автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Эпистолярные речевые жанры: прагматика и семантика текста
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эпистолярные речевые жанры: прагматика и семантика текста"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСШНШЙ ЗАОЧНЫЙ ПВДШШЕСЕИЙ ИНСТИТУТ
Сасгдаализнрозшшшй совег К П3^25Л1
На правах рукописи
вжютадт Еязпа Михайловна
ЗШЕТОЛЗШБ РМЕВИЕ Ш: ПРАГ1АТИКА И СШШ&к ТЕКСТА.
Специальность ]Г) ^)2Л31 - русский язык
ШОВКШВАГ-даоовртацин ва соискание ученой отепани кандидата филодогичвоклх наук
Москва - 1991
<"7 v:' '■/ Y- \ • '
Работа выполнена в Московском педагогическом, государственном университете диени В.'ИЛевг'а.
: Научный, руководитель - кацдвдаг филологических паук, Дог цент вадаилим:
\ ' ОфЕдаалыые опнсшагы - доктор фидоаогЕческпх не^к,- профессор Н'.юэтюсш; Еандида« филологических наук ЫХШШВА.
: ,' Ведущая организация - Инсгатув русского языка шД'.С#уши
1 ' Защита диссертации сосгоитея г* го
з часов на заседаний специализированного совета К 113^25."01 ггрц Мооковакоы государственно« заочной педагогической пнстзуага Цоокрч, Верхняя Радищев. .;ая улГ, 18'^
С дассерсацае! ыожно ознакомиться в библиотеке МШШ.
| . Автореферат разослан _ АЛ 1591 г. '
Ученый секретарь _ _
специг тизиро ванного совете Кы^^у : ■ Л^ГЯШАЕЕЙ.
Актуальность исследования. Проблема речевых жанров принадлежит к числу сравнительно новых я мало разработанных в лингвистике. Поставленная з работах MJ.1 .Бахтина™ как задача разрабо^си общей теории речевого нанра аа основе анализа конкретных яанров а яанровых групп, эта проблема до настоящего времени не может
считаться решенной, несмотря на появление ряда работ в этой об. f
ласти. Поэтому по-преанему актуальной, является интеграция результатов и методики исследований,""ароводишх в рамках разных направлений общей теории текста., 3 связи с этим, первоочередной характер приобретают многоаспектные исследования конкретных жанров и сопоставительный анализ яанров художественной и нехудожественной речи.. Актуальностью названных проблем объясняется выбор в качестве предмета исследования группы эпистол':-;ннх яанров, более дру- ' гих подходящих для решевш общих, проблем теории текста и речевого кайра» поскольку письмо занимает промежуточное полокенке ыэяду разговорной и книяной речью, с зндартлзпрованкьт и нестан-дартизароваянши речевыми. Дорнами, легко поддается трансформации при сохранении определенной жанровой устойчивости и вступает в мекяанровое взаимодействие.. . .
Дельт настоящей работы является разработка методики описания механизмов текотообразсвания а структуры текста в аспекте лингвистики текста, теории речевых актов ц теории референции применительно к группе эпистолярных жанров'^ В связи с этим решаются : следуйте конкретные задачи;
I) сопоставление комыунЕкахавных ситуация, в которых функ-
s Бахтин М'ЛЛ. Проблема речевых аанров//Бахтин МЛ.' Эстетика
словесного творчества. М.ЛЭ79.
•
> ' Í ■'■.. . ... . .- . . /" ■
циониругаг различные эпистолярные Еанры и канровые ыодицинации;
2) вшпзл: иие типичных речеактовых структур высказываний, использующих эпистолярную фора/, и средств их языкового выражения;
3) выявление референтна льны;. закономерностей, дейсгвущих в различных зпно то лярных ганрах;
4) описание общих прищшов организации повествования во вторичных эпистолярных жанрах и выявление перлокутивных эффектов, обусловленных использованием эпистолярной формы;
5) определение номенклатур;!,жанров, входящих-в эпистолярную квазиааировую систему, а построение классификации эпистолярных 2"нров а
Научная новизна работы - в принципиально новой подходе к исследована» речевых лавров с позиций теории текста, лингвистической прагм .ши, теории речевых актов, теории референции и лингвистической поэтики. Определены понятия, на основе которых даетоя комплексное описание речевого ланра: коммуникативная ситуация, первичные и вторичные речевые акты и зшнры, простые и сложные речевые акты, коммуникативные оно ниш, жанровая транс-цозицвя а модификация, квазитанровая система. Выявлены специфические признаки эпистолярной и литературной коммуникативных ситуаций, типичные речеакгоша структуры разных писем, закономерности построения эпистолярной хштеракции, рзференциальнне механизмы эпистолярных жанров, особенности художественного повествования, организованного в эпистолярной, форме; построена клас- , шф1_.ацая эпистолярных капров, принципиально отличающаяся от уаа имеющихся?* широтой охвата материала в комплексный характером.
