автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Екатерининское время как культурная эпоха в художественном мире А.С. Пушкина (взаимодействие прозы и поэзии)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Алпатова, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Екатерининское время как культурная эпоха в художественном мире А.С. Пушкина (взаимодействие прозы и поэзии)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Екатерининское время как культурная эпоха в художественном мире А.С. Пушкина (взаимодействие прозы и поэзии)"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

АЛПАТОВА Татьяна Александровна

ЕКАТЕРИНИНСКОЕ ЕРШЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА 3 ХУДОЖЕСТВЕННОМ 1ШРЕ А.С.ПУШКИНА /ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ/ :

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВгорзфврат

диссертации на соискшшэ ученой степени

кандидата филологических наук I %

I

Москва 19^3

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы Московского педагогического университета

Научный'руководитель: доктор филологических наук,

профессор В.Н.Аношкина

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

ведущий научный сотрудник В.Д.Сквозников} кандидат филологических наук, ' • доцент 1Г.Н,Халфина

Ведущая организация: Московский.государственный

университет им. М.Б.Ломоносова

Защита диссертации состоится 1993 года

часов на заседании специализированного совета

15ог>

Д 113.11.02 по литературоведению при Московском педагогическом университете /107005» Москва, ул.Энгельса, д.г^-а, ауд. /

С диссертацией мояно ознакомиться в библиотеке Московского* педагогического университета по адресу: Москва,ул.Радио, дДО-а.

Автореферат разослан С /С^-ти^о/гЛ.1993 года.

/

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук, доцент/ ■ ^ Т.К.Батуроса

Образ "века Екатерины", возникающий в литературе пушкинского времени, был очень валек для формирования духовного л художественного своеобразия творчества писателей, обратившихся к нему. По просшествии нескольких десятилетий культурное "лицо" последней трети ХУШ века продолжало привлекать внимание не только историков, но и философов, прозаиков и поэтов. Наследие культурной эпохи никого не оставляло равнодушным; опенки периода колебались от безоговорочного отрицания века "покорности и страха" /А.С.Грибоедов/ до восхищения: "...Какая-то жизнь мужественная дышит в этих людях царствования Екатерины.." /П.А.Вяземский/« Не меньшее значение имело екатерининское время и для А.С.Пушкина. Поэт, входивший в литературу "Воспоминаниями в Царском Селе" /1814/, миновав в конце 1810-х - начале 1820-х годов критическое отношение к русскому ХУШ веку /возникшее в связи с усвоением декабристских иде!У, приступает затем к изучению документов, сохраняет верность избранной культурной эпохе :: в историческом романе "Капитанская дочка" . Образ екатерининского времени оказывается в центре художественно-философских, духовных, эстетических исканий Пушкина, объединяет произведения различных литературных родов и жанров. Он участвует з формировании пушкинской поэтики, "расшифровывает" привычную мегафо'ру "творческий. путь" до ощущения реального пути, некоего метасюжэта, двигаясь з русле которого можно приблизиться не только к историческому, но и вневременному идеалу Пушкина - в основе всего лежащим Любви, Добру и Красоте.

Изучение художественно-исторических работ Пушкина основывается на достижениях пушкинистики XX века - трудах М.П.Алексеева, С.М.Бонда, Д.Д.Бдагого, В.Э.Вацуро, Г.А.Гуковского, Н.В.Измайлова, Е.А.Маймина, Г.П.Макогоненко, Б.б.Мейлаха, С.М.Петрова, Н.Н.Петруниной, Л.С.Сидякова, Н.Н.Скатова, Ю.В.Степняка, И.М.ТоЯ-бина, Б.В.Томашевского и других. Связано оно и с отдельными наблюдениями исследователей Х1Х~начала XX века: анализом исторических воззрений Пушкина, проведенным В.С.Иконниковым, изучениями культурного "фона"■пушкинских обращений к прошлому, принадлежащими Я.К.Гроту, Л.Н.Майкову; очерками поэтики историчес-

^

кого романа Пушкина, сделанными Н.И.Черняевым и В.В.Сиповским. Родство нравственно-эстетических воззрений поэта и "духа" ХУШ столетия отмечал Г.П.Федотов. Отдельные грани образа екатерининского времени рассматривались в связи с определением пушкинского историзма, направленностью профессиональных занятий поэта историографией, выявлением в его творчестве поэтических традиций ХУШ века. Но специфика художественно-философского постижения екатерининского времени в творчестве Пушкина /сложном единстве прозаического и поэтического "миров"/, того духовного значения, которое имела данная культурная эпоха для поэта, на сегодняшний день не получили достаточного освещения.

