автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Эдгар Аллан По, новелист, поэт, теоретик и французская поэзия второй половины XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Михина, Марина Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА «СИМВОЛИЧЕСКОГО» В ТВОРЧЕСТВЕ ЭДГАРА ПО.
§ 1. ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО «ЭФФЕКТА» В
ЭСТЕТИКЕ Э.А.ПО.
§ 2. СИМВОЛИЧЕСКИЙ МОТИВ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
В ПОЭТИКЕ Э.А.ПО.
§ 3. ФИЛОСОФСКО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
СКВОЗНЫХ» МОТИВОВ В НОВЕЛЛИСТИКЕ Э.А.ПО.
§ 4. ОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩИХ СИМВОЛИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПОЭЗИИ Э.А.ПО.
ГЛАВА II. НАСЛЕДИЕ ЭДГАРА ПО, КАК ХУДОЖНИКА И ТЕОРЕТИКА, И ИСКАНИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПОЭТОВ-СИМВОЛИСТОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
§ 1. ПО И БОДЛЕР.
§ 2 . ПО И ВЕРЛЕН.
§ 3. ПО И РЕМБО.
§ 4. ПО И МАЛЛАРМЕ.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Михина, Марина Валерьевна
Предлагаемая диссертационная работа посвящена исследованию влияния творчества Эдгара Аллана По (1809 - 184 9) на процессы формирования и развития символизма в Европе в конце XIX века, прежде всего во Франции.
Эдгар По создавал свои произведения в тот период, когда Соединенные Штаты проходили один из наиболее важных моментов своего исторического пути (война за Независимость, создание республики, Гражданская война). С одной стороны, в эту эпоху возникла и развивалась романтическая самооценка американцев своей исключительности, а с другой - они пережили тогда же разочарование во многих идеалах. Эдгар По и Генри У.Лонгфелло, Герман Мелвилл и Уолт Уитмен, Фенимор Купер и другие писатели - романтики находились у самых истоков формирования национальной литературы. Именно они доказали Европе самоценность американской культуры и ее опережающее значение в формировании художественных явлений конца XIX века. Когда современный исследователь «романтизму Шатобриана, Мюссе, Вордсворта, Байрона противопоставляет «символизм» По, Готорна, Мелвилла, Эмерсона, Уитмена»1, он стремится выделить тем самым специфику американского романтизма.
Критическая литература о творчестве Э. А. По обширна и многопланова, о нем написано больше, чем о каком-либо другом американском романтике. Вероятно, такое внимание к этому писателю обусловлено чрезвычайным тематическим и жанровым разнообразием его произведений, а также бесспорным авторитетом писателя-новатора, повлиявшего на дальнейшее развитие мирового литературного процесса. Эта литература представляет собой различные направления в изучении наследия Э.По:
1.Биографическое (выработка концепции личности По путем тщательного изучения фактов его биографии, содержащихся в документах его эпохи и воспоминаниях его современников);
2.Теоретико-генетическое {целостное изучение литературно-критической деятельности По и значение его журналистского наследия для Америки);
3.Историко-философское (исследование своеобразия и новаторства его поэзии и новеллистики с точки зрения современного развития науки (философии, психологии, социологии);
4.Сравнительно-функциональное (анализ влияния творчества По на дальнейшее развитие искусства, в особенности музыки и поэзии).
Подобная классификация критической литературы помогает обозначить степень изученности объекта исследования на современном этапе и определить место и логику функционирования предложенной к рассмотрению темы диссертационного исследования.
1 Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблемы романтической культуры. -М., 1997, С.11.
Особые трудности испытывает современный исследователь биографии По, пытаясь создать непредвзятое представление о личности этого писателя: долгие годы сохранялась ориентация на посмертные статьи Р. Гризуолда2, во многом исказившие факты жизни По, представившие его как человека исключительно порочного и больного. Такая трактовка личности писателя не могла не сказаться и на оценке его творчества как отражения патологического сознания3. Говоря о таком представлении о личности Э.По в статье Р.Гризуолда и работах символистов А.М.Зверев замечает, что «.и в том, и в другом случае речь шла об одних и тех же чертах По, как личности и как художника - об «экстазе», «извращенности», галлюцинациях, меланхолии. И только оценки оказывались диаметрально противоположными. У Грисуолда - уничижительными. У символистов восторженными»4. Кроме того, до сих пор существуют многие тайны и легенды вокруг этого имени, как таинственна и непонятна для современников и сама его смерть . В настоящее время современная критика
2 The works of the late Edgar Allan Рое; with a memoir by Rufus Wilmot Griswold and notices of his life and genius by N.P.Willis and J.K.Lowell, 4 vols. N.Y., 1850-1854, vol.1, p.5-33.
3 Напр., Lauvriere E. Edgar Poe, sa vie et son cevre, Paris, 1901. Campbelle К. "Poe". In the Cambrige History of American Literature, v.2, p.55-69, 1916.; Ewers H.H. Edgar Allan Рое. Berlin and Leipzig, 1905.; Graham G.R. Memoir, In the Works of Edgar Allan Poe, ed. by J H. Ingram, Edinburgh, 1874.; Grat Vemon W. Great Abnormais, N.Y., Hawthorn Books, 1964.; Smith Alphonso. Edgar Allan Poe. How to Know Him, N.Y., 1921.
4 Зверев A.M. Вдохновенная математика По// По Э. Избранные. Сборник. На англ. яз. -М„ 1983. С И.
5 Grossman J.O. Edgar Allan Рое in Russia, a study in Legend and Literary Influeme, Gal -Verlag, Würsburg, 1973.; Wagenknuht E. Edgar Allan Poe. The Man Bihind the Legend, N.Y., 1963.; Личность Эдгара Поэ. // Вестник иностранной литературы. -СП б., 1897, №9, с.357-359 (легенда об (правлении), Мостович Ч. Американский Гофман//«Книжки недели». -Спб., №11, 1899г, с.226-228 и др. ориентируется на широко признанный и авторитетный труд А.Г. Квинна6, создавшего капитальную биографию поэта, а также на двухтомное собрание писем По, выпущенное в свет Д. Остромом7. Огромная заслуга этих изданий заключается прежде всего в том, что они содержат в себе такое богатство документальных материалов, которое не позволяет уже трактовать некоторые моменты жизни писателя столь поверхностно и безответственно, как это было прежде. Приверженцами биографического исследовательского подхода в литературоведении о По являются такие западные критики, как Биттнер У., Т.Х. Чиверс, Дж.Б. Хьюбелл, Р.Е. Спиллер, B.J1. Паррингтон3 и Др.
Для американской куль туры Э.По, прежде всего, является одним из родоначальников и создателей традиций национальной журналистики. В этом смысле его критические работы потребовали отдельного изучения, чему подтверждением служат многочисленные теоретико-генетические исследования западных литературоведов (например, М. Аллена, М. Альтертона, У. Кука, Д. К. Джексона, С. П. Мосса, Е. У. Пар-кса, Р. Р. Джекобса9 и др.).
6 Quinn А Н. Edgar Allan Рое. A critical biography. N.Y., 1969 (f.p. 1941).
7 The letters of Edgar Allan Рое. Ed. by John Ward Ostrom, vols. 1-2.N.Y., 1966,
8 Bittner W. Рое: a biography, Boston, 1963, London, 1964.; Chivers Т.Н. Life of Рое, ed. by K.Davis, N.Y., 1952.; Hubbell J.B. Eight Americans Authors, A Review of Research and Criticism, N.Y., 1963.; Spiller B.E. The American Literary Dilemma and Edgar /Allan Рое. - In: The Great Experiment in American Literature, ed by C. Bode, N.Y., 1961.; Паррингтон В.Л. Э. А. По. Писатель - романтик// Паррингтон B.JI. Основные течения американской мысли, т.2, М., 1962.
9 Allan М. Рое and the British Magazine Tradition, N.Y., 1969 ; Alterton M. Origins of Poe's Critical Thejry; Iowa, 1925.; Cooke W. Рое as a Literary Critic, Athens, 1964.; Jackson Dawid Kelly. Рое and the Southern Literary Messenger, N.Y., Hoskell House Publishers, Ltd., 1970
Поздно признав поэтический дар Эдгара По, Америка всегда безоговорочно отдавала ему предпочтение как журналисту. Этот прирожденный талант По заключался в его необычайном чутье, позволявшем уловить конъюнктуру книжного рынка, вовремя понять и учесть вкусы и потребности читательской публики, и главное - точно воплотить это в творчестве.