й См. .работы АЖД^яшиноЯ и Е.И.Фориановсной, Еегтузш Нажуа, ЦСЛСааровой. •
Иооледовая в аспекте яанра до сих пор мало изучавшийся русский эпистолярный литературный материал.
Матерадлом исследования служат русские эпистолярные текст разных напрев (120 наименований). Это по преимуществу эпистолярные литературнне произведения конца ХУИ - XIX веков: очерки, повести, путешествия, сатирические журналы и некоторые другие жанры»' Предметом изучения является и отдельное писъыэ как единица членения анализируемых текстов (апистоляршй макротекст), и l .ксто-яярное произведений в целом (эпистоляряий макротекст). В качестве ' источника для сопоставления с шзюьмои в литературе слулшш письма русских писателей;. А'Душэаа, М.Дершнтова, АЛахова. Для шшь страции отдельных, положений использовались таюш произведения XX века. ^
. иёта дологической" о о ново й исследования является даалекгико-матзриалистнческ^|;:поаиУакие языка кas. средства общения, неразрывно связанного 6 развитием фора о С ественного сознания, и рассмотрение фактов языка и речи в единстве формы и содеркавия. В работе использовались как структурные, так и конструктивные негодна в связи с репенкец конфетных задач применялась метод наблюдения а -общелиитвистЕческого описания материала, статистический; а трансформационный метода.
-Теоретическая значимость работы - обосновании принципов описания конкретного речевого жанра и группы жанров, в определении специфика эпистолярных, текстов, что имеет значение как для общей теории текста, гак, и для теории речевого жаара.
Практическая ценность полученных результатов - в возможности их применения в разработке спецкурсов и спецсеминаров по синтаксису текста, стилистике, лингвистическому4анализу текста, ре' I
чевой коммуникации, теории текста, а такие в преподавании теории дате згурьг л исгораа русской литературы ХН века.
Апробация работы. Основные положения д результаты исследования были Езлогеш в докладах, на конференции молодых ученых фа~ культета русского языка а литературы ШГУ имени В'ЛОешша (февраль 1988), иеавузовской. конференции "Проблемы взаимодействия метода, стиля и еаира в литературе" (Свердловск, март 1289), в докладах на аспирантском объединении кафедры русского языка ШГУ имени В.И.Ленина.
Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глав, -аключения, списка источников и использован,. ^й литературы (с выделением библиографии по шистоларнш текстам) и трех приложений: Прилокенла & I - таблица параметров классификации эпистолярных текстов, Приложение 12- схема эпистолярной квазижан-ровои системы, Приложение й 3 - хронологический указатель эпи-, столярных литературных произведений.
Во "Введении." обоснован выбор теш, показана ее актуальное^ дана общая характеристика исследуемого эпистолярного материала, тенденций развития русской эпистолярной культуры; представлены основные этапы филологического изучения эпистолярных текстов; определены аспекты изучения письма в настоящей работе;;.сформулированы-цель и задачи а введены базовые теоретические понятия.
Под текстом понимается произведение речевой деятельности, существенный признаком которого является выраженная лингвистически или экстралднгвистически ограниченность, обусловленная 1
►
его относительной смысловой самостоятельность» и завершенность^ того фрагмента речевой коммуникации, манифестацией которого ■ явился данный текс*.. Коммуникативная намеренность и осмыслен-
ность текста проявляются в наличии в нем макроструктуры, обусловливающей его связность и законченность. Макроструктура отражает, во-первых, типические условия и цели речевой коммуникации, а во-вторых,' специфические черты объекта речи, характерного для этого вида речевой коммуникации. Благодаря наличию макроструктуры текст приобретает не только линейную, синтаксическую (в райках широко понимаемого социокультурного.диалога), но и типологическую, парадигматическую соотнесенность с другим, текстами.
