автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Духовное возрождение личности как проблема философской антропологии

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шелепова, Надежда Ильинична
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Духовное возрождение личности как проблема философской антропологии'

Текст диссертации на тему "Духовное возрождение личности как проблема философской антропологии"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

Шелепова Надежда Ильинична

Духовное возрождение личности как проблема философской антропологии

(на материале философско - религиозного направления)

Специальность 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор П.С. Гуревич

Москва 2002

Введение

План

Гл. I Теоретико-методологические аспекты исследования духовной сферы личности

§1 Главные теоретико-методологические подходы в философской антропологии

1.1. Философская антропология: традиция и современность...

1.2. Типы антропологических учений................................

§2 Основные характеристики духовной сферы человека

2.1. Онтология духовной реальности человека....................

2.2. Состояния и уровни бытия человека...........................

Гл. II Возрождение духовного бытия личности

§ 1 Характеристика пути духовного развития личности

1.1. Онтологическая природа личности............................

1.2. Духовное возрождение: перекличка веков...................

§2 Возрождение личности как единство

индивидуально- и социально-духовного бытия.............

2.1. Диалектика индивидуально-духовного бытия..............

2.2. Социально- духовное возрождение личности.............

Заключение....................................................................

Библиография................................................................

Введение

Актуальность исследования Предложенная тема диссертации относится к сфере философской антропологии. Многие мыслители минувшего века (М. Шелер, Э. Кассирер, М Бубер, Н. Бердяев, И. Ильин) подчеркивали особую значимость этой проблематики.1 М. Шелер, в частности, писал: «Если в наш век существует философская задача, решение которой требует уникальной спешности, то это философская антропология. ...Никогда в истории человек не становился столь проблематичным, как в наши

л

дни. ...Он уже не ведает, кто он, но вместе с тем знает то, что он этого не знает» . Современная историческая ситуация обострила внутренние противоречия двойственной человеческой природы, обнаружилась зыбкость ее основания. Стало явным неумение овладеть тайной гармонического существования и развития. Двадцатый век связан с колоссальными изменениями личностного бытия. Г.Марсель заметил, что люди не обращались бы беспрестанно к идее «личности», если бы личность не находилась на пути к исчезновению.

Интерес к антропологической и духовной проблематике, проявившийся в отечественной философской литературе в последнее десятилетие, обусловлен теоретическими и социальными факторами. В России проблемы личностного бытия приобрели особую остроту в связи с тем, что социальные преобразования осуществляются вне учета онтологических и духовных закономерностей существования и развития человека. За последнее десятилетие стремительно возникла

1 Кассирер. Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998, Шелер. М. Избранное. М., 1994, Бубер. М. Два образа веры. М., 1995, Бубер. М. Проблема человека. М., 1992, Бердяев. Н. А. Философия свободного духа. М., 1994, Ильин. И. Путь к очевидности. М., 1998, Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993.

2 Цит. по: Бубер М. Два образа веры. С.288.

ситуация с опасными социальными перспективами. Разрушение социализма привело к ценностной переориентации. Традиционные нравственные представления о добре и зле, справедливости, свободе обрели новые, чаще всего сомнительные толкования. Утрата привычных жизненных ориентиров порождает ощущение «духовного вакуума». Глобальные социальные изменения затронули личностные глубины: «у обустроенного и беспроблемного человека едва ли проснется когда-нибудь желание очной ставки с самим собой».3 Прав М.Бубер, считающий, что интерес к человеку всегда связан с исторической ситуацией. В благополучные «обустроенные» эпохи антропологическая проблематика стихает, теряет остроту -«нет убийственного в своей серьезности вопроса о человеке».4 А эпохи «бездомности», разобщенности, социальных потрясений сопровождаются попытками решения проблем человека. В бедах мы вспоминаем о наших истоках, думаем о том, что делает нас стойкими. Обращение к истокам - это возвращение к традиционным идеям, к вечным смыслам. Философия способна противостоять разрушительным тенденциям, накопившимся в современном обществе. Сейчас возникла целая система стимуляции, культивирования низменных проявлений человеческой природы и разложения жизни и духовности. Деформация шкалы ценностей, сдвиг приоритетов в сторону техницизма, коммерциализации, распространение отупляющей «масскультуры», способной породить патопсихологизацию народа, все эти процессы должны вызвать протест здоровых сил общества.

Невозможно понять глубинные причины нынешнего социального кризиса, пока не посмотрим на него под философско-антропологическим углом зрения. Этот кризис вызван не просто экономическими и финансовыми трудностями, он коренится в духовно-социальных ориентациях, в системе ценностей, принимаемой обществом. Социальные преобразования на ложных основаниях не только не выводят из кризиса, а наоборот, усугубляют положение. Философия способна влиять

3 Бубер М. Два образа веры. С. 214.

4 Там же. С.215.

на общественное сознание, активизировать его защитные функции. Деидеологиза-ция российского общества не означает нравственного хаоса, утраты критериев оценки. Социальные преобразования должны осуществляться по меркам личности и поэтому основываться не только на экономических и социологических закономерностях, но и на философском осмыслении человека.

