автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Эпитет в таджикской эпической поэзии

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Азамова, Малохат Шарофовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Эпитет в таджикской эпической поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эпитет в таджикской эпической поэзии"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАдаИКИСТАН ИНСТИТУТ ЯЗ/КА И ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ. ГУДАКИ

На праве* рукописи

АЗАМОВА ЫАЛОХАТ ЙАРОЮВНА

31ИТЕТ В ТАДИ1ЮОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ 10.01.09 - {юльклористшса

Авторофарат

дассартацня на учоиоЯ стелена

»¿идидата филологических наук,

Ду^ашбе - 1996

Работа вуподионл в Институте язшга, и литературу км. Fy-даки Академии иаук Республики Таджикистан.

Научный руководитель - заслуженный деятель науки Республики Таджикистан, доктор филологических наук, академик Р.Аыонов.

Официальные оппонент - доктор филологических наук, профессор Садом Махдиев

кандидат филологических наук Равшан Рахметов

Ведущая организация - Таджикский государственный университет.

Защита диссертации состоится " "_1006 г.

в_часов иа ааседании Диссертационного Совета Д 10.01.09

пс защите диссертаций на соискание ученой степени квядадата наук при Институте языка и литературы иы. ^даки All Республики Таджикистан по адресу: 734025, г .Душанбе, пр.1^Д£ки, 2i

С цкссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудою АН Республики Таджикистан

Автореферат разослан " " ' 1996 г.

Уче:агЯ секретарь Диссертационного Совета

кандидат филологических наук, ЛгЛу.т.г>Г х.шодинулов

г 'Г ,

ОЕЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность теми. 3 капе время - время революционных перемен, когда особое взимание уделяется гуманитаризации общества, когда на перлыЯ плен выдвигается человеческий фактор и увеличивается кнтв5»с к духовному соверяенствоваг.ив личности, - в поле ярения, прежде всего,оказывается то, что играет больвув роль в формировании мировоззрения, а это, естественно, пив»лает роль эстетических ценностей в комплексном развитии все* членов общества. Весь этот круг проблем в сгэте нового мышления вновь становится объектом особого изучения и исследования. И в этом направлении фольклор, народно«» творчество играет особую роль. В сознании духовней жизни людей, особенно народов Востока, в том числе таджиков, которые психологически склонна к поэтичности, важное место занимает художественное творчество, лирическое и героическое стихотворение я, конечно же, фольклор, котернЯ является неотъемлемой часты) духовной жизни таджикского народа, более того, фольклорные произведения раскрывав? один из аспектов его мировоззрения н эстетического видения. В этом плане весьма важным является всестороннее ксследоваг-ие поэтического виденля создателей народам*. произведений, средств художественного г возражения, в том числе, Тбяой распространенной иоогичэской фигуры к» эпатет.

Цель я задачи исследования. Одна из основных проблем таджикской фольклористики заключается и исследовании жанровей природы, поэтических особенностей и художественгмх фигур широко применяемое в народных промчедениях. Такое исследование не только поможет раскрыть индивидуальные художественные особенности произведения, но в даст возможность выявить фактор« его долголетия я причины его художественной значимости.

Одним яэ значимнх эпических жанров народного творчества является эпие, в частности, эпос "Гуруглл*.

Вопроса научной интерпретации эпоса, образной система сгжета, идейно-художественного содержания, мастерства сказителей наили свое отражение в исследовенчях и пу<* гик волях А.Н.Болдырева, й. С.Брагинского, КАмонова, Д.Обидова, С.Фатхуллаева, С.Амяковой, С.Норматовь

Эпос "ГЧ'ругли", как са^обытньй памятник эпического творчестве таджикского народа, давно привлекает внимание ученых, ко и по сей день остаются неизученными многие его идейно-художественные особенности. В частности, coвcev не исследована поэ'.'ика эпсса. Эти* и обусловлена актуальность темы наяего исследования.

Поэтика "Гуругли" - система сложная, ибо она во многой связана с древне-персидской и таджиксгой эпической традицией, сохраняя а образа*, сюжетах и художествен ^-изобразительных сгепствах архаические пласты устного нароцного творчества. Поэтому художественно-изобразительные средства эпоса должны изучаться в тесной :вязи с его идеРно-худс*ественным содержанием. При этом следует учитывать, что содержание эпоса прежде всего отражается в его сюжете. Это, в своп очередь, обязывает рассматривать художественно-изобразительные ецинида, в тесной связи с сгаетными ситуациями, мотивами, и определять их функции неразрывно с теыой произведения.

Эпитет в поэтике героического эпоса выполняет художественно-эстетическую Функцию, часто обусловленную сюжетной ситуацией. Эпитет в эпосе - ведущий стилистический прием, служащий для создания эпических образог, для раскрытия идейного смысла произведения.

Исследования ">пк ети в эпосе дают возможность раскрыть стиль героического эпоса и вообще -тути его ¡оэрития. Эти особенности целесообразно рассматривать лос{ вдством уетодики филологического анализа, связанной с споэтикой гщоса, -чтоб» в некоторой степени раскрыть художественные и идейные функции эпитета в "ГУругли" и расширить историко-сравнитель^ ное изучение фольклора.

Теоретическое и раггк.чсское эна 1рние диссертации. В данном исследовании впервые на обгирном материале, т.е. 120000 стихотворных строк, рассматриваются художественные функции эпитета, как средства изображения. 3 работе также исследованы некоторь*е проблемы гк г>ти> и таджикского эпоса. Осуществленное исследование дает возможность сопоставить произведение классической литература с неродным эпосом. Полученные результата г'1гут быть испольясэрнм для более полного исследован!:-» *Тур-

угли", а такжп его перевода на русский язык и на языки других ! '.чроцов; результаты исследования ?атже уогут быть использована при описании жакзово-поэтических особенностей таджикского фольклора. Основное положения работы иотут найти практическое применение щ л чтен-.-и спецкурсов на филологических факультетах в вузах Таджикистана и при написании глав учебников о народном эпосе и поэтике таджикского фольклора.

Объект исследования. 1'з многочисленных поэтических вариантов эпоса для анализа привлечены два варианта. Первый записан i 1949 году от сказителя 0пинт Шакара; он состоит из 12 дастанов (60.000 стихотворных строк'1. Это озша из первых записей "Гуругли". Предварительную анализ показал, что в поэтической структуре такого варианта явно сохранились архаические пласты устного поэтического творчества. Второй вариант сказителя Курбонали Раджаба, й№йщий. точно такой же объем, записан позднее, в 1961 году. В hcv преобладает элемент книжной традиции. Сравнительное изучение поэтитго-стилевой фактура обоих позволяет ощеделятъ Преломление одних и тех ;:е художественных средств' s различных вариантах эпоса, г-аписанных з разное врекя.