Эпистолярным, ш называем всякий текст, имеющий структурные •и/ила функциональный призвала письма, независимо от того, предназначается он для осуществления реальной эпистолярной коммуникации или для ез взобракения, то есть от того, используется . эпистолярная'форма аа уровне макроструктуры текста или на уровне составляющих текст микроструктур. Соответственно различаются собственно письма а квазшшсьма.
Эпистолярная деятельность, представляет собой особый вид речевой коммуникации, которая вырабатывает специфические композиционно-речевые формы как "да отдельного коммуникативного акта (письмо), так в для интеракции в целом (разные типы совокупности писеи). Конкретное содераанае эпистолярной, коммуникации меняется в зависимости от социокультурных представлений и потребностей ее участников; на этой основе формируются относительно устойчивые типы речевых структур, различные речевые
. Под речевым ааиром. иы понимаем общую для текстов, функционирующих в сходных коммуникативных ситуациях, макроструктуру, отравающую свойства коммуникативной си*гуации и принцип
жанры.
линейного развертывания объекта речи; аанровое содеркание поаи-ие - тся как абстрактной представление о типичной коммуникативной ситуация и определяемом ев объекте речи.
На основании функциональное сбяносгд речевые ганры объеда-нлютея в жанровые системы," В случае ае о эпистолярными гаирами мы шееы дело с объединением презде всего на основе структурной обиден--та. Такое объединение речевых нанров цы называем кваза-аанровой системой."
Основой формирования типичных текстовых структур является процесс типизации речевых ситуаций. Для описания этого процесса ыы г --льзуецея понятней коммуникативной ситуации, под которой понижаем совокупность условий протекания речевого взаимодействия, определяющих структуру соответствующего высказывания (его композиционны«. л стилистические особенности). Характеризуя коммуникативную ситуации, мы учитываем следующие ее параметры:
1) участники коммуникации (адресант и адресат);
2) пространство кошушшацш» взятое в аспектах контакт-ностц/дистантности коммуникантов и постоянства/изменчивости;
3) время коммуникации, характеризуемое с точки зрения длительности, кратности, дискретности;
4) форма коммуникации (устная иди письменная);
5) основная коммуникативная функция.
" В одних случаях изменение параметров коммуникативной ситуации ведех к нанровой модификации (изменение жанровой структуры, обусловленное варьированием параметров коммуникативной ситуации при сохранении ведущей гаировой функции), в других -к жанровой транспозиции (использование конститутивных моментов жанровой структуры в иной коммуникативной функции и соответств;
щее этому изменение текстовой макроструктуры). Во втором случае возмогло появление коммуникативных: омонимов - если текст не получает спедвальних сигналов адекватной коммуникативной ситуации.
Каждый, тш коммуникативной ситуации порождает соответствующие ему устойчивые последовательности речевых актов, образующие вместе сложный речевой акт. Сложный речевой акт характеризуется как типом входадах в. него обязательных простых речевых актов, гад. д нх последовательностью.
При использовании исходного ^первичного) ганра в новой ком-■муникативной ситуации он превращается в жанр вторичный, в котором исходная коммуникативная ситуация опосредуется и становится предметом, изображения. Текст, не претерпевающий при этом структурных изменений, уподобляется косвенному речевому акту. <
В главе I, которая называется "Эпистолярный текст в условиях речевой коммуникации", в первую очередь рассматриваются признаки эпистолярной коммуникативно* ситуации.. Эпистолярная коммуникация относится, к. числу таких, которые Дк.Лайонз называет неканоническими5;: она представляет собой один из видов межличностного речевого взаимодействия, существенными признаками которого являются конкретность участников коммуникации, их пространственная. и/иди временная раздедешость, их функциональная "конвертируемость", письменная форма речи, а также то, что областью интенций коммуникантов является сфера их личных интересов..
