новой идеологии российского общества.................................................................75
2.2 Патриотическая ценность как необходимое условие возрождения России..................................................88
2.3 Православие как приоритетный компонент национальной идеологии современного общества.............................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................137
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТО ЧНИКОВ
143
ВВЕДЕНИЕ
В современном российском обществе превышены предельные кризисные показатели уровня бедности, бродяжничества, проституции, наркомании, наблюдается большое количество суицидов, что позволяет сделать вывод о кризисной ситуации в стране. Возникает вопрос о том, как России решить эти социальные проблемы, встать на путь динамичного развития экономической, политической и духовной сфер жизни общества, в направлении процветания и могущества. Для этого необходимо четко сформулировать концептуальную позицию: общество не может существовать и успешно развиваться, если не выработаны смыслы, цели и перспективы развития страны. Известно, что именно смыслы и цели мобилизуют экономический, духовный и человеческий потенциал. «Если общество теряет свой смысл, оно фактически перестает быть обществом, оно утрачивает управляемость и может распасться»1.
История духовной жизни человечества свидетельствует, что желание людей иметь идеалы и стремиться к их достижению - неистребимое свойство человека как разумного существа. Идеология является одной из тех форм общественного сознания, в рамках которых вырабатывается и артикулируется совокупность смыслов, целей и ценностей, к которым могут апеллировать индивиды, поэтому вопрос о содержании и направленности такой идеологии в современном российском обществе весьма актуален и требует специального осмысления.
В последнее время российское общество все очевиднее испытывает потребность в осмыслении стратегии, ценностей, ценностной основы развития нашей страны, в формировании национальной идеи, такой идеологии, которая бы определила цель и вектор исторического развития России.
По нашему мнению, национальная идеология современной России может быть сформирована на основе идей и ценностей консерватизма.
'См.: Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011. С. 503.
Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении перед участниками клуба «Валдай» подчеркивает необходимость «единства народа и сохранения национальной идентичности» , для того чтобы достойно ответить на вызов времени, а это возможно, по мнению главы российского государства, только при формировании общих целей, смыслов и ценностей народа. В своем послании к Федеральному собранию РФ в 2012 году В.В. Путин заявил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп. Дефицит того, что всегда во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей. Закон может защищать нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» .
Интерес главы государства к теме формирования национальных духовно-нравственных основ стратегии развития страны говорит об актуальности данного исследования.
Национальная консервативная идеология в современном российском обществе - это идейно-политическая и нравственно-религиозная система, опирающаяся на традиции и ценностную преемственность во всех сферах общественной жизни. Обращение к ценностям консерватизма отнюдь не предполагает призыва к реставрации дореволюционной России или СССР 1930 - 1950-х годов. Консерватизм не противоречит идее развития, лишь ограничивается необходимыми рамками и задачами сохранения цивилизационной идентичности страны.
Необходимо не заново создавать, а всего лишь возродить традиционную для России систему ценностей, которая могла бы стать фундаментом отечественной идеологии. Ядром национальной консервативной идеологии в
2 Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html. (Дата обращения: 19. 09. 2013).
3 Стенограмма послания Владимира Путина Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html. (Дата обращения: 12. 12. 2012).
XXI веке должны стать такие ценности как семья, патриотизм, религиозная вера, сильное государство, безопасность и социальный порядок, взаимная ответственность власти и гражданского общества, эффективная рыночная экономика. Система духовно-нравственных ценностей должна стать приоритетным компонентом будущей идеологии.
Социальная и научная актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью:
- раскрытия причин кризисного состояния российского общества и осуществления поиска путей выхода из него;
- создания новой идеологии развития российского общества и преодоления трудностей на пути ее утверждения в России;
- определения такой системы духовно-нравственных ценностей, которая составила бы основу новой идеологии российского общества.
Степень научной разработанности темы исследования. Идеология как социальный феномен является традиционным предметом исследований западных ученых. В зарубежной социологической литературе можно выделить базовые темы, которым посвящены многочисленные научные публикации. В их числе:
- природа и роль идеологии как социального феномена4;
- теоретическое ядро основных идеологий современности и базовые установки в рамках отдельных идеологических доктрин5;
- роль и функции идеологии в современном обществе6.