3 варианте О.тины Шакара отчетливо прослеживаются религиозные воззрения, тогда rtatt в варианте Курбснали Раджаба они наблюдается сравнительно реже.

На основе сюжетов этих вариантов эпоса ведется исследование в данной рабоТб.

Научная новизна работа. В диссертации впервые сделана попытка всестороннего изучеьия художественно-изобразительнкх средств эпоса "ГУругли". Для освещения систем* эпитетов впервые в таджикской фольклористике применяется анализ поэтической фактуры и npHew количественного анализа (выявления интенсивности и частностей^. Новизна работы заключается также в tov, что в ней впервые делается попытка изучения поэтики ~а-кого большого и интересного произведения таджикского н;.ро:шо-го творчества, как ТУругли", конкретно проветриваются стилевые и художественнее функции неболшой, но основной её фигуры - эпитета в сравнительно-количественное анализе разных вариантов.

Методологическую основу дисссртании составили диалектическое учение о культурном'наследии, искусстве, литературе и фольклоре. Автор использовал исследование' и научные вывода советских востоковедов и теоретиков-фольклористов А.Н.Весе-ловсхого, В.И.Ереминой, Ф.И.Буслаева, А.А.Потебни, М.Б.Храп-ченко, А.П.Евгенъевой, А.Н.Болдырева, И.С.Боагинского, Р.Амо-нсва, л. Т.Кор-оглы, Б.Тилавова.

Апробация габеты и публикации. План-просгзкт диссертации был обсужден и одобрен в секторе фольчлора МЖШ им.М.Горького Акапеь'ии наук СССР в 1985 гопу. По теме диссертации соискателей опубликоваю две статьи, общим объемом в 1,5 печатных листа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. *

В введении выявлена цель и задачи диссертации. Первая глава посвящена общему идейно-художественному анализу "ГУруг-.-и". Вторая глава - "Эпитет как средство создания образов" -освещает роль и особенности эпитета при создании образов в героическом ?посе.

В заключении приводятся результаты исследования. Пиблио-графия включает з себя перечень использован:шх научных трудов, а также обширную литературу о поэтике эпитета вообще, и об изучении эпоса "ГУругли" - в частности.

Первая глава. "Общая характеристика идейно-художествен-кнх особенностей эпоса "Гуругли" - посвящена изучении идейного содержания и особенностям художественной форм,! эпоса.

В этой главе рассматривается теоретические воззрения литературоведов, начиная с Ропуёьи и кончая Т.Эехни на эпитет, как на художественно-изобразительное средство.

"Гуругли", как народный героический эпос, распространен среди народов Средней Азии и Кавказа. Предполагается, что таджикский вариант "Гуругли" возник в конце ХУЛ начаче ХУШ века.

Главная идея "ГУруп и" - идея централизованного благополучного государства и справедливого властелина.

В представлении народа таковым может быть "султон" и по-

этоуу Гурутли называпт "Гуруглишо", т.е. шах. Защита родины, покоР, благоустройство и благополучие города Ча>;була составляют цель жизни Гуругл^иаха и его сына Агаза. Во иуя этой благородной цели они всегда готовы отразить нападения врагов н сражаться с ките беспощадно. Поэтог.у в "Гуруглк" воспеваются не только богатыри и их героические подвиги в сложнмс и остр« ситуациях,но и особо подчеркивается их постоянная готовность к любым исгол'анияу во благо Родинк.

Герои вобрали л себя представления и уечтьг народа. Главное »есто в "ГУругли" занижает представление народа о добре и зле. Своими корнями оно уходит в глубокую дреэность и берет свое начало из борьбы Света и Тьуы, Справедливости и Гнета, Добра и Зла, изображенных еще в "Авесте".

Следует отметить, что в "Гуругли" находит отражение и эволюция человеческого общества. Эпос дает представление о 'первобытном обществе и вогникновении сеуьи. Поэ№ "ГУругли" -подчеркивает Ауонов Р. - изображает непрерывную борьбу во дая создания и укрепления се^ьи. Эта особенность ярко проявляется с сауой первой поэун.'^ Опираясь на исследования эпосоведов В.М.Жирмунского и Х.И.Зарупова^, ученый определил рязличие »»зжду таджикским и узбекским эпосоу ТУругли". Напрхуер, он пишет: "3 узбекском эпосе первая поэма охватывает рождение, детство и юношество ГУругли, его женитьба дана в других поэмах, в частности - в поэме Цнуспари".*'

Анализируя некоторый особенности образов, к« зауечаеу, что высокие идеалн и великие цели выражаются соответственно особь/га художественным» средствам. Сейчас, когда другие жанры таджикского фольклора детально изучаются в количественных и эстетических аспектах, особенно отчетливо вырисовывается

^Ауонор Р. Сатлухан ("Гугугли" Достони бах;одурони Чаубули уастон. ч.т.ГУянда Рачабор К. - Душанбе, Нашриёти Давлатии Точ-н, 1962, СЛ5--6.

о

ЖкркунскяЯ В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский героический эпос. М.. 1977, С.194-210.

°Ауснов Р. Сврсухан. С.15-16.

■ - б -

необходимость исследования художественных свойств эпоса "Гур-угли". Ведь не осветив эту проблему, невозможно установить общее положение и богатство тацдигского фотьклора. ■

Ценность эпоса "Гуругли", как народного произведения, проявляется не только в его идейном содержании, но и в особенностях художественной формы, красочности, отштефо ванн ости языка.

В этой части, опираясь на существующие работы, автор попытался выделить характерные художеств ;нные особенности "ГУругли". В художественной структуре нарсдного эпоса очень важно выделить типологию его сюжета. Когда выяснена основная фабула эпоса, становится возможным определение вариативности сюжетных линий и в то же время мастетзства каждого сказителя в импровизации. То-есть, эпос предстает как динамичное, диалектическое произведение (что свидетельствует о природе жанра устного народного эпоса). По тем вариантам, которые легли в основу нашей работы (Одина Шакара и Курбонали Раджаба), выявляется следующее: "Гуругли", как и другие неродные эпосы, состоит из многочисленных дастанов. Квжчый начинается с зачина (в таджикском эпосе это называется "терма"). Она содержит от 60 до 100 стихотворных строк, представляя.собой предисловие к настану, в основном - рассуждение о жизни. После терт сказитель начинагт дастан, повывая голос. В "Гуругли* спжет концентрируется преимущественно вокруг одного из главных героев (1\ругли или Аваз) на протяжении всего эпоса. Сказитель в соответствии со сэоей фантазией и иаст(рством расоиряет события, что служит для совершенствования основного сшета, выпуклости и яркость от дельт,-х эпизодов.

