автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Эмансипация женщин Кабардино-Балкарии в годы советской модернизации

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Гукетлова, Лариса Хусеновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Эмансипация женщин Кабардино-Балкарии в годы советской модернизации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эмансипация женщин Кабардино-Балкарии в годы советской модернизации"

«"0016570

На правах рукописи

ГУКЕТЛОВА Лариса Хусеновна

ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (20-30-е гг. XX в.) ~

Специальность 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

3 МАЙ ¿012

НАЛЬЧИК 2012

005016570

Работа выполнена на кафедре истории России Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

доктор исторических наук, профессор Мамснров Хамидби Борисович

доктор исторических наук, профессор, зав. лабораторией истории казачества Южного научного центра РАН Венков Андрей Вадимович

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института гуманитарных исследований Правительства КБР КНЦ РАН Кармов Амнрби Хазретович

КБОУ ВПО Ставропольский государственный университет. Кафедра археологии и региональной истории.

Защита диссертации состоится 18 мая 2012 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.076.03 по историческим наукам при Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова по адресу: 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского,173).

Текст автореферата размещен на официальном сайте Кабардино- Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова 17 апреля 2012 г. http://www.kbsu.ru/

Автореферат разослан 17 апреля 2012 г.

Научный руководитель -Официальные оппоненты:

Ведущая организация

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук

М.И. Баразбиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Изучение женского вопроса, определение места и роли женщины в обществе в целях обеспечения одинаковых условий для фактического равноправия полов в политической, социальной, экономической и культурной жизни общества, свободного выбора женщиной формы реализации своего профессионального и творческого потенциала остается актуальной сферой научного интереса исследователей.

На фоне заметного повышения общественного интереса к ситуации на Северном Кавказе становится очевидной необходимость учета исторического опыта политики органов государственной власти в области эмансипации женщин в переходные периоды истории России. Анализ социальных процессов в обществе в переходный период и их влияния на трансформацию сознания социума является важным также в определении глубины изменений нравственных ориентиров.

Революция 1917 года в России стала самым крупным событием в эмансипации женщин за всю историю страны. Необходимость более объективного исследования радикальных перемен в жизни женщин в 20-30-е годы XX века диктуется неоднозначностью результатов советской модернизации в гецдерной сфере.

Если позитивные итоги модернизации социальной защиты и улучшению быта женщин не вызывают сомнения, то о таких ее последствиях, как деформация традиционных институтов семьи и норм демографического поведения, семейного воспитания и др., до недавнего времени предпочитали умалчивать. Так, например, проявление радикализма тендерных преобразований в национальных регионах страны, где приверженность населения традиционализму была высокой, вызывало неприятие новой коммунистической политики.

На сегодняшний день теоретически важные задачи по выявлению глубинных закономерностей внутриполитических и социальных трансформаций в Кабардино-Балкарской автономной области в 20-30-е гг. XX в. сквозь призму женского вопроса остались до конца не исследованными. Их последующее значение в ходе интеграции субъекто-образующих этносов в социально-политическое пространство СССР разработаны не достаточно. «Белые пятна» в области исследования роли эндогенных и экзогенных факторов трансформации статуса горских женщин Кабардино-Балкарии на начальном этапе советской модернизации, отсутствие в историко-этнографической литературе комплексного исследования проблем эмансипации женщин также придают актуальность избранной теме.

Степень изученности проблемы. В историографии проблемы следует выделить три этапа:

1-й - с 1917 до начала 1950-х гг. - постановка проблемы ликвидации женского неравенства в общественно-политическом контексте;

П-й - со 2-й половины 1950-х до конца 1980-х гг. - начало научной разработки «женского вопроса» на основе марксистко-ленинской методологии;

Ш-й - с начала 1990-х гг. по настоящее время - деидеологизация исторической науки и появление новых направлений исследования.

На начальном этапе, в связи со слабой разработкой классиками марксизма концепции «женского вопроса», стратегию государственной политики на основе классового подхода по вовлечению женщин в производственную и общественно-политическую деятельность определяли работы В.И. Ленина . Вождь и идеолог большевиков считал, что Советское государство должно обеспечить установление новых общественных отношений, юридическое равенство между полами, вовлечение женщин в сферу общественного труда, укрепление основ качественно новых семейных отношений, создание благоприятных условий для развития общественно-политической активности женщин.

Главными интерпретаторами и популяризаторами идеологии правящей партии по работе с женским населением, широкому вовлечению их в общественное производство являлись лидеры советского женского движения, инициаторы организации специальных органов по работе среди женщин: Арманд И.Ф., Коллонтай A.M., Крупская Н.К. Их публикации всесторонне освещали деятельность партии большевиков и советского государства в решении женского вопроса, являлись руководством для региональных женских организаторов и работников.

Так, публикации И.Ф. Арманд2 посвящены внедрению новых форм и методов партийно-советской работы по освобождению и раскрепощению женщин, активизации их участия в общественной жизни и строительстве социализма. Для нас ее наследие имеет принципиальное значение и потому, что последние дни своей жизни она провела в Нальчике и успела выступить перед партийно-советским активом Кабардино-Балкарии. Она предложила с учетом политической отсталости горянок, создавать при парткомах специальные комиссии для агитации и пропаганды среди женщин.

В трудах первого советского наркома социального призрения A.M. Коллонгаг, обосновывается необходимость внедрения таких социальных преобразован™, которые позволят женщинам исполнять расширенный круг социальных функций, возложенных на нее рабоче-крестьянским государством.

1 Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике. Речь на IV Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. // ПСС. - Т. 39. - С. 77-130; Он же. Женщинам-работницам // ПСС. - Т. 40. - С. 346-347; Он же. Советская власть и положение женщин// ПСС. -Т. 39. - С. 287-287; Он же. К международному дню работниц // ПСС. - Т. 40. -С. 192-193; Он же. Приветствие Всероссийскому совещанию губженотделов // ПСС. - Т. 42. - С. 368-370; Он же. Международный женский день работниц // ПСС.-Т. 42.-С. 158-161.

2 Арманд И.Ф. Статьи, речи, письма. - М., 1975.

3 Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. - М.: Политиздат, 1972.

Н.К. Крупская предлагала комплексно решать проблемы женского движения: ликвидация неграмотности, привлечение женщин на производство, повышение общего и профессионального образования, как она считала, призваны были стимулировать активное участие женщин в общественно-политической и производственной сферах4.

Раскрепощению женщин Советского Востока посвящена работа А.И. Нух-рат5, в которой рассматривается первый советский опыт работы в национальных регионах, выявлены особенности вовлечения восточных женщин в советскую и партийную работу, в общественное производство.

Основные направления и формы работы среди женщин-горянок Северного Кавказа в общем, и Кабардино-Балкарии, в частности, рассматривались в публикациях Б.Э. Калмыкова, Олейник, Карачайлы И. Такоева С., Ивановского С., Воробьева С., Благоевой С.Д, Аминовой А., Гадиева А. и др.6. В них освещалась деятельность клубов - горянок, женских школ, делегатских собраний, выявля-

4 Крупская Н.К. О работе среди женщин: сборник статей с краткой биографией. - М.-Л., 1926; Она же. Женщина страны Советов - равноправный гражданин. - М., 193 8.

5 Нухрат А.И. Октябрь и женщина Востока. - М.: Партиздат, 1932.

6 Калмыков Б.Э. За полное раскрепощение женщины-горянки. Из речи на IV съезде Советов КБАО. Декабрь 1924 // Калмыков Б.Э. Статьи и речи. Нальчик, 1983. - С. 111-113; Он же Покончить с остатками старого, создавать новую жизнь. Вступительная речь на первом съезде женщин-общественниц КБАО 8 марта 1927 г. Там же. — С. 149-150; Он же. За богатый урожай, за культурную жизнь в большевистских колхозах. Из речи на III съезде стариков и старух КБАО 20 мая 1934г. Там же. - С. 168-173; Он же. Кабарда и Балкария к XVII партсьезду. Там же. - С. 200-214 и др.; Карачайлы И. Положение женщины // Быт горских народностей Юго-Востока. - Ростов-на-Дону, 1924. - С. 15-20; Такоев С. Женщина-националка на социалистической стройке // Революция и национальности. -1924. - № 3; Олейник. Работа и достижения ликпункта при клубе «Горянок» //Опыт работы культурно-просветительных учреждений Каб.-Балк. авт. области // Сборник № 1 непериодическое издание отдела народного образования Каб.-Балк. авт. обл. - Нальчик, 1927. - С. 97-98.; Ивановский С. Кабардинка.* М: -1928.; Воробьев С. Военно-культурный поход (Опыт Ленинского учебного городка КБАО) // Вопросы просвещения на Северном Кавказе. — 1929. - № 17. - С. 47-57.; Благоева С.Д. Культпоход в национальных республиках и областях. — М., 1930. - 30 е.; Клубная работа в нацреспубликах и среди нацменьшинств СССР // Революция и национальности. - 1930. - № 8-9. -С. 115-116.; Аминова А. О работе среди трудящихся горянок // Революция и горец. - 1932. - № 1. - С. 42-45.; Гадиев А. Женщина горянка ломает устои быта. Состояние и задачи культурного строительства в нацобластях // За социалистическую культуру. - 1932. - № 1. - С. 28.