4 Cm.: Althusser L. L'ideologie et appareil idéologiques d'Etat. //La Pensee. 1970. N. 151; Aron R. Opium des intellectuels. P, 1968; Boudon R. L'ideologie, ou l'origine des idees reçues. P, 1986; Freeden M. Ideologies and political theory: a conceptual approach. Oxford, NY, 1996; Heywood A. Political ideologies. An introduction. L, 1998; Seliger M. Politics and ideology. L, 1976; Vincent A. Modern political ideologies. Oxford, 1995.
5 Cm.: Alter P. Nationalism. L, 1989; Bellamy R. Liberalism and modern society: an historical argument. Cambridge, 1992; Biyson V. Feminist political theory: an introduction. Basinstoke, 1992; Carter A. The political theory of anarchism. L, 1971; Huntington S. Conservatism as an ideology // The American Political Science Review. 1957. N 51; Rossiter C. Conservatism in America. NY, 1968; Willets D. Modern conservatism. Harmondsworth, 1992.
6 Cm.: Bell D. Modernism and capitalism // Partisan Review. 1978. N. 2; Gamble A. The free economy and the strong state. L, 1988; Loney M. The Politics of greed: a new right and the welfare state. L, 1986.
В дореволюционной России известные мыслители-обществоведы обосновывали свои взгляды на место человека в обществе, функции государства, механизм власти, границы индивидуальной свободы и ответственности в рамках либеральной7 или консервативной идеологии8. Творческой разработкой и пропагандой социалистической идеологической доктрины занимались исследователи марксистской ориентации9.
В СССР развитие социально-политической мысли осуществлялось исключительно в рамках марксистско-ленинской идеологии. Соблюдение ее канонов требовалось для всех без исключения работ, посвященных общественным проблемам. Труды отечественных ученых, в которых проводился анализ различных идеологических систем, распространенных в мировой практике, носили ярко выраженный критический характер10.
Современные отечественные ученые провели исследования, посвященные анализу состояния идеологической сферы современного российского общества, сущности и специфическим особенностям идеологического кризиса в нем. В их числе: О.С. Анисимов, К.С. Гаджиев, Б.Г. Капустин, С.Г. Кара-Мурза, А.П. Кочетков, В.М. Межуев, А.Е. Молотков, В.Б. Пастухов, C.B. Патрушев, Ж.Т. Тощенко п.
7 См.: Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901; Гессен С.И. Свобода и дисциплина. Пг., 1917; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1917.
8 См.: Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991; Катков М.Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» (1863 - 1887). М., 1897- 1898; Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Тихомиров JI.A. Личность, общество, церковь. М., 1904; Он же. Монархическая государственность. СПб., 1992.
9 См.: Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. Наши разногласия // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5-ти т. М., 1956 - 1958. Т. 1; Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894; Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. М., 1918.
10 См.: Мельвиль А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М., 1980; Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. М., 1987; Трофименко Г.А. США: политика, война, идеология. М., 1976.
пСм.: Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии. 1998. № 12; Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000; Капусин Б.Г. Заметки общественной морали // Вопросы философии. 2006. № 12; Кочетков А.П., Кочетков A.A. Нужна ли России идеология в XXI веке? М., 2004; Межуев В.М. Является ли Россия цивилизацией? Гуманитарный ежегодник-1. Ростов, 2002; Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб., 2008; Пастухов В.Б. Конец русской идеологии. М., 2001. № 1; Патрушев C.B. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М., 2007; Тощенко Ж.Т. Парадоксы религиозного сознания
В российской научной литературе представлены работы, анализирующие духовно-нравственную основу, которая могла бы составить содержание новой идеологии российского общества Э.М. Андреев, В.И. Добреньков, A.B. Карташев, В.М. Межуев, А.Е. Молотков, В.Ш. Нахушев, A.C. Нотин, A.C. Панарин, A.C. Ципко, Р.Г. Яновский12.
Следует отметить, что наметились существенные сдвиги в области научной разработки феномена идеологии. Появился ряд интересных
1 Ч
публикаций , наиболее значимые из которых посвящены актуальной проблеме становления российской идеологии14.
Тем не менее, все еще очень мало научных работ, раскрывающих природу и сущность феномена идеологии, особенности ее структурных составляющих, а также трудов, посвященных анализу духовно-нравственных основ при формировании новой идеологии в современной России.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе социологического анализа раскрыть духовно-нравственные основы развития современного российского общества.
Достижение данной цели предусматривало решение следующих задач: - проанализировать сущность и причины кризисных явлений современного российского общества;
// Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003. С. 303; Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2007.
