автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Эмпатия как атрибутивное свойство культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эмпатия как атрибутивное свойство культуры"
На правах рукописи
СЛЕСАРЕНКО ЗАРИНА РИНАТОВНА
ЭМПАТИЯ КАК АТРИБУТИВНОЕ СВОЙСТВО КУЛЬТУРЫ
Специальность: 24.00.01. - Теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
у т 2014
005544212
Казань, 2013
005544212
Диссертация выполнена на кафедре философии и культурологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионачьного образования «Казанский государственный университет культуры и искусств».
Научный руководитель: доктор культурологии, профессор
кафедры философии и культурологии Нугманов Рамзи Галимзянович Казанский государственный университет культуры и искусств.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой философии Яковлева Елена Людвиговна Институт экономики управления и права г. Казань.
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и гуманитарных наук Серегина Надежда Михайловна Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова.
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова».
Защита состоится «¿£» Л-И2014г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.005.02 по защите докто^ких и кандидатских диссертаций при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 3, ауд.302.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».
Электронная версия автореферата размещена ¿^ЛШЫ.} 2013 года на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: http://vak.edgov.ru и ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»: http://www.kazguki.ru.
Автореферат разослан «А •?» ^АШ^-Л- 2013 года.
Ученый секретарь Диссертационного совета, /^о'1 —
кандидат философских наук, доцент - '/¡'¡г О Бажанова Р.К.
/Л ? V
V/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования эмпатии как атрибутивного свойства культуры обусловлено следующими причинами:
Во-первых, обострение экологических, этнокультурных и образовательных проблем, утрата человеком межличностных и коммуникативных способностей в настоящее время обусловливают интерес к изучению духовно-ценностной стороны творчества. В современном обществе во взаимоотношениях между людьми ощутимо ослабевает способность к сопереживанию, что приводит к обеднению культуро-творческой способности, ее постепенному обесцениванию и исчезновению. Однако именно благодаря духовно-нравственно обусловленному творчеству человек достигает духовной, общечеловеческой гармонии и устремляется к высотам своего совершенства. В связи с этим последние два десятилетия эмпатия как способность быть другим, одновременно оставаясь самим собой, нуждается в особом внимании современных исследователей.
Во-вторых, количество исследований, посвященных эмпатии в области таких наук как психология, педагогика, этнология, социология, эстетика, постоянно увеличивается. Однако эти работы с силу специфики их аспекта несколько односто-ронни и не дают целостного философско-культурологического понимания данного феномена.
В-третьих, изучение эмпатии как широкого философско-культурологического феномена остается не только недостаточным, но еще не выяснен его онтологический дискурс.
В-четвертых, актуальным для современного философского, культурологического, антропологического знания становится изучение и аксиологического аспекта феномена эмпатии как одного из сущностных свойств культуры. Исследовательские перспективы позволят определить содержание концепта «культурная эмпатия» и выявить особенности его репрезентации в культуре.
Степень разработанности проблемы. Имеющиеся исследования эмпатии как таковой содержат серьезные предпосылки для его изучения как свойства культуры, поэтому в этом контексте в данной работе были изучены результаты исследований эмпатии в области философии, эстетики, культурологии, социологии и психологии.
Первые попытки обоснования феномена эмпатии наблюдаются в размышлениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Аристотеля, Луция Аннея Сенеки, Марка Аврелия Антония, Тита Лукреция Кара, Цицерона, Горация, Плотина В их творчестве сам феномен не назывался, но мы видим его присутствие благодаря механизмам эмпатии (страдание, катарсис, мимесис, очищение, подражание). Искания средневековых философов Августина Блаженного, Пьера Абеляра, Гуго Сен-Викторского, В тело, Фомы Аквинского имели особую значимость дня дальнейшего понимания феномена эмпатии. Несмотря на религиозную направленность их работ, впервые появляются исследования психологического (исповедального) характера, мыслителей данной эпохи интересует человек, его душа, внутреннее состоя-
ние. Работы представителей эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи, Марсилио Фи-чино, Альберти, Микеланджело Буонарроти, Уильяма Шекспира, Лодовика Кос-тельверо также внесли существенный вклад в осмысление феномена эмпатии. Характерным было то, что все внимание мыслителей эпохи Возрождения было направлено на творческую личность. Значительными стали исследования и достижения в области философии Нового времени. Односторонний субъективизм (антропоцентризм) в работах таких представителей, как Э.Берк, И.Винкельман, Г.Гегель, К.Гельвеций, Ж.Дюбо, И.Канг, ГЛейбниц свидетельствует признании роли интро-екции и присутствии проекции эмпатии.
В конце XIX — начале XX века в эстетике и психологии широко распространяется теория вчувствования ТЛиппса1. Позднее Т.Фишер будет акцентировать внимание на таком понятии, как «пассивное вчувствование», а К.Гросс, Р.Фишер, И. Фолькельт - на «активном вчувствовании». Психологическая теория ТЛиппса в последующем станет ориентиром для дискуссий об эмпатии.
К изучению природы феномена эмпатии обращались философы следующих направлений: философия жизни, феноменология, герменевтика, экзистенциализм. Например, А.Бергсон анализировал природу интуиции; Э.Гуссерль исследовал феномен интерсубъективности; Г.Гадамер - эмпатию и язык; М. Хайдег-гер анализировал концепцию понимающего бытия-друг-с-другом, К.Ясгтерс исследовал особенности рационального познания и некоторые аспекты познания через вчувствование.
В современной философии феномен эмпатии рассматривается в работах Э.В.Ильенкова2 — как способность для творчески-человеческого отношения к окружающему миру и ЕЛ.Басина3, который анализирует «точки соприкосновения» художественного творчества и эмпатии. Этапы признания, дискредитации и реабилитации эмпатии в современной западной философии были представлены в исследованиях В.Ю.Пузыревского4. С.В.Бочкарева рассматривает «эмпатическое познание», которое представляет собой «когнитивный процесс, сформировавшийся в сфере субьект-субьектного взаимодействия и открывающий познавательные возможности, принципиально недоступные сенсорному и рациональному познанию»5. С.Г.Афанасьев6 подробно анализирует и разбирает эмпатические теории художественного восприятия на Западе.
В отечественной и зарубежной психологии существует огромное количество исследований, специально посвященных эмпатии или затрагивающих проблему этого феномена в различных его проявлениях. Особое внимание следует уделить работам К.Роджерса7, который создает и использует термин «эмпатия» и «эмпати-
' Липпс Т. Руководство по психологии. СПб., 1907. 394 с.
2 Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. 1964. Вып. б. С. 46-92.
3 Басин Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 54-66.
Пузыревский В.Ю. Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии // URL:
http://www.scorcher.ni/neuro/neuro_sys/empaty/empaty2.php.
Бочкарева C.B. Истинность диалога: соционическое исследование или эмпатическое познание другого // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2011. № 2 р7). С. 115.
Афанасьев С.Г. Эмпатия и художественное восприятие // Вопросы культурологии. 2010. № 2. С. 11-15. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106.
ческое понимание». Такие исследователи, как У.Бронфенбреннер, Р.Даймонд, Дж. Мид анализировали эмпатию «как способность принять роль другого человека»8. Эмлатию как регулятор межличностных отношений рассматривали следующие отечественные и зарубежные психологи: Р.Адлер, А.А.Бодалев, ДС.Выготский, ТЛ.Гаврилова, Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д.Карягина, Е.Н.Козлова, А.Б.Орлов, М.А. Хазанова9. Феномен эмпатии с точки зрения взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов в психотерапии исследовался в работах таких авторов, как К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, К.Юнг'°, с позиции понимающей психологии - в трудах Г.Этчегоена, К Лсперса11, с позиции гуманистической психологии - в исследованиях Дж.Игана, А.Маслоу, КРоджерса, В.Франкла12.
Роль эмпатии в решении социальных конфликтов исследуется в работах Б.Х.Бгажнокова, И.О.Елеференко, А.Самарина13. Их интересует проблема нравственности и толерантности в эмпатии.
А.А.Бодалев впервые вводит термин «эмпатическая культура», а Б.Х. Бгажно-ков исследует культуру, сформировавшуюся под влиянием сопереживания, которую он называет «культурой эмпатии».
Таким образом, проведенный анализ работ предшественников, исследования которых имеют непосредственное отношение к выбранной диссертантом теме, дают основу для развития трактовки концепции культурная эмпатия.
Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день недостаточные, но разнообразные и противоречивые точки зрения относительно сущности эмпатии не дают целостного философско-культурологического осмысления эмпатии как культурного феномена и его роли в культуротворчестве.
Рабочая гипотеза состоит в том, что эмпатия взятая как интеграция образно-чувственного и логического аспектов познания позволит обосновать, что данный феномен является атрибутивным свойством культуры и основанием для духовно-эстетической и культуротворческой активности человека.
Объект диссертационного исследования - эмпатия как феномен культуры.