"Гуругли" по своей структуре эпос романтико-героический, В нем переплетаются фантастическое и 'историческое, архаичное и новое, мифологическое и реалистическое. Такое переплетение, быстрая смена сккетс.1, их контрастнсзть, лаконичность обработки, - все это создает эмоциональную насыщенную атчосферу, а конкретность и образность создает впечатление, которое остч» ется в памяти слушателя.

Одна из основ ят>ру"ли" - стиль, постсроение композиции. 34» остановились на композиции го той причине, что в ней отражены многие характернее особенности "Гуругли" и их созвучие

с другими успга'и и шгсы.'стмуи произведениями таджикской лк-терат;';м. Каждая глава представляет сочой законченную поэму: собктяя, описанные г не£, отличаются с самого начала обострением, переплетениям.сложностью. Стиль напоминает композицию, свойственную таимкска? классической грозе '"Калила к Дкмна" или неродного романа "Хитрец Сг-мак"}. Вообще в поэмах народного эпоса много общего (конкретное начало и кониовка, заверсенность)с циклом поэм "Еахкаме" Фирпавси. Даже концовка, где приводятся шсли дидактического к философского характера, созвучна произведению Фирпвд:и.

Героический эпос "ГУругли* своим сюжетом тглже напоминает во многое (приключенческие характером и счастливые концом) народнке сказки, - что свидетельствует о единстве мышления народного творчества, его фантазии, его рааук-ых мечтах и надеждах .

В сютст произведения включен1» невероятные события, не всегда мс?.ко определить их место ! время. Особенно это наблюдается в таинственных и зол'чебнкх ситуациях 'рождение Г/руг-ли в могиле, пре»рай;е1п:е пеаусек в голубей, подвиги коней и т.п.1.

Е связи с проблемой поэтики и эпитета иеобходи;. о от\'е-тить один важнь'й момент. Понятие "эпитет" (тавсиф, сифат) в 1 Гуругли* можно толковать довольно пирокэ. Оно использовано сказителем как синоним рассказа, повествования, легенды и т.п.

Эпитет в эпосе вдетупает как заменитель, начальный ас»

пект, т.е. описание интересных и невероятных соб^ткй, величие и мешъ богатырей, а также очаровательных красавиц. Разбор 31 су-го составляет цель и содержанке следующей главк нашей диссертации.

Втс рая глава. "Эпитет как средство создания образов* -поевяще.:ч значимости эпитета в художественно-изобразительгсгх средствах эпоса и его влиянии на создание образа.

Эпитет - одно из основных изобразительных сретств поэти- ' ческой систем/ "Гуругли". Здесь уместко вспомнить слова А.К.Ве-селовского о том, что история эпитета есть история поэтичиско-

- б -

го стиля в сокращенном издании. Тогда значение эпитета в художественно-изобразительных средствах эпоса с точки зрения исторической поэтики становится очевидным» Веселовский рассматривал эпитет как важнейший элемент поэтического стиля, в истории которого получили отражение история поэтического сознания, принципы и метода художественного творчества.

Эпитет в эпосе имеет особую роль. Он лежит в основе воссоздания образа героя и его биографги. В тропах принято видеть своего рода элементарную модель художественной мысли.^ Вуесте с тем справедливо отмечается, чтс: "троп - это не только модель, а полноправный "большой" художественный образ".^ "Эпитет в образе, - говорит П.В.Палиевский - всего лишь единица художественной мысли, первый инструмент для создания образа. Эта элементарная модель служить для раскрытия образа, сюжета, идейного сшела всего произведения".

При художественном описании эпитет способствует конкретизации образа, позволяет воспринять его наиболее полно, красочно, объемно, при этом акцентируя внимание на основных качествах, свойствах предмета, содействуя его пониманию. Каждый нпродный эпос в своем герое прославляет мужество и благородство доблестного защитника народа, наделяя его огромной физической силой. В таджикско» эпосе ГУругли причисляется к лику святых. Его еще называют "падари бузурги махшар" -великий отец, воскресший из мер'тнх; "к,ибигох" - сторона, в которую обращаются мусульмане во ?ремл молитвы (почтительное обращение к ицуТ. Гуругли все свои силы, знания и мудрость употребляет на государственные дела. Все его качества воплощены в эпитетах: защитник бедных, гуманный, справедливый, уравновешенны^, большая гора, ве/икий отец.

Например:

Номи Чембул, - гуфтак у - чов пидьЛ Ягсна мулки серов будай,

%.В.Павиевский. Теория ли ературы. Основные проблем в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1902.- С.75

2Там же, С.78

Хоким, - гуфтай, - халупарвар, Гамхори хар цаландар будаП.

Имя Чамбула, - сказал он, - стало известно Она еда ственная страна полнородная, Ей правитель,-сказал он, - нароцолпбив, Заботится о каждом скитальце.

СК.Р., т.1, С.7Л1

Каждый эпитет, относящийся к отвлеченным понятиям, обретает осязаемую ¡илу. Например, эпитет "большая гора* имеет ».тожество признаков горы: твердо стоять, не склоняя головы; полны волнения, но внешне ежжойнн; охрг.нквт мир от набегов и войн. Все эти признаки заключены в пределах одного эпитета, который раскрывает образ поэтапно. •

Героический образ Гуругли , как мы уже отмечали, дан только в первом це.стане. Далее события развиваете 1 так, что до определенного момента повествователь не упоминает с богатырской мо.цн героя. Он гуманный правитель, но постепенно утрачивает свои качества, становясь нерешительным, а порой и недальновидным: верит врагам, тем самым подвергая страну опасности .

Сказитель не употребляет ни единого отрицательного эпитета по отношению к герою и не оправ питает его поступки. Однако слушатели улавливают отрицательные черты Гуругли, о чем свидетельствуют их возгласы и это записано собирателями. Так, например, Амонов Р. отмечает: "Слушатели выражали свое недовольство, громко выкрикивая "неблагодарным, подлым оказался зависимый правитель Чамбула", "Нет ума у этого Гуругли-султа-на". Таким образом, сказитель, не употргбляя отрицательных эпитетов, полгоцит слушателя к этой мысли. Недосказанность -одна из особенностей специфических национальных черт таджикского героического эпоса "Гуругли".

