автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сигарева, Елена Валентиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Категория экологической культуры в контексте философско -культурологического анализа.
§ 1 .Экологическая культура: историко - культурологический экскурс.
§2. Социокультурные основания типологизации экологической культу
§3. Духовный аспект в становлении и развитии экологической культуры
ГЛАВА 2. Детерминанты экологической культуры.
§ 1. Методологические основы социально - экологической детермина
§2. Объективные и субъективные детерминанты экологической куль туры.
§3. Осознание социально - экологической деятельности в российской ментальности.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Сигарева, Елена Валентиновна
Актуальность темы исследования. Необходимость в исследовании экологической культуры как таковой возникла в 70-е гг. Сциентистский подход к проблемам природопользования оказался недостаточным. Управление природопользованием только посредством науки и техники обнаружило свою несостоятельность. Стало понятным, что сциентистский подход, несмотря на его определённую эффективность необходимо дополнить культурологическим. Окончательно это стало очевидно после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 3-4 июня 1992 г. В Рио - де - Жанейро (Бразилия). В ней приняли участие главы государств и правительств 180 стран, а также учёные, бизнесмены, религиозные деятели и др. Такое широкое представительство говорит как о серьёзности проблем природопользования, так и о попытках привлечь весь спектр социальных слоёв общества, его культурный потенциал. Стало понятно, что если человечество хочет выжить на Земле, то необходимо изменить всю стратегию природопользования, свою культуру отношения с природой, признав за ней непреходящую ценность для всего человечества. В свою очбредь, это потребовало признания за всей системой природопользования, за всей совокупностью отношений человека и природы особого статуса и соответствующего адекватного терминологического и понятийного обозначения. Так возникло представление об экологической культуре.
Независимо от того, осознаёт ли сам человек или не осознаёт, он обладает определённой экологической культурой либо экологическим бескультурьем. Это в равной степени относится ко всем членам общества. Особенно важным в этом случае является то, что экологической культурой должны обладать представители элиты общества, ибо от их профессиональной деятельности - политики, - зависит формирование реальных отношений общества и природы. В не меньшей степени от обладания экологической культурой педагогами, врачами, журналистами зависит то, как, каким образом будет формироваться экологичеекая культура общества. Всё это вместе взятое, в свою очередь, реализуется в отношениях между обществом и природой и составляет основу научного, философского осмысления этой системы отношений.
Отметим, что в этом направлении ведут поиск философы, учёные, критики и др., но, к сожалению, единой основы в понимании того, что есть экологическая культура до сих пор не выработано, хотя создана определённая разрозненная система политических, законодательных, просветительских, педагогических норм и требований. Но сказать о том, что в современном обществе осознаётся экологическая культура как нечто обоснованное, целостное до сих пор нельзя. Отсюда исследования экологической культуры в её целостности и аксиологической утверждённости, несомненно, являются актуальными.
Степень разработанности проблемы. Исследование экологической культуры как специфического явления началось в последние два - три десятилетия. Учитывая сопряжённость понятия, экологическая культура и культура, следует отметить ряд учёных, которые разрабатывают общие философско-методологические аспекты в проблематике экологической культуры. Это как отечественные, так и зарубежные исследователи: П.С. Гуревич, В.П. Межуев, Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Й.Хейзинга, Г. Зиммель, Виндельбанд др.
Технологическому аспекту взаимодействия общества и природы, в разные исторические периоды, его критериям посвящен большой круг общенаучной и специальной литературы. Это работы Ж. - Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Бок-ля, Ф. Ратцеля, Ч. Пирси, Р. Файфилда, др.
Педагогическому и просветительскому аспектам взаимодействия общества и природы, формированию экологической культуры и её развитию посвящены работы А.Швейцера, С.Н.Глазачева, Н.В.Карташёвой, И.Я.Жибуль, Ж.Данило, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина и т.д.
Проблема взаимоотношения общества и природы многоаспектна. Перечисленные аспекты, конечно, не исчерпывают весь спектр исследований, которые проводят философы по данной проблематике. По - видимому, этому можно посвятить отдельно взятое исследование, Количество работ посвященных собственно экологической культуре не велико. Так непосредственно анализ категории "экологическая культура" представлен работами М.С. Кагана, Э.С. Мар-каряна, Ю. Манина, Н.Г. Васильева, А.Н. Кочергина, Ю.Г. Маркова, Ф. Родри-геса, др.