Цель дчссертачии состоит в том, чтобы на материале сравнительного изучения пушкинских произведений рассмотреть стилевые особенности, образа екатерининского времени как культурной эпохи, наделенной собственными принципами устройства мирообраза и самосознания человека, которые были поняты и воспроизведены писателем. "Предроманние" формы поэтического и прозаического творчества Пушкина и "Капитанская дочка" изучаются со стороны: а/ воплощения целостного, устойчивого мирообраза эпохи;-б/своеобразия духовного облика личности екатерининского времени, не столько собственно-исторической, сколько "частной", сопоставимой с пониманием мира и самосознанием.потомков; в/ возможного генетического родства культурных эпоха размышлений поэта о со-противопоставлении екатерининского времени и современности.

Значимость и научная новизна -работа определяются недостаточной изученностью художественной исторг.ософии Пушкина, которая не мокет быть сведена лишь.к иллюстрации внеположных тексту воззрений "строгого историка". В единстве прозаического и поэтического» эпического и лирического начал пушкинского творчества ре* ельный образ екатерининского времени в значительной степени "пересоздается" автором. Исследования-художественно-философских-ос^ нований подобного "перевоплощения" до сих пор не проводилось; оно многое может дать для уяснения существа поэтических и духовных открытий"Пушкина второй половины 1820-х и 1830-х годов.

Материалом для исследования послужили как прозаические, так и поэтические произведения Пушкина, в которых присутствует образ последней трети ХУШ века: "царскосельская" лирика поэта, обращения к человеку екатерининского времени в мемуарных и документальных заметках Пушкина, романе "Евгений Онегин"; повесть "Пиковая дача", роман "Капитанская дочка". К сопоставительному анализу привлекаются произведения о екатерининском времени современников поэта. Изучены литературно-теоретические и философ-ско-исторические высказывания Пушкина, трактаты первой трети XIX века. Исследован также ряд эстетических и философских работ последней четверти ХУШ столетия, свидетельствующих об особенностях мировоззрения и самосознания человека данной культурной эпохи.

Методологическую основу диссертации составляют еЛо.чившиеся з историко-литературной науке сравнительно-типологический, ку",-турно-историческкй методы; оформившиеся в литературоведении и философии представления об онтологической характере художественного образа как з классической эстетике пушкинского времени, так и в художественной историософии Пушкина. Именно они определяют гозможость подхода к образу прошлого в пушкинском творчестве как единству мирообраза и человека, идеального и действительного, эпически объективного и лирического»

Практическое значение работы. Материалы диссертации.и сделанные выводы важны для преподавания курса истории русской литературы первой трети XIX века, могут использоваться при чтонии спецкурсов, обращенных к проблемам-творчества Пушкина, своеобразия русской художественной философии XIX века, преемственности литературного развития ХУШ - первой трети XIX века. Результаты проведенного анализа могут быть развиты в непосредствешю культурологических исследованиях генетической связи -духовно-эстетических представлений пушкинского времени с открытиями предшествующего столетия, в биографических и монографическох трудах о Пушкине.

Цель и конкретные задача определяют структуру работы. которая состоит из введения, трех глав, заключения, приложения ц

списка литературы. Стремление установить художественно-философскую специфику пушкинского обращения к екатерининскому времени определило соответствующим теме путь исследования. От общетеоретических положений, обусловивших своеобразие пушкинского освоения прошлого /гл. 1/ автор переходит К конкрэтному анализу предроманных форм воплощения екатерининского времени /гл. 2/ и романа "Капитанская дочка" /гл. 3/ с учетом взаимодействия прозы и поэзии, повлиявшего как на особенности поэтики Пушкина, так и на направленность его исторических размышлений.

Апробапия работы. Положения диссертации отражены в трех опубликованных и двух депонированных статьях, подготовленных в период проведения исследований. Отдельные аспекты работы излагались ка Ш тютчевской конференции в ШЛИ им. А.М.Горького /1992/, результаты изучения в виде научных докладов были обсуждены на преподавательских конференциях кафедры русской классической литературы Московского педагогического университета /1990, 1993/6 а также на заседания;: семинара аспирантов при кафедре.

Содержание рабеты

Ро введении охарактеризована степень изученности проблемы, аргументирован ее выбор, установлены направления анализа материала - многосоставного художественного образа екатерининского времени, которое входит в пушкинское творчество не само по себе, но в виде уже подвергшейся осмыслению, эстетическому переоформлению культурной эпохи. Определены также цели диссертации, ее теоретическая и практическая значимость, методы исследования.