^Здесь и далее так обозначен текст схаэителя. Курбонали Раджа-ба. "Гуругли", т.1. - Дупанбе, 1962^

Аваз - сын ТУругли, рожденный от красивой пэри Ширыо (её еще называют АгащкинисЧ 3 эгосе каждый иыеет по два имени: основное не называют, чтобы темные силы не причинили этому человзку вроца. Аваз отличается редкой красотой и веселым нравом, благодаря чему пользуется боАызим успехом у красавиц. Эпический герой храбрец, богатырь, щедрый человек, гуляка. Эти качества способствовали возникновению образных эпитетов, характериэугцих его. Аваз, стоя во глав1 сорока воинов, зорко охран чет крепость Чамбул. Он »<ужгств )Y эн, справедлив и скгоуен. Но в отличик от сказочных богатырей с ¡¡х гиперболизированными чертами - у Аваза (особенно проявлено а чувствах по отношению к семье, в быту) обычный человеческий облик. Черты красота героя демонстрируются с novoujb» устойчивых эпитетов. У Аваза золотые кудри, высокий лоб, сросшиеся на переносице брови, большие глаза, он самый высокий и красивый в Кафе и КяПсаре (во всем rape).

Садкаи кулои сиуу чар,

аГ»РУи пайваст, зй доцар.

Папу я жертвзй ради твоей элатотканной шапки.

Сросшихся бровей, эй братец.

(О.Ш., т.ТУ, С.0456)1

В соответстгип со статистические анализом, привода* таблицу/ эпитетов Аваза.

Таблица I

АВАЗ

J? j Элитен героя i j Перевод | t Orjina! Курбон-! Кол-во ¡Иакар'али Ра-!зпите-! !г*лб <тов

I! 2 \ 3 ! 4 ! 5 t 6

I. Котг^ лзар златокудрый 0 41

Здесь и далее в тексте так обозначен вариант эпоса "Гуругли" с:<аз:1тсля Одина Шакала. Рукопись находится в фонде таджикского фольклора йм-та языка и литературы им.Руцаки АН РТ

I? ' 2 3 4 5 6

2. Тугён знаменосец 4 35 39

3. Сипо воин 14 ' 13 27

4. Кокулдор кудрявый л £ 22 24

5. Зур (эуроЕар'! ■ сильный 0 2 2

ягона зуровар силач из силачей - I I

б. Март и газар отважный ууя 22 0 22

7. Кокултилло златокудрый I 19 20

8. й'ери замон лев эпохи 6 13 19

9. Бахрдур богатырь 13 0 13

Ю.Турцор знаменосец 0 15 15

П.Додхол; идущий справедливости 8 ■ 0 8

12 ¡.Пахлавой силач 5 2 7

13.Сохибгазо непобедимый 4 2 б

14.Доно мудрый ' 2 3 5

15.Бегунох незинный 0 4 4

16.3урсултони Чамбул' стеаг.гай султан Чамбула 0 4 4

17.Нсзаник прекрасный 0 3 3

Г8.Хилалон разгадывающий хитрости 0 3 3

19.Хушруй красивый 0 3 3

20.Шердил .с львиным сердцем '(отважный) 0 2 2

21.Маету бехабар пьяный, пребывавший в неведении 0 2 2

22.Кухи калон больпая гора I 0 I

23.Бетвнчу дерд неуязвимый 0 I I

24.Гумчу ясновидящий I 0 I

25.Найзацор копьеносец I с Т

2б.Мард мужественный 0 I т

27.Далер отважный 0 т т

28.Сохибхунар (пурхунар) владеющий мастерством, виртуоз 0 3 3

29.Пурбарор выносливый, удачливый 0 1 I

ЗО.О^ил умный, мудруй 0 I I

"Г 2 3 4 5 б

31. Султош авлиё • \ святой султан I 0 I

32. Эрка изнеженный, ' избалованный I ' 0 I

33. Ккблагох, почтенный о 0 2

34. Номдори цуньё прославленный во всем мире I 0 I

35. Еайхи шаб зиндадрр духовный глаза, бодрствующий по ночам I 0 I

36. И^ввати дил сила, мощь сердца 0 I I

37. Эарринхамар ? золотым поясом I 0 • I

38. Айёр хитрый плут, лукавый 0 I I

39. Кацрдон энадвдй людям цену « 0 I I

Прм описании красоты Аваэа уотойчиры« эпитетом оказывав-» ется кокулзар ("златокудрый"), тульёй ("знаменосец*), сипо ("воин"), шери закон ("лгв эпох»*) и т.д.

Наиболее употребительные эритяты, которые исподьарзанн при описании Аваэа, сведены в особые матриц.

Выявив круг упо'реЗительдах впитотов и их сочетаний при списании в изображении основных гэроев (в ;;анном случае Ава-. эа), можно получит» сведения о составе V художественных ос о-, бенностях эпитетов в эпосе. Далее "первым шагом должен быть фактурный анализ выделяемых понятий и определений, которыми они характеризуются,., подлежит гыявить, какие понятия, качества и приметы выделяются с большей -настойчивостью или пользуются преимуществен!^ вниманием,«, причина же подлежат истек рико-поэтическоу об-ьясионию и остеклению*.*

Алиега А.Ш., Астафьева Л.А,, Гацак В,М,, Кирдан Б.П,, Пу. хов И.В. Опкт системно-аналитического исследования исторической поэтики народных песен. - В кн.: "Фольклор* Поэтическая система. (Отв.ред. А.И.Баландин, В.И.Гацад), Ч,, Наука, 19??.-0.5?.

показывает таблица» йЭ 40 эпитетов использованы они так: "кокулэар" (4Р, "ко^удцьр" (2:24\ "кокултилло" "тугдор" (0:15'*. "кочулк* (0:15), "нозаник" (0:31, "хубруй" (0,3), "кух!- кал о:-.* (I). К они не только характеризуют отдельные понятия, приметы или качества героя, а о/.повременно воплощают и отнойенйё народа к лгбимоьу богатырю и во многом объййНяйт его характер. Таким образом, в эпосе "Гуругли" эпитеты портрета й эТШтёт^ характера разделить очень трудно. Поясняют это смысл ИЛИ вывод.

Для сказителя народного 511 ос 8 важна не только внетняя красота и сила героя, а тйкже духовное богатство и человечность. Для описания необыкновенной силы героя эпоса (в данном случае А ваза) использованы распространённые среди народа эпитеты: тугьён, зур, марди газар, иер, ба^оцур, шердил, да-лер, пурбарор, номдори дунё и т.п.

Так же,, в образе Авага'преобладают эпитеты, объясняющие его харктер, нравствен: <ые качества. Например, "марди газар" -отважный муж, "додхо^" - правдоискатель, "доно" - уыннй, "бегунох," - невинный, "шердил" - отвалный, "ссхибхунарЗ виртуоз, "окил" - мудрый, "лок" - честный и т.п. Все эти три группы (эпитеты портрета, силы и характера) представляется - обобщающей форме, создавая идеальный к в то же время просто человечный образ Аваза.

Сравнительный анализ показывает, что богатырские деяния носят типовой характер и в совокупности своей дают полную картину эпической истории.