В теоретическом плане перед современной антропологией стоит задача выработки философского понимания человека, преодоления его поверхностного, одностороннего, рационалистического истолкования. Человек соединяет в себе две реальности: духовную и материальную. Однако в отечественной антропологии в тени остается духовная составляющая, требующая специфического освещения и особой методологии. Философское познание человека предполагает целостное, сущностное и метафизическое его объяснение. Надо понять его во всей сложности и перспективе. Восходящая тенденция развития личности - возрождение - одна из возможностей человекобытия.

Чтобы выполнить свои теоретические и социальные функции, современная философия должна расширить свой объяснительный потенциал, обогатить себя новыми идеями, углубить антропологические и аксиологические аспекты исследований. Для философской антропологии сейчас важен корректный историко-философский экскурс, понимание базовых традиций и парадигм. Поэтому актуальными являются историко-антропологические исследования. Причем они не должны носить просто ознакомительный, исторический характер. Философия должна уметь устанавливать диалог с предшествующими теориями, поскольку каждая из них содержит в себе абсолютный момент истины. Их необходимо выявлять, они составляют богатство и наследство философии на каждом этапе постижения мира. Задача философии - ввести свое наследство «в оборот», в контекст современной проблематики. Автор диссертации признает истинность слов

М.Хайдеггера: «Правильно понятая традиция несет нам настоящее»5. Вечное должно быть поставлено на службу времени.

Диссертация базируется на философской антропологии, выделяя в ней два больших периода: «древняя традиция» - объединенное обозначение античной и средневековой антропологии и «новая традиция» - религиозно- философская антропология 20 века.

Итак, антропологическая проблематика актуальна и развивается в ответ на теоретико-философские потребности и практические нужды социального бытия.

Степень разработанности проблемы диссертации

По степени разработанности философско-антропологическая тематика достигла своей зрелости, стала предметом обсуждения как самостоятельная проблема. Своеобразие современной философской ситуации заключается в том, что основные подходы к рассмотрению человека прошли стадию конкретизации. Ошибочность в теории особенно ярко выявляется по мере ее разработанности. Ложная мысль заходит в тупик, обнаруживая тем самым исходное заблуждение. Кроме того, для нынешней теоретической ситуации характерно то, что идеи развернули себя до практического воплощения. Основные антропологические концепции прошли свою апробацию, принесли вполне реальные плоды. Теория дополнилась социальным опытом, который практически показал, где истина, а где ложь. Все это создает благоприятные возможности для углубленного изучения антропологических проблем.

Духовные проблемы личности традиционно рассматриваются в рамках этики, философской антропологии, аксиологии, психологии и др. гуманитарных дисциплин. Лишь в двадцатом веке встала задача преодоления фрагментарности антропологического знания и создания единой науки о человеке в целом. Начало

5 Хайдеггер М. Время и бытие. М., с.381.

исследований в этом направлении положили работы М. Шелера, М. Бубера, Э. Кассирера, Н. Бердяева. Они обозначили основные цели и направления научного поиска. Задача была поставлена, но осталась заданием на будущее. Важная роль в разработке современной антропологии принадлежит М.Буберу. Им был дан обзор антропологических теорий, начиная с античности, и анализ современных подходов. Бубер особо выделял вопрос о сущности человека как отправной пункт в решении проблем человекобытия.

Поскольку диссертация базируется, в частности, на древней традиции, возникает проблема методологии ее изучения. Шелер рассматривал традицию как историческое введение к философии. Второй подход - более уважительный к традиции: история философии и есть собственно философия. Эту позицию отстаивал М.Мамардашвили. Он исходил из идеи Гете: «Истина давно найдена, коснись этой древней правды». М.Мамардашвили утверждал, что никакой истории философии нет, а есть вечно живое бытие идей - древняя правда, к которой необходимо приобщиться. Задача состоит в умении извлекать объективно-мыслимое, непреходящее содержание.

Для новой антропологической традиции характерно пренебрежительное отношение к восточноевропейским средневековым теориям. М.Бубер и М.Шелер в своих исторических обзорах лишь упоминают их. Хотя многие положения новой антропологической традиции близки к древней традиции, а иногда прямо совпадают. Изучению средневековой философии посвящен ряд работ современных отечественных и западных исследователей (А.Я.Гуревич, С.С.Аверинцев, Г.Г.Майоров, В.В.Соколов, П.П.Гайденко, Ж. Маритен, Э. Жильсон), но в основном они рассматривают западноевропейскую традицию. Восточное наследие остается мало изученным, редко цитируются глубокие мыслители - Григорий Нисский, Григорий Палама, Макарий Великий, Исаак Сирин, Максим Исповедник и др. Исключением являются работы Ю.А. Чуковенкова и В.В.Бычкова, в которых анализируется восточноевропейская философия. Ценные исследования принадле-

жат А.Я Гуревичу, лучшему современному медиевисту. Он показал специфику средневековой культуры и философии - её «далёкость» и «близость», обосновал необходимость обращения к наследию этого периода, его актуальность для современности. Особо следует отметить труды С.С. Хоружего по изучению восточноевропейского духовного опыта. Однако средневековая антропология не явилась еще предметом целостного и углубленного философского анализа. Мало монографий, посвященных этому периоду развития антропологической мысли. Автор диссертации опиралась в основном на тексты первоисточников мыслителей восточноевропейской традиции.