Письмо относится к числу жестко адресованных речевых актов, с утратой адресата оно утрачивает емко л как письмо __ (приме-' ром- мохет сяушгь отчаянный протест героя романа Достоевского
35 Х^опз ЗетаиЬсэ. СатЬ'^це. 197&.
"Бедные ходи"' Макара Девушкина против прекращения переписки из-за ;;аэлухи с героиней, содержащийся в его последнем письме). Ад-ресовашюси, письма определяется межличностным характером данной тшуяшацш и.проявляется в отборе речевых актов, среди . которых преобладают вопроса, ишерагизы, комиссивц, этикетные речевые азе пи. Проявляется адресованасть не только с помощью . общих для всех адресованных речевых актов языковых средств (обращения, форма 2 лица, особое содержание высказывания а др.), но и специфическими средствами,; в раду которых особенно ярким является начальное обращение к адресату. Отсутствие обращения (как, например, в "Эпистоле о русской языке" АХ^-ларокрва) является сигналом тавровой трансформации и в случае ванра дружеского литературного письма 'у арзаыасцев) превращается в стилистический п^дец. ■ '
"Амплуа" адресат^ соотносится с моделью адресанта. Адресант предстает в письме как конкретное лицо, что обусловливает необходимость подписи. При этом действует презумпция известности адресата пишущему, а не наоборот.
Выделяются два типа эпистолярной коммуникации: I) однонаправленная, которая может иметь линейный (с постоянным единственным адресатом) или радиальный (с постоянным мноаеотвеннын адресатом) характер; 2) обратимая коммуникация - переписка.'
Существенным признаком эпистолярной коммуникации, обусловленным пространственно-временной раздеденноегью и опосредованным характером коммуникации, является дискретность фаз коммуникаций.
Дастантность коммуникантов пороздает два вида речевых стр. тегий письма: стремление к ее преодолению, совмещению простраа
с гаснио-вреиегшнх планов комцувикантоз, для чего используются средства создания "иллюзий непосредственного общения", - и эксплуатация дастантностп (это свойственно пражде всего письму литературному). К числу средств создания "иллюзии общения" относятся обрисовка ситуации написании писька, описание вероятной ситуации получения и прочтения письма адресатом, использование дейкгдческих показателей вреиеви а пространства, использование знаков непосредственного выражения эмоций, самооценка нап данного, предвосхищение реакций собеседника и моделирование диало-та, воспроизведение отдельных особенностей устной речи адресанта. В то же время, контекст, в которой употребляются эти средства, обнаруживает их иллюзорный характер. .
Эпистолярная коммуникация имеет полифуякцяональвый характер,; чем обусловлено включение в письмо ваш? разных речевых актов и их свободная последовательность. Однако при этом эпист,_ -лярная форма речевой'коммуникации нг утрачивает той специфической функции, которая является для нее базисной, - функции ков-' тактной (фатаческой). Ее влиянием объясняется строение особой /йпттояяркой композиционной ряжи, включавшей обязательные кои-тактоустанавливавдие, контактоподтвердцающиз, контакторазмыкаю-щив и коатактопрогнозирующие речеша акты. Ведущая роль этой функции особенно отчетливо проявляется в этикетных письмах, содернание которых сводится к одному речевому акту,
......Специфика объекта эпистолярной коммуникации проявляется
в тематическом многообразии и мозаичности письма, а также в приближенности объекта речи к ее субъекту. Вхождением объекта коммуникации в сферу личных интересов адресанта и/или адресата определяются, иллокутивный и перлокутнвный эффект письма. Именш
- до -
поэтому сопрозовдавтея специальным обоснованием описания таких . o6ï3Ktob, ко-торы а ве маслятся однозначно, как зкачише для коммуникантов: "Вы езьявшш ыш хеданяе шегь самое верное изобра-нение знаменитейшего в Азии кумира, известного под именем Буд-ге или Шка-Муна" (¿'.Оленин. Беспрестанная ыолитва лаыаитов...).