В первой главе "Художественный историзм Пушкина как фило-* софская и эзтетико-стилистическая категория" раскрывается тео-* ретическая основа воплощения образа екатерининского времени как культурной эпохи в творчестве Пушкина - взаимообусловлен-, ность особенностей историзма и философии истории, существующих в едином творчестве прозаика и поэта.

Оценка воопроизведения прошлого в документальной и художественной историографии Пушкина не так проста, как может показаться« В особенности сложно изучение образа екатерининского

времени, в осмыслении которого писатель, знакомый с очеьь многими историческими материалами, наряду с объективной, реальной картиной, вез же зачастую видит ее лирически просветленной, одухотворенной, едва ли не идеальной. Признание этой двусостав-ности образа, естественно, требует уточнить воззрения на историзм и философию истории Пушкина, сложившиеся г литературной науке XX века. Их невозможно разделить. Сближение этих категорий происходит уже в том, что обе они важны для описания структурно-семантических особенностей текста ь зависят не столько от формальной, сколько от художественной логики, законов существования слова-образа в творческом сознании поэта.

Одним из структурных оснований "поэтического мировоззрения" Пушкина становится взаимодействие различных литературных родов, прозы и поэзии. Проявилось данное явление и з формах построения образа екатерининского времени.

Анализ воззрений Пушкина на поэзии и прозу показывает, что его теоретические размышления развиваются от однозначного противопоставления литературных родов /в котором большая значимость признается за поэзией/, через постепенное изменение отношения к прозе, ее "метафизическому" языку8 необходимому з "зрелой словесности"" к оформлению единого требования, предъявленного равно и к прозе, и к поэзии: непременной глубины мыслей ы "благородной простоты" их выражения. Этот художественный принцип, несмотря на кажущуюся очевидность и безыскусственность,, тем не менее связан с основой существования слова-образа в художественной философии» Структурное совершенство, онтологическая цельность и одновременно смысловая глубина, ''ясность" образа в художественном мышлении Пушкина-прозаика и поэта зависят от поэтических законов миравядения. Они проникают в текст безотносительно it его родовой принадлежности и определяют направленность духовных исканий поэта /в том числе обусловленных его отношение,»,: к екатерининскому времени/.

Пугакину-реалисту, как и художественной практике первой трети XIX зэка в целом, было чуждо чисто формальное смешение структурных признаков прозаического и поэтического текста. Более при-

влекали его такие виды взаимодействия литературных родов,, как лиризация прозаического,, объективно-исторического повествования; использование изобразительно-выразительных возможностей параллельных образно-символических рядов, устанавливающих "парадигматические" связи между произведениущ /прием, особенно важный для описания многосоставного Образа екатерининского времени в художественном мире Пушкина/; восходящая к поэзии онтологическая роль образа-символа.

Названные особенности художественной логики Пушкина определяют его подход к изображению прошлого. Стремясь к воспроизведению действительности во всей сложности и полноте, поэт-историк ищет такую форму познания былого, в которой за подробностями быта и культурного уклада, социально-исторической обусловленностью изображаемого вставала бы самостоятельная цельность культурной эпохи. Основа постижения ее: 1/ воссоздание характерной структуры мира, "культурного космоса"; 2/ особых форм самосознания человека, живущего в описываемую эпоху«

Комплекс фЕлософско-исторических цробяем, связанных с существом пушкинского воспроизведения мирообраза екатерининского времени, включает в себя вопрос о сущности и направленности исторического процесса. Вопрос о прогрессе, регрессе или же круговороте в истории сближается с проблемой ее эстетического восприятия и воссоздания. Причина этого заключена в постоянной соотнесенности того или иного варианта направления с понятиями цельности и распада, основными в структуре всякого художественного образа и постоянно присутствующими в пушкинских размышлениях об одном из самых трагических и в то же время величественно-прекрасных периодов русской истории - последней трети СШ-столетия«.«

.Анализ пушкинского понимания проблемы показывает, что истЬ-риософия 'лицейского творчества, зависевшая более всего от восгфи-, ятия событий 1812 года и облика Наполеона как наследия предшестг-вующэго века, говорит о круговороте истории, в котором неизбежны как "брани новые и ужасы военны", так и восстановление гармонии, В первой половине 1820-х годов лиричеокое размышление о времени чаще ведет к признанию регре'сса5 в то время, как близкая поэтике "гражданственного' романтизма" лирика варьирует идеи круговорота.

