автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Эдуард Францевич Направник и Мариинский театр его времени

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Айдаров, Надим Жавдетович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Эдуард Францевич Направник и Мариинский театр его времени'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эдуард Францевич Направник и Мариинский театр его времени"

УДК 78.071.1 На правах рукописи

V

АЙДАРОВ Надим Жавдетович

ЭДУАРД ФРАНЦЕВИЧ НАПРАВНИК И МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ЕГО ВРЕМЕНИ

Специальность 17.00.02 —музыкальное иску сство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусство ведения

005547494

г: : -з

*-•<■... ¿.о I т

Санкт-Петербург 2014

005547494

Работа выполнена на кафедре истории русской музыки ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова»

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор Гусейнова Зивар Махмудовна,

Официальные оппопенты:

доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального воспитания и образования РГГТУ им. А. И. Герцена, профессор кафедры теории и методики преподавания гуманитарных наук филологического факультета СПбГУ, ведущий научный сотрудник сектора музыки РИИИ Огаркова Наталия Алексеевна,

кандидат искусствоведения, заведующая отделом нотных изданий и музыкальных звукозаписей Российской национальной библиотеки Безуглова Ирина Федотовна.

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Казанская государственная консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова»

Защита состоится < 14 года в 15 часов 15 минут на заседании

Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 210.018.01 при ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова» по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Театральная пл., 3, аудитория 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) имени Н. А. Римского-Корсакова.

Автореферат разослан «7^» ^Г7р. 2014 года.

Ученый секретарь Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук

при Санкт-Петербургской государственной ___

консерватории (академии) ^рМ^) ( ¿? )

имени Н. А. Римского-Корсакова {¿У

доктор искусствоведения, профессор Зайцева Татьяна Андреевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. История Мариинского театра1 второй половины XIX — начала XX веков представляет большой интерес для изучения. В это время крупнейший музыкальный театр императорской России проходит сложный путь развития и становится одним из важных центров музыкального Петербурга, собрав под своей эгидой выдающихся музыкантов-исполнителей. Их деятельность создала предпосылки для блистательного успеха и признания труппы Русской оперы как одной из лучших в Европе.

В этом свете особое внимание привлекает к себе личность Эдуарда Францевича Направника (1839-1916). Признанный дирижер, композитор, музыкально-общественный деятель, он был свидетелем и непосредственным участником многих памятных событий своего времени, первым исполнителем ряда сочинений П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и многих других. Он оказал мощное воздействие на жизнь практически всех учреждений искусства столицы, и в первую очередь, Мариинского театра, оркестр и хор которого он возглавлял почти полвека.

Исследование вклада Э. Ф. Направника в отечественную культуру позволяет гораздо полнее представить развитие русской музыки в обозначенный период, расширить представления об уже известных фактах ее истории и обнаружить ранее неизвестные детали. В то же время очевидна перспективность данных материалов с точки зрения разработки исторических дисциплин в музыкальных вузах и учебных заведениях среднего звена.

Степень изученности проблемы. Представители отечественного музыкознания рассматривали деятельность Э. Ф. Направника в Ма-риинском театре в разных ракурсах. Чаще всего она затрагивалась опосредованно в связи с постановкой произведений выдающихся композиторов. Также тема обсуждалась в монографических публикациях, посвященных известным музыкантам-исполнителям, например, И. В. Ершову, Ф. И. Шаляпину, Е. К. Мравиной и другим, чья творческая судьба была непосредственно связана с оперной сценой. Особо отметим многотомный труд А. А. Гозенпуда «Русский оперный театр», в котором освещаются важные стороны деятельности дирижера .

1 В автореферате и диссертации, помимо устойчивого обозначения «Мариинский театр», также используется выражение «Русская опера».

2 См., например, Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века (18571872). Л.: Музыка, 1971. С. 38-43.

В то же время интерес к Э. Ф. Направнику сохраняется в научной и музыкальной среде прошлого и настоящего. Личный архив музыканта, ныне хранящийся в Кабинете рукописей Российского инстшута истории искусств (далее РИИИ)3 привлекал внимание многих исследователей, в том числе Н. Ф. Фивдейзена, В. Г. Вальтера, Б. В. Асафьева, Л. М. Кутателадее, А. А. Гозенпуда, Л. В. Михееву, М. Г. Малкиель, А. И. Климовицкого, Н. В. Антипову (Гарееву) и др. Значимым изданием является книга сына дирижера Вл. Э. Направника — наиболее полное и достоверное жизнеописание музыканта, основанное на документах и личных впечатлениях автора.

Однако в трудах о выдающемся музыканте была затронута лишь малая часть сохранившихся архивных материалов (из более чем 12000 писем Направника было издано около тысячи). Лишь частично рассматривались другие стороны его деятельности. Что же касается непосредственно театра, то в существующих работах пока не ставилась задача специального рассмотрения репертуара, внутритеатрального распорядка и реформ с точки зрения участия в них Э. Ф. Направника. Данный ракурс позволяет сформулировать в самом широком смысле главную проблему изучения деятельности музыканта, из которой следуют все остальные: вклад Э. Ф. Направника в историю музыкального искусства России и, в частности, Мариинского театра.

Объект исследования — деятельность Э. Ф. Направника в Мариинском театре в контексте изучения русской музыки второй половины XIX — начала XX веков.

Предмет исследования — документальные источники, раскрывающие деятельность Э. Ф. Направника — видного дирижера и композитора своего времени.

Цель работы — определить роль Э. Ф. Направника в развитии Мариинского театра и музыкального театра в России в целом.

Задачи исследования:

• исследовать, на основе обширного документально-архивного материала деятельность Э. Ф. Направника в Мариинском театре (Императорской русской опере), на основе изучения репертуара, принципов работы дирижера с музыкантами;

3 Собрание документов Э. Ф. Направника в РИИИ (свыше 1800 единиц хранения) образует фонд № 21. Он представлен в 3-х описях. В первой отражено композиторское наследие, литературные произведения и личные документы; во второй — эпистолярное наследие (755 единиц хранения); в третьей — документы, принадлежащие семье музыканта

• сформулировать по возможности основные черты исполнительского стиля Э. Ф. Направника, его подхода к интерпретации сочинений;

• исследовать связи Э, Ф. Направника с его современниками;

• представить оперы самого Э. Ф. Направника в репертуаре Мариинского театра.

Материал исследования охватывает помимо изданных трудов по истории русской музыки второй половины XIX — начала XX века, музыковедческих, источниковедческих и текстологических работ, главным образом, неопубликованные документы, связанные с деятельностью Э, Ф. Направника. В диссертации использованы материалы Кабинета рукописей Российского института истории искусств, Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории, Библиотеки Мариинского театра (отдела Музыкальных нотных фондов), Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Государственного музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки,

Методологической основой диссертации является комплексный подход, объединяющий историко-стилевой, источниковедческий, эсте-тико-философский и художественно-аксиологический принципы осмысления деятельности Э. Ф. Направника в контексте изучения русской музыки второй половины XIX — начала XX веков. Широкий охват проблематики, обусловленный объектом и предметом исследования, потребовал привлечения трудов Б. В. Асафьева, В. М. Богданова-Березовского, П. Е. Вайдман, Л. Е, Гаккеля, А. А. Го-зенпуда, 3. М. Гусейновой, М. С. Друскина, И. И. Соллертинского, Ю, В. Келдыша, А. И. Климовицкого, М. Л. Космовской, Л. М. Кута-теладзе, М. Г. Малкиель, М. К. Михайлова, А. В. Оссовского, Е, А. Ру-чьевской, Н. Ф. Финдейзеиа, В. В, Яковлева и др. в области истории, теории и эстетики отечественного и зарубежного музыкального искусства; работ С. М. Бонди, Л. Я. Левкович, Д. С. Лихачева, Б. В. Томашевского, Т. В, Шабалиной, освещающих проблемы текстологии, в том числе музыкальной. Историко-теоретической базой диссертации стало, таким образом, обобщение документальных, музыковедческих и общеисторических трудов.

Методы исследования: в диссертации используется современная методология исследования деятельности Э. Ф. Направника и его творческого наследия, базирующаяся на основополагающем принципе историзма; применяются методы структурно-типологического, тексто-

логического, сравнительного, проблемного анализа, сложившиеся в современном музыковедении. Особое значение приобретает в данной работе источниковедческий метод, в связи с чем большую роль играют малоизвестные или вообще неизвестные архивные документы. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исторические процессы, способствовавшие утверждению Ма-риинского театра в числе одного из лучших в мире, во многом обусловлены не только внутриполитическими реалиями (личным предпочтениям Александра III и Николая II в сфере искусства), но, главным образом, деятельностью Э. Ф. Направника, воспитавшего первоклассные оркестр и хор.

2. Формирование репертуара Мариинского театра, и роль в этом Э. Ф. Направника. Проблема оценки Э. Ф. Направником сочинений русских и зарубежных композиторов. Процесс работы Э. Ф. Направника над спектаклями.

3. Творческие связи Э. Ф. Направника с композиторами-современниками, в том числе с П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым.

4. Исполнительский стиль Э. Ф. Направника. Тип «объективного» дирижера. Черты, характеризующие Э. Ф. Направника как дирижера европейского уровня.