лись проблемы учета национальных особенностей при решении женского вопроса. Публикации ориентировались на удовлетворение сиюминутных потребностей женской работы. Они, являясь в основном партийными и советскими руководителями, практическими работниками, рассматривали данную проблему, как правило, с учетом требований текущего политического момента и очередной хозяйственно-политической кампании, отличались отсутствием научного аппарата и манипулированием статистическими источниками.

В первой половине 1930-х гг. появляются первые обобщающие работы Березовской С., Шибаева И. А., Серебрянниковой Г.Н. Кирсановой, К. Крыленко Н.7 с попытками научного анализа проблемы, так как многие публикации, по-прежнему, страдали пропагандистским или иллюстративным характером.

Но к региональным исследованиям начального этапа с ее отличительными национальными особенностями и богатым фактическим материалом еще не могут быть в полной мере применены критерии и требования профессиональной историографии. Таким образом, первый этапа историографии проблемы не дал нам исследований с подлинно научным анализом развития женской работы. Однако, несмотря на указанные недостатки поставленные в них вопросы стали решать исследователи последующих поколений.

В условиях второго этапа, с середины 1950-х гг. в советской историографии повысился интерес к научной разработке проблемы раскрепощения женщины-горянки Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии, вопросам ликвидации ее культурной отсталости и вовлечения в общественное производство, как к теме самостоятельного исследования. Это объяснялось наглядными переменами в области юридического и политического равноправия, вовлечения горянки в производство, в обеспечении ее правом на образование и т.д.

Более глубоко, с точки зрения экономических, культурно-политических и правовых аспектов, трактуется понятие «женский вопрос». Каждое новое десятилетие знаменовалось обобщающими изданиями, которые завершались традиционным выводом о том, что в результате усилий партийных, советских, профсоюзных, кооперативных организаций в 1920-1930-х гг. в СССР окончательно был решен женский вопрос8.

7 Березовская С. Трудящиеся женщины в социалистическое строительство. -М., 1931; Шибаев И.А. Женщину в промышленность. - М.-Л., 1931; Серебрянников Г.Н. Женский труд в СССР. - М.-Л., 1934. Кирсанова К. Полное равноправие женщин в СССР. - М., 1936; Крыленко Н. Социализм и семья // Большевик. - 1936. - № 8.

8 Билыпай В.Л. Решение женского вопроса в СССР. - М., 1959; Емельянова Е.Д. Революция, партия, женщина. Опыт работы Коммунистической партии среди трудящихся женщин (октябрь 1917-1925 гг.). - Смоленск, 1961; Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937 гг. - М., 1978.

На региональном уровне появляются исследования Шиковой Т.Т., Бербекова Х.М., Думанова Х.М. об изменении положения женщины-горянки в советской Кабардино-Балкарии, о драматизме процесса адаптации горянки к новым общественно-политическим условиям .

Так, Шикова Т.Т., начав исследование условий и форм заключения брака в традиционном кабардинском обществе, затем расширила тематически проблему. В рамках кандидатской диссертации, Шикова Т.Т. отслеживает процесс трансформации социального статуса женщины-горянки в контексте изменения положения традиционной семьи и семейного быта.

Специальный раздел этой проблеме в своей монографии посвятил Х.М. Бербеков. На базе большого фактического материала он показал значение перехода к советскому коллективному производству в 1920-1930-е гг. в раскрепощении женщин-горянок, использованию женского труда в условиях индустриализации, в культурно-политическом росте и возрастающей ее роли в общественном производстве.

Значительно обогатили историографическую базу коллективный труд «История КБАССР с древнейших времён до наших дней» в 2 томах, монография П.М. Чиркова и коллективная монография «Опыт КПСС в решении женского вопроса», под редакцией Н.И. Кондаковой .

В них освещаются новые методы женской работы как в целом по стране, так и на Кавказе. Эта были весьма обстоятельные для своего времени работы. Некоторые их положения сохраняют свое теоретическое значение для исследования поставленной нами темы. Они придали новый импульс научным поискам по данной тематике.

В целом, внимание большинства исследователей было сосредоточено на возросшей роли женщин-горянок как результате успешной советской политики по их вовлечению в различные отрасли общественной жизни . Эти

9 Шикова Т.Т. Семья и семейный быт кабардинцев в прошлом и настоящем: дис. ... к.и.н. - М., 1956; Бербеков Х.М. Очерки истории советской Кабардино-Балкарии. - М., 1958. - 178 е.; Думанов Х.М. Обычное семейное и имущественное право кабардинцев // Вестник КБНИИ. - Нальчик, 1972.

10 История КБАССР с древнейших времён до наших дней. - М., 1968. - Т. 1. - С. 11; Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937). - М., 1978; Опыт КПСС в решении женского вопроса / под ред. Н.И. Кондаковой. - М., 1981.

11 Кешева Е.Т. Дочери горного края. Нальчик, 1982.;Мамсиров Х.Б. Очаги культуры Кабардино-Балкарии в борьбе за раскрепощение горянок в годы строительства социализма // Торжество ленинской национальной политики КПСС (Материалы научной конференции). - М., 1983; Смирнова -Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа: вторая половина Х1Х-ХХ вв. -М.: Наука, 1983; Хутуев Х.И. К вопросу о вовлечении горянок в общественно-производственную деятельность в довоенный период // Современные этнокультурные процессы в КБР. - Нальчик, 1984.

работы характеризует сравнительный анализ того, что было до революции, и что принесла советская эмансипация. Несмотря на научно-популярный характер некоторых изданий, содержащиеся в них материалы дают возможность ощутить и понять особенности политической и этнокультурной системы, обусловивших изменение статуса женщины-горянки в 20-30-е гг. XX в.

Весомый вклад в освещение ускоренного процесса советской модели семей-но-бытового раскрепощения горянок Северного Кавказа внесла М.А. Каратаева. В своей работе она приводит ряд примеров, характеризующих особенности эмансипации женщин-горянок в 1920-1930-е гг. на материалах Кабардино-Балкарии .

В условиях перестройки повышается интерес к исследованию «белых пятен» в отечественной истории советской эпохи в целом и, в изучении «женского вопроса», в частности. В связи с обострением демографического кризиса в стране, впервые ставится под сомнение вопрос об окончательном решении «женского вопроса» в стране. Так, Н. Кунгурова, Е. Груздева, Э. Чертихина, отказавшись от одностороннего позитивного освещения социального положения советских женщин, обращают внимание и на противоречия между исполнением советскими женщинами своих обязанностей в общественной, производственной и семейно-бытовой сферах13.

Подобные примеры имели место и в национальных регионах. Так, публикация известного в Кабардино-Балкарии филолога и общественно-политического деятеля З.М. Налоева в республиканской газете «Советская молодежь» имела большой общественный резонанс и дала толчок к новому прочтению, казалось бы, давно исследованной темы14. Главное внимание автора статьи акцентируется на издержках кампанейского подхода к важной социальной проблеме, в результате которого был нанесен серьезный урон семейному воспитанию и утрачены лучшие традиции народа.

Таким образом, данный этап советской историографии проблемы стал наиболее плодотворным с начала ее изучения. За указанный период был накоплен большой фактический материал. Вместе с тем, в них под влиянием идеологического фактора и классового подхода, роль женщин в общественно-политической жизни общества идеализировалась, и ограничивалась, как

12 Каратаева М.А. Деятельность партийных организаций автономных республик Северного Кавказа по семейно-бытовому раскрепощению женщин (1920-1940) // Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа. - Грозный, 1982.

13 Кунгурова Н.И. Женщина в общественном производстве: экономико-демографический аспект. - М., 1983; Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Профессиональная занятость женщин в СССР и оплата их труда / Е.Б. Груздева, Э.С. Чертихина // Рабочий класс и современный мир. - 1986. - № 3. - С. 65-85.

14 Налоев 3. Культ женщины в адыгской традиции // Советская молодежь. -1990.-8 марта.

правило, положительной оценкой, не раскрывая в равной степени нерешенные проблемы, о которых было принято умалчивать.

В постсоветский период в исторической науке отмечается серьезное переосмысление темы на основе накопленного значительного материала, позволившего пересмотреть и существенно дополнить сделанные исследователями предыдущего этапа обобщения и выводы. Инновационным явлением в отечественной исторической науке стало появление тендерной теории и начало исследований на ее основе «тендерных отношений» в обществе посредством новых социальных институтов. Одними из первопроходцев в изучении роли женщин в обществе с помощью тендерного подхода, стали такие исследователи, как С. Айвазова, Г. Силласте, C.B. Поленина, O.A. Хасбулатова15 и др.

Несмотря на давление прежних идеологических императивов, изучение процессов эмансипации советских женщин этнографами, этнопсихологами, лингвистами, историками, философами способствовало более критической оценке реалий 1920-1930-х гг., их социальных и культурных результатов16.

Это наглядно прослеживается как на материалах Северного Кавказа в целом, так и Кабардино-Балкарии, в частности17.

13 Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность //

Общественные науки и современность. - 1995. - № 2. - С. 12-16; Силласте Г.

Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социс. - 1994. - № 3. - С. 15-22; Поленина С.В. Участие женщин в общественной и государственной жизни (1980-е гг.) // Тендерная реконструкция политических систем. - М., 2004; Хасбулатова O.A. Российская государственная политика в отношении женщин (1900-2000) // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций. - М., 2001.