В перестроечные годы отечественная философия в поисках источников своего вдохновения обращается к русской философии 19 - 20 вв. А через освоение национального духовного богатства мысль проникает в глубь веков, к истокам, которые всегда питали русское любомудрие - к античной и восточно-европейской философии. И русская, и средневековая философия приближает к нам духовную проблематику.

Антропологическая и духовная проблематика поднимает методологические вопросы, поскольку человек и изучение его духовной сферы требуют специфической методологии. Наиболее полно эта тематика раскрыта в работах глубочайших гносеологов средневековья Исаака Сирина и Макария Великого, где она получила название методологии «духовного ведения». После эпохи Возрождения эта методология была предана забвению, началась эпоха торжества рационализма. В современной антропологии отмечается важность выработки новой методологии для постижения антропологических проблем, осознается необходимость выхода за пределы философии, основанной на «чистом разуме». Еще В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт обосновывали разделение наук о природе и наук о духе, в первую очередь, по методу. Вопросы методологии духовного постижения поставлены в работах К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.Маритена, М. Бубера, И. Ильи-

на, Н. Бердяева.6 В этих работах проводится мысль о необходимости возвращения философии к своим исходным метафизическим, духовным объектам, и в соответствии с этим, философская методология должна претерпеть определенные коррективы.

Проблема духовного возрождения личности — это современная формулировка вечной философской проблемы духовного совершенствования человека. Необходимость духовного совершенствования признавалась почти всеми философами древности, начиная с Пифагора. Античной антропологии принадлежит идея различения подлинного и искаженного человеческого бытия. В антропологии средних веков существует различие первозданной и падшей природы человека. В последующей философии, начиная с эпохи Возрождения, эти идеи подлинности и искажения человеческой природы были либо забыты, либо приобрели более «легкие» формы. Проблема совершенствования личности тоже померкла, ибо она предполагает выделение этих уровней человекобытия. Средневековая антропология оставила наиболее развитое и обширное учение о совершенствовании личности. Базовыми, с точки зрения нашей темы, являются идеи о противоречивости и целостности человеческой природы, о различении состояний и уровней бытия человека, положения о потенциальности, интенциальности и коммуникативности личностного бытия.

Проблема духовного возрождения личности разносторонне рассматривается в зарубежной философии XX в, прежде всего, в западных учениях: философской антропологии, персонализме, экзистенциализме (Э.Мунье, К.Ясперс, М.Шелер, М.Бубер, Р.Гвардини). В этих теориях дан анализ понятия личности, ее положения в современном мире, намечены пути обновления личностного бытия.

6 Ясперс. К. Смысл и назначение истории. М., 1994, Витгенштейн. Л. Философские работы. М, 1994., Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, Ильин. И. Путь к очевидности. М., 1998, Марсель. Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

Подробно рассмотрена взаимосвязь личности и социума. Проблема метафизического бытия человека глубоко анализировалась в трудах К.Ясперса, М.Хайдеггера, М.Шелера. В работах И.С.Вдовиной, Б.Т. Григорьяна, П.С. Гуре-вича, Г.М. Тавризян, К.Ашина, Ю.А.Кимелева и др. исследователей освещены различные аспекты западной антропологической мысли.

Особую значимость в разработке данной проблематики представляют труды русских философов (славянофилы, В.Соловьев, С.Франк, Б.Вышеславцев, Н. Бердяев). В русской философии XIX и XX вв. рассматривались многие аспекты проблемы личности и ее развития. Анализу метафизических проблем человекобы-тия посвящена работа В. Несмелова «Наука о человеке». Вопросы социально-духовного возрождения личности наиболее полно раскрыты в работах И. Ильина. Возрождение личности - вечная проблема индивидуально-духовной жизни. И в то же время это проблема социального бытия, поскольку личность находится под влиянием социальных факторов в силу открытости ее природы. В связи с этим усиливается необходимость создания благоприятных социальных условий для развития личности. Благоприятная социальная среда является ключевым моментом, имеющим далеко идущие последствия, ибо «где личный дух пренебрежен и уничтожен... общественность будет больной и творчески бессильной» . Поэтому важным является «увязка» индивидуально - и социально - духовного развития. Русская философия 19- 20 вв. дает такое объединенное рассмотрение и предлагает пути социально - духовного возрождения, которые оказываются актуальными для современной России.

Имманентной идеей древней и новой антропологии является признание коммуникативной природы личности. Диалогические отношения рассматривались как системообразующие целостного существования человека в трудах

7 Ильин И. Для русских. С.243.

С.Кьеркегора, М.Бубера, М.Хайдеггера, М.Бахтина и др. В антропологии новой традиции отмечалось изменение коммуникативной системы личности, состоящее в свертывании «вертик