5. Связи Э. Ф. Направника с представителями императорской фамилии.

6. Оперные сочинения Э. Ф. Направника в репертуаре Мариинского театра. Особенности стиля Э. Ф. Направника как оперного композитора.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: •установлена роль Э. Ф. Направника в выдвижении Мариинского театра в число одного из лучших в мире;

•рассмотрено влияние Э. Ф. Направника на формирование репертуара, участие музыканта в проведении театральной реформы;

•исследована роль Э. Ф. Направника, во многом определившая развитие дирижерско-исполнительского искусства России второй половины XIX — начала XX века;

•выявлены новые факты, характеризующие вклад представителей императорской семьи в развитие Мариинского театра;

•введен в обиход российского музыкознания обширный корпус архивных документов;

• обозначена роль оперного наследия Э. Ф. Направника в репертуаре Мариинского театра.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных положений работы обеспечивается адекватностью используемых методов исследования целям и задачам диссертации, опорой на обширный фактологический материал, анализ которого осуществлен в соответствии с выбранными методами.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что создана научная база для дальнейших изысканий в области изучения жизни и творчества Э, Ф. Направника. В контексте осуществленного исторического экскурса впервые вводятся в научный обиход неопубликованные документы из хранилищ Санкт-Петербурга и Москвы.

Практическая значимость работы. Исследование имеет широкую практическую направленность. Его материалы могут стать базой для разработки специальных курсов по истории русской музыки и, в частности, истории музыкального театра второй половины XIX — начала XX века в вузах. Материалы диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных истории отечественного искусства.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры истории русской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории (академии) им. Н. А. Римского-Корса-кова. Основные положения работы отражены в десяти научных публикациях общим объемом 5.1 п. л. и четырех докладах на научно-практических конференциях в России: VI Международная научно-практическая аспирантская конференция «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб: РГТГУ им, А, И. Герцена, 8.12.2010), Всероссийская конференция аспирантов (Москва, РАМ им. Гнесиных, 20.04.2011), VII Международная научно-практическая аспирантская конференция «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб: РГПУ им, А. И. Герцена, 9,12.2011), VIII Международная научно-практическая аспирантская конференция «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб: РГПУ им. А. И, Герцена, 7.12.2012).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка литературы и Списка архивных источников (356 наименований), двух Приложений, включающих Указатель имен, публикацию одного раздела «Итоги за 50 сезонов (с 1863 года по 1913 год)» из Памятной книги VII Э. Ф. Направника . Объем основного текста диссертации — 140 страниц, общий объем работы со списком литературы и приложениями составляет 185 страниц.

4 Направник Э. Ф. Памятная книга VII. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 230.)

7

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, формулируются цели работы, выясняется степень научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет, задачи, материал и методы исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту, указывается на теоретическую и практическую значимость работы, а также на апробацию результатов исследования, обозначается структура работы.

Первая глава «Э. Ф. Направник в Императорской русской опере» посвящена изучению деятельности музыканта с 1863-го по 1916-й год. В разделе 1.1. «Репертуар театра» исследуется ряд постановок труппы Русской оперы, осуществленных под управлением Э. Ф. Направника. Из более чем 150 произведений, составлявших театральный репертуар дирижера (80 из них были им разучены и впервые исполнены), в диссертации рассматриваются главным образом оперы классиков и выдающихся современников музыканта. На основе неопубликованных Воспоминаний5, Отзывов6 и эпистолярии7 показано отношение Э. Ф. Направника к сочинениям В. А. Моцарта;, Дж. Россини, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского и других композиторов8.

С конца 1860-х годов и до последних дней жизни Э. Ф. Направник, как первый дирижер Русской оперы, оказывал влияние на репертуар. Он возглавлял специальную комиссию, рассматривавшую новые сочинения. При этом его мнение имело вес у музыкантов-профессионалов, но не всегда поддерживалось театральной Дирекцией. (Например, он был вынужден исполнять дилетантские сочинения высокопоставленных лиц.) Тем не менее, тщательная работа над утвержденным репертуаром всегда отличали его подвижническую деятельность.

Э. Ф. Направник особое место отводил М. И. Глинке, которого признавал единственным гениальным русским композитором. С именем дирижера связаны непревзойденные постановки опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила». Каждое их появление в Мариинском театре было музыкальным событием, с чем считались даже недоброжелатели ди-

5 Направник Э. Ф. Воспоминания. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 221.)

6 Направник Э. Ф. Отзывы вообще о сочинениях, Ъ особенности начиная с 1885 г. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 417.)

1 Корреспонденция Э. Ф. Направника (РИИИ, ф. 21, оп. 2, ед. хр. 1-886.)

См.: Репертуарные списки русской оперной труппы с 1863 по 1916 г. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 415.)

рижера. В этой связи показательна высокая оценка В. В. Стасова 500-го представления «Жизни за Царя» 28 ноябоя 1879 года, оставшаяся «законом и указанием для всех последующих» ,

Э. Ф. Направник был первым исполнителем крупнейших сочинений композиторов-современников. Разученные и исполненные на самом высоком уровне, они, тем не менее, редко встречали поддержку со стороны дирижера. Например, хорошо известна сложная сценическеш судьба опер М. П. Мусоргского. В 1869 году дирекции Императорскик театров был представлен «Борис Годунов», который не получил поддержки специалистов (в том числе Э. Ф. Направника), и гениальное произведение было отправлено на доработку. Спустя три года о» рассматривалось в новой редакции, но комитет вновь выразил неодобрительное мнение, Но на этот раз первый дирижер сыграл самую деятельную роль в том, чтобы были исполнены фрагменты из оперы. Целиком она была поставлена только через год — 27 января 1874 года. Первоклассный состав артистов обеспечил успех представлению. С этого времени опера проходила под управлением Э. Ф. Направника вплоть до 1882 года, когда была исключена из репертуара постановлением Художественного совета.

Среди композиторов-современников Э. Ф. Направник выделял А. Г. Рубинштейна. Они были близки во взглядах на искусство, профессиональном подходе к музыкантской деятельности. В репертуаре дирижера были оперы «Демон» (1875), «Маккавеи» (1877), «Купец Калашников» (1880) и др. Большим успехом пользовался «Демон», впервые поставленный под управлением Э. Ф. Направника 13 января 1875 года. Дирижер считал эту оперу самой удачной. Тем не менее, Э. Ф. Направник отмечал, что сочинение написано неровно, и это проявляется в примитивной оркестровке и других технических недоработках.

В репертуаре Э. Ф. Направника постоянно появлялись произведения Ц, А. Кюи. Премьеры опер «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876), «Кавказский пленник» (1883), «Сарацин» (1899), «Капитанская дочкаю (1911) были подготовлены дирижером тщательно, но по-настоящему не заинтересовали его,

Э. Ф. Направник был первым исполнителем 9 опер Н, А. Римского-Корсакова, поставленных в Мариинском театре: «Пско-

9 Стасов В. В. «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. К пятидесятилетию этой оперы на сцене // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1891/92 г. СПб.: Изд-во Дирекции имп. театров, 1893. С. 339.

витянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1901), «Царская невеста» (1901), «Боярыня Вера Шелога» (1903 — как пролог к опере «Псковитянка»), «Моцарт и Сальери» (1905). Долголетнее сотрудничество музыкантов оказалось большим испытанием для обоих. Они ценили профессионализм друг друга, но при этом не испытывали симпатии. Дирижер скептически относился к большинству сочинений Н. А. Римского-Корсакова. Сказочные и фантастические сюжеты опер композитора казались Э. Ф. Направнику растянутыми, безжизненными и потому не привлекательными для сценического воплощения. По этой причине он настаивал на значительных сокращениях, что вызывало большое сопротивление со стороны автора и в итоге приводило к взаимной неудовлетворенности.

Особое место Э. Ф. Направник отводил сочинениям П. И. Чайковского, считая, что он «лучший из современных русских композиторов»10. «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884), «Евгений Онегин» (1884), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) — дирижер провел премьеры этих опер (за исключением «Онегина» и «Чародейки»). Благодаря Э. Ф. Направнику многие произведения П. И. Чайковского (в том числе симфонические) получили признание слушателей и стали самыми репертуарными. Композитор чувствовал постоянную поддержку в лице Э. Ф. Направника, оказавшегося несравненным интерпретатором и пропагандистом его сочинений. В Мариинском театре оперы П. И. Чайковского ставились постоянно.

В репертуаре Э. Ф. Направника важное место занимали сочинения Р. Вагнера. Постановки опер «Лоэнгрин» (1868), «Тангейзер» (1874), «Риенци» (1879), Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1900-1905) «Валькирия» (1900), «Зигфрвд» (1902), «Гибель богов» (1903), «Золото Рейна» (1905), стали выдающимися явлениями в музыкальной жизни Петербурга. Дирижер признавал Р. Вагнера крупнейшим композитором современности, но не разделял его взглядов на искусство и весьма избирательно относился к сочинениям. И все же именно Э. Ф. Направнику принадлежала честь быть несравненным интерпретатором в России опер Р. Вагнера.