Как и в лицейских стихотворениях, они своей философской природой и особенностями художественного воплощения близки оснащениям к истории, содержащимся в оде ХУШ века, и в частности екатерининского времени. В 1830-е годы изображение истории как з специальных, так и в художественных произведениях поэта все чаще оказывается проникнуто ощущением регресса /подготовленным еще структурой более ранних пушкинских стихотворений - воспоминания, элегии и др./. Но несмотря на торжество трагического разрушения, цельность мирообраза прошлого сохраняется. Эртот мотив звучит в лирических произведениях Пушкина, цикле "Маленьких трагедий", документально-исторических и литературно-критических работах.

В связи с особенностями восприятия поэтом истории, мирооб-раз езсатерининского времени з пушкинском творчестве постоянно колеблется между предвечной, почти идеальной цельностью и катастрофически,! распадом, разрушением ос::ов существования мира и человека. Взаимообусловленность присутствующих з истории грех;., катастрофы и возрождения г,тара определила особенности не только эстетико-стилистической, по и этической оценки культурной эпохи.

Основания ео находятся з характере исторической личности, особенностью понимания которой у Пушкина становится не только ее типичность для избранной эпохи, но л принципиальная сопоставимость о духовным обликом потомков. Доказательством значимости человека в пушкинской: историософии прежде всего является положительное' решение проблемы нравственного смысла .истории. Это не разрушает представлений о реалистическом характере пушкинского историзма, но напротив, расширяет возможности художественного метода в познании надматериальншс и вневременных начал бытия, проникающих в "земную" историю» Философские основания реалистического историзма Пушкина определяют преимущественное рниманио писателя к "частному" человеку екатерининского времени. Взятая з самостоятельном значении, выделенная из "жестокого века", часто.противостоящая ему личность все же становится лучшим отражением культурной эпохи. Здесь проявляется единое для классической эстетики Пушкина стремление установить гармо-

ничные отношения мевду целым и частью, как олицетворением и символическим воплощением представленной цельности.

Таким образом, взаимообусловленность художественного исто- ■ ризма и философии истории Пушкина приводит к возникновению осо- . бых путей творческого воплощения екатерининского времени. Оно существует в сознании поэта формами свойственного эпохе мирооб-раза и самосознания человека. Влияние их на эстетическое и этическое содержание произведений, посвященных последней трети ХУШ века и относящихся к разнообразным родам и жанрам, и будет рассмотрено в последующих главах работы.

Вторая глава - "Этико-эстетический облик екатерининского времени в предроманных формах творчества А.С.Пушкина" - содержит сравнительно-типологический анализ предроманных форм воплощения культурной эпохи, на первый взгляд не созданных дал.эпического воссоздания прошлого. Целостное изображение его этико-эстетичэского облика возникает благодаря присутствию во вс.ех произведениях этей группы, как прозаических, так и поэтических, единой: стилевой установки. Это некий "екатерининский стиль"„ основные структурно-семантические признаки которого /гармоничная цельность мирообраза и души человекаг присутствие лирического начала / проходят ряд художественных испытаний в повести "Пиковая дама", являющей своего рода "антистиль" и поднимающей проблему встречи истории и современности.

Поэтическое исследование последней трети ХУШ века в творчестве Пушкина начинается образом царскосельского сада. Необычайно значимый для лирико-автобиографического плана произведений, . он часто становился символом екатерининского времени в художественном сознании первой трети XIX века, в культурологически? изу-. чениях П.Н.Свиньина, переводах А.Х.Воейкова,, лирике А.А.Дельвига, В.К.Кюхельбекера,, О.И.Тютчева9 М.Д.Деларю9 самого А.С.Пушкина', прозе К.М.Коншина и лр. Олицетворение реальной культурной епохи идеальным по основной своей идее мирообразом не кажется парадоксальным, если вспомнить то значение, которое придавалось "английскому" иррегулярному саду в екатерининское время. Его иде-

J

альная семантика совпадала с общим настроением эпохи, искавшей одновременно рационалистических и лирически-естества:шых путай создания совершенства» Для екатерининского вррмчни реальная природа олицетворяла идеалу точно также в "садовой" лирике первой трети XIX века идеально-завершенный сад превращался в. символ культурной эпохи,, просветляющий и одухотворяющий ее.

