автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Движение за создание единого арабского государства в Машрике 1745-1920 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Движение за создание единого арабского государства в Машрике 1745-1920 гг."
)
российская АКАДЕМИЯ наук институт юст0к03вденил
На правах рукописи
АЛЬ-ГАЗУ АЖ
ДВИЖЕНИЕ ЗА СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА 3 ШИРИНЕ 1745-1920 гг.
Специальность 07.СО.03 - Всеобщая история (новое г;
ноье"шее время)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1992
Рэй'ота выполнена з Отделе арабских стран Института востодове,пения РАН,
Научный руководитель: дохюр исторических, наук НАШКН В.В,
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
ЛАЗАРЕВ 1л. С.
кандидат исторических наук СТЕПАНОВА Н.В. '
Ведущая организация: ИСАА при МГУ .им. М.В.Ломоносова.
Зажита диссертации состоится в . -часов на заседании Специализированного совета
Д.003.01.02 по историчесхим наукам при Институте востоковедения РАН (Москва, ул. Рождественка, 12).
С диссертацией ыозшо ознакомиться в 'библиотеке ИВ РАН. Автореферат разослан " У " 1992 г.
Учены" секретарь Специализированного Совета ^ 4
'доктор исгоричасяЕХ наук -^Ц^^ЕЙРАНЯН Б.Г. ^
Институт востсковецениЙ РАН, 1992 г.
- I -
шм^ышшшмлшш
С тех пор, как
арабский аир (за исключением Марокко, Сомали и Дяибути) оказался под властью Осыанско? империи в ХУ1 веке, европейские посягательства на берега арабского иагриба и аазрика имели место практически непрерывке. Побудительные мотивы агрессии были разнообразными и многочисленными: что и стремление поставить под свое контроль торговые, морские и сухопутные пути меледг Европой, с олной стороны, и Индией и Дальним Востоком -с другой, з попытке установить монополии на ыеядународнуго торговлю, и желание ослабить Османскую империю, раскинувшуюся на очень большой территории и качавшую представлять собой постоянную угрозу для европейских государств, вообще, и для морских держав, в особенности. Религиозные (Т-актога также сыграли свою роль и этих во!?ках, которые были так или иначе продолжение« крестовых походов, со время которых религия использовалась не более чем как средство для достижения поставленных игле?-. Этими экономическими, политическими и "религиозными" мотивами руководствовались ■европейские державы в своих отношениях с османским государством и при разработке своих экспансионистских проектов в арабском мире.
Начиная с ХУЛ века Османская империя стала обнаруживать признаки слабости. Она потерпела ряд последовательных поражений в Европе, и её европейские владения начали постепенно сокращаться. Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда Европу захлестнули две великие революции: Французская революция и промышленная революция. Баланс сил радикально изменился.
Наполеоновские воЯна г Европе пробудили наиконализк звоопзГ-с-них народов к прлаели их 5 движение, распространив лозунги ^ранпузеяо'* ревслзогии: ''свобода. равенстве, братство".
За этид) последовала великая с точки зрения резуль-
татов промыиленнйя революция, соярсвогааглаяся поязлек;:ем новых политически:: режаыоз, псставйВЕкх свое? глаано» ездач-з'" уг.-реп-ление сзоеР молодо"' прсаишшкностл сосредсгз^ поиска кцгочни-коч сырья и рлисоз сбыта готовой пролухсии. ¿:с«ду зткли реки-:1аь'и воз"гт;:::ла острая конкуренция, лостчлиал своего апогея ао второй полосике XIX - начале XX вв.
В то сремя когда европейские государства «-анооИлпсь гее боло? ыогушеотвенацмк и стремились к установлению ссозгс господства з Азии и А?ряке, Османская Шлперья слабела V! распадалась. Франпузскел экспэдадя г Ервпзт под аомоиюеакяак Шлоле-ока /Г<"Э8-1801 гг./ прозвучала набатик;/. колоколе:;, зозвестаь-шем о начале новой европейской экспансии протез арабских владений Высоко? Поргн и с подготовке т.; зетуплзнкэ езропе^айих держав в эпоху острого оксно.ч:-л:есхо1'о, политического и яуль'сурко-го сопзрккчгс-х'Са ьа сбл-здак'/.е этки «азагям регионов
Есл/. исслгдозаилг нроблыда дебелого едйнстъа з ?Л разл«--.-кьтх ьцпзхг&зс мэто .тгдкг?пкть обильны-; уатерчаг:у« дело обстоят иьг.~&, ксгпл. ре% захедм об отловен«» к и*.я/ >; < дерсчо, Кссао-грй я<» г.йгор^п1'«, зерэрабстг-ч :.:•■' лзторс:.-ьистов-е^ и&ссг£>?еп*/.» еиу прпалось етз.тлту'лсл со л пр"бло:,:о~. скада1! с что вопрос о* ирг-дедл«
?, :л:сл;'_.;о''::: период ;.-з столл перог. й■/.: ■■...;,-)-г-.астс.л.ьчс сег. ыля> и четло, т-:та'>; о:>: ", г. < о "-'.-о л:--
что общая политика, проводившаяся этшн державами в отношении арабских стран и арабских политических двиясеня5*, на практике строилась в основном на принпипах противодействия арабскому единству, хотя на словах они поддерживали его, добиваясь своих сиюминутных телей.
Поэтому мы попытались прояснить ланныг' вопрос, остановившись на политических устремлениях соответствуетпих держаз, направленных на противодействие арабскому единству, и на методах и средствах, к которым они прибегали в этом противодействии. В работе упоминаются арабские политические движения и общественные слои, сотрудничавшие с державами, разъясняется характер отношений мевду ними. Рассматриваются также арабские юнионистские движения и силы, их контакты с европейскига державами и методы политической и военной деятельности, осуществлявшейся ими для достижения своих целей. Так, при помоек научных исследований и монографий, а также переведенного арабского и английского архива, автор сумел составить настоящую скромную работу -первую из работ по данной теме, затрагивающую столь крупную историческую эпоху.