Постановки опер из «Кольца Нибелунга» стали особой страницей в истории Русской оперы. Спектакли получили широчайший резонанс в

10 Направник Э. Ф. Памятная книга Ш. (РИИИ, ф. 21, on. 1, ед. хр. 227, л. 57 об.)

среде слушателей, о нем сохранились сведения в прессе. Рецензенты чрезвычайно высоко оценивали мастерство Э. Ф. Направника кж интерпретатора Р.Вагнера Дирижер, не будучи сам «вагнерианцем», заложил традиции исполнения музыки композитора в России.

Исследование репертуарной полигики Русской оперы в обозначенный период позволяет судить о важной роли Э. Ф. Направника как музыкального руководителя. Благодаря его энергии и мастерству репертуар театра весьма расширился: возобновлялись выдающиеся произведения классиков («Дон Жуан» В.-А. Моцарта^ «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Фвделио» Л. В. Бетховена и другие), ставились современные оперы. Разумный консерватизм дирижера, его почтение к великим мастерам прошлого и при этом часто критическое отношение ко многим композиторам-современникам (исключение — П. И. Чайковский) не становились в целом преградой для исполнения произведений последних.

Раздел 1.2. «Э. Ф. Направник о дирижерской работе» посвящен важной для Э. Ф. Направника проблеме создания благоприятных условий деятельности музыкантов в театре. Уже с момента появления дирижера в оркестре Русской оперы у него была выработана программа действий. Он коренным образом изменил процесс подготовки произведений. В отличие от К. Н.Лядова (занимавшего в 1860-е годы пост первого капельмейстера), репетировавшего лишь от случая к случаю, Э. Ф. Направник (тогда его помощник) ввел ежедневные многочасовые репетиции11.

Следующим этапом стало существенное изменение материального содержания музыкантов. К этой проблеме Э. Ф. Направник возвращался на протяжении всех лет службы. Первый ощутимый результат дирижер смог достичь только в апреле 1873 года, когда поставил условием продления своего контракта повышение жалования хористам, а также их права на ежегодный половинный бенефис.

Кардинальные преобразования произошли, благодаря Э. Ф. Направнику, после появления на посту Директора Императорских театров И. А. Всеволожского, во всех профессиональных вопросах прислушивавшегося к дирижеру. В таких благоприятных условиях удалось осуществить ряд реформ, которые, в частности, нашли отражение в официальных документах: «Правилах для артистов Императорской

11 Процесс подготовки всех сочинений, (с указанием разнообразных репетиций: корректурные, специальные для хора, оркестра, отдельных персонажей и др.) отражен в Памятных книгах Э. Ф. Направника (РИИИ, ф. 21, оп, 1, ед. хр. 224-230).

оперной русской труппы в С.-Петербурге»12, «Постановлении об обязанностях артистов Императорских театров и штрафах за нарушение оных»". Был узаконен важнейший принцип работы Э. Ф. Направника: безусловное знание всеми участниками спектакля своих партий еще до начала репетиций с оркестром.

Особым периодом в жизни Русской оперы при Э. Ф. Направнике был период Великого Поста В это время, как правило, отменялись все спектакли и наступали чрезвычайно насыщенные рабочие недели: Оперный комитет занимался рассмотрением новых сочинений, театральная администрация составляла планы будущего сезона и издавала необходимые распоряжения. Тогда же подводились итоги прошедшему сезону: по настоянию Э.Ф.Направника были введены проверочные испытания для хористов и созданного по проекту дирижера хорового класса, а также для артистов оркестра. В течение Великого Поста проходили пробы певцов-солистов — конкурсные прослушивания для тех, кто желал поступить на сцену Императорского театра14.

Э. Ф. Направник уделял самое пристальное внимание распределению ролей, считая, что их правильный выбор — залог успешного проведения спектаклей. Дирижер не допускал излишней эксплуатации одних артистов в ущерб другим, стремясь к тому, чтобы нагрузка всех музыкантов оказывалась равномерной. Отказы певцов от какой-либо роли не допускались, в противном случае следовало материальное взыскание. Певцам-солистам не дозволялось право «присваивать себе исключительно какую-либо роль или претендовать на какие-либо чередования с другими артистами»15. В «Правилах» также устанавливался срок, в течение которого музыканты должны были подготовить сольные партии — от одной до трех недель.

После прихода на пост директора Императорских театров В. А. Теляковского (1901), влияние Э. Ф. Направника на внутритеатраль-ную жизнь в целом снизилось. Тщательно разработанные Правила уже не всегда соблюдались. Тем не менее, за дирижером оставалось право окончательного решения всех вопросов, касающихся оркестра и хора.

12 РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 397, л. 1-6.

13 РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 397, л. 7-8.

14 См.: Материалы об испытании певцов, поступивших в русскую оперную труппу. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 404.); Материалы приемных и проверочных испытаний хористов русской оперы. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 406.)

15 Положение об устройстве артистической части Императорских театров. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 395, л. 4.)

В разделе 1,3. «Исполнители и сотрудники» освещается участие Э. Ф. Направника в судьбе музыкантов, его взгляды на отбор талантливых исполнителей в штат Русской оперы. Э. Ф. Направник был убежден в необходимости строгой избирательности по отношению к конкретным лицам, оказывая поддержку только тем, кто действительно, на его взгляд, ее стоил. Дирижер внимательно следил за составом исполнителей, особенно за концертмейстерами оркестровых групп. Замена ведущих музыкантов оказывалась для него проблемой, а поиск достойных кандидатов — важнейшей задачей. Несколько лет он искал замену И. X. Пиккелю — старейшему концертмейстеру, прежде чем утвердил В. Г, Вальтера, который до того номинально исполнял обязанности предшественника. Поддерживая выдающихся музыкантов16, Э. Ф. Направник в то же время считал целесообразным обновлять основной коллектив оркестрантов, что обеспечивалось благодаря конкурсным испытаниям17,

Внимательно Э. Ф. Направник следил за штатом певцов-солистов, принимая деятельное участие в привлечении талантливых исполнителей — Е. К. Мравиной, И. В. Ершова, И. А, Тартакова и др.

Э. Ф. Направник поддерживал деловые контакты с известными музыкантами. Друзья и коллеги дирижера сами обращались к нему с рекомендациями кандидатов в труппу театра его. Но даже в случае авторитетной протекции Э. Ф. Направник сохранял принципиальную позицию и стремился к созданию деловых отношений, объективно оценивая достоинства и недостатки каждого музыканта18. В результате Э. Ф. Направник значительно повлиял на судьбы Русской оперы. Его подход к решению творческих задач путем планомерного реформирования всех подведомственных областей театральной жизни показал большую эффективность и дал замечательные результаты. Оркестр и хор Мариинского театра стали к началу XX века одними из лучших в мире.

Вторая глава «Э. Ф. Направник — исполнитель» посвящена исследованию дирижерской сферы деятельности. В Разделе 2.1, «Дирижерские способности Э. Ф. Направника» рассматриваются качества его творческой личности, позволившие ему стать выдающимся мастером.

16 См.: Отзывы, справки о службе и представлении к наградам артистов русской оперной труппы, хора и оркестра (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 405.)

См.: Материалы конкурсных приемных испытаний в оркестр Императорских театров и Русской оперы. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 409.)

18 См., например, неопубликованные письма из переписки Э. Ф. Направника с А. И. Зилоти (РИИИ, ф, 21, оп. 2, ед. хр. 353, 354), Н. Ф, Финдейзеном (РИИИ, ф. 21, оп. 2, ед. хр. 723), В. П. Гаевским (ОР РНБ, ф. 171, ед. хр. 197) и др.

От природы Э. Ф. Направник был наделен исключительными музыкальными способностями. Он обладал превосходным чувством ритма и чрезвычайно чутким слухом. Дирижер в любом, даже самом сложном произведении, слышал неверное звучание, благодаря чему весьма облегчалась работа во время корректурных репетиций, когда он сразу же улавливал фальшь и незамедлительно принимал меры. Э. Ф. Направник имел исключительную музыкальную память. Практически все произведения уже к первой репетиции он знал наизусть и мог полностью сосредоточить свое внимание на самом процессе исполнения, наблюдая за работой солистов, хора, оркестра. Эта способность позволяла ему дирижировать без партитуры (во всяком случае, симфоническими произведениями).

Э. Ф. Направник считал, что наличия таланта недостаточно для профессионала. Автодидакт по натуре, он превыше всего ценил труд, умение работать над собой, стремление развивать свои способности. Данная установка позволила музыканту воспитать в себе моральные качества, необходимые высококлассному дирижеру.

Э. Ф. Направник был чрезвычайно вынослив в труде. С 1869 по 1879 годы он являлся единственным дирижером в Русской опере, одновременно возглавляя Симфонические собрания Императорского русского музыкального общества, принимая участия в многочисленных концертах. Интенсивность его работы была поразительна, учитывая ежедневные многочасовые утренние репетиции и вечерние спектакли.

Обладая большой выдержкой, Э. Ф. Направник умел методично добиваться от музыкантов образцового исполнения. Никогда не повышая голоса, он достигал успеха с наименьшими затратами труда — своего и других. Своим обликом дирижер подавал пример сослуживцам, видевших в его лице настоящего лидера.