Эпитет в "ГУругли" тоже подчинен этой задаче. Примером это^у могут служить сбоазы сыновей Аваза Нурали и Шерали, то есть эпитеты, использованные при их списании. Дополняя и совершенствуя образ Аваза, они одновременно символизируют продолжение рода неродных богат;¿рей. Его дети унеследовали красоту и добропорядочность отца и с самого детства проявляют богатрыские свойства.

Следует отметить, что в эпосе полнее описан Нурали. Формируя свой характер, он преодолевает гбман и коварство врага ' (Ахмад), выдерживает жестокие битвы, г. предстает перед слушателями красивым и смелым богатырем. Тагим образом в "ГУругли" происходит борьба двух противоположных сил - добра и зла.

Поэтому при определении значения отпета необходимо' опираться не только на примеры положительных образов, та к как" картина не будет вырисовываться полно и ясно.

Больше того, именно в борьбе с внутренними и внешними врагами за благополучие Чамбула проявляются героические черты положительных персонажей. В связи с тем, что в эпосе изображения даются с гиперболическим уклоном и враги тоже часто списываются сверхестественныуи (подземными, надземными и небесными), то сказители,для их описания, пользуются особыми эт:тета*-к. Но наряду с другими художеств иными средствами эпчтет играет большую роль в раскрытии нечеловеческой, жестокой, варварской сущности отрицательных персонажей, также выражает и отношении самого народа к силам зла. Среди отрицательных образов особенно выделяется Ахмад. Чванливость Ахмада, приводящая его к низости и коварству, выражены в эпосе соответствующими образу эпитетами: "папйрлаънат" - проклятый отцом, "расво" - опозоренный, "кофар" - богоотступник, "мур-дор" - поганый, "русиё" - осргл/ленный, ."золиу" - жестокий, "вайтон* - черт, дьявол и т.п.

«то же касается внешних врагов, к ни» относятся прави-тает кругах стран Ормонво, Кот и ля о, Глфлои, Лайдаку р. Приуе-«атея&нс, что даже их имена названы отрицательными эпитетами * v раскрывают характер этих правителей. Cm обозначают: лоботряс, палач, дворняг 1. Также к hvm применяются такие общие эпитеты: дракск, тиран, жестоки!- враг, сл»Зоумный, деспот, хитрый, из пурисгс рода, от дурногс отци, подлый, собака и "т.д.

Анализ ps.ra эпитета в изображении персонажей "Гуру г ли" будет не полш^, если не описать богатырей и их боевые доспехи. Приведет перечень доспехов с эпическими характеристиками, принадлежащих Аваэу: "гурзи ганги" - боевая дубинка, "гурзи ^афтодмана" - публика в сем!,есят манов, "теги хинпу* -индийский меч, "иайзаи сузон" - раскаленное копье, "найзаи мармар" - мраморное копье и т.п.

Эпитет "найзаи мармар" (мраморное копье) употребляется для передачи оттетм твердости копья героя. Герой эпоса готов к лхбьгм испытаниях": он скктается, голодает, умирает от п:хш, годами сидит i заточении, но gee равно достигает цели.

В эпосе детально списывается защитная одежда воина, идущего на битву. Сказитель использует здесь разнообразные эпитеты: стальной тле»; богатырский пояс; грудь, прикрытая мраморным камнем (caifa грудь уподобляется мрамором, а не прикрывается); сапоги на тактое высотах каблуках, что под ними без труда пролетит голубь; кдоень терпения на груди; пояс странника (футаи муссфир).

Здесь уместно привести шсказнваняе В.Н.Путилова: "В основе своей богатырская гала состоит из трех величин: возможности самого богатыря, особенных качеств его коня и чу-д(у-сных сгойств его оружия. ^

Эпическая судьба героя, в частности Аваза, в дальнейшем связано с богатырские конем (Зайкулкирсм, Еулкиром и Гулмбоц). Перец начало» боя, кроме снаряжения, Аваз требует хорошего тгсня. Конь - верны!* спутник богатыря - вместе с ним, пережигает его удачу и reyдачу. Эпический образ - крылатый, сильный, умньгС, верный (бощго, зур, ак/цср, вафодор). От его ловкости ir находчивости зависит жизнь богатыря, а нередко и исход боя. Описание коня по эмоциональности и экспрессии ни уступает восхвалению возлюбленной в восточном эпосе. Важную'роль в Туругли" играют и клачта, которггми наделены кони. В них тонко вьфзжеяа воспринятая от традиционного поэтического образа змблематичностъ. Тахл* - прозвище коня легендарного Рустами. Все черте, которыми наделил его "Тирдаяси, присущ и коню Аваза. Кличка Зайналки! часто встрс-'астся в сокращенном виде -Кир; это означает и острие и игно »ен-лс, и всроную масть. А ез;е т/ште> понятия, как "скала*, "гора", что метафорически гг/ражает стойкость, незыблемость. Тчкжс в эпосе наиболее часто употребляются такие опитетн как "крылатый", "быстроногий", "утренний ветер",."животное" и т.д.

Следовательно, в цаетанах эпитет играет важную роль при создании образа. Уенокие образы н героическом эпосе занимают, за*'етноо место. Они совершает jaTHwe подвиги, не уступая ни в '-ем мужчинам. Таковы, з частное1! и, Ширмо - жена Гуруг-ли и

Путилов В.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. - Л.: Наука, 1976. - С.68.

Каракуз - жона Аваза. Вехами насаждалось представление о иен-щине как принадлежности мужа, укрршающе? его дом. Но в эпосе жейщина описывается полноправным человеком. Она на равне с мужчиной участвует во всех сферах жизни, вплоть до военных походов. Существенная отличительная черта героического : "лра-облих героини. Её характерные приметы выражены э таких эпитетах: черные глаза, нежный стан, муравьиная талия, грациозная куропатка, терпеливая, умная, бесценная. Образ луны служит для изображения идеальной красоты героини. Именно на че-' тырнадцатай день луна очень яркая. И вот именно в этот момент она сравнивается с лицом, символизируя совершенную красоту. Глаза - одна из самых важных деталей красоты героини, представляют собой облик возлюбленной. Существуют множество эпитетов для развернутого описания женских глаз. Благодаря этому многое открывается в характере героинь, оживляет их образ: "черный" (сиёх), "темные" (бе. ор), "хмельные" (хумор) и т.д. Эпитет "Ьмеише" применительно г глазам позволяет не только . зримо представит! внутренний мир героини (ее мудрогть и хитрость), но я по псей видимости, прямо связан с образом змеи, ксторую'на Востоке принято считать мудрой. Говоря о красоте героини, сказитель уделяет особое внимание её губам. Наиболее характерные и часто повторяющиеся здесь эпитеты: "сладкие", "медовые", "сахарные", "фисташковые" (ширинэабону, кан-дуасал). В образной системе эпоса гесьма употребителен эпитет "муравьиная талия" (мурчамиён). Сназитель обращает внимание на внешнюю красоту, на телосложение.