явилось освещение корней арабского юнионизма и" идейные течения, имеющие к нему отношение, а также политические движения, призывающие к арабскому единству, исходя из разнообразных идеологических, культурных, национальных и религиозных установок. В работе рассмотрены также проблемы формирования сирийского и египетского местного" национализма на идейном и политическом поприщах /если их можно отделять друг от друга/. Наряду с этим автор счел необходимая обратиться к ваххабитскому движению /1745 г./, движению Али-бека Великого
/1768 г./, движению kyxai-меда Али и его сына Ибрахима /18321842 гг./ и вплоть по движения Хусейна höh Али к его сыновей /1916-1920 гг./, а также к другкы политическим движения!.) и партиям, поддергивавшим юнионистское и узкорегиональное направление и их огноиенияи с европейцами вне зависимости от характера этих отношений., и вместе с reif - к взаимоотношениям между самими европейскими державами, наложившим отпечаток на данный вопрос.
Ш1&.Л55ШШ§ШШ состоит в анализе причин, помешавших создания арабского унитарного государства в рассматриваемый период, к влияния, оказанного в этом отношении европейскими державами. Для достижения этой общей пели автор поставил перед собой задачу рассмотрения следующих аспектов:
- исторические корни арабского единства,'и прежде всего г являются ли арайь- нацией, обладающей зсеш концептуальными предпосылками единства?
- г то сделали арабы для достижения единстзз. на идейном, политическом и военном поприщах?
- соотношение общеарабсиого национализма с национализмом отдельных арабских стран в XIX - в перше два десятилетку; XX в
- арабо-тургркие к арабо-европе$ские взаимоотношения и их влияние на арабское единства;
- отноаеявя ледау европейскими державами и их влияние на арабское единство.
Вкбод рамок.
Период I74S-I920 гг. является ваяно«, если не ьажнейше*, эпохой в арабско" истории. Именно в ото время зародилось и развивалось арабское национальное самосознание, проделавшее
путь от национально:" самоиденти^икатти до требования полно? независимости от мусульманского халифата, с одяо'Ч стороны, и требования и деятельности во имя создания арабского унитарного государства - с другой. Этот качественный скачок, совершенный в годы 1-ой мировой войны, был бы невозможен, если бы он не был плодом громадных количественных наслоений на всех уровнях теории и практики. Эти наслоения н их итог составили предмет нашего исследования. При этом мы руководствовались высказыванием, на котором сошлась группа советских ученых: "Представляется невозможным с точностью определить то зремя, когда полаялось первое историческое сочинение-, «непринятое не как "сообщение о событии" и не как* обычное известие о том, что произошло из вешей, влияющих на текущую жизнь, а как предание о прошлом, а главное - не ради решения сиюминутных проблем или урегулирования взаимоотношений между племенаыа и т.д., а ради понимания общего хода человеческой жизни, к которому следует приспосабливать жизнь человека в настоящем и будущем. Здесь история уже перестает быть просто информатором, становясь "учителем жизни"^. В своем исследовании и мы ставили своей задачей осознать ход жизни и извлечь уроки из прошлого.
Арабское национальное самосознание зародалось в эпоху османского господства. Поэтому в работе рассматриваются арабо-турецкие или араб о - о сманс кие отношения /в той плане, что Османская империя была наследницей арабо-ыусульыакского халифата/ и их влияние на зарождение арабской националистической мысли и появление соответствующих политических течений, стремящихся воплотить эти идеи в жизнь. Период налаживания таких
I. Группа авторов.Исследования по истории арабской культуш в Г-1У вв. - й., 1989, с. 150.
отношений был одним из гатлейших периодов в жизни арабов на протяжении османского правления - тем более, что именно в этот период была провозглашена конституция 1877 г., сатеы смещен султан Абдул Хаыид, а к власти пришел комитет "Единение и прогресс", попытавшг*?ся навязать административный централизм, поскольку его руксзодители считали ото лучшим средством реформирования и улучшения дел в Османской империи и восстановления её ' прочности и единства. Фактически эта политика была направлена на-отуречивание народов, населявших империю. Это.привело к обострению консглмка мекду турками и арабами, который приобретал саше разносторонние ¿■орш, концентрируясь вокруг основных вопросов, главные которых - форма власти и управления, парламентские выборы и язык. Эти вопросы рассматриваются автором применительно к периоду 174о-->914 гг.
Что касается периода 1914-1919 гг., то тут нас интерес свали в первуж очередь материалы переговоров с Англией, которые происходили в £орме обмена письмами между шержтом Хусейном аль-Хашими и британским верковшм комиссаром в Египте Мак-йагоно^
ШйШ£§3_32123£1§а В научной литературе имегтея немало работ, посвященных отддльгшы аспекта;.! арабского государства. Вместе с тем впервые предпринята попытка комплексного исследования движения за создание единого «.рабского государства.
В диссертации представлен анализ последствий идейного йоо-рождения для пагкргйчзекза жизни аргбос, роли Осианско^: империи и турок е оарохсении арабского движения, роли последних 8 про-бустении арЮсетго напислпяьного самосознанвл и того, как он-: относились к наг_у. Б работе показано, как политика турок подвела арабов к требованию полной независимости и как европейские дер-
жаш использовали ситуацию и арабские чаяния с тжлью достижения собственных иптересов, раздавая обещания а ведя закулисную политику.
Значительное вникание уделено роли таких личностей, как мекканский шери£ Хусейн ибн Али и его сын Фейсал. Сделано это ввиду тор значительной роли, которую сыграл шэриг? как религиозный и общественный лидет, а также значение этих двух личностей как выдающихся руководителей арабского национального движения.