В разделе 2.2. «Отличительные черты Э. Ф. Направника-дирижера» обозначены черты творческого портрета музыканта по описаниям его современников. Отправной точкой принимается определение В. Г. Вальтера, полагавшего, что «Направник принадлежит к типу объективных дирижеров, для которых самое важное в исполнении — это художественные намерения автора, насколько они выражены в партитуре»19. Э. Ф. Направник постигал сочинение путем

19 Вальтер В. Г. Эдуард Францович Направник (К пятидесятилетию его артистической деятельности. 1863-1913). СПб.: Тип. Глав. упр. уделов, 1914. С. 42.

тщательнейшего изучения нотного текста, умея слышать и претворять его в оркестровом звучании.

Натуре Э. Ф. Направника: был чужд импровизационный подход в подготовке исполнения произведений, именно репетиции для него являлись важнейшим этапом работы, а тщательная подготовка становилась залогом успешного исполнения. Э. Ф. Направник относился к профессии дирижера, как к любой другой, которой мог бы при наличии необходимых способностей посвятить свою жизнь. Дирижирование было для него в чем-то подобно ремесленному труду в высоком смысле слова.

Э. Ф, Направник выработал весьма лаконичную и даже аскетичную мануальную технику. В его ясных и четких жестах не было ничего липшего и отвлекающего. Большую роль он отводил тактированию, при этом левую руку использовал лишь в крайних случаях.

Между Э. Ф. Направником и исполнителями существовал особый психологический контакт, который бывал иногда настолько глубоким, что оказывалось достаточным одного присутствия капельмейстера за пультом, чтобы оркестр звучал должным образом.

При всем внимательном сохранении авторского замысла Э. Ф. Направник часто делал купюры. Он руководствовался представлениями о «сценичности» того или иного произведения, стремился избегать «длиннот». Этот факт редко вызывал сочувствие авторов (возможно, лишь П. И. Чайковский всецело доверял ему). Здесь возникали столкновения Э. Ф. Направника с Н. А. Римским-Корсако-вым и особенно с С. И. Танеевым при подготовке его оперы «Орестея», от исполнения которой дирижер в конечном счете отказался.

Несмотря на то, что Э. Ф. Направник практически не имел учеников, он заложил традиции петербургской дирижерской школы. Возможность общения с ним, присутствие на его репетициях и концертах имели важное значение для молодых музыкантов: М. М. Ипполитова-Иванова, Ф. М. Блуменфельда, А. И. Зилоти, С. В. Рахманинова, А. К. Коутса, Н. А. Малько, Н. Н. Черепнина и многих других.

Третья глава «Э. Ф. Направник и его современники» посвящена взаимоотношениям музыканта с рядом деятелей, имевших большое влияние в сфере искусства. В разделе 3.1. «Э. Ф. Направник и чиновники Императорского двора (директор^ Императорских театров)» рассматриваются контакты дирижера в официальных кругах.

Положение Э. Ф. Направника и всей труппы Русской оперы оказывалось различным в зависимости от политики, проводимой

театральным руководством. На протяжении 53 лет службы дирижера сменилось 6 директоров: граф А. М. Борх (1863-1867)20, С. А. Гедеонов (1867-1875), барон К. К. Кистер (1875-1881), И. А. Всеволожский (1881-1899), князь С. М. Волконский (1899-1901) и В. А. Теляковский (1901-1916). Всю деятельность Э. Ф. Направника можно разделить на три периода в связи с разными веяниями в дирекции.

Эпоха первых трех директоров оказалась для Э. Ф. Направника временем постоянной борьбы, когда ему приходилось неуклонно отстаивать права на жизнь Русской оперы. Э. Ф. Направник отмечает, что А. М. Борх «не мог и не желал ничего делать для поднятия Русской оперы, <...> [которая] при блестяще обставленной Итальянской опере только прозябала, но не более»21. Причиной этого, очевидно, было общее пренебрежение к национальному искусству в среде чиновников и лиц высшего света.

Положение усугубилось при следующих директорах. С. А. Гедеонов поначалу взялся за исправление беспорядков, но встретив явное противодействие своим начинаниям со всех сторон, отдалился от дел.

В середине 1860-х годов Э. Ф. Направник постепенно брал в свои руки руководство оркестром и хоромг 19 апреля 1869 года музыкант был назначен на должность капельмейстера Русской оперы.

Значительные перемены в жизни Русской оперы произошли после появления на посту директора И. А. Всеволожского. При нем началась эпоха, которая получипа название «Золотого века Императорских театров»22. В в это время деятельность Э. Ф. Направника в Русской опере достигла своего расцвета. При» его участии была подготовлена и проведена реформа Императорских театров, инициирован перевод труппы из Мариинского в Большой театр, расширен хор, создан специальный хоровой класс23, учрежден Оперный комитет24. Значительно увеличился оркестр Русской оперы (102 музыканта вместо 69, что превышало численность больших европейских оркестров):

20 Указаны годы службы директоров при Э. Ф. Направнике.

21 Направник Э. Ф. Воспоминания. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 221, л. 8.)

22 Погожев В. П. Воспоминания. (РИИИ, ф. 44, оа 1, ед. хр. 1 а; л. 1.) Разумеется, были и те, кто критически оценивал новые порядки.

23 См. Материалы о деятельности оперно-драматических и хоровых классов при Дирекции императорских театров, докладные записки Э. Ф. Направника в Комиссию для обсуждения мер улучшения театрального дела. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр 392.)

См.:: Временный устав Оперного комитета 1882 г. (РИИИ, ф. 21, оп. 1, ед. хр. 393.)

Существенным завоеванием стало значительное повышение окладов оркестрантам.

Э. Ф. Направник пользовался полным доверием И. А. Всеволожского, который ценил его как авторитетного советчика по всем специальным музыкальным вопросам. Дирижер занимал исключительное положение в театре: он был председателем Оперного комитета, ведал отбором молодых музыкантов в оркестр и хор; контролировал дебюты молодых певцов-солистов, фактически выполняя функцию музыкального руководителя Русской оперы.

Э. Ф. Направника и И. А. Всеволожского связывали прочные дружеские отношения, о чем свидетельствует неопубликованная переписка25. Разумеется, в ней главное место занимает театральная тема: обсуждается репертуар, ангажементы артистов, распределение их ролей и многое другое.

Время недолгого директорства князя С. М. Волконского совпало с завершением, по мнению Э. Ф. Направника, замечательного периода в развитии Императорских театров. Последние 15 лет службы дирижера были отмечены постепенным отдалением от театральной жизни. Э. Ф. Направник с симпатией отнесся к молодому С. М. Волконскому, который был инициатором многих новых постановок на Императорских сценах, в том числе опер Р. Вагнера, привлек в театр въедающихся деятелей искусства. Взаимоотношения дирижера и директора, таким образом, оказались результативными в творческом отношении, хотя и не были продолжительными.

Приход В. А. Теляковского был воспринят Э. Ф. Направником с недоверием. Причиной тому были существенные изменения в политике управления труппой Русской оперы, которые дирижер считал неправильными — поддержку, главным образом, выдающихся артистов, приглашение на особых условиях знаменитостей в ущерб остальным, дирижер считал пагубным. Также его беспокоило невнимание директора к компетентным отзывам специалистов.-Э. Ф. Направник не был удовлетворен сложившимся положением. Приоритеты В. А. Теляковского оказались не близкими музыканту, что наложило отпечаток на их личные отношения, которые, тем не менее, оставались неизменно корректными и, несмотря на разногласия, вполне дружелюбными.

В РИИИ сохранилось свыше 100 писем И. А. Всеволожского к Э. Ф. Направнику, не считая ответной корреспонденции. (См,: РИИИ, ф. 21, оп. 2, ед. хр. 265-269.)

В разделе 3.2. «Э. Ф. Направник и Императорская семья»

затрагиваются отношения музыканта с представителями царской фамилии. Изучение таких контактов позволяет обозначить важную проблему участия членов Императорской семьи в развитии отечественного музыкального искусства, в частности, столичных театров и труппы Русской оперы, Императорского русского музыкального общества, Петербургской консерватории.

Э. Ф. Направник был в высших кругах столицы на особом счету. Его ценили как руководителя оркестра и авторитетного знатока искусства; ему доверяли организацию музыкальной части многих торжественных мероприятий при Дворе. У Э. Ф. Направника спрашивали совета как у компетентного специалиста Император Александр III; Великие Князья и Княгини Константин Николаевич, Константин Константинович Александра Иосифовна, Елена Павловна и другие. Заслуги Э. Ф. Направника были признаны: ему с высочайшего повеления были даны российское подданство и потомственное дворянство, многие ордена и медали, которые до того музыкантам не присуждались.

При Александре П музыкальная жизнь Петербурга была весьма богатой, однако государь (в отличие от сына — будущего Александра III) мало ею интересовался. Тем не менее, несмотря на отношение Александра II к искусству, именно он дал согласие на открытие Русского музыкального общества (в 1859 году), а затем и Петербургской консерватории (в 1862 году).