12 См.: Андреев Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества. М., 2004; Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М., 2011; Карташев A.B. Православие и Россия. Клин, 2002; Межуев В.М. Является ли Россия цивилизацией? Гуманитарный ежегодник-1. Ростов, 2002; Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. СПб., 2008; Нахушев В.Ш. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа. Ставрополь, 2001; Нотин A.C. Путешествие в осознанность. Опыт Православного самопознания. Н.Новгород, 2009; Ципко A.C. Ценности и борьба сознательного патриотизма. М., 2009; Яновский Р.Г. Патриотизм: о смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004.
13 Российские консерваторы. М., 1997; Либерализм в России. М., 1996; Романович H.A. Демократические ценности и свобода по-русски // Социологические исследования. 2002. № 8; Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов, 2000; Попова И.М. Повседневные идеологии // Политические исследования. 2002. № 5; Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Политические исследования. 2001. № 2.
14 Гончаров П.К. Национальная доктрина возрождения // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2000. № 3; Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011; Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.
- раскрыть культурно-исторический генезис феномена идеологии и обосновать ее необходимость для дальнейшего развития российского общества;
- определить роль традиционных духовно-нравственных ценностей в формировании национальной идеологии современной России;
- осуществить анализ трудностей и препятствий, возникающих при утверждении новой идеологии российского общества;
- рассмотреть приоритетные компоненты системы духовно-нравственных ценностей новой идеологии.
Объектом исследования выступают социальные процессы современного российского общества.
Предметом исследования является формирование духовно-нравственных основ новой идеологии современного российского общества.
Гипотеза исследования. Становление новой идеологии, построенной на традиционных духовно-нравственных ценностях, позволит преодолеть кризисное состояние общества и будет той силой, которая поможет духовно возродить Россию.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой диссертации послужили труды классиков философской и социологической науки, анализировавших природу идеологии15, а также западных и российских обществоведов, выражавших консервативные идеи16.
15 См.: Траси А. де. Элементы идеологии. М.,1801; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Он же. Идеология и утопия. М., 1994; Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. М., 1955; Маркс К., Энгельс Ф. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. М., 1957; Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. М., 1998. № 29; Althusser L. Ideologie et appareil idéologiques d'état // La Pensee. 1970. N. 151; Aron R. Opium des intellectuels. P. 1968; Marcuse H. One dimensional man: studies in the ideology of advanced industrial society. Boston, 1964.
16 См.: Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1992; Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997; Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Тихомиров Л.А.
Важную роль в осмыслении рассматриваемых в диссертации проблем сыграло изучение работ отечественных исследователей, в которых анализируются вопросы необходимости разработки идеологии в современном российском обществе, ее содержания и направленности. В этой связи были использованы работы В.Э. Бойкова, К.С. Гаджиева, В.И. Добренькова, Т.И. Заславской, Б.Г. Капустина, С.Г. Кара-Мурзы, П.М. Козырева, А.П. Кочеткова, В.М. Межуева, Б.С. Миронова, А.Е. Молоткова, A.C. Панарина, В.И. Пантина, В.Б. Пастухова, C.B. Патрушева, Ж.Т. Тощенко, И.Р. Шафаревича п.
Методологическую основу диссертационной работы составили общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического. В диссертации были использованы общие методы историко-социологического исследования, включающие комплексность подхода к изучаемому явлению, принципы историзма и социального детерминизма, генетический и
Монархическая государственность. СПб., 1992; Шатобриан Ф.Р. Гений христианства // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982; Бердяев H.A. Царство духа и царство Кесаря. М., 1995; Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1; Он же. Русская идея. М., 1946; Данилевский H .Я. Историко-литературный архив. Россия и Европа. М., 1869; Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991.
17 См.: Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян/ В.Э. Бойков// Социологические исследования. 2004. № 7; Добреньков В.И. Ценностно-ориентированная социология. М., 2011; Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы/ В.И. Добреньков// Социология. 2004, № 1; Добреньков В.И. России необходима национальная идеология. Социология. № 3/4, 2006; Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект/ К.С. Гаджиев // Вопросы философии.1998. № 12; Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальный механизм трансформации. М., 2004; Капустин Б.Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000; Капусин Б.Г. Заметки общественной морали//Вопросы философии. 2006. № 12; Козырева П.М. Российское общество: тенденции историческ