16 Здравомыслова Е.А., Темкина A.A., Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Тендер. Культура. - М., 1999. - С. 46-65; Они же. Социальная конструкция гендера и тендерная система в России // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. - 1999. - № 4. - С. 5-13; Брандт Г.А.Природа женщины. - Екатеринбург, 2000; Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. -М., 2002; Дадаева Г.М. Кто выносит мусор, или парадоксы тендерного разделения труда // Социс. - 2005. - № 6. - С. 120-126.

17 Карпов Р.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. - СПб., 2001; Андреева Н.И. Тендерный фактор в современном российском обществе: дис. д-ра филос. наук. - Нальчик, 2002.; Поддубная О.Г. Социальное положение северокавказской женщины XIX в. глазами русских исследований // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Вып. 6. - Ставрополь, 2004.; Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы XX века. - Нальчик, 2004.

По-новому вопрос о роли кавказских женщин в обществе на примере кабардинской семьи поставлен в исследованиях Я.С. Смирновой, А.Э Тер-Саркисянц. Оригинальной и смелой для своего времени является их попытка переосмысления догматической оценки негативного влияния шариата на судьбу горянки. Чуть раньше подобное мнение было высказано А.И. Муссукаевым и Першиц А.И.1 . Считаем, что в настоящее время поставленные этими авторами проблемы не утратили своей актуальности и имеют большую перспективу исследования. ^

Историки Северного Кавказа с учетом происходящих изменений в российском обществе осознали необходимость нового осмысления прошлого. Открытый доступ к архивам, введение в научный оборот ранее недоступных документов позволили защитить кандидатские диссертации, посвященные эмансипации женщин Северного Кавказа .

В начале XXI века в философской, социологической и исторической литературе уделяется повышенное внимание изучению этнокультурных процессов. Начинается системное изучение феномена советской модернизации, таких ее этнокультурных аспектов, как эмансипация женщин-горянок. В публикациях на основе новых подходов дан анализ изменяющейся роли женщин вследствие реализации государственной политики .

18 Смирнова Я.С., Тер-Саркисянц А.Э. Народы Кавказа. Кн. 3: Семья и семейный быт. Ч. 1. - М.: Наука, 1995; Першиц А.И., Смирнова Я.С. К юридической этнологии народов Кавказа // Эльбрус. - 1999. - № 2; Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1992.

19 Галицкая М.А.Сельские женщины в условиях колхозного строительства в конце 1920-х-начале 1940-х гг. (На материалах Дона,Кубани и Ставрополья): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новочеркасск,2008; ШорановаЗ.В. Тендерное равенство в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. ист. наук,- Нальчик,2010.

20 Маремшаова И.И. Парадигмы современной идентичности северо-кавказской семьи // Традиционализм и модернизм на Северном Кавказе: возможность и границы совместимости: Южно-российское обозрение. Вып. 23. - 2004. - С. 89-95; Те-куева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность. -Нальчик, 2006; Сабанчиева Л.Х. Кабардинские аристократки в политической истории // Тендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа -Махачкала, 2008. - С. 97-99.; Пазова З.В. Тендерное равенство как условие достижения социального равенства // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: материалы I Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2004. - С. 53-54; Нальчикова Е.А. Тендерный аспект концепта «Социальная смерть» в этнографическом контексте // Исторический вестник. -Нальчик, 2008. - Вып. IV; Шоранова З.В. К вопросу о традиционных социокультурных ролях женщин на Северном Кавказе // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 12(2). - Пятигорск, 2009. - С. 136-140.; Шаожева H.A. Принципы идеологической атрибутащш женской активности // Исторический вестник. Вып. VI. - Нальчик, 2007; Она же. Тендерные процессы в этниполигическом и социкультурном пространстве Северного Кавказа. - Нальчик, 2011.

В заключение отметим, что в настоящее время вопросы эмансипации женщин в условиях советской модернизации до конца не изучены, попытки комплексного исторического исследования, посвященного советской государственной политике в отношении женщин-горянок Кабардино-Балкарии, прежде специально не предпринимались.

Источниковую базу исследования составляют материалы, выявленные в центральных и местных региональных архивохранилищах, нарративные источники и материалы периодической печати, опубликованные сборники документов и статистические сборники.

Основной и наиболее информативной группой источников являются материалы официального происхождения, содержащие данные о стратегических целях политики в отношении женщин, в том числе народов Кабардино-Балкарии, практике их реализации в 1920-1930 е гг.

Комплекс источников данной группы рассредоточен по разным архивам и архивным фондам. В работе над диссертацией использованы материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), ГУ Центра документации новейшей истории Ростовской области (ГУ ЦДНИРО), Управления Центрального государственного архива архивной службы КБР (УЦ ГААСКБР) и Управления центра документации новейшей истории архивной службы КБР (УЦДНИ АСКБР). Всего в указанных архивах изучено свыше десятка архивных фондов различных общественно-политических и государственных учреждений.

В Государственном архиве Российской Федерации изучены фонды центральных государственных органов: ВЦИК и Совнаркома РСФСР. В РГАСПИ в первую очередь изучен фонд ЦК РКП (б) - ВКП (б): секретариата, агитационно-пропагандистского отдела и др. В ГУ ЦДНИРО изучены фонды Юго-восточного бюро ЦК РКП (б), Северокавказского крайкома.

Изучены аналогичные фонды Управления Центрального государственного архива архивной службы КБР (УЦ ГААСКБР) и Управления центра документации новейшей истории архивной службы КБР (УЦДНИ АСКБР).

Особенности советской политической системы предопределили особое место Центрального комитета партии, его местного аппарата в информационном обеспечении. Сбор информации уже в 1920-е гг. была централизован и «замыкался» на ЦК партии. Идентичным образом строилась и система получения информации на Северном Кавказе. Поэтому документы бывших пар-тархивов представляют собой богатый комплекс источников.

В фондах ЦК РКП (б) - ЦК ВКП (б) находятся материалы о ходе эмансипации: о принятии решений и их реализации краевыми и местными парторганизациями (стенограммы собраний, информационные сводки, письма и др.), информационные сводки ЦК и отчеты местных партийных органов о работе женсоветов и женотделов, записки, доклады, отчеты о политических мероприятиях.

Документы о краевых, областных, партийных конференциях и совещаниях информационные отчеты по «женскому вопросу* частично отложились в фондах ЦК РКП-ВКП (б). Однако основной их комплекс, конечно же, хранится в бывших партархивах: Центрах документации новейшей истории

Ростовской области и Кабардино-Балкарии.

Наиболее полно сохранился фонд ГУ ЦДНИРО Северокавказского крайкома партии. В бывшем Кабардино-Балкарском областном партархиве (УЦДНИ АСКБР) хранятся отчеты областных партконференции, пленумов, протоколы заседаний бюро, материалы женотделов, отчеты, доклады, материалы различных совещаний, обследований, статданные.

В государственном архиве Кабардино-Балкарии (УЦ ГААСКЬР) изучены фонды:

ф. Р-2 «Исполнительный комитет Кабардино-Балкарского областного Совета рабочих, рабочих и красноармейских депутатов».

Ф Р-5 «Рабоче-крестьянская инспекция КБАО».

• Ф. Р-8 «Представительство КБАО при народном комиссариате по делам национальностей РСФСР».

Ф Р-16 «Отдел народного образования КБАО».

Ф. Р-151 «Кабардино-Балкарское областное статистическое бюро».

Ф. Р-153 «Кабардино-Балкарский областной дисциплинарный суд».

Ф. Р-159 «Шариатский суд Нальчикского округа Терской области».

Ф. Р-183 «Прокуратура КБАО».

Ф. Р-188 «Ленинский учебный городок» (ЛУГ).

Ф Р-198 «Народный Совет Нальчикского округа Терской области».

Ф. Р-201 «Революционный комитет Нальчикского округа Терской области»^ ^ ^ «исполнительный комитет Нагорного окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

Ф. Р-264 «Исполнительный комитет Нальчикского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

Ф. Р-376 «Исполнительный комитет Нальчикского районного Совета

народных депутатов» и др.

Довоенные фонды районного уровня Кабардино-Балкарии, как правило, не сохранились и сведения о положении в районах отражены лишь в документах облисполкома.

В совокупности материалы данных фондов позволяют раскрыть мотивы, причины, цели и механизм принятия решений по вопросам раскрепощения женщин-горянок, ход их реализации.

Большую группу источников составили документы, материалы съездов женщин-горянок. Многие из них опубликованы. Но все они требовали осмысления с позиций современных приемов и методов исследования.

Для определения характера изменений образа жизни женщин-горянок, их масштабов и глубины в условиях советской модернизации важно было знать исходный уровень и точку отсчета коренных преобразований. Неоценимую роль в связи с этим играют нарративные источники, дающие нам первое представление о существе проблемы. При исследовании статуса северокавказских женщин в традиционном обществе достоверные сведения выявлены в трудах A.A. Дьячков-Тарасова, Хан-Гирея, А.Г. Кешевсй;, Н.Ф. Дубровина, М. Абаева, Ш.Б. Ногмова, И.Ф. Бларамберга и др.21.