Александр II оказал Э. Ф. Направнику особые милости, из которых отметим пожалование дирижеру Ордена Святого Владимира 4-й степени Столь высокая оценка деятельности дирижера свидетельствовала о его признании в самых высоких сферах.

Особую роль в жизни Э. Ф. Направника сыграл Великий Князь Константин Николаевич. Выдающийся государственный деятель был большим любителем искусства. Знакомство К. Н. Романова и Э. Ф. Направника в 1860-х годах стало началом долгих лет сотрудничества Великий Князь увидел в лице молодого дирижера Русской оперы разностороннего музыканта, способного украсить своим исполнением (в том числе как пианиста и органиста) многие концерты. В свою очередь, Э. Ф. Направник получил покровительство государственного деятеля.

В творческой судьбе Э. Ф. Направника большую роль сыграло знакомство во второй половине 1860-х годов с Великой Княгиней Еленой Павловной Учредитель и первый директор РМО и многих других обществ, она, как известно, оказывала всестороннюю под-

держку многим музыкантам. Дирижер по настоянию Елены Павловны в 1869 году принимает управление Симфоническими собраниями РМО и становится одним из самых влиятельных музыкантов-исполнителей Петербурга. Э. Ф. Направнику неоднократно предлагали занять пост директора Санкт-Петербургской консерватории. Это происходило обычно в период обострения отношений дирижера с дирекцией Императорских театров, и у РМО появлялась возможность привлечь его к работе в консерватории.

Особые отношения связывали Э. Ф. Направника с двумя последними императорами, которые оказывали ему исключительное внимание. Вступление на престол Александра III способствовало значительным переменам в отношении общества к национальному искусству и, в частности, Русской опере. Император был, как известно, образованным музыкантом-любителем, ценил исполнительское искусство. Э. Ф. Направник при Александре III стал одним из самых влиятельных музыкантов столицы, так как государь сам обращался к нему за консультациями. Император практически каждый раз, посещая театр, вызывал дирижера в свою ложу и высказывал мнение о спектакле.

Николай И, как и Александр III, был любителем театра Он с большим уважением относился к Э. Ф. Направнику и удостоил его высших наград, в том числе звания Заслуженного артиста Императорских театров — единственного на тот момент дирижера — с присвоением статуса Солиста Его Императорского Величества, ордена Святого Станислава 1-й степени и других отличий.

В разделе 3.3. «Э. Ф. Направник и музыканты-современники» освещаются связи дирижера с известными композиторами, исполнителями и музыкально-общественными деятелями.

Именно в артистических кругах к личности и творчеству Э. Ф, Направника было обращено особое внимание. Его характер, линия поведения и жизненная позиция, его взгляды на искусство и, в частности, отношение к репертуарной политике вызывали оживленные дискуссии. Э. Ф. Направник оказался в эпицентре противоположных тенденций искусства, среди противоборствующих групп, самыми сильными го которых, как известно, были РМО — с одной стороны, и представители Новой русской школы — с другой. В этом свете отношения дирижера с представителями мира искусства заслуживают специального изучения.

Э. Ф. Направник оказался ближе к РМО, возглавив в 1869 году Симфонические собрания общества. Он сменил на посту М. А. Балакирева и тем самым стал его оппонентом. Возникла конфронтация между

РМО и только что учрежденной Бесплатной музыкальной школой. Э. Ф. Направник оказался не по своей воле вовлеченным в этот конфликт, что проявилось в предвзятом отношении к нему со стороны представителей Новой русской школы и В. В. Стасова. К тому же дирижер не благоволил к большинству ранних сочинений этих композиторов, считая их дилетантскими.

Глубинными причинами неприязненных отношений музыкантов были различия во взглядах на искусство. Э. Ф. Направник воспринимал свою профессию как «цеховой» музыкант XVIII века. Возможно, в глазах композиторов «Могучей кучки» такой подход выглядел ремесленным. (Не случайно В. В. Стасов называл дирижера «великим мастеровым»26.)

Самым неоднозначным из всех сложившихся у Э. Ф. Направника с композиторами-современниками было его общение с Н. А. Римским-Корсаковым. Тем не менее они сотрудничали на протяжении многих лет. Дирижер неоднократно подчеркивал, что именно Н. А. Римский-Корсаков — единственный из кружка «Могучей кучки», кто смог достичь блестящих технических результатов в творчестве. В свою очередь, этот композитор высоко ставил Э. Ф. Направника как дирижера, хотя и позволял неоправданно резкие высказывания в его адрес.

Э. Ф. Направник продолжал ставить многие произведения кучкистов в Императорском театре, так как руководствовался идеей поддержки сочинений русских композиторов.

Двойственным было отношение Э. Ф. Направника к М. П. Мусоргскому. Дирижер по-своему признавал поразительную одаренность композитора, но указывал на необходимость фундаментального образования, без которого, на его взгляд, даже гениальный музыкант не вправе обойтись. В свою очередь М. П. Мусоргский высоко ставил Э. Ф. Направника как выдающегося музыканта, мастера своего дела.

Схожим образом Э. Ф. Направник относился и к А. П. Бородину. Его так же как и М. П. Мусоргского, дирижер считал весьма одаренным, но при этом малознающим композитором.

Неоднозначными были отношения Э. Ф. Направника с Ц. А. Юои. Последний не сочувствовал большинству сочинений дирижера, но при этом часто опасался открыто выражать свое мнение, поскольку дорожил добрым отношением Э. Ф. Направника, который ставил его оперы на Императорской сцене.

26 Балакирев М. А. и Стасов В. В. Переписка Том 1. / Авт. вст. ст. и комм., ред.-сост. А. С. Ляпунова М.: Музыка, 1970. С. 473.

Особые отношения связывали Э. Ф. Направника с П. И. Чайковским. С восторженностью относился дирижер к великому композитору, считая, что его талант с каждым новым сочинением все более раскрывается. Поэтому естественно, что к нему самому и к его произведениям дирижер проявлял особое внимание.

В лице Э. Ф. Направника П. И. Чайковский обрел самого близкого дирижера-интерпретатора, а с конца 1870-х годов — преданного друга. Исследование их взаимоотношений позволяет обозначить важную проблему взаимовлияния музыкантов. Дирижер с большой добросовестностью и художественным пылом готовил постановки новых сочинений композитора. Стремясь помочь композитору и обращая его внимание на ряд важных законов сценического действа, он предлагал изменения в тексте опер и их инструментовке.

Э. Ф. Направник состоял в активной переписке с Н. Ф. Финдейзе-ном — пожалуй, единственным музыкальным критиком, с которым у дирижера сформировались тесные контакты. Они высоко ценили друг друга, о чем свидетельствуют письма, а также публикации в «Русской музыкальной газете». Н, Ф. Финдейзен всегда проявлял большой интерес к личности и творчеству Э. Ф. Направника и всячески способствовал тому, чтобы его имя постоянно появлялось на страницах газеты, а в дальнейшем многое сделал для сохранения памяти о нем, Изучение отношений этих музыкальных деятелей позволяет обозначить проблему оценки современниками Э. Ф, Направника как дирижера и композитора.

Четвертая глава «Оперы Э.Ф.Направника в репертуаре Мариинского театра» посвящена композиторскому творчеству музыканта. В разделе 1.2. «Постановки опер Э.Ф.Направника» рассматривается история создания и сценическая судьба сочинений в Императорском театре.

Э. Ф. Направник был известным в свое время композитором, создавшим свыше двухсот произведений малых и больших форм (всего 74 опуса), в том числе — четыре оперы — «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1885), «Дубровский» (1894), «Франческа да Римини» (1902). При жизни Э. Ф, Направника его сочинения часто исполнялись, но после кончины были преданы забвению (исключение — опера «Дубровский»), Его опусы редко находили признание, подвергались жесткой критике в прессе. Это не останавливало их автора, который отдавал много времени сочинению, которое для Э. Ф. Направника было внутренней потребностью. Как композитору ему не всегда удавалось реализовать себя; его дирижерская деятельность оказывала мощное

влияние на композиторское творчество. Современники упрекали Э. Ф. Направника в отсутствии самобытности и собственного стиля

«Нижегородцы» по своему замыслу во многом перекликается с «Жизнью за Царя» М. И. Глинки. Связь произведений прослеживается на многих уровнях: обращение к эпохе Смутного времени (борьбе русских с поляками и внутренние распри); показ широких масс народа, предводительствуемых Кузьмой Мининым; строение оперы, в которой важное место занимают хоровые сцены. Работу над сочинением композитор вел в течение 1867-1868 годов, главным образом в летний период (что было характерной особенностью его творческого распорядка).

Подготовка постановки оперы проходила весьма тщательно. Э. Ф. Направник как автор музыки и дирижер сам проводил репетиции. Он распределил роли среди лучших артистов Императорского театра. Э. Ф. Направник прекрасно владел приемами хорового письма и в «Нижегородцах» смог создать яркие массовые сцены. Особенно привлекает использование впервые в отечественной оперной музыке элементов церковного пения в сцене венчания. В день премьеры 27 декабря 1868 года опера имела определенный успех: автора удостоил вниманием присутствовавший на спектакле император Александр II. Но в прессе «Нижегородцы» получили противоречивую оценку. Резкими оказалась статьи Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Фа-минцына и Н. А. Соколова27. А. Н. Серов, наоборот, приветствовал появление оперы, считая, что она освежит репертуар столичного театра, хотя и может быть названа «капельмейстерским сочинением».