Наряду с традиционным! критериями описания внешней красоты в "ГУтугли" ррскрнваеТся внутренний мир героини, в котором главной чертой является Преданность народным обычаям и ' традициям. Однако не мало уделяется внимания и портргту женщин, их нарядам, украиенйяЬ" V Макияз^г героинь. Например, о платьях говорится: "Сога^Оё'* (киматбахо), "бархатное* (бахмал); . о платках: "кашмирский* (каШРврй), "прозрачный" (харир) и т.д. А.женская красота под'чёрййЬпётся такими эпитетами: "лицо молодого.месяца* (мо^и хнпол)» "стан её муравьиный" (мурчамиён), "брови - лук весов* м тд>

Иэ выше приведенной йр'Мгёра явствует, что сказитель по-своему изображает лортрё** е?ёрёлсь найти нужное, зримое и

эмоциональное слово - эпитет, показывающее красоту.

Можно констатировать, что подобное традиционное изображение положительных героинь наблвдаето?! у обоих сказителей. Во многом объясняет своеобразие женских персонажей нижеследующая частотная таблица эпитета,

Таблица 2

ЭПИТЕТЫ ОБРАЗА ЩРЩ

Зпите'гы 1 Перевод ГСказители >

_' ___ ! Т?~„'Ж. 1 К.Р. ?_

I !_2_ » 3 " 1 4 ! 5 ! 6

1. Мохи тобон

2. Чолдо^

3. Мурчамиён

4. Нзвдаи хурмо

5. Мс^и анвар

6. Хубруи ойчон

7. Хубруи дунё

8. Ачоиб®

9. _Кади ноз£К_

10.Ери чон

Хт.Нохи шаби чордахум

12.Мохи мунавяар

?3,Моти шаби тор

14,Бар'но

I6,|e6ajo_ Т?.Хилдга|>.

18.ffiim»H3a6o{j

19. ^^наввар

20.Боакл

21.Рохати чон

22 .Барги_гул

23,Гудгунча ~

24.Кабкихуарафтор

сияглая .чунд 14 0 14

с косичками 8 0 8

с муравьиной талией 8 0 8

финиковый ростоя 6 0 6

светящаяся луна 4 0 4

красивая госпожа I 2 3

красавица мира 2 0 2

удивительная Î 2 3

нежный стан I 0 I

милая подруг« I 0 I

четырназдатидневная дут I 0 I

ясный месяц 0 I I

месяц темной ночи I • 0 I

юная Ï 0 I

красивая Q I I

бесценная 1 0" I

лукавая Î 0

ширинзабон I 0 I

озаряющая т 0 I

умная X I

блаженство (отрада) дули I 0 I

лепесток цветка î 0 I

бутон I 0 т X

грациозная куропатка - I 0' . I

- 1В .-

т? 3 4 5 б

25. Зинати^с^бум^ мое милое украшение I 0 I

26. .Пасти нозук некныэ руки 0 I ■

2?. Чашмк сиёх чсоные глаза I 0 I

28. Чашми ь'ор змеиные глаза I 0 I

29. _Аб_£уЯ_сиёх__ черные брови I 0 I

30. _Хо_ли _мушки_н _ мускусная родинка I 0 I

31. ГУл цветок I 0 I

32. Ойчон госпожа I 0 I

Чтобы яснее представить значение эпитета п эпосе "Гуруг-ли?(особенно в описании жзнских образов^, № разделили их на три группы (примеры из таблицы).

I. Эпитеты, характеризующие общие свойства, в таблице они подчеркнуты прямой чертой {_).

П. Эпитеты, объясняющие детали, обозначенные пунктирной чертой,{___).

Ш. Эпитеты, изображающие оценивающий характер, обозначены волнистой чертой

Подсчет показывает: в основном, все три группы занимают в эпосе равное число мест. Это говорит о том, что для сказителей при изображении женщин одинаково были важны как общие, так и отдельные детали женской красоты (особенно у положительных героинь). Такова закономерность эпосе.

При геем равновесии этих трех типов эпитета, в таблице, однако, преобладает первый. Это связано, прежде всего, с природой эпического гроизведениг., сосредоточивающего внимание на общей характеристике человека.

Что касается сказителе?, то,воспевая женщин,оба они обычно придерживается традиционных средств. Но не исключен и индивидуальной их подход к теме.

Например, у Одины Шакара это эпитет "мохитобон", а у Курбонали Раджаба "о чон* и "гул". Это говорит о том, что первый более склонен к общим эпитета«, а второй продпочита-

ет конкретные изображения.

У Шакара больше эпитетов, характеризующих духовный тер героинь. Но в одном сни перекликаются: оба пылко воспевают внешнюю красоту женщин, их стойкость и верность. Это свидетельствует о традиционном уважении таджикского нярода к женщине.

Поэтому, просто и доступно выражены идеи единства человека и природа. В таджикском народно»' опссе господствует культ цветов. Это проявляется и в народной антропонимике, где наделение женщин ^1веточнм»'и" именами занимает едва ли не первое место: Заргогул, Аноргул, Еаргигул, -'¿ахтовгул, Гулшароб и т.п. 3 обращении народа к цветам сказывается его тонкое ошушенио прекрасного в природе, эстетический вкус, внутренняя культура. Игеты - постоянные эпитеты при описании женской красоты. Эти функции исполняет и эпитет ".туна". венская красота сравнивается с красотой нечного светила. Этс тоже постоянный эпитет, jtax явствует хотя бы из вышеприведенной таблицы.

Анализируя дастгшн, можно заключить, сказители пироко использзвали такие художественно-изобразительные средства, как эпитеты, для раскрытия внеснего облика и внутреннего rapa главных героев эпоса.

Один из необходимых компонентов создания художественного образа, его психологической и эмоциональной характеристики -цветообозначение. Посредством цветовых эпитетов раскрываются главные образы, а тгкже выявляется отнонение сказителя я этому герою. Один и тот же цвет в эаписимости от обстоятельств может, быть приятным или неприя'.чшм, привлекательным или отталкивающим. Эпитет индивидуализир.\ет рясуетЯ образ. Гак, например, в изображении портрета Ширмох эпитет "черный" в сочетании со словам глаза, волосы, брови - песет оценочное значение "крвеигый". Но когда изображаются враги, такие как Ахмзд, Ссуф - этот же эпитет в сочетании со словами: лицо, . нуга и сердце - означает: грепннй, злой4, опозоренный.

Для иллюстрации многозначности эпитета в таджикском зпссе приводим Tfблину, составленную по принципу частотности употребления эпитета "черный" п различных вариантах записи "Гуругди".