Если американская критика сконцентрировала свое внимание на журналистском таланте Э.По, то европейские исследователи его творчества особенно часто стремятся прибегнуть к объяснению своеобразия его поэзии и новеллистики с позиций нравственно-философских обобщений, а также с точки зрения современных открытий науки о человеке, провозвестником которых и считают самого По. Такие историко -философские работы в основном строятся по хронологическому принципу анализа и изучают прежде всего эволюцию художественного мира писателя. Среди них выделяется немалая группа работ, анализирующих произведения По в общемировоззренческом ключе например, труды Д. Гоффмана, Б.Р. Поллина, Д.М. Рейна, А. Грова10 и др. Отдельную группу также представляют собой работы, основанные на положениях 3. Фрейда и его последователей (например Дж. У.
E.-P.-1934).; Moss S.P. Poe's major crisis: His libel Suir and New Jork's literary world, 1970.; Parks E.W. Edgar Allan Poe an Literary Critic, Univ. of Georgia Press, 1964.; Jacobs R.P. Poe: Journalist and Critic, Louisiana State Univ. Press., 1970.
10 Hoffman D. Poe Poe Poe Poe Poe Poe Poe, N.Y., 1972; Pollin B.R. Discoveries in Poe, Notre Dame, Indiana, 1970.; Rein Davis M. Edgar A. Poe. The Inner Pattemi, N.Y., Philosophical library, I960.; Growa A. L'asput metaphisique du mal dans l'œuvre littéraire de Charles Baun-delare et d'Edgar Allan Poe. Lincoln, 1956.
Робертсона, M. Бонапарт, А. Лернера11 и др.). Данные исследования представляют собой интересные и глубокие размышления не столько о творчестве По, сколько о психологии человека, глубже раскрыть и понять которую, с их точки зрения, помогают некоторые новеллы и стихотворения американского писателя . Но вряд ли, на наш взгляд, можно отнести их к собственно литературным исследованиям, так как их авторы оперируют понятиями и терминологией далеко не литературоведческими, анализируют то, что за художественным текстом, а не внутри него.
Особое внимание следует обратить на работы, посвященные рассмотрению той роли По - художника, которую он играет в дальнейшем развитии мировой культуры (в музыке, живописи, киноискусстве и т.д.), так как именно это его влияние является одним из отличительных качеств американского поэта12. Авторы этих сравнительно - функциональных изысканий выходят на новый уровень типологических обобщений о роли По в истории мирового искусства и культуры.
Проблемы творчества По нашли свое отражение и в мировой компаративистике. Об этом свидетельствуют, в частности, труды таких исследователей, как Жан Росселе (По и Франция), JI. Брейт Кифер (По в России), Герберт Шауманн (По и Германия), Педро Сали
11 Robertson J.W. Edgar АПап Рое: A psychopatic study. N.Y., 1923.; Bonaparte M. Edgar Poe: etude psychoanalitique. Paris, 1933.; Lemer A. Psychoanalyticully Oriented Criticism of Three American Poets: Poe, Whitman and Aiken Rutherford, Madison, Jeaneck, Fairleight Dickinson Univ. Press, 1970. нас (По в Испании и Латинской Америке)13, У.Т. Бэн-ди (По в Европе)14, Р.В. Джонсон (По и английский эстетизм)15 и др. На примере этих работ можно убедиться в том особом значении творчества По, которое он имел для Европы. Одной из наиболее важных черт этих исследований следует считать стремление к обобщению главных тенденций творчества По.
Наиболее популярным и интересным аспектом здесь является влияние произведений По на французских писателей16. Чем можно объяснить такое внимание критики именно к французскому восприятию? Во-первых, тем, что французские писатели одними из первых охотно восприняли творчество американского романтика, назвав По не американским автором, а французским. Во-вторых, именно во Франции его книги получили наибольшее признание: с 1845 года, когда появились первые переводы По (первые не только во Франции, но и во всей Европе), вышло более тридцати сборников его новелл, а количество журнальных статей, посвященных его творчеству не представляется возможным подсчитать. Почему именно Франция стала второй родиной По - художника?
12 Например, работа Loekspeise E.Debussy et Edgar Poe. Manuscripts et Documents Inédits., Monaco, 1961,
13 Poe in foreign lands and tongues. A symposium at the 19tb annual commemoration of the Edgar A.Poe society of Baltimore. 1941.
14 Bandy W.T. The influence and reputation of Edgar Allan Poe in Europe, Baltimore, 1962.
15 Johnson R V. Aestheticism. London, 1969.
16 Cambiaire C.P. The influence of Edgar Allan Poe in France, N.Y., 1970; Weitherill P.M. Charle Baundelaire et la poesie d'Edgar Allan Poe, Paris, 1962; Lemonier L. Les traduicteurs d'Edgar Poe on France de 1845 à 1875, Paris, 1928; Chiari J. Simbolism from Poe to Mallarmé, Rockliff, 1956.; Cain L.J. Trois essais sur Paul Valéry, Paris, 1958; Eliot T S. From Poe to Valéry, 1948 и др.
С одной стороны, сам По во многом учился у французских философов XVIII века пониманию методов искусства с рационалистических позиций, кроме того, на него повлиял духовный опыт постромантической эпохи. С другой стороны, популярность его во Франции совпала с тем переходным моментом в истории и искусстве, когда французские писатели стремились к созданию новых течений, новых принципов построения текста, которые и обнаружили в созвучных их поискам текстах По (в частности, Бодлер и Малларме) : «.из наследия По символизм почерпнул особенно много - и для своих художественных теорий, и для поэтических принципов, и для всей выразившейся в нем духовной ориентации»17.
Кроме того, в Англии, стране, где отсутствовало уважение к американской литературе как вторичной, во многом зависевшей от английских корней, не могли бы признать первенства какого-либо заокеанского автора. Гораздо позднее, уже через французских символистов, английские поэты эстетического течения признали важное значение произведений По.
Не меньшую роль творчество По играет и для русского символизма, который, с одной стороны, развивался по собственному пути, а с другой - под влиянием французских авторов, от которых и принял эстафету в освоении литературного наследия По. Тем не менее, русские писатели во многом по-своему
17 Зверев A.M. Вдохновенная математика Эдгара По// По Э. Избранные. Сборник. На англ. яз.-М., 1983.С.10. оценили его произведения, воплотив в своих сочинениях основные мотивы, приемы и образы поэтики американского автора.
50-е и 60-е годы XIX века были порой открытия творчества По и роста его популярности у европейского читателя, в том числе и в России. Именно этот период отмечается целым всплеском статей о По, которые публиковались в различных литературных журналах. Как правило, эти статьи были навеяны ра
1 б ботой Бодлера , а иногда практически являлись ее пересказами на русском языке19. Заслуга авторов этих публикаций заключается прежде всего в самом факте открытия этого имени, а также в знакомстве с отдельными эпизодами его творческой биографии.
Другой, более значимый для освоения литературного наследия По российской критической мыслью, период связан с развитием символизма в России. Новизна публикаций этого периода (конец 80-х гг. XIX в. - первые десятилетия XX в.) была в совершенно ином, отличном от западной традиции, подходе к произведениям американского романтика. Русская критика заинтересовалась прежде всего своеобразием творческого метода этого писателя: важнейшими аспектами исследований явились анализ психологизма,
7 0 приемов фантастики, подтекста, структуры образов ,
18 Григорьев А.П. Обзор иностранной журналистики / Эдгар По / «Московитянин», 1852, №22, отд IV, стр. 13-15. Подпись: I; Эдгар Поэ, современный северо-американекий писатель. Его жизнь и сочинения, - «Сын отечества», 1856, стр. 33-36,; Э.Поэ «Заграничный вестник», 1866, №1, стр. 67-78, №2, стр 348-367.
19 Шелгунов Н.В. / Э.По. - «Дело», 1874, №4, стр 276-285. Подпись: Н.Ш.
20 Аксаков Н. Психология Э. Поэ. - «Всемирная иллюстрация», 1886, №10, стр 191-194, №11, стр. 210-211, №12, стр. 234-238. Спб.; Бальмонт К. Предисловие. - В кн.: ПоЭ. Балто есть именно те аспекты, которые еще в 18 62 году выделил в своей знаменитой статье великий русский писатель Ф. М. Достоевский21.