Сопоставительный анализ мирообраза царскосельского сада в поэзии Пушкина,, поэтов - его предшественников /Г.Р.Державина». И.Ф.Богдановича^ А.Х^Воейкова, переводившего "Сады..."Ж„До-лиля/ и современников позволяет выявить следующею стилевые черты:

- завершенность, часто доходящую до замкнутости, возникающую благодаря преимущественному использованию образов одного ' семантического ряда: живописного у Г.Р.Держав::на /"Прогулка в Сарском Селе"/, звукового у Пушкина /"Воспоминания.1814/, живописно-пластического у И.Ф.Богдановичаг В„К.Кюхельбекера, М.ДвДеларю, послелицейских стихотворениях Пушкина,•повести Н»М» Коншина /"Остров на садовом озере"/. Структура мирообраза часто строилась при помощи "вертикального" видения, соединявшего крайние точки представленной панорамы и подчеркивающего замкнутость и самодостаточность изображенного пира. •

- ряд устойчивых знаков, за реально-изобразительным планом которых «срывается обобщенно-лирическое значение. Таковы символы лебедя, памятника, отчасти орла и статуи» Идеальный мир Царского Села как бы сохраняет историю в "свернутом" виде знаков' '• и символов, раскрывает ее лишь тем, кто способен чувствовать дыхание населяюпих ее героев;

- • Царское Село как мпр абсолютной идеальности окрашивает в светлые тона образ человека екатерининского времени, в частности самой императрицы и ее окружения - мотив, проявившийся также в итоговом романе Пушкина "Капитанская дочка"»

Присутствующие в царскосельской лирике Пушкина цельность к- лиризм кшс стилеобразующие признаки образа екатерининского времени часто на уходят и из размышлений автора о человеке», представляющем данную культурную эпоху» Типологию подобных персона-

жей в творчестве писателя целесообразно строить на основе кс позиции образов, которые:

а/ объективно-портретны» отделены от авторского взгляда Таковы персонажи незавершенных прозаических произведений "Ро ман в письмах'", "Роман на Кавказских водах", "Русский ГГелам" • а также ''Дубровский"!

. б/ несмотря на самостоятельность включены в авторский план поапствования, подчинены входящему в текст лиризму.

Нас более интересует второй тип человека екатершшнскоп .времени, так как именно он ближе лирической системе поэта, зг частую помогает наиболее глубоко проникнуть б пушкинское пош мание духовного содержания последней трети ХУШ века. Мысль пс ■ эта о взаимодействии в человеке реально-бытовых и идеальных I честв не противоречила некоторым особенностям видения личности самим екатерининским временем. Анализ ряда трактатов и прг тическкх руководств по живописи, созданных в тот период» пота зывает, что теория так называемого "репрезентативного"5 пара^ ного портрета строилась ка.символическом взаимопроникновении 'реального и идеального,, "между" которыми и рождалось изображе

Сходный принцип композиции присутствует и в ряде пушкип-ских произведений« Повлиял он не художественные особенности и бражения Державина в автобиографическом отрывке "Державина в» дел я'только одйаяды в жизни».,": лирический эмоциональный ри1 ■ одухотворяет облик поэта-старца. Определяющим становится он и

• в портретах Екатерины И» А.И.Бибикова, Г.А.Потемкина, созданш . в ряде документальных записей и набросков| в стихотворных портретах "Мордвинову" и "К вельможе". Стилеобразующие черты душ-

• кинского обращения к "частному" человеку екатерининского времени таковыг

- построение изобразительного ряда картины, в котором внешний облик персонажа но -явлен до конца оставлены возможное тк для читательского сотворчества^ приближения к эмоционально» , му опыту авторао Достичь этого помогает упоминание-известных живописных и литературных изображений персонажа, сразу расширяющие культурный "фок" текста; '

-внесение в прозу лирико-эмоционального интонационного тма; внимандз к речевым особенностям культурной эпохи;

- сочетание цельного и завершенного изображения человека атерикинского времени и "странных обстоятельств" влияющего'

него мира, в котором, помимо постижимых разумом, действуют коны таинственных предчувствий, и пророчеств,, Возможности ого приема были особенно широко использованы Пушкиным в по-сти "Пиковая дама"»

В данном произведении поставлен своего рода эксперимент, жный для проверки историософской идеи Пушкина о единых нача-х, общем смысле,, сближающем разные времена. В нем сталкива-ся история и современность« Основанием для оценки представлен-го образа екатерининского времени как основывающегося на "ан~ стиле" являются особенности его семантики и структуры в сравним с иными воплощениями данной культурной эпохи в творчест-Пушкина. Мип былого в повести предстает в основном как за-днсевропейский, "русские" приметы свадены до минимума! Про-е структурные черты екатерининского стиля также меняются:

- на место онтологической цельности мирообраза приходит сколотость его на противостоящие сферы истории и современнос-, реального и фантастического. Активное движение их навстрэ-друг другу оборачивается не гармоничным соединением, но .вза-