Таким образом, эпистолярная коыадушйтшэная ситуация это вид роевой коммуникации, осуществляемой ызаду когшретншв. участниками в условшх дросгрансгвенво-вреценной раздеденности, посредством письменг-й формы речи, с цеяьв осуществления многоаспектного межличностного взаимодействия в характеризующийся неус тйчавой функциональной асшметрией и конвертируемостью адресанта и адресата.
Эпистолярная коммуняками осуществляется через ее включение в коммувика^-л более, гбщего типа - почтовую, в рамках которой . письмо является не средством общения, а объектом доставки. Этой цеди слуаиг особая внешняя "рамка" письма - конверт. Она se осуществляет охранную функцию:, отделяет непосредственных участников эпистолярной коммуникации от сторонних. Конверт, таким сб-„рязом, ькстуаагг как косвенный речевой, акт,, обращенный к двум группам слушателей.
Структура письма как слоеного речевого акта, вместе с обращающим конвертом, может быть представлена в виде схемы: :
)_i_почтовая коннуни кац.мй_;___'
_111 ист одари АР КДМН УНН к А И ИЙ_■
«rtfotHoTHt- I-;—*--—~: .~■ '
АК ктм» ,
, + к участим--f- Кейт**. +К«нтдк- ^Контлк- + Кгктдк- + Яигвг-
K.AW почт»- * Т.°.¥ЛТЛ\ ' -ттьпод- тепрегно- п>рл*ны- Нлтиь
toiiwînu- ÀfJ'ïïb 5HpVK>tiuà KAtOliuû
РЧА ТА" . >А РА .
цчи---• - _ -:-
е ru ^ « к ои* у н ч к А ч м
с ® J « /> «4 Л И. t4 t,
н и кацич
Письмо использует преимущественно гибкий способ построения гекста, а такке свободное присоединение тематических микротекстой.
Письмо как о'тдеяышй речевой акт.представляет собой, как [ранило* лишь фрагмент эпистолярной интеракции - эпистолярного даскурса, па основе которого со вторичной коммуникативной целью юрмнруются.олокнне текстовые структуры - переписка, собрание тс ем одного лица, тематическая подборка писем разных лиц и пи-¡ыда, полученные одним лицом (архив). Для эпистолярной интерак-даи релевантным является признак регулярности/нерегулярности : сошуникативной деятельности.
. От эпистолярных жанров, складывающихся в условиях эпиото-ирной коммуникативной ситуации, следует отличать те напри, которые функционируют лишь в сфере литературной коммуникации (опн-яолярный сатирический куриал, эпистолярное путешествие, эписто^ хярная повесть, послание и др.). Оововой яанровых транспозиций >лужит некоторое сходство меяду двуш видами коммуникативных си-гуацийг их опосредованный, характер и отсутствие тематических отграничений. Однако в условиях литературной коммуникативной ситу-щии трансформируется речеактовая структура письма.: оно в целом гревращаегся в косвенный информатив для читателя и служит для «обращения, а не осуществления эпистолярной коммуникативной зитуации. Кроме литературных: квазиписем должны быть выделены зща две группы: I) письма, совмещающие эпистолярную коммуника-;ию с какой-либо другой (например, деловое письмо), и 2) письма, совмещающие изображение эпистолярной коммуникаций с ее осу-, цествлением (например, друнеское литератураоё письмо) или осуществляющие последовательно собственно эпистолярную-а культур-' аую функции (например, опубликованные письма).
Способы использования ипекла в литературо многообразны:
1) построение литературного произведения в форме одного-письма, с перестройкой его тематической, структуры и включением новой легатекстовой рамка;
2) построение литературного произведения на основе сложных эпистолярных структур;
3) ешютодярные инклюзивы;
4) построение макротекста из зпЕсгодяршх фрагментов -целенаправленно выбранных отрывков ез подлинных или вымышленных, писем.
Публикация подлинных писем и сочинение письма именно с целью его функционирования как литературного факте, - два полюса . "веэпнетолдрного" использования кисеи. С целью усиления перло-кутивкого аффекта автор литературного эпистолярного произведения в некоторых случаях создает иллюзию подлинности писем (ИЛ? геиев. Переписка; И .Крылов. Почта дахов; М.Сукков. Российский Вертер). Латературчая функция эпистолярной форш снимает требО' ваше необходимости ее полноты, наполняет иным содержанием кои ститутйзные признаки письма. . •
При отсутствии в тексте письма четких указаний на то, о и кой кожникагизной ситуацией ош додано быть соотнесено, воз-ыокпа коммуникативная ошибка. Так, в рассказе А ."Чехова "Два ш ська" герой принимает эмоциональное письмо своего племянника с его признаниями в любви за. литературный факт и читает его все! соседям.