Опера стала репертуарной, была поставлена в разных городах России и спустя четверть века в Москве (Большой театр, 30 ноября 1884 года). Э. Ф. Направник развил русскую национальную тему и продолжил традицию создания опер на значимые исторические сюжеты, интерес к которой проявился у русских композиторов в 1860-е годы.

Опера «Гарольд» была самым значительным сочинением Э. Ф. Направника 1880-х годов. В основу либретто был положен известный эпизод из истории Англии времен ее покорения норманнами. Либретто содержало множество непредсказуемых поворотов и сценических положений: борьба за престол, любовь к дочери злейшего врага, роковые ошибки, клятвы, предательства. Возможно, Э. Ф. Направника привлекала фабула с обилием мелодраматических сцен, позволяющая выстроить сложную драматургию. Музыка «Гарольда» оказалась не

27 См.: «Голос». 1869. Яг 21.

оригинальной. В этой опере он стоит ближе к общеромангическим традициям Дж. Мейербера и особенно Р. Вагнера.

Перегруженность сюжета различными событиями и в то же время отсутствие в музыке подлинного вдохновения сыграли решающую роль в судьбе сочинения. Несмотря на участие лучших исполнительских сил (в их числе были Ф. И. Стравинский, Э. К. Павловская, М. А. Славина и др.), интерес к опере в среде слушателей неуклонно снижался. Премьера 11 ноября 1886 года имела лишь внешний успех: публика горячо принимала Э. Ф. Направника, но последующие спектакли показали охлаждение публики к сочинению. Дирекция перевела оперу на московскую сцену: в Большом театре она была поставлена 15 раз, после чего также снята с репертуара.

Сюжетом следующей оперы Э. Ф. Направника стал «Дубровский» А. С. Пушкина, и композитор пригласил М. И. Чайковского стать автором текста.

Премьера сочинения, состоявшаяся 3 января 1895 года в Мариинском театре, имела широкий резонанс. Главные роли исполняли самые известные и любимые публикой артисты: Н. Н. Фигнер, Ф. И. Стравинский, М. И. Фигнер и др. Несмотря на хороший в целом прием публики, в среде музыкантов-профессионалов и критиков спектакль был встречен неоднозначно. Тем не менее, опера оказалась самым известным произведением Э. Ф. Направника, она была высоко оценена Николаем II. «Дубровский» прочно вошел в репертуар Русской оперы не только в Петербурге и Москве, исполнялся во многих театрах России, в том числе в Казани, Харькове, Одессе, Киеве и других городах. «Дубровский» ставился и за границей: в Праге, Пльзене, Брно на чешском языке; Вене, Берлине, Мюнхене и Лейпциге — на немецком.

Следующая опера Э. Ф. Направника «Франческа да Римини» стала воплощением последнего крупного замысла музыканта 1900-х годов. Композитор выбирает в качестве основы фабулы будущей оперы трагедию «Паоло и Франческа» С. Филиппса по сюжету одной го картин «Божественной комедии» Данте Алигьери. Премьера «Франчески» 26 ноября 1902 года имела определенный успех. Заслуженный и любимый дирижер был тепло принят публикой, однако признание было скорее внешним. Оно подкреплялось большим авторитетом автора музыки, но позднее в прессе появились главным образом критические статьи, которые Э. Ф. Направник воспринимал чрезвычайно болезненно, что, однако, не помешало ему сохранять оперу в репертуаре театра до конца своей жизни.

В разделе 4.2. «Исполнение других сочинений Э.Ф. Направника» освещается роль некоторых друзей и коллег музыканта в распространении его сочинений: А. И. Зилоти, В. И. Сафонова, В. И. Сука й других известных исполнителей. Благодаря их содействию произведения Э, Ф. Направника включались в репертуар творческих коллективов. Однако в большей мере это было продиктовано чувством уважения к деятельности Э. Ф. Направника-дирижера, нежели подлинным восхищением его талантом композитора. В этом свете его композиторское наследие, в наши дни представляющее в большей мере исторический интерес, остается важной частью русской музыкальной культуры своего времени.

В Заключении обобщаются результаты исследования, подводятся итоги, а также обозначаются дальнейшие перспективы научного изучения тследия Э. Ф. Направнику.

Автор отмечает, что в летописи Мариинского театра «эпоха Направника» составляет одну из ее самых ярких страниц. В этом свете актуальным представляется изучение наследия и, прежде всего, богатейшего личного архива музыканта.

Статьи и книги об Э. Ф. Направнике, вышедшие в разное время, приоткрыли весьма важные стороны деятельности дирижера, композитора, музыкально-общественного деятеля. Однако даже в самых объемных трудах оказалась привлечена сравнительно небольшая часть сохранившихся документальных материалов. Между тем, информация, содержащаяся только в Памятных книгах Э. Ф. Направника, Воспоминаниях (опубликованных частично) и его переписке, существенно обогащает представление о целой эпохе, позволяя обозначить ряд важных проблем изучения истории русской музыки.

В рамках диссертации рассматриваются различные стороны функционирования Императорской оперной труппы в Петербурге с точки зрения участия в ней Э. Ф. Направника. С этой целью специально исследуется его роль в реформировании театрального учреждения, репертуар Мариинского театра, дирижерская и композиторская работа, связи музыканта с деятелями искусства и др. В указанных направлениях исследования обозначались специальные научные проблемы изучения истории музыки. Также в данном контексте раскрывается творческая личность дирижера, его взгляды на искусство.

При всей благотворной роли музыкального руководителя, художественные предпочтения Э. Ф. Направника оказались неоднозначными. В частности, консерватизм его вкусов так или иначе сказывался

на репертуаре театра, Неприятие многих сочинений современников (в том числе композиторов Новой русской школы), несмотря на то, что они шли под его управлением и нередко имели определенный успех, являлось поводом для критики музыканта.

Наблюдения современников Э. Ф. Направника над его дирижерским стилем были положены в основу формирования его портрета как исполнителя, выявлению особых качеств, благодаря которым он стал выдающимся музыкантом, В этом свете сопоставление с крупнейшими дирижерами-современниками А, Никишем, Г, Малером, Г. Рихтером и другими позволили установить отличительные особенности интерпретаций Э. Ф. Направника, его метода работы с музыкальным материалом, осмысление им миссии исполнителя как посредника между автором и слушателями.

Изучение творческих контактов Э, Ф, Направника в самых разных кругах обозначает его место в культурной жизни столицы, а также указывает на характер отношений с современниками, Рассмотрение композиторского наследия Э. Ф. Направника позволило раскрыть еще одну важную сторону деятельности музыканта, имеющую большой научно-творческий интерес.

Дальнейшие возможные пути изучения творческого наследия Э. Ф. Направника связаны, без сомнения, с необходимостью, в первую очередь, публикации многих материалов из его личного архива. В частности, совершенно необходимо полное издание Воспоминаний музыканта, которые содержат малоизвестные сведения из истории Ма-риинского театра, Консерватории и Русского музыкального общества. Также представляется необходимым изучение и публикация Памятных и Записных книг, его сочинений и партитур с пометами и многих других документов. Особое, самостоятельное направление представляет изучение и публикация эпистолярного наследия Э, Ф. Направника, всей его переписки, в том числе двусторонней, со многими выдающимися людьми своего времени.

В диссертационном исследовании предпринята попытка ввести в научный оборот малоизвестные документальные материалы, осветив важные стороны деятельности Э, Ф. Направника. Благодаря этому были уточнены и освещены с новых сторон многие уже известные факты истории отечественной музыки, а также в ряде случаев обнаружены неизвестные детали, дополняющие картину музыкальной жизни России времен Э. Ф, Направника,

В Приложениях представлен Указатель имен к диссертации и опубликован раздел «Итоги за 50 сезонов (с 1863 по 1913 год)» из Памятной книги VIIЭ, Ф. Направника.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях

Публикации в рецензируемых научных журналах, утвержденных ВАК РФ:

1. Айдаров Н. Ж. Музыкальный Петербург второй половины XIX — начала XX века в «Памятных книгах» Э. Ф. Направника // Вестник Башкирского университета. 2011. №4. Т. 16. С. 12571263. (0.8 п. л.)

2. Айдаров Н. Ж. Черновики писем Э. Ф. Направника (к проблеме изучения эпистолярного наследия) // Музыковедение. 2012. № 2. С. 36-42. (0.7 п. л.)

3 Айдаров Н. Ж. Э. Ф. Направник в общении с современниками // OPERA MUSICOLOGICA. 2013. № 2 (16). С. 55-66. (0.7 п. л.)

4. Айдаров Н. Ж. Последние императоры России — покровители Э. Ф. Направника // Музыка и время. 2014. № 2. С. 7-10. (0.5 п. л.)

Другие публикации:

5. Айдаров Н. Ж. Из переписки А. Зилоти с Э. Направником // Музыка и время. 2010. № 5. — С. 16-17. (0.2 п. л.)