В работах этих авторов содержится в основном описание особенностей социального и правового положения кабардинок и балкарок в дореволюционный период. Некоторые положения их трудов основываются на нормах обычного права этих народов и имеют большое значение при исследовании поставленной проблемы, т.к. именно в этих нормах отражается вполне определенное представление об истинном положении женщин. Полезным дополнением для понимания особенностей правового статуса кабардинки и балкарки в дореволюционный период стала подготовка и издание в советский период материалов нескольких сборников22. Сравнительный анализ опубликованных материалов показывает, что к 10-летию советской власти в образе жизни женщин-горянок прочно сохранялись признаки их прежнего статусного положения.

Для бесписьменных в прошлом народов Кабардино-Балкарии чрезвычайно важны любые сторонние письменные свидетельства о положении женщин в досоветский период, особенно европейцев, к тому же, если они кореллируются с русскими нарративными источниками23. Данное издание довольно быстро стало бестселлером не только в связи с быстрой реализацией, но и востребованностью опубликованных материалов по различным отраслям знаний.

О важности для советского и партийного руководства развертывания работы среди северокавказских женщин говорит издание тематических сбор-

21 Дьячков-Тарасов А. Заметки о Карачае и карачаевцах // СМОМПК. - Тифлис. -1894. - Вып. 20. — С. 17-32.; Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1978; Кешев А.-Г. Записки черкеса. - Нальчик, 1988; Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги). - Нальчик, 1991; Абаев М. Балкария. - Нальчик, 1992; Ногмов Ш.Б. История адхейского народа. - Нальчик, 1994; Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. - Нальчик, 1999.

Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX в.). - Нальчик, 1956; Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в ХУ-Х1Х вв.—Майкоп, 1997.

23 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов в XIII-XIX вв. - Нальчик, 1974.

ников документов в 1920-е гг. на всесоюзном и краевом уровнях24. Документы как центральных, так и краевых властных структур свидетельствуют о приоритете для них командных и директивных методов работы среди женщин, форсировании темпов эмансипации горянок Северного Кавказа.

1970-е годы в истории СССР характеризуются стабилизацией внутриполитического положения в стране, когда отмечалась череда юбилейных событий: 60-летие образования СССР, Октября, Ленинского комсомола и т.д. Приуроченные к этим событиям издания центра должны были подвести документальную базу официального происхождения под тезис об окончательном решении в СССР женского вопроса25.

Это наложило свой отпечаток и на издание тематических сборников документов на региональном уровне, среди которых не обнаружишь сборника документов, посвященного специально проблеме эмансипации. Правда, в каждом из них обязательно «рассыпаны» сюжетные документы о работе среди женщин-горянок, которые придают им неповторимый колорит и привлекательность .

К группе официальных источников относятся и статистические материалы. Ценнейшими для диссертации стали данные таблицы IV Всесоюзной переписи населения 1926 г. «Главные и побочные занятия самодеятельных по полной классификации с выделением главных народностей» . Переписью

24 Бюллетень Краевого Съезда горянок, объединенного с Терской Окружной конференций казачек. - Пятигорск, 1925; Материалы к 1-му краевому съезду общественниц-работниц, казачек, крестьянок и горянок Северного Кавказа // Тезисы докладов, проекты, резолюции. - Ростов-на-Дону, 1926;. Постановление 1-го Краевого совещания полигпросветов нацобластей Северного Кавказа по докладу «Полиг-просветработа среди горянок» of'31.12.1926 г. // Еженедельник Севкавкрайоно. -1926. - № 27-28. - С. 12-15; Женские клубы на Востоке // Сборник материалов. 1-е Всесоюзное совещание работников женских клубов. - М., 1927.

25 КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Т. 3. - М., 1970; Великий Октябрь и раскрепощение женщины // Сборник документов и материалов. - М., 1979.

За власть Советов в Кабарде и Балкарии: документы и материалы. - Нальчик, 1957; Ленинский учебный городок // Сборник воспоминаний и документов. - Нальчик, 1964; Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918-1941) // Сборник документов и материалов». В 2-х т. - Нальчик, 1980; Страницы истории комсомола Кабардино-Балкарии (1918-1978) // Сборник документов и материалов. - Нальчик, 1980.

21 Всесоюзная перепись населения 1926 года. Том IX. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Отдел 1. Народность. Родной язык. Возраст. Грамотность. Издание ЦСУ СССР. - М., 1929. - Вып. IV. - 228 е.; Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. XXI Г. Крымская АССР, Северокавказский край, Дагестанская АССР. Отдел 2. Заняшя.-М.: ЦСУ СССР, 1929.-Вып. IV.-516c.

выделено несколько сотен видов занятий и, что особенно важно для нас, в том числе и по половому признаку. Они позволят рассмотреть социальную структуру КБАО, понять структуру занятий населения и социопрофессиональную базу модернизации в национальной области. Соотношение в материалах переписи категории «самодеятельных» с категорией «несамодеятельных» лиц, живущих на средства других лиц, важно для характеристики кабардино-балкарского социума, в котором и через 10 лет Советской власти главой семьи, как в любом традиционном обществе, оставался отец или старший брат.

Назначение других статистических сборников — помочь установить количественные и изменения в половозрастной структуре населения. Источником социальной статистики были текущие и годовые отчеты, контрольные цифры народного хозяйства, материалы различных переписей и обследований. Но отчетность была несистематической, неполной, велась нередко некомпетентными кадрами. Большая часть показателей требует совокупного анализа документов партийных и советских учреждений28.

Особой ценностью обладают источники периодической печати, которыми исключительно богат исследуемый период. В периодической печати отражены особенности жизни 1920-1930-х гг., которые не фиксировались другими категориями источников. Для нас особенно было интересно, как одна и та же проблема виделась московскому автору («Революция и национальности») и северокавказскому («Революция и горец», «Вопросы просвещения»), как они интерпретировали вызовы времени.

Кабардино-балкарские издания (газеты «Красная Кабарда», «Карахалк», «Социалистическая Кабардино-Балкария») характеризуются изложением понимания и реализации установок центра, их интерпретации и адаптации к местной специфике. В источниках этой группы, в очерках, статьях, зарисовках содержатся различные аспекты социального статуса, политических прав, экономического быта и культуры женского населения Кабардино-Балкарии в 20-30-е гг. XX в.

Объектом диссертационного исследования являются кабардинский и балкарский социумы в 1920-1930-е гг.

Предметом исследования является социальная политика в отношении женщин-горянок Кабардино-Балкарии в условиях советской модернизации 1920-1930-х гг.

Цель диссертационного исследования - комплексное изучение и анализ эмансипации женщин-горянок Кабардино-Балкарии в контексте советской модернизации 1920-1930-х гг.

Для ее реализации, с учетом изученности темы, неполным освоением новых исследовательских методологий, недостаточной теоретической разработкой данной проблемы, намечены следующие задачи:

28 Контрольные цифры народного хозяйства Северо-Кавказского края на 1928—1929 гг. - Ростов-на-Дону, 1928; Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР: статистический сборник. - Нальчик, 1957.

- осуществить краткий экскурс в историю культуры народов Кабардино-Балкарии XIX в. для характеристики статуса мужчин и женщин в традиционном обществе;

- ввести в научный оборот вновь выявленные документы, отражающие особенности «государственного феминизма» в теории и практике советской национально-культурной политики в 20-е гг. XX в.;

- исследовать деятельность партийных и советских организационных структур для работы среди женщин;

- изучить методы и средства советской политики по повышению правового статуса и культурного уровня женщин-горянок;

- рассмотреть способы и методы вовлечения женщин-горянок в общественное производство и общественно-политическую деятельность;

- проанализировать организацию государственно-общественного воспитания детей как составляющую часть эмансипации женщин-горянок;

- определить степень изменения ролевых характеристик женщин-горянок в связи с осуществлением массовой коллективизации и индустриализации;

- выявить особенности процесса эмансипации горянок в условиях советской модернизации 1920-1930-х гг.;

- обобщить накопленный опыт и предложить практические рекомендации по исследуемой проблеме.

Географические рамки исследования ограничены территорией Кабардино-Балкарской автономной области по состоянию на 20-30-е гг. XX в. Для исследования особенностей правового статуса женщины-горянки в дореволюционный период географические рамки исследования несколько менялись в зависимости от характера динамики этнической карты кабардинцев и балкарцев в то или иное время.

Хронологические рамки исследования охватывают 1920-1930-е гг. Нижний хронологический рубеж связан с образованием в 1921 г. Кабардино-Балкарской автономной области, верхний - концом 1930-х гг.

В этот период осуществлена коренная модернизация традиционного социума и формирование новых видов репрезентации женщины, сформировалась единая система нормативно-правового регулирования общественных и тендерных отношений, в том числе и в сфере эмансипации женщин.

1920-1930-е гг.,как самый активный период преобразований общества и тендерных отношейий в Кабардино-Балкарии - позволяют осуществить анализ мероприятий по эмансипации женщины и вовлечению ее, преимущественно директивными методами, в общественное производство и общественно-политическую деятельность.

Выход за рамки нижнего хронологического рубежа обусловлен необходимостью иллюстрации радикального изменения правового положения и социального статуса женщин-горянок в советский период.