8 См.: Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопроси психологии. 1975. № 2. С. 150. ' Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000. 256 е.; Бодалев А А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 е.; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Л.Выготский. Мышление и речь. М., 2008. С. 497-596; Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. С. 147-158; Гип-
пенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61-68; Орлов A.B., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности//Вопросы психологии. 1993. №4. С. 68-71.
10 Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1894. С. 148-150; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1S90. 368 е.; Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. 503 е.; Юнг К.Г. Психологические типы. М., Минск, 2006. 528 с.
11 Этчегоен Г. Эмпатия // URL: http: // www.psyjoumal.ru / psyjoumal/authors/detail.php?D>=2586; Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. 1056 с.
12Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // URL: http: // www.psyjournal.ru /j3p/pap.php?id=20000105; Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. 272 е.; Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1894. С. 148-150; Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник статей. М, 1990. 368 с.
" Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003; Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 27-40; Самарин А.Н Социальная эмпатия: у истоков солидарного сознания // URL: http://w\™.praspekt5.nVriK/nashe/socMnaya_empatiya_uJstokov_solidarnogo_sozransoz 2008-10-17-55-16.htm.
Предмет исследования — специфические свойства, струюура и форма проявления эмпатии в культуротворчестве.
Цель диссертационной работы: проанализировать сущность и целостность культурной эмпатии в философско-культурологическом аспекте. Достижение данной цели в диссертации предполагает решение следующих задач:
— рассмотреть процесс зарождения и эволюцию представлений об эмпатии в философском, культурно-историческом контексте;
— выявить и обозначить дефиниции эмпатии;
— обосновать необходимость рассмотрения эмпатии как философско-культурологического понятия;
— сформулировать определение феномена культурной эмпатии;
— обосновать, что эмпатия является необходимым условием духовно-эстетического творчества;
— определить специфику феномена эмпатии как одного из сущностных свойств культуры.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили сочетание системного, структурно-функционального и исторического подходов; принцип детерминизма; психологические и философские концепции по проблемам эмпатии, а также теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы в сфере культурологии, философии, психологии, эстетики.
В диссертации использовались философские идеи Е.Басина, Э.Ильенкова, В. Пузыревского; эстетические и психологические идеи Л.Выгодского, Т.Гавриловой, ТЛиппса, С.Маркуса, КРоджерса; культурологические и этнологические идеи Б.Х.Бгажнокова о культуре эмпатии; экзистенциальная культурологическая концепция Р.Г.Нугманова, суть которой — понимание культуры как стремления личности к всестороннему гуманистическому самосовершенствованию.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс зарождения эмпатии обнаруживается на самом раннем этапе развития человеческого бытия посредством ее механизмов - проекции и интроекции. Можно выделить основные этапы историко-логического процесса становления эмпатии:
— этап генезиса эмпатии в исторической философской рефлекс™ (начиная с Античности вплоть до эпохи Возрождения);
— этап возникновения дефиниций эмпатии;
— современный период формирования представлений о феномене э млата и как философско-культурологического понятия.
2. Философско-культурологическое осмысление эмпатии предполагает ее рассмотрение в рамках одной из основных проблем культурологии — «природа и культура». Эмпатия имеет две грани: природную и культурную. Природная эмпатия есть феномен человеческой природы, как неосознанная реакция на психическое состояние другого, а культурная эмпатия представляет осознанную продуктивную эмоциональность, выступающую условием культуротворческой активности человека.
3. Культурная эмпатия представляет в собой основополагающую способность к творческой деятельности, к эффективному взаимодействию в общественно-исторической сфере;
4. Проникновение в современный мир человека новых технических устройств способствует возникновению нового культурного явления - виртуальной эмпатии, представляющей собой взаимоотношение в системе техники и человека, предполагающей одностороннюю эмоционально-чувственную связь.
Научная новизна результатов исследования определяется самим предметом исследования. Диссертация является первой попыткой целостного философско-культурологического анализа сущности культурной эмпатии. К новым результатам можно отнести следующее:
— на основе подробного анализа эмпатии в границах классической, неклассической и постнеклассической философско-кулыурологических парадиш рассмотрено зарождение культурной эмпатии как понятия и как феномена культуры;
— в область зарождения и развития эмпатии попадают обширные исторические периоды. При максимально широком понимании феномена в исторической философской рефлексии, минимальная ситуация присутствия эмпатии заключается в наличии ее механизмов (проекции и интроекции, а результативным выражением процессов — идентификации).
— выявлены сущностные характеристики культурной эмпатии, что позволило дать расширенное определение данного явления, в котором оно осмысленно как эмоционально-чувственное восприятие культуры, совокупность выработанных человеком ценностей, ориентированных на эстетическую рационализацию мира и производство сочувственного, понимающего и сопереживающего сознания;
— предложено собственное определение феномена «виртуальная эмпатия», выработанное на основе анализа исследовательских работ;
— определена специфика репрезентации культурной эмпатии как одного из сущностных свойств культуры, главными чертами которой являются: духовно-нравственные переживания человека, его целенаправленная активная культуро-творческая деятельность, восприятие другой культуры, сочувствие, понимание, сопереживание и сострадание к другому человеку или к другой культуре.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Обращение к работам ведущих исследователей в области философских, культурологических и других гуманитарных наук является важным этапом в изучении феномена культурной эмпатии. Эти материалы составляют определенную теоретико-методологическую базу для дальнейших исследований автора и других ученых в рамках различных направлений и дисциплин (по философии науки, философии культуры, эстетики). Выработанное понимание феномена «культурная эмпатия» как сущностного свойства позволит провести всестороннее исследование данного явления в области современных гуманитарных наук. Выводы и положения, предложенные в диссертации, могут быть использованы при разработке общих лекционных курсов, а также спецкурсов по таким дисциплинам как философия, история философии, теория культуры, культурология, эстетика, этика, психология, в процессе профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей. Результаты исследова-
ния могут быть полезны для гуманитариев различного профиля, а также для специалистов СМИ, сферы образования и управления, а также медицины, социальной защиты.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационное исследование, посвященное анализу эмпатии как атрибутивного свойства культуры, соответствует п. 2. 1. «Философия или теория культуры как специфический вид знания о культуре; п. 2.9. «Становление теории культуры» паспорта специальности: 24.01.00. — Теория и история культуры (культурология).
Апробация диссертационной работы. Основные выводы и положения работы получили предварительную апробацию на международных, региональных, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях и конгрессах, а также на Всероссийской научно-практической конференции: «Человек в мире культуры», Казань, 2007; «Гуманитарная составляющая профессионального образования», Казань, 2010; Актуальные проблемы социально-экологической и экономической безопасности Поволжского района», Казань, 2011; в том числе в трех изданиях, рекомендованных ВАК. Результаты исследования по теме диссертации изложены в 9 работах.
Структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения проблемы и состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении работы обосновывается актуальность темы, раскрывается проблемная ситуация и выдвигается гипотеза исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, формулируются теоретические и методологические основы и научная новизна, выдвинуты положения, выносимые на защиту, представлены данные по апробации данного исследования.
В первой главе «Философско-онттогический дискурс эмпатш» представлен анализ зарождения эмпатических процессов и эмпатии, а также основных механизмов ее становления, начиная с момента выявления и определения явления эмпатии, определения непосредственно научного термина вплоть до выработки дефиниции самого феномена.
Эмпатия — относительно молодая категория, однако ее глубинное становление отражает характер развития всей философии и культуры начиная с древних времен вплоть до нашего времени. Концепт «эмпатия» обязан своим появлением феноменологии, экзистенциализму и вершинной психологии, именно в рамках этих направлений в 50-х годах XX века был сформулирован научный термин «эмпатия». Однако истоки обоснования явления эмпатии и ее процессов мы можем обнаружить на самом раннем этапе развития человечества в качестве одушевления и отождествления. В этом случае эмпатия и эмпатические процессы являют собой необходимо важные компоненты отношения человека к окружающей действительности.
В первом параграфе «Концепция художественной деятельности человека: от мимесиса к эмпатии» анализируется процесс зарождения феномена эмпатии.
В работе отмечается, что эмпатия начинается с проекции и интроекции. Поэтому генезис эмпатии обнаруживается уже в философии Античности, в теории подражания (говоря о подражании, диссертант подразумевает не ремесленное копирование, а процесс вживания художника в произведения других больших мастеров и идентификации себя с их художественной индивидуальностью, не теряя при этом своего «Я»), Например, Сократ, утверждал, что поэт, живописец или скульптор, подражая природе, в акте творчества воздействует на эмоциональное состояние зрителя-слушателя и дает возможность прочувствовать созданное им творение14. Платон доказывает необходимость сопереживания для художника-исполнителя и «соприсутствующей» фантазии, наделяющей образы вымысла жизнью, реальностью. В момент творческого акта мастер способен «перевоплощаться» и «вчувствоваться» в изображаемый объект. Немаловажное значение имеет и учение о подражании Аристотеля, «катарсис», в состоянии которого человек способен мысленно переносить себя в ситуацию того объекта, в образ которого он вживается.