6. Переписка Э. Ф. Направника с Н. Ф. Финдейзеном / Публ. Н. Ж. Айдарова // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств. Вып. 5. / Ред.-сост. Г. В. Копытова СПб.: РИИИ, 2010. С. 59-88. (1.2 п. л.)

7. Айдаров Н. Ж. Проблемы изучения наследия русских музыкантов по архивным материалам // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып. 6 / Ред.-сост. Н. И. Верба. СПб.: Астерион, 2011. С. 18-22. (0.2 п. л.)

8. Айдаров Н. Ж. Неопубликованные документы Э. Ф. Направника как важный источник сведений по истории Русской музыки второй половины XIX — начала XX веков // Исследования молодых музыковедов: Сб. науч. трудов / Ред.-сост. Т. И. Науменко. М.: РАМ, 2011. С. 54-57. (0.3 п. л.)

9. Айдаров Н. Ж. Черновые автографы писем и их роль в изучении истории музыки (на примере наследия Э. Ф. Направника) // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып. 7 / Ред.-сост. Н. И. Верба СПб.: Астерион, 2012. С. 16-20. (0.3 а л.)

10. Айдаров Н. Ж. «Правила для артистов Императорской оперной труппы в С.-Петербурге» в редакции Э.Ф.Направника // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. трудов. Вып. 8 / Ред.-сост. Н. И. Верба СПб.: Астерион, 2013. С. 181-185. (0.3 п. л.)

Подписано в печать 18. 03. 2014. Формат А 4. Бумага ксерокс. Уч. изд. л. 1.2. Тираж 100 экз.

 

Текст диссертации на тему "Эдуард Францевич Направник и Мариинский театр его времени"

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова»

Кафедра истории русской музыки

///

На правах рукописи

04201457935

АЙДАРОВ Надим Жавдетович

ЭДУАРД ФРАНЦЕВИЧ НАПРАВНИК И МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ЕГО ВРЕМЕНИ

Специальность 17.00.02 — «Музыкальное искусство»

диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

научный руководитель — докт. иск., проф. Гусейнова 3. М.

Санкт-Петербург 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................3

Глава 1. Э. Ф. Направник в Императорской русской опере................24

1.1. Репертуар театра.....................................................................25

1. 2. Э. Ф. Направник о дирижерской работе...............................46

1.3. Исполнители и сотрудники....................................................53

Глава 2. Э. Ф. Направник — исполнитель..............................................62

2. 1. Дирижерские способности Э. Ф. Направника.....................63

2.2. Отличительные черты Э. Ф. Направника-дирижера...........66

Глава 3. Э. Ф. Направник и его современники........................................77

3. 1. Э. Ф. Направник и чиновники Императорского

двора (директора Императорских театров)........................78

3. 2. Э. Ф. Направник и Императорская семья.............................87

3. 3. Э. Ф. Направник и музыканты-современники.....................97

Глава 4. Оперы Э. Ф. Направника в репертуаре

Мариинского театра.....................................................115

4. 1. Постановки опер Э. Ф. Направника.....................................117

4. 2. Исполнение других сочинений Э. Ф. Направника.............129

Заключение..................................................................................................137

Список сокращений....................................................................................141

Список литературы....................................................................................142

Список архивных источников.................................................................156

Приложение 1. Указатель имен...............................................................159

Приложение 2. «Итоги за 50 сезонов (с 1863 года но 1913 год)».........171

с

ВВЕДЕНИЕ

Выдающийся музыкант Эдуард Францевич Направник (1839-1916) по праву занимает особое место в истории культуры России второй половины XIX — начала XX веков. Он выступает как яркий представитель творческой элиты, признанный дирижер, композитор и музыкально-общественный деятель.

Чех по национальности, Э. Ф. Направник родился в Богемии (г. Бейшт), в юном возрасте приехал в Россию и до конца жизни признавал ее своей второй родиной. Здесь он, будучи дирижером Санкт-Петербургского императорского Мариинского театра (труппы Русской оперы)1, а также постоянным руководителем различных симфонических оркестров, более полувека своей жизни посвятил искусству и сыграл большую роль в его развитии. За этим фактом стоит одно из примечательных явлений культурной жизни России, связанных с творческим вкладом музыкантов-иностранцев2.

Деятельность Э. Ф. Направника пришлась на интереснейшее время в истории российского государства — вторую половину XIX — начало XX веков. Уже само по себе упоминание имен тех, с кем Э. Ф. Направник имел тесные творческие контакты (например, братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, П. И. Чайковского, композиторов Новой русской школы; известных певцов М. А. Славину, Е. К. Мравину, И. А. Мельникова, И. В. Тартакова, И. В. Ершова, Ф. И. Шаляпина; инструменталистов — Л. С. Ауэра, А. В. Вержбиловича, А. Н. Есипову и других музыкантов) позволяет обозначить масштаб деятельности самого Э. Ф. Направника, причастного значительным событиям культурной жизни. Именно ему принадлежала честь стать одним из самых ярких представителей дирижерского искусства, оказать влияние на ход развития

1 В данном диссертационном исследовании, помимо устойчивого обозначения «Мари-инский театр», также будет использоваться выражение «Русская опера», поскольку спектакли Русской оперной труппы на протяжении многих лет проходили на разных сценах Императорских театров и только в 1890-е годы оказались «закреплены» за Мариинским театром.

2 В частности, о роли чехов-музыкантов в России высказался В. В. Стасов в статье «Чехи и русская опера», написанной им в 1867 г. Однако, в данной работе Стасова имя Э. Ф. Направника обходится молчанием, что связано, возможно, с неприятием его как музыканта, особенно в начале творческой деятельности, представителями Новой русской школы [198, с. 347].

музыкальной жизни в столице. Данный ракурс позволяет сформулировать в самом широком смысле главную проблему изучения деятельности музыканта, из которой следуют все остальные: вклад Э. Ф. Направника в историю музыкального искусства России и, в частности, Мариинского театра. В этом свете его жизнь и творчество приобретают вневременную значимость и представляют разносторонний интерес.

За годы службы Э. Ф. Направника в Русской опере в ней произошли кардинальные перемены: значительное расширение репертуара, качественно новый подход к исполнению произведений, введение специальных правил, регламентирующих отбор музыкантов для пополнения труппы, и другие преобразования. Во многом они были инициированы самим Э. Ф. Направником, который смог их осуществить, благодаря тонкому пониманию обстановки в окружающей его культурной среде и, в частности, постепенному усилению внимания широкой общественности и высшего света к национальному искусству вообще (пример тому — особое внимание к русской культуре Императора Александра III).

Высокий профессиональный уровень Э. Ф. Направника-исполнителя снискал ему славу выдающегося мастера своего дела, специалиста экстра-класса. Он завоевал непререкаемый авторитет в кругу специалистов, с чем считались даже его недоброжелатели и представители оппозиции. Со временем Э. Ф. Направник был признан истинным Сепега1ттшсИгеШог''ом. столицы: исполнительское мастерство его оркестра считалось для своего времени эталонным, оно представляло и определяло уровень музыкальной культуры России в общеевропейском масштабе.

Связи Э. Ф. Направника с известными деятелями искусства — композиторами, музыкантами-исполнителями, а также представителями Императорской фамилии свидетельствуют о его положении в различных кругах. Исследование данной темы позволяет поставить ряд научных проблем, связанных со взаимоотношениями Э. Ф. Направника с его современниками.

До настоящего времени спорной остается оценка весьма значительного в количественном отношении композиторского наследия Э. Ф. Направника. Оно

вызывает определенный творческий и научный интерес, поскольку является неотъемлемой составляющей музыкальной культуры России.

Диссертационное исследование основано на изучении как опубликованных, так неопубликованных материалов, связанных с деятельностью Э. Ф. Направника. Особое значение в работе уделяется документальному наследию его самого; прежде всего, его богатейшему личному архиву. Исследование материалов Э. Ф. Направника позволяет осветить неизвестные страницы истории музыкального мира России, существенно расширить представления о жизни выдающихся деятелей искусства. Предполагается, что исследование этих документов заполнит многие лакуны источниковедческой и — шире — исторической науки, удалит многие «белые пятна» и в итоге поставит новые вопросы. Изучение документов способно не только раскрыть малоизвестные грани личности и творчества Э. Ф. Направника, дополнить наше представление об истории Русской оперы, 1ю также в определенной мере осветить процессы развития отечественного музыкального искусства второй половины XIX — начала XX века.

Большая часть документов Э. Ф. Направника находится в России. Это личный архив дирижера, ныне хранящийся в Российском институте истории искусств (РИИИ). Фонд Э. Ф. Направника в настоящее время является одним из самых крупных персональных фондов среди архивных документов Кабинета рукописей РИИИ — свыше 1800 единиц хранения. Они составляют приблизительно 90 % всех материалов о выдающемся музыканте, находящихся ныне в государственных хранилищах Санкт-Петербурга и Москвы . В других городах (в том числе, за границей) в частных и государственных собраниях можно обнаружить преимущественно письма дирижера, адресованные друзьям и коллегам, например, Г. Малеру (Австрия), Й. Иоахиму, А. Никишу, Ф. Вейнгартнеру (Германия), К. Сен-Сансу (Франция).