ным искажением, борьбой, ведущей одно из начал к гибели. Это цтверндает и существующий в повести символический образ Дома к олицетворения прошлого /таковы дома графини' и Чекалинско-/. Симьол этот, кап нечто инородное, входит в современность губит все, что оказывается втянуто в сферу его влияния;

- душевная ясность, простота и лирическое совершенство чэ-века екатерининского времени сменяются трагической раздвоен-стью характера. Такова старая- графиня, анализ образа которой здставлен в сопоставлении с поэтическими воплощениями образа арика на различных этапах пушкинского творчества. Но таков

и Германн» Сравнение его с Наполеоном позволяет доставить роя в ряд стихотворных образов - размышлений Пушкина о фран-гском императоре как "сыне" ХУШ столетия, развившем в новом - '

таившиеся в непознанных глубинах прошлого семена зла;

Преодолеть исторические трагедии и катастрофы было необ ходимо, так как сама форма существования художественной фило софии, эпический образ прошлого требовал воссоздания нравстс не-философской и структурной гармонии. Совершилось это в ист рическом романе. "Капитанская дочка" „ анализу которого посвяи на третья глава - "Стилевое своеобразие облика екатерининскс времени в романе А ..С „Пут теина "Капитанская до'пса".

Сам выбор представленного в романе исторического событЕ .наиболее страшного, далекого от идеала периода екатерининскс царствования свидетельтсвовал о напряженности художественны! размышлений Пушкина.- Определялся он и желанием автора еще I испытать онтологическую и этическую ценность 'представленной культурной эпохи„

Мир, в котором, живут герои романа, двойственен." С одно? стороны, развертывается картина абсолютной дисгармонии, хаоч кости,, бесструктурности,, которая вбирает в себя разнообразш причудливо переплетенные контрастные начала. Такова многопл; вал семантика бурана в романе, соотносимая с пушкинской лир! стихотворными и прозаическими произведениями литераторов на1 XIX века - П.А»Вязомского, Е.А.Баратынского, поэтов-декабри! С.Т.Аксакова„ М.Н» Затоскина и др. Влияет хаотическая природа мирообраза и 'на отношения представленных в романа контр-фиг; Пугачева и Гринева,. встречи которых насыщены лирико-поэтиче! символикой. Трагическим мироощущением окрашены образ встреч! ■го /присутствующий также в-пушкинских стихотворениях :

него" цикла/, ночь как время действия значительного числа с: романа, стоящая на пути героев виселица, наконец, общий см; мотив "мышеловки" - следствия "психологического неравенства /Г.П.Макогоненко/ спорящих, зыбкости охваченного бураком ми

Особенность представленного в романе мирообраза состой постоянном присутствии рядом с эпическим планом соотносител "лирического сюжета",. реализующегося как смена эмоционально тона, близкого некоторым стихотворным жанрам, в основном ид

J

элегии и балладе» Этот принцип сюжетостроенкя романтическо/i позе сти входит s роман вместе с ляруескш началом и сталозлтся эще одной формой слияния контрастных начал. Но вместе с том в 1араллельном лирическом плане повествования появляется и иная грань облика культурной эпохи, В "идиллических' фрагментах еоз~ *икает тот цельный, гармоничный мирообраз, что был характерен ия "идеального" воплощения екатерининского стиля. Так посвящен-1ая локальному историческому периоду "Капитанская дочка" становится итогом художественно-философских исканий Пушкина,, его размышлений о взаимной борьбе полюсов добра и зла, гармонии и разрушения в самом широком, общемировом и вневременном значении. )ораз екатерининского лремени, представленный в романе, наделя-' этся столь богатыми обобщающими символическими возможностями, что приобретает почти безграничную растяжимость, делается едва • ли не универсальным. Лирические параллели образно-символическим рядам "Капитанской дочки" превращают воссозданную в ней культурную эпоху в аналог мировой истории%г живая и цельная культурная эпоха естественно включена в общий ход развития нации. Эпический мир прошлого не оторван от -"лирического настоящего". 3 соответствии с этим большую важность приобретает и представленная в романе личность екатерининского времени, не прбсто "населяющая", но одухотворяющая воссозданный мирообраз эпохи. *

Как и в лредроманных формах творчества Пушкина, в "Капитанской дочке™ особой ролью наделен частный человек, жизнь которого "странными обстоятельствами" соединена и с историей. В построении образа типичного человека екатерининского времени, наряду с принципами собственно-реалистической типизации, Пушкин обращается к развитому теорией и художественной практикой его времени явлению лиризма. Как и в лирике поэта, в итоговом пушкинском романе проявилось стремление увидеть лучшее в душе человека, пробудить глубоко скрытые в ней идеальные начала. Историко-литературной наукой с подобной точки зрения изучался лишь образ Пугачева /см. работы Г.П.Макогоненко, Ю.Г.Оксмана, С.М» Петрова и др./} однако классическая эстетика Пушкина, основан- . ная на взаимопроникновения идеала и сохраняющего реальные чар-'

¿О I.

