автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Экзистенциальные основания техники
Текст диссертации на тему "Экзистенциальные основания техники"
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
на правах рукописи
Антонов Владимир Юрьевич
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ
ТЕХНИКИ
Специальность 09.00.01. Онтология и теория познания
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель доктор философских наук, профессор С.П. Позднева
САРАТОВ 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Проблема определения техники 25
1.1. Понятие техники: техника как совокупность артефактов 27
1.2. Инструментальное определение техники. Проблема расширения понятия техники
1.3. Техника как часть культуры
1.4. Техника как универсальная направленность 43
1.5. Сопоставление языка и техники 45
1.6. Онтологическое определение техники 49
33 39
ГЛАВА 2. Происхождение техники: биологические,
антропологические и культурологические предпосылки
2.1. Видовая и личностная техника. Язык как основная характеристика человеческой техники
2.2. Техника и игра 63
2.3. Техника и ритуал 69
2.4. Континуум культуры 78
57
59
84 84
ГЛАВА 3. происхождение техники: экзистенциальная ситуация
3.1. Сущность человека: трансформация инстинктов
3.2. Сущность человека: проблема сознания 93
3.3. Техника и страх 101
3.4. Техника и любовь
3.5. Техника и власть
3.6. Единство фундаментальных ощущений в процессе становления техники. Экзистенциальное пространство техники.
110 117
ГЛАВА 4. Положение человека в структуре бытия.
Экзистенциальная онтология техники
4.1. От экзистенциальных чувств к экзистенциальной онтологии 134
4.2. Вопрос о сущности человека как вопрос онтологии. Многосоставность человеческого бытия 137
4.3. Экзистенциальная субстанция 142
4.4. Динамика человеческой сущности в онтологическом пространстве. Становление бытия и расширение экзистенции. 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155
ЛИТЕРАТУРА
158
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность проблемы исследования. Предлагаемая работа посвящена исследованию иррациональных оснований рациональной деятельности, наиболее ярко проявляющейся в технике,1 выявлению существенно человеческого содержания феномена техники и определению онтологического статуса техники. Актуальность разрабатываемых проблем заключается в резком обострении ситуации, в которой человечество оказалось на рубеже тысячелетий. Эта ситуация непосредственно связана с кризисными явлениями почти во всех сферах его существования - от производства и экологии до сферы духовной культуры.
Как правило, большинство современных проблем человека и человечества так или иначе связываются с техникой. На долю техники выпадает значительная часть обвинений в создании различных кризисных ситуаций1. Отмечается, что именно техника делает нашу жизнь такой, какая она есть. С прогрессом в области технического производства в начале индустриального века связывались надежды на повышение благосостояния, достижение материального изобилия и "наибольшего счастья для наибольшего числа людей", на обретение человеком неограниченной свободы и всемогущества. Анализ современной ситуации дает основания заключить, что надежды на безграничный прогресс техники во многом не оправдались2. На пороге XXI века человечество оказалось в кризисной ситуации, столкнулось со множеством проблем, от разрешения которых зависит само существование человека.
Особый, хотя и запоздалый, интерес к философским проблемам техники объясняется целым рядом социально и психологически обусловленных причин. Приведем здесь только некоторые из них:
1) глобальный и даже космический характер распространения разнообразных технических устройств и систем, что заставляет говорить о возникновении "техносреды", "техносферы", "технической реальности", о некоторой "надприродности" и "противоприродности" техники;
2) все большее проникновение техники в жизнь современного человека, технизация его жизни, когда преобладающим становится технические приемы и способы жизни, что вызывает опасение за потерю человеком своих сущностных характеристик, своего традиционного облика. Это заставляет говорить о патологической зависимости человека от техники, об угрозе антропологической катастрофы;
1 В качестве примера обвинения в адрес техники приведем высказывание Г. Зиммеля: "Огромный, интенсивный и экстенсивный, рост нашей техники, которая не есть только техника в материальной области, втягивает нас в сеть средств и средств этих средств, которая все больше отдаляет нас от наших подлинных конечных целей." (Зиммель Г. Кри-
зис культуры //Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. С.490.). Неправомерность данного утверждения можно выявить, уяснив простое положение, что для достижения любой цели кроме техники у нас нет ничего более подходящего (См.: инструментальное определение техники в п. 1.3. настоящей работы).
3) распространение "техногенной" цивилизации на все территории, ранее сохранявшие традиционные или самобытные культуры, подавление культуры цивилизацией;
4) отчужденный характер техники как в ее отношении к человеку, так и к природе, все в большей степени проявляющаяся "автономность" техники, особенно в контексте успехов кибернетики;
5) отрицательные последствия технических нововведений и их глобальный характер, проявляющиеся в разрушении среды обитания человека как биологического вида, угроза экологической катастрофы.