H£ESH35!liiL-K_.S!!TepäTVEa
Наиболее важным звеном среди использованных в диссертации источников являются переведенные на арабский язык документы архива лондонского Департамента государственная актов, некоторые документы, переведенные с гграниузского язака, и отдельные арабские документы. Названный архив представляет собой сборник писем, телеграмм и протоколов встреч между арабами и представителями европейских держав: йрангуэами, англичанами и т.д. Книга построена в следующем порядке:
ч.1: "Историческая переписка 1914-1918 гг. здесь собран 221 документ на 259 страницах;
ч.П: "Историческая переписка 1919 г." - 165 документов на 290 страницах. Составитель книги - Сулейман Муса.
Под заголовком "Великая арабская революция. Документы и свидетельства" /пер. СДгусы/ собрано 60 документов на 280 страницах.
Имеются также "Исторические документы, касающиеся сирийского вопроса, в период правления Фейсала и в эпоху: французского мандата /1915-1946/", собранные Хасаном аль-Хакимом. Здесь
представлено 80 документов на 509 страницах.
Среди бумаг Акрама Зуа^тара имеются "Документы палестинского национального движения 1918-1939 гг.". Здесь содержится 512 документов с приложением сготокопий, число которых насчитывает 42. Вся книга состоит из 722 страниц..
Работая над диссертацией, автор опирался з первую очередь на источники на арабском языке, в том числе на произведения, авторы которых боли современниками и участниками; событии. Среди них - Амин ар-Рейсани, который а своем 927-страничном сочинении "Короли арабов", опубликованном в 1924 г., делает вывод о несостоятельности аравийских лидеров, с которыми он встречался лично, переезжая с одно» территории Аравийского полуострова на другую и представляя повсюду свой проект арабского объединения:
"Подданные короля ХусеРна слушаются его и боятся его.
Подранные йбн Сауда случаются его и л;збят его.
Подданные кмааа Яхьи слушаются его без любви и бех страха.
Подданные короля ФеРсала не боятся и нэ слушаются, кроме
как по пригдадению".
Ар--Ре«хани заключает книгу риторическим вопросом: "Так кто же из назвакшх норолем Аравии достоин того, чтобы править арабами"?
Заслуживает особого упоминания и книге. Амина Сайда "ТаРкы арабской революции и трагедия шер:йа Хусейна". Книга состоит из трех томов. В первом из ких рассматривается восстание Хусейна ибн Али, его предпосылки и ход; второ-" том начинается с с?-е:"сз.~ донского государства в Сирии и заканчивается отъездом ©писала из Дамаска, здесь же имеется специальный раздел, посвященный
революции в Ираке; трети? том начинается с рассказа о Трансиорданском эмирате и заканчивается республиканецо я эпохой в Сирии. Хотя это произведение нельзя целиком отнести к числу источников, тем не менее его документальность и точность делают его весьма пенным для исследований..
Еше одно" из основ, на которые мы опирались, была книга Джорджа Антониуса "Пробугшение арабов - история национального движения арабов". Эту книгу можно отчасти считать источником в силу того, что ока содержит весьма пенные приложения на 78 страницах. Это пенная, всеобъемлющая к довольно объективная работа. Появилась ока в 1939 г.
Важную группу источников составляет мекуарная литература. Прежде всего, следует назвать "Воспоминания" Дгемаль-паши и полное собрание произведений короля Абдаллаха, которое начинается с воспоминаний юных лет будущего короля, его политической жизни и событий Великой арабской революгшг к кончается рассказом о породистых лошадях. В некоторых книгах, использованных в нашем исследовании, рассматривается проект Хусейна ибн Али в разных его аспектах: это, з частности, "Ззлкгсая арабская революция" Ыустати Тласа, "Великая арабская революция" Хикмета Фрейхата, "Великая арабская революция 19Г7-1918 гг. Воспоминания эмира Зейда СулеРмана Мусы" /здесь содеряится много важных документов/, "На просторах Великой арабской револклтии" Касема Ьцгхамыеда Салеха, "Великая арабская революция" Ибрахима аш-Ше-рий-и, "Сражения Великой арабской резолюции в Хиджазе и Сирии 1916-1918 гг." Ыаыдуха ар-Раусана.
В ходе работы над диссертацией автор стремился изучить максимально широкий круг научной литературы, независимо от её
политической ориентации,- социальной направленности или арыие-ни опубликования, оставляя за собой право самостоятельно оценивать научные достоинства указанных работ.
Еакное значение для данной диссертации имели книги видного арабского мнслателя и общественного деятеля основоположника секуляристского направления арабского национализма Саты аль-Хусри, в том чисе£ "мнения и рассказы об общественной истории", "Мнения и рассказа о патриотизме и национализме", "В защиту арабизма", "Что такое национализм?", "Мления и рассказы об арабском наттионахнзме", "Об арабском национализме, "Возникновение национальной идеи". Эти произведения представляют собой книги небольшого размера, насчитывавшие до трехсот страниц. В них национальный вопрос рассмотрен в его различных аспектах. Очевидно, что автор хорошо знаком с националистическими концепциями в Европе, э первую очередь в Германии, а также во Франции и в Италии.
Есть таюкэ па;га, автор которой, предпочел остаться анонимным , назвав себя "-.тленом тайного общества". Называется она "Восстание арабов против турок: предпосылки-, причины и результаты". Здесь присутствует множестзо оригинальных документов, переведенных с турецкого языка, а подчас и некоторые важные детали - гапример, переговоры арабов с турками во время и после Парижского конгресса 1913 г., которые, на нал ваглгр, обогащают исследование.