Эпистолярная квазижанровая система в целом может быть пр< . ставлена следующим образом:
I) собственно письма: частные (стандартизованные а несга! даршзоваяные), частные деловые, официальные;
2) письма в литературе:
а) литературнпе' письма (открытие писька, частице письма с литературным приложением, частике письма с -литера тур ним содержанием, издательская публикация писем, авторская обработка писем для публикации, дружеское литературное письмо);. 'б)квазиписьма:
- эпистолярные инклюзивы,
- эпистолярные литературные макроструктуры.
В диссертации специально рассматривается область эпистолярной периферии (открыли, телеграмма и др.) и зона переходных явлений неяду собственно письмами и литературными гшазиписьмами, а также ряд аномальных явлений эпистолярной коммуникации.
В конце главы I подводятся итоги описания эпистолярных .Таиров в аспекте теории речевых актов с применением понятия? тхпнф*-никативной ситуации:
1. Эпистолярная коммуникация является частью (и целйй)) Нб*-собственно-речевой коммуникации более общего вида - почтовой* коммуникации, в которой адресант и адресат выступай! как непосредственные участники, а лица,, обеспечивающие почтовую кошфт- : никацию, - как сторонние участники.
2. Условия и цели почтовой и эпистолярной комйуйИййций; обусловливают структуру текста письма - его обраШяющей чйСЗД1 (конверта) и "внутреннего текста".
3." Структура письма как слоаного речевого? акй» бН'рэдс&з^" ся иерархическим взаимодействием различных иллокуций на1 основа фатической функции.
4. Оатическая функция имеет систему уОтОЙЧйвйЗс бредетв' выражения в письме, составляющих, основу эпиотьлярйой
5. Отдельное письмо как речевой акт является фрагментом эпистолярной иитеракцпи, основными формами ко торой представляется серия писем одного лица константному адресату а переписке создающие/эпистолярные'тексты слоеной структуры.
6'. Критерии классификации гдистояярных аанровых образований представляют собой иерархическую систему.
?. Речевые яанровыа структуры, складывающиеся на основе использования "простой", (письмо), "слокной" (серия писем, nepi писка) и комбинированной (шгсьма к одному адресату, фрагменты переписки в условиях'разных коммуникативных ситуаций) форлы, объединяются на основании „общности формальных признаков в'каа зинанровую эпистолярную систему, в, которой выделяются, две осн ■ вне группы: собственно письма и письма творческого характера (литературные письма и квазшисьма в.. литературных произведена
Глава II называется "Референциальные механизмы в эаисго-' лярных текстах" и посвящается рассмотрению двух основных труп эпистолярных яануов - собственно писем и писем в литературе,' .Под референодальным механизмом, понимается закреплений в самоз текстовой структуре .принцип ее соотнесения с внеязнковой дей( вительностью. В этой главе рассматриваются способы решения в ' ' эпистолярных saspax субъект-субъектных (адресант-адресат) и субъект-объектных отношений, закономерности использования де: ' тических элементов с субъектным, пространственный а временны значением, референциальные особенности используемых именных ракений, обозначающих участников коммуникации, правила модел розания денотативного пространства, способ построения цепоче корефереятных связей. В главе два раздела.
Рездел первый обращен к собственно письмам. Письмо, кал литературное произведение, имеет опосредованную, письменную
у, однако,в отличие от вето, адресовано конкретному лицу и не редназпачено для публикации. 3 результате изучения референци-льпых механизмов в первичных эпистолярных га прах делаются сле-ующие выводы:
. I. Для эпистолярной коммуникативной ситуации существенно аличие двух референтных планов: референтной ситуации и ситуа-пи общения.
2„ Неканонический характер эпистолярной коммуникации про-вляется в отсутствии общего для участников коммуникации поля рения, в. связи с чем возникает необходимость экспликации при-наков коммуникативной ситуации.