Из этого перечисления видно, что основной причиной пристального внимания к философским проблемам техники является ощущение тревоги за судьбу человека, природы, культуры. Возникает подозрение, что с экспансией техники связаны ключевые проблемы человечества на рубеже веков. Уже здесь можно увидеть экзистенциальные (чувство угрозы, волнение) мотивы проявления у современного человека потребности все больше говорить о технике. Действительно, во второй половине нашего века не только философы, но и многие ученые, публицисты, литераторы прониклись пониманием того, что облик цивилизации XXI века во многом зависит от решения целого комплекса вопросов, так или иначе связанных с техникой, являющихся (как бы задним числом), проблемами философского исследования техники. По словам Сколимовски, философия техники - "это философия человека в цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожают излишняя специализация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный язык для своего общения с природой"3
В связи с этим в обществе растут антитехницистские настроения. При этом внимание акцентируется только на отрицательных последствиях технического прогресса, в то время как его положительные достижения либо не принимаются во внимание, либо декларируется их ненужность и даже вредность для человека. Все полезное, все ценное, что заключает в себе техника, просто не имеет значение перед лицом угрозы вымирания человечества.
Особую тревогу при укоренении таких мнений вызывает потеря ориентиров дальнейшего развития человечества. Антиинтеллектуальные и антитехницистские настроения большей части людей, культивируемые различными средствами массовой информации, блокируют индивидуальную творческую активность человека.
Необходимо показать, что ориентация на отрицание техники, так же как и бездумная ее апологетика - гибельный путь для человека и цивилизации. Отрицание техники исходит из неверного и поверхностного ее толкования. Поэтому в данной работе, кроме выявления экзистенциальных и психологических источников техники,
Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. С.9.
3 Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. С.242.
призванных на защиту человека-техника, будет развернута некая метафизика техники, показывающая ее глубинный онтологический характер, возможные конечные цели ее развертывания, что, в свою очередь, должно защитить технику от нападок поверхностного массового мнения и помочь в разработках стратегий безопасного ее использования. Однако положительная цель техники, применительно к человеку может не быть достигнута автоматически в условиях системы ценностей современной цивилизации. Поэтому требуется показать необходимость изменения нравственных ориентиров человечества и возможность выбора пути взаимодействия человека и техники в принципиально новой ситуации.
Проблемы, поднимаемые в философии техники, во многом преодолевают достаточно узкие рамки рефлексии только по поводу техники и выходят на общефилософский уровень, дополняя наши представления о культурном, экзистенциальном и онтологическом пространствах, в которых разворачивается техническая деятельность человека. Исследование в области философии техники расширяют представления о человеке как творческом существе, обозначая перспективы его развития как в материальной, так и в духовной сферах бытия4.
2. Степень разработанности проблемы. В работе исследуются вопросы, традиционно относящиеся к философии техники. В первом приближении эту дисциплину можно охарактеризовать как совокупность различных концептуальных размышлений по поводу техники, осуществляемых как в традициях отдельных дисциплин5, так и претендующих на некоторую междисциплинарность.
Философия техники достаточно новая область философских исследований. "Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии", - отмечает В. Г. Горохов6. Как исследовательская программа философия техники изначально содержит в себе мнимое противоречие, наложившее в некоторой степени трагический отпечаток "запоздалости" на эту дисциплину. Стремительное вторжение техники и технологии в жизнь людей, социальные и экологические последствия стремительного повышения роли техники как социального, культурного, психогенного и даже биогенного фактора, оставались не вполне осознанными с философской точки
4 Глубокое проникновение в область бытия техники имеет не только узкоспециальное, но и общефилософское значение. Техника, понятая как мир артефактов и опыт технической деятельности, обладает "сильным проблемным притяжением, действующим в наиболее характерных для философии направлениях." Возможно, мы с удивлением отметим, что находимся на верном пути к решению классических задач метафизики - бытия человека и бытия мира", - пишет К. Парис (Парис К. Техника и философия // Это человек: Антология. - М.: Высш. шк. 1995. С.250).
5 Например, метафизики, гносеологии, культурологии, антропологии, социологии, экономики, футурологии, философии науки и пр.
6Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-альфа., 1995. С.290а.
зрения. При этом можно отметить слабую теоретическую базу для философской рефлексии по поводу техники, обусловленную, с одной стороны, пониженным интересом со стороны философов к проблемам человеческой практики (субъективный фактор), с другой - объективной сложностью этих проблем.