Помимо этого, имеются две книги Абд ар-Рахмана аль-Кава-ниби, использованию автором. Первая из шх, озаглавленная "У1хч аль-Кура'т /одно ио названий Мэкки/, предстазляет собой как бы стенограф конференция за исламское возрождение, про-
веденной в Ыекке обществом "Умы аль-Кура". Здесь, в частности, говорится о восстановлении арабского халиггата и т.д. Дата написания этого произведения неизвестна. Вторая книга - "Природа деспотизма и гибельность порабощения". 3 не-3 аль-Кавакиби рассуждает о деспотизме и религии, науке, славе, деньгах, нравах, воспитании и прогрессе и, наконец, о том, как можно избавиться от деспотизма. Книга написана в очень увлекательно"' скорме, колеблющейся от свободной речи до дидактического нравоучения. Она является одно? из первых книг, содержаших призыв к избавлению от турецкого деспотизма. Хотя в ней всего лишь 145 страниц, популярность этой* книги настолько велика, что цитирование её наизусть считается обычным явлением среди студентов, интеллигентов, проповедников в мечетях и т.д.
Среди использованных в настоящей диссертации книг, получивших широкую известность, следует назвать книгу Наджиба аль-Азури "Пробуждение арабской нации". 3 неП автор рассказывает о политике великих держав: России, Великобритании, Франции, Италии и' США, о турецкой и германо-австрийской политике - и излагает проект арабского объединения, к которому можно предъявить немало претензий. Книга опубликована в 1905 г. в Париже на франгтузском языке.
Среди других произведений, находящихся на достаточно высоком уровне и нашедших применение в ходе написания настоящем работы, - "Литературные направления в современном арабском мире". Эта книга представляет собор сборник аналитических исследований, посвященных факторам, которые способствовали современному арабскому возрождению, главным литературшм аспектам этого возрождения и отличиям, существующим, в частности, между
Сирие'-i и Египтшг. Кроме того, следует назвать книгу Зейна Hyp ад-Дина Зе?на "Возникновение арабского -национализма", представляющую собой историческое исследование, касавшееся арабо-туреп-ких отношений, а такие книгу Хейрии Касимии "Арабское прааи-тельство в Дамаасе в I9I8-I920 гг.", где содержится подробное, подкрепленное источниками исследование теми, вынесенной в заглавие .
Среди пенки книг, переведенных с английского языка, которые мы использовали в настоящей диссертации, надо упомянуть произведение Альберта Хаурани "Арабская мысль в эпоху Возрождения 1798-1939 гг.". В предисловии к книге автор говорит: "Эта книга не является общей историей современной арабской мысли. Она предстаеляс? собой исследование того течения общественно-политической мысет, которое стало появляться', когда интеллигенция в арабоязычшгх странах обратилась - в первой половине XIX века - я совренеЕаым идеям и институтам Европы, а во второй его половине ощутиха их силу и стала задаваться вопросом: в каком смысле арабские интеллигенты остаются арабами, коль скоро они подверглись влиззию Запада и многое позаимствовали у него?". Автор попытался показать, как подобные вопросы находили "свое отражение в реальной ншзни, и изложить некоторые ответы, которые давались кг них. На наш взгляд, автор весьма удачно выполнил задачу, кодгрую оя ставил перед собой.
Заслуживает также упоминания книга Валжиха аль-Кутрани "Общественно-политические направления в Горном Ливане и на Арабском Востоке. От османской лштесарри^ии яо государстза Великий Ливан". О содержании этой книги говорит её название; ядро произведения составляет докторская диссертация, зашищен-
- ГЗ -
нал з Париже в 1974 г.
Вде одной книгой, использованной в диссертации и заслуживающей особого внимания, является книга Али Ыахасгзы "Илег-ные движения в эпоху Возроткдения". Перу этого же азтора принадлежат книги "Иорпано-британские отношения 1921-1957 гг." и "Германо-палестинские отношения 1841-1945 гг.". Все произведения этого автора основательно документированы; их ценность возрастает благодаря широкому использованию автором неметгких и (гранпузских источников и литературы.
Среди других книг, посвященных рассматриваемому периоду и использованных в диссертации, следует назвать произведение Мухаммеда Хусейна "Патриотические направления в современно» литературе" и серию произведений Сулеймана 1йусы, в том числе его книгу "Забытые страницы: переговоры между шерифом Хусейном и Великобританией в 1920-1924 гг.". Здесь содержится большое количество переводных документов, свидетельствующих о том, что шериф отказался подписать Яозанский договор и Устав Лиги Наций, которые предусматривали признание системы мандатного управления /именно этот отказ стоил ему трона/. Имеется также книга Сулеймана Мусы и Муниба аль-Мади "История Иордании в двадцатом веке /1900-1959/", которая является наименее документированным из произведений, принадлежащих перу Сулеймана 1аусы, однако знакомство с ней оказалось нелишним для настоящей диссертапии. .
Есть еще две книги Сулеймана Мусы: "Образование Иорданского эмирата /1921-1925 гг./", где имеется множество переводных документов об иордано-английских отношениях, и "Арабское движение: первый этап современного арабского Возрождения ./1908-1924/". Вторая книга является более ценной. Несмотря на
обычные для этого автора многословные отступления и преувеличения, это произведение является, на как взгляд, лучшей из книг, посвященных деталям рассматриваемого периода, - тем более что ока во всех своих разделах основывается на материалах английских архивов.
Использованы также две книги Мухаммеда Аммари, озаглавленные "Арабы пробуждаются" /ч.П: "Арабизм в новое время" и . ч.Ш: "Абарская нагия и проблема единства"/. Хотя автор опирался на ценные источники, у читателя создается впечатление, что книги написаны з спешке, которая подчас сказывается весьма негативно. То же самое люяно сказать о книге Джихада Салеха "Турепки?! тураназм: мелду йучааментализмом и ггшизйом". На нала взгляд, резко отрицательное отношение автора к туркам, доходящее порой до прямой словесной брани, несколько снижает её научный уровень.