Определённо проблема взаимоотношения общества и природы исследуется давно и имеет достаточно обширные результаты. Проблема экологической культуры, как указано ранее, возникла сравнительно недавно. Исследование данной проблемы на наш взгляд, позволит глубже осознать многоаспектный характер взаимоотношений общества и природы.
Как известно, всякая проблема вырастает из некоторого проблемного противоречия. Противоречия между человеком и природой видятся в следующем: с одной стороны для своей жизнедеятельности человек должен осваивать, присваивать окружающую природную среду, добывать уголь, нефть, газ, разрабатывать лесные угодья, добывать пищу из рек, морей и океанов, использовать в пищу мясо животных и птиц, проводить селекционную работу с ними и т.д.; а с другой - к концу 20 века указанные природные ресурсы оказались либо на грани истощения, либо исчезли совсем. Выход из этой ситуации видится по -разному, необходим переход от природно-потребительского отношения к природе, к природно-паритетному, т.е. используя ресурсы природы по мере возможности либо их сохранять, либо создать условия для их возобновления. Но это возможно лишь при осознании того, что возникли зачатки и условия развития определённой культуры в отношении природа - человек, её можно назвать экологической культурой. Проблема состоит в том, чтобы осознать возникновение и дальнейшее развитие экологической культуры, а также те условия и факторы, которые её обуславливают соответствующем уровнем конкретно - исторического развития.
В таком случае объектом исследования выступают отношения человека и природы, а предметом исследования - совокупность умений, навыков, знаний, ценностей и т.п., которые составляют содержание отношений человек - природа в их в их онтологическом аспекте, а также условия и факторы, детерминирующие наличие, функционирование, сущность и закономерности указанной выше совокупности умений и навыков, знаний и ценностей, и таким образом экологической культуры. В этом случае возникает проблема средств и способов оптимизации природопользования в их развитии и функционировании, а так же в их осознании. Одним из них на наш взгляд является экологическая культура.
Осознание проблемы, объекта и предмета исследования задаёт цель и задачи исследования.
Цель исследования - исследование понятия экологическая культура, вычленение его онтологического, содержательного аспекта, выявление детерминант содержания данного понятия в его конкретно - историческом развитии.
Задачи исследования
1. Осознать содержание понятия экологическая культура, его онтологического статуса.
2. Выявить принципы типологизации многообразия конкретных видов экологических культур в зависимости от характера социального устройства общества.
3. Предложить модель феномена экологической культуры.
4. Зафиксировать способ и характер детерминации экологической культуры в зависимости от конкретно - исторического способа взаимодействия общества и природы.
5. Предложить рекомендации для формирования основ природно - паритетного отношения человека и природы, то есть пути и способы формирования новой экологической культуры.
Теоретико-методологические принципы исследования. Методологическая стратегия естественным образом должна выражать специфику объекта и предмета исследования. Предшествующая методологическая установка в исследовании феномена экологической культуры опиралась на желание исследователей глубоко и тщательно изучить разнообразные аспекты отношения общества и природы - технологические, юридические, педагогические и др. Осознания онтологической основы этих аспектов не было.
Данная диссертационная работа является реализацией принципа иной методологической установки, выражающейся в отношении к экологической культуре как целостному феномену, как к способу социоприродного бытия человека. Поэтому основным методом исследования выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному. В процессе его применения к исследуемому объекту необходимым являлось обращение к ряду других общенаучных методов -анализу и синтезу, историческому и логическому, моделированию и др., результаты, использования которых составляли основу для эффективного применения метода восхождения от абстрактного к конкретному.