В работах стоиков, впервые заговоривших о правах индивидуального субъекта, подражание носило не философский, а скорее бытовой и противоречивый характер. Основная цель художественного подражания природе в их понимании предполагало достичь тождества реального и идеального в природе, что требовало от человека активно-творческих усилий (Марк Аврелий, Луций Анней Сенека, Цицерон). Механизмы эмпатии (проекция и идентификация) выявлены в следующем примере АЛосева: «Стоический мудрец подражал природе в том смысле, что уже сам становился природой, не ее отображением, а ее субстанцией»15.
Эпикурейцы отрицали искусство, которое лишь нарушает внутреннее спокойствие человека и раздражает его эмоциональное состояние. Тем не менее существует несколько работ Лукреция и Филодема, где анализируется чувственное отношение и восприятие искусства, в которых, в свою очередь, выявляется проекция эмпатии.
Завершением и грандиозным итогом развития античной культуры был неоплатонизм. Уделяя большое внимание духовной стороне человека, Плотин считал, что человек может увидеть внутреннюю красоту другого, не замечая безобразную внешность. «Вид» приводит в движение и настраивает душу видящего при помощи свойственной ему самому эмоциональной способности эмпатии. Человек не обладает способностью видеть внутреннее, поэтому фиксирует внешний облик, и не понимает, что на него действует нечто внутреннее. Следовательно, творец смотрит на вещи через призму собственного видения. То есть художник в процессе творчества вживается в предмет творчества и создает его исходя из внутреннего эмоционально-чувственного понимания16.
14 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С. 102.
15 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. Кн. 2. Харьков, М., 2000. С. 77.
16 Плотин. Эннеады. URL: http://psylib.org.ua/books/ploti01/index.htm.
Таким образом, при рассмотрении этих концепций в настоящем исследовании было отмечено, что в работах представителей античной культуры и философии выделяется один из механизмов эмпатии — проекция как эмоционально-чувственная способность мысленно перевоплощаться в ситуацию объекта, в которого вживается творец. В данном случае проекция способствует идентификации с объектом. Однако эмоционально-чувственное состояние эмпатии наблюдается только у художника, его нет в природе. Следовательно, понимания интроекции в творчестве представителей Античности нет, так как интроекция предполагает противоположно направленный процесс проекции. Природа как неодушевленная субстанция не способна к эмоционально-чувственному переживанию.
В диссертационной работе акцентировано внимание на том, что в эпоху Средневековья исходным принципом в культуре был Абсолют, поэтому теологи исходили из догмата, что человека сотворен по образу и подобию Бога. Душа человека раскрывается и очищается в молитве, устремленной к Богу. Такое самоуглубление приводит к развитию субъективизма, что, является основанием для утверждения о том, что присутствуют механизмы эмпатии, поскольку художник в момент творческого акта был способен воображать ситуацию предполагаемого объекта и, вживаясь в этот объект, создавать искусство. И если в работах представителей Античности обнаруживается только проекция эмпатии, то в творчестве авторов Средневековья мы можем наблюдать и проекцию, и интроекцию эмпатии. Так, например, Августин Аврелий, используя метод исповедания, стремится мысленно представить себя в роли читателя и, наоборот, смотрит на реальные события глазами читателя, чтобы вызвать понимание и сочувствие с его стороны. Подобная картина наблю-датся и в работах П.Абеляра («История моих бедствий»), Боэция («Утешение философией»), Понимание эмпатии в философ™ Средневековья обнаруживается в концепции духовной сущности человека.
Кроме того, большое значение придавалось исследованиям психологии зрительного восприятия. Любое произведение искусства того времени создавалось в расчете на культурное восприятие, которое предполагало определенную субъективность потенциального зрителя. В результате возникают две проблемы: субъективность восприятия и соотношение между субъектом и объектом, что, по мнению диссертанта, представляется важным для выявления механизмов эмпатии в творчестве философов Средневековья (Василий Великий, Витело, Прокопий Ксерийский, Гуго Сен-Викторский).
Таким образом, проделанный анализ философских учений эпохи Средневековья показывает, что в творчестве представителей этого периода присутствуют оба механизма эмпатии. Пристальный интерес к внутреннему миру человека, к его душе, стремление понять другого и быть понятым другим осуществляется благодаря эмпатии.
Культура эпохи Ренессанса представляет собой некий переход от средневекового теологического понимания к новому и современному. Представители эпохи Возрождения переосмыслили наследие античных авторитетов, прежде всего Платона и Аристотеля. Искусство теперь понимается как свободное занятие, деятельность фантазии и воображения художника. Кроме того, в искусстве мастер обраща-
ется к новому художественному методу, основанному на точном воспроизведении природы, восстанавливается доверие к чувственному опыту и человеческому восприятию, слияние видения и понимания. В учениях этого периода, с одной стороны, противопоставляются природа и культура, с другой - человек является носителем культуры и объявляется венцом творения. В связи с нарастанием интереса к религии и мистическим учениям возникают негативные тенденции, связанные со стихийным развитием ренессансного индивидуализма, который А.Ф.Лосев в целом определяет как «обратную сторону титанизма»17. В центр философских исследований ставится проблема взаимоотношений субъекта - творящего и воспринимающего чувственное многообразие мира человека и объекта - чувственно воспринимаемых многообразных явлений мира природы, что дает основание утверждать о присутствии категории эмпатии.
При рассмотрении философских, культурологических исследований эпохи Ренессанса (Леон-Батгиста Альберта, Леонардо да Винчи, Н.Кузанского, Микелацд-жело, М.Фичино) отмечено, что механизмы эмпатии (проекция и интроекция) являются необходимыми условиями любого творчества. Мастер в процессе творческого акта способен мысленно перенести себя в реальную сшуацию того объекта, в который вживается, и смотреть на эту реальную ситуацию глазами субьекта-таорца.
Сильные изменения в экономической, философской, социокультурной сфере человечества происходят и в период Нового времени. В силу механистически-математического образа мышления, которое господствовало в Западной Европе, с XVII века возникает дуализм рационального и субъективного.
При исследовании творчества и восприятия искусства в этот период использовался метод рационализма. Необходимо отметить, что в творчестве мастеров рассматриваемого периода может присутствовать чувственная сторона, однако эти чувства строго подчинены разуму (Н.Буало, Р.Декарт, П.Корнель). В процессе восприятия какого-либо искусства человек легко поддается естественным эмоциональным чувствам, которые он испытывает по отношению к искусству (или к другому). Однако подобные эмоции осмысливаются и рационализируются. В результате этого, проекция эмпатии возникнет как эмоционально-чувственное понимание другого, а интроекции вовсе нет, поскольку не возникает ответной реакции.
Во взаимоотношениях между человеком и природой, вся активная творческая сила сосредотачивалась на стороне человека, природа как пассивная субстанция являлась объектом обработки, преобразования со стороны человека. Такой односторонний субъективизм (антропоцентризм) в работах западных ученых (Э.Берка, И.Винкельмана, Г.В.Гегеля, К. А .Гельвеция, Ж.Б.Дюбо, И.Канта, Г.ФЛейбница, Д.Юма) свидетельствует об отсутствии интроекции и присутствии проекции эмпатии. Так, например, Г.В.Гегель, характеризуя процесс создания художественного произведения писал, что художник для того, чтобы предмет стал «в его душе чем-то живым», «в состоянии вдохновения весь поглощается им»18, всецело погружает-
17 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения М., Мысль, 1982. С. 513.
18 Гегель. Влияние музыки на человека//Гегель. Сочинения: в 14 т. М., Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 195. Т. 14. С. 239.
ся в материал. Мастер становится «органом и живой деятельностью самого предмета», при этом условии наблюдается «тождество субъективности художника и истиной объективности изображения»19.
В результате антропологического поворота, осуществленного И.Кантом, происходит акцентирование на проблеме субъекта познания, культурного восприятия и творчества. Немецких мыслителей волнуют вопросы, связанные с духовным развитием человека Огромное влияние на формирование романтической философии культуры оказали такие мыслители, как И.Гете, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Ф.Шиллер, Ф.Шлейермахер. В дальнейшем их работы способствуют возникновению теории вчувствования (К.Гросс, ТЛиппс, Р.Фишер, Т.Фишер, И.Фолькельт), суть которого перенесение, проецирование мыслей, чувств, состояний индивидуума на неодушевленные предметы.
Во втором параграфе «Неклассическое понимание эмпатии — становление эм-патии в границах сознания» отмечено, что на рубеже XIX — XX веков в области современных гуманитарных наук большой интерес вызвало изучение человеческой психики. Именно в это время начинают развиваться различные исследовательские направления (экспериментальная психология, гуманистическая психология), которые отводят главную роль изучению процессов эмоционально-чувственного восприятия, понимания, вчувствования, эмпатии. В результате анализа основных работ исследователей рубежа XIX — XX веков выявленные механизмы эмпатии являются необходимым условием творчества.