Методологической основой исследования стали достижения современной исторической науки с использованием специальных методов и принципов исследования. Исключительное значение сохраняют соблюдение уче-

ными фундаментальных принципов современной исторической науки — историзма и объективизма.

Использование принципа историзма позволило рассмотреть проблему в конкретно-исторических условиях в контексте социальных, политических, экономических и культурных перемен.

Принцип объективности в исследовании реализован на основе привлечения различных источников и учета разнообразия точек зрения и деидеологизи-рованного подхода к изучению советской политики эмансипации женщин.

Проблемно-хронологический метод позволил осуществить анализ событийного ряда, связанного с мероприятиями по эмансипации женщин-горянок в хронологической последовательности, соответственно, в период НЭП, «великого перелома», первых пятилеток.

Сравнительно-исторический метод использован при изучении историографических концепций, выявлении их общих черт и особенностей, статуса горянки в имперский и советский периоды и методов реализации на разных уровнях советской политики эмансипации.

Историко-типологический метод позволил проверить эффективность реализации основных направлений государственной политики эмансипации на конкретных примерах общественной, культурной и производственной деятельности женщин-горянок Кабардино-Балкарии.

Историко-генетический метод облегчил выявление последовательности изменения качественных характеристик государственной политики по раскрепощению женщин на начальном этапе советской модернизации

Статистический метод был востребован при подсчете абсолютных и относительных показателей занятости женского населения и степени их участия в главнейших хозяйственно-политических кампаниях и культурных мероприятиях на основе данных переписей населения, статистических сборников и годовых статистических отчетов.

Гендерный метод оказался наиболее приемлемым для корректного анализа отношений между полами и понимания характера их воздействия на взаимодействия между индивидом и обществом, гражданином и государством.

Модернизационный метод основан на комплексном подходе к решению поставленных задач и значительно' расширяет возможности для интерпретаций. На основе данного подхода советский этап истории противопоставляется прошлым эпохам, подчеркивается борьба между модерными и традиционными элементами, среди последних - религия и традиционный уклад жизни, наиболее полно воплощенный в женской части населения. Политическое измерение отношений между различными социальными группами и советской властью — это проблема тендерных отличий и тех возможностей, которые позволяют женщине-горянке пользоваться плодами модернизации.

Все перечисленные методы и принципы использовались в совокупности, что обеспечило комплексный подход к проблемам исследования и позволило

понять, каким путем и посредством каких структур советской властью решались проблемы интеграции женщин-горянок Кабардино-Балкарии в общероссийское советское культурно-идеологическое и экономическое пространство.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

- предпринято комплексное исследование национально-регионального компонента советской политики эмансипации женщин как особого направления социальной и тендерной истории;

- в научный оборот введены новые документы, способствующие более глубокому научно-историческому осмыслению факторов трансформации статуса женщин в исследуемый период;

- охарактеризована роль директивных методов партийной, советской и комсомольской работы среди женщин-горянок по формированию и стимулированию их социальной активности;

- изучены изменения в правовом, общественно-политическом, экономическом и культурном статусе горянок КБР как результат государственной политики социализации женщин;

- определены особенности культурно-просветительной и образовательной работы среди женщин-горянок в Кабардино-Балкарии в 1920-1930-х гг.;

- выявлены издержки политики эмансипации женщин-горянок в результате столкновения ценностей модернизации и традиционализма, и их негативные последствия.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- значительном расширении представлений об особенностях трансформации всех сфер тендерных отношений кабардино-балкарского социума в переходный период;

- ликвидации «белых пятен» в исследованиях о роли эндогенных и экзогенных факторов изменения статуса горянок Кабардино-Балкарии в годы

советской модернизации;

- выявление роли властных структур в формировании женской социальной активности;

- реконструкции тендерной характеристики образа «новой горянки», включающей, наряду с положительными чертами и негативные как следствие форсированных методов эмансипации советских женщин;

- возможности использования ее теоретических результатов и рекомендаций в изучении социально-политической истории по гендерной тематике.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования:

- теоретических положений, выводов и материалов при разработке и корректировке стратегии гендерной политики федерального центра с учетом северо-кавказского национально регионального контекста;

- при разработке нормативно-правовых актов, учитывающих этнокультурную специфику (традиции, ментальность и т.п.) коренных народов Северного Кавказа;

- при разработке в регионе, в связи с демографическим кризисом, государственных программ по конструированию тендерных отношений для решения острых социальных проблем по увеличению воспроизводства населения, усиления роли семейного воспитания;

- при написании обобщающих работ учебников и учебных пособий по политической и социальной истории Северного Кавказа, истории народов КБР;

- материалов при подготовке учебных спецкурсов по общепрофессиональному циклу дисциплин для студентов вузов по тематике эмансипации женщин, гендерологии и феминологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Статус женщины-горянки (кабардинки и балкарки) в традиционном обществе с одной стороны отличался необычно большими правами, с другой, они был существенно ограничены. Такая двойственность была обусловлена сохранением норм обычного и неуклонным усилением мусульманского права. Это положение эволюционно меняется с утверждением в жизни горцев российского законодательства.

2. Советские декреты предоставили женщинам всю полноту гражданских прав и свобод, уравняв их в правовом отношении с мужчинами. С женщин были сняты все ограничения в отношении детей и имущества при расторжении брака. Они получили право свободно избирать профессию, место жительства, образование, на равную оплату за труд с мужчинами.

3. В 1920-е гг. государство осуществило комплекс идеологических, правовых, культурных и экономических мероприятий для достижения фактического равноправия женщин-горянок: искоренение из сферы семейно-брачных отношений всех пережитков прошлого (калым, умыкание, многоженство), повышение образовательного уровня горянок, вовлечение их и общественное производство в общественно-политическую жизнь.

4. При вовлечении женщин в общественное производство и общественно-политическую жизнь превалировали директивные и принудительные методы работы. По указанию центра первоначально практиковались показательные мероприятия, призванные вызвать интерес к ним женской части населения в силу их естественного биосоциального статуса. Положительное влияние на женские массы оказали съезды горянок, деятельность женских культпросветучреждений (женские ликпункты и клубы - горянок) и областные газеты.

5. Вовлечение горянок в промышленное производство в 1920-х гг. активизируется в условиях индустриализации страны. Однако решающую роль в европеизации и эмансипации женщин-горянок сыграла коллективизация. В целом под влиянием обозначенных процессов статус женщины-горянки подвергся существенной деформации.

6. В 1920-1930-е гг. сформировался новый образ женщины-горянки: заметно расширился круг ее интересов, прав и гарантий. Включение девушек в пространство межгрупповых коммуникаций вело к деформации традиционных и началу формирования новых поведенческих стилей и тендерного взаимодействия в данном субрегионе.

7. Привлечение женщин к общественной работе в 1920-1930-е гг. имело ряд трудностей, связанных с этническими и конфессиональными особенностями региона, межъязыковым барьером, а также традиционным мышлением самих горянок, которые не могли смириться с монополизацией государством воспитательных функций.

8. 1920-1930-е гг. знаменуют новый этап в истории эмансипации женщин Кабардино-Балкарии. Форсирование процессов эмансипации женщин породил массу социальных проблем, связанных с подрывом устоев семьи, морально-нравственных ценностей, изменением социальных стереотипов, что не дает основания для вывода об окончательном решении «женского вопроса» к концу 1930-х гг. С другой стороны, советская политика в «женском вопросе» ускорила процесс эмансипации сознания не только женщин, но и мужской части общества.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре Истории России КБГУ. Основные положения и результаты, полученные в ходе работы, докладывались и обсуждались на международных конференциях «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 2001), «Человек, культура, общество» (Пенза, 2010), «Молодежь, наука: реальность и будущее» (г. Невин-номысск, 2010), а также на всероссийских и региональных конференциях, на Международном конгрессе кавказоведов (г. Тбилиси, 2011).

Непосредственное содержание диссертации отражено в десяти научных публикациях, в числе которых одна публикация в реферируемом издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены объект и предмет исследования, его цели, задачи и методологические основы, обозначены географические и хронологические рамки, проанализированы историография и источниковая база, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Трансформация социально-правового статуса женщины-горянки с установлением советской власти» состоит из двух разделов.

В первом параграфе «Правовой статус горянки в традиционном обществе» исследуются свидетельства европейских путешественников и взгляды современных исследователей Кавказа о положении горянок, общественном положении и имущественном праве в дореволюционный период.

и балкарцев. Исследуется влияние российского законодательства на семейно-брачные отношения после окончательной интеграции Кавказа в состав России.

Во втором параграфе «Государственный феминизм» в теории и практике советской национально-культурной политики в 20-е гг. XX в.» исследуются основные направления тендерной политики большевиков по устранению всех препятствий на пути достижения женщинами равноправия. Анализируются комплекс социально-правовых мероприятий по коренному изменению правового и тендерного статуса женщины-горянки, трансформация брачно-семейных отношений и трудности реализации советского законодательства в кабардинском и балкарском социумах.

Вторая глава «Особенности реализации культурно-образовательной политики среди женщин-горянок в Кабардино-Балкарии в начале 20-30-х гг. XX в.» состоит их трех разделов.