Кроме того, нужно отметить серию исторических книг: "Новая история арабов" Захии Каддуры, где рассказывается об арабских странах в целом и о каждо-"' из них в отдельности начинал с первых миграций йз Аравийского полуострова зо времена Ассирии, Вавилона, Финикаи и Израиля и до 1967 г.; "Современны» арабский мир: период между двумя войнами" Дтаиюля Яхьи /эта книга находится ка несколько более низком уровне с точки грения глубины историзма и аналяза событий/, а также "Исследования по новой истории арабов" Абд аль-Азиза Омара, где охвачен период с 1517 по 1798 гг.; ото серьезны« источник, написании? на высоком уровне.
Наряду с перечисленными книгами и научивши исследованиями в диссертагиа использованы следующие важные работы: "Исто-
рия политических иде«" /ч-l/ Жана Тошара, "Мирные переговори И Зерсалъс:ш* договор" Пьера Ренована, "0т османизыа к арабизму" Уильяма I.Кливленда, "Международные отношения" Даниэля Ко-лара, "Введение в историю международных отношений" Пьера Ренована и Жана Доризеля.
Для настояшэГ' диссертации большое значение также имеют труды советских арабистов З.Б.Луцкого, А.Ii.Васильева, H.A. Иванова, А.А.Игнатекко, Л.Н.Котлова, 1>\.СЛазарева, Р.Г.Ланды, 3.И.Левина, Т.П.Тихоновой и др.
Среди произведений советских авторов, обогативших исследование, следует назвать ¿[ундаментальную и хорошо документированную книгу В.Засильева "История Саудозско* Аравии", где рассматривается зпоха от периода, предшествующего ваххабизму, до восьмидесятых годов XX в.
Кроме, того, мы использовали й^ндаментаяьнув книгу Л.Н. Котлова "Становление национально-освободительного движения в арабских странах Азии в I908-I9I4 гг.". Благодаря еЧ мы познакомились с новым подходом к событиям, сумели увидеть события с другом, классовой точки зрения.
С пользой был использован также сборник "Аравия и европейские державы" под общей редакцией З.Ротште'/на. Авторы книги, вышдте"' в свет в 1924 г., рассказывай? об интересах Франти, Англии, Гермзлии и других держао, об их политике на Ближнем Зостоке, а также об арабо-турецких отношениях в период 18671900 гг.
БольноЛ интерес представляет сборник "Очерки истории арабской культуры", написанного группе"! советских исследователе"', в котором содержатся весьма ценные для разработанной з диссер-
- 15 -
тации темы методологические подходы.
Важным подспорьем для работы нал темой исследования представляли статьи и материалы, опубликованные в журналах "Азия и Айрика сегодня" и-"Зосток" ("Народы Азии и Африки").
Исследование поставленных задач имеет нд только наз'чную, но и практическую значимость.
Материалы и выводы диссертационно"- работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях новейше" истории Азии и Среднего Востока; их можно использовать в учебном пособии на гуманитарных Факультетах университетов при подготовке курсов лекгтий по истории международных отношений, в разработке спецкурсов и спецсеминаров.
СТРУКТУРА И ССНПЗНСЕ СОДЕРКАЩЕ РАБОТь'
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, её теоретическое и практическое значение, определяются задачи, и пели исследования, проводится краткий обзор использованной литературы.
В главе_1 - "Арабское национальное движение до 1-ой мировой войны" рассматриваются исторические корни арабского Возрождения, направленного против турецкого господства, и указали на то, что отдельные проекты арабского объединения предшествовали этапу оформления националистической идеи у арабов: в частности, это проект мухаммеда Али и его сына Ибрахима, предусматривавший объединение стран арабской Азии с долиной Нила /18321840 гг./, а также проект Наджиба Азури, связанный с объедине-
тем стран арабской Азии.
Хотя историки сходятся на том, что начало современного арабского Возрождения приходится на первые годы XIX вена и считают точкой его отсчета завоевательны?5 поход Бонапарта в Египет. Существовали и некоторые другие Факторы, возникшие в ХУШ веке, которые способствовали появлению общественно-политического климата, благоприятствующего поискам наттионально« самоутверждения. Ва".'шейиие из них - ваххабитское традиционалистское движение, зозглавоенное Мухачмедом ибн Абд аль-Ваххабом /1741-1811/, придавшее созданному им в Недгде государству национальный арабский характер и призывавшее к изгнанию турок и объединению арабов под знаменем истинного ислама; движение Али-бека в Египте /1768-1774 гг./ и сопутсовавшее ему движение Захира аль-Омара в Палестине. Однако эти движения не обладали компонентом устойчивости, ибо возникли в вакууме, порожденном крупгение.м традиционной системы управления османскими вилайетами - во-первых, вследствие ослабления нейтральной власти империи, во-вторых - из-за её поглощенности войно", а в-третьих -в силу непримиримой борьбы между местными лидерами за власть и их обшей слабости.
Арабы, э первую очередь мыслители и интеллигенпия, опушали, что неспособность Османско" импэрии дать достойный ответ на внешни? вызов требовала пересмотра целого ряда вопросов. Это отпущение нашло свое отражение в идейном возрождении, затронувшем различные стороны жизни арабского общества. Это возрождение стало теми идейными рамками, в которых соперничали друг с другом разные направления арабского национального самосознания, заявившие о себе через политические организации и
партии, образовавшие впоследствии арабское националистическое движение. Прегяхе чем перейти,к организованному движению, мы сочли нужным остановиться на идейном возрождении как той основе, на которой возникло это движение.
К началу двадцатого века нагаональное самосознание приобрело юнионистский контекст, проявившиеся главным образом в следующих направлениях:
I/ направление, призывавшее к децентрализатдаи управления Османской империей, чтобы арабские вилайеты получили некоторую самостоятельность, которая позволила бы развивать арабскую самобытность и сохранять национальный язык и гарантировали .бы проведение ре£орм в стерах управления, образования, транспорта, социально-экономической жизни. Это направление было представлено Османской партией децентрализации и Бейрутским и Басрийским обществами за реформу;
2/ направление, призывавшее к созданию арабского королевства, пользующегося автономией и связанного с османским государством так же, как Венгрия была связана с Австрией в рамках тогдашней Австро-Венгереской империи; это направление представлено тайными обществами "Кахтан" и "Аль-Ахд";
3/ направление, призывавшее к восстанию против турок, полному отделению от Османской империи и созданию независимого арабского государства, включающего в свой состав арабские вилайеты. Это направление было представлено обществом "Молодая Аралия"; когда источники относят к нему также общество "Аль-Ахд" , Бейрутское тайное общество и Лигу арабской Родины..