Совершенно отдельную и в то же время обширную группу представляют собой те публикации, в которых дается анализ творчества По в свете развития традиций символизма, утверждающие неоспоримое влияние его произведений на творчество символистов. В своей монографии «Предтечи и современники», изданной в 1910 году и ставшей своеобразным обобщением предыдущих работ, Аничков писал: «Новые веяния в поэзии 90-х годов заставили вспомнить о Бодлере и Эдгаре По. Они опять и даже более, чем когда-либо стали современными22. В числе этих публикаций как статьи самих символистов23, так и критиков, не принадлежавших собственно к символистской школе24. лады и фантазии. М.} 1895, стр I1I-XIX.; Ветерова 3. / Рец. на кн.: «Необыкновенные рассказы», Спб., 1896/. - «Образование», 1896, №10, стр. 94-97.; Пресс А, Писатели XIX в. Кн. I. Спб., 1901, стр. 177-216. (Изд. 2-е).; Красносельский А. В борьбе с прозой жизни. / К психологии неопределенных стремлений// Э.По / - «Разг. богатство», 1900, №11, отд. II, стр. 46-55.; Энгельгардт М. Э. По, Его жизнь и произведения. - В кн.: По Э. Собр. Соч., 2-е изд., т. 1, Спб., 1909, стр. VII-XXXI. и др.
21 Достоевский Ф.М. Три рассказа Э. Поэ, // «Время», 1861, т.1, стр. 230-231. Подпись: Ред.
22 Аничков E.H. «Предтечи и современники. T.I. На Западе» Спб., 1910. С.213.
23 Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии. // Бальмонт К. Горные вершины. Кн. I, М., 1904, стр.79-88.
Бальмонт К. Э.По (1809-1849). - В кн.: По Э. Собр. соч., т.1, М., 1901, стр. VII-XII.; Блок А. Рецензия на книгу: «Собр. соч.», т.2, М., 1906/ «Слово», 1906,12 февр. Лит. приложение №2. Подпись: Ал.Ел.; Бальмонт К. Очерк жизни Э.По. Послесловие переводчика. - В кн.: По Э. Собр. соч., т.5, М., 1912. Стр. 1-107, 303-311.; Брюсов. В. Э.По. //История западной литературы, т.З, М., 1914, стр. 328-344.; Брюсов В. Предисловие переводчика. -Э.По. Биографический очерк; Критико-биографический комментарий, // По. Э. Полн, собр. соч., поэм и стихотворений, M.-JI., 1924, стр. 5-16, 107-125 и др.
24 А-й. Декадентская поэзия. /Соф. соч./, т.1, М., 1901. -«Московские ведомости», [901, 4/17/ июня.; Усов. А. Декадентство. /Бодлер и По/ Краткий систематический словарь всемирной литературы, ч.2, Спб., 1906, стр, 135-143.; Апостолов Н. ЭЛо // Апостолов Н. Импрессионизм и модернизм. Киев, 1908, стр. 43-44.; Аничков Е. Бодлер и По. - «Современный мир», 1909, №2, Спб., стр.75-100.; Львов-Рогачевский В. Э.По и Леонид Андреев. // Львов - Рогачевский В. Две правды. Книга о Л. Андрееве. Спб., 1914, стр. 169-186.;
Дальнейшее развитие работ такого плана уже в советском литературоведении не состоялось, и объясняется это определенными идеологическими установками, препятствовавшими изучению литературы декаданса и модернизма. Тем не менее имя Эдгара По не было забыто, о чем свидетельствуют различные издания его произведений, а также статьи, посвященные анализу его творчества с марксистских позиции .
Внимание критиков обращалось на определенный, весьма ограниченный, круг его новелл, которые анализировались с точки зрения особенностей их содержания, как правило, это были либо детективы, либо фантастические рассказы.
В конце 60-х - начале 70-х годов появился ряд работ, посвященных изучению американского романтизма, как направления повлиявшего на дальнейшее развитие мировой литературы. И здесь особо следует отметить монографию Николюкина А. «Американский
26 ^ романтизм и современность» , в которой были определены основные тенденции развития романтизма в Америке, а также дан жанровый анализ новеллистики Э.По. Таким образом был дан толчок развитию научно
Котляревский Н. / Э.Поэ и Ш.Бодлер/. Котляревский Н. Девятнадцатый век. По., 1921, стр. 188-197 идр.
2Ь Динамов С. / Рецензия на книгу: «Полное собрание поэм н стихотворений», 1924/. -«Печать и революция», 1925, №1, стр. 287-288., Камегулов А. Э.По (Предисловие). - В кн.: По Э. Убийство на улице Морг Л., 1927, стр. 3-9,; Динамов С. Научно - фантастические новеллы Э.По. - «Литература и марксизм», 1931, №3, стр. 51-64.; Старцев А, /Рецензия на книгу «Избранные рассказы», М., 1935/ - «Литературное обозрение», 1936, №4, стр. 28-29 и др.
26 Николюкин А, Новеллистика Э.По. - В кн.: «Американский романтизм и современность». А., «Наука», 1968, стр. 189-251.
- исследовательских работ в отечественном литературоведении, посвященных рассмотрению жанрового своеобразия творчества По27.
В последнее время наблюдается новый всплеск интереса к произведениям этого автора, о чем свидетельствуют различные диссертационные исследования, посвященные По, а также выпуски отдельных периоди 26 ческих издании об этом писателе .
Между тем, творчество По еще недостаточно изучено в отечественном литературоведении, в котором до сих пор существует лишь одна монографическая работа Ковалева Ю.В. «Эдгар Аллан По»29, изданная в 1984 году, которая представляет собой наиболее фундаментальное отечественное исследование наследия По (поэтического, новеллистического, журналистского) и на данный момент является основной опорой для многих исследований. Другие же работы рассматривают лишь какие-то отдельные аспекты творчества По, иногда даже без учета особенностей исто-рико - литературного процесса30. Заметным явлением в отечественной американистике стало диссертацион
27 Эйшискина Н. Э.По, его жизнь и творчество. - «Вопросы литературы», 1963, №10, стр.
206-211.; Чер навита Л.И. Детективные новеллы Э.По. // Очерки по зарубежной литературе. Иркутск, 1970,; Неделин В., Николюкин А. Эдгар Аллан По//По Э.А. Собр. соч. в 2 т. М, 1972, т.1,с.3-37.; Захаров В.//ПоЭ. Лирика, Л„ 1976, с.3-19 и др. 1% Аленко Е.М. Американская романтическая новелла (К вопросу истории и теории жанра): Дис. канд. филолог, наук. Л., 1979.; Бякова Н.Г. Американская новелла последней трети XIX века (К вопросу о жанровом своеобразии): Дис. канд. филолог, наук., М., 1980.; Староверова Е.В. Романтическая литературная сказка в Америке: Дис. канд. филолог. наук., Л., 1989.; Бенедиктова Т.Д. Поэзия американского романтизма (своеобразие метода): Дне. . канд. филолог, наук., М., 1990 и др.
29 Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. М., 1984.
30 Антипенко A.A. Проза Эдгара По в контексте традиционной мистики: Дис. канд. филолог. наук., М., 1995.; Шогенцукова H.A. Опыт онтологической поэтики (Эдгар По, Герман Мелвилл, Джон Гарднер): Дис. канд. филолог, наук., М., 1995. ное исследование Л. Н. Королевой (1974), часть которого посвящена влиянию наследия Эдгара По в европейской литературе, в том числе и в литературе символизма. Однако здесь лишь обозначены имена символистов и их основные произведения, в которых прослеживается это влияние.
Актуальность диссертации. Каждая эпоха требует нового подхода к исследованию даже уже изученных ранее явлений. Вопросы взаимодействия американской и западно-европейской литератур имеют особое значение в компаративистике. Влияние европейского Запада на американскую культуру бесспорно и доказано многими исследователями, и такая проблема, как отражение в творчестве американских романтиков некоторых черт европейской классики давно и широко изучена. Однако еще недостаточно внимания уделяется здесь обратной стороне этой взаимосвязи, а именно - влиянию самих американцев на европейских авторов. В работе раскрывается интересная страница американо-французских литературных связей.
Действительно, многообразие взаимоотношения между литературами США и Франции - богатая и значительная тема, не получившая должного освещения в нашей американистике. А здесь немало любопытных проблем и сюжетов: французские просветители и Франклин, Уитмен и французская поэзия XX в; роль Бальзака в становлении реализма в США (Драйзер); Золя и формирование американского натурализма (Крейн; Норрис); американские «экспатрианты» (Хемингуэй, Дос Пассос, Фицджеральд и др.) и парижская художественная жизнь 20-х годов; влияние французской философии (Бергсон, Сартр, Камю) на американских писателей (Фолкнер, Уайлдер); роль Франции в открытии Фолкнера; эксперименты Дос Пас-соса и французский роман 20-30-х гг. В этом ряду сопоставление творчества Э.По с французским символизмом занимает особо важное место.