Таблица 3

Группа!Определяемое 'Кол-во эпитетов ! Значение ¡каждого вариант,

'Кол-во | знйче-

1 I-------- 1 jo.ni. К.Р. |всего 1

I. Земля 14 14 28 Цвет, печаль,не- 9

приятность.тяже-

лое состояние,

смерть, опозорен-

ный, го,ре, низ

2. Лицо 8 7 16 Цвет, печаль, 10

грешней, нечисто-

плотный, опозорен-

ный, проклятие.

клятва

3. Дум ' 4 5 9 Цвет, опасность, б

мрак, печаль; мно-

• жество.

4. Сердце 4 4 О Печаль, горе, непри-

ятность б

5. Кровь 2 5 7 Обида, злость, 3

злопамятный, цвет,

несчастье, смерть

6. Глаза 4 I 5 цвет, красота, 5

блеск, обояние,

размер

7. Замок ' 4 0 4 печаль, горе,боль 2

8. Одежда I 3 4 траур» бедность 2

9. День 2 I 3 несчастье^ траур, 4

горе, печаль

10. Сеть 0 3 3 цвет, ловупка 2

II. Ночь 2 0 2 мрак, печаль, 3

горе

12. Сковородка г О л злость, печаль, 3

горе

13. Солдаты 0 2 2 множество Т

14. Брови 2 О

15. Судьба, вода, грош,

тень б 4 10 страшный, низкий, обида, 10

тоска, бедаость

Всего 100 эпитетов, 66 значений.

0 чем говорит эта таблица? Прежде всего 100 эпитетов, выбранных нами из 2 рариантоа "Гуругли", имеют 66 значений; в свою очередь, эти значения имеют много различных оттенков. Наибольшее*исло эпитетов "сиё^" (черный) составляет: а) смер.'ь и захоронение - 18; б) горе и печаль - 17; в) нечистоплотность, обман - 10. Меньшее количество значений - красота (глаза, брови, родинки). Анализируя дастяни двух сказителей, можно заключить: эпитот "черный" встречается чаще, чем другие цветовые эпитеты. Это можно объяснить тем, что в героическом эпосе нередко списнвоется война, поле битвы, земля, кровь. Сопоставление вариантов показало, что некоторое эпитеты очень часто употребляются у одного сказителя и отсутствуют у другого. Например, у Курбонали Рапдаба нет эпитета "черный" в сочетании "черный эамск" (лицо"), "черная скочород-ка" (ярость героя), "черный дождь" 'беда), а у Одннн Иакара нет словосочетаний "черная сетка", "черная свадьба", "черный слепец". Это можно объяснить тем, что Курболали напел эпос позже и ого словарный запас характеризуется новыми словами и словосочетаниями.

Вариант О.Шакара записан раньше. Эпитетн у него образнее. 0><и часто использованы в переносном смысле и очень редко -в прямом. Так, "черный гым" он применяет для обозначения таких понятий, как количество, опасность, печаль, а у К.Раджа-ба "черный дым" имеет только прямой с иге л: черный днм на поле боя, из ружья, из кальяна и т.п. Таким образом, наблюдения над эпитетом позволяют раскрыть индивидуальное поэтйческое

творчество каждого из сказителей героического эпоса "Гуругли". Следовательно, многогранность трактовки эпитета "черный" объясняется его способностью сочетаться с большим количеством слов, делая образ ярким, зримым, как бы осязаемым. Каждое словосочетание отличается богатством смысловых оттенког.. Этим и определяется самобытность и национальная специфика эпического творчества. В "Гуругли" эпитет несет большую эмоционально-смысловую нагрузку. На примере лишь одного эпитета мы попытались проследить рапнообразие его значений и оттенков вплоть до использования'гиперболгческих оборотах, по сравнению с первоначальным основным обозначение.'« цвета.

Изучая особенности 'таджикского эпоса, связаннне с исторической жизнью народа, мы видим, что эпитет "черный" служит не только для опксения облики, но и выполняет роль оценочно? характеристики. В "Гуругли" он употреблгэтся довольно часто. . Подобная частота возможна па очет емкой сем.чнтики: несмотря на частое обращение к ие:у, не сознается ощущения повтора а а счет постоянного образного перевоплощения этого эпитета.. Он подчеркивает различные стороны предметов и явлений (зрительную, эмоциональную, психологическую и другие). Употребление эпитета "черный" в том виде, в каком pro запечатлело эпическое сознание народа, представчяет собой многовековую традицию, сохраняемую до сегоднятрзго дня.

Красный цвет t "Гуругли" выражен двумя словам! "сурх" (красный) и "алвон" (алый). "Сурх" - постоянный эпитет лица. Языком цвета выражены нр»вствонш8 и эстетический идеал эпоса. Человек с красным лицом - чесный добрый, ею облик противопоставлен черном;- лицу отрицательного героя - лживого, опозоренного и низкого.

Образное и поэтическое огшсление слова "cvpy" с ore . различными оттенками обнаруживает много значениП:

1. прямое - в сочетании со словами: флаг, трон

2. переносное - we-ст.чый, добрый, достойдай (в сочетании

СО СЛОВОМ ЛИП

3. переносное - эвук и температура (в сочетании со словами сабля, мэч).

Эпитет "сурх" в различных словосочетаниях определяет не

«

только и не столько внешний признак (цвет), сколько вбирает в себя гораздо больше? служит обобщением конкретных свойств изображаемых предметов, характеризует внутренний мир, нрав и достоинство человека,

Эпитеты ■» не только сопоставление цвета с явлениями природы, с предметами; это более сложшй тип образного мышления, метких находок и глубоких раздууий над фактами.

Проделанный аналио цветовых эпитетов Туругли" показывает, что эпитет способствует раскрытию образа и с внешней, и с внутренней, психологической стороны, которые в каждом случае демонстрируют новые и новые оттенки образа. То есть, цветовые зпитетн эпоса показывают своеобразие восприятия мира в поэзии, глубоко связанное с социально-эстетическими принципами художника слова.

Из анализа художественной фунтоии эпитета эпоса Туругли" вытэкает, что он создан на основе собственньх фольклорных традиций, и является оригинальным произведением со специфически-национальным;! свойствами.

Всестороннее изучение идейного содержания и художественной формы эпоса "Гуругли" позволит раскрыть многие аспекты художественного мыяления народа.