Диалектика, как известно, трактует конкретность предмета как объективную взаимосвязь его сторон, свойств и качеств, определяемую лежащим в его основе существенным и закономерным отношением. Конкретное в познании есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, структурно и генетически воспроизводящих объективное содержание самого предмета. Поэтому экологическая культура рассматривалась первоначально как термин, заявивший себя в соответствующей литературе, затем как понятие с изменяющимся исторически содержанием, и, наконец, как понятийно оформленная модель выражающая специфику отношений общество - природа на современном историческом этапе, которая в свою очередь, отражает его содержательную динамику. Статус экологической культуры как философской категории выявляется посредством сравнительного анализа её содержания с содержанием таких понятий как культура и "новая экологическая культура".
Исследование детерминации экологической культуры потребовало применения сравнительно недавно сформировавшегося метода факторного анализа (подхода).
Научная новизна работы. В диссертации предпринята попытка практической реализации поставленных задач посредством применения вышеуказанных методов. В ходе исследования были получены следующие результаты, обладающие научной новизной и которые выносятся на защиту:
Введение и исследование содержания категории экологическая культура в ее становлении и функционировании.
2.Исследование социокультурных оснований типологизации экологической культуры.
3. Выявлен механизм формирования экологической культуры.
4.Проанализированы методологические основы социально - экологической детерминации.
5.Зафиксированы объективные и субъективные детерминанты экологиче-/ ской культуры.
6. Зафиксированы особенности репрезентации социально - экологической детерминации в российском менталитете.
В ходе исследования были получены результаты, обладающие научной новизной и которые выносятся на защиту.
1. В сферу осознания социально - экологической деятельности введена категория экологической культуры как способа социоприродного бытия человека, выражающего единство человека и природы, развертывающегося в освоении человеком предметов и процессов природы, ставших средством его жизнедеятельности и которые осознаются им в историческом и индивидуальном развитии.
2. Показано, что типологизация оснований конкретных различных экологических культур зависит от принятия либо формационной, либо цивилизационной концепций исторического процесса, которые функционируют как установки для теоретического и практического освоения природы.
3. Предложена модель экологической культуры, основы которой составляют взаимосвязи экологического субъекта с материальными и духовными аспектами жизнедеятельности общества, а так же с самой природой. Экологическая культура реализует себя через следующие функции: нормативно - правовые, преобразования природы, гносеологическую, аксиологическую, образовательно-воспитательную и просветительную.
4. Механизм формирования и функционирования экологической культуры представлен через взаимодействие и взаимосвязь таких тенденций ее развития как экологически - культурная и антиэкологическая.
Научно - практическая значимость исследования. Материалы и положения работы выражают собой осмысление характера природопользования на различных этапах человеческой истории. В теоретическую сферу науки и философии вводится категория экологической культуры, представленная в качестве развернутого понятия и способов ее детерминации. Это позволит сделать более конкретными философские, научные исследования в сфере отношений «человек - природа», а так же придать логическую стройность понятийному аппарату таких конкретных научных дисциплин как социальная экология, педагогика, в части «Экологическое воспитание»; экономика, в части «Экономические основы природопользования»; социология, в части исследования «Предпочтений и ценностных ориентиров гражданского общества»; политологии, в части «Обоснование государственной политики по природопользованию и формированию системы образования и просвещения». Результаты данного исследования так же могут быть использованы в практике преподавательской деятельности в школах, средних и высших учебных заведениях, при разработке и чтении спецкурсов и факультативов, посвященных проблеме взаимоотношения «общества» и «природы». Помимо того, результаты работы могут быть использованы в качестве материалов с целью реализации тематики в средствах массовой информации и просвещения населения.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедрах философии Кузбасского Государственного Технического Университета, Кемеровской Государственной Академии культуры и искусств, отдельные положения ее результатов были представлены на научных и научно - практических конферен
10 циях в виде докладов и сообщений: «Содержание и технологии многоуровнего образования» (Новокузнецк, НГПИ, 1995), «Социальное взаимодействие и политические процессы на территории» (Кемерово, КГУ, 1996), «Социальные основы гуманитаристики» (Кемерово, Кем ГИИК, 1997), «Подготовка учителя начальных классов в условиях аксиологической парадигмы образования» (Новокузнецк - Ленинск-Кузнецкий, НГПИ, 1997), «Проблемы непрерывного образования и взаимодействия вузов с учреждениями общего среднего профессионального образования» (Барнаул, Алт. ГТУ, 1998), «Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление» (Новосибирск, 1998), «Профессиональное самоопределение молодежи и рынок труда» (Абакан, 1998), «Региональные аспекты в системе непрерывного образования» (Новокузнецк, НГПИ, 1998), а так же отражены в публикациях.