Определение соотношений творчества По с последующим развитием литературы французского символизма стало предметом данного диссертационного исследования. Анализ этого соотношения позволяет глубже понять эстетические системы европейского символизма, и выявить основные различия в художественной практике писателей этого направления. Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественном литературоведении объектами сопоставительного анализа становятся творчество американца По и произведения французских авторов: в то время как отдельные аспекты влияния По на русских писателей учитывались в отечественной компаративистике, анализа взаимодействия американской и французской литератур у нас еще нет. Наша российская американистика успешно занимается изучением различных аспектов творчества Эдгара По (жанры, приемы, сюжеты и т.д.) как явления американского романтизма, в меньшей мере - как явления мировой литературы, повлиявшего, в частности, на формирование символизма во Франции.
Однако сопоставление позволяет углубить представления о национальном своеобразии творчества и самого Э.По, и французских символистов, и многих других писателей. Историко-культурные связи США и Франции (французская буржуазная революция и гражданская война в Америке, соперничество французской и английской частей американского населения в плане традиций, значение Парижа в XVIII и XIX вв. как мирового культурного центра) способствовали открытию феноменов творчества Фолкнера и По именно во Франции. И именно здесь перед исследователями возникает проблема мирового значения американской литературы.
Поскольку время «дескриптивных» исследований ушло в прошлое, и современное литературоведение носит ярко выраженный теоретический характер, появилась объективная необходимость создания целостной концепции путей освоения творчества По в европейской литературе, отвечающей последним требованиям литературоведческой науки. С этой целью в работе используется классификация новаторских приемов По и их отражения в индивидуальном творчестве каждого из исследуемых авторов, представленная в виде таблиц.
В основу работы положено сочетание сравнительно-исторического подхода к изучению творчества авторов различных стран и структурно - типологического принципа исследования литературного произведения . В основе I главы - историко - генетический и типологический методы, II главы - историко -сравнительный. Основное внимание привлечено к стилистическому анализу художественного наследия Э.По, а также сопоставлению с близкими по стилю и тематике текстами французских поэтов с учетом их индивидуального мировоззрения и эстетики.
Цель диссертации - восполнить существующий в отечественном литературоведении пробел в исследованиях, посвященных влиянию творчества американского романтика Э.По на поэзию символистов, рассмотреть важные аспекты эстетической системы писателя, установить соответствия между эстетикой романтизма и символизма.
Этой целью определялся круг задач, которые решались в ходе работы:
- определить в составе творческой системы По новации, связанные с перспективами обогащения европейской литературы, в частности символизма;
- выявить оценку американского автора европейской критикой и читательское восприятие его творчества на рубеже XIX и XX веков в Европе;
- проанализировать пути освоения художественного наследия По на французской почве, выявить национальное своеобразие этих путей.
Научно - практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в лекционных курсах по истории американской литературы периода романтизма, французской и русской литературы конца XIX - начала XX веков, на спецсеминарах, посвященных проблемам литературных взаимосвязей, а также в спецкурсах по истории зарубежной литературы.
Апробация. Основные положения диссертации отражены в публикациях; апробировались на заседаниях кафедры зарубежной литературы АГПУ. По результатам исследования делались доклады на ежегодных конференциях преподавателей, студентов и сотрудников АГПУ {1992, 1993, 1994, 1995, 1997, 1999), на VII Пуришевских чтениях (1995), на международной конференции по проблемам взаимосвязей литератур в Орехово-Зуевском педагогическом институте (1995) .
Структура работы. Диссертация состоит их введения, двух глав, заключения, примечаний, библиогра-фии. Общий объем работы - 217 страниц, список использованной литературы включает 32 6 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эдгар Аллан По, новелист, поэт, теоретик и французская поэзия второй половины XIX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного диссертационного исследования была поставлена основная цель - проанализировать литературно - критическое и художественное наследие американского романтика Эдгара Аллана По с точки зрения выявления в нем тех аспектов творчества писателя, которые впоследствии вошли в поэтическую практику символизма.
Поэтому в процессе работы решались более частные задачи, определенные целью диссертации.
1. Новации творчества Э.По, связанные с перспективами обогащения европейского символизма были обозначены следующим образом:
- в своих литературно - критических статьях Э.По дал понятие «эффекта», значение которого совпадает с пониманием символистами смысла художественного творчества: стремление к неопределенности смысла, пробуждение эстетической эмоции; требование Красоты как основного объекта поэзии; музыкальность, основанная на ритмической организации речи; проникновение во внутренний мир человека, интуитивность познания Истины как конечная цель Искусства;
- если считать символом такую форму иносказания, которая позволяет через словесный образ передать многозначную жизненно универсальную идею, не поддающуюся отвлеченно - логическому выражению, то следует отметить философско-эстетическую близость значений основных мотивов прозы и поэзии Э.По, т.к. они прежде всего несут в себе элементы авторского миропонимания, лишены смысловой завершенности и, обнаруживая связь с универсальными построениями, несут в себе элементы символизации;
2. Говоря об оценке творчества американского писателя - романтика европейской критикой, необходимо отметить его бесспорный авторитет среди символистов и, практически, единодушную оценку творчества Э.По как предтечи европейского символизма. Преимущественное право открытия этого феномена принадлежит французским поэтам конца XIX века, а вслед за этим, интерес к нему пришел и в Англии, Австрии, Германии, Бельгии и России. Однако, следует заметить, что на восприятие наследия Эдгара По в России, еще задолго до французских символистов, оказала заметное влияние оценка рассказов американского автора великим русским писателем Ф.М.Достоевским (в частности его статья «Три рассказа Эдгара Поэ» в 1862 году). Выделение им в качестве основополагающего момента творчества Э.По умения точнейшим образом дать описание психологических процессов не могло не сказаться на своеобразии рецепции Э.По в эстетике русского символизма .
3. Проанализировав пути освоения творческого наследия Эдгара По на примере французской литературы второй половины XIX века можно увидеть, что доминирующие мотивы творчества этого писателя, независимо от того, в каком конкретном словообразе они находят соответствующее выражение, трансформировались в произведениях символистов, обнаружив, таким образом, эстетическую и философско-репрезентативную близость между наследием американского романтика и европейским символизмом. Однако изменение историко-культурной и национальной среды их функционирования, в свою очередь, повлияло на изменение значения символа.
Приведенная ниже системная таблица иллюстрирует данный тезис.
Список научной литературыМихина, Марина Валерьевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Теоретико-литературные работы
2. Бахтин М.М. Контекст 1974. М., 1975.
3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. -М., 1986.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979.
5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика, М., 1989
6. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха -М., 1989.
7. Гете И.В. Избр филос произведения. -М., 1964
8. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. -Л.-М., 1936
9. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.
10. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
11. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М., Выш. шк., 1991.
12. Губер А. Структура поэтического символа// Труды Гос. Академии худож. наук. Философское отделение, в.1, -М., 1927.
13. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.
14. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
15. Зарубежная литература XIX в. Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов: Учебное пособие/ Сост. А.С.Дмитриев и др. М., 1990
16. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе/Сост. общ. ред. Г.К.Косикова. -М.: МГУ, 1987.
17. Кант И. Соч.: В 6 т. -М., 1966. Т.5.
18. Краткая литературная энциклопедия. -М., 1971, С.830
19. Литературный энциклопедический словарь// Под общ. ред.: В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987 .
20. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М., изд. Моек. ун-та, 1982, -480с.
21. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. -М., 1993, -959 с.
22. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. —М., Искусство, 1995, -320с.
23. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. Сб статей., -М., 1994,
24. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.2 4 . Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. -М., 1994.
25. О литературно художественных течениях XX в. Сб. статей / под ред. Л.Андреева // -М., 1966.
26. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.
27. Принципы анализа литературного произведения. /Под ред П.А.Николаева. А.Я.Эсалнек. М., 1984.
28. Пропп В.Я. Морфология сказки.
29. Путилов Б.Н. Методология сравнительно исторического изучения фольклора. Л.: 1979.
30. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1987.