ты художественного образа изменяла и поэтически преображала г. других персонажей романа. Главные и второстепенные, они живу! основываясь на тех принципах душевной ясности, лада, целыюст верности долгу, которых не хватает последующим поколениям. Ка и в предроманных портретных формах, Пушкин здесь ищет возможностей просветления мира и человеческой души, национального сознания и истории, и находит утраченный идеал в таком на пер вый взгляд страшном, трагическом екатерининском времени,

Лирико-поэтическое начало появляется в развивающейся в р майе теме судьбы - сквозной для всего творчества Пушкина, как . прозаического, так и поэтического. Рассмотрение поэтических и точников образа рассказчика, особого лиризма романа и некоторых поэтических Жанров начала XIX века - лиризма "разуверения ' и "упования" говорит о родственности понимания Пушкиным "исторического" и современного человека. Гринев, сохраняющий черты социально-исторической типичнооти, в сценах, где происходит сгущение лирико-философской мысли романа, сближается с лиричв( ким человеком пушкинской поэзии. При этом судьба героя развертывается под гораздо более значительней, чем даже в лирике,, влиянием идеала; это своеобразный "фатализм чистого сердца", не просто'вписывающий личности в историю, но позволяющий про' стому, ничем не примечательному частному человеку разрешись трагические противоречия времени.

Доказательством этого является и необычайная значимость ■ в' пушкинской концепции романа образа Маки Мироновой, главной героини произведения^ Не только связанная с нею тема любви сбл жает этот образ с лирической системой поэта, не только духовно нравственные принципы героини привлекают Пушкина. В образе это "благоразумной и чувствительной девушки" совершается важное дд ; эстетической и философской системы поэга-реалиста соединение "чувствительной" по&зии и "благоразумной" прозы, слияние реального к идеального» бытового и лирически возвышенного. Просветленная, несмотря на жестокость века сохранившая внутренний лад она словно способна одухотворить время* восстановись идеал куле турного "лица" эпохи. Именно в этом значение финала романа, в

• v 1

L7

котором Пушкину, благодаря самоотверженным усилиям героини, благодаря эстетической активности прекрасного царскосельского сада удается окончательно восстановить онтологическую цельность образа екатерининского времени,

реальность, лирическое начало в образе представленного в пушкинском романе частного человека эпохи, дополняющая его социально-историческую типичность» подтверждается сопоставлениями "Капитанской дочки" с сюжетно близкими ей произведениями: романом М.Н.Загоскина "Юрий Милославский", повестями А„П„ Крюкова "Рассказ моей бабушки", Н.А.Полевого "Сохатый", отчасти Н.1Л.Коншина "Остров на садовом озере"; с принципами сюжето-отроения русской романтической повести того времени. Но но меньшее значение тлеет и принципиальная сопоставимость романа с зго реальными "жанроЕЫми прототипами" - мемуартми последней трети ХУШ столетия.

Преимущественная ориентированность художественной исгорио- ■ графин Пушкина на воспроизведение культурной эпохи - цельного п завершенного онтологического единства - позволяет говорить при-' ' менительно к параллелям, возникающим между романом и произвело* ниями предшествующего периода, не об историко-литературном зли- . янии и тем более заимствовании, но о совпадеьтч образа культурной эпохи. Поэтому исследователь вправе сопоставить "Капитанскую дочку" как с известными поэту мемуарами /А.А.Бибикова,. И.Н„ Неплювва, Д.И.Фонвизина, И.ВЛопухина,-Екатерины П, Е.Р.Дашко~ вой, Н.Б.Долгорукой, предположительно Д.Б.МертЕаго/, так и неизвестными /М.ВеДанилова, Г.С.Винского, П.З.Хомякова, Е.П.Янько-бой, А.Т.Болотова/o И в пушкинском романе, и в реальных русских мемуарах е'-атерининского времени /как и повествующих о нем/ возникают единые стилеобразующие черты образа прошлого:

■ - структурность, повышенная семантичность '_ художественного 'Времена, представленного строгой логической цепочкой "прошлое-настоящее-будущее". Композиционной формой, способствующей ее возникновению» явились непременные "мотивировки" -вступления к совествованию, а также обращения к читателю;

х8

- периодическое нарушение временной последовательности, вводящее з текст иностилевое /философски-дидактическое или I ническое/начало ;

- лир":Ко-поэткческсе по происхождению разрушение вромеь кой последовательности, создающее еозмо>дость обратиться к * рическому настоящему"«. Оно проявилось преимущественно трагик ким звучанием темы судьбг; как и в "Капитанской дочке", она ла одшь" из смыслов:;* центров жанра мемуаров.