Наряду с юнионистским направлением существовали местно-патриотические течения в Египте, Сирии в меньших масштабах
других странах.
Арабское национальное движение в Османской империи вплоть до первой мировой воГ-ны прошло два этапа:
о"? отмены конституции до её нового провозглашения /1877-1908 гг./, или эпоха Абдул Хамида.
Идея арабского национализма стала появляться з то время на поприще литературы, не перёРдя пока в плоскость практичес-ко" политической работа. Её центром и средоточием была Сирия, и в особенности Бейрут, где имелись высшие и средние учебные заведения и сконцентрировалась блестящая плеяда мыслителей, которые с точки зрения своего образования и идеалов были связаны с западной цивилизацией. Вместе с тем эти ляри испытывали особое чувство к сирийскому народу, и, требуя арабской независимости, они думали претяде всего о Сирии и её столице Дамаске. Что касается тех, кто пропагандировал идею независимого Ливана, то они не в меньшей степени противопоставляли христиан мусульманам, чеч об арабов и туркам. Желание получить независимость от Дамаска было у них не менее сильным, чем желание отделиться от Стамбула. Объединялись лее все и эти категории стремлением к переменам в политике правительства. Что касается того, каким образом и а каких пределах должны осуществляться эти перемены, то два наиболее значительных общества, появившиеся в тот рак-ниГ' период, разошлись менду собой, отвечая на эти вопросы.
Эти два обаэства - Бейрутское тарное обзестэо /1875-75 гг./, призывавшее д восстанию против турок и предоставлению независимости Сирии змеете с Горннм Ливаном, к Движение сирийских нотабле^ /1877-80 гг./, нэ отвергавшие принцип османизма требовавшее независимости Сирии, но лишь после того, как прояс-
-гонятся последствия Русско-турецкой войны: если какая-либо из европейских держай будет навязывать свое господство арабским-странам, то Движение потребует независимости, а если положение турок стабилизируется, то оно потребует автономии /по типу Египта/.
Бторой^этап --'.от конституционной революции до начала первой мировой войны /1908-19К/.
¿-.лад о туре пк и" переворот преследовал революционные цели, выразившиеся в лозунгах французской революции: "свобода, равенство и братство всех индивидуумов и групп бзз различия национального происхождения И религии". Поэтому все классы и слои общества были схвачены радостью и предвосхищали лучшее будущее. Это событие совпало с созданием "Общества арабо—османского братства" с целью защиты конституции и сохранения прав арабов в условиях её действия. В этот же период появилась Либеральная партия, требовавшая проведения политики децентрализации в империи и выступавшая протиз неуступчивой позиции общества "Иттихад ве теракки", проводившего курс на централизацию и отуречивание.
Дальнейшие события ускорили процесс постепенного размежевания между арабами и младотурками. В период между 7 и 13 апреля 1909 г. была предпринята попытка возвратить реальную власть султана Абдул Хамиду. Попытка была пресечена офицерами-младотурками, монопольно взявшими после этого власть в свои руки.
В июле 1909 г. младотурки издали закон, запрещающий любые нетурецкие ассоциации, объединения и партии, которые имели националистические пели и названия. Из кабинета министров был удален последний араб, арабский язык зажимался в пользу туреп-
кого. В зтой обстановке централизованного подавления арабская оппозиция усвоила коске ¿ормы политической работы,'которая главным образом стала вестись вне стен парламента, в организациях и объединениях, носивших подпольный характер и прикрывавшихся культурными и общественными задачами. Важнейшие из обществ, основанных в этот период, - "Арабский клуб" И общество "Кахтан".
В 1910 г. политика младотурок привела к восстаниям в четырех арабских нахиях /уездах/: в Йемене, Асире, Джебель-Друзз и Эль-Керке. Если з двух последних уездах восстания были подавлены, то в Йемене и в Асире этого властям не удалось достичь. Многие арабы заявляли об исчезновении общности в рамках халпаа-та, о том, что проблема стала не более чем пр блемой турок и арабов. Так появились общество "Молодая Аравия" и "Аль-Ахд", действовавшие совместно во имя достижения полно» независимости. Однако это не помешало появиться и Османской партии административной децентрализации, стремившееся к проведению децентрализации управления в рамках Османской империи, а также сходного по программе движения за реформы.
После того как арабскому движению не удалось добиться осуществления своих требований, волна оптимизма пошла на убыль. 3 дальнейшем попыток придти к согласию с младотурками больше ье предпринималось. Ситуация обострилась вследствие кризисного положения, ставшего результатом роста международной напряженности, и ожидания мировой войны.
Главами - "Политика зедупих государств по отношению :г арабскому национальному движению в период 1-я мировой ЕО'"кы.
14 ноября 1914 г. Османская империя присоединилась к
Тройственному союзу, игнорируя мнение арабского наттионального движения и шерид-а Ь;екки Хусейна ибн Али. Османским султан призвал всех мусульман к священно"' войне против Антанты. С самого начала войны взора союзных дернав были устремлены к арабам Ыашрика, страны которых обладали крупным военно-стратегическим значением'!.-Великобритания поручила своему верховному комиссару в Египте и Судане лорпу Китченеру выявить истинные намерения арабов, в частности мекканского эмира Хусейна ибн Али, пользовавшегося доверием руководителей арабского движения из числа интеллигентов, вельмож и членов .тайных обществ, выразивших ему это доверие через его сыновей и призвавших его поднять восстание против турок при поддержке Антанты с целью создания независимого арабского государства. Хусейн, однако, предпочел подобать и осмотреться и направил в Стамбул своего представителя, чтобы изложить свое мнение о нецелесообразности вступления в войну. Тем не менее, турецкое руководство сочло, что в его интересах вступить в войну на стороне Тройственного союза, тем более что Россия отрезала себе обширные участки османской территории и притязала на проливы, Франция захватила Алжир и Тунис, а Англия - Египет, Судан, Синайский полуостров, Кипр и Аден и навязала свое присутствие в Куверте и других шейхствах Басрийского залива. Страны Антанты настаивали на сохранении ненавистных капитуляций, в то время как Германия " не захватила ни пяди османской территории.