В первом параграфе «Ликвидация неграмотности и повышение общего уровня культуры горянок» исследуется классовый подход в образовательной политике большевиков, деятельность местных органов власти по повышению культурного и образовательного уровня горянок, создание пунктов по ликвидации неграмотности, организация в г. Нальчике специального учебного городка для подготовки кадров из коренного населения. Анализируются трудности в распространении образования в связи с языковым и культурным барьером, препятствиями со стороны духовенства и мужской части населения, а также инициации новых форм социальной активности, осуществлявшейся в принудительном порядке. Исследуется влияние повышения уровня образованности женщин на изменение ментальности и женского статуса.

Во втором параграфе «Формы и методы культурно-просветительной работы среди горянок» исследуются специфические формы работы среди горянок. Наиболее эффективными были клубы горянок, в которых устраивали беседы, чтения газет, юридические консультации об основах нового законодательства, обучали грамоте, открывали швейные и трикотажные мастерские. Клубы горянок развивались в условиях отсутствия помещений и скудости бюджета. Клубы горянок создавались во всех уголках области, в них велась культпросветработа среди женщин по различным направлениям.

Для координации работы по улучшению экономического, правового и бытового положения женщин-горянок, преодоления пережитков, препятствующих равноправию женщин-горянок, привлечения их к самостоятельному производительному труду и повышения их общего культурного уровня на Северном Кавказе создавались «Комиссии по улучшению труда горянок и нацменок».

Борьба за социально-политическое равноправие женщин в национальных областях Северного Кавказа порой принимала неожиданные и яркие формы. Наглядным примером этого может служить кампания «Пальто-горянке». В ходе ее проведения бытовому предмету повседневной женской одежды был придан широкий политический смысл.

В третьем параграфе «Организация государственно-общественного воспитания как составляющая часть эмансипации женщин» исследуют-

ся идеи о необходимости развития общественного дошкольного воспитания как важнейшего средства раскрепощения трудящейся женщины-матери, дающего ей возможность активно участвовать в производственной, политической и культурной жизни.

Анализируется работа по созданию детских дошкольных учреждении в Кабардино-Балкарии и изъятию воспитательных функций из ведения семьи и передаче государству с целью коммунистического воспитания подрастающего поколения. За первые десятилетия советской власти в Кабардино-Балкарии было построено более 300 детских дошкольных учреждений.

Третья глава «Вовлечение женщин-горянок в общественно-политическую и экономическую жизнь советского общества» состоит из двух разделов.

В первом параграфе «Практика выдвижения женщин-горянок на советскую и общественную работу» анализируется деятельность партийных и советских структур органов по привлечению горянок на общественную и советскую работу, которая началась на Северном Кавказе после окончательного установления в регионе Советской власти в 1922 г.

Формы, методы и опыт активизации женщин накапливались и менялись в зависимости от особенностей того или иного региона. Для доведения до женщин новых идей, организации среди них агитации, большевикам необходимо было вырвать их из замкнутого семейного круга и «втянуть» в общественную жизнь.

Наиболее распространенной формой работы среди женщин в 1920-е гг. были делегатские собрания и съезды как самые действенные по отношению к неграмотным работницам и крестьянкам. Социальная технология «делегатских собраний» была задумана как постоянная школа политики освобождения. Появление женщин в публичных местах, их участие в общественно-политической жизни расценивалось старшим поколением и мусульманским духовенством как нарушение народных обычаев. Против женщин-активисток создавалось общественное мнение как о безнравственных. Активность женщин не приобрела сразу массовый характер. Одним из способов преодоления пассивности власть видела в привлечении женщин в партийные ряды. Но сельские парторганизации проявляли сдержанность и пассивность в отношении признания прав женщин на публичную деятельность.

Местные органы власти, выполняя директивы вышестоящих организаций, пытались активизировать женщин, выдвигая их номенклатурными списками на ответственную работу и организуя массовые кампании.

При подборе женских кадров обращали внимание и на национальный признак, стараясь соблюсти пропорциональное представительство титульных национальностей. Другая особенность советской кадровой политики состояла в статистическом подходе при комплектовании кадров, при котором в органах управления для женщин квотировалось не менее 1/3 мест. Руководящие партийные и советские органы, не надеясь на активность самих женщин, обеспечивали представительство женщин принудительным путем.

Незначительное количество женщин членов партии и общественных организаций не становились поведенческим примером для основной массы горянок.

Во втором параграфе «Особенности и формы участия женщин-горянок КБАО в хозяйственно-экономической деятельности» анализируется целенаправленная политика по втягиванию женщин в общественное производство. Активизация женского фактора в значительной мере обеспечила успех экономической и социальной политики, позволила советской власти в относительно короткий срок ликвидировать массовую неграмотность и осуществить коллективизацию и индустриализацию страны.

Проблему экономической независимости поднимали еще первые феминистки, которые повышение социального статуса женщин в обществе тесно связывали с возможностью реализации ее способностей в профессиональной сфере, ибо экономическая зависимость исключает ее из важнейших ресурсов общества, сужает ее права и возможности.

Исследуются объективные и субъективные причины экономической зависимости женщин. К первым из них относились традиционное тендерное разделение труда и низкий образовательный и профессиональный уровень самих женщин. Второй причиной социально-экономической зависимости женщин являлись их конформизм перед патриархальными нормами, предписывающими женщине реализовываться, прежде всего, в семейной сфере.

Государственные органы и общественные организации, в том числе и женотделы, привлекая женщин к хозяйственному строительству, исходили из того, что вовлечение их в общественное производство носит несомненный прогрессивный характер и имеет немаловажное значение для развития личности женщины, выступая главным фактором достижения их экономической самостоятельности.

Сфера экономической занятости для горянок определялась в соответствии с традициями народных промыслов и тендерной сегрегацией, которая выражалась в строго определенных видах деятельности.

В первые годы советской власти вовлечение женщин в общественное производство не приняло массового характера и имело в большей мере показательный характер. С начала индустриализации подходы к использованию женского труда кардинально меняются. Агитационные мероприятия уступают место принудительным тоталитарным мерам. Примером тому стала практика квотирования рабочих мест для женщин. К концу 1930-х гг. в КБАО женщины составляли 59,5 % сельских трудовых ресурсов. Фактически этот показатель был выше с учетом их вовлечения в такие отрасли сельского хозяйства, как полеводство и животноводство.

Участие женщин в тяжелом физическом труде, приобщение их к традиционно «мужским» профессиям, к занятиям военно-прикладными видами спорта преподносилось общественному мнению как величайшее достижение социализма, проявление подлинного «равенства полов» и освобождение жен-

женщины составляли 59,5 % сельских трудовых ресурсов. Фактически этот показатель был выше с учетом их вовлечения в такие отрасли сельского хозяйства, как полеводство и животноводство.

Участие женщин в тяжелом физическом труде, приобщение их к традиционно «мужским» профессиям, к занятиям военно-прикладными видами спорта преподносилось общественному мнению как величайшее достижение социализма, проявление подлинного «равенства полов» и освобождение женщины от «домашнего рабства». О том, что тяжелый труд отрицательно отражался на репродуктивном и психическом здоровье женщин, советская пропаганда умалчивала. Полная занятость женщин на производстве нанесла вред семейным отношениям и негативно отразилась на процессе социализации подрастающего поколения.

В заключении подведены итоги проведенного исследования.

В ходе исследования мы сделали ряд выводов.

Коренные преобразования женского статуса в традиционном обществе требовали изменения общепринятых критериев половой идентификации: манеры поведения, движения и жеста. Со временем новые поведенческие нормативы становились более привычными, получали распространение в повседневной сельской среде и воспринимались как дополнительный маркер прогрессивного «социалистического» образа жизни.

Одним из несомненных успехов советской модернизации была ликвидация неграмотности и культурной отсталости горянок. Предоставление равных возможностей культурного развития и профессионального образования женщин и мужчин открыло перспективу для самореализации многим женщинам-горянкам.

Партийно-советские органы определяли уровень раскрепощения женщин в зависимости от степени отхода их от различных сословных, патриархально-родовых и религиозных установок. Желая ускорить процесс эмансипации, зачастую использовались недопустимые методы администрирования и принуждения. Такие задачи властных структур, как «ликвидация полностью бытовых обрядов» или «борьба против горских адатов - борьба за социализм», не находя осмысленной поддержки среди населения, вызывали скорее неприятие, нежели желание активной борьбы за их реализацию.

Советская практика инициации общественной и политической активности женщин способствовала постепенному повышению самосознания и эмансипации не только женщин, но и мужчин. Практика совместной работы женщин и мужчин влияла на гендерные отношения как в общественной сфере, так и в семейной.

Женская активность инициировалась сверху в интересах укрепления позиций Советской власти, устранения консервативных пережитков, унижающих горянок, вовлечения их в производство, общественную жизнь.

Политика и практика выдвижения женщин-горянок на общественную и государственную работу в должной мере не учитывала особенности национального менталитета женщин КБАО. Женщины в работе партийных и со-

ветских органов осуществляли в основном представительские функции. Никакой инициативы проявлять они не могли, так как деятельность этих органов была четко регламентирована идеологическими установками. Несмотря на это, советский опыт может быть частично применен в повышении уровня политической культуры и активности женщин. Квотирование мест для женщин в органах законодательной и исполнительной власти, помогло бы создать условия для развития тендерного равенства в демократическом обществе.