Результаты исследования были использованы в учебной работе и социологических исследованиях со студентами педагогического колледжа г. Ленинска - Кузнецкого.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование представляет попытку рефлексии над отношением «общество - природа». В качестве итогов следует отметить введение и анализ категории экологической культуры, ее функционирование в системе философского, научного знания. Проблемы настоящего исследования заключаются в осмыслении средств и способов оптимизации отношения «общество - природа» в их развитии и функционировании. Одним из важнейших способов оптимизации данного отношения и является экологическая культура, которая понимается как способ социоприродного бытия человека, выражающий единство человека и природы, развертывающий в освоении человеком предметов и процессов природы, ставших средствами жизнедеятельности для человека, которое осознается им в историческом и индивидуальном развитии.
Данная проблема разрешается путем расчленения ее на задачи (см. с.6-7) и их последующего решения. Полученные результаты составляют научную новизну работы (см. с.8-9). Проделанное научное исследование выражает целостное решение проблемы. Одновременно его результаты намечают направление дальнейшего научного поиска, выдвигая в качестве актуальных следующие проблемы: особенности функционирования новой экологической культуры в современных условиях, ее отражение и представление в области теории, а так же в качестве прикладного аспекта формирования основ новой экологической политики в разнообразных сферах общественной жизни.
Список научной литературыСигарева, Елена Валентиновна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Адыгбай Ч. О. Человек и природа в традиционной культуре. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Томск: ТГУ, 1995. - 135с.
2. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М.: Российский институт культурологии, 1996. - 115с.
3. Аристотель. Политика. Соч. В 4-х т. М: Мысль, 1984
4. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М.: Мысль, 1977. - 188с.
5. Атеистический словарь, 2-е изд. М.: Политиздат, 1985. - 512с.
6. Балабанов П.И. Философско методологические основания проектирования. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. филос. наук. - Томск, 1992. - 37с.
7. Баландин Р.К. Природа, личность, культура // Экологическая альтернатива. -М.: Прогресс, 1990. -С. 17 - 42.
8. Баскин М.П. Монтескье. М.: Мысль, 1975. - 165с.
9. Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с франц. М.: Канон, 1994. -284с.
10. Ю.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991.-413с.11 .Бокль Г. История цивилизаций в Англии. С. - Петербург, 1896. - 652с.
11. Воронина Л.Н. Динамика ценностных ориентаций молодежи. Автореф. дисс.на соиск. уч. ст. канд .филос. наук. Екатеринбург, 1994. - 18с.
12. Борщов A.C. Принцип детерминизма и закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Саратов: Гос. Унив., 1980. - 22с.
13. Брокгауз и Эфрон Энциклопедический словарь / Биографии. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 795с.
14. Валицкий А. "По поводу русской идеи" в русской философии // Вопросы философии. 1994. - №1. - С.68 - 72.
15. Васильев Н.Г. Экологическое сознание: генезис и сущность. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Иркутск: Гос. Универ. им. A.A. Жданова. - 1985. - 19с.
16. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / Пер. с нем. М.Юрист, 1995. -687с.
17. Водопьянов П.А., Мартыненко Г.М. Становление глобальной экологии; факторы детерминации //Детерминизм: системы, развитие. Минск: Наука и техника, 1985, с.209 - 220.
18. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. Программа обновления гуманитарного образования в России // Культура: теории и проблемы. -М.: Наука, 1995. 279с.
19. Гирусов Э.В. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы //Общество и природа. М.: Наука. -1981.-С.55-112.
20. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура //Зеленый мир. 1998. -№15.-С. 8-12.
21. Глазачев С.Н. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. Волгоград: ВГУ, 1983. - 128с.
22. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. - №1. - С.52 - 58.
23. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука //Вопросы философии. 1990. - №4. - С.З - 9.
24. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект - Пресс, 1995. - 288с.