Эти принципы устройства мирообраза былого конечное свое оформление получают благодаря присутствию в мемуарах последн трети ХУШ столетия духовно-этического идеала, в соответствии которым оцениваются персонажи. Мысль Пушкина о том, что .част • ный человек способен защитить от разрушения исторический мир образ /как часть замещает целое в мироздании, как образ дает и сохраняет бытие идеи в художественной философии, как слово относит реальность и идеал в поэзии/ была подготовлена мем/а ' ми. екатерининского времени. Так эстетические и духовно-нравс венные открытия, сделанные в романе, подводящем итог размыииг ' ниям поэта о екатерининском времени, в сопоставлении с реаль: ми прототипами избранной для романа жанровой формы говорят 01 одном из общих направлений духовной жизни России рубежа ХУШ • качала XIX векас

■ В заключении подводятся итоги исследования. Проблема во< приятия и воспроизведения екатерининского времени в творчест! Пушкина не может быть сведена ни к вопросу о степени энакомсо поэта-историографа с документальными источниками, ни к аналиг отдельных высказываний о той эпохе, ни к фактам литературной преемственности. Природа пушкинского обращения к истории - в художественной активности стиля, стремящегося проникнуть в ж* вой и завершенный мир культурной эпохи. Что же давало душе пс та: изображение екатерининского времени? В эстетическом плане наследует умение видеть за действительным возможное, желанное тот идеал, к которому стремится воссоздающий и преображающий жизненные явления художественный образ. Родственна классическ 'эстетике поэта-реалиста и рожденная эстетической практикой ек

теришшского времени идея красоты как основы ориентировки человека в мире, основы создания культурного космоса, гармонизации хаотических начал мироздания. Важен для Пушкина и пафос цельности, определивший налравлоннЬсть государственной, эстетической. и этической мысля второй половины ХУШ столетия. В нравственной сферэ екатерининское время давало-поэту реальные примеры слияния "империя и свободы", возможности служить Целому, не утрачивая личностной независимости, примеры неразорванности сознания, душевной ясности, лада, которые утрачивались потомками. Зто дающее нравственную надежду время поднималось в художественной системе Пушкина второй половины 1820 и 1830 годов до высоты истинного духовно-эстетического идеала. Образ акатеря- • пинского времени, как и оформляющий его поэтический "екатерининский стиль" становятся едва ли не самым важным центром художественной философии поэта.

В приложении дан ранее но публиковавшийся текст литературно-критической статьи Д.Е»Толстого-2наменского "О поэзии'Ло-гтокоссга, Державина п Пушкина* /1830/, ныне хранящейся в руко- • • • пйсном отдола 11РЛИ /Пушкинского Дома/, ф. 244, оп. 16, ед. хр„55. По те-о лиссертяпии опуФтякорячк сдадушие работы;

1» Стилевое своеобразие романа А.С.Пушина "Капитанская дочка* /к Проблеме взаимодействия прозы и поэзии/ //Русская поэзия XIX зека и ее отношения с прозой. II», 1990. 0,5 п.л.

2. Символ буря в творчестве А.С.Пушкина и поэтов его времени. // Вопросы филология. М.,1991. Рукопись доп. в ИЙИОН АН СССР ■5 44876 от 01.07.91. 1 п.л.

3. Традиции.русской романтической повэсти в рсмане А.С.Пушкипа "Капитанская дочка" // Взаимодействие творческих индивидуальностей русских писателей конца ХУШ-начала XX веков. П.,1991. 0,5п.л.

4. Восемнадцатый век в творчество А.С.Пускина // Актуальные

г,спроси фалохсгая. М.,1992. Рукопись д«щ. в ИНИОН РАК Й 46459 от 29,£4.92. 0,5 п.л».

й!Тора'гур::::е параллели картине бурана в романе А.С.Пушсяка "Капктппскгя- дочки" // Литературные отношения русский писателей ВТ-гачпла XX века, М.,1992. 0,5 п.л», ^

'__/ ■ ¿'^¿^гл^л.!-? _

Ьзк. И2,-тир. 100 экз. Типография ЦЕНИ Ростоппрома