31. Томашевский Б.В. Теория литературы; Поэтика, -М.-Л., 1928, С.136
32. Тынянов Ю.И. Поэтика. История литературы. Кино. -М., 1977.
33. Уэллек Р.У.О. Теория литературы/ Вступит, статья А.А.Аникста, коммент. Б.А.Гиленсона. -М., 1978
34. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). -М., 1982.
35. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. -М., 196636 . Эстетика американского романтизма. М., 1977.
36. Якобсон Р. Работы по поэтике: Перевод / Сост. и ред. М.Л.Гаспарова -М., 1987.
37. Работы по теории и истории символизма
38. Алексеев В.В. Французское стихотворение как объект перевода: (на материале поэзии Ш.Бодлера, П.Верлена, и Ст. Малларме): Дис. . канд. филолог . наук. -Киев, 1988.
39. Андреев Л.Г. Импрессионизм. -М., 1980.
40. Анисимов И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. (Статьи, очерки, портреты) . -М., 1977.
41. Багно В.Е. Федор Сологуб переводчик французских символистов // На рубеже XIX и XX веков. -Л., 1991, с.129-214.
42. Балашов Н.И. Рембо и связь двух веков поэзии// Рембо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. -М., 1962
43. Балашов Н.И. Символизм. Малларме. Рембо. Верден . // История французской литературы. Т. 3. -М., 1959
44. Балашов Н.И. Эволюция творчества Рембо: Дис. . канд. филолог, наук. -М., 1944-45
45. Белый А. Символизм как миропонимание. -М., 19944 б. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция. Конец XIX начало XX века. -М., 1987.
46. Валери П. Об искусстве, -М., Искусство, 1993.
47. Великовский С. В скрещенье лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. -М., 1987.
48. Верден Поль. Избранные стихотворения в переводах русских поэтов {Биография и характеристика творчества В. Изразцова), -Спб., 1911.
49. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890-1-914) М., 1976.
50. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. -М., 1970.
51. Горький М. Поль Верлен и декаденты// Собр. соч. в 30-ти тт. М., 1953. -т.23, с.
52. Готье Т. Шарль Бодлер// Бодлер Ш. Цветы зла и стихотворения в прозе в переводе Эллиса. -Томск, 1993.
53. Гринштейн А.Л. Лирика П.Верлена и ее интерпретация в русских переводах: Дис. . канд. филолог, наук. -М., 1987.
54. Гужзадзе Н.П. Бунт как основа творчества А.Рембо : Дис. . канд. филолог, наук. -Тбилиси, 1985.
55. Джаосивили М.В. Традиция и новаторство в поэтике Верлена и Малларме : Дис. . канд. филолог наук. -Тбилиси, 1988.
56. Димитров С.И. Эстетические программы французских и русских символистов / Дис. канд. филос. наук. -М., 1981.
57. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. -М., 1989.5 9 . Жиркова И. А. Новеллистика старших символистов (жанрово-стилевые модификации)/ Дис. . канд. филолог. наук.
58. Импрессионисты, их современники, их соратники. -М., 1976.
59. Kappe Ж.-М. Жизнь и приключения Жана-Артура Рембо (пер с фр. Б.Лившица)//Рембо Ж.А. Пьяный корабль (послесловие В.Е.Балахонова) -Спб.,1994.
60. Кодуэлл К. Иллюзия и действительность. Об источниках поэзии. (Вступительная статья Д.М.Урно-ва) -М., 1969.
61. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков, М., 1990.
62. Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни»// Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе, -М., 1993, с.5-40.
63. Лахман Г. Оскар Уайльд. Библиография характеристика -Спб., 190 9
64. Литература и музыка. -Л., 1975.
65. Логин C.B. Импрессионизм в поэзии Поля Вердена: Дис. . канд. филолог, наук. -Минск, 1987.
66. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь Александра Блока. -Куйбышев, 1969.
67. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. -М. , 1973.
68. Орагвелидзе Г.Г. Стихотворение и поэтическоевидение (На материале французской поэзии второй половины XIX в.). -Тбилиси, 1973.
69. Ораховацкий Ю.И. Музыка стиха (На примере поэтики Поля Верлена) : Дис. . канд. филолог, наук. -Л., 1974.
70. Пайман А. История русского символизма (Авторизованный пер.) Пер с англ. В.В.Исакович М., 1998.
71. Песис Б.А. От XIX к XX веку: Традиция и новаторство во французской литературе (Вступит, статья Т.Балашовой). -М., 1979
72. Пигмашева О-В. Бодлер критик : Дис. . канд. филолог, наук. -М., 197 4.
73. Полянский H.H. Особенности французского стиха к. XIX сер. XX вв. {Лотреамон, Превер, Сен-Жон Перс): Дис. . канд. филолог наук. -М., 72г.
74. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора/ Под ред. Г.Косикова, -М., 1993
75. Сартр Ж.-П. Бодлер// Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе/ Сост., вступит. статья Г.К.Косикова. ™М., 1993.
76. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. -Ереван, 1980, изд-во АН Арм. ССР, 1978.
77. Семиотика / под ред. Ю.С.Степанова. -М., 1983.
78. Серебряный век. Философско-эстетические и художественные искания (сб. статей). -Кемерово,1996.
79. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. -М., 1985.82 . Сычков В. В. Языково-стилистическое выражение категории времени в творчестве Ш.Бодлера: Дис. . канд. филолог, наук. -Л., 1976.
80. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. -М., 1986.8 4. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы /конец XIX- начало XX в./. -М., 1970.
81. Федоров A.A. Идейно-эстетические искания в английской литературе 80-90-х годов XIX в и драматургия Г.Ибсена. -Уфа, 1987.
82. Чернякова Л.Ф. Творчество Ст. Малларме в 6070-е гг.: Дис. . канд. филолог, наук. -М., 1973.
83. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. / Ж.Кассу,
84. П.Брюнель, Ф.Кладон и др.; Научн. ред. и авт. послесловия В.М.Толмачева; Пер. с фр. -М., 1998.
85. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. ™М., 1988.
86. Alyn Mare. La nouvelle posie française. Morel, 1968.
87. Barzun Jacques. Classic, Romantic and modern. -Chicago-London, 1975.
88. Bertocci Angela Philip. From symbolism to Baundeleire. Illinois, 1964.
89. Bousquet Jacque. Les themes du rêve dans la littérature romantique. -Paris, 1964.
90. Bowra C.M. The heritage of symbolism. -London -N.Y., 1962.
91. Bruns, Gerald. L. Modern poety and the idea of language. -London, 1975.
92. Cain L. J. Trois essais sur Paul Valéry. -P., 1958 .
93. Heistein Jozef. Decadentisme, symbolisme, avantgarde dans les littératures européennes. -Paris, 1987.
94. Hennessy, Brendan. The Gothic novel. -Harlow, 1977 .
95. Johnson, Robert Vincent. Aestheticism. London, 1969.
96. Laurence P.H. The symbolic meaning. -London, 1962.
97. Lawler J.R. The language of French symbolism. Primceton, 1969.
98. Michaund G. Message poétique du symbolisme. -P., 1961.
99. Nalbantian, Suzanne. Seeds of decadence in the late nineteen-century novel. London, 1983.
100. Nassaar, Chr. Into the demon univese. A literary esploration of Oscar Wilde. London, 1974 .
101. Reed John Robert. Decadent style, USA, 1985.
102. Romanticism, modernism, postmodernism. London, 1980.lOS.Shewan K. Oscar Wilde. Art and egotism. -London. 1977.
103. Siebers, Tobin. The Romantic fantastic. London, 1984.
104. Symbolism and American Literature. ChicagoLondon, 1953.
105. Williams Th. A. Mallarmé and the language of mysticism, -Athens, 1970.1.l Основные издания произведений Э.А.По
106. По, Эдгар Аллан. Собрание сочинений Эдгара По. Т.1-12, Спб, 1896.
107. По, Эдгар Аллан. Собрание сочинений, в пер. с англ. К. Д. Бальмонта в 5 тт., М., "Скорпион", 1912.
108. По, Эдгар Аллан. Избранное. {Пер. с англ. Под ред. В.Станевич). М., Гослитиздат, 1958.
109. По, Эдгар Аллан. Избранные произведения в 2-х томах. Пер. с англ. Т.1-2, М., "Худож. лит.", 1972.
110. По, Эдгар Аллан. Баллады и фантазии. Пер. с англ. К.Бальмонта. М., Богданов, 1895.
111. По, Эдгар Аллан. Лирика. Пер. с англ. JI., "Худож. лит.", 1976.