В диссертации также отмечено, что первые упоминания о феномене понима-ния-эмпатии как о методе, позволяющем человеку понимать самого себя и другого человека, появляются в философских работах В.Дильтея. Постижение понимания осуществляется путем «перенесения-себя-на-месго-другого», будь то человек или произведение искусства, то есть проекции и интроекции. В эстетике и психологии широко распространяется теория вчувствования ТЛиппса, влияние которой ощущалось вплоть до 40-х годов XX века.
Собственную концепцию личности и ее развития сформулировали представители другого направления, альтернативного психологическим школам, — гуманистическая психология (А.Маслоу, Р.Мэй, К.Роджерс,), которые выступили с призывом понять человеческое существование. В их творчестве проекция и интроекция являются важным условием художественного творчества.
Стоит отметить, что в XX веке в философии феномен эмпатия не становится предметом всестороннего глубокого исследования. Анализ источников показывает, что в современной западной философии предпочтение отдается исследованию не самого феномена эмпатии, а близких ему по структуре и функции феноменов, таких как сострадание (Т.Адорно), интуиция (А.Бергсон), симпатия (М.Бубер), понимание (Г.-Г.Гадамер), переживание (Г.Зиммель), восприятие (П.Рикер), воображение (М.Хайдеггер).
Из существующих в современной западной философии школ и течений, затрагивающих тему эмпатии или косвенно связанные с нею проблемы, большего вни-
19 Гегель. Влияние музыки на человека // Гегель. Сочинения: в 14 т. М., Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 195. Т. 14. С. 241.
мания заслуживают такие философские направления, как феноменология, экзистенциализм, герменевтика, Франкфуртская школа. Несмотря на имеющиеся в данных научных философских направлениях различия, они сходны в понимании значимости изучения эмпатии для решения актуальных философских проблем. «Общим для этих направлений философии является то, что они претендуют на специфически аксиологическую интерпретацию рассматриваемой темы. Эмпатия понимается как должное действие в онтологическом, гносеологическом, методологическом и социально-практическом ракурсах»20.
Так, у Э.Гуссерля, М.Мерло-Понти (как, впрочем, и у других феноменологов) выявляется проекция эмпатии, как приписывание другому характеристик собственного внутренне-духовного и внешне-телесного мира, и интроекция эмпатии, как присвоение живого образа другого, что был ранее опредмечен и одушевлен. Например, Э.Гуссерль использует метод «анапогизирующей аппрезентации», в основе которого лежит пассивный и ассоциативный синтез, определяющий темпоральное единство «Я». В ассоциации возникает единство схожести, благодаря которому возникает восприятие живого тела другого аналогично нашему21.
Экзистенциалисты уделяли особое внимание душевному существованию человека. Представители этого направления выделяют изначальную способность экзистенций «со-бытийствовать» друг с другом еще до выделения «другости» как таковой. Данная способность в творчестве экзистенциалистов не обозначается понятием «эмпатия», а именуется понятием «со-бытие», «понимающее бытие-друг-с-другим» и в мире (М.Хайдеггер22), множественность экзистенций (Ж.-П.Сартр23), коммуникация с другими (М.Бубер, КЛсперс24).
Обращаясь к исследованию модуса со-бытия с другим, М.Хайдеггер подразумевает не эмпатию-способ, а эмпатию-способность как априорную бессознательную проекцию. «Бытийное отношение к другим становится проекцией своего бытия к самому себе «на другое». Другой - дублет самости. Бытие-с-другим полностью растворяет свое присутствие в способе бытия «других»25 (М .Хайдеггер). Здесь в чистом виде представлена априорная характеристика проекции.
В творчестве В.Франкла проекция и интроекция эмпатии выявляются через переживания, так называемые «жизненные пики». Существующая некая духовная связь с другим человеком позволяет лучше понимать его самого и окружающий мир.
В работах Х.Ортеги-и-Гассета также можно выделить оба механизма эмпатии. Воспринимая какое-либо художественное творчество, человек переживает его в своей душе, следовательно, он находится в состоянии эмпатии.
20 Пузыревский В.Ю. Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии // URL: http://w'w\v.scorcher.rtj/neiim/ne'jro_sys/empaty/empaty2.php.
21 Гуссерль Э. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2005. С. 165171*
11 Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003. 503 с.
23 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: сборник. М, 1990. С. 319-344.
24 Бубер М. Я и Ты. M., 1993. С. 39; Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 150.
25 Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003. С. 148.
В социальной философии Франкфуртской школы тема эмпатии в «критической теории» присутствует в скрытом виде. Т.Адорно, решая проблему социально-философской критики идеологизированного сознания и проблему эстетизации теоретического мышления, не уделяет должного внимания проблеме эмпатии. Однако в его трудах обнаруживаются механизмов эмпатии.
В теории герменевтики феномен эмпатии как метод «наук о духе» определяется в контексте решения таких проблем, как соотношение объяснения, понимания и «предпонимания», лингвистического и психологического, культуро-гомогенного и культуро-гетерогенного традиции и «творческой» интерпретации. Представители этого направления старались акцентировать свое внимание скорее на языковой интерпретации, объясняющем понимании, нежели на эмпатическом, интуитивном понимании. Механизмы эмпатии способствуют процессу творчества (Г.-Г.Гадамер, П.Рикер).
В третьем параграфе «Постнеклассическое понимание эмпатии» проанализировано как феномен эмпатии трактовался в исследованиях второй половины XX века. Основная сущность неоклассицизма заключается в том, что у мыслителей этого периода появился особый интерес к душевно-духовной составляющей человека. Тем не менее в научно-исследовательских работах, созданных во второй половине XX века, выявляются эмоционально-чувственные переживания другого, коммуникативные отношения, восприятие творчества и процесс его создания. Мнения представителей этого направления различны: для одних исследователей выявленные механизмы эмпатии являют собой условие коммуникативных отношений (в случае, когда между «Я» и другим возникают взаимные чувства (ЖЛакан) или словесный обмен (Ю.Кристева)), для других проекция и интроекция способствуют творчеству (Р.Барт, У.Эко).
Анализируя искусство, исследователи отмечают полное поглощение художника своим творчеством. В этот момент может сработать процесс «становления» (Ф.Гватгари, Ж.Делез) человека нечеловеком, художника природным обликом. Подлинное художественное становление означает превращение в кого-то другого, отождествление себя с кем-либо или чем-либо. В данном случае под понятием «становление», «превращение» подразумевается проекция эмпатии, а интроекция -процесс становления осуществляющийся посредством языка, речи, знаков.
И, наконец, для третьих понимание эмпатии равносильно симулякру, подобию, пустоте, искусственности (Ж.Бодрийар, Ж. Деррида). Если Ж. Деррида пишет о «возможности коммуникации», когда эмоционально-чувственное понимание возникает в какие-то доли секунды и исчезает как ненужная данность, либо этого понимания вовсе нет, то у Ж.Бодрийара эмоционально-чувственное понимание трактуется как ложное. В процессе восприятия творчества человек, возможно, и испытывает какие-либо чувства, однако трудно утверждать, что эти чувства есть эмпа-тия. Скорее, данные эмоционально-чувственные переживания можно охарактеризовать как псевдоэмпатия, феномен, сходный с феноменом эмпатии, или принятый как эмпатия.
В сущности, современный человек в настоящее время утрачивает эмоциональные чувства. То есть, говоря словами Т.М.Шатуновой, он теряет способность «глу-
боко чувствовать» и становится «бес-чувственным», «не-чувственным»26, неэмпа-тичным. По мнению автора, именно наличие подобных эмоционально-чувственных способностей предполагает наличие сложного, развитого внутреннего мира
В результате анализа работ представителей казанской школы выяснилось, что в исследованиях отдельных авторов можно выявить толкование специфики феномена эмпатии (Р.К.Бажанова, Р.Г.Нугманов, Г.К.Сайкина). Например, в работе Г.К. Сайкиной «Метафизика человека в горизонте социально-философского дискурса», автор предлагает рассматривать метафизику человека как «способ построения определенных связей менаду людьми»27. Благодаря метафизическим актам человека у людей возникает внутренняя эмоциональная связь с другим. По мнению диссертанта, эмпатия и является тем самым связующим звеном. То есть присутствующая между людьми эмпатия способствует возникновению понимания, в противном случае никаких доверительных, чувственных отношений быть не может. В работах Р.К.Бажановой, которая исследует феномен артистизма и характеризует его как «умение соединить себя с миром», «способность человека казаться Другим», способность «становиться Другим»28. Отмечено, что в процессе творчества актер «одушевляется образом», «вчувствуется в него»29, то есть эмпатируется в объект.
Компьютерные информационные технологии и системы телекоммуникаций настолько вплотную проникли в современный мир человека, что оказали сильное влияние на развитие культуры. Появляется возможность создать искусственный, мнимый мир, фантомных персонажей, не имеющих прототипов, обойтись без живых актеров. Все это способствует изменению искусства в целом. Меняется также процесс создания произведения. Например, художнику не нужно прилагать какие-либо усилия для создания творчества, учитывая, что создатели компьютерных программ основываются на личном, субъективном опыте программиста, который проецирует свое «Я» в то или иное творение, речь идет о присутствии проекции эмпатии. Компьютер, в свою очередь, разрабатывает соответствующий алгоритм по заданной схеме. Поэтому ни проекции, ни интроекции эмпатии здесь уже нет, по той простой причине, что микросхемы делают из неживой материи, а мы состоим из живой. Кроме того, у машины нет и не может быть души, так как компьютерная техника, в отличие от человека, не может ни чувствовать, ни сочувствовать, ни эм-патироватъ.
Особый интерес представляет виртуальная реальность, которая подводит к возникновению нового культурного явления — виртуальная эмпатия, когда субъект может вступить в интерактивную ничем не ограниченную коммуникацию с сетевым объектом и при этом испытать эмоционально-чувственное понимание в кибер-пространстве, инспирированное, иллюзорным образом реальный человек.
26 Шатунова T.M. Особые чувства как феномен современности // Ученые записки Казанского государственного таиверситета. Т. 132, кн.1. Гуманитарные науки, 2010. С. 188.
Сайкина Г.К. Метафизика человека в горизонте социально-философского дискурса // Ученые записки Казанского университета. Т. 154, кн. 1. Гуманитарные науки, 2012. С. 146.
28 Бажанова Р.К. Феномен артистизма: автореф. дис... канд. фил. наук: 24.00.01. Казань, 2003. С. 14-15.
Бажанова Р.К. Театральные разновидности артистизма // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2. С. 10.
Таким образом, онтологическое условие зарождения феномена эмпатия истолковывается как эмоционально-чувственное восприятие творчества в период Античности, при этом основными механизмами этого феномена выступает проекция и идентификация; стремление понять духовный мир другого человека и быть понятым им, осуществляющееся посредством проекции и интроекции в период Средневековья; в эпоху Ренессанса механизмы эмпатии являлись необходимым условием творчества. В VII веке эмоционально-чувственное восприятие и понимание подчинены разуму. В неклассический период были обозначены близкие по форме и структуре такие понятия как сострадание (Т.Адорно), итуиция (А.Бергсон), симпатия (МБубер), понимание (Г.-Г.Гадамер), переживание (Г.Зиммель), восприятие (П.Рикер), воображение (М.Хайдегтер). В постнеклассический период стало возможным рассмотрения эмпатии как философско-культурологического понятия.
Вторая глава «Феномен эмпатии как способность, основополагающая для творчества» посвящена теоретико-научно-философскому рассмотрению феномена эмпатии, культурной эмпатии и механизмов ее становления. Глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Феномен эмпатии в контексте гуманитарных наук» рассматриваются механизмы эмпатии, с помощью которых осуществляется искомый феномен. Был проведен анализ понимания эмпатии различными исследователями в области психологии, философии, эстетики, социологии и культурологии и выявлены следующие моменты.
В диссертационной работе с точки зрения психологии эмпатия характеризуется как способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передавать ему это понимание (А.Бодалев, Л.Выгодский, Т.Гаврилова, Дж.Иган, А.Петровский, КРоджерс, Л.Хоффман). Особое значение отводится такому аспекту понимания эмпатии как способность к творчеству (А.Маслоу, Р.Мэй). Согласно исследованиям Е.Басина, Э.Ильенкова, КРоджерса эмпатия представляет собой деятельность человека, который в процессе творчества преображает, моделирует свое «Я». Эмпатия есть «самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру»30, эта способность видеть предмет глазами другого человека. Объектом внимания философов становится способность, обеспечивающая восстановление «гносеоэкологи-ческой» дистанции между субъектом и объектом (субъектом) познания и общения. При этом эмпатия, как правило, наделяется либо статусом изначально данной способности сохранять такую дистанцию, либо статусом рефлексивно обретаемого способа восстанавливать ее (В.Ю.Пузыревский). То есть, быть в состоянии эмпатии - значит воспринимать эмоциональные и смысловые оттенки внутреннего мира другого человека. Эмпатия как социальное явление, способствующее возникновению понимания, сопереживания, укреплению толерантности и нравственности, заботы, исследуется в социологии (О.Елеференко, А.Самарин, Л.Хофман). Исследовательские работы по проблемам культурной эмпатии достаточно малочисленны. В сущности, имеются незначительные сведения в области этнографии, в рамках кото-
30 Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. 1964. Вып. 6. С. 50.
рой феномен эмпатии отмечается в концепции «мистической сопричастности» ЛЛеви-Брюля. В этнологии появляется термин «культура эмпатии», который истолковывается Б.Бгажноковым как «система выработанных человечеством ценностей, норм, институтов, ориентированных на этико-эстетическую рационализацию мира - на производство и воспроизводство сочувственного, понимающего, эстетически выраженного сознания и поведения»31. М.Ковальзон рассматривает эмпатию как способ межкультурной коммуникации.
Для всестороннего исследования феномена эмпатии выделяют механизмы, с помощью которых она осуществляется. О.В.Тютяева делит механизмы эмпатии на две формы: элементарные и сложные. К элементарным механизмам эмпатии относятся такие как подражание (Е.Дубовская, Н.Ньюкомб, Р.Кричевский) и эмоциональное заражение (Т.П.Гаврилова, ЮА.Менджерицкая, Н.И. Сержве-ладзе,); к сложным - идентификация, эгоцентрация, децентрация, проекция, ин-троекция, рефлексия (Т.П.Гаврилова, Н.И.Сержвеладзе, И.М.Юсупов). Диссертант рассматривает проекцию - мысленное перенесение себя (своего реального «Я») в ситуацию того объекта, в образ которого вживаются; и диалектически связанный с ней процесс интроекции - перенесение воображаемого «Я» в реальную ситуацию творческого субъекта; идентификация — отождествления своего «Я» с предметом творчества.
Во втором параграфе «Феномен культурной эмпатии в философском и культурологическом дискурсе» рассмотрено культурологическое осмысление эмпатии в рамках одной из основных проблем культурологии - «природа и культура».
В диссертационной работе подчеркивается, что природная эмпатия возникает в виде неосознанной реакции на психическое состояние другого человека. Такой вид эмпатии является первоначальным этапом генезиса феномена, который осуществлялся с помощью такого механизма, как одушевление неодушевленного.
В исследовании внимание акцентируется на том, что если истолковывать эмпатию как одушевление, то здесь имеет смысл говорить о таких исторических и культурно-философских феноменах, как персонификация и антропоморфизм (перенесение своих свойств или качеств на окружающую человека действительность). Эмпатия при этом приобретает различные духовно-культурные формы (та ранних этапах культурной истории) - в тотемизме, анимизме, в древнейших религиозных сознаниях, мифологическом сознании.
Предполагается, что эмпатия уже изначально была запрограммирована в генах человека (А.Черных). Б.Х.Бгажноков пишет об «инстинктивной эмпатии» (т.е. природная эмпатия), которая возникает в виде неосознанного, бесконтрольного поведения человека. Такое понимание эмпатии исходит из глубин коллективного бессознательного К.Юнга и «мистического сопричастия» Л.Леви-Брюля, когда человек первобытного традиционного общества чувствует себя мистически единым со своим тотемом, со своей душой.
В работе акцентируется внимание на том, что человек постепенно, преодолевая органическую неопределенность своего вида, выходит за границы инстинкта.
31 Бгажноков Б.Х. Этнографическое обозрение. 2003. № 1. С. 55.
Он, как наивысшая возможность земного устройства, еще ощущает себя частью природы, но в то же время уже отличает себя от нее. Человек стоит на пограничъе двух царств — царства природы и царства «гуманности», то есть появляется способность к использованию собственных сил, совершенствованию разума и нравственности. Под гуманностью, что заложена природой, подразумевается способность сочувствия к страданиям других созданий (ИЛГердер32). Акт преодоления природы приводит к появлению культуры, а значит и к культурной эмпатии.
Многообразие межкультурных контактов зависит от способности людей понимать друг друга и достигать полного согласия. В этом случае определяющим становится эмпатический подход, то есть мысленное и эмоционально-чувственное проникновение во внутренний мир другого человека. В результате возникает способность человека принять мировоззрение, чувства, поступки другого.
Исследуя культуру других народов, можно обнаружить свойственную им культуру эмпатии, которая выявляется в различных понятиях, духовно-нравственных ценностях, нормах, ориентированных на производство и воспроизводство эмоционально-чувственного, понимающего и сочувственного сознания.
В работе отмечено, что отсутствие эмпатии прежде всего дегуманизирует человека. С точки зрения социокультурного подхода, в случае, если культура эмпатии не развита, мы имеем дело с неблагополучным и опасным обществом. Человек без эмпатии есть самое опасное и наиболее жестокое существо. Именно из этой категории людей бывают большое число убийц, насильников и террористов (К.Саган). Более того, отсутствие эмпатии и неспособность к ней являются своего рода психическими нарушениями людей, их нравственная деградация, дурное воспитание либо идеологическое давление приводят к блокированию нравственных чувств человека (А.Самарин). Все это ведет к тому, что человек теряет способность к эмоционально-чувственным отношениям, к сочувствию и сопереживанию.
Таким образом, с точки зрения культурологии явление эмпатии было исследовано исходя из основной проблемы культурологии и философии — «природа и культура» как природный и культурный феномен.
Природная эмпатия являет собой первичные, неосмысленные действия, проявляющиеся в виде самопроизвольной реакции. В то время как культурная эмпатия представляет собой продуктивную эмоциональность, выступающую условием кулыуротворческой активности человека33.
В третьем параграфе «Культурная эмпатия как способность, основополагающая для творчества» феномен эмпатии и ее механизмы рассматриваются как необходимые условия культуротворчества.
Феномен эмпатия представляет собой деятельность человека, который в акте творчества преобразовывает (С.Г.Афанасьев) и моделирует (ЕЛ.Басин) свое «Я». Поэтому эмпатия присутствует и в художественном творчестве, и в художественном восприятии, поскольку механизмы эмпатии (проекция, интроекция) едины и в актах творчества, и в актах восприятия. Е.Басин, Э.Ильенков, С.Маркус, К.Роджерс
32 Гердер ЦП. Идеи к философии истории человечества М., 1977. С. 111.
33 Слесаренко 3.P. Эмпатия как условие культуротворческой активности человека // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2011. № 4. С. 144.
выделяют эмпатию как продуктивную культуротворческую способность. Под куль-туротворчеством понимается активная деятельность человека в сфере духовной культуры, его способность к эмоционально-чувственному пониманию как другого, так и творчества в целом, а также способность человека к созиданию прекрасного.
Попытки интерпретации феномена продуктивного сопереживания в европейской философии связаны с возникновением и затуханием интереса к творческой личности, её внутреннему миру и культуротворческой самореализации. Этот волнообразный процесс обусловлен масштабными социокультурными изменениями в западном обществе и находит отражение в интерпретации природы творчества, сущности искусства.
Эмпатию в рамках психологии определяют как способность к сопереживанию. Значимость сопереживания как свойства человека, его существования весьма различна в структуре экзистенциальных ориентаций общества того или иного исторического периода и, следовательно, существенно изменяется при продвижении с Запада на Восток, что может быть обосновано, в частности, на основании сравнительного анализа мироощущения и мировоззрения34. Например, человеку восточной культуры мир представляется иначе, нежели человеку Запада. Характеризуя понимания эмпатии, К.Юнг выделяет ее механизмы экстраверсию и интроверсию; В.Воррингер — эмпатию и интроверсию. В первом случае человек заполняет мир собой, изучает его, сопоставляет свои переживания, мысли, взгляды с объектом творчества; во втором — сам становится миром, впуская его в себя, переживая явления природы, поведения других людей как движения собственной души.
В работе определяется, что творчество будет эмоционально продуктивным в том случае, если мастер создает художественное произведение в условиях определенной отнесенности к реальной действительности, а также в процессе общения с произведениями других мастеров. Для этого художник-творец должен уметь формировать в структуре своей личности «Я» другого автора и вступать с ним в диалог. Такой диалог, как известно, предполагает слияние, полемику и борьбу.
Большое значение придается понятию смысла, который неразрывно связан с сущностью творчества35. Феномен культурной эмпатии, в отличие от природной, первичной эмпатии, также связан со смыслом. Человек в процессе культуротворче-ства эмпатически вживается в объект творчества, благодаря накопленному опыту самонаблюдения раскрывает смысл и выражает задуманное в форме материального предмета. И если природная эмпатия — это неосмысленные действия, проявляющиеся в виде самопроизвольной реакции (мимики, жеста), то культурная эмпатия — это осознанная продуктивная эмоциональность, выступающая условием культуротворческой активности человека
Чтобы культуротворчество стало продуктивным необходимо обратить особое внимание на духовно-нравственные переживания (веру, надежду, любовь), которые являются стимулом для творчества Духовно нравственные переживания представляют собой внутреннюю работу, конечной целью которой выступает творческое
34 Байдачная Е.В., Слесаренко З.Р. О теоретической актуальности категории «эмпатия» // Управление качеством профессионального образования: от проблемы к системе: Междунар. науч.-метод. конф. Казань, 2007. С. 28.
35 Меньчиков Г.П. О смысле творчества человека // Человек и смысл его бытия. Казань, 1996. С. 50.
обретение духовной нравственной гармонии, достижение нравственно-смыслового соответствия сознания и бытия (Е.Я.Басин) или счастья.
Следовательно, процесс создания какого-либо произведения искусства осуществляется на основе эмпатии. В случае отсутствия эмпатии акт создания произведения искусства не носит культуротворческого характера и является не искусством, а обычным ремеслом.
Итак, любая деятельность человека представляет собой, в первую очередь, целенаправленное активное проявление собственного «Я». Если рассматривать культуру как человеческую деятельность в различных ее проявлениях, в том числе как способы человеческого самопознания и самосовершенствования, тогда эмпатия есть любая целенаправленная активная культуротворч ее кая деятельность человека, ибо культура при этом способствует формированию и преобразованию личности36.
Как уже было сказано эмпатия — это, прежде всего продуктивная культуро-творческая основополагающая для творчества способность (Е.Басин, Э.Ильенков, С.Маркус). Значит, культуротворчество не может рассматриваться в отрыве от стремления личности к некоему достижимому доя него идеалу и к духовной свободе, так как творить может только духовно свободная личность.
Способности к творчеству можно обнаружить не только у подлинного мастера своего дела, но и у простого человека. Ибо, в сущности, каждый обречен на то, чтобы создавать, творить и созидать что-либо. Духовная свобода, культура и творчество не даются человеку в готовом виде, все это постигается благодаря упорному и кропотливому труду, благодаря стремлению личности к многостороннему и гуманистическому совершенствованию.
Исходя из того, что необходимым и важным условием любого творчества, его продуктивности является эмпатия, свобода и духовная свобода. Эмпатия как эмоционально-чувственная и душевно-духовная составляющая творчества будет способствовать тому, что духовно свободное творчество станут сущностным компонентом гуманистического смысла культуры.
Таким образом, специфику феномена эмпатия как одного из сущностных свойств культуры представляют следующие качества: духовно-нравственные переживания человека, его целенаправленная активная культуротворческая деятельность, эмоционально-чувственное восприятие и познание культуры другого, соотношение выработанных человеком ценностей, производство сочувственного, понимающего и сопереживающего сознания.
В заключении подводятся основные итоги работы по изученной проблеме и намечаются перспективы дальнейшего исследования. Представленная диссертационная работа является одной из первых попыток философско-культурологического осмысления эмпатии как атрибутивного свойства культуры. На основе подробного анализа этого концепта в границах классической, неклассической и постнекласси-ческой философско-культурологических парадигм рассмотрено зарождение культурной эмпатии как понятия и как феномена культуры. Сам феномен был открыт
36 Счесаренко З.Р., Нугманов Р.Г. Эмпатия как сущностное свойство культуры наряду со стремлением к идеалу и духовной свободе // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства 2013. № 3. С. 22.
лишь в XIX веке, однако истоки обоснования этого явления и его процессов обнаруживаются в исторической философско-онтологической рефлексии, начиная с Античности и вплоть до настоящего времени посредством его механизмов проекции как эмоционально-чувственной способности мысленно переносить свое реальное «Я» в ситуацию объекта; и диалектически с ним связанным процессом ингро-екции — перенесение воображаемого «Я» в реальную ситуацию творческого субъекта, а также идентификации как результативным выражением проекции и иIпроекции.
В диссертационной работе показано, что проникновение в современный мир человека новых технических устройств и возможность потенциального взаимоотношения человека и техники способствует возникновению такого культурного явления как виртуальная эмпатия, возникающая с помощью компьютерно-сетевого общения, в котором субъект выступает в интерактивную ничем не ограниченную коммуникацию с сетевым объектом и испытывает эмоционально-чувственное понимание в киберпространстве, инспирированное, иллюзорным образом реального человека,
С точки зрения философского и культурологического дискурса эмпатия рассматривалась исходя из основных проблем культурологии - соотношения природы и культуры, как природный и культурный феномен. В первом случае, эмпатия являет собой первичные, неосмысленные действия, проявляющиеся в виде самопроизвольной реакции. Во втором - культурная эмпатия — это осознанная продуктивная эмоциональность, выступающая условием культуротворческой активности человека.
Диссертант дает определение культурной эмпатии, понимая под ней эмоционально-чувственное восприятие культуры, совокупность выработанных творческих ценностей, ориентированных на эстетическую рационализацию мира и производство сочувственного, понимающего и сопереживающего сознания.
В работе подчеркнуто, что эмпатия как интеграция образно-чувственного и логического аспектов познания является атрибутивным свойством культуры и основанием для духовно-эстетической и культуротворческой активности человека. Специфику феномена эмпатия как одного из сущностных свойств культуры представляют следующие качества: духовно-нравственные переживания человека, его целенаправленная культуротворческая деятельность, эмоционально-чувственное восприятие, воображаемое перенесения себя в мысли, чувства и действия другого, способность конструировать свое бытие с бытием другого.
Предметом дальнейшего исследования может стать изучение эмпатии и культурной эмпатии в мировой философии, религиозной и художественной литературе. Кроме того, феномен культурной эмпатии как условие для творчества в перспективе может стать основной частью теоретического культурно-философского обоснования такой парадигмы, как эмпатическое миропонимание.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ:
1. Слесаренко З.Р. Эмпатия как условие культуротворческой активности человека // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. — 2011. - № 4. -С. 143-147.
2. Слесаренко З.Р. Философские и научные аспекты понимания феномена эмпатии // Вестник Чувашского университета Гуманитарные науки. — 2011. - № 4. -С. 150-154.
3. Слесаренко З.Р., Нугманов Р.Г. Эмпатия как сущностное свойство культуры наряду со стремлением к идеалу и духовной свободе // Вестник КГУКИ. — 2013.-№3.- С. 19-22.
Публикации в прочих изданиях:
4. Слесаренко З.Р. Предпосылки возникновения понятия «эмпатия» // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Междунар. науч. конгр., Казань 17-18 апреля 2007. -М.: ВИНИТИ, 2007. -С. 83-84.
5. Нугманов Р.Г., Слесаренко З.Р. Роль эмпатии в гуманитаризации высшего профессионального образования // Гуманитарная составляющая профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / под науч. ред. Г.В .Мухаметзяновой. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2010. Ч. 2. - С. 113-115.
6. Слесаренко З.Р. Эмпатия в творчестве западных мыслителей // Актуальные проблемы социально-экологической и экономической безопасности Поволжского региона: сб. по материалам IV межвузовской науч.-практич. Конф. - Казань: Типография Арт Печать Сервис, 2011. - С. 157-161.
7. Слесаренко З.Р. Эмпатия как условие формирования творческой личности // Актуальные проблемы социально-эколопнческой и экономической безопасности Поволжского региона: сб. по материалам IV межвузовской научно-практической конференции. — Казань: Типография Арт Печать Сервис, 2011. — С. 165-167.
8. Слесаренко З.Р. Роль проекции и интроекции в эмпатии // Материалы докладов 15 аспирантско-магистерского научного семинара, посвященного Дню энергетика 5-7 декабря 2011 г. Казань 2012 / под общ.ред. проф. A.B. Голеншцева-Кутузова: в 2 т. - Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2012.-Т. 2.-С. 33-34.
9. Слесаренко ЗР. Эмпатия в индийском творчестве // Материалы докладов VII международной молодежной научной конференции «Тинчуринские чтения» / под общ.ред. Э.Ю.Абдуллазянова: в 4 т. - Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2012. - Т. 4. - С. 40-41.
Подписано в печать 25.12.2013 г. Формат бумаги 60x90 1/16. Усл.печл. 1,37
Заказ № 265. Тираж 100 экз. Отпечатано в Инф.-изд.центре «Культура» Казан.гос.ун-та культуры и искусств 420059, Республика Татарстан, Оренбургский тракт, 3.
Текст диссертации на тему "Эмпатия как атрибутивное свойство культуры"
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
На правах рукописи
04201455912
Слесаренко Зарина Ринатовна
Эмпатия как атрибутивное свойство культуры
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор культурологии, профессор Р.Г. Нугманов
КАЗАНЬ, 2013
г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Философско-онтологический дискурс эмпатии..........................12
1.1. Концепция художественной деятельности человека:................................12
от мимесиса к эмпатии............................................................................................12
1.2. Неклассическое понимание эмпатии - становление эмпатии в границах сознания....................................................................................................................59
1.3. Постнеклассическое понимание эмпатии....................................................83
Глава 2. Феномен эмпатии как способность, основополагающая для творчества...............................................................................................................105
2.1. Феномен эмпатии в контексте гуманитарных наук....................................105
2.2. Феномен культурной эмпатии в философском и культурологическом дискурсе..................................................................................................................124
2.3. Культурная эмпатия как способоность, основополагающая для творчества ..................................................................................................................................135
Заключение...................................................................................................147
Список использованной литературы и источников.................................154
Введение
Актуальность исследования эмпатии как атрибутивного свойства культуры обусловлено следующими причинами:
Во-первых, обострение экологических, этнокультурных и образовательных проблем, утрата человеком межличностных и коммуникативных способностей в настоящее время обусловливают интерес к изучению духовно-ценностной стороны творчества. В современном обществе во взаимоотношениях между людьми ощутимо ослабевает способность к сопереживанию, что приводит к обеднению культуротворческой способности, ее постепенному обесцениванию и исчезновению. Однако именно благодаря духовно-нравственно обусловленному творчеству человек достигает духовной, общечеловеческой гармонии и устремляется к высотам своего совершенства. В связи с этим последние два десятилетия эмпатия как способность быть другим, одновременно оставаясь самим собой, нуждается в особом внимании современных исследователей.
Во-вторых, количество исследований, посвященных эмпатии в области таких наук как психология, педагогика, этнология, социология, эстетика, постоянно увеличивается. Однако эти работы с силу специфики их аспекта несколько односторонни и не дают целостного философско-культурологического понимания данного феномена.
В-третьих, изучение эмпатии как широкого философско-культурологического феномена остается не только недостаточным, но еще не выяснен его онтологический дискурс.
В-четвертых, актуальным для современного философского, культурологического, антропологического знания становится изучение и аксиологического аспекта феномена эмпатии как одного из сущностных свойств культуры. Исследовательские перспективы позволят определить
содержание концепта «культурная эмпатия» и выявить особенности его репрезентации в культуре.
Степень разработанности проблемы. Имеющиеся исследования эмпатии как таковой содержат серьезные предпосылки для его изучения как свойства культуры, поэтому в этом контексте в данной работе были изучены результаты исследований эмпатии в области философии, эстетики, культурологии, социологии и психологии.
Первые попытки обоснования феномена эмпатии наблюдаются в размышлениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Аристотеля, Луция Аннея Сенеки, Марка Аврелия Антония, Тита Лукреция Кара, Цицерона, Горация, Плотина. В их творчестве сам феномен не назывался, но мы видим его присутствие благодаря механизмам эмпатии (страдание, катарсис, мимесис, очищение, подражание). Искания средневековых философов Августина Блаженного, Пьера Абеляра, Гуго Сен-Викторского, Витело, Фомы Аквинского имели особую значимость для дальнейшего понимания феномена эмпатии. Несмотря на религиозную направленность их работ, впервые появляются исследования психологического (исповедального) характера, мыслителей данной эпохи интересует человек, его душа, внутреннее состояние. Работы представителей эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи, Марсилио Фичино, Альберти, Микеланджело Буонарроти, Уильяма Шекспира, Лодовика Костельветро также внесли существенный вклад в осмысление феномена эмпатии. Характерным было то, что все внимание мыслителей эпохи Возрождения было направлено на творческую личность. Значительными стали исследования и достижения в области философии Нового времени. Односторонний субъективизм (антропоцентризм) в работах таких представителей, как Э.Берк, И.Винкельман, Г.Гегель, К.Гельвеций, Ж.Дюбо, И.Кант, Г.Лейбниц свидетельствует признании роли интроекции и присутствии проекции эмпатии.
В конце XIX - начале XX века в эстетике и психологии широко распространяется теория вчувствования Т.Липпса1. Позднее Т.Фишер будет акцентировать внимание на таком понятии, как «пассивное вчувствование», а К.Гросс, Р.Фишер, И.Фолькельт — на «активном вчувствовании». Психологическая теория Т.Липпса в последующем станет ориентиром для дискуссий об эмпатии.
К изучению природы феномена эмпатии обращались философы следующих направлений: философия жизни, феноменология, герменевтика, экзистенциализм. Например, А.Бергсон анализировал природу интуиции; Э.Гуссерль исследовал феномен интерсубъективности; Г.Гадамер - эмпатию и язык; М. Хайдеггер анализировал концепцию понимающего бытия-друг-с-другом, К.Ясперс исследовал особенности рационального познания и некоторые аспекты познания через вчувствование.
В современной философии феномен эмпатии рассматривается в работах Э.В.Ильенкова - как способность для творчески-человеческого отношения к окружающему миру и Е.Я.Басина 3 , который анализирует «точки' соприкосновения» художественного творчества и эмпатии. Этапы признания, дискредитации и реабилитации эмпатии в современной западной философии были представлены в исследованиях В.Ю.Пузыревского4 . С.В.Бочкарева рассматривает «эмпатическое познание», которое представляет собой «когнитивный процесс, сформировавшийся в сфере субъект-субъектного взаимодействия и открывающий познавательные возможности, принципиально недоступные сенсорному и рациональному познанию» 5 .
1 Липпс Т. Руководство по психологии. СПб., 1907. 394 с.
2 Ильенков Э. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. 1964. Вып. 6. С. 46-92.
3 Басин Е. Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987, № 2. С. 54-66.
4 Пузыревский В.Ю. Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии // URL: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/empaty/empaty2.php.
5 Бочкарева C.B. Истинность диалога: соционическое исследование или эмпатическое познание другого // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2011. №2(217). С. 115.
С.Г.Афанасьев 1 подробно анализирует и разбирает эмпатические теории художественного восприятия на Западе.
В отечественной и зарубежной психологии существует огромное количество исследований, специально посвященных эмпатии или затрагивающих проблему этого феномена в различных его проявлениях. Особое внимание следует уделить работам К.Роджерса , который создает и использует термин «эмпатия» и «эмпатическое понимание». Такие исследователи, как У.Бронфенбреннер, Р.Даймонд, Дж.Мид анализировали
л
эмпатию «как способность принять роль другого человека» . Эмпатию как регулятор межличностных отношений рассматривали следующие отечественные и зарубежные психологи: Р.Адлер, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Т.П.Гаврилова, Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д.Карягина, Е.Н.Козлова, А.Б.Орлов, М.А.Хазанова4. Феномен эмпатии с точки зрения взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов в психотерапии исследовался в работах таких авторов, как К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фромм, КЛОнг5, с позиции понимающей психологии - в трудах Г.Этчегоена, К.Ясперса6, с позиции гуманистической психологии - в исследованиях Дж.Игана, А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла7.
1 Афанасьев С.Г. Эмпатия и художественное восприятие // Вопросы культурологии. 2010. № 2. С. 11-15.
2 Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106.
3 См.: Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 150.
4 Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000. 256 е.; Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 е.; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Л.Выготский. Мышление и речь. M., 2008. С. 497-596; Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. С. 147158; Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61-68; Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 68-71.
5 Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1894. С. 148-150; Франкл В. Человек в поисках смысла. M., 1990. 368 е.; Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. 503 е.; Юнг К.Г. Психологические типы. М., Минск, 2006. 528 с.
6 Этчегоен Г. Эмпатия // URL: http: // www.psyjournal.ru / psyjournal/authors/detail.php?ID=2586; Ясперс К. Общая психопатология. M., 1997. 1056 с.
7 Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // URL: http: // www.psyjournal.ru /j3p/pap.php?id=20000105; Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М., 2002. 272 е.; Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1894. С. 148-150; Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник статей. М., 1990.368 с.
Роль эмпатии в решении социальных конфликтов исследуется в работах Б.Х.Бгажнокова, И.О.Елеференко, А.Самарина 1 . Их интересует проблема нравственности и толерантности в эмпатии.
А.А.Бодалев впервые вводит термин «эмпатическая культура», а Б.Х.Бгажноков исследует культуру, сформировавшуюся под влиянием сопереживания, которую он называет «культурой эмпатии».
Таким образом, проведенный анализ работ предшественников, исследования которых имеют непосредственное отношение к выбранной диссертантом теме, дают основу для развития трактовки концепции культурная эмпатия.
Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день недостаточные, но разнообразные и противоречивые точки зрения относительно сущности эмпатии не дают целостного философско-культурологического осмысления эмпатии как культурного феномена и его роли в культуротворчестве.
Рабочая гипотеза состоит в том, что эмпатия взятая как интеграция образно-чувственного и логического аспектов познания позволит обосновать, что данный феномен является атрибутивным свойством культуры и < основанием для духовно-эстетической и культуротворческой активности человека.
Объект диссертационного исследования - эмпатия как феномен культуры.
Предмет исследования — специфические свойства, структура и форма проявления эмпатии в культуротворчестве.
Цель диссертационной работы: проанализировать сущность и целостность культурной эмпатии в философско-культурологическом аспекте.
1 Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003; Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 27-40; Самарин A.H. Социальная эмпатия: у истоков солидарного сознания // URL: http://www.prospekts.ru/rus/nashe/socialnaya_empatiya_u_istokov_solidarnogo_soznansoz2008-10-17-55-46.htrn.
Достижение данной цели в диссертации предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть процесс зарождения и эволюцию представлений об эмпатии в философском, культурно-историческом контексте;
- выявить и обозначить дефиниции эмпатии;
- обосновать необходимость рассмотрения эмпатии как философско-культурологического понятия;
- сформулировать определение феномена культурной эмпатии;
- обосновать, что эмпатия является необходимым условием духовно-эстетического творчества;
- определить специфику феномена эмпатии как одного из сущностных свойств культуры.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили сочетание системного, структурно-функционального и исторического подходов; принцип детерминизма; психологические и философские концепции по проблемам эмпатии, а также теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы в сфере культурологии, философии, психологии, эстетики.
В диссертации использовались философские идеи Е.Басина, Э.Ильенкова, В.Пузыревского; эстетические и психологические идеи Л.Выготского, Т.Гавриловой, Т.Липпса, С.Маркуса, К.Роджерса; культурологические и этнологические идеи Б.Х.Бгажнокова о культуре эмпатии; экзистенциальная культурологическая концепция Р.Г.Нугманова, суть которой — понимание культуры как стремления личности к всестороннему гуманистическому самосовершенствованию.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс зарождения эмпатии обнаруживается на самом раннем этапе развития человеческого бытия посредством ее механизмов - проекции и интроекции. Можно выделить основные этапы историко-логического процесса становления эмпатии:
- этап генезиса эмпатии в исторической философской рефлексии (начиная с Античности вплоть до эпохи Возрождения);
- этап возникновения дефиниций эмпатии;
- современный период формирования представлений о феномене эмпатии как философско-культурологического понятия.
2. Философско-культурологическое осмысление эмпатии предполагает ее рассмотрение в рамках одной из основных проблем культурологии — «природа и культура». Эмпатия имеет две грани: природную и культурную. Природная эмпатия есть феномен человеческой природы, как неосознанная реакция на психическое состояние другого, а культурная эмпатия представляет осознанную продуктивную эмоциональность, выступающую условием культуротворческой активности человека.
3. Культурная эмпатия представляет в собой основополагающую способность к творческой деятельности, к эффективному взаимодействию в общественно-исторической сфере;
4. Проникновение в современный мир человека новых технических устройств способствует возникновению нового культурного явления — виртуальной эмпатии, представляющей собой взаимоотношение в системе техники и человека, предполагающей одностороннюю эмоционально-чувственную связь.
Научная новизна результатов исследования определяется самим предметом исследования. Диссертация является первой попыткой целостного философско-культурологического анализа сущности культурной эмпатии. К новым результатам можно отнести следующее:
- на основе подробного анализа эмпатии в границах классической, неклассической и постнеклассической философско-культурологических парадигм рассмотрено зарождение культурной эмпатии как понятия и как феномена культуры;
- в область зарождения и развития эмпатии попадают обширные исторические периоды. При максимально широком понимании феномена в
исторической философской рефлексии, минимальная ситуация присутствия эмпатии заключается в наличии ее механизмов (проекции и интроекции), а результативное выражение процессов - идентификации.
— выявлены сущностные характеристики культурной эмпатии, что позволило дать расширенное определение данного явления, в котором оно осмысленно как эмоционально-чувственное восприятие культуры, совокупность выработанных человеком ценностей, ориентированных на эстетическую рационализацию мира и идею культуры творчества сочувственного, понимающего и сопереживающего сознания;
— предложено собственное определение феномена «виртуальная эмпатия», выработанное на основе анализа исследовательских работ;
— определена специфика репрезентации культурной эмпатии как одного из сущностных свойств культуры, главными чертами которой являются: духовно-нравственные переживания человека, его целенаправленная активная культуротворческая деятельность, восприятие другой культуры, сочувствие, понимание, сопереживание и сострадание к другому человеку или к другой культуре.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Обращение к ' работам ведущих исследователей в области философских, культурологических и других гуманитарных наук является важным этапом в изучении феномена культурной эмпатии. Эти материалы составляют определенную теоретико-методологическую базу для дальнейших исследований автора и других ученых в рамках различных направлений и дисциплин (по философии науки, философии культуры, эстетики). Выработанное понимание феномена «культурная эмпатия» как сущностного свойства позволит провести всестороннее исследование данного явления в области современных гуманитарных наук. Выводы и положения