25. Данилевский Н.Я. Россия и Европа // Историко литературный архив. - М.: Книга, 1991 - 574с.
26. Данич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е.А.,Томильчик Л.М., Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения //Вопросы философии. -1994.-№12.-С.122-134.
27. Домье В.В. Партия "зеленых" в СССР //Социально политические науки. -1991. -№8.-С.92-98.
28. Дубинина А.Т. Природно социальная детерминация развития биосферы //Детерминизм: системы, развитие. - Минск: Наука и техника, 1985. - С.194 -210.
29. Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. Минск: Наука и техника, 1996. - 184с.
30. ЗЗ.Зиммель Г. Избранное. В 2-х т.- Философия культуры. М.: Юрист, 1996,-Т.1.- 671с.
31. Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. Л.: Наука, 1974. - 183с.
32. Игнатьев C.B., Игнатьева И.Ф. Техника как феномен культуры // Вопросы детерминации социальных явлений. Омск: Гос. унив., 1985. - 197с.
33. Каган М.С. Философия культуры. Спб.: Петрополис, 1996. - 416с.
34. Кант И. Собр. соч. В 8-ми т. М.: Чир, 1965, Т.6. - 613с.
35. Кант И. Сочинения //Философское наследие в 6-ти т. М.: Мысль, 1965,-Т.4.- 4.IL - 462с.
36. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Пресс - Академия, 1995. - 325с.
37. Карташева Н.В. Социально философский аспект проблемы экологического образования. Автореф. дисс. на соик. уч. ст. канд. филос. наук. - М.: Педаг. гос. унив. имени В.И. Ленина, 1991. - 16с.
38. Киселев H.H. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова Думка. - 1990. -216с.
39. Лебус К. Ю. Искусство, критически отражающее проблемы окружающей среды //Зеленый мир. 1997. - № 1. - С. 10 -11.
40. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти т. М.: Мысль, 1987,1. T.l. 430c.
41. Коган Jl.A. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. - №12. -С.44 - 50.
42. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л.: Гид-рометеоиздат. - 1974,- 279с.
43. Коноплев Н.С. Принцип детерминизма как методологическая основа гуманитарных наук. Иркутск: ИГУ, 1986. - 318с.
44. Коростелева С.Г. Глобальные проблемы современности и неокосмополитизм. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Свердловск: УГУ, 1980.-С.205-212.
45. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. - 224с.
46. Кочергин А.Н. Философия, культура, перестройка //Философия и ее место в культуре. Новосибирск: Наука, 1990. - С.З -31.
47. Кравец A.C. Современный детерминизм. Воронеж: Гос. унив., 1977. - 32с.
48. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: ВГУ, 1998. - 252с.52 .Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс - Энциклопедия, 1994. 576с.
49. Кузин A.M. Духовное начало во Вселенной // Вопросы философии. 1998. -№12.-С.167-172.
50. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. - 279с.
51. Культура: философия и история. Томск: Изд - во ТГУ, 1994 - 119с.
52. Курис О.В. Проблема экологического сознания в литературе // Философия и экологическая проблема. М.: Наука,1990. - С.205 - 212.
53. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии, 1996. №4. — С.23 - 42.
54. Ленк Г. Проблемы ответственности в этике экономики и технологии // Вопросы философии. —1998. №11. -С.30 - 41.
55. Лукашевич В.К. Развитие методов научного познания: детерминация и методология исследования //Детерминизм: системы, развитие. Минск: Наука и техника, 1985 - С.94 - 107.
56. Максимов С.И. Социально культурная обусловленность исторических типов ответственности // Философия истории: диалог культур. - М.: Наука, 1989. -С.92-96.
57. Мамедов Б.Н. Интегративные тенденции в решении глобальных экологических проблем. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М.: МГУ,1983.-23с.
58. Манин Ю. Экологическая культура и комммунизм // Социальные аспекты экологии. Минск: Наука и техника, 1983 - С. 113 - 124.
59. Маркович Д.Ж. Социальная экология /Пер. с серб. М.: Просвещение, 1991. - 176с.
60. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. - Т.39.
61. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т.20.
62. Маслеев А.Г. Экологическая культура как фактор развития ноосферы // Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Иваново: ИГУ,1984,- С.46-55.
63. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М: Нижегородская ярмарка, 1997 - 672с.
64. Межуев В.И. Культура и история // Проблема культуры в философско исторической теории марксизма. - М.: Политиздат, - 1977. - 199с.69 .Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М.: Изд. группа "Прогресс", "Пангея", 1995. - 464с.
65. Мильдон В. И. Природа и культура // Вопросы философии. 1996. - №12. -С.62 - 74.
66. Моисеев H.H. Мир XXI века и христианская традиция // Вопросы философии. 1993. - №8. - С.З - 4.
67. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого политологический анализ // Вопросы философии. - 1995. - №1. - С.З73 .Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Мысль, 1955. - 497с.
68. Морева JI.M. Лев Шестов. Л.: Изд.-во Ленингр. унив-та, 1991. - 88с.
69. Мосиенко А.Н. Свобода воли и проблема ответственности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Саратов: Гос. унив. имени Н.Г. Чернышевского, 1991. - 19с.
70. Муравьев Ю.А. Концептуальный аппарат теории культуры: эпистемологический анализ. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. филос. наук. М.: Пед. гос. унив. имени В.И. Ленина, 1995. - 39с.
71. Новиков В.Н. Природно эстетические импульсы экологических движений //Философия и экологические проблемы. - М.: Прогресс, 1990. - С.249 - 254.
72. Огородников В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. М.: Мысль, 1985. - 206с.
73. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы //Вопросы философии. 1994. - №3. - С.49 - 61.
74. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. -271с.
75. Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.: Наука, 1987. -161с.
76. Орлова Э.А. Актуальные проблемы культурологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Информационный сборник. - Вып. 10. - М.,1994. - С.28 - 33.
77. Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М.: МГУ,- 1979.-223с.
78. Петрова Г.И. Философское сознание: ответственность за культурно циви-лизационный кризис //Культура: философия и история. - Томск: Изд - во ТГУ, 1994. 194с.
79. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. - 168с.
80. Погодин М.В. Культурно историческая детерминация раннебуржуазного сознания. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. - М.: Гос. унив. им. М. Ломоносова. - 17с.
81. Поздняков Э.А. Философия политики. В 2-х т. М.: Палея, 1994, Т.2. - 292с.
82. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Наука, 1974. - 167с.
83. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Пангея, 1993. - 273с.
84. Пырин А.Г., Пырин Г.А. Воспитание экологической культуры личности //Философия и экологические проблемы. М.: Мысль, 1990. - С.306 - 316.
85. Радченко Т.Е. Механизм формирования обыденного сознания. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Свердл.: гос. унив. имени A.M. Горького, 1991. - 18с.
86. Раскин В.Г. Философско методологические аспекты исследования и разрешения проблемы антропогенной экологической опасности. - Томск: Изд - во ТГУ, 1987. - 286с.
87. Рассел Б. История западной цивилизации. В 2-х т. Новосибирск: Наука, 1994.
88. Ратцель Ф. Народоведение. В 2-х т. С. - Петербург, 1902.
89. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь справочник. М.: Мысль, 1990. - 637с.
90. Родригес Ф. Проблемы экологии в философской культуре Латинской Америки. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М.: Российский унив. дружбы народов, 1994. - 19с.
91. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1981.
92. Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. 1988. - №1. - С. 126 - 131.
93. Свидерский В.И. О некоторых особенностях развития //Вопросы философии. 1998. - №11. - с.30 - 41.
94. Седов Н.В. Культура как фактор детерминации личности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд.филос.наук. Свердловск: УГУ, 1980. - 19с.
95. Симанов A.JI. Судьба философа и философии //Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск: ВО Наука, 1992. - 216с.
96. Соболь П. О соотношении культуры и экологии //Общество и природа. -М.: Наука, 1981. С.108 - 113.
97. ЮЗ.Солдаткина И.Ю. Экологическая культура как условие становления ноосферы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: ИГУ, 1984. -С. 56-63.
98. Соловьев В. Сочинения. М.: Раритет, 1994 - 448с.
99. Социальная экология. Кемерово: Изд - во КузГТУ, 1996 - 135с.