3. Текстопоровдение в условиях, эпистолярной коммуникации тдичаегся совмещением признаков двух речевых реаимов; дискур-¡ивного и нарративного^
4. В связи с этим эпистолярная коммуникативная ситуация |бусловливает действие двух противополокных тенденций: перЕая ¡вязана с усилением прагматической зависимости референции тек-;та, она ведет к увеличении числа языковых выранений с прагматической определенностью (общность референции этих, выражений . лля обоих участников коммуникации обусловлена наличием фонда об-цего знания, ыногоактовым характером коммуникации и экспликаци-зй признаков1 ситуации речи для говорящего в тексте письма); зторая ведет к ослаблении прагматической зависимости-(от "веще-лвенных предпосылок высказывания"), конкретный адресат эписте-лачески уравнивается с обобщенным образом читателя, увелкчива- , згоя число языковых выражений с логической определенностью, спивается зависимость содержания высказывания от ситуации речи» Действие названных тенденций ведет к появлению трех, оппозиций эпистолярных текстов: а) "интимные" письма (фонд общего знания
определяется по отношению к конкретному.адресату) и "открытые письма (фонд общего знания определяется по отношению к открыт классу адресатов); б) письма с "эпистолярным секретом"- (опера тивная память охватывает несколько спастолярных эктое) и авто нодгаые письма (в зона оперативной памяти находится лишь данны эпистолярным акт); в) актуальные высказывания (моделирующие с гуацин речи и эксплицирующие соотнесенность с ней) и неактуал нце высказывания (абстрагирущаеся от ситуации речи).
. 5".. В с л гуацЕЕ речи в эпистолярной коммуникации^ отличие от непосредственной устной коммуникации, про колодат разделен! двух точек референции: локализованной в сфере адресанта и лог лизованной в сфере адресата. В связи с этим дейктические зна! времени и пространства ("здесь" и "сейчас") для участников'кг мушмации имеют разную референцию:, так, фразы "здесь душно". I "сейчас ночь" в устной и эпистолярной коммуникациях буду^ приняты по-разному.
6. Приоритетной для письма является точ!;а зрения говорящего; в подписи приоритет отдается точке зрения адресата.
7. Складывающиеся в эпистолярном гекстз цепочки анафори оках связей ("рефереяциалыше истории") характеризуются смен точек референции (адресант, адресат, сторонний наблюдатель) тем, что могут иметь йе только интертекстуальный, но и экстр текстуальный характер (охватывать группу писем). ..
8. ЭзьстолярныЙ текст, с одной стороны, фиксирует прост равственно-временную оппозицию гозоряцего и слушающего, а с гой стороны, о помощью различных приемов создает "эффект при сутстзия", иллюзию совмещения двух точек референции.
9. В эпистолярном тексте действует тенденция прибливеш денотативного пространства, в котором локализуется объект ре к говорлесму - за счет сокращения пространственней и времен} дасгяад;■»:.
Набяюдение над референциалышш аспектами литературных эпк-юлярных текстов во втором разделе главы II привело к установ-ению .следующих закономерностей:
1." В литературном эпистолярном тексге, как и в собственно исьме, совмещаются нарративный я дискурсивный реаамы речи, при том усиление нарративных признаков "маскируется" экспликацией разнаков дискурса.
2. Дейкгачаские показатели времена и пространства (в про-зведениях, состоящих аз серии писем), а такие субъекта речи
адресата (в произведениях, где несколько персонажей участвует эпистолярной коммуникации) приобретают признак дистрибутивной проделенносги и становятся средством формирования единого изо-разяемого пространственно-временного континуума а моделарова-ия образов автора и читателя.
3. Изображенный мир метонимическим или метафорическим спо-обом соотносится с миром реальным.
4. При наличии в литературном произведении знаков локализа-ии в реальной действительности моделируемой эпистолярной си-уации (через географические координаты, календарные даты) про- • зведению сообщается признак документальности; огсутсгшэ таких ' наков превращает эпистолярное произведение в наглядно-пример-ое описание, характеризующееся роферепциаяьной двойственностью.