Арабское национальное движение предложило Хусейну ибн Али "Дамасскую хартию", в которой были сформулированы условия вступления в войну на стороне Антанты. Главным из этих условий было создание объединенного арабского государства, ограни-
■ценного с севера линией »¡ерсик-Эдна, с юга - Индийским океаном, с всстска - границей Ирана вплоть до Персидского залива ис запада - Красным морем и затем Средиземным морем до Мерсина на сезере. Кромз того, предусматривалось заключить с Великобританией оборонительный пакт а отдавать ей предпочтение при сооружении и эксплуатации экономических объектов. Хусейн принял эту Хартию в качестве основы для своих будущих перегозороз с англичанами, Так начался секретный диалог с Англией с целью выяснения её позиции з отношении арабского движения.
Весной 1912 г, эмар Абдаллах встретился в Каире с британски« верховным' комиссаром Египта Китченером. Они обменялись визитами, г ходе которых главное внимание было уделено тому, в какой степени англичане могут и готовы поддержать шерифа в случае обострения разногласий с турками и какоза будет пена такоч поддержки. Англичане воздерживались от тзсрдых обещаний, ссылаясь на "дружественные" отношения, связывающие их с Османской империей, - дс тех пор, пока позиция османского правительства в войне ь:е прояснилась. 14 июля 1915 г. они направили Хусрйну послание, б котором объявляли, что считают себя свободными от всех прежних обязательстз перед Османской империей и готовы поддержать шерисга. На этом завершился первый этап переговоров. не носивших официального характера й не давних категоричных ответов; те?,г из :/.знез их значение состоит .ч тон, что они изначально ягяялпсь Горной та*1злс счязе-"' уя.'-^.у англичанами и иерийс.м Хуснйном, а следовательно и арабским натгленальдак Д1>йк?ст*?ч. Угте само по себе сто составляет чела" этап. Ктю:.-,с того, переговоры уиагчла англгоакак на ¿озьтность открытой борьбн ме.тду двумя крутгг:г{!^'!«<н мусульманскими народами Османе-
- 24 - '
ком империи и на средства, с которыми можно подойти к этой борьбе.
На следуишем этапе началась переписка Хусейна-Макмагона /14 июля 1915 г. - 7,8 февраля 1916 г./. Она состояла из десяти писем, в которых Хусейн требовал создания единого арабского государства в соответствии с Дамасской хартией. Ответы англичан были туманными, однако они исключили из будущего арабского государства 1<;ерсин, Одну, область Александретту и части Сирии, расположенные в западных районах вилайетов Дамаск, Хоыс, Хама и Халеб; кроме того, англичане указывали, что "статус Багдада и Басры требует принятия особых административных мер для защиты этих районов от иностранной агрессии и охраны наших совместных экономических интересов". Хусейн согласился исключить Мер-син и Эдну и временно пошел на удовлетворение интересов Антанты в западных районах вилайетов Дамаск, Хомс, Хама и Халеб, однако решительно воспротивился их исключению из состава арабского государства. Он также выразил согласие на временную передачу Басры и Багдада в аренду и предоставление англичанам предпочтения в экономических проектах - все это при условии создания объединенного арабского государства.
Одновременно с принятием на себя обязательств относительно создания объединенного арабского государства Великобритания заключили секретный договор с Францией 6 мая 1916 г. Сайкс-Пи-ко о захвате Англией и'Францией частью в форме прямой аннексии , частью как сферы влияния территорий почти всех арабских . стран Машрика, входивших в Османскую империю. Над Палестиной предусматривалось установление международного контроля. Хусейн ибн Али узнал об этом соглашении от турок уже после достижения
его договоренностей с Великобританией, англичане однако опровергли, эту информацию. Кроме того, англичане выступили с декларацией Бальгура, предусматривавшей создание еврейского национального очага в Палестине. Эмир Фейсал, представитель Хидяа-за в период Парижйской мирной конференции, согласился принять декларацию Бальйура в обмен на создание в дальнейшем объединенного арабского государства, однако шериФ Хусейн ибн Али целиком и полностью отверг эту декларацию.
Глава_Ш_- "Политика сторон после 1-й мировой войны: надежды я реальность".
Первой проблемой, с которой столкнулся сын шерифа Мекки Шейсал а Парике, была проблема представительства арабов ка конференции. ■ Франция резко выступала против такого представительства. С помощью англичан 17 января 1919 г. было признало, что арабы будут иметь двух представителей: эмира Згпеала и Рустема Хайдара в качестве делегатов Хилжаза. Фейсал повторял ка конференции требовадия арабов о единстве и независимости всякий раз, когда ему предоставлялась возможность высказаться, напоминая державам Антакты о принципе праза на самоопределение, выдвинутом Вильсоном, об обещаниях, данных арабам англичанами, об арабской крови, уплаченной з качестве цены этой свободы.
С другой сторож, арабские силы, сотрудничавшие с Францией, делали все вовмоякоэ, чтобы сорвать юнионистский проект 2>ейсала. Это, ъ "частности, относился к определенной части населения Ливана, среди представителей которой были лидеры ма-рочитской обпины. Они тс?бовали расширять Горный Ливан, т.е. исконную родину маро:;!,'тоз, рас полеченную :<;ежду Триполи и Бейрутом. Границы, которих потребовали марониты на конференции,
совпадают с нынешними границами Ливана. Зранция обепала "помощь'' и действительно "помогла".