100. Юб.Субетто А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмыразвития и выживания. Дисс. в виде научн. докл. на соиск. уч. степ, доктора филос. наук. Нижний Новгород: НГАСА, 1995. - 54с.
101. Ю7.Сюсюкалов Б. И. Социальный детерминизм и деятельность //Философия. -1986. -№11. -С.3-21.
102. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М. Искусство, 1988. - 272с.
103. Тарасенко А. И. Экологические проблемы культурного развития //Общество и природа. С. 100-107.
104. ПО.Тойнби А. Постижение истории /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. - 736с.
105. Ш.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986, -576с.
106. Тюрго А. Р. Избранные экономические произведения. М.: Прогресс, 1961.-566с.
107. ПЗ.Умнов С.П. Космонавтика, эколого безопасное устойчивое развитие, фи-лософско - методологические аспекты. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. - М.: МГУ, 1994. - 21с.
108. Урсул А.Д. Экоразвитие: содержание, формы, перспективы // Философские вопросы развития и НТП. Кишинев: Гос. унив., 1991. - С.269 - 292.
109. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Наука, 1988. - 186с.
110. Фейербах Л. Собрание произведений. В 3-х т. М.: Мысль, 1974. - Т.1. -544с.
111. Фалилеев В.В. Психологическая адаптация человека. Кемерово, 1993. -177с.
112. Филимонов А.Л. Способ философской рефлексии: классическая и неклассическая формы рациональности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Томск: ТГУ, 1995 - 23с.
113. Философия как учение о человеке. Томск: ТГУ, 1994. - 224с.
114. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет /Пер. с нем. М.: Гнозис, 1993 464с.
115. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете. М.: Мысль, 1990 - 270с.
116. Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. - 205с.
117. Царенков В.А., Герасименко В.А. Детерминанты развития теоретических систем физического знания (содержательные и формальные аспекты) //Детерминизм: системы и развитие. Минск: Наука и техника, 1985. - С. 156 — 168.
118. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992 - 576с.
119. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993. - 512с.
120. Шевченко А. А. Практическая рациональность как методологическая проблема общественного познания. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Новосибирск.: Гос. унив., 1993 - 21с.
121. Широканов Д. И. Детерминизм в свете системности и развития //Детерминизм: системы, развитие. Минск: Наука и культура, - 1985. - С.З -15.
122. Шпак Л.С. Социокультурная адаптация: сущность, проблемы, направления. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. социолог, наук. Кемерово: КГУ, 1991.-33с.
123. Шпенглер О. Закат Европы. -Новосибирск: ВО Наука, 1993. 592с.
124. Штанько В.И. Особенности детерминации поведения целостных систем. //Детерминизм: системы, развитие. Минск: Наука и техника, 1985,- С.37 - 53131 .Экология, культура, образование. М.: Московский гос. пед. инст. имени В.И. Ленина. 1989. - 244с.
125. Экология культуры //Научно аналитический обзор. - М.: ИНИОН АН СССР, 1990.-48с.
126. Экологические проблемы в условиях перестройки. Сборник трудов. Выпуск 11. М.: Всесоюзный научно - исследовательский институт системных исследований, 1991. - 93с.
127. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, - 1992. - 160с.
128. Энциклопедический словарь //Издатели: Ф.А. Брокгаузь /Лейпцигъ/. И.А. Ефронь /С. Петербург/, С. - Петербург, 1895. T.XVII. - 536с.
129. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. 1988. - №1. - С. 132 - 136.
130. Child J. Antarctica and South American geopolitics. Frosen Lebensraum. -N.Y., 1988. -P.278.
131. Doob L. Inevitabiliti: Determinism,fatalism, a deatiny. N.Y.etc.: Greenwod hress, 1988.-P.198.
132. Farman J. A primer on determinism. Dorducht etc /Reidel,1986,273р. the Univ. Of Westen Jntario ser. in philosophy of science; Vol. 32. - 1986. - P.274.
133. Russell H. F., Pearcy G.E. Geopolitics in Principle and Practice. Boston, 1944.-P.296
134. WHITE L. The Science of Culture. -N.-Y., 1949. -P.364