_ 5. Использование в тексте знаков прагматической-определености, нарушение правил употребления в повествовательном тексте мен'собственных и (редко) местоимений 3 лица, преобладание но- „ инаций с точки зрения персонака-адресанта усиливает субъектив-о-лирическое начало в произведении, ведет к "вовлечению" чи- / ателя в изобраиаешй мир, к усилению эшатии.
Глаза ИГ - "Структура эпистолярного повествования" - отличается от предыдущих превде всего своим прикладным характерам.' На основе закономерностей, взделеннкх в главах I к II; здесь рассматриваются те особенности эпистолярного художественного по-вествпвакЕЯ, то его сталисглческие эффект, которые обусловлены выбором композиционно-речевой форкы.. С згой.цель» берегся наиболее репрезентативный из литературно-худоаесуаенных жанров -канв эпистолярной повести (проанализировано около 50 произведений 3 главе характеризуется тот культурный фон, на котором происходило соединение письдза с аанрзм повести. Здесь в первую очередь отмечается активное,распространение эпистолярной культуры в'начале XIX века и поиск новых композиционно-речевых форм в рг.мках.романтического и реалистического направлений литературно-худояе-ственного творчества..
Зпистолярное повествование характеризуется как разновидном; повествования от I лица, с присущими ему установкой на достоверность, особой субъективностью, четкой фиксацией пространственно-временных позиций рассказчика." Среди специфических признаков эпа столярного повествования выделяются:
I) обязательные (подчеркнутая направленность текста на адресата а его параметризация, локализация во времени и пространстве процесса рассказывания в целом и его фрагментов, првблиае-нке повествователя к персон::¿у и одновременное дистанцирование автора-публикатора и повестпователя-персрнака, превращение процесса рассказывания не только в средство,' но и в предмет изобра. кеиия, сокращение дистанции между субъектом и объектом речи, ко-глркй входит в пространство и время говорящего);'
2) факультативные (смена "точки зрения", членение повест-вания да однотипные фрагменты, совмещение функций повествовали и персонажа)'.
В связи с принятым в диссертации пониманием структуры по-ствования в главе III рассматриваются способы моделирования .раза рассказчика, читателя, пространсста, времени'. Рассгатре-
такке проблема связности эпистолярного художественного текста/ результата сделаны выводы, что структура эпистолярного худо-стенного повествования характеризуется следующими признаками:
- моделированием как субъекта речи, так и ее адресата;
- изображением процесса повествования, его'локализацией во емени и пространстве относительно географических координат и pecara;
- равенством интересов читателя а конкретного' адресатам
- дискретным характером процесса повеотвованйя а зкеплика— ей его длительности;
- приближенностью момента речи к каядому из моментов' фа— льного действия;
- жестким характером последовательности фрагментов повеет—: ваная (микротекстов); ■■.
- локальность»- и субъективным характером изображаемого- пра-ранства; г
- - моделированием особого воображаемого эпистолярного мира;
- взаимодействием линейного и композиционно-иерархического' . пов связности.
В "Заклачеаид" подведены итога работы, намечены перспекта— i дальнейшего исследования.
ххх
По' теме диссертации опубликованы следующие, работы:.
IV Русская эпистолярная, повесть 20-50-х годов XIX века: К вопросу о соотношении понятий "эпистолярный СТИЛЬ" I "эпвсголярннй еанр!' // Проблей взаимодействия метода, стадя и канра в литературе." Свердловск, 1989; ЧТ I. (( а.л.) '
2." Русская эпистолярная литература ХУПНОХ веков в. аспек' категории Бремени.'. МИГУ имени ВЛ1.Ленина; М;,1991 // Дел.' НШОН ЛН СССР & 44 670 от гЭ.'Оо.^.' (0,8 а;Л.1) .
31' Художественная фушщия эпистолярной формы в романе ФЗЛ.'Достоевского "Бедныа люда". МГУ кмени'В;и;Ленина I,Г.",1991 // Деп; ШЮН АН СССР Я 44 671 от гЭ'.ОБ.^!. . (о ;'9 а л- ;) ' ■ _
4» Парадоксы эпистолярного повествования // русский язык в школе. 1991; 6.' (0,5 а;л.") ..