Создание сети дошкольных учреждений способствовало деформации сознания женщины. Осознание того факта, что воспитанием детей может заниматься не только мать, но и государство, постепенно трансформировало сам конструкт «материнство». Были заложены основы для формирования у горянки понятия «личного пространства» и самореализации в общественной и профессиональной сфере, подготовлены условия для изъятия части воспитательных функций из ведения семьи и передачи ее государству с целью коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Горянки Кабардино-Балкарии до революции не имели представления о работе на фабриках и заводах. Советская политика вовлечения женщин в общественное производство стимулировала процессы эмансипации со всеми ее последствиями, как позитивными, так и негативными.

Полная занятость женщин на производстве нанесла вред семейным отношениям и негативно отразилась на процессе социализации подрастающего поколения. Домашний труд оставался обязанностью горянки, в результате она оказалась под тяжестью непосильных нагрузок.

1920-1930-е гг. в истории тендерных отношений у кабардинцев и балкарцев явлиль переломными в плане эмансипации женщин. В это время был значительно нивелирован феномен «женская культура» в традиционном обществе, на смену которого пришел новый образ женщины-горянки, вовлеченной в политические, экономические, социальные и культурные процессы государства. Но тендерное равенство было условно, т.к. в условиях тоталитарного режима не было возможности для свободной самореализации личности.

В советский период начался новый этап в истории эмансипации женщин Кабардино-Балкарии. Политика большевиков в решении женского вопроса породила массу социальных проблем, которые были связаны с подрывом устоев семьи, морально-нравственных ценностей, изменением социальных стереотипов.

Негативные тенденции эмансипационной политики проявлялись постепенно, но их основы были заложены в первые десятилетия Советской власти. Однако, опыту большевиков нельзя придавать лишь негативную окраску. Политика советского государства в отношении женщин способствовала массовой эмансипации сознания не только женщин, но и всего общества в целом.

Список опубликованных работ по теме диссертации

Публикации в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ

1. Гукетлова Л.Х. Трансформация правового статуса горянок в период советской модернизации (на материалах Кабардино-Балкарской Республики) // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2012. - № 2.

Научные публикации

2. Гукетлова Л.Х. Женский вопрос в 20-30-е гг. и его роль в идеологизации советского общества // Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - Пятигорск, 2001.

3. Гукетлова Л.Х. Решение женского вопроса в первое десятилетие советской власти и влияние этих процессов на трансформацию тендерных отношений // Научно-практическая конференция, посвященная 80-летию образования СССР. - Нальчик, 2003.

4. ГукетловаЛ.Х. Вклад советских женщин в достижение Великой победы // 46-я Конференция преподавателей и студентов Социально-гуманитарного института, посвященная 60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). - Нальчик, 2005.

5. Гукетлова Л.Х. Роль-государства в эмансипации женщин: к истории вопроса II Всероссийская конференция: Социальная работа в современном обществе: теория, технология, образование. По гранту РГНФ. - М., 2006.

6. Гукетлова Л.Х. Трансформация тендерных отношений в годы советской модернизации // Тендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: материалы региональной научной конференции. - Махачкала, 2008.

7. Гукетлова Л.Х. Трансформация жизнедеятельности женщин Кабардино-Балкарии в 20-30-е гг. XX в. // Социальные технологии, исследования. -2010. -№ 1.

8. Гукетлова Л.Х. Методы раскрепощения женщин-горянок в первые годы советской власти (на материале Кабардино-Балкарской республики) // Международная научно-практическая конференция: Человек, культура, общество. - Пенза, 2010.

9. Гукетлова Л.Х. Эмансипация горянок Кабардино-Балкарии в условиях советской модернизации (20-30 гг. XX в.) // Международная научно-практическая конференция: Молодежь, наука: реальность и будущее. - Не-

винномысск, 2010.

10. Гукетлова Л.Х. Проблема тендерного равноправия в годы Советской модернизации (на материалах Кабардино-Балкарии): материалы Международного конгресса кавказоведов // Кавказоведческие разыскания. - Тбилиси, 2011.-№2.

В печать 16.04.2012. Тираж 100 экз. Заказ № 6537. Полиграфический участок ИПЦ КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.

 

Текст диссертации на тему "Эмансипация женщин Кабардино-Балкарии в годы советской модернизации"

61 12-7/712

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА»

ГУКЕТЛОВА Лариса Хусеновна

ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (20-30-е гг. XX в.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор Х.Б. Мамсиров

Нальчик - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 3

Глава 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ-ГОРЯНКИ

С УСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ................. 31

1Л. Правовой статус горянки в традиционном обществе............. 31

1.2. «Государственный феминизм» в теории и практике советской

национально-культурной политики в 20-е гг. XX в............... 44

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СРЕДИ ЖЕНЩИН-ГОРЯНОК В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В НАЧАЛЕ 20-30-Х ГГ. XX В......................................... 66

2.1. Ликвидация неграмотности и повышение общего уровня культуры горянок......................................................... 66

2.2. Формы и методы культурно-просветительной работы

среди горянок............................................................. 83

2.3. Организация государственно-общественного воспитания

как составляющая часть эмансипации женщин..................... 99

Глава 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ ЖЕНЩИН-ГОРЯНОК В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА.......................................... 124

3.1. Практика выдвижения женщин-горянок на советскую

и общественную работу................................................. 124

3.2. Особенности и формы участия женщин-горянок КБ АО

в хозяйственно-экономической деятельности..................... 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 175

БИБЛИОГРАФИЯ.................................................................... 179

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Изучение «женского вопроса», определение места и роли женщины в обществе в целях обеспечения одинаковых условий для фактического равноправия полов в политической, социальной, экономической и культурной жизни общества, свободного выбора женщиной формы реализации своего профессионального и творческого потенциала остается актуальной сферой научного интереса исследователей.

На фоне заметного повышения общественного интереса к ситуации на Северном Кавказе становится очевидной необходимость учета исторического опыта политики органов государственной власти в области эмансипации женщин в переходные периоды истории России.

Изменение политического строя или экономического уклада меняет образ жизни, взгляды и социальные отношения. Если эти процессы происходят постепенно, то и принимаются обществом, как правило, безболезненно, а если революционным путем, то ломают жизни, наносят ущерб культуре. Абстрагируясь от прошлого, невозможно дать объективную оценку социальным явлениям сегодняшнего дня. Особенности эмансипации женщин у северокавказских народов остаются актуальной темой в исторической науке. Основой женского вопроса является нелегкое определение места и роли женщины в обществе в целях обеспечения одинаковых условий для фактического равноправия полов в политической, социальной, экономической и культурной жизни, свободного выбора женщиной формы реализации своего профессионального и творческого потенциала.

Анализ социальных процессов в обществе в переходный период и их влияние на трансформацию сознания социума являются важными в определении глубины изменений нравственных ориентиров. Революция 1917 года в России стала самым крупным событием в эмансипации женщин за всю историю страны. Необходимость более объективного исследования радикальных

перемен в жизни женщин в 20-30-е годы XX века диктуется неоднозначностью результатов советской модернизации в тендерной сфере.

Если ее позитивные итоги по социальной защите и улучшению быта женщин не вызывают сомнения, то о таких ее последствиях, как деформация традиционных институтов семьи и норм демографического поведения, семейного воспитания и др., до недавнего времени предпочитали умалчивать. Радикализм тендерных преобразований наглядно проявился в национальных регионах, где приверженность населения традиционализму вызывала неприятие новой коммунистической политики.

На сегодняшний день теоретически важные задачи по выявлению глубинных закономерностей внутриполитических и социальных трансформаций в Кабардино-Балкарской автономной области в 20-30-е гг. XX в. сквозь призму «женского вопроса» остались до конца не исследованными. «Белые пятна» в области исследования роли эндогенных и экзогенных факторов трансформации статуса горских женщин Кабардино-Балкарии на начальном этапе советской модернизации, отсутствие в историко-этнографической литературе комплексного исследования проблем эмансипации женщин также придают актуальность избранной теме.

В теоретическом плане изучение данной проблемы имеет большое значение для понимания форм и особенностей адаптации традиционных обществ к социокультурным и политическим системам стран, ставших на путь модернизации.

Историография проблемы. В историографии проблемы следует выделить три этапа:

1-й (с 1917 до начала 1950-х гг.) - постановка проблемы ликвидации женского неравенства в общественно-политическом контексте;

2-й (со 2-й половины 1950-х гг. до конца 1980-х) - начало научной разработки «женского вопроса» на основе марксистско-ленинской методологии;

3-й (с начала 1990-х гг. по настоящее время) - деидеологизация исторической науки и появление новых направлений исследования.

На начальном этапе, в связи со слабой разработкой классиками марксизма концепции «женского вопроса», стратегию государственной политики на основе классового подхода по вовлечению женщин в производственную и общественно-политическую деятельность определяли работы В.И. Ленина1. Вождь и идеолог большевиков считал, что советское государство должно обеспечить установление новых общественных отношений, юридическое равенство между полами, вовлечение женщин в сферу общественного труда, укрепление основ качественно новых семейных отношений, создание благоприятных условий для развития общественно-политической активности женщин.