' В художественнс-изобразительной системе эпоса важна роль эпитега, который по своей функции служит для выявления героического пуха эпоса. Вопрос об эпитетах не отделим от вопроса о раэвутии эпического стиля, В гпитетах запечатлены важные тенденции развития самого эпосп, что аире художествекно-"о сознания народа,

Анализ псказат, что большинство эпитетов являются идеографическими, они содержат уточнения, конкретизируя те или ин-те понятия, мы выделяем 8 тематических групп:

Г) обозначасщих цгет - •сурх* (красный), "сафед" (белый), "алъфарон* (желтый), (черный)

2) обозначающих размер - "нух,и калон" (большая гора), ""еви каддуроз" (длинный дов), "бв'-аи калагавс" (большеголо-

вый мальчик)

3) обозначающих возраст - "гудак" (ребенок), "'1авоне (юноша), "муРсафед" (белобороды!»), "кухднсол" (старей), "пир" (стары?)

4) материал из которого сделаны предметы - "саниуки пу-лоди* (стальной сундук), "чалаи толок" (золотое кольце), "наъли гухар" (драгоценные подковы), "чахлуки зумрац" (изумрудная накидка для коня)

5) отмечающих силу (слабость) - "зур" (сильный), "ним-чон" (полуживой, слабый), "сакт* С твердый), "нозук" (нежный),

6) обозначающих признаки предметов, воспринимаемые обонянием - "оби ширин" (сладкая вода), "оби щур" (соленая вода), "обк талх" (горькая вода), .

7) характеризующих предметы к явления во времени -"рузи равшан" (днем), "дами ^убх". (раннее утро), "гули булула-ки су^арим" (утренний мой цветочек), "мохи иаби чорда^" (че-тьфнадцетидневная луна)

8) хауактеризую!цие предметы в какой местности были изготовлены - "собуни ироци" (иракское мыло), "кавши булгор" (бул-гарские башмаки), "тоги хкнднг (индийский меч), "найзаи зьраф-шони" (эарафпанское копье*.

Зледует отметить, что эпитет в эпосе "ГУругли" более или менее приобрел в себе все эти качества. Но его индивидуальные особенности заметно выделены. Одной из важнейших функций эпитета является выявление внутреннего мира через внешность героев. В подобном случае эпитет приобретает характерологическую функцию. И, что особенно в эпосе, то что в нем оссбое место занимает изобретение внешности и во всем многообразии физических особенностей, костюма, туалета и др. обязательно подчеркивается внутренний, духенный мир героя. Надо особо ответить, что внешнее и внутреннее в эпосе связано непосредственно - грубые и привлекзгелькые портреты являются приметами плохих и хороших образов. И это является одной из особенностей поэтического видения народа.

Один из признаков эпитета - очеловечивание качества, т.е. соотнесение их к животным (например,коня). Конь в эпосе "Гуругли" дан в качестве непосредственного образа. Он ке только изображен как племенной, сильный, красивый, быстрый, но и как часть самого богатыря. Конь имеет немаю человеческих качеств и как человек верен своему хозяину.- заботлив и может уберечь от беды. Поэтому, портрет коня, его характер, выражены удивительным! опитета?.'« ("хуталочрз" - добрый, "га-лагузар" - обгоняющий стадо, "кир" - острие, "бодпо" - ветро-ногий, стремительный).

В опссе "Гуругли" -гитет даеет две основные функции: I) оценочную и образно-характеристическую.

1) эпитет *сохибхунар" (виртуоз) поддерживает сильное одиночное значение эпитета, а также подчеркивает выдающиеся качества своего объекта, что достигается с помощью первой части композита "сохиб" и выражает ьравственное отнопение сказителя к образам и предметам

2) образно-характеристическая функция эпитета берет на себя основную тяжесть конструирования образа из элементов сказочной и мифологической образности "исми Кашмир" (иаямирс-кое заклинание), "исми аъзам"(великое заклинание), "исми чо-цу" (наука колдовства), "пари" (пэри). В этих эпитетах наблюдается приоритет традиционно-мифологических фору мышления, философское учение, художественная оценка народа.

Итак, стало изгестно:

1. В поэтической системе ппосп "Гуругли" эпитеты являются од'им из гажных компонентов. Только в изображении образов в эпосе мы можем проследить какую впл.ную идейно-художественную функцию выполняет эпитет. •

2. Настало вр-эмя, когда надо изучать эпитет с точки зрения синтаксиса, состава строения, структуры (эпитет времени,, ве.гга).

3. Бели эпитет будет исследоган в зависимости от мастер-стза сказителя, то еще многие неповторимые его качества могут быть раскрыты.

4. Также следует изучить роль эпитета в ¡других фольклор-', ных жанрах - сказках, героических ска.-здиях, лирических жанрах, гае эпитеты применены при описании как отрицательних, так и положительных героев.

5. Анализ эпоса "Гуругли" подводит нас к следуиц^у выводу, что поэтическое сравнение этого эпоса с одноимеиими эпосами других народов позволяет выяснить связи и оригинальность этого произведения.

6. Сравнение эпитета а другими фольклорными жанрами классической литературы даст возможности выявить единое художественное эмоциональное национальное мышление таджикского народа.

7. В конце, анализ эпитетов подводит нас к мысли, что время изучения поэтики эпоса, в частности эпоса "Гуругли" настало и каждая поэтическая фигура в отдельчости и его поэтика в общности требует детального анализа (изучения).

Эпос "ГУругли" занимает важное место в жизнк таджикского народа. Велика роль его е таджикском фольклоре, а также он не заменим для самоутверждения таджиков. Словом, эпос позволяет выявить особенности таджикского народа.

Главное то, что сегоднал внимание к неродному эпосу, в частности, таджикского наропа, не уменьшается. Свидетельство сказанному то, что русский перевод "Гуругли" очень быстро был раскуплен. Переводы на другие языки, в том числе и н! иностранные, еще впереди. Например, французские ученые Стефан Дуд-вонье, который побывал в Таджикистане, высказался: "... Ш с востоковедом Ванцс?к Ашардостони Марцуми перевели "ГУругли" с таджикского ни французский и мы везем эту работу на свое родину".1

Общечеловеческая ценность народного эпоса в том числе.

■ ^Стефан Дупупньён. Гоч^кистонро ба Фаронса мебаре>'" (Точи-кистони Совети, 1989, 9 игль)

эпоса "Гуругли" нас обязывает больпе уделять внимания на всестороннее его изучение. Так как он может играть огромную роль в эстетическом воспитании людей, увидеть в нем себя и воспитывать в пухе патриотизма и героизма.

В заключении диссертации даются обобщающие вывода.

Основное содержание диссертации изложено в следующих работах:

1. Фольклористика. Семантика эпитета "сиёх" (черный) в эпосе "Гуругли". Дуианбе, Известия АН Таджикистана, серия: востоковедение, история, филология; 3 1-19вЗг. _

2. Эпитет как особое средство создания образа в эпосе "Гуругли". АН Таджикистана, Армугсн (вопроса таджикской филологии). Душанбе, г.