3 Персональные фонды Направника имеются в разных государственных архивах. В большей мере это собрание писем музыканта: 1. РГАЛИ, ф. 210 (10 ед. хр.); 2. РНБ, ф. 510 (6 ед. хр.); 3. ГДМЧ, ф. X (40 ед. хр.); 4. ГЦММК, ф. 72 (39 ед. хр.); 5. ГЦТМ, ф. 184 (3 ед. хр.); 6. СПб. Музей театрального р музыкального искусства (224 ед. хр.); 7. Тбилисская государственная консерватория (6 л.).

Собрание документов Э. Ф. Направника в РИИИ образует самостоятельней фонд № 21, представленный в трех описях. В первой (всего 676 единиц хранения) отражено композиторское наследие музыканта (220 единиц хранения), а также его литературные произведения, личные документы и другие материалы. Во второй описи — эпистолярные материалы (755 единиц хранения, из них 161 письмо Э. Ф. Направника, в большинстве черновики). В третьей описи — документы, принадлежащие семье музыканта.

В первой описи фонда представлены Воспоминания, Записные книги и Памятные книги Э. Ф. Направника (ед. хр. №№ 221-276); биографические очерки, личные документы, материалы о чествовании музыканта (ед. хр. №№ 277-356); материалы об издании и исполнении его композиторских произведений (ед. хр. №№ 357-390); документы, связанные со служебной деятельностью дирижера: в Мариинском театре и Оперном комитете Дирекции императорских театров, в Императорском русском музыкальном обществе и других обществах, а также материалы, связанные с увековечиванием памяти музыкальных деятелей (ед. хр. №№391-498); афиши и программы концертов и оперных постановок (ед. хр. №№ 499-510); хозяйственные документы (ед. хр. №№ 511-525), рукописные произведения разных композиторов и книги из библиотеки Э. Ф. Направника (ед. хр. №№ 526-646), а также иллюстративные материалы (ед. хр. №№ 647-674).

Из вышеперечисленного обращают на себя внимание отдельные группы документов Э. Ф. Направника. Среди них — уже упомянутые Памятные книги (ед. хр. №№ 224-230). На их страницах нашли отражение явления окружавшей музыканта жизни более чем за полвека — с 1863-го по 1916-й год. Этот источник представляет специальный интерес по причине того, что для самого Э. Ф. Направника он был очень важен. Доказательством тому могут быть внутренняя потребность вести записи на протяжении столь длительного времени, характер записей — практически только факты, внешний вид записей, являющихся образцом аккуратности, и многое другое4 [См. об этом подробнее: 12, с. 15-17; 2, с. 1257-1263].

4 В тех случаях, когда в тексте цитируются документальные источники, перед соответствующим номером приводится указание хранилища (ГЦММК; ГЦТМ; РИИИ; РНБ;

Отметим также собрание афиш, программ концертов и оперных постановок Э. Ф. Направника в специальных альбомах, которые он вел в течение всей творческой жизни в России. Хранящиеся в РИИИ (ед. хр. №№ 499-510), они позволяют узнать многое о репертуаре Мариинского театра, а также концертах симфонической и камерной музыки в Петербурге и Москве, в которых исполнялись сочинения музыканта, или в которых он участвовал как дирижер.

Эпистолярное наследие Э. Ф. Направника зафиксировано во второй описи фонда №21. Музыкант в разные годы вел переписку более чем с 500-ми корреспондентами. Среди них — А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, А. И. Зилоти, И. Иоахим, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, В. И. Сафонов, К. Сен-Санс, Ф. И. Стравинский, С. И. Танеев, М. И. Чайковский, П. И. Чайковский, Н. Ф. Финдейзен, Ф. И. Шаляпин и многие другие.

Корреспонденция Э. Ф. Направника заслуживает особого внимания. Все письма музыкант бережно хранил, благодаря чему имеется возможность во многих случаях восстановить двустороннюю переписку, поскольку он, как правило, создавал копии и наброски своих писем, а также помещал «отпуски» на свободной части листа депеш адресатов5. Поэтому эпистолярное наследие музыканта помимо своей содержательной стороны представляет большой текстологический интерес [См. об этом подробнее: 41, с. 36-42].

Б. В. Асафьев был первым, кто внес свою лепту, ознакомившись с архивом Направника и составив план его публикации в 1917 году (когда он еще

РГАЛИ; СПбГК). В случае, если опубликованный документ цитируется для уточнения каких-либо позиций по источнику, ссылки даются на номера и по списку литературы и по списку архивных источников.

Здесь и далее во всех цитатах сохраняется авторский стиль изложения и пунктуация. Орфография приводится в соответствии с современными нормами. Подчеркивания слов заменяются курсивом. Сокращения раскрываются в квадратных скобках. В угловых скобках с отточием отмечаются купюры внутри цитат. Иные обозначения оговариваются особо.

э Чаще всего такие «отпуски» содержат дату получения депеш или комментарий, как, например, к письму Н. Ф. Финдейзена от 21 января 1898 года: «Ответил 24-го Января

1898 года: "Обещал исполнить" [кавычки поставлены Э. Ф. Направником. — //. А.]. Послал все требуемое с письмом 8-го Февраля 1898 года с просьбою мою рукопись мне возвратить»

[РИИИ: 341, л. 1].

принадлежал семье музыканта). Часть материалов, а именно переписка Э. Ф. Направника с П. И. Чайковским, через несколько лет вошла в подготовленный Б.В.Асафьевым сборник «П.И.Чайковский. Воспоминания и письма» [164, с. 99-230]. В этом издании, в предисловии к названной переписке Б. В. Асафьев указывал, что уже тогда был разработан план публикации материалов, и «в качестве предельной цели рисовалась обширная монография о Направнике в тесной связи его деятельности с блестящей эпохой русской оперы и с театральным современным ему бытом»6 [164, с. 101-105].

Большую работу над -этим архивом до поступления его в РИИИ (тогда Научно-исследовательский институт театра и музыки) вели дети Э. Ф. Направника Владимир Эдуардович и Варвара Эдуардовна. Они приводили в порядок богатейшее собрание документов своего отца. Даже после эмиграции Вл. Э. Направника в 1917 году7, В.Э.Направник отсылала своему брату за границу в Бельгию копии документов с тем, чтобы он мог работать над воспоминаниями, посвященными Э. Ф. Направнику и его современникам. Вплоть до своей смерти в блокадном Ленинграде в 1942 году В. Э. Направник была хранительницей архива и делала многое для того, чтобы архив ее отца изучался, а некоторые материалы публиковались .

Степень изученности проблемы. Интерес к Э. Ф. Направнику был велик как при его жизни, так и после кончины в 1916 году, он сохраняется в научной и музыкальной среде и в настоящее время. Не случайно архив музыканта привлекал внимание многих исследователей, в том числе Н. Ф. Финдейзена, В. Г. Вальтера,

6 Б. В. Асафьев также писал: «архив должен был выходить в свет постепенно, выпусками, объединенными каждый либо темой общения Направника с той или иной выдающейся личностью (переписка), либо тем или иным видом его деятельности (дирижирование в области театральной и концертной; композиторство), либо специфическими свойствами материала (воспоминания, оценка произведений, характеристика людей, с которыми Э. Ф. Направнику приходилось иметь дело)» [164, с. 101-105].

7 Вл. Э. Направник со своей семьей с мая 1917 г. жил на даче в Финляндии. После 1925 г. он и его семья переехали в Бельгию, где и остались на постоянное жительство.

8 В 1940 г. были изданы «Письма С. И. Танеева к Э. Ф. Направнику. К истории постановки '"Орестеи" в Мариинском театре». В. А. Киселев, подготовивший к печати эти письма, пишет во вступительной статье, что материалы «любезно предоставлены для опубликования дочерью покойного дирижера — Варварой Эдуардовной Направник» [169, с. 81].

Б. В. Асафьева (о нем уже упоминалось), Л. М. Кутателадзе, А. А. Гозенпуда, Л. Н. Маталаева, Л. В. Михееву, М. Г. Малкиель, А. И. Климовицкого, И. А. Барсову, Н. В. Антипову (Гарееву) и других.9 Однако, труды о дирижере затрагивали лишь малую часть сохранившихся материалов (например, из более чем 12000 писем было издано около тысячи).

Изучение и публикация эпистолярного наследия Э. Ф. Направника начались еще при его жизни. Авторы первых очерков о творческой деятельности дирижера, используя информацию из разных источников, также цитировали сведения, почерпнутые ими из личной переписки с музыкантом. Так был написан один из исследовательских опусов о Э. Ф. Направнике рецензента газеты «Музыкальный листок», музыковеда и критика В. К. Фролова [256].

Э. Ф. Направник чаще всего сам курировал процесс отбора сведений, пригодных, как он считал, для печати. В его переписке с авторами статей и очерков первостепенное внимание уделялось «статистическим сведениям»: информации о первых постановках, участии оркестра в том или ином спектакле, то есть фактическим данным10.

Основная идея очерков о Э. Ф. Направнике, положенная в основу брошюры В. К. Фролова, — это общая характеристика деятельности музыканта; она была продолже