французы всячески стремились убедить союзников, что население Сирии и Ливана желает получить от них помощь и защиту. Когда Фейсал предложил направить комиссию союзных правительств, чтобы выявить действительные намерения населения, Франция резко выступила против это1" идеи. Тем не менее американская комиссия Книга-Крейна была направлена в регион; остальные дерясавы-союзнитты отказались направить своих представителей, хотя и договорились об этом на своем совещании 20 марта 1319 г. Разногласия между Францией и Великобританией достигли своей кульминации вследствие претензий Франции на вся Сирию и её требования вывести английские войска со всей сирийской территории в пользу Фракции, а не в пользу арабского правительства зоны, признанной арабской по соглашению Сайкса-Пико.
3 конце апреля 1919 г. Фейсал, преданный англичанами в угоду их союзникам.'французам, вернулся в Сирию, возлагая надежды на комиссию Кинга-Крейна.
После возвращения Фейсал, обращаясь к сирийскому народу, впервые признал целесообразность создания нескольких /а не одного/ независимых арабских государств, поскольку убедился в сложности реальной обстановки. Он рассказал народу о комиссии, чтобы тот мог к ней подготовиться. Хотя рекомендации комиссии были положительными /80,4% петиций высказывались за единую Сирию и лишь 10,9% - против единства/, они не были приняты во . внимание. Во время пребывания комиссии в Дамаске 20 июня 1919 г. был созван Генеральный сирийский конгресс, единогласно высказавшийся за полную независимость Сирии в рамках арабского
единства без кгкой Си то ни было опаки или покровительства; на конгрессе прозвучало iaw.-л требование независимости Ирака. Однако Актанты обгязяли решения конгресса пезаконкш и не саехяикй иридгческой е:иы.
Ко вреаэчй заверения работы комиссии Кинга-Крзйка <*ражо-брэтанскяе эткоэгнчя зпсуссшмсь. Франтузы развернули инй-орма-гиокну:" хямпш-япо, обзявуя англаван в том, что те действуют наперекор 5раяяугсяш интересам. ■ЭеГсала объявили инструментом 6p::v?neHOt» поливка, а создание арабского государства - наноз-' ром, призванв«* не допустить перехода всей Сирии з руки Транши « гыг.;ть последков её пряв л пользу Англии.
Пссле того как елттаиаяе но сумели сблизить арабехуэ и ир^-т-луз^/ую зрения, пкаод британских ао«ск стал неизбе-
жен. - те.м болев, *;то Сове? Антанти утвердил оранго-англи'-^кое согласен;:? Ю^г-га^о-ЖчаРд Дгх>г;жа от 15 сентября 1919 г, о -•?ныонз аьт:::;''-с-:иг гекнекях к^кглчгентов ^реипузскими. Ше**счд попчтзяля англичан отказаться oí этого намерен!'}.-; пы-
та;:сл ок воздс^стиогата и pí С^н.-й'я. Ссноко йр&кко-ачглиПексз corjbi'ionnr- зкчзагэсь склж^е аройеясх
íofean остался в Барине, окись доиться ттг^е.'.мегlto у <= г чодргеа о срак^'ос::;«-!; догезпеткаик лагэ/к.
20 дгн^брл г, ему ■•.'ил зрутьн франр/"-:гь<' но >скт с гллзл:^-н;:<т д-.;.-'.::; .. д^ ■т>,,л 'líi снр^п <íсг:> v—¿ cc.t¿.t.'.'.¡--
Ю!1 "*: .. v Г?' рГ r.CCO'í* Ч, '.О •Уг'.^Л 1ТОООМ';, ЗСУ'^.Ч
""^г-уз;-- :-т>.-"г :г»:?'"г, отга-'Щ!-" пп^ог)':^';''.1 с п*г-
- 28 -
В самой же Сирии ситуация обострялась и усложнялась. В крупных сирийских городах проходили демонстрации протеста против сговора союзных держав. Многие записывались добровольцам;: в ходе мобилизации,' объявленной Арабским клубом. В горах Эль-Алавейна возникло вооруженное восстание. Произошли многочисленные стычки между' населением и сРратгузскимк войсками. Арабская администрация обратилась к правительству Хиджаза за финансовой и военной помощью в рамках подготовки к мобилизации. 24 ноября был созван Генеральный-сирийский конгресс, принявший резолюцию о необходимости защиты целостности страны.
Такой была обстановка в Сирии ко времени приезда туда:.Фей-сала в середине января 1920 г.: шла борьба между национальными чаяниями и планами иностранцев.
Шестого марта 1920 г. в Дамеске было проведено заседание Генерального сирийского конгресса, на котором была провозглашена независимость Сирии и создание ответственной представительской монархии. При этом отмечалась необходимость соблюдения национальных чаяний ливанцев, которые сами должны были определять форму управления Ливаном. Резолюция конгресса содержала • требование о предоставлении Ираку независимости в составе объединенного с Сирией государства. Восьмого марта .1920 г. Фей.сал был приведен к присяге в качестве короля страны.
Правительства Антанты уведомили Фейсала о том, что они не признают резолюций конгресса и что будущее страны будет определяться исключительно союзными державами.
Великобритания и Франция поспешно созвали Верховный совет Антанты, который заседал с 19 по 26 апреля 1920 г. в Сан-Ремо. Совет принял известное решение о распределении магнатов на
территории региона. Постановления Совета зыхоаилп за рамки соглашения Сайкса-Пико и практически отвергали существование арабского государства или федерации арабских-государств - т.е., того, к чему стремились и за что воевали арабы. Этот акт истории завершился вступлением французских войск в сирийскую столицу 25 июля 1920 г, • ■
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны краткие выводы.
/