Главными интерпретаторами и популяризаторами идеологии правящей партии по работе с женским населением, широкому вовлечению их в общественное производство являлись лидеры советского женского движения: И.Ф. Арманд, A.M. Коллонтай, Н.К. Крупская. Их публикации всесторонне освещали деятельность партии большевиков и советского государства в решении женского вопроса, являлись руководством для региональных женских организаторов и работников.

Так, публикации И.Ф. Арманд посвящены внедрению новых форм и методов партийно-советской работы по освобождению и раскрепощению женщин, активизации их участия в общественной жизни и строительстве социализма. Для нас ее наследие имеет принципиальное значение и потому, что последние дни своей жизни она провела в Нальчике и успела выступить перед партийно-советским активом Кабардино-Балкарии. Она предложила, с учетом политической отсталости горянок, создавать при парткомах специальные комиссии для агитации и пропаганды среди женщин.

В трудах первого советского наркома социального призрения A.M. Коло

лонтай обосновывается необходимость внедрения таких социальных преобразований, которые позволят женщинам исполнять расширенный круг социальных функций, возложенных на нее рабоче-крестьянским государством.

Н.К. Крупская предлагала комплексно решать проблемы женского движения. Ликвидация неграмотности, привлечение женщин на производство, повышение общего и профессионального образования, как она считала, призваны были стимулировать активное участие женщин в общественно-политической и производственной сфере4.

Раскрепощению женщин советского Востока посвящена работа А.И. Нухрат 5, в которой рассматривается первый советский опыт работы в национальных регионах, выявлены особенности вовлечения восточных женщин в советскую и партийную работу, в общественное производство.

Основные направления и формы работы среди женщин-горянок Северного Кавказа в общем и Кабардино-Балкарии в частности рассматривались в публикациях Б.Э. Калмыкова, Олейник, И. Карачайлы, С. Такоева, С. Ивановского, С. Воробьева, С.Д. Благоевой, А. Аминовой, А. Гадиева и др.6. Публикации были ориентированы на удовлетворение сиюминутных потребностей женской работы. В них освещалась деятельность клубов горянок, женских школ, делегатских собраний, выявлялись проблемы учета национальных особенностей при решении женского вопроса. Авторы, являясь в основном партийными и советскими руководителями, практическими работниками, рассматривали данную проблему, как правило, с учетом требований текущего политического момента и очередной хозяйственно-политической кампании, отличались отсутствием научного аппарата и манипулированием статистическими источниками.

В первой половине 1930-х гг. появляются первые обобщающие работы С. Березовской, И.А. Шибаева, Г.Н. Серебрянниковой, К. Кирсановой, Н. Кры-

п

ленко с попытками научного анализа проблемы, так как многие публикации по-прежнему страдали пропагандистским или иллюстративным характером.

Но к региональным исследованиям начального этапа с их отличительными национальными особенностями и богатым фактическим материалом еще не могут быть в полной мере применены критерии и требования профес-

сиональной историографии. Таким образом, первый этап историографии проблемы не дал нам исследований с подлинно научным анализом развития женской работы. Однако, несмотря на указанные недостатки, поставленные в них вопросы стали решать исследователи последующих поколений.

В условиях второго этапа, с середины 1950-х гг. в советской историографии, повысился интерес к научной разработке проблемы раскрепощения женщины-горянки Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии, вопросам ликвидации ее культурной отсталости и вовлечения в общественное производство как к теме самостоятельного исследования. Это объяснялось наглядными переменами в области юридического и политического равноправия, вовлечения горянки в производство, в обеспечении ее правом на образование и т.д.

Более глубоко, с точки зрения экономических, культурно-политических и правовых аспектов, трактуется понятие «женский вопрос». Каждое новое десятилетие знаменовалось обобщающими изданиями, которые завершались традиционным выводом о том, что в результате усилий партийных, советских, профсоюзных, кооперативных организаций в 1920-1930-х гг. в СССР окончательно был решен женский вопрос8.

На региональном уровне появляются исследования Т.Т. Шиковой, Х.М. Бербекова, Х.М. Думанова об изменении положения женщины-горянки в советской Кабардино-Балкарии, о драматизме процесса адаптации горянки к новым общественно-политическим условиям9.

Так, Т.Т. Шикова, начав исследование условий и форм заключения брака в традиционном кабардинском обществе, затем тематически расширила проблему. В рамках кандидатской диссертации Т.Т. Шикова отслеживает процесс трансформации социального статуса женщины-горянки в контексте изменения положения традиционной семьи и семейного быта.

Специальный раздел в своей монографии этой проблеме посвятил Х.М. Бербеков. На базе большого фактического материала он показал значение перехода к советскому коллективному производству в 1920-1930-е гг. в

раскрепощении женщин-горянок, использовании женского труда в условиях индустриализации, в культурно-политическом росте и возрастающей роли горянки в общественном производстве.

Значительно обогатили историографическую базу коллективный труд «История КБАССР с древнейших времен до наших дней» в 2 томах, монография П.М. Чиркова и коллективная монография «Опыт КПСС в решении женского вопроса» под редакцией Н.И. Кондаковой10.

В них освещаются новые методы женской работы как в целом по стране, так и на Кавказе. Эта были весьма обстоятельные для своего времени работы. Некоторые их положения сохраняют свое теоретическое значение для исследования поставленной нами темы. Они придали новый импульс научным поискам по данной тематике.

В целом внимание большинства исследователей было сосредоточено на возросшей роли женщин-горянок как результате успешной советской политики по их вовлечению в различные отрасли общественной жизни. М.А. Каратаева проделала большой труд по выявлению семейно-бытового раскрепощения горянки11. Эта работа в определенной мере раскрывает и особенности эмансипации женщин Кабардино-Балкарии в 20-30-е гг. XX в.

Вопросы вовлечения горянок в общественно-производственную деятельность в Кабардино-Балкарии в довоенный период рассматривались в 1984 г. и Х.И. Хутуевым12.

В целом в советский период возрос интерес к изучению решения женского вопроса в национальных областях, что объясняется наглядными переменами в положении кавказской женщины, в первую очередь в области юридического и политического равноправия, вовлечения горянки в производство, в обеспечении ее правом на образование и т.д.

Эти работы характеризует сравнительный анализ того, что было до революции и что принесла советская эмансипация. Несмотря на научно-популярный характер некоторых изданий, содержащиеся в них материалы дают возмож-

ность ощутить и понять особенности политической и этнокультурной системы, обусловившие изменение статуса женщины горянки в 20-30-е гг. XX в.

В условиях перестройки повышается интерес к исследованию «белых пятен» в отечественной истории советской эпохи в целом и в изучении женского вопроса в частности. В связи с обострением демографического кризиса впервые ставится под сомнение вопрос об окончательном решении «женского вопроса» в стране. Так, Н. Кунгурова, Е. Груздева Э. Чертихина, отказавшись от одностороннего позитивного освещения социального положение советских женщин, обращают внимание и на противоречия между исполнением советскими женщинами своих обязанностей в общественной, производственной и семейно-бытовой сферах13.

Подобные примеры имели место и в национальных регионах. Так, публикация известного в Кабардино-Балкарии филолога и общественно-политического деятеля З.М. Налоева в республиканской газете «Советская молодежь» имела большой общественный резонанс и дала толчок к новому прочтению, казалось бы, давно исследованной темы14. Главное внимание автора статьи акцентируется на издержках кампанейского подхода к важной социальной проблеме, в результате которого был нанесен серьезный урон семейному воспитанию и утрачены лучшие традиции народа.

Таким образом, данный этап советской историографии проблемы стал наиболее плодотворным с начала ее изучения. За указанный период был накоплен большой фактический материал. Вместе с тем в них под влиянием идеологического фактора и классового подхода роль женщин в общественно-политической жизни общества идеализировалась и ограничивалась, как правило, положительной оценкой, не раскрывая в равной степени нерешенные проблемы, о которых было принято умалчивать.

В постсоветский период в исторической науке отмечается серьезное переосмысление темы на основе накопленного значительного материала, позволившего пересмотреть и существенно дополнить сделанные исследовате-

лями предыдущего этапа обобщения и выводы. Инновационным явлением в отечественной исторической науке стало появление тендерной теории и начало исследований на ее основе тендерных отношений в обществе посредством новых социальных институтов. Одними из первопроходцев в изучении роли женщин в обществе с помощью тендерного подхода стали такие исследователи, как С. Айвазова, Г. Силласте, C.B. Поленина, O.A. Хасбулатова15 и др.

Несмотря на давление прежних идеологических императивов, изучение процессов эмансипации советских женщин этнографами, этнопсихологами, лингвистами, историками, философами способствовало более критической оценке реалий 1920-1930-х гг., их социальных и культурных результатов16.

Это наглядно прослеживается как на материалах Северного Кавказа в

17

целом, так и Кабардино-Балкарии в частности .

По-новому вопрос о роли кавказских женщин в обществе на примере кабардинской семьи поставлен в исследованиях Я.С. Смирнова, А.Э Тер-Саркисянц. Оригинальной и смелой для своего времени является их попытка переосмысления догматической оценки негативного влияния шариата на судьбу горянки. Чуть раньше подобное мнение было высказано А.И. Мусу-

1 о

каевым и А.И. Першиц . Считаем, что в настоящее время поставленные этими авторами проблемы не утратили своей актуальности и имеют большую перспективу исследования.

Историки �