112. По, Эдгар Аллан. Полное собрание рассказов. Изд. подгот. A.A.Елистратова, А.H.Николюкин. М., "Наука", 1970.
113. По, Эдгар Аллан. Рассказы. Т. 1-2. Пер. М.А. Энгельгардта. Брл., гос. изд., 1923.
114. По, Эдгар Аллан. Стихотворения / Предисл. А.М.Зверева; Худож. Ю.М.Сковородников. -М. : Радуга, 1988. -Текст парал. на англ. и рус. яз.
115. Рое, Е.А. The complete works of Edgar Allan Рое. /1902/ 10 vol. / vol.12 vol.13/ Literary criticism., N.Y.
116. Рое, E .A. Complete works of Edgar Allan Рое. Ed. by James A. Harrison. Vol. -17, N.Y., 1902.
117. Poe, E .A. The complete works of Edgar Allan Poe. With biogr. and introd. by Nathan Haskell Dole. 10 vol., Akron (0.), Werner, cop.1908.
118. Poe, E.A. Collected works of Edgar Allan Poe. Vol. 1, Cambridge (Mass.) , The Bekknap press of Harvard univ. press, 1969.
119. Poe, E.A. The works of Edgar Allan Poe. In 4 vis. -N.-Y., Widdleton, 1849.
120. Poe, E.A. The works of Edgar Allan Poe. With a memoir by Rufus Wilmot Griswold and notices of his life and genius by N.P. Willis and J.R. Lowell. In 4 vol. N.Y., Redfield, 1859.
121. Poe, E.A. The works of E.A.Poe. Ed. by John H. Ingram, vol. 1-4, Lnd., Black, 1893-1901.
122. Poe, E.A. The works of Edgar Allan Poe. In 5 vol. Front, in color from painting by Arthur E. Becher. N.Y., Collier, 1903-1904.
123. Poe, E.A. The works of Edgar Allan Poe. In 10 vis. With an introd. by Edwin Merkham. Vol. 110., N.Y., and Lnd. Funk & Wagnalls, 1904.
124. Poe, E.A. The works of Edgar Allan Poe. With introd., recollections of Poe by R.H. Stoddart, biogr., notes and ill. In 6 vis., N.Y., 1914.
125. Poe, E.A. Poe. /Works/. Ed. by Bliss Perry. N.Y., Doubleday, Page & co., 1924.
126. Poe, E.A. The works of Edgar Allan Poe. In one vol. Poems, tales, essays, criticism with new notes. Special biogr. introd. by Hervey Allen. N.Y., 1927/1965.
127. Рое, Е.А. /Works/ Selected and ed. with an in-trod. and notes, by Philip Van Doren, Stern. N.Y., The Viking press, 1945.
128. Русская критическая литература об Эдгаре По.134 . /Гельстрем В.А. / Литературная хроника. Культ Э. По. «Новое время», 1903, 8 /21/ янв., илл. прилож. Подпись В.Г.
129. А.Б. Рец. на кн. «Собр. соч.», т.I, М., «Скорпион», 1901. «Мир божий», 1901, №8, отд. II, с.96-97.
130. А-й. Декадентская поэзия. /Собр. соч./, т.1, М., 1901. -«Москов. вед.», 1901, 4/17/ июня.
131. Айхенвальд Ю. Э. По. Памятка. В кн.: Айхен-вальд Ю. Отдельные страницы. М., 1910, с. 75-81.
132. Аксаков Н. Психология Э. Поэ. «Всемирн. ил-люстр.», -Спб. , 1886, №10, с. 191-194, №11, с. 210-211, №12, с. 234-238.
133. Анастасьев Н. Эдгар По и его рассказы // По Эдгар. Рассказы, М., 1980. С.5-14.
134. Аничков E.H. «Предтечи и современники. Т.I. На Западе» Спб., 1910.
135. Аничков E.H. Бодлер и По. «Совр. мир», 1909, №2, Спб., с.75-100.
136. Антипенко A.A. Проза Эдгара По в контексте традиционной мистики: Дис. к.ф.н., -М., 1995.
137. Аленко Е.М. Амер. ром. новелла (К вопросу истории и теории жанра) : Дис. к.ф.н. -Л., 1979.
138. Апостолов H. /Э.По/ В кн. : Апостолов Н. Импрессионизм и модернизм. -Киев, 1908, с. 43-44.
139. Бальмонт К. Очерк жизни Э.По. Послесловие переводчика . В кн. : По Э. Собр. соч. , т. 5, -М., 1912, С. 1-107, 303-311.
140. Бальмонт К. Предисловие. В кн.: По Э. Баллады и фантазии. И., 1895, с. III-XIX.
141. Бальмонт К. Э.По (1809-1849). В кн.: По Э. Собр. соч., т.1, М., 1901, с. VII-XII.
142. Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии// Бальмонт К. Горные вершины. Кн. I, М., 1904, с.79-88.14 9. Блок А. Рец. на кн. : «Собр. соч.», т.2, -М., 1906/ «Слово», 1906, 12 февр. Лит. приложение №2. Подпись: Ал.Бл.
143. Боброва M. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972, с. 123-160.
144. Боброва М. Предисловие (Беккер М.) Комментарии// По Э. Избранное. М. , 1958, с. 3-15, 334341.
145. Боброва H.H. О прозе Э. По. «Известия Иркутского пед. института», 1937, вып. III, с. 23-63.
146. Бодлер П1. Э. По {«Polician») . «Вестник иностранной литературы», -Спб., 1910, №6, с. 127134.
147. Бодлер Ш. Эдгар Эллен-Поэ. Северо американский поэт. «Пантеон»,1852, №9 (отд.III), с.1-34.
148. Бразоненко Е. Э.По (1809-1849) -«Вестник знания», -Спб., 1909, N'3, с. 348-352.
149. Василиск Э.Поэ. -«Ребус», 1883, №13, с.118-120.
150. Венгерова 3. / Рец. на кн. : «Необыкновенные рассказы», Спб., 1896/. «Образование», -Спб., 1896, №10, с.94-97.
151. Бенедиктова Т.Д. Поэзия американского романтизма (своеобразие метода): Дис. к.ф.н. -М., 1990 .
152. Бенедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. -М., 1982.
153. Берн Ж. Э. Поэ и его сочинения. «Модный магазин», 1864, №23, с. 353-356, №24, с. 369-375.
154. Геннекен Э. Жизнь Э. А. По.// По 3. Очерки, рассказы и мысли. -М., 1885, с. I-XIV.
155. Говорящий мертвец. (О рассказе «Факты в деле м-ра Вальдемара»). -Спб., 1859, с.51.
156. Горленко В. Новый труд об Э, Поэ.//Горленко В. Отблески. -Спб., 1906, с. 86-97.
157. Госсэ Э. К столетию со дня рождения Э.По. Очерк. «Новое слово», 1909, №4, с. 107-109.
158. Греч А. Рец. на кн.: «Золотой жук». Пб., 1922. «Печать и революция», 1923, №2, с. 247-248.
159. Григорьев А.П. Обзор иностранной журналистики / Эдгар По /. -Спб., «Московитянин», 1852, №22, отд. IV, с. 13-15. Подпись: I.
160. Гридинский. Э. По (1809-1849). «Ежемес. соч.», 1900, №10, с. 109-113.
161. Гроссман J1. Библиотека Достоевского. -Одесса, 1919, с.115-118.
162. Динамов С. / Рец. на кн.: «Полн. собр. поэм и стихотворений», 1924/. «Печать и революция», 1925, №1, с. 287-288.
163. Динамов С. Зарубежная литература. -М., i960, с. 257-299.
164. Динамов С. Научно фантастические новеллы Э.По. -«Литература и марксизм»,1931,№3,с.51-64.
165. Динамов С. Новеллы Э. По. «30 дней», 1933. №11-12, с.60-64.
166. Достоевский Ф.М. / Три рассказа Э.Поэ. «Время», 1861, т.1, с. 230-231. Подпись: Ред.
167. Европейские и американские юбилеи {100-летие со дня рождения Э. По) . «Исторический вестник», 1909, №5, с. 746-748.
168. Захаров В. //Вступительная статья. По Э. Лирика, Л., 1976, с.3-19.
169. Зверев А. Вдохновенная математика Эдгара По. // По Эдгар. Избранное: Сборник. На англ. яз. Сост. Е.К.Нестерова. -М., 1983, с.7-28.