Философия в ее западной традиции, начиная со времен античности, всегда больше тяготела к утверждению теоретического знания 7, чем к обоснованиям практической деятельности, к созерцательности, а не к действию. Древнегреческих философов больше привлекала рациональная составляющая человека в том виде, как она проявляла себя в науке, в теории, его способность мыслить, а не производить8. Чаще всего философия была предметом интеллектуальных утех аристократов, гнушавшихся действия. Постановке философских вопросов, связанных с проявлением у человека особой активности - техники, возможно, мешала отмеченная направленность западной философии, которая "противопоставлялась любой практической, технической деятельности"9.
Хотя техника была предметом философской рефлексии с древних времен10, философия Нового времени, противопоставляя себя средневековому философскому синтезу, отметает рефлексию над практическим умением ремесленника вместе со средневековой алхимией, представлявшей собой величайшую попытку совмещения "теории", мистики и практики, с одной стороны изгоняет рефлексию над техникой в глубокое алхимическое подполье, с другой - оставляет технику "ремесленникам", применяющим свои практические умения только для целей собственного выживания и обеспечения "аристократов духа" - всех тех, кто не принимает непосредственное участие в производстве необходимого продукта, всем необходимым для их жизни и материального обеспечения "интеллектуальных" фантазий на более "высокие" темы, чем техника. Как отмечает М. Вартофский, современное либерально-демократическое общество также охвачено социально обусловленным пренебрежительным отношением к "грязной" технике11, что затруднят ее систематический анализ средствами "элитарной" философии.
Начало систематических исследований по философскому осмыслению техники относится к 1960-70-м годам нашего века, когда человечество столкнулось лицом к
7Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии, 1996, №2. С. 137-144.
8 Любищев A.A. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. - М.: Электрика, 1997. С.73.
9 Рапп Ф. Философия техники: обзор // Философия техники в ФРГ.- М.: Прогресс, 1989.
С.25.
10
Например, в "Метафизике" Аристотеля можно обнаружить множество размышлении по поводу техники в ее самом широком античном понимании как techne - искусство и ремесло, навыки и умения, универсальное познание и его практическое применение.
11 Вартофский М. Искусство и технология - противоположные модели образования? Использование культурного мифа //Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. - М.: Прогресс, 1988. С.376-400.
лицу с проблемами, отчасти порожденными и отмеченным пренебрежением к практической сфере собственного бытия. "Возникновение философии техники - отмечает X. Сколимовски, - отражает запоздалое признание важности техники в создании и разрушении нашей цивилизации. Растущее сознание того, что западная цивилизация может быть разрушена, заставляет нас искать прежде игнорируемые причины и взаимосвязи. В феномене техники мы обнаруживаем пункт центральный: здесь сходятся многие пути"12. Именно XX век выявил фундаментальный характер техники во всех сферах бытия человека, ее огромное влияние как на природу, так и на культуру.
Однако полномасштабному выражению настоятельной потребности сделать технику предметом философского осмысления еще долгие годы мешала рационально-позитивистская направленность новейшей философии уже ставшая традицией, неявно рассматривая технику как "незаконнорожденного отпрыска" науки13. Как пишет В.Г. Горохов, модель соотношения науки и техники, распространенная в 50-60е гг. нашего столетия, когда техника рассматривается в качестве простого приложения науки и даже - как прикладная наука, является упрощенной и вводит в заблуждение. "Такая упрощенная линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель постулирующая линейную, последовательную траекторию - от научного знания к техническому открытию и инновации - большинством специалистов признана сегодня неадекватной"14. Линейная модель взаимоотношения науки и техники имеет своим методологическим следствием рассмотрение техники только лишь в контексте науки и не предполагает существования философии техники как особой философской дисциплины, во многом отличной от философии науки. "До середины 60-х годов философия техники рассматривалась лишь в контексте философии науки и отождествлялась с приложением стандартной философии науки, а техника - лишь
и 15
под углом зрения приложения естественнонаучного знания , т.е. как прикладная наука. Отмечается, что такое положение философии техники в структуре позитивной философии к настоящему времени уже преодолено16. Например, в работах Ма-рио Бунге, и философия техники становится даже более значительной областью исследования социокультурных, антропологических и онтологических проблем, связанных с таким многомерным и специфическим феноменом, каковым является техника.
12 Сколимовски X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. С.242.
13 Рапп Ф. Философия техники: обзор // Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989. С.25.
14 Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-альфа., 1995. С.305-306.
15 Философия техники. Редакционная статья // Вопросы философии, 1993, №10, с.24-31.
1бМитчем К. Что такое философия техники? - М.: Аспект Пресс, 1995. С.70-74.
Выделить технику в качестве самостоятельного предмета философского рассмотрения помогает исторический, ретроспективный взгляд на технику в контексте антропогенеза и становления человеческой цивилизации. "Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе