автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Эпистемология в конце ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Желнов, Василий Макарович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Эпистемология в конце ХХ века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Желнов, Василий Макарович

Введение

Глава I. БАЗОВЫЕ "ИНТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ" ПОСТИЖЕНИЯ

§1. "Этгстема" как "интенциальная форма" постижения

§ 2. "Гносис" как "интенциальная форма" постижения

§ 3. "Теория" как "интенциальная форма" постижения

§ 4. "Восхождение" и "нисхождение" "по кругу"

§ 5. "Интенциальные формы" и "оформленные интенции" к постижению

Глава II ВЗАИМОСООТНОШЕНИЕ УЧЕНИЙ О БАЗОВЫХ

ОФОРМЛЯЮЩИХСЯ ИНТЕНЦИЯХ" К ПОСТИЖЕНИЮ

В КОНЦЕ XX ВЕКА

§1. "Теории познании": основные виды и тенденции развития

§2. "Гносеологии": основные виды и тенденции развития

§3. "Эпистемологии": основные виды и тенденции развития

§ 4. Парадоксы инноваций проблемного поля эпистемологии в различных философских направлениях конца XX века

§ 5. Досоветская и зарубежная русская философия о постижении конец XIX - первая половина XX века)

Глава III ПАРАДОКСЫ ИННОВАЦИЙ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА

§ 1. Философская мысль о постижении в советский и постсоветский периоды

§ 2. "Популяризаторски-консервативная" тенденция поисков синтетической концепций постижения"

§ 3. "Либеральная" тенденция поисков "синтетической концепции постижения"

§ 4. "Радикальная" тенденция поисков "синтетической концепции постижения"

§ 5. О парадоксах смены, коэволюции и констелляции обоснования эпистемологических принципов

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эпистемология в конце ХХ века"

Заключение.

Как для мировой, так и для отечественной философии характерны попытки преодолеть противоречивость изменяющегося проблемного поля современной эпистемологии, что неизбежно ведёт к стремлению "свести в одно целое" исследования, рассмотренные нами диахронический и синхронический моменты. В диссертации лишь намечены пути этих исследований. Подытоживая, суммарно результаты исследования можно изложить так.

Эпистема" - это такая базовая "интенциальная форма" ("оформляющаяся интенция") постижения, которая в прошлом возникла на его самом "крайнем уровне", а сегодня - активно заявляет о себе на "переднем крае" постижения. Она, с одной стороны, -постоянно предопределяется воспроизведением противоречий между иными "интенциальными формами" постижения, а с другой, - предопределяет все другие возможные "интенциальные формы" постижения. В том числе базовые: коммуникативно-символически смыслообразующие "гносисы" и рациональное познание, доходящее до создания "теории теорий". Эти два "противоположных" вида предопределения существовали как в прошлом (со стороны воздействия "пра-эпистем" на "пра-гносисы" и "пра-теории"), так и в настоящее время (в виде господства "нео-эпистем" над "нео-гносисами" и "нео-теориями"). Воздействие как на "пра-эпистемы" так и на "нео-эпистемы" всегда происходило неосознанно и в принципе не может быть осознанным. В этом суть "эпистемы". А значит - необходимость выделения такой "интенциальной формы" постижения именно сейчас, когда речь идёт не о создании рационалистических утопий и символически-коммуникативно оформленных мифов, а об учёте происходящих независимо от человека парадоксальных инноваций развития (креативного момента) сферы постижения. Современная философская мысль ставит вопрос не о навязывании человечеством своей воли миру, а об учёте парадоксальной противоречивости спонтанно возникающих новых противоречий, которые, если к ним "не приноровиться", могут уничтожить человечество. Отсюда - и краткая характеристика "эпистемы".

Прежде всего, из такого представления об "эпистеме" можно сделать ряд выводов о длительности и стабильности её влияния во времени, а также о характере преемственности. По сравнению с теориями и гносисами для эпистемы характерна эпохальная длительность, неизменная стабильность и сильная преемственность.

Далее, из такого представления об "эпистеме" можно сделать ряд выводов о характере присущей ей дискурсивности (постижении через "другое"), в частности о стабильности (на фиксированном отрезке времени) и "интенсивности" всеобщего проникновения в другие "интенциальные формы" постижения и выходе за их пределы вообще. По сравнению с "теориями" и "гносисами", для "дискурсивности эпистемы" характерны очень прочная стабильность и высокая интенсивность проникновения в другие "интенциальные формы" постижения.

Кроме того, из такого представления об эпистеме можно сделать ряд выводов о соотношении характера присущей ей дискурсивности со свойственной ей спецификой мышления (под дискурсивностью понимается "внешний процесс", а под мышлением -"внутренний"). Почти отсутствующая или слабая связь с мышлением (или зачаточный или примитивный характер дискурса). Это возможно при особом типе мышления, когда налицо: сильная связь с чем-то внешним и могучее эйдетически-символическое смысло-образование. Решительное противопоставление дискурсивности мышлению как высшему "враждебному" ей уровню. По сравнению с "теориями" и "гносисами", для "эпистемы" характерно слабое мышление (особого типа) наряду с сильной дискурсивностью.

Далее, из такого представления об эпистеме можно сделать ряд выводов о том, как мыгиление, входящее в такой тип дискурсивности, связанно с различными "способами существования" мышления в виде "типов языков" ("домов реальности"). А помимо этого - выявить насколько мышление этого типа дискурсивности "эпистемы" связано с языком. По сравнению с "теориями" и "гносисами", "эпистема" не всегда связана с языком, и именно с естественным.

Наконец, представление об "эпистеме" позволяют выяснить, какова степень эвристического воздействия развития языка через мышление и дискурсивность на характер эвристичности, присущий "эпистеме" вообще. "Эпистеме" присуща высочайшая степень неожиданной массовой эвристичности мышления двух разных типов: с одной стороны, -эвристичности мышления для сохранения стабильности по отношению к уже имеющимся тенденциям (допускается любое частное изменение, чтобы ничего не изменялось по существу), а с другой, - эвристичности неожиданного перехода "эпистем" к появлению нового, к преодолению господствующей тенденции и пассионарному переходу к возникновению совершенно иной тенденции (раз в тысячу лет).

О так понимаемой "эпистеме" и идёт речь в "эпистемологии сегодняшнего дня". Ведь "эпистемо-логия" - это учение (обсуждение и исследование) о заложенной в базовой "интенциальной форме" постижения органически соответствующий ей базовый "оформляющейся интенции" к постижению (установке, порыву, устремленности и т.д.), которая когда-то каким-то образом складывалась, действует в настоящее время и по сути в достаточной степени "предопределяет" будущее данного "слоя реальности постижения". Естественно, в сравнении с другими базовыми "оформленными интенциями" к постижению ("гносисами" и "теориями"), которыми занимаются соответствующие учения: "гносеология" и "теория познания". В них-то, в "эпистемологии", "гносеологии" и "теории познания", в той или иной степени проявляются указанные именно "интенции", правда, обязательно в той или иной степени (часто искажающе) "оформляющихся".

Среди множества возможных подходов к решению такой задачи мы выбрали несколько необычный, но, с нашей точки зрения, достаточно плодотворный в данном случае. Он состоит в попытке слить воедино общетеоретический, "филологически-герменевтический" и историко-философский подходы. В результате разделения аспектов у понятий "эпистеме" ("эпистеме просто сущего", "эпистеме сущего в целом" и "эпистеме бытия сущего") и "логос" стало проясняться внутреннее богатство понятия "эпистемология". А изменение представлений об инновациях проблемного поля эпистемологии в целом заставило пересмотреть уже и содержание "теорий познания" и "гносеологий", начавших ощущать доминирующую роль собственно "эпистемологии". По нашему мнению, ни конкретный состав проблем, ни идеи, направленные на решение этих проблем, а именно особенности подхода, интенциональная направленность рассмотрения постижения позволяют включить мыслителей того или иного исторического периода в типологическое единство, несмотря на различие и даже противоположность их основных решений проблемы постижения. Казалось бы речь может идти о процессе создания новой единой концепции постижения человеком мира на "эпистемологической основе". Однако, как почти во всех процессах современного мира, стремлению к единству концепций противоречит сила традиций, и это, с нашей точки зрения, естественное и здоровое явление. Встает вопрос лишь о констелляции различных позиций, констелляции "теорий познания", "гносеологий" и "эпистемологий", хотя ведущая роль последней проглядывается достаточно определенно.

Констелляция теорий и парадигм вообще характерна для конца XX века. Парадигмы не сменяют друг друга и не отрицают друг друга, но накладываются одна на другую, сосуществуют в одно и то же время, игнорируя друг друга. Особенно отчетливо это видно, например, при взгляде на сосуществование различных религиозных позиций, даже в пределах одной конфессии. Они просто констеллируют и их сочетание носит случайный характер. Процесс взаимосвязи "тотальности" и "локальности" противоречив и определяет суть ведущей философской парадигмы конца XX века. Тенденции к тотальной интеграции и локальной дезинтеграции социума на фоне глобально-мировых проблем носят как субъективный, так и объективный характер. Это проявляется, в частности, и в интересующей нас области исследования. Неизбежна противоречивость попыток освоения новых объективных тенденций, специфических для процесса постижения мира человеком сегодня, и столь же неизбежно их субъективное неприятие, что определяет и пронизывает представление об "эпистемологии" наших дней, не говоря уже о "теории познания" и "гносеологии".

Итак, с нашей точки зрения, "эпистемология" предстает как реальная "гносеология" и "теория познания" последнего десятилетия XX века.

Этим определяются основные парадоксы эпистемологии и инноваций её проблемного поля в наши дни. Конечно, сделанный нами вывод никоим образом не решает проблемы достаточно полной характеристики парадоксов в инноваций эпистемологии в наши дни. Из множества парадоксов, которые обнаруживаются при этом, мы укажем лишь на следующие.

Сначала о парадоксах персонального исследования и изложения отдельных проблем в работах отдельных авторов. С одной стороны, каждый автор стремится найти свою оригинальную концепцию, которая бы отличалась от других, поскольку должна рассматривать проблемы под особым углом зрения, актуальном сегодня. С другой стороны -какую бы концепцию автор не развивал, он непосредственно зависит от той системы философских понятий, которые господствуют в мировом и отечественном философском сообществе. Причём при наличии современных средств связи (например "Интернета") всё сильнее и сильнее. Всё более резко встаёт вопрос о соотношении "национальной" и "мировой" философской проблематики. В частности это относится и к России. Здесь можно зафиксировать парадоксальность процесса "исследования" и "изложения" (в частности преподавания) эпистемологии в условиях постоянно возникающих требований: с одной стороны, - необходимости объяснения сложностей эпистемологических теорий (и просто теорий), а с другой - невозможность сделать это "на пальцах", в условиях упадка традиционно бывшего глубоким в России гуманитарного образования и духовности.

Затем, о связанных с предыдущими, социальных парадоксах. Это - парадоксальность при общей деструктивности всё же "имеющих место" конструкций эпистемологии., т.е. реального фактического отказа от прошлых теоретико-гностических ценностей прежней философской парадигмы, что приходит в противоречие с постоянно возникающей необходимостью более или менее отчётливо представить эпистемологические основания для конструирования новой философской парадигмы.

147

Теперь, можно зафиксировать и собственно теоретико-познавательные и гносеологические парадоксы. "Парадоксальность" самих инноваций проблемного поля эпистемологии можно характеризовать следующим образом. Речь идёт о парадоксальности "аффирмативности эпистемологии", что является, как уже говорилось, отражением парадоксальности аффирмативности парадигмы современной философии вообще, т.е. парадоксальности попыток "самоутверждения" человека через свои действия при принципиальной невозможности "самоутвердиться", из-за невозможности получения результата, достаточно адекватного задуманному.

Наконец, об онтологических парадоксах. Имеет место парадоксальность потери основания для проведения чётких разграничительных линий между разными сферами бытия и постижения бытия, тех оснований, которые казались незыблемыми в прошлом. Отсюда - парадоксальность смешения "логического и исторического", "абстрактного и конкретного", "субъективного и объективного" и т.д., т.е. потеря чётких оснований деления по всем частным "теоретико-познавательным" и "гносеологическим" вопросам.

Если всё это подытожить, то мы возвратимся к основному противоречию, даже парадоксу эпистемологии. Парадокс исследования эпистемологии состоит в том, что "эпистемологию приходится исследовать эпистемологически", т.е. эпистемология должна исследовать как бы саму себя.

 

Список научной литературыЖелнов, Василий Макарович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абеляр П. Логика "для начинающих". // Философские исследования, 1995, №1. - М.: МФФ, сс. 129-170.

2. Августин О граде Божьем. M.: Вагриус, 1997.

3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. M.: Coda, 1997. -343 с.

4. АвтономоваН.С. Впечатления из Бостона. // В (65), 1999, №5, сс. 53-70.

5. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга "Слова и вещи". // В (338), сс. 7-27.

6. АвтономоваН.С. Рассудок, разум, рациональность. -М.: Наука, 1988. -287с.

7. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: МФФ, 1998. -344 с.

8. Ado П. Что такое античная философия? М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 1999. -320с.

9. Адорно Т. Избранное: социология музыки. -М.-СПб.: Университетская книга, 1998.

10. Айер А. Я мыслю, следовательно я существую. // Логос. Вып. №8, 1996. М.: РГТУ, сс. 44-51.

11. Аквинский Ф. Дискуссионные вопросы об истине. // В (42), сс. 171-191.

12. Аквинский Ф. О единстве интеллекта против аверроистов. // В (42), сс. 192-213.

13. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М. :Политиздат, 1983. -367с.

14. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. Учеб. пособие для ВУЗов. -М.: Высш. шк., 1991. -с383.

15. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. Учебник для ВУЗов. М.:ТЕИС, 1996. -504с.

16. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М. .Наука, 1992. -112с.

17. Аллан Дж. Формы, трансформации и креативный процесс. // В (61), 1999, №4, сс.110-118.

18. Алпатов В.М. История лингвистических учений.-М.: ЯРК, 1998.-368с.

19. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М.: ДИК, Прогресс-Традиция; 1998, -528с.

20. Андреев Ю.Р. Цена свободы и гармония (этнопсихология). С.-Пб.: Алетейя, 1998.

21. Апель К.-0. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. //В (65), 1997, № 1, сс.76-92.

22. АрендтХ. Ситуация человека. Разделы 24-26 главы V. // В (65), 1998, №11, сс.131-141.

23. Аркадьев М. Креативное время, "археписьмо" и опыт Ничто. // Логос. Вып. №6, 1994.-М.: Гнозис, 1994, сс. 164-178.

24. Арош К, Анри П., Пешё М. Семантика и переворот, произведенный Соссюром: язык, речевая деятельность, дискурс. // В (150), сс. 137-157.

25. Аршинов В. Событие и смысл в синергетическом измерении. // В (296), сс. 11-37.

26. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999. -368с.

27. Ахиезер A.C. Об особенностях современного философствования I-III (взгляд из России). //В (65), 1995, № 12, сс.3-20; 1998, № 2, сс.3-18; 1999, № 8, сс.3-18.

28. Бабайцев А.Ю. "Эпистемология", "Гносеология". // В кн.: Новейший философский словарь. Минск: Изд-во «В.М. Скакун», 1999. -1350 с.

29. Бандуровский КВ. Основные положения теории "истины" у Фомы Аквинского. // В (42), сс. 159-170.

30. Барабашев А.Г. Философия как систематизация образного мышления. // В (364), сс. 17-24.

31. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.:Прогресс-Универс, 1994. -616с.

32. БатайЖ. Внутренний опыт. С.-Пб.: Аксиома, Мифрил, 1997. -336 с.

33. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи. М.: Изд-во гуманит. литры, 1998. -268 с.

34. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности (Трактат по социологии знания). -М: Academia-Центр, 1995. -321 с.

35. Бердяев Н.А. Истина и Откровение. С.-Пб.:РХГИ, 1998.

36. Бибихин В.В. Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева. // В (42), сс. 71-95.

37. Бибихин В.В. Новый ренессанс. М.: Прогресс-Традиция, Наука; 1998. -493с.

38. Библер В. С. История философии как философия: (К началам логики культуры). // Историко-философский ежегодник-'89. -М., 1989, сс.39-55.

39. Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). -М.: Политиздат, 1975. -399с.

40. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.-413с.

41. Бимель В. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций). Челябинск: Урал LTD, 1998. -282с.

42. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. Под ред. А.П. Огурцова. -М.: ИФ РАН, 1998. -265с.

43. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.:Логос, 1998. -240 с.

44. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. В 2х тт. -М. :Наука, 1963.

45. Борисов Е.В. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э.Гуссерля. // Логос. Вып. №1 (1999) 11 -М.: ДИК, 1999, сс. 65-83.

46. Боррадори Дж. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, МакИнтайром, Куном. 2-е изд., перераб. М.: ДИК-Гнозис, 1999. -208с.

47. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени. // В (65), 1993, №5, с. 96-98.

48. Бохеньский Ю. Сто суеверий.-М., 1993.-117с.

49. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. С.-Пб., 1898.

50. Бугай Д.В. Критика теории идей в "Пармениде" Платона. // В (65), 1997, №4, сс.136.

51. Буданов В. Г. Когнитивная психология или когнитивная физика. О величии и тщетности языка событий. // В (296), сс.38-66.

52. Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Соч. в 2 т. Т.1: Свет невечерний: созерцания и умозрения. Т.2: Философия имени. Икона и иконопочитание. М.: Искусство, С.-Пб.: Инапресс, 1999. -414с., -438с.

53. БурдьеП. За исторический рационализм. // В (305), сс. 9-29.

54. Бэкон Ф. Соч.: В 2 тт. М.: Мысль, 1972.

55. Вайсман Ф. Витгенштейн и Венский кружок. // В (19), сс. 44-68.

56. Васиевич A.JI. Историческая психология и закон. С.-Пб., 1998.

57. Васильев В.В. "Высшее проникновение" новоевропейской философии. // В (65), 1997, №1, сс. 107-119.

58. Васильева Т. Путь к Платону. Любовь к мудрости и мудрость любви. Взыскующие града. Письма и дневники. Хроника частной жизни. М.: Янус.К, 1998. -104с.

59. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. С.-Пб.: Университетская книга, 1999. -565с.

60. Верен Д.Ф. Кант, Гегель и Кассирер. Происхождение философии символических форм. // В (146), сс. 405-420.

61. Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. Научный журнал. М.: Изд-во МГУ.

62. Визгин В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации и знания. // В (65), 1995, №4, сс. 116-126.

63. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I, II. (кн.1). М.: Гнозис, 1994.

64. Вопросы истории естествознания и техники. Научно-теоретический журнал. -М.: Наука.

65. Вопросы философии. Научно-теоретический журнал. М.: Наука.

66. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.:Прогресс, 1988. -704с.

67. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М. :Искусство, 1991. -367с.

68. ГадамерХ.-Г. Что есть Истина? // Логос. Вып. №1, 1991. М.: Логос, сс. 30-37.

69. Гайденко П.П. Бытие и разум. // В (65), 1997, №7, сс. 114-140.

70. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева. // В (65), 1998, №4, сс.75-93.

71. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С. Л. Франка. //В (65), 1999, №5, сс. 114-150.

72. Гарнцев М.А. Проблема абсолютной свободы у Декарта. // Логос. Вып. №8, 1996. -М.: РГГУ, сс. 7-16.

73. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М., 1987.

74. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. -М., 1991.

75. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1994. -479с.

76. Гашкова Е.М. От серьеза символа к символической серьезности. В (219), Вып. №5, 1998, сс.85-95.

77. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 2кн. С.-Пб.: Наука, 1994.

78. Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа. С.Пб.:Наука, 1997.

79. Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З: Философия духа. М., с. 132

80. Гетманн К.-Ф. От сознания к действию. Прагматические тенденции в немецкой философии первых десятилетий XX века. // Логос № 1 (1999), 11. -М.:ДИК, 1999, сс. 19-45.

81. Гильдербранд Д. фон Что такое философия. С.-Пб.: Алетея, 1997. -374с.

82. Гиренок Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. М.: Аграф, 1998. -416с.

83. Гносеология в системе философского мировоззрения. Под ред. В.А. Лекторского. -М. :Наука, 1983.

84. Горных А.А. Англо-американская «Новая критика»: антропологические проблемы текста. //В (219), Вып. № 11. Язык. 1999, сс. 108-130.

85. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. // В (65), 1994, №1, сс. 59-60.

86. Грязное Б. С. Логика, рациональность, творчество. -М.:Наука, 1982.

87. Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. -М.: РГТУ, 1998. -191с.

88. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

89. Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. ОЖгапсе. Томск: Водолей, 1999. -160с.

90. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

91. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994.

92. Гуссерль Э. Картезианские размышления. С.-Пб.: Наука-Ювента, 1998. -315 с.

93. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их содержаниях. // В (264), сс.282-297.

94. Гуссерль Э. Парижские доклады. // Логос. Вып. № 2. М.: РГГУ, 1991, сс. 6-30.

95. Гутнер Г. Предельность философскою дискурса (Замечания по поводу книги «Событие и Смысл»), // В (296), сс. 257-265.

96. Дахин A.B. Познание, понимание, именование: три отношения человека к миру. // В (359), Т.З, сс. 319-320.

97. Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления. // Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

98. Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М.:Раритет; Екат.: Деловая книга, 1998. -480 с.

99. Делёз Ж. Лукреций и натурализм. // В (131), сс. 241-252.

100. Делёз Ж. Ницше. С.-Пб.: Аксиома, 1997, -186 с.

101. Делёз Ж. Фуко. -М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 1998. -172с.

102. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; С.-Пб.: Алетейя, 1998. -288 с.

103. Демидов С.С. Презентизм и антикваризм в историко-научном исследовании. // В (64), 1994, №3, с.3-12

104. ДерридаЖ. Письмо японскому другу. // В (65), 1992, №4, сс. 53-57.

105. ДерридаЖ. Эссе об имени,- М.: Институт экспериментальной социологии; С.-Пб.: Алетейя, 1998, -1920с.

106. ДерридаЖ. Difíerance. Томск: Водолей, 1999, сс.132-158.

107. ДилътейВ. Описательная психология. М. :Наука, 1993.

108. Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. -М., 1996.

109. Доброхотов АЛ. Мир как имя. // Логос. Вып. №7, 1996. М.: РГТУ, сс. 47-61.

110. Доброхотов A.JI. Мифологические и литературные мотивы гностицизма в свете спекуляивного метода Гегеля. // Мировое дерево.Вып. №6. М.: РГТУ, 1998, сс. 143152.

111. Дубровский Д.И. Полуправда: её природа и социальные функции. // В (328), 1990, № 11, сс. 17-20.

112. Дэвидсон Д. Когерентная теория истины и познания. // В (219), Вып. № 11. Язык. 1999, сс. 245-259.

113. Дюфрен М. О Морисе Мерло-Понти. // В (131), 1998, сс. 96-109.

114. Жильсон Э. Философ и теология. -М.: Гнозис, 1995, сс. 59-61.

115. Жукова И. И. Философия. Учебник. Изд. 4-ое, исправленное и дополненное, -Минск: НТЦ-АПИ, 1999. -211с.

116. Звеерде Э. Ван дер. Конец русской философии как русской? // В (65), 1998, №2, сс.127-135.

117. Звеерде Э. Ван дер. Подготовка Возрождения: некоторые мысли о советской историографии философии. // Русская философия во второй половине XX века: Сб. Обзоров и рефератов. -ч.1. -М.: ИНИОНРАН, 1999, сс. 146-180.

118. Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? (Провокационные заметки) // В (61), 1998, № 1, сс. 5-22.

119. Иванов A.B. Запад-Россия-Восток (сравнительно-типологичвокий анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций). М.: Изд-во МГУ, 1993. -72с.

120. Иванов A.B. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. -130с.

121. Иванов A.B. Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М.: Изд-во МГУ, 1998. -31с.

122. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. 2-е изд. доп. -М.:Политиздат, 1984. -320с.

123. Ильин B.B. Классика неклассика - неонеклассика: три эпохи в развитии науки. // В (61), 1993, №2, сс. 16-16-34.

124. Ильин В.В. Критерии научности знания. М.: Высш. шк., 1989. -128с.

125. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. -М.: Изд-во МГУ, 1993. -168с.

126. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994. -136с.

127. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М.: Интрада, 1998. 255с.

128. Ильин ИИ. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. T.I М.: Интрада, 1996. -256с.

129. Ильин И.А. Путь к очевидности.-М.: Республика, 1993.-431с.

130. Ингарден Р. Примечания к французскому переводу Картезианских размышлений. // Гуссерль Э. Картезианские размышления. С.-Пб.: Наука, 1998, сс. 295-311.

131. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. -Томск: Водолей, 1998, сс. 306-317.

132. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций. // В (65), 1998, №12, сс.37-59.

133. Исаков А.Н. Квазисовременная структура исторического сознания. // В (219). Вып. №3, 1997. История, сс.43-54.

134. Исторические типы рациональности. Т. 1. Под ред. В.А. Лекторского. Т. 2. Под ред. П. П. Гайденко. -М.:Наука, 1995.

135. ЙонасГ. Гностицизм (Гностическая религия). С.-Пб.: Лань, 1998.-384с.

136. Калиниченко В. К метакритике понятия интенциональность у Эд. Гуссерля. // Логос. Вып. №10. -М.: РГГУ, 1997, сс. 65-80.

137. Каменский З.А. История философии как наука. М.:Наука, 1992.

138. Каменский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса. //В (65), 1995, №2, сс. 61-66.

139. Канке В.А. Основы философии. М.: Логос-Высш.Шк., 1999.-с.

140. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. С.-Пб.: Наука, 1999. -471с.

141. Кант И. Критика чистого разума. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. // Кант И. Соч. в 6т. М.: Мысль, 1964-65. Т.З; Т. 4. Ч. 1.

142. Кантор K.M. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории. // В (65), 1997, №3, сс.31-47.

143. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка. // В (19), сс. 69-89.

144. Касавин ИТ. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. С.-Пб.: РХГИ, 1998. -408с.

145. Касавин И. Т. Порус В.Н. О перспективах эпистемологии. // Наука в культуре. Под ред. В.Н. Поруса,- М., 1999.

146. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. С.-Пб.: Университетская книга, 1997. -447с.

147. Кассирер Э. Кант и проблема метафизики. Замечания к интерпретации Канта М.Хайдеггером. //В (146), сс. 377-401.

148. Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре наук о духе. // Философия культуры. -М.: ИНИОНРАН, 1998, сс.37-66.

149. Кастанеда Г.Н. Художественный вымысел и действительность. // Логос. Вып. № 3 (1999) 13 -М.: ДИК, 1999, сс. 69-102.

150. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. -416с.

151. Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды. М., 1990.

152. Кезин A.B. Теория познания в междисциплинарном аспекте. // В (330), сс.9-12.

153. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков. // В (65), 1996, №2, сс. 137-144.

154. Киселёв В.Н. Современная философская теория познания: проблема наименования. //В (359). Т.З, с. 339-343.

155. Киященко Л. П. Онтология событие философской мысли. // В (296), сс. 88-123.

156. Киященко Л.П. Что знание понимает в знании? // В (364), с. 999

157. Классен Э.Г. Признанное и осознанное (возвращение к старой проблеме). // В (328), 1990, №5, сс. 107-109.

158. Князева E.H. Эволюционно-эпистемологические аргументы в защиту когерентности истины. // XI Международная конференция. Логика, методология, философия науки. В 10 т-х. -Москва-Обнинск, 1995. Т.1, сс. 116-120.

159. КожевА. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, 1998. -208с.

160. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. -М.: Республика, 1997. -240 с.

161. Козловский П. Современность постмодерна. // В (65), 1995, №10, сс. 85-94.

162. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели. //В (65), 1995, № 7, сс.59-78.

163. Колопотин М.В. Рорти о Дэвидсоне: мнимая и реальная прагматика коммуникации. //В (219), Вып. № 11. Язык. 1999, сс. 97-107.

164. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления. // В (328), №6, 1991, сс. 16-29.

165. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. -512с.

166. КопнинП.В. Введение в марксистскую гносеологию.-Киев, 1966.

167. Крапивенский С.Э. Общий курс философии. Волгоград: Либрис, 1999. -с.

168. Кубрякова Е.С., Демъянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. -М.: Филология, 1996. -245с.

169. Кувакин В. Личная метафизика надежды и удивления. М.: Коффи, 1993. -224 с.

170. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991. -200с.

171. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеч. существования: Учеб. для студентов вузов, обучающимся по экон. спец. и направлениям М.: ИНФРА-М, 1999. -517с.

172. Кузнецова H.H. Презентизм и антикваризм как дилемма историко-научного исследования. // Время и бытие человека. М.: ИФ РАН, 1991, сс.62-87.

173. Кузнецова Н.И., Шрейдер Ю.А. Российская философия второй половины XX века в лицах. //В (65), 1999, №2, с.167.

174. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Олимп, 1998. -538с.

175. Кун Т. Структура научных революций. -М.: Прогресс, 1975. -287с.

176. Кюнг Г. Религия на переломе времен. Тринадцать тезисов. // Мировое дерево. М.: ИВГИРГГУ, 1993, №2, сс. 65-76.

177. Кюнг Гв. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей. //Логос. Вып. № 6. -М.: РГГУ, 1994, сс. 117-126.

178. Кюнг Гв. Когнитивные науки на историческом фоне. Заметки философа. // В (65), 1992, №1, сс. 41-51.

179. Кюнг Гв. Мир как ноэма и как референт. // В (19), сс. 302-322.

180. Кюнг Гв. Онтология и логический анализ языка. М.: ДИК, 1999. -240с.

181. Лакан Ж. "Я" в теории Фрейда и в технике психоанализа. (1954-55) М.: Гнозис-Логос, 1999, сс.395-416.

182. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. -М.: Медиум, 1995. -235с.

183. Ланц Г. Интенциональные предметы. // Логос. Вып. № 9. М.: РГГУ, 1997, сс. 42-53.

184. Лебедев С.А. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания. //В (61), 1992, №3, сс.3-9.

185. Лебедев С.А., Полозова И.В. Метафора как средство познания: Традиционная и нетрадиционная модели // В (61), 1993, №4, сс.

186. Левин Г.Д. Непрофессионалы в профессиональном споре // В (65), 1996, №1, сс.174-185.

187. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. С.-Пб.: ВРФТТТ 1999. -с.265.

188. Левинас Э. Диахрония и репрезентация.//В (131), 1998, сс. 141-161.

189. Левинас Э. Философская интуиция. // В (131), сс. 110-140.

190. Лейбниц Г.В. Соч. в 2-х томах. М. Мысль, 1992.

191. Лекторский В.А . Зимние заметки о летних впечатлениях. // В (65), 1999, №5, сс. 3337.

192. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980. -359с.

193. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология). // В (65), 1999, №8, сс.72-80.

194. Лешкевич Т.Г. Постнеклассическая методология: эволюция парадигмы фундаментальной философии. // В (61), 1998 г., №6, сс. 57-70.

195. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; С.-Пб.: Алетейя, 1998. -160 с.

196. Лиотар Ж.-Ф. Феноменология. // В (219), Вып. № 7. Сознание. 1998; Вып. № 11. Язык. 1999, сс. 243-256; 287-297.

197. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики. // В (65), 1995, №1, сс. 95-105.

198. Лобковец Н. Что случилось с томизмом? // В (65), 1997, №1, сс.93-106.

199. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. -М.: Республика, 1998.

200. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Книга 1-2. -М.: Искусство, 1994. -656с.

201. Лосев А.Ф. Самое само. //Миф. Число. Сущность. -М., 1994.

202. Лосев А. Ф. Философия имени. // А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. M., 1990.

203. Лосский И.О. Чувственная, интелектуальная и мистическая интуиция. -М.:Республика, 1999.

204. ЛотманЮ.М. Культура и взрыв.-М., 1992.

205. Лошаков P.A. Диалог как принцип эпистемологии. // В (359), Т.З, сс. 357-358.

206. Магазов С.С. Новая онтология уже есть. Где новая эпистемология? // В (359). Т.З, сс. 364-367.

207. Майоров Г.Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии. // Логос. Вып. №2, 1991.-М.: Логос, 1991, сс. 139-151.

208. Мак-ИнтайрА. Интервью. //В (65), 1996, №1, сс. 91-100.

209. Малахов В. Возможна ли философия по-русски? // Логос. Вып. №8, 1996. М.: РГТУ, сс. 117-131.

210. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации.-М.: Аграф, 1997.-320с.

211. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления (январь 1981 года). М.: Прогресс-Культура, 1993. -352с.

212. Мамардашвили М.К. Стрела познания (набросок естественноисторической гносеологии). -М.: Школа Языки русской культуры, 1997. -304с.

213. Маритен Ж. О человеческом знании. // В (65), 1997, №5, сс. 106-117.

214. Марк Аврелий Наедине с собой. Размышления. С.-Пб. :Кристалл, 1999.

215. Марков Б.В. От феноменологии сознания к аналитики телесного бытия. // Очерки феноменологической философии. С.-Пб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. Ун-та, 1997, сс. 465.

216. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908.

217. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд., репринтное. М.: Восточная лит-ра РАН, ШЯРК, 1995. -408с.

218. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С.-Пб.:Ювенал, 1999.

219. Метафизические исследования. Периодическое издание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. С.-Пб.: Алетейя.

220. МикешинаЛ.А. Теория познания: проблемы и перспективы. // В (359), Т.9, с. 189.

221. Микешина JI.A. Философия познания XXI век. Синтез когнитивных практик // Вестник РФО, 1999, № 3 (11), сс.22-31.

222. Микешина Л.А. Эпистемология на XX конгрессе философов. // Вестник РФО. М.: РАН-РФО, 1998, № 4(8), сс. 16-22.

223. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. -240с.

224. Милитарев Ю.А. Этимология слов со значением "творение". // Вопросы древневосточной культуры. Даугавпилс, 1982, сс. 24-25.

225. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997. -с.

226. Миронов В.В. Специфика гуманитарного познания и философия как интерпретация (деконструктивизм или конструктивизм?). // В (61), 1998, №6, сс. 3-29.

227. Миронов В.В. Философия: Учебник для высшей школы. М.: КноРус, 1998. -238с.

228. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. -М.: Прогресс-Традиция, ДИК; 1999. -284с.

229. Молчанов В.И. Одиночество сознания и коммуникативность знака (к публикации Введения и I Исследования II тома Логических исследований Эдмунда Гуссерля -Husserliana XIX(I), Haag: Marnius Nijhoff, 1984 ). // Логос. Вып. № 9. M.: РГТУ, 1997, сс. 5-24.

230. Мотрошилова H.B. Анализ предметностей сознания в Феноменологии Э. Гуссерля (на материале второго тома Логических исследований). // В (263), сс. 63-99.

231. Налимов В.В. Вселенная смыслов. // Общественные науки и современность. 1995, № 3, сс. 122-132.

232. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А . Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. -М.: АО АКРОН, 1995. -432с.

233. НансиЖ.-Л. В ответе за существование. // В (131), 1998, сс. 306-317.

234. НансиЖ.-Л. Corpus. M.: Ad Marginem, 1999. -255c.

235. Научные и ненаучные формы мышления. Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. -М., 1996.

236. Неретина С. С. Автор и дискурс. Опыт словаря средневековой культуры. // В (42), сс. 39-47, 96-158.

237. Никитин E.H. Нисходящий эмпиризм. // Философия науки. Вып. I: Проблемы рациональности. - М.: ИФ РАН, 1995, сс. 87-104.

238. Никитин E.H. Исторические судьбы гносеологии. // Философские исследования. 1993. №3.

239. Николай Кузанский. Об учёном незнании. // Николай Кузанский. Соч. в 2тт., т.1 -М. Мысль, 1979, сс.47-184.

240. Николис Дж. Хаотическая динамика лингвистических процессов и образование паттернов в поведении человека. //В (65), 1997, №3, сс.85-89.

241. Ницше Ф. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1994.

242. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Библейская Русь: Рус.-ордын. империя и Библия. Новая мат. хронология древности. В2т. М.:Факториал, 1998. Т.1.-687с.; Т.2.-592с.

243. Огурцов А.П. Благо и истина: линии расхождения и схождения. // В (42), сс. 5-38.

244. Ойзерман Т.Н. Принцип познаваемости мира. // В (328), 1990, №10, сс. 9-12.

245. Ойзерман Т.Н. Существуют ли абстрактные истины? // В (65), 1999, №6, сс. 13-25.

246. Ойзерман Т.П. Философия как история философии. С.-Пб.: Алетейя, 1999. -447с.

247. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М. :Республика, 1991. -338с.

248. Отье-Ревю Ж. Явная и конститутивная неоднородность: к проблеме другого в дискурсе. //В (150), сс. 54-94.

249. ПатнэмХ. Философия сознания,- М.:ДИК, 1999. -240с.

250. Пешё М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия. // В (150), сс. 225-290.

251. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. //В (65), 1993, №5, сс. 54-63.

252. Пирс Ч. Фиксация веры. // В (219). Вып. № 10. Религия. 1999, сс. 167-182.

253. Платон Софист. //Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993, сс.275-345.

254. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. С.-Пб.:Алетейя.

255. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.

256. Поппер K.P. Теоретико-познавательная позиция эволюционной теории познания. // В (61), 1994, №5, сс. 17-25.

257. Поппер K.P. Эпистемология без познающего субъекта. // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

258. Порус В.Н. Основные тенденции современной теории познания. // В кн.: Наука в культуре. -М.: Наука, 1997.

259. Порус В.Н. Рыцарь Ratio. // В (65), 1995, №4, сс. 127-134.

260. Порус В.Н. Спор о научной рациональности между Т. Куном и К. Поппером. // В кн.: Философия науки. Вып. 3: Проблемы анализа знания - М.: ИФ РАН, 1997. -сс.

261. Порус В.Н. Цена "гибкой" рациональности. О философии науки Ст. Тулмина. // В (65), 1999, №2, стр. 93.

262. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции. // В (65), 1997, №2, сс. 93-111.

263. Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989.

264. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1988.

265. Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986.

266. Пул Р.Э. Русская диалектика между неоидеализмом и утопизмом (Ответы Вл.С. Соловьеву). //В (65), 1995, №1, сс. 70-94.

267. Райнах А. О феноменологии. Доклад в Марбурге, январь 1914 года. // Логос № 1 (1999) 11. М.: ДИК, 1999, сс. 48-64.

268. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997.

269. Рашковский Е.Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст. // В (65), 1996, №2, сс. 86-93.

270. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма. // В (65), 1995, № 4, сс.35-54.2 71. Рикёр П. Кант и Гуссерль. // В (131), сс. 162-193.

271. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. (Очерки о герменевтике) М.: Academia, 1995. -412с.

272. Робен Р. Анализ дискурса на стыке лингвистики и гуманитарных наук: вечное недоразумение. //В (150), сс. 184-196.

273. Родин A.B. Об условности истины и локальности блага. // В (42), 48-70.

274. Родин A.B. Тезисы о возобновлении понимания.//В (364), с. 160.

275. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху элинизма. М.:Наука, 1988.

276. Розанов В.В. О понимании: Опыт исслед. природы, границ и внутр. строения науки как цельного знания. С-Пб.: Наука, 1994. -539с.

277. Розов М.А. Презентизм и антикваризм две картины истории. // В (64), 1994, №3, с. 13-23.

278. Рокмор Т. К критике этики дискурса. // В (65), 1995, №1, сс. 106-117.

279. Рорти Р. Прагматизм, Дэвидсон и истина. // В (219), Вып. №11. Язык. 1999, сс. 260286.

280. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосиб.: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997. -320с.

281. Руднев В.П. Витгенштейн и XX век. // В (65), 1998, №5, сс.37-41.

282. Рытин М.К Террорологики. Тарту, М.:Эйдос, 1992. -221с.

283. Сартр Ж.-П. Воображение. // Логос. Вып. № 3. М. : РГГУ, 1992, сс. 98-116.

284. Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность. // В (264), сс.318-320.

285. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. С.Пб.: Изд-во С.-Пб. Гос. ун-та, 1996.

286. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. С.-Пб.: РХГИ, 1998. -480с.

287. Свирский Я. Смысл события (на фрактальной кромке безумия). // В (296), сс. 173202.

288. Сендерович С. Ревизия юнговой теории архетипа. // Логос. Вып. №6, 1994. М.: Гнозис, 1994, сс. 164-178.

289. Серио П. Как читают тексты во Франции. Вступительная статья. // В (150),сс. 12-53.

290. СёрльД. Логический статус художественного дискурса. // Логос. Вып. №3 (1999) 13 -М.: ДИК, 1999, сс. 34-47.

291. Сидоров А.И. Проблема гностицизма и синкретизм античной культуры. // Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982.

292. Сидоров А.И. Современная зарубежная литература по гностицизму. // Современные зарубежные исследования но античной философии. М., 1978.

293. Синтонен М. Творчество и открытие. // В (61), 1999, №4, сс. 101-110.

294. Смагин Ю.Б. Язык магии в средневековой религиозности. // В (219), Вып. № 11. Язык. 1999, сс. 131-139.

295. Событие и Смысл (Синергетическнй опыт языка). М.: ИФ РАН, 1999. -279с.

296. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. -400с.

297. Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. С.-Пб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. -218с.

298. Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. С.-Пб., 1996. -119с.

299. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М.:Изд-во МГУ, 1999. -349с.

300. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л.Витгенштейна и К.Поппера. М.:Наука, 1988.

301. Соловьёв B.C. София. Начала вселенского учения. // Логос. Вып. №2, 1991; Вып. №7, 1996. -М.: Логос; РГГУ, сс. 171-198; 145-167.

302. Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999. -911с.

303. Солонин К.Ю. «Отсутствие мыслей» и чань-буддииское учение об уме. // В (219). Вып. №7. Сознание, сс.67-81.

304. Социологос постмодернизма. S/A'97. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. -М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. -236с.

305. Ставцев С.Н. Герменевтическая тема в хайдеггеровских текстах. // В (219). Вып. № 11. Язык. 1999, сс. 86-96.

306. Стёпин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого. //В (65), 1997, №5, сс.3-14.

307. Стёпин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995. -384с.

308. Степун Ф.А. Встречи. -М.: Аграф, 1998. -256с.

309. Суровцев В. А. Интенциональность и практическое действие (Гуссерль, Мерло-Понти, Рикёр). //В (131), сс. 13-26.

310. Сухачев В.Ю. Иитенциональный и аинтенциональный сценарии аналитики феноменальности сознания. //В (219), Вып. № 7. Сознание. 1998, сс. 30-45.

311. Табачникова C.B. Мишель Фуко: историк настоящего. // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996, сс. 396-443.

312. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.:Гнозис, 1994. -208с.

313. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.:Наука, 1987. -240с.

314. Теория познания. Под ред. В.А. Лекторского и Т.И. Ойзермана. М., 1991-1995. Т. 14.

315. Тиллих П. Мужество быть. // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. -М. :Юристь, 1995. -479с.

316. Тищенко П. Смерть: Событие и Смысл (наброски). // В (296), сс. 203-256.

317. ТодоровЦ. Теории символа. -М.: ДИК, 1998. -408с.

318. Торчинов Е.А. Гносис и гностицизм (вступительное слово). // В кн.: Йонас Ганс Гностицизм (Гностическая религия). С.-Пб.: Лань, 1998, сс.3-9.

319. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.-М.: Республика, 1994.-432с.

320. Тулмин Ст. Человеческое понимание. -М.: Прогресс, 1984. -320с.

321. Тюхтин B.C. Разработка Тодором Павловым проблемы отражения. // В (328), 1990, №1, сс. 21-31.

322. Уайтхед А.Н. Наука и современный мир. // Уайтхед А.И. Избранные работы по философии. -М.: Прогресс, 1990, сс.56-254.

323. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия. // В (65), 1993, №4, сс.92-105.

324. Фейерабенд П. Очерки методологического анархизма. // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986, сс.

325. Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М.: Наука, 1991. -253 с.

326. Философия не кончается. Из истории отечественной философии XX века. в 2кн. Кн.1: 20-50-е г.; Кн. 2: 1960-80-е г. М.:Роспен, 1998. -717с.; -767с.

327. Философские науки. Научный образовательный просветительский журнал. М.: Гуманитарий.

328. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. -840с.

329. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. М.: Русский Двор, 1998. -с.246. (19751).

330. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. // Франк С.Л. Сочинения. -М.: Правда, 1990.

331. Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. С.-Пб., 1995.

332. Франк С.Л. Свет во тьме: Опыт христиан, этики и социал. философии. М.: Факториал, 1998. -255с.

333. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. -М.: Касталь, 1996. -448с.

334. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С.-Пб.: Университетская книга, 1997. -576с.

335. Фуко М. История сексуальности-Ш: Забота о себе. Киев: Дух и литера, Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. -288 с.

336. ФукоМ. Рождение клиники.-М.: Смысл, 1998.-310с.

337. ФукоМ. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. С.-Пб.: A-cad, 1994. -406с.

338. Хаак С. Очередные похороны эпистемологии. // В (65), 1995, №7, сс. 106-123.

339. Хабермас Ю. Познание и интерес. // В (328), 1990, №1, сс.90-99.

340. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса. // В (65), 1994, №10, сс.53-67.

341. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. -451с.

342. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. -447с.

343. Хайдеггер М. О существе и понятии cpvcn^. Аристотель "Физика" |3 1. - М.: Медиум, 1995. -110с.

344. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // В (65), 1989, №9, с. 139.

345. Хайдеггер М. Положение об основании. С.-Пб.: Алтейя, 1999. -289с.

346. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. -464с.

347. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. М.: Высш. шк., 1991. -192с.

348. Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969. // В (65), 1993, № 10, сс. 123 -151.

349. Хёйзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. -416 с.

350. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // В (65), 1994, №10, сс. 112-123.

351. Хилл Т. И. Современные теории познания. -М.: Прогресс, 1965.

352. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия. // В (65), 1993, №4, сс. 106-114.

353. Хоркхаймер М., Адорно Т.-В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. -М.-СПб.: Медиум, 1997. -310 с.

354. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. -448с.

355. Хюбнер К. Критика научного разума. М.: ИФ РАН, 1994. -294с.

356. Цоколов С.А. Радикальный конструктивизм: эпистемология без онтологии? // В (328), 1999, №№ 2, 3.

357. Чанышев Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение (Статья пятая) //В (61), 1999 г., №1, сс.3-19.

358. Человек-Философия-Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений участников Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 9 томах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та, 1998.

359. Чернейко JI.O. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.:Филология, 1997. -320с.

360. Черненко С.В. Weltanschaung как феноменология веросознания. // В (219). Вып. №7. Сознание. 1998, сс.53-66.

361. Черняков А.Г. Онтологическая дифференция и темпоральность. // В (65), 1997, №6, сс. 136-151.

362. Черняков А.Г. В поисках утраченного субъекта. // В (219). Вып. №6. Сознание, cc.ll-38.

363. Что значит знать? Обучение, понимание, сознание. Сб. Науч. ст. под ред. Гутнера Г.Б., Катречко СЛ. -М.: ЦГИ, 1999. -204с.

364. Чуешов В.И. Введение в современную философию. 2-ое издание. Минск:Терра Систем, 1998г. -с124.

365. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М. :Политиздат, 1984. -232с.

366. Шел ер М. Феноменология и теория познания. Формализм в этике и материальная этика ценностей. // Шелер М. Избранные произведения. М.:Гнозис, 1994, сс. 195258; 259-337.

367. Шестакова М.А. Функции здравого смысла в герменевтике Гадамера. // В (61), 1999, №4, сс.98-100.

368. Шичалин Ю.А. Истина и история. // Логос. Вып. №7, 1996. М.: РГГУ, сс. 62-80.

369. Шичалин Ю.А. «Осевые века» европейской истории. // В (65), 1995, № 6, сс.75-86.

370. ШликМ. О фундаменте познания. // В (19), сс. 33-49с.

371. Шохин В.К Санкхья-йога и традиция гностицизма. // В (65), 1994, №. 7/8, сс. 188-207.

372. Шпет Г.Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. -Томск: Водолей, 1996. -192с.

373. ШрагКО. Хайдеггер и Кассирер о Канте. // В (146), сс.421-437.

374. Щедровицкий Г.П. Методология и наука. // Философия. Наука. Методология. М.: Шк. Культ. Политики, 1997. -656 с.

375. Эзер Э. Динамика теорий и фазовые переходы. // В (65), 1995, №10, сс.37-44.

376. Эко У. Зеркала. // В (219). Вып. №11. Язык. 1999, сс. 218-244.

377. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. С.-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. -с.431.

378. ЭлиадеМ. Очерки сравнительного религиоведения. -М.:Ладомир, 1999. -488с.

379. ЭлиадеМ. Структура символов (фрагмент). // В (219). Вып. № 10. Религия. 1999, сс. 141-151.

380. Эпштейн М. К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху. // В (65), 1999, №6, сс. 59-72.

381. Юлина Н.С. Философия Карла Поппера: мир предрасположенностей и активность самости. //В (65), 1995, №10, сс. 45-56.

382. Юлина Н.С. Очерки по философии в США. XX век. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -304с.

383. Юм Д. Исследования о человеческом познании. // Юм Д. Сочинения в 2 т. М., 1965. Т. 2.

384. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991, -304с.

385. Язык и наука конца 20 века: Сб. статей. М.: Рос.гос.гуманит. ун-т, 1995. -432 с.

386. Яковлев В. А. Философские принципы креативности. //В (61), 1999, №5, сс. 98-103.

387. Ясперс К Философская вера. // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527с.

388. Albert H. Traktat über kritische Vernunft. Mohr. Tübingen. 1968. p. 13.

389. Baumgarten A.G. Aesthetica, iterum edita ad exemplar prioris editionis annorum 1750-58 spatio impressae; praepositae sunt Meditationes philosophicae de nonnulis ad poema pertinentibus ab eodem auctore editae anno. Barii, 1735.

390. Bernet R, Kern /., Marbach E. Edmund Husserl: Darstellung seines Denkens. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1989. -240 s.