170. Камегулов А. Э.По (Предисловие)//По Э. Убийство на улице Морг. -Л., 1927, с. 3-9.
171. Клепацкий Т. Предисловие//По Э. Поли. собр. соч., -Кишинев, 1895, вып. I, с. I-II.
172. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. М., 1984.
173. Ковалев Ю.В. Эдем мечтаний и сновидений// По Э.А. Стихотворения. На англ. и русск. яз. Составление А.Глебовской, С.Степанова. -Спб., 1998.
174. Комаров А. Эдгар Аллан Поэ, его жизнь и творения. «Еженедельное новое время», 1880, т.5, №61, с. 548-558, № 62, с. 626-639.
175. Королева Л.Н. Национальное своеобразие Э. По -прозаика и его место в мировом литературном процессе: Дис. канд. филолог, наук. -Л., 1974 .
176. Котляревский Н. / Э.Поэ и Ш.Бодлер/ Котлярев-ский Н. Девятнадцатый век. -Пб.,1921,с.188-197.
177. Красносельский А. В борьбе с прозой жизни. / К психологии неопределенных стремлений// Э.По / -«Разговорное богатство», 1900,№11,отд.II,с.46-55.
178. Кржижановский С. Э. А. По//По Э. Золотой жук. -М., 1946, с. 3-8.
179. Кузько П. Поэт безумия и ужаса. Э. Поэ. (1809-1849) //«На Кавказе», -Екатеринодар, 1909, №1, с.86-89.
180. Лашиц С. Э. По «гениальный мистификатор» -«В защиту мира». -М., 1959, №93, с. 72-78.
181. Личность Э. Поэ. «Вестник иностранной литературы». 1897, №9, с. 357-359.
182. Лопушинский Е. Э.Поэ (Американский поэт). -«Русское слово». -Спб.,1861,№11,отд.III,с.1-30.
183. Луначарский A.B. Осенний салон в Париже // Луначарский A.B. Статьи об искусстве. -М.-Л., 1941, с. 110-112.
184. Львов-Рогачевский В. Э.По и Леонид Андреев // Львов Рогачевский В. Две правды. Книга о Л. Андрееве. -Спб., 1914, с. 169-186.194 . Мостович Ч. Американский Гофман// Книжки «Недели», №11 1899г, с.226-228.
185. Налимов А. Рец. на кн.: «Собр. соч.», Т.2.-М., 1906. «Русь», 3 марта. Прилож.
186. Неделин В., Николюкин А. Эдгар Аллан По// По Э.А. Собр. соч. в 2 тт. -М., 1972, т.1, с.3-37.
187. Нестерова Е.К. Поэзия Эдгара Аллана По. Дис. канд. филолог. Наук, -М., 1976.
188. Нефедова Т. И. Поэтика экспериментально психологических новелл Эдгара По: Дисс . канд. филолог. Наук. -Донецк, 1974.
189. Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США. -И., 1987.
190. Николюкин А.Н. Литературные связи России и США: Становление литературных контекстов. -М., 1981.
191. Николюкин А.Н. Новеллистика Э.По // «Американский романтизм и современность». -М., «Наука», 1968, с. 189-251.
192. Новая биография и новое издание сочинений Э. А. Поэ. «Еженедельное новое время», 1880, т.5, №63, с. 702-704.
193. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, т.2. -М., 1962.
194. Патологическая литература и больные писатели. Э.А.Поэ. «Новый журнал иностранной литературы», 1898, №2, с. 190-200.
195. По // 34 биографии известнейших русских и иностранных писателей. -Спб., 1913, с.35-36.
196. Пресс А. В царстве книг.-Спб., 1908,с.195-222.
197. Пресс А. Писатели XIX в. Кн. I. -Спб., 1901, с. 177-216. (Изд. 2-е).
198. Проценко И.Б. Эстетика новеллистической прозы Эдгара По: Дис. к.ф.н., М., 1981.
199. Пяст В. Рецензия на книгу: «Собрание сочинений», т.5, М., 1912 -«Аполлон»,1912,№6,с.49-50.
200. Родоначальник символизма Э.Поэ. «Русский вестник», 1897, №9, с. 316-323.
201. Самохвалов Н. Э. По//«Американская литература XIX в.» -М., 1964, с. 36-38.
202. Староверова Е.В. Романтическая литературная сказка в Америке: Дис. канд. филолог, наук. -Л., 1989.
203. Старцев А. /Рецензия на книгу «Избранные рассказы», -М., 1935/ «Литературное обозрение», -М., 1936, №4, с. 28-29.
204. Сухонина С. Э.Поэ и один день из его «ученых» критиков. «Вестник всемирной истории». 1901, №5, с. 139-167.
205. Торопов С.А. Мрачный гений. «Семья», 1899, №42, с. 5-8.
206. Уитмен У. Значение Э. По.// Уитмен У. Избранное. -М., 1954, с. 264-266.
207. Усов. А. Декадентство. (Бодлер и По)// Краткий систематический словарь всемирной литературы, ч.2, -Спб., 1906, с. 135-143.
208. Фриче В. Страшные рассказы Э.По.//Фриче В. Поэзия кошмаров и ужаса. -М., 1912, с. 182-194.
209. Чернавина Л.И. Детективные новеллы Э.По. В сб.: Очерки по зарубежной литературе. -Иркутск, 1970.
210. Шелгунов Н.В. / Э.По. -«Дело», 1874, №4,с.276 285. Подпись: Н.Ш.
211. Шелгунов Н.В. Э. По как психолог. - «Дело», 1874, №7-8, с. 350-366. Подпись: Н.Ш.
212. Шиллер Ф. Эдгар По.//Шиллер Ф. История западноевропейской литературы нового времени, т. 1. -М., 1937.
213. Шогенцукова Н .А. Опыт онтологической поэтики (Эдгар По, Герман Мелвилл, Джон Гарднер): Дис„. канд. филолог, наук. -М., 1995.224 . Э.А.По (Биографический очерк).// По.Э. Собр. соч., т.1. -Спб., 1913, с. III-XIV.
214. Э.А.По.- «Исторический вестник», 1907, №10, с. 325-328.
215. Э.По (Биографический очерк); примечания// Э.По в лучших русских переводах. -Спб., с. 3-8, 6591.
216. Э.По «Русский Инвалид». -Спб., 1856, 1 ноября.
217. Э.По и его влияние на современную литературу. «Вестник иностранной литературы», 1910, №12,с. 41-45.
218. Э.По. «Исторический вестник», 18 97, №10, с. 369-370.
219. Э.Поэ (По поводу 100-летия со дня рождения)
220. Эдгар Аллан По. Эссе. Материалы. Исследования. Вып. 1. -Краснодар, 1995.
221. Эдгар Поэ, современный северо-американский писатель . Его жизнь и сочинения. «Сын отечества», 1856, с. 33-36.237 . Эйшискина Н. Новое издание Э.По. «Избранное». -М., 1958. -«Иностранная лит-ра»,1959,№9, с.267-268 .
222. Эйшискина Н. Э.По, его жизнь и творчество. -«Вопросы лит-ры», 1963, №10, с. 206-211.
223. Энгельгардт М. Э. По. Его жизнь и произведе-ния//По Э. Собр. соч., 2-е изд., т.1, -Спб., 1909, с. УИ-ХХХ1.
224. V. Зарубежная критическая литература об Эдгаре По.
225. Allan М. Рое and the British Magazine Tradition, N.Y., 1969.
226. Allen H Israfel: The Life and Times of Edgar Allan Poe. N.Y. 1926.
227. Alterton M. Origins of Poe's Critical Theory. Iowa, 1925.
228. Anderson D.D. A comparison of the poetic teories of Emerson and Poe. "Personalist", Los Angeles, 1960, Oct., vol.41, №4, p.471-483.
229. Asselinean R. Edgar Allan Poe. Univ of Minnesota Press. 1970.
230. Babler O.F. Poe's "Raven" and the translation of poetry // The nature of translation. The Hagre-Paris, Bratislava, 1970, p.192-200.
231. Bandelaire Ch. Edgar Allan Poe. Notes nouvelles sur Edgar Рое. -P., 1961.
232. Bandy W.T. The influence and reputation of Edgar Allan Poe in Europe, Baltimore, 1962.
233. Bittner W. Poe: A Biography. -Boston. 1963; London, 1964.24 9. Bonaparte M. Edgar Poe, sa vie, son oeuvre. Etude analitique. Vl-2, -P., 1958, (F-P-1933) , (translation: 1949, L) .