391. Bloor D. Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. N-Y, 1983.

392. Bourdieu P. Homo Academicus. Cambridge: Polity Press, 1990.

393. Campbell D. T. Evolutionary Epistemology // In (428), p. 100.

394. Carnap R. Inductive Logic and Science. // Proceedings of American Academy of Science. -1953, vol.80, №3, p. 195.

395. Cassirer E. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. -B., 1906-1920.

396. Cassirer E. Leibuiz' System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen. Marburg, 1902.

397. Dean M. Critical and effective histories: Foucault methods a history sociology. L., N.Y.: Routledge, 1994.

398. Dennett D. Artifical Intelligence as Philosophy and Psychology // Dennett D. Brainstorms. -Cambridge (M), 1981.

399. Deppert W. Mythische Formen in der Wissenschaft: Am Beispiel der Begriffe von Zeit, Raum und NaturGesetz. // Wissenschaftliche und Außerwissenschaftliche Denkformen. Moskau, 1996. s.274-291.

400. Der junge Dilthey. Ein Lebensbild in Briefen und Tagebüchern 1852-1870. Stuttgart, 1960.

401. Dïles H. Die Fragmente der Vorsokratiker. Frankfurt a Mein, Suhrkamp, 1974.

402. Dreyfys H., Robinow P. Michel Foucault, Un parcours philosophique. Paris, 1984. pp. 345-346.

403. Dürkheim E. The elementary forms of the religious life. London: Allen and Unwin, 1976 19121.

404. Eley L. Die Krise des Apriori in der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. -Martinus Nijhoff, Den Haag, 1962. -146s.

405. Förster J. Ch. Vergleichung von Gharaktern dreier berühmter Weltweisen der neueren Zeiten, nämlich Leibnitzes, Wolffs und Baumgartens. Halle, 1763.

406. Foucault M. Dicipline and Punish: The Birth of the prison. London: Pinguin Books, 1991-334p.

407. Foucault M. History of Systems of Thought: Summary of a course given at College de France 1979-1971. // Foucault M. Languge. Counter-memory. Practice, (ed. by D. Bouchard) - Ithaca, N.Y., Cornell University press, 1993. 199-204p.

408. Foucault M. Prison Talk // Power-knowledge: Selected interviews and other writings, 19721977. -N.Y: The Harvester Press, 1980. 37-54p.

409. Foucault M. Two lectures. // Foucault M. Power-knowledge: Selected interviews and other writings, 1972-1977. N.Y: The Harvester Press, 1980. 78-109p.

410. Gadamer H.-G. Die phänomenologische Bewegung. // In: H.-G. G. Kleine Schriften III. -Tübingen, 1972. 150-189s.

411. Gadamer H.-G. Lob der Theorie. Reden und Aufsatze. Frankfurt a Mein, 1985.

412. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns 3., durchdes. Auff. Frankfurt a Mein, Suhrkamp, 1985. - Bd. 1-2.

413. Habermas J. Justification and Application. Remarks on Discourse Ethics II Habermas J. Moral Consciousness. Cambridge, 1993. p.2.

414. Harre R,Gillett G. The Discursive Mind. L., 1994.

415. Hartman N. Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin, 1965.

416. Hartman N. Einführung in die Philosophie. Göttingen, 1949.

417. Harvey Charles W. Husserls phenomenology and foundation of Natural Sciences. Athens: Ohio University Press, 1989. -260p.

418. HeideggerM. On the way to language.-N.Y., 1971.

419. Heidegger M. Sein und Zeit. Zwölfe, unver. Aufl. -Tübingen, 1972, s. 191-230

420. HeldK. Einleitung. // Edmund Husserl. Die phänomenologische Methode. Ausgewalte Texte I. Philipp Reclamjun. GmbH. & Co., Stuttgart, 1990. 5-53s.

421. Hubner K. Aufsteig vom Mythos über den Logos zur Wissenshaft. Eine wissenschaftstheoretische Frage. // Wissenschaftliche und Außerwissenschaftliche Denkformen. Moskau, 1996. 47-60s.

422. Husserl E. Die phänomenologische Methode. Ausgewalte Texte I. Philipp Reclam jun. GmbH. & Co., Stuttgart, 1990. -300s.

423. JacobiK. Methode der cusanischen Philosophie. München, 1969, s. 181

424. Klaaren E. Religious origins of modern sceince. Grand Rapids, 1977.

425. KoyreA. La révolution astronomique. Paris, 1961.

426. LandgrebeL. The phenomenology of Edmund Husserl: six essays. Ithaca, London: Cornell University press, 1981. -21 Op.

427. Learning, Development, Culture. Esseyes on Evolutionary Epistemology. Ed. H.C. Plotkin. Chichester, 1982.162

428. Lorenz K. Die angeboren Formen möglicher Erfahrung. // Ztschr. für Tierpsychologie. B., 1943. Bd. 5. S. 352

429. Lorenz K. Kant's Doctrine of the a priori in the Light of Contemporary Biology. // (428), p.123.

430. Maritain J. A Maritain reader. Selected writings. Ed. by Donald and Idella Gallagher. -N.Y., 1966. p. 62.

431. Maritain J. Distinguer pour unir ou Les degrés du savoir. Paris, 1940. p. 142.

432. Naddaf G. L'origine et l'évolution du concept grec de phusis. Leviston Queenston -Lampeter. - The Edwin Mellen Press, 1992

433. Nozick R Philosophical explanations. Cambridge (Mass.): The Belknap press of Harvard Univ. Press. 1981.

434. Oeser E. Die evolutionäre Theorie. // Philosophie-Wissenschoft-Politik: Festschrift Wien. -N.Y., 1985-s.25.

435. O'Farrel C. Foucault: Historian or Philosopher? London: Macmillan, 1989. -196p.

436. PiagetJ. Introduction a l'epistemologie genetique. Paris, 1950. T. 1-3.

437. Picht G. Der Sinn der Unterscheidung von Theorie und Praxis in der griechischen Philosophie. //Evangelische Ethik. 1964.

438. Plotkin H.C. Evolutionary Epistemology and Evolutionary Theory. // (428), p. 3

439. Popper K. Objektive Knowledge. Oxford, 1972. P. 172

440. Popper K, Eccles J. The Self and its Brain. An Argument for interactionism. Berlin, N.Y., L., 1997, p. 538.

441. Poser H. Regeln als Denkformen. Über Wahrheit und Konvention in den Wissenschaften. // Wissenschaftliche und Außerwissenschaftliche Denkformen. Moskau, 1996. 104-114s.

442. Quine W.V.O. Epistemology naturalized. II H.Kornblich. Naturalising epistemology -Cambridge, London, 1958, p.25

443. Rudolf K. Die Gnosis. Leipzig, 1971.

444. Schenke H. Die Gnosis-Umwelt des Urchristentums. Berlin, 1965.

445. SnellB. Theorie und Praxis. // Die Entdeckung des Geistes. Hamburg, 1955.

446. Van Reit G. Problèmes d'epistémologie. Louvain-Paris, 1960. P.9

447. Vollmer G. Evolutionäre Erkenntnisstheorie. Stuttgart: Hirzel, 1975. S. 102.

448. Wittgenstein L. The Blue and Brown books. Oxford, 1978.

449. Zeiler Ed. Über Bedeutung und Aufgabe der Erkenntnisstheorie. Hdlb., 1862.

450. Zweerde E. Van der. Soviet philosophy the ideology and handmaid: A historical a. Critical analysis of Soviet history of philosophy. - Njumegen, 1994. -612p.