234. Bonaparte M. Edgar Poe: etude psychoanali-tique. Paris, 1933.
235. Braddy H. Glorions incence. The Fulfillment of Edgar Poe. -N.Y., 1968.
236. Buranelly V. Edgar Allan Poe. -N.Y., 1961.
237. Cain L.J. Frois essais sur Paul Valéry, Paris, 1958 .
238. Cambriaire C.P. The Influence of Edgar Allan Poe in France. -N.Y., 1970.
239. Campbell K. Poe. In the Cambridge History of American Literature, v.2, p.55-69, 1916.
240. Campbell K. The Mind of Poe and other studies. -Cambridge, 1933.
241. Campbell Killis. The Poems of Edgar Allan Poe. -N.Y., 1917.
242. Chase Lewis {Author of "The Engl Herou Play"), Poe and his Poetry, London, 1910.
243. Chase Lewis Nathaniel. Poe and his poetry. -Soleroft, 1976.
244. Chiari J. Symbolism from Poe to Mallarmé, N.Y., 1956.
245. Chivers T .H. Life of Poe, ed. by K.Davis, N.Y., 1952.
246. Colling A. Edgar Poe, 1964.
247. Cooke W. Poe as a Literary Critic, Athens, 1964 .
248. Cooper Lettice. The Young Edgar Allan Poe, London, 1964.
249. Davidson E. Poe. A Critical Study, Cambridge, 1966.
250. Davidson Edward Hutchins. Poe. A critical study. Harward, 1957.
251. Eliot T.S. From Poe to Valéry, Washington, 1948.
252. Evans May Garrettson. Music and Edgar Allan Poe, N.Y., Greenwood Press, 1968.
253. Ewers H.H. Edgar Allan Poe. Berlin and Leipzig, 1905.
254. Fletcher K.M. The stylistic development of Edgar Allan Poe, USA, 1973.
255. Gale Robert L. Plots and characters in the fiction and poetry of Edgar Allan Poe. -Homden, 1970.
256. Graham G.R. Memoir. In the Works of Edgar Allan Poe, ed. by J.H. Ingram, Edinburgh, 1874.
257. Grant D. E.A.Poe : the croak of the ravem// Grant D. Purpose and place. London, New York, 1965, p.40-45.
258. Grat Vernon W. Great Abnormais, N.Y., Hawthorn Books, 1964.
259. Grossman J.O Edgar Allan Poe in Russia, A Study in Legend and Literary Influence, GalVerlag, Würzburg, 1973.
260. Growa A. L'aspect metaphisique du mal dans l'œuvre littéraire de Charles Baundelare et d'Edgar Allan Poe. Lincoln, 1956.
261. Haines Charles. Edgar Allan Poe. His writings and influence. New York, 1974.
262. Hoffman D. Poe Poe Poe Poe Poe Poe Poe, N.Y., 1972 .
263. Hubbell J.B. Eight Americans Authors. A Review of Research and Criticism, N.Y., 1963.
264. Ingram T.H. Edgar Allan Poe: His Life, Letters and Opinions, London, 1980.
265. Iyengar S.K.R. Edgar Allan Poe. The Adventure of Criticism, London, 1962.
266. Jackson David Kelly. Poe and the Southern Literary Messenger, N.Y., Haskell House Publishers, Ltd., 1970. (F-P-1934).
267. Jacobs K. D. Poe : j ournalist and Critic. Louisiana State Univ., Press., 1970.
268. Jimmermann E.M. Baundelaire's early conception of Poe's fate.- MRev. de lit comparée", P., 1970, №1, p.117-120.
269. Jimmermann E.M. Mallarmé et Poe: précisions et aperuis "Compartive literature"', E.O.E 1954, fall. Vol.6, №4, p.304-315.
270. Johnson R.V. Aestheticism. London, 1969.
271. Kennedy J.G. Poe: death and life of writting, New Haven, L., 1987.
272. Kronegger M.E. Joyu's debt to Poe and the French simbolists. "Revue de lit comparée". P., 1965, avr.-juin, annee 39, №2, p.243-254.
273. Lauvriere E. Edgar Poe, sa vie et son œvre, Paris, 1901. Campbelle K. "Poe". In the Cambrige History of American Literature, v.2, p.55-69, 1916.
274. Lauvriere Emile. L'etrange vie et les etrange amours d'Edgar Poe. -P., 1934.
275. Lemonier L. Les traduiteurs d'Edgar Poe on France de 1845 à 1875, Paris, 1928.
276. Lerner A. Psychoanalytically Oriented Criti-cisv of Three American Poets: Poe, Whitman and Aiken Rutherford, Madison, Jeaneck, Fairleigh Dickinson Univ Press, 1970.
277. Lockspeiser E. Debussy et Edgar Poe. Manuscripts et Documents Inédits., Monaco, 1961.
278. Macy John. Edgar Allan Poe. Boston, Small, Maynard, 1907.
279. McLuhan M. E.Poe's tradition// NcLuhan M. The interior landscape. Windsor, (cop.1969), p.211-221.
280. Moss S.P. Poe's Literary Battles., Burham, 1963.
281. Moss S.P. Poe's major crisis: His libel Suir and New Jork's literary world, 1970.
282. Moss S.P. Poe's Major Critics, Burham, 1970.
283. Parks E.W. Edgar Allan Poe an Literary Critic, Univ. of Georgia Press, 1964.
284. Phillips E. E.A.Poe an American imagination: Three essays. London, 1979.
285. Poe in foreigh lands and tonges. A symposium at the 19th annual commemoration of the Edgar A.Poe society of Baltimore. 1941.
286. Pollin B.R. Discoveries in Poe, Notre Dame, Indiana, 1970.
287. Pope Hennessy Una, Edgar Allan Poe (18091849). A critical biography, London, Hacmillan, 1934 .
288. Quinn A.H. Edgar Allan Poe. A critical biography. N.Y., 1969 (f.p.1941).
289. Quinn P. F. The French Face of Edgar Poe. Southern Illinois Press, 1957.
290. Rain David M. Edgar A. Poe. The Inner Pattern., N.Y., Philosophical library, 1960.
291. Random A. Edgar Allan Poe. A critical study., London, 1910.
292. Rans Geofrey, Edgar Allan Poe., Edinburg -London, Oliverand Boyd, 1965.
293. Rein Davis M. Edgar A. Poe. The Inner Pattern!, N.Y., Philosophical library, 1960.
294. Robertson J.W. Edgar Allan Poe: A psychopatic study. N.Y., 1923.
295. Siebers Tolin. The Romantic fantastic. -L., 1984 .
296. Smith Alphonso. Edgar Allan Poe. How to Know Him, N.Y., 1921.
297. Spiller B.E. The American Literary Dilemma and Edgar /Allan Poe. In: The Great Experiment in American Literature, ed by C. Bode, N.Y., 1961.
298. Stedman Edmund Clarence. An Essay on Edgar Allan Poe., Little Blue Book, Cansas, 1880.
299. Stivenson R.L. The Works of Edgar Allan Poe. In: Works of Robert Louis Stivenson, vol.5, N.Y., 1925.
300. Stovall Floyd. Edgar Poe, the Poet, Charlottesville, Univ Press of Virginia, cop. 1969.
301. Stovall Floyd. Eight American Authors, 1963.
302. The Book of the Poe's Centenary, Charlottesville, 1909.
303. The letters of Edgar Allan Poe. Ed. by John Ward Ostrom, vols. 1-2, N.Y., 1966.
304. The works of the late Edgar Allan Poe: with a memoir by Rufus Wilmot Griswold and notices of his life and genius by N.P.Willis and J.K.Lowell, 4 vols. N.Y., 1850-1854, vol.1, p.5-33.
305. Twentieth Century Interpretation of Poe's Tales. A Collection of Critical Essays, by W.L.Howarth, N.Y., 1971.
306. Wagenknuht E. Edgar Allan Poe. The Man Behind the Legend, N.Y., 1963.
307. Weitherill P.M. Charle Baundelaire et la poesie d'Edgar Allan Poe, Paris, 1962.
308. Williams Michael J. S. A world of words: Language and displacement in the fiction of Edgar Allan Poe. -London, 1988.
309. Zagin N.B. The Histrionic Mr. Poe, -Baltimore, 1949 .
310. Zorelaz R. Edgar Poe et la France: Vers la fin d'um mythe? -Rev. des. lang. vivantes, Druxelles, 1977, vol.43, №4, p.348-356.